автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Вотивные модели в системе древнеегипетского поминального культа эпохи Древнего царства
Полный текст автореферата диссертации по теме "Вотивные модели в системе древнеегипетского поминального культа эпохи Древнего царства"
На правах рукописи
МАЛЫХ Светлана Евгеньевна
ВОТИВНЫЕ МОДЕЛИ В СИСТЕМЕ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО ПОМИНАЛЬНОГО КУЛЬТА ЭПОХИ ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА
Специальность 07.00.03 - Всеобщая история (Древний мир)
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Москва - 2008
Работа выполнена в Отделе истории Востока Института Востоковедения Российской Академии Наук
Научный руководитель: доктор исторических наук
Кормышева Элеонора Ефимовна
Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор
Мерперт Николай Яковлевич,
Институт археологии РАН
Защита диссертации состоится « 21 » марта 2008 г. в 11 часов на заседании Диссертационного совета по историческим наукам Д 002.042.03 Института востоковедения РАН по адресу: 107996, Москва, ул. Рождественка, 12
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института Востоковедения РАН
кандидат исторических наук Ладынин Иван Андреевич, МГУ им. М.В. Ломоносова
Ведущая организация: Государственный музей искусства народов
Востока
Автореферат разослан « » февраля 2008 г.
Ученый секретарь Диссертационного совета доктор исторических наук
О.Е. Непомнин
© Институт востоковедения РАН, 2008
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Объект и предмет исследования. Объектом исследования данной диссертации является изучение одной из сторон древнеегипетской материальной культуры, а именно материального аспекта древнеегипетского поминального культа царей и знати эпохи Древнего царства Предметом исследования послужили глиняные вотивные модели, найденные в культовых сооружениях в поминальных комплексах царей и гробницах знати Древнего царства
Под вотивными моделями подразумеваются модели сосудов небольшого размера (не более 10 см высотой), сделанные из обожженной глины, которые также называют миниатюрными моделями, вотивной или жертвенной керамикой В мировой египтологической литературе для обозначения этих предметов используются различные термины - model jars, miniature vases, céramique miniature votive, jarre miniature, Schemgefàfle, Modelkruge, Schemopfertopfe, Votivschalen В диссертационном исследовании выбран термин вотивные1 модели как наиболее емкий и характеризующий сущность этих предметов
Актуальность темы и научная новизна диссертации. Несмотря на массовое количество и разнообразие форм, до настоящего момента в зарубежной египтологической литературе встречались лишь поверхностные замечания о глиняных моделях, а в отечественной историографии они практически неизвестны В связи с масштабными археологическими раскопками в пирамидной зоне в последние десятилетия, значительно пополнившими коллекцию вотивной керамики, назрела необходимость посвятить специальную работу данному классу предметов
Изучение вотивных моделей открывает перед ученым новые перспективы воссоздания материального аспекта древнеегипетского поминального культа царей и знати. Хронологические рамки использования вотивных моделей позволяют поставить вопрос об определенных процессах в мировоззрении египетского общества Древнего царства или, иными словами, взаимосвязи материальной и духовной культуры общества В определенный период времени эти процессы повлекли за собой организацию поминального культа у царей и знати с использованием моделей (наряду с реальными бытовыми сосудами и
' Вотивный - от лат ex voto — «жертвоприношение по обету», т е вотивный предмет - посвятительный дар божеству, приносимый по обету или в виде благодарности
продуктами), а затем - изменения в поминальном культе, одной из видимых сторон которого было постепенное прекращение использования моделей сосудов
Настоящее исследование является первой как в отечественной, так и в зарубежной египтологической науке попыткой проанализировать причины появления вотивных моделей, последовательно проследить все стадии эволюции данной формы предметов и особенности их изготовления, выявить их место в поминальном культе, а также понять причины исчезновения моделей к концу Древнего царства
Данная тема исключительно актуальна для египтологии ее осуществление позволяет ввести в научный оборот новый материал -вотивные модели, выявленные Российской археологической экспедицией в Гизе (Египет), в работах которой автор диссертации принимает непосредственное участие с 2000 года
В настоящей работе впервые в мировой историографии предлагается детальное исследование всех аспектов существования вотивных моделей, которое дает возможность по-новому оценить отдельные стороны материальной культуры древнего Египта и ее место в одном из важнейших мировоззренческих сторон жизни древнего Египта - поминальном культе
Хронологические рамки работы определяются временем появления и исчезновения вотивных моделей и охватывают период правления египетских царей IV-VI династий, те наивысшего расцвета Древнего царства (ХХЛП-ХХП вв. до н э) Цель исследования-
• на основе комплексного изучения письменных, изобразительных и археологических источников раскрыть все аспекты использования вотивных моделей, способ изготовления и материал, их место в системе древнеегипетского поминального культа,
• показать специфическую сторону символики культа, которая раскрывается через семантику и характер употребления в царских поминальных храмах и гробницах знати типологически однородных миниатюрных керамических сосудов, включающих ряд разработанных и устоявшихся типов
Цель исследования определяет конкретные задачи исследования: 1 разработать типологию глиняных вотивных моделей с целью выявления закономерностей их существования и датировки, а также дальнейшего использования этой типологии при установлении времени функционирования археологических комплексов - царских поминальных храмов и гробниц знати, и определении длительности существования поминальных культов царей и частных лиц после их смерти,
2 на основе изобразительных и письменных источников проследить вероятные пути возникновения различных форм моделей сосудов,
3 определить ареал распространения различных типов вотивных моделей и проанализировать возможные закономерности этого явления,
4 выявить особенности изготовления вотивной керамики и проследить трансформации формы моделей вследствие изменений в процессе их производства;
5 исследовать проблему назначения вотивных моделей,
6 выяснить причины появления и исчезновения вотивных моделей,
7 определить место вотивных моделей в системе древнеегипетского поминального культа
Методы исследования определяются поставленными исследовательскими задачами, а также характером источников по теме диссертации Основополагающим в работе является принцип историзма, метод комплексного изучения и сравнительного анализа письменных, изобразительных и археологических источников
В отдельных случаях, в частности, при разработке типологии и датировки вотивных моделей, автор использовал методы статистической обработки, графическо-математического описания, классификации и типологизации керамического материала на основе морфологических и технологических признаков
Практическая значимость работы. Материалы и выводы диссертации могут быть применены для дальнейших научных изысканий, в первую очередь, как научная и информационная база для исследования, посвященного предметам материальной культуры Древнего Египта, в частности — керамике Древнего царства
Самостоятельную ценность имеют выводы автора по типологии и датировке вотивных моделей, т к они могут использоваться при осмыслении археологического материала, добытого при полевых исследованиях, в частности, в ходе работ Российской археологической экспедиции в Гизе, а также других археологических миссий, для уточнения времени существования того или иного археологического комплекса Использование вотивных моделей в качестве датирующего элемента в ходе археологических раскопок древнеегипетских некрополей Древнего царства становится особенно важным в отсутствие письменных источников
Основные выводы работы могут быть использованы в написании учебных пособий и монографий по истории материальной и духовной культуры Древнего Египта, применены в учебном процессе высших учебных заведений- при подготовке общих и специальных курсов, спецсеминаров
Апробация диссертации. Основные положения диссертационного исследования отражены в научных статьях и тезисах докладов, а также
обсуждались на следующих научных конференциях «Ломоносов-2001» (научная конференция студентов и аспирантов, Москва, апрель 2001 г., МГУ им. MB Ломоносова), «Древний Египет и Христианский Восток» (ежегодные международные научные конференции, Москва, декабрь 2002 г., сентябрь 2003 г., май 2006 г, ИВ РАН - РГТУ), XII, XIII, XIV и XV Сергеевские чтения (Москва, январь 2001 г, январь 2003 г, февраль 2005 г., февраль 2007 г., МГУ им M В Ломоносова)
Отдельные выводы диссертации послужили основой лекционного курса «Археология древнего Египта» (лекции, посвященные древнеегипетской керамике), читаемого в Учебно-научном центре египтологии им ВС Голенищева при Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ)
Структура работы обусловлена решением поставленной цели и задач Диссертация состоит из введения, четырех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка библиографии, включающего 256 работ, и четырёх приложений, содержащих каталог древнеегипетских глиняных вотивных моделей, каталог гончарных глин Древнего царства, таблицы, схемы и иллюстрации к диссертации
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Введение
Во введении к диссертации дается определение проблематики, целей и задач исследования, устанавливаются хронологические рамки и методы исследования, теоретическое обоснование исследования, а также характеризуется степень научной новизны темы и результатов исследования
Обзор источников
В данном разделе представлена характеристика основных типов исторических источников, используемых в диссертации Источники рассматриваются по группам.
