автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему: Выразительные ресурсы космического в российской прессе начала XXI века
Полный текст автореферата диссертации по теме "Выразительные ресурсы космического в российской прессе начала XXI века"
На правах рукописи
005537591
ШУРХАЕВ Анатолий Иванович
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КОМИЧЕСКОГО В РОССИЙСКОЙ ПРЕССЕ НАЧАЛА XXI ВЕКА
Специальность 10.01.10 - Журналистика
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
7 НОЯ 2013
Казань-2013
005537591
Работа выполнена на кафедре журналистики Института массовых коммуникаций и социальных наук федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет».
Научный руководитель - кандидат филологических наук,
доцент ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Туманов Дмитрий Валерьевич
Официальные оппоненты - доктор филологических наук,
профессор ГОУ ВПО «Мордовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.П. Огарева» Мишанин Юрий Александрович (г. Саранск)
- кандидат филологических наук,
доцент ФГБОУ ВПО «Чувашский
государственный педагогический университет
им. И.Я.Яковлева»
Вакку Григорий Владиславович
(г. Чебоксары)
Ведущая организация - ГОУ ВПО «Тольятгинский государственный университет»
Защита состоится 29 ноября 2013 года в 15:00 часов на заседании Диссертационного совета Д 212.081.14 по защите докторских диссертаций при Казанском (Приволжском) федеральном университете по адресу: 420021, город Казань, ул. Татарстан, 2, ауд. 207.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке имени Н.И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета (Казань, ул. Кремлевская, 35).
Автореферат разослан « 28 » октября 2013 года.
Ученый секретарь диссертационного Совета кандидат филологических наук, доцент
ВВЕДЕНИЕ
Общая характеристика работы. Диссертация посвящена изучению комического как формы выразительности в публицистике.
Актуальность темы исследования. В начале XXI века в российских СМИ наблюдается трансформация жанровых границ публицистики, которые уже не всегда можно точно атрибутировать и систематизировать в рамках традиционной теории жанров, складывавшейся в основном в эпоху 19601970-х годов. Однако, несмотря на внушительный объем новых жанровых форм, до сих пор нет ни одного полноценного исследования новых ресурсов выразительности комического, за исключением работ, лишь упоминающих о существовании разного рода информационно-развлекательных медиапродук-тов печати, аудио, видео и кибержурналистики, либо описывающих отдельные их типы. Современный публицистический текст как особая форма бытия произведения недостаточно изучен и с позиции выявления выразительных ресурсов комического, способных в совокупности выполнять задачи, поставленные автором материала.
Под воздействием процессов, происходящих в России на рубеже XX и XXI веков, качественно меняется не только контент, но и формы подачи информации в СМИ. Выразительные ресурсы комического задействуются для отражения проблемы адаптации человека в стремительно меняющихся социально-политических, экономических и социокультурных условиях современной России. Комическое как неотъемлемая часть лингвокультуры реализуется в информационно-публицистических жанрах, вызывая трансформацию жанровой системы и порождая новые формы журналистских материалов.
Выявление специфики выразительных ресурсов комического в российской прессе начала XXI века на федеральном и региональном уровнях становится частью важнейшей задачи - познания современных форм, средств и приемов комической обработки жизненного материала.
Хронологические рамки исследования определены нами с 2000 по 2004 годы как период становления современного медиапространства. Развитие прессы как отрасли бизнеса способствовало тому, что наибольшее
развитие в это время получили информационно-развлекательные жанры массовой информации. Особенное влияние на расширение возможностей комического оказывают и начавшиеся в российском информационном поле процессы конвергенции в СМИ, возможности сочетания на одной медиаплощадке текстуальных, видео, аудио и других типов сообщений.
Степень научной разработки темы. Ввиду того, что в теории современных публицистических жанров практически нет полноценных научных работ, всецело посвященных комическому как особой форме выразительности, при написании диссертации нам приходилось опираться на труды, изучающие лишь отдельные аспекты интересующей нас проблемы. Теоретическую основу диссертации составили междисциплинарные исследования феномена комического.
В области философии и историко-культурных исследований для нас особо значимы труды М.М. Бахтина, А. Бергсона, Д.С. Лихачева, Е.М. Мелетинского, A.M. Панченко, Н.В. Понырко, В.Я. Проппа, A.A. Сычева; в области психологии - Ю.Е. Ивановой, В. Раскина, Д. Селли, А.Г. Шмелева; в области социологии - П. Бергера, М.В. Бороденко, И.А. Бутенко, A.B. Дмитриева, Л.И. Гришаевой, Т. Лукмана; в области филологии - М.В. Вербицкой, Ю.Б. Борева, В.М. Головко, С.А. Голубкова, B.C. Манакова, Г.Н. Поспелова, О.С. Редкозубовой, В.З. Санникова; в области журналистиковедения - А.Н. Тепляшиной, Е.И. Журбиной, Л.Ф. Ершова, М.И. Дмитровского, Л.Е. Кройчика, З.М. Нестор, A.A. Тертычного, П.И. Ткачева, М.И. Шостак.
Однако, несмотря на то, что исследование такой сложной мировоззренческой категории как комическое имеет богатую междисциплинарную историю, возможности комического как ресурса более выразительной расширенной (компенсаторной) интерпретации публицистического материала до сих пор остаются малоизученной областью журналистиковедения. В теориях, предлагаемых исследователями, нет единообразия позиций, позволяющих описать методы воздействия СМИ посредством комического на аудиторию.
Отсутствие системного анализа различных форм синтеза, коннотаций, творческого пересечения комического с некомическим с точки зрения
повышения релевантности публицистического текста, а также недостаточная разработанность большого пласта фольклора как публицистического ресурса, определило наш интерес к созданию целостной картины функционально-публицистических возможностей комического, категоризации форм и средств его проявления.
Целью диссертационной работы является раскрытие компенсаторного ресурса выразительных возможностей комического как публицистического средства воздействия на массовую аудиторию в российской прессе начала XXI века.
Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:
1. Определить функциональную направленность комического как публицистического средства на современном этапе;
2. Выявить жанровое многообразие комического как публицистического средства в современной федеральной и региональной прессе;
3. Дать характеристику функциональных особенностей форм и средств выразительности комического;
4. Показать потенциал интерпретации публицистического текста через его визуализацию в наглядных формах комического;
5. Проанализировать специфику подачи публицистического факта через богатые возможности синтеза комического с некомическим.
Для этого в процессе исследования применялся комплекс методов, главным из которых стал описательно-аналитический метод (наблюдение, анализ, обобщение, интерпретация, классификация), а также использовались методы лингвистического эксперимента, контекстуальный анализ, контент-анализ.
