автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Воспитание детей и подростков в сельской азербайджанской семье
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Пчелинцева, Наталья Дмитриевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ СЕЛЬСКОЙ СЕМЬИ
1. Характерные черты азербайджанской семьи: традиции и новации.
2. Структура современной семьи.
3. Внутрисемейные отношения.
4. Материальный быт семьи.
ГЛАВА 2. ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ ДЕТСКОГО ЦИКЛА
1. Обычаи и обряды, связанные с периодом беременности.
2. Обычаи и обряды, связанные с рождением ребенка.
3. Послеродовой период.
4. Суннет-той и его значение.
5. Обычаи и обряды, связанные с охраной жизни и здоровья детей.
ГЛАВА 3. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И УХОД ЗА НИМИ В СЕМЬЕ
1. Уход за новорожденным ребенком.
2. Дифференциация ролей по уходу за ребенком и его воспитанию.
3. Способы и методы воспитания.
4. Нравственное и эстетическое воспитание.
5. Воспитание трудовых навыков.
6. Физическое воспитание. Игры.
7. Лечение детских болезней.
Введение диссертации2001 год, автореферат по истории, Пчелинцева, Наталья Дмитриевна
Изучение традиционно-бытовой культуры различных этносов -одна из важнейших задач этнографической науки. Неизменен интерес исследователей к актуальнейшей из ее сфер - семье и семейному быту, в рамках которого значительное внимание уделяется многообразным проблемам, связанным с воспитанием детей, социализацией подрастающего по-коления. Данная предметная область уже выделилась в специальное направление в современной этнологической науке, получив наименование - этнография детства. В настоящее время это одно из наиболее динамично развивающихся направлений мировой этнологии.
Столь пристальное внимание к проблеме обусловлено, на наш взгляд, ее концептуальной значимостью в рамках этнологического подхода к изучению социальной действительности. Мир детства - неотъемлемая часть образа жизни и культуры любого народа и человечества в целом. В детские годы происходит не только физическое взросление индивида -будущего члена социума, но, что для последнего гораздо важнее -воспитание молодого поколения, его социализация. Естественным результатом процесса социализации является в конечном итоге осознание человеком своей принадлежности к определенному этносу, адаптация его к данной социальной среде, освоение принятых в ней поведенческих норм, культурных стандартов, идеологии и т.д. В ходе социализации осуществляется межпоколенная трансмиссия культуры, которая выступает необходимым условием существования любой этнической общности. "Каждое общество. накапливает определенный опыт. Этот опыт является фундаментом, на котором зиждется самая возможность существования коллектива во времени. Естественно, коллектив заинтересован в хранении, накоплении и передаче этого опыта следующим поколениям. Передача накопленной информации происходит двумя путями: генетически и негенетически. Передача ненаследственной информации осуществляется в процессе социализации и целиком основана на научении" (1).
Наиболее всестороннее изучение проблем, связанных с этнографией детства, возможно лишь на междисциплинарном уровне. В то же время эта тематика настолько многогранна, что каждое исследование в данной области - важный вклад в изучение этой комплексной проблемы. Этнографический материал к тому же позволяет воспользоваться тем положительным опытом, который существует в практике традиционного воспитания (2).
Представленная диссертационная работа является конкретным этнографическим исследованием, посвященным проблемам, связанным с воспитанием детей и подростков в современной сельской азербайджанской семье. Выбор объекта исследования обусловлен тем, что именно в сельской семье в большей степени сохраняется традиционная система воспитания и традиционный детский обрядовый цикл. Следует отметить, что и городское население Азербайджана в значительной мере находится под влиянием традиционной культуры, и это связано с тесными семейно-родственными контактами городских и сельских азербайджанцев.
Задачи данной диссертационной работы - зафиксировать современное состояние азербайджанской сельской семьи как института социализации подрастающего поколения; дать анализ современной системы воспитания в сельской азербайджанской семье; определить соотношение традиционного и нового в комплексе обычаев и обрядов, связанных с рождением и воспитанием детей.
Хронологические рамки нашего исследования - 1970-1980-е гг. Это обусловлено тем, что нам представлялось необходимым зафиксировать состояние детской обрядности и системы воспитания у азербайджанцев на определенном отрезке времени в быстро меняющемся мире.
Данная диссертационная работа (особенно вторая и третья ее главы) написана главным образом на основе оригинального полевого этнографического материала автора, собранного во время экспедиционных поездок в период с 1983 по 1987 гг. Полевые исследования проводились в семи районах Азербайджана: Агдамский, Ахсуинский, Зардобский, Казахский, Уджарский, Шекинский, Шемахинский, расположенных как в равнинной, так и предгорнных зонах. В Агдамском районе мы работали в селениях Гюлаблы и Абдал, в Ахсуинском - Рагимагалы, Гагалы, Арапсарван, Новджу, в Зардобском -Шахсунлу, Карпикенд, в Казахском - Верхняя (Юхары) и Нижняя (Ашагы) Аскипара, в Уджарском - Алпоут, Мюсюслю, Карабёрк, в Шекинском - Охут, Киш, Гохмух, Балталы, Баш Гейнюк, в Шемахинском - Калейбугурт, Демирчи, Чаган, Ангехарам, Чухурюрт, Авахыл.
Были использованы также материалы Республиканского архива записи актов гражданского состояния при Министерстве юстиции АзССР. В частности, архивные данные позволили судить о среднем брачном возрасте среди азербайджанцев, о доле национально-смешанных браков в 1960-1980-х годах.
В первой главе при характеристике структуры азербайджанской семьи: поколенного состава, динамики среднего размера семьи, уровня рождаемости использовались также данные переписи населения 1979 г.
Для характеристики некоторых сторон быта азербайджанцев в XIX веке в качестве источников послужили публикации в ряде периодических изданий, в частности, в "Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа", издаваемом в конце XIX - начале XX вв. в Тифлисе. Для нашего исследования наибольший интерес представляют статьи Н.Калашева "Местечко Сальяны (Сальян) Джевадского уезда Бакинской губернии" (1886 г.), А.Захарова "Домашний и социальный быт женщины у закавказских татар" ( 1894 г.) (3). В статье Н.Калашева мы находим краткое описание обычаев и обрядов, связанных с рождением ( способы перерезания пуповины, купание новорожденного в теплой воде или мо-лочной сыворотке, обтирание его солью), способов пеленания, содержа-ния в люльке, одежды новорожденного. Говоря о кормлении новорожден-ного, автор сообщает любопытную деталь о том, что прежде чем его пер-вый раз покормит грудным молоком мать, ему дают немного масла с ме-дом "для очищения. внутренностей", потом кормят "полутопленным ко-ровьим молоком" или отдают "кормилице". Описывая семейные отно-шения, автор пишет, что "жена и дети безусловно покоряются воле отца", в то же время отмечая недостаток внимания родителей к вопросам воспитания детей (4).
В статье А.Захарова большое внимание уделяется положению и обязанностям женщины в семье, ее роли в уходе за детьми и их воспитанию. Подчеркивается неравное положение братьев и сестер в семье как отражение неравноправного положения мужчин и женщин. Приводится яркое описание обычаев и обрядов, связанных с рождением ребенка, в том числе и "на дороге, во время перекочевки" (5), отражено и положение женщины - роженицы в первые дни после родов, и вопросы, связанные с первым и последующими кормлениями и т.п. Подробно рассказывая о татарских (азербайджанских) школах, автор подчеркивает, что ни в одной из них родному азербайджанскому языку не учили.
