автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Вопросы Белорусской фольклористики в польской периодической печати второй половины XIX-начала XX в.

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Литвинович, Анатолий Федорович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Минск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
Автореферат по филологии на тему 'Вопросы Белорусской фольклористики в польской периодической печати второй половины XIX-начала XX в.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Вопросы Белорусской фольклористики в польской периодической печати второй половины XIX-начала XX в."

АКАДЕМИЯ НАУК БЕЛАРУСИ ИШТИТУТ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ, ЭТНОГРАФИИ И ФОЛЬКЛОРА

На правах рукописи ЛПВИШБИЧ Аяатоли? Федорович

ВОПРОСЫ БЕЛОРУССКОЙ ФОЛЬКЛОРИСТИКИ В ПОЛЬСКОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ ВТОРОЙ ПОЛОВШИ XIX - НАЧАЛА XX в.

Специальность 10.01.09— фольклористика

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Минск - 1992

Работа вшюлнена в отделе фольклора Института искусствоведения, этнографии и фольклора АН Беларуси.

Научный руководитель - доктор филологических наук,

профессор А.С.Федооин

Официальные оппоненты: доктор филологических наук,

профессор НЛ.Грпнчик

кандидат филологических наук В.К.Касько

Ведущая организация - Институт искусствоведения,

фольклору и этнографии иы. М.Ф,Рнльского (Львовокое отделение)

Защита состоится '¿2^" 1992 года

в 14 часов на заседании специгшгаир ¿ванного совета К 006.07.01 по присуждению ученой степени кандидата наук в Институте искусствоведения, этнографии и фольклора АНБ (220072, Минск, ул.Сур-ганова, I, корпус 2).

\

О диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке им. Я.Кояаоа АНБ (г. Минск, ул. Сурганова, 15).

Автореферат разослан 1592! года.

Ученый секретаре специализированного совета •/ (.<'-' ' ^•м,('оловей

ОНЦЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Социально-экономические, исторические, культурные предпосылки связи белорусского и польского народов формировались в течение многих веков общения их сначала в рамках федеративного государства — Речи Посполитой, позже — Роосийокой империи, в ходе совместной, борьбы трудящихся против социального и национального угнетения.

Интерес польоких ученых и культурна деятелей к быту, обычаям, нравам и уотнопоэтичеокому творчеству белорусов возник давно. Это объясняется рядом факторов, Во-первых; белорусы и поляки — соседние, притом этнически близкие народы, поддерживавшие между собой акономическив, социально-политичеокие и культурные связи с древних времен, в частности, о периода древневосточ-носяавянского государства. Во-вторых, укреплению белорусско-польских связей послужило образование Великого княжества Литовского, которое имело о Короной Польской государственно-правовые отношения, благодаря ряду соглашений, заключенных между ними. В-третьих, усилению белорусско-польских контактов способствовало образование в 1569 году Речи Посполитой, куда на правах федерации вошли литовские И белорусские земли. Правда, последствия такого объединения не всегда были благоприятными для белорусского народа. В-четвертых, после трех разделов Речи Посполитой между Россией, Пруссией и Австрией часть польских земель (Королевство Польское имело автономию вплоть до 80-х годов XIX в.) .жазолась в составе Российской империи, поэтов экономическое, социально-политическое и культурное развитие ее было во многом-сходное о остальными землями российского государства. В XIX в. преаде всего Королевство Польское среди всех польских земель было наиболее тесно связано с Беларусью. Отсюда закономерен интерес его общественности к Беларуси и традиционной культуре ее населения. ' Белорусско-польские связи получили наиболее широкий размах в XIX и особенно XX веке (они достигли своего апогея в 40—-80-е годы).

Одной из важных задач фольклористической науки на данном этапе является более глубокое и всестороннее изучение восточно-славяр-жо-польских связей. Среди них проблема белорусско-польских контактов занимает ванное место.

Выбор темы — белорусско-польсдае фольклористические связи второй половины прошлого — начала нашего от. (на основе материалов , опубликованных в польской периодической печати) — обусловлен ее актуальностью и неизученностью, Одним из важнейших гспек-тов предмета нашего исследования является историографическое изучение наследия польских деятелей, чьи груды по белорусской фольклористике и фольклору публиковались в польской периодике второй половины XIX — начала XX ст. Белорусско-польские фольклористические взаимосвязи заслуживают в настоящее время большего внимания и потому, что в последний период в Беларуси и Польше устно-поэтическое творчество и быт белорусов XIX—XX вв, все чаще становятся предметом исследования ученых,

Цель диссертации — изучение белорусского фольклористического наследия, опубликованного в Польской периодической печати второй половины XIX — начала XX в ,

Исходя из поставленной цели соискатель стремится решить следующие задачи:

- установить важнейшие социально-экономические, истарико-политические и культурные факторы, способствующие возникновению интереса польских ученых и исследователей к культуре белорусского народа, в честности, к его устнопоэтическоыу творчеству;

- выявить отношение аналгзируемых нами журналов к белорусской тематике и определить ее место в этих изданиях; дать им общественно-политическую характеристику;

- сделать критический анализ работ по белорусской фольклористике и материалов по устнопоэтическому творчеству белорусов, напечатанных в рассматриваемых периодических изданиях;

- критически обобщить результаты исследования предшествующими авторами белорусско-польских связей (только на основании вышеуказанных материалов);

