автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Воспитание детей у русских
Полный текст автореферата диссертации по теме "Воспитание детей у русских"
МосковскиИ государственный университет имеии М. В. Ломоносова
Исторический факультет
00347Э726
На правах рукописи
Перстнева Ирина Петровна
Воспитание детей у русских (но материалам малого подмосковного города)
Специальность 07.00.07 - этнография, этнология и антропология
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
1 5 0К7 2009
Научный руководитель -кандидат исторических наук до цент Ю.И. Зверева
Москва-2009
003479726
Работа выполнена на кафедре этнологии исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
Научный руководитель:
кандидат исторических наук, доцент Юлия Ивановна Зверева Официальные оппоненты:
доктор исторических наук Кира Владимировна Цеханская кандидат исторических наук Ксения Валентиновна Ермакова
Ведущая организация: Государственный Исторический Музей
Защита состоится «26» октября 2009г. в 15 час. в ауд. А 416 на заседании Диссертационного совета Д.501.001.78 по археологии, этнографии, этнологии и антропологии при Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова по адресу: 119992, г. Москва, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 1-й учебный корпус, Ломоносовский проспект, д.27/4.
С диссертацией можно ознакомиться в Читальном зале библиотеки им. A.M. Горького Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
Автореферат разослан «_» сентября 2009г.
Ученый секретарь Диссертационного совета Кандидат исторических наук
Ю.И. Зверева
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследовании. Диссертация посвящена воспитанию детей у русских горожан в конце XX - начале XXI века. Изменения в экономической и политической сферах отношений, начавшиеся в России п конце 80 - начале 90-х годов XX века, повлияли на социальную организацию общества, па его социопормативную культуру. Известно, что социальная организация делает акцепты на общественных структурах, в то время как соционормативная культура - на иоведсичсских нормах1.
Актуальность исследования данной темы определяется необходимостью изучения социоиормативной культуры (поведенческих норм) в сфере детско-родитсльских отношений в период перехода общества к новым формам экономических и общественных отношений. Особенность переходных периодов в том, что оии могут вызвать в обществе заметные потрясения, приводят к переоценке многих ценностей, традиций, изменению демографического поведения населения, отношения к браку, семье, детям. Эти явления наиболее заметны в малых городах, особенно тех, экономической основой которых являлись градообразующие предприятия. Жизнь малых городов Подмосковья, русских по основному составу жителей, их будущее в новых экономических условиях, в значительной степени определяется репродуктивными и воспитательными установками населения, социальной культурой, представлением о мировоззрении, материальном и духовном облике будущих поколений.
Вступив па путь нового социально-экономического развития, российское общество и его важнейшая составляющая - семья, переживает нелегкий период. Сегодня произошла переоценка многих поведенческих установок, усилился этнический фактор в современном культурно-историческом процессе.
1 Социально-экономические отношения и соционормативная культура. Свод этнографических понятий и терминов. - М.: Наука, 1986. С.6.
Объектом диссертационного исследования стали русские семьи с детьми, живущие в малом подмосковном городе - Лыткарино.
Лыткарино - город областного подчинения. Статус города получил в 1957 году. Именно в 50-е годы вокруг Москвы стали создавать города-наукограды (Обнинск, Дубна, Черноголовка, Протвино и другие). Лыткарино - один из них2. Возможность получить благоустроенное жилье рядом с работой, приносящей не только доход, по и творческое удовлетворение, притягивала в такие города людей из различных регионов страны, кроме того, близость к Москве делала ее (возможность) еще привлекательнее; сельское население тоже привлекала перспектива получения работы и жилья в городе. Социальный и этнический состав таких городов усложнялся. Отметим, что сельское население оказывало заметное влияние на соционормативнуго культуру города (свадебный, родильный, похоронный обряды).
Поскольку г. Лыткарино был создан как научный центр (заводы ЦИАМ, ЛЗОС, САТУРН, СОЮЗ), его население, большей частью русское, в советские годы в основном составляли инженеры, высококвалифицированные рабочие, учителя, врачи, работники сферы обслуживания. Однако сейчас, в связи с изменением экономической ситуации, многие работают не по специальности. Значительная часть населения города работает в Москве. Кроме того, в связи с усилившимся в последние годы строительством, меняется национальный состав города. Все это придает особую значимость собранному материалу, поскольку дальнейшая интернационализация города может изменить демографическую и этническую ситуации, когда «русский город» перестанет быть таковым, что может повлечь изменения в его соционормативной культуре, в менталитете его населения.
Предмет исследования - демографическое поведение русских, их репродуктивные установки; традиции и новации в подходах к воспитанию
2 г. Лыткарино входит в «Союз развития наукоградов России».
детей разного пола в русских семьях; родительские роли в современной русской семье; внссемейный уход за детьми и его перспективы в малых городах России; современные формы социализации детей и подростков.
Цель и задачи исследования. Цель нашего исследования в том, чтобы, привлекая уже известные разработки по проблемам семьи и семейных отношений у русских, дополняя их современным, впервые вводимым в научный оборот эмпирическим материалом, показать мир дстско-родительских отношений в русских семьях, живущих в малом российском городе, понять сущность происходящих в российском сознании изменений в отношении к детям по вопросам их воспитания, оценить, как эти процессы соотносятся с аналогичными, протекающими в отдельно взятом городе. Поставленная цель определила круг задач:
- дать общий обзор и характеристику малого город Лыткарино, одного из наукоградов Подмосковья, основанных в конце 50-х годов XX в.;
- проанализировать законодательную базу и существующую практику определения понятия «детство», правового статуса детей и молодежи;
- описать демографическое поведение русского населения малого города;
- изучить внутрисемейные отношения и статусы родителей;
- показать роль семьи, ее членов (представителей разных поколений) в формировании личности ребенка;
- определить роль общественных учреждений в воспитании детей и юношества;
- изучить современную детскую субкультуру на фоне изменений, произошедших в последнее время.
Хронологические рамки исследования. Исследование хронологически охватывает рубеж XX - XXI вв., когда на фоне изменений в политической и экономической сферах, стали особенно очевидны изменения в ссмсйно-брачных отношениях в обществе. Собранный и проанализированный материал позволяет сделать определенные выводы и дать предварительные прогнозы.
Методология и методы исследования. Методологической основой диссертационного исследования являются принципы историзма и системного подхода к рассмотрению такой сферы жизнедеятельности русского общества как семья и детско-родительские отношения.
Изучение изменений, затронувших детско-родительские отношения, которые произошли в последние десятилетия, проведено на междисциплинарном уровне с использованием методов и методик, принятых в этиологии, социологии, психологии и других науках.
Методика комплексного изучения социализации детей и подростков, разработанная в отечественной этнологии и апробированная в исследованиях традиционной культуры, стала основой настоящего исследования.
Использование историко-сравнитслыюго метода позволило рассмотреть исследуемые явления в воспитательной практике в контексте общих закономерностей, проследить за их движением и изменением.
Основным способом получения информации служил опрос, в том числе и в виде индивидуальной беседы с информаторами. Мы беседовали с респондентами, в то время как они гуляли с детьми или ждали их после занятий. Кроме того, многие респонденты, заполнявшие анкету, соглашались побеседовать с нами и прокомментировать ряд вопросов, относительно их позиции по вопросам воспитания. Широко применялся и метод интервью. Были использованы две формы интервью: 1) глубинные интервью с экспертами (14); 2) структурное интервью (тематическое) с информаторами (15 - на первом этапе; 17 - на втором этапе). Интервью с экспертами позволило получить профессиональную консультацию людей, в силу специфики рода занятий знакомых с интересующей нас темой, владеющих специфической, порой, даже уникальной информацией. Мы встречались с 14 экспертами, работающими с детьми, среди них: директор детского сада, методист, музыкальный работник, медсестра, воспитатели детей из разных групп детского сада, учителя школ, тренеры, руководители секций и административных учреждений. Их мнения оказались существенными для
понимания ситуации, сложившейся в сфере воспитания детей в г. Лыткариио. Структурное интервью позволило прояснить детали, касающиеся воспитательной практики в семье3. Такую же роль сыграли и анкетные данные, полученные нами в 2004 - 2005 гг., а также в 2006 — 2008 гг. Всего после предварительного отбора было собрано 116 анкет (54 — на первом и 62 - на втором этапе исследования).
