автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Воспитание интонационного слуха у учащихся музыкальных училищ

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Сладков, Павел Порфирьевич
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Автореферат по искусствоведению на тему 'Воспитание интонационного слуха у учащихся музыкальных училищ'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Воспитание интонационного слуха у учащихся музыкальных училищ"

НОСКОБСчАР ГОСУДАРСТВЕ!ШАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ и.;. П. К. ЧА!Т.СЗСКВГ0

С

р р £ л На правах рукописи

^ УД< 781.4

'1 «И 035

Сладков Павел Порлирьевич

ВОСПИТАНИЕ ШГГСНАЩСННОРО СЛУХА У УЧАЩХСЯ нуамлшх УЧИЛИЩ

Специальность 17.00.02 - музыкальное истсусство

Автореферат диссертанта! на соискание учёной степени кандидата искусствоведения

С

Москва - 1995

РАБОТА ШПОШШ Б РОССИЙСКОЙ КУЗШЛЫКЛ ШЩШ им. ГНЕСКШХ

Кафедра гармони!*, и сольфеджио Научный руководитель - профессор Рагс Ю. К.

Официальные оппоненты - провес

кандидат искусствоведения ОСЬКША С.Е.

Ведущая организация - Нижегородская'государственная koi

ватория им. М.И. Глинки

са:юта состоится "^сентября. ISS5 г. в_________

на заседании специализированного совета Д.092.08.01 по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидаг наук по искусствоведению в Московской государственной консерватории_имеш П. К. Чайковского /ЮЗВ71, Москва,

Герцена, 13/,,

С диссертацией" шшо ознакомиться в библиотеке Московской государственной консерватории. Автореферат разослан _________ISS5 г.

Учёны-" секретарь специализированного

совета, доктор" искусствоведения, ________

профессор т.~Б7~Чередцетче}

ОЕцаЯ ХАРАКТтЮТЖА РАБОТЫ

Акт^Еность^есз^ошшЕ. Музьгкалшая практика ставит перед ссль^едаио наравне с другими вопросами требование - способствовать более активному развитию интонационного слуха каждого }.узн-канта, ибо вне ннтон1грования /внешнего или внутреннего/ не ыо>::ет быть истинного пос?п:-::ения содержания музыки.

( В процессе музшсалшого обучения используются пособия, в кото-

рых даются специальные технические упралкения, направленные на воспитание интонационного слуха. II несмотря на то, что эти упряжет признаются педагогической практикой обязательны:,и в обучении пени? по нотшл /а так.™е и в развитии других сторон слуха/,, они не получ! •ли почти никакого теоретического обоснования. Вопросы содержания интонационных упра'днений, места их в обучении, принципов построен: ния, последовательность освоения, установление взаимосвязи с иным формами развития слуха и другие остаются пока ещё малоразработан-

(

нкми.

Настоятельная необходимость улучшения воспитания интонационно' го слуха определяет актуальность рассмотрения эволюции кнтонацион них упражнений и разработки их теоретических основ. Необходимо Енести уточнения в некоторые существующие методы, систематизировать и обосновать найти новые методические приёмы.

Сипдтиза_исслеаоЕания. Чтобы эффективно развивать музыкальный слух вообще и активно влиять на воспитание интонационного слуха -( в частности, требуется разработка'теории учебного интонационного

словаря. Ибо теория даёт клтач к пониманию и сознательному управлению учебны!/, процессом, помогая с меньшей затратой времени доби-Еаться нунных результатов.

Объектом исследования Енступает процесс развития музыкальной слуха в курсе соль"едзио, главны,! образом, учащихся училища. Но также частично - учеников и студентов консерваторий, поскольку закладывает слуховута базу училига, а "з консерваториях

смеете с изученной новнх те:.: происходит расширение я углублен*:

тернала, пройденного в училище.

П^2.^:етсу_исслс^огап1!Я псслу:::пла система 1ШТ0НБЦП0ШЖ уш:;

нени:: на разил: этапах воспитания интонационного слуха, котора:

представллется на;.: кап единое целое.

Гель - способствовать разработке теории учебного иктонацно;

го словаря /в тесно:"; органической связи со стилистическим слое;

"то, вместе взятое, посдузкг базой для более .элективного форм; Баккя навыка пения по нотам и подготовит уча::;ихся к .исполнению

лосои :лузыки различны эпох и творческих направлений.

1. Показать в историческом аспекте состоя!-:ие изучаемого вог са в отечественно!'; музыкальной педагогике .

2. Рассмотреть, опираясь на некоторые научные данные, меха! ш формирования интонационной деятельности.

3. Установить взаимосвязи различных типов интонационного с: ха в общем процессе его развития.

