автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Взаимодействие пограничной службы России с религиозными объединениями в интересах охраны государственной границы

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Пухов, Виктор Иванович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Взаимодействие пограничной службы России с религиозными объединениями в интересах охраны государственной границы'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Пухов, Виктор Иванович

Введение.

Глава 1. Методологические основы социально-философского анализа взаимодействия государства и религиозных объединений.

1.1. Сущность взаимодействия государства и религиозных объединений, его основное содержание.

1.2. Особенности взаимодействия государства и религиозных объединений в сфере охраны государственной границы России.

1.3. Философско-йсторический аспект взаимодействия государства и религиозных объединений в сфере охраны границ России.

Глава 2. Социальный механизм взаимодействия ПС России и религиозных объединений.

2.1. Социально-правовая регламентация механизма взаимодействия ПС России и религиозных объединений в интересах охраны государственной границы.

2.2. Основные условия эффективного функцжмшрова»шя механизма взаимодействия ПС России и религиозных объединений в интересах охраны государственной границы.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Пухов, Виктор Иванович

Актуальность исследования обусловлена глубинными изменениями в содержании государственно-конфессиональных отношений, происходящими в России с начала 90-х годов XX века. Современное российское государство, разрушив существовавшую в советское время систему взаимодействия с религиозными объединениями, в настоящее время выстраивает новую систему организации духовной сферы жизни общества.

Являясь гибкой, универсальной, открыто функционирующей идеологией, а также специфической формой общественного сознания, которая на уровне обыденного сознания воспринимается как некоторое надчеловеческое образование, религия активно усиливает свое влияние на общество.

Принимая активное участие в социально-политической практике, решении глобальных проблем современности, она проникает в естественные науки, в юриспруденцию, в искусство, в мораль, в международные дела, в военную сферу, сферу защиты государственной границы, стремится быть высшей духовной инстанцией, стоящей над социальными институтами и призванной оценивать их деятельность относительно принятых в ней нравственных принципов и норм. Таким образом, значительно усилились притязания религиозных объединений на участие в решении вопросов внутренней и внешней политики государства.

Противоречия между новыми реалиями и глубиной их осмысления на теоретическом уровне определяют настоятельную потребность в поиске форм и методов разрешения вопросов, связанных с изменением социальной роли, функционированием религии в различных сферах жизни общества, глубокого и всестороннего изучения всех аспектов религиозной проблематики, в рамках которой немаловажное место занимает тема настоящего исследования.

Пограничная служба России, являясь органом исполнительной власти, специальной государственной службой, в ходе выполнения возложенных на нее задач вступает во взаимодействие с общественными объединениями граждан, в том числе и религиозными.

В условиях российской социальной реальности особо актуальной стала в диссертационном отношении социально-философская рефлексия феномена взаимодействия институтов государства, его специальных служб и силовых структур с религиозными объединениями различных конфессий.

Необходимость поиска оптимальных для ПС России путей, форм, принципов взаимодействия с религиозными объединениями в рамках правового поля и интересов охраны государственной границы РФ актуализируются следующими обстоятельствами.

Во-первых, увеличением количества и масштабов угроз национальной безопасности России в пограничной сфере, их нарастанием на стратегических направлениях. Религиозная ситуация, складывающаяся в приграничных с Россией государствах, требует серьезного анализа в интересах выработки управленческих решений. Налицо целенаправленные устремления зарубежных спецслужб контролировать деятельность религиозных объединений и через них придать сознанию и поведению населения приграничных территорий устойчивую антироссийскую, антиправославную, антирусскую направленность для достижения геополитических интересов.

Во-вторых, ростом количества религиозных объединений в Российской Федерации, проникновением их в сферу охраны государственной границы, обострением противоречий между новыми религиозными реальностями и недостаточно отработанным механизмом их регулирования.

За период с 1 января 1995года по 1 января 2001 года в приграничных субъектах Российской Федерации число только зарегистрированных религиозных объединений увеличилось на 82%. По конфессиям: РПЦ - на 74%, старообрядцы - на 63%, католики - на 60%, мусульмане - на 55%, иудеи - на 136%, буддисты - на 106%, протестанты - на 73%, прочие - на 459%. ( АРшфние Я),

Все это обусловливает необходимость учета силовым структурами, ПС России последствий влияния религии на призывной контингент, личный состав, членов семей сотрудников, население приграничных территорий.

В-третьих, недостаточной исследованностью проблемы взаимодействия институтов государства с религиозными объединениями в интересах охраны государственной границы, необходимостью разработки теоретических основ, методологии и методики осуществления такого рода взаимодействия с учетом специфики влияния конкретных религиозных объединений на служебно-боевую деятельность ПС России.

Степень научной разработанности темы.

В последнее время усиливается интерес учёных к исследованию актуальных проблем общественной жизни, связанных с местом и роли в них религии. Среди таких проблем особо выделяются вопросы общественно-религиозных отношений, взаимодействия государства, его институтов с религиозными объединениями. Имеющуюся литературу по теме исследования представляется возможным разделить на следующие содержательные группы.

Первую из них составляют исследования ученых, в которых осмысливаются общефилософские и социально-философские основы взаимодействия в системе: религия - общество - государство 1.

Следующую группу составляют работы, авторы которых рассматривают взаимодействие государства, его институтов с религиозными объединениями2.

1 См.: Аверьянов А.Н. О природе взаимодействия. М., Знание 1984. № 10; Виноградова Н.Л. Социальное взаимодействие как объект философского анализа. Автореф. Дис.канд. филос. наук.- Волгоград, 1999; Га-раджа В.И. Религия и общество: хрестоматия по социологии религии. М.: Аспект Пресс, 1996; Демченко О.Н. Взаимодействие рационального и иррационального в религиозной системе. Автореф. дис.канд. филос. наук. - Ростов н/Д, 1998; Джораева С.В. Государственно-церковные отношения в России: (Опыт философско-исторического анализа). Автореф. дис.канд. филос. наук,- М., 1997; Дринова Е.М. Содержание и формы этноконфессионального взаимодействия в обществе. Автореф. дис.канд. филос. наук. - Волгоград, 1997; Желтов В.В., Шпак JT.JI. Социально-политическое взаимодействие: прошлое и современность: (Социал этюды) / Кемер. Гос. Ун-т. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997; Иванов С.М. Социальные функции религии и современность. Автореф. дис. канд. филос. наук.- Волгоград, 1999; Мчедлов М.П. Феномен религиозности в современной России.// Обновление России: трудный поиск решений. Выпуск 8. М., 2000; Панюкова В.В. Церковь и государство в современном политическом процессе России: опыт и проблемы взаимодействия Автореф. дис. . канд. филос. наук / РАГС. - М., 1996; Прокудин Ю.А. Философский анализ категории «взаимодействие» и ее методологическое значение для деятельности советских военных кадров. Автореф. дис. .канд. филос. наук -М, 1990; Пьяных Е.П. Феномен русской религиозности.(Историческая динамика и типология, социально-философский анализ). Автореф. дис.канд. филос. наук,- Екатеринбург, 1997; Рагузин В.Н. Этноконфес-сиональные отношения в современной России: (Состояние, проблемы, противоречия. Социально-философский анализ). Автореф. дис.д-ра. филос. наук,- М., 1999; Трофимчук Н.А. Государственно-церковные отношения: сущность, понятия // Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия. - М., 1999. С.5-11; Ушаков Д.В. Концепции социального взаимодействия в теоретической социологии (теоретико-методологический анализ). Автореф. дис.канд. филос. наук.- Новосибирск, 1999. См.: Барабанов Е.А., Бондаренко В.А., Родачин В.М., Одинцов М.И., Трофимчук Н.А. Религия, свобода совести и пограничная служба. М.,2000; Емельянова Н.М. Роль и место религиозного фактора в структуре

В особую группу следует выделить работы учёных, которые анализируют различные аспекты влияния религии на национальную безопасность, военную службу и военное строительство, на морально-психологическое состояние военнослужащих, в том числе в органах и войсках ПС России1.