С методом опроса информаторов прекрасно сочетается метод наблюдения, также использованный нами в работе. Вместе они «дополняют и корректируют друг друга, помогают глубже понять многие жизненные явления, особенности быта, отношения и взгляды людей»4.
Научная новизна исследования определяется тем, что оно является практически первой работой, основанной на современном эмпирическом материале, о мире детско-родйтельских отношений в русских семьях, живущих в малом российском городе, о сущности происходящих в российском созиании изменений в отношении к детям, в вопросах их воспитания.
Практическая значимость исследования. Еще в 50-е годы XX века подчеркивалось, что «глубина этнографического исследования важнее, чем его широта»5. В мировой научной практике такой подход имеет свое название «case study» («исследование случая»). Изучение современной воспитательной практики, описание жизни русских семей г. Лыткарино (малого подмосковного города), помимо историко-этнографического интереса, имеет важное практическое значение, поскольку его результаты могут быть использованы работниками социальных, культурно-просветительских и учебных учреждений, психологами - всеми теми, кто стремится понять подрастающее поколение, сделать его жизнь лучше.
3 На втором этапе мы также проводили краткие тематические интервью с детьми.
4 Анохина Л.А., Шмелева М.Н. Использование анкетно - статистических данных при этнографическом изучении города // Советская этнография, М.,1968, №3. С.14.
5 Читая Г.С. Принципы и метод нолевой этнографической работы // Советская этнография, М., 1957, №4. С.2.
Апробация работы. Основные положения диссертации излагались в научных публикациях автора, в том числе в рецензируемых изданиях, которые входят в «Перечень» ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации. Диссертация обсуждалась, была одобрена и рекомендована к защите на заседании кафедры этнологии исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
Результаты исследования по теме диссертации были частично изложены в докладах на научно-методическом семинаре для аспирантов кафедры этнологии Московского государственного университета (г. Москва, 2006г.) и на международной конференции «Русское общество, культура и идентичность» (Индия, г. Дели, Университет Джавахарлала Неру, 2007г).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и источников, приложений. Приложения к работе включают в себя программы-вопросники, по которым проводился сбор нолевых материалов.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы, определены цели и задачи, хронологические и территориальные рамки работы, изложены методологические приемы сбора и обработки материалов. Здесь же содержится анализ источников и историографический обзор литературы.
Источники. Специфика исследования потребовала обращения к разнообразным по характеру источникам: законодательные акты, статистические материалы, анкеты, собранные в результате двух полевых исследований (2004 - 2005гг., 2006 -2008гг.), данные интервью, материалы печатных изданий, популярных у детей разных возрастов, мультипликационные и художественные фильмы.
Среди статистических материалов, полученных нами в разные годы, имеются данные отдела ЗАГС г. Лыткарино об общем количестве населения,
брачности и рождаемости, ведомственная статистика здравоохранения МУЗ «ЦГБ» г. Лыткарино, ежегодная отчетность Дстско-юпошсской спортивной школы города.
Ценными источниками, позволившими глубже понять детскую и подростковую субкультуру, оказались фильмы и мультфильмы (фильмы о Гарри Поттсрс6, мультфильмы студий «Walt Disney»7, «Pixar»8 и др9.); материалы печати, ориентированные па детскую аудиторию (журналы «Barbic», «Yes! - Звезды» и другие).
С учетом неполноты литературных и статистических материалов по тематике диссертации, многие вопросы разработаны на собственном нолевом материале, собранном автором в г. Лыткарино в 2004 - 2008 гг. Исследование проводилось в два этапа. Суть первого этапа сводилась к получению сведений о репродуктивных установках, ценности дстско-родительских и брачных отношений для молодых пар; второй этап был ориентирован на получение информации о воспитательных практиках, существующих в семьях, живущих в малых городах. Сбор материалов проводился в г. Лыткарино, главным методом был метод опроса: в виде бесед, интервью, анкетирования. Всего было опрошено 116 человек: 54 на первом и 62 - на втором этапе исследования. На первом этапе опрашивались молодые люди (в том числе и не имеющие детей) со стажем брака до 5 лет, на втором этапе опрашивались только члены семей, в которых есть дети (мамы, папы, бабушки, дедушки). Кроме этого было проведено 14 интервью с экспертами.
Сведения, сообщаемые информаторами, позволили достаточно полно представить быт современных детей и подростков, как в семье, так и вне ее.
В следующем разделе представлен краткий историографический обзор литературы по этнографии детства.
6 Гарри Поттср и философский камень (2001г.), «Гарри Поттср и тайная комната» (2002г.), Гарри Потгер и Узник Азкабана (2004г.), «Гарри Поттср и Кубок Огня» (2005г.).
7 «Русалочка» (1991), «Чип и Дсйл спешат па помощь» (1989).
8 «Рататуй» (2008г.)
9 «Клуб Винкс - школа волшебниц» (2004), «Человек-наук» (2003).
Вопросы, связанные с воспитанием детей, семьей и семейным бытом у русских, имеют давнюю историю изучения. В отечественной этнологии они занимают особое место. Уже на рубеже XIX - XX вв. под руководством В.Н. Тенишева был собран большой объем данных о жизни русского крестьянства. В этнографической анкете материалов «Этнографического бюро» можно найти разделы «Отношения между собой и к посторонним людям», «Семья, обычный порядок жизни», «Сближение полов. Брак», «Рождение детей, воспитание, доведение до самостоятельности»10. Однако материал, полученный «Этнографическим бюро», был представлен неравномерно по губерниям.
В XIX в. семейный быт и воспитание детей становятся самостоятельными предметами исследования (до этого времени информация о семейном быте и воспитании детей встречалась лишь выборочно в отчетах путешественников)11, в начале XX в. эти вопросы приобретают междисциплинарный характер.
Постепенно внимание этнографов, демографов, социологов, психологов стали привлекать вопросы, связанные с городской семьей. Вовлечение женщин в производство внесло значительные изменения в родительские роли, породило новые институты, нацеленные на воспитание детей (например, детские сады). Актуальность городской тематики возросла в связи с активным оттоком сельского населения в города. Безусловно, не утратили своей актуальности темы, связанные с традиционной педагогикой, а также вопросы, затрагивающие способы передачи социального опыта, традиций внутри больших и малых социальных групп. И это далеко не полный перечень того, что интересовало исследователей. Остановимся подробнее на наиболее интересных для нашей темы работах.
,0 См.: Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX - начала XX в. -Л.: Наука, 1988. С.17.
" Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива), - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. С.12.
Изучением городских семей, вопросами их быта, распределения обязанностей, в том числе по воспитанию детей, занимались многие исследователи. Одним из наиболее признанных авторитетов в этой сфере является М.Г. Рабинович, чьи работы описывают городскую жизнь второй половины IX - XIX в. во всей полноте12. Особое внимание М.Г. Рабинович уделяет процессу внедрения сельских традиций в городскую культуру, в том числе и в воспитание детей.
В 1981г. в отечественной этнографической науке были сформулированы основные направления нолевого исследования города, среди которых авторы выделили следующие тематические блоки вопросов: семья, домашний быт, семейные обычаи и обряды и другие13. Были систематизированы накопленные на тот момент эмпирические и теоретические знания. Именно в этом ключе писали свои труды Л.А. Анохина, O.P. Буди на, М.Н. Шмелева, З.А. Янкова и другие авторы14.
Среди других тем, популярных среди специалистов в XX веке была тема воспитания в семье и в более крупном коллективе, способы передачи традиций внутри малых и больших социальных групп.
В 1984 - 1985 гг. на страницах журнала «Советская этнография» развернулась дискуссия о роли коллектива (общины) в социальном механизме, хранения и изменения традиций15, в ходе которой была отчетливо выявлена главенствующая роль общины и семьи в процессе аккумуляции
12 Рабинович М.Г. Очерки этнографии русского феодального города. Горожане, их общественный и домашний быт. - М: Наука, 1978.; Он же. Очерки материальной культуры русского феодального города. - М.: Наука, 1988.
1 Рабинович М.Г., Шмелева М.Н. К этнографическому изучению города // Советская этнография, 1981, №3. С.23-34.
