автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Вокальные традиции североиндийской классической (хундустани) музыки: вопросы генезиса и динамики становления
Полный текст автореферата диссертации по теме "Вокальные традиции североиндийской классической (хундустани) музыки: вопросы генезиса и динамики становления"
9 0 '/ 0
ЛИТОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ
На правах рукописи
ГОРОХОВИК ЕЛЕНА МАРАТОВНА
УДК 78.03 ББК Щ 310 г. 0/2
ВОКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ СЕВЕРОИНДИЙСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ (ХИНДУСТАНИ) МУЗЫКИ: ВОПРОСЫ ГЕНЕЗИСА И ДИНАМИКИ СТАНОВЛЕНИЯ
17.00.02 - Музыкальное искусство
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
ВИЛЬНЮС-1990
Работа выполнена в Московской государственной двакды ордена Ленина консерватории им. П, И."Чайковского Кгфедра-ястории зарубежной музыки
Научный руководитель - кандидат искусствоведения,
доцент Дк. К. Михайлов Официальные оппоненты - доктор филологических наук»
профессор Н. М. Сазанова кандидат искусствоведения, • профессор Л. Т. Нормегт Ведущая организация - Азербайджанская государственная
ордена Трудового Красного знамени консерватория им, Узеира Гаджибекова
Защита состоится " 22 " Февраля 1990 г. в 14 часов на заседании регионального специализированного совета К 092.12.0 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата искусствоведения Литовской консерватория/232600, Вильнюс, 1СП, пр. Гедимино, 42/.
С диссертацией москно ознакомиться в библиотеке Литовской консерватории.
Авторе$ерат разослан " 'Т 11 января 1990 г. .
Ученый секретарь специализированного регионального совета, кандидат искусствоведения, ,-■"'^2/
доцент
й.й. Бруверис
/
^ iL
'едает исследования. Настоящая работа посвящена исследо-
ОБЩДЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОШ
ванта вокальных традиций североиндийской (хиндустани) классичес-
кой ыузшш, которые рассматриваются в единство всех составляющих пх сопаокультургаи, фялософско-эстетических, музыкально-теоретических аспектов л предст'"лены как явления, характеризующие особенности развития а функционирования всей североиндийсяой музыкальной культуры. .
ОЗьект исследования. Обращение в качестве объекта исследования к-классической вокальной музыке севера Индостана обусловлено выделенностью музыки хиндустани в особую ветвь музыкального искусства субкоятинепта, что связано со спецификой североиядийскоЛ общекультурпой традиции в целом. Ц/зыка хиндустани обладает как высокоразвитыми вокальными, так и ипс трум е а та л ь ними традициями, однако именно вокальная музыка, имеющая здесь практически трехты-сячеяетгаго историю, в значительной мере отражает динамику становления музыкальной культуры не только региона, но и всего субкоя-типенгз. Еаесте с тем, в поле рассмотрения попадав*' пе вся вокальная музыка .севера, а лишь классический ее слой, характеризующийся, оогласно определгтлям советских исследователей, достаточно ранним формированием фундаментальных принципов ладспел одического и метроритмического развертывания, закреплением пх в развитой ученой традиции, а такке существованием специфических социальных институтов, регулирующих отношения меяду музыкантами в рамках традиции и обеспечивашщх сохранность и преемстзенность ее репертуара.
Цель и задачи исследования. В процессе исследования основное внимание уделяется выявлению взаимосвязи Есех компонентов, составляющих сясзш! механизм традиций; прослеживается псторико-сспиальная перспектива, определяветя го всо периост истории индийской культура формирование ее тгшноятно-сущпостшх и внешне-
конструктивных особенностей. Анализируется философско-зстетичео-кая основа северокщщйского вокального искусства, обусдовдивао-щая высокую степень концептуализации всех его компонентов: от космологических теорий, связывающих воедино эвук и окрукаший Шф, до таких "строительных" элементов музыки, как музыкальные тоны п микротоны. Главной целью работы, которой автор стремился достигнуть на основе решения излогенных выше задач, стало выявление специфики формирования и функционирования муаыкально-куль-туриой традиции в североиндийской классической музыке и выстраивание подели взаимной корреляшш традиций, что позволило бы во многом приблизиться к пониманию глубинных закономерностей развития изучаемой культуры. ■
Актуальность темы, Цроблема формирования научного подхода к кзученюэ музыкальных культур гдаюазиагского субконтинента, в том числе - индийской, представляется весьма актуальной для советской музыкальной науки. В последние году музыковеды равных профилей проявляют большой интерес к отдельным аспектам, специфически присущим данной культуре, испытывая объективную необходимость в углублении знания по этим вопросам. Укрепление научной базы и расширение тематики исследований в области музыкальной индологии имело бы важное значение и для советской индологической науки в ц&-лом, которая, плодотворно развиваясь в таких направлениях, как языкознание и литературоведение, этнография, история, практически не включает еще сегодня в сферу своих научных интересов музыку, заметно сужая тем самым свои научно-ийследовательские горизонты.
Необходимость дальнейшей активизации цузыкально-индологичес-ких исследований у нас £ стране обусловлена также в больвой степени интересом к музыкальной культуре Шдкк как к одной из наиболее значительных и ярких культур мира, возрастающим с каждым го-
дом среди деятелей'музыкального зскусотва'и любителей музыки. Вэ-боты, выходящие в свет по данной проблематике, имеют з этом случае не только и до столько информативное назначение, по главным образом способствуют верной ориентации в слогиой, многослойной п исторически неоднородной картине музыкальной жизни субконтинента, что в конечном итоге предотвращает искапенное толкование ее основ.
