автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Времяисчисление русского старожильческого населения Среднего Урала в народной и церковной календарной практике (XVII-XX вв.)

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Белобородова, Ирина Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Екатеринбург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Времяисчисление русского старожильческого населения Среднего Урала в народной и церковной календарной практике (XVII-XX вв.)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Времяисчисление русского старожильческого населения Среднего Урала в народной и церковной календарной практике (XVII-XX вв.)"

' ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ УРАЛЬСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. A.M. ГОРЬКОГО

БЕЛОБОРОДОМ ИРИНА НИКОЛАЕВНА

ВРЕМЯИСЧИСЛЕНИЕ РУССХОГО СТАРОЖИЛЬЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СРЕДНЕГО УРАЛА В НАРОДНОЙ Н ЦЕРКОВНОЙ КАЛЕНДАРНОЙ ПРАКТИКЕ (XVII - XX ВВ.).

07.Ои.02. - Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

На правах рукописи УДК 947 (470.5)

Екатеринбург 1994

- г -

Работ; выполнена б Научно-исдаедовательском институте Музе: антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера Российской Академии Наук в отделе русской и славянской этног рафии

Научный руководитель - доктор исторических наук

Бернштам Т.А.

Официальные оппоненты - доктор исторических наук.

профессор В. В. Рабцевич. кандидат исторических наук А. Г. Носин Ведущее учрзагде/юе - Пермский государственный

университет

Защита диссертации состоится "21" октября 1994 г. в часс на заседании специализированного совета Д 063.78.02. по защит диссертаций на. соискание ученой степени доктора исторических на! в Уральском Ордена Трудового Красного Знамени государственнс университете им. А.М.Горького (620083. Екатеринбург, пр. Лениш 51. ауд. 248).

С диссертацией мокно ознакомиться в библиотеке Уральского государственного университета'.

Автореферат разослан 1994 г.

Ученый секретарь специализированного совета доктор исторических нау

профессор д гавацкий

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность темы Исследования по духоЕной культуре русского народа всегда актуальны, ибо культура и подходы к ней неисчерпаемы. Это в полной мере- можно отнести и к теме настоящего исследования - традиционному календари - одному из самых ярких явлений русской духовной культуры. Представления о календаре всегда отражает представления о мироустройстве, человеческой жизни и их вза-. имосвязи. или, говоря иными словами, календарь является временным стержнем "картины мира" у любой этнической общности, независимо от ее исторических трансформаций.

Как явление народной культуры, традиционный календарь предполагает наличие различных подходов к его изучению. Одним мз них может служить выбранный нами историко-культурный подход, позволяющий рассматривать кулы/рное явление в динамике обьективных процессов Формообразования (упорядочивания) календаря и субъективных (народных) представлений. Изучение народной традиционной культуры должно учитывать соотношение ее устных и письнечных "слагаемых". Отсюда - выбранный нам>. аспект исследования - иэ/чение календарных Форм и связанных с ними представлений в исторической динамике. во взаимодействии письменной и устной традиций.

Одним из важных мировоззренческих вопросов соотношения письменной и устной традиций в рамках русской культурной модели является вопрос о взаимодействии "языческих" Форм и канонического православия, поскольку религиозное сознание было тем духовным ядром. вокруг которого формировалась и традиционная - устная г крестьянская культура (в пэрву» очередь, народная религия), # элитарная письменная (преимущественно церковная). Изучение этого вопроса связано с шир<2$йм кругом проблем языческо-христианского синкретизма. Народный календарь, сформировавшийся как и другие синкретичные формы (комплексы) традиционной русской культуры на,, основе взаимодействия внехристианского сознания с христианством, являет собой яркий пример той глубинной связи мевду "поздники" и "архаическими" представлениями, которая ^была характерна для всей русской культуры.

Цель и задачи исследования, ^ель и задачи диссертации определяются вы.;ранннм аспектом исследования народного календаря. Главная цель работы состоит в изучен:«! традиционного календаря (системы счисления и наполнения различных временных промежутков) на основе духовной сувщосп: русского народа - религиозности, в исторической динамике его компонентов. Исходя из этой цели в работе ставятся следуювде задами: 1) проанализировать структуру и характер календаря церковной и народной традиций; 2) исследовать символику элементов и календарных обрядов: 3) рассмотреть динамику календарных форм, основываясь на данных церковной и народной традиций.

Методика исследования. В соответствии с целью и задачами работы были выбраны следующш приемы исследования: 1. сравнительно-исторический' проспективный анализ народной и церковной календарной практики. 2. Комплексный источникошй анализ регионального вариан7'з русского календаря (письменного и устного). 3. Интерпретация народного календаря в терминах и понятиях егс носителей. На основе этих трех аналитических приемов делается попытка синтеза историко-структурно-типологического и имманентно-мировоззренческого порядка для выявления синхронно-диахронических связей цер-.. ковной и народной календарной практики.

Географические ранкн. Территориальные рамки исследования - область Среднего (горнозаводского) Урала, по административному делению начала XIX в. входившего в состав Пермской губернии. В настоящее время регион распределяется меаду Пермской и Свердловской областями и сеЁсф'о-восточными районами Курганской и Челябинской областей. Выбор Среднего Урала в. качестве региона исследования обусловлен рядом факторов. Во-первых, это - одна из пограничных европейских областей, до сих пор не привлекавшая полноценного этнографического внимания. А между тем она Формировалась как поли-этапчная территория "стыка" русского (восточнославянского), финно-угорских. тюркских и самодийских этносов. Во-вторых, социально-экономическая специфика развития региона (горнозаводская про-»йлиленность, феодально-крепостнические отношения), отразившаяся в ■культурном наследии. В-третьих, региональный культурный комплекс, включая календарь, 'складывался на основе восточнославянских традиций. • занесенных переселенцами в разное время и V3 разных мес/г "исхода". Наконец, в-четвертых, регион богат старообрядческой

;ьтурой, в том числе и книжно-рукописнсй. сохранившей ранние .сты дониконовского православия.