Объектом исследования в данной работе являются печатные российские СМИ начала нового века.
Предметом исследования является специфика видов, форм и жанров комического текстового и нетекстового характера в российской прессе начала XXI века, как источника экспрессивно-эмоционального воздействия на читательскую аудиторию и как инструмент с повышенными выразительно-компенсаторными возможностями. Особое внимание обращено на валентные возможности комического, позволяющие интегрировать и
синтезировать элементы комического в контекст практически любого публицистического материала.
Эмпирической базой исследования стали материалы печатных изданий: федеральных - «Известия», «Труд», «Аргументы и факты», «Российская газета», «Литературная газета», «Новая газета», «Культура», «Комсомольская Правда», «Московский Комсомолец», «Новое Время», «Коммерсант», «Татарские края», журналов «Крокодил», «Красная бурда», «Фонтан» и региональных - «Республика Татарстан», «Казанские ведомости», «Вечерняя Казань», «Восточный экспресс», «Молодежь Татарстана», журнал «Чаян», выходившие с 2000 по 2004 год.
Методологической базой исследования, прежде всего, стала теория «смеховой культуры» М.М. Бахтина и субординированная в качестве ее внутренней категории «карнавализация»1. Теоретико-методологические положения, касающиеся смеха и его роли в художественном и публицистическом творчестве, рассматриваются нами в дискурсе журналистико-ведческих исследований, предпринятых А.Н. Тепляшиной, Е.И. Журбиной, Л.Ф. Ершова, М.И. Дмитровского, Л.Е. Кройчика, З.М. Нестор, П.И. Ткачева,
B.Е. Хализева, М.И. Шостак.
Методологические подходы, используемые этими авторами позволили нам выделить комическое как особый инструмент повышенного воздействия на аудиторию, содержащий в себе только ему присущие средства интерпретации окружающей действительности, а потому несущий в себе повышенный уровень релевантности.
Опираясь на данные возможности комического, мы выстраиваем исследование ресурсов дополнительной выразительности и компенсаторного механизма интерпретационных возможностей, скрытых в комическом как вербального, так и невербального характера.
Другим основополагающим массивом исследований стали теоретические и эмпирические работы по проблемам истории, теории и
1 См., например: Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная
культура средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. - М.: Худ. лит., 1990. -
543 е.; Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук / М.М. Бахтин //
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979. -
C.361-373 и др.
6
практики журналистики. Интерпретация трансформирующихся функций, жанров, методологии создания вербальных и невербальных «текстов» и психологии журналистского воздействия на аудиторию проанализированы в трудах С.М. Гуревича, В.Г. Костомарова, А.Д. Кривоносова, JI.E. Кройчика, Г.В. Лазутиной, Е.С. Сониной, А.Н. Тепляшиной, A.A. Тертычного, В.В. Ученовой, М.С. Черепахова, С.К. Шайхитдиновой, A.M. Шестериной.
Эти исследования позволили нам осознать те метаморфозы, которые претерпевают сегодня традиционные средства массовой информации, и в этом контексте - проследить трансформацию комического как публицистического средства и модификацию его жанровых особенностей в прессе начала XXI века.
Научная новизна заключается в том, что комическое впервые исследуется как особый выразительно-компенсаторный ресурс публицистики. Комическое рассматривается как особый способ подачи информации журналистом с учетом фоновых (контекстуальных) возможностей ее интерпретации аудиторией.
Научно-практическая значимость исследования носит выраженный характер:
осознание комического как важнейшего выразительно-компенсаторного ресурса публицистических материалов позволит выработать новую теорию принципов подачи информации в прессе;
- подготовка и внедрение в учебный процесс программы спецкурса по тематике диссертационного исследования актуализирует работу со студентами-журналистами в области изучения трансформации жанровой системы в СМИ;
- материалы диссертационного исследования будут полезны при разработки современных технологий журналистского воздействия на аудиторию, а также могут быть использованы как журналистами-практиками при создании публицистических текстов с учетом ресурсных возможностей комического, так и редакторским корпусом печатных изданий для прогнозирования журналистского воздействия на аудиторию и оптимизацию на этой основе творческой деятельности редакций региональных печатных СМИ;
- овладение трансформирующимися приемами и средствами комической обработки жизненного материала практикующими журналистами даст возможность значительно усилить выразительные ресурсы комического в российской прессе начала XXI века.
Положения, выносимые на защиту:
1. Комическое является одним из важнейших способов завоевания внимания массовой аудитории за счет таких его качеств, как образность, ассоциативность, сенсорность, экспрессивность, эмоциональная интенсивность, которые реконструируются через тексты как федеральной, так и региональной прессы.
2. На рубеже ХХ-ХХ1 веков функциональная направленность комического значительно изменилась. Обличение пороков и недостатков общественной жизни в фельетонной журналистике уступило место компенсаторно-интерпретационной функции, проявляющей себя, прежде всего, в языковой игре комической направленности «малых жанров», таких, как анекдот, байка, юмористическая реплика, отражающей конфликт «старой» ментальности россиянина и «новой» социально-политической, экономической и социокультурной реальности, в которой он оказывается.
3. В исследуемый период на страницах периодической печати место фельетона занимает использующий фельетонный стиль комический (юмористический/сатирический) рассказ, который становится полноценным информационным источником, использующим при этом все возможные формы выразительности комического, что дает возможность публицисту расширить компенсаторный ресурс восприятия факта аудиторией.
4. Визуализация восприятия информации у современной аудитории усилила популярность наглядных форм комического - карикатуры, комикса, коллажа, юмористического фотоснимка, шаржа.
5. Комический фольклор в виде сказок, притч, загадок, пословиц и поговорок выступает в виде семантико-экспрессивных коннотаций, используемых в современной прессе для оформления ими злободневного контента. В прессе Республики Татарстан такую роль играет сатирический фольклорный жанр «мэзэк».
6. Синтез комического и некомического (социального факта, рабочей идеи автора) открывает в публицистическом материале не только новый ресурс выразительности, но и ресурс дополнительной интерпретации актуальной темы, расширяя когнитивно-репрезентативную составляющую выражения мысли автора. Современная журналистика на федеральном и региональном уровне активно использует эту возможность.
7. Значительные резервные возможности комизма содержатся в тенденции роста в татарстанской прессе полифункциональности комического как инструмента, не столько развлекающего аудиторию, сколько информирующего ее.