1 археологические - собственно глиняные вотивные модели контекст их обнаружения на археологическом памятнике, параметры предметов, отдельную группу занимают сосуды, выявленные в ходе раскопок Российской археологической экспедиции в Гизе - они изучены автором в полном объеме, а информация о них послужила ядром диссертационного исследования),
2 эпиграфико-изобразительные (бытовые и жертвенные сцены с пояснительными надписями из гробниц знати, гробничные жертвенные списки),
3 письменные источники («Тексты пирамид», царские декреты поминальным храмам, папирусы Абусирского архива)
Историографический обзор
В данном разделе анализируются основные направления в изучении глиняных вотивных моделей Этот анализ построен по принципу выделения следующих основных проблем изучения вотивных моделей
• проблема разработки типологии глиняных вотивных моделей, где учитываются достижения, сделанные Ф Питри, Дж Рейснером, У Смитом, П Харватом, а также новые направления типологизации предметов материальной культуры, разрабатываемые представителями современной египетской археологии — С Маршан, П Балле, До Арнольд, Ж. Бурро, Д Фальтингс, К Хоуп, Д Эстон, Б Эстон и др ,
• проблемы морфологической эволюции, датировки, интерпретации функций и процесса производства вотивной керамики, где собрана история изучения глиняных вотивных моделей и излагаются различные точки зрения, высказанные авторами публикаций археологических памятников и работ монографического характера (Ф Питри, Г Юнкер, Дж Рейснер, С Хассан, У Симпсон, П Харват, М Барта, С Маршан),
• проблема изготовления древнеегипетской керамики, к отдельной группе которой относятся вотивные модели Она имеет не только прикладное, но и историческое значение, т к остро ставит дискуссионный вопрос о времени введения гончарного круга в Египте и фаз его усовершенствования в период Древнего царства (с учетом мнений Г Чайлда, А Лукаса, ХА Кинк, Дж Рейснера, У Эмери, М Барты) Особое место в вопросе изготовления древнеегипетской керамики в целом и моделей в частности, занимает проблема создания единой классификации гончарных глин Древнего Египта, которая начала разрабатываться с 1980 г Интенсивные работы в этом направлении ведутся в настоящее время представителями французской, английской, немецкой и американской школ египетской керамологии, в последнее пятилетие в эту работу активно включаются чешские, польские и российские (в лице автора) ученые
ГЛАВА 1. Типология глиняных вотивных моделей. Датировка типов и ареал их распространения
В Главе 1 выведена типология глиняных вотивных моделей, очерчены хронологические рамки и географический ареал распространения отдельных типов моделей Основой типологии было выделение морфологических и технологических признаков, в результате было получено 11 типов и 67 подтипов глиняных моделей Благодаря детальному изучению каждого типа, разделенного на подтипы, в Главе 1 автору удалось прийти к следующим выводам
• глиняные вотивные модели зафиксированы в главных столичных некрополях Древнего царства и датируются периодом IV-VI династий, они не обнаружены в провинциальных некрополях этого времени,
• 15 подтипов моделей использовались в столичных некрополях с начала IV до VI династии практически в неизменном виде,
• отдельные морфологические варианты имели более короткое время бытования, одни появились в начале IV династии и исчезли при V династии (20 подтипов), другие возникли позже - во второй половине IV династии (8 подтипов), в конце IV династии (9 подтипов), при V династии (25 подтипов) и прекратили использоваться при VI династии Следовательно, V династия стала поворотным периодом в существовании данного класса керамики ряд форм был предан забвению или трансформировался в новый морфологический вид Трансформация шла двумя путями — упрощения или совершенствования формы Ярко выраженный процесс морфологической деградации (исчезновение сложнопрофилированных форм венчика и верхней части тулова, появление ножки, замена «перетяжек» едва намеченными углублениями) наблюдается у типов 1, 3, 4, 5, 7 и 9. К VI династии большинство разновидностей вотивных сосудиков сводится к одной форме, близкой типу 8, внешний вид которого является наиболее простым из всех закрытых форм,
• у ряда типов прослеживается отчетливо выраженный процесс совершенствования формы (тип 6), повышение качества формовки изделий (например, увеличение числа тонкостенных моделей типа 11), приобретение новых признаков («ребристость стенок» у типа 11), которые являются показателем технического прогресса в гончарном деле и приходятся на период царствования династий, т е на время повсеместного введения в обиход медленно вращающегося ручного гончарного круга,
• несмотря на все положительные тенденции в морфологическом развитии вотивной керамики, к концу V и при VI династиях наблюдается явный упадок в употреблении этой группы предметов сокращается не только ассортимент форм, деградирует их внешний вид, уменьшается и общее количество моделей, особенно сосудиков, что является показателем изменений в гробничном ритуале,
• ареал распространения миниатюрной вотивной керамики включает в себя основные некрополи, располагавшиеся вблизи столицы Древнего царства - Мемфиса. Абу-Роаш, Гизу, Абусир, Саккару, Хелуан, Дахшур и Мейдум, при этом многообразие форм глиняных вотивных моделей пропорционально степени «освоенности» некрополя, только Саккара, по-видимому, не представляет подлинной картины бытования вотивной керамики;2
2 Саккара использовалась как место захоронения населения и отправления поминального культа интенсивнее и дольше Гизы По мнению автора, отсутствие видного керамического ассортимента не следует объяснять социальными, ритуальными или другими причинами Дело в том, что ядро Саккарского некрополя было исследовано преимущественно в XIX - начале XX веков, когда керамика, в
• анализ керамического ассортимента различных местностей пирамидной зоны позволил прийти к выводу, что в некрополях Абу-Роаша, Гизы, Абусира, Саккары, Хелуана, Дахшура, и Мейдума использовалась продукция локальных гончарных мастерских, которая практически не «мигрировала» на другие территории, из отличий в глинистом тесте и форме предметов следует, что существовали различные центры гончарного производства, возможно, в каждом некрополе Древнего царства функционировала одна или несколько гончарен;
• обнаружены отличия в ассортименте форм моделей даже в рамках одной территории, но в разных археологических комплексах в дахшурских пирамидных комплексах красной и «ломаной» пирамид царя Снофру выявлены модели различающихся форм, несколько отличается керамический ассортимент гизехских гробниц знати и поминального комплекса царя Менкаура в Гизе, частично не совпадают по форме предметы из различных памятников Абусира (из мастабы визиря Птахшепсеса, из поминальных храмов царя Неферефра и царицы Хенткаус II, в которой археологически зафиксирована гончарная мастерская3), по форме и глине отличаются предметы, найденные в мейдумском некрополе и в поминальном храме царя Снофру в Мейдуме, вероятно, что в каждом некрополе функционировала даже не одна, а несколько гончарен, связанных с царскими храмовыми хозяйствами, обеспечивавшими нужды как храма, так и отдельных гробниц прилегающего некрополя знати,
• не выявлено явных отличий между «царской» вотивной керамикой и глиняными моделями из гробниц знати для культов царей и знати употреблялась одинаково хорошо или плохо изготовленная вотивная керамика, а статус покойного никак не влиял на качество, и в большинстве случаев не влиял и на форму моделей
ГЛАВА 2. Иконография, лексикография, прототипы форм вотивных моделей
Рассмотрение связи реально найденных предметов — глиняных вотивных моделей, их изображений и подписей к ним в памятниках Древнего царства, а также установление вероятных прототипов форм для вотивной керамики было построено на использовании типологии вотивных моделей, разработанной в Главе 1 В ходе сопоставления форм моделей с
