автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему: Возникновение и развитие авторской поэзии на памирских языках (шугнано-рушанская группа языков)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Возникновение и развитие авторской поэзии на памирских языках (шугнано-рушанская группа языков)"
РГИ 0.1
таджикский государственный г;.;; национальный ун?1Верситет
д 065.01.05 на правах рукописи удк: 891.550-1
охониезов варка дустович
возникновение и развитие авторской поэзии на памирских языках (шугнано-рушанская группа языков)
Специальность 10.01.03.—Литературы стран нового
зарубежья..
(Таджикская литература)
ч N
автореферат
диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук
душанбе - 1997
Работа выполнена в отдела памирской филологии Института гуманитарных наук АН РТ.
Научный руководитель: кандидат филологических наук
ШАКАРМАМАДОВ Н. Ш.
Официальные оппоненты: доктор филологических наук,
профессор ДЕМИДЧИК Л. Н.
кандидат филологических наук ДОДАЛИШОЕВ Дж.
Ведущая организация: Институт языка и литературы им. Рудаки АН Таджикистан.
Защита диссертации состоится » 1997 года
в (Р " час. на заседании специализированного совета при Таджикском государственном национальном университете л о адресу: 7,34:017, г. Душанбе, пр. Рудаки, 17. .
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета.
Автореферат разослан « _»__ 1997 года.
Ученый секретарь специализи-розанного совета, доктор филологических наук,
профессор Т. Н. ХАСКАШЕВ
СЭДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
■ Актузлыюсть тет. Пзвеетшй русский ориенталист А.Л. Семенов, говоря о научно?л изучен;«! кизнн и культури разных пародов, подчеркивал: "...если какдш! народ кок этнографическая одлшщо имеет право на научное ишмание к себе во всех отношо-нпях, то наметается, что и иугпанцц, весьма достойные изучения в филологическом и религиозном отношениях, не безынтересны в с вое?/} нроилом, хотя бы прикрытых тумгшпоЯ душе оП даговдч л неясных положений" (6,2)1
Эти слова видного ученого относятся, не только к пугнан-цам, но такко относятся и ко всем многоязычиям относом Бадах-пзна. Народи Садахшаиа, как и 'другие народа мара, я кздяуп опоху В КОШСрОУПО;! СИТУЯЦПЯ г»нракал1 свое отсопшио к тем шзт кша.1 явлениям зкпзнп носре -ютвом раелгашх 'Гор:-! художественной литературы.
' Поээиа как чосчь худог-ястеониоЯ литература является внрв-знтелем различная. сторон бита, оо'ичаев, казпя ч показ отелом урошя шиюазя сгоих создателзЯ. Та;: что изучение исторических корней итого бндо худотяствешс" литератур!!, особенно определенно истории появления и развития ояторсяой пгиирэязнч-кой согзш! на при,-ере пуглг!?о-р;-кзпокоЯ групп:;, имеет особое зз&чепао и лополжот картину истории тодтажспоП литературы.
Кроме того, исследование теш, раскргдз содсрг.анил и но-зтичоских -Хор!',, а тпкзн установление ху.пс-гсстБет-остп авторской иоэзиа с укозошзм источников и пкгчг.я: вв:гг::ез'н;пе."- :л;тн намироязачпоП и тад.'зисско-пврспдска'' кочегар'" в ре::;з;::;и
актуалышх вопросов не только кстарчи, яо и тоорщ .у-ггерлтуг:.'.
?Г?ль п задачи исследования- Осногпал паль к^лолоевт'я тема предполагала реп:опне елсдуягиа задач:
а) определение оспсвнлх причин и ь7?доос!ШК становдзннп п развития ОЕГорскоЛ шззни;
б) Бняшкгото нстсрии возшиаюсешд и соззр':с:гстпопс':т:я • сзторско:! поэзии в зависимости от изебраленпл липы и сналиоа образцов творчества поэтов;
Т. далии о сноочих умошззжея поръо.-хоиЯгоп-зр с~жпщ ни тиру е? того литературного источник«.
¡3) установление канровой специфики и поэтики этого наследия И уКВЗйНИО СТОГ.ОНИ СЕЯЗП с устным народным 11 ПИСЬМёННИМ персидско-таджикским творчеством;
г)-определенно тематики и основного содержания авторской, поэзии.
Научная навизпа диссертации состоит с тон, что данная тема исследуется столь полно впер те..
So-пэршх, веесторошшй анализ авторского наследия показывает, что осаошиш источниками отоЛ. поэзии являлись шшхю-язичпое устное художественное творчество, a тшаю устная и письменная вдрсидско-тадкикская поэзия.
Во-вторых., диссорадгг доказывав?, что наряд/ с оспоБ1п;ма источниками в становлении авторской поэзии большую роль сыграли появление шюьценноетп, знакомство с закона'.!.! и правила;,:;; перскдско-гадчгякской поозии, переводи. ..
З-третькх, на основе хшедяхся маторншюв установлена истории развития аьторскоЯ поозии, a тто-й хронологически упорядочена последовательность развития творчества поэтов, исследована их специфика и ценность. ' •
В-четвертих, нсслодоьаш; капроше и Еидоиие аспекта автором,'1 поозии. В тон числе доказано, что четверострочана песни, расир0стрйши1ш в парода под названием "коири" ила "aoupaíi", имеют не только форму мусаммати мура<5Саъ (вид стиха, в котором последние строки рифмуют стих, состоящий из двух рифмующихся полуслший и состояний из четырех полустиший с одинаковой рифмой), но и форму куеалласи тарчеъот . (сосгаящиЯ из трех талусгушй с одинаковой рифмой и двух рифыутаася}. Определено, что па основе народных шонри и канров муспм,:ат и тарчегот тадмшско-перскдско!; литературу возникли различнее' Фор.ла авторской поэзии, которые редко встречаются и порсэд-еко-тадажской классической поэзии.