- показать конкретный вклад польских исследователей в собирание и изучение белорусского фольклора;

- охарактеризовать творческое наследив наиболее активных фольклористов в области собирания и исследования белорусского УСТН0Н0ЭТИЧ1. .¡кого творчества;

- раскрыть роль польских периодических изданий в деле публикации и популяризации фольклора белорусов;

~ определить значение белорусского фольклора, опубликован-

ного на страницах анализируемых йуриалов, в развитии Польской фольклористики, а такта белорусско-польских научных связей,

• Научная .ценность п новизна. Вопросы белорусской фольклористики в трудах, напечатавшее л польскш: периодических научно-Литературных, краеведческо- п фольклорно-огиографических изданиях второй половшш XIX — начала XX в., не были предметом специального изучения. Многие труда По белорусской фольклористике и устиопоотичосхсоыу творчеству, опубликованные в польской периодике второй лсловннь XIX — качала XX i,., в целом не рассматривались, хотя большинство лз них представляем научную и познавательную ценность. В настоящей диссертации впервые' опстеттизаро-роваш, исследована и обобщена работы по белорусской фольклористике п материалы ио устйопоэгсческсму творчеству белорусов, напечатанные в зтоаяйутых hkeq' куриалах, йсолбдуотся фольклористическая деятельность польских авторов, определяется их вклад в развитие белорусской фольклористики.

В результате.поясков ми выявили на страницах польских яур-яалоз более сорока малоизвестных ■или неизвестных работ, которым дается соответственная характеристика (статьи М.Каминского, Э Длошщкого, Ф.Сураиа и др.). Кроме того, в фольклористический обиход вовлекаются й публикаций, фактически не псследованние с фольклористической точки время, которым бала дана в свое время сценка этнографами (рабом Вацлава, А.Лэнтовского и др.).

Оопотама асто^апками исследования послужили фольклористические статьи, опубликованные в паучпо-литерагурнях ("Библиотека варзавска", "Тигодйик илюстрованн*, "Клосн") , краеведческо-этнографическйх '("Вйсла*\ "Земя"), фольклорно-этнографическ®: ("Збвр вядомосьцп до а'птро'полёгт краёвэй'"^, "Материалы айтро-М полёгично-архсолёГйчнэ и отпографичиэ''2) и -некоторых других издавшие.

Работа имеет й научно-практическое ,значение♦ Ее материала, . а также вывода могут быть использована 'преподавателями филологических я исторических факультетов 'при подготовке лекций 'по 'истории белорусской фольклористика и этнография-, в специалькш: курсах и спецсеминарах, студентами при написании курсовых работ.

т

Далее этот ежегодник ыа будей назызать "Збюр вядоаосьци". Также и его продолжение. будей сокращенно 'именовать '"Материала" »

Некоторые данные могу г представлять доереа для литературоведов, языковедов, историков я краеведов»

Теоретической п методологической основой дкасертационно-го исследования послужили работы известных отечественных и зарубежных ученых, посвященные изучению народной культуры, закономерностей бытования, межэтнических ее взаимосвязей.

Нами изучен ряд отдельных работ поадоких авторов, в которых ставится проблема периодизации истории Польской прессы XIX — начала XX в«-1-, труда советских ученых, исследующих особенности развития прессы Российской империи (на русском языке) во второй половине XIX — начале XX

Степень изученности данного вопроса. Первые попытки критического осмысления фольклористического наследия белорусов,опубликованного в анализируемых изданиях, были сделаны еще в дореволюционное время польскими учёнамц (А,Бр»кнер, А.Дыгасиньский и неизвестный автор под криптонимом " сь. ьсоп"^) • положительно оценили труд Я,Карловича "Народце предания и сказки, собранные в Литв'е". В конце XIX — 20~30-е годы XX в. интерес к. белорусскому фольклору имел-спорадический характер в польской печати (А.Бркедюр, Я.Карлович, Сланевский и др.)»

Среди современных исследователей Полыни следует прежде всего назвать юле на А»£арщевокого; Ф.Селицкого, Г.Шщьку-Токаж. Наибольший интерес для нас представляет труд М,Олехновича "Польские исследователи белорусского фольклора и языка в XIX веке"^, где т дается оценка работнекоторых дольских авторов (Э.Ожеико, Я.Карловича, А.Гуриновича, М,Каминского и др.). Однако этой работе не всегда доотавт глубины анализа.

Среди отечественных йооледоватьлей одни:.! из первых касался вопросов нашей теш известный фнлолог-олазист Е.Ф.Карский,

Напечатанные же в меязоенное двадцатилетие несколько работ по культуре п быту белорусов- к предмету нашего доследования не

1рг<Ус1ш1оЫ' •Т. Ргй'Ьа реглойувл.с^^гаау роХвкХез // Б1и]^уп Рга-аогпетесгу.'*- 1957. 3. 2.'8.'Т2-41.

2 '

См.: Kviartbj.nl.lc ■Ш.з^гусзпу. 1338.. Н. 2. й. 405-407; УПвХа.

188Р. Ш. 2. 3. 213Х; У.'рйгочЛео. 1838, Д. 26.' 3, 143. ^О1ео1шоу;1оа 1.1. Ро1зсу ЬаДасиё £о1к1оги, 1 Зуаука Ь1а1огизк1еео V/ XIX теХеки. 1986.

тлеют прямого отношения.

