автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Возникновение и развитие кумыкской детской поэзии (конец Х1Х-первая половинаХХ вв)

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Аджаматова, Нина Карамовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Возникновение и развитие кумыкской детской поэзии (конец Х1Х-первая половинаХХ вв)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Возникновение и развитие кумыкской детской поэзии (конец Х1Х-первая половинаХХ вв)"

ДАГЕСТАНСКИЙ ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В. И. ЛЕНИНА

РГБ ОД АДЖАМАТОВА Нина Карамовна

> <* ; - , ... - (

. и \ ' На правах рукописи

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КУМЫКСКОЙ ДЕТСКОЙ ПОЭЗИИ

(конец Х1Х-первая половинаХХ вв)

10.01.03. - Литература народов СНГ

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук

Махачкала-1994

ДАГЕСТАНСКИЙ ОРДЕНА ДРУ.ЗБЫ НАРОДОВ ГССТдАРСТЗЭДНЬ!;; УШШС'Л'Ш

им. З.И.ЛНЖРА

АДШАТОВА Инна Карамовна

На правах рукописи

возникнозаш и ?jumm кули<ский доской

ООЭ8ИИ. /конец Х1Х-:крп;ш полони на XX бв/ 10.01.03 - Литература народов СКГ

АВТОРЗФЗРА'Г .диссертации га соиекг.ше учэнсч! стздени кададата филологических наук

На) ачкала - 199-1

Работа шшолнеиа на кафедре литератур народов Дагестана Востока Дагестанского ордена Дружбы народов згосударстветшаго университета имени В.И.Леника»

Научный. руководитель - доктор филологических4наук

профессор Ас-К. О. Абдуллатг

Официальные оппоненты;

Аказов З.Н. - доктор филологических наук<,профессс 1Усейнов М.А. - канжи? филологических наук*

Ведущее учрезденкг - Дагестанский Каучно-исследозмельский инс тут педагогика км о Алибека Тахо-Годп.

Защита состоится У 1094 на заезда!

специализированного совета КО-63-61-04 но зените кандидатских диссертаций на соискание ученой степени кандидата филолотячест наук при Дагестанском государственном университете /367025, хачкала, ул. М-Геджиеша. 37, аул.И42 /'.

С диссертацией можно ознакомит! в шута ой библиотеке ДЗ 367025. Махачкала, ул. Батырая,-?.'

Отзывн на автореферат просим направлять по адресу: 36702! Махачкала, ул„ М„Гад лиева,37. комн. й 63, Специализированный ( вег КО-63-64-04.

Автореферат -разослан 1994 г.

Ученый секретарь совета КЗ-бЗ-6"!-04

кандидат 'филологических наук ^[уС^Л^^-Н-Г.Исаев

ОБШ ХЛРЖГЕРИСТЖА

Актуальность теми настоящей диссертации, в первую очередь, язгша с изучением наиболее задашх проблем кумыкской детской ©зии, путей ее возникновения, рационального своеобразия, худе— стаеннкх особенностей«

Кумыкская детская ползпч сильна своей поэтической традици-Яа^он'Л!ерен я^этаху особый расцвет позтуческой ветви детской .тератучы, что, з своп очеоедь, усиливает интерес к нет как ху-жяственному феноыецу. сочетавшему а себе готетические и воспи-явльные йугтшь В ему этого научная и общественно-культурная етимость и актуальность проблем юонижновения кумыкской дет-юй поэзии обусловили гнбор теш настоздзй диссертации. Актуаль-ють проблемы обуславливается тана® кеисгледо«анкостью ее в да-¡станской краткие я литературоведении.

- лохазать ипторза возникнозз-1Я н развития кумыкской детской поэрии. на фоне развития детской гаэяи до/тих народов Дагестана» йа основании всестороннего ана-1за и оценки материалов, относящихся к образцам кумыкской лите-яурн для детей, в работе дается углубленное представление о ха-«терннх особенностям творческой манзрк поэтов и писателей, жркеается общее э иг творчестве. ■ -

Цель работа реализуется аутам, рассмотрения ид^йао-темати-¡с: ого. 'зинрозого, жудсгЕстЕ^нного своеобразия кумыкской детской шии конца Х11 - первой- половины XX вз„. заявления ее связи с )Льклорш„ раскрытия новаторских тенденций, осмысления роли ку-кекой детской ноэзиа в воспитании аодрастаигего поколения, оп-йелэиая в ■ гада кумыкскяж авторов в процесс ее развития, а_также хяи лчтера™уш детей в развитии кумыкской литературы в шмш*

Научная новизна диссертанта заключается в тал. что в ней впервые проблемы развития кумыкской детской поэзии освещаются всесторонне, с рассмотрением ее основных периодов и анализ см га рев. Следует отметить, что до сих лор данная проблема не била предметом специального монографического исследования. Исследование возникновения к развития кумыкской детской поэзии, рассмотри ние ее как целостной и самое гоятельной художественной систегга, определение характерных особенностей ег поэтапного развития кг основе комплексного анализа поэтического слова для детей, предпринятое впервые восполняет некоторые пробелы дагестанского лит1 ратуроведения.