Б-готгх, выявлено, что авторская поэзия как составная часть таджикской литература непосредственно следовала за традиционной формой рубал, дубаПти к газели.
Теоретическая значимость. Определено' различных видов поэзии и границ ьвхду гканрами согласно внутренней специфике является одной из основпкх проблем теории литертурп. Открытие нового канра шири.различних видов мусаммат и тарчеьот, анализ их внутренней структуры составляет теоретическую ценность дан-_
ь
иого исследования.
Практическая ценность исследовать. Литература Бадахшана независимо от того, на каком языке она творилась, является составной частью таджикской литературы. Поэтому исследование различных видов и форм художественной литературы Бадахшана послужит дополнением в познанш процесса истор1Ш литоратурн и культур» таджикского народа.
Всестороннее изучение авторской поэзии способствует раскрытию актуальных проблем литературоведения, фольклористики, лингвистики, этнографии, истории и искусствоведения. Настоящая работа кокет послужить ценным пособием по спецкурсу в филологических вузах.
Метода и материал исследования. В работе над диссертацией били использованы материалы, собрашше автором во время много-числешшх экспедиций, и материалы, хранящиеся в научном (Бонде Института гумшттерпых наук Академии наук Республики Таджикистан. Также были исг?о.я«.гошлм образцы авторской поэзии, опубликованные •в научных, авторских, коллективных сборниках и в местной печати.
■ В репении поставленной задачи диссертант использовал метод текстуального-аналитического и теоретического исследования. В написании работа пироко использованы научные достижения тадпжских, .зарубоишх и особенно русских ученых.
' Структуре; и объем диссертации. Диссертация состоит кз введения, двух глав (каждая глава сотонт из ряда частой), заключения, списка использованной литературы и ¡дагериалеп в озгемо 6,0 а.л.
-Во введении обосновывается актуальность теш, указываются цель, задачи, методы исслдавонял, научная новизна, теоретическая значимость работы.
Первая глэпп - "Основжге петошлпеи авторской поэзии" сос- . тоит из двух основных частей. В первой - "Взгляд на мэстнуя устную поззию"-речь.идот о видах народных песен, которые якяя- , ■ются основным источником авторской поэзии.
Памироязычнйя устная поззкя, особопно на ящиках пугнзао-рувбнекой группы, развивалась в основном по двум формг»*,- мес-неви и мусаммати тарчеъот.
Как известно, .основой месновя и мусеммата является бейт. И бейт также считается не только дровнейпим ездок ^ольилс;:;:ого
наследия, но и основной частью письменного жанра. Даргшшк, относящийся к древнейшему поэтическому жанру на шугнано-ру-шанских языках, писался в форме бейта.
Что касается других видов местной поэзии, то более популярной является форма мусаммат, которая состоит из соразмерных строк н выполнена в силлабической форме.
Силлабическая форма появилась тогда, когда еще но <Знло алфавита,что способствовало созданию произведений легко и быстро запоминающихся. Не только дрэвнойыие образцу письменно!! литературы "Авеста" и "Ёдгори зарерон", но л первке письменные образцц дарийскоя поэзии, такие как творчество Муфарриг-ал-Химера Сум. 688) и Абузузфс 'Каким Сугдй (650-720), созданы вне формы аруза. Бейты и слоговие песни древнего периода, .которые стали достоягглем специалистов, состояли из определенного количества слогов (7-8).
Каждая строка даргилик состоит из а слогов, и каждая, строка песен, сочиненных в форме мусадмата, имеет 7 слогов.
Памироязичная народная поэзия .наряду с песешшм размером также тесно взаимосвязана с древним наследием тадкшсско- персидской поэзии по другим основным категориям: стих-образ,'художестве шюсть, р!"4«а. .По этому вопросу диссертант, конечно, полемизирует. Анализ показывает, что памироязичная народная поэзия, имеющая определенные исторические корпи, развивалась в различных формах, в тесной зависимости от таланта и художественного мивлэния народа.
Второй вопрос первой части работы связан с Каиром и видами местной народной поэзия,- которые выступают в качестве ос-новшх источников жанров и видов авторской поэзии. В качество одного из этих распространенных видов как в народе, так и среди исследователей упоминается "шоири". Р.Дмэнов, говоря о-песне, пишет, что "суруд в разных местах называется по - разному: "бейт, газель,.мухаммас, нагма, ааула и т.д." (1, 288).
Шоири таге;а выражает значащ^ суруд и выступает часто как "шеър" и "поэзия". •
Большая часть шонри.являются четырехстрочнымн. Последняя строка кахдого куплета повторяется и во время исполнения песни выполняет функцию припева.
Такие эта строка в каздый части повторяется как связующая часть "аоири". С этой точки зрения, большая часть 'шопрл имеет
Форму тэрчеъбовд, а не форму мусаммати мураббаъ. Обратим вни-маниэ на две части одного варианта "Дилум-дилум".
Аз^дум туйд сойэнист, Муненум бол ху тар бйст. Сутун йа чйнгак-тенисц,. Дилум-дйлум дйлуме.
. Му ч^нуна ар полез, »там mi тана кановез. Му ч?н т/ам чат гумбо«ез, Дйлум-дилум-дйлумо.
wu 11:0691 ).
В некоторых видах этого вгоирн вместо связукцях строк используется сплзумаий Сейт.
Дилу м-дилу м-д:: дуг.з, Душенька, душенька, душенька,
У/ам тир доргллумэ Скучно мне по душеньке.
После даргилик и шо-дри в местноязычном творчестве известен меоневи как особый кзнр. Исследования и анализа показали, что этот вил творчества является плодом последующих годов.