14 Анохина Л.А., Шмелева М.Н. Быт городского населения средней полосы РСФСР в прошлом и настоящем: на примере городов Калуга, Елец, Ефремов. - М.: Наука, 1977; Будина O.P., Шмелева М.Н.Этнографичсское изучение города в СССР // Советская этнография. 1977, №6. С. 21-32.; Будина O.P., Шмелева М.Н. Город и народные традиции русских: По материалам Центрального района РСФСР. - М.: Паука, 1989; Янкова З.А. Городская семья. - М.: Наука. 1979. Ома же. Советская женщина. - М.: Политиздат, 1978; Рабинович М.Г., Шмелева М.Н. Указ. соч., 1981, С.23-34.
15 Громыко М.М. Место сельской (территориальной, соседской) общины в социальном механизме формирования, хранения и изменения традиций // Советская этно1рафия, 1984, №5. С.70-80.
социального и культурного опыта в русской деревне. Эта тема была развита в монографии Т.А. Бернштам «Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX - начала XX вв.»16. Монография, посвященная исследованию половозрастной структуры сельского общества, уделяющая особое внимание трудовым и обрядовым функциям молодежи, стала, по сути, настольной книгой исследователей, интересующихся традиционной культурой и тендерными проблемами. Т.А. Бернштам показала, что в традиционном обществе переход в категорию подростков был, в первую очередь, связан с включением детей в активную социально-трудовую жизнь общины (начинался в среднем в 7-8 лет), границей между детьми и взрослыми являлась та, с которой должна была осуществляться способность к браку и деторождению, поэтому границы совершеннолетия и брачного возраста были нечеткими и сильно варьировались в отдельных областях17.
Поскольку сельское население вносило существенный вклад в формирование русских городов, эти работы, безусловно, не утратили своей актуальности и для городской этнографии.
Внимание исследователей было обращено также на функции семьи в обществе и государстве, факторы ее стабильности. В трудах А.Г. Волкова, С.И. Голода и других подчеркивается важность наличия детей в семье как одного их главных факторов ее стабильности18.
Роль детей в жизни общества активно изучали сотрудники Института этнографии, которых особенно интересовали вопросы формирования этнического в культуре, а потому - процессы социализации детей и подростков. Своего рода первооткрывателем этой темы для этнографии по праву считается М. Мид, чьи труды19 вдохновили многих исследователей, в
16 Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX - начала XX в. - Л.: Наука, 1988.
17 Там же. С. 41-50, 58, 264.
18 См: Волков А.Г. Семья - объект демографии. - М., Мысль, 1986; Голод С. И. Стабильность семьи. Социологический и демографический аспекты. - Л.: Наука, 1984.
19 См.: Мид М. Культура и мир детства. С.88 - 171, 172-225, 223-307; Мид М. Мужское и женское. Исследование полового вопроса в меняющемся мире. -М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.
том числе и И.С. Копа на изучение «мира детства». В своих работах М. Мид образно показала, что стиль поведения человека формируется, главным образом, под воздействием окружения. В 1980-х годах вышел ряд исследований по теме «Этнография детства», подготовленных по единой программе И.С. Кона20. Данная программа дала возможность сравнивать между собой формы социализации детей и подростков в разных обществах21. Наиболее полно тема социализации детей в разных обществах рассмотрена в обобщающем труде И.С. Кона «Ребенок и общество»22. Эта работа даст системное представление о связи стиля социализации детей с нормативным каноном человека, о роли родителей и их влиянии на личность ребенка. И.С.Кон ввел в этнографию представление о трех системах отсчета возрастных процессов: 1) индивидуальном развитии («онтогенезе», «жизненном пути»); 2) социальио-возрастных процессах и возрастной структуре общества («возрастная стратификация», «возрастные слои, группы»); 3) возрастном символизме (отражении возрастных процессов в культуре).
Влияние биологических и социальных факторов на развитие индивида изучалось давно. В последние годы все более популярными становятся работы, связанные с тендерной проблематикой23. Авторы не только изучают современность, но и исследуют корпи многих наблюдаемых сейчас явлений. Наиболее значимыми в этом направлении нам представляются работы
20 Кои И.С. Введение // Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии / Под ред. И. С. Копа и др. — М.: Наука, 1983. С.З - 8.
21 Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у пародов Восточной и Юго-Восточной Азии / Под ред. И. С. Кона и др. - М.: Наука, 1983; Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у пародов Передней и Южной Азии / Под ред. И. С. Кона и др. - М.: Наука, 1983.; Традиционное воспитание детей у пародов Сибири.-Л.: Наука, 1988.
22 Кои И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988.
3 Семья, тендер, культура. Материалы международных конференций 1994 и 1995гг. -М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1997; Гсндериыс стереотипы в прошлом и настоящем / Отв. ред. И.М. Семашко. - М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2003.
Н.Л. Пушкаревой24. Данная тема интересовала нас в контексте выяснения роли тендерных установок в воспитании.
Процесс взросления человека напрямую связан с его физическим и психологическим развитием. Воспитательная практика эмпирически подстраивалась под этот процесс, выделяя определенные переходные этапы в жизни ребенка. Большую помощь в подкреплении сложившейся практики оказали исследователи-психологи, давно обратившие внимание на важность изучения детской психологии. Одним из выдающихся ученых-психологов начала XX в. был Л.С. Выготский25. В его работах наиболее полно были описаны стадии развития ребенка, а также особенности возрастных кризисов. Л.С. Выготский был одним из основоположников теории культурно-исторической природы человеческой психики, подчеркивавшей роль социальной деятельности в психическом развитии ребенка. Знания о детской и подростковой психологии пополнили труды Д.Б. Эльконина, И.В. Бестужева-Лады и других исследователей26.
В связи с произошедшими в российском обществе серьезными политическими, социально- экономическими и культурными изменениями в последние десятилетия одно из центральных мест в исследованиях по этнографии детства стали занимать темы, связанные с влиянием нового образа жизни на детей. Активно изучается влияние на детей СМИ и Интернета27. Выходит все больше работ, посвященных проблемам, с
24См.: Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. - М.: Мысль, 1989. Ома же. Русская женщина в семье и обществе Х-ХХ вв.: этапы истории // Этнографическое обозрение. 1994. N 5. С.3-15; Она же. Мать и дитя в Древней Руси (отношение к материнскому воспитанию в Х-ХУ вв.)// Этнографическое обозрение, 1996, №6. С.93 - 106.
25 См.: Выготский Л.С.Психология развития ребенка — М.: Эксмо, 2004.
26 Элькопин Д.Б. Психология игры. - М.: ВЛАДОС. 1999.; Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость. — М.: Политиздат. 1984.
27 См.: Семья. Традиции и современность.- М., 1990; Семья. Дети Общество. Анализ отношений и образовательных программ. - Саратов, СГТУ, 1994; Женщина и свобода: пути выбора в мире традиций и перемен. - М.: Наука, 1994. Мужчина и женщина в современном мире: меняющиеся роли и образы. Материалы 111 Международной конференции по тендерным исследованиям, состоявшейся в октябре 1997 г / Отв. ред.: Семашко И. М., Седловская А. Н. Т. 1,2. - М.: Ин-т этнологии и атропологии РАН, 1999.
которыми сталкиваются дети в современном обществе28. Ряд авторов (В.В.Абрамепкова, И.Я. Медведева, ТЛ. Шишова и др.) обращают внимание на пагубное влияние «западного» стиля жизни на детей и их родителей, на растущую роль СМИ в воспитании детей и молодежи. Именно с изменением условий жизни многие авторы связывают изменения в жизненных установках современных детей и подростков, а отсюда вытекают проблемы, возникающие у детей в отношениях между собой и с родителями29.
Возможно, отсутствие четких нравственных и образовательных ориентиров в жизни постсоветского общества повлияло па возобновление интереса к теме народной педагогики. Авторы предлагают заимствовать у народной педагогики некоторые приемы воспитания, ведь их эффективность
30
проверена временем .
Тема народной педагогики, ставшая популярной еще в середине 1970-х годов благодаря работе Г.Н.Волкова «Эгнопедагогика»31, положившей начало новой дисциплине в отечественной науке32, приобрела в конце XX -начале XXI столетия новое, «практическое» звучание. Современные авторы все чаще приводят научные данные, доказывающие полезность и рациональность методов народной педагогики33.
