автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Война как социальное явление

  • Год: 2007
  • Автор научной работы: Поваляев, Виталий Геннадьевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Война как социальное явление'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Война как социальное явление"

На правах рукописи

ПОВАЛЯЕВ Виталий Геннадьевич

ВОЙНА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Специальность 09. 00.11 - социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва - 2007

003058853

Работа выполнена на кафедре философии гуманитарного факультета Самарского филиала Московского городского педагогического университета

Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор ЖУКОЦКАЯ Александра Васильевна

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор КИРЕЕВ Генрих Николаевич

кандидат философских наук, доцент МАРТИНКУС Пётр Петрович

Ведущая организация - Самарский государственный аэрокосмический Университет

Защита состоится « ¿-о » & Я 2007 г в / часов на заседании диссертационного совета К 212 154 02 при Московском педагогическом государственном университете по адресу. 119571, г. Москва, пр-т. Вернадского, д 88, ауд 818

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Mill У по адресу 119882, г Москва, ул M Пироговская, д 1

Автореферат разослан « ? ^ » 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Суворова О С

Общая характеристика работы

Актуальность исследования Война - явление универсальное, многоплановое Это особое явление и социальное, и культурное, и психологическое Война не просто сопутствует развитию человеческого общества, война интегрирована в жизнь общества Всё, что связано с причинами, целями, мотивами войны, ходом военных действий, способами решения военных задач и так далее, с одной стороны, обусловлено изменениями самой социальной действительности, с другой, детерминирует её (социальной действительности) изменения Постоянно обновляется техническая составляющая войны вслед за созданием атомного оружия изобретается экологическое оружие, способное искусственно вызывать природные эффекты, ведутся разработки нано-технологического оружия Совершенствуются способы ведения войны арсенал оружия физического уничтожения дополняется «оружием» символического уничтожения, направленным на духовные, ценностно-мотивационные сферы деятельности

Среди участников войн увеличивается число негосударственных, нерегулярных вооружённых формирований войны в Чечне, Афганистане, Ливане не являются межгосударственными военными конфликтами

Само понятие «война» - в ряду понятий «военный конфликт», «вооружённый конфликт», «военная акция», «борьба с терроризмом» -становится размытым Всё это делает образ войны расплывчатым и неопределённым Дихотомическое противостояние «война-мир» нарушается трансформацией самого феномена войны Например, современная Россия может находиться в «состоянии мира» - в Москве - и в «состоянии войны» - в Грозном Область понимания, осмысления войны становится фронтиром -точкой встречи отражения и интерпретации, порогом между дикостью и цивилизацией Поэтому, чтобы понять феномен войны, невозможно опираться только на обыденные представления, необходимы всесторонние исследования в этой сфере

Война - во всех смыслах явление уникальное В каждую историческую эпоху, в каждом государстве и в каждой культуре война имеет свои особые, присущие только ей характеристики Война присутствует в нашей жизни и в виде образов Содержание образов войны, с одной стороны, обусловлено предметностью самого явления «война», с другой - особенностями субъектов восприятия, сплетением общественного и индивидуального сознаний, смешением психологического и идеологического элементов Наряду с имплицитным конструированием образов войны субъектом, происходит «погружение» в среду заранее приготовленных ориентации, характеристик и образов войны, разработанных идеологами и системой пропаганды

Война - «часть искусства политического», и в борьбе за победу в войне всегда будут иметь место манипуляция сознанием и практика создания политических мифов Образы войны создают и совокупный образ войны, и некое образное пространство, которое не разделено географическими и

политическими границами Совокупность локальных конфликтов и войн в одном ареале воспринимается как одна война Цепь конфликтов «малой интенсивности» образует в каждом отдельно взятом регионе непрерывный, перманентный «миро-военный» процесс Характеристики войны правовых актах и официальных источниках всегда не совпадают с фактическими пространственно-временными характеристиками войны и характеристиками, заданными через образы войны В силу этого несовпадения, война имеет то значение, которое общество придаёт ей

Таким образом, актуальность проблемы войны как социального явления всегда привлекала внимание исследователей Войну рассматривали как совокупность исторических фактов, либо давали ее инструментальную характеристику, обходя тем самым проблему оснований войны Основания войны её причины, поводы, цели, роль случайности, наличие закономерностей - сложны для выявления и понимания Основания войны всегда ноуменальны, скрыты, в то время как образы войны лежат на поверхности Образы войн - прошлого, настоящего или будущего -представлены через СМИ, в воспоминаниях участников военных социальных практик. Образы войны интегрированы в языковую картину мира Образ каждой отдельно взятой войны синтезирует образы других войн, и, в свою очередь, сам выступает в роли одного из образных конструктов Образ войны - это всегда единство универсального и уникального В динамике образов войны можно обнаружить динамику самого явления войны Таким образом, события войны неотделимы от ее со-бытия, представлены в образном ряде и актуализированы социальной практикой

Степень разработанности проблемы. Проблеме войны, важнейшей для человечества, посвящено множество исследований Влияние войны -непосредственное и опосредованное - распространяется на все области человеческого бытия Целостное представление о феномене войны можно получить только с учётом комплекса знаний, накопленных в философии, социологии, политологии, культурологи, психологии, истории

Философская традиция осмысления феномена войны, как правило, связана с изучением войны на фоне общефилософских проблем Древнегреческие философы (Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель) сделали значительный шаг в анализе социальной природы войны Для Гераклита, война выступает в качестве отца и царя всего сущего Демокрит одним из первых поставил вопрос о происхождении войны, отметив среди ее причин имущественное неравенство людей, внутригосударственный произвол и увеличение бедности граждан Сократ в ряду причин войны называл несовершенство человека, невозможность людей разобраться в смысле добра и зла, нарушение законности в государстве по воле правителей Платон определил войну как «часть искусства политического» война выступает целью и одной из основ становления рабовладельческой государственности, политическим законом ее развития Право сильного над слабым, по мысли Платона, является главенствующим принципом социального развития В органичной взаимосвязи с политикой и другими

сторонами общественной жизни рассматривает войну также Аристотель, обращая внимание на основные стороны ее содержания прежде всего, цели, преследуемые вооруженным насилием, и непосредственно вооруженную борьбу Именно размышления античных философов во многом определили ту область, в рамках которой рассматривалась проблема войны

Вплоть до XX века исследователи разрабатывали либо практические вопросы ведения войны, либо сосредоточивались на осмыслении духовно-нравственных проблем, связанных с феноменом войны

В центре внимания представителей «практического» подхода к изучению войны, находился такой характерный признак войны как вооруженная борьба Труд К Клаузевица «О войне» признан многими исследователями явления войны фундаментальным, в котором всесторонне рассмотрен феномен войны, сделан философский вывод о сущности войны Между тем, К Клаузевиц посвятил собственно «природе войны» 8 глав из 119 В остальных главах рассматриваются вопросы боя, стратегии, родов войск и т д Подобная тенденция заметна также в работах основателей отечественной социологии войны (Н Н Головин, Г А Леер, Н А Корф)1 В современной литературе кон XX - нач XX в в широко представлены исследования информационных, психологических, сетевых и прочих войн эпохи «постмодерна» (Г Почепцов, А Манойло, В Слилченко, Расторгуев, А Дугин, В Лисичкин, Л Шелепин, И Панарин, Э Тоффлер, М Кревельд) В этих работах внимание также акцентируется на рассмотрении практических моментов вооружённой борьбы

Представители «духовно-нравственного» подхода уделяют особое внимание вопросам «естественности» и «противоестественности» войн, рассматривают войну с позиций дихотомической модели «добро-зло», часто придавая войне метафизическое значение В рамках этого подхода, 'в ряду мыслителей средневековья и Нового времени можно отметить имена А Августина, Ф Аквинского, Г Гроция, Н Макиавелли, Т Гоббса, Д Локка В зарубежной мысли 19 - нач 20 в в «духовно-нравственный» подход представлен в работах Г В Ф Гегеля, Ф Ницше, П Прудона, Р . Штейнметца, Э Юнгера Последние считали войну главным фактором общественного прогресса, причиной появления высших культур и государственности По мысли Гегеля, война выполняет «судебную» в отношении народов функцию, определяя при их межгосударственном столкновении, чье право должно уступить Штейнметц считал «дар войны» главным условием развития человечества Юнгер расценивал войну как непосредственное выражение жизни, высшую действительность

В отечественной философии духовно-нравственную сторону войны рассматривали Н Бердяев, В Соловьёв, Л Карсавин, И Ильин Карсавин считал, что священная битва освобождает людей от обыденного житейского эгоизма, возвращает чувство родства у разрозненных групп людей,

1 См Образцов И Б Военная социология пробтема исторического пути и методология И СоЦис - М, 1993 -№12 -С 4-19