Федеральной Пограничной Службы // Фактор этноконфессиональной самобытности в постсоветском обществе. - М., 1998. - С.63-83. Иванов В.И. Организационно-правовые проблемы взаимодействия руководителей ОВД с религиозными объединениями в укреплении правопорядка и нравственном воспитании сотрудников. Автореф. Дис.канд. юридич. наук. - М., 1997; Ивашко М., Пчелинцев А.В. Организационно-правовые формы сотрудничества армии и церкви // Материалы международной конференции Свобода совести: новые подходы и новые вызовы М., 1998. С.52-61; Лу-кичев Б.М. Протопопов В.А. Взаимодействие армии и церкви. К вопросу реализации в ВС РФ конституционного права на свободу совести и вероисповедания // НГ-религии, 1999, 22 сентября; Рагозина Л.Г. Исполнительные органы власти и религиозные объединения России в 90-е годы XX века: (организационно-управленческий аспект взаимодействия) Автореф. дис.канд. ист. наук.- М., 1999; Мозговой С.А. Становление и развитие взаимодействия вооруженных сил Российской федерации с религиозными объединениями в 90-е гг. XX в. Автореф. дис.канд. ист. наук,- М., 2001.

1 См.: Агеев С.В. Влияние ислама на вооружённые силы государств Арабского Востока: Автореф. дис.канд.фил. наук.-М.: ВПА, 1987; Бела-щенко Т. Религия в идеологической обработке военнослужащих стран НАТО/ Зар. Воен. Обозрен №11, 1979.-С. 14-16; Бондаренко В.А. Религия, свобода совести и пограничная служба.- М.: АФПС, 1999; Бублик Л., Калашников И. Религия и армия: военно-исторический обзор//Ракурс ;2, 1992.-С.49-59; Валеев Б.Л. Война и религия.-М.: ВПА, 1985; Виницков-ский М. Церковь, Общество, Армия.//Воен. Вестник №10, 1992.-С.181-183; Герейханов Г.П. Религиозная ситуация на Северном Кавказе и ее учет в управленческой деятельности органов и войск ФПС России (философ-ско-политологический анализ). Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1999.;Гидиринский В.И. Русская идея и армия: философско-исторический анализ. - М.: ВУ.,1997.;Горленко В.В. Особенности воздействия современной религии на население империалистического государства и его армию: Автореф. дис. канд. филос. наук.-М.: ВПА, 1988; Кудинов И.Н. Соотношение нравственного и религиозного сознания в духовной жизни воина Российской Армии.: Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1997. Носков Ю.Г. Религиозный фактор и духовная безопасность Монография: М., Военный университет. 2000.;Паюсов К.А. Война и религия: Автореф.

Значительный интерес для понимания сущности и содержания взаимодействия государства, его институтов с религиозными объединениями представляют труды, посвященные зарубежному опыту, а также работы зарубежных авторов1.

Социально-философское осмысление взаимодействия ПС России с религиозными объединениями предполагает обращение к историческому опыту, анализу архивных материалов. Важный содержательный и информационно-аналитический материал для исследования дают документальные источники научного архива Центрального музея ФПС России.

Много полезной информации содержится в материалах Синодального отдела Русской Православной Церкви по взаимодействию с Воорудис.д.-ра фил. наук; Павлов А.В. Воздействие религии на современную армию (соц-филос. анализ). Научный доклад на соискание учёной степени доктора филос. наук.- М.:ГАВС, 1994. Родачин В.М. Идеология и современные военно-политические процессы: Автореф. дисс.д.-ра. фи-лос.наук. -М.: ВУ, 1995. Религия, свобода совести и пограничная служба. Справочное пособие. М.: Граница, 2000. Рыжов Л.Г. Свобода совести и воинская деятельность. Автореф. дис.канд. филос. наук.- М., 1993. Сальников В.А. Государственные границы: история и современность. Социально-политический анализ. - М.: ВИПКК, 1990. Юскаев Н.Х. Проблемы свободы совести в вооруженных силах Российской Федерации. Автореф. дис.канд. филос. наук.-М., 1999.

См.: Дьюрэм К. Свобода религии: модель США / Под редакцией В. Еленского. - Киев: Науч. изд, 1996; Кравчук В.В. Государственно-церковные отношения в странах Западной Европы: философско-правовой аспект. Автореф. дис.канд. филос. наук.- М., 1999; Мирошникова Е. М. Государственно-церковные отношения в ФРГ. (Философско-правовые аспекты). Автореф. дис.д.-ра. филос. наук.- М., 1998; Рыжов Л.Г. Религия в армиях России и Запада. // Религия, церковь в России и за рубежом. № 9-10. 1997; Bercken van. den. Ideology and atheism in the Soviet Union. -Berlin; N. Y., 1989; Chertkov V. Doukhobortsi in the disciplinary batallion. Christchurch, Hunts, England. 1902; Edvist G. Freedom of religion and new relations between church and state in Sweden // Studia theologica. - Oslo, 2000. Vol.54, №1. P.35-41. Kimmerling B. Religion, nationalism and democracy in Israel // Constellations. - Oxford; Cambridge, 1999. - Vol.6, №3. - P.339-363; Petersen W. Those Curious New Cults. New Canaan: Keats, 1973. 272p. Van Baalen J. The Chaos of Cults. Eerdmans, 1979. - 414p.Whitehead A.N. Science and the Modern World. Glasgow, 1975. женными Силами и правоохранительными учреждениями, публикациях докладов ежегодных Международных Рождественских чтений, в выступлениях иерархов и богословской литературе различных конфессий1, богословских сочинениях2.

В целом можно отметить, что в социально-философской науке вопросы методологии исследования взаимодействия государства и религиозных объединений затрагивались, но специального и целостного социально-философского анализа на диссертационном уровне применительно к теме исследования не проводилось. В частности не уделено должного внимания анализу сущности и содержания взаимодействия государства, его силовых структур с религиозными объединениями, остаются не рассмотренными проблемы взаимодействия применительно к задачам силовых структур государства, ПС России. В большинстве работ анализируется только одна сторона взаимодействия - сотрудничество, что приводит к ее абсолютизации. Недостаточно полно и обстоятельно обобщен отечественный и зарубежный опыт взаимодействия государства и религиозных

1 Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Освященном Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви // Информационный бюллетень ОВЦ МП. 2000; Евангельские христиане-баптисты в Москве и в России: пропитое, настоящее, будущее. М.1997; №8; Закон Божий. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y., 1957; Коран. Перевод с арабского Г.С. Саблукова. - Казань: Центральная типография, 1907; Книга мормона. Солт Лейк-Сити, Юта, США 1988; Краткий катехизис д.-ра Мартина Лютера. Минск, 1997; Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Информационный бюллетень ОВЦ МП. 2000. №8; Основные положения социальной программы мусульман. ДУМЕР. М. 2001; Сидур «Тегилат Гашем». Изд.-во «Шамир». М., 2001; Христианство и философия. Сборник докладов VII Рождественских чтений. М., 2000.

