автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Стиль модерн в архитектуре городов Западной Сибири

  • Год: 2009
  • Автор научной работы: Груздева, Евгения Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Новосибирск
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
Диссертация по искусствоведению на тему 'Стиль модерн в архитектуре городов Западной Сибири'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Стиль модерн в архитектуре городов Западной Сибири"

На правах рукописи

Груздева Евгения Александровна

СТОЛЬ МОДЕРН В АРХИТЕКТУРЕ СИБИРСКИХ ГОРОДОВ

Специальность 17 00 04 - изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство и архитектура

АВТОРЕФЕРАТ Диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Новосибирск 2009

003489581

Работа выполнена на кафедре реконструкции и реставрации архитектурного наследия «Новосибирской государственной архитектурно-художественной

академии»

Научный руководитель доктор архитектуры, профессор Вольская Лариса Николаевна

Официальные оппоненты доктор архитектуры, профессор Поморов Сергей Борисович

доктор архитектуры, профессор Горбачев Валентин Тимофеевич

Ведущая организация Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин)

Защита диссертации состоится 24 12 2009 г в 14 00 час на заседании диссертационного совета Д 212 005 09 в ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет» по адресу 656049, г Барнаул, ул Димитрова, 66

С диссертацией можно ознакомится в научной библиотеке ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет»

Автореферат разослан «23» ноября 2009 г

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор исторических наук, доцент

Ивонин

Александр Романович

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования

Изменения, произошедшие во второй половине XIX века во всех сферах общественной жизни не только в Европе, но и во многих других странах мира, новые экономические, технические достижения, внедрение новых строительных материалов, образование новой формации, развитие науки и техники вели к поискам нового стиля Таким стилем стал модерн, который возник практически одновременно во многих странах Так как Россия была экономически, политически и культурно тесно связана с Европой, стиль модерн сначала распространился в европейской части России, в центральных городах - Москве и С -Петербурге, затем в периферийных районах, в том числе и сибирских городах

Сибирские города начали интенсивно развиваться после реформ второй половины XIX века и создания в конце века сибирской железнодорожной магистрали Это привело к росту населения городов и увеличению строительства В связи с этим в XIX веке, и особенно на рубеже XIX - XX веков, значительно изменился облик сибирских городов рост территории, уплотнение городских центров, появление большего числа общественных зданий, увеличение доли каменной застройки и зданий, построенных по индивидуальным проектам профессиональных архитекторов

Благодаря идейному богатству и разнообразию явлений художественной культуры, эпоха модерна в последние годы стала одним из важнейших объектов исследований в истории архитектуры и изобразительного искусства Эти исследования связаны с усилением внимания к городской среде, а так же с культурным кризисом, возникшим в конце XX века Кризис «современной архитектуры» и связанных с нею направлений авангардизма в изобразительном искусстве, возникновение эклектических тенденций в архитектурной и художественной практике в конце XX - начале XXI века вызывают в творческой памяти период модерна как некий культурно-исторический прототип современной ситуации, для выхода из которой требуется учет исторического опыта

Интерес к архитектуре модерна, в частности в городах Сибири, имеющих памятники стиля модерн как в камне, так и в дереве (Томск, Новосибирск, Омск, Тюмень, Тобольск и т д), связан с усилением внимания к исторической городской среде, выработке принципов ее оценки, сохранению ее памятников В современных городах, в связи с активным строительством на исторических территориях новых деловых, общественных и жилых зданий, возникает проблема сохранения ценных в историко-культурном аспекте зданий, построенных в ранние периоды в городской среде В крупных сибирских городах (Томске, Омске, Новосибирске и др) здания, особенно деревянные, построенные в конце XIX начале XX веков подвержены наибольшей опасности их уничтожения - занимая ценную территорию в историческом ядре, они, в то же время, являются малоизученными памятниками архитектуры

На фоне мирового интереса к культуре, искусству и, в частности, архитектуре этого периода изучение стиля модерн в архитектуре сибирских городов является актуальным Возникает необходимость тщательного изучения памятников архитектуры сибирского модерна для определения их места в развитии зодчества сибирских городов и защиты от уничтожения

В данной работе исследуется архитектурное наследие стиля модерн в городах Западной Сибири, выявляются идейные, объемно-планировочные, композиционные и декоративные особенности зданий этого стиля Степень научной разработанности темы.

Новый стиль - модерн, генезис которого относится к девяностым годам XIX века, связан с деятельностью архитекторов Англии, Бельгии, Австрии, Германии, Франции, Голландии и др Он отличается полным отказом от архитектурных форм прошлых стилей и характерен большим вниманием к нему теоретиков Основные критические заметки, концептуальные предложения, рассуждения по поводу «нового стиля» конца XIX века содержались в теоретических работах европейских практиков и теоретиков архитектуры второй половины XIX - нач XX вв Во-первых, это журналы, публиковавший статьи «пионеров» нового архитектурного творчества, в частности, появившейся в 1896 году в Мюнхене журнал «Югенд»,

давший название новому стилю в Германии, а во-вторых, монографии, статьи, доклады, где обосновывались принципы стиля модерн, своеобразно и неординарно толковавшими его авторами публикаций Так в работах У Морриса (1890 г и в частности «Вести ниоткуда») были высказаны идеи и принципы, послужившие теоретической основой стиля модерн А Ван де Вельде в своих работах (доклад «Очищение искусства», статья «Общие замечания о синтезе искусств», книга «Возрождение современного прикладного искусства») пропагандировал принципы разума и логики, функциональность целого и деталей, художественного выявления свойств материала В 1895 году вышла книга О Вагнера «Современная архитектура», излагавшая взгляд на архитектурное творчество, в которой говорилось, что при создании произведений необходимо учитывать современные конструкции и материалы Одновременно с О Вагнером в Вене работает A JIooc, в своих теоретических работах активно боровшийся с декоративностью «Югендстиля»1 Требования, предъявляемые к новому стилю, изложенные О Вагнером, затем были подтверждены и сформулированы П Берлаге в его работе «Die Baukunst die neusten leit» и статьях «Рассуждение о стиле», «Искусство и общество» и др

Формирование, развитие основных стилистических особенностей модерна исследованы в трудах российских ученых Алпатов М В в работе «Югендстиль в России» рассматривает особенности модерна в России В монографии Борисовой ЕА и Каждан ТП «Русская архитектура конца XIX - начала XX века» исследованы основные направления развития архитектуры данного периода, а Кириллов В В в работе «Архитектура русского модерна опыт формального анализа» обобщает процесс развития русской архитектуры на рубеже XIX - XX веков, прослеживает становление новых концепций стиля Развитие русской архитектуры XIX - начала XX вв исследует Кириченко Е И («Русская архитектура 1830-1910-х гг») А в работе Сарабьянова ДВ - «Стиль модерн» исследуется развитие стиля в Европе, - его основные принципы, идеи и школы А А Берсенева рассматривает творчество венских архитекторов О Вагнера и А

1 Иконников А Зарубежная архитектура - М , 1982

Лооса в работе «Европейский модерн, венская архитектурная школа» Общий анализ истоков формирования стиля модерн, его направления, концепции и особенности основных европейских школ исследованы в книге Горюнова В С и Тубли М П «Архитектура эпохи модерна концепции, направления, мастера»

Интерес к модерну пролонгировался и в XXI веке, когда продолжают публиковаться работы по развитию модерна в России В монографии «Архитектура «северного модерна»» Кириллова В В исследуются особенности регионального направления модерна в Петербурге во взаимосвязи с процессами стилеобразования в Швеции и Финляндии Эстетическая концепция стиля модерн в русской архитектуре начала XX века исследуется в работе Николаевой С И «Эстетика символа в архитектуре русского модерна» В книге Кирикова Б М «Архитектура петербургского модерна Особняки и доходные дома» приводится описание и история строительства некоторых зданий стиля модерн Нащокина М в работе «Архитекторы московского модерна» рассматривает персоналии московских архитекторов начала XX века

Некоторые аспекты стиля модерн в архитектуре Западно-сибирских городов рассмотрены в работах сибирских ученых в монографиях Баландина С Н «Сибирский архитектор АД Крячков», Залесова В Г «Архитекторы Томска», Романовой Л «Творчество архитектора К Лыгина в Томске» рассмотрены персоналии некоторых архитекторов Томска и Новосибирска Архитектура деревянных и каменных зданий стиля модерн Омска исследуется в диссертации Гуменюк А Н «Архитектура Омска XIX - нач XX в », а отдельные памятники омского модерна в статьях Спириной И В В работе Заварихина С П и Жученко Б А «Архитектура Тюмени» рассмотрены некоторые деревянные и каменные здания стиля модерн Тюмени В исследовании Ситниковой Е В «Застройка Томска второй половины XIX - начала XX в, возведенная на средства купечества» частично затронута архитектура застройки Томска в стиле модерн В работе Башкирцевой АН «Стиль модерн в архитектуре городов Томской губернии» рассмотрены здания стиля модерн Томской губернии

Однако глубокого исследования стиля модерн на территории Западной Сибири не проводилось