Апробация результатов исследования. Предварительные результаты исследования послужили основой для докладов на конференциях: «Комическое в татарской периодике начала XXI века» (VI международная научно-практическая конференция «Информационное поле современной России: практики и эффекты» 22-24 октября 2009 года), «Синтез комического в современной газетной публицистике» (VII международная научно-практическая конференция «Информационное поле современной России: практики и эффекты» 22-24 октября 2010 года), «Комическая фольклористика как инструмент адаптации в современных российских СМИ» (VIII международная научно практическая конференция «Инновационное поле современной России: практики и эффекты» 20-22 октября 2011 года), «Изобразительные ресурсы рубрик сатирическо-юмористическом журнала «Чаян» начала XXI века» (IX международная научно практическая конференция «Инновационное поле современной России: практики и эффекты» 18-20 октября 2012 года), «Комическое как инструмент конвергентности в СМИ» (X международная научно практическая конференция «Инновационное поле современной России: практики и эффекты» 18-20 октября 2013 года).
Основные положения диссертации изложены в научных публикациях, в том числе в издании, рекомендованном ВАК России.
Объем и структура работы обусловлены логикой подачи материала. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и источников.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяется объект, предмет цель и задачи исследования, его научная новизна и научно-практическая значимость, а также дается общая характеристика работы.
Первая глава «Выразительный (компенсаторный) ресурс комического в российской прессе начала XXI века» посвящена анализу методов, обеспечивающих различные формы духовной и психологической разрядки через выразительные возможности комического в публицистических произведениях современных российских печатных СМИ.
В параграфе 1 «Характеристика некоторых функциональных особенностей выразительности комического» на основе анализа подходов к характеристике повышенных функциональных возможностей выразительности комического в работах литературоведов (М.М. Бахтин, Ю.Б. Борев, В.Я. Пропп), философов (А. Бергсон, A.B. Дмитриев, A.A. Сычев), психологов (3. Фрейд), журналистиковедов (А.Н. Тепляшина) и других отечественных и зарубежных ученых, исследовавших феномен комического2, уточнена функция комического: комическое способно не только постигать мир, но и влиять на него, что делает его эффективным инструментом воздействия на общество, а значит и важной частью механизма публицистики. Следовательно, комическое способно наполнить и дополнить современные СМИ особым высокоэффективным контентом, стать инструментом с повышенными возможностями интерпретации, нести человеку свое видение решения какой-либо общественно значимой проблемы, адаптируя, упрощая данный контент к фоновому аналитическому
2 См., например: Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха / В.Я. Пропп. -СПб.: Алетейя, 1997. - 287 е.; Бергсон А. Смех / А. Бергсон. - М.: Искусство, 1992. — 127 е.; Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному / 3. Фрейд. - СПб.: Алетейя, 1998. - 308 е.; Тепляшина А.Н. Жанры и формы комического в современной российской периодике / А.Н. Тепляшина. - СПб.: Издательский дом С.-Петербургского государственного университета, 2006. -286 с.
потенциалу реципиента. Комическое не просто интерпретирует, а расширяет «приемное устройство» аудитории, семантически и эстетически полнее доносит факт реципиенту, давая возможность журналисту обогащать публицистическую мысль «новой проекцией» факта, «раздвигать» рамки семантического восприятия аудитории через подключение новых, порой неожиданных форм и сочетаний.
В параграфе 2 «Публицистический ресурс выразительности фельетонного стиля» через анализ публикаций проявлен доминирующий признак фельетонного стиля - наличие в нем комического в самом широком понятии этого слова, от легкого юмора до различных гиперболических фигур сатирического (критического) характера. Фельетонный стиль носит императивный характер, так, как правило, его семантической сущностью, его сюжетной основой является социальная направленность, устремленность, к реализации общепринятых ценностей через различные модификации комического. Он как самостоятельный эффективный инструмент анализа действительности становится привычным стилем, формой реализации многими журналистами своих материалов, причем далеко не всегда развлекательного характера.
Обладая уникальной способностью информировать, развлекая, фельетонизм как важный сегмент технологии журналиста способен не только обличать зло, но и показать его в перспективном развитии, вскрыть его причины, а значит, является мощным профилактическим инструментом при воздействии на аудиторию, использующим такие локальные компоненты своей технологии как тропы, стилистические фигуры, различные риторические обращения.
Обладая исходными данными фельетона, его родовыми и видовыми признаками, фельетонный стиль способен шире, глубже, разнообразнее обычного нейтрального текста интерпретировать самую сложную авторскую мысль, облегчив восприятие аудиторией авторского контента через богатый компенсаторный ресурс, заложенный в его основе.
Экспрессивно-повышенная реакция на социально значимое событие, прошедшее в стране, подача жизненного материала через выразительные ресурсы комического прослежена на примере публикаций в федеральной
прессе («Литературная газета», «Известия», «Новая газета», «Комсомольская правда», «Культура», «Труд» и др.). Сопоставительный частотный анализ реализации фельетонного стиля в публицистических материалах проведен на газетных («Российская газета» и «Республика Татарстан») и журнальных («Крокодил» и «Чаян») публикациях. Это позволило составить шкалу выразительности фельетонной стилистики в российской прессе начала XXI века (парадокс, каламбур, различные оттенки иронии, сатиры, юмора, сарказма) и градуировать экспрессивно-семантическую сущность авторской мысли.
В параграфе 3 «Сказка и малые жанры фольклора как публицистический прием выразительности комического» доказывается, что онтология фольклора является отражением социального слепка жизни народа, проявившегося через художественное осмысление. Фольклор через различные жанры в качестве выразительного средства, используя свою энергетику, способствует наиболее экономному, рациональному, воздействию (закреплению) рабочей идеи журналиста, художника, сатирика, юмориста в газете.
Пословица, поговорка, сказка, байка, анекдот, загадка, присловья, прибаутки творчески переплавляются и интегрируются в современный злободневный материал журналиста, вступают с ним в коннотационный союз и за счет своей экспрессии, изоморфности, повышенной релевантности способны не только в разы усилить экспрессию рабочей мысли автора, но и сделать эту мысль более приемлемой более привлекательной, а значит более востребованной аудиторией. Эмпирический анализ федеральных («Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Российская газета», «Известия» и др.) и региональных («Казанские ведомости», «Вечерняя Казань», «Татарские края» и др.) газет за изучаемый период позволил систематизировать основные единицы фольклора, являющиеся готовыми механизмами интерпретации авторской идеи.