2 Козин А.А. Религиозно-нравственные основы воинского служения Православных христиан России во второй половине 19-го, конце 20-го столетия. Кандидатское сочинение. - М., Московский Патриархат. ПСТБИ, 1997 - 188с. Михайлов Ю.Б. Военное духовенство Русской Армии. История возникновения. Совершенствование структуры управления. М., Московский Патриархат. ПСТБИ, 2000 - 122с. объединений в сфере охраны государственной границы. Обращает на себя внимание то, что в работах современных отечественных философов уделяется недостаточно внимания данной проблеме.

Актуальность темы, предпосылки её научного и практического решения определяют объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объект исследования - отношения государства и конфессий, религиозных объединений и ПС России, включая их проявление в сфере охраны Государственной границы.

Предмет исследования - взаимодействие ПС России и религиозных объединений, как сложный социальный процесс, его состояние, специфика, механизм функционирования.

Цель исследования - осуществление комплексного социально-философского анализа взаимодействия государства, его институтов в сфере охраны Государственной границы, выявление противоречий, обоснование перспективной модели взаимодействия ПС России и религиозных объединений.

Задачи исследования:

1. Выявить сущность, содержание взаимодействия государства и религиозных объединений, определить его особенности в сфере охраны государственной границы.

2. Исследовать особенности отношений государства и религиозных объединений в истории охраны границ России.

3. Выявить состояние взаимодействия ПС России и религиозных объединений, его основные тенденции.

4. Обосновать приоритетные направления совершенствования механизма взаимодействия ПС России и религиозных объединений в интересах охраны государственной границы.

Социально-философский анализ указанных вопросов, научный поиск и обоснование путей их решения имеет определенное значение для успешного выполнения задач, стоящих перед силовыми структурами России, ПС России, обеспечивающей безопасность и целостность государственной границы.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют общефилософские методы, идеи, положения социальной философии о сущности религии, ее экономической, социально-политической и культурно-исторической обусловленности, возможностях активного обратного влияния на все сферы общества, рассмотрения религии как сферы духовной жизни и формы общественного сознания, социального института, социокультурного феномена.

Система методов и принципов исследования включает также требования и приемы, разработанные в религиоведении для корректного анализа взаимодействия государства и религии, пограничной службы и религиозных объединений.

В ходе исследования применялись системный метод, методы сравнения и обобщения, анализа и синтеза, статистического исследования и др. Важнейшим методологическим принципом данного исследования является единство исторического и логического подходов.

Эмпирическую базу исследования составили: фактические данные, относящиеся к области взаимодействия религии и государства, силовых структур и религиозных объединений, исторические документы, а также результаты контент-анализа материалов отдельных периодических изданий; статистические данные Министерства Юстиции России о регистрации религиозных объединений в приграничных субъектах Российской Федерации; результаты и выводы конкретных социологических исследований, проведенные в стране и ФПС России с 1994 по 2001 год включительно такими авторитетными в области социологических исследований центрами, как институт социально-политических исследований РАН, ЦО-ПИ ФПС России, осмысленные с точки зрения предмета исследования; архивные материалы по теме исследования; личный опыт организации и осуществления взаимодействия с религиозными объединениями в интересах служебно-боевой деятельности соединения ПС России по охране участка государственной границы.

Научная новизна определяется постановкой научной задачи диссертационного исследования и проявляется: в уточнении научных представлений о сущности и содержания взаимодействия государства, его институтов с религиозными объединениями в сфере охраны государственной границы; выявлении его особенностей и исторической специфики; результатах анализа взаимодействия ПС России и религиозных объединений в интересах охраны государственной границы, обосновании основных условий его эффективности.

Более конкретно новизна исследования раскрывается в положениях, выносимых на защиту.

На защиту выносятся следующие положения: 1. «Взаимодействие ПС России с религиозными объединениями» есть реализация в информационном и организационном отношении существующих в экономической, политической, социальной, духовной сферах общественной жизни приграничных территорий связей между ПС России и религиозными объединениями в целях повышения эффективности слу-жебно-боевой деятельности, недопущения противоправного изменения прохождения государственной границы и нарушения ее режима.

Оно также включает координацию ПС России соответствующей деятельности государственных органов, принимающих участие в охране государственной границы, носит системный характер, осуществляется в процессе деятельности в рамках подсистемы общества, является производным от отношений государства и религиозных объединений, может принимать формы сотрудничества, нейтралитета, противоборства.

2. Результаты анализа исторического опыта взаимодействия Русской Армии, Отдельного корпуса пограничной стражи, а также современный опыт взаимодействия некоторых силовых структур и религиозных объединений позволяет утверждать, что его использование применительно к ПС России, может привести к негативным последствиям.

3. Обоснованная в диссертации перспективная модель механизма взаимодействия ПС России и религиозных объединений в интересах охраны государственной границы, включающая: а) организационные структуры (субъекты), федерального, регионального, местного уровня; б) критерии степени взаимодействия в отношении объекта - охраны государственной границы; в) религиозные ценности, не противоречащие целям, задачам охраны государственной границы, условия их достижения, возможные результаты взаимодействия; г) средства реализации целей взаимодействия - формы, методы, способы их осуществления.

4.Социально-философское обоснование условий эффективного функционирования механизма взаимодействия ПС России и религиозных объединений в интересах охраны государственной границы, в числе которых: организационно-управленческие, научно-методические, образовательно-дидактические, психолого-коммуникативные.

Теоретическая значимость исследования состоит в углублении и обогащении социально-философских знаний о сущности, содержании, механизме, формах взаимодействия ПС России как силового института государства, выполняющего специальные функции, и религиозных объединений. Полученные результаты могут быть использованы в интересах дальнейшего совершенствования методологии и методики социально-философских исследовании проблем существования религии в обществе.

Практическая значимость исследования.

Результаты проведённых исследований могут быть использованы в научных целях в рамках дальнейшей разработки проблем взаимодействия "государства - религиозных объединений - общества", "государства - религиозных объединений - силовых структур" в пограничной сфере.

Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в служебно-боевой деятельности ПС России и взаимодействующих с ней государственных служб; в организации учебно-воспитательной работы в частях и подразделениях ПС России; в изучении индивидуальных особенностей военнослужащих и мотивов их поведения, в подборе и расстановке кадров. Фактический, документальный материал может служить основой для обновления учебных программ и тематических планов, разработки лекций, учебных пособий специальных курсов, методических рекомендаций по вопросам религии в рамках теории национальной безопасности, философии, философии управления, политологии, политологии управления, этики и культуры управленческой деятельности, других дисциплин, изучаемых в Академии и ВВУЗах ПС России.

Структура работы подчинена целям и задачам исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка литературы и приложений. Объём диссертации составляет 179 страниц.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Взаимодействие пограничной службы России с религиозными объединениями в интересах охраны государственной границы"

Выводы по главе

Проект социального механизма взаимодействия ПС России и религиозных объединений в интересах охраны государственной границы, включает в структурном отношении принципы сотрудничества субъектов и критерии противодействия; общие ценности, цели, задачи применительно к сфере охраны государственной границы; средства реализации целей - формы, методы, способы организации и осуществления взаимодействия; условия достижения поставленных целей; конечные результаты взаимодействия, функциональные структуры взаимодействующих сторон, действующих в определенной последовательности в рамках правового и управленческого поля на федеральном, региональном, местном уровнях и их социально-правовую регламентацию.

Эффективное функционирования механизма взаимодействия ПС России и религиозных объединений в интересах охраны государственной границы предусматривает создание соответствующих условий: организационно-управленческих, научно-методических, информационно-аналитических, образовательно-дидактических, психолого-коммуникативных. Немаловажное

150 значение имеет также реализация основных задач морально-психологического обеспечения в этой сфере.