28 Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба?: Соврем, ребенок в «игровой цивилизации» - М.: Данилов. Благовестпик. 2001; Обухова Л.Ф.Возрастная психология: учебник для вузов. - М.: Высшее образование; МГППУ, 2007; Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Дети нашего времени - Саратов. Изд-во Саратовской епархии, 2007.
29 Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Указ.соч. 2007.
30 См.: Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. - М.: Айрис-пресс,2003; Зоберн В. Православная мама. Пособие дня семьи с наставлениями священника и заметками врача. - М.: Русская миссия. 2006.
31 См.: Волков Г.Н. Эгнопедагогика: Учеб. Для студентов сред, и высш. пед. учеб. заведений - М.: Лса(1ст'ш, 2000. Первое издаиие этой книге вышло в 1974 г.
32 Заметим, что понятие «Эгнопедагогика» привлекло к себе немало внимания, а вокруг пего возникла дискуссия. См: Комарова Г.А. О понятии «этпопедагогика» в советской этнографической и педаг огической науке // Изучение преемственности этно-культурных явлений -М.: Институт этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая. 1980. С.202 -212..
33 См.: Измайлова А.Б. Русская народная педагогика: Воспитание ребенка младенческого возраста. - Владимир: ВГПУ, 2001. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф.Указ. соч. 2003.
Отметим, что уже иа этапе формирования, в наукограды, подобные городу Лыткарино, среди прочих, приезжали и недавние жители деревень, хорошо знакомые с традиционными методами воспитания.
В последние десятилетия, возросла роль религии в духовной жизни общества, и специалисты вновь обратились к воспитательным ценностям, основанным иа религиозной традиции, которые сохранялись в глубинах русской культуры, но не всегда, но известным причинам, были в полной мере отражены в исследованиях. Работы, написанные в последние десятилетия, заполняют определенные пробелы в этой теме34.
Глубокое изучение изменений, произошедших в семейной и воспитательной сферах невозможно без применения принципа междисциплинарного синтеза, который был ведущим в нашей работе. Па основании собранного материала мы постарались максимально полно отразить изменения в соционормативной культуре горожан по отношению к детям.
В первой главе «Дети в современном российском обществе»
содержится информация о юридических документах, закрепляющих права детей в современном Российском обществе, а также об изменениях, произошедших в последние несколько лет в демографическом поведении русских родителей, горожан города Лыткарино.
В стране происходят значительные перемены, связанные, в том числе, и с изменением соционормативпых установок современных горожан — изменилось отношение к юридически закрепленному браку, к рождению большего количества детей в ссмьс и т.п.
В разделе «Понятие «детство» и его границы» речь идет о неоднозначности понятия «ребенок» в современном российском обществе. Расхождения наблюдаются в разных сферах: политической, научной, обывательской. Причины этого явления лежат в отсутствии общепринятых
34 См.: Зоберп Вл. Православная мама. Пособие для семьи с наставлениями священника и заметками врача. М.: Русская миссия, 2006.
специальных «маркеров» - обрядов или ритуалов, символизирующих переход детей в категорию взрослых. Так, наличие паспорта, получаемого гражданами в 14 лет, не дает им права в полной мере осуществлять своп гражданские права, подобное право они получают лишь с 18 лет.
Из-за неоднозначности понятия «детства» возникают сложности при анализе статистических материалов и ряда юридических документов.
В разделе «Государственная политика по вопросам семьи, материнства, отцовства и детства» кратко описывается юридическая база, закрепляющей права детей, анализируются меры правительства, применяемые государством по отношению к детям.
Законы и акты, принятые в целях улучшения жизни детей в современном российском обществе зачастую работают неэффективно, начиная от увеличения размеров детских пособий и закапчивая мерами по улучшению демографической ситуации. Эта мысль развита в разделе «Репродуктивные установки современных россиян». В этом разделе описываются меры правительства, принимаемые для увеличения рождаемости, а также результаты исследования репродуктивных установок россиян.
В ряде регионов в 2006 — 2007 годах была учреждена награда «Материнская слава» для многодетных матерей, воспитывающих 5 и более несовершеннолетних детей. В Московской области к награде полагается 100 тыс. рублей35. Правительство Российской Федерации приняло дорогостоящую Федеральную программу ЭКО. Широкое распространение приобрела социальная реклама, направленная па укрепление семьи и увеличение рождаемости.
По результатам исследований можно прийти к выводу о намечающейся тенденции к увеличению желаемого количества детей в семье, однако его показатели все еще не достаточны для нормального воспроизводства
35 Интервью с губернатором Московской области Б.В. Громовым // Московский комсомолец, №280 (24.938), 15 декабря 2008. С. 15.
населения. Согласно опросам россиян среди факторов, сдерживающих этот процесс, одними из ведущих названы жилищные проблемы и отсутствие уверенности в будущем. Условия жизни семей описаны в разделе «Современные родители». Здесь же приведены статистические данные по брачности и рождаемости в г. Лыткарино. Замечено, что современные пары некоторое время предпочитают жить в фактических браках, но в случае беременности женщины практически всегда регистрируют свои отношения.
Во второй главе «Подходы к воспитанию детей: традиции и новации» рассматриваются способы ухода за детьми и методы воспитания детей в разные возрастные периоды. Внимание обращено как на семейное, так и на внсссмейнос воспитание.
В разделе «Воспитание детей в семье» идет речь о семье как о главном проводнике традиций в современном обществе36. Однако современные родители во многом не похожи на родителей века XX: изменились отношения внутри семьи (как супружеские, так и детско-родительские). Горожане затрачивают па работу значительно больше времени, чем это было в советский период, поэтому работающие граждане (особенно мужчины) проводят с детьми меньше времени, чем это делали их предшественники. Если раньше в семьях прослеживался «принцип старшинства»37, то в связи с изменениями, произошедшими в сфере экономики и культуры, во многих семьях этот принцип был изменен - теперь часто взрослые прислушиваются к мнению своих детей, особенно в вопросах, касающихся серьезных покупок38. Отметим, что в семьях по-прежнему развита родственная кооперация, причем помогают все: как родственники со
36 Шмелева М.Н. Развитие внутренних связей в современной городской семье русских Центральной России. С.4-26. // Семья. Традиции и современность - М., 1990. С.4.
31 Громыко М.М. Нравственные традиции и вера // Русские: народная культура (история и современность). Том 5. Духовная культура. Народные знания. М.: ИЭЛ РАН, 2002. С.44-45.
38 По данным исследовательской компании ОМ1, в России более 27% мужчин и 35% женщин советуются со своими детьми-подростками, собираясь совершить покупку. По этому показателю наша страна входит в число мировых лидеров и даже обгоняет США, где к мнению своих подросших чад прислушиваются около 20% отцов и 21% матерей// http://www.ir-rriagazinc.ru/arcliivc/2006/18/archl8_424.html
стороны жены, так и со стороны мужа. Особенно ярко выражена родственная кооперация в небольших городах, таких как г. Лыткарипо. В малых городах России, в силу территориальной близости родственников многие родители помогают взрослым детям в воспитании их детей39. Молодым семьям
40
родители часто помогают еще и материально , а вот с возрастом все меняется - в большинстве случаев дети начинают помогать родителям4'. Подобное явление традиционно для русских42.
В начале XXI века среди детских имен стали популярпы древнегреческие и древнерусские имена: Арсений, Борис, Лада, Владислав.
Во многих семьях прослеживается тенденция возвращения к религиозно- обрядовым традициям: большинство опрошенных крестили своих детей в малом возрасте, хотя многие не считают себя верующими. Однако среди опрошенных есть и люди глубоко религиозные, дети некоторых из них посещают воскресную школу.
Вопросом воспитания маленьких детей ведают в основном женщины. Интересно, что это закреплено на подсознательном уровне русских горожан: большая часть респондентов не согласились бы взять на роль воспитателя (няни) мужчину. Помощь в заботе о малышах мамам в основном оказывают бабушки, или в ясельных группах детских садов. Роль мужчин в воспитании детей возрастает с взрослением ребенка.
Вообще, роль взрослых в воспитании детей возросла на всех этапах их жизни. В жизни современных дошкольников произошли существенные изменения, связанные с тем, что они в последние десятилетия были лишены возможности подружиться во дворе, играть без вмешательства взрослых, поскольку в конце XX - начале XXI века родители стали бояться отпускать детей гулять одних. В результате в горизонтальной системе воспитания (дети
39 ИМ А 2004 - 2005 гг., 2008 г.
