автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Ясы южнорусских степей /Палеоэтнографическое исследование/

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Бубенок, Олег Борисович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Ясы южнорусских степей /Палеоэтнографическое исследование/'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Ясы южнорусских степей /Палеоэтнографическое исследование/"

РОССИЙСКАЯ ЛКАДЕШ1 НАУК

Институт этнологии и антропологии иы°ни Н,Н.Миклухо-Маклаи!

БусЗэнок Олег Борисович

ЯСЫ БЕЛОРУССКИХ СТЕПЕЙ /Палаоэтнографическое исследование/

Специальность - 07.00.07. - этнология

АВТОРЕФЕРАТ

(гл.-

2.2ЛШ 153 5

Ка прашх рукошюл

■ч .

\

диссертация на соиокание ученой степени кандидата исторических наук

ч

Мое юза, 1295

Работа выполнена в Отделе народов Кавказа Института этнологии и антропологии РАН

Научный руководитель - доктор исторических наук Б.А. Калоев

Официальные оппоненты : доктор исторических наук Г.Е.Афанасьев доктор исторических наук Ю.А.Рапопорт

/

Идущая организация - Московский государственный

университет им. МЛЗ.Ломоносова

Защита состоитсл " 6 " ШуИЯ_1995г. в 14 часов

на заседании диссертационного ¡¿эвета К.002.76.0^1 в Институте этнологии и антропологии РАН по адресу :

117334. Москва, Ленинский проспект, 32а, корп. В.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института этнологии и антропологии РАН.

Автореферат разослан " " __ 199 г.

Ученый секретарь Диссертационного Совета К.002.76.01.

кандидат исторических наук Л.В.Остапенко

0В1ЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Предмет и объест исследования. Дк сертация л о сведена ираноязычному населению кыюрусских степей,известному в эпоху средневековья под наимшюнандем aлaнoв»¿coв или ясов. Данная этничоскад общность била расселена на обширном степном пространстве,протянувшийся от Нклней Волги до нижнего течения Дуная. Крохле ясов,на укапанной территории проживали племена тюрок, угров, слашн .монголов и т.п„ В предмет исследования входит и население сопредельны о шнорусскшли степями территорий. Речь адет о зоне лесостепи,предгорьях Северного Кавказа и Крымского полуострова. Именно эти рай-•оиы в культурнам и историческом плане представляли одно целое с южнорусским регионом степей.

'.Актуальность проблемы. Исследователи восточноевропейских степей эпохи средневековья обращали внимание преимущественно на раэвзиие тюркоязычНых этносов и в какой-то степени на присутствие сам славянского и угорского элементов. Ираноязычное se население этого обширного региона фактически находилось вне поля зрения историков, этнологов и археологов. К настоящему времени утвердилось мнение,что в средние века аланов-асов/ясов/ в стопи было крайне мало. В соответствии с получившими широкое распространение концепциями в степной части Восточной Европы в го время полностью доминировали тюрки. Проживало и другое население. Ираноязычным ясам в этих концепциях отводится последнее место. Однако эти выводы не совсем убедительны.

Обитали аланы з эпоху средневековья также на Северном Кавказе, в Средней Азии,о Крыму,в лесостепном Под он*-е я на территории Молдовы и Венгрии. Предстою определить,в каком отношении к ясам tus-норусских степей находилось ираноязычное население указанных областей и регионов. В слог.юме1'ся ситуации трудно ответить на ряд вопросов, кзоавдихся расселения ясоп в ткорусских степях,их происхон-

денлии культурной принадлежности, степе.из участия средневековых арашв в этногенезе населения Восточной Европы и т.п. Разрешение проблемы позволит по-новому осветить ряд вопросов этнической истории Восточной Европы и Северного Кавказа,а также в определенной степени реконструировать некоторые этапы процесса формирования современного этнокультурного облика населения северопричерноморского и волго-донского регионов.