4. Определить содержание учебнпого: .интонационного словаря I мсеить основное принципы его формирования.

5. Охарактеризовать структуру слухового восприятия различи ладони форм и их элементов в процессе воспитания интонационно] слуха.

6. Обосновать методические рекомендации к формированию уче< го интонационного словаря и определить его место в общей систе; предмета сольфеджио.

Тв дакнем исследовании ке рассматривались пергопгаеские систе: зарубежных стран, это долкно послужить темой специальной р-бо

_ з -

3 качестве основы исследования послу-гз!Ж1 труды учёных и обобщённа! опкт педагогов. В своих установках азтср опирался на: I/ теорию лада, разсаботаккуп известная» музыковеда: ш; 2/ теорию псилолопг.:еск1эс механизмов восприятия к пред-стсЕленкя музыкального материала Б. Теплова, Л. В. Благонадежно;;, Е. 3. Назахккнского, U. П. Блиновой и др.; 3/ теория цузш-гол: кого интонирсвакхя в условиях нетеыперпрованного строя Н. А. Гар-бузова, К. U. Переверзеза, '0. ll. Parca, К. П. Гейирихса и др.; 4/ теорягэ поэтапного рорыырования уг:ственных действии П. Я. Гальперина; 5/ опыт преподавателей - практиков, создавших наиболее ин терескые пособия.

fc-§3KH5iJJQSlí3S<2• 3 пироком.аспекте история кнтокационккх упражнений j .чузикалькоЛ науке не била проанализирована, и естественно, не создана гас теория. Еиехягцйся на сегодняшний день в теоретической и методической литературе небольшой материал касается либо общих вопросов, либо вопросов, касающихся отдельных интонационных упражнений. В данной работе впервые исследуется проблема формирования учебного интонационного словаря и предпринята попытка его теоретического обоснования.

Прз.ктическая_ценность исследования состоит в том, что его результаты ыогут быть использованы в педагогической практике, то есть в организации з&нятпй по соль^едкно, для разработки практические рекомендаций по интонационным упражнениях! и другим формам работ по развитии музыкального слуха.

Апвобаыпя_работы осуществлялась в процессе обсуждений на кафедре гарконии и ссль:::ед:шо ПЖ ш, ГнесикЁк, на кафедре теории и истсрин ыузыкп Астраханской государственной консерватории-, в ряде выступлений с сообщениями на конференциях, педагогических чтениях'п путём использования отдельных результатов исследования на занятиях сольфеджо в Астраханской государственной консервато-

рии, а та:-~:е в публикациях.

Работа, объёмом 179 страниц, состоит и Введения, трёх глав, Заключения, 47 нотных призеров и списка тературы, включающего 187 наименований.

ОСНОВНОЕ СОДЕРХШТС ДЖСЕРТАПИИ

Зо Введении обосновывается актуальность проблемы, фовдуяг ются цель и задачи исследования, определяется новизна и практ екая ценность работы. На основе аса-;ьевского определения "инт цпоншй словарь" вводятся применительно к сольфеджо понятия: "учебный интонационный словарь" и "стилистический интокацпонк словарь". Первый -из них, вкл:гса.-ощий обобщённые интонации, фор; ется тэзжическиш упрагкеншеди Второй, включащкй 'интонации : ретных произведении, формируется сольфедгшрованиеы худояеетве: пр!э.?еров.

Глава_1 /"Исторический путь развития интонационных упра^н отечественного курса сольфеджио"/.

В_§_1 дан обзор и оценка трудов авторов дореволюционного ода. Методисты того времени, стремясь выработать у учащихся н пения по нотам, интуитивно подошли к тому, что менду исполнен художественных примеров по слуху и пением по нотам должно быт связующее звено - интонационные упражнения, которые бы давали мощность поэцеку сосредоточить внимание на изучаемом элементе членить его слухом.

В работе подробно разбираются приёмы интонационных упра-кн излс~еннне в методических пособиях дореволюционных авторов /А Варламова, !.!. Глинки, К. Альбрехта, Н. 'Брянского. К. Виташевс го, А. КарасёБа, Н. Ладухина и да./. Отмечается их огромный е в доло воспитания ннтонаиношого слуха.

Особо выделяются пособия А. Н. Пузыревского, излагающие г ресспгнг.е :.:етод-', которые по се"; день широко используются б г

г

гогическсп практике жопке сольфеджпстов. Подчёркивается идея сТукк ционального принципа освоения элементов лада, выдвинутая К. А. Вит изескиы и П. П. !.'!иронссицкш.