«Мир наизнанку», как форма условности, отражающая контрасты действительности, парадоксальность жизненных ситуаций и дисгармонию человеческих душ, предстает в публицистическом материале через синтез традиционных фольклорных жанров и жанров периодической печати. То, что
М.М. Бахтин назвал «отрицанием тождества и однозначности», «отрицанием тупого совпадения с самим собой» воплощено в столкновении стилей в контексте сказочного поля. Так, в карикатуре Константина Мальцева, опубликованной на страницах «Российской газеты», читатель видит рисунок, на котором пчелка подлетает к цветку за нектаром, а тот ей в ответ: «Вали отсюда! Нектар теперь платный!».
При создании «мира наизнанку» публицистами учитывается социальный опыт реципиента, менталитет, особенности этнографического характера, контекст культурной составляющей (знание фольклора, истории, литературы). Встречая знакомый архетип, «внедряемый» в современный контекст публицистического материала в его метафорическом обличии, реципиент получает дополнительную семантико-познавательную энергетику при интерпретации объекта анализа.
В параграфе 4 «Комический рассказ как оптимальное спряжение выразительности и познания в публицистике» раскрывается потенциал выразительности юмористических и сатирических рассказов, как публицистического феномена, как одного из особых, максимально-эффективных инструментов публицистики, заступивших место фельетона на страницах современной периодической печати. Сегодня юмористический/сатирический рассказ есть новость, сделанная по своим художественным законам. Диалектика современного публицистического комического рассказа выстроена на его эклектическом начале, семантико-стилистическая конструкция активно проявляет себя через синтез многожанровости, а значимым его свойством становится реакция вовлечения читателя.
Комический рассказ способен исполнять функцию полноценного информационного источника и нести в аудиторию практически любой самый актуальный рабочий факт публициста. И что немаловажно - не только при повышенной его релевантности, но и в эстетически комфортной, повышенно выразительной форме для нее. Обладая яркостью лексики, повышенной образностью, резко прочерченной авторской оценочностью интерпретируемого факта, объемом, повышенной интертекстуальностью, комический рассказ дает публицисту возможность расширить компенсаторный ресурс восприятия факта аудиторией.
Повышенная интенсивность, выстроенная на эмпатии комического, ее гедонистическая составляющая, проявляется через умение читателя уловить, различить, оценить оттенки смешного. Повышенно-эмоциональное, более активное и углубленное восприятие публицистического факта достигается вовлечением читателя в языковую игру. Все это характеризует достижение интенсивности восприятия современной публицистики реципиентом.
В результате анализа публикаций в газетах «Труд» и журнале «Крокодил» выявлено, что способность к сопереживанию и соразмышлению автора и читателя, общности их «исходной точки отсчета» при интерпретации объекта анализа позволяет аудитории провести облегченный анализ материала в связи с единым общекультурным источником проявления комического.
Параграф 5 «Публицистический ресурс выразительности синтеза комического и некомического» раскрывает формулу построения цельного журналистского произведения. Эффективность ее состоит в том, что, во-первых, в журналистском тексте отражаются все компоненты его структурного построения, в том числе и комические; во-вторых, комическое нередко проявляет себя через эмоционально-критическое, а при необходимости и эмоционально-позитивное отношение к объекту анализа; в-третьих, комическое - действенный инструмент анализа действительности, оно заключено в самой реальности и поэтому, глубоко подобно, близко, повышенно эмпатично восприятию читателя.
Образ-символ, пропущенный через рабочую идею автора, являет собой более эффективную силу ее интроспекционного воздействия на читательскую аудиторию, так как является более специфическим, более направленным, более конкретным инструментом, нежели образ общего абстрактного характера. Глубокий синтез комического и рабочей идеи автора создает, по сути, новое явление в журналистике, выраженное через формулу чувственно-наглядного характера, диалектика проявления которого порождает новый, более действенный механизм типизирования. В результате исследования выявлено, что сильным инструментом дополнительной выразительности является визуальная единица публицистики: шарж, рисунок, карикатура, коллаж, фотография. Сращение форм подачи комического и не
комического, а также различных жанров в едином семантическом пространстве позволяет автору не только выразить лучше мысль, но и придать ей отточенность, расширив ее когнитивно-репрезентативную составляющую.
Одной из форм действенного эффекта синтеза журналистского материала на читательскую аудиторию являются семантико-экспрессивные возможности афоризма с его сжатым, но богатым по выразительности языком. Анализ публикаций в российской прессе («Известия», «Труд», «Аргументы и факты», «Крокодил» и др.) выявил, что единицы данного жанра, как правило, экспрессивны по своей семантике, и склонны к той или иной форме комизма, а в сочетании с графикой значительно усиливает материал более эмоциональным отражением поднятой автором проблемы. Проекция на читателя визуальных форм информации (шаржей, карикатур, коллажей, комической фотографии, юмористических рисунков) дает возможность мгновенного восприятия реципиентом семантической сущности объекта сокращает время его интерпретации, создает новую эстетику восприятия, подключает дополнительные психологические ресурсы анализа.
Во второй главе «Некоторые особенности публицистического ресурса выразительности комического в русскоязычной татарстанской прессе» автор анализирует национальную специфику использования комического в публицистическом медиапродукте, раскрывая ее интерпретационные возможности в республиканских изданиях (как в текстовой форме, так и в знаковых проявлениях: графика, коллаж, фото и т.д.).
В параграфе 1 «Характеристика некоторых особенностей проявлений комического в русскоязычной прессе Татарстана» анализируются материалы, в которых комическое как особый инструмент освоения мира объединяет русскую и татарскую публицистическую мысль. Русскоязычная периодика Татарстана в начале XXI века показала, что, наряду с общими, имеет и свои специфические особенности проявления комического в публицистическом поле России. Это касается как текстовых, так и знаковых средств выразительности.
В диссертации исследуется эстетическая категория комического, не имеющая аналога в федеральной печати - мэзэк, раскрывается семантическая емкость этого жанра, большие стилистические возможности его подачи, значительный ресурс выразительности при восприятии его аудиторией. Контент-анализ публикаций показал, что в русскоязычной татарстанской периодке мэзэк и анекдот как феномены публицистики проявляют себя как «социологический фильтр», как «социологическая ловушка» улавливающий и критикующий антисоциальные явления.
Также выявлено, что комическое в татарстанских печатных СМИ начала XXI столетия в целом проявляет себя через формулу дифференциально-интегративного типа: в отличие от федеральной прессы каждое республиканское издание «специализируется» на конкретном жанрово-видовом направлении.
В параграфе 2 «Ресурс дополнительной выразительности комического в контексте русскоязычной татарстанской прессы» анализируется специфика жанрово-видовых направлений комического в республиканских русскоязычных изданиях: байка, мэзэк, анекдот.
