автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Взаимодействие языческой философии и религиозной практики в эллинистическо-римский период

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Петров, Андрей Валентинович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Диссертация по истории на тему 'Взаимодействие языческой философии и религиозной практики в эллинистическо-римский период'

Текст диссертации на тему "Взаимодействие языческой философии и религиозной практики в эллинистическо-римский период"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Взаимодействие языческой философии и религиозной практики в эллинистическо-римский период (феномен теургии).

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук Специальность 07.00.03 - Всеобщая история (История Древнего Рима)

Петров Андрей Валентинович

Научный руководитель доктор исторических наук профессор Э.Д.Фролов

Санкт-Петербург, 1999

Оглавление

Введение.................................................4

Обзор источников.....................................9

Обзор научной литературы............................16

Глава 1. Эволюция магии.................................2 6

1. Магия в классический период......................2 6

2. Магия по данным defixionum tabellae

позднеклассического и эллинистического времени.36

3. Магия эпохи римской империи по данным магических

папирусов.....................................4 6

4. Появление теургии как особой формы магии.........7 0

Глава 2. Магия в социо-культурном контексте.............8 6

1. Тенденции эволюции отношения к магии в поздней

античности....................................8 6

2. Стоическая идеология у Цицерона.................101

3. Магия в художественной литературе эпохи Августа . 110

4. Трагедия и эпос во второй половине 1ого века: Сенека,

Лукан, Стаций................................124

5. Магия в идеологии среднего платонизма...........132

Плутарх Херонейский............................135

Апулей из Мадавры..............................139

"Правдивое слово" Корнелия Цельса..............149

6. Полемика Порфирия и Ямвлиха.....................157

Письмо Порфирия к Анебону......................159

Трактат Ямвлиха De mysteriis...................163

7. Место теургии в философии Прокла................169

Сочинения Прокла...............................169

Учение об имени................................172

Теория поэтического искусства» ................. 180

Заключение.............................................196

Приложение I. Прокл О способе создания божественных мифов богословами............................................214

Приложение II. Библиография............................238

I. Источники.......................................238

Издания папирусов, табличек и амулетов.........244

II. Литература.....................................244

Список сокращений ...................................... 252

Введение.

В настоящей диссертации прослеживаются пути формирования теургии как специфического культурного явления поздней античности, возникающего в результате взаимодействия философии и магии. Теургия как философски интерпретированная магия, обозначаемая этим термином и сопровождаемая обосновывающей ее теорией, появляется впервые на рубеже III и IV века н. э. в трактате философа-неоплатоника Ямвлиха "О мистериях египтян". С этого времени начинается эволюция магического искусства как целостной дисциплины, содержащей как эмпирическую, так и теоретическую части. Эта дисциплина разрабатывается представителями интеллектуальной элиты -философами, принадлежащими к наиболее влиятельному в эту эпоху философскому направлению, а именно к платонизму. Следует отметить, что теурги - не маргиналы, но влиятельные среди платоников фигуры, в том числе главы школ: Ямвлих (основатель и глава сирийской школы неоплатоников), Плутарх (основатель и глава афинской школы) и другие, менее значительные, но тоже авторитетные,1 хотя обращение к теургии не становится неотъемлемым атрибутом неоплатоника.

В связи с тем, что теургия представляет собой философ-ско-магический синтез, рассматривая историю ее возникновения, необходимо, во-первых, проследить эволюцию магии в теургию. Магия, как явление общее практически для всех известных нам форм культуры, присутствовала и в античной -греческой и римской - цивилизации с самых древнейших времен. Однако с конца периода классики античная магия начинает превращаться в уникальное явление, перерастая рамки греческой и римской культур и становясь средиземноморским яв-

1Так или иначе с теургией были связаны Эдесий, Евста-фий, Максим Эфесский и его ученик император Юлиан, Хрисан-фий, о которых рассказывает ученик последнего, Евнапий, в "Жизнеописаниях мудрецов", Сириан, Прокл, Дамаский, Олим-пиодор, о чем свидетельствуют их сочинения или фрагменты.