В 1920-е годы в Баку издавались "Известия общества обследования и изучения Азербайджана", в которых публиковались статьи, посвященные различным сторонам жизни и быта азербайджанцев в указанный период. В частности, писали об уровне развития профессионального медицинского обслуживания населения и о приемах народной медицины, о физическом развитии новорожденных и др. Наибольший интерес для темы нашего исследования представляет статья А.Карашарли "Санитарно-бытовые очерки азербайджанской провинции. 1. Сел. Агджабеды-Хальфараддин, Агдамского уезда" (6), в которой содержатся сведения о кормлении грудных детей, о детской смертности, о физическом состоянии детей, о неравноправном положении мальчиков и девочек в семье, о распространенности ранних браков. Картина быта азербайджанцев в 1920-е годы, нарисованная автором статьи, представляется весьма мрачной и мало отличается от той, которую мы находим у авторов XIX в. Хотя отмечаются некоторые позитивные сдвиги в положении девочек, часть из которых начала обучение в школе, другие же проявляли стремление к этому.
В отечественной этнографической науке интерес к проблемам, связанным с миром детства, к обрядности детского цикла, к традиционной и отчасти современной системе воспитания подтверждается значительным числом научных публикаций, которое постоянно увеличивается (7). В современном кавказоведении эти проблемы изучались главным образом на материале народов Северного Кавказа, в меньшей степени - Закавказья. В осетиноведении следует отметить статью Е.Г.Пчелиной, посвященную родильным обычаям у осетин в прошлом, монографию Х.В.Дзуцева и Т.З.Бесаевой "Этнография детства у осетин", диссертационные работы Т.З.Бесаевой и Л.К.Гостиевой. Об обрядности детского цикла и воспитании детей у адыгов писали Я.С.Смирнова, С.Х.Мафедзев, С.С.Киржинов, у ногайцев - Р.Х.Керейтов и С.Ш.Гаджиева, у карачаевцев - И.М.Шаманов, у чеченцев и ингушей - З.И.Хасбулатова (8). Общая характеристика обычаев и обрядов детского цикла у народов Северного Кавказа в прошлом и настоящем содержится в статье Я.С.Смирновой "Детский и свадебный циклы обычаев и обрядов у народов Северного Кавказа", а также в ее монографии "Семья и семейный быт народов Северного Кавказа" (9). Что касается Дагестана, то эти проблемы освещаются в специальных разделах ряда монографий С.Ш.Гаджиевой, А.Г.Булатовой, в статьях З.А.Никольской, Б.М. Алимовой, Ю.Ю.Карпова и др. (10). Различные аспекты социализации у народов Северного и Северо-Западного Кавказа рассматриваются в статьях Э.Х.Панеш, Л.Т.Соловьевой и Н. Д.Пчелинцевой (11).
Многочисленные обычаи и обряды, связанные с рождением и воспитанием детей у грузин, нашли свое отражение в монографии Л.Т.Соловьевой "Грузия. Этнография детства", а также в ряде ее статей. О воспитании ребенка в Мтиулети - статья Е.Д.Мачавариани. Воспитанию детей у абхазов посвящена статья Я.С.Смирновой, а также диссертационная работа С.А.Дбар, которая, помимо проблем воспитания, включает в себя также цикл детской обрядности второй половины XIX -начала XX в. Эти же проблемы затрагиваются и в ряде ее статей (12).
В этнографическом азербайджановедении нет специальных работ, посвященных воспитанию детей у азербайджанцев. Но имеются небольшие статьи о воспитании детей в XIX - начале XX вв.: М.И.Атакишиева "Воспитание детей в азербайджанской семье в XIX -начале XX в", Г.А.Гейбуллаев "Воспитание детей в семье (по материалам Кубинского р-на)" (13). Таким образом, данная диссертационная работа призвана заполнить существующий пробел и стать еще одним звеном в создании целостной картины по Кавказу.
В работе азербайджанского антрополога Р.М.Касимовой "О влиянии различных типов колыбели на некоторые антропологические признаки в раннем детском возрасте" (14) дается подробное описание различных видов традиционной колыбели, распространенных в разных районах Азербайджана, о способах и времени содержания в них ребенка, о влиянии их на физический облик детей.
Статьи М.И.Атакипшевой "Воспитание детей в азербайджанской семье в XIX - начале XX в." и Г.А.Гейбуллаева "Воспитание детей в семье ( по материалам Кубинского р-на)" в краткой форме отражают основные моменты в жизни ребенка: содержание в колыбели, кормление, обрезание. Затрагиваются вопросы отношения родителей к детям в зависимости от их возраста и пола, воспитания хозяйственных навыков у детей, роли членов семьи в воспитании ребенка, а также взаимоотношений мальчиков и девочек в различном возрасте.
Для характеристики некоторых аспектов современной азербайджанской семьи представляют интерес статьи азербайджанских этнографов Г.И.Гадирзаде "Динамика брачного возраста азербайджанцев (по материалам Нахичеванской АССР)", С.М.Агамалиевой и А.А.Измайловой "О семейных отношениях и характере брачных кругов у азербайджанцев", а также российских А.П.Павленко и Н.Х.Спицыной "Традиционная брачная система азербайджанцев и долгожительство" (15).
Некоторые важные для данного исследования сведения об обычаях и обрядах детского цикла содержатся в диссертационных работах азербайджанских этнографов М.И.Атакипшевой ("Семейный быт азербайджанцев в прошлом и настоящем ( по материалам Халданского района)"), Г.А.Гейбуллаева ("Современная семья и семейный быт у азербайджанцев (по материалам Кубинского района)"), А.К. Ахмедова ("Семья и семейный быт азербайджанцев (Историко-этнографическое исследование по материалам Дманисского района Грузинской ССР)"), Г. А. Гулиева ("Социалистическая культура и быт колхозного крестьянства Азербайджана ( по материалам Кубинского района)"), Г.И. Гадирзаде ("Современная семья у азербайджанцев (по материалам сельских районов Нахичеванской АССР)"), К.М.Кулиевой "Современная сельская семья азербайджанцев ( по материалам западной зоны Азербайджанской ССР ), в которых имеются разделы, посвященные воспитанию детей (16).
Выше были употреблены термины "воспитание" и "социализация" детей как тождественные. Насколько это правомерно? Приведем определение, данное И.С.Коном в книге "Ребенок и общество", с котором автор склонен согласиться: "Воспитание подразумевает прежде всего направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре" (17). Следовательно, понятие социализация является более широким, включая в себя понятие воспитание. Данная диссертация содержит в своем названии термин "воспитание", но мы склонны трактовать наше исследование несколько шире, чем просто воспитание, ближе к понятию "социализация" и оставляем за собой право употреблять этот термин наряду с понятием " воспитание".