Научная новизна исследования определяется предметом исследования, его целями п задачами. Данная работа - один из первых опытов активного использования принципов, развитых советской индологией, в музыковедческом исследовании. Региональпо-цивилизаш-онннй подход, ставший одним из определяющих в работе, позволяет рассматривать традицию в музыке хиндустани как феномен культуры, обладающий системной 'природой, исторически развивающийся и взаи-модействугщиА в процесса эволюции лап с внутренними явлениями, так л с элементами культур, принадлезгащих иным цивилизациям.
Подобный подход способствовал определению специфики я динамики развития традиции, уточнению функций, которые сна выполняет в культуре, обеспечивая организацию аудитории сообразно выработанным в ее пределах этико-эстетическим нормам, а такге формпрова-нио духовного идеала, которому представители данной традиции следовали на всем протяжении ее развития и которым был продактовап шбор строго определенного типа образности, сюкетикн, средств выразительности и композиционных принципов, свойственных произведениям, создаваемым в ее рамках. Отмечается такзв и то, что традиция била в овоя очередь обусловлена социальным составом аудитории, так кал складывалась з социально, конфессионально различных сдоях индийского общества, эстетические запросы представителей которых формировали репертуар, диктовали отбор оредств выразительности, соответствовавших данным запросам.
Eco ote черти, херактеризувдяа особенности, присущие иузы-иальаой традиции, позволяют говорить о ней как об одосу es уни-херсальиых впутрикультурных факторов, поэвояквдкх гувнкальноД культуре хиндустани избегнуть вщирепней нестабильности, неустойчивости и напротив, - сохранить неизменность свопзс осцовопо'лэгогь е32 принципов на протяжении длительной истории развития.
Методологическая основа диссертации, ОбщоЛ методологической основой работы явшштся марксистско-ленинские пршпшпы Еоеоторса-пого анализа предмета исследования п обьектпваой исторической его оценки. ,
Запиши ыэтодологическнии полоклшяыи, пи которых опирался , автор, стали разработанные в советской культурологии в отцогра- > феи н изложенные в трудах Ю.^эоудея, Власова, ЮЛотмапа, Э. 1£зркаряна и активно дискутировавшиеся в печати вопроси теории традиции пак феномена культуры, обладавшего икогоуровыевой природой, выполняющего разнообразные функции п обеспечпвавцэго согласованность впутрикультураых процессов. ДальнеЕщую разработку, pso-пространившую теории культуры на область цугнки и позислишуэ выявить здесь как общетидовые, так п специфические особенности щ-зыкально-культурной традиции (UKT) ora теория получила в трудах д!ик.1йшзйлова. Данная диссертация ыогет рассматриваться как продолжение и развитие на материала конкретной культура сфориудиро-ванкых ш взглядов и позиций.
Шесте с тем, в соответствии о характером изучаемого каления и основной исследовательской задачей автором.избран отличающий большинство советских инцологических работ комплексный нсоло-довательокий метод, позволяющий выстраивать аналитическую структуру работы с учетом различных методических приемов и рассматривать, в конечном итоге, избранный в качестве объекта изучения культурный феномен адекватно его многоуровневости.
, Взгяойша в рсбото стал рогиопвльно-пивализецконияй подход, поавоЕягсгтй рассматривать класоичеокуп вокальную музыку зхядуо-тапп как целостный организм, функционирующий ц рааппвавдийся из осповэ внутренне присущих ему законов и и соотгстстгш о взносл-мдашся в различные историческая опохп внегснпмн факторами. С?опоп-лоипе и взаимное влияние в пропоссв разжатия таги* лзтяюЯлкх классических вокальных традиций севора, как дарудад и кхьял (кхай-яль, пхьлль, кхейзш) рзссматрь-зеются п работе как масатсбныя иуль-гурно-исторпческпй ггроцосо, реаяпя которого наглядно оурагавт этзш» путп, пройденного всей индийской иузмколькой культурой.
Цроолеаявзя дипзкяку развития паэдой из традзпиЛ, автор по-сладузз пх во взагаодействаи. Это позволяет, во-порглх, сияешь _ одну из пезболоз существенных для данной кульг/гл черт, а именно - симбиозную природу сосуществования п ней традиций, - 11 гитеко-гздо из этого многозначные п сюопо'; отяодзнла ц ноодиолш:ейшо исторически "стыкяи традиций, п во-пторнх, н? фоне несо.'.асннух п-зреплотегшЗ п пзраллолзЯ вадолать п новее замзтпио, по весьма - сущоствешшз различал, позволяющее достаточно четко я определенно разграничивать ссТяри влеянея градаций.
Огепепь изученности проблем, Цробяош формирования, развито! 2 взвпгодейслзлл 1радздиЗ в клосоеюсьоЗ «уемко егкоазиато-ПОГО СубКОПТИПЗПТО В пзлои II к/.ссспчеспой вокальной МУЗ'ТКО хиндустани: в частности но получала специального созецения л советской музнкпльпоЗ'индологии. Работы, создвигшо в последпио десяти-лотгл псследоЕЗтедягл! старпего поколения (В.Виноградов, М.Котов-скал) пмзют в основном сдравочно-глформап'лпый характер. В диссертациях но проблематике, связанной с денной культурой, ее аспекта исследуятся авторами либо в самом общем историко-обзорном плаке (II. Черкасова), либо на примере узко локализованной и во многом выходящей за рамки классической, традиции "рабиндрасангит",
связанной о деятельностью Рабиндраната Тагора (Т.Морозова). В диссертации Дж. К. Михайлова мы обнаруживаем более глубокую постановку культурно-типологических проблем; некоторые из них решены, в том числе, и на индийском материале.