том числе и модели, практически не учитывалась Особняком стоят раскопки Г Жекье первой половины XX века, зафиксировавшего наличие вотивной керамики в поминальном комплексе царя IV династии Шепсескафа Его же последующие раскопки памятников VI династии в Саккаре не выявили глиняных моделей Исследования трёх последних десятилетий (в том числе раскопки памятников, изученных ранее - тн «reexcavations») показали, что вотивные модели бытовали и в Саккаре Вероятно, на этом памятнике не отражена истинная картина бытования глиняных вотивных моделей, налицо пробелы в документации по саккарской керамике
3 В двух папирусах Louvre Е 25279 verso 1, 2 из Абусирского архива письменно зафиксировано наличие гончарной мастерской в поминальном храме царя Нефериркара в Абусире
бытовой керамикой, настенными изображениями и пояснительными надписями к ним, автор пришла к следующим выводам
• глиняные вотивные модели заимствовали свою форму у глиняных, каменных и медных сосудов различного назначения, этот вывод основывается, прежде всего, на данных эпиграфико-изобразительных и письменных источников (гробничных рельефов и надписей, «Текстов пирамид») сосуды-прототипы использовались для приготовления и принятия пищи, для хранения продуктов и содержания косметических веществ,
• сопоставление предмета (сосуда) с лексической единицей (словом) позволяет установить, что в Египте времени Древнего царства существовала большая группа лексем, обозначающих разнообразные виды бытовых сосудов, однако вотивные модели не нашли своего отражения в древнеегипетской лексике, по крайней мере, на данный момент не существует ни одного изображения моделей сосудов с надписями, поясняющими название этих предметов,
• отдельные формы глиняных моделей (типы 6, 7) появились не в результате повторения бытового прототипа, а вследствие морфологической эволюции других форм вотивной керамики, поэтому они не имеют иконографического и лексического соответствия,
• иконографические изменения внешнего вида сосудов на рельефах совпадают с морфологическими изменениями форм сосудов, зафиксированными археологически, точно также изменение формы детерминатива в надписях, касающихся сосудов, совпадает с радикальными изменениями в ассортименте исчезновении одних типов сосудов и появлении других типов, изменении материала, из которого изготовлялись некоторые сосуды (наиболее ярким примером этого служат мешкообразные горшки йЫ), с течением времени (в основном к Среднему царству) разнообразие детерминативов к понятиям, связанным с сосудами, сводится к нескольким основным формам, в то время как ранние формы определителей перестают использоваться -фактически, происходит универсализация и стандартизация детерминативов,
• различные типы глиняных вотивных моделей происходили от разных прототипов и имитировали различные предметы На основании этого автором выделено несколько групп, различных по количественному распределению
- модели, копирующие косметические сосуды из глины, камня и меди -10,9% сосудиков, вошедших в каталог (типы 1 , 21, 4, 5.1 , 6 1, 6 1.а, 62),
- модели, имитирующие каменные и глиняные винные кувшины - 2,8% (типы 2 2,3),
- модели, подражающие по форме пивньм кувшинам на кольцеобразных подставках - 34,4% (типы 2 3 ,2.4, 5 2., 6 3 , 7 , 8 1 а, 8 3 ),
- модели, копирующие конические формы для хлебопечения на кольцеобразных подставках - 24,7% (типы 81,82,82а),
- модели, повторяющие форму керамических жаровен, использовавшихся для выпечки лепешек - 0,3% (тип 10),
- модели, копирующие большие керамические чаны с носиком, употреблявшиеся в процессе пивоварения - 0,3% (тип 9),
- модели, имитирующие керамические и каменные чаши, которые широко применялись в быту как столовая и кухонная утварь, в поминальном ритуале для содержания различных продуктов (питья, косметических веществ, но чаще всего - как тарелки для хлеба) — 26,6% моделей, вошедших в каталог (тип 11)
• Количественный анализ принадлежности моделей к различным прототипам формы дает следующую картину из 1604 глиняных моделей, включённых автором в каталог, 89,1% имитируют столовую и кухонную утварь, связанную с пивом, вином или хлебом Только 10,9% вотивных сосудиков копируют внешний вид косметических горшочков, причем такие модели не получили широкого распространения в пирамидной зоне, в отличие от имитаций столовой и кухонной посуды Это свидетельствует об основной функции вотивной керамики, связанной с приношениями в гробницы и храмы продуктовых жертв -еды (хлеба) и питья (пива, вина), и лишь в редких случаях косметических веществ (масел, мазей, благовоний)
ГЛАВА 3. Изготовление глиняных вотивных моделей. Материал и технология
В данной главе рассмотрены основные аспекты изготовления глиняных вотивных моделей - сырье, способ изготовления, применение таких технических средств как гончарный круг и гончарный горн, место изготовления моделей В результате автор пришел к следующим выводам
• анализ гончарных глин, использовавшихся для изготовления вотивных моделей, показал, что в подавляющем большинстве случаев материалом для моделей служила однотипная глина, отличающаяся нюансами в зависимости от некрополя За исключением редких частных случаев из Абу-Роаша, Гизы и Абусира,4 для формовки вотивной керамики применялось глинистое тесто, по «Венской системе» относимое к группе Nile silt В2 (по типологии автора - OK2d),
• изготовление моделей только в царских поминальных храмах, а не на поселениях или в хозяйствах знати, вероятнее всего является причиной
4 В Гизе и Абусире зафиксированы отдельные экземпляры, сформованные из более тонкой или более грубой аллювиальной глины, а в Абу-Роаше отмечены случаи изготовления моделей из мергельной глины
практического отсутствия разделения между поминальным инвентарем для царского и частного культов В обоих случаях употреблялись одинаково плохо и хорошо сделанные модели сосудов Для вотивной керамики не характерна дополнительная обработка внешней поверхности - ангобирование или орнаментация, везде имеет место гончарный брак, а использование каких-то особенных форм моделей для царского культа чрезвычайно редко и является скорее исключением из правил Сказанное выше подтверждает вывод, сделанный в Главе 1, что статус покойного не влиял ни на качество, ни на форму моделей, глиняные модели сосудов, как свидетельствует их форма и спиралевидные следы внутри тулова и на донце, изготовлялись на медленно вращающемся ручном гончарном круге и срезались с него при помощи нити. Несмотря на то, что самые ранние свидетельства о применении в Египте ручного гончарного круга относятся ко времени второй половины V династии, керамика IV династии, в том числе и вотивные модели, свидетельствует о более раннем введении этого технического средства,
обжиг моделей производился вместе и одновременно с бытовой керамикой в гончарных горнах конической конструкции, имевших топочные камеры - об этом свидетельствуют археологические и эпиграфико-изобразительные источники,
письменные, эпиграфико-изобразительные и археологические источники говорят о наличии в поминальных храмах царей, культовых храмах богов и в частных хозяйствах знати гончарных мастерских, входивших в состав «домов затвора» Они занимались изготовлением различных видов посуды, в том числе вотивных моделей, что подтверждено археологически Данные об изготовлении вотивных моделей в нехрамовых гончарнях на данный момент отсутствуют раскопки гончарен на поселениях не обнаруживают присутствия там вотивных моделей,
анализ источников выявил прямую связь моделей сосудов с храмовыми хозяйствами, располагавшимися в царских пирамидных комплексах, однако гончарен, специализировавшихся только на изготовлении моделей, видимо, не существовало Как свидетельствуют археологические данные, эти предметы формовались в тех же помещениях и обжигались в одних гончарных печах, где и бытовая керамика,
гончарни, вероятнее всего, входившие в состав «домов затвора», располагались непосредственно внутри пирамидных храмов, по соседству с кладовыми. Отсюда модели (при помощи жрецов, отправлявших культ покойных) попадали не только в царские поминальные святилища, но и в поминальные часовни знати при их гробницах, образующих !фупные некрополи вокруг царских
