автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Рекламная культура как фактор возрождения современных культурных ценностей
Полный текст автореферата диссертации по теме "Рекламная культура как фактор возрождения современных культурных ценностей"
На правах рукописи
485603Ь
РЯЗАНЦЕВ АЛЕКСЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ
ВОЗРОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ РЕКЛАМЫ
24.00.01 - теория и история культуры
АВТОРЕФЕРАТ на соискание ученой степени кандидата философских наук
1 ОЕЗ ?П
Тамбов, 2011
4856035
Диссертация выполнена на кафедре культурологии ГОУ ВПО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
доктор философских наук Геращенко Л. Л.
доктор философских наук, профессор Карцева Г.А.;
кандидат философских наук, доцент Ежова Н.А.
ГОУ ВПО Пензенский государственный университет
Защита состоится «17» февраля 2011 г. в 15 часов на заседании диссертационного совета Д-212.261.06 по адресу: 392006, Тамбов, Советская 6, ТГУ, корпус 4, зал защиты диссертаций.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ТГУ им. Г.Р. Державина.
Автореферат разослан «16» января 2011 г. и размещен на сайте ТГУ им. Г.Р. Державина http://tsu.tmb.ru/aspir/dis «16» января 2011 г.
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат философских наук, профессор ~ Семина B.C.
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Современная философия и культурология нуждаются не только в систематизации знаний о рекламной культуре как одном из путей виртуализации внешних и внутренних отношений человека с окружающим его миром, в первую очередь, осознании рекламы как одного из способа возрождения системы современных культурных ценностей.
Реклама, как многогранное явление современности, не может не взаимодействовать с актуальными для нашего бытия социокультурными явлениями. Это предполагает и обуславливает необходимость ее теоретического анализа, а также комплексного исследования всеобщей коммуникативной системы и создания единой картины мира. Современными учеными, философами и культурологами большое внимание уделялось и уделяется рекламе, начиная с момента возникновения ее как сферы научной деятельности, однако непосредственно рекламная культура как фактор возрождения современных культурных ценностей в философском и культурологическом аспектах исследована не была.
Исследование рекламной культуры как фактора возрождения современных культурных ценностей государства и общества является одним из условий успешного построения гуманного культурного государства, высоко организованного гражданского общества. Последний факт, с учетом сложности изучения рекламы обуславливает необходимость её комплексного исследования, что и служит предпосылкой не только для культурологического, но и для социально-философского анализа данной проблемы.
Необходимо отметить в данном ряду тот факт, что современная реклама зачастую оценивается негативно, ей приписываются исключительно деформирующие факторы, отрицательно сказывающиеся на взаимоотношении между людьми, так и на развитии отечественной культуры. Это связано с тем, что в России реклама ориентирована, в первую очередь, на эксклюзивных покупателей, у которых на первом месте стоит принцип демонстрации социальной престижности. Подобная реклама вызывает отторжение у современников отечественной культуры, которым не безразлично ощущение целостного единства мира, собственная творческая реализация в нем и здоровая психика будущих поколений.
Системой координат философского исследования рекламной культуры является не уровень успешных продаж рекламируемого товара, а Культурное, этическое и эстетическое удовлетворение, которые будут испытывать потенциальные ее потребители. Иными словами, реклама должна соответствовать культурной ментальности современного человека, его картине мира, его потребностям, а также уровню его духовного развития.
Одну из определяющих ролей в возрождении современной культуры играют культурные ценности, под которыми в рамках исследования понимается квинтэссенция социального опыта современного общества. К этому могут быть отнесены оправдавшие себя и подтвердившие на практике собственную позитивность и социальную эффективность различные принципы осуществления жизнедеятельности: нравы, обычаи, традиции, стереотипы поведения и сознания, образцы, оценки, образы, мнения, интерпретации. Одним словом, все те нормы поведения и суждения, которые неизбежно ведут к повышению социальной интеграции сообщества.
Без возрождения рекламной культуры в высоком смысле этого слова невозможно сохранение культурных и национальных традиций, религиозных и нравственных норм, формирование ценностных ориентации современного общества. Все это, безусловно, влияет на плодотворное развитие современной культуры, известно, что настоящее совершается на основе исторического прошлого, воздействие которого мы постоянно ощущаем на себе. Если перенести эти слова в плоскость рекламной культуры, становится ясным логика структуры настоящей диссертации. Вначале мы рассматриваем рекламу как виртуальную культуру современности, а затем современные культурные ценности как способ структурирования мира. В системе координат второй главы анализируются культурные ценности в системе координат современного коммуникативного пространства, а также реклама в системе современных культурных ценностей. Используемый в диссертации контекст классической и современной онтологии, гносеологии и аксиологии придает новизну и актуальность настоящей работе, поскольку, несмотря на объективную социокультурную необходимость, подобного исследования ранее проведено не было.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы развития культуры, сохранения культурных ценностей исследованы в работах отечественных и зарубежных ученых, функциями и ролью культуры в процессе развития занимаются такие ученые как Арноль-
дов А.И., Баллер ЭЛ., Белоконь И.В, Бердяев H.A., Большакова В.П., Бромлей Ю.В., А.П., Гумилев JT.H., Иконникова С.Н., Левин И., Лотман Ю.М., Малинин В.А., Маркарян Э., Суханов И.В., Тлюняева A.A., Тугаринов В.П., Фриш A.C., Фейербах Л., Шилз Э., Яспер К., и др.
Проблемы возрождения культурных ценностей отражаются в работах таких авторов как Богуславский М.М., Сергеев А.П., Стешко Л.А., Тепферов В.Д., Флиер А.Я. и др. Непосредственно психологические аспекты исследования рекламной культуры почерпнуты нами из работ Арнхейма Р., Берна Э., Бородецкого А.Я., Брунсвика Е., Гельмана И.А., Гибсона Дж., Зазыкина В.Н., Зинченко В.П., Кона И.С., Крылова И.В., Лебедева А.Н., Левина К., Мокшанцева Р.И., Омельченко С.А., Покровской C.B., Серегина Г.К., Панкратова Ф.Г., Петровой Е.Ю., Узнадзе Д.Н., Чалдини Р., В.Г.Шакурина и др.
Теоретико-методологические аспекты изучения рекламы как фактора возрождения культурных ценностей мифа обеспечивают данному исследованию труды Аникста М.И., Аллпорта Ф., Барта Р., Бодрийяра Ж., Голана А., Демидова В.Е., Лиотара Ж., Лосева А.Ф., Лотмана Ю.М., Маклюэна М., Меле-тинского Е.М., Потебни А., Фрейда 3., Фрейденберг О.М., Фуко М., Хейзинги Й., Эко У., Элиаде М., Юнга К. и др.
В диссертации рассматриваются следующие подходы к изучению современной рекламной культуры: гносеологический, классифицирующий рекламную культуру по способу отражения действительности (Песоцкий Е.); онтологический, характеризующий рекламу по способу реализации художественного образа (Ли-вис К. и Ф.); психологический, в зависимости от способа ее восприятия потребителем (Боковиков А.Н., Краско Т.Н., Лебедев А.Н., Мокшанцев P.M.); а также постмодернистский (Бодрийар Ж., Делез Ж., Лакан Ж., Лиотар Ж.).
Всего в исследовании использованы 238 библиографических источников, в том числе, многих зарубежных исследователей, рассмотрена также эволюция западной рекламной культуры и применимость ее практики в области отечественной рекламы.
Методы исследования обусловлены содержанием и целью работы. Данное исследование является интегративным по своему характеру, основным методом является философско-культурологический, заключающийся в применении инструмента философского анализа к явлениям культуры. Привлекаются также принципы системного подхода, структурно-функционального ана-
лиза, метода анализа явления в единстве логического и исторического, метода теоретического моделирования, сравнительно-сопоставительного подхода, аналитический метод и др.
Объект исследования - пространство современной рекламы Предмет исследования — исследование возможностей возрождения культурных ценностей в пространстве современной рекламы.
Цель исследования. Выработка теоретико-методологических основ формирования и сохранения коренных ценностей России средствами современной рекламы.
Данная цель конкретизируется путем решения следующих
задач:
• проанализировать понятия «культурные ценности», «рекламное пространство», «традиции», «картина мира»;
• обозначить позитивные и негативные тенденции бытования системы культурных ценностей в отечественной культуре;
• исследовать функции рекламной культуры как фактора возрождения культурных ценностей;
• провести сравнительный анализ примеров западной и отечественной рекламной культуры в системе современных ценностных координат;
• рассмотреть кризис системы культурных ценностей на примере рекламной культуры;
• выявить причины деформации культурных ценностей в отечественной культуре.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
• в философском анализе культурных ценностей в системе координат современной рекламы;
• в определении функций рекламы в процессе конструирования ею системы культурных ценностей;
• в исследовании истории возникновения культурных ценностей как фактора, определяющего систему социальных координат;
• в анализе культурных ценностей как способа структурирования социокультурного пространства;
• в исследовании рекламы как коммуникации, определяющей таким образом формирование культурных ценностей;
• в анализе понятия «культурные ценности» как части общей культуры общества;
• в определении пути преодоления ценностных деформаций в современном социокультурном контексте.
