автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Врачебная профессия в воспитательно-гуманистическом измерении

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Боженькина, Светлана Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Краснодар
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Врачебная профессия в воспитательно-гуманистическом измерении'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Врачебная профессия в воспитательно-гуманистическом измерении"

На правах рукописи

Боженькина Светлана Александровна

ВРАЧЕБНАЯ ПРОФЕССИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ (ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА)

Специальность 09.00.11 - социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ на соискание ученой степени кандидата философских наук

О 3 ДПР 2014

Краснодар — 2014

005546792

005546792

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Майкопский государственный технологический университет»

Научный руководитель - доктор философских наук, доцент

Ковелина Татьяна Афанасьевна

Официальные оппоненты: Антюхова Алла Валентиновна

доктор философских наук, профессор, Пятигорский филиал ФГБОУ ВПО Волгоградского государственного

медицинского университета, профессор кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики

Ляушева Светлана Аслановна доктор философских наук, профессор ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет»,

профессор кафедры философии и социологии

Ведущая организация - ГБОУ ВПО «Ростовский государственный

медицинский университет» Минздрава России

Защита состоится «29» апреля 2014 г. в 14 час. 00 мин. на заседании диссертационного совета ДМ 203.017.01 по философским и социологическим наукам при Краснодарском университете МВД России (350005, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Ярославская, д. 128, зал заседаний диссертационного совета).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Краснодарского университета МВД России (350005, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Ярославская, д. 128).

Автореферат разослан «хУ »<^¿^¿¿^>2014

Ученый секретарь диссертационного совета

Е.М.Куликов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В современном мире, характеризующимся сложными процессами глобализации и технизации культуры, сменой ценностных парадигм, которые влекут за собой трансформацию всей системы социальных отношений и изменение типа социальности, активизируется как на уровне массового сознании, так и на уровне государственной идеологии поиск приемлемой для этих условий новых моделей социальных институтов, в частности института профессий. Это особый социальный институт и форма трудовой деятельности людей, которая обладает исключительном значением в плане формирования и воспитания целостной, гармоничной и креативной личности, способной жить и проявлять свою творческую активность в новых условиях современного и будущего мира.

В настоящее время в социальной структуре общества и системе профессий особое место занимают медицинские профессии, среди них профессия врача, призванная удовлетворять потребности людей в здоровье, в профилактике болезней, продлении жизни. Однако эти традиционные потребности не только возрастают, но и дополняются новыми — потребностями в духовном и социальном здоровье нации. В современном мире человечество обеспокоено состоянием своего здоровья, активным проникновением новейших биотехнологий в феномен жизни, неоправданно возросшей экономической ценой оказания медицинских услуг, сменой нравственных парадигм в медицине и другими проблемами, непосредственно затрагивающими жизнь и здоровье людей.

В современной России проблема усугубляется еще и тем, что социально-экономические условия жизни в стране, рост девиаций, и переживаемый россиянами антропокультурный кризис не способствуют формированию в сознании людей установки на здоровый образ жизни; свое благополучие мы чаще всего связываем исключительно с материальными

благами и богатством. Прогнозы о будущем страны заставляют российскую общественность, политиков, ученых обратить внимание на формирование здорового поколения. Эта проблема касается всех социальных образований, которые непосредственно или опосредовано влияют на сознание человека и его духовные ориентиры. Врачебная профессия уникальна тем, что в её сферу человек включается от момента рождения и до конца жизни. Поэтому изучение сущности врачебной профессии, выявление воспитательно-гуманистического богатства её содержания видится автору актуальной, теоретически и практически значимой задачей.

Врачебная профессия устойчивая, автономная и объективированная социальная реальность, которая имеет свою структуру, функциональные особенности, формы бытия и логику развития — черты, которые в современном мире обуславливаются общественными интересами и социокультурными процессами. В современных условиях врачебная профессия утрачивает свою традиционную консервативность и сакральность. Общественные интересы в здоровых и физически, и духовно людях изменяют внутреннее содержание профессии врача, активизируют ее воспитательные аспекты, что, в свою очередь, требует от врача как субъекта деятельности быть открытым, творческим, креативным, готовым к диалогу с культурой и социумом, к формированию убеждений о своей социальной роли как воспитателя целостной и гармоничной личности. В условиях трансформации общественной жизни и смены культурных парадигм именно врач оказался тем субъектом, который своей деятельностью и статусом способен вселить надежду простому человеку на обретение смысла своего существования в этом полном драматизма мире. Воспитательно-гуманистическое содержание врачебной профессии не хаотично, оно представляет из себя систему, которая может и должна конструироваться с учетом трансформации социальных условий, специфики и задач самой профессиональной деятельности.

Актуальность исследуемой темы также детерминирована переходом медицины к рыночным отношением, поиском новых моральных моделей

медицины, соответствующим этим условиям, а также необходимостью формирования нового статуса врача - врача-педагога, врача-просветителя, что должно обеспечить достойное качество врачебных услуг и решить те проблемы, которые обозначены в государственных программах по сохранению здоровья нации и национальной безопасности.

В научно-теоретическом плане исследование воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии позволяет не только внести определенный вклад в разработку теории профессий и теории деятельности, но и является актуальным в качестве теоретико-методологической основы развития таких междисциплинарных областей знания, как философия медицины, медицинская педагогика, валеология, врачебная профессиональная и биомедицинская этика.

Степень разработанности проблемы. В силу того, что в данном исследовании акцентируется внимание на определении врачебной профессии, важное значение приобретают работы, посвященные изучению особенностей человеческой деятельности как основополагающей категории социально-философского анализа Это труды В.Г. Афанасьева, Г.С. Батищева, JI. П. Буевой, В.Е. Давидовича, М.В. Демина, М.С. Кагана, В.А. Лекторского, А.Н.. Леонтьева, Э.С. Маркаряна, Ю.К. Плетникова, В.Н. Сагатовского (1978), В.Ф. Сержантова1.

Так же в качестве теоретической базы были использованы работы, посвященные непосредственно изучению профессии врача как формы деятельности и феномена культуры. Это труды В.Г. Ерохина, А.М.,

1 Афанасьев В.Г. Человек: общество, управление, информация: Опыт системного подхода. М., 2013. - с. 245.; Батащев Г.С. Единство деятельности и общения // Принципы материалистической диалектики как теории познания. - М.: Наука, 1984. - С. 194-210; Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М.: Мысль, 1978. - 325 е.; Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектиых отношений. - М.: Политиздат, 1988. - 319 е.; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политическая литература, 1975,- 304 е.; Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. // Ереван: Изд-во АН Армянской ССР. 1973. -147с.; Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия / В.Ф. Сержантов. - Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1990. -360 с. и др.

Иванюшкина, А.Я. Изуткина, Т.А. Ковелиной, Н. Казинса, И.В. Силуяновой, A.B. Решетникова, О.П. Щепина, Г.И. Царегородцева2 , и др. Также использовались работы по медицинской этике и деонтологии, где рассматриваются нравственные вопросы взаимоотношения врача с социальным окружением, нравственная культура врачевания. Это работы Ю.К. Абаева, Н.М. Амосова, Г.В. Гришкевича, Ю. П. Лисицына, И.Я. Макшанова, В.П. Петленко, Б.В. Петровского, И.В. Силуяновой, H.H. Седовой, Ю.М. Хрусталева, С.С. Юдина3 и др.