пирамидных комплексов в Мейдуме, Дахшуре, Саккаре, Абусире, Гизе и Абу-Роаше
ГЛАВА 4. Роль глиняных вотивных моделей в поминальном культе эпохи Древнего царства
Для определения назначения глиняных вотивных моделей и установления их символики в древнеегипетском поминальном культе были исследованы обстоятельства обнаружения моделей при археологических раскопках, а также сопутствующие эпиграфические памятники, в первую очередь, гробничные жертвенные сцены и списки. В результате сделаны следующие выводы
• употребление глиняных моделей сосудов в поминальном культе связано с личностью царя Со времени Снофру они использовались при совершении поминальных ритуалов только для царского кЗ, что нашло отражение в накоплении масс глиняных вотивных моделей в поминальных комплексах царей IV и V династий Снофру в Мейдуме, в северном и южном Дахшуре, Джедефра в Абу-Роаше, Менкаура в Гизе, Шепсескафа в южной Саккаре, Усеркафа (солнечный храм) и Неферефра в Абусире,
• в конце царствования Снофру царские родственники (чаще всего сыновья) стали получать от царя право устанавливать свой поминальный культ наподобие царского, что выразилось во введении формулы Шр-сИ-п&ч; Со времени преемника Снофру царя Хуфу она стала сопровождаться доставкой глиняных вотивных моделей (наряду с реальными продуктами и предметами) в гробничные поминальные часовни высшей знати - родственников царя,
• формула Шр-сИ-п&ю свидетельствует об определенных процессах в сознании египетского общества, которые повлекли за собой трансформацию поминального культа Реальные жертвы продуктами заменялись на символические текстуально-словесные жертвы, произносимые голосом, или приношения моделями предметов Со второй половины IV династии подобные действия распространились и на придворную знать, не состоявшую в родстве с царем, а при V династии на всех лиц, способных построить себе часовню и обеспечить отправление своего поминального культа,
• автором было выделено 7 гробничных сцен, изображающих подношение миниатюрных сосудов к} покойного (в гизехских гробницах конца IV - начала VI династии Хаф-хуфу I, Ка-ни-нисута, Нефер-бау-птаха, Иимери, Капи, Иасена, саккарской мастабе V династии Усер-нечера) Исходя из их анализа, автор пришла к выводу, что подношение миниатюрных сосудиков было неразрывно связано с формулой Шр-сИ-п&ч), с той ее частью, которая относится к пище (йЪЫ-Ыр(), а именно к жертве пивом и хлебом (рП-кпм т И т кпМ) Как
явствует из надписей в гробницах Хаф-хуфу I, Иимери, Капи и Усер-нечера, такие приношения имели ежедневный характер, они совершались жрецами кпт-Ы, иногда — «бальзамировщиками-м^(/)» в сопровождении жрецов кг]-ЬЬ, и даже лицами выше рангом -инспекторами служителей-ка {¿М Ьпт-Ы),
по-видимому, система поминального культа через формулу Шр-сИ-п,™ позволяла пользоваться знати ресурсами царских поминальных храмов, в частности, получать изготовляемую там вотивную керамику -инвентарь для отправления ритуала кормления кЗ, исходя из того, что употребление глиняных моделей как в царских поминальных храмах, так и в гробничных часовнях знати носило одноразовый характер, в частных гробницах оно к тому же было связано с рН-кпп т В т кпк1 - частью формулы Н(р-(Н-п£п>, а форма моделей имитировала главным образом кувшины для пива, вина, формы для хлебопечения и тарелки для продуктов, был сделан вывод, что такие модели, вероятнее всего, символизировали собой приношения пищи, в основном, хлеба и пива На заре их применения они могли доставляться в культовые места с небольшим количеством еды или питья, а впоследствии употребляться только как символ, начало применения вотивных моделей в частных культах следует связывать с расширением административного аппарата в начале IV династии, вызванного экономическим подъемом в стране, инициированным благоприятными климатическими условиями, негативные климатические явления (похолодание и засуха) подрывали царскую власть, а вместе с ней и веру в божественность царя В итоге это привело к идеологическим изменениям, отразившимся во введении формул «обращения к жизвым» в частных гробницах при V династии, письменной фиксации поминального ритуала - «Текстов пирамид» - в царских усыпальницах в конце V династии и постепенном уменьшении употребления вотивных моделей в поминальном ритуале с конца V и при VI династии,
при отправлении и царского, и частного поминального культа глиняные модели имели доминирующее положение над бытовой керамикой. Чем ближе человек находился к трону, тем больше глиняных моделей привлекалось для совершения необходимых обрядов в поминальной часовне в его гробнице, происходило, таким образом, своего рода заимствование царского поминального ритуала частными лицами высокого социального статуса
Заключение
В Заключении к диссертации подведены итоги предпринятого исследования и сформулированы основные выводы работы
Небольшие некачественно сделанные глиняные сосудики незаслуженно долго не обращали на себя внимание египтологов Вместе с тем, уже тот факт, что они встречаются в гигантском количестве в одном месте, заставляет задуматься о причинах этого явления Даже при несовершенстве подачи информации об этих предметах в большинстве публикаций стало возможно сделать ряд выводов, первый из которых тот, что глиняные вотивные модели, безусловно, являются индикатором исторических процессов, происходивших в египетском обществе при IV-VI династиях Изучение всей массы сохранившихся и дошедших до нас глиняных моделей позволяет прийти к конкретным выводам об их назначении и функциях в рамках поминального культа древних египтян
Построение типологии вотивной керамики (11 типов и 67 подтипов) сделало возможным обозначить общую датировку этого класса предметов и определить их ареал распространения Результаты исследования позволяют утверждать, что глиняные вотивные модели бытовали с начала IV до VI династии в некрополях столичного мемфисского региона (в Абу-Роаше, Гизе, Абусире, Саккаре, Хелуане, Дахшуре и Мейдуме), в так называемой зоне строительства пирамид Также было выяснено, что ряд разновидностей форм имел более короткое время существования (52 подтипа), другие же использовались в некрополях на всем протяжении IV-VI династий (15 подтипов)
Зафиксированные автором морфологические изменения у некоторых типов (сокращение ассортимента форм, появление «ребристости» стенок и упрощение формы во второй половине V и при VI династии) отражают развитие техники гончарного дела (повсеместного введения и усовершенствования ручного гончарного круга, увеличившее скорость его вращения, т к вотивная керамика вся изготовлялась на гончарном круге) Эти же морфологические изменения показывают главенство символической функции моделей Разнообразие форм глиняных вотивных моделей и их датировка в отдельно взятом некрополе пропорциональны степени его «освоенности», а фактически, являются показателем его привилегированности для населения столичной области в определенные исторические периоды
Разработка типологии глиняных моделей и определение особенностей их распространения во временном и географическом пространстве позволило решить вопрос с датировкой археологических комплексов, в которых обнаружена вотивная керамика и отсутствует другой материал, в том числе письменного характера Например, по найденным Российской археологической экспедицией вотивным моделям на выходе из поминальной часовни 24 в малом некрополе в Гизе, можно
восстановить историю существования этого сооружения, которое продолжало функционировать для отправления поминального культа при V и VI династиях, в то время как было построено на рубеже IV-V династий