Предмет исследования: формирование и развитие стиля модерн в деревянных и каменных жилых, торговых, административно-общественных, культурно-зрелищных, промышленных зданиях в городах Европы, Москвы, С Петербурга, Западной Сибири

Объект исследования: здания и сооружения в стиле модерн в городах Западной Сибири

Границы исследования: Территориальные границы исследования - крупнейшие города Европы, Москва, С Петербург, города Западной Сибири (Тюмень, Тобольск, Омск, Томск, Барнаул, Камень-на-Оби, Бийск, Новониколаевск, Колывань)

Временные границы исследования в городах Западной Европы и центральной России 1870-е - 1910-е гг, в городах Западной Сибири. 1890-е - 1920-е гг

Цель исследования: выявление генезиса, развития, стилистических особенностей модерна в застройке сибирских городов Задачи исследования:

1 Выявить влияние стиля модерн европейских школ на архитектуру зданий Москвы, С Петербурга и периферии

2 Проследить формирование и развитие стиля модерн в различных городах Западной Сибири

3 Определить закономерности, принципы и особенности модерна в архитектуре городов Западной Сибири

4 Исследовать архитектуру зданий и сооружений, декоративные элементы деревянных и каменных зданий городов Сибири

Источники исследования:

Основную группу фактологических визуальных источников составляют здания-памятники архитектуры стиля модерн сибирских городов (Тюмени, Тобольска, Омска, Томска, Барнаула, Бийска, Новосибирска, Камня-на-Оби), их обзор и фотофиксация Важными источниками для исследования являлись

архивные материалы Государственного архива Омской области, Государственного архива Тюменской области, Тобольского филиала Государственного архива Тюменской области, Каменского краеведческого музея, музея истории архитектуры Сибири им С Н Баландина, а так же материалы Сибирского управления Росохранкультуры, отдела охраны памятников истории и культуры Министерства культуры Омской области В работе привлекались европейские и российские периодические издания рубежа XIX - XX вв «La construction moderne», «The Style», «Зодчий»

Методика исследования основывается на комплексном изучении и анализе архивных материалов, дореволюционных и современных литературных источников и научных исследований, на фотофиксации зданий и сооружений, их натурном обследовании

В основу работы положены принципы историзма и комплексного подхода, при которых все явления и события изучаемого периода рассматриваются с позиций всестороннего анализа эпохи Научная новизна.

Впервые проводится сравнительный анализ архитектуры зданий стиля модерн в европейской части России и Сибири, а так же комплексное исследование архитектуры зданий стиля модерн в крупных городах Западной Сибири, выявляются стилистические особенности архитектуры этого стиля, как в крупных городах, так и всего региона в целом

Рассматриваются здания и сооружения не изученные ранее во временном развитии данного стиля.

На защиту выносятся:

• Влияние Европы и центральной России на развитие стиля модерн в архитектуре городов Западной Сибири

• Особенности развития стиля модерн в зданиях крупных городов Западной Сибири (Тюмень, Томск, Омск, Барнаул, Новониколаевск, Бийск и др)

• Стиль модерн в архитектуре жилых, торгово-общественных, производственных и др зданий в городах Западной Сибири

• Декоративные и композиционные особенности стиля модерн в архитектуре городов Западной Сибири

Научная и практическая значимость.

Основные положения работы могут быть использованы при подготовке методических пособий и лекционных курсов по истории архитектуры Сибири, при разработке проектов по реконструкции и реставрации памятников архитектуры стиля модерн в городской среде

Структура диссертации:

Работа состоит из одного тома, включающего введение, три главы, заключение, библиографический список, приложения и иллюстративно-графическую части, поясняющих текст Общий объем исследования - 158 стр, библиографический список включает 150 наименований

Содержание и основные положения работы.

Во введении обосновывается научная значимость и актуальность исследования, степень изученности, цели и задачи исследования, определяются предмет, объект, хронологические и территориальные границы, научная новизна работы

В первой главе «Стиль модерн в Западной Европе и Европейской части России» анализируется генезис и развитие стиля в границах исторического процесса развития искусств, рассматриваются социально-экономические, политические, технологические, культурные и др факторы, повлиявшие на формирование и развитие стиля модерн, выявляются его основные особенности, а так же различные европейские школы стиля модерн, такие как английская и школа Глазго, Парижская и Нанси, Венский Сецессион, Югендстиль, Дармштадт, Испанская школа, модерн скандинавских стран, стиль модерн в России, где сформировалось несколько собственных направлений - в Москве, С -Петербурге, а также ряде провинций «Имея ясно выраженные национальные черты, рождаемые культурной традицией»2 «неорусский» вариант модерна развивался по двум направлениям, истоками которых была деятельность в мастерских

2 Борисова Е , Стернии Г Русский модерн, стр 6

Абрамцево, затем Талашкино, отразившие «национально-романтическую» разновидность модерна, и журнал «Мир искусства» - стремившийся приобщить людей к мастерству «северного модерна»

Стиль модерн возник и развился в последние два десятилетия XIX века -первые два десятилетия XX века - за очень короткий срок3

Модерн был тесно связан с развитием промышленности и интенсивным ростом класса буржуазии, который вкладывал большие средства в строительство жилых зданий (доходных домов, особняков, дач), общественных, офисных и др.

Промышленность и техническая революция так же повлияли на формирование и развитие стиля, так как появившиеся новые технические возможности, конструкции и материалы привели к изменению внешнего вида зданий

Стиль модерн сформировался с одной стороны как «антиэклектическое» движение, в связи с негативным отношением к копированию прошлых стилей и желанию создать стиль, соответствующий своей эпохе Но, с другой стороны, формальные приемы и принципы эклектики в некоторой степени повлияли на развитие форм модерна Стиль модерн можно определить во времени и пространстве как короткий промежуток времени, в течение которого происходило осмысление накопленного столетиями мирового культурного опыта, позволившее культуре выйти на новую ступень развития в начале XX века

В период развития модерна появилось множество различных групп, школ, объединений, мастерских Каждая из них разрабатывала свои стилистические элементы, манеру, направления. Общими признаками, позволяющими объединить все направления в один стиль, являются теоретические идеи, технические приемы, общие методы и законы построения объемно-пространственных, композиционных и декоративных решений

При активном стремлении и желании теоретики и практики архитектуры не смогли создать единого стиля Для модерна характерно многообразие источников вдохновения, декоративных форм, композиционных приемов, идей, принципов

3 Юсупов Э С Словарь архитектурных терминов - 1994

Условно, выделяется три основных направления развития стиля модерн национально-романтическое, интернациональное и рационалистическое Основные особенности национально-романтического направления

- применение в основном исторически сложившихся в конкретном регионе строительства конструкций в сочетании с новыми технологиями, предпочтение местных материалов, применение исторически сложившихся форм, декора и орнаментов, пролонгирование традиции средневековой и народной архитектуры, широкое использование при проектировании метода стилизации, упрощенность, геометрическая схематизация, обобщенность форм и деталей, гротеск, «лирическая интерпретация сюжетов», синтез с другими видами искусств, повышенный интерес к фольклору, мифу, героическому эпосу

Основные особенности «интернационального» направления «радикальное», преднамеренное новаторство, стремление создать принципиально новый архитектурный язык, не имеющий аналогов в прошлом, тесное взаимодействие с художниками и декоративно-прикладным искусством, «синтез искусств», тяготение к «космополитизму», утонченность и изощренность форм, стремление к экстравагантности, сочетание новых и старых технологий, материалов, конструкций, применение метода стилизации, широкое использование орнамента, витражей, металлических элементов, декоративных панно на фасадах (мозаичных, фрески, рельефных и др ), декоративность, обилие плавных, изогнутых, текучих линий объемов, элементов интерьера и фасада (окна, двери, лестницы и т д) и декора, проявление элитарности, декаданса, эстетизма Основные особенности рационалистического направления

- внимание к функции здания, конструкции и материалу, широкое применение железобетонных и металлических конструкций, незначительное использование орнаментов и каких-либо украшений вообще, в формах - простота, даже пуризм, геометрическая определенность, ясность, линии строгие, четкие, прямые или слегка изогнутые

Общим в этих направлениях является синтез с другими видами искусств, внимание к конструкции и материалу, использование стилизации и гротеска, обобщенность форм

Разнонаправленность развития стиля связано с параллельным формированием теоретических и формальных концепций, выдвигаемых во второй половине XIX века представителями различных видов искусств, позже объединенных в «школы» модерна Каждая из школ модерна внесла свой особый вклад в разработку эстетики, формальных приемов, объемно-пространственных и декоративных композиций В английском модерне преобладала романтическая традиция, архитектура жилых зданий отличалась лаконичностью, сдержанностью декора в экстерьере, в торгово-общественных зданиях, напротив, часто использовались декоративные и композиционные приемы континентального модерна В Глазго (Шотландия) выделилась собственная школа - «группа четырех», лидером которой стал Ч Р Макинтош - значительно повлиявшая на стилистику европейского модерна Для бельгийского модерна характерно развитие рациональных и конструктивных идей в совокупности с эстетизмом - эстетизация конструкции, линейность и графичность декора, широкое использование новых материалов, конструкций и технологий Для школ Франции характерно, так же как и для Бельгии, включение конструкции в систему декоративного оформления здания, но декор отличается от бельгийского пластичностью и скульптурностью Модерн Германии отличается многообразием школ, направлений и индивидуальных творческих решений В архитектуре стиля модерн Австрии на первый план выходят конструктивность, рациональность и функциональность, характерно широкое использование австрийскими архитекторами майоликовых орнаментов и линейных металлических деталей на фасадах Для финской школы характерно обращение к национальным традициям и фольклору, тяжеловесность архитектуры, напоминающей о средневековых крепостях и замках Развитие стиля модерн в Испании шло по пути национального романтизма и органической архитектуры, особенно ярко проявившихся в постройках А Гауди