Появившиеся в разные года труды А. Е. Варламова /"Полная школа пения"/, ?.5. И. Глинки /"Упражнения для усовершенствования голоса"/ П. И. Чайковского /"Руководство к практическому изучению гармонии" Н. А. Римского-Кореакова /"Практический учебник гармонии"/, С. М. Уаикапара /"Музыкальный слух..."/ оказали заметное влияние на развитие курса сольфеджио в целом и на его отдельный раздел - интонационные упражнения.

Изучение ладовых элементов,"отпочковываясь" от курсов теории и гармонии, переходило в технические упражнения сольфеджио. Освоение их пло в оснозных ладах - натуральном мажоре и гармоническом миноре. Постепенно отдельные элементы, объединяясь в цельные построения, превращались в сольфеддийные этюды.

В изложенных сведениях вместе с положительным отмечены и некоторые существенные недостатки упражнений. Содержанием последних в большей степени служил технологический раздел курса теории музыки. В связи с этим упражнения порога представляли собой застывшие схемы, не отражали некоторых интонационных особенностей худояеетвен-ного творчества, а в отдельных моментах противоречили ему /например, интонирование без ладовой настройки интервалов и аккордов/.

§_2 посвящен анализу литературы советского периода. Обзор методической литературы показывает, что по содержанию её можно условно разделить на. три группы. Пособия первой из них /30-50 годы/ отражают переходный момент от старой методики к ноеой. Все руководства данной группы преследуют чисто практические цели, поэтому для них характерно отсутствие каких-либо глубоких объяснений опре? делённых принципов. Методические приёмы рекомендуются весьма противоречивые, объём тематшес^ого материала и последовательность его самые различные. Естественно, такого рода пособия не могли

утвердиться в практике преподавания сольфеджо и занять опреде; ного авторам: ум места. Здесь иолю назвать руководства С. А. 1 люченко, И. И. Дубовского и других авторов.

Пособия 60-70 годов демонстрируют в некоторой степени усто? пглеоя взгляды по сравкени'о с пособиями перЕой группы. Авторы и; лее чётко определяют основные позиции, методические принципы. I те с те;.?, степень освоения ладовых систем и их элементов в этиз собиях неодинакова и определяется влиянием трёх /каждым отделы в совокупности/ факторов: а/ распространённостью конкретного лг /его интонационных оборотов/ в художественном творчестве; б/ С1 интонационных упрашений с технологическим разделом курса теор; музыки; в/ степенью разработанности методики сольфеджио по кош ному ладу и степенью разработанности теории музыкального слуха обще.

На основе анализа пособии выделяются три способа изучения с пеней лада. Первый способ /освоение скачков/ положен в основу 5 раднений А. Л. Островского и его последователей. Второй способ /разрешение кеустоев в звукоряде/ - в основе упражнений М. П. I реевой, А. К. Мамнконян и Н. А. Далматова. Третий способ /сист« попеЕок/ разработан А. П. Агажановым. К хотя три способа изуче} ступеней в суше составляют довольно стройную систему, тем не 1 нее последняя не отражает всех возможных интонационных переход!

Далее рассматривается дга приёма освоения интервалов /изуч( однородными группам: и включение сразу всех штервалов/. Оба э' метода, взятые в "чистом" виде, малоэффективные. Первый метод ] норкрует ладозо-функциопальные свойства штервалов, второй не ; тывает, что включение в освоение новых элементов доляно быть 1 степенным, особенно на начальной стадии обучения.

В отношении аккордной отмечается следующее: методисты в пр цессе проработки раздела "Аккорды" вносили незначительные изме: ния /по стнс^ению к дореволюционен.: авторам/, эти изменения ко лксь в основном порядка гссхотдсшсг созвучий. Тематика аккорде:

учебных пособий для ДЖ, училищ и консерваторий изучается в осное-ном параллельно теоретически.! курса:.:.

В 70-50 поды открывается новый этап в развитии сольфеджио. За-метко активизируется научно-методгаеская мысль по проблеме восгшт; кия музыкального слуха. В частности, появляется тенденция найти т тоды, помогающие осваивать современную музыку. В связи с эти,! в т( оретических работах высказываются идеи изучения современного ыузш кального языка, предлагаются рекомендации расширить для слухового восприятия арсенал ладовых элементов. В учебных пособиях и методических работах даются конкретные упражнения рдя освоения новых интонаций.

По данной тематике расематриваются соответствующие вопросы методик А. Л. Островского, Е. В. Давыдовой, Г. С. Виноградова, А. Л Биркенгоф, С. Е. Максимова, Б. А. Уткина, Т. Ф. Мюллера, Ю. Н. тХо-

I

лопова.