В диссертации предпргнята попытка изучения художественных особенностей творчества отдельных кумыкских поэтов, создавших наиболее крупные и интересные произведения для детей на фоне вс! го литературного процесса и на базе развития нравственных, эстетических и социальных идей конца Х1Х - и первой половины XX вв.

Методологической основой диссертации послужили идейные поз! ции кумыкских просветителей, некоторые правительственные докуме; ты по вопросам литературы и искусства в том числе и детской лит< ратуры, а также труды литературоведов по детской литературе И.Мотлиноза, С.Путиловой, В.Александрова, Л.Колесовой и др.

С учетом специфики объекта исследования в диссертации использованы также достижения и опыт российской литературоведчэсю .науки по вопросам ра&встия многонациональной, литературы народов СНГ.

Исследование проводилось на основе первоисточников - произ-весэний отдельных поэтов, писавших для детей. Научной базой диссертации явились труды дагестанских исследователей, и частности

кумыкских, касающянсгг вопросов истории кумнкскгЯ литература.

Теоретическое- и практическое значете- дносеотапп".'. /Тсследо-ванке самостоятельной, но малоизученной области *ут,.!:хс::о:; художественной культутш: — детской поэзии - являемся ссхо ::о себе решением актуальной литературоведческой проблемн. Креме того, сс-мысление процесса возникновения и развитая дстской поэзия хг:с составной части детской, литературы обусловлено кесбхолк:,;о.-"?ь:о создания обобщаицнх: работ, в частности региональной к ггсеросскл-ской истории литературы.. где детская литература дольня занять соответствующее ме-то^ К этом состоят теоретическое опадете диссертации.

Практическая ценность раооть препде всего заключается в том. что основные научные результаты исследования таезт неса.-нснпое значение' для изучения" истории, путей развития кумы^скс!; да и иг только кумыкской художественной литературы. крзтлк: литературоведения.

Данная работа з' целом явится оппелеленнш вкладе?.! в астс« дело изучения истории ичгоговек.овоЯ кумыкской литератур'.;.

Автор диссертации' в- течетгаи четырех лет читает лет-пзп: по истории дагестанской, летено" литературы на библиотечная Факультете Дагестанского государственного университета имени ЗЛТ.Лекпка.

Материалы дпссеотапигс могут бить использованы яри чтении спецкурсов в Дагестанском- государстве ином университете и Дагестанском педагогическог институте, а также пря изучении дагестанской литературы в педагогических училищах и срезках иколах республики.

Исследование нсгет' зкть пспользовакс г иетсдическпх разработках и указаниях,, при пповяденил вкекласс.та: мероприятий. литературных вечеРоя, а. такгкг- в повседневной воспитательчсЯ деятель—

кости работников культуры и просвещения.

Высказанные в работе мысли и введенный в научный оборот ф тическпй материгл могут послужить толчком к дополнительному ис следованию творчества отдельных кумыкских поэтов и писателей, дальнейшего развития истории литературы для детей.

Аппобаткя исследования. Работа обсузедалась на заседании к фздрн литератур народов Дагестана-и Востока Даггосуниверситета имени Е.И.Ленина.

Авторот»! диссертации разработан и вкэдрен в учебный процес<

спецкурс - "Дагестанская детская литература", в котором наряду другими литературами народов Дагестана, изучаются проблемы кум; ской детской литературы - поэзии в частности. Спецкурс читаете; для студентов библиотечного факультета ЛГ/.

По теме диссертации опубликовано.в местной печати 4 работ! общгм объемом 3 печ.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух г.т заключения и списка использованной литературы.

С0ДЕРЕАЙ1Е РАБОТЫ.

Во введении обосновывается актуальность исследования, опре деляютея задачи диссертации, указана ее новизна, методологичеет и теоретическая основа, источниковедчесгля база, степень изучеи ности проблемы.

