автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Взаимоотношения Советского государства и религиозных объединений в Башкирии, 1917-1920-е годы

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Васильева, Ирина Геннадьевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'Взаимоотношения Советского государства и религиозных объединений в Башкирии, 1917-1920-е годы'

Текст диссертации на тему "Взаимоотношения Советского государства и религиозных объединений в Башкирии, 1917-1920-е годы"

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

На правах рукописи

ВАСИЛЬЕВА ИРИНА ГЕННАДЬЕВНА

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В БАШКИРИИ

(1917-20-е годы)

Специальность 07.00.02 - отечественная история

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель доктор исторических наук, профессор Е.К.Миннибаев

Уфа 1998

СОДЕРЖАНИЕ

Введение...................................................................................................................3

Глава 1.Место и роль религий и религиозных объединений в царской России и советском государстве:

георетико-методологический подход.....................................................................33

1. Православие в политико-идеологической системе в царской России и разработка большевистской концепции по отношению к религиям...................33

2. Формирование правовой основы советского государства по отношению

к религиозным объединениям и особенности практической реализации..........65

Глава 2.Изменения в положении религиозных объединений в Башкирии........93

1. Проявление политики царизма в отношении религиозных объединений в начале XX века в Башкирии....................................................................................93

2. Развитие государственно-религиозных взаимоотношений

в 1917-1924 годах.....................................................................................................116

3. Антирелигиозная политика в Башкирии 1925-1929 годах..............................159

Заключение..............................................................................................................185

Список использованной литературы....................................................................199

Список сокращений................................................................................................211

Приложения.............................................................................................................212

ВВЕДЕНИЕ

Тенденции развития мировоззрения современного человека демонстрируют 1ягчение материалистической системы ценностных ориентаций. Значительный л пульс приобрела потребность людей ощутить себя частью природы, что сражается в глобальной гуманизации критериев отношения Человека к этреблению материальных богатств окружающей среды. В духовной сфере Аманизация отчасти реализуется посредством возрастающего интереса людей к ггрологии, эзотерике, истории и философии языческих и шаманских редставлений о Природе.

Наряду с этим в России продолжает увеличиваться интерес к радиционным для этой территории религиям - к православной ветви ристианства, исламу, буддизму. Реальную возможность свободного ероисповедания россияне получили в результате смены идеологической онцепции светской руководящей власти в августе 1991 года. Со сменой юлитического курса в стране завершилась глобальная атеизация мировоззрения »бщества. Естественным образом изменились и принципы государственно->елигиозных взаимоотношений. Верующая часть населения встретила "дух" 1емократизации со вздохом Облегчения. Официальное отправление религиозных ютребностей приобрело статус явления непорицаемого со стороны органов государственной власти.

Конец XX века - 1990-е годы - могут стать значительной страницей в истории российских государственно-религиозных взаимоотношений. Вместе с гем, летне-осенние события 1997 года, связанные с принятием Государственной думой закона о "Свободе совести и религиозных объединениях", невольно вызывают ассоциации с историческими событиями государственно-религиозных взаимоотношений в России первых десятилетий XX века.

Смена общественно-политической формации в октябре 1917 года внесла коренной перелом в сферу вопроса о положении религиозных объединений в стране. Идеология большевизма проявила нетерпимость к инакомыслию: в том числе и религиозному. В этой связи 1920-е годы стали первым и наиболее важным периодом реализации тенденций движения общества к атеистической унификации общественного сознания.

Положение религий в лице духовенства и верующих в Российском сударстве всегда зависело от внутренней политики центральных органов власти, го характерно и для эпохи царского самодержавия и для советского и ктсоветского периодов. С другой стороны, благополучие государственной [асти зависит от состояния взаимоотношений Центра и территориальной фиферии. В области государственно-религиозных отношений политика Центра регионам и реакция региональных властей на различные аспекты этой элитики продолжают оставаться недостаточно изученной страницей истории течества.