лением, объединяя в себе в разных пропорциях, наряду с традиционными греко-римскими формами магии, элементы магии египетской, еврейской и вавилонской. В общих чертах этот процесс, видимо, закончился к началу новой эры. Средиземноморская магия становится весьма сложной, развитой дисциплиной, где были свои профессионалы и дилетанты, свои традиционалисты и новаторы, своя элита и свои маргиналы. Тексты папирусов указывают на существование определенных стереотипов в построении магического действия (праксиса), иногда весьма сложного. Устойчивыми элементами праксиса оказываются выбор и подготовка подходящего места, приобретение и создание подручных материалов, разного типа молитвы, так называемые истинные или варварские имена богов и т. п. Принципиально важным в этом типе магии оказывается то, что всякое магическое действие - будь то получение оракула, возбуждение любовной страсти, удача в путешествии - обязательно сопровождается вступлением в контакт со сверхъестественными силами, вплоть до высочайшего (с точки зрения призывающего его мага) Бога.

Во-вторых, нужно обратиться к эволюции философии, в ходе которой она ассимилирует магию, превращая ее в свою высшую часть, и в первую очередь - к платонизму. История отношений между магией и платонизмом открывается двумя небольшими пассажами из платоновского корпуса. В "Алкивиаде I" (121е) Платон замечает, что персидского принца обучают магии, а в "Пире" (202е - 203а) Сократ, отвечая на вопрос, каково назначение демонов, говорит: "быть истолкователями и посредниками между людьми и богами, передавая богам молитвы и жертвы людей», а людям наказы богов и вознаграждения за жертвы. Пребывая посредине, они заполняют промежуток между теми и другими, так что вселенная связана внутренней связью. Благодаря им возможны всякие прорицания, жреческое искусство и вообще все, что относится к жертвоприношениям, таинствам, заклинаниям, пророчествам и чародейству". Справедливости ради, следует заметить, что фундаментальность

этого положения была осознана много позже, во втором веке новой эры, средними платониками и в первую очередь Апулеем. В своей "Апологии" он, опираясь на данные пассажи Платона, делает вывод, определивший тенденцию отношения к магии на следующие несколько веков: магия как сознательное общение с демонами-посредниками является достойной формой деятельности для любого, кто стремится к богам, и для философа в первую очередь. Следующим крупным шагом была полемика между Порфирием, сформулировавшим в своем "Письме к Анебону" принципиальные трудности, возникающие перед платоником, обосновывающим магическое искусство, и Ямвлихом. Самым важным, на наш взгляд, была постановка вопроса о том, как может признавать неаффицируемость (неподверженность внешнему воздействию) богов тот, кто принуждает их к чему-либо с помощью магических процедур. Ямвлих, ответивший Порфирию своими "Мистериями" (другое их название - "Ответ учителя Абамона на письмо к Анебону"), впервые создает подробную теорию магии, в центре которой находится принцип: все магические действия лишь по видимости обращены на богов и демонов, но на самом деле они изменяют лишь человека и другие вещи материального мира, делая их способными для принятия божественного света, который всегда изливается на низшие, однако не всегда может быть ими принят. За Ямвлихом следует уже целое поколение платоников, практикующих теургию, о которых мы узнаем по большей части из сочинения Евнапия. Последний же этап эволюции философской магии на античной почве связан с именами трех афинских платоников вв. -Плутарха, Сириана и Прокла. Теория теургии представляет собой в афинском неоплатонизме детально развитое учение с отработанной богатой терминологией, связи которого с другими учениями (о едином, триадах, демиургии, физикой, психологией и пр.) тщательно продуманы. А у Прокла теургия выходит далеко за рамки магии в обыденном смысле и становится универсальным принципом, суть которого в том, что теург превращает худшее в лучшее в онтологическом смысле, т.е. не

плохого человека в хорошего или больного в здорового, а человека - в демона, растение - в животное и т.д.