В плане социально-философского анализа воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии особое значение приобретают исследования К.А. Абульхановой-Славской, Ю.К. Бабанского, П.П. Блонского, И.А. Зимней, A.B. Мудрик, В.А. Сластенина. 4 Были использованы исследования в области интеграции медицины и педагогики в комплексном изучении человека. Это труды В.Ф. Базарного, М.М. Безруких, П.П. Блонского, Ф.А. Дистервега, Г.К. Зайцева, Л.П.Качаловой, В.П. Петленко, Л.Г. Татарниковой5.

2 Ерохин В.Г. Деятелыгостный подход к теоретизации медицины // "Вопросы философии" 1984. №1; Мапошкин И.Ф., Изуткин A.M. Становление личности врача. Горький, Изд-во ГМИ, 1979. - с.96; Ковелина Т.А. Образ врача в культуре. Ростов-на-Дону, Изд-вл АПСН СКНЦ ВШ, 2006. - с.220; И.В. Силуяиова Избранные. О призвании врача - М.,2008. - 256 е.; Решетников, A.B. Социология медицины: становление, идеи, задачи Текст. / A.B. Решетников // Вестник РАН.-2001.- 1071 е.; Щепин О.П., Царегородцев Г.И. Медицина и общество.М. Изд-во Медицина, 1983. - 392 е.; и др.

Абаев Ю.К. Искусство общения с пациеитом./Дцравоохранение. № 6, 2012. С. 3741; Гришкевич Г. В. Основные принципы медицинской этики и деонтологии в работе специалистов со средним образованием//Здравоохранение, № 4, 2011; Петленко В.П., Сержантов В.Ф. Проблема человека в теории медицины. Киев, 1984. - 200 е.; Юдин С.С. Размышления хирурга М.: Медицины, 1994. - 366 с. и др.

4 Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. - 299 с; Сластенин В.А. Гуманитарная парадигма педагогического образования // Магистр. 1994. № 6. С. 16-25; Зимняя И.А. Иерархическо-компонентная структура воспитательной деятельности // Воспитательная деятельность как объект анализа и оценивания / Под общ. ред. И.А. Зимней. М., 2003. Мудрик A.B. Социализация и воспитание. - М., 1997. - 96 с.

5 Безруких М.М., Сонькин В.Д., Зайцева В.В. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе. - М.: Вентана-ГРАФ, 2002; Здоровьесберегающее образование: теория и технология здоровьесберегающих технологий. Коллективная монография под ред. Л.П.Качаловой; Блонский П.П. Память и мышление Спб: Питер, 2001. -288 е.; Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология в новой парадигме

С целью изучения особенностей формировании валеологической культуры личности автор опиралась на труды Р.И. Айзмана, Г.Л. Апанасенко, И.И.Брехмана, Э.Н. Вайнера, H.A. Голикова, Г.К. Зайцева, В.П. Казначеева, В.Н. Касаткина, В.В. Колбанова, М.Г. Колесникова, Г.А. Кураева, , В.О. Морозова, З.И.Чукановой6.

Проблемы духовной социализации рассматривались в работах H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина, Л.П. Карсавина, Н.О. Лосского, В.И. Несмелова, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, М.М. Тареева, С.Л. Франка, П.А. Флоренского, Г.Г. Шпета7. Среди зарубежных работ были использованы труды Л. Леви-Брюля, Ж. Пиаже Э. Кассирера, Г.Риккертпа, В. Беньямина, Ж. Бодрийяра, М. Маклюэна, О. Тоффлера8 и др.

В целом степень разработанности проблемы позволяет отметить достаточно широкую базу исследования. Однако некоторые проблемы выходят за её рамки, остаются вне поля зрения социальной философии, в частности проблема воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии. Анализ степени разработанности этой проблемы и определил выбор объекта и предмета диссертационного исследования, постановку цели и задач работы.

образования / Развивающее обучение / Л.Г. Татарникова. СПб, 1998. - Выпуск IIL - С.51 -53;и др.

6 Айзман Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования. Новосибирск, 1996; Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. М., 1987. Вайнер Э.Н. Общая валеология. Липецк, 1998; Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М., 1982; Петленко В.П. Валеология человека: здоровье - любовь - красота. СПб. 5 томов, 1996-1998;

7 Бердяев А.Н. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической метафизики 2-е изд. М. 1972. -375 с; Булгаков С.Н. Интеллигенция и религия. М., 2010. -304 е.; Ильин И. А. Путь духовного обновления / Сост., авт. предисл., отв. ред. О.А.Платонов.— М.: Институт русской цивилизации, 2011.— 1216 е.; Лосский Н.О. Свобода воли. Париж, 1927 г. - 182 е.; Шлет Г.Г. введение в этническую психологию. Спб, 1996.-С.155;

8 Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребёнка. Логика и психология. М.: Просвещение, 1969; Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика пресс, 1994; Риккер Г. Исторические науки о культуре/Культурология XX век: антология. Философия и социология культуры. М.: 1994.; Cassirer Е. The logic of the humanities. Yale Univ. Press, 1966, p. 181; Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. — М.: ООО «Издательство ACT», 2002. —557 с.

Объект диссертационного исследования — профессия как форма деятельности и социального бытия.

Предмет диссертационного исследования - врачебная профессия и ее воспитательно-гуманистическое содержание.

Цель диссертационного исследования состоит в анализе воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии, его проявления, а также в изучении возможностей реализации профессией врача своего воспитательно-гуманистического потенциала в условиях трансформации социальных отношений.

В соответствии с поставленной целью в ходе диссертационного исследования решаются следующие задачи:

систематизировать теоретико-методологические подходы анализа профессии и дать её социально-философское определение;

концептуализировать понятие «воспитательно-гуманистическое содержание врачебной профессии»;

раскрыть особенности и характер формирования воспитательно-1уманистического содержания врачебной профессии в истории культуры;

охарактеризовать системообразующие факторы воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии;

определить врачебную профессию как сферу формирования валеологической культуры личности;

раскрыть функцию духовной социализации личности, выполняемую врачебной профессией.

Основная гипотеза исследования. Выход из антропокультурного кризиса, который переживает современное российское общество, видится в активизации различных социальных сфер и институтов по отношению к развитию и сохранению полноценной человеческой жизни, сохранению целостности, социального, соматического и духовного здоровья людей. В решении этой важнейшей социальной проблемы особая роль отводится врачебной профессии, которая в силу своего социального статуса и

предназначения связана с человеком, обладает огромным интеллектуальным и духовным потенциалом воздействия на сознание людей, формирования у них мотивации на самосохраняющее и здоровьесберегающее поведение, которое автор связывает не только с сохранением своей соматической организации и морфофизиологических норм, но и с духовно-нравственными установками, с сохранением чистоты своего духовного мира и помыслов.