Практическая ценность работы. Положения и выводы данной работы позволяют значительно расширить научные представления о существе изучаемой культуры и протекающих в ней процессах, равно как и обогатить знания о закономерностях развития культурных систем в целом. В качестве таковой она может служить материалом, который включался бы в курс истории зарубежной музыки. Помимо этого, материалы работы могут быть исподы ваны в курсах и семинарах, посвященных изучению музыкальных культур стран азиатского региона. Работа монет представить также ценность для музыковедов, сталкивающихся в своей деятельности о культурологическими исследованиями, а также для музыкантов-практиков.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедр Московской государственной консерватории и Литовской государственной консерваторш*, Основные положения диссертации освещены в содержании статей по теме работы (см. список публикаций в конце автореферата), а также доклада, прочитанного на ооветско-индийском семинаре по проблемам изучения индийской музыки, который состоялся в рамках Феотиваля Индии в СССР в октябре 1387 г.
На протяжении нескольких лет автором велся семинар по изучению музыкальных культур стран. Лани и Африки для студентов музыковедческой и исполнительских специальностей Белгооконоервато-рии. В основу индийского раздела семинара во многом были подоко-ны материалы настоящей диссертации.
Структура дпосертации» Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованной литературы. Приложение содержит краткий обзор музыкального аспекта ведической тради-
цин, но вошедший в осиовнуо часть работы, каргу-схеьсу распространения традиций и нотные примеры.
Во Введении содержится обоснование актуальности теш, изло-кепы основшв полоеошш исследования, дан обзор советской и зару-беиюй литературы по проблеме.
Первая глава посвящена анализу историко-культурных условий, в которых происходило формирование классических вокальных традиций севера Индии-.
Во второй глава автор обращается к вагнойсзй з изучении данной культуры проблеме культивирования звука л звучания, иссло-яуя фл л ос офс з о-к олц е пту а ль пуп сторону вокальной музыки гшдуста-гш.
Третья н четвертая главы, связаяяыэ друг с другом по содержанию и рзссиатрпвавдна различные аспекты сосуцоствовзшгл дхрупада л кхьяла - двух ваетеСяях вокалышх традиций севера, являются центральными. Обе базируется па сравнительно-сопоставительном анализе двух традиций п содергат исследование оонов из взаимодействия.
В пятой главе, подводящей итоги работы, прослеживается путь развития вокалышх форм и стилей хиндустани в ПХ-ХХ вв. и делается вывода относительно дальнейшего прогресоа изучаемой культура.
В Заключении содержится ряд положений и обобщений, подводящих окончательные итоги и завершающих работу.
Содержание и основные положения работа
Во Еэедентш отмечается, что исследование различных аспоктов культуры Индии представляет в нашей стране давнюю и устойчивую научную традицию. Вместе с тем, в советской музыкальной индологии, - самой молодой отрасли нашей индологияеекой науки, - толь- '
ко яяпь предпринимаются попытки комплексного анализа ыузыкальноЯ культуры региона, которая, продет ев ллл собой феиомеп чрезвычайно слошюго, многоуровневого порядка, является весьма плодотворной иочзоЗ для подобного рода паучноЗ работы.
Существо изучаемой культуры определяет основной исследовательский аепкот, направленный прежде всего на гыявлсаие социокультурных механизмов, управляющих внутренним развитием культуры п диктующих конкретие параметры ео самовырапения - от творчества отдельного цузыкапго либо целой "еколн" до конкретных приемов дс-домелодического или метроритмического развертывания. По мнению автора, только при таком подходе преде чбдяэгся гозмоеныы, сняв общепринятые и часто лежащие па поверхности представления об индийской музыкальной культуре, осознать глубиппие закономерности, двигуппо еа развитие.
Соределяя завдейлаю особенности, характеризугщие специфику музыкальной культуры субконтинента и целом и севзропндийской оз ветви в частности, в числе наиболее существенных следует, бзз сомнения, отметить ьысокуи степень ео одаптивно-осоЕМилируэдих возможностей. Адаптивность, - одна из паиболоо универсальных тенденций, свойствешпх, вероятно, многим культурный системам п позволяющих удераизать оо существование па необходимом уровне ддалеп-.тпческл понимаемой внутри- и внешлекультурной стабильности. В действии этой тенденции особенно ярко проявляется функция культуры как "способа социальной оамооргапизации", позволяющего при значп-телыю;.! порой' воздействии на нее инокультурных факторов клос-сгфицировать их, подвергать проверке и отбору с тем, чтрбы впоследствии органично включить их в свой социокультурный комплеко или наоборот, - отторгнуть и признать чувдуми принципиальным установкам данной культурной системы.
Пусикалыгая иулыура хшщустзнл дао? otíirapmíil маториал для изучения конкретных проявлений действия внутрпкультурнпх процессов, ûoaBOBJETTîx без ущерба для со фундаментальных основ (íecort-бочно ориентировать дгануи культуру л слотлшх социально-исторических яорппетилх ее оволшпи.