Глиняные модели дают дополнительные аргументы по ряду вопросов, многие годы вызывающих дискуссии исследователей Предположения об идентичности функций святилищ Солнца и царских поминальных храмов, главным назначением которых было отправление царского поминального культа, высказанные П Познер-Криже и ТН Савельевой, подтверждает обнаружение скоплений вотивной керамики в верхнем и нижнем храмах святилища Солнца царя Усеркафа в Абусире, аналогичных скоплениям в царских поминальных храмах у их пирамид
В ходе работы над типологией и датировкой вотивных моделей были определены ключевые моменты их существования начало IV династии (царствование Снофру) - появление этого класса предметов, V династия -пик бытования моделей, конец V - начало VI династии - снижение количества моделей, VI династия (скорее, ее середина) — прекращение использования моделей в поминальном культе Эти временные отрезки совпадают с экономическими, политическими и идеологическими изменениями в жизни древнего Египта, активизированными, прежде всего, климатическими флуктуациями Экономический подъем в стране, вызванный улучшением климата, инициировал политические и идеологические изменения, выразившиеся, в частности, в возвышении роли царя, которое дало ему возможность установить отправление своего поминального культа в новом качестве — в поминальных комплексах нового образца и с использованием нового инвентаря - глиняных моделей сосудов Этот же экономический подъем потребовал увеличения административного аппарата, приближенного к трону, которому царь стал даровать определенные привилегии, похожие на царские, в частности, право отправлять культ с участием моделей
Во второй половине V - начале VI династии негативные явления, видимо, экономического характера, вызванные начавшимся похолоданием и засухой, способствовали снижению авторитета царской власти Это, возможно, послужило причиной введения формул «обращения к живым» в частных гробницах V династии, письменной фиксации царского поминального ритуала - «Текстов пирамид» с конца V династии и постепенном снижении интенсивности употребления вотивных моделей в поминальном ритуале царей и знати с конца V и при VI династии
Эпиграфические и археологические свидетельства о месте изготовления вотивных моделей показали прямую связь этих предметов с храмовыми хозяйствами, располагавшимися в царских пирамидных комплексах. Это же подтверждает и различие в ассортименте форм для отдельных некрополей пирамидной зоны, где функционировали, по-
видимому, свои локальные гончарные мастерские (в отдельных регионах, например, в Гизе, Абусире, Дахшуре, Мейдуме, их должно было быть несколько)
Гончарен, специализировавшихся только на изготовлении моделей, видимо, не существовало - эти предметы формовались в тех же помещениях и обжигались в одних гончарных печах, где и бытовая керамика
Материалом для моделей служило, в большинстве случаев, однотипное глинистое тесто, отличающееся нюансами в зависимости от местности Сырьем для него служили глинистые отложения, расположенные, вероятно, неподалеку от некрополей, по берегу древнего русла Нила
Было выяснено, что вотивные модели изготовлялись не на поселениях или в хозяйствах знати, а в царских поминальных храмах Это, видимо, является причиной отсутствия кардинальных различий между поминальным инвентарём для царского и частного культов Очевидно, что общественное положение покойного не сказывалось ни на качестве, ни на форме моделей, а главное значение имело количество предметов, являвшихся инвентарём для повседневного использования.
Археологический контекст залегания моделей в некрополях — внутри кладовых помещений царских храмов, гигантские скопления этих предметов на выходе из мест отправления поминального культа - как в случае с царскими храмами, так и в случае с часовнями знати, присутствие их в переотложенных заполнениях шахт и погребальных камер частных гробниц свидетельствует о том, что
1) модели сами по себе не рассматривались посетителями некрополей как ценная вещь;
2) они употреблялись в религиозных церемониях в царских храмах и часовнях частных лиц;
3) это употребление имело одноразовый характер
Последнее должно означать, что модели были нужны не сами по себе, а как тара для некоего продукта Их явная связь с культовыми сооружениями, которые строились для отправления поминального культа владельцев храмов или гробниц, указывает на то, что модели участвовали в совершении поминальных обрядов, а именно - в ритуале кормления Ш
Включение глиняных моделей в погребальный инвентарь было редкостью и имело место лишь в начале их бытования - при ранней IV династии, или в небогатых погребениях более позднего периода, например, на кладбище «строителей пирамид» в Гизе Значительно чаще помещенные в погребальные камеры в качестве единовременных приношений модели были сделаны не из глины, а из более дорогих материалов - камня, меди или кости Обуславливалось это тем, что они сопровождали покойного в загробный мир в момент похорон и в идеале не
должны были быть присвоены другими лицами, т к. находились в замурованных помещениях, в то время как глиняные модели находились в общедоступных местах — поминальных часовнях
Глиняные вотивные модели заимствовали свою форму у глиняных, каменных и медных сосудов, которые использовались для различных нужд для приготовления и принятия пищи, хранения продуктов и содержания косметических веществ Некоторые формы моделей появились не в результате повторения бытового прототипа, а вследствие морфологической эволюции других форм вотивной керамики Подавляющее большинство моделей по форме имитировали бытовую посуду, связанную с пивом, вином или хлебом, и лишь десятая часть копировала внешний вид косметических горшочков, однако она не получила широкого распространения в пирамидной зоне.
Модели сосудов из глины, вероятно, символизировали подношение пищи, главным образом, хлеба и пива В начале их бытования они могли приноситься в культовые места с небольшим количеством еды или питья, а впоследствии использоваться только как символ Как явствует из гробничных надписей, такие приношения имели ежедневный характер Использование моделей было вполне рационально, если главным было их количество - значительно больше можно было принести и поставить на жертвенник миниатюрных сосудиков, нежели реальных больших сосудов Именно этим можно объяснить преобладание глиняных моделей над бытовой керамикой в скоплениях у царских поминальных храмов и у гробниц знати.
На начальном отрезке времени бытования моделей (в царствование Снофру), эти предметы употреблялись для отправления поминального культа царского кЗ, а при Хуфу этот обычай распространился и на высшую знать Этот процесс следует связать с введением формулы Шр-А-п&У! В дальнейшем (во второй половине IV и при V династиях) знать средней руки также стала получать аналогичные привилегии для отправления своих поминальных культов Таким образом, происходила трансформация поминального культа в сторону абстрагирования от реальных жертв продуктами и их замену на символические словесные жертвы или приношения моделями предметов
Частные лица, которые могли установить свой поминальный культ с подношением глиняных моделей сосудов, занимали высокое общественное положение они были царскими родственниками или придворными, связанными с царем, и обладали материальными ресурсами, позволяющими поддерживать культ их кЗ достаточно длительное время
Исходя из анализа гробничных сцен, иллюстрирующих подношение миниатюрных сосудиков, это действие было неразрывно связано с формулой Шр-(И-тю, которая, по-видимому, позволяла знати пользоваться ресурсами царских поминальных храмов, в частности, получать
изготовляемую там вотивиую керамику - инвентарь для отправления ритуала кормления кЗ Однако лица, участвовавшие в отправлении частных поминальных культов (прежде всего, родственники покойного и жрецы кпт-кЗ), похоже, не были привязаны строго к одному источнику вотивных моделей- нередко даже в одном археологическом комплексе обнаруживается несколько видов моделей, отличающихся по форме и материалу (цветом или нюансами глинистого теста) Следовательно, источников керамической продукции - храмовых гончарен - в одном некрополе было несколько.