И только в 50—70-в гг. вдало а свет несколько книг и статей, имеющих непосредственную овяэь с нашей проблемой. Среди них особого внимания заслуживают работы В.К.Бондарчика "История белорусской этнографии XIX ст." и "История белорусской этнографии (качало XX в.)", в которых он дает свою оценку деятельности польских исследователей*

Трудам А.Гурлиошгса, Бару ты и некоторых .иных авторов посвятили своп работы и другие исследовагьлй (И.Соло.мевпч, В.Васи-левич).

Деятельность Я.Карловича на поприще славянского, в том числе белорусского, народоведения исследуется в работах (кроме В.Ва-силевича) И.Тшденио, А.Жемойтина.

Больиал иодспорьил в дело изыскания нужных материалов по теме явилась библиографические работы по польскому, литовскому и особенно белорусскому народоведению*. Наиболее ценной представляется работа А.Шлюбского^, не лишенная, однако, некоторых неточ'но-стей и библиографических ошибок,' которые-были выявлены нами в процессе розысков материалов.

Апробация работы. Содержание работы нашло отражение в научных публикациях, помещенных в отдельных изданиях ИИЭФ АН Беларуси/ сборнике "Книга в Белоруссия'. Книговедение* источники, библиография" (Мн., 1983), журнале "Вестник ЕГУ им. В^Денина-"(серия 1У, 1985. И 2), отдельные разделы ее депонированы в ИНИОН АН СССР, в сообщениях и докладах, прочитанных на институтских (1980., 1982, 1984), университетской (1989)., республиканской (1985), всесоюзной (1990) конференциях.

Диссертеция ббоугдалась на заседании отдела фольклора Института искусствоведения, этнографии и фольклора АН Беларуси.

Ко1ой21вЗозу;: И. ' 31ЪНо£га£1а з2ои'1аао:шаг^у,га роДлЫесо« ХгакЗда, 13X1; 'ЛЫДОйГаНа 1ийоопа'./з4то ро1з1;1е£0. Кг&кбст.,

1914} О* е Ьпо^гоХИ ро!з1:1с4. Кга1:Л;:,

1929; Балтрамайтис С. Сборник библиографических материа-

лов для географии, этнография и статистики Литвы. СПб., 1891, Матэрнялы да беларускай бгблгЯграфМ. Т. 4: Этнаграф'!я. Шнек., 1927; н1г\-.1ас1о;;1д,1:Е. Ц. ЗИ^Ио^л.'^а е-|;по;-;ге.£11 ро!а1с1зз га 1а'1;а 1361 — 1563« У.'госЗГак, Оз.Х, 19оЗ. С:з.2; ЗИзИо^гаГха «гонхаио-

ро1-~::1с;;о-1505— 191". .^осЕа-а еЬо. , 10о:,.

Структура Работа. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, выводов, -описка' использованной литературы.

В первой главе диссертации "Вопросы белорусской фольклористики на страницах варшавских научно-литературных журналов (18641918)" дается общая характеристика белорусскому фольклористическому наследию в изданиях. "Библиотехга варлавска'' ("Варшавская библиотека"), 'Тыгодник илюстрованы" ("Иллюстрированный еженедельник"), "Клосы" ("Колосья"). Несмотря на то, что эти журналы имеют много общего меаду собой (не раз выявляют свою близость, особенно два последний1 в общественно-политических позициях) , все же отличаются (в честности, в отдельные периоды существования) своей идеологической направленностью и характером публикуемых материалов.

Являясь единственным научным изданием Королевства Польского (вплоть до основания ежегодника "Атенэум" в 1876 г.), ежемесячник "Библиотека варшавска" отличался 'лщиклопедическиги характером. Большинство исследователей относят его к консервативным-или либерально-консервативякм изданиям.

Отмечается, что этот нурнал помещал работы по литературе, истории, археологии, этнографии, фольклористике, краеведению различных народов, з том числе белорусского; биографии польских и зарубекнйс деятелей, хронику, критические статьи, обзоры периодики, библиографические сведения. Подчеркивается, что народоведение в целом, в том числе белорусское, занимало в нем заметное место, Однако большинство работ по белорусской фольклористике и этнографии было опубликовано в этом куриале в 40—70-е годы, тогда как в конце XIX —начале XX в. встречались только отдельные сведения р традиционной культуре и быте белорусов.

Ежемесячник помещал также на своих страницах критэтеские обзоры польских фольклористических изданий, в частности, "Люда" О.Кольберга, инструкции (рекомендации) по собиранию к описанию предметов быта и произведений народной поэзии (особое внимание обращается на -'Открытый лист1' (обращение) О.Кольберга (1665 г.), сыгравший в свое время большую роль для активизации собирательской работы па-польских, белорусских, литовских землях)) публп-ков; л рецензии на. историко-этнографические и с1;олы;лористическле работы Е,Тшкевича, В.Сырокошш, ЮЛраиевского, В.Гериго, иссле-

дования по мифологии славянских и других пародов.

Гораздо больше общего имели мевду собой журналы "Тыгодник илюстрованы" (1864—1918) и "Клосы" (1865—1890)Являяоь одними из позитивистских периодических изданий Королевства Польского, эти еженедельники вместе о тем стояли на стороне так.называемой старой прессы и занимали позицию умеренного либерализма1. Оба журнала были иллюстрированными еженедельниками, такого ко формата и помещали во многом подобные материалы. Но все же "Кло-сы" имели несколько ьной профиль. Здесь преобладали материалы, посвященные общественным, экономическим и культурны.) вопросам, зато изредка в отличие от издания "Тыгодник илюстрованы1' печатались статьи по истории Польши.