Теоретико-методологическая база исследования исследования. С целью реализации указанных задач использовались социально-философские методы и подходы: деятельностный, антропный, аксиологический, исторический; принципы диалектического анализа, единства исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному; методы сравнительно-исторического анализа, междисциплинарного анализа и синтеза, типологические и структурно-функциональные методы.

Достижение поставленной цели и решение намеченных задач предполагает опору на общие принципы и нормы научного рационального философского мышления. В работе использовались общефилософские научные принципы: принцип системности; принцип активности процесса познания; принцип социального взаимодействия.

В основных выводах исследования содержатся следующие элементы научной новизны:

систематизированы теоретические подходы к анализу феномена профессии и дано её социально-философское определение, показано, что профессия является особой формой деятельности и социального бытия;

концептуализировано понятие «воспитательно-гуманистическое содержание врачебной профессии»; определено, что оно базируется на основе принципа гуманизма, присущего профессии, гуманизации и гуманитаризации медицины;

выявлены особенности формирования воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии в истории культуры;

показаны западно-европейская и отечественная традиции, раскрыты объективные и субъективные условия и факторы этого процесса;

дана характеристика системообразующих факторов воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии;

проведен анализ врачебной профессия как сферы формирования валеологической культуры личности;

доказано, что воспитательно-гумнистическое содержание врачебной профессии раскрывается в духовной социализации личности.

Научную новизну диссертационного исследования подтверждают основные положения, выносимые на защиту:

1. Профессия - социальное образование, которое возникает на основе частного разделения труда (следовавшего за общественным), вид трудовой деятельности, официально признанный законом, требующий специальной (профессиональной) подготовки и личностных качеств от субъекта. Она объективно заставляет его быть социально и профессионально ответственным перед обществом, государством, перед субъектами деятельности, является основой экономической жизни людей, определяющим фактором уровня, качества и образа жизни. Социально-философское познание феномена профессии раскрывает её основную особенность - в социальной системе она является важнейшим фактором: 1) социальной дифференциации; 2) показателем уровня духовного и интеллектуального развития общества; 3) показателем уровня цивилизационного развития общества.

2. Врачебная профессия - является профессионально трудовой деятельностью, а для субъектов — врачей выступает особой сферой формирования личностных качеств специалиста, его жизненных ценностей и цели, это сфера социальной и профессиональной социализации и идентификации. В отличие от обыденного опыта врачевания, врачебная профессия обладает определенной экономической стоимостью, оценивается и контролируется не только обществом, но и государством. Она обладает

своими этическими и правовыми нормами, очерчивающими границы данной деятельности. Ее воспитательно-гуманистическое содержание проявляется в целях и задача профессии, которые опосредованно направлены на формирование должного типа личности, соответствующего конкретно-историческим особенностям общественной жизни и культуры.

3. В истории культуры процесс формирования воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии определяется сложившимися в конкретный момент представлениями о сущности человека, воспитательными задачами, которые выдвигаются обществом, а так же уровнем развития медицинской науки и практики. Европейская и отечественная традиция в формирования воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии закреплялись деонтологическими требованиями, а в современном обществе - приоритетом прав человека.

4. Врачебная профессия - особая воспитательно-гуманистическая система, которая характеризуется единством лечебно-профилактической, воспитательно-гуманистической деятельности, медицинского просвещения и общения - тесного духовного контакта врача с другими субъектами. Воспитательно-гуманистическое содержание врачебной профессии, проявляется в целенаправленном, планомерном и организованном влиянии на сознание других людей с целью их воспитания, образования, духовной социализации. Основными компонентами воспитательно-гуманистического содержания выступают: цели, общение, механизмы и методы воспитательного воздействия; мотивации врача; воспитуемые (объект педагогического воздействия, особым компонентом педагогической системы врачебной профессии является врачебно-педагогическое сознание, отражающее процесс взаимодействия врача с другими людьми, и выражающееся в умении владеть словом, убеждать, аргументировать, внушать, то есть владеть методами психолого-педагогического воздействия.

5. В сфере медицины и здравоохранения современного российского общества сложилась противоречивая ситуация: с одной стороны,

наблюдается активное развитие медицинской науки и практики за счет внедрения медицинских технологий и совершенствования диагностики, но с другой стороны, эти сферы практически не оказывают влияние на формирование в сознании людей ценностных установок на здоровье и здоровый образ жизни. Проблема усугубляется еще и по причине внедрения рыночных механизмов регулирования, что превратило медицину и здравоохранение в сферы услуг. Представления о здоровье и его эталоны активно моделируются и внедряются в массовое сознание не профессионалами-врачами, а коммерциолизированными структурами посредством экранной культуры, СМИ, рекламы. В этих условиях будет правильным рассматривать состояние здоровья населения как показатель глубины антропокультурного кризиса, выход из которого видится в активизации деятельности врачей по формированию валеологической культуры - системы личностных ценностей, основу которой составляют знания о сущности здоровья, путях и методах его укрепления и сохранения. Валеологическая задача врача широко гуманистическая, она заключается в его деятельности по формированию потребностей населения в укреплении здоровья, осознанной мотивации на здоровый образ жизни. Её реализация предполагает разработку четкой и научно обоснованной категорий «здоровье», отход от двух сложившихся крайностей в его определении: биомедицинской парадигмы, где здоровье тождественно норме и социологизаторских стереотипов, когда здоровье рассматривается как исключительно показатель трудоспособности. По мнению автора, здоровье -это интегральная характеристика человеческого бытия, включающая физический, психический, социальный и духовно-нравственный компоненты. Здоровый образ жизни диссертант определяет как тип жизнедеятельности человека, который основан на валеологическом знании и выражается в заботливом отношении к своему физическому, психическому и духовно-нравственному состоянию, а также к здоровью других людей. Здоровый образ жизни не формируется сам по себе, а воспитывается, через

валеологичесное образование, что особенно актуально в профессиональной подготовке врача как эталона здоровья и здорового образа жизни.

6. Врачебная профессия в своем содержании имеет основные источники духовной социализации - любовь к людям, чувство долга, совестливость, коллективистское начало, долженствование. В сфере врачебной профессии формируются рационально обоснованные, научные принципы гуманистического подхода к пониманию сущности человека, что позволяет определять эту профессию как один из доминирующих факторов духовной социализации личности современного российского общества. Духовная социализация - это сложный и противоречивый процесс духовной адаптации индивида к тем ценностным основаниям духовной жизни общества, которые сложились объективно в результате его культурно-исторического и цивилизационного развития. В результате процесса духовной социализации в личностном сознании индивида формируются собственные мировоззренческие установки, принципы, идеалы и убеждения, составляющие внутренний духовный мир человека, отражающие его творческие способности и актуализирующие его духовность в социальной практике.

Научно-теоретическая и практическая значимость работы состоит в приращении полученных знаний по актуальным проблемам социальной философии - исследования профессий как формы деятельности и социального бытия, выявление их педагогического содержания, что позволяет объяснить их роль в развитии личности и общества, в преодолении последствий антропокулыурного кризиса. Положения и выводы, являющиеся основным итогом диссертационного исследования, могут быть использованы в ходе дальнейшего изучения врачебной профессии. Выводы и результаты могут быть использованы при разработке социальной стратегии в области повышения качества жизни человека, развития медицины и здравоохранения. Материалы диссертации могут быть использованы в ходе преподавания базового курса социальной философии, социологии и философии профессий, социологии и

философии медицины, биоэтике, профессиональной врачебной этике, а также при подготовке спецкурсов по философии, валеологии, социологии духовной жизни.