Большая его часть написана в размере аруза, я то'шее в размере Рамали мусзддаси махзуф или мпксур (-V — г-Y —l-v z) и дэзачи мусаддаси махзуф ила мак сур (v — iv — iv Именно форма меспеви и его размера стали причиной возникновения авторских шоири. ...
Кроме названных форм, в народе встречаются и другие песни в форме газели, .рубай' и двустииия. Из тематики, содержат:л, формы и художественных особенностей этих песен випсияется, что они тесно связаны с письменными ;;:анргми и являются результатом .современного мышления.
Третий спорный вопрос первой часта этой главы, - тематика и основное содержание уесткой памироязычный поэзии. Наии исследования показали, что центральной темой этой поэзии является тема разлуки, основным источником которой становится суровел ясизнь в- условиях гор, отсутствие связи между различными регионами. В диссертации исследованы также песни, отр'дауг;йе
Собрался на заходе я, За пазуху положи яблоки. Зашел, сидит на печи она, Дилум-дилум-дилуме.
Моя душа в огороде, Одета она в атлас. По ней дума тоскует, Дилум-дилум-дилуме.
другие стороны жизни народа.
Анализ, сравнение тем и содержания некоторых видов поэзии показывают, что воплощенные в них проблемы отражают главным образом жизненные явления окружающего их мира и недостаточно полно и столь же всесторонне рисуют внутренние душевные переливания героев. Эта же особенность характерна также для большинства песен о любви." В них с помощью пересказа легенда описываются обычно состояние, поступки влюбленного или влюбленной.
Любовные песни имеют две разновидности: любовные песни, отражающие печаль, и песни, отражающие радость. Пест, отражающие печаль, имеют совершенный сккет и выражают отношения сказителя к событиям, которые обрушились на голову любимой. Наоборот, песни, описывающие радость, не имеют сюжета, в них описание действий и внешне!! красоты любимой занимает основное место. Одна из такта песен, имевшая после "Дарпшж" наиболее широкое распространение (собрано 50 текстов), является "Дилум -дилум" .("Душенька моя11).
Песня "Дилум-далум" поётся в двух случаях: когда ла'скаю? ребенка и когда восхваляют танцовшицу (любимую). Эта песня во всех случаях исполнения- имеет напевный характер. На пай взгляд, песня "Дилум-дилум" прежде всего исполняется для ребенка, так как она. по содержанию и способу исполнения напоминает нам песню "Лай-лай" ("Ала","Баю-баюшки") (2, 82). Поэтому юмористический оттенок является причиной того, что песня поется для самой танцовщицы, которая танцует под ату музыку. Такой способ исполнения.песни помог расширению тем, а в дальнейшем в песне закрепляется припев '"Ширшщдц му «отт" ("Сладкая моя, любимая"), "УГам-те атеола.набйфт" ("Нельзя ее достать"),.-"Ширинчон та« далта ваит", ("Сладкая, твоя воля"); "йирч-ге ачаб кори "зур" С.'Как тяжело любить") и т.д.
Последующие варианты данной песни, приобрел! два важных момента. В большинстве строк воспевается постоянная занятость любимых и место их нахождения. И это обычно отражают первые строки каждая строфы. Например, "Ширкщод - ар бозор ("Ширинкад-сладкая на.'базар"), "[Цирищад ар богчэ" ("Ширишад в саду"), "[йфшщад хавд ар полез" ("Ширшпшд вышла на огород"), "Ыу яонбицак пи йелен, ЧуФт-ЧУФт-то кихт хамерен" ("Моя любимая на летовке, кулаками долает тесто").
В некоторых строчках начальных строф упомянуты предметы, относящиеся к месту зкительства любимой. Например:
1. шл даргондйр mi риг^в Во дворе у нее один водопад ii: 2570).
: 2. v/ам чйд пиропд йи бун ной
У дона ее растет (один) абрикос (ФШ ii: 0691 ).
3. v/ам чйд пиронд йи буи рйм У дома ее растет (один) тополь (5Ш II 0691).
Этот способ описания зависит -от того, что в народном творчестве символика и параллелизм имеют особое место. Другой особенностью являете;? то, тхо теш раскрыты с помощью остротп, иутки и ласки. Например, в этих двух строках "Фореп тамард ку ô най" ("Kpar-ится вам или пет") описывается:
Ш1 сур кал|н Лрабшо, . ' Руководитель свадьби Аробао,.
Ка;,ширен цедя аз пиро. Старуху впереди всех посадил.
Вачазанен аз зибо3 А юных дев сзади всех посадил,
Sopen тамард ку <5 ной, Правится вам или нет?
Ми сур кал^н Кброим, ' Руководитель свадъе.ч Ибрагим,
Маш ной пакихт куллоим. île шягчрот ншв горло.
Маш зорОхичсзфг raí доим, -На дао пан тякело,
Зорен тамард к у ё най .. Нравится за;,«, или нот?
(<и1 ii: usgo)
Песни, шратавдио радость и смех, являются основой поэтических стихов и употребляются при помог,;:: г:птербо.глчос:спх осра-зов,В центре описания таких стихов обичпо стоят .'газетные, прл-де барона, ишака, .лошади, оксзаап;а'ся в спаслости, и их ::езл~ Шт грустит по ним. 'К такой группе относятся сг:тхи "L:ap ку та^ум яонона" ("Ишак со своей копапоЛ крясив" ), "Тсгдар.-гаязпг тамоао" ("Пойдем посмотреть но тигра"), "/.л чу v„w.?к ду?:бадори ("l'on барааек с кудряксм"), Вродьч:и соцпс.льно-^гтожм при^ч-кам посвящена такая группа стихов, как "íru ка кайб-.-»7 -1»д5н**
("Где та хозяшка"),"12ароб51£бн" {"Пьяшца") и др.