Расцвет русского модерна пришелся приблизительно на то же время, что и в Европе (сер 1890-х - сер 1900-х гг), но формирование стиля здесь началось раньше в художественных кругах и в среде творческой интеллигенции Основой русского модерна было обращение к национальным народным традициям и идея объединения, синтеза, взаимодействия различных видов искусств, а так же идеи, приемы, формы европейского модерна

Интерес к национальной культуре у архитекторов и художников в России стал появляться, так же как и в Европе, в первой половине XIX века, под влиянием идей романтизма Поискам творческих идей и вдохновения в области национальной культуры уделялось большое внимание, начиная с первой четверти XIX века Национально-романтическое направление в России к концу XIX века приняло форму «неорусского» стиля, и выразилось в таких постройках как церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево (В Васнецов, В Поленов, 1881-1882 гг ), доходный дом П Н Перцова в Москве (по эскизам С В Малютина) и др

Развитие русского искусства в рамках модерна шло от поисков новых творческих решений в национальной традиции, через эстетизм, символизм, иррационализм, декаданс интернационального направления к рационализму и функционализму, перешедших в 1910-х годах в авангард, а затем в конструктивизм Особенностью модерна являлось не только многонаправленность эстетических поисков, но и их частое пересечение в одном художественном, декоративно-прикладном или архитектурном произведении

В России тесное взаимовлияние и сотрудничество между архитекторами и художниками, а также развитие национально-романтического направления модерна повлияли на развитие интернационального направления, пришедшего в Россию из Европы, и имевшего схожие черты и идеи с бельгийским, французским, немецким и венским модерном

В интернациональном направлении русского модерна можно выделить влияния нескольких европейских архитектурных школ модерна На архитектуру Москвы конца XIX века оказала большое влияние венская архитектурная школа, а так же Англия, элементы неоготической архитектуры которой были привнесены

еще в период эклектики, что проявилось в постройках Ф Шехтеля и В Ф Валькотта, а так же Бельгия и Франция На архитектуру Петербурга большое влияние оказали новые стилистические идеи, принципы и формы Финляндии, а так же классическая архитектура и градостроительные особенности города В Москве в рамках стиля модерн в большей степени развивался тип особняка, в Санкт - Петербурге - доходный дом

В России стиль модерн имел широкое распространение не только в столичных городах (Москве и Петербурге), но и в провинциях На периферии здания этого стиля строились как столичными архитекторами, так и местными Объемно-планировочные, композиционные и декоративные приемы стиля использовались при создании различных типов зданий (административно-общественных, торговых, конторских, жилых и др) для всех слоев населения (высшей знати, буржуазии, рабочих и др )

Во второй главе «Градостроительная культура и архитектура стиля модерн городов Западной Сибири» рассматриваются предпосылки образования и формирования застройки городов Сибири, развитие архитектурных стилей, факторы, повлиявшие на развитие стиля модерн в зданиях с различным функциональным назначением, объемно-планировочные решения зданий различных функциональных типов, а так же архитектура зданий и сооружений Западно-сибирской железнодорожной магистрали и Первой Западно-сибирской сельскохозяйственной и промышленной выставки 1911 г

В сибирских городах модерн появился несколько позже, чем в европейской части России - в начале XX века, но его признаки стали проявляться еще в конце XIX Формирование стиля на территории Западной Сибири происходило с одной стороны под воздействием внешних факторов европейских и русских стилистических поисков и решений, политики центра в отношении архитектуры и строительства в сибирской провинции С другой стороны на формирование и развитие стиля повлияли местные условия различного характера, как то природные, климатические и географические условия, строительство сибирской железнодорожной магистрали, культурные и социальные особенности региона

Климат влиял на типологию, объемно-планировочную структуру жилых зданий, построенных в стиле модерн, особенности которых сказались и в начале XX века Климатические условия повлияли на невозможность применения в полной мере принципов модерна в промышленной архитектуре Доминирование древесины как строительного материала привело к появлению в сибирских городах большого числа деревянных зданий в стиле модерн

В сибирских городах в конце XIX века значительное влияние на развитие стиля модерн оказали традиции в архитектуре и строительной практике, сформировавшиеся после начала освоения данной территории

Одной из важных особенностей сибирского стилеобразования была его преемственность, связь с традиционными, уже сложившимися и укоренившимися стилистическими приемами и формами, на сибирский модерн оказали так же большое влияние сибирское барокко и классицизм в XVIII - XIX веках

В стилистике сибирской архитектуры наблюдается большая инерционность, чем в Европе и европейской России Смена стилей здесь происходит значительно дольше Этим обусловлено сосуществование и взаимопроникновение нескольких стилистических систем (эклектики, модерна, неоклассицизма) в конце XIX -начале XX веков и сохранение декоративных и композиционных черт модерна в послереволюционной жилой архитектуре 20-х годов

Проникновение стиля модерн в Сибирь было связано с развитием социально-экономических условий в регионе и осуществлялось несколькими путями

Практически все частные жилые и торговые здания, созданные в модерне, располагались в историческом ядре, которое являлось центральной деловой, торговой и административной зоной города Торговые здания чаще всего строили на центральных улицах, а жилые дома - на прилегающих

Планировочные решения жилых зданий сибирских городов подчинявшиеся требованиям и нуждам заказчиков, оставались долгое время практически неизменными Организация внутреннего пространства зависела от условий быта и деятельности хозяев, что не противоречило одному из важных принципов стиля

модерн соответствия планировочной структуры здания функциональным потребностям заказчика В этом случае схема расположения помещений и «сценарий» движения по зданию диктовались функциональными потребностями заказчиков, а не эстетическими или программными представлениями архитекторов, как это часто было в Европе Традиционность и преемственность сыграли значительную роль в формировании и развитии объемно-планировочных решений жилых и общественных зданий модерна в архитектуре сибирских городов В профессиональной и народной архитектуре сочетались объемно-планировочные решения, сформировавшиеся в местных условиях с новыми разработками, привнесенными из европейской части России Все жилые дома стиля модерн сибирских городов от рядовых домов до индивидуальных особняков, как в камне, так и в дереве сохраняли, в той или иной мере, основные традиционные принципы и приемы построения внутренней планировочной структуры Организация внутреннего пространства зависела от условий быта и деятельности хозяев

Кроме значительного количества жилых и торгово-административных зданий, построенных в городах Западной Сибири, в стиле модерн строились производственные (типографии, мельницы и др) и складские здания, располагавшиеся в различных районах Производственные здания стиля модерн (складские здания, типографии и др) часто встречаются как в центральных районах городов (Омск, Тюмень, Томск), так и на периферии, в районах прилегающих к реке и железно-дорожной магистрали В Новониколаевске под промышленную зону с самого начала была выделены определенная территория (ул Фабричная)

В сибирских производственных и складских зданиях в рассматриваемый период стали использоваться каркасные металлические конструкции, но в отличие от Европы и центральной России, здесь они значительно не повлияли на решения фасадов Внешний вид этого типа зданий оставался подобен промышленной архитектуре Европы первой половины - середины XIX века Стиль модерн в архитектуре этих зданий применялся преимущественно в качестве декора

Для железнодорожной магистрали в стиле модерн или с применением его отдельных декоративных деталей строились различные функциональные типы зданий и сооружений общественные и административные здания (здания станций и вокзалов, административные, санитарные и медицинские здания железной дороги, церкви), жилые дома и хозяйственные здания для служащих магистрали), технические здания и сооружения (водонапорные башни и водоподъемные сооружения, паровозные депо, складские здания) Здания и сооружения возводились из кирпича, дерева и комбинированными (основание кирпичное, верх деревянный), по типовым проектам Основой их объемно-планировочных решений были экономичность и рациональность В архитектурных решениях зданий железнодорожной магистрали использовались композиционные и декоративные приемы неорусского стиля (который следует считать русским вариантом национально-романтического направления модерна) и стиля модерн интернационального и «интернационально-рационального» направлений

Особый интерес представляет архитектура первой промышленной и сельскохозяйственной выставки в Омске 1911 г

В архитектуре павильонов омской выставки были использованы композиционные приемы, формы и детали стиля модерн интернационального и рационального направлений Конструктивные, архитектурные, декоративные элементы выполнялись из дерева, но в отличие от большинства деревянных построек этого стиля в Западно-сибирских городах, здесь отсутствуют какие-либо аналогии с традиционной деревянной архитектурой Сибири, и используются формы европейского модерна, выполненные в дереве