Апробация исследования. Основные положения диссертации обсуждались на кафедре философии, социологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Майкопский государственный технологический университет», были представлены на научных конференциях различного уровня. Основные результаты исследования нашли отражение в 8 публикациях общим объемом 6,8 п.л., в том числе в 3 изданиях, рекомендованных ВАК при Минобрнауки России и 1 монографии.

Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность избранной темы, сформулированы проблема и гипотеза, выделены цель, задачи, объект, предмет, показана методология и методы исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, её апробация.

Первая глава - «Теоретико-методологические основания социально-философского анализа воспитательно-гуманнстического содержания врачебной профессии» посвящена исследованию теоретическо-методологических оснований, позволяющих автору

оставаться в рамках социально-философской рефлексии. В главе дается анализ понятию «профессия», концептуализируется воспитательно-гуманистическое содержание профессии врача и раскрывается, вопрос о наполнения этим содержанием данной формы деятельности.

Параграф 1.1. «Профессия как форма деятельности и предмет социально-философского анализа». Логика социально-философского анализа выбранная автором: от определения человеческой деятельности — к

выявлению особенностей труда и дальше - к объяснению специфики профессии показывает, что это явление социальной жизни характеризуется сложной структурой, в которую включаются не только целеполагание, средства, условия, субъект и объект деятельности, но и субъективные элементы: профессиональное сознание, которое находит предметное выражение в языке, знаковых системах, мотивах, нормах, ценностях и идеалах. Именно этот компонент профессии, по мнению автора, особо значим, в связи с формированием в новой цивилизации креативного класса -профессионалов творчески активных, ориентированных на реализацию новаторских идей, не политизированных, но социально активных. Изучение профессии различными областями знания и многообразие методов и подходов исследования позволил сделать автору сделать вывод о том, что это исключительное явление в социальной жизни, которое обладает огромным и богатым по своей палитре общественным содержанием.

Профессия - это и особый труд, и специфическая социальная общность людей, сложившаяся исторически, и качество личности, сопровождающая человека по всем дорогам его жизни, и форма культуры, имеющая материальную, духовную и художественную предметностью, и социальный институт, удовлетворяющий определенные общественные потребности. Профессия определяется автором диссертации как способ социального бытия и вид трудовой деятельности, который официально признается законом, требует специальной (профессиональной) подготовки и личностных качеств от субъекта. Она объективно заставляет своего субъекта быть социально и профессионально ответственным перед обществом и государством, соответствовать тем требованиями, которые предъявляю к профессии различные социальные институты. Профессия является основой экономической жизни людей, определяющим фактором уровня, качества и образа жизни. По характеру и динамике социально-профессиональной структуры общества можно оценить: 1) степень его социальной дифференциации; 2) уровень духовного и интеллектуального развития; 3)

уровень цивилизационно-технологического развития. Диссертант подчеркивает, что в современном мире на характер профессии и ее развитие оказывают влияние глобализация и связанный с ней процесс вестернизации культуры, а также состояние рынка труда. Автора отмечает, что следствием этих процессов является формирование в современном обществе креативных профессионалов с высоким уровнем образования и профессионального мышления. Профессиональное сознание включает в себя социально-профессиональные требования и знания, нормы, идеалы, знаки и символы, выработанные конкретной профессией и направленные на регуляцию отношений как внутри самой профессии, так и профессии с обществом, государством, культурой. Социально-гуманистическое содержание профессионального мышления специалиста выражается, по мнению диссертанта, в выполняемых функциях, интеграционной, познавательно-преобразующей, идеологической, ценностно-ориентационной, селекционной, мотивационно-волевой коммуникативной, которые детально анализируются в работе.

Таким образом, социально-философское исследование феномена профессии позволяет определить ее как особую форму социального бытия, основной особенностью которой является, то что она является фактором социальной дифференциации общества, показателем уровня его духовного и интеллектуального и цившшзационного развития, обладает богатым общественным содержанием и выполняет многочисленные социальные функции.

Параграф 1.2. «Концептуализация воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии» посвящен исследованию этого явления. Автор исходит из того, что воспитание -особый вид социальной практики, направленный на формирование определенного (должного) типа личности, соответствующего конкретно-историческим особенностям общественной жизни и культуры. Вплетенная в ткань общества, система воспитания, выполняет социально-политический

заказ, что делает эту деятельность зависимой от социальных условий, политики и идеологии. Автор представляет западную и отечественную философские традиции о сущности воспитания. Делается вывод, что они сходятся в определении воспитания как особой формы бытия общества, а реализация этого процесса осуществляется через методы и формы воспитательного воздействия. Основным принципом воспитания является антропоцентризм, но, как считает автор, в современных условиях он дополняется принципом гуманизации и гуманитаризации культуры. Такое понимание основ воспитания позволяет включить в его пространство саму жизнь человека, его житейские представления, ценности, чувства, идеалы, эмоции. Диссертант подчеркивает, что разворачиваясь в системе «человек-человек», воспитательно-гуманистическая социальная практика отличается именно гуманным подходом в выборе средств реализации своих задач, в субъект-объектной активности, в управлении деятельностью, обладает мощной силой воздействия на сознание людей. В целом задача воспитательно-гуманистического содержания врачебной деятельности, как подчеркивается в работе, заключается в формировании личностных качеств, в обеспечении социализации человека посредством развития у него индивидуальных особенностей, усвоения знаний и социального опыта, готовности к творческой и созидательной активности. Врачебной профессии как особой социальной практики имманентно присущи воспитательные особенности, а принцип гуманизма является основополагающим в её реализации.

Автором делается вывод: несмотря на то, что профессия врача -социальная деятельность, направленная на эффективное лечение и предупреждения заболеваний, сохранение и умножение здоровья, она обладает огромным потенциалом воздействия на сознание и бытие людей, через выполняемые функции - социализации и инкультурации личности, регуляторную, интеграционную, селекционную функции, функцию быть сферой трансляции социального опыта. Анализ структурных особенностей

врачебной профессии и ее социальных функций позволили автору обнаружить ее воспитательно-гуманистическое содержание.