Таким образом, вышеуказанные условия функционирования механизма взаимодействия ПС России с религиозными объединениями определяют основные приоритеты его развития. По мнению автора, это: оптимизация системы управления механизмом взаимодействия; подготовка управленческих кадров к организации и осуществлению взаимодействия; ориентация на достижение конечных результатов, связанных с интересами охраны государственной границы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реформирование общественных отношений в Российской государственности конца XX века оказало серьёзное влияние на отношения между государством, как основным институтом политической системы общества, и религиозными объединениями. Статьей 14 Конституции Российской Федерации наше государство провозглашено светским, где никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

В современных условиях существенно возросли масштабы, расширился спектр угроз национальной безопасности России в пограничной сфере. Результат влияния религиозной ситуации на пограничную сферу носит неоднозначный характер. В ряде случаев он способствует стабилизации и укреплению национальной безопасности. Вместе с тем религиозная ситуация может оказывать на систему национальной безопасности разрушающее воздействие. Проведенный анализ религиозной обстановки в приграничных субъектах РФ за период с 1.01.1995г. по 1.01.2001г. позволяет сделать вывод о том, что религиозные объединения (в основном руководимые из-за рубежа) имеют свои интересы в пограничном пространстве, которые не всегда совпадают с интересами национальной безопасности в пограничной сфере.

Игнорирование их деятельности ведет к изменению менталитета населения приграничья, его отношения к государственным границам и ПС России. Одной из форм противодействия миссионерской деятельности таких религиозных объединений может быть сотрудничество ПС России, ее оперативных органов с традиционными конфессиями (православие, ислам, буддизм, иудаизм), непосредственно с их миссионерскими отделами в вопросах получения информации, создания благоприятных условий для их деятельности в приграничье.

В социальной реальности пограничного пространства возможности сотрудничества с религиозными объединениями, фактически находящихся в его пределах и осуществляющих там деятельность, направленную на поддержание пограничной политики государства, имеют реальный характер. Также реальны возможности противодействия асоциальной, экстремистской, подрывающей пограничную безопасность государства деятельность религиозных объединений.

Вместе с тем существуют абстрактные возможности сотрудничества или противодействия, которые присущи взаимодействию с религиозными объединениями, территориально и функционально удаленных от пограничного пространства.

Взаимодействие с религиозными объединениями, индифферентно относящихся к пограничной безопасности государства, носит характер нейтралитета.

Исходя из подписанных договоров на Федеральном и региональном уровнях соответственно между ПС России и РПЦ, Региональными Управлениями ПС России и епархиями РПЦ, принятых совместных программ по реализации принятых соглашений на основе общих целей, взаимодействие с этой конфессией носит конвенциональный, имеющий тенденцию к дальнейшему развитию характер. Многие подразделения ПС России находятся в «горячих точках», где мистическое, иррациональное проявляется гораздо сильнее, чем в мирной обстановке. Соответственно здесь высок процент верующих, что создает прецедент строительству культовых учреждений и деятельности священнослужителей.

Территориально соединения и части ПС России несут службу в регионах, где преобладает население неправославного вероисповедания. С религиозными объединениями, имеющими исторические, культурные заслуги перед государством (ислам, буддизм), ПС России подписаны или готовятся к подписанию документы о сотрудничестве на региональном и местном уровнях. В практическую плоскость сотрудничество может перейти вместе с началом функционирования механизма взаимодействия.

ПС России противостоит радикальными религиозными объединениями, которым присущи террористические, асоциальные, антигосударственные методы деятельности. В отношении религиозных объединений иных конфессий взаимодействие носит характер нейтралитета.

Исходя из объекта, предмета, границ исследования, реализуя его цель и задачи, диссертантом получены следующие основные результаты исследования:

• Исследовано взаимодействие государства и религиозных объединений, его особенности в сфере охраны государственной границы уточнены его сущность и содержание.

• Изучена специфика и исследованы особенности отношений государства и религиозных объединений в истории охраны границ России.

• Выявлено современное состояние и тенденции взаимодействия ПС России и религиозных объединений.

• Обоснованы основные условия и приоритетные направления совершенствования механизма взаимодействия ПС России и религиозных объединений в интересах охраны государственной границы.

Материалы диссертационного исследования дают основание сделать следующие теоретические обоснования и выводы:

1. «Взаимодействие ПС России с религиозными объединениями в интересах охраны государственной границы» есть реализация в информационном и организационном отношении существующих в экономической, политической, социальной, духовной сферах общественной жизни приграничных территорий связей между ПС России и религиозными объединениями в целях повышения эффективности служебно-боевой деятельности, недопущения противоправного изменения прохождения государственной границы и нарушения ее режима.

Оно также включает координацию ПС России соответствующей деятельности государственных органов, принимающих участие в охране государственной границы, носит системный характер, осуществляется в процессе деятельности в рамках подсистемы общества, являясь производным от отношений государства и религиозных объединений, может принимать формы сотрудничества, нейтралитета, противоборства.

Применительно к интересам охраны государственной границы во взаимодействии пограничной службы России с религиозными объединениями целесообразно выделять информационные и организационные аспекты.

Представление взаимодействия ПС России и религиозных объединений в интересах охраны государственной границы в виде системы, дает возможность рассматривать его комплексно. Это процесс согласования и взаимного учета верующих различных конфессий, верующих и атеистов; управляемый процесс реализации сложившихся связей, который строится на базе общего и специфического по отношению к охране государственной границы в деятельности субъектов с целью достижения качественно новых конечных результатов взаимодействия; объединение усилий, организация совместных действий взаимодействующих субъектов для решения определенных вопросов, в решении которых имеется обоюдная заинтересованность.

2. Анализ исторического опыта взаимодействия Русской Армии, Отдельного корпуса пограничной стражи, а также современный опыт взаимодействия некоторых силовых структур и религиозных объединений позволяет утверждать, что его использование, применительно к ПС России, может привести к негативным последствиям.

Негативные последствия применения исторического опыта и современной практики взаимодействия некоторых силовых структур и религиозных объединений в сфере охраны государственной границы могут проявиться в результате игнорирования специфики служебно-боевой деятельности ПС России со значительным объемом в ней оперативной работы, особой опасности для священнослужителей непосредственного пребывания на пограничных заставах и некоторых других обстоятельствах. Даже в ОКПС культовые строения и штатные священнослужители были только в некоторых высших управленческих структурах. Кроме того, превращение служителей культа в чиновников (государственных, или военных), ставит их в зависимость от властей (светских, или военных), ведет к формализации религиозной сферы. Применительно к государственной границе, клерикализм, в конечном итоге, окажется направленным против интересов ее охраны.

3. Перспективная модель механизма взаимодействия ПС России и религиозных объединений в интересах охраны государственной границы, включает: а) организационные структуры (субъекты), федерального, регионального, местного уровня; б) критерии степени взаимодействия в отношении объекта - охраны государственной границы; в) религиозные ценности, не противоречащие целям, задачам охраны государственной границы, условия их достижения, возможные результаты взаимодействия; г) средства для реализации целей взаимодействия - формы, методы, способы их осуществления. Рассматриваемый в динамике, механизм взаимодействия может иметь несколько ступеней.

При помощи перспективной модели можно более корректно, с точки зрения международного и российского законодательства, и более эффективно осуществлять взаимодействие ПС России с религиозными объединениями в интересах, прежде всего, не религиозных объединений, а ПС России и государственной границы Российской Федерации.