Важнейшим институтом социализации детей, особенно в период раннего детства, является родительская семья. В то же время семья уже не может обеспечить адекватную подготовку ребенка ко всем многообразным формам жизнедеятельности, "она не обладает той самодавлеющей ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху. Сказывается как развитие общественного воспитания (детские сады, школы), так и измене-ние структуры и функций самой семьи (ослабление традиционной роли отца, трудовая занятость женщин и т.д.)". Сегодня мы должны уже говорить "не о родительской власти, а о моральном авторитете родителей. Но моральный авторитет поддерживать гораздо труднее, чем власть, опирающуюся на силу, особенно когда диапазон источников информации и выбор круга общения у детей расширяется" (18) и на них в большой степени влияют средства массовой информации, главным образом телевидение, где часто демонстрируются фильмы, которые перечеркивают всю систему традиционных ценностей.
Все эти определения в значительной мере относятся и к объекту нашего исследования - азербайджанской сельской семье. Но ей по-прежнему присущи многие традиционные черты, включающие в себя специфическую семейную обрядность, в том числе многочисленные обычаи и обряды детского цикла, сложные внутрисемейные взаимоотношениями с характерными для них патриархальными пережитками, традиционные нравственные нормы, этикет и т.д. И сейчас еще для азербайджанцев характерно так называемое "множественное опекунство", видимо, как результат влияние общинных традиций, когда воспитательные функции возлагаются и на родственников и соседей, что способствует развитию у ребенка "повышенной чувствительности" к мнению окружающих. Общественное мнение играет огромную роль в жизни сельских азербайджанцев (19). В то же время в 1970 - 1980-е годы наблюдаются заметные изменения в ценностных ориентациях сельских азербайджанцев в значительной степени под влиянием городской культуры. В частности, это касается отношения к образованию девушек. Родители уже видят свою основную задачу не только в том, чтобы выдать дочь замуж, но и в том, чтобы она обязательно получила как минимум среднее школьное образование, а лучше - среднее специальное или даже высшее.
По определению И.С.Кона "все народы во все времена хотят воспитать своих детей честными, смелыми, трудолюбивыми. Вопрос заключается именно в том, какой конкретный смысл вкладывается в содержание этих общечеловеческих ценностей и какими средствами и насколько эффективно народная педагогика добивается их внедрения и осуществления" (20). Человечеством не сразу была осознана социальная и духовная ценность детства. Его культурная институализация продолжалась, вероятно, и после завершения основных этапов социогенеза, поэтому та специфическая ниша, которая отведена детям и детству во всех мировых цивилизациях, вычленилась в результате достаточно длительной эволюции человеческого сознания и практики. Составной частью культурной институализации был процесс символизации мира детства. Он "обрастал" разветвленной обрядностью, соответствующим нормативно-поведенческим комплексом, иными знаковыми маркерами, которые коррелировали с утвердившимися представлениями о детстве как одном из краеугольных оснований человеческого бытия.
1. Байбурин А.К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения // Этнические стереотипы поведения. Л.,1985. С.8-9.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М., 1999; Гуртуева М.Б. Этнопедагогика карачаево-балкарского народа. Нальчик, 1997; Гашимов А.Ш. Азербайджанская народная педагогика. Дисс. на соиск. уч. ст. докт. пед. наук. Баку, 1970.
3. Калашев Н. Местечко Сальяны (Сальян) Джевадского уезда Бакинской губ. // СМОМПК. Вып.У. Тифлис, 1886; Захаров А. Домашний и социальный быт женщин у закавказских татар // СМОМПК. Вып.XX. Тифлис, 1894.
4. Калашев Н. Местечко. С. 130-132
5. Захаров А. Домашний и социальный быт. С.92
6. Карашарли А. Бытовые очерки азербайджанской деревни. I. Сел. Агджабеды - Хальфараддин, Агдамского уезда // ИООИА, N 6. Баку, 1928.
7. Абрамзон С.И.Рождение и детство киргизкого ребенка // СМАЭ, вып.ХИ. Л., 1949; Зарубин И.И. Рождение шугнанского ребенка и его первые шаги // В.В.Бартольду. Туркестанские друзья, ученики и почитатели. Ташкент, 1927; Федянович Т.П. Мордовские народные обряды, связанные с рождением ребенка // СЭ, 1979, N 2; Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Л., 1988; Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. М.,1983; Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Передней и Южной Азии. М., 1983; Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Южной и Юго-Восточной Азии. М., 1988; Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии. М.,1992; Обычаи и обряды, связанные с рождением ребенка (Сб.статей). М.,1995; Рождение ребенка в обычаях и обрядах. Страны Зарубежной Европы.М.Д997; Детство в традиционной культуре народов Средней Азии, Казахстана и Кавказа. СПб. 1998; Кустова Ю.Г. Ребенок и детство в традиционной культуре хакасов. СПб., 2000.
8. Пчелина Е.Г. Родильные обычаи у осетин // СЭ, 1937, N 4; Дзуцев Х.В., Бесаева Т.З. Этнография детства у осетин. Владикавказ, 1994; Гос-тиева Л.К. Традиции воспитания детей в осетинской крестьянской семье (в конце XIX - начале XX в.). Автореф.к.и.н. М., 1981; Смирнова Я.С. Воспитание ребенка в адыгейском ауле в прошлом и настоящем // УЗАНИИЛЯИ. Майкоп, 1968. Т.8; Киржанов С.С. О народном воспитании у адыгов // УЗАНИИ. Майкоп, 1974. Т. 17; Мафедзев С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов. Нальчик, 1991; он же. Очерки трудового воспитания адыгов. Нальчик, 1984; Керейтов Р.Х. Родильные обряды и воспитание детей у кубанских ногайцев в прошлом //Археология и этнография Карачаево-Черкесии в прошлом. Черкесск, 1979; Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев (XIX - начало XX в.). М., 1979; Шаманов И.М. Обряды и поверья карачаевцев, связанные с рождением ребенка (XIX - нач.ХХ вв.) // Проблемы этнической истории народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1980; Хасбулатова З.И. Обряды, обычаи и поверья чеченцев и ингушей, связанные с рождением и воспитанием детей в дореволюционном прошлом // Этнография и вопросы религиозных воззрений чеченцев и ингушей в дореволюционный период. Грозный, 1981.
9. Смирнова Я.С. Детский и свадебный цикл обычаев и обрядов у народов Северного Кавказа // КЭС, VI, М., 1976; она же. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа (Вторая половина XIX - XX в.). М., 1983.
10. Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX-начале XX в. М., 1985; она же. Кумыки. М., 1961; она же. Дагестанские терекеменцы (XIX - начало XX в.). М., 1990; Булатова А.Г. Лакцы. Махачкала, 1971; она же. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX - начале XX века. Л., 1988; Никольская З.А. Свадебные и родильные обряды аварцев Кахского района // СЭ, 1946, N 2; Карпов Ю.Ю. Ребенок и подросток в контексте традиционной культуры народов Западного Дагестана // Детство в традиционной культуре народов Средней Азии, Казахстана и Кавказа. СПб., 1998.
11. Пчелинцева Н.Д., Соловьева Л.Т. Традиции социализации детей и подростков у народов Северного Кавказа // Северный Кавказ: Бытовые традиции в 20 в. М., 1996; Панеш Э.Х. Некоторые аспекты традиционной социализации у народов Северо-Западного Кавказа: Традиции и современность // Детство в традиционной культуре народов Средней Азии, Казахстана и Кавказа. СПб., 1998.