Важное место в нашем исследовании занимает и социальный аспект взаимосвязанной эволюции магии и философского сознания, так как обращение к теургической практике и принятие теургических теорий не ограничивалось чисто философскими кругами. Ко времени появления теургии в высших слоях общества Римской империи уже были намечены определенные рамки для нормативной и даже элитарной магии, вопреки традиционному взгляду, согласно которому любое обращение к магии может лишь опорочить культурного человека в глазах равных ему людей. Литературные свидетельства демонстрируют распространенность магии как социального явления. Из разрозненных замечаний Цицерона (I в. до н.э.) мы видим, что интеллектуальная элита его времени активно увлекалась магией, хотя это увлечение осуждалось просвещенным римским сообществом. Энциклопедия Плиния Старшего (I в. н.э.) свидетельствует о хождении в среде ученых и в элитарных слоях вообще богатой литературы, так или иначе связанной с магией, которая становится предметом теоретизирования. Апулей (II в. н.э.) показывает, что во втором веке можно почти открыто говорить, что ты - маг в присутствии людей не просто нормативных, но и чиновных. Рассказы Аммиана Марцеллина (IV в. н.э.) о репрессиях свидетельствуют, что в его время трудно найти человека, так или иначе не связанного с магией. Наконец, мы обнаруживаем сочинения, авторы которых пытаются теоретически осмыслять магическое искусство: трактаты Цицерона "О дивинации" и Плутарха Херонейского "О суеверии", "Апология" Апулея показывают достаточно хорошо очерчиваемую тенденцию к оправданию и ассимиляции магии философией .

Фактически, социальная проблематика является не аспектом, а контекстом исследования формирования теургии, что заставляет нас с самого начала определиться в отношении некоторых социологических понятий, без использования которых

мы не можем обойтись. Это понятия альтернативности, маргинальное™ и девиантности. Все три термина определяются в их

о

отношении к понятию нормы. Под альтернативными обычно имеются в виду сообщества, удовлетворяющие запросы общества в целом, отдельных социальных групп и индивидуумов, использующие для этого пути, не востребованные официальными институтами. В античную эпоху пример альтернативного сообщества можно видеть в пифагорейском братстве, предложившем и реализовавшем новую модель управления полисом для восстановления и усиления политического и экономического статуса Кротона в Великой Греции. Следует заметить, что в рамках той ситуации, в которой действуют пифагорейцы, они не являются маргиналами: политический успех не позволяет считать их таковыми. Что же имеется ввиду под маргинальностью? Маргинальное более жестко противопоставлено нормальному. В определенной мере можно говорить, что маргинальное и ненормальное - одно и то же. Разница заключается в том, что маргинальное не может быть индивидуальным. Отдельный человек с физическими, психическими, поведенческими, нравственными отклонениями, будет маргиналом только в том случае, если существует целая социальная группа, для которой подобные отклонения - норма. Классический пример - преступный мир, в котором есть своя картина мира, система ценностей, мораль и принципы поведения, отклонение от которых карается, а соответствие которым влечет за собой достижение того или иного социального статуса в этом мире; с точки зрения же социума в целом все это сообщество нормальным признано быть не может, в отличие, например, от сообщества ученых, врачей или политиков, поведение и ценностная ориентация которых тоже могут быть странными с точки зрения обыденного сознания.

20 всей палитре отклонений от социальной нормы см. : Park R.E., Burgess E.W. Introduction into the Science of Sociology. Chicago, 1921; Merton R.K. Approaches to the Study of Sociale Structure. New York, 1973.