В народе распространена стихи, 'посвященные событиям социально-политической аизни. К mus относятся "Гала-О бадавла? аз май", ("Еще ми Coram") и иДаври'ауро ыуборак" ("Да здраствует_ время Советов"),
Проблемы этики' и нравоучения отражают и другие ' по форма стихи, подобно кэскэвк (с парной рпфловкой полустаиий) "Шил наребн У^Фат зиродавд тар вирод" ("Сейчас брат на увакаа? бра-,, та"), "Зибо дароз фикри кин" ("Долго потом обдумай"). "Мадхи Имоми Баков" {"Хвала Имаму").
На rips,яре достоверных фактов а диссертация говорится о -некоторых гшэучешшх сторонах таких песен к шясняотся як,, место в авторском творчества.
Раздел "Парсидско-таташская дктерат.ура Балахгана" составляет вторую часть гюрзой главн дэссортациа. 3 ном наряду с ценными сообрааешзшг выскззашшкя А.Н, Боддцровим к 11. Шзкая-М&йШДОБШ, 7KKSQ говорится о ирзчшах появления таджикской но-' 83ЕК з .духовкой зазш шогоязычного Задах^ано. Учптиоаотся такке к то обстоятельство, что сеип прярода таджикского 'языка так подействовала, но чувства п чаянии, цечтп к делания, идеологию местных жиншв, что они в дальнегпек начали тсворптъ па атом язике. Лодй н& представляю? с-эбэ проаодеша любой, цорз-«оакг. без еэсэк на таджикском язнкз. садим вахгшм ссбитком в казня каждого человека является проведение свадьбы. Я как нам известно из исследований последних лот и. вишедаих сборников s стихов, этому обряду шсзядеш.; шогш стихи, часть которнх является. результатом творчества местшх. жителей, Следует признать что з рез;шх хазненша сктуаштях» .кроме песен, отражающий: радость ("Дплум далум»), существу»? vi другие песни этого обряда на таджикском язжо.
Среди народов Вадахшша, в том числе кителей Шугаана и Рушена, распространена по только устная поэзия на тадкикском • язике, но также пкроко бытует пасьмешая поэзия {гсвшшВ стиль). Лэдк использовала на церемониях те песни, которые бит ■ налисапы мас-жак поэтам. Например, газели "ílósaiaat" ("Красавица"), - "Кооап заррик", ("Золотая чана"), "Бас кун" (Перестань"); мухам:-,шеи (пятаричннП) "Куч.о мэравн?" ("Куда пойдешь?"), "Дидая катавонист" ("Не мог видеть") 1£удра?к Щуг— . нонй, газели Айембакаг "Гули Оодоы"' ("Цветок миндаля") и
"Наботе" Шабот"), мухаммас вТуккнлалито "Кабки хункроу." (Красивая куропатка") и стихотворение Шохфигурс "Ба дилбар" ("ЛабпггоЯ") распространены во всегл Бгдахзаке. Причиной Епроко-го их распространения является уо, что ошг выражают чаяжго н душевные состояние народа.
Именно такая особенность народного творчэстза стала причиной появления разных вариантов. Например, стро&г 9г 10, 14 к 15 стнхотБорсння Еохфитура "Ба дялбар"' '(ЛюЗжоЙ"), отмечзнщге в сборшшз "Шоирони халсгл* Бадахшон" (э/184), отсутствуют в Саязе (рукопись, которая имеется у автора), Швг елезкцяэ СТроф!:
С'-адпи тит-таз:? ^ Дидаям туро бе Сс?л. Хврдаан Са ту село:.;, Хуыап смадн»
Чун херй: судз-нпсрдо-ч, ту ссо.
.'..,ХуП»Т1 с^е-дЗ, духтор.
Подсеол л к коляш вечерней. УК!дел на хрга дома тебя» Поздоровался с тобой.
±11 КП5 ПОНИЗИЛ?«., ЛЮОГМаЛ.
Когда спой ст;гх гфзсгюре'глчо,..;
п. сот-:ятт'л. Г'г;.: тот ге;сл;гс гг-.'-сиг:;:?: стспсм, Ты ;.и;о истратилась, депуггса, (1:0169-0170).
Даши о строф.; :п Естрочс;отсг. сборгнке халхин
Бадашся", а 2 бзязз позта, наоборот, нсгю.ъзувтся ог;~о/л, которых нет в устно:? тзорчзст'зе.
Наряду с прокзпздошшш месгт-^ ::ссгоз3 з народ-" .зпроко распространен стих;: пзвсстаос гтсрсядзкс-гэдЕшгачпс гзтороз: Мосзтрп Хссроваг Джглолэддинч Болу;;, П»ро-
з:-:. Ео оссбош'о актстпо з елучаз кспользузгся отиск вс-
Д31СЕХ ПОЭТОВ прошлого, Сблед'-ЭГиЦТО боЗКО'ДОП&ЯЬИО -худо:.кствсш:ой салоЗ вездеПотзчя.
ЙГСОКО 'Л323СТ£0Л фОрг^ОЙ НарО.Э'ОЙ Л'фПЧбСКОй ЛС-ЗЗИИ БОДЗГ.-сано пвлнегея рубзп. рубзч сос'Ж-ляит сахшую
чссть сведбехисс песен, п рубзп, посвяпошъ-'-з «-ьз с?4ер"пг, елга-5Сг:т дуругой обряд-оплакивание ПОКОЙГ^П.
Во время траура, с модонта с?гар?.-! человека до его когро-Соаня, хополняптся рубги ("поется рубал"), когорка нагыБаэтсг: "ОаязкзскЯ" или "навлзгарй", Делают зто рояс?Ез;с!П'Л::-: }:-мтп.вго
(сестра, мать или другие блнз2сие люди). Если же они не способны это .-исполнить, то данный обряд выполняют профессионалышо плакальщицы (фаланзанон).