12. Мачавариани Е.Д. Воспитание ребенка в Мтиулети // Вестник Государственного музея Грузии, т.Х1ХА-ХХ1в. Тбилиси, 1957; Соловьева Л.Т. Грузия. Этнография детства. М.,1995; она же. Материалы по обрядности детского цикла у грузин Аджарии // ПИИЭ. 1983. М., 1987; она же. Обряды и обычаи грузин, связанные с охраной здоровья детй (начало XX в.) // ПИИЭ. 1980 - 1981. М., 1984; она же. Обычаи и обряды детского цикла у грузин ( вторая половина XIX - начало XX в.) // КЭС, вып.8, М., 1984 и др.; Смирнова Я.С. Воспитание ребенка у абхазов // КСИЭ, вып.36. М., 1962; Дбар С.А. Традиционные приемы ухода за малолетними детьми у абхазов (конец XIX - начало XX в.) // Этническая культура: динамика основных элементов. М., 1984; она же. Традиционные родильные обычаи и обряды абхазов и их трансформация в советские годы II СЭ. 1985. N 1; она же. Обычаи и обряды абхазов, связанные с рождением и воспитанием детей ( вторая половина XIX - начало XX в.). Автореф. . к.и.н. М., 1985.
13. Атакишиева М.И. Воспитание детей в азербайджанской семье в XIX - начале XX в.// Материалылы научной сессии, посвященной итогам научно-исследовательских работ музея за 1984 г.Баку, 1986; Гейбуллаев Г.А. Воспитание детей в семье (по материалам Кубинского р-на) // Материалы 1-й научной конференции аспирантов Ин-та истории АН АзССР. Баку, 1965.
14. Касимова P.M. О влиянии различных типов колыбели на некоторые антропологические признаки в раннем детском возрасте. Баку, 1980.
15. Гадирзаде Г.И. Динамика среднего брачного возраста азербайджанцев ( по материалам Нахичеванской АССР)// ПИИЭ.1979. М.,1983; Агамалиева С.М., Измайлова A.A. О семейных отношениях и характере брачных кругов у азербайджанцев // Долгожительство в Азербайджане. М., 1989; Павленко А.П., Спицына Н.Х. Традиционная брачная система азербайджанцев и долгожительство// Долгожительство в Азербайджане. М., 1989.
16. Атакишиева М.И. Семейный быт азербайджанцев в прошлом и настоящем ( по материалам Халданского района). Дисс.к.и.н. М.,1953; Гейбуллаев Г.А. Современная семья и семейный быт у азербайджанцев (по материалам Кубинского района). Дисс.к.и.н. Баку, 1960; Ахмедов А.К. Семья и семейный быт азербайджанцев (Историко-этнографическое исследование по материалам Дманисского района Грузинской ССР). Дисс.к.и.н.; Гулиев Г.А. Социалистическая культура и быт колхозного крестьянства Азербайджана ( по материалам
17
Кубинского района). Дисс.к.и.н. М.Д953; Гадирзаде Г.И. Современная семья у азербайджанцев (По материалам сельских районов Нахичеванской АССР). Дисс.к.и.н. М.,1983; Кулиева Н.М. Современная сельская семья азербайджанцев ( по материалам западной зоны Азербайджанской ССР). Дисс. к.и.н. Л.,1989.
17. Кон И.С. Ребенок и общество. М.,1988. С. 134.
18. Там же. С. 163
19. Атакипшева М.И. Воспитание детей. С.43
20. Кон И.С. Этнография детства. Историографический очерк // Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. М.,1983. С. 19.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Воспитание детей и подростков в сельской азербайджанской семье"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как свидельствует анализ представленных в данной диссертационной работе материалов, азербайджанская семья продолжает оставаться важным институтом социализации подрастающего поколения. Особенности современной сельской азербайджанской семьи естественным образом отражаются и на своеобразии традиций воспитания, характерных для современного сельского населения Азербайджана.
Современная азербайджанская семья относительно стабильна, причем немаловажную роль в этом играют сохраняющие отпределенные позиции патриархальные традиции. Брак и семья рассматриваются как большая ценность в жизни человека и общества, отсюда и резко отрицательное отношение общественного мнения к разводам. В жиэни азербайджанской семьи большую роль играет родственное и соседское окружение, сохраняются прочные родственные связи. Членами семьи считаются не только те дети, которые живут вместе с родителями, но и живущие отдельно и имеющие свои семьи. Широко распространена практика родственной и отчасти соседской взаимной помощи по уходу и присмотру за детьми.
Современная семья сельских жителей Азербайджана довольно многодетна, но уже заметна тенденция к сокращению размера семьи, главным образом за счет регулирования рождаемости.
Во внутрисемейных отношениях за последние десятилетия далеко продвинулся процесс демократизации. Но по-прежнему, хотя иногда и номинально, сохраняется главенство мужчин в семье, иерархизация статусов членов семьи, этикетизация общения старших и младших.
Для азербайджанцев характерно существование социально и культурно детерминированных различий в поведении и статусно-ролевых функциях женщин и мужчин. Различия в отношении общества к мужчинам и женщинам (реальные и символические), характерные для мировоззрения народа представления о роли и статусах мужчин и женщин - все это очень ярко проявляется в процессе социализации нового члена общества, начиная с самых первых минут его жизни. Тем самым воспроизводится и утверждается существование принятых в обществе традиционных норм и статусов.
Как свидетельствуют представленные материалы, у азербайджанцев, у которых довольно прочно сохранялись патриархальные традиции, статус мужчины был выше статуса женщины, соответственно статус мальчика - выше статуса девочки. Это нашло отражение в стремлении иметь в семье как можно больше сыновей. Только сын считался продолжателем рода, опорой семьи. Чтобы "огонь очага" не потух, мужчина обязательно должен был иметь сына. Начиная с момента заключения брака прибегают к различным магическим действиям для обеспечения рождения мальчика-первенца. Поэтому, если в семье рождались только девочки, это могло стать поводом для привода в дом второй жены, хотя в целом многоженство не было распространенным явлением в среде сельских азербайджанцев.
Весь образ жизни азербайджанской семьи демонстрирует крепость семейных и родственных уз, необходимость взаимоподдержки и единства. Это находит свое отражение и в азербайджанском фольклоре, в частности, в народных сказках, пользующихся большой любовью и популярностью у детей. Старшие используют их в воспитательных целях. Так в сказке "Семь гранатовых прутьев" отец говорит своим сыновьям: "Пока вы все связаны между собой, как эти прутья в пучке, вы будете жить в довольстве, будете сильными" (1).
Анализ собранных нами материалов подтверждает, что комплекс обычаев и обрядов детского цикла - важный компонент семейной обрядности, имеющий социализирующее значение. Рассмотренные обычаи и обряды детского цикла отражают наиболее значительные моменты жизни матери и ребенка. Обычаи периода беременности и родов, которые, по словам видного французского этнографа и фольклориста Арнольда ван Геннепа, "представляют обычно единый комплекс" (2), направлены главным образом на обеспечение благополучного развития ребенка еще в утробе матери и появления его на свет, охраны роженицы и новорожденного от болезней, действия сверхъестественных враждебных сил, особенно опасных в первые дни после рождения. В быту сельских азербайджанцев до сих пор сохраняются представления о сорокадневье как особо опасном периоде в жизни матери и ребенка.