В пзрвой главе "Истоки и возникновение кумыкской детской поэзии" прослежены фольклорные и литературные истоки кумыкской дстско;'. поэзии, на основе анализа обширного фактического матери ла рассмотрены путч еэ возникновения и развития начиная с самог начала и до 20-х го^ов XX ъ. Поэзия для детей зогникла на богат •ГУ'Садтнге устного народного творчестга, веками Т'Ыполкяегсзго по

¡ателыгые и воспитательны^ функции, ¡оплощадисго з себе отичсс-

эстетические порти и гуманистические устремления напсда. Не-'ощимое богатство духовной культу он народа и по!п;не яита.зт ху-шиков слова, находящих е фольклоре тс? янзненине с л л и, котомке збходсслы для образцов яастсетего искусства и созвучии сопрслек-г, идеям нашей действительности.

Для детей з кумыкском фольклоре существуют такие "аир!;, ::а:: тыбелыше песни, пестушки. считалки, игры. загадки, послопмтш. ?оворки, скороговорки. детские сказки. К-лаий из них играет опиленную роль в формировании детского мышления, помогает дузгев--эстетическому воспитанию детей л юношества.

Одним из условий, способствующих становлению литература для гей. явилось творчество и деятельность кумыкских поэтов-дсмо-ггов и просветителей Й.Казака, Ч.-Э.Османзва, Л.Акаева, М.Али-газа, Н.Батыалурзаева. Т.Еейбулатова, Л.-П.Салилатова, которые-зоиэ лучшие традиции фольклора, улубили и развили оэалистичес-5 тенденции нзобра-кеиия действительности *.• самое главное - они тачало века выработали национальную концепцию воспитания коло-го поколения в демократических традициях. и духе просвещения, горзтэ обогатили в годы революции и в годы Советской власти иде-1 социальной справедливости, национального равенства и друкбы родов.

Первые произведения для детей появились в дореволюционный эиод в творчестве перечисленных вы,ле кумыкских позтов-демокра-а и просветителей, которые одними из первых в Дагестане поста-га вопрос о просвещении, о перестройке методов обучения детей, теобход ости эстетического образования детей. Так. в книге -Э.Оскалом 'Ч.асигьат" /"Наставления"/, изданной в 1099 г., эбое внимание уделялось роли книги-как источнику разума, про-

- в -

сведения» справедливости. трудолвЗля и подчервзва. - . , ■ просвещения молодежи.

Формирование просветительской концепции а обществе»*::: - ■:< >-ла и литературе было таксе связано с творческой практикой поэта начала XX в. Абусуфьяна Акаева. Творчество Абусуфьяна охватывало разные стороны национальной жизни: акольно-аросветительскую, издательскую, литературно-художественную. Примечательна,что с приходом А.Акаева в кумыхску» литературу, расширился состав детской литературы. Это и стихи, и лирические поэмы и книга сезтского со-деряаяия и антологии фольклора к литературы, словари * дастаиы и

'I

другие произведения, которые легли в оснозу детской литературы нового содерзакия, способствовали росту акишатнвы деятелей просвещения. Во многом благодаря деятельности А.Акаева за короткий срок в Дагестане стали появляться очаги просвещения, культурные общества, издательства, появились и благоприятные условия для роста сети новометодкьк пкол„ в' особенности .венских училищ. А«Акаев как н .другие представители демократической интеллигенции Дагестана занимался ке только общественно-литературной. а педагогической деятельностью, но и яш-кся зачинателем кумыкской детской литературы - поэзии з частности.

В поэтических произведениях, адресовавшие детям поэт в доступной для детского сознания,форме, говорит-о необходимости учебы для достижения высоких целен, связанных со с^ггением кацяи, человечеству. В произведениях "Къыз'ьяшлани ззииндеи бир шикая?" /"Налоба от имени девузек1*/. "Яшлагъа гаекгъат5' /"Наставление детям"/ и др. он особенно отстаивал идеи эмансипации и обучешя . девочек.

Наряду с художественным творчеством, А^Акаев находил зреал и для педагогической деятельности, готовил школьные учеб-ндкн. кн/ги о нравственности. учебные пособия и программы.

выступал па страницах печати, прсявля; подлитг/ю еамоот^ерхсн-кость зо всех областях просвещения, культуры и ¿мсусства.