Поэтому исследование этой проблемы на конкретном примере -оликонфессиональной и многонациональной Башкирии - крайне актуальная шача. Соответственно, религиозная терпимость в среде населения республики' вляется одной из-: составляющих благополучия, как локального, так и бщероссийского. Обработка и анализ исторических событий в области осударственно-религиозных взаимоотношений на территории Башкирии в 1920-годах может помочь выявлению стандартных ситуаций, проявляющихся при сякой смене общественно-политической формации. Опыт прошлого, [равильные выводы об ошибках и непредвзятое практическое применение этого -арант нашей спокойной жизни и жизни будущих поколений россиян. Не следует абывать (история доказала и продолжает это делать), что люди и религии ^отделимы друг от друга.

Следует отметить одну существенную деталь. Отношение советского, чэсударства в 1920-е годы к религиозным объединениям теоретически строилось 5ез разделения по конфессиональному признаку. Вместе с тем с определенным чегативным пристрастием новая власть после 1917 года относилась к "фавославию и православному духовенству как к христианской конфессии, имевшей при царизме статус государственной религии, и являвшейся частью государственного аппарата.

Нельзя не обратить внимание на то, что в 1920-е годы христианское сектантство и старообрядчество и, в особенности, ислам пользовались некоторыми «привилегиями» вследствие появления правовой паритетности с православием.

На фоне однотипности политики советской власти к религиозным бъединениям исследование государственно-исламских взаимоотношений риобретает особую важность в регионах традиционного распространения [слама, в частности, в поликонфессиональной Башкирии 1920-х годов.

Башкирия, как составная часть советского государства в той или иной мере атрагивалась общими процессами, происходившими на территории страны. )снова взаимоотношений советского государства и религиозных объединений в 920-е годы строилась и укреплялась в Центре, отсюда же получала >аспространение по регионам. Поэтому, наряду с региональным аспектом осударственно-религиозных взаимоотношений, огромное значение имеет методологическая основа их строительства и реализации. Политика советского государства по отношению к религиям в Башкирии в 1920-х годах может толучить адекватное рассмотрение в общем контексте формировавшейся правовой основы.

Хронологические рамки работы охватывают период событий с октября 1917 года по 1929 год. В связи с поставленными в диссертации целью и задачами частично затрагивается исследованиями период конца XIX - начала XX вв. Нижняя хронологическая рамка выбрана нами вследствие глобального значения октябрьских событий для истории государственно-религиозных отношений и в России, и в Башкирии. Верхняя рамка - 1929 год - является завершающим звеном первого этапа в истории формирования отношения большевизма к религиям.

Территориальные рамки исследования включают в себя территорию Башкирии, которая в течение 1917-1920-х гг. претерпевала т поэтапную реорганизацию административно-территориального деления. Уфимская губерния, включала в себя Белебеевский, Бирский, Мензеленский, Стерлитамакский, Уфимский, Златоустовский уезды. С 1919 г., после образования Башкирской республики, в составе губернии (центр - г.Уфа) остались уезды: Уфимский, Белебеевский, Бирский, Мензелинский, часть Златоустовского, Стерлитамакского. В 1920 г. Мензелинский уезд (кроме пяти волостей) был передан Татарской АССР, а г.Стерлитамак - Башкирской республике. Уфимская губерния была упразднена на основании декрета ВЦИК. от 14 июня 1922 г., ее уезды включены в состав БАССР, а Уфа стала столицей республики.

Обращение к материалам, отражающим различные аспекты российских эсударственно-религиозных взаимоотношений требовалось исходя из цели и адач диссертации.

Специфика нашей темы определила необходимость обращения к азличным исследованиям и источникам, поскольку изучаемая нами проблема в [екоторой степени находится на стыке различных наук: истории, религиоведения, философии, социологии и др.

Проблема взаимоотношений религий и государства в России становится *се более актуальной для научного исследования. За последние несколько лет в )той области количество публикуемых работ стало увеличиваться. Принципиально изменилось качество литературы. Прослеживается стремление исследователей к объективизму и непредвзятости. Однако, следует признать, количество специальных исследований по проблеме остается явно недостаточным. Тот же вопрос остро стоит перед исследователями в Башкирии.