Цель и задачи исследования. • -Основной задачей исследования является изучение ясов южнорусских степей как отдельной этнической общности,процесс формирования и развития которой непосредст-вешп зависел от политических событий,имевших место в Восточной Европа в эпоху средневековый Для решения поставленной задачи нео-^ ходимо акцентировать внимание на таких аспектах проблемы, как :

- локализация ясо ' в южнорусских степях и их культурная атри-

- бугация;

-ягроисхоздение отдельных групп юшоруоских ясов и их отношение к кавказским аланам и болгарам;

- причин использования для обозначения ираноязычного населения Восточной Европы и Северного Кавказа термина "асы"/ясы/ вместо традиционного этнонима "аланы"{ ____

- масштабы воздействия средневековых аланов на культуру народов Восточной Европы и степень их участия в этногенезе населения восточноевропейского региона.

Немаловажное значение имеет создание ист орико-ге ографич е с кой карты-схемы,на которой должны найти отражение сведения о локализации и миграциях аланов-асов в различные периоды средневековья. Естественно, что анализ названной проблематики требует обобщения и системазации информации,содержащейся в ранее опубликованных источниках, а такте привлечения новых материалов.

Хронологические раь.ки исследования. Диссертация посвящена анЕыизу событий УТ1-ХУ вв. Именно в это время в .^анорусских степях имел мзсто процесс Армирования и тзвштия ясского этноса. Происхождение южнорусских ясов традиционно связывают с носителями салтово-маяцкой культуры. Начало распространения памятников салтовского тина в степях Северного Причерноморья некоторые исследователи относят к УП в. В ХУ в.,как свидетельствуют письменные источники, на территории Восточной Европы окончательно перестает звучать иранская речь, носителями которой являлись аланы-асы.

Методологические основы исследования. Представленная к защит о диссертация - это фактически первая попытка комплексного исследования алано-ясского этноса южнорусских степей. Комплексный подход составляет ту основу,на которой построена работа. При ее написании после анализа письменных источников и топонимии вырабатывались определенные версии и предположения,которые впоследствии апробировались на археологическом и этнографическом материале. Для большей доказательственности иопользовалиоь выводы антропологов и лингпиотов. Исследование волооь одновременно по нескольким направлениям. При совпадении результатов вырабатывалось определенное мнение о правильности трактования отдельных аспектов проблемы.

Автор исследования,проводя реконструкцию этнокультурных процессов,имевших в прошлом место на территории Восточной Европы и Северного Кавказа, обратил внимание на соотношение таких понятий, как "этнос" в "археологическая культура". Наблюдения над развитием современных народов позволяют считать,что совокупность объектов материальной культуры, известных превде всего как "археологическая культура", более близка к таким понятиям, как "лсгоршсо-кулыурлая область" и "хозяйственно-культурны?

тип", а но к понятию "этническая общность".

Комплексный подход предполагает использование различных методов. При работе с археологическим и этнографическим материалом с Северного Причерноморья и Северного Кавказа были применены сравни-тольно-тппологический и статистический методы. Это позволило выявить определенные закономерности в развитии явлений культурного и социального плана. Методы этноархеологии и ретроспекции дали возможность реконструировать этнокультурные процессы, происходившие в ¡алюрусских степях в эпоху средневековья. Диссертантом был применен метод картографирования, который позволил выявить общие за- . конс..;ерности в распространении на территории Восточной Европы отдельных элементов культуры ирано-кавказског^ происхождения и дал возможность определить направления миграций аланов-асов во вымена ородневековья.

Данное исследование носит в целом мездисцшшшарный характер. Именно такое направление научных изысканий, ло мнению автора, является наиболее перспективным.

Использованные источники и литература. Источниковедческой базой для написания работы послужили как опубликованные, так и неопубликованные материалы.

а/ Письменные документы. Первоочередное внимание уделялось использованию письменных источников. При работе с древнерусскими, персидскими и арабскими документами автор стремился по возможности привлечь тексты, написанные на языке оригинала. Поскольку формиро-.вание ясского этноса происходило в раннем средневековье, были использованы свидетельства арабоязычных, персидских и еврейских авторов, касакщиесч истории народов Восточной Европы и Северного Кав-кайа времен Хазарского каганата. И хотя в этих свидетельствах нет прямого указания на то, что в степях ВосточнэП Европы в УШ-Х вв. обитал народ "ас", содержащаяся в них ин*охтл'адия заслуживает особо-

го внимания. Анализ этих восточных текстов позволяет в определэк-ной степени реконструировать те этнические прцессы, которые имели место на территории Восточной Европы и Северного Кавказа.