Кумыкская дотекая литература, как южная основная часть псо'А многогранной 'реалистической просветительской литера-ург. XIX - начала XX вв., характеризуется яркостью, содертателы<ост).:;-> п :яц.-,о-стью языка. Ванное место в ее развитии отводится творчеству ГЛ.Л..'^:— бекона - видного просветителя и ученика М.-Э.Османова, во мнггоп обусловившая тематику и характеи его поэзии, побудила его ополчиться, преаде всего, против окруживших его темноты и невежества. М.Алибеков много места уделял ь своих произведениях проблема-/ обучения, воспитания детей, окансилашн» женщин, необходимости венского образования.'Этих проблем он касается з частности з пронз-ведеки.ях "Яхсаидагъи къумукь кьызланн аозпларц" /".Жалоба девушек из Аксая"/. "Къумукъ ялланн арзасы" /"Жалоба кулыкских детей"/, "Яшлани охутут-г.уз" /"Обучайте детей"/. В этих произведениях автор з целях обоснования своих просветительских идеи, обращается :< современникам с призывом отвергнуть старые адатн. построить сколи п заняться в них обучением дете?.. Пс.эт в уста дет;;й вкладывает много образных выражений и слов. Он от имени детей сбргщается г их родителям. к мусульманскому дчамаату, чтобы утвердить их з слэдую-ютх мыслях: "Кто посадит плодоносное1 дерево, тот позгает его пользу", "Вы посейте те зерна нгуки, чтобн мы могли пользоваться их плодами, чтобн дети, которые учились в школах, поправили дела Отечества"1.

Дети говорят, что они. не хотят остаться, нз улицах беспризорными и .беспомощными. С:гл сбещшоу учиться хорошо, самоотверженно.

1. Капай Алибекэв-задени маямуа асары: Сборник произведений М.АлиСзкова. / Сост. М.КанСулатов. - Буйнакск, 1425. - С.76.

ради 0:е-:оС1Ба, рада бузуцсго они готов:» похсртпозать и гслзгла.

Кутлкг.ская литература для детей еще до рззолюдак 19'!? г. дала о себе знать но только в поэтических кайрах, но я в ирозаичес-. клх, в частности в повестях Н.Еатырг<урзаеБа "Бедная Хэбибат" к ""пуд и .':гйла", з которых героями являются колодыз лэдк школьного возраста. 5ти г.озести были рассчитаны не только для детей, ко я для г.зооолкх. так как в ;шг ставились общенациональные ароЗлс-I¡31 восстания молодого поколения б духе просвецспя, эмаксипагик к Др. • , •

Борясь против невежества, выступая поборетка-.гл проезещешхя общества, прспагащц-.руя необходимость г.енскогс образования, ку-г.«кс:с1е виза-ели /А.Акаев, М.Алибехоэ, Н.Еатырмурзасз/. нз связывали от:: зспроск с коренным изменением всего социального строя,. считая сакз образование могучим фактуре:,: преобразозания общества, борьб!; с темнотой и отсталостью. О'м искренне 'верк-гг; что если ;:арод станет образованным, то гкет рух!пэт сам по с обе и настанет пора общего благополучия. Если бы мы пошл:», по пути ¿гагзаннсг.тзг ыросвсгнтоля^и, наверняка избежал» бы трагедия резодзлюа к ее печальных псслсдстбий.

Просвгти-ольскйЙ .этап развития- литературы с со конаепгаей. исправления кровен и воспитания молодого поколения з луке просвещения при кал.-пли наглональногс- книгоизданий в условиях г;недрэш:я .човсмс годного обучения /усулп дкаднд У кс иогла ко прийти г. соз-дат.пэ не только- учебной литературы, но и худояеетвенщх прокззе-д-ниЗ для детей- Более того, вся куиылсиал ялтература качала XX 4)ека нэу бк зсрзла оттенок детской литературы. Ее краеугольная к«*ик: ixn.iv.ct фнлссс<[ско-дядактйческг.с_ стихи, послания б стихах,

агг. гашкааз стихк, стихи о природе, рассказа, бас.-;::. расспози, понести, согд:.влае благоприятные услозия

и предпосылки для появления кутлыкскоГ; детской поэзии нового ео-дердания.

■ Вот почем/, такие деятели лит<-ратури для детей как Османов. А.Акаев, '¿.Алийеков, Н.Еатыпкурзаев г.и'вут в;-*.;сть- с ра.- :1., они, их произведения по- -прзкному волнуют наап сердга. И их идеи переходят от поколения к поколению. Благодаря зто'ду :чггечо:пз-ная разрайотка ^минского литературного языка.

Подводя итоги развитии кумыкской детской дореволюционной поэзии, следует отметить, что она во у.ногсл! подготовила почву для развитил советской кумьиской детской латератури. поэзии, в частности.

Во второй главе "Кумыкская советская детская поэзия 2С—!0-х годов" просле;кнвается становление и дальнейшее развитие худогест-вешгаго слова кумыкских детских поэтов.