составляющих население одной страны, воспитывает качества мужества, героизма, взаимопомощи Соловьёв признает войну объективным фактором социального и культурного прогресса, формой организующей деятельности государства, которая несмотря на все свои ужасы и зло, способствует объединению человечества Бердяев считает, что справедливых и несправедливых войн быть не может, так как не бывает случаев, когда правда исключительно на стороне одного При этом, Бердяев указывает, что «плохо» воевать за «землю и волю», и «хорошо» воевать «из любви к родине, превышающей все интересы»

Отдельно стоит отметить работу А. Е Снесарева «Философия войны» (1924), в которой автор стремится избежать двух крайностей - излишнего увлечения духовно-нравственными и практическими вопросами войны Снесарев определяет философию войны как «научно переработанное военное миросозерцание» Снесарев исследует роль войн в историческом процессе, тщательно избегая ее переоценки или недооценивания

Тем не менее, как самостоятельная научная проблема война начинает активно изучаться с сер XX в Можно выделить несколько наиболее значимых для данного исследования подходов, которые мы обозначим как структурно-функциональный подход

Структурно-функциональный подход (Г Бутуль, Р Арон, П Аснер, В Шнирельман) предполагает рассмотрение войны как некоторой целостности, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное значение и выполняет специфические функции, направленные на удовлетворение соответствующих потребностей системы

В рамках форыациопного подхода к изучению войны, сложившегося под влиянием работ К Маркса, Ф Энгельса, В Ленина, война рассматривается как общественно-политическое явление, присущее только классовым общественно-экономическим формациям Социальная сущность войны, ее классовое содержание, с точки зрения представителей этого подхода, определяются характером той политики, во имя которой ведётся война (В Серебрянников, Е Рыбкин, С Тюшкевич, Д Волкогонов, Д Пачкория)

Социокультурный подход характеризуется тем, что рассматривает войну в тесной связи с развитием социальных и культурных отношений между социальными группами, цивилизациями, религиозными сообществами ит п (П Сорокин, К Райт, С Хантингтон, А Тойнби)

Культурологический подход (Л Уайт, Й Хёйзинга, Т Шеллинг, X Хофмайстер) предполагает взгляд на явление войны как феномена культуры Сторо^рики психо логического подхода (3 Фрейд, К Лоренц, Г Зиммель) видел^с источник войны в человеческой психике, в агрессивности человеческого интеллекта и массовых психозах, которые возникают в результате подавления обществом человеческих инстинктов

Ряд важных для данного исследования аспектов рассматривается в рамках социологии войны в работах И Образцова, Л Бургановой, П

Корнилова, В Ксенофонтова, А Соловьёва, А. Беляева, В Конышева, Н Тимашева

В целом, исследования войны отличаются крайним разнообразием взглядов на цели, причины, последствия и значение войны Отчасти это связано с многоплановостью и многофункциональностью самого феномена войны Но, в большей степени, с тем фактом, что подавляющее большинство авторов ставило своей целью не столько исследование феномена войны, сколько схематичный обзор войны в свете собственных теорий Так, Й Хёйзинга, областью интересов которого являлись игра и «человек играющий», рассматривал войну как отражение «онтологически-игрового принципа мироустройства»

Таким образом, при достаточно высокой степени разработанности проблемы, сама универсальность и уникальность феномена войны постоянно требует все нового и нового осмысления

Объектом диссертационного исследования является война как социальное явление,

Предметом - анализ оснований и образов войны Целью исследования является анализ войны как социального явления и деконструкция образов войны Достижение цели потребовало решения следующих задач

- эксплицировать понятие «война»,

- выявить эвристические возможности основных подходов в исследовании войны как социального явления,

- осуществить философский анализ оснований войны как социального явления,

- выявить функциональные связи образов войны с войной как социальным явлением

Методологические основы диссертационного исследования. Феномен войны не может быть адекватно исследован, исходя из какого-либо одного методологического принципа, т к это - феномен полифункциональный и многофакторный Использование системного подхода, расширяет, на наш взгляд, исследовательские возможности

Ведущим методом исследования любых социальных проблем, в том числе и проблемы войны, мы считаем метод интерпретации, который позволяет по разному взглянуть, оценить такие сложные социальные явления как война и образы войны В диссертационном исследовании был использован диалектический подход, т к причины и основания войны невозможно раскрыть не используя категорий «причины» и «следствия», «сущности» и «явления», «возможности» и «действительности», «необходимости» и «случайности» Война, как бы мы её не рассматривали, всегда есть единство и борьба противоположностей, и в этом смысле диалектический метод способствует раскрытию проблемы

Всестороннее рассмотрение феномена войны требует привлечения социологических, политологических, социально-психологических, культурологических, исторических данных Поэтому в анализе войны как

социального явления существенно необходимыми оказываются частнонаучные методы и принципы исследования, используемые в социологическом и историческом познании принцип целостности, принцип социокультурной детерминации явлений, принцип формализации Сложность объекта исследования предполагает использование принципов неклассической эпистемологии принцип деконструкции, принцип доверия субъекту, принцип социальной ответственности исследователя

Сама уникальность и универсальность объекта исследования война делает возможным соединение методологических приёмов и принципов классической и неклассической эпистемологии

Научная новизна диссертационного исследования'

- раскрыто содержание понятия «война», установлены связи понятия «война» с понятиями «вооружённая борьба», «военный конфликт», «военная акция», «гуманитарная интервенция», «миротворческая операция» и др ,

- показано, что основаниями войны как социального феномена является взаимодействие причин, поводов, целей, случайных факторов и объективных закономерностей,

- выявлены и проанализированы основные подходы к анализу войны как социального явления структурно-функциональный, формационный, социокультурный, культурологический,

- показано, что актуализация войны не всегда детерминирована ее очевидными причинами, война становится действительностью в результате действия не только рациональных, но и внерациональных факторов и обстоятельств (активно эксплуатируемый образ врага, искусственно созданный образ конфликтной ситуации),

- проанализированы различные аспекты (социальный, политический, психологический) формирования и интерсубъективации образов войны, показана взаимосвязь между социальными отношениями и особенностями репрезентации феномена войны,

- раскрыта неоднозначность использования концепта «война» в разные периоды и в разных культурах

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.

Положения и выводы диссертации могут быть использованы при дальнейшем исследовании проблем феномена войны и связанных с ним состояний общественного сознания Диссертационный материал может быть использован при подготовке спецкурсов по социальной философии, социальной психологии, политологии, истории

Апробация диссертационного исследования. Результаты диссертационного исследования получили отражение в публикациях автора и в выступлении на VI международной научно-практической конференции «Социальные процессы и молодёжь взгляд в будущее»

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения и двух

глав

Основное содержание работы

Во Введении обосновывается актуальность данной проблемы, характеризуется степень её разработанности в философской литературе, определяются предмет, цели, задачи и методологические основы исследования, раскрывается научная новизна и оцениваются практическая значимость полученных автором результатов

Первая глава диссертации «Социальное пространство войны» дает общую характеристику исследуемому феномену войны, выявляет его структуру, специфику, основные компоненты и функции, определяет причины и механизмы возникновения войн

В первом параграфе первой главы «Философский анализ понятия «война» анализируется трактовка понятия «война» в классической и современной философии Доказывается трудность выяснения понятия «война» в связи с многообразием оснований войны и сложностью однозначного выявления её причин Сложность представляет ограничение войны от иных видов вооруженных конфликтов (военных акций, приграничных инцидентов, военных конфликтов, интервенций, терроризма и т п)

Слово «война» происходит от древнегерманского слова «werra»,-'корни которого можно обнаружить, например, в английском слове «war» Корни древнегреческого «polemos», также означающего «война», сохранились в словах «полемика», «полемический», «полемист», а корни латинского слова «bellum» («война») сохранились в английском «belligerent» (воинственный) В тех или иных формах это слово присутствует во всех мировых языках как прошлых эпох, так и современности

Классические определения войны трактуют её как явление, непосредственно связанное с вооруженным насилием К Клаузевиц отмечал, что «война по существу своему бой, т к бой - единственный решающий акт многообразной деятельности, разумеющейся под широким понятием войны Бой - это измерения духовных и физических сил путём взаимного столкновения сторон» С точки зрения Клаузевица, «война есть столкновение крупных интересов, которое разрешается кровопролитием, и только этим она отличается от других общественных конфликтов»2

Подобно Клаузевицу трактуют войну и авторы «Новой философской энциклопедии», определяя её как организованную вооружённую борьбу между государствами, нациями, социальными группами, осуществляющуюся специальным институтом (армией) с привлечением экономических, политических, идеологических, дипломатических средств3

В определениях, фиксирующих в качестве определяющего признака войны вооружённую борьбу, есть некоторые недостатки С одной стороны, под такие определения не подходят такие виды войн как информационная, «холодная», операции по установлению и поддержанию мира,