Теоретическая значимость исследования связанна с ее научной новизной и состоит в проведенном анализе рекламной культуры как фактора позитивизации и возрождения современных культурных ценностей, в качестве важного фактора повышения уровня культуры общества в целом. Результаты исследования значимы для науки в рамках современной философии, правовой онтологии, аксиологии и гносеологии, предполагают новый подход к изучению проблем, характерных для современной культуры и общества.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при изучении проблем рекламной культуры как фактора позитивизации и возрождения современных культурных ценностей, а также как фактора повышения уровня культуры современного российского общества. Выводы и положения диссертации могут быть применены при чтении учебных курсов по социально-гуманитарным дисциплинам, а также при разработке программ социального и культурного развития.
Положения, выносимые на защиту.
1. Исторический и зарубежный контекст анализа рекламной культуры определяет ее существенную роль в процессе возрождения отечественной культуры, а также фатора формирования культурных ценностей. Последние представляют собой, кроме выдающихся произведений интеллектуального, художественного и религиозного творчества, квинтэссенцию социального опыта общества, в рамках которой собраны наиболее оправдавшие себя и показавшие наибольшую социальную эффективность принципы осуществления жизнедеятельности. Рекламной культуре как фактору формирования современных культурных ценностей принадлежит в современных условиях приоритетная роль, поскольку именно от нее зависит сохранение культурных ценностей, а также общая перспектива социокультурного развития современной отечественной культуры.
2. Проблемы и перспективы развития современной рекламы обусловлены тем, что она часто способствует деформации представлений современного человека об окружающем мире. Реклама навязывает не только вещи, услуги, но и философию жизни, поддаваясь воздействию рекламы, человек меняется согласно на-
вязанной ему идентичности, чувствует себя не тем, кем он является на самом деле, а тем, кем обязан быть согласно предлагаемому рекламному стандарту. Данный процесс деструктивно действует на психику потребителей, разрушает их картину мира.
3. Современная рекламная культура формирует философию нового типа - так называемого «homo reclamus», воздействует на сознание современного человека, в первую очередь тем, что создает нормативы системы ценностей, структурирует картину мира современного человека, дает возможность реального самоутверждения в социокультурном пространстве, возрождая общечеловеческие ценности и формируя новые позитивные социокультурные смыслы. Исключительно негативный контекст анализа рекламной культуры представлен как непродуктивный для научного исследования и не соответствующий действительности.
К числу сторон картины мира, которая формируется с помощью рекламы, и которые имеют как негативные, так и позитивные черты, можно отнести следующие: явления, предметы и образы существуют вне их взаимозависимостей, в виде случайно соединившейся мозаики, между событиями, вещами и людьми отсутствуют причинно-следственные связи. В рекламной субкультуре размыты границы между миром людей и миром вещей, между человеком и предметным миром, его окружающим.
4. Кризис современной культуры зависит от кризиса культурных ценностей, формируемых рекламной культурой. Ее формирование не есть обособленный процесс от развития других видов культуры - философской, политической, моральной, эстетической, между ними существует единая взаимосвязь. Их объединяет общность задачи - создание позитивного гуманного климата в обществе, который гарантирует реализацию личности в соответствии с ее системой ценностей, обеспечивает ее социальную защищенность, уважение ее достоинства, ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов.
Все это приводит к тому, что рекламная субкультура создает собственный, метафизический мир, подразумевающий магическое воздействие на каждого из ее потенциальных участников, а человек, к которому обращена реклама, невольно оказывается встроенным в любой рекламный контекст. О чем бы речь не шла в рекламе, подразумевается не самостоятельная ценность человека, а способность предложить ему пищу или лекарства, экономические или технические средства. Все это приводит к тому, что человек
выполняет в рекламной культуре играет роль демонстратора или информатора, становится составной частью информационного или эмоционального образа рекламируемого товара.
5. Рекламная культура может быть названа регулятором культурных ценностей. Современная кризисная ситуация в сфере рекламной культуры обладает тенденцией к глобализации, что в последствии может привести к резкому «снижению» планки культурных ценностей, реализуемых в рекламе. Одним из способов сглаживания описанных выше кризисных ситуаций нами видится полноценное философское исследование в области происходящих в рекламной культуре процессов, с целью их дальнейшей грамотной, творческой и научной корректировки. Однако непосредственно научных исследований, на наш взгляд, недостаточно, необходимо еще и грамотное практическое их опробирование.
Апробация работы.
1. Материалы исследования были доложены на пяти научных конференциях, в числе которых можно перечислить межвузовскую научную конференцию авторов и читателей сборника «Рубикон» «Современная реклама как мифотворчество» (8 февраля 2006., г. Ростов-на-Дону), международную научно-практическую конференцию молодых ученых «Науки о культуре: современный статус» (январь 2007, г. Москва), межвузовскую научную конференцию авторов и читателей сборника «Рубикон» «Современная культура как управление системой социальных потребностей» (4 августа 2009., г. Ростов-на-Дону, Южный Федеральный Университет) и др.
2. По результатам исследования опубликовано 6 статей (см. список авторских публикаций на последней странице автореферата).
3. Основные концептуальные положения исследования апробировались в педагогической и учебно-методической практике автора, в составлении учебных программ и чтении соответствующих специфике исследования курсов во ВГИКе.
4. Теоретическая концепция, изложенная в диссертации, была реализована в педагогической практике, осуществленной в период с 1997 по 2010 гг.
Диссертация состоит из ведения, двух глав и заключения. Общий объем работы 159 с. Количество исследованных источников 238.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
В главе I. Реклама как виртуальная культура современности, параграфе 1.1. Рекламная культура: исторический и зарубежный контекст рассматривается понимание культуры и культурных ценностей, которое позволит нам проанализировать ее с позиций соотнесения с рекламной культурой. В параграфе приводится более 20 определений рекламы, говорится, что современные теории рекламы столь многочисленны, что вряд ли могут быть уложены в прокрустово ложе культурологических концепций. В России вышло в свет более 200 книг, посвященных рекламе, в числе переведенных на русский язык научных исследований и учебных пособий насчитывается около тысячи источников.
Современная рекламная культура формирует мировоззрение человека, живущего в мире рекламы, его систему ценностей. Человек выполняет в рекламной культуре играет роль манекена или пассивного информатора, становится составной частью информационного или эмоционального образа рекламы. Обозначенные в параграфе, происходящие с рекламой процессы позволяют сформулировать и доказать способность современной рекламной культуры компенсировать и нейтрализовать психическую неустойчивость и травмированность человека современной культуры, предоставляя ему виртуальные взаимоотношения с окружающим миром.
Западная рекламная культура проникла во все области деятельности и бытия человека, поэтому в отсутствии четкого определения слова культура постоянно присоединяет большое количество новых значений, а иногда и заменяет старые понятия, например культура подменяет слово общество. Необходимо также принять во внимание, что понятия и значения иногда не связаны с общеобязательными правилами и существуют самостоятельно. Все это порождает необходимость четкой терминологии в области как непосредственно рекламы, так и культуры в широком смысле этого слова.
Безусловно, новые концепции не могут существовать вне учета традиционного научного знания. Поэтому в целях дальнейшего глубокого анализа рекламной культуры необходимо применение системного и конкретизированного подхода, где понятие «смысл», «культурная ценность» выступают в качестве основы,
соответственно науки философия и культурология превращаются в науку о смыслах и ценностях, так как в культуре содержится все, что присуще человеческой ментальности. При такой постановке вопроса рекламную культуру можно рассматривать не только в рамках непосредственно культурологии, но и в рамках философии как науки, занимающейся общими законами мира. Современная западная философия, которая занималась общими законами мира как целого, потерпела крушение. Мир изменчивой бытийности рассматривался с позиций однозначной истины, и философ, таким образом, вещал с позиций неких неизменных культурных ценностей, которые, как известно носят исторический и социально обусловленный характер.
В параграфе 1.2. Рекламная культура современного Российского общества: проблемы и перспективы развития анализируется рекламная культура современного Российского общества, как специфическая форма человеческого существования, онанеявля-ется примитивным «отражением действительности», это более сложный процесс. Отношение человека к миру происходит через достаточно сложную конструкцию рекламной культуры, с ее бесчисленными смыслами, сложной иерархией и переходами между ними. Эта проводниковая роль рекламной культуры возможна лишь в результате ее абстрактности, идеальности, позитивности. Сама же рекламная культура несет в себе как негативное, так и идеальное, как частное, так и всеобщее содержание и состоит из взаимодействий разных типов. Смысл российской рекламной культуры заключается не в адекватном отражении мира, а в нацеленности на движение к некоторому идеалу, на реализацию некоторых ценностей, на подготовку к ним.
Логика осмысления человека современной культуры в рамках уже сложившейся исторически культуры и оперирующего уже сложившимися культурными ценностями является ничем иным как логикой образования системы ценностей - инверсией, на этих ценностных смыслах основаны инверсионные циклы, иначе говоря «предциклы», то есть циклы существующие в замкнутой культурной сфере. Этот процесс является возможной последовательностью появления неких культурных ценностей, движения мысли, в процессе осмысления на основе инверсионной логики. Происходящие процессы в картине мира каждого отдельного человека современной культуры дают возможность для рассмотрения более сложных процессов, распространяющихся на уровень
культуры в целом. Изучение и анализ данной взаимосвязи это усложняющийся процесс, причем возрастает значение влияния циклов культуры на процесс повышения культуры каждого конкретного человека в обществе и повышения интеллекта общества в целом.