Байка в силу определенной историчности, известности героя, его популярности близка, изоморфна читательскому ожиданию, заставляет его переживать, эмпатировать ее сюжетному построению. Комическое в байке, сохраняет свою онтологию, инвариативность, остается верным своей номинативно-объективной сущности - вызывать у читателя адекватную эмоционально-эстетическую реакцию. Вместе с тем методически важно отметить, что концовка байки, ее семантика близка анекдотной, она также выстроена на алогизме, неожиданности.
Мэзэк характеризует углубленная социальная тематическая заостренность («Татарские края», «Чаян», «Казанские ведомости»); выдержка тематики согласно названию газеты («Молодежь Татарстана»); наличие специальной детской рубрики в журнале «Чаян» («Детская площадка»); тенденция к миниатюризации («Татарские края», «Восточный экспресс»); местная тематика проявления факта во всех без исключения республиканских изданиях.
Анекдот в своей направленности несет ярко выраженную привязку к изданию. Если в газете «Молодежь Татарстана» анекдот в своей основе, как правило, выстроен на алгоритме пародии, фабула его раскрывается по ее законам, он критикует как саму лексику молодежи, так и скудный ее словарный запас, то в газете «Казанские ведомости» он носит углубленный социально-заостренный характер, более наступателен и остро публицистичен, при этом имея локальную привязку к факту. Тогда как в газете «Вечерняя Казань» комическое, как эстетико-философская категория, имеет ярко выраженную тенденцию к анализу социально-политических явлений в стране.
Параграф 3 «Некоторые компенсаторно-выразительные ресурсы комического в сатирико-юмористическом журнале "Чаян"» посвящен анализу одного из старейших сатирических журналов Советского Союза и современной России, его традиций, правил, школы карикатуры, демократических установок при отборе публикаций. Жанры здесь носят авторский, хотя часто временной характер, отличаются афористической сжатостью, оригинальностью, имеют свою характерную стилистику, экспрессивные и лексические особенности.
Журнал «Чаян» актуален социально-коммуникативными рубриками, напрямую выходящими на читательскую аудиторию, критически осмысливающими действительность. Особое внимание в издании уделяется заголовкам юмористических и сатирических рубрик в журнале, открыто указывающих читателю на семантическую составляющую комизма: «И вот, что сказал Шумбай...», «Летопись юмора», «Пресс-экспресс», «Зуд мудрости», «Наблюдизмы», «Иронизмы», «Ослышки», «Сатирески», «Бестолковый словарь» и ряд других.
Рубрика «Детская площадка» отличает «Чаян» от ряда других аналогичных изданий республиканского и федерального уровней: можно говорить о некоторой универсальной структуризации журнала, о его способности быть семейным комическим журналом.
В параграфе 4 «Особенности публицистического ресурса выразительности невербальных форм комического в периодике Татарстана» исследуются нетекстовые проявления компенсаторного ресурса как эффективного инструмента интерпретации информации. Предметом анализа
становятся рисунок, карикатура, шарж, коллаж (фотоколлаж), фотография, рисунки-заставки и другие знаковые формы комического.
В отличие от федеральной прессы, где злободневную актуальную критику самого различного общественно-социального характера заключает в себе фотография, в татарстанской прессе эту функцию взяли на себя графические формы комического: рисунок, карикатура, шарж.
Философское осмысление мира, бинарное его видение, позволяющее автору таких форм пластичным языком знаков, художественной образности, осмыслить реальность, типизировав до уровня формулы искусства, дает возможность читателю, воспринимать семантику авторской рабочей лексики по законам эстетики. Вместе с тем, невербальные формы комического в республиканской прессе отражают специфическую тематику, близкую менталитету как татарского, так и русского народов, проживающих в Татарстане.
Контент-анализ выявил, что около 50 % рисунков в критической графике русскоязычных татарстанских СМИ, в той или иной мере направлены на бытовые сложности коммунального хозяйства. Также отчетливо проявляется семантическая закономерность воздействия рисунка как информации особого рода - художественной, оказывающей эмоциональное воздействие на читательскую аудиторию через индивидуализированный художественный образ комическо-императивного характера.
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы, отмечаются проблемы, требующие дальнейшего научного изучения.
Анализ материалов периодической прессы федерального и регионального уровня показал, что комическое содержит в себе особые механизмы интерпретации окружающей действительности, несет в себе повышенный уровень релевантности.
В результате проведенного исследования был решен ряд задач, позволивших констатировать выразительный (компенсаторный) ресурс комического в традиционных средствах массовой информации.
1. Выявлено, что функциональные особенности выразительности комического заключаются в том, что выразительно-компенсаторный ресурс комического опирается на платформу фонового восприятия современной публицистики реципиентом, что, в свою очередь, сопровождается достижением доступности, ассоциативности, сенсорности, экспрессивности и повышенной интенсивности.
Обличение пороков и недостатков общественной жизни в фельетонной журналистике начала XXI века уступило место компенсаторно-интерпретационной функции, проявляющей себя, прежде всего, в «малых жанрах», таких, как анекдот, байка, юмористическая реплика, а также в стилевой «игре» языка.
2. Обнаружено, что жанровое многообразие комического как публицистического средства в современной в федеральной и региональной прессе включает в себя как вербальные, так и невербальные формы.
Фельетонный стиль как самостоятельный эффективный инструмент анализа действительности активно реализуется журналистами в некомических материалах для донесения рабочей идеи автора и достижения яркой образности при интерпретации социального факта.
Малые жанры фольклора - афоризм, анекдот, небылицы, сказка, басня, загадка, частушка, байка, притча и прочее - через энергетику комического способствуют наиболее экономному, рациональному, воздействию (закреплению) рабочей идеи журналиста. Сегодня можно говорить, о комической фольклористике как особом инструменте анализа окружающего мира.
Контент-анализ также позволяет констатировать рост популярности в печатной периодике наглядных форм комического - карикатуры, комикса, коллажа, юмористического фотоснимка, шаржа.
3. Показано, что значительно возрос потенциал интерпретации информации через ее визуализацию в наглядных формах комического. Визуальная информация (визуальный текст) в публицистическом российском дискурсе за счет оптимизации (сжатости, повышенной экспрессивности, синезтезичности, эмпатии, выраженной модальности) сегодня одна из самых востребованных форм коммуникации. Полижанровые соединения (стяжки)
способны эффективно интерпретировать авторскую мысль, позиционируя объект анализа с различных эстетических позиций (суммируя), давая свое неповторимое видение смысловой составляющей авторской идеи.
Невербальные формы комического не только трансформируют лингвистическую форму семантики материала в образно-визуальную, но и дополняют материал эмоциональным «видением» поднятой в некомической публикации проблемы. Такое сочетание всегда глубоко метафорично, наибольшая смысловая нагрузка в ней проявляет себя через формулу иносказательности, которая отражает, проецирует по своим законам внутритекстовую авторскую семантику на читателя.