В третьей главе «Композиция и декор зданий и сооружений в стиле модерн городов Западной Сибири» проводится анализ композиционных приемов и декоративных элементов зданий и сооружений стиля модерн, выявляются элементы и стилистические приемы архитектуры сибирских зданий и сооружений рассматриваемого периода

В сибирских городах для строительства зданий в стиле модерн использовались образцы зданий стиля Европы и центральной России и

формировались собственные композиционные решения, обусловленные традициями сибирского зодчества и новыми функциональными и культурными требованиями и западными идеями

Модерн был достаточно широко распространен в деревянной архитектуре городов Западной Сибири В этом стиле строились как индивидуальные особняки, общественные здания, полностью отражавшие идеологические и эстетические принципы, так и жилые дома рядовой застройки кварталов, в которых использовались лишь декоративные элементы стиля

Значительная часть жилой застройки сибирских городов представляет собой распространенный в то время традиционный тип одноэтажного дома с вальмовой кровлей, основанного на типе «избы со связью», «пятистенка» или крестовой избы с характерной для них структурой фасадов Среди домов такого типа встречаются постройки, которые можно причислить к стилю модерн благодаря декоративному оформлению оконных наличников, входов, карнизов, фронтонов, хотя структура уличных фасадов таких зданий оставалась традиционной Традиционная народная деревянная архитектура, превалировавшая в сибирских городах, всегда оставалась тектоничной, а декор нес смысловую нагрузку, и здесь не было необходимости «возрождать» народные традиции, что было одним из ключевых моментов некоторых направлений модерна, поскольку они были живы и широко использовались С помощью новых объемно-планировочных и композиционных систем, декоративных элементов, форм, приемов деревянная архитектура сибирских городов лишь обогащалась, а не являлась чем-то принципиально новым, как это было в архитектуре Европы

Еще один традиционный тип дома, в композицию которого в начале XX века стали включать элементы модерна - это двухэтажный тип жилого дома с лавкой, с первым каменным этажом и вторым - деревянным Элементы модерна здесь использовались по тому же принципу, что и в первом случае (ул Декабристов 4, ул Булатова 67, 30 лет ВЛКСМ 35 в Омске, ул Советская 60 в Томске и др )

В начале XX века объемно-планировочные и композиционные решения традиционных деревянных зданий сибирских городов значительно усложняются

Появляются жилые дома по композиционной структуре фасадов напоминающие традиционные избы, но имеющие более сложные объемно-планировочную и композиционную системы Композиция главных фасадов этих домов тяготеет к симметрии, хотя и нарушается введением новых архитектурных и декоративных элементов Объемы и фасады дополняются несвойственными традиционной сибирской жилой архитектуре элементами, заимствованными из европейской и русской национальной архитектуры эркерами, башнями, «башнями-вышками», мезонинами, куполами, шатрами, крыльцами

Несмотря на все новые элементы, фасады зданий сохраняют уравновешенность, статику, пропорции и модульность традиционной деревянной народной архитектуры

Для жилой архитектуры Тюмени конца XIX -начала XX века характерны дома «дворцового» типа4 - сочетание композиции и конструктивных приемов традиционного народного деревянного зодчества с композиционными приемами классицизма В начале XX века в таких домах стали использовать декоративные элементы и приемы модерна жилые дома по ул Перекопской 5, Хохрякова 24

Деревянные особняки, строившиеся профессиональными архитекторами, представляли собой синтез народных традиций сибирского зодчества и прогрессивных идей европейской архитектуры В композиции объемов и фасадов зданий одновременно просматриваются «национализм», «рационализм» и «интернационализм» модерна, что выражается в выборе архитектурных и декоративных элементов, их сочетании и размещении При возведении индивидуальных деревянных особняков использовались многие новаторские объемно-планировочные и композиционные приемы и декоративные элементы модерна в сочетании с конструктивными решениями деревянной сибирской и русской народной архитектуры

Многоквартирные деревянные жилые дома городов Западной Сибири, построенные в стиле модерн, можно разделить на две группы доходные дома, строившиеся до 1917 года купцами и другими состоятельными горожанами и

4 Заварихин С П , Жученко Б А Архитектура Тюмени

многоквартирные дома, построенные в 1920-х годах В дореволюционный период строились так же многоквартирные дома для служащих железной дороги, больниц, школ и других государственных учреждений

Обе группы этих жилых зданий имеют общие композиционные черты Такие дома были двухэтажными со свойственным национально-романтическому направлению стиля высоким силуэтом кровли, наружные стены - бревенчатые или обшитые рейкой Фасады обычно были симметричные, иногда с ризалитами, равномерный ритм окон с характерным для модерна декоративным оформлением наличников

В каменной архитектуре сибирских городов в большей мере, чем в деревянной, проявились черты новой архитектуры Если в композиции объемов и фасадов деревянных зданий стиля модерн сохраняются черты народной архитектуры (за исключением ряда уникальных особняков), то в каменной архитектуре, являвшейся в Сибири единичной до второй половины XIX века, внедрение новых стилистических систем проходило проще, в связи с особенностями строительного материала С другой стороны, в городах Западной Сибири модерн был более сдержан, чем в Европе и часто переплетался с другими стилями (неоклассицизм, эклектика и др) В каменной архитектуре сибирских городов стали проявляться элементы народной архитектуры Композиционно каменные здания стиля модерн Западно-сибирских городов можно разделить на симметричные, сохранившие композиционную структуру и приемы классицизма и эклектики и асимметричные, с заметным влиянием композиционных приемов и принципов модерна

Сибирские здания стиля модерн отличаются от европейских небольшой дифференциацией между жилыми и общественными в аспекте объемно-пространственной композиции и декора

Здания в сибирских городах в конце XIX века возводились по проектам профессиональных архитекторов, следуя установленному регламенту, но влияние на архитектуру, особенно деревянную жилую, традиционного народного зодчества, несомненно

Формальное проявление стиля, так же как и для Европы и европейской части России, в Сибири можно так же условно разделить на три основных направления национально-романтическое, интернациональное и рационалистическое

В деревянной архитектуре стиля модерн Западно-сибирских городов использовались декоративные приемы и элементы европейского модерна (национально-романтического, интернационального и рационалистического направлений), а так же элементы сибирского декора Декоративные элементы и детали выполнялись в виде объемных деталей (гирьки, решетки, пики, шпили и др), в различных техниках резьбы, в основном накладной, пропильной, объемной Декоративные функции несли так же некоторые как конструктивно-функционирующие элементы (кронштейны, связи, столбы, соединения бревен различных видов и др ), так и ложные конструктивные элементы

В деревянном декоре сибирского модерна отсутствовали излюбленные европейским модерном маски, фигуры людей или животных В основном использовались растительные или геометрические орнаменты, абстрактные формы и линии

Основные выводы и результаты исследования.

1 В Европе формирование стиля модерн было закономерным явлением развития искусства, когда известными архитекторами, живописцами, графиками были постепенно выработаны не только стилистические элементы, приемы, методы нового стиля, но и важнейшие теоретические идеи, повлиявшие на дальнейшее развитие искусства и архитектуры в XX веке Анализ развития архитектуры стиля модерн европейских и русских школ выявил их влияние на архитектуру зданий и сооружений городов Западной Сибири

В России расцвет стиля модерн аналогичен Западно-европейскому, формирование которого было подготовлено предыдущим периодом истории архитектуры Русский модерн впитал многие европейские стилистические идеи и приемы, в переработанном и осмысленном виде, проявившиеся в зданиях Москвы, С -Петербурга и других городов России, основываясь на традициях и

преемственности национальной русской архитектуры Появившись в центральной области России - Москве и С -Петербурге, он постепенно проник и в провинции страны, в том числе и в Сибирь

В Сибири стиль модерн появился позже относительно европейской части России, как модное направление культуры и архитектуры, приобретя здесь особый колорит под влиянием местных природно-климатических, социально-экономических и др особенностей развития региона, а также были выработаны собственные стилистические приемы под влиянием местной профессиональной и народной архитектуры, при отсутствии теоретических идей

2 В сибирском регионе стиль модерн развивался в городах с достаточно высоким социально-экономическим, культурным и техническим уровнем развития, которыми в начале XX века являлись торговые и административные центры региона, сосредоточившие значительные архитектурные и инженерные кадры (Тюмень, Томск, Омск, Барнаул, Новониколаевск), при этом сформировались собственные сибирские школы модерна (тюменская, томская, омская и тд), оставившие след в сохранившихся памятниках архитектуры рассматриваемого периода

3 Анализ архитектурно-пространственной композиций, планировок, декоративного оформления западносибирских зданий и сооружений в стиле модерн позволяет выявить их основные принципы, закономерности, особенности

Развитие и формирование стиля модерн в Сибири демонстрирует следующие важные принципы

• традиционность, рациональность и функциональность планировочных решений жилых и общественных зданий,