2 Клаузевиц К О войне В 2 т Т 1 М 2002 С 120,163

5 Новая философская энциклопедия TIC 423

антитеррористические операции, а, с другой стороны, не всякое вооружённое противостояние можно назвать войной

В литературе для обозначения явлений, связанных с вооружённым противоборством, используют, как правило, следующие термины «война», «военный конфликт», «вооруженный конфликт» и «военная акция» В ряде случаев (особенно применительно к современным войнам), термины эти применяются совершенно произвольно Например, войну между Израилем и Ливаном (2006 г) называют также «военный конфликт на Ближнем Востоке», «ливано-израильский вооружённый конфликт» и «военная акция Израиля в Ливане»

Сложно развести понятия «война» и «вооружённый конфликт» Согласно вышеприведенным определениям, всякое вооруженное противоборство м?жцу государствами - война, она начинается с началом вооруженного противоборства, и заканчивается с его окончанием Но, в таком случае, вооружённый конфликт между государствами невозможен, поскольку все поле возможных вооруженных противоборств между ними принадлежит войне Таким образом, определения понятий «война» и «вооруженный конфликт» пересекаются, и не позволяют недвусмысленно разграничить вооруженное насилие на войну и вооруженный конфликт

конкретизировать понятия война и вооружённый конфликт можно, в какой-то мере, на основании правового критерия Классик права войны Г Гроций дополнял определение войны следующим критерием война - это правовое состояние государств (состояние войны)4 Но, в случае с такими явлениями как гуманитарная интервенция или «война с терроризмом», остро встает вопрос о механизме фиксации правового состояния войны и мира Тем более запутанной становится ситуация гражданской войны, в которой на стороне одного из противников сражается армия другого государства

Проведение разграничения между войной и иными видами вооружённых противостояний на основе количественных показателей (масштаб военно-политических целей, численность войск и вооружений, ожесточенность противоборства и пространственный размах) также видится диссертанту затруднительным

В последние десятилетия, наряду с понятием «война» в литературе всё чаще используется понятие «нетрадиционная война», в которое включается спеюгр действий, не имеющих прямого отношения к боевым, вооружённым способам разрешения конфликта, и проводящихся, как правило, в экономической, экологической, психологической и информационной сферах Характерной особенностью современных войн является размытость границ между войной и миром, трудность определения как начала, так и конца войны, момента перехода от мира к войне и наоборот Этот тезис имеет не абстрактное, а практическое и политическое значение Некоторые современные авторы приходят к выводу, что «в современных условиях войну и мир уже нельзя представлять в виде взаимоисключающих состояний

4 Гроций Г О праве войны и мира М Госюриздат 1956 С 868

общества Уместнее говорить о континууме состояний общества, крайними позициями которого являются глобальная война и полный мир, между которыми лежит множество промежуточных состояний»5

Вместе с тем, разграничение «классических» и «неклассических» подходов к пониманию феномена войны является достаточно условным, Не ограничивали войну признаками, присущими вооруженному столкновению, И Фихте, Т Гоббс, К Клаузевиц

Во втором параграфе «Война как социальное явление методологический анализ основных подходов» анализируются основные подходы к анализу войны как социального явления

Различие в подходах к анализу войны обусловлено различием взглядов исследователей на природу, причины и последствия войны Структурно-функциональный подход (Г Бутуль, Р Арон, П Аснер, В Шнирельмай) предполагает рассмотрение войны как некоторой целостности, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное значение и выполняет специфические функции, направленные на удовлетворение соответствующих потребностей системы,

Г Бутуль - основатель французской шеолы полемологии - считает, что невозможно объяснить войну чисто экономическими причинами без учёта человеческих страстей, стремления к власти, коллективных импульсов и т п , задолго предшествующих экономическому интересу В силу того, что война тесно связана с большим числом социальных факторов, объективно можно говорить только о результатах ее воздействия на общество в этих областях, поскольку настоящие причины войны (не имеющие ничего общего с очевидными мотивами и предлогами) остаются пока неизвестными или предполагаемыми Отсюда, одна из задач полемологии - преодолеть симбиоз сакрализации и политизации войн, связанный с соединением линий Гегеля и Клаузевица

Арон Р Считает, что всякая война в пределах какой-либо цивилизационной зоны (или до тех пор пока противники ещё не утратили осознания своей родственности) есть социальная институция, и она имеет то значение, которое придают ей сами общества, т е она регламентирована, а не произвольна В этой связи, Арон выделяет четыре группы основных проблем исследования войны выяснение соотношения между используемыми вооружениями и организацией армий, между организацией армии и структурой общества, изучение того, какие группы в данном обществе имеют выгоду от завоеваний, исследование в каждой эпохе и в каждой определенной дипломатической системе той совокупности неписанных правил, более или менее соблюдаемых ценностей, которыми характеризуются войны и поведение самих общностей по отношению друг к другу, анализ неосознаваемых функций, которые выполняют в истории вооруженные конфликты

* Военная мысль №11 2004 с 53

В рамках формационного подхода к изучению войны, сложившегося под влиянием работ К Маркса, Ф Энгельса, В Ленина, война рассматривается как общественно-политическое явление, присущее только классовым общественно-экономическим формациям Социальная сущность войны, её классовое содержание, с точки зрения представителей этого подхода, определяются характером той политики, во имя которой ведётся война (В Серебрянников, Е Рыбкин, С Тюшкевич, Д Волкогонов, Д Пачкория)

Социокультурный подход характеризуется тем, что рассматривает войну в тесной связи с развитием социальных и культурных отношений между социальными группами, цивилизациями, религиозными сообществами и т п (П Сорокин, К Райт, С Хантингтон, А Тойнби) П Сорокин указывает, что возможность мира находится в прямой зависимости от усвоения целостной системы высших ценностей и их взаимной совместимости когда у взаимодействующих сторон темп, глубина или размах перемен в их организации и культуре велики и быстры настолько, что едва ли есть какая-то возможность их регуляции, то такие темп и размах социально-культурных перемен все больше и больше расшатывают систему межгрупповых социально-культурных отношений и весьма способствуют антагонизмам, конфликтам и войне Кроме того, П Сорокин видит причину гражданских и внешних войн XX века в огромном развитии личных, групповых и международных отношений

Культурологический подход (Л Уайт, Й Хёйзинга, Т Шеллинг, X Хофмайстер) предполагает взгляд на явление войны как феномена культуры С позиций культурологического подхода война предстаёт как важное средство социализации, выработки новых моделей поведения, трансформации культурных ориентиров Л Уайта отмечал, что войны ведутся между обществами, а не между индивидами, и понять их можно только в широком культурологическом контексте Индивидуальные мотивации нисколько не помогают понять, почему общество ведет войну

Й Хёйзинга отмечал, что понятие «война» вступает только тогда в силу, когда становится явным различие между особым, торжественным состоянием всеобщей вражды и личной враждой, а до некоторой степени и межродовой кровной местью В понимании Хёйзинга, подобное различие переводит войну в особую сакральную сферу

В третьем параграфе «Проблема оснований войны как социального явления» рассматриваются основания войны, к которым следует отнести причины, мотивы, цели, а также фактор случайности, связанный с механизмом возникновения войны

Научный анализ войны как социального феномена подчёркивает диалектическую связь войны и политики Вместе с тем, политика является производной от социально-экономических отношений Поэтому война, будучи средством политической борьбы, имеет экономическую основу, в которой и коренятся источники большинства войн, а политическая цель, лежащая в основании войны, во многом опосредована экономическими

интересами В истории войн чаще всего объектом экспансии выступал основной фактор производства в традиционном обществе - земля, в индустриальном - капитал, в постиндустриальном - информация

В чистом виде тот или иной тип общества представлен редко, поэтому, отталкиваясь от деления истории на традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества, нельзя не учитывать и марксистский тезис о том, что война подчинена политическим целям и экономическим интересам определённых классов В этой связи, особенно необходимо учитывать такие факторы как конкретные политические и экономические интересы стоящих во главе государства политических элит

В последние десятилетия наблюдается рост внутриполитических военных конфликтов (особенно в странах третьего мира), что связано с такими явлениями как глобализация и неравномерность экономического развития как в мире, так и внутри отдельных государств Развивающиеся страны, как правило, выступают носителями признаков всех трёх типов общества, и несоответствие ценностей вместе с огромным развитием личных, групповых и международных отношений приводит к росту числа гражданских и внешних войн

Диссертант приходит к выводу, что в качестве причин войны могут одновременно выступать вражда на религиозной почве, борьба за ценный экономический ресурс, необходимость укрепления своих внутриполитических позиций, массовые психозы, особенности социально-культурного развития и т д Источниками войны могут быть причины как рационального (социально-экономические и социально-политические причины), так и иррационального характера