4. Обоснованы с точки зрения социальной философии условия эффективного функционирования механизма взаимодействия ПС России и религиозных объединений в интересах охраны государственной границы. В их числе следующие: организационно-управленческие (совершенствование правовой базы, создание организационных структур, непосредственно осуществляющих взаимодействие); научно-методические (единый информационный банк данных о религиозных объединениях, научно обоснованная концепция предотвращения религиозных угроз пограничной безопасности России, научно-методическое сопровождение взаимодействия ПС России с религиозными объединениями не только в области воспитательной работы, но и в информационно-аналитической, оперативной деятельности), образовательно-дидактические (квалифицированное владение субъектами взаимодействия формами, методами и средствами его осуществления, знание особенностей деятельности взаимодействующих сторон, умение моделировать процесс взаимодействия и прогнозировать развитие ситуации), психолого-коммуникативные (навыки межличностного общения с представителями различных конфессий). Немаловажное значение имеет также реализация основных задач морально-психологического обеспечения в этой сфере.

Проведённое исследование поставленных в исследовании задач, сделанные обобщения и выводы, позволили выработать следующие рекомендации.

1. В области научных исследований.

В целях дальнейшего расширения и углубления теоретических представлений о взаимодействии ПС России и религиозных объединений в сфере охраны государственной границы целесообразно: подготовить и провести серию научных и научно-практических конференций по вопросам: организации и поддержания взаимодействия соединений и частей ПС России и религиозных объединений в интересах охраны государственной границы; исторический опыт взаимодействия ОКПС России с религиозными объединениями и его использование в защите национальных интересов России в сфере охраны государственной границы; религиозные угрозы национальным интересам России в пограничном пространстве и пути их нейтрализации; организовать конкурсы научных работ в рамках ВНО слушателей Академии ФПС России и курсантов пограничных институтов по проблематике совершенствования механизма взаимодействия соединений и частей ПС России и религиозных объединений в интересах охраны государственной границы; осуществить научную разработку таких актуальных тем исследования, как: основные направления противодействия негативному влиянию деструктивных религиозных объединений, иностранных религиозных организаций и миссионеров в сфере охраны государственной границы; обобщение опыта сотрудничества ПС России с религиозными объединениями в боевой обстановке.

2. В области законотворчества и правового обеспечения

• Создание совещательного органа по взаимодействию с религиозными объединениями при Директоре ПС России, состоящего из представителей различных конфессий, для обеспечения взаимодействия ПС России с религиозными объединениями в интересах охраны государственной границы, достижению взаимопонимания в вопросах свободы совести и вероисповедания в пограничных пространствах.

• Разработка инструкции, определяющей права, обязанности, ответственность должностных лиц ПС России в их работе по взаимодействию с религиозными объединениями. Конкретизация правового поля взаимодействия позволит руководителям ПС России в полной мере использовать положительные аспекты сотрудничества и четко представлять последовательность действий по защите национальных интересов в сфере охраны государственной границы.

3. В области воспитательной работы, МГТО служебно-боевой деятельности соединений и частей ПС России материалы исследования могут быть использованы в организации учебно-воспитательной работы в частях и подразделениях; при подготовке и проведении занятий в системе командирской подготовки офицеров, прапорщиков, проведении занятий по гуманитарной подготовке в войсках; в планировании и проведении информационно-воспитательной, военно-социальной, психологической, культурно-досуговой работе, в информационно-психологическом противодействии противнику, психологической подготовке.

В заключении необходимо подчеркнуть, что воздействие религиозной ситуации на национальные интересы России в сфере охраны государственной границы будет возрастать. Это связано, прежде всего, с геополитическими интересами сопредельных государств, складывающейся религиозной ситуацией в стране. Вышеизложенные обстоятельства вызывают необходимость дальнейших исследований в данном направлении.

Предложенные в исследовании рекомендации по совершенствованию механизма взаимодействия ПС России и религиозных объединений в интересах охраны границы, конечно, не являются бесспорными и исчерпывающими. Но в них есть, на взгляд автора, система необходимых мер, способная составить основу алгоритма деятельности управленческих органов ПС России в этом направлении. Их учёт в управленческой деятельности войск, военно-учебных заведений, офицерских кадров, по организации и поддержанию взаимодействия с религиозными объединениями позволит повысить эффективность охраны государственной границы Российской Федерации.

 

Список научной литературыПухов, Виктор Иванович, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Уголовный кодекс Р.Ф. от 13 июня 1996г. № 63-Ф3.7. «Концепция национальной безопасности Российской Федерации». Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 / Российская газета, 18 января 2000 г.

2. Положение о Федеральной государственной службе (утверждено Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2267, с изменениями от 9 августа 1995 г.).

3. О составе Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ от 22 ноября 1997г. № 1671-р. // Собр. законодательства РФ, 1997. -№47гС.54-89.

4. Доктрина информационной безопасности. М., Информациоло-гия. 2000. 48с.

5. Военное духовенство // Энциклопедический словарь, Изд-е Брокгауз Ф.А. Ефрон И.А Т.12. С,- Петербург, 1892. С.845-846.

6. Всемирная энциклопедия: философия / Главн. науч. ред. и сост, А.А. Грицанов. М.: ACT, Мн.:Харвест, Современный литератор, 2001. -1312с.

7. Евангельские христиане-баптисты в Москве и в России: прошлое, настоящее, будущее. М.1997. 31с.

8. Игумен Иоанн (Экономцев). Русская православная церковь и возрождение культуры. Доклад на открытии IX Международных Рождественских Образовательных чтений. М.: 2001. 12с.

9. Книга мормона. Солт Лейк-Сити, Юта, США 1988, 616с.

10. Краткий катехизис д.-ра Мартина Лютера. Минск, 1997, 320с.

11. Коран. Перевод с арабского Г.С. Саблукова. Казань: Центральная типография, 1907. - 1173с.

12. Кураев А. Православие и право. Церковь в светском государстве. Издание Сретенского монастыря, 1997. 64с.

13. Макарий (Булгаков) Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М.,1996, Т.4.

14. Никон архимандит Житие преподобного Сергия. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1904 г. Репринтерное издание. 266с.

15. Новая философская энциклопедия: в 4т. / Ин-т. философии Рос. акад. наук, Нац. Обществ, -науч. фонд; Науч. ред. совет.: B.C. Степин (и др.). - М.; Мысль, 2000-2001.

16. Основные положения социальной программы мусульман. ДУ-МЕР. М. 2001.-43с.

17. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.// Информационный бюллетень ОВЦ МП. 2000. №8. 106с.

18. Полный православный энциклопедический словарь. В 2-х. т. Т.1. Репринтерное издание. М.,1992.

19. Программы по изучению шариатских наук. Изд.-во фонда Ибра-хим-аль-Ибрахим, Саудовская Аравия 2000.

20. Российское законодательство Х-ХХ веков. В девяти томах М., "Юридическая литература", 1984.

21. Русская Православная Церковь 988-1988. М.,1988. - Вып. I.

22. Сидур «Тегилат Гашем». Изд.-во «Шамир». М., 2001, 393с.

23. Советский энциклопедический словарь 4-е издание М.: Советская энциклопедия,- 1987,- 1600с.

24. Христианство и философия. Сборник докладов VII Рождественских чтений. М., 2000. 159с.

25. Устав Русской Православной Церкви. Информационный бюллетень ОВЦ МП Специальный выпуск № 8 август 2000 года 52с.

26. Монографии, сборники трудов

27. Аверьянов А.Н. О природе взаимодействия. М., Знание 1984. № 10,- 64с.

28. Алексеев П.В. Панин А.В. Философия. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. М. «Проспект», 1999 - 576с.

29. Бабинов Ю.А. Государственно-церковные отношения в СССР: история и современность. Семфирополь: Таврия, 1991.-123с.