Колдуны - прекрасный пример маргиналов в античную эпоху. Маргинальность не обязательно альтернативна: она может не предлагать путей для удовлетворения запросов общества. Поздний языческий неоплатонизм решал проблемы, которые никому, кроме самих платоников, не были интересны, обрекая себя таким образом на сугубую маргинальность. Осталось уточнить смысл термина девиантность. Если первые два понятия описывают характер и статус социальных групп, то последний описывает поведение. Причем такого рода, когда существующие нормы поведения демонстративно попираются. Природа девиантного поведения состоит в воспроизведении маргинального стереотипа поведения в нормальной ситуации. Поведение хиппи нормально в своей среде и девиантно на светском рауте. Так же как действия Элагабала нормальны в Сирии и девиантны в Риме. Итак, альтернативное, маргинальное и де-виантное оппозиционны норме. Альтернативное более конструктивно, ибо решает те же задачи, что и нормальное. Маргинальное менее конструктивно, т. к. отрицает всю господствующую систему ценностей. Девиантное деструктивно, стремясь эту систему ценностей не только отрицать, но и разрушать. Это то, что касается терминов; свою позицию в отношении используемых нами социологических теорий мы изложим в разделе, посвященном историографии проблемы.

Обзор источников.

Круг наших источников по эллинистической, греко-римской или средиземноморской магии достаточно широк и разнообразен. Мы располагаем и свидетельствами очевидцев - людей, для которых магия была явлением повседневной жизни. У нас есть памятники, созданные руками людей, обращавшихся к этому искусству, но которых, однако, трудно назвать профессиональными магами. В нашем распоряжении имеются и трактаты профессионалов, созданные, так сказать, "для служебного пользования". Существуют также теоретические трактаты, предлагающие рациональную интерпретацию магического искус-

ства. Наши источники по данному религиозному феномену различаются не только своим содержательным характером, но и средой возникновения. Существуют таблички с заклятьями, возникшие на греческой и римской почве; египетские демотические папирусы; магические папирусы, написанные на коптском языке; еврейский учебник магии; наконец, мы располагаем великолепным собранием греческих магических папирусов из Египта, национальную принадлежность авторов которых вряд ли можно определить - они являются, по-видимому, самым ярким памятником религиозного синкретизма эпохи. Документы, повествующие о магии, происходят и из разных социальных слоев. Плиний, Тацит, Гораций, Аммиан Марцеллин по-разному представляют имперскую элиту. Весьма высоко положение Тертул-лиана и Августина. Иное место, но тоже элитарное в своей среде, занимают Евсевий и Климент. Именно в этой области сохранилось значительное количество произведений так называемого "среднего слоя": это многие гностические и герметические сочинения, это, безусловно, греческие магические папирусы. Перейдем теперь к более подробной характеристике наших источников, разделив их на группы.

Прямые источники. К этой группе принадлежат амулеты, таблички с заклятьями и магические папирусы. Большая часть магических амулетов описана в двух фундаментальных трудах -Кемпбелла Боннера3 и Анри Делятта и Поля Дершена4. Специально они нами не разбирались, и для темы исследования являются лишь еще одним подтверждением значимости руководств по магии, содержащихся в папирусах: значительная их часть оформлена в соответствии с требованиями, выдвинутыми в этих руководствах. Можно отметить, что известные нам амулеты относятся к хорошо документированному периоду - позднеэллини-

3Bonner C. Studies in Magical Amulets. Ann Arbor,

1950 o

4Delatte A., Derchain P. Les intailles magiques Greco-Egyptiennes. Paris, 1964.

стическому и римскому времени, вследствие чего не обладают принципиальной важностью. Намного более значимы таблички с заклятьями. Почти полное представление об этих табличках (tabulae execrationum или defixionum tabellae) дают издания Рихарда Вюнша5 и Огюста Одоллена6. В связи с тем, что это практически единственный прямой источник по магии поздне-классического и раннеэллинистического времени (аттические таблички дошли до нас, начиная с IV в. до н.э.), мы обращаемся к их подробному разбору в первой главе.

Уникальным представителем другой группы является "Книга таинств" - "Сефер 'а разим", реконструированная и

опубликованная Маргалиотом7 и переведенная на английский язык Майклом Морганом8, оказывающаяся одним из звеньев, соединяющих профессиональную литературу магических папирусов с более популярной религиозной литературой, к которой мы обращались наряду с "Книгой таинств" для того, чтобы продемонстрировать контекст существования и распространения соб-

" 9

ственно магических сочинении.

5Wunsch R. Defixionum Tabellae Atticae. Berli