E-.íccto с тем, i; цзучр^ной нами культуре угяпзаптсл непрерын-пост'Ь с одной CTopctî'î и процесс постоянного сбповленпя, призодя-nnß неоднокргшю к "культурным mjтощим", оиючав-тгш погороткпе ECXII л со дпигошш вперед.
Проявление такого рода дполоктшга в музыкальной культуре зепплустагш сопряжено с теп, что в кадди й исторический период з ней как бы оогасщявтся признаки различных onoxj слопюсть кулку-ры, взятой в со горизонтально:! "epose", УСУ17(ЗЛ.ЧСТСЛ стипчсскс, кс№[ссопонадыг":, ссиполпши многообразием. Бов ото порегдяе? по-истпнс уникальный споктр музыкальных сТ'орм, елкдей, r.nnpcü, сссу-йзетвуптях ('oí; о бок ч данной культуре. Q;i:i~:; ис ез.зшйепс (Тестеров регуляции г.ю". сдоглоЛ:пеЛ. спстегг и поддергсикя со s асстол-ш:п относительной усгоЗчапости является .?îî.v',:!JP'2t.
Теория тродкгач доогооготпо rnpono pospedoaeaa г- согстсх«г". паучноИ литературе; судсстго croi'o понятия и стпдо.тггзте ого пп-рг.чотри цео^иевраяю дцокутарояолясг. на сариигдя.:. ршлцчннх ипд«> IIBÜ. Советские Етиогрг.М и культуролога (Ю,ГрсмлеЯ, Э.Гзрдар'Ш, О.Ооишна) среди Ç^rounil, бчшкшдсг« трададсоИ в культуре, oïtîc-70вт (Х^жцип öKisyityjjtnn« п передача опыта, сеяектшшуп (орпенти-руг^уя нп опредеаеглгш ценности), регулятивную (обеспочпваащ'п согласованность гнухрнкультуршгх процессов) п ряд друг-я*.
Характсрззуя оссСошхостп vpojcmnü в вокалькой иуснко тягот, tri как цекбслео гсашо ггделяеп фуняши оривитлроваккяг г г; оиредеяенечо азиво-сстстачсскпс п иугыкалшо-теоретическио Kopsi» гарсбатикааяв л пределах когдой традиции; фуишкю прсстрснстгзк-
ной локализации; функцию астатической и духовной консолидации в пределах традиции музыкантов и тех, на кого направлено воздействие музыки.
Глава I, "Социально-политические и историко-культурные предпосылки формирования вокальной традиции в классической музыке хиндустани".
Наиболее ранние сведения о существовании вокальной цувдки в северных областях гшшазиатского субконтинента восходят к Ш тыс. до н.э., ко времени существования здесь индской цивилизации. Этапом, предварившим формирование собственно вокальной культуры ра севере Индостана, отала ведическая культура о ее высокоразвитой традицией рецитирования религиозно-философских текстов "РигведыИ; и "Самаведы". %дучи одной из древнейших традиций музыкально-речевой культуры, "она сохранилась в Шдии вплоть до наищс дней, подтверждая тем самым наличие культурного континуитета, отаваего специфическим для всей индийской культуры. '
Следующими в^Енейшми историческими периодами развития вокальной музыки индийские исследователи считают периода саман и прабандта, когда на основе ведического субстрата развились более сложные североиндийскпе вокальные формы. В них помечается та дифференциация, которая впоследствии приводит к формированию социально, эстетически, музыкально различных типов вокальных композиций.
В трактатах начала нашей эры ("Натьяшастра", "Гиталаикара") упоминается мноеество различных типов песнодений-гана, связанных как с ведической традицией, так и с неортодоксальными формами сакральной музыки, а такке сформировавшимися в сфере классического санскритского театра. Этот период может быть расценен как вагаей-ший в истории музыки субконтинента период складывания и закрепления в трэктатной литературе основополагающих принципов звуковой организации, метроритмических структур и композиционных приемов.
Б этот ке период формируется слой т.'н. музыки "высокой" традиции (гандхарва, марга). Цроблема определения критериев высокой музыки - одна из наиболее дискуссионных в музыкальной индологии. В соответствии с категориями, установленными в советской музнкаль-но-шдологической литературе (Дат.Михайлов), мы определяем ее кап культивированную музыку, опирающуюся па осознанную грамматику и определенную номенклатуру экспрессивных стереотипов, а такяе обладавшую особой социофункциональпой предназначенностью, принципиально отличающей ее от локальной музыки (депш).
УП - ХП вв. - один из наиболее проблематичных в истории се-аероиндаЗспоа музыки периодов. С культурологической точки зрения это время мозст бить охарактеризовано пак период достижения относительной стабилизации культурных тенденций, их "взаимной притор-моженности". Сйним из определяющих в процессе формирования сзое-образпого облика музыкальной культуры севера в это время становится фактор мезкультурннх взаимодействий, почва для которых бч~ ла подготовлена общественно-политической ситуацией'в регионе.
сйаченпе этапного рубежа развития мусыкалыюД культура субконтинента приобретает )2П век, когда .происходят ее разделение на два системы: язиуэ (карнатака) и северную (хиндустани). Качественные изменения, произошедшие в культуре,'определили своеобразие дальнейшего пути развития каадой из них, несмотря па наличие общей основы. В этот период музыка пасокой традиции приобретает новый социальный статус, становясь преимущественно придворной (дарбари); формируется ноий социальный тип музыканта.