Наличие объективных - экономических и политических - причин для начала войны ещё не означает, что война обязательно начнётся Международная практика знает множество случаев территориальных, экономических и политических споров, которые так и не вылились в вооружённую борьбу В ряду причин войны следует выделять первопричины (в связи с которыми война становится возможным фактом) и предпосылки (в связи с которыми война становится фактом действительным) Война становится действительностью в результате действия не только рациональных, но и внерациональных факторов и обстоятельств (активно эксплуатируемый образ врага, искусственно созданный образ конфликтной ситуации, неполадки в сложнейшей военной технике) Среди условий актуализации войны можно выделить следующие во-первых, война должна рассматриваться в качестве реальной возможности, во-вторых, при анализе в качестве такой возможности война должна быть признана заслуживающей претворения в жизнь, т е каждая из сторон должна верить в то, что победа в войне останется за ней

Во второй главе диссертационного исследования «Дискурсивное пространство войны» рассматриваются различные аспекты формирования и интерсубъективации образов войны, функциональная связь образов войны с войной как социальным явлением

В первом параграфе «Проблема содержания и формирования образа войны» автор отмечает, что война, из-за ее развёрнутости и разделённости в социальном пространстве-времени, воспринимается, не только и не столько на уровне фактов непосредственной действительности, но и в виде абстрагированного, идеализированного образа - образа войны В литературе существует целый ряд понятий, сопоставимых с понятием «образ войны» -«репрезентация войны», «восприятие войны», «интерпретационная модель войны», «имидж войны и армии» и т д, а в конфликтологии используются также понятия «социально-психологическая среда конфликта» и «образ конфликтной ситуации» Общепринятого понятия, выражающего отражение войны в индивидуальном и массовом сознании, пока не существует. Такая ситуация связана с отсутствием исследований, всесторонне анализирующих данное явление Как правило, в различных работах акцент делается на одном из аспектов образа войны Например, на той роли, которую сыграл образ войны в достижении победы, или, что чаще всего, на роли СМИ (идеологии, пропаганды) в процессе формирования образа войны6 Зачастую, возникновение в массовом сознании того или иного образа военного конфликта ставится исключительно в зависимость от деятельности СМИ, что является существенным недостатком данных исследований Содержание и формирование образа войны следует рассматривать в связи с общественной системой, а не просто с позиций отображения объекта в восприятии субъекта Образ войны, отражая объективные потребности общественного развития (детерминированные прежде всего той или иной социальной структурой), является предпосылкой и специфическим регулятором поведения индивидов

Образ войны является сложной и динамической структурой, которая может быть развернута в систему образов По временному критерию можно выделить «прообразы», «синхрообразы» и «постобразы» военного конфликта Прообразы предвосхищают события войны Например, они целенаправленно создаются в ходе пропагандистских кампаний еще до начала боевых действий Синхрообразы возникают и развиваются в тесной связи с изменением обстановки на войне А постобразы формируются уже по окончании военных событий Граница, разделяющая прообраз, синхрообраз и постобраз, в значительной степени условна Так, постобраз войны может стать основой для формирования прообраза и синхрообраза следующего военного конфликта

Особое место в данной системе образов занимает прообраз войны, который является одной из важнейших предпосылок возникновения войны Диссертант отмечает, что необходимо различать первопричины войны, т е саму возможность начала военных действий, и предпосылки возникновения войны, благодаря которым война становится действительным фактом Для того, чтобы война началась, стороны должны осознавать, что их интересы и

6 см Бурганова Л А Корни тов П А Реконструирование структуры образа военного конфликта (по материалам СМИ) // СоцИс 2003 №6 Почепцов Г Г Информационные войны М, Киев, 2000, Волкогонов Д А Психологическая война М 1983 и др

цели несовместимы, а также иметь установки на вооружённый способ разрешения противоречий Объективно цели и интересы сторон могут и не противоречить друг другу, но если они воспринимаются как взаимоисключающие, то это может повлечь за собой военный конфликт

Во втором параграфе «Интерсубъективация образа войны» рассматривается проблема процесса интерсубъективации и передачи образа войны от одного поколения к другому Формирование образа войны у индивидов, не располагающих непосредственным боевым опытом, чаще всего происходит под влиянием коммуникации с участниками военных действий или официальными трактовками войны При этом, образ, который складывается в сознании индивидов, не участвовавших в военном конфликте, может существенно отличаться от того образа, который транслируется им посредством разговора, текста или экранной культуры Обладая определенной самостоятельностью, индивид вносит в «навязываемый» ему образ свои дополнения, коррективы, эмоциональные оттенки Воспоминания о важнейших исторических событиях представляют собой своего рода коллажи, которые формируются из множества источников, подвергаются изменениям при коммуникации, но сохраняют свою эмоциональную значимость _

Например, в ходе коммуникации внутри сравнительно тесных социальных групп (например, жители одного города или военнослужащие одного подразделения) обмен историями производится так долго и истории при этом модифицируются до тех пор, покуда у всех членов сообщества не окажется примерно одинакового набора примерно одинаковых историй Все эти истории базируются на отдаленно схожих фундаментах личного опыта, но в деталях зачастую оказываются ложными воспоминаниями, созданными коммуникацией, а не собственно опытом

Особенности складывающегося в результате этой коммуникации образа войны зависят от многих факторов от того, как протекает процесс «понимания» и «присвоения» каждым реципиентом и группами реципиентов новых оценок и смыслов, от особенностей экономической, политической и социальной структуры, в которой находится индивид и т д хотя фактический ход событий отражен в документах, эти документы вот уже полвека упорно игнорируют люди помнят только миф

Своеобразной инстанцией, выполняющей посредническую функцию между прошлым и настоящим, между материальностью наглядного и нематериальностью воспоминаемого являются разного рода музеи и выставки Музеи и выставки извлекают исторические объекты из своих первоначальных функциональных зависимостей и становятся доступными для интерпретации При различной презентации объектов возникают все новые смысловые связи Например, можно сравнить презентации «Авроры» и «Микасы» тождественные исторические предметы - военно-морские корабли - имеют различные «изображения», но вне этих «изображений» данные предметы не несут никаких образов, кроме «первообразов», суть которых - военно-морской корабль

Осмысление связанных с войной событийных рядов детерминировано многими факторами национальными стереотипами, социально-политическим и экономическим развитием государства, индивидуальными переживаниями, деятельностью органов пропаганды и т д Образ войны формируются под влиянием этих факторов с помощью ряда посредников зрительных образов, текстов, устного общения, социальных действий (ритуалов) и т д Таким образом, социально-философский анализ процесса интерсубъективации образа войны включает рассмотрение различных аспектов взаимодействия идеологии и социальной психологии, индивидуальных и массовых образов войны

В третьем параграфе «Война в языковой картине мира» рассматривается концепт «война», который как многомерное смысловое образование, выступает важной составляющей различных репрезентаций войны Концепт «война» реализуется в языке с помощью разнообразных средств и занимает важное место в языковой картине мира, в которой существуют универсальные бинарные оппозиции «война - мир», «жизнь -смерть», «добро - зло» и т д В некоторые периоды и в связи с отдельными феноменами исторического процесса оппозиция «война - мир» может приобретать особо акцентированное значение или, напротив, становиться усложненно имплицитной Так, в некоторых случаях, концепт «война» не находится в противоречии с концептом «мир» Так, в период второй чеченской войны из сообщений официальных СМИ исчезла вся лексика с отрицательной коннотацией (война, наступление, оружие массового уничтожения), а вместо нее вводилась нейтральная (конфликт, антитеррористическая операция, умиротворение, наведение порядка) По мере утверждения данной версии действительности из коллективных представлений стала вытесняться установка о текущей внутри страны войне

Политическая доминанта, столь свойственная понятию «война», не относится к актуальным признакам концепта «война» По мнению диссертанта, концепт «война» можно определить следующим образом «боевые действия, направленные на уничтожение противника» В масскультурной продукции война преподносится не как «продолжение политики иными, насильственными, средствами», а как некая школа мужества

Концепт «война» имеет образные, понятийные и ценностные характеристики Основное содержание концепта «война» можно свести к следующим признакам образная сторона концепта - это обобщённый образ противостояния вооруженных сторон Понятийная сторона концепта - это языковое обозначение характеристик войны, поведения участников боевых действий Вопрос определения ценностной составляющей концепта «война» (как и всякого концепта, в основе которого заложена дихотомическая модель «добро-зло») трудно решить однозначно В общественном сознании могут существовать концепты, в самом содержании которых уже заложено негативное воздействие на адресата (например, «убийство», «агрессия») Содержание ценностной составляющей концепта «война» противоречиво с