В параграфе 1.3 «Формирование воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии в истории культуры» посвящен социально-философскому изучению исторической логики формирования и развития воспитательного и гуманистического содержания профессии врача в культуре человечества. Используя метод историко-цивилизационного анализа, автор делает вывод, что в истории культуры этот процесс определяется сложившимися в конкретный момент представлениями о сущности человека, воспитательными задачами, которые выдвигаются обществом, степенью его гуманизации, а так же уровнем развития медицинской науки и практики. Исследование этой проблемы имеет достаточно глубокую историю, уходящую корнями в культуру Древней Греции, для которой характерен целостный взгляд на человека. «Человек -мера всех вещей» - этот принцип древнегреческой философии указывал на то, что и медицинское познание не имеет более высокого критерия, чем сам Человек. Примером такого понимания стала теория медицины Гиппократа. Антропологический принцип, дополненный в последующем принципом гуманизации и гуманитаризации медицины, выдвинул перед ней задачу формирования личности социально активной, физически совершенной, образованной. Сформировавшаяся в Возрождение воспитательная триада: человеку надо дать классическое образование, сформировать физически здоровую личность и воспитать активного гражданина в последующем нашла свое отражение в трудах врачей-философов и педагогов - Я.А.Каменского, Дж. Локка, Дж. Мильтона, У. Петти, Дж. Пристли. В отечественной культуре такие известные деятели медицины, как Г.А. Захарьин, Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, П.Ф. Каптерев, И.А. Сикорский и др., подчеркивали необходимость проникновения воспитательно-гуманистических моментов в практику врача, а медицины - в практику воспитания здоровой и телесно, и

духовной личности. Такие идеи уже в наше время реализовались в создании комплексной теории о человеке - медицинской педагогики.

Наполненность воспитательно-гуманистическим содержанием профессии врача выражается в особом профессиональном сознании субъектов деятельности - в их саногенном мышлении - «оздоровляющем мышлении», в знании педагогических законов, в особой системе ценностного сознания, в структуре которого здоровье, жизнь и судьба человека являются высшими ценностями. Воспитательно-гуманистическое содержание врачебной профессии закрепляется деонтологическими требованиями. Однако процесс наполненности воспитательно-гуманистическим содержанием врачебной профессии достаточно проблематичен, о чем говорит ряд противоречий, выявленный автором.

Их анализ позволил учитывать в развитии воспитательно-гуманистического содержания профессии врача, во-первых, диалектику естественнонаучной и гуманитарной культур; во-вторых, единство медицинских знании и законов воспитания; в третьих, недопущения «медикализации» воспитания - процесса, который в определенной степени может деформировать эту систему, равно как недопущение «педагогизации» медицины, что чревато сохранением патернализма в медицине.

Таким образом, формирование воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии - это объективный процесс, детерминированный социокультурными условиями, политическими запросами в отношении воспитания и здоровья человека, развитием медицинской науки и практики. Воспитательно-гуманистическое содержание врачебной профессии проявляется в различных формах, оно в любых условиях, оно связано с процессом формирования личностных качеств и врача. Наполненность врачебной профессии воспитательно-гуманистическим содержанием позволяет автору выдвинуть проблему формирования в современной культуре нового профессионального типа - врача-воспитателя, деятельность которого связан не только с лечением и дигностикой

морфофизиологических заболеваний, но и экзистенциальных деформаций, деформаций, связанных с телесной и духовной социализацией.

В целом в первой главе автор делает следующие выводы. Во-первых, врачебная профессии как профессионально-трудовая деятельность, направленная на избавление человека от болезни (лечебная деятельность), сохранение здоровья (профилактическая деятельность) и продление жизни (геронтологическая деятельность) представляет собой сложное социальное образование, содержание которого выражается в праксиологическом, экономическом, коммуникативном, аксиологическом аспектах и различных социальных функциях, что делает ее мощным фактором воздействия на человека. Во-вторых, в современных условиях медицина становится тесно связанной с духовным миром человека и его социальным существованием. В третьих, в настоящее время разрушается патерналистская модель врача, а новые модели - коллегиальная и контрактная, которые отвечают идеологии либерализма, достаточно противоречивы. Снять противоречия возможно через активизацию воспитательных и гуманистических аспектов врачебной профессии, гуманизацию и гумантаризацию медицинской науки и практики.

Во второй главе «Врачебная профессия как воспитательно-гуманистическая система» анализирует особенности воспитательно-гуманистического содержания профессии врача через процессы духовной социализации и формирования культуры здоровья и психологической установки на здоровый образ жизни.

В параграфе 2.1. «Характеристика системообразующих факторов воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии», автор выясняет особенности тех системообразующих факторов воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии, которые определяют реализацию этой черты самой профессий. Она реализуется целенаправленно, планомерно и организованно, через врачебное воздействие на сознание пациентов или коллег, больных или здоровых, молодых или пожилых людей с целью их валеологического воспитания и образования,

духовной социализации.

Автор подчеркивает, что реализация воспитательно-гуманистического содержание врачебной профессий всегда будет иметь результат. Во многом он связан с характером социального заказа, который выдвигает для медицины общество и государство; готовностью и возможностью врача осуществлять воспитательные задачи, основываясь на гуманистических принципах; уровнем медицинской культуры населения, его мотивами и установками на самосохранительное и здоровьесберегающее поведение. Диссертант отмечает, что наличие целей, воспитательной идеи и мотиваций врача вести воспитательную и просветительскую работу, его врачебное сознание являются важными в системе факторов формирования воспитательно-гуманистического содержания профессии врача.

Таким образом, врачебная профессия как воспитательно-гуманистическая система будет функционировать только на основе интеграции санитарно-просветительских, профилактических и лечебных форм деятельности. Лечить воспитывая - это требования современной эпохи к профессии врача существенно меняет форму и содержание этого вида деятельности, что находит отражение в сфере врачебного сознания. Целостность воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии достигается благодаря двум системообразующим факторам: интеграции воспитания и врачевания, а также синкретизму воспитательных, образовательных, просветительских задач и целей врачебной профессии.

В параграфе 2.2. «Врачебная профессия как сфера формирования валеологической культуры личности» автор показывает, что формирование ценности здоровья и здорового образа жизни предполагает учитывать социокультурную составляющую. Валеологическая культура - это относительно самостоятельная система в структуре общей культуры личности, которая формируется как система личностных ценностей, основу которой составляют знания о сущности здоровья, путях и методах его укрепления и сохранения, и которая служит важным механизмом

регулирования поведения людей в их жизнедеятельности. Её формирование связано с развитием валеологического сознания, а проявление можно обнаружить в поведении людей, в том насколько оно соответствует критериям здоровья. Являясь частью общей культуры, валеологическая культура непосредственно связана с индивидуально-личностным развитием и проявляется в стиле поведения, в отношении к себе и к окружающим. Автор приходит к выводу, что воспитательно-гуманистическая задача врача заключается в формировании потребностей у людей в укреплении здоровья, осознанной мотивации на здоровый образ жизни. Эта задача связана не только с медицинским просвещением, но и с этическими нормами профессии, которые требуют от врача должного поведения по отношению к пациенту и коллегам, развития личностных качеств, а также собственного соматического здоровья и духовного совершенствования, тех качеств которые создают образ врача как эталона здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, врачебная профессия для человека является сферой, где формируются мировоззренческие установки, в системе которых здоровье является доминирующим фактором образа жизни. Врачебная профессия тем значима, что в ней на основе общения врача и пациента нейтрализуются факторы отрицательно влияющие на здоровье, правильно организуется система мер по укреплению здоровья. Работа по сохранению собственного здоровья на личностном уровне достаточно сложна, по причине отсутствия в сознании ценностной установки на здоровье и здоровый образ жизни. В общении с врачом должно сформироваться убеждение, что познание себя своих генетических, физиолого-психологических особенностей, знание методов и средств по сохранению своего здоровья, является единственным фактором физического и духовно-нравственного совершенствования человека. Воспитывать валеологическую культуру, равно как и культуру в целом, может и должен врач, так как профессионал владеет научными

знаниями о сущности здоровья человека, о критериях качества жизни, о механизмах адаптации организма к условиям среды и др.