40ПМЛ 2004-2005 гг.
41 ПМА 2008 г.
42 Шмелева М.Н. Народные традиции в развитии современной городской семьи у русских. Дис. на соискание уч. ст. доктора ист. наук в форме научного доклада. М., 1990. С.30.
- дети), несмотря на существование детских садов и секций, многие связи оказались разорваны. А ведь известно, что ребенок воспитывается в двух основных системах измерения: вертикальной и горизонтальной (вертикальная система - это отношения взрослые - дети, горизонтальная -дети-дети). Исправить ситуацию помогают детские сады.
Детский сад играет важную роль в воспитании детей в малых городах России. Учитывая тот факт, что многие детские сады были закрыты в первой половине девяностых и то, что в последние годы в Центральной России рождаемость увеличилась, сложилась ситуация, в которой родителям непросто устроить своего ребенка в детский сад. Вследствие сложившейся ситуации, в случаях, когда в семьях некому сидеть с ребенком, кроме одного из родителей, последний (чаще всего это мать) выходит на работу позже, чем хотел бы, а в самих детских садах группы переполнены, поэтому на воспитателей ложится большая нагрузка. Помимо детского сада многие дети дошкольного возраста посещают секции и кружки, где их учат какому-либо искусству или мастерству (рисованию, спорту и т.д.).
В русских городских семьях стили воспитания значительно отличаются. Стиль воспитания во многом зависит от «идеального образа», который имеют родители. В вопросах воспитания детей разного пола у респондентов обнаружились тендерные различия. По мнению большинства опрошенных матерей и бабушек, детей разного пола желательно воспитывать по-разному. Эта позиция не совпадает с мужской, причем подобного взгляда не придерживаются пи папы, пи дедушки (более 70% ответивших па этот вопрос, считает, что не нужно делать различий в воспитании детей разного пола). Мужчины подчеркивают, что различия в воспитании зависят, в большей степени не от пола ребенка, а от его индивидуальных особенностей43.
Наиболее популярный метод воспитания - объяснение, но на практике многие ругают своих детей, порой, это происходит прилюдно. Среди прочих
43 ПМА 2008 г.
методов встречается: лишение чего-либо (прогулки, просмотра мультфильмов). Маленьких детей чаще всего наказывают за непослушание или грубость44.
Сейчас главной цслыо большинства родителей стало образование их детей. Обучение детей начинается задолго до школы, поэтому зачастую отношения родителей и детей начинают сводиться к проверке заданий, получаемых ребенком в детском саду и в секциях.
В возрасте 6-7 лег дети идут в школу. Готовность ребенка к школе в городе Лыткарино, как и во многих других городах России определяют психологи.
Школа является, пожалуй, одним из самых влиятельных институтов социализации после семьи. Именно здесь ребенок проводит большую часть своего времени. Здесь формируются многие его взгляды и предпочтения, появляются друзья и авторитеты.
Во втором разделе речь идет о влиянии иа воспитательный процесс учреждений дополнительного образования, учреждений культуры и спорта.
В последние годы возрождается интерес к религиозному просвещению детей. В городе Лыткарино есть воскресные школы.
Отличительной особенностью г. Лыткарино является большое количество бесплатных или недорогих учреждений дополнительного образования: спортивных секций и кружков. Однако проблемы, с которыми сталкиваются подобные учреждения (отсутствие нормальной материальной базы, продажа принадлежащих им площадей и т.п.), носят общероссийский характер.
Третий раздел посвящен празднично-обрядовой культуре детей, пожалуй, одной из главных сфер, в которых передаются традиции. Русские традиционно отмечают многие праздники в кругу семьи. Однако есть и относительно новые для российского общества праздники, такие, как День Святого Валентина, Хеллоуин.
44 ПМЛ 2006 - 2008 гг.
Глава третьи « Детская субкультура» посвящена рассмотрению субкультуры современных детей, открывающей дверь в мир тех изменений, которые произошли в жизни детского сообщества.
Наиболее важной причиной этих изменений нам представляется то, что дети стали общаться, главным образом, со взрослыми и с детьми своей возрастной категории (в детских садах, школах). Утратила свою силу культура дворового сообщества, на смену ей пришла «культура цифровых технологий».
В первом разделе этой главы «Детские игры и игрушки в современной России» показано, что исчезновение из детского обихода многих игр и жанров игрового фольклора привело к образованию лакун в воспитании, которые заполняются далеко пе лучшим образом45. Современные дети предпочитают играм телевизор и компьютер.
Роль телевидения рассматривается во втором разделе этой главы. Телевидение в современном мире является одним из наиболее влиятельных видов средств массовой информации. По мотивам мультфильмов и фильмов создаются компьютерные шры, развлекательные парки, изготавливаются игрушки, выпускаются линии «модной одежды» с изображением героев, выпускаются журналы. Почти каждый второй школьник в свободное от учебы время предпочитает смотреть телевизор, однако с возрастом популярность просмотра телепередач как формы проведения досуга заметно
46
снижается , однако возрастает интерес к компьютеру.
В работе прослежена краткая история детского телевидения, начиная с 1990-х годов. Показано, что в начале XXI века в России практически не уделялось внимания детскому телевещанию. Качество многих программ и мультфильмов для детей оставалось сомнительным («Телепузики»,
45 Слепцова И.С. Народные игры и использование их в воспитании //Русские народные
традиции и современность. - М.: Наука, 1995. С.54. 4 Данные 2004 г .//http://www.curckanet.ru/cwww/inro/732.html
«Подростки Мутанты Ниндзя Черепашки» и другие). Несмотря па сохранение па телеэкранах агрессивных мультипликационных и художественных фильмов и передач, в последние годы ситуация меняется. В 2006 - 2007 гг. появился детский капал для детей от 3 до 8 лет «Тслсняня», 1 сентября 2007 года появился новый государственный телеканал для детей и юношества от 4 до 17 лет «Бибигон». В отличие от телевизионных продуктов для детей предыдущего периода, программы и мультфильмы этих каналов учитывают возрастные особенности детской психики, кроме того, здесь пег рекламы. Однако детские каналы в полной версии вещают только в кабельных сетях.
В разделе «Дети и пресса» описываются печатные издания, предпочитаемые современными детьми. Большая часть популярных детских и подростковых журналов, издаваемых в России, имеет западных владельцев. Существует несколько видов подобных изданий, начиная от обучающих (журналы издательства «De Agostini») и заканчивая журналами о моде («Elle Girl»). По сравнению с периодом конца 1990-х- началом 2000годов печатной продукции для детей стала значительно больше.
Среди читаемой литературы (в том числе и той, которую взрослые читают своим детям): «Русские народные сказки», рассказы П.Н. Носова, В.Ю. Драгунского и ряда других советских и зарубежных авторов. Но среди книг, прочитанных в последние годы самими детьми, безусловное преимущество имеют книги о Гарри Потере Дж. Роулинг, которые до сих пор выходят огромными тиражами (в России их тираж составил более 700 тыс. экз.)47. Отметим, что в современных детских произведениях порой присутствуют далеко не сказочные сюжеты, которые не всегда полезны для детской психики.
Итог по вопросу о роли информатизации современного общества в жизни детей подведен в четвертом разделе «Дети и компьютер». По
47 Савицкая Е. «Глобальный подросток»: результат и предпосылка «культурной глобализации» // Дети и культура. - М.: Ком Книга, 2007. С.25.
мнению экспертов именно агрессивные компьютерные игры и долгое сидение в Интернете оказывают наиболее губительное воздействие на психику современных детей. Чаще всего сюжеты игр для детей построены по мотивам каких-либо мультфильмов или фильмов. С появлением портативных игровых приставок родителям стало очень трудно контролировать время, проводимое ребенком за игрой, однако это не удерживает родителей от их приобретения.
В Заключении подводятся основные итоги исследования. Законодательная база, касающаяся правового статуса детей и подростков усиливается, но практикой в должной мере права детей не обеспечиваются. В начале XXI века наметился рост рождаемости в России, хотя в целом он не был значителен. Ситуация меняется постепенно, т.к. по сравнению с периодом 1990-х годов люди стали более уверенны в своем будущем, однако этого оказалось недостаточным для обеспечения устойчивого роста рождаемости.