Несмотря на то, что на страницах этих еженедельников преобладала научно-литературная тематика, однако в них нередко печатались работы по славянскому, в том числе белорусскому, народоведению, труда, посвященные собирательской и- научной деятельности известных фольклористов, этнографов, антропологов и краеведов или юбилейные публикации о них (Р.Зенкевич, О.Кольберг, Е.Тышкевич, З.Глогер, Ю.Крашевокий и др.), собирателей и пропагандистов белорусского устнопозтического творчества (Э.Плятер).

Б журналах печатались такте отзыви и рецензии на работы, в которых освещался творческий путь краеведов, этнографов, фольклористов (З.Доленга-Ходаковский), публиковались отчеты об этнографических выставках, помещались очерки об этнических я этнографических группах, проживавших на польских и других землях, инструкции (рекомендации)' по краеведению, материалы (народные типы), обзоры периодических изданий, в частности, таких, как "Библиотека варшавска", "Висла",

Среди фольклористического наследия, помещенного в этих rjp-налах, значительное место.занимают публикации М.Каминского, Ф.Сурина, Э.Хлопицкого.

Заметный след а истории белорусской фольклористики и этнографии оставил Мстислав Каминский (1839—1868). Он известен в основном как исследователь традиционной духовной и материальной

I Prtfciiriiolri J. Prob.i 'poriodyco.crji. hiHtorii prosy polclciej // Biu-Icty.. ^rasosaav/csy. 1957. ¿«2, liploo. 3. 30.

культуры трех народов; литовского,.белорусского и польского.

Тесное соприкосновение М.Каминокого р белорусами, уважение и симпатия к ним (правда,- вго иногда сочеталось у него о ошибочными взглядами на наш народ) дали возможность ему поенать их быт и духовную культуру, в частности, устнопоэтичеокое творчество, обычаи, обряды, ганцы, привычки, костюм, народную мораль, темперамент, характер.

Он печатал свои работы во многих польских риалах, газетах и являлся одшщ из наиболее плодовитых польоких публицистов 60-х гг. XIX в.

Среди статей, напечатанных на страницах варшавских научно-литературных, аурналав , значительное место в диссертации отводится анализу публикации М.Каминокого 'Пословицы народа Повилья" ("Библиотека варшавская, 1866, т, 4), в которой содержится 19Э белорусских народных пословиц, поговорок, фразеологизмов. Работа эта долгое время оставалась вне внимания белорусской фольклористики. Для науки имеют ценность на столько записанные народоведом тексты (соискатель установил, что из 199-ти выражений .164 были собирателем заимствованы из статьи А.Киркора ''Этнографический взгляд на Виленскую губернию", напечатанной в "Этнографическом сборнике" (СПб., 1ВБ8. Вып. 3), сколько вступление и комментарии к отдельным группа пословиц или же к некоторым выражениям, а также авторская их классификация.

Несмотря на то, что исследователь в работе сумел правильно объяснить смысл большинства устнопоэтических выражений народа Повилья, однако в отдельных случаях не всегда верно раскрывает значение той или иной пословицы или неправильно приводит польокае соответствующие устнопоэтйчеокие выражения к аналогичным белорусским либо не всегда критически подходит к записанным текстам. Отмечается, что М.Каминский вслед за Я.Чечотом, Е,Тышкевичем, 11,Шпилевским приступил к исследованию белорусских пословиц, поговорок, фразеологизмов и сделал одну из первых попыток юс научной классгфикап'Ш, оценка которой дается в диссертации.

М.Камизккй изучал и пеони белорусского народа. Так, его работа "О поэтических представлениях льтовско-кривицкого народа в его песнях" ("Тыгодник илюотрованы", 1867, т. 16) посвящена в основном исследованию любов'тос и семейно-бытовых песен.

Ю

В го же время автор кратко характеризует колевдарно- и семейно-обрядовйе (колядные, купальские, свадебные), религиозше и исторические песни белорусов.

В диссертации указывается на категоричность и недостаточную обоснованность некоторых выводов М.Каминского относительно исторических песен местного населения (исторических фактов, по его мнению* в песнях здешнего народа найти невозможно), ибо вопреки его мнению в части из них имеются определенные факты, сведения.

Другие этнографические работы этого исследователя, напечатанные на страницах журнала "Тыгодник илюсгровшш" в 1867 г., были посвящены Иинщияо и Минщине.

М.Каминский помещал такие публикации в журнале "Клосы". Так, в работе "Та;щн парода Пошшья" (1856, т. 3), восхищаясь народным танцевально-хореографическим искусством белорусов, он сделал одно из первых описаний белорусских народных танцев "Ия-целЦш", "Падувдчка" и хореографкческо-зтнографической композиции ."Канхцьба. ЦярэшкГ', отмечая при этом их исключительную устойчивость. Наиболее оригинальной у белорусов Повилья исследователь считает "ЕанШьбу ЦярэшкР, с че.м нельзя но согласиться. Прав он н в том, что танец "Падушачка" является наиболее распространен-. кым; среда белорусского и литовского населения бассейна р. Вилия.