Все ото приводит к глубоким сдвигам в культуре и зо многом определяет тот взлет, к которому приходит вокальная музыка хпн-дустанп в последующий период - в Х1У-ХУ1 вв. В это время поступает подлинный "золотой зок" дхрупада, развиваемого в творческой деятельности таких музыкантов, кап 1ййяп Ешсен, Бзйдгу Бавра, о
токке Свамп Харпдао. Позео в нодрах дхрупада формируется кхьяд, позаимствовавший у дгрупада иа первой стадии развития ыногпо черти. В ХУ11—ХУШ вв. кхьял приобретает самостоятельность п, сосуществуя о дхрупадом, обпарувивает в процосоо эволюции аспекты, принципиально отличакцио его от "прародителя"..
В ХУШ-Х1Х ев. развитие обеих традиций, ц особокно кхьяла, который изначально развивался децентрализованно, привода? к об-рзаовапив локальных "школ" -гхаран, т.о. ч; своеобразной "родовой" организации традиции; связанность развития традиции с творчеог1-сом одного рода в ото? период могао воспринимать, как ковоа качоог-ао.. достигнутое ей в првдесое оволшшх.
Гяапп П, "Философско-сстетичоская обусловленность хгудьтшщ-ровонвя звука л классической вокальной цугико хнпдуошщ".
Еашхейаа;; в пзучеппц данной культуры проблема, сатраглсоо-Ь'ая и ьгой главо - пробдзиа особого отнозешхя к муку п евучаши!,^ окладоваваогося иа протясошш вокоа п ираюдвого а создания полого ряда глубоко оригинальных философа хю-оотаглчсзкцх котопсгШ.
Ъ учениях, разработанных дровяшш ц срцдизъзхюьымя нцди1хс-«ст философа:»и, вселопная прэдставлялэсь х;ш: слосго рода офир (акашэ), заполнений "гасшам звучанием". Эхо? фалссофовкВ аспо^х' авучашхя, представляемый как потонпиалыхэя сошэ^гость звучания, подучил в индийской философской урадаилп поавшшо чп,»о. Акт вду-коиовлочения почитался как одш ка папболоо лз^отзснках способов достижения всэленской гармонии.
Представления о магсш ¡звучания легли в основу одной пз ноп-болео своеобразных етико-эстотпческнх концепций индийского классического музыкального искусства - т.п. кокпегщш: вро.ташой соотнесенности, предполагающей наличие непосредственной связи вр-з-иени суток (или года) со звучанием строго определенного типа ког~ позйшш. Соглрпно этой тепр"'.:., яагдяя ладо'-егг,модель
(para), положенная a основу развитая, имеет закрепленный за ней психоэмоциональный иод, соотносимый о ментальной атмосферой, свойственной по мнению индийских музыкантов кзпдоыу сезону или времени суток. В том случае, когда оти параметра паходятся в гармоничном соответствии, композпшш достигает, как они считают,ово-оЛ конечной целл - пробуэдепия в человека того или иного психоэмоционального состояния (раса).
Согласно дрзЕнеиддийскЕУ философски:-! учения?.!, в реализации потенциальной возможности звучания обязательно участие посредст-syranix инстанций, пошшйшая среда которых - человеческий организм, огяп из главных источников и проводников внука. Полагалось, что пс-рвоз папосредствонное нроявлзняо звука происходило :г:енцо в -холл юлоезко, п посзму вокальная муячка предотпвлллась ¡'узакой tío-::jo n.'jcoitoro порлдк^ неделя исполняемая па инструментах. Лишь со И not. XIX з. «nerpyi шита льпзя 1:7 гика па соворо Кллоогзпа ночкиа-ч.г сужлотяовэгь СЕмес?оя'гвльаая ззгиь музниалыюго искусств», оглезтг-эльио независимая з аразатзлышх,;: тоитооши: нряоччг . os вокя ль.чоЯ,
В раегизтрлвзсаоЯ пояпегаш звука с-уеро реализованного ov-ясситлоь бок рочзвмз хчзмоитн: фопегл, слог':, - тзк и компонента "731г:;аль:юЗ рзтч: гели, яздсмододочссеп-з ячеЛ'и. Полагалось, что
Г» ociwbo ICO*! очного, ÏOK Л другого ïHIia речи ЛЗГИГ ОДИН Л тот '.'СО
лслодл]; 1 звучедл!! мир. Лдя обозначения гласного звука, ток п гузлкзл1-лого тоаа л тзорлях звука древности супесгвовал единя»! гзрияя озера. Сварз - основной "строитэлышгГ мзгеразл музыки, на-долился целим ряде; зототзчвскЕХ качеств. ;Ьш"спая музыкальная ЗС20ТГ.ЙП определяет свару в ряда аопекюв: как пкустячоскуп величину, пак ступень звукоряда п как оодер.глтельпо-сммсловуз едшт-цу. Каздая сварп, а их теоретически в ивдвяскга: зву«орадя;: содео-сттся го ce¡:\ ^мяется носительницей зялптеикого й 9г> оглгклте:
психоэмоционального кода. Выбор той или иной свари в качестве доминирующей ступени (вади свара) определяет характер и экспрессивную направленность композиции.
На этом концептуальном фундаменте сформировалась и получила широкое развитие в различных видах искусств теория раса - одна из фундаментальных в эстетике индийского классического искусства. Применительно к музыке она подразумевает направленность звукореа-лизации и последующего восприятия музыки на достижении определенного состояния через органичное слияние воздействующего начала, залокенного в природе данной композиции, и ее конкретного структурного воплощения (девата-майя рупа и чада-майя рупа).