Первые же наиболее достоверные сведения о ясза содар^лтсу; и древнерусских летописях. Ясы упоминаются там при описании событий 985, 1031, 1116, 1146, 1174,. и 1380 гг. Анализ текстов летописиА позволяет предполагать,, что ясами древнерусскиа летописцы называла не только обитателей южнорусских степей, но и жителей Северного Кавказа. Кроме того, сведения о народе "ао" содержатся в тех разделах хроник персидских историков Джувейни, Рашид-ад-дина ц кеццк, где повествуется о походах монголов в Вооточную Европу. Посетшшю в середине XIII з. степи Восточной Европь' миссионеры Ц.Каршши и Г.Рубрук такке писали об аланах-асах, которых они повстречали в пути. В Х1У-ХУ вв. об аланах-асах, обитавши*, в степях Северного Причерноморья, сообщали арабские историки Р.Бейбарс, Эннувейри, ибн-Хальдун, итальянский путешественник И.Барбаро и другие авторы, В соответствии с древнерусскими, византийскими, валашскими, болгарскими и венгерскими документами обитали в это время яоы и на территории Молдовы и Венгрии.

б/ Результаты полевых исследований. При написании работы широко использованы материалы археологических исследований, в частности отчеты и диссертации, хранящиеся и фондах Научн го архива Института археологии ЯЛН Украины, коллекции из собраний Днепропетровского и Харьковского исторических, Верхнесалтовского археологического, Быиовского л Пензенского краеведческих музеев, а также археологического музея Харьковского гос. университета. Кроив того, в диссертации нашли отражение материалы тех экспедиций, в которых автор принимал непосредственное участие. Речь вдет об исследовании памятников салтово-ыаяц;сой культуры на территории Харьковской области, з^зло езл ЗерхнлЙ Салтов, Красная Горка и Чорво-

i¡an Гусаровка, а так»е поселения III в. у с.Гайдары вблизи г.Змло-

Впервые для решения проблемы были использованы данные этнографии. Привлечены коллекции из фондов Полтавского краеведческого, Харьковского Днепропетровского исторических музеев, а также Украинского музея народной архитектуры и быта в г.Киеве. В шботе Tv-iOr.0 нашли отражение материалы неопубликованного Атласа земледелия и хозяйства Украины, хранящиеся В'Научном архиве Института ис.сусст-ас ведения, с[<ш.клорист1а<и и этнологии HAH Украины. Использованы

архивные документы, полученные непосредственно от В.Ф.Горленко и Т.Я.Косшшой. /

Изучены различные топографические издания, хранящиеся в зале картографии Центральной Научной библиотеки HAH Украины. Кроы того, для топонимических изыечаний использованы материалы из личного архива И.Г.Добродомова.

в/ Литературные источники. Немаловажное значение для написании диссертации имело использование полевых наблюдений и исследований, проводившихся на Северном Кавказе и в Восточной Европе и на-шедишх отражение в ряде публикаций. В первую очередь следует отметить статьи и монографии В.А.Кузнецова, Т.В.Минаевой и В.Б.Ковалевской, посвященные средневековым аланам Северного Кавказа. Особо ценная информация об аланах лесостепного Подонья содержится в публикациях С.А.Плетневой, Г.Е.Афанасьева, В.С.Флерова, В.К.Михеева к др. Нельзя было обойти вниманием издания о средневековом населении восточноевропейских степей. Среди них необходимо выделить монографии Г.А.Федорова-Давыдова, С.А.Плетневой, О.Й.Прицака, А.О.Добролыбско-го, А.Т.См&пенко, А.О.Козловского и др.

i (Йфокд ^оиольррщщ литература по этнод'райий Севориого Кавказа. Автор неоднократно обращался ко второму тому "Осетинских эт~дов" B.O.í/'.iraopa. Очень часто для сравнения привлекалась информация,

почерпнутая из работ Б.А.Калоева, среди которых заметное место занимает его неоднократно издававшаяся монография "Осетины". Сле>-. дует также выделить отдельные публикация А.л.Магометова, Л.А.Ччси-рова, А.Р.Чочиева, Н.Г.Волковой, В.П.Кобычева и Е.М.Студенецкой. Кроме того, была использована этнографическая литература, постепенная народам Восточной Европы, в частности работы, в 'которых наи-ли отражения сведения о мордве, татарах-мишарях, причерноморских татарах, молдаванах и венграх. Что же касается литературы об украинцах и южных русских, то она довольно обширна. Для сравнительного анализа прцвлэкались как классические фундаментальные исследования Ф.Волкова "Этнографические особенности украинского народа" и Д.К.Зеленина "Восточнославянская этнография", так и работы современных украинских этнографов В.Ф.Горленко, Т.В.Косминой, К. И. Мат До, Т. А.Николаевой и др.

