автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Воздействие художественной культуры стран Дальнего Востока на европейский модерн

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Жегал Ми Джа
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Воздействие художественной культуры стран Дальнего Востока на европейский модерн'

Текст диссертации на тему "Воздействие художественной культуры стран Дальнего Востока на европейский модерн"

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств

На правах рукописи

ЖЕГ АЛ МИ ДЖА

Воздействие художественной культуры стран Дальнего Востока на европейский модерн

(живопись, графика)

17.00.04 - изобразительное, декоративно-прикладное искусство и архитектура.

Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор

М. Ф. Киселёв

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Москва - 1999

ОГЛАВЛНИЕ

Введение .......-............................................... 1

Глава I. Основные философские идеи, сложившиеся в странах Дальнего Востока и их отражение в искусстве — 6

1. Конфуцианство ------------------------------------------- 10

2. Даосизм ----------------------------------------------------- 17

3. Буддизм ------------------------------------------------------ 29

Глава И. Взаимовлияние художественных культур дальневосточного региона ................................ 36

1. Искусство Кореи --------------------------------------------- 38

2. Взаимовлияние Кореи и Японии -------------------- 69

Глава III. Влияние искусства стран Дальнего Востока на художников европейского модерна ------ 86

1. Мотивы, сюжеты --------------------------------------------------------------------------------------93

2. Понимание «Пространства - Пустоты» —--------------------------105

3. Линия --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------122

4. Ритм ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------142

5. Синтез искусств --------------------------------------------------------------163

Заключение ........................................................................................................196

Примечания ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------198

Библиография .............................................................................205

Список иллюстраций --------------------------------------------------------------------------------------------------------212

Репродукции -------------------------------------------------------------------------216

Введение

В преддверии XXI века кажется опять назревшим вопрос о взаимовлиянии культур Запада и Востока, в прошлом неоднократно имевших место. Процесс познания новой, практически незнакомой культуры развивался почти параллельно и шел в двух направлениях: от Востока к Западу и наоборот. В данной работе будет рассматриваться движение только в одну сторону, то есть мы затронем лишь проблему влияния художественной культуры Дальнего Востока на западное и русское искусство.

Сопоставление культур европейского и дальневосточного регионов позволяет охарактеризовать их типологические признаки. Как указывает Н. С. Николаева в книге «Япония - Европа. Диалог в искусстве»(1996), в европейском искусстве и в культуре Дальнего Востока понимание формы, пространства имело свои характерные особенности. Личность художника формировалась, с одной стороны, на основе античной и христианской традиции, а с другой стороны в свете буддийско - конфуцианской философии1.

Помимо буддизма и конфуцианства, в основе восточной культуры лежит даосизм, существенно повлиявший на мировоззрение Кореи и Японии и с давних пор занимавший не менее важное, чем учения Будды и Конфуция, место в восточной философии. Особенно идеи даосизма оказали сильное влияние на развитие пейзажного жанра. Главная мысль Дао - это существование универсальной цепи изменений и превращений на основе естественных законов бытия.

Философско-эстетическое мировосприятие и мировоззрение Дальнего Востока не может быть понятым без основ древнейшего памятника философской мысли в Китае «И цзин», построенного на

утверждении существования дуалистической структуры мира, состоящей из неразрывных первоначал - инь и ян, означающих пассивное и активное, тёмное и светлое, женское и мужское. В этом воплотилась идея стремления к воссоединению противоположного, к гармонии целостного мироздания.

Таким образом, автор посвящает первую главу исследования и прежде всего отмечает эстетико-философскую концептуальную основу дальневосточного бытия (конфуцианство, даосизм, чань-буддизм), необходимую для понимания миросозерцания и творческой деятельности людей, населяющих этот регион.

В процессе сближения художественных культур Востока и Запада особо следует выделить феномен Японии, воинственной в прошлом и экономически развитой сегодня страны, интерес к которой возник во второй половине XIX века и устойчиво сохраняется до наших дней.

Как отмечалось исследователями, в конце 80-х годов XIX века возникло представление о новом европейском искусстве, рождение которого принято связывать с рядом предпосылок, среди которых одно из первых мест занимает освоение художественного опыта Японии. Модерн, просуществовавший относительно небольшой промежуток времени - около тридцати лет, в наибольшей мере подвергся влиянию восточного искусства.

Но отмечая ту огромную роль, какую сыграло в развитии модерна знакомство европейцев с ярким и самобытным творчеством японских художников необходимо так же определить место «Страны восходящего солнца» среди культур дальневосточного региона. Говоря о Дальнем Востоке, обычно называют три страны, развитие которых имеет совершенно особое значение в общем историческом контексте региона - это Китай, Корея и Япония. В

процессе формировании восточной культуры роль родоначальника сыграл Китай, под сильным влиянием которого развивались в экономическом, политическом, философском и культурном отношении Корея и Япония.

Подвергаясь внешнему китайскому воздействию, каждая страна тем не менее сформировала свой индивидуальный стиль.

По нашему мнению, нельзя забывать некоторые факты из истории взаимоотношений Кореи и Японии, тем более, что некоторые, имевшие место в реальной истории события вычеркнуты из анналов.