Взаимная корреляция языка и музыки не ограничивалась лишь общими положениями, но непосредственно затрагивала такие аспекты как ввукоизвлечение, распределение музыкального материала по регистрам и т.д. Влиянию языковых закономерностей на вокальную музыку, в частности, приписывается тщательно разработанная в музыкальных трактатах древности шкала достоинств и недостатаков по-ния.
В процессе развития вокальной музыки хиндустани и взаимодействия ее о элементами арабо-иранской культуры в период активных культурных контактов раздвигались горизонты выразительности и в овязи с этим значительно видоизменялись основополагающие философ-око-эстетические концепции, определявшие в древности позиции высок о2 музыки. Моменты генетической общности обоих типов языка, бывшие характерными для вокальной культуры в первые века пошей эры, в период взаимодействия с элементами культуры мусульманского мира и. в пооледувдув индомусульманокую эпоху сменились более опосредованными, обновленными и трансформированными видами взаимодействия музыкального и текстового начал вокальной композиции.
Важное значение в формировании облика классической вокальной
музыки хиндустани в это время имели новоиндийские языки, оклады- . вание которых, в своп очередь, происходило под воздействием реформаторских духовных течений. Одним из наиболее влиятельных среди них становится бхакти. повлиявший на развитие различных видов искусств, в том чиодо поэзии и музыки. Сюжетика и образный мир бхакти в значительной степени определили содерзателышй и экспрессивный облик вокальных композиций важнейших традиций музыки хиндустани: дхрупада, кхьяла, тхумри и др.
Вде одним влиятельным религиозно-философским течением, оказавшим значительное воздействие на классическую вокальную музыку . севера стал оуфизм. сикавшийся в ряде подогений с бхакти и определивший такой качественно новый тип экспрессии, как слокпая кон-нотативность, присудая в целом суфийскому мировоззрению.
Глава ПЦ "Дхрупад и кхьял: диалектика взаиыодейстьия традиций в севэроиндайской классической вокальной музыке (ХУ-ОТ вв)".
Отмечается, что в классической вокальной музике хиндустани дхрупад и кхьял представляют собой диалектически сосуществующую пару традиций, которые, испытывая в процессе совместного функционирования постоянные взаимовлияния, тем не менее являют собой раз-дачные технические и эксорессшзнне начала изучаемой культуры. Эти различия обусловлены презде всего исторически и социально нерав-тозначпымп условиями формирования каздой из них, что определило зрстяворечизуп культурологическую сущнооть как каздой традиции, гаи в принципов их сосуществования.
Дхрупад, которому традиционно отводится роль провозвестника ювой эпохи в развитии музынзльной культуры севера, связан генетически со всей предыдущей многовековой ее историей. Очевидна ду-:овная и конструктивная связь дхрупада с ведической рецитацией, ¡оппозициями прабандха. Проблематичным остается вопрос взанмодей-. :твия этих основ в становлении традиции и их роли в складывании
облика классического дхрупада.
Нзоднознсчна так из проблема генезиса кхьяла, хотя здесь гораздо больао общих мнений, поскольку история кхьяла более тщательно отражена и исторических документах. Иосомненно то, что кхьял - дитя нндомусульманского культурного СИНТСЕа. Сб ЗТСМ СЕП-дстольствуст само название, пмещее фарспязычное происхождение, о токко в большой степени - характер и экспрессивная направлсн-пооть словесного и музыкального текота, повый тип paco, открпто романтический по характеру, ставший определяющим для композиций стой традиции.
Противополоише вкспроссшшыс кач '.тва дхрупадс и кхьяла становятся еще болое очевидными, если принять во внимание то, что на первых итопах- своого существования кхьял, слоанэшпйся в недрах дхрупада, воспринял от него многие структурно-оргшшзушие аокопомориостп. Различия шзаду ев?ш ваклвчаитоя глашша образом в характере развертывания.
ашчптельыо отличаются такие и условия зцукоропрезенгацпп для калугой по традиций. фзк, скагхм, композиция дхрупада разворачивается, kdk правило, одшй пли двумя музыкантами, потаами е манеро своеобразной "распределенной линии", а такг-з пакхавадаем - мембранофоном глубокого фона, с применение?-: определенного именно для дхрупада рада метроритмических ыоделой-тола. Кши пополняется, кок правило, одним солистом (в отличие от дхрупада aso монет быть и Еешщша), которому вторит сарапгп, либо (с XIX в.) гармошка, а метроритмическим инструментом здесь становится табло - парный мембранофон, от дичащийся высокими виртуозными п выразительными качествами.
Ванюйшш проводником зкспресспвпого' "заряда" в обоих традициях становится и само звучание человеческого голоса, отличное до такой степени, что yse по одному первому звуку псиушешшй опааок
без труда отллчах дзрупад от кхьяла. На особенностях экспрессия ощгчсщого голоса основаны в большой степени различия менду гхара-пети кхьяла.
Особое внимание, которое в традиции кхьяла уделяется звуку п различным способом ого показа, несколько смещает в эту сторону акцент, который в дхрупадо приходится скорее на выразительную сторону поэтического текста. Кхъял, таким образом, представляет собой взгний этан ухвсрздония возможностей собственно музыкальной выразительности, гисзсбоддащейся из-под эгиды гыразительно-смыс-ловых особенностей поэтического текста.