Хронологические ражи. Историческая динамика обусловила широ-хронологические границы привлеченных для анализа материалов -XVII до середины XX вв. Нижняя граница обусловлена началом :совой крестьянской колонизации Среднего Урала и появлением фсобрядчества. Верхняя граница была установлена а связи с ак-шым Функционированием регионального варианта календаря у ста-шльческого населения.

Литература и источники. Историография по русскому и аире -зточносдавячскому - календарю довольно обширна. Она ьключает Зоты представителей различных научных дисциплин: этнографов, пьклористов, этнокузыковедов, археологов, археографов, лингеис-з, историков науки. Поэтому отмечены только те работы, которые э¡от методико-теоретическсе и 'проблемное значение. Это, прежде его. работы Т.А.Вернитэм, М.М.Громыко. В.И.Чичерова, С.А.Тока-са, А. Я. Гуревича, К. В. Чистова. К. М. Толстого. С. М. Толстой., В. Иванова, В.Н.Топорща. Большую ценность по обилия представ-нного или использов.ж,юго материала кнеят труды И. П. Снегирева. И Сахарова, А.В.Терещенко. Ф.И.Буслаева. Л.А.Потебни, А.Ф. Афа-.сьева, А.Н.Веселовского, Г,.В Аннчксеа, П.Б.ШйЯка, А. Ермолова, П. Калинекого, С.В.Максимова. Неоценимую пом'^ь в исследовании дендарных данных по памятникам письменности оказали работа Прозоровского. П.В.Степанова, Н. Степанова, К.Л. Покровского, О.Свя?ского. А.!!. Пылила. Н. Спера!!ского. К. С.Тихонравова, К. Редина, - и. А. Моминой, В. Н.Щапора. Анализ письменных данных по 1лекдзрй (йфоко представлен и в богословских трудах таких авто-¡в как К.Никольский. И.Максвегйв. П. М. Властов. Г.Дьяченко. П-Огицкип, А, А.Дмитриев,. Н.Д.Успенский.

Историографический' обзер этнографической литературы по Средне" / Уралу довольно незначителен и представлен работами советского гриода, поскольку дореволюционная литература по исследуемому ре-^у носит пр.е;:му1Г.естэенко ирточниковый характер. Из числа эт-зграФических работ наиг.ольший интерес для выбранной темы предс-авляют труд в. Ю. Кгулянокой-'и н. С. Полищук "Культура и быт рабочих орястволскогс Урала. Конец XIX - начало XX в. (М.: Наука, 1971) коллективная монография "К« -/угях из, земли Пермской в Сибирь" М.: Наум. 1939). рзбеты искусствоведа В.Л.Бэрздулина, фолькло-

риста П. 3. Бирюкова, этнографа Г. К. Чагина.

Источш.коБая база диссертации довольно обширна. На основании примененной методики изучения календаря (комплексный подход).привлекаемые е исследовании источники разделены на семь групп. 1. В первую группу включена памятники христианской канонической литературы: Библия. богослужебная литература, произведения отцов Церкви учительного и толкового характера, различные церковные постановления. 2. Ко второй группе относятся летописные данные. 3. Третиз группу источников составили памятники "отреченой" литературы - апокрифы самого широкого диапазона от неканонических Евангелий до рукописных заговоров. 4.К четвертой группе принадлежат материалы, характеризующие состояние календарного вопроса в "старообрядческой ккижно-рукописной традиции, в том числе и Среднего Урала. 5. Пятув группу источников составили материалы по народной русской традиции среднеуральскогс региона. В ней вошли три подгруппы: а) архивные материалы; б) данные периодических изданий местной печати, научных и краеведческих сборников; в) полевые материалы автора, собранные во время экспедиционнных 'исследований 1988 - 1933 гг. в Невьянском. Красноуфимском, Шалинсхом, Пригородном. Верхнесалдинском. Новслялкнскои. Еерхотурском. сысерт-ском, Полевском районах Свердловской области. 6. Шестая группа объединяет источники различного характера по социально-экономической истории региона и его конфессиональной характеристике: труды И. И. Лепехина, П.С.Палласа, статистические .и экономические труды губернского и уездных земств, работы обобщающего характера, диссертационные исследования. 7. Отдельную группу источников, широко используемых в работе, составили материалы по народной лексике, зафиксированные в общих и региональных' словарях, а также -опубликованные в дореволюционной периодике. Большую помощь в работе оказали данные обширной картотеки Топонимической экспедиции кафедры русского языка и общего языкознания Уральского государственного университета.

Научная ценность и новизна работы состоит в том, что в ней впервые традиционный календарь исследуется в исторической динамике. во взаимодействии письменной и устной традиций. Также впервые в истории отечественной этнография объектом исследования является региональный вариант русского народного календаря'- средиеураль-ский,- до сих пор не привлекавший специального внимания 'ученых. Е

соответствии с этим в научный оборот вводится целый ряд новых источников, находящихся а отчасти забытых или малодоступных изданиях. местных архивах. Большой процент источникового материала составляют полевые записи автора, впервые вводящиеся в научный оборот.