4. Представлена специфика русскоязычной периодики Татарстана с точки зрения выразительных ресурсов комического и его национального проявления в публицистике:
- наличие в контексте татарстанских печатных СМИ сатирического жанра «мэзэк»;
- более острая, чем федеральные средства массовой информации, социальная направленность анекдотов в русскоязычной татарстанской периодике («Татарские края», «Вечерняя Казань», «Восточный экспресс»), а в ряде случаев их миниатюризацию при острой тематической насыщенности («Татарские края);
- тематическая (молодежную) выдержанность анекдотов в газете «Молодежь Татарстана» в отличие от федеральных газет, номинально считающимися молодежными («Комсомольская правда», «Московский комсомолец»);
- бинарность культур, преобладание социальной тематики, ярко выраженный авторский и тематический стиль художников казанской школы карикатуры;
- повышенная частотность малоформатных комических рубрик в сатирико-юмористическом журнале «Чаян», синхронность выпусков русскоязычного и татароязычного номеров журнала «Чаян», публикацию фольклорных рубрик комического плана различных народов, населяющих Республику Татарстан.
Таким образом, выявление компенсаторной функции выразительных возможностей комического как публицистического средства воздействия на массовую аудиторию в российской прессе начала XXI века позволяет говорить о полифункциональности выразительных ресурсов, заложенной в комизме. Комическое легко и естественно интегрируется в любой классический жанр журналистки, увеличивая его дополнительный выразительный потенциал, компенсируя (расширяя) фоновые возможности восприятия аудиторией авторской мысли и позволяя интерпретировать эту мысль в общепризнанных жанрах комического.
Одновременно происходит и повышение статуса печатных СМИ за счет комического контента, несущего аудитории информацию на повышенно-эмоциональном уровне и позволяющего ей не только получить и осмыслить полученный факт поданный журналистом, но и в процессе рецепции более лояльно относиться к печатным источникам информации.
Основные положения диссертации отражены в следующих работах:
Статья, опубликованная в изданиях, рекомендованных ВАК:
1. Шурхаев А.И. Сатирические и позитивные карикатуры как вне-лингвистические формы комического в современной публицистике / А.И. Шурхаев // Ученые Записки Казанского Университета. - 2010. - Т. № 152.-С. 144-151.
2. Шурхаев А.И. Комическая сказка как публицистический прием адаптации фоновых возможностей аудитории / А.И. Шурхаев // Вестник Воронежского государственного университета. - 2011. - № 2. - С.245-251.
В других научных изданиях:
1. Шурхаев А.И. Анекдот как источник экспрессии в современной российской периодике / А.И. Шурхаев //Тонус. -2009. -№17. - С. 157-165.
2. Шурхаев А.И. Комическое в татарской периодике начала XX века / А.И. Шурхаев // Информационное поле современной России. - Казань,
2009.-С.87-91.
3. Шурхаев А.И. Комическая фотография как средство выразительности в российской публицистике начала XXI века / А.И. Шурхаев // Тонус. -
2010.-№18.-С. 110-122.
4. Шурхаев А.И. Фельетонный стиль как средство экспрессии в российской публицистике начала XXI века / А.И. Шурхаев // Тонус. - 2010. - № 18. -С. 122-134.
5. Шурхаев А.И. Комическая фольклористика как инструмент адаптации в современных СМИ / А.И. Шурхаев // Информационное поле современной России. - Казань, 2011. - С.438-446.
6. Шурхаев А.И. Изобразительные ресурсы рубрик в сатирико-юморис-тическом журнале «Чаян» начала XXI века / А.И. Шурхаев // Информационное поле современной России. - Казань, 2012. - Т. 1. - С.564-571.
7. Шурхаев А.И. Комическое как инструмент конвергентности в СМИ / А.И. Шурхаев // Информационное поле современной России. - Казань, 2013. - С.429-434.
Подписано в печать 23.10.2013. Бумага офсетная. Печать цифровая. Формат 60x84 1/16. Гарнитура «Times New Roman». Усл. печ. л. 1,16. Уч.-изд. л. 0,98. Тираж 100 экз. Заказ 149/10
Отпечатано с готового оригинал-макета в типографии Издательства Казанского университета
420008, г. Казань, ул. Профессора Нужина, 1/37 тел. (843) 233-73-59, 233-73-28
Текст диссертации на тему "Выразительные ресурсы космического в российской прессе начала XXI века"
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Казанский (Приволжский) федеральный университет
На цравах рукописи
04201454307
Шурхаев Анатолий Иванович
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КОМИЧЕСКОГО В РОССИЙСКОЙ
ПРЕССЕ НАЧАЛА XXI ВЕКА
10.01.10.- журналистика
Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель -кандидат филологических наук, доцент Туманов Д.В.
Казань - 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................................................................... 3
Глава 1. Выразительный (компенсаторный) ресурс комического в российской прессе начала XXI ВЕКА............. 11
§ 1. Характеристика некоторых функциональных
особенностей выразительности комического............................. 11
§ 2. Публицистический ресурс выразительности
фельетонного стиля............................................................ 22
§ 3. Сказка как публицистический прием комического........ 35
§ 4. Комический рассказ как оптимальное спряжение
выразительности и познания в публицистике........................... 61
§ 5. Публицистический ресурс выразительности синтеза
комического и не комического.............................................. 67
Глава 2. Некоторые особенности публицистического ресурса выразительности комического в русскоязычной
татарстанской прессе....................................................... 80
§ 1. Характеристика некоторых особенностей проявлений
комического в русскоязычной прессе Татарстана..................... 80
§2. Ресурс дополнительной выразительности комического в
контексте русскоязычной татарстанской прессы........................ 88
§ 3. Некоторые компенсаторно - выразительные ресурсы
комического в сатирико-юмористическом журнале «Чаян».......... 107
§ 4. Особенности публицистического ресурса выразительности невербальных форм комического в периодике
Татарстана........................................................................ 125
Заключение.................................................................... 137
Библиография................................................................. 140
Приложение................................................................... 149
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Актуальность исследования. В начале XXI века в российских СМИ наблюдается новый всплеск юмористических и сатирических сообщений, материалов, радио - и телепрограмм, которые уже не всегда можно точно атрибутировать и систематизировать в рамках традиционной теории публицистики, складывавшейся в основном в эпоху 1960-1970-х годов.