Безусловно, российская рекламная культура не только нуждается в пересмотре традиционного научного подхода, но и требует учета непосредственно российских важных для культуры факторов, определяющих систему культурных ценностей. Огромное значение в этом ряду имеет система российских религиозных ценностей, оказывающая на культуру все большее влияние.
Отметим также, что в процессе культурной эволюции любой ее объект полностью адаптируется в своем окружении, но состояние это не устойчивое, отсюда возникает вывод о том, что следующая, последняя ступень эволюции, это первая ступень процесса «рассеяния». И когда данный цикл завершается, снова начинается процесс эволюции. В неизбежном ходе эволюции адаптация становится не случайностью, но необходимостью. Данный, переживаемый российской рекламной культурой период может быть назван не иначе, как периодом «рассеяния», за которым неизбежной и очевидной становится эволюция.
Размышляя об объективных процессах производства и рынка, которые реклама «обходит стороной», стоит указать, что тем самым, в стороне остается и реальное общество с его противоречиями. В этом заключается некая игра в презумпцию некоего глобального коллектива, этот коллектив - воображаемый, но подразумевается, что он нами культурно усвоен и принят, а этого уже достаточно, чтобы обеспечить действенность рекламы. Отметим, что индивидуальное желание каждого потребителя оказывается сориентированным на некую культурную универсальность.
Однако, социальная российская действительность включает в себя не только происходящие в социуме процессы, но, в первую очередь, восприятие и обусловленность поведения больших и малых социальных групп. Основная задача отечественной социальной психологии, как известно - это разработка определенных технологий, которые позволили бы управлять поведением и мыслями отдельных индивидов и масс. Вопрос о степени допустимости коррективов поведения человека без его ведома и согласия в отечественной науке обсуждается.
В главе II. Современные культурные ценности как способ структурирования рекламного пространства, в параграфе 2.1. Культурные ценности как фактор формирования картины мира рассматривается понятие «картины мира», в которое традиционно вкладывается имплицитное выражение понимание членами каждого общества, в том числе, и общности этнической, правил жизни, диктуемых социальными, культурными, природными, и иногда сверхъестественными силами. В сущности, картина мира представляет собой свод неких допущений, не осознаваемых, но структурирующих поведение представителей данной общности. Данные допущения и правила могут быть параллелью грамматических правил, не осознаваемых многими людьми, но определяющими их правописание.
Нормативное поведение той или иной группы становится функцией этнической картины мира, с другой стороны, данная картина мира может быть описана как когнитивная и исследована «через» понятие культурных ценностей и ценностных ориентации. Под культурными ценностями в рамках данного параграфа понимается некая серия предположений о мире и отношениях в нем, которая определяет предпочтительный тип поведения и взаимодействия с этим миром.
Те или иные объекты, процессы, явления, с которыми сталкивается человек, представляются его сознанию как составляющие элементы разных сфер реальности. Практически каждый человек осознает, что окружающие его люди имеют отношение к иной реальности, нежели та, которую представляет себе сам человек. Так возникают и сталкиваются друг с другом две параллельно существующие системы реальности: реальность данного человека с точки зрения его собственных образов фантазий, иллюзий и сновидений; реальность того же человека, но под углом зрения окружающих его людей, а также виртуальная реальность современной рекламы. Разные системы реальности вызывают в сознании различное напряжение, и внимание к ним человека зависит от ряда факторов оно не стабильно и не одинаково.
Подобным образом сознание человека способно перемещаться из одной реальности - в другую, каждая из которых распадается еще на ряд «подреальностей». Индивид осознает мир состоящим из множества реальностей, в зависимости от его потребности в той или иной, он воспринимает одновременно существующие другие реальности как некое препятствие к самой важной в
данный момент реальности, в которой он испытывает сейчас потребность и которая наиболее ценна для него. Однако самой главной среди реальностей оказывается реальность повседневной жизни, в силу ее самой большей актуальности, индивид придает ей привилегированное положение, воспринимая, как высшую и самую значимую.
Не будет преувеличением сказать, что все имеющиеся на сегодняшний день суждения о культурных ценностях, так же, как и о культуре являются не точными. Исходя из цели и задач исследования культура - это уникальный набор элементов социального опыта совместного существования и деятельности каждого конкретного исторического сообщества людей; это социальные формы коллективного бытия людей, воплощенные в системе культурных ценностей, норм, образцов, нравов, обычаев и т.п. Обязательным признаком является то, что культура - это порядок в представлениях, ценностях и деятельность людей, противостоящий Хаосу, неупорядоченности, что в некоторых пределах имеет место в современной действительности.
Современная культура характеризуется изменением картины мира, которые стали происходить благодаря тому, что старая картина мира перестала отвечать пониманию процессов, происходящих в мире: идеологическая модель начала противоречить новой реальности.
Картина мира человека расщепленного сознания характеризуется предельным эклектизмом, что создает человеку, кроме ощущения незавершенности картины мира, ряд особых симптомов неустойчивости и фрагментарности навязываемой модели. Однако подчеркнем, что данный процесс может оказаться необходимым и плодотворным, способствовать возрождению системы культурных ценностей, но только в диалоге со «старой» ментальностью, сохранением лучшего из того, что было создано и воплощено отечественной культурой. Потому что только в синтезе между двумя подходами, двумя типами ментальное™, новой и старой, возможен выход на иной, качественно более высокий мыслительный уровень, на котором могут быть разработаны современные стратегии освобождения культуры от внутренних конфликтов. Цель этих процессов - выход культуры на новый в высоком смысле этого слова Культурный уровень.
В параграфе 2.2. Возрождение системы культурных ценностей и кризис современной культуры анализируется
настоящее, которое всегда воспринималось в России как находящееся в состоянии кризиса, что отражалось в лучших произведениях отечественной культуры. Будь ли это период княжеских распрей или тирании московских государей, Петровская эпоха и период послепетровского царствования, Екатерининская, царствование Николая I, все эти эпохи не воспринимались их современниками как стабильные и благополучные. Русская история прошла под знаком тревог, вызванных неудовлетворенностью настоящим княжеских распрей, бунтов, земских соборов, восстаний, религиозных волнений, что, безусловно, накладывало отпечаток на русскую культуру.
Неудовлетворенность настоящим составляет одну из основных черт произведений лучших представителей русской культуры, истории и философии. Мы надеемся, что наше исследование в этом ряду заложит свой «кирпичик» в строительстве российскую культурологии и философии, система координат которых будет построена с учетом свойственной для русской традиции ментальное™, типичной для отечественной современности картины мира и возрождения культурных ценностей.
Исследователи современной культуры отмечают сложность и глобальность кризиса, переживаемого всем человечеством в целом. Акцент ставится на то, что кризисные явления происходят в различных областях духовной и материальной культуры: экономике, морали, искусстве, политике, ни одна сфера деятельности человека не лишена проблем и затруднений. При чем данные негативные стороны оказывают влияние на развитие и функционирование всех общественных систем.
Анализ современных тенденций в России, а тем более возможных сценариев её развития во многом определяется пониманием особенностей мировых процессов современности. Современный кризис культуры может принимать различные формы, например, форму застоя: в 70-х годах кризисные формы приняли форму «застоя», а к середине 80-х годов стал очевиден всеобщий кризис великой державы. В России ситуация обостряется в связи с тем, что мировой кризис, связанный с переходным периодом в развитии цивилизации, усиливается массовой пропагандой Российского культурного кризиса, обусловленного сменой экономико-политического проекта, ведущего к социальной дезориентации и дезадаптации.
В параграфе отмечается, что, говоря на языке средств массовой коммуникации, в том числе, используя язык рекламы, стоит подчеркивать роль тех огромных ценностях, которыми русский народ владеет. В данном случае мы не имеем в виду, что подобных ценностей нет у других народов, но ценности русской культуры своеобразны в том отношении, что их художественная сила лежит в тесной связи ее с системой культурных ценностей. Именно в этом, на наш, взгляд, один из путей возрождения культурных ценностей, в котором именно рекламная культура играет одну из главных ролей. Не будет преувеличением сказать, что современная рекламная культура - лицо русского народа, которое отражает его жизнь, отношения с действительностью, с осознанием культурной ценности человека самого по себе.
Российская рекламная культура - это сегодня и русская философия, и русская особенность творческого самовыражения, и источник возрождения культурных ценностей. Данная работа станет существенным вкладом в позитивное и активное развитие данного процесса, отчасти поможет рекламной культуре помочь найти Российскому народу силы для нравственного самоочищения и культурного возрождения.