Практическое значение диссертации заключается в возможности использования es материалов и выводов для разработки широкого круга проблем по истории и этнографии России, в целом, и Урала, в частности. Кроме того, применяемые в работе аналитические приемы и методы могут послужить основой для дальнейшей разработки общих методических принципов при проведении совместных археографо-фоль-клорно-зтнографических исследований и комплексного анализа накопленного различными гуманитарными дисциплинами материала. Результата исследования, а такие введенные в научный оборот новые источники, могут быть использованы при чтении специальных вузовских курсов по этнографии и культуре Урала, в составлении методических пособий и программ, в полевой работе этнографов и археографов.

Апробация работы. Оечовные ¡положения диссертации изложен^ в докладах на научной с^-сски "Полевые исследования ГМЭ народов СССР" (Ленинград, 1589). на IY Уральских археографических чтениях (Свердловск. 1989). на III Всесоюзной летней зжзле-семинаре "Семиотика культуры" (Сык^лзкар. 1991), на научно;, конференции студентов и аспирантов исторического Факультета Уральского университета (Екатеринбург, 1992). на конференции, посвященной 330-летию Российск -Я Государственности (Екатеринбург, 1993), на научной конференции по методике изучения сельских поселений Урала (Екатеринбург, 1%j). на международной научно-практической конференции, .'¡освящённой 400-летию 7^рода Сургута (Сургут, 1994).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников, приложений, списка информаторов. Работа изложена на 222 страницах.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Во Введении раскриыштся актуальность темы, формулируются цель и задачи работы, сбоскови^автея территориальные и хронологические рамки исследования. дайтся краткая характеристика старообрядческих согласий и ккижно-рушшсной традиции Среднем.) Урала, расс-

матрива;. гея научные труды, имевийе методико-теоретическое и п{ яемное золение для решения поставленных задач, анализируются пользованные источники.

Глава первая "Анализ структуры и характера календаря церш и народной традиций в истерической динамике" состоит из пяти ; делсс.

В первом разделе "Терминологическое обозначение структур единиц счета Бремени" рассматриваются основные временные понят выработанные письменной традицией (сутки, неделя, месяц; гс имевшие неоднородную наполненность с различных культурко-социа ных ср*д ¡х. У.г анализа материала следует, что обдам временник кятие.ч длл ы'.сьменнсй и устной традиций является день (»сут 'наг. основная единица согласования солнечного и лунного сче Специфическими (выработанными отдельной традицией) иокно счит структурные величинк. носившие подвижный характер: П а с х а л - в'письменной - илето»сезон-в устной. Так как п ви:ЙыЯ счет на основе этих единиц долгое время упорядочивался твердым (солнечным), структурные единицы последнего были включ в обе традиции, в связи с чем при исследовании структуры народ го каленларя используются общепринятые (отвлеченные) поня (сутки, неделя, месяц, год) с учетом народных разночтений. За нову исследования структуры народного календаря принята разра тайная Т. А. Еернштам система чередования будничного и празднично времени. Значимость этого, ритма в народном счете времени обна] жизаетея у*о на терминологическом уровне, причем "праздное" вр< служит главны;.: указателем этого ритма ("разделителем" времени).

Второй раздел "Анализ суточного круга в церковной и народ) календарной практике России и Среднего Урала" посвящен исследи ни» о членении дня (=суток) в письменной (богослужебной, летога ной) и устной (общерусской и среднеуральской) традициях. Как г казыпает анализ материала, богослужебная традиция часового де; ния дня основывается на евангельском членении суток, которые ; лились на одинаковое количество часов - 12 дневных и 12- ночнь Усггная традиция, напротив, придерживается естественного времен соответствующего движению солнца: восход - утро, стояние - дек начало заката - вечер, полный заход - ночь. Летописная традивд представляющая собой как бы "промежуточный" вариант деления с ток, ориентируется одновременно на природное время и расписан

[ерковных служб.

Раздел третий "Анализ годового круга а церковной и народной алендаркой практике России и Среднего Урала".разделен на четыре [араграфа.

g 1. "Начало времяисчисления в- церковной и народной календарной фактике России и Среднего Урала". Вопрос о начале русского "язы-!йского" года является одним из ключевых в разработке проблем на-юдного календаря. Конкретные даты начала года на русской почве -:зязаны с христианским летоисчислением или эрами: 1) от Сотворе-:ия мира с эпохой от 1 карта за 5503 лет до Р. X. или 1 сентября ¡а 5509 лет до Р. X.; 2) от Рожлестза Христова (первоначально - от ¡5 марта, а с IV з. - от 25 декабря). Что касается начала года •стного календаря, то среди его исследователей существует три ¡нения по этому вопросу: а) святки (25/ХП - 7/IK б) троицкопет-)овский цикл (май - 24, 29/VI; в) Пасха (март). Первые два перио-ia связаны с солнечными кульминациями, что и предопределило выдвижение на первый план в различного рода концептуальных построе-шях. солярного характера русского традиционного года. Однако, сак показывает анализ летописных данных, начало древнерусского "ода fíe был'о связано с фиксированными солнечными датами (во вся-юм случае, до XIII в.). а определялось по лунном фазан р пределах февраля - апреля.

g 2. "Годовой круг в богослужении и христианской традиции". Церковный годовой круг сложился из сочетания порядка богослужения то солнечному календарю (синаксарная часть) и подвижному лунному (Пасхалия). Моено выделить два варианта подвинного круга богослужения: 1) ni) расписаниям Евангелнй-Апракос - "ветхозаветно-евак-"ельский" - наиболее дгзений; он вклвчает пять периодов; 2) по Росписям Триоди и октоиха - ■'трнодидг. Этот вариант присущ современному богослужении и содернпт три периода. Счет по дням солнечного (юлианского) года лёг в основу третьего" - стабильного -<руга богослужения, который в церковном уставе получил название "кесяцеслоекий" или "синаксарныЛ".