По мнению автора, гробничные жертвенные списки, выявляющие сущность формулы Шр-сИ-п^, имеют прямую связь с моделями сосудов если перечисление различных вещей в списках являлось письменно-изобразительным проявлением ритуала кормления кЗ, то использование в гробничных часовнях вотивных моделей - одной из сторон вещественного воплощения этого же ритуала, наряду с подношением реальных продуктов и вещей Кормление кЗ происходило, таким образом, по воле царя, как в случае с зачитыванием в гробницах жертвенных списков, так и в случае с доставкой в гробничные часовни вотивных моделей и реальных продуктов
Существование глиняных вотивных моделей было неотделимо от личности царя и являлось, в первую очередь, способом ежедневного отправления царского культа в поминальном храме при царской пирамиде Размах этих действий был велик, о чем свидетельствуют многотысячные скопления глиняных вотивных моделей у царских храмов, которые, в принципе, являются показателем долговечности культа того или иного царя
Исполнение ритуальных действий с помощью моделей у частных лиц высокого социального статуса было связано с формулой Шр-сИ-п&ы, и, фактически, копировало царский поминальный ритуал, но в меньших масштабах Более того, бытование вотивных моделей как поминального инвентаря исключительно в столичной области, и его отсутствие в провинции должно свидетельствовать о сакральной специфике центра, его более высоком культовом и магическом значении, а, следовательно, о власти и магической силе самого царя, позволявшей «превратить» миниатюрные глиняные сосуды на этом свете в реальные продуктовые подношения в загробном мире
Как представляется, механизм употребления вотивной керамики в поминальном культе знати можно реконструировать следующим образом жрецы Ьпт-кЗ получали в царских поминальных храмах изготовлявшиеся там глиняные модели, возможно, как некие «жетоны» в обмен на реальные продукты - хлеб и пиво (сосудики - как символ дарения кувшинов с пивом, тарелочки - как символ жертвы хлебом) Модели доставлялись в поминальные часовни в гробницах знати и помещались на жертвенники перед «ложными» дверьми, а после совершения установленных ритуалов
выбрасывались на выходе из культовых помещений, постепенно образуя керамические скопления, зафиксированные археологически
Рассматривая участие глиняных вотивных моделей в поминальном культе в целом, следует подчеркнуть их роль в качестве материальной стороны обеспечения поминального культа по воле царя, в то время как письменной стороной культа была начертанная на стенах гробниц жертвенная формула кормления по воле царя
Основные положения диссертации получили отражение в следующих публикациях (общий объем 6,7 п.л.):
1 Малых (Левченкова) С Е Жертвенная керамика Древнего царства гробницы Хафраанха (по материалам полевых сезонов 1997-1998 гг.) // Ломоносов-2001 Труды научной конференции студентов и аспирантов История Сборник тезисов М, Путь, 2001 С 126-129
2 Малых (Левченкова) СЕК типологии керамики гробницы Хафраанха (по материалам полевых сезонов 1997-1998 гг) - Тезисы доклада на XII Сергеевских чтениях // Вестник Московского Университета Серия «История», 2001, № 5 С 76-77
3 Малых (Левченкова) С Е Древнеегипетская вотивная керамика времени Древнего царства, происхождение и развитие форм Типы 1-4 // Studia histórica II М, УРСС, 2002 С 3-13
4 Малых СЕ Роль глиняных вотивных моделей в египетском поминальном культе Древнего царства // Вопросы истории, историографии, экономики, языкознания и литературы М, МАКС Пресс, 2004 С 13-22.
5 Малых СЕ О коптском присутствии в некрополе Гизы // Культурное наследие Египта и Христианский Восток Вып 2 М, ИВРАН, 2004 С 227-236
6 Малых СЕ К вопросу о производстве вотивных моделей // Труды Центра египтологии им В А Голенищева Т 2 М, «Философская книга», 2005 С 61-80
7 Malykh S The pottery workshops of pyramid zone // Cultural Hentage of Egypt and Christmn Orient Vol 3 Moscow, IVRAN, 2006 P. 117-120
8. Malykh S The Ceramic Import m Late Román, Byzantme and Early Arable Giza- Qn the externa] contacte of the Memphite Area // Cultural Hentage of Egypt and Chnstian Onent Vol 4 Moscow, IVRAN, 2007 P 81-93 В научных журналах и изданиях рекомендованного ВАК перечня опубликовано 2 статьи общим объемом 1,5 пл.:
9 Малых СЕ Археологический проект Института востоковедения РАН в Египте//Азия и Африка сегодня, №11,2007 С 52-55
10 Малых СЕ Глиняные вотивные модели в древнеегипетском поминальном культе эпохи Древнего царства // Вестник древней истории, 2008, №1 С 80-96
Заказ № 626. Объем 1 п.л. Тираж 100 экз.
Отпечатано в ООО «Петроруш». г. Москва, ул. Палиха-2а, тел. 250-92-06 «луп.postatdr.ru
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Малых, Светлана Евгеньевна
При раскопках древнеегипетских пирамидных комплексов царей и гробниц знати эпохи Древнего царства, расположенных в зоне пирамид,1 одной из частых находок являются миниатюрные вотивные модели сосудов, ставшие предметом исследования в настоящей работе.
Под вотивными моделями подразумеваются модели сосудов (сосудики, тарелочки и чаши) небольшого размера, сделанные из обожжённой глины, которые в мировой египтологической литературе называют миниатюрными моделями, вотивной или жертвенной керамикой (ScheingefaBe, Modelkruge, Modellschalen,3 Votivschalen, Opferschâlchen,4 ScheinopfergefaBe,5 model offering vessel,6 model jar, model saucer, model basin, model bowl;7 miniature vase, miniature bowl,8 céramique miniature votive, jarre miniature, coupelle miniature, ouverte miniature9). Эти предметы использовались в поминальном культе.
Археологический контекст обнаружения вотивных моделей в поминальных комплексах царей у их пирамид и в гробницах знати позволяет определить объект исследования диссертации как изучение одной из сторон древнеегипетской материальной культуры, а именно материального аспекта древнеегипетского поминального культа царей и знати эпохи Древнего царства.
1 Зоной пирамид или пирамидного строительства в египтологической литературе принято называть местности, в которых были сооружены пирамиды Древнего царства: Абу-Роаш, Гиза, Завист эль-Ариан, Абусир, Саккара, Дахшур и Мсйдум. Общая протяженность зоны пирамид составляет приблизительно 100 км.
2 Junker II. Gizal. Wien - Leipzig, 1929. S. 126.
3 Kaiser IV. Die Tongefiiße. II Ricke H. Das Sonnenheiligtum des Königs Uscrkaf. II. Die Funde. II BÄBA 8, 1969. S. 56, 75.
1 Kromer K. Nezlet Batran. Eine Mastaba aus dem Alten Reich bei Giseh (Ägypten). Österreichische Ausgrabungen 1981-1983. Wien, 1991. S. 66.
5 Fallings D. Die Keramik aus den Grabungen an der nördlichen Pyramide des Snofru in Dahchur. Arbeitsbericht über die Kampagnen 1983-1986.//MDAIK 45,1989. S. 137, 142.
6 Fisher C.S. The Minor Cemetery at Giza. Philadelphia, 1924. P. 168.
7 Reisner GA. Myccrinus. The Temples of the Third Pyramid at Giza. Cambridge, 1931. P. 228. Reisner GA., Smith W.S. A History of the Giza Necropolis. The Tomb of Hetep-hercs the mother of Cheops. Vol. II. Cambridge, 1955. P. 61. Hassan S. Excavations at Giza. Vol. VI, part II. Cairo, 1948. P. 36. Simpson W.K. Corpus of the Dahshur Pottery. И Fakhry A. The Monuments of Snefru at Dahshur. Vol. II. The Valley Temple. Part П: The Finds. Cairo, 1961. P. 135-138. el-ЮюиПА. Meidum. //ACE: Reports 3, 1991. P. 44-45.
8 Charvat P. The Mastaba of Ptahshepses. The Pottery. Praha, 1981. P. 145. BartaM. Pottery Inventory and the Beginning of the IV-th Dynasty. // GM 149, 1995. P. 15-18. BartaM. Abusir V. The Cemeteries at Abusir South I. Praha, 2001. P. 185.MysliwiecK. Saqqara I. The Tomb of Mcrefncbef. Varsovie, 2004. P. 196, pl. CVI.
9 Jéquier G. Fouilles à Saqqara. Le Mastabat Faraoun. Le Caire, 1928. P. 24. Marchand S., Baud M. La céramique miniature d'Abou Rawash. Un dépôt à l'entrée des enclos orientaux. Il BIFAO 96, 1996. P. 272, 274-275.