В параграфе 2.3. Реклама как регулятор современных культурных ценностей оценивается распад целостной картины мира, следствием которого становится ощущение раздробленности внутреннего мира человека современной культуры на несколько параллельных миров: в одном он живет, в третьем работает, в четвертом - отдыхает, в пятом - осмысливает свою жизнь. Распадающееся сознание испытывает потребность в бегстве от действительности: от «ухода» в компьютерные игры до наркотической или алкоголической зависимости; усложняется адекватное самоопределение личности.
Далее в параграфе рассматривается краткая история рекламы как регулятора культурных ценностей, основное внимание уделяется отечественной рекламе. Проведенный анализ рекламы как регулятора культурных ценностей, приводит к утверждению, что развитие культуры это очень сложный и противоречивый процесс, во многом зависящий именно от сохранения культурных ценностей. Центральное место в этом процессе играет современная рекламная культура, лучшие примеры которой (они не приводятся, чтобы не создавать рекламу ее производителю) представляют собой, помимо суммы наиболее выдающихся по своему каче-
ству произведений интеллектуального, художественного и религиозного творчества, некую квинтэссенцию социального опыта общества.
От передачи и сохранения культурных ценностей, моральных и нравственных устоев зависит развитие культуры и общества в целом. Это связано в первую очередь с тем, что современная рекламная культура является одним из влиятельных и сильных средств, регулирующих общественные отношения, способных содействовать возрождению отечественной культуры. Анализируя дальнейшие перспективы настоящего исследования, отметим в этом ряду необходимость изучения рекламной культуры как объективированного института, в контексте существующих форм его внешнего выражения. Продуктивным также на наш взгляд будет проведение научной параллели между рекламой в сфере культуры и ее практической реализацией в тех или иных вариантах бытования системы культурных ценностей.
В Заключении подводятся основные итоги и результаты проведенного исследования.
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:
Статьи в изданиях перечня ВАК:
1. Реклама как культура //Гуманитарные и социально-экономические науки, 2011, № 1, 0,3 п.л.
2. Реклама как виртуальная культура современности // Гуманитарные и социально-экономические науки, 2011, № 2, 0,3 пл.
3. К вопросу о позитивном и негативном влиянии рекламы на человека современной культуры //Гуманитарные и социально-экономические науки, 2011, № 3, 0, 3 п.л.
4. Рекламная культура: российский и зарубежный контекст // Гуманитарные и социально-экономические науки, 2011, № 4, 0,3 п.л.
5. К вопросу о кризисе системы культурных ценностей // Вестник Удмурдского Государственного Университета, 2011, № 11. 0,3 п.л.
6. Кризис культурных ценностей: проблемы и перспективы // Вестник Удмурдского Государственного Университета, 2011, № 1, 0,3 п.л.
Отпечатано ИП Першиным Р.В. Тамбов, Советская, 21, а/я №7. Подписано в печать 14.01.2011. Заказ № 140111-01. Печать электрографическая. Бумага офсетная. Гарнитура Times. Формат 60x90/16. Объем 1,1 усл.печ.л. Тираж 100 экз.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Рязанцев, Алексей Анатольевич
Введение
Глава I. Реклама как виртуальная культура современности
1.1. Рекламная культура: исторический и зарубежный контекст
1.2. Рекламная культура современного Российского общества: проблемы и перспективы развития
Глава II. Современные культурные ценности как способ структурирования социокультурного пространства
2.1. Культурные ценности как фактор формирования картины мира
2.2. Возрождение системы культурных ценностей и кризис современной культуры
2.3. Реклама как регулятор современных культурных ценностей
Введение диссертации2011 год, автореферат по культурологии, Рязанцев, Алексей Анатольевич
Актуальность темы исследования. Современная философия и культурология нуждаются не только в систематизации знаний о рекламной культуре как одном из путей виртуализации внешних и внутренних отношений человека с окружающим его миром, в первую очередь, осознании рекламы как одного из способов возрождения системы современных культурных ценностей.
Реклама, как многогранное явление современности, не может не взаимодействовать с актуальными для нашего бытия социокультурными явлениями. Это предполагает и обуславливает необходимость ее теоретического анализа, а также комплексного исследования всеобщей коммуникативной системы и создания единой картины мира. Современными учеными, философами и культурологами большое внимание уделялось и уделяется рекламе, начиная с момента возникновения ее как сферы научной деятельности, однако непосредственно рекламная культура как фактор возрождения современных культурных ценностей в философском и культурологическом аспектах исследована не была.
Исследование рекламной культуры как фактора возрождения современных культурных ценностей государства и общества является одним из условий успешного построения гуманного культурного государства, высоко организованного гражданского общества. Последний факт, с учетом сложности изучения рекламы, обуславливает необходимость её комплексного исследования, что и служит предпосылкой не только для культурологического, но и для социально-философского анализа данной проблемы.
Необходимо отметить в данном ряду тот факт, что современная реклама зачастую оценивается негативно, ей приписываются исключительно деформирующие факторы, отрицательно сказывающиеся как на взаимоотношении между людьми, так и на развитии отечественной культуры. Это связано с тем, что в России реклама ориентирована, в первую очередь, на эксклюзивных покупателей, у которых на первом месте стоит принцип демонстрации социальной престижности. Подобная реклама вызывает отторжение у современников отечественной культуры, которым небезразлично ощущение целостного единства мира, собственная творческая реализация в нем и здоровая психика будущих поколений.
Системой координат философского исследования рекламной культуры является не уровень успешных продаж рекламируемого товара, а Культурное (с большой буквы этого слова), этическое и эстетическое удовлетворение, которые будут испытывать потенциальные ее потребители. Иными словами, реклама должна соответствовать культурной ментальности современного человека, его картине мира, его потребностям, а также уровню его духовного развития.
Одну из определяющих ролей в возрождении современной культуры играют культурные ценности, под которыми в рамках исследования понимается квинтэссенция социального опыта современного общества. К этому могут быть отнесены оправдавшие себя и подтвердившие на практике собственную позитивность и социальную эффективность различные принципы осуществления жизнедеятельности: нравы, обычаи, традиции, стереотипы поведения и сознания, образцы, оценки, образы, мнения, интерпретации. Одним словом, все те нормы поведения и суждения, которые неизбежно ведут к повышению социальной интеграции сообщества.
Без возрождения рекламной культуры в высоком смысле этого слова невозможно сохранение культурных и национальных традиций, религиозных и нравственных норм, формирование ценностных ориентаций современного общества. Все это, безусловно, влияет на плодотворное развитие современной культуры, известно, что настоящее совершается на основе исторического прошлого, воздействие которого мы постоянно ощущаем на себе. Если перенести эти слова в плоскость рекламной культуры, становится ясной логика структуры настоящей диссертации. Вначале мы рассматриваем рекламу как виртуальную культуру современности, а затем современные культурные ценности как способ структурирования мира. Вторая глава анализирует культурные ценности в системе координат современного коммуникативного пространства, а также место рекламы в системе современных культурных ценностей. Используемый в диссертации контекст классической и современной онтологии, гносеологии и аксиологии придает новизну и актуальность настоящей работе, поскольку, несмотря на объективную социокультурную необходимость, подобного исследования ранее проведено не было.
Степень научной разработанности темы. Проблемы развития культуры, сохранения культурных ценностей исследованы в работах отечественных и зарубежных ученых, функциями и ролью культуры в процессе развития занимаются такие ученые как Арнольдов А.И., Баллер Э.А., Белоконь И.В., Бердяев H.A., Большакова В.П., Бромлей Ю.В., Гумилев JI.H., Иконникова С.Н., Левин И., Лотман Ю.М., Малинин В.А., Маркарян Э., Суханов И.В., Тлюняева A.A., Тугаринов В.П., Фриш A.C., Фейербах Л., Шилз Э., Яспер К. и др.
Проблемы возрождения культурных ценностей отражаются в работах таких авторов, как Богуславский М.М., Сергеев А.П., Стешко Л.А., Тепферов В.Д., Флиер А .Я. и др. Непосредственно психологические аспекты исследования рекламной культуры почерпнуты нами из работ Арнхейма Р., Берна Э., Бородецкого А.Я., Брунсвика Е., Гельмана И.А., Гибсона Дж., Зазыкина В.Н., Зинченко В.П., Кона И.С., Крылова И.В., Лебедева А.Н., Левина К., Мок-шанцева Р.И., Омельченко С.А., Покровской C.B., Серегина Г.К., Панкратова Ф.Г., Петровой Е.Ю., Узнадзе Д.Н., Чалдини Р., Шакурина В.Г.и др.
Теоретико-методологические аспекты изучения рекламы как фактора возрождения культурных ценностей мифа обеспечивают данному исследованию труды Аникста М.И., Аллпорта Ф., Барта Р., Бодрийяра Ж., Голана А., Демидова В.Е., Лиотара Ж., Лосева А.Ф., Лотмана Ю.М., Маюпоэна М., Ме-летинского Е.М., Потебни А., Фрейда 3., Фрейденберг О.М., Фуко М., Хей-зинги Й., Эко У., Элиаде М., Юнга К. и др.