одной стороны война - это преступление против человечества, бойня, на которую власть имущим с помощью манипулятивных идеологий национализма и патриотизма удается отправить население, а с другой стороны, война сакрализованна, это - момент наивысшего напряжения нации, осуществление ее исторической миссии, время героизма, запечатлеваемое в национальном самосознании и исторической памяти народа и формирующее это самосознание В применении к «войне» существует значительное число предикатов, несущих самые различные эмоциональные оттенки «священная», «грязная», «победоносная», «справедливая», «беспощадная», «народная» и т д В некоторых случаях, один из этих оттенков может доминировать в содержании концепта

Применение концепта «война» в современной науке зачастую характеризуется ситуацией, при которой культурно-специфическое содержание рассматриваемого понятия подается как универсальное, а все подверстываемые под него феномены иных культур расцениваются как отклонения, более примитивные формы, пережитки и т д Например, среди исследователей широко распространён подход, согласно которому происхождение войны неразрывно связано с появлением частной собственности и классов Между тем, концепт «кровная месть» в языковой картине мире некоторых обществ по целому ряду фреймов («стратегия», «бой», «противник», «долг», «честь», «награда» и т п) совпадает с концептом «война» в европейской языковой картине мира В обществах, где месть выступает как единственный механизм вооруженных столкновений, месть и есть война

Понятийная, образная и ценностная составляющие концепта «война» и соотносимых с ним концептов («победа», «оружие», «сражение») определяются разного рода факторами социальными, политическими, экономическими, психологическими, культурными Разнообразие этих факторов, в немалой степени, определяет те значительные отличия, которые существуют между концептами и понятиями

В Заключении подводятся итоги проведённого исследования и намечаются перспективы дальнейшей разработки всего комплекса поднятых проблем

Основное содержание работы отражено в следующих публикациях: 1. Поваляев В. Г. Образ войны: некоторые аспекты структурно-функционального подхода // Известия Самарского научного центра Российской Академии Наук. Гл. ред. В. П. Шорин. Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных исследований». - Том 1. - Самара, Издательство Самарского научного центра РАН, 2006. С. 47 - 52.1 п. л. (статья)

2 Поваляев В Г Особенности формирования образа войны в массовом и индивидуальном сознании // Актуальные проблемы философии и политологии сборник статей Самара СФ МГП, 2006 С 69-75 1 п л (статья)

3 Поваляев В Г Война как социальное явление // РаШоЬса История Философия Социология Сборник статей - Самара СФ МГЛУ, 2005 С 134- 140 0, 6 п л (статья)

4 Поваляев В Г Современная война и позиционирование молодёжи // Социальные процессы и молодежь взгляд в будущее Материалы VI международной научно-практической конференции 27 -28 апреля 2004 года - Самара СФ МГПУ, 2003 С 238 - 241 0, 5 п л (статья)

Подл к печ 23 04 2007 Объем 1пл Заказ № 130 Тип 100 эге

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Поваляев, Виталий Геннадьевич

I Введение

Глава 1. Социальное пространство войны

1.1. Философский анализ понятия «война».

1.2. Война как социальное явление: методологический анализ основных подходов.

1.3. Проблема оснований войны как социального явления.

Глава 2. Дискурсивное пространство войны

2.1. Проблема содержания и формирования образа войны.

2.2. Интерсубъективация образа войны.

2.3. Война в языковой картине мира.

 

Введение диссертации2007 год, автореферат по философии, Поваляев, Виталий Геннадьевич

Актуальность исследования. Война - явление универсальное, многоплановое. Это особое явление: и социальное, и культурное, и психологическое. Война не просто сопутствует развитию человеческого общества, война интегрирована в жизнь общества. Всё, что связано с причинами, целями, мотивами войны, ходом военных действий, способами решения военных задач и так далее, с одной стороны, обусловлено изменениями самой социальной действительности, с другой, детерминирует её (социальной действительности) изменения. Постоянно обновляется техническая составляющая войны: вслед за созданием атомного оружия изобретается экологическое оружие, способное искусственно вызывать природные эффекты, ведутся разработки нано-технологического оружия. Совершенствуются способы ведения войны: арсенал оружия физического уничтожения дополняется «оружием» символического уничтожения, направленным на духовные, ценностно-мотивационные сферы деятельности.

Среди участников войн увеличивается число негосударственных, нерегулярных вооружённых формирований: войны в Чечне, Афганистане, Ливане не являются межгосударственными военными конфликтами.

Само понятие «война» - в ряду понятий «военный конфликт», «вооружённый конфликт», «военная акция», «борьба с терроризмом» -становится размытым. Всё это делает образ войны расплывчатым и неопределённым. Дихотомическое противостояние «война-мир» нарушается трансформацией самого феномена войны. Например, современная Россия может находиться в «состоянии мира» - в Москве - и в «состоянии войны» - в Грозном. Область понимания, осмысления войны становится фронтиром - точкой встречи отражения и интерпретации, порогом между дикостью и цивилизацией. Поэтому, чтобы понять феномен войны, невозможно опираться только на обыденные представления, необходимы всесторонние исследования в этой сфере.

Война - во всех смыслах явление уникальное. В каждую историческую эпоху, в каждом государстве и в каждой культуре война имеет свои особые, присущие только ей характеристики. Война присутствует в нашей жизни и в виде образов. Содержание образов войны, с одной стороны, обусловлено предметностью самого явления «война», с другой - особенностями субъектов восприятия, сплетением общественного и индивидуального сознаний, смешением психологического и идеологического элементов. Наряду с имплицитным конструированием образов войны субъектом, происходит «погружение» в среду заранее приготовленных ориентаций, характеристик и образов войны, разработанных идеологами и системой пропаганды.

Война - «часть искусства политического», и в борьбе за победу в войне всегда будут иметь место манипуляция сознанием и практика создания политических мифов. Образы войны создают и совокупный образ войны, и некое образное пространство, которое не разделено географическими и политическими границами. Совокупность локальных конфликтов и войн в одном ареале воспринимается как одна война. Цепь конфликтов «малой интенсивности» образует в каждом отдельно взятом регионе непрерывный, перманентный «миро-военный» процесс. Характеристики войны правовых актах и официальных источниках всегда не совпадают с фактическими пространственно-временными характеристиками войны и характеристиками, заданными через образы войны. В силу этого несовпадения, война имеет то значение, которое общество придаёт ей.

Таким образом, актуальность проблемы войны как социального явления всегда привлекала внимание исследователей. Войну рассматривали как совокупность исторических фактов, либо давали её инструментальную характеристику, обходя тем самым проблему оснований войны. Основания войны: её причины, поводы, цели, роль случайности, наличие закономерностей - сложны для выявления и понимания. Основания войны всегда ноуменальны, скрыты, в то время как образы войны лежат на поверхности. Образы войн - прошлого, настоящего или будущего - представлены через СМИ, в воспоминаниях участников военных социальных практик. Образы войны интегрированы в языковую картину мира. Образ каждой отдельно взятой войны синтезирует образы других войн, и, в свою очередь, сам выступает в роли одного из образных конструктов. Образ войны - это всегда единство универсального и уникального. В динамике образов войны можно обнаружить динамику самого явления войны. Таким образом, события войны неотделимы от её со-бытия, представлены в образном ряде и актуализированы социальной практикой.

Степень разработанности проблемы. Проблеме войны, важнейшей для человечества, посвящено множество исследований. Влияние войны - непосредственное и опосредованное - распространяется на все области человеческого бытия. Целостное представление о феномене войны можно получить только с учётом комплекса знаний, накопленных в философии, социологии, политологии, культурологи, психологии, истории.

Философская традиция осмысления феномена войны, как правило, связана с изучением войны на фоне общефилософских проблем. Древнегреческие философы (Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель) сделали значительный шаг в анализе социальной природы войны. Для Гераклита, война выступает в качестве отца и царя всего сущего. Демокрит одним из первых поставил вопрос о происхождении войны, отметив среди её причин имущественное неравенство людей, внутригосударственный произвол и увеличение бедности граждан. Сократ в ряду причин войны называл: несовершенство человека; невозможность людей разобраться в смысле добра и зла; нарушение законности в государстве по воле правителей. Платон определил войну как «часть искусства политического»: война выступает целью и одной из основ становления рабовладельческой государственности, политическим законом ее развития. Право сильного над слабым, по мысли Платона, является главенствующим принципом социального развития. В органичной взаимосвязи с политикой и другими сторонами общественной жизни рассматривает войну также Аристотель, обращая внимание на основные стороны ее содержания: прежде всего, цели, преследуемые вооруженным насилием; и непосредственно вооруженную борьбу1. Именно размышления античных философов во многом определили ту область, в рамках которой рассматривалась проблема войны.

Вплоть до XX века исследователи разрабатывали либо практические вопросы ведения войны, либо сосредоточивались на осмыслении духовно-нравственных проблем, связанных с феноменом войны.