Хронологические рамки работы определяются временем появления и исчезновения вотивных моделей и охватывают период правления египетских царей 1У-У1 династий, т.е. наивысшего расцвета Древнего царства (XXVI—XXII вв. до н.э.).
Египет в эпоху Древнего царства представлял собой державу с сильной централизованной властью, сосредоточенной в руках царя.2 Центральное место в египетской идеологии того периода занимал культ царя, который начинал отправляться еще при жизни правителя. Царь олицетворял собой мощь египетского государства, он считался не только всемогущим правителем, но и воплощением божества в образе человека. Для отправления его культа сооружались специальные храмы,4 состоявшие из святилища с царскими статуями - собственно места исполнения ритуалов, открытого двора, входного зала и хранилищ. Они обладали таюке многочисленными земельными владениями и имели обширные хозяйства, включавшие ремесленные мастерские. В царских поминальных храмах, а таюке в близлежащих некрополях знати впоследствии и были обнаружены в огромных количествах вотивные модели, являющиеся предметом настоящего исследования.
Поминальные храмы царей IV—VI династии располагались у их пирамид,5 которые служили местом погребения царского тела. Пирамида вместе с двумя поминальными храмами (верхним - припирамидным, и нижним — долинным) образовывали пирамидные комплексы, вокруг которых создавались некрополи
1 Хронология дана по: von Beckerath J. Chronologie des pharaonischcn Ägypten: Die Zeitbestimmung der ägyptischen Geschichte von der Vorzeit bis 332 v. Chr. München-Berlin, 1998. S. 187-192 (2639/2589-2216/2166 гг. до н.э.). von Beckerath J. Handbuch der ägyptischen Königsnamen. München, 1984. S. 158-159.
2 Подробнее об истории этого периода см.: Stadelmann R. Die Ägyptischen Pyramiden: von Ziegelbau zum Weltwunder. Mainz, 1985. Grimai К A History оГ Ancient Egypt Oxford, 1992. Verner M. Forgotten Pharaohs. Lost Pyramids. Prague, 1994. Baud M. Famille royale et pouvoir sous l'Ancien Empire égyptien T.l. Le Caire, 1999. Verner M. Pyramids. The Mystery, Culture and Science of Egypt's Great Monuments. Cairo, 2002. ПерепИпкин Ю.Я. История древнего Египта. СПб., 2000.
3 Большаков А.О. Человек и его Двойник. Изобразительность и мировоззрение в Египте Старого царства. СПб, 2001. С. 140-141. Савельева Т.П. Храмовые хозяйства Египта времени Древнего царства (III—VIII династии). М., 1992. С. 35. KaplonyP. Die Rollensiegel das Alten Reichs. Bd. I. Bruxelles, 1977. S. 321-322.
Первый царский поминальный храм появился ещё в конце I династии. Он засвидетельствован в северной части некрополя Саккары, в гробнице царя Каа, и располагался рядом с мастабой, имел достаточно скромные размеры и небольшое количество помещений. Глиняных вотивных моделей в нем обнаружено не было. - Emery W.B. Excavations at Saqqara Great Tombs of the First Dynasty. Т. III. London, 1958. P. 13 (гробница 3505). Emery W.B. Archaic Egypt Culture and Civilization in Egypt five thousand years ago. London., 1991. P. 89-90.
5 Только царь Шспссскаф построил себе не пирамиду, а гигантскую двухступенчатую мастабу, совершенно несхожую по своей архитектуре с мастабами знати. знати. Все цари V династии (за исключением двух последних - Джедкара-Исеси и Униса), помимо поминальных храмов, строили в пирамидной зоне святилища Солнца, также состоявшие из двух храмов - верхнего и нижнего.
Формой гробниц для знати были мастабы, либо, в зависимости от географических условий, более незаметные снаружи скальные гробницы. Частные гробницы образовали огромные некрополи вокруг царских пирамид в столичной области — вблизи Мемфиса — той, что охватывает современные поселения Абу-Роаш, Гиза, Абусир, Саккара, Дахшур и Мейдум.
Золотым веком пирамидного строительства стало время правления царей IV династии - Снофру, Хуфу, Хафра и Менкаура. При них шло образование кладбищ в Мейдуме и Дахшуре и началось формирование ядра Гизехского некрополя -крупных мастаб на Западном плато, и, в меньшей степени, Восточного плато, где были сосредоточены более скромные гробницы членов царской семьи и других представителей высшей знати. Единственный царь IV династии Джедефра решил построить свой пирамидный комплекс не в Гизе, Саккаре, Дахшуре или Мейдуме, а севернее - в Абу-Роаше. Недалеко от его пирамиды образовался скромный некрополь знати. Одновременно с этим, шло дальнейшее освоение Саккары, которая начала использоваться как кладбище еще в Раннее царство, а расцвет строительства как царских, так и частных гробниц, пришёлся на конец V и VI династии. Отдельные цари V династии избрали местом своего погребения и отправления культа Абусир - территорию между Саккарой и Гизой. Здесь же сформировался и некрополь знати.
Во всех перечисленных местностях, определивших географические рамки диссертационного исследования — Абу-Роаше, Гизе, Абусире, Саккаре, Дахшуре и Мейдуме, была обнаружена миниатюрная вотивная керамика.
Введение диссертации2008 год, автореферат по истории, Малых, Светлана Евгеньевна
керамики, назрела необходимость посвятить специальную работу данному классу предметов.
Изучение вотивных моделей открывает перед учёным новые перспективы воссоздания материального аспекта древнеегипетского поминального культа царей и знати.
Исследование временных рамок использования вотивных моделей позволяет поставить вопрос об определённых процессах в мировоззрении египетского общества Древнего царства. В некий период времени эти процессы повлекли за собой организацию поминального культа у царей и знати с использованием моделей (наряду с реальными бытовыми сосудами и продуктами), а затем - изменения в поминальном культе, одной из сторон которого было постепенное прекращение использования моделей сосудов.
Настоящее исследование является первой как в отечественной, так и в зарубежной египтологической науке попыткой проанализировать причины появления вотивных моделей, последовательно проследить все стадии эволюции формы предметов и особенности их изготовления, выявить их место в номинальном культе, а также понять причины исчезновения моделей к концу Древнего царства.
Данная тема исключительно актуальна как для зарубежной, так и для отечественной египтологии: её осуществление позволяет ввести в научный оборот новый материал - вотивные модели, выявленные Российской археологической экспедицией в Гизе (Египет), в работах которой автор диссертации принимает непосредственное участие с 2000 года.
В настоящей работе впервые в мировой историографии предлагается детальное исследование всех аспектов существования вотивных моделей, которое даёт возможность по-новому оценить отдельные стороны материальной культуры древнего Египта.
Цель исследования - на основе комплексного изучения письменных, изобразительных и археологических источников раскрыть все аспекты использования вотивных моделей, способ изготовления и материал, их место в системе древнеегипетского поминального культа, а также показать специфическую сторону символики культа, раскрывающуюся через семантику и характер употребления в царских поминальных храмах и гробницах знати типологически однородных миниатюрных керамических сосудов, включающих ряд разработанных и устоявшихся типов. Цель исследования определяет конкретные задачи исследования:
1. разработать типологию глиняных вотивньтх моделей с целью установления закономерностей их существования и датировки, а также для дальнейшего использования этой типологии при установлении времени функционирования археологических комплексов - царских поминальных храмов и гробниц знати, и определении длительности существования поминальных культов царей и частных лиц после их смерти;
2. выяснить причины появления и исчезновения вотивных моделей;
3. на основе изобразительных и письменных источников проследить вероятные пути возникновения различных форм моделей сосудов;
4. определить ареал распространения различных типов вотивных моделей и проанализировать возможные закономерности этого явления;
5. выявить особенности изготовления вотивной керамики и проследить трансформации формы моделей вследствие изменений в процессе их производства;
6. исследовать проблему назначения вотивных моделей;
7. определить место вотивных моделей в системе древнеегипетского поминального культа.