• преемственность - взаимосвязи с Западно-европейским и русским модерном,

• взаимовлияния профессиональной и народной архитектуры в городах Западной Сибири в композиционных и декоративных аспектах при проектировании и строительстве деревянных и каменных зданий в стиле модерн,

• взаимосвязь с традициями деревянной резьбы, характерной для местных школ в сибирском деревянном народном зодчестве

Вышеперечисленные принципы основаны на закономерностях развития архитектуры конца XIX - нач XX века, связанных с культурно-историческими, социально-экономическими и другими особенностями, отразивших поиски нового стилевого направления в архитектуре, новых архитектурных решений фасадов, архитектурных деталей, подчеркивающих стилевые новации

Стиль модерн архитектуры городов Западной Сибири имеет следующие имманентные ему особенности

• равномерное развитие стиля модерн в Западно-сибирском регионе, как в каменной, так и в деревянной архитектуре, но в разных городах процентное соотношение этих зданий различно в Томске, Омске, большую часть составляли деревянные здания (жилые дома), в Новониколаевске подавляющее большинство зданий - каменные (жилые, торговые и общественные здания), в Барнауле, Тюмени это соотношение примерно одинаково

• следование в планировке и композиции образцам ранее построенных зданий, возведенных из дерева и камня,

• простота объемно-пространственных решений зданий, обогащенных благодаря новым, не характерным для сибирских зданий, архитектурным деталям, имеющим большую вариабельность,

• применение архитектурных деталей, заимствованных из европейских образцов модерна с упрощением при строительстве зданий из кирпича, использованием местных мотивов резьбы - при возведении из дерева, сочетание модерна с другими стилистическими направлениями этого периода (неоклассицизмом, «кирпичным стилем» и эклектикой),

• использование приемов и элементов стиля как «элитарной» каменной и деревянной архитектурой, построенной по проектам профессиональных архитекторов, так и в массовой народной деревянной застройке различных районов городов,

• взаимовлияние каменной и деревянной архитектуры,

• пролонгирование тенденции образцов деревянной резьбы школ (тюменской, томской, омской и др) при создании декоративного оформления зданий в стиле модерн

4 Характерными архитектурными и декоративными приемами сибирского модерна были

• широкое использование в деревянной архитектуре стиля модерн резьбы (пропильной, накладной, объемной накладной),

• сосредоточение декора к композиции деревянных зданий вокруг оконных и дверных проемов и в подкарнизном пространстве,

• использование фактуры стены в качестве средства выразительности, сочетание различных фактур и материалов отделки на фасадах

• введение новых, не характерных для сибирской архитектуры, элементов (эркеров, башен, шатров, куполов и проч)

5 Эстетизм модерна в зданиях, созданных в Сибири, наполнил городскую среду новым содержанием, хотя стиль и просуществовал короткое время, он дал импульс для дальнейшего развития архитектуры в регионе, понимание архитектурной формы, способствовал в дальнейшем появлению новых направлений в зодчестве

По теме диссертации опубликованы следующие работы

Статьи, опубликованные в журналах и изданиях рекомендованных ВАК

РФ;

1. Груздева Е А Особенности развития стиля модерн в архитектуре городов Западной Сибири /ЕА Груздева// Известия ВУЗов Строительство (Научные проблемы архитектуры и экологии)/ гл ред В Г Себешев - Новосибирск Изд-во НГАСУ, 2009 - №7 (Строительство) - с 105-110

2. Груздева ЕА Композиционные и декоративные особенности модерна в деревянной архитектуре городов Западной Сибири /ЕА Груздева// Мир науки, культуры, образования/ гл ред А В Петров - Барнаул Изд-во Алт ГАКИ, 2009 -выпуск 6 (Искусствоведение) - 0,5 пйч л

Статьи, опубликованные в других изданиях:

3 Груздева Е А Стиль модерн в архитектуре сибирских городов /Е А Груздева//Современные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук Тезисы докладов Новосибирской межвузовской научной студенческой конференции (Новосибирск, 2004) - Новосибирск 2004 - с 5-8

4 Груздева Е А Стиль модерн в русской архитектуре /Е А Груздева//Современные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук Тезисы докладов Новосибирской межвузовской научной студенческой конференции (Новосибирск, 2005) - Новосибирск 2005 - с 44-45

5 Груздева ЕА Особенности жилых зданий стиля модерн в городах Западной Сибири /Е А Груздева// Сибирская архитектурно-художественная школа наука, практика, образование материалы Всероссийской научно-практической конференции (Новосибирск, 2007) Под ред Е Н Лихачева - Новосибирск ООО изд-во «Сибпринт», 2007 - с 139-140

6 Груздева ЕА Стиль модерн крупных городов Западной Сибири (Тюмень, Томск, Омск) /ЕА Груздева// Региональные архитектурно-художественные школы Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Новосибирск, 2008) -Новосибирск типография Сибири, 2008 -с 100-101

Подписано в печать 16 11 2009 г Уел -печ л 1,8 Тираж 100 экз Заказ №30

Отпечатано в Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии в отделе множительной техники 630099, Новосибирск, Красный проспект, 38

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Груздева, Евгения Александровна

ГЛАВА I СТИЛЬ МОДЕРН В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И ЕВРОПЕЙСКОЙ

ЧАСТИ РОССИИ.

1.1. Стиль модерн конца XIX - начала XX века в искусстве и архитектуре.

1.2. Основные европейские школы стиля модерн и их особенности.

1.3. Формирование и развитие стиля модерн в России. 47 Выводы по I главе:

ГЛАВА II ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И АРХИТЕКТУРА СТИЛЯ

МОДЕРН ГОРОДОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ.

2.1. Стиль модерн в архитектуре застройки городов Западной Сибири.

2.2. Стиль модерн в торгово-административных, общественных и жилых зданиях.

2.3. Развитие стиля модерн в архитектуре производственных и складских зданий и сооружений.

2.4. Стиль модерн в архитектуре Западно-Сибирской железнодорожной магистрали

2.5. Архитектура первой промышленной и сельскохозяйственной выставки в Омске 1911 г.

Выводы по II главе:

ГЛАВА III КОМПОЗИЦИЯ И ДЕКОР ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ В СТИЛЕ

МОДЕРН ГОРОДОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ.

3.1. Композиционные приемы стиля модерн в архитектуре зданий городов Западной Сибири.

3.2. Декоративные элементы в зданиях стиля модерн в Сибири. 134 Выводы по III главе:

 

Введение диссертации2009 год, автореферат по искусствоведению, Груздева, Евгения Александровна

Изменения, произошедшие во второй половине XIX века во всех сферах общественной жизни не только в Европе, но и во многих других странах мира, новые экономические, технические достижения, внедрение новых строительных материалов, образование новой формации, развитие науки и техники вели к поискам нового стиля. Таким стилем стал модерн, который возник практически одновременно во многих странах. Так как Россия была экономически, политически и культурно тесно связана с Европой, стиль модерн сначала распространился в европейской части России, в центральных городах — Москве и С.-Петербурге, затем в периферийных районах, в том числе и сибирских городах.

Сибирские города начали интенсивно развиваться после реформ второй половины XIX века и создания в конце века сибирской железнодорожной магистрали. Это привело к росту населения городов и увеличению строительства. В связи с этим в XIX веке, и особенно на рубеже XIX - XX веков, значительно изменился облик сибирских городов: рост территории, уплотнение городских центров, появление большего числа общественных зданий, увеличение доли каменной застройки и зданий, построенных по индивидуальным проектам профессиональных архитекторов.

Благодаря идейному богатству и разнообразию явлений художественной культуры, эпоха модерна в последние годы стала одним из важнейших объектов исследований в истории архитектуры и изобразительного искусства. Эти исследования связаны с усилением внимания к городской среде, а так же с культурным кризисом, возникшим в конце XX века. Кризис «современной архитектуры» и связанных с нею направлений авангардизма в изобразительном искусстве, возникновение эклектических тенденций в архитектурной и художественной практике в конце XX - начале XXI века вызывают в творческой памяти период модерна как некий культурно-исторический прототип современной ситуации, для выхода из которой требуется учёт исторического опыта.

Формирование, развитие основных стилистических особенностей модерна исследованы в трудах российских ученых. Алпатов М.В. в работе «Югендстиль в России» рассматривает особенности модерна в России. В монографии Борисовой Е.А. и Каждан Т.П. «Русская архитектура конца XIX — начала XX века» исследованы основные направления развития архитектуры данного периода, а Кириллов В.В. в работе «Архитектура русского модерна: опыт формального анализа» обобщает процесс развития русской архитектуры на рубеже XIX — XX веков, прослеживает становление новых концепций стиля. Развитие русской архитектуры XIX — начала XX вв. исследует Кириченко Е.И. («Русская архитектура 1830-1910-х гг.»). А в работе Сарабьянова Д.В. - «Стиль модерн» исследуется развитие стиля в Европе, - его основные принципы, идеи и школы. А.А. Берсенева рассматривает творчество венских архитекторов О.Вагнера и A. JTooca в работе «Европейский модерн, венская архитектурная школа». Общий анализ истоков формирования стиля модерн, его направления, концепции и особенности основных европейских школ исследованы в книге Горюнова В.С и Тубли М.П. «Архитектура эпохи модерна: концепции, направления, мастера».