Они сидят рядом и по очереди в ритме "фалак", без сопровождения музыкальных инструментов поют рубан. Одна из женщин начинает петь началыше строфы и в .сопровождении с другими женщинами заканчивают втору» часть строфы. Как только одно _ четверостишие завершается, поется второе и третье, а другие . кенщиш по очереди поют "фалак". В этих рубай обычно говорится о жестокости мира, о бренности из'.зни, о смерти, о Родине, о Вселенной.
Принимая вр внимание основные особенности, значение и место рубан в духовной жизни этносов Бадахиана, можно■сделать такой вывод-.
а) рубай является самой древней и-распространеной худо- _ жествешюй формой лирики не только таджикоязнчного населения, но так:!® всего многоязычного Бадахшана. Эта Форма стиха испокон веков отвечала на многие худоясествешю-остетические запроси; " ' -
б) своим многоаспектным содержанием и тематикой жанр. рубай тесно связан со'многими обрядами относов Бадахшана;
в) тадшксгаш четверостишия в художественном творчестве народов Бадахиана являются ваншм и основным источником для появления рубай на памярских языках и первой ласточкой-в стой области.считается употреблешю слов, фраз и предложошй пемир- . ских язтсов в таджикских рубай.
Кроме- рубай, в фольклоре Бадахшана также используются песни мусамыат. Часть из тс-; как поэтические стихи на местных языках составляют размер мусалласи тарджеъбанд, а'другая часть имеет размер мусаммати мураббаъ. Эти виды песен отражают.кизнь своих создателей и являются фундаментом авторского творчества поэтов Бадахшана на памирском и. таджикском языках.
В Бпдвхшане распространены еще другие формы поэзии, которые, как писал Тилло Пулоди, называются "дух,арфа" (букв, двух-буквенные), "сехарфа" (трехбуквенные), "чахорздрфа" (четырехбуквенные) и "панч^арфа" (пятибукЕешше) (8, 19-20). Токио названия совпадают с жанром мусаммат и его видами: мусанно (двухразмерный), ыусаллао, -мураббаъ, мухаммас. В пароде очень развита фор),ш "ду^арфа" и "панч^арфа".
Что-касается песни "дшффа". то здесь обычно подразумевается жанр газели. Классические образид персидско-таджикской газели по своеП тематике, содержанию, размеру, способу описания и стилю близки и родстветш сознании и восприятию простих людей. Такова газель Хаф:кзэ Шерози "Дилбори чонони ман" ("Сердечная, любимая мая") (7, 50).
Вместе с тем немало газелей создано поэтами Бадахшана, творчество которых тесним образом связанно с особенностями фольклорных произведений.
По сравнешто с газелями жанр мухаммаса имеет свои особенности. Он считается самой популярной формой стиха, известной под названием '"панчх&рФз". Наиболее популярными являются именно те мухаммаси, которое создали памлроязичними поэтами на таджикском языке.
Мухаммас имеет следующие особенности:
а) при всей "технической" сложности данного :канрч. тема и идея раскрываются в нем ясно и просто;
б) этот знанр в основном содеркпт в себе темп любви,' стремления к знаниям, ремеслу, назидание хорошего воспитания;
„ в) мух&ымасн местных поэтов очень богаты элементами редя-фа (частица или целое выражение, следующее за рифмой, являвшееся как бы второй повторя^ейся без изменения частью ое). В том числе из 21 мухеммаса, которые приводятся в "¡Itoíipoim хал-Кии Бэдахшон" первые строки 14 из них имеют редиф;
г) из худо::;оствешшх зелементов в мухамасах больше всего встречаются междометия. Междометия, с одной сторо!Ш, показывают внутренний мир сказателя, а с другой стороны, определяя? его отношение к другим предметам' или состоянию опнсывайцего явления.
. Таджикоязычная народная поэзия Бадахшана имеет тесную связь с поэзией местных поэтов. Они влияют друг на друга в отношении г&ормл, жанров, в развитии-образов. Из анализа взаимосвязи жанров," образов, художественного описания и размера отих . двух.видов .поэзии диссертант делает следующее.вакличеннэ: .
1. В обоих видах поэзга тлеются песни , опнсивагацзе ра- , дость и веселье (ыусаммати мураббаъ и мусаллпсн тордееъбанд).-Активное влияние иоири (песни) на местные языки в появлении и развитии песен-четверостиший на юмористические теш поэтому ¡ ыото резюмировать: • ■ ■ *
- самой большой и ваяюй частью псззпл m памирсккх языках являются такие песни,которые охватывай? все жизненные теми;
- народные таджикские песни, которые сочинены талатливы:ли люды.е Еадахыана, ¡¡о своей теме и содержанию, формо и стилю, поэтике к мелодичности исполнения появились под влиянием шо'яри ■на местных языках;
- кногкс прогззедежк. местных поэтов сходны с формам»! и размерами данных песен;
- соединенно «аиров ¡луса.жаха в*го$де»гом стадо причкйой ноязляюя к;ого:каноово]'о творчества aosvos Вадазазека» з том числе Бкбкк Бадехшй (XVI в.} и ¡¡'ояфятург ['у^аббатаозгзода« Ь"аз-œnosio ввторц, используя дысшо форма, сочиняли свои стахи ка ралпп'юс'.ныс теми;
- "&сьо £op:.a стиха в дари-тадкжсаой дтаратуро готречс.- . «тел как>- и тс образцы, которые пашсгш .по такому рек ¡эру б основном имеют бейт гссалв (соединящвй) О» 72-75).
2, Некоторое песни as мас-гншс языках гш.чя:о?с£'пэзтичзсхц- . и» образца!,:!!, которые но Оормо, разкару cxoaîsà с месив»;« (с паркой p»î«odko2 пслустпхи!) ¿'адазтсиоЯ. литература,а ио ездз^ am:.of гсг;атшк п количеству с\роф сходны с кнтьа и 7'агель».