Заметный след на страницах дурнала "Тыгодник илюстрованн" оставили очерки и статьи литератора, историка, этнографа и путешественника Фелициана Сурина, уроженца Мстиславльского уезда Могклевской губернии. В диссертации характеризуете.: его работа, посвященная исследованию белорусских пословиц к поговорок "Несколько слов о произведениях фантазии народа в Белой Руси" (1873, т. II), указывается на недостаточную компетентность автора в области изучения песенного творчества белорусов. В целом не упомянутой выше статье Ф.Сурина дается позитивная оценка.

В реферируемой работе также анализируются его труды, в частности, исгорико-отнографические "Письма из Беларуси" (1872, т.10; 1873, т. II) и "Пиоыла из путешествия по краю" (1873, т. 12; 1874, т. 13; 1876, т. 2; 1877, т. 4; 1878, т. о), рассматриваются другие публикации — очерки, исторически рассказы, литературные исследования, воспоминания Ф.Сурина, опубликованные в этом журнале и'имеющие отношение к историческому прошлому Беларуси, ее духов-

ной культуре.

Значительное место на страницах еженедельников "Клосы" и "Гыгодшк шшстрованы" занимали краеведчеокие зарисовки, исто-рико-этшграфическио очерки, другие работы известного путешественника, краеведа, этнографа Эдварда Хлолицкого (1830—1894), уроженца д. Мазуришки, расположенной недалеко от г, Вильно.

Наибольший интерес представляют его историко-этнографиче-ские очерки, опубликованные в журнале "Клосы", Так, в одном из них — "Рассказы из путешествия по краю" (1887, т. 44) — автор делится своими впечатлениями о поездке из г. Белостока в г.Вильно, а оттуда в окрестности Мододечна и Волокита. Во время нахождения путешественника в Молодечно ему сделали приятный сюрприз: управляющий отдал распоряжение местным жнецам, чтобы они продемонстрировали свадебные обряды во время празднования дожинок во дворе. Исследователь описал основные этапы русинской (белорусской. — А.Л о) свадьбы, иллюстрируя их песнями, которым свойственен местный, неповторимый колорит.

В историко-этнографическогл очерке "Иинщина, заметки из путевого портфеля" (1886, т, 42) ЭДлопицкий описывает свадебный обряд в окрестностях Пинска, который иллюстрирует 12-ю песнями на пинском диалекте. Отмечается, что этот автор, как никто из польских исследователей коац~ XIX века, дал всестороннюю и довольно объективную характеристику полешукам, отмечая у них (несмотря на внешнюю покорность) быстрый темперамент, предприимчивость, смекалистость, трезвость и проницательность ума.

Кроме упомянутых выше работ, соискатель исследует и другие белорусские фольклорно-этнографические труды, опубликованные на страницах куриалов "Библиотека варшавска", "Тыгодник илюстрованы", "Клосы" (Р.Зенькевича, А.Киркора, Ю.Грайнерта, Т.Лкпинско-го, Е.Тышкезича, П.Зубовича, Вацлавы, Э.Окзшко, Г.Вииьчи, В.Поля, З.Щерого, З.Глогера, В.Бюттнера и др.), большинство из которых были малоизвестными или неизвестными белорусской фольклористической и этнографической чауке. ' .

В конце главы обобщаются результаты исследования белорусского уст доэтического творчеств» и фольклористики в варшавских научно-литературных нуриалах.

Во второй главе диссертации "Вопросы белорусской фольклористики и этнографии на страницах варшавски краеведческо-этно-

графических журналов" дается характеристика ежемесячника "Висла", который издавался в 1687—1905 гг., говорится о роли выдающегося фольклориста Я.Карловича в становлении и дальнейшем развитии этого издания.'О его приходом (редактор курнала в 1838—1899 гг.)* это издание приобретает высокий научный уровень и в скором времени становится одним из лучших краеведческо-этнографическкх изданий Европы и мира.

Основное место в ежемесячнике занимают исследования и материалы по краеведению, этнографии, фольклористике, антропологии, народной медицине польского народа. Большое внимание уделялось также теоретическим работам по фольклористике, инструкции и руководствам для собирателей устнопоэтического творчества и предметов быта, Время от времени в ежемесячнике отводилось место публикациям, в том числе историографическим, по народоведению славянских народов, например, хорвато-сербского, чешского и др.

Отмечается заслуга Я.Карловича в создании раздела "Чоиски" курнала, где помещались ответы читателей на ту или иную тему, предложенную редакцией.

Главному редактору принадлежала инициатива в создании специальной серии "Библиотека Висли", где печатались собрания полевых материалов или крупные монографии. Однако в этой серии ни разу не был опублипван белорусский материал.

Важным являлся раздел "Библиография, критика и текущие известия", которому- в диссертации также дается оценка.

Больгянство работ и произведений о духовкой культуре и быте белорусов, помещенных в "Висле", принадлежало перу уроженцев белорусско-литовских земель, связанных так или иначе с Я.Карловичем (Э.Онеико, Бирута (АДеревинская), А.Гуринович и др.).

Автором диссертации дастся характеристика как наиболее ценных в фольклорно-этнографическсм отношении трудов (Э.Ожешко, Ю.Киборта, С.Ковалевской, Э.Еленской), так и менее значительных:

^ "Вислу" основал польский писатель, публицист, издатель А.Гру-шецкий (1852—1925), возглавлявший ее в 1887 г. Карловича на редакторском- кресле сменил сотрудник яуриала Э.Цаевский, остававшийся на должности редактора по 1905 г. В 1916—1918, 1922 гг. были предприняты попытки возродить этот журнал, однако они были неудачными.