В процессе топонимических изысканий использовалась самая разнообразная литература, прежде всего различные справочные изданш, В частности, следует отметить отдельные тома "Истории городов и сел УССР", где, помимо подробных сведений о локализации современных населенных пунктов Украины, содержится информация о прежних их названиях.

г/ Литература. Особое значение для написания диссертации имело обращение к тем выводам, к которым пришли в про-ессе своэй исследовательской работы антропологи и лингвисты. Среди использованной литературы по антропологии необходимо выделить статьи и монографии Г.Ф.Дебеца, Г.П.Зиневич, В.П.Алексеева, Ы.С.Великановой и др. Приходилось'так«е обращаться к тем работам лингвистов, в которых основное внимание уделено взаимодействии алаиского/осет:шско~ го/ языка с языками народов Восточной Европы, С этой точки ирония особый интерес представляй треткй том "Осетинских этюдов" В,Миллера и отдельные работы ВЛ'.Абаова, наиболее лршечателыца-'д из

котоцос ньля:отся многотомной "Историко-зтшологический словарь осетинского языка" и "Скифочввропэйские изоглоссы". Использованы Taroso отдельное пуб-сикации О.Н.Трубачева, Г.Ф.Турчанинова, И.Г.До-брод омова и Ю.Немета.

Изученность проблемы. Восточноевропейскими ясами заинтересовались в ШИ-начале XIX вв. В.Н .Татищев, Н Л.Карамзин, Г,Г .Бут-то- и др. Следует отметить, что эти исследователи в своих логических построениях опирались преимущественно на данные древнерусс:шх летописей. Подлинный те переворот в решении проблемы произошел во второй половине XIX- начале XX вв. Это было связан с научными поискам:' Ф.Бруна, В.ФЛДиллера, Ю.А.Кулаковского и В.И.Ламанского. Эти ученые смогли использовать не только ин£олмацгао письменных документов, но и данные лингвистики и топонимики. Особо следует наделить опубликованную в ТЯ99 г. монографию Ю.А.Кулаковского "Аланы по сведениям классических и византийских писателей", в которой много внимания уделено аланам-асам южнорусских степей.

В первой половине XX в. для освещения проблемы восточноевропейских ясоввсе ■ аще стал привлекаться археологический материал. Исходи из того, что в Пидонье в хазарскую эпоху получили распространение памятники салтовского типа, имеющие аналогии в материальной культуре севорокавказских аланов, А.А.Спицын, М.С.Грушевский, Ю.В.Готье, З.В.Мавродин и другие исследователи увидели в ясах XII в. потомков носителей салтово-маяцкой культуры. В последние десятилетия южнорусские ясы стали объектом внимания З.Н.Ванеева, М.И.Артамонова, Ю.С.Гаглойти, В.А.Кузнецоаа, Т.М.Минаевой, С.А.Плетневой, Г.Е.Афанасьева, А.Н.Карсанова, ШРДобродомова, ИЛЛизиева и др. Это стало следствием накопления новых данных, не последнее место среди которых заняли данные археологии и лингвистики. Однако до сих пор ясы ашэрусских степей не стали объестом отдельного моногpai кчо с ког о исследования.