В параграфе 2.3. «Врачебная профессия как сфера духовной социализации личности» автор показывает, что воспитательно-гуманистическое содержание врачебной профессии раскрывается в направленности деятельности врача на духовную социализацию личности. В сфере врачебной профессии формируются ценностные представления о жизни человека и его здоровье.

Автор отмечает, что соматическое здоровье является только предпосылкой духовной социализации и позволяет личности войти в систему социальных взаимодействий, способствовать сохранению социальной стабильности. Когда теряются нравственные основания общественной жизни, многовековые духовные традиции, происходит девальвация идеалов и смыслов, интеллектуальная деградация общества, спасение видится в сохранении каждым человеком своей личностной духовности. Диссертант определяет духовную социализацию как основную возможность воспроизводства здорового (в полном смысле этого слова) общества.

Врачебная профессия уникальна тем, что в отличие от других профессий и социальных образований, с ней каждый человек в той или иной степени связан от рождения до смерти. С первых недель своего существования человек подвергается постоянному и организованному воздействию со стороны различных социальных институтов, в том числе, медицины. Они определяют, каким человек должен быть не только в плане здоровья, но и в плане духовного развития. Врачебная профессия относится к микрофакторам духовной социализации, а её основными источниками являются любовь к людям, чувство долга, совестливость, коллективистское начало, долженствование, милосердие, гуманизм.

Духовная социализация - это сложный и противоречивый процесс духовной адаптации индивида к тем ценностным основаниям духовной жизни общества, которые сложились объективно в результате его культурно-

исторического и цивилизационного развития. В результате процесса духовной социализации в личностном сознании индивида формируются собственные мировоззренческие установки, принципы, идеалы и убеждения, составляющие внутренний духовный мир человека, отражающие его творческие способности и актуализирующие его духовность в социальной практике. Диссертант, подчеркивает, что вступая в систему социальных связей и отношений в сфере врачебной профессии, человек начинает осваивать духовный опыт, носителями и выразителями которого являются врачи как культурная элита. Воспитывая стремление к здоровому существованию, врач воспитывает стремление к добру, ненасилию, любви к жизни, желание «очеловечивания», гуманности. По мнению автора, здоровье - это еще и духовное равновесие, альтруизм, доверие, сопереживание и духовная любовь. Здоровым может быть признан человек, который гармонично включен в социальное окружение, освоил духовный опыт своего народа, адекватно действует и полноценно развивается. Такое представление о ценностях своего существования есть модус личпостно духовного бытия человека.

Таким образом, соматическое здоровье является только предпосылкой духовной социализации и позволяет личности войти в систему социальных взаимодействий, способствовать сохранению социальной стабильности. Поэтому совершенно справедливо рассматривать духовную социализацию как основную возможность воспроизводства здорового общества. Предпосылкой духовной социализации, по мнению автора, является общение, которое в работе рассматривается как особый тип духовного труда. Духовность и здоровье неотрывные понятия, отражающие формы общественного существования. Поэтому, воспитывая стремление к здоровому существованию, врач воспитывает стремление к добру, ненасилию, любви к жизни, желание «очеловечивания».

Во второй главе автор приходит к следующим выводам. Во-первых, врачебная профессия воспитательно-гуманистическом измерении

представляет собой сложную структурированную реальность, где человеческие отношения, его жизнь и жизнь общества подвергаются глубокой оценке и переосмыслению. Во-вторых, воспитательно-гуманистическом содержании формируются и реализуются самой профессией смыслы человеческого существования, идеи и идеалы, нацеливая человека к витальным ценностным выводам: сохранить здоровье, жизнь, благополучие, гармонично развиваться, совершенствовать свои личностные качества, стремиться к здоровому образу жизни, к духовности. Здоровым может быть признан человек, который гармонично включен в социальное окружение, освоил духовный опыт своего народа, адекватно действует и полноценно развивается. В-третьих, предпосылкой духовной социализации посредством врачебной профессии является общение, благодаря которому развиваются духовные качества, самосознание, ценностное миропонимание, раскрывается способность к последующей актуализации личности в социальной практике

В заключении подведены итоги исследования, подтвердившие его гипотезу и положения, выносимые на защиту, сделаны выводы.

Основные результаты исследования отражены в следующих работах автора: Монографии

1. Боженькина С.А. Врачебная профессия как сфера формирования валеологической и духовной культуры личности. - Краснодар : Нонпарель, 2012.-98 с. (4,75 п.л.)

Научные статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России

2. Боженькина С.А. Влияние глобализации на трансформацию антропокультурных оснований педагогической деятельности в современном российском обществе // Вестник Майкоп, гос. технолог, ун-та. - Вып. 4. — Майкоп : Изд-во ИП Солодовникова, 2011. С. 133—136. (0,4 пл.)

25

3. Боженышна С.А. Врачебная профессия как категория социальной философии // Вестник Майкоп, гос. технолог, ун-та. — Вып. 2. — Майкоп, 2013.-С. 33-37.(0,5 п.л.)

4. Боженышна С.А. Системообразующие факторы воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2014. - № 1. (0,4 п.л.)

Научные статьи и тезисы, опубликованные в иных изданиях

5. Ковелина ТА., Боженышна С.А. Проблемы формирования мировоззренческой культуры в системе высшего медицинского образования // Проблемы и перспективы развития образования в России : сб. материалов XI Международ, науч.-практ. конф. / под общ. ред. С.С. Чернова. -Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2011. (0,2 пл.)

6. Боженькина С.А. Социально-философский анализ правового пространства современной педагогики // Экономика в современном мире : сб. науч. ст. по итогам международ, науч.-практ. конф. Волгоград, 30-31 янв. 2012 г. - Волгоград, 2012. С.31-32. (0,2 пл.)

7. Ковелина Т.А., Боженышна С.А. Психологические аспекты развития профессионального самосознания будущих врачей как условие реализации компетентностного подхода в медицинском образовании // Материалы регион, межвуз. учеб.-метод, конф. с международ, участием «Инновации в образовании» (Краснодар, 22 марта 2012 г.) // Международный журнал экспериментального образования. — 2012. — № 4. — С. 101—103. (0,15 пл.)

8. Боженькина С.А. Врачебная профессия как сфера духовной социализации личности // Материалы региональной межвузовской учебно-методической конференции с международным участием «Инновации в образовании» (Краснодар, 28 марта 2013 г.) Н Международный журнал экспериментального образования. — 2013. - № 4. С. 52-53. (0,2 п.л.)

Подписано в печать 21.02.2014 г. Гарнитура Тайме. Печать ризография. Бумага офсетная. Заказ № 3064. Усл. печ. л. 1,4. Тираж 100 экз.