Таким образом, дхрупад. фактом своего"роядения" обязанный "Веяниям нового времени и поискам средств выразительности, адекватных этому времени, не ощутил на себе непосредственно арабо-лрапекпх влияний, оставаясь истинно индийским по духу и форме. Кхьлд. возникнуэ первоначально пак направленно в недрах дхрупада, впоследствии демонстрирует большую мобильность, способность гибко видоизменяться з соответствии с условиями и выходит вперед, сосуществуя с дхрупадсм п не давая ему окончательно угаснуть. Это типичный для изучаемой культуры пример .диалектического сосуществования традиций, которыо, с одной стороны, резко противополок-ют (характерно в зтем смысле то, что с некоторого времени практически исключено исполнение одни!! музыкантш композиций обеих традиций), п в то го время развивающихся в своеобразном симбиозе, поскольку дхрупад остается признанным, пусть и учебного характера,, нормативам дая кхьялия.
Глава 17. "Дхрупад и кхьял: формирование п взаимодействие композиционных принципов и методов развития".
В бтоЗ главе рассматривается процесс формирования и взаимодействия традиций дхрупада п кхьяла с точки зрения вызревания в первом и пооледупщего развития во втором новых элементов музыкаль-
ного языка и формально-конструктивных принципов,
Дхрупад на ранних этапах своего существования в структурно-формальном отношении соответствовал типу, сложившемуся в дому-оульыанских композициях прабандха. На это ; указывает, в частности, оам термин: дхрува - раздел, имеющий определенное строение, пада - поэтический текст. Чаще всего дхрува состоял из четырех различных по функциям частей: удграха (вступление), ыедапака (интермедия), дхрува (собственно "композиция" как наиболее стабилизированный раздел) и абхог (заверсение). Понятии дхрува противостоит в оевероиндийской теории и практика понятна алап. обозначавшее такую стадию развития, которая происходит овободно, внемет-. рически. Дхрупад, собственно, и становится таковым, приобретает свои классические, закопченные очертания с .введением адапа, в то время как кхыхл сразу развивался как лишенный этой стадии развертывания. Вся в целом композиционная единица дхрупада, таким обра-воу, представляет собой диалектическое единство дцух различных по сути п форме типов развития: свободного, но связанного с текстом в алапе и более стабильного, обусловленного наличием текста с метроритмической основы, в дхрува. Взедение адапа в классический дхрупад значительно видоизменило ео: сократилось количество разделов и развитие в каадом из них сделалось более интенсивный и насыщенный,
В кхьяле, ставшем, как ужо отмечалось, преемником дхрупада и позаимствовавшем многие композиционные принципы последнего, было продолжено их развитие, но ухе с направленностью на раскрытие совершенно иных экспрессивных начал.
Гаавным отличием кхьяла, выделившим его в особый композици-• ошшй тип, стало отсутствие алапа (сохранившегося частично лишь в агрской школе). Развитие композиции кхьяла (называемой таз или бандип) предваряется кратковременным показом раги, все кз основ-
поэ развертывание приходится на собственно композицию, которая по структуре становится еще более лаконичной, чем в дхрупаде (всего лишь два раздела: отхайи и антара, своего рода теза и антитеза, "вопрос" и "ответ") и еще более интенсивной и напряженной по качеству развития. Отсутствие алапа как ваглой фазы презентации компенсируется в кхьяле двухстадпальным развитием: бара (большой, или медленный) и чхота (маленький, или быстрый)
I
кхьял излагаются в разных временных качествах, что в конечном итоге позволяет всесторонне раскрыть существо раги и раса.
Формообразующие принципы в вокальных композициях дхрупада п кхьяла взаимосвязаны с методами развертывания музыкальной ткани, ^закономерностями ладомелодического развития, определяющими неповторимый облик каздой из традиций. Раговый принцип организации музыкальной ткани, характерный для обеих, приобретает в каздой из них разное экспрессивное и смысловое значение.
Величественность дхрупада, создаваемая неторопливостью пульсации и четкой шделенностью всех номенклатурных единиц,во многом "задается" узе в алапе с его особой постепенностью рззвертывагшя и функциональной точностью использования всех тончайшх деталей, логичностью перехода от этапа к этапу раскрытия внутренних воз-могшостей раги. Ь композиции кхьлла, папротив, такой раздел непе-лателен, ибо он своей "замедленностью" не соответствует напрятанному и динамичному экспрессивному облику последнего. В композиции кхьяли, где наиболее интенсивное двинение происходит л стхайл и антара, меняется их сущность и соотношение: стхайд становится разделом, впервые демонстрирующим рагу, а антара - несущим основной груз развертывания.
Существо методов развития музыкальной ткани кап в дхрупаде, таи я в кхьяле в принципе сходно. Различны степень их интенсивности, концентрация и местоположение в .композиции. К числу паи-
более характерных для дхрупада отнооятся акар (вокадпеация звука) и бол-аяап (раопевание слогов), в то время как в пхьяло валик удельный вес бол-танов,-сходных с бол-алапом, но болзе интенсивных приемов развертывания собственно музыкальной тканп. Еыеоте о тем, в кхьяле. музыкант болое свободен в выбора оркаиэптпки'(гамака, аланкара), цемлш в дхрупаде, где орнаментации огрох'о ограничены в чг.'^де и качестве.