Методы исследования определяются поставленными исследовательскими задачами, а также характером источников по теме диссертации. Основополагающим в работе является принцип историзма, метод комплексного изучения и сравнительного анализа письменных, изобразительных и археологических источников.
В отдельных случаях, в частности, при разработке типологии и датировки вотивных моделей, автор использовал методы статистической обработки, графическо-математического описания, классификации и типологизации керамического материала на основе морфологических и технологических признаков.
Практическая значимость работы. Материалы и выводы диссертации могут быть применены для дальнейших научных изысканий, в первую очередь, как научная и информационная база для исследования, посвященного предметам материальной культуры Древнего Египта, в частности — керамике Древнего царства.
Самостоятельную ценность имеют выводы автора по типологии и датировке вотивных моделей, т.к. они могут использоваться при осмыслении археологического материала, добытого при полевых исследованиях, в частности, в ходе работ Российской археологической экспедиции в Гизе, а также для уточнения времени существования того или иного археологического комплекса.
Основные выводы работы могут быть применены в учебном процессе высших учебных заведений: при подготовке общих и специальных курсов, спецсеминаров, а также в написании учебных пособий и монографий по истории материальной и духовной культуры Древнего Египта.
Апробация диссертации. Основные положения диссертационного исследования отражены в научных статьях и тезисах докладов,1 а также обсуждались на следующих научных конференциях: «Ломоносов-2001» (научная конференция студентов и аспирантов, Москва, апрель 2001 г., МГУ им. М.В. Ломоносова); «Древний Египет и Христианский Восток» (ежегодные международные научные конференции, Москва, декабрь 2002 г., сентябрь 2003 г., май 2006 г., ИВ РАН - РГГУ); XII, XIII, XIV и XV Сергеевские чтения (Москва, январь 2001 г., январь 2003 г., февраль 2005 г., февраль 2007 г., МГУ им. М.В. Ломоносова).
1 Малых С.Е. Глиняные потивные модели в древнеегипетском поминальном культе эпохи Древнего царства. // ВДИ (в печати). Кормышева Э.Е., Малых С.Е. Древнеегипетский малый некрополь в Гизе. // РА (в печати). Малых (Левчепкова) С.Е. Жертвенная керамика Древнего царства гробницы Хафраанха (по материалам полевых сезонов 1997-1998 гг.). // Ломоносов-2001. Труды научной конференции студентов и аспирантов. История. Сборник тезисов. М., 2001. Малых (Левчепкова) С.Е. К типологии керамики гробницы Хафраанха (по материалам полевых сезонов 1997-1998 гг.) -XII Сергеевские чтения. Хроника. // Вестник Московского Университета. Серия «История», 2001, № 5. Малых (Левчепкова) С.Е. Древнеегипетская вотивная керамика времени Древнего царства: происхождение и развитие форм. Типы 14. // Studia histórica II. М, 2002. Малых С.Е. Роль глиняных вотивных моделей в египетском поминальном культе Древнего царства. // Вопросы истории, историографии, экономики, языкознания и литературы. М., 2004. Малых С.Е. К вопросу о производстве вотивных моделей. // ТЦЕГ 2, 2005. Malykh S. The potteiy workshops of pyramid zone in Coptic period. // Cultural Heritage of Egypt and Christian OrienL Vol. 3. Moscow, 2006.
Структура работы обусловлена решением поставленной цели и задач. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и приложения.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Вотивные модели в системе древнеегипетского поминального культа эпохи Древнего царства"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.263
Список научной литературыМалых, Светлана Евгеньевна, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"
1. Археологическая карта России. Очерки археологии регионов. Кн. 1. М., 2001.
2. Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М., 2004.
3. Бадж Э.А.У. Мумия. Материалы археологических исследований египетских гробниц. М., 2001.
4. Берлев ОД. Общественные отношения в Египте эпохи Среднего царства. Социальный слой «царских Атту». М., 1978.
5. Богословский Е.С. Древнеегипетские мастера. По материалам из Дер Эль-Медина. М., 1983.
6. Большаков А.О. Герман Юнкер и его «Гиза». Проблемы методики. // ВДИ, 1985, № 3.
7. Большаков А.О. Изображение и текст: два языка в древнеегипетской культуре. // ВДИ, 2003, №4.
8. Большаков А.О. Представление о Двойнике в Египте Старого царства. // ВДИ 1937-1997. М., 1997 (ВДИ, 1987, № 2).
9. Большаков А.О. Человек и его Двойник. Изобразительность и мировоззрение в Египте Старого царства. СПб., 2001.
10. Вернер М. Древний Египет: загадки и открытия (Чехословацкий институт египтологии: 30 лет деятельности в Египте). // ВДИ, 1991, № 1.
11. Демидчик А.Е. Безымянная пирамида: Государственная доктрина древнеегипетской Гераклеопольской монархии. СПб., 2005.
12. Засурцев П.И., Лисицына Н.К Липинское городище. // Славяне и Русь. М., 1968.
13. Кеес Г. Заупокойные верования древних египтян. От истоков и до исхода Среднего Царства. СПб., 2005.
14. Кинк Х.А. Египет до фараонов. По памятникам материальной культуры. М., 1964.
15. КинкX.А. Как строились египетские пирамиды. М., 1967.
16. Кинк Х.А. Художественное ремесло древнейшего Египта и сопредельных стран. М., 1976.
17. Клейн Л.С. Археологическая типология. Л., 1991.
18. Кормышева Э.Е. Архивы Хафраанха. // ВА, 2001, вып. 5-6.
19. Кормышева Э.Е. Российская археологическая экспедиция в Гизе. // ТЦЕГ 1, 2002.
20. Кормышева Э.Е. Российская археологическая экспедиция в Гизе. Предварительные результаты сезонов 2003-2004. // ТЦЕГ 2,2005.
21. Кормышева Э.Е. Тайна гробницы Хафраанха. // Наука в России. М., 2000. №4.
22. Кормышева Э.Е., Малых С.Е. Древнеегипетский малый некрополь в Гизе. // ВДИ, 2008, №4 (в печати).
23. Кормышева Э.Е., Томашевич О.В., Чегодаев М.А. Российская археологическая экспедиция в Гизе. Сезоны 1996-1998 гг. (предварительные результаты). // ВДИ, 2000, № 1.
24. Коростовцев М.А. Из истории пятой династии в древнем Египте. // ВДИ 1937-1997. М., 1997 (ВДИ, 1941, № 1).
25. Коростовцев М.А. Религия древнего Египта. СПб., 2000 (переизд. 1976).
26. Куликов Ф.И. Иконография Ьг(.)-1}ЬЛ староегипетских вельможеских гробниц. // Петербургские египтологические чтения 2005. СПб., 2006.
27. Панда Н.Б., Лапис И.А. Памятники искусства Древнего Египта в Эрмитаже. Л., 1974.
28. Лауэр Ж-Ф. Загадки египетских пирамид. М., 1966.
29. Лукас А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта. М., 1958.
30. Малых (Левченкова) С.Е. Жертвенная керамика Древнего царства гробницы Хафраанха (по материалам полевых сезонов 1997-1998 гг.). // Ломоносов-2001. Труды научной конференции студентов и аспирантов. История. Сборник тезисов. М., 2001.
31. Малых (Левченкова) С.Е. К типологии керамики гробницы Хафраанха (по материалам полевых сезонов 1997-1998 гг.) ХП Сергеевские чтения. Хроника. // Вестник Московского Университета. Серия «История», 2001, №5.
32. Малых (Левченкова) С.Е. Древнеегипетская вотивная керамика времени Древнего царства: происхождение и развитие форм. Типы 1-4. // 81исНа ЫвЮпса П. М., 2002.33.