Детская литература кумыков советского периода начала развиваться б условиях разрухи,- полного отсутствия иатериальшас средств, какой бы то ни было печати для раззитпг литературы и. культура, гибели и эмиграции лучших сынсв народа, которые мсгли способствовать разни тин культуры и литератур». Но тем не меног, процесс ¡культурного возрождения.был начат и первоначально нед очень болезненно.

Историческая судьба куьькско" детской поози:. советского периода типична для многих детских литератур народов бывшего СССР, но в то Ее вреся ей присущи особенности, вызванные отражением своеобразного .развития Дагестана после революции на судьбах кумыкской, культуры и-литературы. Весной 1520 г. в Дагестане установилась ->ветская власть, начавшая новую страницу в истории культуры ч строительства жизни народа со все:.:!! поло:£!тель.шун и отрицательными особенностями этого процесса. С этой даты кумик-

с^ак литература и ее составная, важнейшая часть - детская литература, приобретает новое звучание.

Кушлгекая советская детская поэзия как и вся дагестанская детская литература начинала свой путь в недрах учебной литература. С мая 1918 г.. а такке с 1920 года по указанию Дагревкома лучшие представители дагестанской интеллигенции приступили к составлению учебников. В 20-е годы появляются буквари, книги для чтения, хрестоматии и др. пособия почти на всех основных языках народов Дагестана.

Ответственность за составление учебников по кумыкскому языку i: литературе в 20-30-е годы была возложена на кумыкскую секции, в состав которой входили: А.Акаев, М.Дкб;.роз, А.Алиев, К.Абакаров, А.-Г1.Салапатовг А./дтаматоз, М.Темирханов. А.Ибрагимов, З.Даибов, К.Сслтаноа.

В первых учебных книгах вначале преобладали произведейия устного народного творчества, перевода русской классической литературы, а затем более утвервдэлся оригинальный материал, отраяакь-щиЦ явлен/.л новой действительности в Дагестане, хкзнь и интересы дагестанских ребятишек. Эти учебные пособия были пзрзыми советскими.. книгами для юных чумшсов. Следует отметить, что это были не очень совершенные образцы поэзии для детей, но они сыграли поло-житсдьную роль, отрауля явления козой действительности, откликаясь на все гопроск, волновазшш повое общество.

Нельзя кг отметить и того, что в этот период рассказы, назидательные стихотворения публ/цистичеекого содержания получили в детской литературе преимущественное распространение. Недостаточно высокий художественней уровень литературных материалов учебчих у-л.и объяснялся не только невысоким yr-ознем профессионального ¡.■.¿отергтла т?доль."!-х авторов, их неопытностью, мадо"т!слеиностыо

талантливых произведений для детей, но а <^нкк! окольной ограниченностью использования возможностей детской литератур:: к фо.ль-клоряых произз-¡дений в такого рода кздан/ях.

Только вместе взятке, именно как материал учебноГ; книги, « произведения, содержание элементы худо?? зственностн воспр:::-г. вались как нечто, з известной мере цельное.

Вместе с тем. несомненно, что для расс^этризгемнх зрсизведг-бил:'. присули отчетливая агитационная направленность, г;у5лн-шстяческкй пафос. Нельзя не указать к на то. что большинству г.з ;п!х' присущ неприкрыт^ дидактизм, что было характерж.« для лее:: национальной литература 20—20-х годов.

Стремление воспитать детей па пример.? нового и переданог"\ постигать предельной псостоть', доступности, занйматетьности, ::оп-кретности воплощения идей, -тем. было присуще фактически почти всем первым кумыкским литераторам. ссздазтпм хулозсстЕенкке произведения для детей. Тогда же наметилась тенденция 7. синтезу еос-питательных,' последовательно-об раз с ват ель ¡ас: я ?стет?.чзст\н~ ¿7;:::-&& детской литературы. Зо многом, конечно, все ото било ^те г зачаточном состоянии: и многое из отсй национальной детскс± литературы осзоила поэзия.

Учебники на основе отображения широкого круга 'яил-^ки"; тсг-лого, настоящего об'бясняпа "что такое хорошо, что такое плохо", помогали детям освакзать простейлие принцип- ногой морали, несли поведения, гигиены.

Следует отметит*», что перечисленные сз-зйства дрсязгэдеппй для детей, проявлявшихся на страницам учебчис книг, коапо схаэек-герлзовагс кая ояу?:жне теядрягки, которые в полней ~ас:-ру-ваизеь з процессе дальнейшего развития иицаоьллько?- детске? литературы как составлг : части литературного процесса.