Таким обравом| отметим, что сравнение принципов коззяозпциогь пого строения и методов лздоинтонациояпой репрезентации дхрупада н кгьяла неизбежно приводит к осознании общих, глубинных принципов музыкальной архитектогаки, двпсуоих развитием индийской классической музыки в целой и совероиндийской ее взтвл в частности, при кардинально разном нх воплощении в нащюй лз традиций.
Глава У,' "Специфика развития вокальной музыки етадустснп в ХУШ - нач; XX вв. Легкие классические стали".
Отмечается, что активизация политической ц социальной ьааик, в том числе национально-освободитзлБного двиаегшя, повлекла со ообой в отмеченный период ряд значительных изменений в характере и направленности развития вокальной музыки хикдуотони. Прогрессивные тенденции выразились, в частности, в появления повой формации музыкантов ц общественных деятелей (таких, например, взк Езслу Параян Ехаткхавде или Вишну Дигамбар Палускар), считавших лелом своей пизни реорганизацию музыкальной ввзии но новых началах. Значительность перемен, произошедших и это время в музыкальной культуре хиндустани, нашло отражение п"в феномене "рабацдрасан-гит" - музыкальном творчестве Рабиндраната "Тагора, синтезирующем многовековые традиции вокальной музыки севера с новаторскими приемами, отракапциыи дух времени.
Вместе с тем, противоречивость процессов, происходящих в этот период в североиндийском музыкальном искусстве, приводит к
рагпоаалзвгсзз глсоспчосдоЗ кусает, о чсз геаерздеоь и врздо-дущзз главах»
Дгаггаса рзззлтал, чт?мя ресаш еэ потробдсотл отпусти, сзладивЕЕ2.з£<зя в кудиурз, опрздоиия гозяакнсазлш» s е-сгсядтлоЗ Ц7П1ВО гвддуотзЕя аа рубеже ХШ-ПХ гэ. т.п. соггуглеоо-^орлх (яагаиг йлаоокчазпх) сгагай: яуця, дздр** sgceu, resгад, зеро яз. Пра гссх рзоятгглх проаогегзвпзя а сксврвоогкгсй щирояп лаздаго, их cdi-сйгтяст ряд сбдях тар?: Ейасорздоггонпся оглсЬ о •
ЕОЗЗДЬЗОЗ ПЛЯООЕЕОЗ, ГВЛОЭ Вр0В8ЯЗфОЗВЮ5Э е!уШ!срд?.нсго ПЗЧИТА ПСД ТСКОТОЕШ! (470 0k2s.v2s3j0s по ЕОЧСОТЕЭ тзязтоэ), еоооглсппоз г35-
дсЕстваа доазлызнс гадов qrrjra п, наеоязц, - рсакообраэаэ С«Р-Ь отрв2ехг,зо разяачгз уолеззй, епролоаягхпг £ор'-г;рог.зпна гзэде.го.
В Ззклкчсшп; ебобгдатоя оопогзнэ поякмнас дгосертгпаа, до-леэтоя ряд-псодоа обцзго а частного порядка. Ояютсвмя, в чоох-сосга, что гзрозлепло ггэсспчсокпс воаальпчх грздацпЗ оевора суб-Еоатанепто Сазо тсопо связано о Еардпнадьшпа пэрзнекзп а еб-цзотпваао-полнтпчеокой апзяя рэггсао с еаезэкогэло, еок правзло, Cfíony встетачсспнх и бтпчсопиж грзтергов. В процоссо кезорзчео-геего раззатая дйшоЗ культура возрастала роль ообствзпно гуглкаг.ь-пого начала, котороз поотепсапо емповзяооь основным определяющий тип раса композиция. Дзалеатаяа развитая грамматического а эпс-прзосаваого начал опрэделпла сохранение опачевня базисных привцп-аоз музыкальной грЕщатпва, по вместо - постоянное обновлэ-
пиа па этой основа экспрессивной природы вокальной музыка ххшдус-таня, вплоть до нахождения принципиально пошх экспрессивных качеств.
Сложность эволюционного процесса взаимодействия традиций заплачена в тесном переплетении стабильности,и одновременно - стремления К новому, открытости культуры К ПНОВЛИЯНИЯМ, по и наличия
континуитета, позволяющего сегодня говорить о данной культуре как одной га наиболее древних и устойчивых. Наличие в культуре механизма традиции позволяет делать позитивные выводы относительно дальнейшего плодотворного ее раз вития.
По теме диссертации опубликованы следующие статьи:
1. Гороховик E.H. Вгкнейшие проблемы современной музыкальной индологии // Музыка, научный реферативный сборник. - МосгазпгГос. б-ка им. В.И. Лишне. - 1980. - Вып.2. -С. 4-16.
2. Гороховик Е. Игра на мрцонго и ое место в муз икс традиция сан-киртан /Орисса/ // Традиции и современность в индийской музыке: сборник научных трудов. - Московская государственная двсады ордена Ленина консерватория им. П.И. Чайковского. - 1589, - C.I54-I6I,
3. Гороховик E.H. Кхайяль-;- высоко о вдохновение // Азия и рака сегодня. - IS36, -JS2. - С. 48-49.
4. Гороховик E.H. КхаЯяль: диалектика формирования вокальной традиции в северогащпЕской классической муз то // муа цкалышо традиции стран /зии и Лирики: сборшк научных трудов. - Московская го-
сударственная двакды орде 1 Ленина консерватория иы. П.И. Чайковского. - 1986. - С. 130-147. '