Историографических исследований по проблеме немного. В исследовании A.B. Татьянчикова освещена деятельность КПСС в области атеистического воспитания в 20-30-е гг.1 В оценке научных трудов сохранился подход с "доперестроечными" стереотипами и штампами. Много общего в подходе к составлению историографии проблемы в диссертационных исследованиях Э.Я.Лягушиной (1965), Е.С.Осиповой (1966), В.Н.Дунаева (1972), А.А.Шишкина (1972), М.Л.Нейтмана (1974), Е.В.Фоминых (1987), а также Л.Морозовой2. Концепция исследователей одобряет курс КПСС на формирование атеистического мировоззрения общества в СССР.

В работе Е.А.Юшина3 рассмотрен вопрос зарождения и развития англоамериканской историографии проблемы. Среди других исследований по англоамериканской историографии следует отметить работы Б.Р.Ашина и

1 Татьянчиков А. В. Советская историография деятельности Коммунистической партии по атеистическому воспитанию трудящихся в переходный период: Автореф. дисс. ... канд. ист. наук.- Казань, 1986.- 16 с.

2 Морозова Л. Роль православия в отечественной истории // Общественные науки.- 1988.- №6.-С. 217-227.

3 Юшин Е.А. Англо-американская буржуазная историография взаимоотношений Советского государства и РПЦ в 1917-1923 гг.: Дисс. ... канд. ист. наук.- М., 1988,- 321 с.

».В.Андреевой1, в которых проблема рассмотрена под эгидой идеи "мифа о реследовании за веру в СССР"2.

Большой интерес представляет взгляд Д.В.Поспеловского на русскую мигрантскую историографию проблемы "Церковь в СССР"3. Канадский ученый тметил, что за период 60-80-х гг. ничего обобщающего, аналитического на эту ему написано не было.

В течение "постсоветского" периода развития исторической науки в России :пециальных монографических исследований по отечественной историографии 1роблемы не велось. Однако проблемные историографические обзоры содержатся ь диссертациях таких авторов, как СЛ.Фирсов (1994), С.Г.Зубанова (1995), \.Ю.Полунов (1992), Ю.А.Бабинов (1993), И.В.Симонов (1993), М.Л.Белоглазов [1992), Т.В.Петухова (1995), А.В.Кодылев (1995), В.И.Живоров (1993) и др. Прослеживаются тенденции к переосмыслению роли КПСС, атеистического прошлого в Отечестве и влияния ленинского наследия на состояние общества. Дана новая оценка значимости трудов русских философов XIX - начала XX века и философов русского зарубежья. Этот вопрос отражен в работах Р.А.Набиева (1992) и В.А.Алексеева (1994).

Для объективного изучения проблемы все большую значимость приобретают труды В.И.Ленина - как методологической основы политики нового советского правительства после октября 1917 г. Основными работами Ленина, имеющими отношение к изучению нашей проблемы, по праву можно считать: "Социализм и религия" (1905), "Классы и партии в их отношении к религии и церкви" (1909), "Либералы и клерикалы" (1912), "Духовенство на выборах и выборы с духовенством" (1912), "Духовенство и политика" (1912), "Должны ли мы

1 Андреева О.В. Критика англо-американской буржуазной историографии современного положения православной религии и церкви в СССР: Дисс. ... канд. ист. наук.- М., 1987; ее же. Английские и американские буржуазные исследователи о роли религиозного миропонимания в Советском обществе // Человек и его время.- М., 1991.- С. 154-158; Ашин Б.Р. Англоамериканская буржуазная историогрфия взаимоотношений Советского государства и русской православной церкви в 1921-1922 гг. // Зарубежная историография социально-политического развития СССР.- М., 1989.- С. 64-75.

2 Андреева О.В. Англо-американская буржуазная историография положения православной церкви в СССР // Вопросы научного атеизма,- 1988.-№ 37.- С. 288.

3 Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке.- М.: Республика, 1995.- 511 с.

эрганизовать революцию?" (1905), "Государство и революция" (1918), "Об этношении рабочей партии к религии" (1909)1.