публикаций (А.Гуриновича, Г.Зечинокого, А.Ельского и др.), часть из которых находилась фактически вне внимания белорусской фольклористики.

Заметное место отведено в диссертации работе Э.Еленской "Деревня Коыаровкчи в Мозырском уезде" (1891, т. 5), в которой она исследует духовную и материальную культуру родной деревни, расположенной рядом с ее родовым имением. В работе получили свое освещение народные обычаи (крестинные и др*), обряды (свадебные и ин.), верования, поверья, религиозные убеждения и праздники, способы лечения от различных болезней, воспитание родителями подрастающего поколения, его забаьы, игры, темперамент и характер полешуков. В диссертационном исследовании особое внимание обращается на ряд интересных вьшодов Элзленской, касаадщхся, ■ например, мифологических и демонологических представлений, песен (купальские) белорусов Полесья. В реферируемой работе отмечается глубокое знание ею культуры и быта своих земляков, которым дается объективная и исчерпывающая характеристика. Кроме того, в диссертационном исследовании позитивно оцениваются еще несколько публикаций исследовательницы.

Обычаев и песен калекдарно-обрядозого (весеннего) цш'ла касался в своем этнографическом очерке "Из даш белорусского народа" (1895, т.. 9) А.Лэнтовокий. В Первой части он дал описание материальной культуры белорусской деревни, во второй — духовной культуры (пасхальных обычаев, обрядов и песен белорусского народа). И все же его замечание о значительном преобладании у белорусйр бытовых песен (ксполняс шх ими на пасху) по сравнению с литовцами грешит преувеличением, так как у последних они также имели широкое распространение а этот период. В исследовании подчеркивается, что А.Лэнтовскяй с демократических позиций подходил к освещению культуры и быта белорусов, симпатизируя им, указывал ка положительные качества местных жителей (практичность, трезвость рассуждений и действий), богатство и разнообразие их пасхальных обрядов, обычаев к песен (отмечая при этом реализм последних) .

В гтой же главе дается также характеристика важнейших работ (М.Федеровского, И.Савицкой и др.), опубликованных на страницах краеведческого куриала "Зеыя" (1910—1919). Заметное место отведено анализу ксторико-этнографэтеского очерка М.Федеровского

"Витебск и Витебщина'! '1912, т. 3), в котором,как Ш1 в какой другой польской работа начала XX в., уделяется внимание освещению темперамента, характера, мировоззрения белорусов, дается объяснение некоторым явлениям их традиционной духовной культуры. В конце главы подводятся итоги,

В третьей главд "Краковсниа специальные ежегодники XIX -начала XX века и вопросы белорусской фольклористики на их страницах" даегоя общая характеристика этих изданий, определяется их общественно-политическое направление, уделяется внимание деятельности О.Кольберга, как председателя (1874 г.) этнографической секции (Академия наук в Кракове), который являлся соредактором ежегодника "Збюр вядомосьци".

Особое внимание, в диссертационном исследовании обращается на работы Г,Быковского, Бодуэна де Куртенэ, А.Гуриновича, Я.Карловича, А.Черного, О.Кольберга, Вируты, В.Вериго, В.Дибовст-^го, опубликованные на страницах ежегодника "Збир вадомосьци до ант-рополёиш краёвэй" ("Свод сведений к отечественной антропологии") .

Достойное место в реферируемой работе занимает труд Я.Карловича "Народные предания и сказки, собранные'в Литвз" (1877, т. II; 1888, т. 12), содержащий 84 произведения, переведенные на польский язык. Хотя в собрании почти никогда не указывается, . на каком языке было передано содержание той или иной сказки, однако диссертант на-основании опыта, приобретенного в экспедиционных поездках, о также дишшс истории, этнографии, фольклористики (в этом ему помог труд Э.Вольтера)-'', предполагает, что две трети ОШ I—45 , 74—84) от общего числа • произведений было вписано Я.Карловичем на территории с белорусским населением. Их по полному праву можно считать белорусскими, что подтверждается территорией их бытования, а также сюжетами, многие из которых имеют свое соответствие в белорусском фольклоре.

'Фольклорист, высоко оценивая местные сказки и предания, был одним из немногих польских собирателей и популяризаторов белорусской сказочной и несказочной' прозы как ценного научного материала. Это собрание преданий и сказок было сразу же замечено в на-

1 Вольтер Э. Обзор трудов по литовской этнографии за 1879—1889 // кивая старена. 1890. Вып. 2. 0. 181.

учном мире, и в скором времени в ряде польских, русских, украинских: и чешских журналов появились на него рецензии. Особое внимание обращается на рецензии А.Брюкнера и В.Тмлле. Подчеркивается, что чешский фольклорист первый к сказкам Я.Карловича, записьлньш на территории проживания белорусского населения, указывает близкие вероии из чешских, словацких, польских, русских, у!фаинскюс и других литературных источников.