Еместе с обзором литературы по интонационным упражнениям уделяется место и анализу работ, й которых исследуются вопросы воспитания музыкального слуха с привлечением таких наук, как- акустика, психология, физиология и др. Среди них статья Е. В. Казайкинского /"Взаимосвязи интервальных и ступеневых представлений в развитии музыкального слуха"./, работы С. Е. Оськиной /"Внутренний ыузыкаль. ный слух"/, И. П. Гейнризса /"Музыкальный слух и его развитие"/,, Б. А. Незванова /"Интонирование в курсе сольфеджио"/. В названных трудах в основном затрагиваются теоретические Еспросы воспитания музыкального слуха.

Обзор литературы в первой главе позволил установить степень разработанности интонационных упражнений и наметить пути их дальнейшего развития. К настоящему времени мог^ъ'о установить вместе с обогащением упразднений две противоположные тенденции. С одной стс рокы, интонационные упражнения отлетаются перегруженностью элемен тами, не язляюяаслюя специфичным! для развития музыкального слуха а с другой - ограниченностью, поскольку изучается только круг ин-

тонахши, опредзлёнкый учебным курсом теории музыки, который на; ся в некотором разрыве с практикой.

До сих пор среда методистов нет едино;": точки зрения, каков; должна быть совокупность слуховых представлений интонаций, как какой последовательности нужно нормировать их. В плаке интонирс ния кет чёткой системы освоения ладов. Наиболее полно в метод:;* ком отношении разработаны аккорда. Методика интонирования стуш и интервалов менее разработана, в ней больше наблюдается протш чин, а в некоторых случаях отсутствуют вообще какие-либо рекоыг цш.

В итоге анализ литературы показывает, что для установления ных принципов обучения нужна теория интонационных упражнений.

Глава_Т1 /"Основы учебного интонационного словаря"/. В_§_1 I сматриваются музыкальные способности в их отношении к формирова интонационной деятельности в связи с восприятием главных выраз: ных средств, составляющих произведение /звуковыеотных и ритмиче соотношений/.

Всякий раз слушатель или исполнитель улавливает конкретные довые и ритмические элементы. В результате множества прослушаю и исполненных музыкальных примеров в сознании субъекта форыирук обобщённые ладовые и ритмические представления, абстрагировании целого. Гто даёт основание говорить о слуховых представлениях £ видов: типизированных, то есть главным образом представлений ла вых и ритмически, являющихся общими для всех произведений разя ных творческих школ /музыкальный язык/, и индивидуализирования* представлений конкретных интонаций, ритмических формул, прикгдо: жашк:: конкретны:.! произведениям /музыкальная речь/. Однако один представлений без другого, в "чистом" виде, не супествует.

Психологи отмечают, что развитие музыкального восприятия /:-и всякого другого/ идёт от слитного /синкретичного/ к расчлене:-и снова к слитному. Виды восприятия в процессе формирования

структуре ледоеого чувства. Изложенные дакгае приводят к выводу с диалектическом ед1;нстве образования ладоворитмических слуховых представлений и лздсзой настройки. Говорится о разнице мещцу этими понятиями. Под слуховыми представлениями мыслится весь тезаурус, а под ладовой настройкой - мобилизующая деятельность, содержанием которой слуяит только часть тезауруса, необходимая для реализации конкретного интонационного процесса.

В конце параграфа даётся схема формирования интонационных упражнений, оп;1ра:ащаяся на принцип поэтапности услокнения действий, разработанного советскими психологами /слушание -' пение по слуху ладового элемента - самостоятельное воспроизведение интонационной формулы - воспроизведение осваиваемого элемента, вычлененного из интонационной формулы, во взаимосвязи с/-, всеми другими элементам: системы/.

§_2 посвящен анализу взаимосвязей типов интонационного слуха, Отмечается два вида функционирования интонационного слуха /мелодического и гармонического/ в единстве, поскольку "гармония и ме-

-V. ]

лодия является компонентами как одноголосия, так и многоголосия" Компонентами общего мелодического и гармонического слуха явяяг-отс: конкретные типы слуха, именующиеся по названию изучаемого элемента, лежащего в основе упракненкя. ?то слух ступеневый,' интервальный и аккордовый.

В курсе соль-федаио широкое распространение получил метод ос' воения абстрагированных от целого звуковысоткых элементов /интонаций/ двумя способами - в ладу и "вне лада". В этой связи появилась необходимость выяснить, какими свойствами обладает каядая ладовая единица. Рассматриваются элементы в системах с едиными л; довыыи центрами, с переменными /переменные лады/, в модуляционны построениях. В первом случае ладовый элемент в ступеневом отноше

1Ыкшлер Т. Двух- и трёхголосные диктанты. - М„: Музыка, 1978, с.