30. Барабанов Е.А., Бондаренко В.А., Родачин В.М., Одинцов М.И., Трофимчук Н.А. Религия, свобода совести и пограничная служба. Справочное пособие. М.: Граница, 2000. 320с.

31. Бондаренко В.А. Религия, свобода совести и пограничная служба. М., Академия ФПС России. 1999. 250с.

32. Боярский В.И. На стороже Руси стояти. Страницы истории пограничной стражи Российского государства. М.: «Граница», 1992. 168с.

33. Василенко И.А. Политическая глобалистика М.:Логос 2000.360с.

34. Вейнберг И.П. Рождение истории: историческая мысль на Ближнем Востоке середины 1 тысячелетия до н.э. М: Евр. Ун.-т., 1993. -350с.

35. Вехи российского землеустройства: Время, события, люди. / Сост.: Волков С.Н. М.: ГУЗ, 2000. - 224с.

36. Ворончихин А.С., Санникова О.В. Диалектика процесса взаимодействия: от элементарного к целостному. Ижевск: Изд-во Удмурдского ун-та, 1994. - 138с.

37. Гараджа В.И. Социология религии. М.: Аспект-Пресс, 1996.238с.

38. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1974. Т.1

39. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. М., 1975, Т.1.

40. Гидиринский В.И. Русская идея и армия: философско-исторический анализ. М.: ВУ.,1997. - 323с.

41. Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние) / Отв. Редакторы: Овсиенко Ф.Г., Одинцов М.И., Трофимчук Н.А. М.: РАГС, 1996. - 252с.

42. Гуманитарные основы управленческой деятельности в войсках и органах Пограничной службы России: Учебник: в 2-х томах (Под общей редакцией Родачина В.М.). Т.1. М.: Академия ФПС России, 2000 - 560с. Т.2. - М.: Академия ФПС России, 2000 - 472с.

43. Дьюрэм К. Свобода религии: модель США / Под редакцией В. Еленского. Киев: Науч. изд, 1996. - 150с.

44. Жаринов В.М. Философские науки в таблицах и схемах. М.: Институт русского предпринимательства, 2000. 63с.

45. Жбанкова И.И. Философские принципы в научном познании. Минск, «Наука и техника», 1974. -248с.

46. Желтов В.В., Шпак Л.Л. Социально-политическое взаимодействие: прошлое и современность: (Социал. этюды) / Кемер. Гос. Ун-т. Кемерово : Кузбассвузиздат, 1997. - 337с.

47. Золотарев О.В. Христолюбивое воинство русское. М.: Граница, 1994.- 112с.

48. Золотарев О.В. Национальная идея России: Православие и армия. Книга 1. М., 1997. -289с.

49. Иванов В.В. Котов К.И. Охрана территориального моря, исключительной экономической (рыболовной) зоны, континентального шельфа некоторых иностранных государств. Пособие М.: ЦОГТИ ФПС России, 1996. -218с.

50. Иезуитов А.Н. Философия взаимодействия. Объяснение необъяснимого. СПб. ИПТ, 1995. - 109с.

51. Каариайнен К., Фурман Д.Е. Старые церкви, новые верующие: религия в массовом сознании постсоветской России. СПб.: Летний сад, 2000. -248с.

52. Кант И. Критика чистого разума. Мысль. М., 1994. - 591с.

53. Кислицин И.М. Российский закон о свободе вероисповеданий: учебное пособие по спецкурсу / Перм. Гос. Ун-т. им. A.M. Горького. -Пермь: ПГУ, 1993.- 117с.

54. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Учебное пособие. -Волгоград, 1994.-3 52с.

55. Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. Общественная организация «Православное дело». - Москва, 2000. - 464с.

56. Ленин В.И. О государстве. Полн. собр. соч., т. 39, С.64-84.

57. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е год. Т.1.

58. Маркс. К., Энгельс Ф. Ф.Энгельс Конраду Шмидту. Соч. 2-е изд., т.37.

59. Международно-правовое оформление Государственной границы Российской федерации. Информационно-справочный сборник. Выпуск 1./ Под общей редакцией Манилова A. JI. М. : Граница 1997. 143с.

60. Мировой опыт государственно-церковных отношений: Учебное пособие / под общей редакцией Н.А. Трофимчука. М.: РАГС, 1998. - 305с.

61. Макиавели Н. Размышления над первой декадой Тита Ливия. Минск. Современный литератор. 1999. С.365.

62. Молчановский В.Ф. Общество как развивающаяся система. Проблемы безопасности и границ в обществе. М.: 1995. 70с.

63. Носков Ю.Г. Религиозный фактор в системе национальной безопасности. М., Военный Университет. 1997. 160с.

64. Носков Ю.Г. Религиозный фактор и духовная безопасность. М., Военный университет. 2000. 140с.

65. Одинцов М.И. Государство и церковь в России: XX в. М., Луч, 1994.-171с.

66. Осипов Г.В. Социология. М.: Мысль, 1990. -446с.

67. Павлов А.В. Война. Армия. Религия. М.: Воениздат 1988. 158с.

68. Плеханов A.M. Отдельный корпус пограничной стражи России. Краткий исторический сборник. М.: Граница, 1993 283с.

69. Пчелинцев А.В. Ряховский В.В. Судебная практика, связанная с реализацией права на свободу совести и деятельностью религиозных организаций М., «Рудомино» 2000, 88с.

70. Райбекас А.Я. Вещь, свойство, отношение как философские категории. Томск, 1974. -243с.

71. Рассел Б. История западной философии. Ростов н/Д.: «Феникс», 1998. - 992с.

72. Резник Ю.М. Введение в социальную теорию: Пособие. М.: Ин-т. востоковедения РАН, 1999. Т.2. Социальная онтология. - 514с.

73. Ренан Э. Апостол Павел. Репринтерное издание. Ярославль. «Терра» 242с.

74. Римский С.В. Российская Церковь в эпоху великих реформ. М., 1999. -568с.

75. Русское православие: вехи истории. М.: Политиздат, 1989.719с.

76. Сальников В.А. Государственные границы: история и современность. Социально-политический анализ. М.: ВИПКК, 1990. - 298с.

77. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М, 1992.543с.

78. Томпсон Мел. Философия религии. М.: Фаир-Пресс. 2001.384с.

79. Уемов А.И. Вещи, свойства, отношения. М.: 1969. 184с.

80. Уледов А.К. Духовная жизнь общества: пробл. методол. исслед. -М.: Мысль, 1980.-270с.

81. Философия: Курс лекций: Часть II: Социальная философия / Отв. Ред. Д-р. филос. наук, проф. В.Н.Шевченко. М.: Изд-во РАГС, 2000. -296с.

82. Фрезер Д. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1983. - 702с.

83. Христианство и армия. М.: 1994. 56с.

84. Щапов Я.Н. Государство и Церковь Древней Руси X-XVIII в.в. / АН СССР. Ин-т истории СССР. -М.: Наука, 1989. 228с.

85. Чумаев В.К. Содержание категории «Социальное взаимодействие». -М.: Мысль, 1997.-Вып.2. 107с.

86. Чусовитин А.Г. Концепция взаимодействия (историко-методологический анализ). Новочеркасск, Изд.-во. НГПУ,1993. - 140с.

87. Элиаде М. Священное и мирское / Пер. с фр. М. МГУ 1997.144с.

88. Яблоков И.Н. Религиоведение. М.: Гардарика 1998. 536с.

89. Диссертационные исследования

90. Бочарова И.М. Церковь как институт духовного образования и воспитания. Дис. канд. филос. наук,- Воронеж, 1998. 145с.

91. Виноградова Н.Л. Социальное взаимодействие как объект философского анализа. Дис.канд. филос. наук,- Волгоград, 1999. 156с.