Отпечатано в типографии ООО «Копи-Принт». Краснодар, ул. Красная, 176, оф. 3. т/ф 279-10-40. E-mail: copyprint@mail.ru ПС «Центр города»

 

Текст диссертации на тему "Врачебная профессия в воспитательно-гуманистическом измерении"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Майкопский государственный технологический университет»

04201460102 пРавахрукописи

\

Боженькина Светлана Александровна

ВРАЧЕБНАЯ ПРОФЕССИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ (ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА)

Специальность 09.00.11 - социальная философия

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель -доктор философских наук, доцент Ковелина Татьяна Афанасьевна

Краснодар - 2014

f

it

w

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.............................................................................. 3

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНО-

ГУМАНИСТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ВРАЧЕБНОЙ

ПРОФЕССИИ...................................................................... 14

I

1.1. Профессия как форма деятельности и предмет социально-философского

анализа................................................................................. 14

1.2. Концептуализация воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии........................................... 37

1.3. Формирование воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии в истории культуры.................................... 64

Глава 2. ВРАЧЕБНАЯ ПРОФЕССИЯ КАК ВОСПИТАТЕЛЬНО-

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯСИСТЕМА............................................ 87

2Л. Характеристика системообразующих факторов , воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии.............................................................................. 87

2.2. Врачебная профессия как сфера формирования валеологической культуры личности...................................................................... 106

2.3. Врачебная профессия как сфера духовной социализагцш личности............................................................................... 128

Заключение........................................................................... 150

Литература........................................................................... 154

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В современном мире, характеризующимся сложными процессами глобализации и технизации культуры, сменой ценностных парадигм, которые влекут за собой трансформацию всей системы социальных отношений и изменение типа социальности, активизируется как на уровне массового сознании, так и на уровне государственной идеологии поиск приемлемой для этих условий новых моделей социальных институтов, в частности института профессий. Это особый социальный институт и форма трудовой деятельности людей, которая обладает исключительном значением в плане формирования и воспитания целостной, гармоничной и креативной личности, способной жить и проявлять свою творческую активность в новых условиях современного и будущего мира.

В настоящее время в социальной структуре общества и системе профессий особой место занимают медицинские профессии, среди них -профессия врача, призванная удовлетворять потребности людей в здоровье, в профилактике болезней, продлении жизни. Однако эти традиционные

потребности не только возрастают, но и дополняются новыми -

!

потребностями в духовном и социальном здоровье нации. В современном мире человечество обеспокоено состоянием своего здоровья, активным проникновением новейших биотехнологий в феномен жизни, неоправданно возросшей экономической ценой оказания медицинских услуг, сменой нравственных парадигм в медицине и другими проблемами, непосредственно затрагивающими жизнь и здоровье людей.

В современной России проблема усугубляется еще и тем, что

социально-экономические условия жизни в стране, рост девиаций, и

переживаемый россиянами антропокультурный кризис не способствуют

формированию в сознании людей установки на здоровый образ жизни; свое

благополучие мы чаще всего связываем исключительно с материальными

3

благами и богатством. Прогнозы о будущем страны заставляют российскую общественность, политиков, ученых обратить внимание на формирование здорового поколения. Эта проблема касается всех социальных образований, которые непосредственно или опосредовано влияют на сознание человека и его духовные ориентиры. Врачебная профессия уникальна тем, что в её сферу человек включается от момента рождения и до конца жизни. Поэтому изучение сущности врачебной профессии, выявление воспитательно-гуманистического богатства её содержания видится автору актуальной, теоретически и практически значимой задачей.

Врачебная профессия устойчивая, автономная и объективированная социальная реальность, которая имеет свою структуру, функциональные особенности, формы бытия и логику развития - черты, которые в современном мире обуславливаются общественными интересами и социокультурными процессами. В современных условиях врачебная профессия утрачивает свою традиционную консервативность и сакральность. Общественные интересы в здоровых и физически, и духовно людях изменяют внутреннее содержание профессии врача, активизируют ее воспитательные аспекты, что, в свою очередь, требует от врача как субъекта деятельности быть открытым, творческим, креативным, готовым к диалогу с культурой и социумом, к формированию убеждений о своей социальной роли как воспитателя целостной и гармоничной личности. В условиях трансформации общественной жизни и смены культурных парадигм именно врач оказался тем субъектом, который своей деятельностью и статусом способен вселить

I

надежду простому человеку на обретение смысла своего существования в этом полном драматизма мире. Воспитательно-гуманистическое содержание врачебной профессии не хаотично, оно представляет из себя систему, которая может и должна конструироваться с учетом трансформации социальных условий, специфики и задач самой профессиональной деятельности.

Актуальность исследуемой темы также детерминирована переходом медицины к рыночным отношением, поиском новых моральных моделей

4

медицины, соответствующим этим условиям, а также необходимостью формирования нового статуса врача - врача-педагога, врача-просветителя, что должно обеспечить достойное качество врачебных услуг и решить те проблемы, которые обозначены в государственных программах по сохранению здоровья нации и национальной безопасности.

В научно-теоретическом плане исследование воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии позволяет не только внести определенный вклад в разработку теории профессий и теории деятельности, но и является актуальным в качестве теоретико-методологической основы развития таких междисциплинарных областей знания, как философия медицины, медицинская педагогика, валеология, врачебная профессиональная и биомедицинская этика.

Степень разработанности проблемы. В силу того, что в данном исследовании акцентируется внимание на определении врачебной профессии, важное значение приобретают работы, посвященные изучению особенностей человеческой деятельности как основополагающей категории социально-философского анализа. Это труды В.Г. Афанасьева (1976), Г.С. Батищева (1970), Л. П. Буевой (1978), А.В.Е. Давидовича (1982), М.В. Демина (1984), Иванова(1978), М.С. Кагана (1978),П.В.А. Лекторского (1980), Н.В. Леонтьева (1975), Э.С. Маркаряна (1979), А.Т. Москаленко, Ю.К. Плетникова (1975), В.Н. Сагатовского (1978), В.Ф. Сержантова.

Так же в качестве теоретической базы были использованы работы, посвященные непосредственно изучению профессии врача как формы деятельности и феномена культуры. Это труды Т.А. Ковелиной, Н. Казинса, И.А. Ильина, И.В. Силуяновой, A.B. Решетникова, О.П. Щепина, Г.И. Царегородцева, В.Г. Ерохина, и др. Также использовались работы по медицинской этике и деонтологии, где рассматриваются нравственные

I

вопросы взаимоотношения врача с социальным окружением, нравственная культура врачевания. Это работы Ю.К. Абаева, Н.М. Амосова, Г. В.

Гришкевича, Ю.П. Лисицына, И. Я. Макшанова, В. П. Петленко, Б.В.

5

Петровского, И.В. Силуяновой, H.H. Седовой, Ю.М. Хрусталева, С.С. Юдина и др.

В плане социально-философского анализа воспитательно-

I

гуманистического содержания врачебной профессии особое значение приобретают исследования К.А. Абульхановой-Славской, Ю.К. Бабанского, П.П. Блонского, И.А. Зимней, В.А. Сластенина; Е.А. Левановой. Были использованы исследования в области интеграции медицины и педагогики в комплексном изучении человека. Это труды В.Ф. Базарного, М.М. Безруких, П.П. Блонского, Ф.А. Дистервега, А.Б. Залкинда, Г.К. Зайцева, В.П. Кащенко, П.Ф. Каптерева, В.Р. Кучмы, П.Ф. Лесгафта, Дж. Локка, М. Монтессори, Н.И. Пирогоав, И.А. Сикорского, Л.Г. Татарниковой, К.Д. Ушинского.