Обрядовая сторона жизни ребенка с первых моментов отражает основные этапы его развития, его взросления. Широкое распространение в селах Азербайджана имеют обычаи и обряды, связанные с событиями, впервые происходящими с ребенком: первая стрижка ногтей, волос, появление первого зуба и т.д. Назначение многих из этих обрядов -включение ребенка в семью, а участие в них не только родственников, но и соседей, придает им общественный характер, т.е. включает в систему общинных социальных связей.
Современная обрядность детского цикла азербайджанцев - жителей сельской местности, претерпев за последние десятилетия значительную трансформацию, сохраняет многие традиционные черты. В ней, наряду с рациональной основой, значительную роль продолжают играть магические обряды, направленные главным образом на сохранение жизни и здоровья детей. Наиболее значительные изменения произошли в обрядах, сопровождающих рождение ребенка. Многие из них исчезли из практики в связи с тем, что в 1970-1980-е гг. подавляющее большинство родов происходило не в домашних условиях, а в медицинских учреждениях.
Этнографические исследования в Азербайджане подтверждают положение о том, что мальчики, как правило, подвергаются более интенсивной социализации, чем девочки. Маскулинные роли внедряются более жестко и последовательно, чем фемининные. В то же время мальчики получают больше свободы в том, что касается внесемейной, социальной сфер деятельности, в отличие от девочек, к которым предъявляются повышенные требования в том, что касается выполнения домашних работ. Несомненно это связано с дифференциацией целей социализации: девочек готовят преимущественно к выполнению домашних обязанностей, а мальчиков - к внесемейной, общественной деятельности.
Традиция привлечения детей к участию в хозяйственной жизни семьи соблюдалась неизменно и обязанности их усложнялись по мере взросления. Дети с раннего возраста ориентированы на четкое межполовое разделение труда. Издавна мужские работы считались более важными и престижными, в значительной мере такое положение сохраняется до настоящего времени. По-прежнему девочек начинают приобщать к трудовым навыкам с более раннего возраста, чем мальчиков.
Важная роль в социализации детей принадлежит играм. Помимо немногих совместных игр, в которые играют дети младшего возраста, существуют четко разграниченные игры девочек и мальчиков (зафиксировано гораздо больше мальчишеских игр).
После 10-12 лет сегрегация полов, отчасти существующая и в более раннем возрасте, становится более строгой и совместных игр мальчиков и девочек в подростковом возрасте фактически нет.
Статусы братьев и сестер в прошлом различались очень четко. Брат считался старше сестры, даже если был моложе ее на несколько лет. В настоящее время неодинаковые статусы братьев и сестер часто скорее декларируются, чем проявляются реально. По-прежнему очень высок авторитет старшего брата в семье, но новым является то, что если в семье дочь - старшая, то, как правило, всемерно поддерживается авторитет старшей сестры в глазах всех остальных детей, в том числе и младших братьев. И хотя традиции социализации по-прежнему имеют четкую направленность на формирование полоролевой дифференциации поведения у детей с самого раннего возраста, однако в социализации девочек становится все более заметна их ориентация не только на узко семейные роли, но и на определенную общественную деятельность (стремление дать им образование, престижную профессию и т.п.). Но приоритетной сферой для женщин в основном остается семья.
Современная система семейного воспитания направлена на воспитание у подрастающего поколения с самого раннего возраста необходимых для жизни навыков и качеств: трудовых, нравственных, физических. В ней органически сочетаются традиционные и инновационные установки, обычаи и обряды.
Анализ представленных материалов показывает, что обычаи и обряды детского цикла в различных районах Азербайджана имеют общую основу. В то же время в них прослеживаются локальные специфические черты.
При сравнительном рассмотрении обычаев и обрядов детского цикла азербайджанцев с аналогичными сторонами быта народов Кавказа явно прослеживается сходность как в последовательности обрядов, так и в их сущности. Например, обычай менять место родов в случае неудачных предыдущих, был свойственен не только азербайджанцам, но и другим народам, в частности, осетинам (3). Традиция применения соли или соленой воды при первом купании новорожденного известна также армянам, осетинам, некоторым народам Дагестана (4). Представление об особой уязвимости младенца и роженицы в течение сорокадневья, а также об их послеродовой "нечистоте" в течение этого периода свойственен также армянам, грузинам, осетинам, народам Дагестана (5). Обычай отмечать появление первого зуба у ребенка распространен у многих народов Кавказа: карачаевцев, грузин, чеченцев, ингушей, жителей Дагестана (6).
Традиционные обычаи и обряды народа в конечном итоге отражают те или иные социальные отношения и связаны с ними не прямо, а опосредованно и именно поэтому обладают большой вариантностью. Однако при всей специфичности уже в дореволюционном прошлом в традиционном быту народов Кавказа было немало общих черт, объясняющихся близким родством, сходными социальными отношениями, конфессиональной общностью, территориальным соседством, зачастую сходными природными условиями.
1. Азербайджанские сказки. Баку, 1983. С. 147).
2. Арнольд ванГеннеп. Обряды перехода. М., 1999. С.43
3. Дзуцев Х.В., Бесаева Т.З. Этнография детства у осетин. Владикавказ, 1994. С.31.
4. Исакова. Об уходе за новорожденным у различных народов Кавказа // Научные беседы врачей Закавказского повивального института. Т.4. Тифлис, 1889. С. 158,159,163; Лисициан С.Д. Очерки этнографии дореволюционной Армении // КЭС. Вып.1. М., 1955. С.241; Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в Х1Х-начале XX в. М., 1985. С.277; Дбар С.А. Обычаи и обряды абхазов, связанные с рождением и воспитанием детей (вторая половина XIX - начало XX в.). Дисс. к.и.н. М., 1985. С.82.
5. Анисимов И. Кавказские евреи-горцы // Сборник материалов по этнографии, издаваемый при Дашковском этнографическом музее. М., 1888. Вып.З. С.264; Гаджиева С.Ш. Дагестанские азербайджанцы (XIX -начало XX в.). М., 1999. С.283; Соловьева Л.Т. Грузия. Этнография детства. М., 1995. С.36; Тер-Саркисянц А.Е. Семейные обряды армян Северного Кавказа // Северный Кавказ: Бытовые традиции в 20 в. М., 1996. С.62.
6. Гадирзаде Г.И. Современная семья семья у азербайджанцев ( По материалам сельских районов Нахичеванской АССР). Дисс. к.и.н. М., 1983. С. 156; Гаджиева С.Ш. Дагестанские азербайджанцы.С.282; Соловьева Л.Т. Грузия. Этнография детства. С.34-35; Дзуцев Х.В., Бесаева Т.З. Этнография детства у осетин. С.33; Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX - начале XX в. Л., 1988. С. 187; Шаманов И.М. Обряды и поверья карачаевцев, связанные с рождением ребенка (XIX - начало XX вв.) // Проблемы этнической истории народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1980. С.92; Гаджиева С.Ш. Семья и брак.С.283; Хасбулатова З.И. Обряды, обычаи и поверья чеченцев и ингушей. //Этнография и вопросы религиозных воззрений чеченцев и ингушей в дореволюционный период. Грозный, 1981. С.80.