На протяжении долгой истории, начиная с периода Трех

2 3

государств и до существования государства Чосон , в течении полутора тысяч лет, Корея оказывала определенное влияние на развитие японской культуры, ускоряя постижение, выработанных корейскими мастерами технических приемов и художественных принципов, в результате чего Япония весьма скоро сумела сформулировать свои собственные стилистические особенности, образную структуру, отвечающие представлениям японского человека о мире, природе, людях.

Подтверждение тому, что Корея оказывала влияние на Японию, можно найти в архивах двух стран. Известно, что многие корейские художники были направлены в Японию для работы. Они оставили свои произведения, оказавшие большое влияние на развитие японской культуры. Известно также, что неоднократно захватывая Корею, Япония вывозила корейские сокровища, которые принадлежат ей до настоящего времени. Для Японии Корея была своеобразным мостом, окном, через которое проникало влияние культуры Китая, как родоначальника искусства стран дальневосточного региона.

Рассматривая прямое влияние японского искусства на западное, а шире - культур Дальнего Востока на Европу и через нее на Россию, интересным представляется проследить, какие черты корейского искусства в лоне японской культуры, повлиявшей на модерн, получили отражение в европейском художественном творчестве.

Научная новизна данной работы заключается в самом подходе к изучению избранной темы. Автор, в отличие от других исследователей акцентирует внимание на той роли, которую играла в процессе взаимоотношений стран дальневосточного региона, и шире Востока-Запада, Корея. Подобная методика используется впервые, так как несмотря на многочисленная исследования, посвященные культурным контактам Европы и Дальнего Востока, практически всегда несколько нивелировалось значение корейского искусства в диалоге двух культур. Поэтому во второй главе будет весьма подробно говориться об эстетических особенностях искусства Кореи, о взаимовлияниях искусства Кореи и Японии, имевших на протяжении почти всей истории тесные и глубокие культурные связи, существование которых подтверждается конкретными историческими фактами и анализом произведений искусства.

Заключительная и основная глава данного исследования посвящена проблеме взаимоотношений двух художественных культур - дальневосточной и европейского модерна, имеющих точки соприкосновения несмотря на географическую отдаленность, различное мировосприятие и отношение к человеку. Произведения модерна заключают в себе заимствованные у Дальнего Востока художественные принципы. В процессе параллельного сравнения культур Востока и Европы в качестве методологических «срезов»

используются такие характеристики как мотивы, сюжеты, понимание «пространства-пустоты», линия, ритм и синтез искусств.

Огромную помощь автору в более глубоком изучении проблемы, оказали многочисленные труды, посвященные диалогу между восточной и западной культурами. Это работы Н. И. Конрада «Запад и Восток», Б. Роуленда «Искусство Запада и Востока», Е. В. Завадской «Эстетические проблемы живописи старого Китая», Н. С. Николаевой «Япония - Европа. Диалог в искусстве», Sullivan M. «The Meeting of Eastern and Western Art» и другие. Весьма важными для уяснения проблематики были так лее исследования, авторы которых затрагивали вопросы об искусстве Китая, Японии, и Кореи: Ана Хуи Джун, Хона Сон Фё, Кима Джон Тэ, Н. А. Виноградовой, Н. С. Соколова, В. Е. Бродского, Н. С. Николаевой и т. д.. помимо этого использовался ряд трудов о европейском и русском символизме и модерне, например Д. В. Сарабьянова, М. Ф. Киселева, В. А. Крючковой, А. А. Русаковой, Е. А. Борисовой, Г. Ю. Стернина и других ученых.

Глава I. Основные философские идеи, сложившиеся в странах Дальнего Востока и их отражение в искусстве

Судьбы художественной культуры всегда находились в определенных взаимосвязях с разнообразными

внехудожественными сферами общественного сознания - религией и моралью, наукой. Сама философия в той или иной мере постоянно обращалась к литературе и искусству как сфере концентрированного, обобщённого выражения жизненного материала, социальной проблематики, насущных вопросов человеческого бытия.

Доктор философских наук А. Я. Зись4 исследуя сложные взаимосвязи философского мышления и художественного творчества указывает, что взаимоотношения философии и искусства раскрываются не как внешнее привнесение из философии в искусство соответствующих постулатов и из искусства в философию - художественных мотивов, а напротив, как выражение глубинных закономерностей, вытекающих из самой природы этих сфер духовной жизни общества.

Известный же английский эстетик Герберт Рид считал, что вершинные достижения искусства - результат автономии художественного творчества и что они принадлежат тем художникам, которые «не сознавали социального контекста собственной деятельности»5. Прогрессивное мировое искусство во все времена стремилось в художественно - образной форме дать ответ на волновавшие человечество вопросы бытия.

Таким образом, необходимо учитывать динамичность границ между художественным и философским мировоззрением: философское содержание искусства и образно - эмоциональные,

личностно - мировоззренческие элементы и структуры в философском мировоззрении. Сделать это позволяет, как нам думается, понятие «формы мировоззрения». Если тип мировоззрения показывает, что мировоззренческая рефлексия имеет место во всех основных сферах духовной деятельности человека -искусстве, морали, религии, философии, то форма «мир - я» определяется той или иной установкой сознания, которая задаёт способ нашего мировосприятия и миропонимания, определяет возможности видения мира. Эта установка может быть моральной, эстетической, религиозной, философской и т. д..