За истекшие *ва столетия иссл'эдояатсли по-разкоцу питались ос: о-

тить отдельные аспекты проблемы. Рассматривая проблему локализации алалов-асов/ясов/ в южнорусских степях, ученые были единодушны во мнении, что данный этнос в эпоху средневековья был широко расселен в степях Поволжья, Подонья, Северного Причерноморья, Крыма, Молдовы и Венгрии. Однако относительно локализации алано-псловацких центров Шарукани, Сугрова и Балина их мнения разделились. П.Г.Бутков, ВЛ-.Миллер, З.Н.Ванеев, Ю.С.Гаглойти и В.А.Кузнецов считали исконным местом обитания аланов-ясов земли в н^лнем течении Дона, именно там, где в Х1У в. находился центр аланской епархии г.Тана. Другая ;.;е группа исследователей / В.Н.Татищев, М.И.Артамонов, С.А.Плетнева, А.Н.Кзроанов и др./ полагали, что в XII в. посйвания ясов могли сохраниться преимущественно в бассейне Север-скрго Донца. Характерно, что только С.А .Плетнева предприняла попытку выделить из общей массы памятников качев. х племен, обитавших в Х1-Х11 вв. в бассейнах Дона, Северского Донца и Роси, те объекты, которые можно связать с ясами.

Говоря о происхождении южнорусских ясов следует отметить, что среди исследователей нет единого мнения по этому повода'. Традиционной является ворсия о прямой генетической связи ясов с ранее обитавшими в степях Восточной Европы сарматами. Данного мнения придерживались З.Н.Татищев, Н.М.Карамзин, В.Ф.Шшгер, В.И.Ламанский, М.С.Грушевский, Ю.В.Готье, В.ВЛавродин, в начале 60-г годов ВД.Кузнецов. В последние .же десятилетия наибольшее число приверженцев получила версия о северокавказском происхождении планов-асов/ясов/ южнорусских степей. Впервые данную мысль высказал П.Г.Бутков, п она в дальнейшем огазалась приемлемой для Ф.Бруна, А.А.Спицына, З.Л.Ванеева, в 70-80-ыо годы для В.А.Кузнецова. Однако Ю.А.Кулаковоглй, Дж.Вернадский, М.И.Артамонов, Ю.С.Гаглойти, С.А.Плэт'нева, Г.Е.Афанасьев, А.Н.Карсанэв так и не смогли дать однозначный ответ на дан^-нкй вопрос. Следует также отметить, что в последние годы наметилась

иная тенденция при решении данного аспекта проблемы. К.М.№игиев и еуо последователи полностью отрицают ираноязычкость как восточноевропейских, так и северокавк^зских асов/ясов/ и склонны вадоть в них тюркоязычный этнос.

На фоне вышеизложенного не ясны причины параллельного использования этнических терминов "аланы" и "асы". П.Г.Бутков, 'Ъ.Брун, Ю.А.Кулаковский, В.И.Ламанский, ш.С.ГаглоГ.ти и другие исследователи полагали, что под наименованием ясоз,асов,овсов и аланов х. эпоху средневековья фигурировал од^н и тот же народ. З.Н.Ванеев,В.Л.Кузнецов и Т.М .Минаева увидели в аланах и асах представителей двух близ*эродственыых этнических общностей, с той лишь разницей, что аланы находились в Центральном Предкавказьо, а асы обитали в горах и цредгорьях Северо-Западного Кавказа и в южнорусских степях.

Что же касается степени участия аланов-асов в процессе формирования этнического и культурного облика населения Восточной Европы, то необходимо отметить, что данная проб.-чма до сих пор не нашла должного освещения в этнографической литературе.

Научна/, новизна исследования. Впервые объектом этнологического исследования стали ясы южнорусоких степей, В научный оборот введен новый фактический материал. Впервые для решения проблемы широка использованы данные археологии и этнографии. В диссертации определено отношение сарматов догуннской эпохи, болгар и кавказских аланов к ясам шнорусских степей. Удалось также установить, какое место в эпоху средневековья занимали южнорусские ясы среди другого ираноязычного населения Восточной Европы. Впервые предпринята попытка рассмотреть южнорусских ясов домонгольского и аланов-асов после-монгольского периодов преимущественно как две близкородственные, но отдельные этнические общностл. Удалось установить, что восточноевропейские ясы и северокавказскле аланы входили в единую историко-культурную область. Автор попытался доказать, что сдедневековке аланы принялл у астие в этногеносе не только народов Северного Кав-

каза, но и некоторых этнических общностей Восточной Европы.

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы при изучении этнпеской истории Восточной Европы и Северного Кавказа. Теш диссертации представляет интерес для этнологов, историков, востоковедов и археологов.