Список научной литературыПчелинцева, Наталья Дмитриевна, диссертация по теме "Этнография, этнология и антропология"
1. Абазины. Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1989.
2. Аббасов A.A. Современный быт и культура горнопромышленных рабочих Азербайджана (По материалам Дашкесанского горнорудного района). Баку, 1980.
3. Абрамзон С.И. Рождение и детство киргизского ребенка // СМАЭ. Вып.ХП. Л., 1949.
4. Агамалиева С.М., Измайлова A.A. О семейных отношениях и характере брачных кругов у азербайджанцев // Долгожительство в Азербайджане. М.,1989.
5. Амитин-Шапиро З.А. Верования и обряды среднеазиатских евреев, связанные с материнством и ранним детством // СЭ, 1933, N 3/4.
6. Анисимов И. Кавказские евреи-горцы // Сборник материалов по этнографии, издаваемый при Дашковском этнографическом музее. Вып.З. М., 1888.
7. Аристова Т.Ф. Курды Закавказья. М., 1966.
8. Асатрян Г.С. Обряды детства и воспитание детей в традиционной культуре персов // Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Передней и Южной Азии. М.,1983.
9. Атакишиева М.И. Воспитание детей в азербайджанской семье в XIX начале XX в.// Материалы научной сессии, посвященной итогам научно-исследовательских работ музея за 1984 г. Баку, 1986.
10. Атакишиева М.И. Семейный быт азербайджанцев в прошлом и настоящем (по материалам Халданского района). Дисс. на соиск. уч.ст.к.и.н. М., 1953.
11. Багиров Дж. Детские игры и народные обряды в селении Шихлы Казахского р-на Азербайджана//СЭ, 1936, 4-5.
12. Байбурин А.К. Об этнографическом изучении этикета // Этикет у народов Передней Азии. М., 1988.
13. Байрашевский О.А. Болезни азербайджанского населения и роль школы в его оздоровлении // ИООИА, N 6. Баку, 1928.
14. Басилов В.Н. Суннат-той в ферганском кишлаке // ЭО, 1996, N 3.
15. Бахышов Ч.А. Изменение этнического состава населения Азербайджанской ССР // СЭ, 1985, N 5.
16. Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX начале XX века. Л., 1988.
17. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика (Очерки). Чебоксары, 1958.
18. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары, 1966.
19. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966. N 6.
20. Гаджиева С.Ш. Кумыки. М., 1961.
21. Гаджиева С.Ш. Очерки истории брака и семьи у ногайцев. XIX-начало XX в. М., 1979.
22. Гаджиева С. Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX начале XX в. М., 1985.
23. Гаджиева С.Ш. Дагестанские терекеменцы (XIX начало XX вв.). М., 1990.
24. Гаджиева Г.Ш. Дагестанские азербайджанцы (XIX начало XX в.). М., 1999.
25. Гадирзаде Г.И. Современная семья у азербайджанцев (По материалам сельских районов Нахичеванской АССР). Дисс. на соик. уч.ст.к.и.н. М., 1983.
26. Гадирзаде Г.И. Динамика среднего брачного возраста азербайджанцев (по материалам Нахичеванской АССР)// ПИИЭ. 1979. М.,1983.
27. Гасанов Ш. Народная медицина в Азербайджане // ИООИА. №6. Баку, 1928.
28. Гейбуллаев Г.А. Воспитание детей в семье (по материалам Кубинского р-на) // Материалы 1-й научной конференции аспирантов Инта истории АН АзССР. Баку, 1965.
29. Гостиева Л.К. Традиции воспитания детей в осетинской крестьянской семье ( в конце XIX начале XX века). Дисс. на соиск. уч.ст. к.и.н. М., 1981.
30. Гулиев Г.А. Социалистическая культура и быт колхозного крестьянства Азербайджана (по материалам Кубинского района). Дисс. на соиск. уч.ст. к.и.н. М., 1953.
31. Дбар С.А. Традиционные приемы ухода за малолетними детьми у абхазов (конец XIX- начало XX вв.) // Этническая культура: динамика основных элементов ( Сборник статей). М., 1984.
32. Дбар С.А. Традиционные родильные обычаи абхазов и их трансформация//СЭ, 1985,1.
33. Дбар С.А. Обычаи и обряды абхазов, связанные с рождением и воспитанием детей (вторая половина XIX- начало XX в.). Дисс. на соиск. уч.ст.к.и.н. М., 1985.
34. Детство в традиционной культуре народов Средней Азии, Казахстана и Кавказа. СПб, 1998.
35. Дзуцев Х.В., Смирнова Я.С. Семейные обряды осетин. Владикавказ, 1990.
36. Дзуцев Х.В., Смирнова Я.С. Жизнь осетинской семьи. Владикавказ, 1993.
37. ДзуцевХ.В., Бесаева Т.З. Этнография детства у осетин. Владикавказ, 1994.
38. Захаров А. Домашний и социальный быт женщин у закавказских татар // СМОМПК, вын.20. Тифлис, 1894.
39. Зарубин И.И. Рождение шугнанского ребенка и его первые шаги // В.В.Бартольд. Туркестанские друзья, ученики и почитатели. Ташкент,-1927.
40. Исакова. Об уходе за новорожденным у различных народов Кавказа // Научные беседы врачей Закавказского повивального института. Т.4. Тифлис, 1889.
41. Итоги Всесоюзной переписи населения 1959 г.: Азербайджанская ССР. М., 1963.
42. Калашев Н. Местечко Сальяны (Сальян) Джевадского уезда Бакинской губ. // СМОМПК, вып.У. Тифлис, 1886.
43. Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев А.И. Ногайцы. Черкесск,1988.
44. Карахмедова A.A. Разведка античных памятников Шеки-Белакан-ской зоны // Археологические и этнографические изыскания в Азербайджане (1979 г.). Баку, 1984.
45. Карашарли А. Бытовые очерки азербайджанской деревни. I. Сел. Агджабеды Хальфараддин, Агдамского уезда // ИООИА, N6. Баку, 1928.
46. Касимова P.M. О влиянии различных типов колыбели на некоторые антропологические признаки в раннем детском возрасте. Баку, 1980.
47. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978. Керейтов Р.Х. Родильные обряды и воспитание детей у кубанских ногайцев в прошлом // Археология и этнография Карачаево-Черкесии в прошлом. Черкесск, 1979.
48. Киржанов С.С. О народном воспитании у адыгов // УЗАНИИ. Майкоп, 1974. Т. 17.
49. Кисляков H.A. Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана. Л., 1969.
50. Косвен М.О. Очерки по этнографии Кавказа // СЭ, 1946, N 2. Косвен М.О. Проблемы воспитания и психологии ребенка в свете этнографического материала// СЭ, 1946, 2. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.
51. Культура жизнеобеспечения и этнос: опыт этнокультурологи-ческого исследования ( по материалам армянской сельской культуры). Авт.колл. МаркарянЭ.С., Арутюнов С.А. и др. Ереван, 1983.
52. Курдов K.M. Адербейджанские татары // Русский антропологический журнал, 1912, N 4. М.,1913 (кн.ХХХП).