Большая часть указанных работ была написана до Октябрьской революции 1917 г. Тогда закладывались основные принципы будущих взаимоотношений религий и государства: "Чем больше будет распространяться просвещение в народе, чем более религиозные предрассудки будут вытесняться социалистическим сознанием, тем ближе будет день победы пролетариата..."2 Для реализации целей и задач относительно противорелигиозной агитации Ленин безошибочно использовал идею наличия немалых материальных благ в руках Церкви: "...у церквей и монастырей - около шести миллионов десятин земли. Наши попы проповедуют крестьянам нестяжание, да воздержание..."3

В связи с этим ряд ленинских тезисов о том, что религия должна быть объявлена частным делом, пришелся очень кстати. (Практическая ненасильственная реализация этого тезиса могла бы иметь прогрессивное значение). Позиция непримиримости к церкви и религиям "красной нитью" проходит сквозь публикации Ленина: "Святыня православия тем дорога, что учит "безропотно" переносить горе! Какая же это выгодная, в самом деле, для господствующих классов святыня"4.

В дальнейшем, вместе с процессом установления и укрепления советской власти практические советы Ленина по борьбе с религией расценивались его соратниками как универсальный метод "для полного уничтожения "религиозного дурмана" в прямом, вульгарном смысле"5. Ленинские последователи старательно выполняли "завет" вождя, оставленный им в секретном документе 1922 г., впервые опубликованном только несколько лет назад: "...чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику

1 Ленин В.И. Полн.собр.соч.- Т.12.- С.142-147; Т.17.- С. 429-438; Т.21.- С.469-470; Т.22.- С.129-132; Т.22.- С.80-81; Т.9.- С.264-273; Т.ЗЗ,- С.1-120; Т.П.- С. 415-426.

2 Ленин В.И. Политическая агитация и "классовая точка зрения" // Полн.собр.соч.- Т. 6.- С. 264266.

3 Ленин В.И. К деревенской бедноте//Полн.собр.соч.- Т.7.- С.146.

4 Ленин В.И. Политическая агитация и "классовая точка зрения"//Полн.собр.соч.- Т. 6.- С. 264266.

5 Алексеев В.А. Государственно-церковные отношения: содержание, характер, тенденции эволюции на материале отечественной истории послеоктябрьского (1917 г.) периода XX века. - В форме научного доклада на соискание ученой степени докг.филос.наук. - М., 1994. - С. 4.

ак, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они и не смели [умать"1.

Становление антирелигиозной пропаганды началось с активных действий шижайших соратников В.И Ленина - Н.И.Бухарина, Л.Д.Троцкого, А.И.Рыкова, Д.В.Сталина, в корне примитизировавших сущность религии: "и в церковь ходят ювсе не по причине религиозности: светло в церкви, нарядно, людно, хорошо поют..."2 Впрочем, такая форма упрощения смысла богослужений в православии оыла серьезным идеологическим оружием. Ведь мы не можем утверждать, что люди, стоявшие "у руля" власти Советов в первые годы ее становления, были глупцами. Однако, такие простые слова, как "религия - опиум для народа", стали основой для будущих форм общественного развития в России.

Атеистическая идеология с классической простотой предлагалась, точнее, навязывалась обществу в произведениях известных советских деятелей П.А.Красикова, Ем.Ярославского, И.И.Скворцова-Степанова, А.В.Луначарского, которые стали практиками в реализации новых церковно-государственных взаимоотношений в России.

Особую роль среди этой плеяды сыграл Емельян Михайлович Ярославский3. Его перу принадлежат десятки книг и брошюр, сотни журнальных и газетных сгатей и заметок. Основная идея - необходимость непримиримой борьбы с религиями и церковью с применением любых методов для достижения цели. Первостепенную роль играл акцент на классовом разделении: "В религиозных верованиях рабов и бедноты отражается земное положение этих классов: для них на земле - ад; они ждут за гробом награды, рая... Церковь очень много старалась о том, чтобы поддержать те порядки, которые были выгодны господствующим классам, за это она получила взамен весьма существенные материальные блага..."4

1 История России. 1917-1940: Хрестоматия /