3» В творчества пи языках иугнано-ру^снскоЛ грузив bcrpj- -, чаются vfiKKO гезоль, руб&и, дубейтя, нитеа, которые кгляв7С& результатом творчества ьоього иозояшк с особенностями кост-ш и влкшием классической тадьгпкехоичпнторатури,
л. Б местной ri033iiH Бэдаашна, как и в кародай пс&зни п бэрсдовдосшаЗ литературу , образа сарв (кшшрксК гул (цвоток) » бу.-.бу«. (соловой}s аэмъ (езоча), парвонз (кошоз), сктсра (ограда), сеС (яблоко), ЛоЛл;: I; Г'зджкуиа, Taxiipb к Syxpvi. которые пногдз ишда символпчзоккз ^глшшя, вВИШИЙ? ССН0БК09 место.
5» Большая часть произведений устного адорчостьо на костных языках, как и дрззпекерсидсиоо творчество» ншк? енглебл- , чоеккй разгар. Здесь встречаются, к тгкгs okixh» ракгора кодерах us всегда осяозапц ;>а слогах, Сад бывав? к тозячзехжа.
б„ местная позгмя, исходя ьш своих crauafèPîocKis: прденг-г.ов„ кспользузт к размер еру за. и это беммо всего кя-рзчается a авторском творчестве.
Иг iïoro слодуот заключить, что поревдеко-тадазюкоя поэзия серьезно повлияла не только «а поозиэ устного таорчс.стиа,
. но и на авторскую поэзию БадакиаНй.
Вторая глава. - "Авторское творчество па памжзсклх языках" - охватывает четыре проблемы.
Авторское творчество на языках аугнако-рукшнской группа, основываясь на богатых источниках, кмэе? свои особоннссти H ОСНОЭ1Ш9 закономерности. Диссертант доказывает, что важным условием для развития авторского творчества является письменность , потому что ин!яю с ее помощь» только и возможна роедя-зеция самого творчества.
Тридцатые года XX века оставили большой след в нравственно-культурной жизни народностей Бадахоапа. В эти года для шуг-кзиского .языка, который является отт популпршк ка Побита', составлен елфазит. На его основе были опубликован? учебтзга г. ряд художественных производств!. Основатель авторского творчества на иугаанском ятако Нодир шанбэзоде {19С0-' 9°о> нвчп^. свои деятельность икоииэ с создания алфавита тазгколскога языка. Появление алфавита стало причиной того, что 1год>-:р íCdfCoeo-Д8 не только создал сбой шого'шслеише проязвздвшя, но зягр-вие в культурной казни Зедпхюояа онублжоэад сборгап: стихоз га ыугяанском языке под пазвшятек "Гулгунча" (Бутон") (1937). это важное худодаствешо-культуркоз явление било прерзанс г результате неразумных полнтачоских действий. После' многодетного колчашя под влгтшшм перестройки и правятиа "Закона о лайке" (1939) и использования :«ф$<ллкан з тнсъме-шсстн паянрских кзпков вновь качала издавать езгорсхао ctjeoí поэтов Вадахаспа.
История свгдотельствуот» что одним ко факторов и закономерность» развития лцтзрзтуры является порэЕ-од. Как доказквоп? научные материал», переводи к язрэсодчшй! после веаезтькя арабов оставляли сбой след з становлений к развит®* богатой литератур;: на новом дару.-бзрек.
Порше учебники, составленные в- тридцатые» года на яутагда-ском языке, з основном переводились о других ягсхов. Больеии-стео из эти?; книг, а число го: достигает около сорока, гврэво-де?ш с русского и. 'годкиксгсого язжоз.
Раннее творчество таких поэтов Псч-гоо, как-.Ддолотбз:с ?ус-тамбеков (род. 1956) и Дто !гирходка (род. 19S3). составляй? перевода .
Из турдов мслледоватедей истории -гадаикскоа жтарс.?урц К.С. Брагинского И X. Шарифова становится ясным, что обр&цдозд ^
таджикских ученых и поэтов к размеру аруз стадо причиной появления многогранной, богатой литературы. На основе глубокого изумления национальных обрядов и лучших образцов народного творчества классики тадкикско-персидской литературы создали подлишше шедеври письменной поэзии, вощедщие в сокровдшцу мировой литературы. ■ •
Это литературное явление наблюдается и по отношению к . творчеству иамироязнчных поэтов. Поэты под влиянием знакомства с таджикским стихосложением "аруз" ввели в памироязычную поэзию новые приему художественного изображения (Форш, обрози, 'способы отраженна) и даке обновили содержание ц тематику.
Таким образом, авторская поэзия совершенствовалась при определенных исторических, социальных и культурных условиях, 51.-1 основе указанных Факторов.
Цторая проблема, решаемая в этой главе, -составление раз- , ; вернутого библиографического указателя но авторскому наследию | поэтов Бадахшано. •
Согласно поэтическим образцам поэтов Бадахаана история появления'авторской поэзии начинается с конца XIX века. Сочинителей поэтических произведений памироязнчного Бадахшана в' соответствии с возрастом и периодом творчество можно разделить на три поколения: начального периода, среднего периода и нового периода развития литературы.