3 усло-щях отсутствия специальной детской периодической пе-Ч" и редких изданий детских' произведений художественные

:.члс?::г.в> г :рв!;х учобнтзс книг для детей приобретали своего рода с-г.п.'.клочодпческог: значение.

Именно з этсм смысла этот материал следует рассматривать. г.а:: и в доуги:: натг.'о; яльпых детских литературах народов Дагестана в пачгс-гве "дзлеч-но". плицздки" зарсадаххцейоя куудасскоЗ советский литератур- для детей. ■ - •

" первых кумыкских учебниках использовались почти вое жанры письменной литературы для детей, присущие ей во второй половине 20-:с - начала "У-х годов - насихаты /наставления/, агитационные стихи, пьсскп.

Нелься не отметить и того, что в 20-е годы развивается нанр реалистической пейзаячой лирики ч; жанр детских пьес в псгзии Т.Ее.' оулатова, рассчитанных на ознакомление детей младшего воз-.пста с прогонами года, с красотами природы: "Чсчеклер" /"Цветр"/, /"Зима"/, "Яз" /"Весна"/. "Язбаа гые" /"Весна вдет"/, /Осечь"/ и др. . . • . .

Т.Г.г.'-оулатов, вероятно, ояа сзомаа вроизведеггият ставил.целью привить детям люзовь к глироде. Это было очень ваяно для воспитал эстетических гуъ.стз у детей. . • ••. Г.есомнспшй вклад в становление кумыкской советской' детской поэзии. ее идейно-художественном обогащении еще с 1917 года внесла русская и советская литература. Вце в годы революции и гражданской во2:ш на страницах журнала "Танг-чолпан" /"Утренняя звезда"/. стал;: публиковать переводы повести М.Ю.Лермонтова "Бэла", бассн ".А.Крылова, рассказов Д.Н.Толстого. Значительно охизилось , издание произведений русской к советской литература, в тем числе и детской, с созданием Дагестанского государственного иэдательст-

са в апреле 1С22 года. "Стчет"1 о продола:::;;):! ритчз, составлялся каадый год. свидетеяьстг.оБал о ^ввалв т-.тс;.-г.-.{!!г.г<, перевода на куз£кски2 .-гий: прокззедез.иа .ч.Толстога 'И-цч^уо-.:.!.* пленник", Мамивг-Спбиряка ''Кара "анут.1!". "Махкудкины'деттГ, :Я.Горького "Э яы2з.оу" п др.

В 20-с годи продолжится процесс "отпотевания" ляврчтуги для детей» в ней развязались срозакчсскиск ::озт;чсси::г- ти;:.!:.

В поэтических произведениях кумккск-их авторов - /..'.г.:.-::а, Т.Бзйбулатова. К.Яанмурзаева, А.-П.Салаватова, А.Егсп'.го::-!. А.Оу-лзйганова, О.Аждаапсза, А.Даа:сва. &,&иг:с-э2» А.'?;гс:.'с."о-г.':: др. -отралаятся такие мотива кап любовь в Родине, чр/.пгп к сэгжетглю, салоо.хархзнкзЗ труд советских леае2 попой эпох::, 'ое-яезается иг героизм, з> борьбе за съсбоду и счастье нар;.-а ь с.у-ха>: ребенок пезнает презлое и настоядзе своей страна. Сво,■-¡■•л1 отметить, что ьпервш в кушгкекой и дагестанской. А.Багирсв издал з 20-30-е годи специальные саг.:сотг»сг-,-

г. псссл для детей: "Дотекая литература" /1923/. Т.зз ч •у.—г." /'£931/, "Кто что делает" /1334/ и др.

Поззг.': с развита иесеишсг начал«.: и игрок.?«« ол;;:з::?а:.'.н свсйстзонкк особая динамичность, эмоциональность и ву'.в^вн'-ввв-кость, что соответствует чузстзатзльноХ, подсетей навур? до ген. Зги качества и страмлсниз воплотить их •хг.'пшэгея ссс5сш:с- в кг-"-иззеде.чиях. посвядеи:п£;: пг.опс-рсяскт дви.веннп. Они в судзссгл открывают одну из первых страшу дагестанское сотзетепсц веззн:: д.т,-дстей. "когяе стпхи ¡га пионерскую тему, тг^у труда, иск и пг.

1. Отчет дагестанского государственного ::зда?ельст~а с ггз.-с.-а::-ксЛ гг.: работе за период апрега-декаЗр'- 1Й22 г. // '-'аг;:;:. архива Дат. обком партии. 0.1, 4, ед.хо.1 '5.-125 с, в вр.