Однако, несмотря на внушительный объем новых жанровых форм, до сих пор нет ни одного полноценного исследования новых ресурсов выразительности комического, за исключением работ, лишь упоминающих о существовании разного рода информационно-развлекающих медиапродуктов печати, аудио, видео и кибержурналистики, либо описывающих отдельные их типы.
Современный публицистический текст как особая форма бытия произведения недостаточно изучен и с позиции выявления выразительных ресурсов комического, способных в совокупности выполнять задачи, поставленные автором материала.
Под воздействием процессов, происходящих в России на рубеже XX и XXI веков, качественно меняется не только контент, но и формы подачи информации в СМИ. Выразительные ресурсы комического задействуются для отражения проблемы адаптации человека в стремительно меняющихся социально-политических, экономических и социокультурных условиях современной России. Комическое как неотъемлемая часть лингвокультуры реализуется в информационно-публицистических жанрах, вызывая трансформацию жанровой системы и порождая новые формы журналистских материалов.
Выявление специфики выразительных ресурсов комического в российской прессе начала XXI века на федеральном и региональном уровнях
становится частью важнейшей задачи - познания современных форм, средств и приемов комической обработки жизненного материала.
Объектом исследования в данной работе являются печатные Российские СМИ начала нового века.
Хронологические рамки определены нами с 2000 по 2004 годы как период становления современного медиапространства.
Предметом исследования являются виды, формы и жанры комического в публицистике на данном временном отрезке (текстового и нетекстового характера), как источник экспрессивно-эмоционального воздействия на читательскую аудиторию, как самостоятельный механизм интерпретации, а главное как инструмент с повышенными выразительно-компенсаторными возможностями. Мы обращаем особое внимание на валентные возможности комического, позволяющие интегрировать и синтезировать элементы комического в контекст практически любого публицистического материала.
Изученность проблемы. Феномен комического становится предметом исследований различных наук: философии, психологии, социологии, культурологии, истории, литературоведения, лингвистики и многих других.
В области философии и историко-культурных исследований для нас особо значимы труды М.М. Бахтина, А. Бергсона, Д.С. Лихачева, Е.М. Мелетинского, A.M. Панченко, Н.В. Понырко, В.Я. Проппа, A.A. Сычева; в области психологии - Ю.Е. Ивановой, В. Раскина, Д. Селли, А.Г. Шмелева; в области социологии - М.В. Бороденко, И.А. Бутенко, A.B. Дмитриева, Л.И. Гришаевой, Т. Лукмана; в области филологии - М.В. Вербицкой, Ю.Б. Борева, В.М. Головко, С.А. Голубкова, B.C. Манакова, Г.Н. Поспелова, О.С. Редкозубовой, В.З. Санникова; в области журналистиковедения - А.Н. Тепляшиной, Е.И. Журбиной, Л.Ф. Ершова, М.И. Дмитровского, Л.Е. Кройчика, З.М. Нестор, П.И. Ткачева, М.И. Шостак.
Однако, несмотря на то, что исследование такой сложной мировоззренческой категории как комическое имеет богатую междисциплинарную историю, возможности комического как ресурса более выразительной расширенной (компенсаторной) интерпретации публицистического материала аудиторией до сих пор остаются малоизученной областью журналистиковедения. В теориях, предлагаемых исследователями, нет единообразия позиций, позволяющих описать методы воздействия комического на аудиторию средств массовой информации.
Отсутствие системного анализа различных форм синтеза, коннотаций, эклектики комического с некомическим как механизмов повышенной релевантности в публицистическом контексте, а также недостаточная разработанность большого пласта фольклора как публицистического ресурса, определило наш интерес к созданию целостной картины функционально-публицистических возможностей комического, категоризации механизмов его проявления.
Целью диссертационной работы является раскрытие компенсаторного ресурса выразительных возможностей комического как публицистического средства воздействия на массовую аудиторию в российской прессе начала XXI века.
Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:
1. Дать характеристику функциональных особенностей выразительности комического;
2. Выявить жанровое многообразие комического как публицистического средства в современной федеральной и региональной прессе;
3. Показать потенциал интерпретации информации через ее визуализацию в наглядных формах комического;
4. Определить функциональную направленность комического как публицистического средства на современном этапе.
Для этого в процессе исследования применялся комплекс методов, главным из которых стал описательно-аналитический метод (наблюдение, анализ, обобщение, интерпретация, классификация), а также использовались методы лингвистического эксперимента, контекстуальный анализ, количественные (процентные) подсчеты.
Методологической базой исследования, прежде всего, стали работы М.М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Возрождения», «Всеволод Иванов», «Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук», «К философии поступка». Его теория «смеховой культуры» и субординированная в качестве ее внутренней категории «карнавализация» рассматриваются нами в дискурсе журналистиковедческих исследований, предпринятых А.Н. Тепляшиной, Е.И. Журбиной, Л.Ф. Ершова, М.И. Дмитровского, Л.Е. Кройчика, З.М. Нестор, П.И. Ткачева, М.И. Шостак.
Анализ этих работ позволил нам выделить комическое как особый инструмент повышенного воздействия на аудиторию, содержащий в себе только ему присущие механизмы интерпретации окружающей действительности, а потому несущий в себе повышенный уровень релевантности.
Опираясь на данные возможности комического, мы выстраиваем исследование ресурсов дополнительной выразительности и компенсаторного механизма интерпретационных возможностей, скрытых в комическом как вербального, так и невербального характера.
Другим основополагающим массивом исследований стали теоретические и эмпирические работы по проблемам истории, теории и практики журналистики. Интерпретация трансформирующихся функций, жанров, методологии создания вербальных и невербальных «текстов» и психологии журналистского воздействия на аудиторию проанализированы в трудах С.М. Гуревича, В.Г. Костомарова, А.Д. Кривоносова, Л.Е. Кройчика,
Г.В. Лазутиной, Е.С. Сониной, A.A. Тертычного, В.В. Ученовой, М.С. Черепахова, С.К. Шайхитдиновой, A.M. Шестериной.
Эти исследования позволили нам осознать те метаморфозы, которые претерпевают сегодня традиционные средства массовой информации, и в этом контексте - проследить трансформацию комического как публицистического средства в начале XXI века.
Эмпирической базой исследования стали материалы печатных изданий: федеральных - «Известия», «Труд», «Аргументы и факты», «Российская газета», «Литературная газета», «Новая газета», «Культура», «Комсомольская Правда», «Московский Комсомолец», «Пионерская Правда», «Новое Время», «Коммерсант», «Татарские края», журналов «Крокодил», «Красная Бурда», «Фонтан» и региональных - «Республика Татарстан», «Казанские Ведомости», «Вечерняя Казань», «Восточный Экспресс», «Молодежь Татарстана», журнал «Чаян», выходившие с 2000 по 2004 год.