нш однозначен, во втором - двузначен, в третьем - многозначен /потенциально может быть несколько переинтонирований/. Слущате воспринимая даже одиночные звуки, интервалы, аккорды /вне лада обычно помещает их сознанием в какой-то музыкальный контекст, есть оценизает их в связи с целш, наделяя ладовыми качествами Таким образом, общее /лад/ не существует вне единичного /без э ментов/, а единичное /олеыенты/ вне общего /вне дада/. В едини

< I

/отдельном элементе - интервале, аккорде/ те же законы, что и щем - законы лада. Следовательно, под интонированием интервале аккордов "вне лада" понимается исполнение каждого интервала, а да чаще всего в однозначной функциональной трактовке. Иначе го описанное интонирование не является внеладовым.

Прослеживание аналогии формирования речевых и музыкальных наций помогает установить взаимосвязь различных типов интонаци го слуха. Так, ступеневые представления явля:отся компонентами /' вального и аккордового слуха, а сами они становятся,ясными чер

ное или скрытое слышание /дата в одноголосии/ интервалов и акк дов. Например, соотношение двух ступеней образует интервал, а ставлекие Щ ступени, характеризующей наклонение лада, выявляет через слышание тонической терции, тонического трезвучия и т. д

Любое изложение музыкального материала /фактурное и прочее лкбой методический приём не дают основания утверждать, что они гут формировать строго только какой-то один из типов музыкэльн слуха. Тем не менее важно создать условия /контекстуальные и р

1 ч

гие/, в которых бы средства действовали как бы в одном напраЕд нии, то есть в большей степени способствовали все вместе и каз в отдельности достижению одной цели - формированию конкретного па слуха.

В связи с этим методическая целесообразность требует выде: кия из целого звукового организма /из мелодической и гармонич« кой гактуры/ каждого элемента /ступеней, интервалов, аккордов;

выполнения для него отдельных действий, которые помогут учащимся более ярко их осознать. Остальные элементы, составляющие единство с кзз/чаемыш, будут создавать в данный момент фон, скрытый очаг возбуждения.

Возникает вопрос, в какой последовательности должны абстрагироваться ладовые элементы' для развёрнутого и осознанного их освое ния? Исчерпывающи.! же ответом на этот вопрос является закономерность нашего мышления - способность постепенного осознания количественных взаимодействий.

В овладении родной речь» человек от умения слушать и говорить п;реходит к процессу чтения литературного текста, в котором чаще вначале осваивается звучание отдельных букв, затем слогов, слов и так далее. В овладении музыкальной речью человек от умения слушать и по слуху петь переходит к процессу пения по нотам,' в котором предлагается вначале осваивать отдельные ступени, а затем интервалы, аккорды и тале далее. Параллельно с изучением отдельных элементов идёт освоение целостных текстов. При овладении звучание букв предполагается пересказ по картинкам, в котором часто произносится изучаемая буква; при изучении в сольфеджио ступени лада поются мелодии, в которых многократно повторяется осваиваемая стз пень и так далее.

Б_§_2 определяется содержание учебного интонационного словаря. Е. :;!. .Теплов отмечает, что "исполнительский слух должен быть высоко развитым тембровым и динзайческим слухом, прежде чем заботиться о развитии исполкительвкого слуха, на^о обеспечить наличи< простого музыкального, т. е. звуковксотного" .

Применительно к общему учебному процессу под исполнительским слухом надо понимать слух, фор:^/ру:ощийся в специальных классах, : под "псостнм музыкальным слухом" - слух, формирующийся в курсе сольйеджио. Иначе говоря, сольфеджо обязано постоянно подготав-

^Тэ"лсв 3. Психолог:1я музыкальных способностей. - Л., 1947, с. "94.

ливать учащихся к работе над исполнительским слухом. Данное з; чение должно быть основополагающим при определена содержания н^го интонационного словаря.

Под обобщённы!/, содержанием учебного словаря мыслятся комга ты /текстовой /нотный/ материал в единстве с теоретическим /л; метр и их элементы//, которые тесно взаимодействуют меяду соб( поэтому рассматривается не отдельно, а во взаимосвязи.

В учебный интонационный словарь доляны входить все основы: довые системы, встречающиеся в практике. Ладовые элементы /ст; интервалы, аккорды/ изучаются во всей широте и многообразии. ] кольну временная сторона музыки неотделима от звуковысртной, ' ясно, что ладоЕые элементы словаря, несомненно, долкнн быть в роритмическом и тешовом отношении строго организованы. Среди того разнообразия структур различаются два типа - двухдольный трёхдольный размеры. Что касается слояных размеров, то они об; ются от сочетания простых. Такое положение требует считать за: мерным закрепления за учебным словарём не всех размеров, а то. основных /2/4 и З/4/, закладывающих фундамент' метроритшческо: чувства. Остальные ке размеры будут осваиваться в процессе п жения стилистического словаря.