Апробация работы. Основные .положения работы неоднократно излагались на научных конференциях в Пензе/1992 и 1994 гг./.Харькове Л991 и 1992 гг./, Липецке/1992 г./ и в Запорожье/1994/, а также на семинарах з институте востоковедения ПАН Украины и нашли от]»-жекие в пяти опубликованных и семи сданных в печать статьях.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав и заключения. В приложении даны таб-^щы, списки использованной литературы, архивных материалов иллюстраций и сокращений. В взде отдельного альбома оформлены иллюстрации /рисунки и карты/.

Содерллнио работы «

Во введении даетоя определение объекта и предмета исследования, поставлены его це.л и задачи, проанализирована историография теш, обоснована актуальность и научная новизна работы, определены 1 трриториальные и хронологические рамки темы, охарактеризованы ио-точшиы и использованная литература, изложен избранный метод,

В первой главе дается характеристика памятников материальной культуры населения степей Донецко-Днелровского междуречья, относящихся к УП-л вв. Это необходимо для того, чтобы на основе археологического ;латериала опр делать, носители какого варианта салтово-маяцкзй культуры приачли участив в формировании ясской этнокультурной общности XI- начала XIII вв. Большинство ученых рассма? ивают ~ норусских ясов как потомков аланов, носителей лесостепного варианта салтово-ыалцкой культуры, заброшенных волою судьба в степи Северного Причорноь:срья. Однако еще в 1957 г. С .л. Плетнева указала

на существование "степного, неизученного варианта салтозо-ы&яцкой культуры", который шиьчал в себя территории в степном мевдуречье Днепра и Сеьерского До:ща. Именно здесь письменные источники в XII-иачале XIII ев. локализуют ясов. Поэтому имело смысл сопоставить данные о распространении в У11-Х вв. в степях Подонья «. Северного Приазовья памятников салтовского типа со сведениями письменных чсточни-ков о расселении ясов в кькнорусских степях. Информация, полученная таким образом, поможет решить не только проблему локализации ясов в XI- начале XIII вв., но и даст возможность пролить свет на их про-неховдеиие, Именно происхождению южнорусских ясов посвящена первая глава Диссертации. /

В ходе исследования удалось установить, что памятники, подобные солтовскиы, появились впервые в большом количестве не в Подоньс; а в степном Поднепровье. Речь Идет о поселениях гончаров у баакк Канцер ки, Керамика, обнаруженная в этой балке, находит прямые аналогии как среди памятников У111-Х вв. Подонья, так и среди древностей Северного Кавказа, относящихся к середине I тыс. н.э. Исследователи относят возникновение канцерскл : поселений к рубежу У1-У11 вв. и обусловливают его миграцией кавказских аланов, С аланами связывают ката-комбный обряд погребения, который в У1П-Х вв. имел место не только в лосостепном Подонье, но и в степном Поднепровье, а также в среднем течении Северского Донца, Однако катакомбные захоронения в хазарский период не имели широкого распространения в степях Донецко-Днепровско-го меадуречья. Анализ памятников салтово-маяцкой культуры ^оказывает, 47'о в данном районе преобладали ямные погребения салтовского типа. Захоронения в ютакомбах были харак.ерны для носителей лесостепного трг.анта этой культуры, происхо-дение которых связывают с аланами Соворйого Кавказа.

Ряд исследователей считают, что гшалское население лесостепного Подуил е хазарскую эпоху перешло на один из языков тюркской группы. В ;шчостве основнс о аргумента он*. приводят надписи на стонах !.'аяц-

кого зшаса. Однако такие выводы преждевременны, поскольку отсутствует билингва и эта надписи фрагментарны.

В качестве второгс аргумента сторонники идеи тюркизации аланов лесостолного Подонья приводят ягдные погребения, встречающиеся на территории некоторых катакомбных могильников. По их мнению,, они были оставлены болгарами. Однако анализ ямных погребений Верхнего "алтова покааык'ет, что сны принадлежали только детям и подросткам. Данная традиция была зафиксирована на катакогбннх мобильниках Северного Кавказа, относящихся к первым векам наиэй эрп. Из этого следует, что ямные детские захоронения впервые появились на территории катакомбных могильников задолго до расселения болгар на просторах Евразии. Возрастная стратиграфия аланоких могильников -это отражение половозрастной градации, существовавшей внутри сал-товского общества. Данное предположение убедительно подтверждается сведении.,почерпнутыми яз этнографии народов Кавказа и Сидней Азии.