Интерес к модерну пролонгировался и в XXI веке, когда продолжают публиковаться работы по развитию модерна в России. В монографии «Архитектура «северного модерна»» Кириллова В.В. исследуются особенности регионального направления модерна в Петербурге во взаимосвязи с процессами стилеобразоваиия в Швеции и Финляндии. Эстетическая концепция стиля модерн в русской архитектуре начала XX века исследуется в работе Николаевой С.И. «Эстетика символа в архитектуре русского модерна». В книге Кирикова Б.М. «Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома» приводится описание и история строительства некоторых зданий стиля модерн. Нащокина М. в работе «Архитекторы московского модерна» рассматривает персоналии московских архитекторов начала XX века.

Некоторые аспекты стиля модерн в архитектуре Западно-сибирских городов рассмотрены в работах сибирских ученых: Баландина С.Н., Залесова,

Романовой Jl., Спириной И.В., Заварихина С.П. и Жученко Б.А., Ситниковой Е.В. Архитектура деревянных и каменных зданий стиля модерн Омска исследуется в диссертации Гуменюк А.Н., Томска - Башкирцевой А.Н.

Однако глубокого исследования стиля модерн на территории Западной Сибири не проводилось.

Интерес к архитектуре модерна, в частности в городах Сибири, имеющих памятники стиля модерн как в камне, так и в дереве (Томск, Новосибирск, Омск, Тюмень, Тобольск и т.д.), связан с усилением внимания к исторической городской среде, выработке принципов её оценки, сохранению её памятников. В современных городах, в связи с активным строительством на исторических территориях новых деловых, общественных и жилых зданий, возникает проблема сохранения ценных в историко-культурном аспекте зданий, построенных в ранние периоды в городской среде. В крупных сибирских городах (Томске, Омске, Новосибирске и др.) здания, особенно деревянные, построенные в конце XIX начале XX веков подвержены наибольшей опасности их уничтожения - занимая ценную территорию в историческом ядре, они, в то же время, являются малоизученными памятниками архитектуры.

На фоне мирового интереса к культуре, искусству и, в частности, архитектуре этого периода изучение стиля модерн в архитектуре сибирских городов является актуальным. Возникает необходимость тщательного изучения памятников архитектуры сибирского модерна для определения их места в развитии зодчества сибирских городов и защиты от уничтожения.

В данной работе исследуется архитектурное наследие стиля модерн в городах Западной Сибири, выявляются идейные, объемно-планировочные, композиционные и декоративные особенности зданий этого стиля.

Предмет исследования: формирование и развитие стиля модерн в деревянных и каменных жилых, торговых, административно-общественных, культурно-зрелищных, промышленных зданиях в городах Европы, Москвы, С.Петербурга, Западной Сибири.

Объект исследования: здания и сооружения в стиле модерн в городах Западной Сибири.

Границы исследования: Территориальные границы исследования — крупнейшие города Европы, Москва, С.Петербург, города Западной Сибири (Тюмень, Тобольск, Омск, Томск, Барнаул, Камень-на-Оби, Бийск, Новониколаевск, Колывань) Временные границы исследования в городах Западной Европы и центральной России: 1870-е - 1910-е гг.; в городах Западной Сибири: 1890-е - 1920-е гг.

Цель исследования: выявление генезиса, развития, стилистических особенностей модерна в застройке сибирских городов.

Задачи исследования:

1. Выявить влияние стиля модерн европейских школ на архитектуру зданий Москвы, С.Петербурга и периферии.

2. Проследить формирование и развитие стиля модерн в различных городах Западной Сибири.

3. Определить закономерности, принципы и особенности модерна в архитектуре городов Западной Сибири.

4. Исследовать архитектуру зданий и сооружений, декоративные элементы деревянных и каменных зданий городов Сибири.

Методика исследования основывается на комплексном изучении и анализе архивных материалов, дореволюционных и современных литературных источников и научных исследований, на фотофиксации зданий и сооружений, их натурном обследовании.

В основу работы положены принципы историзма и комплексного подхода, при которых все явления и события изучаемого периода рассматриваются с позиций всестороннего анализа эпохи.

Научная новизна.

Впервые проводится сравнительный анализ архитектуры зданий стиля модерн в европейской части России и Сибири, а так же комплексное исследование архитектуры зданий стиля модерн в крупных городах Западной

Сибири, выявляются стилистические особенности архитектуры этого стиля, как в крупных городах, так и всего региона в целом.

Рассматриваются здания и сооружения не изученные ранее во временном развитии данного стиля.

На защиту выносятся:

• Влияние Европы и центральной России на развитие стиля модерн в архитектуре городов Западной Сибири.

• Особенности развития стиля модерн в архитектуре городов Западной Сибири.

• Стиль модерн в зданиях крупных городов Западной Сибири (Тюмень, Томск, Омск, Барнаул, Новониколаевск, Бийск и др.).

• Особенности архитектуры жилых, торгово-общественных, производственных и др. типов зданий стиля модерн в городах Западной Сибири.

• Декоративные и композиционные особенности стиля модерн в архитектуре городов Западной Сибири.

Научная и практическая значимость.

Основные положения работы могут быть использованы при подготовке методических пособий и лекционных курсов по истории архитектуры Сибири, при разработке проектов по реконструкции и реставрации памятников архитектуры стиля модерн в городской среде.

Работа состоит из одного тома, включающего введение, три главы, заключение, библиографический список, приложения и иллюстративно-графическую части, поясняющих текст. Общий объем исследования — 155 стр. библиографический список включает 153 наименований.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Стиль модерн в архитектуре городов Западной Сибири"

Основные выводы и результаты исследования.

1. В Европе формирование стиля модерн было закономерным явлением развития искусства, когда известными архитекторами, живописцами, графиками были постепенно выработаны не только стилистические элементы, приемы, методы нового стиля, но и важнейшие теоретические идеи, повлиявшие на дальнейшее развитие искусства и архитектуры в XX веке. Анализ развития архитектуры стиля модерн европейских и русских школ выявил их влияние на архитектуру зданий и сооружений городов Западной Сибири.

В России расцвет стиля модерн аналогичен Западно-европейскому, формирование которого было подготовлено предыдущим периодом истории архитектуры. Русский модерн впитал многие европейские стилистические идеи и приемы, в переработанном и осмысленном виде, проявившиеся в зданиях Москвы, С.-Петербурга и других городов России, основываясь на традициях и преемственности национальной русской архитектуры. Появившись в центральной области России — Москве и С.-Петербурге, он постепенно проник и в провинции страны, в том числе и в Сибирь.

В Сибири стиль модерн появился позже относительно европейской части России, как модное направление культуры и архитектуры, приобретя здесь особый колорит под влиянием местных природно-климатических, социально-экономических и др. особенностей развития региона, а также были выработаны собственные стилистические приемы под влиянием местной профессиональной и народной архитектуры, при отсутствии теоретических идей.

2. В сибирском регионе стиль модерн развивался в городах с достаточно высоким социально-экономическим, культурным и техническим уровнем развития, которыми в начале XX века являлись торговые и административные центры региона, сосредоточившие значительные архитектурные и инженерные кадры (Тюмень, Томск, Омск, Барнаул, Новониколаевск), при этом сформировались собственные сибирские школы модерна (тюменская, томская, омская и т.д.), оставившие след в сохранившихся памятниках архитектуры рассматриваемого периода.

3. Анализ архитектурно-пространственной композиций, планировок, декоративного оформления западносибирских зданий и сооружений в стиле модерн позволяет выявить их основные принципы, закономерности, особенности:

Развитие и формирование стиля модерн в Сибири демонстрирует следующие важные принципы:

• традиционность, рациональность и функциональность планировочных решений жилых и общественных зданий;

• преемственность — взаимосвязи с Западно-европейским и русским модерном;

• взаимовлияния профессиональной и народной архитектуры в городах Западной Сибири в композиционных и декоративных аспектах при проектировании и строительстве деревянных и каменных зданий в стиле модерн;

• взаимосвязь с традициями деревянной резьбы, характерной для местных школ в сибирском деревянном народном зодчестве.

Вышеперечисленные принципы основаны на закономерностях развития архитектуры конца XIX — нач XX века, связанных с культурно-историческими, социально-экономическими и другими особенностями, отразивших поиски: нового стилевого направления в архитектуре, новых архитектурных решений фасадов, архитектурных деталей, подчеркивающих стилевые новации.

Стиль модерн архитектуры городов Западной Сибири имеет следующие имманентные ему особенности:

• равномерное развитие стиля модерн в Западно-сибирском регионе, как в каменной, так и в деревянной архитектуре, но в разных городах процентное соотношение этих зданий различно: в Томске, Омске, большую часть составляли деревянные здания (жилые дома), в Новониколаевске подавляющее большинство зданий — каменные (жилые, торговые и общественные здания), в Барнауле, Тюмени это соотношение примерно одинаково.