В разработке вопросов, связанных со структурой и характером, церковного годового круга, важное значение имеет реконструируемая по древнейшим Паремийникам-'система церковного года, который начинался праздником Рокдества Христога. Эт^т вариант календаря -"паремийный"-. объединяет "ветхозаветно-евангельский", "триодный"

- 1.0 -

и отчасти синаксаркый круга по^викных и стабильного календарей. Кроме -огс.. в христианстве, с цельв соединения лунных и салнечньо годов, применяется т.н. "Метонов цикл"; в православной традиции попытка согласовать солнечные (сентябрьские) года с лунными (мар товскими), была проделана в XVI в.. путем Б:ишчения в богослужебные книги "Зрячей Пасхалия" (расписание праздничных дней, имеющих отношение к Пасхе), а так*:е - путем согласования подвижных периодоЕ с кульминационными положениями солнца (расписание годовых сезонов. встречающееся в русских памятниках с XVII в.). Эти стабильные даты солнечных кульминаций были включены в систему подвижны? календарей по всем периодам, за исключением приготовительных [■ пеликолсстных недель, в которые, как представляется, и происходи-'.'1а корректировка лунного и солнечного счета - вставка 13-гс лунного месяца • и на которые приходилось начало* лунно-пасхальногс года (неделя мытаря и фарисея - 32/38-я по Пятидесятнице).

Е 3. "Годовой круг в древнерусской книжно-рукописной и летописной традициях". Судя по данным 1-й Новгородской и Лаврентьевс-кой летописям, счёт и название седмичных дней практически не имеют разночтений с каноническими. Исключение составляет период третьей и четвертой седмиц Великого поста: в летописях переход с" проспективного (с понедельника) счета на ретроспективный (с воскресенья) происходил ранее.ныке существующего в богослужении и Пасхи:. на четвертой неделе Великого поста, начинающейся Крестопоклонным воскресеньем, которое одновременно являлось и начало} второй половины поста. Таким образом, пост заканчивался пятнице! шестой седмицы, а''"следующий день - Лазарево воскрепение ("Лазарева суобота"), по сути стояло вне поста, так как находилось'мекд: постами Четыредесятниць1 и Страстной седмицы. ' Показательно. __ что I некоторых изданиях XVII века Цветная Триодь начиналась не службо! Пасхи, как ныне, а службой Лазарю. Исходя из этого, можно предположить. что выравнивание древнерусского лунного и солнечного годов по данным летописей производилось в период от второй до пято! недель Великого глста. т. е. до субботы сьятого Лазаря (март - апрель).

■ 8 4. "Годовой круг б церксшол и народной календарной практик! России и Среднего Урала". В устной традиции, как общерусской, та) и средизуральской, сохранились отчетливые пережитки подвижной счета по лунным фазам. В ст&рсобрядчоской среде, очевидно, но Се:

- И -

влияния книжной культуры, бытует представление о несоответствии продолжительности лунного и солнечного годов, которое якобы приводило к образованию раз в два с половиной года так называемой тбегноа луна. Сохранению пережитков лунного счета способствовало широкое распространение в народной среде апокрифических текстов о "лунных", "тяжелых" "злых" днях, которые в рукописной традиции Среднего Урала получили название чёрных.-' норальниг.

Струкхдануи »§^ову любого народно?© календаря составляет система будней - п^азданков. в'которой праздничные ситуации являются вехами=границами. В региональной среднеуральсксй традиции, как и в восточнославянской, сохраняется деление праздников на две группы: большие (главные) и малые (полупраздникп). Обобщение регионального материала позволило составить схему традиционного членения календаря и праздничных ситуаций у русских Среднего Урала.

1. От Благовещения/Пасхи до Троицк - ¡весенний' - качало летнего периода: а) Быговецение - Пасха (25/III - 22/III/25/IV) - цикл крупных подвижных праздников '"встречи весны"; б) Егоров день (23/IV) - Николкн день (9/V) - преимущественно стабильный праздничный период подготовь: и начала полевых работ с малыми праздниками.

2. от Троицы (10/V/10/VI) до Покрова (1/Х) • летний, начало осеннего периода. Летний период заканчивай ся Ильиным днем (20/VII) и состоит из двух циклов: а) Троица, семик - подзижный празднично-полуираздничный цикл; С) Иванов (24./VI)- Петров (29/41) - Ильин день (20/VII); в основном буднично-полупраздничный цикл, соемещаввдй подвижные даты (сердитые, малые прзздники). Со Спасов (f-атва. уырка оеощсй, сев озимых) отсчитывается начало осенного периода, населенного трудовыми буднями и полупраздник?-ни. до Семено^за дня - Вэздвиненья •- Покрова (1/IX - 14/IX - 1/Х).

3. От Покрова до Рождества Христова (25/XII) - осенне-зимний,, преимущественно будничный период.

4. От Роядества Христова до Великого поста - зимний, преиму* ik-'ствсяцп пг'аздничныГ; период, . состоящий из двух циклов." а) Рож-дчство Христово - Крещение (7/1) - святки; б) Крещение - маслениц ца (январь - февраль) - великое промежговенке.

зсть недель Великого поста были зимним будничным "безвременьем" (женские беседки/супрядки, р; 5ка и "¿готовка леса, подготовка сеД',снлх<ляПстЕ'Онних срулий и ИрОЧ. ).