В центре внимания представителей «практического» подхода к изучению войны, находился такой характерный признак войны как вооружённая борьба. Труд К. Клаузевица «О войне» [Клаузевиц, 2002] признан многими исследователями явления войны фундаментальным, в котором всесторонне рассмотрен феномен войны, сделан философский вывод о сущности войны. Между тем, К. Клаузевиц посвятил собственно «природе войны» 8 глав из 119. В остальных главах рассматриваются вопросы боя, стратегии, родов войск и т. д. Подобная тенденция заметна также в работах основателей отечественной социологии войны (Н. Н. л

Головин, Г. A. Jleep, Н. А. Корф) . В современной литературе кон. XX -нач. XX в. в. широко представлены исследования информационных, психологических, сетевых и прочих войн эпохи «постмодерна» (Г. Почепцов, А. Манойло, В. Слипченко, Расторгуев, А. Дугин, В. Лисичкин, Л. Шелепин, И. Панарин, Э.Тоффлер, М. Кревельд). В этих работах

1 См. Мыслители Греции. От мифа к логике: Сочинения. М., 1999; Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

2 См. Образцов И.Б. Военная социология: проблема исторического пути и методология // СоЦис. - М.? 1993. -№12. -С. 4-19 внимание также акцентируется на рассмотрении практических моментов вооружённой борьбы.

Представители «духовно-нравственного» подхода уделяют особое внимание вопросам «естественности» и «противоестественности» войн, рассматривают войну с позиций дихотомической модели «добро-зло», часто придавая войне метафизическое значение. В рамках этого подхода, в ряду мыслителей средневековья и Нового времени можно отметить имена А. Августина, Ф. Аквинского, Г. Гроция, Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Д. Локка. В зарубежной мысли 19 - нач. 20 в. в. «духовно-нравственный» подход представлен в работах Г. В. Ф. Гегеля, Ф. Ницше, П. Прудона, Р. Штейнметца, Э. Юнгера. Последние считали войну главным фактором общественного прогресса, причиной появления высших культур и государственности. По мысли Гегеля, война выполняет «судебную» в отношении народов функцию, определяя при их межгосударственном столкновении, чье право должно уступить. Штейнметц считал «дар войны» главным условием развития человечества. Юнгер расценивал войну как непосредственное выражение жизни, высшую действительность.

В отечественной философии духовно-нравственную сторону войны рассматривали Н. Бердяев, В. Соловьёв, Л. Карсавин, И. Ильин. Карсавин считал, что священная битва освобождает людей от обыденного житейского эгоизма, возвращает чувство родства у разрозненных групп людей, составляющих население одной страны, воспитывает качества мужества, героизма, взаимопомощи. В. Соловьёв признает войну объективным фактором социального и культурного прогресса, формой организующей деятельности государства, которая несмотря на все свои ужасы и зло, способствует объединению человечества. Бердяев считает, что справедливых и несправедливых войн быть не может, так как не бывает случаев, когда правда исключительно на стороне одного. При этом, Бердяев указывает, что «плохо» воевать за «землю и волю», и «хорошо» воевать «из любви к родине, превышающей все интересы».

Отдельно стоит отметить работу А. Е. Снесарёва «Философия войны» (1924), в которой автор стремится избежать двух крайностей -излишнего увлечения духовно-нравственными и практическими вопросами войны. Снесарёв определяет философию войны как «научно переработанное военное миросозерцание». Снесарёв исследует роль войн в историческом процессе, тщательно избегая её переоценки или недооценивания.

Тем не менее, как самостоятельная научная проблема, война начинает активно изучаться с сер. XX в. Можно выделить несколько наиболее значимых для данного исследования подходов, которые мы обозначим как структурно-функциональный подход.

Структурно-функциональный подход (Г. Бутуль, Р. Арон, П. Аснер, В. Шнирельман) предполагает рассмотрение войны как некоторой целостности, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное значение и выполняет специфические функции, направленные на удовлетворение соответствующих потребностей системы.

В рамках формационного подхода к изучению войны, сложившегося под влиянием работ К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, война рассматривается как общественно-политическое явление, присущее только классовым общественно-экономическим формациям. Социальная сущность войны, её классовое содержание, с точки зрения представителей этого подхода, определяются характером той политики, во имя которой ведётся война (В. Серебрянников, Е. Рыбкин, С. Тюшкевич, Д. Волкогонов, Д. Пачкория).

Социокультурный подход характеризуется тем, что рассматривает войну в тесной связи с развитием социальных и культурных отношений между социальными группами, цивилизациями, религиозными сообществами и т. п. (П. Сорокин, К. Райт, С. Хантингтон, А. Тойнби).

Культурологический подход (JI. Уайт, Й. Хёйзинга, Т. Шеллинг, X. Хофмайстер) предполагает взгляд на явление войны как феномена культуры. С позиций культурологического подхода война предстаёт как важное средство социализации, выработки новых моделей поведения, трансформации культурных ориентиров. Сторонники психологического подхода (3. Фрейд, К. Лоренц, Г. Зиммель) видели источник войны в человеческой психике, в агрессивности человеческого интеллекта и массовых психозах, которые возникают в результате подавления обществом человеческих инстинктов.

Ряд важных для данного исследования аспектов рассматривается в рамках социологии войны в работах И. Образцова, Л. Бургановой, П. Корнилова, В. Ксенофонтова, А. Соловьёва, А. Беляева, В. Конышева, Н. Тимашева.

В целом, исследования войны отличаются крайним разнообразием взглядов на цели, причины, последствия и значение войны. Отчасти это связано с многоплановостью и многофункциональностью самого феномена войны. Но, в большей степени, с тем фактом, что подавляющее большинство авторов ставило своей целью не столько исследование феномена войны, сколько схематичный обзор войны в свете собственных теорий. Так, Й. Хёйзинга, областью интересов которого являлись игра и «человек играющий», рассматривал войну как отражение «онтологически-игрового принципа мироустройства».

Таким образом, при достаточно высокой степени разработанности проблемы, сама универсальность и уникальность феномена войны постоянно требует всё нового и нового осмысления.

Объектом диссертационного исследования является война как социальное явление,

Предметом - анализ оснований и образов войны.

Целью исследования является анализ войны как социального явления и деконструкция образов войны. Достижение цели потребовало решения следующих задач:

- эксплицировать понятие «война»; N

- выявить эвристические возможности основных подходов в исследовании войны как социального явления;

- осуществить философский анализ оснований войны как социального явления;

- выявить функциональные связи образов войны с войной как социальным явлением.

Методологические основы диссертационного исследования. t Феномен войны не может быть адекватно исследован, исходя из какого-либо одного методологического принципа, т. к. это - феномен полифункциональный и многофакторный. Использование системного подхода, расширяет, на наш взгляд, исследовательские возможности.

Ведущим методом исследования любых социальных проблем, в том числе и проблемы войны, мы считаем метод интерпретации, который позволяет по разному взглянуть, оценить такие сложные социальные явления как война и образы войны.

В диссертационном исследовании был использован диалектический подход, т. к. причины и основания войны невозможно раскрыть не используя категорий «причины» и «следствия», «сущности» и «явления», «возможности» и «действительности», «необходимости» и «случайности». Война, как бы мы её не рассматривали, всегда есть единство и борьба противоположностей, и в этом смысле диалектический метод способствует раскрытию проблемы.

Всестороннее рассмотрение феномена войны требует привлечения социологических, политологических, социально-психологических, культурологических и исторических данных. Поэтому в анализе войны как социального явления существенно необходимыми оказываются частнонаучные методы и принципы исследования, используемые в социологическом и историческом познании: принцип целостности, принцип социокультурной детерминации явлений, принцип формализации. Сложность объекта исследования предполагает использование принципов неклассической эпистемологии: принцип деконструкции, принцип доверия субъекту, принцип социальной ответственности исследователя.

Сама уникальность и универсальность объекта исследования война делает возможным соединение методологических приёмов и принципов классической и неклассической эпистемологии.

Научная новизна диссертационного исследования:

- раскрыто содержание понятия «война», установлены связи понятия война» с понятиями «вооружённая борьба», «военный конфликт», «военная акция», «гуманитарная интервенция», «миротворческая операция» и др.;

- показано, что основаниями войны как социального феномена является взаимодействие причин, поводов, целей, случайных факторов и объективных закономерностей;

- выявлены и проанализированы основные подходы к анализу войны как социального явления: структурно-функциональный, формационный, социокультурный, культурологический;

- показано, что актуализация войны не всегда детерминирована её очевидными причинами, война становится действительностью в результате действия не только рациональных, но и внерациональных факторов и обстоятельств (активно эксплуатируемый образ врага, искусственно созданный образ конфликтной ситуации);

- проанализированы различные аспекты (социальный, политический, психологический) формирования и интерсубъективации образов войны, показана взаимосвязь между социальными отношениями и особенностями репрезентации феномена войны;

- раскрыта неоднозначность использования концепта «война» в разные периоды и в разных культурах.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.