92. Герейханов Г.П. Религиозная ситуация на Северном Кавказе и ее учет в управленческой деятельности органов и войск ФПС России (фило-софско-политологический анализ). Дис. Канд. филос. наук. М., 1999. -207с.

93. Демченко О.Н. Взаимодействие рационального и иррационального в религиозной системе. Дис .канд. филос. наук. Ростов н/Д, 1998. -167с.

94. Денисенко П.А. Современная религиозная ситуация в Российской Федерации, и ее Вооруженных Силах: основные противоречия и тенденции развития (социально-философский анализ): Дис.канд. филос. наук. В.У. М., 1997. 187с.

95. Джораева С.В. Государственно-церковные отношения в России: (Опыт философско-исторического анализа). Дис.канд. филос. наук.- М., 1997. 139с.

96. Дринова Е.М. Содержание и формы этноконфессионального взаимодействия в обществе. Дис.канд. филос. наук. Волгоград, 1997. -127с.

97. Дубова Е.Т. Психология религии и религиозная психология: опыт философского анализа. Дис. канд. филос. наук. М., 1999. 165с.

98. Иванов А. И. Взаимодействие рационального и иррационального в воинской деятельности (философско-методологический анализ). Дис. канд. филос. наук. М., 1996. 196с.

99. Иванов В.И. Организационно-правовые проблемы взаимодействия руководителей ОВД с религиозными организациями в укреплении правопорядка и нравственном воспитании сотрудников : Автореф. Дис. . канд. юрид. наук / Акад. упр. МВД России. М., 1997. - 26 с.

100. Иванов С.М. Социальные функции религии и современность. Дис. канд. филос. наук,- Волгоград, 1999. 150с.

101. Кравчук В.В. Государственно-церковные отношения в странах Западной Европы: философско-правовой аспект. Дис.канд. филос. наук.-М„ 1999.- 145с.

102. Кулаков А.В. Система геополитических факторов и ее влияние на пограничную политику Российской Федерации. Дис. д-ра филос. наук М„ 2000.-390с.

103. Кудрявцев А.И. Государственно-церковные отношения в Российской Федерации в 90-е годы XX века: (Конституционно-правовой аспект). Дис.канд. ист. наук.- М., 1999. 173с.

104. Мирошникова Е. М. Государственно-церковные отношения в ФРГ. (Философско-правовые аспекты). Дис.д.-ра. филос. наук, М., 1998. -286с.

105. Мозговой С.А. Становление и развитие взаимодействия вооруженных сил Российской федерации с религиозными объединениями в 90-е гг. XX в. Автореф. Дис. . канд. филос. наук /РАГС. М., 2001. - 22с.

106. Недвига Н.Г. Православие и кубанское казачество: (опыт сотрудничества в духовной сфере, конец XVIII начало XX в.в.). Дис. д.-ра. Ист. наук.-М„ 1997.-400с.

107. Носков Ю.Г. Социально-философский анализ воздействия религиозного фактора на национальную безопасность. Дис.д.-ра. филос. наук. -М., 2000.-332с.

108. Панюкова В.В. Церковь и государство в современном политическом процессе России: опыт и проблемы взаимодействия Автореф. Дис. . канд. филос. Наук. РАГС. М., 1996. - 22с.

109. Прокудин Ю.А. Философский анализ категории «взаимодействие» и ее методологическое значение для деятельности советских военных кадров. Дис. . канд. филос. наук М.: -1990. - 206с.

110. Пьяных Е.П. Феномен русской религиозности. (Историческая динамика и типология, социально-философский анализ). Дис.канд. филос. наук.- Екатеринбург, 1997. 140с.

111. Рагозина Л.Г. Исполнительные органы власти и религиозные объединения России в 90-е годы XX века: (организационно-управленческий аспект взаимодействия) Дис.канд. ист. наук.- М., 1999. 161с.

112. Рагузин В.Н. Этноконфессиональные отношения в современной России: (Состояние, проблемы, противоречия. Социально-философский анализ). Дис.д-ра. филос. наук.- М., 1999. -309с.

113. Родачин В.М. Идеология и современные военно-политические процессы: Дисс.д.-ра. филос.наук. -М: ВУ, 1995. -397с.

114. Рыжов Л.Г. Свобода совести и воинская деятельность. Дис. канд. филос. наук,- М., 1993. с Л 80.

115. Саввин А.В. Современный сатанизм: идейные основы, доктрина, практика: Дис.канд. филос. наук.-М., 1999. 152с.

116. Сафронова Е.С. Буддизм в странах Запада и в России (историко-культурологический анализ): Дис.д-ра. ист. наук. М., 1999. 493с.

117. Свищев М.П. Миссионерская деятельность в контексте геополитики. Дис.канд. филос. наук,- М., 1999. 142с.

118. Сгибнева О.И. Культурное наследие в контексте государственно-церковных отношений в России. Дис. д-ра. филос. наук. М., 1999. -302с.

119. Ушаков Д.В. Концепции социального взаимодействия в теоретической социологии (теоретико-методологический анализ). Дис.канд. филос. наук,- Новосибирск, 1999. 144с.

120. Цыбикдоржиев Д. В. Буддизм и история национального движения в Бурятии. Дис.канд. ист. наук. М., 1999. -221с.

121. Шахов М.О. Старообрядческое мировоззрение: религиозно-философские основы отношения к обществу. Дис.д.-ра. филос. наук.- М., 2000. 337с.

122. Юскаев Н.Х. Проблемы свободы совести в вооруженных силах Российской Федерации. Дис.канд. филос. наук,- М., 1999. 133с.1. Богословские сочинения

123. Козин А.А. Религиозно-нравственные основы воинского служения Православных христиан России во второй половине 19-го, конце 20-го столетия. Кандидатское сочинение. М., Московский Патриархат. ПСТБИ, 1997-188с.

124. Михайлов Ю.Б. Военное духовенство Русской Армии. История возникновения. Совершенствование структуры управления. М., Московский Патриархат. ПСТБИ, 2000 122с.

125. Статьи из сборников трудов и периодических изданий

126. Абдрашитова А.Р. Деятельность департамента духовных дел иностранных исповеданий по управлению мусульманским населением Российской Империи. Государство, религия, церковь в России и за рубежом: информационный бюллетень. М., РАГС, 2000. № 3. С.23.

127. Бабаян Н. Пропаганда идей РПЦ новое направление деятельности Министерства Внутренних дел России // Церковно-общественный вестник. —1997. № 13. - С.3-4.

128. Барабанов Е.А., Бондаренко В.А. Церковь и пограничные войска в России // Вестник границы России. 1997. № 10 С.105-114, № 11 - С.93-97.

129. Барабанов Е.А. По пути сближения (об опыте взаимодействия органов и войск ФПС России с религиозными объединениями) // Вестник границы России. 1999. № 5-6. С. 85-96.

130. Барабанов Е.А. Вера и верность // Вестник границы России. 2000. №2. С.87-91.

131. Григорьев А.Б. Из истории военного духовенства // Религиозно-этические аспекты воспитания военнослужащих. М.: МНЭПУ, 1998. С.37-46.

132. Емельянова Н.М. Роль и место религиозного фактора в структуре Федеральной Пограничной Службы // Фактор этноконфессиональной самобытности в постсоветском обществе. М., 1998. - С.63-83.

133. Жилкина М. Встреча архипастырей РПЦ с полномочным представителем Президента России в Центральном Федеральном Округе 21 марта 2001 года // Журнал Московской Патриархии М., 2001. №4 С.64-69.