53. Лисициан С.Д. Очерки этнографии дореволюционной Армении // КЭС. Вып.1. М., 1955.
54. Мафедзев С.Х. Очерки трудового воспитания адыгов. Нальчик,1984.
55. Мафедзев С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов. Нальчик, 1991.
56. Мачавариани К. Некоторые черты из жизни абхазцев. Положение женщины в Абхазии // СМОМПК. Вып.1У. От.2. Тифлис, 1884. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
57. Муратхан В.П. Обычаи, связанные с рождением ребенка у сирийцев СССР // СЭ, 1937, N 4.
58. Народное хозяйство Азербайджанской ССР в 1984 г. Баку, 1985. Народное хозяйство Азербайджанской ССР в 1985 году. Баку,1986.
59. Некоторые итоги социально-демографического обследования рождаемости в Азербайджанской ССР (Сер. "Межотраслевая"). Обзорная информация. Баку, АзНИИНТИ. 1984.
60. Никольская З.А. Свадебные и родильные обряды аварцев Кахиб-ского района // СЭ. 1946, N 2.
61. Обозрение Российских владений за Кавказом в статистическом, этнографическом, топографическом и финансовом отношениях. СПб, 1836.
62. Обычаи и обряды, связанные с рождением ребенка (Сер. Библиотека российского этнографа). М., 1995.
63. Павленко А.П., Спицына Н.Х. Традиционная брачная система азербайджанцев и долгожительство // Долгожительство в Азербайджане. М., 1989.
64. Пандей Р.Б. Древне-индийские домашние обряды (обычаи).М.,1982.
65. Покровский Е.А. Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России. М., 1884.
66. Пчелина Е.Г. Родильные обычаи у осетин // СЭ. 1937, N 4.
67. Пчелинцева Н.Д. Азербайджанцы // Семейный быт народов СССР. М., 1990.
68. Пчелинцева Н.Д. Народные обряды и поверья, связанные с охраной здоровья ребенка у азербайджанцев // ПИИЭ. 1983. М., 1987.
69. Рагимов A.B., Соколовская О.М. Амулеты пережитки первобытных верований // Материалы по истории Азербайджана. Т.4. Баку, 1961.
70. Родионов М.А. Традиционная модель социализации детей в современном Ливане// Этнография детства.Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Передней и Южной Азии. М., 1983.
71. Сергеева Г. А. Арчинцы. М., 1967.
72. Сергеева Г.А. Об обычае избегания у народов Грузии // ПИИЭ. М.,1974.
73. Серебрякова М.Н. Семья и семейная обрядность в турецкой деревне. М., 1979.
74. Сифман Р.И. Рождаемость в селах Закавказья с начала XX века до Великой Отечественной войны // Проблемы демографической статистики. М„ 1966.
75. Смирнова Я.С. Воспитание ребенка у абхазов // КСИЭ. М., 1962.1. Т.36.
76. Смирнова Я.С. Воспитание ребенка в адыгейском ауле в прошлом и настоящем // УЗАНИИ. Майкоп, 1968. Т. 8.
77. Смирнова Я.С. Детский и свадебный циклы обычаев и обрядов у народов Северного Кавказа//КЭС. Вып.У1.М., 1976.
78. Смирнова Я.С. Положение "старшей" женщины у народов Кавказа и его историческое истолкование //КЭС. Вып.VIII. М., 1984.
79. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М„ 1983.
80. Смирнова Я.С. Избегание и процесс его отмирания у народов Северного Кавказа // Этнические и культурно-бытовые процессы на Кавказе. М., 1978.
81. Смирнова Я.С. Искусственное родство у народов Северного Кавказа: формы и эволюции // КЭС. Вып. IX. М., 1989.
82. Смирнова Я.С., Першиц А.И. Избегание: формационная оценка или "этический нейтралитет"? // СЭ, 1978, N6.
83. Смирнова Я.С. Роли и статусы старших в абхазской семье // СЭ, 1982, N6.
84. Снесарев Г.П. К вопросу о происхождении празднества суннат-той в его среднеазиатском варианте // Занятия и быт народов Средней Азии. Среднеазиатский этнографический сб.Ш. Труды Ин-та этнографии АН СССР. T.XCVII. Л., 1971.
85. Соловьева Л.Т. Материалы по обрядности детского цикла у грузин Аджарии // ПИИЭ. 1983. М., 1987.
86. Соловьева Л.Т. Обычаи и обряды детского цикла у грузин (вторая половина XIX начало XX в.) // КЭС. Вып. VIII. М., 1984.
87. Соловьева Л.Т. Грузия. Этнография детства. М., 1995.
88. Сто наций и народностей. М., 1985.
89. Сумцов Н. Личные обереги от сглаза. Харьков, 1896 (отдельный оттиск).
90. Тер-Саркисянц А.Е. Семейные обряды армян Северного Кавказа // Северный Кавказ: Бытовые традиции в 20 в. М., 1996.
91. Тер-Саркисянц А.Е. Современная семья у армян. М., 1972.
92. Тер-Саркисянц А.Е. Армяне. История и этнокультурные традиции. М., 1998.
93. Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1990.
94. Троицкая А. Л. Рождение и первые годы жизни ребенка у таджиков долины Зеравшана // СЭ, 1935, N 6.
95. Троицкая А.Л. Первые сорок дней ребенка (чилля) среди оседлого населения Ташкента и Чимкентского уезда // В.В.Бартольду. Туркестанские друзья, ученики и почитатели. Ташкент, 1927.
96. Трофимова А.Г. Из истории семьи азербайджансцев Апшерона (1920 1950 гг.). КЭС. Вып.Г/. М„ 1969.
97. Федянович Т.П. Мордовские народные обряды, связанные с рождением ребенка // СЭ, 1979, N 2.
98. Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь. М., 1980.
99. Харатян З.В. Структура и динамика религиозных пережитков в семейном быту армян ( по материалам XIX начала XX вв.). Дисс. на соиск. уч.ст. к.и.н. М., 1981.
100. Хасбулатова З.И. Обряды, обычаи и поверья чеченцев и ингушей, связанные с рождением и воспитанием детей в дореволюционном прошлом // Этнография и вопросы религиозных воззрений чеченцев и ингушей в дореволюционный период. Грозный, 1981.
101. Численность и состав населения СССР: По данным Всесоюзной переписи населения 1979 г. М., 1984.
102. Чурсин Г.Ф. Амулеты и талисманы кавказских народов. Махачкала, 1929.
103. Чурсина Г.Ф. Очерки по этнологии Кавказа. Тифлис, 1913.
104. Чурсин Г.Ф. Материалы по этнографии Абхазии. Сухуми, 1957.
105. Шаманов И.М. Обряды и поверья карачаевцев, связанные с рождением ребенка (XIX начало XX вв.) // Проблемы этнической истории народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1980.
106. Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. М., 1983.
107. Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Передней и Южной Азии. М., 1983.
108. Эфендиев М.-Г. Из поверий татар Шемахинского уезда // СМОМПК. Вып. XVII, II. Тифлис, 1893.