Положения и выводы диссертации могут быть использованы при дальнейшем исследовании проблем феномена войны и связанных с ним состояний общественного сознания. Диссертационный материал может быть использован при подготовке спецкурсов по социальной философии, социальной психологии, политологии, истории.

Апробация диссертационного исследования. Результаты диссертационного исследования получили отражение в публикациях автора и в выступлении на VI международной научно-практической конференции «Социальные процессы и молодёжь: взгляд в будущее».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения и двух

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Война как социальное явление"

Заключение

Одной из характерных черт XXI века являются существенные трансформации во всех сферах жизнедеятельности человека - в социальной, политической, экономической, культурной. Война, являясь социально-обусловленным феноменом, также претерпевает значительные изменения. Об этом свидетельствует, в частности, массив постоянно обновляющейся научно-исследовательской литературы по проблематике современных вооружённых конфликтов. Среди особенностей современной военно-политической ситуации можно отметить следующие: распространение спорадических «мелкомасштабных войн», рост потерь среди гражданского населения, небывалое расширение «театра военных действий» (в связи с использованием информационного оружия), увеличение роли религиозных взглядов и фанатизма в развязывании конфликтов, увеличение числа негосударственных, нерегулярных вооружённых формирований. Всё это ставит исследователей перед необходимостью понять сущность феномена войны, осмыслить основания войны как социального, политического и культурного явления.

Разграничение «классических» и «неклассических» подходов к пониманию феномена войны видится нам, в значительной степени, условным. Возникновение «неклассических» подходов связано, прежде всего, с возникновением новых технологий ведения войны, в связи с которыми размывается сама граница, отделяющая состояние войны от состояния мира. Тем не менее, основаниями войны неизменно выступают причины экономического и политического характера. Разнообразие военно-политических целей, которые ставят перед собой противоборствующие стороны, сводятся, по существу, к захвату - власти или ресурсов.

Вместе с тем, для понимания собственно механизма возникновения войн, важно в ряду источников войны выделять первопричины (в связи с которыми война становится возможным фактом) и предпосылки (в связи с которыми война становится фактом действительным). В качестве таких предпосылок зачастую выступают образы войны.

Образ войны есть целостное отражение явлений военной действительности в индивидуальном и массовом сознании. Формирование образа войны представляет собой непрерывный процесс, в ходе которого военная действительность начинает конструироваться еще до начала конкретной войны (прообраз), продолжает воспроизводиться в условиях воны (синхрообраз) и подвергается осмыслению после завершения военных действий (постобраз). Содержание образа войны в значительной степени обусловлено социальной структурой и процессами, происходящими в социальной действительности. В качестве основных факторов, под влиянием которых формируется образ войны, выступают, как правило, идеология и социальная психология. Идеологическая и социально-психологическая составляющие образа войны определяют то или иное отношение субъекта к целям, средствам и последствиям войны. Образ войны выступает не только как важное условие достижения военно-политических целей и специфический регулятор деятельности участников войны, но также является существенной предпосылкой начала военных действий.

Процесс интерсубъективации образа войны и закрепления его в социальных действиях осуществляется посредством коммуникации между индивидами, социальными группами и государственными институтами. Особенности восприятия образа войны зависят от многих факторов, прежде всего от того, как протекает процесс понимания и присвоения каждым из участников коммуникации новых оценок и смыслов. В связи с этим, осмысление связанных с войной событийных рядов детерминировано многими факторами: национальными стереотипами, социально-политическим и экономическим развитием государства, индивидуальными переживаниями, деятельностью органов пропаганды и т. д. Образ войны формируются под влиянием этих факторов с помощью ряда посредников: зрительных образов, текстов, устного общения, социальных действий (ритуалов) и т. д. Таким образом, социально-философский анализ образа войны включает: в содержательном плане -изучение знаковых систем, а в структурном - рассмотрение различных аспектов взаимодействия идеологии и социальной психологии, индивидуальных и массовых образов войны.

Процесс осмысления индивидом и обществом явлений войны, находит своё отражение также и в языковых «образах» - концептах. Понятийная, образная и ценностная составляющие концептов «война», «мир», «победа» и т. д., определяются, как и в случае с другими образами войны, факторами социально-политического, социально-экономического и социокультурного характера. Таким образом, проблема войны, по причине постоянного развития социальной сферы и, соответственно, постоянной эволюции самих войн, всегда будет актуальным предметом исследования.

 

Список научной литературыПоваляев, Виталий Геннадьевич, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Антология мировой философии. Т.1. 4.1. М., 1969.

2. Антонян, Ю. М. Миф и вечность. М.: Логос, 2001. - 464 с.

3. Арон, Р. Мир и война между народами. М.: NOTA BENE, 2000. 260 с.

4. Аснер, П. Насилие и мир: От атомной бомбы до этнической чистки / Пер. с фр. Баевской Е., Цывьяна Л. СПб.: Книгоиздательство «Всемирное слово», 1999. - 352 с.

5. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989.-616 с.

6. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Наука, 1986. -424 с.

7. Бергман, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум; Academia-Центр, 1995.- 323 с.

8. Бердяев, Н. А. Царство духа и царство кесаря. М.: Республика, 1995.- 383 с. (Мыслители XX века)

9. Боргош, Ю. Философские проблемы войны, мира и социального прогресса // Философские науки. М., 1988. - №11.- С. 183 -190

10. Бурганова, Л.А, Корнилов, П.А. Реконструирование структуры образа военного конфликта (по материалам СМИ) // СоЦис. М., 2003. -№6.-С. 56-63

11. П.Бхаскар, Р. Общества // Социо-логос: Социология, Антропология, Метафизика: Вып. 1. М., 1991. - С. 219-240

12. Военно-энциклопедический словарь. В 2 т. Т. 1. М.: Большая рос. энциклопедия, «Рипол классик», 2001.

13. Война и мир в терминах и определениях. Под общей ред. Д.О. Рогозина. М.: Изд. дом «ПоРог», 2004. - 624 с.

14. Военная энциклопедия. В 8 т. Т.2. М.: Воениздат, 1994.

15. Волкогонов, Д.А. Морально-политический фактор Великой Победы // Вопросы философии. М., 1975. - №3. - С. 10-21

16. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. -367 с.

17. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. -М.: Прогресс, 1988.-704 с.

18. Гаджиев К. С. Политическая философия / Отд-ние экон. РАН; науч.-ред. совет изд-ва «Экономика». М.: ОАО «Издательство»Экономика», 1999. - 606 с. - (Системные проблемы России)

19. Гегель Г. В. Ф. Политические произведения. М., 1978. 560 с.

20. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа'. Соч. Т.4. М., 1959. 439 с.

21. Гоббс Т. Сочинения в 2 томах. Т.2. - М.: Мысль, 1991. - 731 с.

22. Гроций Г. О праве войны и мира. М.:Госюриздат, 1956. - 688 с.

23. Гудби, Д., Бувальда, П., Тренин, Д. Стратегия стабильного мира. Навстречу Евроатлантическому сообществу безопасности. М.: Международные отношения, 2003. - 208 с.

24. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М., 1985.

25. Гуссерль. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М., 1999.

26. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / АН СССР, Ин-т философии; Общ. ред. А. Ф. Лосева. -М.: Мысль, 1979. 620 с. - (Филос. Наследие)

27. Деконструкция и герменевтика. К дискуссии о разграничении // Герменевтика и деконструкция / Под ред. Штегмайера В., Франка X., Маркова Б. В. СПб. 1999.

28. Денисов В. В. Социология насилия. (Критика соврем, буржуазных концепций). М., Политиздат, 1975. - 214 с.

29. Докучаев, А. В. Война и культура: (Культурологические и социал.-филос. интерпретации феномена войны). М.: Изд-во Моск. гос. унта леса, 2000. - 325 с.

30. Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999.

31. Дремков, А. А. Нетрадиционные войны: сущность, проблематика, перспективы // Военная мысль. 1998. - №2. - С. 24 - 32

32. Дугин А. Г. Теория и практика сетевой войны и её влияние на ситуацию в ЮФО // Сетевые стратегии Запада на Юге России / Южнороссийское обозрение ЦСРИиП ИППК РГУ и ИСПИ РАН. -Вып. 34 / Под ред. И.П. Добаева. Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006. - 179 с.

33. ЗЗ.Зиммель Г. Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. М., 1996.

34. Ильенков, Э. В. Проблема идеального. М., 1986.

35. Ильин, М. В. Политический дискурс: слова и смыслы (Государство) //Полис. 1994. №1. С. 127,128

36. Ильин, М.В. Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997. - 432 с.

37. Ильин М. В. Хронополитическое измерение: за пределами повседневности и истории // Полис. 1996. №1.