другие те:.;:-!, создавались в маржгвхх ритмах и предназначались для х"роаого к декламационного исполнен!"?.

Как ставило. такие стихотворения-бессюжетна, в них нет последи; ателького развития событии, а есть более или менее удачно выраженная восиитателыг'я идея. В качестве примера можно привести стихи Т.Бейбулатота "Путешествие ¡кеяера" /1924/, Ш.Кадиева "Пионеру" /1120/'. А.-З.С/лейманова "Беседа пионера со с.чоей ма- ' терьа" /¡930/ и др.

Несмотоя на сво:> малочисленность пионеоские стихи отоажали в определенней степени начавшийся прокос дифференциации поэзии для детей по возрастным группам читателей: в них уже- видна установка автороз 1.а конкрзтнул модель восприятия - именно детей среднего ::г.солыюго возраста,

?, 30-е годы детская литература развивается не только тематически, '¡о знаменательна такзе и поисками кумыкских поэтов в области заиоозкх фор,!. Так А.-В.Сулейманов создает поэму-хропику . "Челюскинца" /1235/. где раскрывает героические черты советского человека, ярко проявивгохп в трудных, экстремальных-условиях зимовки на льдине. В конкретном реалистичесьог описании жизни ге-роев-полярниксв автор похаэклаот новие черты характера современника: устргмлэнн сть во имя общественных идей, тюбовь к Родине, Езапмоотгг.'зския. основанные на увакстгаи друг к другу, дисциплинированность. В отих "образах сконцентрирован боевой дух той эпохи, стремящихся создать новую яизнь для людей.

Однако, многое еще в кумыкской детской поэзии было несовершенно. незоело. развитие ее шло по пути идейного роста, расшире- .

ни я тематики. отражающей наряду с жизнью страны духовики мир и

_ ■ > *

интересы детей, усилим я познавательного элемента, освоение :.сан-Робого разнообразия. Поэзия обогатилась п жанровом, отношении,'

наряду с агитационно-просветительскими и лирическими стихами, появились такие жанры как пьесы, стихотворный рассказ, поэма, литературная сказка в стихах.

Творчество кумыкских поэтов в годы Великой Отечественной войны составляет особый этап. Тяжелые испытания, выпавшие на долю советских людей, их дела, труд, мечты и помыслы - вот содержание и тематика литературы этого периода. Она отличается разнообразием жанров, богатством и разнообразием художественного воп-локеная.

Тема яойнк мобилизуйте действовала не только. на бойцов пе>-реднего края борьбы, но к на труде ¡гик с в тыла, отражая их настроение, вселяя в них веру в неизбежность нашей победы, призывая их оказывать всемерную помощь фронту. •

Хотя война несколько ограничила издание кумыкской детской литературы, тем не менее в годы войны вышли содержательные альманахи кумыкской литературы яНа фронт, товарищ, на фронти/"Фрс-нт- , . гьа. -ёлдаш. фроптгъа"/, "Вперед, товарищ, вперед" /"Алгъа, ёлзаа, глгьа™/, з которые вошли лучше стихотворения поэтов, вцаеряагаше в духе героических весен /йыров/ устной поэзии. И были такя© предназначены душ детей среднего и старшего возраста.

Отдельные поэтйческие произведения для детей К.Ханмурзаева, К.Аля, Аткая/ А.-ВеСулеймакова, А.Акавова. А.Адяиеза и других выходили з периодической печати и включались во "взрослю" сборники о изданные в 1942-45 годах. Большая работа развернулась и в области перззсдческсй деятельности. Для дегей всех возрастсэ га кумыкский язык переводились рассказы, стихи, яогести русских к советски:: авторов, которые компенсировали недостатке произведем-кий кумыкской детской литературы в эти годы.

В годы Великой Отечественной войны связь литературы с уот-■ктл народны/, творчеством проявилась в частности. в новой интер-протагс'.и фольклорных романтических образов - символов, естественно, о орлентагасй псзиглудествен^о на героическое, патриотическое.

Позлил военного пет/,ода представлена жанрами наставлений, .обрдаеюГ:, стихотворного рзссказа, посзкцений. наводных,йыров

/песен/, сат.'.ри.