Изменились внутрисемейные отношения: по сравнению с началом 90-х годов XX века женщины стали уделять больше внимания семье и детям. Так в г. Лыткариио, как и во многих городах России, в тот период многие женщины были вынуждены обеспечивать семью в ущерб воспитанию детей. В начале XXI в., когда несколько улучшилась экономическая ситуация в стране и статус мужчины как кормильца семьи стал возвращаться, у женщин появилось больше возможностей для самореализации, в том числе и в роли домохозяйки. Сильная занятость мужчин на работе отдалила их от семьи, но заметно и отсутствие у них мотивации к общению с детьми. Вопросы организации воспитательного процесса решают женщины (запись в секции, выбор детского сада, школы, кружка, посещение родительских собраний и т.д.). Мужчины помогают отвести детей в детский сад, спортивную секцию, ио и это происходит не часто. Пожалуй, самыми приятными моментами в общении детей с отцами являются покупки подарков и совместные поездки
на дачу или в отпуск. Таким образом, наибольшую роль в воспитании детей продолжают играть мамы и бабушки, наименьшую- дедушки, однако в целом роль взрослых в воспитательном процессе постоянно возрастает.
Современные дети уже несколько десятилетий лишены возможности общаться друг с другом без контроля со стороны взрослых. Роль сверстников, столь значимая в воспитательном процессе заметно снизилась. Разрушение культуры двора как определенного воспитательного пространства, усиление контроля со стороны взрослых над жизпыо детей, возросшая привлекательность «голубых экранов» для детей привели к разрушению существовавшей ранее детской субкультуры, изменению отношения детей к общению друг с другом, с родителями, с родственниками (неумению совместно играть, общаться друг с другом). Тем не менее, благодаря тому, что многие дети посещают учреждения дополнительного образования, они находят себе друзей своего возраста.
Все эти изменения приводят к переменам в организации жизни детей в малых городах России.
Учитывая актуальность проблематики исследования, представляется перспективным дальнейшее рассмотрение изменений, происходящих в жизни современных городских семей.
По теме диссертации имеются следующие публикации:
1. Перстнева И.П. Молодая семья в подмосковном городе (семейпо-брачпые отношения на материалах г. Лыткарино) // Вестник Московского университета. История. 2008. №6. С. 43-52.
2. Перстнева И.П. Тендерный подход к воспитанию детей (на материале русских)// Материалы VII Конгресса этнологов и антропологов России, Саранск, 2007. Секция 14. Тендерные исследования в этнологии (этнокультурное конструирование тендера; тендерный аспект этноаксиологии).
Подписано в печать 24.09.2009 г. Печать лазерная цифровая Тираж 100 экз.
Типография Aegis-Print 115230, Москва, Варшавское шоссе, д. 42 Тед.: (495) 785-00-38 www.autoref.ae-print.ru
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Перстнева, Ирина Петровна
Введение
Задачи и методы исследования.
Источники исследования.
Историография.
Глава 1. Отношение к детям в современном российском обществе
1.1. Понятие детство и его границы.
1.2. Государственная политика по вопросам семьи, материнства и детства.
1.3. Репродуктивные установки современных россиян.
1.4. Современные родители.
Глава 2. Подходы к воспитанию детей: традиции и новации
2.1. Воспитание детей в семье. Взаимодействие семьи и образовательных учреждений.
Семья в новых условиях.
Роль матери и отца.
Забота о ребенке младенческого возраста.
Воспитание ребенка дошкольного возраста.
Воспитание ребенка школьного возраста.
2.2. Внесемейное воспитание
Учреждения дополнительного образования.
Учреждения культуры и спорта.
2.3. Праздники и обряды.
Глава 3. Детская субкультура
3.1. Детские игры и игрушки в современной России.
3.2. Дети и телевидение.
3.3. Дети и детская пресса.
3.4. Дети и компьютер.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Воспитание детей у русских"
Заключение
Перемены, произошедшие в России в конце XX - начале XXI вв. в политической, социально-экономической и культурной сферах не прошли бесследно. Особенно явно они отразились на жизни семей.
Несмотря на наметившиеся перемены, Россия все еще остается среди стран с низким уровнем рождаемости, что является одной из причин сокращения численности населения, а также его постарения. Российское общество до сих пор сталкивается с такими проблемами, как крайне низкие выплаты на период отпуска по уходу за ребенком, отсутствие прочной материально-технической базы учреждений дополнительного и общего образования и многими другими.
Учитывая, что в последние годы в Центральной России рождаемость увеличилась, а численность детских дошкольных учреждений уменьшилась в предшествующий период — сложилась ситуация, в которой родителям непросто устроить своего ребенка в детский сад. Из-за этого многие родители (чаще матери) выходят на работу позже, чем хотели бы.
Среди положительных изменений в вопросах, касающихся ценности детей в обществе, следует выделить постепенное увеличение рождаемости, хоть и небольшую, но положительную динамику репродуктивных установках россиян. Современные родители в массе своей старше, чем их предшественники. Однако отцов более зрелого возраста (старше 36 лет) значительно больше, чем матерей. Это свидетельствует о сохранившейся в обществе традиции, когда предпочтительным считается, чтобы муж был на несколько лет старше жены.
Имя детям выбирают в основном родители, причем руководствуются преимущественно принципом «нравится - не нравится», а также тем, насколько выбранное имя будет сочетаться с отчеством. И это несмотря на тот факт, что многие верят в связь между именем человека и его судьбой. В начале XXI века вновь стали популярны древнерусские, древнегреческие имена.
Для большинства опрошенных нами русских родителей пол ребенка не существенен, что свидетельствует о растущем влиянии установки на «равноправие», в том числе в экономике. Возможно, усилению этой установки способствовал кризис начала 1990-х годов, когда на практике выяснилось, что женщины могут быстрее и зачастую успешнее адаптироваться к изменениям, чем мужчины. В последние годы ситуация меняется, несмотря на пропагандируемую в обществе идею равенства полов, в общественном сознании вновь прослеживается традиционная ориентация на разделение ролей: «добытчика» - мужчины и «хранительницы очага» - женщины. По нашим данным многие молодые женщины, особенно те, что имеют маленьких детей, не работают.
Говоря о воспитании детей в современной русской городской семье, следует обратить внимание на тот факт, что с изменением экономический ситуации в России после распада Союза изменилась роль того родителя, который зарабатывает деньги (теперь в основном это вновь мужская роль). Работающий родитель стал уделять детям значительно меньше времени, чем это было в советское время. Особенно заметным стало то, что мужчины стали меньше заниматься воспитанием детей. У них не хватает времени на общение с детьми, его отнимает работа и дорога, поэтому часто возникает ситуация, когда с детьми бабушки и воспитатели общаются больше, чем папы и мамы.
Современное воспитание в России можно охарактеризовать скорее как «женское» воспитание, поскольку большинство функций по уходу за детьми берут на себя женщины. Мужчины мало занимаются воспитанием детей. При этом предпочтение «женского» воспитания проявляется и на уровне соционормативных установок: большая часть респондентов не согласились бы взять на роль воспитателя (няни) мужчину.
В воспитании детей в малых городах России, таких как г. Лыткарино, большую роль играют родственники. Няни - явление здесь достаточно редкое.
У современных городских детей 5-7 лет, по словам наших информаторов, не так уж много обязанностей: они должны слушаться, заправлять кровать (часто это происходит при помощи взрослых), делать упражнения, задаваемые в детском саду или на занятиях в секциях. Трудовое воспитание в семье ушло на второй план. Сейчас главной целью многих родителей является образование. В воспитании в целом заметен перевес образовательного аспекта над всеми остальными, перепоручение воспитательных функций СМИ и образовательным учреждениям. Одни родители предпочитают посадить ребенка перед телевизором, другие (особенно мужчины) - «откупаются» от своих детей, приобретая им все новые вещи и игрушки, вместо того, чтобы вместе поиграть уже имеющимися, третьи предпочитают отвести детей в секции (по нашим опросам в г. Лыткарино таких большинство). Дети дошкольного и школьного возраста активно посещают секции и кружки, где их учат какому-либо искусству или спорту (рисованию, борьбе ит.д.) или помогают освоить школьную программу.