С целью изучения особенностей формировании валеологической культуры личности автор опиралась на труды Р.И. Айзмана, Г.Л. Апанасе'нко, В.Ф. Базарного, A.C. Батуева, Э.Н. Вайнера, H.A. Голикова, Г.К. Зайцева, В.П. Казначеева, В.Н. Касаткина, В.В. Колбанова, М.Г. Колесникова, Г.А. Кураева, З.И. Татарниковой, В.О. Морозова, З.И. Чукановой.

Проблемы духовной социализации рассматривались в работах H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина, Л.П. Карсавина, Н.О. Лосского, В.И. Несмелова, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, М.М. Тареева, С.Л. Франка, П.А. Флоренского, Г.Г. Шпета, В.Ф. Эрна. Среди зарубежных работ были использованы труды - А. Парка, Д. Долларда, Дж. Кольмана, В. Уолтера, Т. Парсонса, Р. Мертона; философов и культурологов - Л. Леви-Брюля, Ж. Пиаже Э. Кассирера, Р. Барта, В. Беньямина, Ж. Бодрийяра, М. Маклюэна, О. Тоффлера и др.

В целом степень разработанности проблемы позволяет отметить достаточно широкую базу исследования. Однако некоторые проблемы выходят за рамки этих исследований, остаются вне поля зрения социальной философии, в частности проблема воспитательно-гуманистического аспекта врачебной профессии. Анализ степени разработанности этой проблемы и

б

определил выбор объекта и предмета диссертационного исследования, постановку цели и задач работы.

Объект диссертационного исследования - профессия как форма деятельности и социального бытия.

Предмет диссертационного исследования - врачебная профессия и ее воспитательно-гуманистическое содержание.

Цель диссертационного исследования состоит в анализе воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии, его проявления, а также в изучении возможностей реализации профессией врача своего воспитательно-гуманистического потенциала в условиях трансформации социальных отношений.

В соответствии с поставленной целью в ходе диссертационного исследования решаются следующие задачи:

систематизировать теоретико-методологические подходы анализа профессии и дать её социально-философское определение;

концептуализировать понятие «воспитательно-гуманистическое содержание врачебной профессии»; '

раскрыть особенности и характер формирования воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии в истории культуры;

охарактеризовать системообразующие факторы воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии;

определить врачебную профессию как сферу формирования валеологической культуры личности;

- раскрыть функцию духовной социализации личности врачебной профессии.

Основная гипотеза исследования. Выход из антропокультурного

кризиса, который переживает современное российское общество, видится в

активизации различных социальных сфер и институтов по отношению к

развитию и сохранению полноценной человеческой жизни, сохранению

целостности, социального, соматического и духовного здоровья людей. В

решении этой важнейшей социальной проблемы особая роль отводится

7

врачебной профессии, которая в силу своего социального статуса и предназначения связана с человеком, обладает огромным интеллектуальным

I

и духовным потенциалом воздействия на сознание людей, формирования у них мотивации на самосохраняющее и здоровьесберегающее поведение, которое автор связывает не только с сохранением своей соматической организации и морфофизиологических норм, но и с духовно-нравственными установками, с сохранением чистоты своего духовного мира и помыслов.

Методология исследования. С целью реализации указанных задач с необходимостью потребовалось использование социально-философских методов и подходов исследования: деятельностного, антропного, аксиологического, исторического подходов, принципов диалектического

I

анализа, единства исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному, методов сравнительно-исторического анализа, междисциплинарного анализа и синтеза, типологического и структурно-функционального методов.

Достижение поставленной цели и решение намеченных задач предполагает опору на общие принципы и нормы научного рационального философского мышления. В работе использовались общефилософские научные принципы: принцип системности; принцип активности процесса познания; принцип социального взаимодействия.

Научная новизна исследования состоит в следующем: '

- систематизированы теоретические подходы к анализу феномена профессии и дано её социально-философское определение.

концептуализировано понятие «воспитательно-гуманистическое содержание врачебной профессии».

выявлены особенности формирования воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии в истории культуры.

дана характеристика системообразующих факторов воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии.

>

- проведен анализ врачебной профессия как сферы формирования валеологической культуры личности

- доказано, что воспитательно-гумнистическое содержание врачебной профессии раскрывается в духовной социализации личности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Профессия - социальное образование, которое возникает на основе

I

частного разделения труда (следовавшего за общественным), вид трудовой деятельности, который официально признается законом, требует специальной (профессиональной) подготовки и личностных качеств от субъекта. Она объективно (желает того человек, или нет) заставляет его быть социально и профессионально ответственным перед обществом, государством, перед субъектами деятельности, является основой экономической жизни людей, определяющим фактором уровня, качества и образа жизни. Социально-философское познание феномена профессии раскрывает её основную особенность - в социальной системе она является важнейшим фактором: 1) социальной дифференциации; 2) показателем уровня духовного и интеллектуального развития общества; 3) показателем уровня цивилизационного развития общества.

2. Врачебная профессия - является профессионально трудовой деятельностью, и для субъектов - врачей - особая сфера, в которой формируется личностные качества специалиста, его жизненные ценности и цели, осуществляется процесс социальной и профессиональной социализации и идентификации. В отличие от обыденного опыта врачевания, врачебная профессия обладает определенной экономической стоимостью, оценивается и контролируется не только обществом, но и государством. Она обладает своими этическими и правовыми нормами, очерчивающими границы данной деятельности. Ее воспитательно-гуманистический аспект проявляется в целях и задача профессии, которые опосредованно направлена на формирование должного типа личности, соответствующего конкретно-

историческим особенностям общественной жизни и культуры.

9

3. В истории культуры процесс формирования воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии определяется сложившимися в конкретный момент представлениями о сущности человека, воспитательными задачами, которые выдвигаются обществом, а так же уровнем развития медицинской науки и практики. Европейская и отечественная традиция в формирования воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии закреплялись деонтологическими требованиями, а в современном обществе - приоритетом прав человека.

4. Врачебная профессия - особая воспитательная система, которая характеризуется единством лечебной и воспитательной деятельности,

I

общением и установлением тесного духовного контакта врача с другими субъектами. Воспитательно-гуманистический аспект врачебной профессии, проявляется в целенаправленном, планомерном и организованном влиянии на сознание пациентов и коллег, больных и здоровых, молодых и пожилых людей с целью их воспитания, образования, духовной социализации. Основными компонентами воспитательно-гуманистического содержания выступают: цели, общение, механизмы и методы воспитательного воздействия /мотивации врача; воспитуемые (объект педагогического воздействия, особым компонентом педагогической системы врачебной профессии является врачебно-педагогическое сознание, отражающее процесс взаимодействия врача с другими людьми, и выражающееся в умении владеть словом, убеждать, аргументировать, внушать, то есть владеть методами психолого-педагогического воздействия.

5. Валеологическая культура - это