При сопоставлении полученной ?хекн народного уральского кале? даря со структурой церковных календарей общим для них периоде оказываются недели кытаря и Фарисея и блудного сына или, по кг родной терминологии, первые две недели шеленехого «ясовеЭа. Хрс нологически этот период совпадает, с одной стороны, с 13-м "не бесным месяцем", вставка которого, по мнению Д.К.Прозоровского производилась в XVII - XVIII в. в отрезке от 1 до 19/Х1. (неде; мытаря и фарисея монет лежать в пределах от 11/1 до 11/П)., а другой, - с народней серединой зимы (Аксннья-полузимшца - 24/1) Однако, по летописным данным XIII в. соединение двух лунных годе могло происходить несколько позже - на четвертой неделе Великог поста - средокрёстюи (по народной терминологии), когда проспеи гивкый счет заменялся ретроспективным. В этом случае среда еказь валась срединным днем (седмицы и поста).

В устной среднеуральской традиции■бытует представление еще о одной среде - перекрёстной, - которая, очевидно, находилась в се редоке 20-х чисел июня и. следовательно, могла попадать на пегг ровки. или всесеяжкух) (3-ю по Пасхе) неделю. Представляется воз ножным педположить. что перекрёстная середа среднеуральского ре гиона отмечает способ перехода народного календаря н проспективный счйт, когда осуществлялось соединение дву частей народного календаря. Причем в данном случае, как представ дяется. происходило не выравнивание лунного года, а соединени лунного и солнечного календарей.

Переход от подвижного счета к стабильному и обратно совершало на стыке двух рубежей календарного года: зимне-весеннего (масле ница) и весенне-летнего (троицко-петровский цикл). Оба празднич них цикла наделены 'признаками •"первопраздника" и противостоя двум будничным периодам: "апофеозу будней" - Великому посту катве. Соотношение двух празднично-будничных порубежных цикло; свяглно с выравниванием календарного времени: 1) в масленицу Великий пост - русского лунного года; 2) в троицко-петровски: цикл - катву - лунного и солнечного годов.

" В Разделе IV "Структура церковного и народного календарей 1 исторической динамике" даются краткие выводы изложенного материа ла о принципе строения календарей, их характера. Одним из ключе вых выводов можно считать представленную схему развития церковного и народного календарей и динамику выравнивания лунного года 1

вставки 13-го месяца: а) неделя мытаря и фарисея - блудного сдаз (V - X вз); б) 2-я - б-я недели Великого поста (XIII,в.-), в) масленица ; - великопостные недели (после XIII в.)-. В связи с эти» представляется, что начало лунного года народного календаря первоначально (до XIII в.), очевидно, совпадало с летописным, но течением времени соединилось с летним солнцеворотом <24/У1 - Иванов день), открывавшем лето-Тол, и лето-сезон.

Глаза II "Праздни:5ный календарь русского старожильческого" населения. Среднего Урала: анализ символики:-и обрядов церковкей>м народной традиций" состоит из пяти разделов. Материал излагается в соответствии , с разработанной в первой главе схемой -членения времени я праздничных дат у русского старожильческого заселения Среднего Урала.

Раздел 1. "Пасхально-троицкий цикл". В устной традиции {общерусской и среднеуральской) пасхально-троицкий цикл обнаруживает всо черты наиболее сакрализованного временного отрезка, наделенного такими признаками, как "светлый", "чистый" и оформленного рядом очистительных обрядов. Наиболее значимыми в народном календаре этого цикла были две даты: Благовещение и Страстной (Великий. Чистый) Четверг.- близость очистительных обрядов которых зафиксирована как письменными источниками XIII - XVIII вв.. так и этнографическими материалами XIX - начала XX вв. Основными элементами этих обрядов были вода и огонь, в динамике которых не последнюю роль сыграли христианские представления и символы (благовещенская или четверговая свеча и соль, солярная символика Христа-солнца, "водная" ипостать Боговоллсщения). Таким образов, вода и огонь в церковной и народной Культуре являются знаками единой амбивалентной сущности.

Другой амбивалентной темой пасхально-троицкого ци^ла была тема аизни и смерти, закрепленная в символах "рождающей смерти" -кресте и яйце. Как показывает анализ данных церковной и народиоЗ традиций, крест осмысляется как макро- и микрокосм. В дица^ке символа яйца прослеживается сакрализация его формы • мяча/шара= солнце - и смещение под влиянием церковной традиции с летнего кэ-риода, (троицко-петровский цикл) на весенне-летний (пасхально-тро-кцкий). Для пасхально-троицкого цикла характерно функцистирование яйца в обрядах, косивших ярко выраженный поминальный характер: Радуница, семик. В поминальных обрядах семика прослеживаются ле-

ревитки "веселых поминок", дожившие почти без и: мелений с XVI в, (данные Стоглава) до конца XIX в. (среднеуральский этнографический материал). В годовой протяженности "поминальное веселье" звучало именно в пасхальные дни. Приведенные материалы позволят "предположить известную синонимичность в восприятии потустороннего мира церковкой и народной традиций, отразившееся в обрядах "веселых поминок" и их календарной приуроченное^. Ещё мним примером взаимопроникновения обрядов пасхально-троицкого цикла можно считать обычай "заложных поминок" в виде создания так называемых "убогих домов". О раннем оцерковлизании этого' обычая свидетельствуют летописные данные (XIII. в.).