Положения, выносимые на защиту:
1. Комическое является одним из важнейших способов завоевания внимания массовой аудитории за счет таких его качеств, как образность, ассоциативность, сенсорность, экспрессивность, эмоциональная интенсивность, которые реконструируются через тексты как федеральной, так и региональной прессы.
2,Однако, в сравнении с советским временем, изменилась его функциональная направленность. Обличение пороков и недостатков общественной жизни в фельетонной журналистике уступило место компенсаторно-интерпретационной функции, проявляющей себя, прежде всего, в «малых жанрах», таких, как анекдот, байка, юмористическая реплика, а также в стилевой «игре» языка.
3. Визуализация восприятия информации у современной аудитории усилила популярность наглядных форм комического - карикатуры, комикса, коллажа, юмористического фотоснимка, шаржа.
4. Комический фольклор в виде сказок, притч, загадок, пословиц и поговорок выступает в виде семантико-экспрессивных «полуфабрикатов», используемых в современной прессе для оформления ими злободневного контента. В национальной прессе Республики Татарстан такую роль играет сатирический фольклорный жанр « мэзэк».
5. Соединение комического и не комического (социального факта, рабочей идеи автора) открывает в публицистическом материале не только новый ресурс выразительности, но и ресурс дополнительной интерпретации актуальной темы.
Научная новизна заключается в том, что комическое впервые исследуется как особый дополнительный выразительно-компенсаторный ресурс публицистики. Комическое рассматривается как особый механизм подачи информации журналистом к фоновым (контекстуальным) возможностям ее интерпретации аудиторией.
Научно-практическая значимость исследования носит выраженный характер:
- осознание комического как дополнительного выразительно-компенсаторного ресурса публицистических материалов к фоновым возможностям аудитории как лингвистического, так и внелингвистического характера позволит выработать новые принципы подачи информации в традиционных средствах массовой информации;
- подготовка и внедрение в учебный процесс программы спецкурса по тематике диссертационного исследования для работы со студентами-журналистами.
Апробация результатов исследования. Основы исследований по данной теме изложены в следующих публикациях:
1 .Шурхаев А.И. Анекдот как источник экспрессии в современной российской периодике. Научно - методический журнал КФУ ( Казанский Федеральный Университет) «Тонус» №17/2009 год. - С. 157-165.
2. Шурхаев А.И.Комическая фотография как средство выразительности в российской публицистике начала XXI века. Научно - методический журнал КФУ (Казанский Федеральный Университет) «Тонус» №18/2010 год. - С. 110-122.
3.Шурхаев А.И. Фельетонный стиль как средство экспрессии в российской публицистике начала XXI века. Научно - методический журнал КФУ (Казанский Федеральный Университет) «Тонус» №18/2010 год. - С. 122-134.
4.Шурхаев А.И. Сатирические и позитивные карикатуры как внелингвистические формы комического в современной публицистике. «Ученые Записки» Казанского Университета, т. № 152, 2010 год. - С. 144151.
5.Шурхаев А.И. Комическая сказка как публицистический прием адаптации фоновых возможностей аудитории. Вестник Воронежского Государственного Университета № 2/2011. - С.245-251.
Также прозвучали в форме докладов на следующих научных конференциях:
1. Шурхаев А.И. Комическое в татарской периодике начала XXI века. Шестая международная научно-практическая конференция: «Информационное поле современной России: практики и эффекты». 22-24 октября, 2009 год.
2. Шурхаев А.И. Синтез комического в современной газетной публицистике. Седьмая международная научно-практическая конференция: «Информационное поле современной России: практики и эффекты». 22-24 октября, 2010 год.
3. Шурхаев А.И. Комическая фольклористика как инструмент адаптации в современных российских СМИ. Восьмая международная научно
практическая конференция: «Инновационное поле современной России: практики и эффекты». Казанский Университет, 20-22 октября 2011 год.
5.ШурхаевА.И. Изобразительные ресурсы рубрик сатирическо-юмористическом журнала «Чаян» начала XXI века. Девятая международная научно практическая конференция: «Инновационное поле современной России: практики и эффекты». Казанский Университет, 18-20 октября 2012 год.
6.Шурхаев А.И. Комическое как инструмент конвергентности в СМИ. Десятая международная научно практическая конференция: «Инновационное поле современной России: практики и эффекты». Казанский Университет, 1820 октября 2013 год.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и научной литературы.
ГЛАВА1. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЙ (КОМПЕНСАТОРНЫЙ) РЕСУРС КОМИЧЕСКОГО В РОССИЙСКОЙ ПРЕССЕ НАЧАЛА XXI ВЕКА
§ 1. Характеристика некоторых функциональных особенностей выразительности комического
Комическое (от греч. коПсоэ — «весёлый», «смешной») как «категория эстетики, выражающая в форме осмеяния исторически обусловленное (полное или частичное) несоответствие данного социального явления, деятельности и поведения людей, их нравов и обычаев объективному ходу вещей и эстетическому идеалу»,1 глубоко публицистично, и становясь инструментом журналиста, способствует более быстрой адаптации аудитории к рабочей идее автора.
В виду того, что комическое есть «оборотная сторона серьезного» и отличающаяся от него только другими законами интерпретации оно имеет право на более активное вхождение в контекст публицистического поля России. М. М. Бахтин, рассуждая о комическом, дает такую характеристику смеху как производной категории комического: «Это особая универсальная точка зрения на мир, видящая мир по иному, но не менее (если не более) существенно, чем серьезность».2
В этих словах ученого по сути уже заложен механизм, позволяющий рассматривать комическое как особый ресурс дополнительной углубленной интерпретации факта. Таким образом, комическое как оборотная сторона серьезного способно так же, а порой и более продуктивно, давать интерпретацию любому явлению публицистической мысли нередко на более
1 Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова - 6 издание, перераб. и доп.- М: Политиздат, 1991.- С. 97.
2 Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле / Народная культура средневековья и Ренессанса / М.М.Бахтин. - М.: Изд. Худ. Лит, 1965. - С.75.
высоком релевантно-адаптационном уровне, чем факт, изложенный в самой серьезной его трактовке. То есть, по М.М.Бахтину, комическое более «существенно», а значит более адекватно, глубоко, более полноценно, более репрезентативно и более разносторонне способно давать характеристику факту или явлению.
Опираясь на данное высказывание ученого, можно сделать вывод, что современная журналистика имеет возможность активнее использовать данный инструмент анализа, смелее вводить его в контекст современной российской публицистики. Не