К первому поколению поэтов относятся: Мулло лочин (18601920), Поднр Шанбезода (1908-1990), Лдими [Нугнони. (род. 1905); к среднему поколению относятся: Ширин Буньёд (Хунгг.адам Курбоп-мемадов, (1941), Караулю Назар (1936), Лсэлбеки Бахтибек (19-50), Ту тай Мязробов (1941-1995). Бозор Ыанзар (1940), Лаъл-дкубак Мирзохосан (195£); к новому - Сардор Радор (1955),. Лдо-латбеки Русгамбэк (1956), . Курбон Аламшо 09оО), Лидуш лабпб (Ллидошга. Шохремзтуллоев, 1961), Дто Мирходка' (1963), Равной Ыуборчз (Хучаева, 1965), Зайнзлмои Назришо (1967). '
Какдий из этих поэтов внес.свою лепту в появление и совершенствование авторской поэзии. Если Мулло Лочин больную часть своих произведений, натшсад под влиянием народных песен и • получений то Кодир П!анбезода использовал в своем творчестве все >1ор:а и кайра таджикских классиков. Кроме того, поэт внес в яаторскую пвмнроязнчную поэзи» худ0>:естье:П'0й сол,ъ'раеяст&о и красоту, о так?:е внедрил стихосложение классической порзпк.
ввел какр "шоири", который в дальнейшем совершенствовался а творчестве Ширин Буньеда и других поэтов.
Последующие художники слова всесторонне развивали авторскую памироязичную поэзию как в огношетга тематики, так и фор-ми. Каждый из них на основе своего взгляда и возможностей таланта внес в авторское стихотворство Бадахшана замечательную новизну и самобытность.
Определение жанров и поэтики евторского творчества явля- • ется третьей проблемой исследовать. Согласно внутренним законом П093Ш1, авторскую поэзию на языках шугнано-рушанской группы, можно разделить на такие ханри -.
I. Шоири, бытовавший среди других зканров устного народного творчества, о авторской поэзии обособился как самостоятельный жанр, благодаря чему:
а) за этим жанром закрепился определенный объект нзобра- , кения, а содержание и тематика изменились, т.е. в народно» шо-( ири объект проявлялся только к поэтической форме, а в авторе--» кик шоири он обнаруживается и в содержании;
б) если в народном шоири художественный образ имеет тили- : ческий характер, то в авторском шоири он становится преимущос-твенно индивидуальшм;
в) большинство из авторских воири написаш размером , дэзачи мусаддаси ма^зуф или мацеур и шоири стали как самосто- ■ ягельным жанром.
3. Больная часть произведений авторского творчества возникла на основе народных песен -и составляет разные виды мусам-мата и. тарджеъбанда. Самыми известными видами мусаммати тррд- ( жеъбанд являются:
. а) мусалласи тарджеъбанд, который имеет строку восило;
. 6) мураббаъи тарджеъбанд, которий.имеет восила; . '■■ ■-'мураббоън тарджеъбанд. который имеет восила, и третья . строка каждой строфы свободна от ри£мы '.(кофия);'
г) мухоммаси- тардаеъбанд, которий имеет носила, и.четвертая строка каждой строфы свободна от рифмы.
4. Авторское'творчество как неотъемлемая часть тадаккской литературы восприняло капры рубай, дубайти и газели со всею! их поэтический особенностями. '' .•
5. В авторской поэзии жанр мэслеви занимает особое место. Простота рифмовки стала причиной появления не только соирн, но
тш» к солыйух по объему rosm. Согласно такой форме nosra Ба-дахиэна написали лучине свои поэш на темы этики, любви, истории и философии.
Анализ содержания и тематики авторского творчества является четвертой проблемой второй глав». Авторская поэзия,-.помимо того, что обладает разными художественными формами ц-жанрами, затрагивает самые разнообразные теш.. Эта поэзия,' как и другие поэтические произведения народов мира, разрабатывает темы Родины, матери, любви, дружбы, природы, поучения, знания, выбора профессии. Одна из вечных тем литературы всего мира -тема любви к матери - является актуальной для авторского творчества поэтов Бадахшана. Центральной героиней древнейшего фольклорного конра-даргилик выступает мать. Творчество местных поэтов, посвященное - матери, кроме описат;я ласки и дорботн, имеет к следующее особенности: ■ •
- совмещение проявления вежливости к матери и ее. восхваления, особое место при этом имеет ее нравоучение;
- в этой части творчества поэт от своего, имени или от имени своего лирического героя описывает огорчение от. того, что мать находится далеко от него;
- наставление почитания родного языка считается священным элементом символа образа матери.
Другой ведуией темой является рассказ о Родине и проповедь любви к ней. В отражении этой темы поэты в основном уделяли внимание изображению и .прославлению горного края., его природы, красоты цветущих садов, чпотих й целебных источников, подножия снеишх гор.
• В творчестве пошроязычшх поэтов самой вагаюй и древной-ю*Я теме;! считается тема любви.-Если стихи нравственной-тематики написаны высокохудокествеш-шм' стилем, то тема любви отражается аде более я изысканно. Эта тема.в авторском творчестве больше всего встречается- .в хкмре газели." Большинство газелей поэтов Бядахшна, посвященные дашюЯ. томе,; не-отличаются от газелей таджикской литературы. Иногда описание, любви в твор-честье местных поятов просто ;напоминает газели .таджикских кляссикоь. Например, приводам бейт Нодир Шанбезода;.,
Ту Tfw/.Vr-^T му сичччд-кр цяиич бид,
Р* гу» f»y.v>y.< филин-ат xyis ни хас цист. (ь, 178)
• Когда тебя увияу, мо<? серда? полнуется. Душа соловья тянется,к цветку, а не к сорняку.
Этот бойт напоминает соотвотствугавдгй боят Намола Худаан-
ДИ:
Чандон, ки ба гул хотири булбул нигэрон аст. Лоран ба чамолат нигэропй мац аз он бои.
. (4, 13). Как соловей жаждет увидеть цветок, Так и я очень хочу видеть тебя.
Такие примеры более характерны для авторской поэзии, я причиной тому является совпадение состояния лирического героя и худокествености его изображения.
Первейшая задача литератури-вослитанш человека. Поэтому перед каэдш поэтом стоит задача проповеди лучших человеческих качеств и познания окружающего мира. Из этого следует, .что в стихах, посвященных другим темам, преобладают черты нравоуче--ния. Но некоторых поэтов разных народов такой подход но удовлетворял. Они но-другому освещали эту-тему. Они-писали наставления собственным детям, которые в таджикской литературе являются древней традицией. Впервые к такой теме обратились в своих газелях му'лло Лочшт и Ноднр Шайбе зола.