С темой чизни и смерти связан "орнитоморфный" пласт символики народного и церковного календарей. Для христианской традиции эта тема реализована в голубе - материальном воплощении третьей ипостаси Божества, функционирующем как символ божественной сущности 41 сохраняющем внехристианикув. демиургическу» функцию. В народной (русской и восточнославянской) традиции связь птицы с темой жизни и смерти представлена с исчерпывающей полнотой (Всрон-Воронович, Ноготь-птица и.др.). Благодаря рукописной традиции этот образ в период средневековья нередко воспринимался как символ крещения, а также - воскресения и новой жизни (см., например "Физиолог"). Причастность птицы и к царству жизни, и к царству мертвых, делает этот образ способна моделировать весь комплекс жизнь - смерть -новое рождение. В календарной приуроченности образ птицы устойчиво связан с весенне-летним периодом, как временем оттирания земли и прихода г^есны, солнца (обряды встречи/гуканья весны). Наибольшую связь с пасхальным циклом имеет кукушка, чьим праздником считалось Благовещение. Кукушка (наряду с соловьем) является единственным неантропоморфным персонажем ритуальных похорон, приуроченных к пасхально-троицксу циклу и известного в этнографичекой литературе под названием "крещение и похороны кукушки". На Среднем Урале этот обряд сочетался с обрядом завивания берёзы, сохранившем в ряде мест архаические элементы (ряжень'е. обход домов, связь с символами птицы и яйца). Одной из центральных идей троицкого обхода домов была тема соотнесенности птишДс деревом. Утот сюжет разрабатывался как в книжно-рукописной традиции, так г в устной (фольклор, народная роспись). Об особой связи этик образов-именно в весенне-летний период свидетельствует анализ среднеу-

ральского игрища "Три елочки" или "Сретенье Плишки".

Примером включения культа растительности в практику регональ— ного богослужения может служить культ ели,' похикбторой проводил свою подвижнеческую жизнь единственный канонизированный Церковью "региональный" святой - Симеон ВерхотурскнЯ.- а также - совершение молебна в специальных шалзшах из зеленых веток на пасхальной неделе.

Раздел 2. "Троицкс-петровский цикл". Этот период календаря в общерусской традиции носил яазвзние петровки,', ярилхи. Этими тер. минами £s среднеурзльских областях, а также в Поволжье и на Урале обозначался период лзтних праздников от заговенья на Петров пост до Ильина дня (20/VII). Анализ символов и обрядов пегсровгцийы дозволил выделить в ней наличие таких основополагающих тем,- кэк тема видения-невидения, прядения-творения (символика яйца, образ, Костромы. Яремн и русалок), особые свойства растительных -символов, приобретаемые ими в результате взаимодействия-с ивановской/петровской росой, их соотнесенность с потусторонним миром, снятие запретов на взаимодействие с растительным миром (изготовление веников, кошение сена, собирание траз, ягод), ставившееся з зависимости от небесного огня. Совокупность этих признаков позволяет видеть в троицко-петровском цикле один из наиболее с&крамзозан-ных отрезков народного календаря, соотносимый с мифическим "начальным" временем ("первовремя"). В уральской книжно-рукописной традиции его статус поддерживался как авторитетом православных святынь (например. Богоматерь Казанская), так и региональных (Артемий Веркольский, Прокопий Устюжский).

К архаическим персонажам, позволяющим отождествить троиц-кс-петровский цикл с мифологическим "началом" можно атнести Ярило. Оленя и Ящера. Все они включаются в широкий kvvt представлений космогонического (солярного) характера. Так. имя "Ярило" ? пределах славянских языков и соответствующих мифологических # Фольклорных традициях связано с и.-е. *jar - "весна" (в значении "год") и *Jar - "страсть", "сексуальная мощь".

Общая оценка дней конца лета, - начала осени определяется- такими признаками, как "темный", "несчастливый". Возможно,, что большое влияние здесь оказала книжно-рукописная традиция, ь которой широкое распространение имели списки чёртес, тральных дней. В среднеуральских списках самыми неблагоприятными для жизнидеятель-

-нести человека названы даты'конца лета - начала cceiw: l/VIII, i, 2. 30/IX - как дни. когда "сгорели Содом и Гомора и Бог нечестивых ангелов согнал с неба". Эти представления в календарной приуроченности совпадают со сроками запирания земли (Воздвиженье.

' 14/IX).

Признак "тёмного","несчастливого" времени был характерен и для порубежного осенне-зимнего периода от Покрова до Рождества Христова (1/Х - 25/XII). обозначавшемся в древнерусских памятниках термином "карачун", который при всей спорности этимологических реконструкций, связан с "темным" (кара - черный).

Раздел 3. "Святочный период". В восточнославянской (русской) традиции святочный цикл семантически не отделялся от предшествующего ему периода конца лета - начала осени. В христианском календаре он символизировал собой прошедшее (ветхозаветное) время, период подготовки человечества к рождению Христа-солнца по, духу (неделя Праотец) и по плоги (неделя Святых Отец). Само Рождество осмысляется в литургике как акт первотворения, где основную роль играют тахие фундаментальные стихии мироздания как огонь к вода. "Огненная" символика присуща в какой-то мере и народной святочной культуре (обычай "греть покойников"). Высказываемое рядом исследователей предположение о сьязи святочных костров с идеей возрождения солнца и начала Нового года, не находит-подтверждения в этнографических.матерчалах. Средневековая символика соломы, реконструируемая по письменным источникам и произведениям искусства, аналогия между рождественской соломой и мусором в народной культуре, позволяют предположить наличие б этих обрядах представлений. связанных с идеей о "конце" не только года, но и мира.