Перевес в сторону образования в жизни современных детей очевиден и вне семьи. Обучение современных детей начинается намного раньше и отнимает у них значительно больше времени, чем у их предшественников. Врачи отмечают, что здоровых детей становится все меньше. Многие дети страдают гиперактивностью.
Даже в детских садах дети теперь готовятся к школе, возможно, не меньше, чем общаются и играют. В школах по сравнению с советским периодом значительно увеличилось количество предметов, появились новые дисциплины. Однако многие россияне не удовлетворены современной системой образования. У учеников старших классов часто есть репетиторы по «профильным предметам», многие помещают курсы при вузах.
Техническое оснащение школ и других образовательных учреждений постепенно улучшается, но, несмотря на это, многие из них нуждаются в ремонте или обновлении материально-технической базы. Однако все еще существуют учреждения дополнительного образования, где занятия для детей бесплатны, что делает их доступными для семей с разным уровнем доходов. Многие родители отдают детей в большое количество секций, чтобы те были «заняты делом», а не смотрели телевизор или играли в компьютер.
Современные дети практически разучились играть в своем коллективе. Корни этого явления коренятся в изменениях, произошедших в детской субкультуре. В конце XX - начале XXI вв. телевидение стало играть одну из ведущих ролей в «просвещении» детей. Лишь в последние несколько лет государство и некоторые работники телевидения стали уделять внимание качеству детских программ на телевидении. Но детские каналы (за исключением «детских окон» на телеканалах «Россия», «Культура» и «Спорт») пока транслируется только по кабельному телевидению, а качественных программ для подростков все еще не хватает, поэтому дети большую часть времени смотрят недетские программы, на которых видят массу насилия и рекламы. Подобная тенденция к «пропаганде» насилия прослеживается и в компьютерных играх, и в современных игрушках, и в печатных изданиях. Кроме того, многие детские товары культивируют в детях «дух потребителя». Налицо «коммерциализация» детского мира, начавшаяся в нашей стране уже в середине 1990-х годов.
Нравственные нормы и ценности в современном мире воспитывает, главным образом, крепкая семья.
Семейные традиции помогают ребенку найти свое место в мире, вырасти достойным человеком. Некоторые возвращаются к Православию. Постепенно все больше родителей отдает своих детей в воскресные школы, вновь организованные после длительного перерыва. В основном это дети родителей верующих, посещающих церковь.
Несмотря на то, что многие наши респонденты не считают себя глубоко верующими, (хотя большинство из них крещеные), они крестят своих детей и внуков. Сами крестные тоже не всегда бывают глубоко религиозными людьми, но, несмотря на это, в большинстве случаев с радостью соглашаются на роль крестной или крестного. В дальнейшем многие крестные матери помогают в воспитании детей, а вот крестный отцы в основном дарят крестникам подарки и деньги . В современной России наблюдается соединение дореволюционных, советских и новых российских традиций. Особенно ярко это проявляется в сфере праздничной культуры. Как и прежде, большая часть праздников отмечается в семейном кругу.
Родители XXI века во многом похожи и не похожи на родителей века XX. С одной стороны, они все больше прислушиваются к мнению своих детей, особенно в вопросах, касающихся серьезных покупок, с другой стороны, они затягивают процесс взросления своих детей, поскольку дети в большинстве своем и после 18 лет находятся на попечении родителей. Так было и раньше, но в современном обществе, похоже, этот процесс углубляется. По нашему мнению, несмотря на то, что современные дети знают многое, чего не знали их предшественники, имеют многое из того, чем не обладали их предшественники, они, тем не менее, многого лишены. Информационное общество диктует свои правила.
Изучение воспитательной практики и семейного уклада русских в малых городах России представляется крайне актуальным, поскольку этническая, экономическая и культурная ситуация в этих городах постоянно меняется.
342 ПМА 2006-2008.
Список научной литературыПерстнева, Ирина Петровна, диссертация по теме "Этнография, этнология и антропология"
1. Анализ положения детей в Российской Федерации. М: ЮНИСЕФ, 2007. 118 с.
2. Год семьи в Московской области. Меры социальной поддержки семьи и детей. Подольск: Изд. Дом «Московия», 2008. — 58 с.
3. Жилищный кодекс Российской Федерации (ЖК РФ) от 29.12.2004 N 188-ФЗ// http://www.consultant.ru/popular/housmg
4. Конвенция о правах ребенка// Обухова Л.Ф.Возрастная психология: учебник для вузов -М.: Высшее образование; МГППУ, 2007.
5. Конституция Российской Федерации. Государственный гимн. Описание Государственного герба Российской Федерации. Ростов-на Дону.: ОАО «Ростовкнига», 2008. - 44 с.
6. Положение детей в Российской Федерации. Доклад М.: Изд-во Совета Федерации, 2006. - 151 с.
7. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации (послание президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию, 10.05. 2006г.) // http ://archi ve .krem lin .ru/text/appears/2006/05/105546. shtml
8. Семейный кодекс Российской Федерации М.: Омега-Л, 2003. - 64с.
9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197 // www.kadis.ru/kodeks.phtml?kodeks=17&papeF=2561. Литература
10. Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба?: Соврем, ребенок в "игровой цивилизации —М.: Данилов. Благовестник. 2001. 141 с.
11. Анохина Л.А., Шмелева М.Н. Быт городского населения средней полосы РСФСР в прошлом и настоящем: на примере городов Калуга, Елец, Ефремов. -М.: Наука, 1977.-359 с.
12. Анохина Л. А. Шмелева М.Н. Задачи и методы этнографического изучения культуры и быта русского городского населения. ( Опыт изучения городов средней полосы РСФСР)// Советская этнография. 1966. №6. С. 57 67.
13. Анохина Л.А., Шмелева М.Н. Использование анкетно статистических данных при этнографическом изучении города // Советская этнография, 1968, №3. С. 16 -26.
14. Антонов А.И, В.М Медков, А.Б. Синельников. Репродуктивное поведение и динамика рождаемости// Население России на рубеже XX ХХТвеков: проблемы и перспективы/ Под ред. В.А. Ионцева, А.А. Саградова. - М.: МАКС Пресс, 2002. - 352 с.
15. Ахмадиева Р.Ш. Этнокультурные традиции в системе оптимизации воспитательных функций семьи. —Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2006. — 50с. Балушок В.Г. Инициации древних славян (попытка реконструкции). // ЭО, 1993, №4. С.57 -66.
16. Батурина Г.И. Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе: (Дошкольники и мл. школьники) : Пособие для педагогов, воспитателей, методистов. -М.:Шк. Пресса, 2003. 142 с.
17. Беляева JI.C. Русская народная музыкальная педагогика от язычества до конца XX столетия. Исторические эскизы: Монография. Мурманск, 2002.- 90 с.
18. Беспалов Е.И. Детское население в условиях социально-экономической трансформации и демографического кризиса в России: диссертация.кандидата экономических наук: 08.00.05. М.,2007. 146 с.
19. Березина Т.А. Проблемы современной семьи у народов Скандинавии. С.57 -96. // Семья в современном европейском обществе. — М.: Ин-т этнологии и атропологии РАН, 1996.
20. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX начала XX в. - Л.:Наука, 1988- 278 с .
21. Бромлей Ю.В., Шкаратан О.И. О соотношении истории, этнографии и социологии.- СЭ, М., 1969. №3. С.З 19.
22. Бубекина В. Библиотечное обслуживание детей России: десятилетие выживания и развития. С.165 182. // Дети и культура. -М.: Ком Книга, 2007. -288 с.
23. Бутовская М.Л. Биология пола, культура и полоролевые стереотипы поведения у детей. С.324-329// Семья, тендер, культура. Материалы международных конференций 1994 и 1995гг. М.; Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1997. -416 с.
24. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студентов сред, и высш. пед. учеб. заведений / М.: Academia, 2000. 175 с.
25. Вишневский А.Г. Воспроизводство населения и общество: История, современность, взгляд в будущее. — М.: Финансы и статистика, 1982. 287 е., ил.
26. Воспитание на традициях народной педагогики. Изд. Белгородского пед. ун-та. 1995. 178 с.
27. Выготский JI.C. Психология развития ребенка — М.: Изд-во Эксмо, 2003- 512с.
28. Ганцкая О.А. Семья: общие понятия, принципы типологизации // Этносоциальные аспекты изучения семьи у народов зарубежной Европы. — М.: Наука, 1987. 196 с.