В ежегоднике "Материалы антрополагично-археолёгичнэ и этно-графичнэ" научную ценность в фольклорно-зтйографическом плане представляют работы Г .Чеховской, М,Куча, Л.Василевского и Ф.Ве-ренько. ,

Среди них выделяется труд Г,Чеховской "Свадьба в Рудске" (1896, т. I). где она описывает свадебный обряд в глубоком Полесье, иллюстрируя его 75-ю пес шип, Автор детально описала каждый этап свадебной церемонии* Ценным является и то, что исследовательница снабдила текста нотами. Многим явлениям свадебной обрядности она дает объяснение, оценку, которая в основе своей является объективной. В конце раздела подводятся.итоги. :

В заключении излагаются основные вывода диссертации; которые можно свести к следувдш положениям,

1. Предпринятый в диссертаций анализ материалов в варшавских научно-литературных, краеведческо-этнографичеоких куриалах и краковских фольклорно-этнографическкх ежегодниках пока. зывает, что этим изданиям принадлекит важное место в фольклористическом исследовании белорусского народа второй половины XIX - . начала XX в.

2. Публикации по белоруоской фольклористике былй помещены-

в основном в варшавских научно-литературных коноервативных ("Библиотека варшавска"), позитивиотокюс умеренно-либеральных журналах, для которых нередко были характерны и консервативные тенденции ("Тыгодник илюстрованы", "Клосы"). Работы, касающиеся белорусской фольклористики, в основном были напечатаны в них в 60— 70-е годы, отдельные в 80-е ("Клосы"), изредка в конце XIX — начале XX в. Это объясняется как общественно-политической позицией изданий, так и ужесточением в последние два десятилетия цензуры.

3. 60—70-е годы XIX в. были для белорусской фольклористики переходным периодом (на основе анализа материалов в варшав-

ских нвучно-литературкчх куриалах) от случайного, спорадического к систематическому фольклористическому исследованию народа. Авторы занимаются rie .только описанием некоторых обрядов (свадьба, дожинки), сбором произведений народной поэзии, но и пытаются теоретически осмыслить некоторые фольклорные явления (М.Каминский, Вацлава, Ф.Сурин » др,), отмечали при этом возникновение научного направления в белорусском народоведении, указывал^ на трудности и сложности при собирании и,исследовании фольклора. Высоко оценивая некоторые явления традиционной духовной культуры (особенно свадебные обряды и песни, а такие пословицы, поговорки) и подчеркивая недостаточность их сбора и изучения, они указывали на Необходимость более глубокого и всестороннего изучения данных канров.

4. В 60—90-е годы прошлого века белорусская фольклористика в своем развитии поднимается на новый-уровень. Интерес г традиционной культуре и быту белорусов в данный период цачшиет приобретать систематический характер, Традиционная духовная культура белорусского парода отанешгоя предметом изучения фолъглорцстсв-професснанадов, даучтк учреждений (Академия наук в Кракове). В специальных изданиях '!3бюр вядсмосьци", "Материалы" , "Висла" удсляетоя значительное место вопросам белорусской фольГиДористтш и устнопоэтического творчества,

5. Еаогодшгк "Збюр вядомосьци" являлся первш польским j.j-учкым фольклорно-этнографичесша) изданием. Это издание внесло большой вклад у публикащи и изучение белорусского устнопоэтиче-ского творчества. Много ценного в исследование вопросов духовной культуры белорусов внес такзе ежегодник "Материалы", который яглялся продолжением предыдущего издания. Из опубликованных на их страницах трудов наиболее значительными в фольклорно-этко-граф!гческсм отношении являются работы 51 .Быковского, Я.Карловича, О.Кольбсрга, АЛериого, В.Дыбов^кого, И.Бодуэна де Куртенэ, А.Гу-ряковича, Г,Чеховской, Л.Василевского, Ф.Веренько.

6. Ежемесячник "Висла" был одним из лучших краеведческо-эт-иографических журналов Европы и мира, оказавшим заметное влияние на развитие как польской, так и белорусской фольклористики

и этнографии, способствовал укреплению белорусско-польских фольк-лорно-этнографичяских ехгязей. Большая заслуга в стеновлеши этого периодического издания принадлежит Я.Карловичу, который при-

дал журналу соответственный, нчучный облик и возвел его на уровень лучших мировых краеведческо-атнографиЧеских изданий. Он редактировал ежемесячник со 2-го по 12-й т», ввел раздел "Поис-ьи", что в немалой степени способствовало накоплению фольклор-йо-этнографического материала» поддержанию Тесной связи с читателями, привлечению их к сотрудничеству. Любимым детищем Я,Карловича был раздел "Библиография, критика и текущие сведения", моторы!!, благодаря усилиям редактора, стал богатым и разнообразным.

7. У польских авторов из было единого подхода в освещении духовного и материального наследия белорусов. Одни из Них, прогрессивно и демократически настроенные (Я,Карлович, М.Федеров-ский, Э.Ожешко, Ф.ьурин, Вацлава.и др.) сочувствовали белорусскому народу, свошн острыми публикациями привлекали внимание демократической польской общественности к положению белорусов, считали белорусский народ единым * несмотря на его различную конфессиональную принадлежность, В своих работах давали высокую оценку как физическим, умственным и моральным качествам белорусов, так и их духовной культуре* в чаотноСти, устноноэтичеокому творчеству, т.е. продолжали традиции,Я.Чечота, Л.Мицковича* В.Оырокошш.

Другие, реакционно настроенные авторй (Ф.Оташиц, Я.Родысов-на) преувеличивали отрицательные черты белорусов* их культуры и . быта или отрицали самобытность белорусской культуры и самостоятельность языка.