• следование в планировке и композиции образцам ранее построенных зданий, возведенных из дерева и камня;

• простота объемно-пространственных решений зданий, обогащенных благодаря новым, не характерным для сибирских зданий, архитектурным деталям, имеющим большую вариабельность;

• применение архитектурных деталей, заимствованных из европейских образцов модерна с упрощением при строительстве зданий из кирпича, использованием местных мотивов резьбы - при возведении из дерева, сочетание модерна с другими стилистическими направлениями этого периода (неоклассицизмом, «кирпичным стилем» и эклектикой);

• использование приемов и элементов стиля как «элитарной» каменной и деревянной архитектурой, построенной по проектам профессиональных архитекторов, так и в массовой народной деревянной застройке различных районов городов;

• взаимовлияние каменной и деревянной архитектуры;

• пролонгирование тенденции образцов деревянной резьбы школ (тюменской, томской, омской и др.) при создании декоративного оформления зданий в стиле модерн.

4.Характерными архитектурными и декоративными приемами сибирского модерна были:

• широкое использование в деревянной архитектуре стиля модерн резьбы (пропильной, накладной, объемной накладной);

• сосредоточение декора к композиции деревянных зданий вокруг оконных и дверных проемов и в подкарнизном пространстве;

• использование фактуры стены в качестве средства выразительности, сочетание различных фактур и материалов отделки на фасадах.

• введение новых, не характерных для сибирской архитектуры, элементов (эркеров, башен, шатров, куполов и проч.)

5. Эстетизм модерна в зданиях, созданных в Сибири, наполнил городскую среду новым содержанием, хотя стиль и просуществовал короткое время, он дал импульс для дальнейшего развития архитектуры в регионе, понимание архитектурной формы, способствовал в дальнейшем появлению новых направлений в зодчестве.

 

Список научной литературыГруздева, Евгения Александровна, диссертация по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"

1. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. Альбом. — М., 1998 360 с.

2. ГАОО. Ф. 38. On. 1. Д. 80.

3. ГАОО. Ф. 38. On. 1. Д. 10.4. ГАОО. Ф. 38. On. 1. Д. 31

4. ГАТО, ф.И-1, on. 1, д. 3566. ГАТО, ф.И-1, оп. 1,д. 361

5. ГАТО, ф.И-1, on. 1, д. 377

6. ГАТО, ф.И-1, on. 1, д. 382

7. ГАТО, ф.И-1, on. 1, д. 391

8. Ю.Львовский сецессион: Кат. выст. из собр. Львова: архитектура, декор.-прикл. Мастера архитектуры об архитектуре. Зарубежная архитектура конца XIX XX веков : Избранные отрывки. - М., 1972. - 590 с.

9. Мастера архитектуры об архитектуре. -М.: Стройиздат, 1972. 684 с.

10. Охранные зоны г. Бийска. Комплексные научные изыскания. Историко-архивные и библиографические изыскания. Историческая записка. Том 3. — Томск, 1994.1. Литература:

11. Азизян И.А. Диалог искусств Серебряного века. — М.: 2001. 400 с.

12. М.Алпатов М.В. Этюды по всеобщей истории искусств. М.: 1979. - 167 с.

13. Аникип Г.В. Эстетика Дж. Рескина и английская литература XIX века. -М., 1986.-316 с.

14. Ащепков Е.А. Русское народное зодчество Западной Сибири. — М.: Изд-во Акад. архитектуры СССР, 1950. 140 с.

15. Ащепков Е.А. Русское деревянное зодчество М.: Гос. изд-во архитектуры и градостроительства, 1950—130с.

16. Багина Е.Ю. Эволюция принципов формообразования и теоретическая мысль в отечественной архитектуре конца XIX — начала XX века: Афтореф. дис. . канд. архитектуры — М., 1986 — 24 с.

17. Баландин С.Н. Эволюция русского деревянного зодчества Сибири с конца XVI — до начала XX вв.: автореферат дис. доктора архитектуры. — М.: 1987.

18. Баландин С.Н. Сибирский архитектор. А.Д. Крячков. — Новосибирск, 1991. 160 с.

19. Балашова JI.C. Эстетические концепции и русское искусство позднего символизма в контексте «нового религиозного сознания»: Афтореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 2001 - 30 с.

20. Башкирцева А. Стиль модерн в архитектуре городов Томской губернии (конец XIX начало XX вв.): Дис. . канд. архитектуры. - Новосибирск, 2006.

21. Бердслей О. Шедевры графики. М.: 2005. - 216 с.

22. Берсенева А.А. Европейская архитектура XIX — начала XX века: учебное пособие. М., 1989. - 99 с.

23. Берсенева А.А. Европейский модерн, венская архитектурная школа. -Екатеринбург, 1991. 210 с.

24. Берсенева А.А. Творчество архитекторов О. Вагнера и А. Лооса: автореферат диссертации. — М., 1971. 19 с.

25. Богданова О.В. Сибирский шедевр архитектора Хомича. — Томск: 2004. -72 с.

26. Борисова Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца XIX — начала XX века. -М.,1971.-238 с.

27. Борисова Е.А. Русская архитектура второй половины XIX века. — М., 1979. -320 с.

28. О.Борисова Е.А. Неорусский стиль в русской архитектуре предреволюционных лет: Сб. ст.: Из истории русского искусства второй половины XIX — начала XX века. — М.: 197831 .Виолле-ле-Дюк Э.Э. Об украшении зданий. — СПб., 1913. — 88 с.

29. Виолле-ле-Дюк Э.Э. Беседы об архитектуре. — М., 1937. — 470 с.

30. Вольская JI.H. Архитектурно-градостроительное наследие Сибири. — Новосибирск: НГАХА, 2008. 240 с.

31. Вольтеран T.JI. Железная дорога и ее сооружения в градостроительном развитии г. Новосибирска (1893 — 1980): Дис. . канд. архитектуры — Новосибирск: 2002.

32. ВитоховаМ. Прага и сецессия Прага: В рае, 1998 — 184 с. цв. ил.

33. Вопросы истории архитектуры. — М. 1990. — 208 с.

34. Вуек Я. Мифы и утопии архитектуры XX века. — М., 1990. — 286 с.

35. Гнедовская Т.Ю. Веркбунд и немецкая архитектура начала XX века (19001914): автореферат дис. М., 2001. - 25 с.

36. Голота А.А. Летопись конца двадцатого; Царевна Софья; Апология Модерна. М., 1995.-238 с.

37. Гольдзман Э. Уильям Моррис и социальные истоки современной архитектуры. 1973. — 175 с.

38. Горюнов B.C., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна. Концепции, направления, мастера. — СПб., 1994. 359 с.

39. Горюнов B.C. Истоки эклектизма и теория архитектуры второй половины

40. XIX века: автореферат дис. — СПб., 1984 — 24 с.

41. Горюшкин Л.М. Новосибирск в историческом прошлом (кон. XIX нач.

42. XX века). Новосибирск, 1979. - 296 с.

43. Гуменюк А.Н. Архитектура Омска XIX — нач. XX в.: Дис. . канд. искусствоведения. — СПб., 2002.

44. Деревянная архитектура Томска. — Томск: 1975

45. Едике Ю. История современной архитектуры: Синтез формы, функции и конструкции — М.: Искусство, 1972. — 248 с.

46. Жигал Ми Джа Воздействие художественной культуры стран Дальнего Востока на европейский модерн. Живопись, графика: Автореф. дис. . канд. искусствоведения М., 1999 — 22 с.

47. Журин Н.П. Архитектура сибирского города конца XIX — начала XX веков: учебное пособие. Новосибирск, 1993. — 90 с.

48. Журин Н.П. Градостроительство в Сибири второй половины XIX — начала XX века: учебное пособие. — Новосибирск,2002. 108 с.

49. Иконников А.В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. Т 1. М., 2001.-655 с.

50. Иконников А.В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. Т 2. — М.,2002. 670 с.

51. Иконников А.В. Зарубежная архитектура: от новой архитектуры до постмодернизма. М., 1982. — 253 с.

52. Иконников А.В. Новая архитектура Финляндии. -М., 1972. 144 с.

53. Кидсон П., Мюррей П., Томпсон П. История английской архитектуры. -М., 2003.-382 с.

54. Кириллов В.В. Архитектура русского модерна: опыт формального анализа. -М., 1979.-213 с.

55. Кириллов В.В. Архитектура «северного модерна». М.,2001. — 110 с.

56. Кириков Б.М. Архитектура Петербургского модерна. Особняки и доходные дома СПб.: Журн. «Нева», 2003 — 511с. ил.

57. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830— 1910-х гг. — М., 1982. — 399 с.

58. Кириченко Е.И. Архитектурные теории XIX века в России. — М., 1982. — 344 с.

59. Ковалева О.В. О. Уайльд и стиль модерн М, 2002 — 168 с.

60. Копылов В.Е. Былое светописи (У истоков фотографии в Тобольской губернии). Тюмень: Издательский дом «Слово», 2004. - 864 с.

61. Копылова С.В. Каменное строительство в Сибири конец XVII — XVIII в. -Новосибирск: 1979. — 220 с.

62. Коуэн Г.Дж. Строительная наука XIX — начала XX века. М.,1982. — 359 с.