Таким образом, предпринятый впервые в данном научном исследовании целостный анализ проблем истории'становления и развития авторского творчества на памзгрских языках, в ■ частности аугнано-руибнекоП группы, приводит к следующему заключе-1глю: '
1. Устная'поэзия на местных языках имела древние корни, описывала обстановку и условия кизни кителей во все времена и докпла до наших дней. Ноше дашша обстоятельного исследования-показали-, Что до появления и распространения доргилж существовали отдельные стропы, которые были свободы' от рн1ш, но имели родаО и семь-восемь слогов. Оли обусловили создание гюн-рп, месневи, газели, рубан, дубе-Пти.
и'онри как отдельный вид устной поэзии. Бадахшана- является признанным источником жанра гдоири авторского творчества, и но все его образцы употреблялись в Форме муссммзти мураббаг. Диссертант устанавливает, что некоторые чотарехстрочные песни устной" поэзии на памирских языках обладают поэтической формой
мусаллзса тардкеъбанд.
3. Каждая народная песня являлась основой появления новой песни и в целом стала фундаментом для распространения многих" . поэтических жанрови видов авторской поэзии. ,
<5. Очевидна взаимозависимость Н взаимообусловленность то на, стихотворного размера, рифмы,. особенности структуры, содержать устной поэзии на памирских язиках с устной таджикской . поэзией. Эти сходства и влияние друг на друга вили и в автор-. . ском творчестве.
5.Как устная поэзия, книжная тадазнсская поэзия явилась вторим источником авторских стихотворений на памирских язиках. Об этом свидетельствует использование в поэзии местных поэтов таких жанров таджикской литературы,' как рубан, дубайта и газель. ■ ■
6. Основными импульсами установлении авторского стихотворства на памирских языках являются следущие -факторы:
а) одним, из основных Факторов в становлений и развитии авторского стиха на памирских языках послужило использование низменности других народов (латиницу, кириллицы с добавлением спешалътх. знаков); . ■
б) в совершенствовании новой литературы фарси-дари перевод занимает особое место. Авторское стихотворство в литературе Еадахнона во многом отражает эти закономерность. ■ Появление переводов в конце 70-х -начала 80-х годов стало причиной возрождения авторской поэзии; ... '
в) умелое использование системы стихослокония таджикской поэзии памироязычшми поэта?,■и содействовало совершенствованию авторского творчества. Кроме усвоения .спициСики стихосложения,, »аиров, видов структуры стиха,поэты Бадахшана под влиянием таджикской поэзии использую? рззнобразные художественные прке-мы изображения лирического героя. ...
Таким образом, при работе над диссертацией основное внимание было направлено на глубокое изучение и обстоятельный анализ истории становления и развитии авторского.творчества на материале составленного диссертантом .биобиблиографнтеского указателя о деятельности поэтов Бадахшана и всестороннего изу-. ■ Чбкил 5а коккрзтных иройз'ьедс-ккй; выявлен и научно обоснованы орипнсльны* черты творческой деятельности Трех поколший па-мироязычных поэтов, установлены степень к причины влияния уст-
него творчества, а тякко таджикской письменной лнтзратурн на авторскую поэзию Бодахшна.
Оснобшо полохюгст диссертации отрэкош а слодуетудх работах:
,1. Пзиковне контакта на материалы народной поозии народов •'•, Бадахиана (Памир). Проблем язшгапого контакпгровятш в конкретных полиэтнических регионах СССР.'Тозиси докладов Всесоюзная научная конференция. Махачкала, 10-13 апреля 1991. е.. 5657 {соавторство с II, ¡[¡акэрмьмадошм}.
р.. Назар? ба ьаэыи шугшзабон. -Ма1.салпт.оп Слжхлэгияи По- , ¡'пр. Душакбо; Дота, 1992. с. 1-10-1-14.
3- Кэлунахо аз шъорп ¡гонрэнп помпризобен (бо тарчумаи т-:-чккй)-Масъал(1Х0н филологили Покнр, Донки,' 1932. с. 163-154. -■'. Шнковори ду унйнус. Сарсухени мачмуси иогрхои И. Как-бозодл. "Гулгунча'', Хоруг; Па-тир, 1926 (в печати).
Цитированная литература
1. Акотв ?. Лнрпкпн хадош точик. Душанбе: Дониш, 19С0.
2. Зарубин И.II. К списку псмпрскнх. языков //ДРАН, серия В, 192-!. кшь-сентябрь.
3. Имронов'С. Дойр ба хусусиятм какри ду Илтьрн Шпксидгрп Шохин //Образ ва махорати бадей, УДТ, 1500.
•I. Кеяолн Хучондй. Девон, ДуашбО: Ир&ж, 1535» Ч- 2.
5. Маяунах.о аз ашвори шоирони нокмризабон (бо тарчунаи точик5). Ыураттиб ва х.озиркунандак чей Охониозов В. /Л!осъалахои фиюдогипи Помир, Душанбе: Доши, 1992. •
6. Семенов Л. Л. Пс-ыгуфгор //"Таърихн мулкн !Лугнон"-и Сайид Хайдаршо>; Муборакио^зодо. Тазуш в п. тарчуман ■ . Ч окбобо-зв II., МирхоЧа А. Хору г: Помир, 1992.
7- Сурудхои тупи Помир. Мураттиб ва хоонркунандап чоп
йанпрмамадов II. Хоруг: Помир. 19936. ¡Дсзгоони халь;иц Бзд&хцон. ТартибдиУ.андо Тилло Пулодй. , Душанбе: Ир^он, 1964.
/7 7->