Таким образом, говорить о полиэтничности обитателей Верхнего Салтова не приходится. Исходя из этого, мы видим, что конструкция погребальных сооружений на всегда является оснсзнкм этномаркирую-щим признаком. Показательны в этом отношении погребения в грунтовых ямах на других могильника., салтово-маяцкой культуры в бассейне СеЕврского Донца - в НетаГ.ловко, Дроновке, Маяках и т.д.

данные археологии свидетельствуют о том„ что бассейн Северско-го Донца отличался в хазарскув эпоху распространением единой материальной культуры и общих идеологических воззрений среди местного каселония. Различия в конструкции погребальных сооружений не иг!>али огределяпцой роли. Все это мо_зт говорить о том, что в У111-X вв. на северо-западной окраине Хазарского государства имел мес- . то процесс сложения единой этнокультурной общности, в которой иранский элеыент мог занимать домишруицио позиции.

В связи с вышеизложенным возникает естественный вопрос : как именовались в хазарскую эпоху в письменных источниках, жители Подоны' и близлежащих территорий ? Особый интерес представляет этническое наименование "бураас", которое хорошо этимологизируется на иранской почве. Этнографические сведения о буртасах не отличаются определенностью. Но имеются данные, которые хорошо соотносятся с информацией об осетинах и их этнических предках-аланах.

Из информации ибк-Русте и Косила мы знаем, что буртасы в начале X в. жили на территории Среднего Поволжья. Это подтвертдается археологическим материалом. В УШ-Х вв. материальная культура обитателей меадурачья Суры и Цны находилась под сильным влиянием жителей лесостепного Подонья. Кроме того, исследователями отмечено, что у мордвы-мокши ^ XI в, получил широкое распространение обряд, в соответствии с которым женщина погребалась на правом боку о подогнутыми ногами. Характерно, что подобный обычай был широко распространен у аланов Подонья. Все ото дает основания полагать, что после падения Хазарского каганата значительная часть аланов продвинулась из лесостепного Подонья на северо-восток, в среду мордвы-мокши. В это же вромя перестали функционировать посоления типа Вер-хнесалтопского.

Иь ы'шесказанного следует, что гроисхо дьние донецких ясов кельат сЕнзызать о аланами-носите.лми лесостепного варианта салто-во-маяцкой культуры. Письменные йсточг'йгл упоминают ясов в XII— начале Ш1 вв. в степи, т.е. там. где получил распространение степной вариант этой культуры, традиционно связываемый с болгарами. Данные адоеологии свидетельствуют о существовании там позднесалтов-ского населения в послехазарский период. С учетом этого в ясах южнорусских степей следует аидеть сотомкоь носителей степного варианта салт ово-гляцкой культуры. А введу того, что многие традиции этой группы населенна и^е-^т цркиые аналогии в культу].« населения Восточное Европы догукнсг-ой эпохи, а кс. Северного Кавказа, более резонно

ввдоть в шнорусских ясах/асах/ потомке;" восточноевропейских сарматов, а не кавказских аланов. В данном случае речь может здти о полиэтничном характере "теплого варианта салтово-маяцкой культуры, носителями которого могли быть' тюркоязкчаые болгары и ираноязычные аланы.

Во второй главе содержится характеристика ираноязычного нзееле-гтя кжнорусс1шх степей XI- начала XIII _>в., известного в письмешшх источниках под названием ясов/асов/. Одна из основных з^ач этой главы - сопоставить сведения письменных источников с археологическим материалом, чтойы точнео локализовать те населенные пункты Половецкой степи, в когорте основную массу населения составляли яои. Кроме того, автор пытался уточнить, и какой этноязыковой группе принадлежали восточноевропейские ясы в прэдмонгольеккй период.