134. Ивашко М., Пчелинцев А.В. Организационно-правовые формы сотрудничества армии и церкви // Материалы международной конференции Свобода совести: новые подходы и новые вызовы.М., 1998. С.52-61.

135. Ковалевич Ю.В. Шмаков С.А. К вопросу о религиозности военнослужащих пограничных войск (состояние и тенденции развития) // Социс. 1995. №12. С.36-38.

136. Кравчук В.В. Капелланы в странах Запада: опыт организации деятельности // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: информационный бюллетень. М., РАГС, 1998. № 11. С. 115-118.

137. Лампси А. Будет ли «министерство веры»? Интервью с председателем Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ А. Себенцовым. // НГ-религии 2001,-26 сентября.

138. Лукичев Б.М. Протопопов В.А. Взаимодействие армии и церкви. К вопросу реализации в ВС РФ конституционного права на свободу совести и вероисповедания // НГ-религии, 1999,-22 сентября.

139. Малинская Ю. Православные монастыри защитники земли русской // Вестник границы России.-2000г№ 2гС.121-128.

140. Миронов А.В. Бабинов Ю.А. Религия как общественное явление // Социально-политический журнал. 1998. -№4.

141. Мозговой С.А. Взаимодействие Вооруженных Сил РФ с религиозными объединениями: опыт, проблемы и перспективы сотрудничества // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: информационный бюллетень. М„ РАГС, 1995. № 6. С. 16-25.

142. Мозговой С.А. Военно-религиозное взаимодействие в России и некоторые пути его совершенствования // Религиозно-этические аспекты воспитания военнослужащих: Материалы международного семинара. М.: МНЭПУ, 1998. - С.59-69.

143. Мозговой С.А. Институт военных капелланов в епископальной церкви США // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: информационный бюллетень. М., РАГС, 1999. № 2. С. 133-144.

144. Мчедлов М. П. Феномен религиозности в современной России.// Обновление России: трудный поиск решений. Выпуск 8.-М., 2000. С.201-209.

145. Оганесян Т. Учиться за границей плохо // НГ религии 2001, 25июля.

146. Плеханов A.M. Православная церковь и пограничный корпус // Вестник границ России. 1997. №7. С.85-94.

147. Попов Ю.Ю. Некоторые историко-философские аспекты взаимодействия ВС России с Русской православной церковью // Религиозно-этические аспекты воспитания военнослужащих: Материалы международного семинара. М.: МНЭПУ, 1998. - С.30-33.

148. Розов Н.С. Структура социальной онтологии: по пути к синтезу макроисторических парадигм.// Вопросы философии. 1999. № 2 С.3-22.

149. Рыжов Л.Г. Религия в армиях России и Запада. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: информационный бюллетень.-М., РАГС, 1997.-№ 9-10. С.24-36.

150. Стрельчик. Е. Нельзя пронумеровать человеческую личность // НГ-Религии. 2001, 14 февраля.

151. Суровцев А.В. Государство, Вооруженные Силы, религиозные объединения в РФ: в поисках современной модели взаимоотношений // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. М., РАГС, 1998. №3-4.

152. Трофимчук Н.А. Место и роль государственно-церковных отношений в политике Российского государства.// Государственно-церковные отношения в России. М.: 1995. С.5-18.

153. Трофимчук Н.А. Государственно-церковные отношения: сущность, понятия // Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия. М., 1999. С.5-11.

154. Трофимчук Н.А. Духовная экспансия // НГ-религии. 2001. - 28марта.

155. Тульский М О. Роль Церкви в странах Европы и Северной Америки // НГ-Религии 2000, 27 сентября.

156. Тульский М.О. Итоги перерегистрации // НГ-религии 2001, 11 апреля.

157. Фейган Дж., Щипков А. Рим нам не отец, но и Москва - не мать // НГ-Религии - 2000, 25 октября.

158. Хантингтон С. "Столкновение цивилизаций?" Полис. 1994. № 1. С.33-48.

159. Шевченко. М. Апокалипсис сегодня // НГ-Религии 2001, 17 января.

160. Шевченко М. Вернется ли эпоха религиозных войн? // НГ-рели-гии-2001, 26 сентября.

161. Шахов М.О. Концептуальные проблемы формирования государственной вероисповедной политики // Религия и право. 2001. - №1. - С.4-6.

162. Мемуары, историческая литература

163. Барсов Т.В. Об управлении русским военным духовенством. Спб., тип. Елеонского, 1879.

164. Барсов Т.В. Новое положение об управлении церквами и духовенством Военного и Морского ведомства. Спб., тип. Катанского, 1893. -168с.

165. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Репринтерное издание в 2-х томах. М.: «Индрик», 2000. -308с.

166. Голов Г.В. Прохождение службы по военному ведомству / Кн. VII Св. воен. пост. 1869г. изд. 1907г. Петроград., Изд. автора - 1916. - 216с.

167. Голубинский Е.Е. История Русской церкви. Период Киевский, или Домонгольский. Репринтерное издание. Т. 1.первая половина тома. М. -1997. -968с.

168. Государственная Дума. 1906-1917. Стенографические отчеты. Т.Н. М.: Фонд «Правовая культура», 1995. - 288с.

169. Деникин А.И. Очерки русской смуты. Крушение власти и армии. Февраль сентябрь 1917 г. М., Наука, 1991. - 520с.

170. Залесский П.И. Грехи старой России и её армии. // Философия войны. М.: Анкил-воин, 1995. -240с.

171. Знаменский П. Руководство к русской церковной истории. Казань, 1888.

172. Зябловский Е. Российская статистика. СПб., 1832. Ч. 1.

173. История Русской Церкви. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1991.

174. Казанский П. В небогослужебная беседа с молодыми воинами накануне принятия ими присяги // Вестник военного духовенства 1891г. №24 С.755-762.

175. Карамзин Н.М. История государства Российского. М.,-1989.

176. Ключевский В.О. Курс Русской истории. Соч. в 9-ти томах.

177. Невзоров Н. Исторический опыт управления военным духовенством военного ведомства в России. СПб., 1875.

178. Песоцкий А. По поводу самоубийства солдата // Вестник военного духовенства 1891г. №5 С. 138-146,

179. Терновский Ф. Религиозный характер русских государей XVIII века. Киев, 1874.

180. Троицкий Патерик, чьи сказания о святых угодниках Божиих // Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1896.

181. Чернушевич М.П. Материалы к истории пограничной стражи. Ч.1.Вып.1. -Спб. 1900.-124с.

182. Чернушевич М.П. Материалы к истории пограничной стражи. ЧЛ.Вып.З. Спб. 1903.-350с.

183. Чернушевич М.П. Материалы к истории пограничной стражи. Ч.1.Вып.4. Спб. 1906.-766с.

184. Чернушевич М. П. Краткие истории-хроники Пограничной стражи и выделение её в Отдельный Корпус. Пограничник. 1906 г. № №1, 38.

185. Щавельский Г. Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота. В 2 томах. М., 1996. 830с.

186. Документы научного фонда архива Центрального Музея ФПС России

187. Об объявлении распоряжения Экзарха Грузии о назначении в подвижную церковь Бакинской бригады священника Александра Боскарева. Приказ по ОКПС № 117 от 31 октября 1889г. Д-460.

188. Об отпуске сумм на содержание церкви Новобржской бригады ОКПС. Приказ Управляющего Министерством Финансов по Пограничной Страже № 6 от 5 февраля 1904 г. Д-463.

189. Разъяснение Высочайшего манифеста от 17 октября 1905 г. Приказ по войскам ОКПС № 109 от 14 декабря 1905 г. Д-464.

190. Свод Военных постановлений 1869 года. Д—481.