63. Крастинын Я А. Стиль модерн в архитектуре Риги М.: Стройиздат, 1988 — 272 с. ил.

64. Лисовский В.Г. Особенности русской архитектуры конца XIX начала XX века. — Ленинград: 1976

65. Лысова Н.Ю. Архитектурное наследие: проблема ценности: автореферат дис. — М.,1997. 17 с.

66. Миненко Н.А. Тюмень: Летопись четырех столетий. — СПб: изд. «Русь. Санкт Петербург», 2004. 312с.

67. Мировая художественная культура. XIX век. Изобразительное искусство, музыка, театр. СПб.: 2008. - 464 с.

68. Музей 10. Художественные собрания СССР: Сборник статей. — М.: 1989. -272 с.

69. Муравьева И.А. Век модерна: Панорама столичной жизни. Т1 СПб.: Пушк. фонд, 2004 — 272 с. ил.

70. Нащокина М.В. Архитектуры московского модерна. Творческие портреты. -М.,1998.-315 с.

71. Нащокина М.В. Модерн в архитектуре Москвы. Проблема своеобразия и западноевропейских влияний: Дис. . д-ра искусствоведения в форме науч. докл.-2000-71 с.

72. Нащокина М.В. Московский модерн: проблема западноевропейских влияний — М.: Биоинформсервис, 1999 — 81 с. ил.

73. Нащокина М.В. Сто архитекторов московского модерна. — М., 2005. — 304 с.

74. Нащокина М.В. Художественная открытка русского модерна. — М.: Жираф, 2004 470 с. ил.

75. Невзгодин И.В. Российско-нидерландские архитектурные связи первой трети XX века в Урало-Сибирском регионе: автореферат диссертации. -Новосибирск, 2002. 27 с.

76. Николаева С.И. Эстетика символа в архитектуре русского модерна. — М., 2003.- 192 с.

77. Омск . Волею Петра Великого. Архитектурные образы трех столетий. — Омск: 2008.-319 с.

78. Очерки истории Камня-на-Оби. Камень-на-Оби, 1996. — 106 с.

79. Памятники архитектуры Барнаула / А.П. Долнаков и др. — Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1982 — 160 с.

80. Петрова Е.В. Антропологические аспекты архитектуры русского модерна: Дис. . канд. филос. наук. М., 2002 - 137 с. ил.

81. Потапов J1.A. Архитектура деревянных жилых домов Тулы конца XVIII — начала XX веков М., 1985 - 25 с.

82. Раздольская В.И. Искусство Франции второй половины XIX века. -СПб.,1981. 319 с.

83. Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 2003

84. Рескин Д. Искусство и действительность. — М., 1900. — 376 с.

85. Рескин Д. Современные художники. М., 1901. — 476 с.

86. Романова J1. Творчество архитектора Константина Лыгина в Томске. — Томск, 2004.- 196 с.

87. Рябинина Е.П. Социально-философские аспекты соотношения модернизма и постмодернизма в западной архитектуре XX века: Афтореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1999 - 18 с.

88. Сарабьянов Д. В. Модерн. История стиля. М.,2001. - 343 с.

89. Сарниц А. Отто Вагнер. М.: 2006. - 96 с.

90. Ситникова Е.В. Застройка Томска второй половины XIX начала XX века, возведенная па средства купечества: Дис. . канд. архитектуры. — Томск, 2004.-325 с.

91. Скубневский В.А., Гончаров Ю.М. Города Западной Сибири во второй половине XIX начале XX в.: Население. Экономика. Застройка и благоустройство. Барнаул: Азбука, 2007. - 292 с

92. ЮКСонькин В.В. Сонет в югославских литературах эпохи модерна: Дис. . канд. филос. наук М., 1997 - 121 с.

93. Социологические теории модерна, радикализированного модерна и постмодерна: науч.-аналит. обзор. М., 1996.- 66 с.

94. Спирина И.В. Архитектурное оформление Западно-сибирской выставки 1911 года// Памятники истории и культуры Омской области: Сб. ст. -Омск, 1995-167 с.

95. Спирина И.В. Здание музея Западно-сибирского отдела императорского русского географического общества // Памятники истории и культуры Омской области: Сб. ст. — Омск, 1997 — 128 с.

96. Степанская Т.М. Архитектура Алтая XVIII начала XX века: Автореф. дис. . д-ра искусствоведения. - СПб.; 1982. — 52 с.

97. Тананаева Л.И. Три лика польского модерна: Выспяньский. Мехоффер. Мальчевский. СПб.: 2006 - 208 с.

98. Тобольский хронограф. — Омск: Омское книжное издательство, 1993. — 320 с.

99. Ю.Троицкая Т.Ю. Особенности архитектуры китайско-восточной железной дороги (конец XIX — первая треть XX вв): Дис. . канд. архитектуры -Новосибирск: 1995.

100. Туманик Т.Г. Применение ордерных форм в архитектуре городо Западной Сибири конца XVIII — середины XX вв. (на примере Омска, Томска, Барнаула и Новосибирска): Автореф. дис. . канд. архитектуры. — Новосибирск: 1999. 28 с.

101. Ульмер Р. Альфонс Муха. М.: 2002. - 95 с.

102. Устюгова Е.Н. Стиль и культура: опыт построения общей теории стиля. — 2-е изд. СПб.: 2006. - 260 с.

103. Фон Арб-Кнорозок Т.Ю. Орнамент в художественной практике декоративно-приклдного искусства второй половины XIX века: На примере творчества У. Морриса: Дис. . канд. искусствоведения — СПб., 2002 139 с. Прил. (116 е.: ил.)

104. Филиппов В.Н. Архитектура учебных заведений Сибири второй половины XIX — начала XX веков — М., 1989 — 23 с.

105. Франзузский модерн. М., 2000

106. Фремптон К. Современная архитектура. Критический взгляд на историю развития. М.,1990. - 534 с.

107. Фреш К, Фреш Ж Тулуз-Лотрек. М.: 2002. - 176 с

108. Хейн А. X. Эклектика и модерн в усадебной архитектуре Эстонии: Афтореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения — М., 1989 23 с.

109. Хенсберген Ван Гиз Гауди — тореадор искусства. 2002. 413 с.

110. Хиллер Б. Стиль XX века.-М.: 2004.-240 с.

111. Чарнатов В.М. Архитекттурное наследие белорусских городов (вторая половина XIX начало XX века) - М., 1997 - 37 с.

112. Шпаков В.Н. Россия на всемирных выставках 1851-2000: монография — М., 2000.

113. Юхнина О.Ю. Стиль модерн как художественное явление в культуре XX века: Дис. . д-ра искусствоведения СПб., 2003 - 163 с.1. Периодическая печать:

114. Баумгартен Е. Искусство у кустарей /Зодчий. 1902. - №24 — с. 275-276

115. Баумгартен Е. Современная архитектура. Критический очерк /Зодчий. — 1902. №49, 50 - с. 556-560, 567-571

116. Баумгартен Е. Художественная промышленность /Зодчий. 1902. - №4, 5. -с. 41-44,54-57

117. Дмитриев А.И. Современное декоративное искусство/ Зодчий. — 1903. -№39 с. 453-457

118. Новый стиль и «декадентство»/ Зодчий. 1902. - №6, 8, 9- с. 65-69, 89-92, 101-105

119. Кириков Б.М. Петербургский модерн. Заметки об архитектуре и монументально-декоративном искусстве./ Панорама искусства. — М. 1987. -№Ю.

120. Кириченко Е.И. Модерн. К вопросу об истоках и типологии./ Советское искусствознание. М.: 1979. - №78/1

121. Курьер Юнеско.- 1990. -№10.

122. Новые общественные здания в Лондоне. /Зодчий. — 1902. №14 — с. 169171

123. Архитектор и декоратор Иосиф Гофман/ Зодчий 1902. - №23 - с. 263264

124. Дармштадтская выставка 1901 года/ Зодчий. — 1902. №33, 34 - с. 371 -374,379-382.

125. Из иностранных архитектурных журналов/ Зодчий. — 1902. №12 — с. 143145

126. Финляндское декоративное искусство/ Зодчий. — 1903. — № 14 — с. 183187

127. Эстетика железных конструкций/ Зодчий. 1902. - №16 - с. 193-195

128. Новое в искусстве /Зодчий. 1902. - №18 - с. 213-215

129. Фон Гоген А. Проект военного собрания для Порт-Артура. /Зодчий. — 1902. -№35-с. 395-396

130. Эвальд В. Электрическая городская дорога в Берлине /Зодчий. 1902. -№19.-с. 221-224

131. Pudor Н. Общий взгляд на современное архитектурное движение в Германии /Dr.H. Pudor, пер. Гл. Гущин/ Зодчий. 1902. - № 12 — с. 160-162

132. Yvonne d'Axe Современная Москва/ Зодчий. 1904. - №15, 16, 17, 18 - с. 177-180, 189-192, 201-203, 213-215.

133. Из фонда библиотеки МАРХИ:

134. La construction moderne. 1892

135. La construction moderne. — 1893

136. La construction moderne. — 1907

137. La construction moderne. — 1909