29. Герасимова Н. А. Региональные различия семейной структуры населения России// Семья, тендер, культура. Материалы международных конференций 1994 и 1995 гг. М.: ИЭА РАН, 1997. С.72—80.
30. Громыко М.М. Нравственные традиции и вера. С.22 72.// Русские: народная культура (история и современность). Том 5. Духовная культура. Народные знания. - М.: Изд-во Ин-та этнологии и антропологии РАН, 2002 - 376 с.
31. Громыко М.М. Семья и община в традиционной культуре русских крестьян XVIII XIX вв. С.7 - 24 // Русские: семейный и общественный быт. - М.: Наука, 1989. - 336 с.
32. Зоберн В. М. Православная мама: пособие для семьи, с наставлениями священника и советами детского врача. М.: Русская миссия, 2006. - 446 с.
33. Измайлова А.Б. Русская народная педагогика: Воспитание ребенка младенческого возраста: Моногр. Владимир: ВГПУ, 2001. 548 с.
34. Ильичева М.Б. Соотношение нового и традиционного в семейной жизни британцев (1950-11980-е годы). С.278 287.// Семья, тендер, культура. Материалы международных конференций 1994 и 1995 гг. - М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1997. - 416 с.
35. Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты тендерных установок у детей 3-7 лет. С.65-69// Вопросы психологии, №2, 2000.
36. Ковалева Г., Кузнецова М. Международное исследование PIRLS-2006 «Изучение качества чтения и понимания текста». // Народное образование, 2008 №4. С.171-180.
37. Комарова Г.А. О понятии «этнопедагогика» в советской этнографической и педагогической науке. // Изучение преемственности этно-культурных явлений. М.: Ин-т Н.Н. Миклухо-Маклая, 1980. С.202 - 212.
38. Кон И.С. Междисциплинарные исследования. Социология Психология. Сексология. Антропология. Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 605 с.
39. Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. Социально-педагогческий анализ. Дубна: «Феникс+», 2001. - 208 с.
40. Кон И.С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). — М: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. -270 с.
41. Коновалов В. Здоровье школьников: взгляд врача и психолога. // Народное образование, 2008 №4. С.209-212.
42. Корнетов Г.Б. История педагогики. Введение в курс «История образования и педагогической мысли». Учебное пособие. -М.: Изд-во УРАО, 2002. 268 с.
43. Котовская М.Г. Тендерные очерки: история, современность, факты. М.: ИЭА РАН, 2004.
44. Кошелева О.Е. «Свое детство» в Древней Руси и в России эпохи Просвещения (XVI XVIII вв.): Учебное пособие по педагогической антропологии и истории детства. М.: Изд-во УРАО, 2000. - 320 с.
45. Листова Т. А. Народная религиозная концепция зарождения и начала жизни. С. 134 169. //Русские: народная культура (история и современность). Том 5. Духовная культура. Народные знания . Отв. ред. Власова И.В. - М.: ИЭА РАН -376с.
46. Мазалова Н.Е. Состав человеческий. Человек в традиционных соматических представлениях русских. СПб., Изд-во «Петербургское востоковедение», 2001.—192 с.
47. Мартынова А.Н. Особенности композиции восточнославянских колыбельных песен. С. 19-28. С.27.//Мир детства и традиционная культура: Сб. научных трудов и материалов/ Сост. И.Е. Герасимова. Вып.2. -М.: Гос. Респ. Центр русского фольклора. 1996. 176 с.
48. Маслова Г.М. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX- начала XX в. М.: Наука, 1984. - 216 с.
49. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Дети нашего времени, Саратов, Изд-во Саратовской епархии, 2007. 320 с.
50. Мид М. Культура и мир детства: Избр. произведения М: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. - 429 с.
51. Мид М. Мужское и женское. Исследование полового вопроса в меняющемся мире. -М.: РОССПЭН, 2004.-416 е.;
52. Михайлова Ю.Д. Традиционная система социализации детей в Японии.// Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. М: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука». 1983.
53. Население России 2000. Восьмой ежегодный демографический доклад. С.89-111./ Под ред. Вишневско А.Г. — М.: Книжный дом «Университет», 2001. -176с.
54. Население России на рубеже XIX — XXI веков: проблемы и перспективы/ Под ред. В.А. Ионцева, А.А. Саградова. -М.: МАКС Пресс, 2002. 352 с.
55. Некрылова А.Ф., Головин В.В. Роль отца в традиционной народной педагогике. С.7-26. // Мир детства и традиционная культура: Сб. научных трудов иматериалов/ Сост. С.Г. Айвазян. М.: Гос. Респ. Центр русского фольклора. 1994. - 192 с.
56. Носова Г.А. Традиционные обряды русских (крестины, похороны, поминки). -М: Изд-во РАН, 1999. 199 с.
57. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: учебник для вузов. М.: Высшее образование; МГППУ, 2007. - 460 с.
58. Осорина М.В. Современный детский фольклор как предмет междисциплинарных исследований (к проблеме этнографии детства). -«Советская этнография», № 3, 1983, м.: Наука. С.34 45.
59. Пушкарева Н.Л. Тендерная ассиметрия социализации ребенка в традиционной русской семье. // Тендерные стереотипы в прошлом и настоящем /Отв. ред. И.М. Семашко. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2003. С.4 27.
60. Рабинович М.Г. Очерки этнографии русского феодального города. Горожане, их общественный и домашний быт. М: Наука, 1978 - 328 с.
61. Рабинович М.Г. Очерки материальной культуры русского феодального города. -М: Наука, 1988. -312 с.
62. Русские (Этносоциологические очерки). М.: Наука. 1992. 464 с.
63. Савицкая Е. «Глобальный подросток»: результат и предпосылка «культурной глобализации». С.11-36//Дети и культура. -М.: Ком Книга, 2007. -288 с.
64. Шмелева М.Н. Традиции кооперации и взаимопомощи в быту современной городской семьи. С.72 89 // Русские народные традиции и современность. -М.: Наука, 1995.-304 с.
65. Щеглова С. Н. Детство как социальный феномен (Концепция социального конструирования детства). Автореферат диссертации на соискание ученой ст. доктора соц. наук. М., 1999. 46 с.
66. Щеглова С.Н. Подросток 98: Права в семье, школе и обществе (по результатам социологического исследования). - М., Социум, 1998. - 28 с.
67. Щербакова Е.М. Численность и размещение населения // Население России 2000. Восьмой ежегодный демографический доклад./ Под ред. Вишневско А.Г. М.: Книжный дом «Университет», 2001. - 176с.
68. Янкова З.А. Городская семья. М.: Наука, 1979. - 184с.
69. Слепцова И.С. Народные игры и использование их в воспитании. С.54 71.// Русские народные традиции и современность. - М.: Наука, 1995. - 304 с.
70. Смирнова О.Е., Салмина Н.Г., Абдуллаева Е.А., Филиппова И.В., Шеина Е.Г. Психолого-педагогические основания экспертизы игрушек.// Вопросы психологии. №1, 2008. С.17 25.
71. Смолин О. «Образовательная» Дума: попытка прогноза // Народное образование, 2008, №4. С.11 16.
72. Соколова JI.B., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. М.: Айрис пресс, 2003. - 196 с.
73. Токарев С.А. Исследования семьи в зарубежной социологической и этнографической литературе (краткий историографический обзор) С.15 — 35. // Этносоциальные аспекты изучения семьи у народов зарубежной Европы. М., 1987. 196 с.
74. Читая Г.С. Принципы и метод полевой этнографической работы.- СЭ, М., 1957, №4. С.24 -30.
75. Чудинова В. Детское чтение. Негативные последствия развития медиасреды. С. 131 164 // Дети и культура. - М.: Ком Книга, 2007. - 288 с.
76. Шмелева М.Н. Народные традиции в развитии современной городской семьи у русских. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук в форме научного доклада. М., 1990. 58 с.
77. Шмелева М.Н. Развитие внутренних связей в современной городской семье русских Центральной России, с. 4 — 26. // Семья. Традиции и современность,-М., 1990.-256 с.
78. Шмелева М.Н. Традиционные бытовые связи современной городской семьи у русских ( по материалам центральных областей РСФСР). С.63 84// Русские: семейный и общественный быт. - М.: Наука, 1989. — 336 с.