В диссертации рассматриваются следующие подходы к изучению современной рекламной культуры: гносеологический, классифицирующий рекламную культуру по способу отражения действительности (Песоцкий Е.); онтологический, характеризующий рекламу по способу реализации художественного образа (Ливис К. и Ф.); психологический, в зависимости от способа ее восприятия потребителем (Боковиков А.Н., Краско Т.И., Лебедев А.Н., Мокшанцев P.M.); а также постмодернистский (Бодрийар Ж., Делез Ж., Лакан Ж., Лиотар Ж.).
Всего в исследовании использованы 238 библиографических источников, в том числе, многих зарубежных исследователей, рассмотрена также эволюция западной рекламной культуры и применимость ее практики в области отечественной рекламы.
Методы исследования обусловлены содержанием и целью работы. Данное исследование является интегративным по своему характеру, основным методом является философско-культурологический, заключающийся в применении инструмента философского анализа к явлениям культуры. Привлекаются также принципы системного подхода, структурно-функционального анализа, метод анализа явления в единстве логического и исторического, метода теоретического моделирования, сравнительно-сопоставительного подхода, аналитический метод и др.
Объект исследования - современная реклама как один из решающих факторов возрождения системы современных культурных ценностей.
Предмет исследования - реклама как продукт культуры XX века, один из путей структурирования жизни и реализации проектных моделей экзистенциального опыта в социокультурной практике.
Гипотеза исследования заключается в том, что рекламная культура как фактор позитивного становления и возрождения культурных ценностей в современных условиях является одним из основных путей поступательного развития отечественной культуры, а также преодоления мирового экономического, социокультурного и духовного кризиса. Связывая человека с окружающей действительностью, в условиях дефицита достоверных знаний о реальном мире, реклама конструирует аналогичный внешнему миру мир внутренний, формирует виртуальные представления о жизни, подчас замещая ими реальность. Будут ли эти представления способствовать деформации культуры или ее возрождению, зависит, в том числе, от глубины и объективности проведенного в настоящей работе анализа.
Цель исследования. Выработка теоретико-методологических основ формирования и сохранения рекламной культуры как фактора формирования современных культурных ценностей в России. Данная цель конкретизируется путем решения следующих задач:
• проанализировать понятия «культурные ценности», «рекламная культура», «традиции», «картина мира»;
• обозначить позитивные и негативные тенденции бытования системы культурных ценностей в отечественной культуре;
• исследовать функции рекламной культуры как фактора возрождения культурных ценностей;
• провести сравнительный анализ примеров западной и отечественной рекламной культуры в системе современных ценностных координат;
• рассмотреть кризис системы культурных ценностей на примере рекламной культуры;
• выявить причины деформации культурных ценностей в отечественной культуре.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
• в философском анализе культурных ценностей в системе координат современной рекламы;
• в определении функций рекламы в процессе конструирования ею системы культурных ценностей;
• в исследовании истории возникновения культурных ценностей как фактора, определяющего систему социокультурных координат;
• в анализе культурных ценностей как способа структурирования социокультурного пространства;
• в исследовании рекламы как коммуникации, определяющей таким образом формирование культурных ценностей;
• в анализе понятия «культурные ценности» как части общей культуры общества;
• в определении пути преодоления ценностных деформаций в современном социокультурном контексте.
Теоретическая значимость исследования связана в первую очередь с его научной новизной и состоит в проведенном анализе рекламной культуры как фактора позитивизации и возрождения современных культурных ценностей, а также в качестве важного фактора повышения уровня культуры общества в целом. Результаты исследования имеют важное значение для науки в рамках современной философии, правовой онтологии, аксиологии и гносеологии, предполагают принципиально новый подход к изучению проблем, характерных для современной культуры и общества.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при исследовании проблем рекламной культуры как фактора позитивизации и возрождения современных культурных ценностей, а также как фактора повышения уровня культуры современного российского общества. Выводы и положения диссертации могут быть применены при чтении учебных курсов по социально-гуманитарным дисциплинам, а также при разработке программ социального и культурного развития.
Положения выносимые на защиту.
1. Исторический и зарубежный контекст анализа рекламной культуры определяют ее существенную роль в процессе возрождения отечественной культуры, а также как фактора формирования культурных ценностей. Последние представляют собой, кроме выдающихся произведений интеллектуального, художественного и религиозного творчества, квинтэссенцию социального опыта общества, в рамках которой собраны наиболее оправдавшие себя и показавшие наибольшую социальную эффективность принципы осуществления жизнедеятельности. Рекламной культуре как фактору формирования современных культурных ценностей принадлежит в современных условиях приоритетная роль, поскольку именно от нее зависит сохранение культурных ценностей, а также общая перспектива социокультурного развития современной отечественной культуры.
2. Проблемы и перспективы развития современной рекламы обусловлены тем, что она часто способствует деформации представлений современного человека об окружающем мире. Реклама навязывает не только вещи, услуги, но и философию жизни, поддаваясь воздействию рекламы, человек меняется согласно навязанной ему идентичности, чувствует себя не тем, кем он является на самом деле, а тем, кем обязан быть согласно предлагаемому рекламному стандарту. Данный процесс деструктивно действует на психику потребителей, разрушает их картину мира.
3. Современная рекламная культура формирует философию нового типа - так называемого «homo reclamus», воздействует на сознание современного человека, в первую очередь тем, что создает нормативы системы ценностей, структурирует картину мира современного человека, дает возможность реального самоутверждения в социокультурном пространстве, возрождая общечеловеческие ценности и формируя новые позитивные социокультурные смыслы. Исключительно негативный контекст анализа рекламной культуры представлен как непродуктивный для научного исследования и не соответствующий действительности.
К числу сторон картины мира, которая формируется с помощью рекламы, и которые имеют как негативные, так и позитивные черты, можно отнести следующие: явления, предметы и образы существуют вне их взаимозависимостей, в виде случайно соединившейся мозаики, между событиями, вещами и людьми отсутствуют причинно-следственные связи. В рекламной субкультуре размыты границы между миром людей и миром вещей, между человеком и предметным миром, его окружающим.
4. Кризис современной культуры зависит от кризиса культурных ценностей, формируемых рекламной культурой. Ее формирование не есть обособленный процесс от развития других видов культуры - философской, политической, моральной, эстетической, между ними существует единая взаимосвязь. Их объединяет общность задачи - создание позитивного гуманного климата в обществе, который гарантирует реализацию личности в соответствии с ее системой ценностей, обеспечивает ее социальную защищенность, уважение ее достоинства, ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов.
Все это приводит к тому, что рекламная субкультура создает собственный, метафизический мир, подразумевающий магическое воздействие на каждого из ее потенциальных участников, а человек, к которому обращена реклама, невольно оказывается встроенным в любой рекламный контекст. О чем бы речь не шла в рекламе, подразумевается не самостоятельная ценность человека, а способность предложить ему пищу или лекарства, экономические или технические средства. Все это приводит к тому, что человек в рекламной культуре играет роль демонстратора или информатора, становится составной частью информационного или эмоционального образа рекламируемого товара.
5. Рекламная культура может быть названа регулятором культурных ценностей. Современная кризисная ситуация в сфере рекламной культуры обладает тенденцией к глобализации, что в последствии может привести к резкому «снижению» планки культурных ценностей, реализуемых в рекламе. Одним из способов сглаживания описанных выше кризисных ситуаций нами видится полноценное философское исследование в области происходящих в рекламной культуре процессов с целью их дальнейшей грамотной, творческой и научной корректировки. Однако непосредственно научных исследований, на наш взгляд, недостаточно, необходимо еще и грамотное практическое их опробирование.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Рекламная культура как фактор возрождения современных культурных ценностей"
Заключение
Философия рекламы - суть неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на ее началах, является отражением уровня ее развития, менталитета народа. Формирование современной рекламы и ее роль в возрождении культурных ценностей не есть обособленный процесс от развития других видов культуры - политической, моральной, эстетической, это комплексная проблема. Их объединяет общность задачи - возрождение позитивного морального климата в обществе, нравственных ценностей, высоких идеалов культуры.
Исследователи современной культуры отмечают сложность и глобальность кризиса культурных ценностей, переживаемого всем человечеством в целом. Акцент ставится на то, что кризисные явления происходят в различных областях социальной, духовной и материальной культуры: экономике, юриспруденции, морали, искусстве, политике, ни одна сфера деятельности человека не лишена проблем и затруднений. На наш взгляд, массовая пропаганда исключительно негативных сторон любого социального или культурного явления оказывает разрушительное влияние на развитие и функционирование всех общественных систем.
Кризис, безусловно, заметен, однако, на наш взгляд, сам по себе кризис - это не крушение, а есть не что иное, как глубокое и интенсивное изменение; оно может быть изменением к худшему, но также и к лучшему. Пути выхода из кризиса во многом зависят от отношения к нему человека массовой культуры и от осознания собственного культурного достоинства. Как было отмечено нами в работе, нет более верного признака зрелости науки, чем кризис принципов. Он означает, что наука настолько уверена в себе, что может позволить себе роскошь решительно пересмотреть свои принципы, т. е. потребовать от них большей убедительности и твердости. Интеллектуальная сила как человека, так и общества, науки и культуры измеряется той долей скептицизма, сомнения, с которой они относятся к себе. Однако без уважения к своей культуре и культурным ценностям, в ситуации обесценивания ценностей и массовых упаднических настроений возродить отечественную культуру крайне трудно.