3« Изучение фольклорно-этжнрафического наследия белорусов (но материалам польских периодических научно-литературных, фольк-лорно- и краеведческо-этнографическюс изданий второй половшш XIX ~ начала XX в.) шло в двух направлениях г детальное исследование многих или почти ьсех жанров народной поэзии и сторон быта на небольшой территорий (З.ЕлеисКйя); подробное изучение однородного материала в одном или нескольких расноложенных рядом населенных пунктах (С.Ковалевская, Г.Чеховская) или исследование его на значительной территории Беларуси ^В.Дыбовский/.

9. Фольклористы и этнографы, сравнивая культуру и быт белорусского народа с культурой и бытом соседних народов (литовского, украинского и польского), в одних случаях преимущество отдавали белорусам (АДэНтовский), в других — их соседям (М.Кэмин-

ский), Однако выводы их не всегда были объективны, порой тенден-■ циоэш,

10. Белорусские фольклористические материалы, напечатанные в рассматриваемых нами куриалах, заняли заметное место в опубликованном на польском, русском и белорусском языках фольклористическом наследии белорусского народа.

11. Польские фолыслористы, литераторы, публицисты, помещад~ шие свои работы в польски научно-литературных, краеведческое 51 фольклорно-этнографических изданиях второй половины XIX — начала XX п., внесли весомый вклад в истории белорусской фсщклррцс-тикй, тем самым обогатили и Польскую фольклористическую дауку.

12. Напечатанные польски.«! учеными, ппсатолед, публицистами белорусские фольклорно-отнографические материалу пвн-цись вкладом в литературу о духовной и матерпадмоГ! культуре белорусскдрр парода. Многие их работы.не потеряла своего значения И лт 1Р?ре-мбйноП науки. Они содержат богатой ФгштояаРИЧеский материал, который используется при исследовании истории духовно?] л материальной культуры белорусского народа, дртартся ценцкм йчточшом 15 решеши проблем общеславянски научЯФ? связей.

Основное содержание рзбатцйтр?шеш> В следующих публикациях*

• I. Белорусский фольклор в? публикациях М .Каминского // Народны культура { быт боларусар: Тэз. да:«. навук. канфзрэнцыК — М}кск, 1982. - 0,1 п..а (на бел. яз.).

2. Белорусский фольклор в польских куриалах БО-х — начала 60-х гг* XIX в. // Книга в Белоруссии: Книговедение, ис1очники, библиография (сб. статей, вып. 2). — Шток, 1988. -— 0,7 п.л. (па бел. язЛ.

3. Белорусские фольклорные материалы- на- страницах ежегодника "гЫ-Ль \Viadoaioloi йо ^горо^оеН ЗШаЗогое?» '— Минск, 1884. -- Деп. в ИНИОН АН СССР 24.11.83 г., Й 14503-в3. — 0,8 авт. л.

4. Белорусский фольклорные материалы в кряь^едчзоко-дтногрэФИ-чеоком журнале "Висла" // Быт ( культура беларусЕр) Тэ!?, дакл. навук. канферовды!, — М}нок, 1984, ОД п»л. (на бел. яз.).

5. Белорусы и их духовная культура на страницах варшавского яур-

йала "Клосн" (1865—1890) // Bus i культура беларуоау: Тэз. дакл. навук. каяферэшдн!. — Mihce, 1984. -- 0,1 п.л. (на. бел. яз.). г-. '

й. Белорусский фольклор и этнография в научно-литературном кур-Haae'<Bibiiote3ca Warszav/ska" (1864—1914) //Beciiii: БДУ iщ Y.tJieaiiia. — 1985. -- Сер. 4; — Л 2* — 0,4 п,л. (на бел. йэ.).

l*, Бёлорусы-полешуки и особенности ixx несенного творчества в 'освещении Океако /'/ Региональные особенности восточнославянских языков, литератур, фолыслора и ыетодЫ их изучения: Тез. Докл. и сообщ. Ш респубя, конференции. ~ Гомель, 1985. — С-,1 Н.Л-.

8. О Полесье й его яитвлкс // Голас Радз1ш. г— 1987. — 15 января. — ОД н.л. (на бел., яз.).

9. Ис'сЛ'ёдОвйт'ёйь белорусского фольклора // Кола деён-88: Беларуси л1"тара1урйа-йаьгацк1 каляндар. — Mi иск, 1988. — 0,1 и,л* 1«а бел. аэ*К

10. К вопросу о балбруссй'о-'баашоЕЖ параллелях в области тради-' циоаной .дохойййй кушзра /■/ Традиции в ыношгадаодаяьира обществе: Тез» ДОШвШШШй научной конферещии 12-15 ноября 1990. — Мййсй, t'9'90v — 0,1 п.л.

' На правах рукописи

Анатолий Федорович ЖГВШОВИЧ"

ВОПРОСЫ БЕЛОРУССКОЙ ®ЛШОРЙСТИКИ В ПОЛЬСКОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ ВТОРОЙ ПОЛОВШИ XIX — НАЧАЛА XX в.

10,01.09 — фольклористика

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Подписано к. печати ¿0.1.91 формат 60 х 84 1/16." 'Заказ. 2 ■ Усл. 'печ. -л.:. -/,¿3" : ; . йрак (Ср . Отпечатано на ротапринте издательства "Белорусская Энциклопедия" имени Четруся Бровки /г. Шнек, ул. Ф.Скорины,.15-А/ ' >