Во взаимоотношениях философии и искусства обнаруживается определенная закономерность, характерная для духовной жизни общества. И не только в наше время. Философия и искусство как сферы постижения природы и закономерностей человеческого бытия в его разнообразных проявлениях и взаимосвязях, выраженных в совокупности всех общественных отношений, всегда взаимно обогащали друг друга. Относится это ко всем видам искусства, хотя в каждом из них эта общая закономерность проявлялась с учётом специфики различных видов художественного творчества.

Искусство стран Дальнего Востока - это приглашение к соучастию в жизни эстетически освобожденной и бесконечно разнообразной, каковой только и может быть жизнь, воистину пережитая человеком, ставшая «очеловеченной». Оно представляет не всеобщую норму прекрасного, а образ красоты чрезвычайно переменчивый, как бы летучий и в конечном счёте вездесущий. Оно учит открывать красоту даже там, где казалось бы, её нет. С этой точки зрения эстетический идеал в странах Дальнего

Востока предстаёт продуктом очень цельного и гармоничного миросозерцания.

Традиционная эстетика стран Дальнего Востока - плод всеобъемлющего синтеза предметной практики человека. Знакомство с ней представляет ценность не только в плане разработки теоретических проблем эстетики, но и для выявления общего и особенного в эстетической мысли человечества и в конечном счёте - природы единства человеческой культуры.

Рассмотрение мира традиционной эстетики Дальнего Востока, невозможно без понимания эстетической традиции Китая - страны, где сложились основы дальневосточной цивилизации. Обращение же к эстетическим концепциям соседних стран - Кореи и Японии -позволяет полнее выявить возможности исторической трансформации эстетических идей, зародившихся в Китае.

Источники по эстетике живописи в Китае весьма обширны. Философский понятийный строй эстетики живописи в Китае определили несколько важнейших письменных памятников различных школ философии. «Книга перемен» («И цзин») предопределила космогоническую природу живописи, трактат даосского философа Лао-цзы «Книга о Дао [пути] и дэ [ его манифестациях ]» («Дао дэ цзин») и сочинение Чжуан - цзы («Чжуан -цзин» ) - онтологию и гносеологию многих эстетиков -теоретиков живописи. Сочинения Конфуция и его последователей повлияли на осмысление социальной и этической природы живописи. Сочинение Бодхидхармы - патриарха одной из буддийских школ (ч ан ь-буддиз м а) определило эстетику важнейшей школы классической живописи. Философия неоконфуцианства XI -XII веков оказала сильнейшее влияние на эстетику живописи того же времени и последующих. Философские направления не жили

изолированно, отдельные идеи различных школ причудливо сочетались в эстетических концепциях, дополняли одна другую или превращались в оппозицию, образуя тем не менее достаточно цельную систему эстетических взглядов.

Согласно мнению известного исследователя - востоковеда Е. В. Завадской в искусстве Дальнего Востока мы можем видеть две основные тенденции, которые в большой степени определены конфуцианством и даосско - буддийским мировосприятием. Далее она разъясняет свою мысль: «Одна линия в искусстве - воплощение достоверности и красочности; откровенной плоскостности и ограниченного пространства; реальной временной протяженности, соотнесенной с человеческим опытом; прямая и непосредственная связь со словом. Отсюда иллюстративная символика и дидактика; творчество осознается как вершина профессионального мастерства; наилучшее восприятие искусства обеспечивает литературная и историческая эрудиция и умение оценить тонкости художественной техники.

Другая линия - вся намек и недосказанность, воплощение вечности как мига, пространства как беспредельной пустоты; монохромный, сдержанный язык, опосредованные связи с поэзией, аналогичное состояние души; творчество предстаёт как откровение и наитие; истинное искусство воздействует ошеломляя - границ творчества и восприятия практически не существует, виртуозность лишь подспорье, а не самоцель, и порой не важна совсем или даже мешает непосредственному выражению истинного; художник не творец искусства, как это утверждают сторонники первой тенденции, а лишь инструмент, которым осуществляется «самотворчество» искусства»6.

Смысл эстетический и философский этих тенденций состоит в том, что они живы и имеют значение не только для дальневосточной художественной культуры, но и для художественных культур других народов. Знакомство с эстетикой конфуцианства, буддизма, и даосизма, безусловно, обогащает их представления о прекрасном и позволяет осознавать, что многое из существующего в их современном искусстве. - есть не что иное, как давно открытое и канонизированное их эстетикой. А это, в свою очередь, даёт ещё одно основание для размышлений о проблеме Восток - Запад, взаимопроникновении культур, взаимовлиянии цивилизаций, о всемирном единстве эстетического освоения действительности человеком, причем освоения, идущего как путем установления неких общих закономерностей развития представлений о прекрасном, так и формирования специфических категорий прекрасного, свойственных, главным образом, национальным школам эстетики.

Действительно, с