Основная задача этого параграфа - приблизить содержание у го интонационного словаря к требованиям художественной практн

В главе Ш /"Нормирование учебного интонационного слоЕаря" делается попытка охарактеризовать структуру восприятия ладовк форм и их элементов, обосновать методические рекомендации для мирования учебного интонационного словаря.

Во вступительном разделе § I отмечается, что каш слух в г иессе музыкальной деятельности изначально знакомится с са!.гымг различии ладовыми г'орглг.к и их элементами. Сознательное :?.е приятие их протекает иерархически, т. е. с пониманием органис в целостности и в деталях, которое оставляют в слуховой облас

- 1Ь -

одинаков:-;: след. Степень яркости его зависит от индивидуальной вы-ро.з:1тельнсстп ладовых структур и их слементов. В доучебном периоде восприятие в осноено:.! предоставлено само'.у себе и развивается как бы стихийно, з учебно:.: периоде возникает необходимость поисков правильного русла для формирования музжгльного восприятия, т. е. необходима определённая последовательность, которая должна опираться на индивидуальную и общественную практику. В связи с этим потребовалось остановиться на рассмотрении с точки зрения слухового восприятия и осознания того "музыкачьно-языкоЕого" материала, который составляет основу учебного интонационного словаря, т. е. ладовых форм и их элементов.

Ладовые формы и- их элементы воспринимаются и осознаются по принципу функционального усложнения. Функциональность прослеживается на двух уровнях. Ка первом уровне происходит разделение на ладовые формы с единым тональным, центром и ладовые формн с переменным ладовым: центраш, затем каждая из приведённых ладовых форм воспринимается в диатонике и в хроматике. В свою очередь и эти ладовые конструкции имеют свои подгруппы функциональных отношений /разновидности мажора и минора, система модуляций и др./. На втором уровне функциональное усложнение ладовых элементов идёт поз? тапно: в ступенях, интервалах и аккордах.

Подробно рассматриваются связи между ладовыми формами, ступенями, интервалами и аккорда'®. Выстраивается иерархия освоения наз$ ванных компонентов. Основополагаюиш в решении этого вопроса служит, во-первых, исторический процесс развития ладового мышления /распространённость конкретного лада, его элементов в художественном творчестве/, с одной стороны, и слуховой опыт субхекта, формирование его восприятия - с другой; во-зторых, функциональная роль ладового компонента в формировании особенностей определённой системы. В связи с атгсл дается обоснования для.изучения в натурально:.: мажоре и гармоническом мгноре /как наиболее распространённых

ладов в художественном творчестве/ элементов по группам: а/ э. менты тонической функции; б/ элементы доминантовой функции; в, менты субдсмшантовой ¡пункции; г/ элементы в функциональном о' шении смешанные.

2JL2 рассмотрение приемов, использующихся при формирован; интонационных навыков, приводит к мысли об упрощении одних из и замене - других. Согласно этому облегчаются способн тактиро: ния, изучения тональностей и др.

предлагается модель форннропяния интонационных функционал: стен, под которыми понимается свойство специально составленно: музыкального текста создавать в сознании интонирующего предст; ление об отдельном ладовом элементе. Тексты рекомендуется стр ить таким образом, чтобы можно .было выделить элемент для изуч ния, в то ле время не лишая его связей с осщей ладовой формой Иначе говоря, система текстов упражнений должка отражать иера ческую структуру ладового восприятия и слуховых представлений В начальной работе по формированию ступеневого плуха /при воении различных тем/ предлагаются упражнения - звукоряды, в торых определённый! приёма?,и вццеляатся отдельные ступени. Дл более глубокого изучения интонационных образований в ладах с ныш тональными центрами даются все возможные интонационные г ходы: а/ устойчивая звуков в устойчивые; б/ непосредственное решение неустойчивых звуков в ближайшие устойчивые; в/ перехс неустойчивых звуков в любой устойчивый /в том числе находящЯ на расстоянии/; г/ переход устойчивых в неустойчивые; д/ пере неустойчивых звуков в следующие неустойчивые /в том числе опс довакное разрешение хроматического звука/.

В параллельно-переменных ладах вскрывается двойственная ] каждого тока, ка--дяй ступени придаётся двойное функционально« значение. Каждый звук включается в соответствуттл;е попевки в

тональностях: в мажоре - в пс-ремепыои миноре и наоборот. В одноименных ладах - вариантное исполнение Б-У1-УП ступеней.