109. Эфендиев М.-Г. Селение Лагич Геокчайского уезда Бакинской губ. // СМОМПК. Вып. XXIX. Тифлис, 1901.1. Список информаторов:
110. Алекперова Томила, 1940 г.р., Ахсуинский р-н, с.Новджы Алиев Шюкюр Кара-оглы, 1888 г.р., Агдамский р-н, с.Гюлаблы Алиева Гюли Али-кызы, 1905 г.р., Агдамский р-н, с.Гюлаблы Алиева Наазы Ибрагим-кызы, 1941 г.р., Агдамский р-н, с.Гюлаблы
111. Алиева Сафура Гара-кызы, 1928 г.р., Уджарский р-н, с.Алпоут Амирсланова Нават Мешади-кызы, 1898 г.р., Казахский р-н, с.Нижняя Аскипара
112. Амирасланова Рубаба, 1938 г.р., Зардобский р-н, с.Керпикенд Амирасланов Иса Тактыг-оглы, 1937 г.р., Зардобский р-н, с.Керпикент
113. Велиева Амина Бейли-кызы, 1924 г.р., Агдамский р-н, с.Гюлаблы Велиева Зийят Зафан-кызы, 1936 г.р., Казахский р-н, Нижняя Аскипара
114. Велиева Сурайя Вели-кызы, 1952 г.р., Казахский р-н, Верхняя Аскипара
115. Гараева Динара Давуд-кызы, 1912 г.р., Шекинский р-н, с.Гохмух Гурбанова Махия Ахмед-кызы, 1949 г.р., Уджарский р-н, с.Алпоут Гусейнов Али, 1940 г.р., Уджарский р-н, с.Алпоут
116. Гусейнова Сульгия Мюрса-кызы, 1952 г.р., Уджарский р-н, с.Алпоут
117. Гусейнова Зенфира Ага-кызы, 1939 г.р., Уджарский р-н, с.Алпоут Дамиров Магарам, 1948 г.р., Шемахинский р-н, с.Чаган Дашдамиров Вагиф Дашдамир-оглы, 1923 г.р., Ахсуинский р-н, с.Арапсарван
118. Дашдамирова Сеид, 1925 г.р., Ахсуинский р-н, с.Арапсарван Дашмирова Наамед Самед-кызы, 1942 г.р., Казахский р-н, с.Верхняя Аскипара
119. Джалилов Фазиль Бабахалис-оглы, 1933 г.р., Ахсуинский р-н, с.Гагали
120. Джафарова Балыш Азим-кызы, 1910 г.р., Агдамский р-н, с.Гюлаблы
121. Джафарова Хурниса Аскер-кызы, 1996 г.р., Казахский р-н, с.Гушчу Айрум
122. Зейналова Гумру, 1937 г.р., Уджарский р-н, с.Алпоут Исаева Лала Гусейн-кызы, 1921 г.р., Казахский р-н, с.Верхняя Аскипара
123. Исмайлова Лейли Гараджа-кызы, 1986 г.р., Казахский р-н, с.Гушчу Айрум
124. Исмайлова Сайяра Гусейн-кызы, 1926 г.р., Шекинский р-н, с.Баш Гейнюк
125. Исраилов Икрам, 1957 г.р., Уджарский р-н, г.Уджары Кадырова Алагез Муса-кызы, 1898 г.р., Шекинский р-н, с.Киш Калашникова А.Н. (русская), 1925 г.р., Казахский р-н, с.Нижняя Аскипара
126. Керимова Гюльнара, 1939 г.р., Агдамский р-н, с.Абдал
127. Кулиева Саадат Бахадур-кызы, 1953 г.р., Агдамский р-н, с.Гю-лаблы
128. Мамедов Мамед Джабраил-оглы, 1925 г.р., Шекинский р-н, с.Баш Гейнюк
129. Мамедов Насиб, 1931 г.р., Казахский р-н, с.Нижняя Аскипара Мамедова Аманет Мамед-кызы, 1933 г.р., Шекинский р-н, с.Охут
130. Мамедова Гюлюра Гара-кызы, 1935 г.р., Уджарский р-н, с.Алпоут Мамедова Гюльза, 1962 г.р., Уджарский р-н, с.Алпоут Мамедова Зейнаб Магерам-кызы, 1961 г.р., Агдамский р-н, с.Гюлаблы
131. Мамедова Кифаят Алиль-кызы, 1954 г.р., Шекинский р-н, с.Балталы
132. Мамедова Назифа Намаз-кызы, 1934 г.р., Казахский р-н, с.Нижняя Аскипара
133. Махмудова Чимназ Алаку-кызы, 1932 г.р., Уджарский р-н, с.Алпоут
134. Меликова Аскиназ Абас-кызы, 1941 г.р., Зардобский р-н, с.Шахсунлу
135. Мехтиев Машаллах Шунег-оглы, 1935 г.р., Шемахинский р-н, с.Ангехарам
136. Мирзоева Лабума Гуймат-кызы, 1947 г.р., Шекинский р-н, с.Киш Мирзоева Луму Гюлюш-кызы, 1910 г.р., Шемахинский р-н, с.Ангехарам
137. Набиев Юсиф Алахвера-оглу, 1956 г.р., Казахский р-н, с.Нижняя Аскипара
138. Оруджева Султан, 1895 г.р., Казахский р-н, с.Нижняя Аскипара
139. Расулов Камал Угурлы-оглы, 1921 г.р., Ахсуинский р-н, с.Раги-магалы
140. Расулов Нутвали, 1950 г.р., Шекинский р-н, с.Киш Садыкова Надиия, 1923 г.р., Уджарский р-н, с.Мюсюслю Салимов Тофик, 1962 г.р., Агдамский р-н, с.Гюлаблы Салимова Офелия Теймур-кызы, 1934 г.р., Агдамский р-н, с.Гюлаблы
141. Самедова Санавар Магерам-кызы, 1935 г.р., Шекинский р-н, с.Гохмух
142. Султанов Садияр Назыр-оглы, 1957 г.р., Шемахинский р-н, с.Калейбугурт
143. Султанова Джерам, 1906 г.р., Шемахинский р-н, с.Калейбугурт Султанова Мария Ивановна (русская), 1961 г.р., Шемахинский р-н, с.Калейбугурт
144. Султанова Тават Хаджан-кызы, 1913 г.р., Шемахинский р-н, с.Демирчи
145. Хасанов Орудж Намаз-оглы, 1924 г.р., Казахский р-н, с.Верхняя Аскипара
146. Ширинова Ольга Давидовна, (грузинка), 1923 г.р., Шемахинский р-н, с.Калейбугурт
147. Шуюорова Низа, 1927 г.р., Шемахинский р-н, с.Демирчи
148. Эюбов Фаик Гамид-оглы, 1955 г.р., Шекинский р-н, с.Баш1. Гейнюк1471. Сокращения
149. АИЭА Архив Института этнологии и антропологии РАН ИООИА - Известия Общества обследования и изучения Азербайджана КСИЭ КЭС1. ПИИЭ -ПД ПКптэо
150. Краткие сообщения Института этнографии
151. Кавказский этнографический сборник
152. Полевые исследования Института этнографии1. Полевой дневник1. Полевые карточки1. Полевая тетрадь1. Советская этнография
153. Ученые записки Адыгейского НИИ, Майкоп Этнографическое обозрение