Ясслэдослнпе ¡¡оказывает, что созданные в 1911-45 годах произведения сыграли больсут* роль в воспитании детей и юношества в духе ненависти к фашизм*, в духе патриотизма, героизма и гуманизма. произведения оти предназначались для воспитания молодого'поколения не только в военный период, но и впоследствии. Ибо поэты хорошо пс .".¡мала, что фашизм не уничтожается полностью с окончанием аонга. Борьба с фасизмом продслаится еи;г долгие годы в целом ряцо империалистических стран. Для борьбы с фашизмом, а впоследствии с иеохг.дизмом необходимо воспитание нового поколения, ненавидящего фалгизм.

3 ку?;ыкской детской 1 ">эзии этого периода отражались убеди- ■ тельные, реальные, жизненные события, которые нз могли не воздействовать на читателей. Гоэты словно сами участвовали в описываемых событиях, во вали плечом к плечу с изсбража-»;ими герояга. Та-. ки.м образ_'!;, образн детей, созданные-в детской поэзии военного периода, превращались п настоящий жизненный пример'для маленьких читателей. . . ■

Кумыкская детская поэзия военных лет. будучи новой по содержанию, была новой ао форме, по средствам художественного выражения. Так, поэты в своих произведениях зачастую использовали сравнения. гиперболы, повторы, контрасты, художественные вопросы.

важное место занимали в этих произведениях онисаггля природы, умс-ло кспольз стались пословицы и поговорки- Зсо ото гриближало дст-скуг поэзию к устному народному творчеству, обеспечивало ее простоту, ясность, плавность.

Таким образом. детские стихи, созванные в год:: войны . .сстой-но претворяли в кизнь все задачи, стоявпие г.еред кумыкской детской советской литературой.

Зо второй половине 40-х годов в кумыкской' поэзии наряду с существовавшими жшрами пейзаэтой лирики, обрэдети. наставлений, стихотворных рассказов, народных йнров, формируются мзнры посвящений; стихотворного литературного рассказа.

3 ней усилились патриотические, гражданские мотивы, бсллче внимания стало уделяться описателю родной природы. На этем этапе кумыкская детская адресуется ке только детям среднего возраста, но и малылам /К.Султанов. Л.Ад—ют. Ю.Ллимханов/. Обозначались тендеши ч и конкретизации героя, в больсинстве своем советского Екольггнка. Наблюдается дальнейшее ганрсвое и тематическое обогащение кумыкской детской поэзии.

Анали" литературных сказок 40-х годоз /А.-В.Сулейманол, А.Адкиев/ показывает, что стихотворная литературная сказка являлась наиболее распространенным яанром этого периода. В ней сильна фольклорная традиция, что проязляе-гся в создании сказск по фольклорюм мотивам, в использовании фольклорнс-сказочной поагн-ки. Оцутцается влияние восторгай традяши. С течением времени рамки традиционного жанра расширяются, он обогащается в содержательном и фсрматыгам отношениях, углуоляется идеЯкыХ замысел произведений, в 1шх переплетаются традиционное и новаторское, сочетаются реальное и фантастическое.

Развитие именно стихотворной фермы кумыкской сказки, с'-.-чсня-

ется по-нкдимому, особенностями самого стихотворного строя, близкого детскому восприятию. Ребенок воспринимает стихотворный текст, как поэзию, как живое поэтическое слово в органическом единстве его формы и содержания. Однако преимущественное развитие стихотворной сказки свидетельствует об определенной односторонности литературного процесса.

Для кумыкской детской поэзии в период ее.становления явно заметны такие недостатки, как декларативность, риторика, увлечение лозунгами, узость тематики, сухость изложения материала, несовершенство фоомы. неглубокое проникновение в специфику детской поэзии. Все перечисленные выше недостатки в той или иной мере проявились в ней в силу небольшого идейного художественно-эстетического опыта, и в дальнейшем своем развитии ей предстояло все преодолеть.

Характеризуя в целом кумыкскую детскую литературу этого периода, можно отметить наметившуюся в ней тенденцию к реалистическому отражен!!ю действительности, основанному на творческом переосмыслении традиций устного народного творчества, восприятия лучших демократических традиций литературы.

Детская литература - одно вз важнейших достижений дагестанской художественной культуры современной эпохи.

Диссертация снабжена заключением, в котором обобщены основные выводы проведенного исследования.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

1. Дагестанская детская литература: Программа спецкурса. - Махачкала, 1990.

2. Вера в резолюцию. .// Литературный Дагестан. 1S90. № 2. fia кумык.®.

3.*'Колыбельные песни кууыкоз. // Тезлсн дсгтада научней сессии, посвздекной итогам эхеЕзетгаокнкг исследований "Института

з 1990-91 гг. - Натчкака. 1592.

4. Истока стихотворныг жтературякг сказок // Утренняя звезда. 1993. й 1. На :<згцк. яз.