Осмысление святок как "конечного" времени находит свой подтверждение и в общерусском делении святочного двенадцатидневья üü святые и сшратые/слушальныг вечера. Для слушалькьк вечеров (1 -6/1.) были характерны все признаки и действия, связанные с потусторонним миром нечистой силы (гадания, ряженье). Общим персонажем, объединяющим собой эти действия, был образ шуликуна, известного в этнографической литературе как "водяного демона" (по Д. К. Зеленину). Проведенная реконструкция показывает, что в образе шупикуна можно усмотреть черты, связывающие его с восточнослг-вянским Ящером/Яшей - Пращуром/Чуром - тотемным предком и культурным героем. Представления о ыу/шкуне как нечистом духе, имею-

дам "водув" природу, вероятно, носит универсальный характер, поскольку аналогичные представления зафиксированы и у--яр'еатх. я современных христиан Палестины, а также •--' в арейрифической христианской книжно-рукописной традиции. В ,,цёлом для христианской традиции характерно осмысление "водных" обрядов святок (крецан'е-кое водоосвящение) как символического начала мира. Предстаэлявт*-СЯ'. что народная крещенская о Зрядность во многих отношениях испытала воздействие христианской традиции. Так, омовение-иди купанке в крещенской проруби монет быть интерпретировано, по имеющейся письменным и устным свидетельствам, как-годовое крещение. Еще одним примером включения частного богослужения в традиционный календарь зимнего периода может служить ср^днеуральский .обачая оглашать на крещенской проруби просвзтанчые пары перед- предстояли свадебная периодом - маслепстсим «ясоедом.

Раздел IV. "Масленичный период". Масленичная обрядность этнографами и фольклористами всегда воспринималась -и воспринимается 'как исключительно языческая, не имеющая ничего общего с-христианством и только случайно совпадающая с кануном христианского Великого поста. В этой связи необходимо особо остановиться на сроках празднования масленицы. В ряде регионов её верхняя граница охватывает период трех предпостовых недель, начиная с недели блудного сына. Более распространенным началом масленицы было глясопуатos воскресенье, которое в литургике осмыслялось как время второго пришествия и Страиного суда. Данные письменной (древнерусской книжности, миниатюр) и устной традиций показывают, что подобные представления органично вошли и в народную культуру. Кроме того, о "христианском" осмыслении масленичного комплекса (или его части! говорит и само название праздника: выражение "масленская неделя" встречается в них в 1411 г.. а слово "масленица" - в 1^13 г. Ряд сравнительных материалов позволяет предположить, что, начиная с периода позднего средневековья (XVI в.) одну из содержательных сторон масленичного комплекса составило народное переосмысление литургического времени (борьба ' масленицы/мясопуста с постом). '

Нижней границей масленицы обычно является следующее . за лсясо-пустым воскресенье - сырное (прощёный дет, целовгшк в . народной традиции). Однако, как показывает среднеуральский материал, масленицу "допраздновали" вплоть до первого' воскресенья Великого

поста - сборного. Характерные для традиционного : алендаря великопостные собрания женщин - бесеЭки - позволяют выделить в них ря/ "масленичных" признаков (переряживание. катание, ритуальное опьянение. трапезы). В своей совокупности эти элементы сконцентрированы в пределах 2-й - 5-й недель Великого поста. Для ритуально! наполненности этих собраний была характерна символическая рол! прядения, возможно восходящая, к мифу о женском творении-прядекш мира и позволяющая интерпретировать этот временной отрезок ка) "начальное" время.

В социальной наполненности масленичного цикла особая роль отводилась молодожёнам. По срокам эти обряды также совпадали со 2-1 - 5-й неделями Великого поста. Ряд элементов (обряды целовника игры- в мяч) позволяет предположить существование некогда особог брачного сезона, заканчивавшегося перидом "примирения родов", ко торый. возможно, локализовался в тех же пределах современного Ве ликого поста, а с введением, христианства был "раздвинут" по об его стороны (ряд моментов позволяет сблизить масленичные обыча целовника с весенними вьюнинаш).

Раздал V. "Народный календарь русского старожильческого насе лекия Среднего Урала в исторической динамике" посвящен выводам л изложенного материала. 1). Признаками "первопраздника" наделен два праздничных периода: масленичный и троицко-петровский, коте рые можно соотнести с мифологическим "началом". В динамике их оС рядов большую роль сыграли христианские элементы и представление в анализе которых обнаруживается ряд общих мировоззренческих ус тановок. 2). Общая семантика святочного цикла позволяет говорит о различиях в оценке этого временного периода письменной (бога ловской) и устной традиций. Если в первом случае она соотносит* с идеей первомира, то для устной традиции характерно его осмысл< ние как конечного, темного времени. 3). В годовой протяженное основные символы "первопраздника" оказываются смещенными относ! тельно традиционных сроков в силу влияния церковного календаре часть масленичного комплекса, вероятно, некогда приходилась ] период £-й - 5-й недель великого поста и была теу самым прпуроч на к началу русского лунного года. Тешь можно оказать и о сияв лах начала древнего лунно-солнечного года (традко-петровск цикл), которые в силу ''Перекрытия" этого периода Апостомск постом были оттеснены к пасхальным дням.

В Заключении подводятся общие итоги исследования. Изложенный р диссертации материал позволяет сделать выводы.

1. Способ счисления времени. .Христианство н&^прннесло с собой ничего принципиально новогс в упорядочивании- времени. Как показал анализ летописных данных, соединение лунных и лунно-солгкчных годов, ■ стабильного и подвижного счета было известно славянам и до принятия Крещения. Но в расправлении традиционных сроков христианское времяисчисление внесло значительные коррективы: а) соединение двух лунных годов, приходившееся до принятия христканстйа. по всей'вероятности, на период от конца февраля до середина марта, было передвинуто на конец марта - середину апреля (лукко-лас-хальный год^; 6) выравиизакие лунно-солнечного счета. которое.у восточных славян было,.возможно, приурочено к дню летнего солнцеворота (петровки), в христианском календаре закреплено за периодом приготовительных недель (конец февраля - качало марта').