На морально-психологический климат современного общества оказывают существенное влияние тенденции негативно оценивать современную отечественную рекламу. Впоследствии неоднократно приводимые в исследовании и буквально заполонившие средства массовой информации одни лишь недостатки отечественной рекламы отнюдь не способствуют ни стремлению к повышению культуры, ни образования каждого гражданина страны, ни непосредственно преодолению самих указанных в исследовании негативных тенденций.
Имеющиеся на сегодняшний день исследования аргументировано-научно доказывают, что кризисная ситуация в сфере философии рекламы обладает тенденцией к глобализации, что впоследствии может привести к «снижению» планки культурных ценностей, реализуемых в рекламе. Одним из способов сглаживания описанных выше кризисных ситуаций нами видятся полноценные исследования в области происходящих в рекламной культуре процессов, с целью их дальнейшей грамотной, творческой и научной корректировки. Однако непосредственно научных исследований, на наш взгляд, недостаточно.
Следуя всемирно известной логике основателей и последователей психоанализа, путь развития культуры - снятие напряжения между ее запретами и желаниями масс. Одним из таких древнейших способов является возрождение системы культурных ценностей во всех плоскостях социума и культуры, в том числе и в рекламе. Отправной точкой оценки современной, «культурной» рекламы должен стать не уровень успешных продаж рекламируемого товара, а внутреннее нравственное и моральное удовлетворение, испытываемое практически каждым ее потребителем.
Таким образом, в ходе проведенного исследования было доказано, что реклама воздействует на психику современного человека, создавая нормативы системы ценностей. С их помощью реклама управляет желаниями людей в интересах поставщиков товаров и услуг. В одном из параграфов анализируется, как реклама не только способна разрушительно воздействовать на психику человека, но и гармонизировать ее, давая возможность реального социокультурного самоутверждения, возрождая общечеловеческие ценности и формируя новые позитивные социокультурные смыслы.
В диссертации также показано, как современная философия рекламы формирует мировоззрение «homo reclamus», его ценности и потребности. Картина мира человека современной рекламы выглядит следующим образом: в мире рекламы различные явления, предметы и образы существуют вне их взаимозависимостей, в виде случайно соединившейся мозаики, между событиями, вещами и людьми отсутствуют причинно-следственные связи. Кроме того, в рекламной субкультуре нередко размыты границы между миром людей и миром вещей, между человеком и предметным миром, его окружающим, участие человека, воспринимающего эту рекламу, в рекламном сообщении присутствует в виртуальной форме в качестве потенциального, возможного соучастника того, что происходит в виртуальной рекламной реальности.
Философия рекламы может быть охарактеризована как полноценная наука, исследующая и создающая мир виртуального, одним словом, мир чистой коннотации: реклама не участвует в производстве и непосредственном применении вещей, становится сама предметом потребления. Однако данная виртуальность должна носить позитивный характер, не разрушать социум и культуру.
В одной из глав работы рассмотрено, как на морально-ценностный и психологический климат современного общества оказывают существенное влияние тенденции негативно оценивать современную отечественную рекламную культуру. Многократно упоминаемые в исследовании подтверждающие примеры типичны для современных исследований в данной области. Однако констатация одних лишь недостатков отечественной рекламной культуры отнюдь не способствует преодолению непосредственно самих указанных в исследовании негативных тенденций.
Исследование наглядно показывает, что в современной российской действительности уровень продуктивного рекламного творчества находится на довольно низком уровне, причина — исключение рекламы из общего контекста явлений культуры. Последнее является препятствием для дальнейшего позитивного развития отечественной культуры, что порождает необходимость подробного исследования истоков и путей функционирования данного процесса, поскольку его преодоление будет способствовать возрождению культуры современного российского общества, а также отечественной философии.
В диссертации подчеркивается роль тех огромных ценностей, которыми русский народ всегда владел и владеет, их художественная сила лежит в тесной связи со всей системой культурных ценностей. Именно в этом, на наш взгляд, заключен один из путей возрождения культурных ценностей, в котором именно рекламная культура играет одну из главных ролей. Российская реклама - это сегодня и русская литература, и русская философия, и русская особенность творческого самовыражения, и источник возрождения культурных ценностей.
Приобщение человека отечественной массовой культуры к культурным ценностям играет важную роль в формировании современной культуры общества. Несмотря на невысокий этический уровень рекламы в нашей стране, существует несколько способов решения данной проблемы, и лежат они в областях культуры и культурных ценностей: прежде всего, приобщение к культурным ценностям и участие в их создании, культурное просвещение. Отметим, что преодоление тенденций массовой информации делать акцент на негативном оценивании происходящих в области культуры процессах, возможно даже путем некоей государственной цензуры.
Одним из способов возрождения системы культурных ценностей может стать поднятие престижа всех социокультурных норм, воздействующих на широкие слои населения и влияющих на формирование системы ценностей. Государство и общественные объединения должны создать четкую систему рационального воздействия на волю и сознание человека, на его эмоции и чувства, чтобы способствовать воплощению зрелого и позитивного отношения к ценностным нормам культуры, выработке социально активного и позитивного поведения.
Реклама находится в системе координат культурных ценностей и в свою очередь сама становится системой координат для культуры современного общества. Культура в виде знаний и техники освобождает человека от необходимости работать только ради удовлетворения первичных потребностей, увеличивает свободу человека в общении. Культура как творческая деятельность и культурные ценности освобождают человека от монотонного следования биологическим инстинктам, обогащая духовный мир человека, что в свою очередь становится залогом возрождения современной культуры в целом.
В заключение подчеркнем, что центральное место в процессе возрождения культуры играют культурные ценности, которые представляют собой, кроме выдающихся произведений интеллектуального, художественного и религиозного творчества, квинтэссенцию социального опыта общества, в рамках которой собраны наиболее оправдавшие себя принципы осуществления жизнедеятельности. Рекламе как фактору формирования современных культурных ценностей принадлежит в современных условиях приоритетная роль, поскольку именно от нее зависит не только сохранение и передача культурных ценностей, но и общая позитивная перспектива социокультурного развития современного общества.
Список научной литературыРязанцев, Алексей Анатольевич, диссертация по теме "Теория и история культуры"
1. Анатомия кризисов. М., 1999, 614 с.
2. Аристотель. Метафизика. М., 1963, 601 с.
3. Аристотель. Поэтика. — М., 1957, 346 с.
4. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974, 392 с.
5. Ароматы и запахи в культуре. Сост. О. Вайпштейн. М., 2003, 186 с.
6. Ашин Г. К., Мидлер А. П. В тисках духовного гнета. М., 1986, 253 с.
7. Бабурина Н.И. Русский и советский рекламный плакат. 1900-1930 // Москва-Париж. 1900-1930.-М., 2001, 191 с.
8. Балдано И. Мода XX века. Энциклопедия. М., 2002, 399 с.
9. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. М., 1987, 246 с.
10. Ю.Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: «Наук», 1969 -294 с.
11. П.Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989, 615 с.
12. Барчук И.Д. Эстетика потребительской тары и упаковки товаров //Торговля и эстетика. М., 1967, с. 134-141.
13. Батра Р., Майерс Д., Аакер Д. Рекламный менеджмент. М., 1999, 784 с.
14. Бейда Л. Краткая история рекламы // Америка, 1991. № 419, с. 21-36.
15. Беклешов Д.В., Самусев В.П. Реклама. Ее функции, цели и методы создания.-Киев, 1974, 186 с.
16. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1996, 114 с.
17. Бердяев H.A. Смысл истории. М., 1990. С. 166.
18. Бердяев Н. Философия неравенства. Берлин, 1923, 288 с.
19. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -СПб., 1995,397 с.
20. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1990, 420 с.
21. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1996, 114 с.
22. Н. Бердяев «Смысл Истории». М., 1990, 296 с.
23. Бове К., Арене В. Современная реклама. Тольятти, 1996, 661 с.
24. Богачева Н.М. Эстетические проблемы современной рекламы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1969. На правах рукописи, 196 с.
25. Богуславский М.М. Культурные ценности в международном обороте: правовые аспекты. М.: Юрист, 2005.
26. Бодрийар Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. -Екатеринбург, 2000, 95 с.
27. Бодрийар Ж. К критике политической экономии знака. М., 2003, 303 с.
28. Бодрийар Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000, 389 с.
29. Бодрийар Ж. Система вещей. -М., 2001, 173 с.
30. Бродель Ф. Философия и методология истории. М., 2000, 416 с.
31. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. -М., 1983, 346 с.
32. М. Вебер. Избранные произведения М., 1990, 808 с.
33. Веденин Ю.А. Современные проблемы сохранения наследия // Культурное и природное наследие в региональной политике. Тезисы докладов республиканской научно-практической конференции. Ставрополь: «СГУ», 1997, с. 4-9.
34. Вершин А. Русская реклама. СПб., 1898, 146 с.
35. Викентьев И.Л. Приемы рекламы: методика для рекламодателей и рекламистов. -Новосибирск, 1993, 378 с.
36. Википедия свободная энциклопедия, http://ru.wikipedia.org.
37. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб. 1996.