38. Иноземцев В. JI. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения // Вопросы философии. 1997. №10.

39. История политических и правовых учений, XIX в. М., 1993.

40. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М., 2004.-390 с.

41. Кингстон-Макклори Э. Дж. Глобальная стратегия. М., 1959.

42. Клаузевиц К. О войне. М.: СПб.: Terra Fantastica, 2002. - Т. 1. - 559 с. - (Сер.: Клас. воен. мысль)

43. Клепиков Д.В. О теории военной организации // Военная мысль. -№11. -М., 2004.-С. 48-53

44. Кляйн А. Война и СМИ: сербская трагедия // «Московский литератор», №11, июнь 2006

45. Козловски П. Миф о модерне: Поэтическая философия Эрнста Юнгера. М.: Республика, 2002. - 239 с.

46. Конфликты в современном мире. / Под ред. М. М. Лебедевой. М.: «Московский общественный научный фонд», 2001. - 160 с.

47. Корчмит-Матюшов, В.И. Предназначение войны. М.***, 2000. - 179 с.

48. Ксенофонтов В. Н., Ксенофонтов В. В. Взаимосвязь войны и политики: эволюция взглядов // СоцИс. М., 1997. - № 5. - С. 34-42

49. Култыгин, В.П. Содержательное и институциональное становление военной социологии в США // СоцИс. М., 1993. - №12. - С. 133-139

50. Лебедева, М.М. Политическое урегулирование конфликтов. М.: «Аспект Пресс», 1997. - 270 с.

51. Леви-Строс, К. Первобытное мышление. М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 1999. - 392 с. - (Сер.: Библиотека философской мысли)

52. Ленин В. И. Война и революция // Ленин В. И. Сочинения. 5 изд. -Т. 32.

53. Лотман Ю.М. Текст и функция. Семиосфера. СПб, 2000.

54. Малышева Д. Б. Религиозный фактор в вооружённых конфликтах современности. Развивающиеся страны Азии и Африки в 70 80-е годы. - М.: Наука, 1991. - 192 с.

55. Манойло А. В. Информационно-психологическая война: факторы, определяющие формат современного вооружённого конфликта // Материалы V Международной научно-практической конференции «Информационные технологии и безопасность». Вып. №8. - Киев, 2005.-С. 73-81

56. Минский М. Фреймы для представления знаний. М., 1979.

57. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Т. 42. М., 1974.

58. Мыслители Греции. От мифа к логике: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во Фолио, 1999. - 832 с. (Серия «Антология мысли»),

59. Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т. 1 / Ин-т философии РАН. М.: Мысль, 2000. - С. 425-426

60. Паршин П. Б. Лингвистические методы в концептуальной реконструкции // Системные исследования. 1986.

61. Пачкория Д. С. К вопросу о самоотрицании войны // Отчуждение человека в перспективе глобализации мира. Выпуск 1. - СПб.: Петрополис, 2001. - С. 240-259

62. Почепцов Г. Психологические войны. М., 2000.

63. Почепцов Г. Теория коммуникации. М., 2001.

64. Психология. Словарь / Под. общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Политиздат, 1990.

65. Райт, К. Некоторые размышления о войне и мире // Социально-гуманитарные знания. Орехово-Зуево, 2000. - № 3. - С. 231-248

66. Рикёр П. Память, история, забвение. М.: «Издательство гуманитарной литературы», 2004. - 728 с.

67. Рубин Дж., Пруйт Д., Ким Хе Сунг. Социальный конфликт. СПб., 2002.

68. Рыбкин, Е.И. Критика буржуазных учений о причинах и роли войн в истории. М.: Наука, 1979. 238 с.

69. Сенявская Е.С. Героические символы: реальность и мифология войны // Отеч. история. М., 1995. - N 5. - С. 30-44I

70. Сенявская Е. С. Психология войны в XX веке: исторический опыт России. М.: РОССПЭН, 1999. - 383 с.

71. Серебрянников, В.В. Войны России: социально-политический анализ. М.: Науч. мир, 1998. - 377 с.

72. Серебрянников В. В. Имидж армии: методологические аспекты // Власть. №10. - 2005. - С. 39-45

73. Серебрянников, В.В. Социология войны. М.: «Научный мир», 1997. - 398 с.

74. Снесарёв, А.Е. Философия войны. М.: Финансовый контроль, 2003. -287 с.

75. Современная западная философия. Словарь. М., 1998.

76. Соловьёв, А. В. Полемология французская социология войны // СоЦис. - М., 1993. - №12. - С. 44 - 53

77. Соловьёв В. Оправдание добра. М., 1991.

78. Сорокин П.А. Забытый фактор войны // СоцИс. 1999. - № 11. - С. 312

79. Сорокин, П.А. Причины войны и условия мира // СоЦис. М., 1993. -№12.-С. 140-152

80. Социология войн пора выйти из тени : (Социол. анализ войны как особого состояния о-ва) / Корчмит В.И., Матюшов В.И., Милованов

81. B.И.; Под ред. Рябчука В.Д. М.: СЛОВО, 2002. - 143 с.

82. Степанов, Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Изд. 2-е. испр. и доп. М.: Академический Проект, 2001. - 990 с.

83. Султанов Ш. 3. Региональные конфликты и глобальная безопасность. М.: Знание, 1990. 64 с.

84. Тимашев, Н.С. Как возникают войны // СоЦис. М., 1993. - №12.1. C. 148-152

85. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ООО «Фирма «Издатетьство ACT», 1999. - 776 с.

86. Тюшкевич С. А. Война и современность. М.: Наука, 1986. 112 с.

87. Тюшкевич, С.А. Философия и военная теория. М.: Наука, 1975. -311 с.

88. Философия и литература // Жак Деррида в Москве. М., 1993.

89. Фихте И. Г. Сочинения в 2-х т. СПб., 1993. Том 2.

90. Хаардт А. Эдмунд Гуссерль и феноменологическое движение в России // Вопросы Философии. 1994. - №5. - С. 57-63

91. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. М., 1993

92. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядкаЯНовая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М.: Academia, 1999. С. 532 - 548

93. Хёйзинга И. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

94. Ховард, М. Изобретение мира: размышления о войне и международном порядке. М.: «Московская школа политических исследований», 2002. - 112 с.

95. Хофмайстер X. Теория террористической войны // Homo philosophans. Сборник к 60-летию профессора К.А. Сергеева. Серия «Мыслители», выпуск 12. СПб., 2002. С. 439 - 452

96. Цимбурский, В. JI. Сверхдлинные военные циклы и мировая политика. М., 2002. - 345 с.

97. Цыганков П. А. Международные отношения: Учебное пособие. М.: Новая школа, 1996. 320 с.

98. Чебан В.В. Геополитическое положение и военная политика России. -М„ 2001.-320 с.

99. Человек и война: Война как явление культуры / Челяб. гос. ун-т, Ассоц. исследователей рос. о-ва XX в.; Под ред. Нарского И.В., Никоновой О.Ю. М.: АИРО-ХХ, 2001. - 478 с.

100. Шлёгель К. Новый порядок и насилие// Вопросы философии, 1995, №5. С. 12-21

101. Шмитт К. Понятие политического // Вопросы социологии. Т. 1. №1. 1992. С. 27-42

102. Шнирельман В.А. У истоков войны и мира // Война и мир в ранней истории человечества. Т.1. - М.: ИЭА, 1994. - 180 с.

103. Шрадер X. Глобализация, (де)цивилизация и мораль // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. № 2 С. 71-85.

104. Эко У. Пять эссе на темы этики. С.-Пб., 2000

105. Энгельс Ф. Роль насилия в истории // Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. 2 изд. Т. 21.

106. Юнг К. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994. - 401 с.

107. Юнг К. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1994. - 336 с.

108. Korff, G., Roth М. Das historische Museum. Labor, Schaubuhne, Identitatsfabrik. Frankfurt am Main 1990.

109. Naumann, K. Nachkrieg in Deutschland. Hamburg: Hamburger Edition, 2001,- 576 S.

110. Hoffman B. Terrorismus der unerklakrte Krieg. Frankfurt/M.: S. Fischer, 1998. 352 S.

111. Welzer, H. Das kommunikative Gedachtnis. Eine Theorie der Erinnerung. Munchen: С. H. Beck Verlag, 2002. 246 S.

112. Lehming, M. Krieg und nukleare Abschreckung // Praktische Philosophie: Grundorientierungen angewandter Ethik. Reinbek bei Hamburg, 1991.-S. 134-172

113. Самарский Филиал Московского Городского Педагогического Университета1. На правах рукописи

114. Поваляев Виталий Геннадьевич

115. Война как социальное явление

116. Специальность 09. 00. 11 социальная философия Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

117. Научный руководитель -доктор философских наук профессор А. В. Жукоцкая1. Самара 2007