2. Семантика времени. В семантической наполненности праздничных ситуаций христианство сыграло большую роль. Это относится, прежде всего, к Пасхалии как праздничному духовному пути спасения. Использованный в оаботе аналитический прием, заключающийся в рассмотрении календарного обряда (или периода) с точки зрения функционирования в кем того или иного симзола, позволяет выделить тот символический "минимум", с помощью которого описывается "синкретичная" культурная модель. Это такие фундаментальные стихии мироздания, как вода и огонь, космогонические символы солнце,. птица, конь; основополагающие идеи прядения-творения, единств? еизни и смерти. .

3. Характер времяощущения. Архаическому сознанию, как показывает ряд исследований и терминологический анализ понятий, связанных с дефиницией "время", присуще циклическое врэмяощущен^. Христианство же, напротив, оперирует историческим (линейным) временем, которое в средние века становится преобладающим и в трэда/ ционной культуре, хотя полного разрыва с цикличностью не пролс^хо--да?. Наиболее полно это сочетание цикличности и дискретности реализуется в ритуалах календарного цикла, которые образуют то- звено, посредством которого связываются между собой два уровня осознания действительности - "антиисторический" (циклический) и исторический (линейный) или, говоря на языке оппозиций, "конечное -бесконечное", "жизнь - смерть".

.4,. Наполненность календаря. В буднично-празднгчнсй организации церковного календаря выделяются три периода: Рождественский пост - Рождество Христово: Великий пост - Пасха; Троица - Апостольский пост. В народном календаре будйичные периоды (пост и жатва) не предшествуют праздничным циклам, а завершают их (масленица, петровки). Представляется, что буднично-праздничная система имела несколько иной ритм, чем современная нам синкретичная. А именно: первопраэдник начала лунного года (2-я - 5-я недели Великого поста) - будничный период сева и других полевых работ (от 6-й недели поста до 8-й по Пасхе); первопраэдник периода летнего солнцеворота (от 8-й недели по Пасхе до Петрова/Ильина дня) - будничный период натш ("апофеоз будней"); праздничный святочный цикл - будничный зимний период (от Крещения до 2-й недели Великого поста). В семантическом плане "первэпраздники" народного календаря концентрируют в себе идеи рождения. ..дзни, "начала" (мифического и социального), а святки - старения мира, смерти, "конца".

Приложения. В приложениях даны карта-схема территорий Пермской губернии. Свердловской области и маршрутов экспедиция 1S88 -1993 гг. (приложение I), графическое изображение подвижных кругов церковного календаря (приложение II), таблица часового деления суток (приложение III), список информаторов (приложение IV).

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. От Крещения го Федула (сельскохозяйственный календарь Среднего Урала)// Наука Урала.- 1S88.- N 50 (400). - С. 8.

2. Народный календарь русского старожильческого населения Среднего Урала. (По итогам экспедиции 1С38 г.)// Полевые исследования ГМЭ народов СССР 1985 - 1987 гг.: Тез. докладов науч. сессии. - Л.: 1989. - С. 68 - 70.

3. Народный календарь русского населения Среднего Урала а исторической динамике: устнэ- и письменная традиции (к постановка проблемы)// То о докладов науч. конференции студ-зцп.з г, !, ..■!.:. ..г.-: учёных IV "Уральские археографические что!.;;.:". - Ct-oj Ш:9.~ С. 5S - 61.

4. Троица на Урале// Наука Урала.- 193Q.- К 26 (471.). - с. ь

5. Жизнь, и смерть в молодежном ¡календаре русского старокил ческого населения Среднего Урала (анализ семантики переходных обрядов святочного и троицко-петровского циклов)// "Семиотика культуры": Тез. докладов III Всесоюзной летней школы-семинара - Сик-

гывкар.1 1991.- С. И - 14.

6. "... И умножилось в людех сатанинское неистовство..." (святочные бесчинства на Урале)// Лики времени: Очерки Российской истории.- Екатеринбург. 1992,- С. 37 - 46.

7. Русский народный календарь как источник по реконструкции славянской "картины мира" (праздник Троицы)// Междисциплинарный юдход в историческом исследовании: Тез. науч. конф. студентов-и спирантов исторического факультета Уральского университета.-Екатеринбург, 1992,- С. 21-24.

8. представления о святых в устной ^рукописной традиций.. Срёд-1его Урала (конец XVIII - начало XX в')// Религия и Церковь в-Си-5ирн: Сборник научных статей и материалов.- Вып. 3.- Тюмень. 1992.- С. 67 - 89.

9. Осенний досуг русского старожильческого населения^ралэ: зельские и городские вечерки// Методика и опыт изучения сельских юселений Урала: Материалы науч. конф.- Екатеринбург, 1993.- С.' 17-56 '

10. К истории развития масленичной обрядности по данным русской устной и летописной традиций: календарные сроки и основные идеи (XIII - начало XX в.)// Российское государство XVII - начала XX в.: экономика, политика, культура: Тез. докл. науч. конф., посвященной 380-летиэ восстановления Российской государственности.- Екатеринбург, 1993.- С. И - 17.

•11. Народный календарь как источник по реконструкции русской ютфопоэтической традиции (святочный период)// Тез. докл. международной науч. -практ. конференции Сургут, Сибирь, Россия. - Екатеринбург. 1994. - С. 20 - 22.

Подписано в печати 22.07.94. Еоршг 60x84/16. Бумага газетная. Печать офсетная.

Объем -¿,00 уч. -изд. л Т¡фая 100 зка. Заказ Бесплатно.

620083, Екатеринбург, К-83, пр. .Озима. 61. Тишаборатория ун-та