38. Волкова В. В.Дизайн рекламы. М., 1999, 144 с.
39. Волкова B.B. Дизайн-система «Реклама» // Журналистика в 1994 году. Тексты научно-практической конференции. Часть 4. -М., 1994, с.9-12.
40. Володеева В. Н., Исакова Г. А. Основы психологии торговой рекламы. — Л., 1985, 280 с.
41. Выготский JI. Психология искусства. — М., 1999, 480 с.
42. Высшая школа культурологи. Энциклопедия. М., 2006, 486 с.
43. Гадамер Г.Г. Миф и разум //Актуальность прекрасного. М., 1991, 367 с.
44. Газен А. и др. О гармонии в композиции // Техническая эстетика. 1969, № 4, с. 5-9.
45. Галкина Т., Третьякова Т. Дизайнеры XX века. Челябинск, 1999, 189 с.
46. Гегель. Наука логики. М., 1937. С. 99.
47. Гуревич П.С. Приключения имиджа: типология телевизионного образа и парадоксы. -М., 1991, 237 с.
48. Демидов В.Е. Сущность современной рекламы и психология ее восприятия.-М., 1984, 326 с.
49. Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. М., 1999, 528 с.
50. Долгов С.Г. Культурные ценности как объекты гражданских прав и их защита (гражданско-правовой и криминалистический аспекты). Дис. канд. юрид. наук. 2002 г.
51. Домнин В. Брендинг: новые технологии в России. СПб, 2002, 348 с.
52. Домрачеев Г.М., Ефимов С.Ф., Тимофеева A.B. Закон отрицания отрицания. -М., 1961, С. 65-70.
53. Достоевский Ф.М. Об искусстве. -М.: Искусство, 1973. 632 с.
54. Жулер А., Дрюниани Б. Креативные стратегии в рекламе. СПб., 2002, 384 с.55.3азыкин В. Г. Психологические основы гуманистической рекламы. М., 2001, 320 с.56.3азыкин В. Н. Психология в рекламе. М., 1993, 280 с.
55. Иконникова С.Н., Большакова В.П. Теория культуры: Учебное пособие — СПБ.: Питер, 2008. 592 с.
56. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998, 256 с.
57. Ильин И. Постмодернизм. Словарь терминов. М., 2001, 384 с.
58. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996,256 с.
59. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996. - С.11.
60. Искусство и массы в современном обществе. М., 1979, 307 с.
61. Искусство рекламы: теория и практика современной рекламы. Казань, 1992,187 с.
62. Исследования по структуре текста. -М., 1987, 301 с.
63. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2004, 832 с.
64. Картер Г. Эффективная реклама. М., 1991, 280 с.
65. Кассирер Э. Опыт о человеке // Человек. М., 1990, № 3, с. 93-106.
66. Кассирер Э. Техника современных политических мифов // Феномен человека. Антропология. -М., 1993, с. 143 198.
67. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. -М., 2000, 608 с.
68. Кафтанджиев X. Тексты печатной рекламы. М., 1996, 264 с.
69. Ковалева И.В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца XIX начала XX вв. - Великий Новгород, 2002, с. 2832.
70. Ковриженко М. Бренд и глобальные коммуникации // Традиции и современность социологии. М., 2001, с. 36-64.
71. Ковриженко М. Креатив в рекламе. М., 2004, 252 с.
72. Ковриженко М. Эротические образы современной рекламы // Актуальные вопросы современной социологической теории. М., 2002, с. 236-294.
73. Козлов A.C. Мифологическое направление в литературоведении США. — М., 1984, 175 с.
74. Козловский В.И. Креативные аспекты рекламной коммуникации. М., 2002, 301 с.
75. Козловский В.И. Рекламная коммуникация (культурогенетический анализ).-М., 2002, 196 с.81 .Колейчук В.Ф. Кинетизм. М., 1994, 263 с.
76. Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1981, № 2, с. 49-57.
77. Конституция РФ от 12.12.1993 г.
78. Конституционное право развивающихся стран/ Под ред. В.Е. Чиркина. М., 1987. С.155.
79. Костина A.B. Эстетика рекламы. Учебное пособие. М., 2003, 295 с.
80. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре Античного Рима. М., 1993, 527 с.
81. Краско Т.И. Психология'рекламы. Харьков, 2004, 216 с.
82. Кроленко Ц.П., Фролова Г.В. Чудо воображения. Новосибирск, 1987, 189 с.
83. Кромптон А. Мастерская рекламного текста. М., 1999, 246 с.
84. Кроукер А., Кук Д. Постмодернистская сцена: экспериментальная культура и гиперэстетика. М., 1986, 243 с.
85. Крутоус В. Категория прекрасного и эстетический идеал —М., 1985, 168 с.
86. Крылов И.В. Маркетинг. (Социология маркетинговых коммуникаций). -М., 1999, 191 с.93 .Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России. Антология рекламы. — М., 1996, 416 с.
87. Кукаркин A.B. Буржуазная массовая культура. М., 1978, 350 с.
88. Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997, 640 с.
89. Культурология XX века. Энциклопедия. — Т1. — СПб.: Университетская книга, 1998.-446 с.
90. Культурология XX век. Энциклопедия. — Т.2. — СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. 446.
91. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М., 1983, 411 с.
92. Ливис К., Ливис Ф. Массовая цивилизация и массовая культура. СПб., 1969, 286 с.
93. Лиотар Ж.-Ф. Возвышенное и авангард // Метафизические исследования. Вып. 4. Культура. СПб., 1997, с. 24-38.
94. Липовецкий М.И. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики. Екатеринбург, 1997, 316 с.
95. Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. — СПб., 1999, 346 с.
96. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991, 524 с.
97. Лотман Ю.М. Между эмблемой и символом // Лотмановский сборник. Т. 2.-М., 1997, 864 е.
98. Лотман Ю.М. Риторика. Труды по знаковым системам. -Тарту, 1969, 533 с.
99. Лотман Ю.М. Символы в системе культуры // Сборник трудов по знаковым системам. Тарту, 1980, 478 с.
100. Лукшин И.П. Рекламная графика. Социальный и эстетический анализ. -М., 1970. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. На правах рукописи, 96 с.
101. Любимова Т.В. Трагическое как эстетическая категория. М., 1985, 128 с.
102. Люшер К. Сигналы личности. М., 1998, 160 с.
103. Маркарян Э.С. Культурная традиция и задача дифференциации её общих и локальных проявлений // Методические проблемы этнических культур: Материалы симпозиума. Ереван: «ЕГИ», 1987, 288 с.
104. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. 1984. -№ 2. - С. 87.
105. Марченко А.П. Преемственность в развитии культуры: классическая парадигма и современность. Диссертация канд.филос.наук. Ростов н/Д., 1998, 300 с.
106. Марков А.П. Отечественная культура как предмет культурологи: Учебное пособие. СПб., 1996, 286 с.
107. Массовая культура России конца XX века. Часть II // Под ред. Б.Г. Соколова и Е.Г. Соколова. СПб., 2001, 304 с.
108. Массовая культура. Учебное пособие. М., 2004, 301 с.
109. Массовые виды и формы искусства. М., 1985, 196 с.
110. Махлина С.Т. Семиотика культуры и искусства. Опыт Энциклопедического словаря. СПб., 2000, 552 с.
111. Маяковский В.В. Агитация и реклама // Полн. Собр. Соч., Т. 12. М., 1959,715 с.
112. Михайлова Н.В. Государственно-правовая охрана историко-культурного наследия России во второй половине XX века: дис. докт. юр. наук: 12.00.01 М. 2002, 370 с.
113. Михеева И.В. Охрана памятников истории и культуры (вопросы становления). Культура: управление, экономика, право. № 3. 2005. С 34-36.
114. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. Учебное пособие. Новосибирск, 2000, 229 с.
115. Молчанов В.В. Миражи массовой культуры. JT., 1984, 119 с.
116. Морозова И. Слогая слоганы. М., 2001, 172 с.
117. Моррис Ч.У. Основания теории знаков. Семиотика. М., 1983, 206 с.
118. Московичи С. Наука о массах. М., 1999, 364 с.
119. Независимая газета № 68 (4315) от 3.04.08, с. 3
120. Новиков А.И. Нигилизм и нигилисты. М., 1973, 286 с.
121. Ожегов С. Словарь русского языка. -М., 1988, 75Ос.
122. Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 г.
123. Основы марксистко-ленинской теории культуры / Отв. ред. Арнольдов А.И., Фриш A.C. М., 1986, 216 с.
124. Охрана и использование памятников культуры: Сб.нормативных актов и положений. / Под общей ред. Самариной Н.Г. М.: МГУКИ, 2004, 116 с.
125. Павловская Е.Э. Дизайн рекламы: Поколение NEXT. М., 2003, 318 с.
126. Панкратов Ф.Г. Серегина Т.К., Шакурин В.Г. Рекламная деятельность. -М., 1998,244 с.
127. Пенькова Е. Здравый смысл и лишний глаз //Журналист. 1993, № 6, с. 44-47.
128. Пенькова Е. Все расставить по местам // Журналист. 1993, № 3, с. 2125.