В модуляциях количество функциональных переосмыслений гораздо больше. Отмечается, что на первых порах освоения модуляций могло сформировать представление о том, какие новые значения та или икал ступень исходно.", тональности приобретает чаще. В связи с эти.! в на • чальной работе предлагается уделять место тем пеиеинтонировакиям /например, 17 повышенная = УП/, которые являются наиболее характег ныш для модуляций. На последазик этапах развития интонационного слуха необходимо обращать внимание на редкие'приёмы переинтонироза ния ступеней лада, с учётом стилистических особенностей /например: 17 с 71 пониженной; I повышенная = 7 и т. д./.

Поскольку в ¡.узнкальном творчестве монет практически встретить ся любой интервал, то возникает необходимость создания текстов упражнений, в которых бы были зафиксированы все возможные интервалы.

(" Касаясь аккордов, следует напомнить тот факт, что акустические зак номернссти непосредственно повлияли на То, что в музыкальней практ ке европейских народов господствующее положение заняли, аккорды тер цобой структуры. Основываясь на этих объективных данных, главными аккордаз.:и в изучении следует считать трезвучия и септаккорды с обращениями, хотя, конечно, должны быть и созвучия другого типа.

Под интонированием мелодических интервалов и аккордов мыслится, Ео-первых, осознанное восприятие их в деталях /ступеней/ и з целостности /как мелодической ячейки/, во-вторых, - техническое исполнение звуков, т. е. новый уровень трудности исполнения звуков лада - быстрый переход с одной ступени лада на другую. В этой связи предлагаются соответствующие упражнения. Катдый мелодический интервал, аккорд исполняется с опорой на предшествующие выработа» ные действия, т. е. каждая пара звуков исполняется как сочетание двух ступеней лада, затем вторично мгновенно переключается один

- -

юн на другой, отчего образуется более яркое озупение интервал Исполняется сумма интервалов лада или интервал - ступень, ст/г интервал. От вторичного мгновенного прспевания образуется боле кое 0!™1!-ение акксщя.

Далее даются рекомендации ка освоение гарконкчесютх качес1 созвучий. Для более углублённого осознания интервалов простаз* ся "слуховые акиентп" /создаются физиологические доминанты/ вь на одно:"; функциональной группе, а затем на другой.

К&црй изутаешЗ аккорд включается в схему - гармонически:' рот, б котором выявляется отношение изучаемого аккорда к теши Предлагаемое схеш дани для начального познания ладогармонкчес средств. В дальнейшем предполагается интонирование "гармокичес этюдов" и примеров из худогестзокного творчеств?,, в которых иь валц и аккорды находятся в сэплх различных ситуациях, что кео( мр для Боепитания у учащихся представления множества варианте; пользования инторгалов и аккордов.

В итоге отмечается, что в основе процесса формирования уч< го интонационного словаря легкнт: а/ принцип системности /т. е, днЗ элемент познаётся в сравнении с другими/; б/ принцип поэт; сти формирования психических действий /от интериоризацщ к от риорпзацпи/; в/ психологический приём - перенос навыка, т. е. мировакие каЕика совершается при опоре на известное.

Учебный интокацпошхи; словарь не мыслится обособленно, а нкчески вписывается в обпую систему предмета сольфеджио, явля лишь звеном всего сложного процесса воспитания музыкального с В связи с изложенным предлагается следующая установка, спираю ся на закономерности, выявленные з главе П: I/ эмоциональное риятие примера мз гузип-льноГ; хетсратури /включающего изучаех элемент/ с послздуасш ношгеи его по слуху, либо только ковег

изучаемого элемента з ближайшем окружении; 2/ интонационные упражнения, зжтонапхонные отгзди, слуховой анализ /отдельные ладовые эл: менты/; .7/ некие по кетам, слуховой анализ и сиитсэ /этпды, :<удс-кествепше пр:з;еры/; 4/ диктант /эт:оды, художественные примеры/.

данная схема развития ьузыгглыюго слуха близка положения сол! феджиста I. П. «аслокксвой, которое гласит, что "написанию диктанта предшествует установочный этап... предварительного интонирования и слухового анализа..." .

§_?аклзкенкк сугллфу-отся результаты исследования. Анализ кето-дичес?:пх пособий и другой литературы в главе' I позволил выявить, что интонационные упг&шения возникли как необходимая форма работы в процессе формирования яузшг.лъкого слуха вообще и интонационного - в частности. Анализ литературы также помог систематизации известных прогрессивных методов и поиску новых.

Идея, разрабатываемая в главе П, основывается на понимании учебного интонационного словаря как атрибутивного свойства курса сольфеджио. Существо идеи составляет тезис о необходимости'формирования учебного интонацноккого словаря для овладения сольфеджиро-занием на более высоком уровне.