129. Пенькова Е. Приманка или пугало. Цвет в газетном объявлении // Журналист. 1993. № 12, с. 37-44.
130. Песоцкий Е. Современная реклама. Теория и практика. Ростов-на-Дону, 2001, 320 с.
131. Перепелица В. Как сделать рекламу эффективной или Как стать известным. -Ростов-на-Дону, 1997, 283 с.
132. Петренко В.Ф. Основы псхосемантики. М., 1997, 400 с.
133. Петрова Е.Ю. Психология создания рекламного сообщения. М., 1994, 252 с.
134. Постановление Правительства РФ «Вопросы Федерального агентства по культуре и кинематографии» от 06.04.2004.
135. Прингл X. Томсон М. Энергия рекламы. СПб., 1998, 187 с.
136. Пронина Е.Е. Психологическая экспертиза рекламы. М., 2000, 96 с.
137. Психологический словарь. Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. -М., 1996, 439 с.
138. Прингл X., Томсон М. Энергия торговой марки.-СПб., 2001, 286 с.
139. Пушкарева Н.С. Искусство рекламы: Теория и практика современной рекламы. Казань, 1992, 208 с.
140. Разумовский Б.С. Искусство рекламы. Минск, 1984, 112 с.
141. Резман И. Психология рекламы. — Уфа, 2000, 236 с.
142. Реклама в бизнесе. Составители Т.К. Серегина, М.И. Титкова. М., 1995, 111 с.
143. Реклама: внушение и манипуляции. — Самара, 2001, 476 с.
144. Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии, 1987, № 2, с. 158-165.
145. Ривс Р. Реальность в рекламе. М., 1983, 238 с.
146. Рожков И.Я. Реклама: планка для «профи». М., 1997, 206 с.
147. Розенталь Д.Э., Кохтев Н.Н. Язык рекламных текстов. М., 1981, 127 с.
148. Ромат Е. Реклама. СПб., 2002, 544 с.
149. Рюмшина Л.И. Манипулятивные приемы в рекламе. Ростов-на-Дону, 2004, 286 с.
150. Савчук В. Конверсия искусства. СПб., 2001, 288 с. с. 11.
151. Слепокуров B.C. Культура как система соционормативного регулирования. Монография. М.: МГУКИ, 2003. 209 с.
152. Словарь иностранных слов. М., 1989, 626 с.
153. Словарь психолога-практика. Минск, 2003, 976 с.
154. Смелзер Н. Социология. М., 1994, 688 с.
155. Смит П., Бэрри К., Пулфорд А. Коммуникации стратегического маркетинга.-М., 2001,364 с.
156. Советский энциклопедический словарь. — М., 1989, 1632 с.
157. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992, 543 е.
158. Стрелкова О.В. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологи. М. 2008,42 с.
159. Стешенко Л.А., Тепферов В.Д. О памятниках истории и культуры. — М., 1977, с. 346.
160. Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама. Теория и практика. — М., 1989, 629 с.
161. Тайны рекламного двора. Советы старого рекламиста. М., 1998, 196 с.
162. Текст как психологическая реальность. М., 1984, 96 с.
163. Текст как структура. М., 1993, 96 с.
164. Текст и культура. „Тарту, 1983, 124с.
165. Текст: семантика и структура. -М., 1983, 301 с.
166. Терешкович Т.А. Словарь моды. Минск, 1999, 464 с.
167. Терин В. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. М., 2000, 224 с.
168. Тлюняева A.A. Преемственность этнокультурных традиций в глобализирующемся мире. Статья. Электронное научное издание «Аналитикаsкультуры».
169. Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999, 261 с.
170. Траут Дж. Большие бренды — большие проблемы. — СПб., 1998, 264 с.
171. Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Л., 1988. С.259.
172. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л., 1968. С.23-24.
173. Туровский М.Б. Преемственность и культура // Философские науки. -1988, №6, с. 181-189.
174. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966, 451 с.
175. Ульяновский А. Мифодизайн рекламы. СПб., 1995, 384 с.
176. Устин В.Б. Визуальная информация в эстетическом формировании городской среды. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. На правах рукописи. M., 1984, 216с.
177. Ученова В.В., Старых Н. В. История рекламы: детство и отрочество. -М., 1994, 96 с.
178. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1987, 864 с.
179. Федеральная целевая программа «Культура России (2006-2010 годы)». Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 г. N 740.
180. Федотова JI.H. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. — М., 1996, с. 14.
181. Фейербах JI. Избранные философские произведения в 2-х томах. -M., 1955.-Т.2.С.590.
182. Фейербах J1. История философии // Собрание произведений в 3-х томах. -М., 1967. Т.2. С.413-414.
183. Фейербах JI. История философии // Собрание произведений в 3-х томах. -М., 1967. Т.2. С.12.
184. Феномен массовости кино. М., 2004, с. 12.
185. Феофанов O.A. США: реклама и общество. М., 1974, 262 с.
186. Феофанов O.A. Реклама. Новые технологии в России. М., 2001, 384 с.
187. Философский энциклопедический словарь. М., 1983, 527 с.
188. Философский энциклопедический словарь. М., 1989, 501 с.
189. Философия Канта и современность. Сборник переводов, часть 2. М., 1976, 486 с.
190. Флиер А .Я. Культура как фактор национальной безопасности // Общественные науки и современность. 1998, №3, с. 181-187
191. Флиер А .Я., Полетаева М.А. Тезаурус основных понятий культурологи: Учебное пособие. М., 2008, 284 с.
192. Флиер А.Я., Полетаева М.А. Происхождение и развитие культуры: Учебное пособие. М., 2008, 272 с.
193. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992, 296 с.
194. Фромм Э. Бегство от свободы. -М., 1990, 671 с.
195. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. М., 2000, 671 с.
196. Фромм Э. Иметь или быть? Киев, 1996, 207 с.
197. Фромм Э. Человек для себя. М., 1987, 415 с.
198. Фуко М. Археология знания. Киев, 1996, 207 с.
199. Фуко М. Интеллектуалы и власть. М., 2002, 382 с.
200. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977, 488 с.
201. Хайдеггер М. Европейский нигилизм / Хайдеггер М. Время и бытие. — М„ 1993, с. 63-176.
202. Хаксли О. Искусство и банальность. СПб., 1963, 264 с.
203. Хёйзинга И. «Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М, 1980, с. 480.
204. Хромов JT.H. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. — Петрозаводск, 1994, 308 с.
205. Шейнов В.П. Эффективная реклама. Секреты успеха. М., 2003, 447с.
206. Шеперт В. Грядущая реклама. М., 1999, 320 с.
207. Шереги Ф.Э. Социология права: прикладные исследования. СПб., 2002, 447 с.
208. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1993, 264-265 с.
209. Шубарт В. Европа и душа Востока. Общественные науки и современность. 1992, № 6, с. 86-92.
210. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991, 346.
211. Allport F.H. Methods in the study of collective action phenomena. «J. soc. Psychol.», SPSSI Bulletin, 1942, v. 15, p. 16-21.
212. Barker R., Dembo T. & Lewin K. Frustration; Studies in topological and vector psychology 11. «Univ. la, Stud. Child Welf.», 1941, v. 18, p. 34-46.
213. Barthelme D. Unspeakable practices, unnatural act. -N. Y., 1968, 96 p.
214. Brunswik E. Organismic achievement and environmental probability, -«Psycho!. Rev.», 1943, 50, p. 255—272.
215. Callinicos A. Crisis and Class Straggle in Europe Today. // International Socialism, summer. 1994, p. 3-48.
216. Deleuze C., Guattari F. Capitalisme et schizophrenic: L'Anti-Oedipe. P., 1972, 280 p.
217. Derrida J. Psyche: Inventions de P autre. P., 1990, 180 p.
218. Farber M. L Imprisonment as a psychological situation. Unpublished Ph. D. Thesis, State Univ. Iowa, 1940, 376 p.
219. Freud S. Selbstdarstellung. Wien, 1934, 386 s.
220. Gitler A. Mein kämpf. Leipzig, 1943, 346 s.
221. Hassan I. Paracriticism: Seven speculations of the times. Urbana, 1975, 204 p.
222. Jung K. Psychology. London, 1939, 352 p. Lewin K. The conceptual representation and the measurement of psychological forces — «Contr. psychol Theor.», 1939, v. 4, p. 48 -59.
223. Lewin K. Field theory and learning. // 41-st Jearbook of the National Society for the Study of Education, Part II, 1941, 180 p.
224. Lewin K. The relative effectiveness of a lecture method and a method of group decision for changing food habits. Comittee on Food Habits, National Research Council. -N.Y., 1941, 386 p.
225. Liotard J. Answering question. Madison, 1984, 298 p.
226. Marchand St. Les guerre de luxe. Paris, 2003, 208 p.
227. Mc Luhan M. Counterblast. L., 1970, 194 p.
228. Mc Luhan M. Culture is Our Busines. Toronto, 1970, 186 p.
229. Mc Luhan M. The Mechanical Bride. L., 1967, 206 p.
230. Jung K. Uber Psychologie des Unbewusten. Berlin, 1987, 206 s.
231. Psychologie und Alchemie. Berlin, 1952, 198 s.