Опора на психофизиологические закономерности развития человеке закономерности речевого интонирования помогает вскрыть диалектику взаимодействия объекта и субъекта в восприятии и воспроизведении, позволяет показать единый процесс "ормирозания интонационной деятельности, сснсЕнкн способностей, типов слуха и на этой основе во: кикает возможность оггределить два вида интонационного словаря -стилистического и учебного. Названные закономерности помогают установить взаимосвязи словарей и построить модель формирования учебного иктснацпсккого словаря, установить факторы, фюрмирукгие компонента учебного словаря и определить его содержание.

^'.'аслснкова Л. Стилнстпчсскнз основы мелодичесхсго_,пиктанта: Дето-г,ег. дне. канд. -,-.с::усствспедення. - Л., 1930, с. 13.

3 главе й на осноЕе построенной в предыдущей главе модели учебного интонационного словаря, для формирования к развит:;л е] обосновываются рекомевдглж к упражнениям по воспитанию мелода кого и гармонического интонационного слуха в обобщённом виде и леневого, интервального, аккордового - в конкретном виде.

При обосновании ме-одических рекомендаций автор опирался н; концепыию, выдвинутую Б. В. АсафьевымI и й. Н. Тюлиным совмести с Н. Г. Привано, которая сводится к тому, что основные нормы ьг зыкального восприятия имеет общее значение для различных стиле: и никогда кардинально не меняются. На основе данного положения была предпринята попытка создать систему, по которой мо:шо был бы воспитывать слух готовый к восприятию музыки различных худо явственных стилей.

В целом система воспитания интонационного слуха образует связь формирования двух словарей /учебного и стилистического/, т. е. связь представлений различных интонаций /ступеней, интер лов, аккордов/, формирующихся технический! упражнениями, с пре ставлениями различных вариантов этих же интонаций, усваиваехшх нием художественных образцов.

В работе называются вопросы, которые не были в поле внимав настоящего исследования, но являются важными. Подчёркивается, одной из дальнейших задач музыкознания должно быть изучение ел ха музыканта каждой специальности в отдельности, т, е. не обход: более глубокое проникновение в деятельность музыканта каждого профиля'. Утверждается, что до сих пор остаётся нерассмотренно? проблема аналитического слуха; нет ещё полной ясности путей, г которым должен развиваться стилистический слух, сти и другие ; дачи.должны лечь в основу ближайипк исследований.

Основное содержание диссертации отражено в следующих рабо' автора:

I. Интонационные упрссаюния в курсе сольфеджио. !<!.: ЦЫК, 1938 /1,5 п. л./.

2. Развитие интонационных ^пражнекиц в кзфсе ссльгеджио созеа ского периода. - Рун. деп. в НЕС !'н:ссг?жультура ГЕ/i II.04.88,№172 /2 п. л.7.

2. Планирование курса сольфеджио в музыкальных училищах. М.: ЦКМК, 1939,/1,4 п. л./*. . *

4. Зсрмкрозание ступеневого слуха в процессе интонационного освоения дкатсническж ладов. ГЕМК, 1989 /2,5 п. л./.

5. Курс сольфеджио и его содержание в воспитании исполнителя. Рук. деп. в НПО Йнформкультура РЕЛ 10.10.89, 2147 /I п. л./.

6. Методика воспитания интонационного слуха. Î.!. : ШЖ, 1989 /1,5 п. л./.

7. 'Зормпрование ступеневого слуха в процессе интонационного освоения альтераиионньк ладов, особых диатонических и модуляции. Ы.: ИРШ, 1930 /2,9 п. л./.

8. Нормирование интервального и аккордового слуха в процессе интонационного освоения диатонических и альтерационных ладов. I.!.: 1ЖК, 1930 /2,7 п. л./.

9. Из истории йсомитювакия интонационных упражнений в курсе сольфеджио в России 7ст 1860-х до 1917 г./. В кн.: Методика преподавания ссльФедлио. Теория. История. Практика. Сб. трудов /еып. 110/ Гос. муз-пед. ин-т им. Гнесиных. M., 1991,/I п. л./.

10. История развития отечественного курса сольфеджио. М.: Министерство культуры PJ, 1992 /3 п. л./.

1Г. Развитие интонационного слуха в курсе сольфеджио. Учебню часть I. Диатоника. M.: Î,Министерство культуры РФ, 1994 /17 п. л./

12. Развитие интонационного слуха в курсе- сольфеджио. Учебки /для музыкальных училиа и вузов/, часть II. Альтерациокные лады, особые диатонические и 'модуляции. М.: Министерство культуры Р?, 1994 /25 п. л./.

С î