Возможно, что первое достоверное упоминание о восточноевропейских аланах-ясах содержится в письма константинопольского латриарха Николая Мистика, которое было направлено им в 922 г. болгарскому царю Симеону. Говорится о южнорусских ясах в тех разделах древнерусских летошней, где вдет речь о походах Владимира Мономаха и его сына Ярополка против половцев в IUI и IIIS гг. В результате этих походов были захвачены половецкие центры Шарукань/Чешуев/, Сугров.-и Балин, а их ясское население просолено на территорию Руси. Упоминаются ясы как обитатели Руси и в тех разделах летописей, где рэчь вдет о событиях 1146, 1174 и 1182 гг. Сведения о зокноруссхих ясах содержатся не только в летописях, но и в древнерусском переводо "Истории Иудейской войны" Иосифа Флавия. Данные древнерусских авторов подтверждают персидские историки ХШ-ХУ вв. Дкувейни, Рощц-ад-дщ и йезди, повествуя о походах монгольских воГ;ск против народов Восточной Епропы упэминают рядом с Русыо народ "ас".

В науке неоднократно поднимался вопрос о местонахождении поло-вец'шх городов, населенных ясши. Однако данная проблема дс сих пар но решена. Гг,к ;гпа .^того - расховдокия в текстах Ипатьевской и Воск-

ресепской летописей относительно похода IUI г. Однако несмотря на это еще в ХУ1П а. В«Н.Татищевым было доказано, что Дон .упоминаемый в лет описях, является современным Сезерским Донцом. Сведения Воскресенской летописи поззсш ш Н.Аристову, В.Н.Городцову, В.В.Мавро-дину, С.А.Плетневой локализовать Шарукаиь вблизи современного Харькова. Информация кв Ипатьевской летописи заставила М.В.Сибилева и К.В.Кудряшова искать половецкие центры в среднем течении Северского Донца.

Решить вопросы, связанные с локализацией ясов в южнорусских степях, невозможно без данных археологии. Несколько десятилетий тому назад С.А.Плетнева попыталась ввделить памятники ясов в бассейне Северского Донца. Они получили название "погребения 5-й группы". Однако Г.А.Федоров-Даввдов подверг критике выводы С.А.Плетневой и доказал, что подобные памятники э ХГ-ХШ вв. имели широкоа распространение за пределами прадонецкого региона.

Исходя из того, что ясы фигурировали в летописях как христиане, резонно о ними связать некрополи XI-XII вв. у с.Гайдары, х.Злив-ки, с.Маяки и с.Сидорово на Северском Донце. К атому ке Timy памятников следует отнести могильник у с.Каменки. Запоролской области. Автор придерживается мнения, что Шарукань следует локализовать в з района современного Змиева под Харьковом. Необходимо исходить из того, что в III6 г, этот город был назван Чешуевым. Существует мне. нио, что термин "Шарукак" в тюркских и могольских языках служит для обозначения дракона.

Б последнее время й.^.Мизиевил! и его сторонниками отстаивается мнение, что ясы - это гиркоязычный народ. Однако это не совсем убедительно. Прямым доказательством ираноя^ычностя восточноевропейских ясов являится их имена. Б III6 г. Ярополк переселил на территорию Руси ясов и в ясах, упоминаемых пак обитатели Руси во второй половине XII в., jосонно вздеть выходцев из .:;люруоских стеной. В лето-

писях упоминается ключник А.Боголюбского ясин Анбал, имя которого перегодится с осетинского как "товарищ".

В начале XIII. в. "аименовакие "яса" перестает употребляться на Руси. В;/.есто него для обозначения жителей степей начинает употребляться тьрглин "Сродники". Имеются основания полагать, что под ним могли быть сокрыты и кыюрусские ясы.

Третья глава посвящена миграции севэрокчзказских аланов-асов в степи Восточной Европы в первой половине XIII в. Пр/чь^ой этого явилось нашествие монголо-татар на Северный Кавказ. Однако нельзя вести разговор о масштабах этого переселения, не имея четкого представления о ситуации, сложившейся в данном регионе к началу XIII в. Этому посвящеа первый раздел главы. Представляется вполне вероятным, что монголы в 1237 г. первоначально обрушились на заладнлэ районы Алании и вынудили значительную часть ее населения уйти в южнорусские степи.

В резу^лтате походов монголов Алания опустела. Оказавшие сопротивление аланы истреблены, а уцелевшие вынуждены были мигрировать на "«г - за Кавказский хребет, на запад - в стопи Подонья, Северного Причерноморья, на Балканы и в Венгрию, на восток - в Монголию и Китай, Монголо-татары таете переселили многих аланов в города Золотой Орды.

С середины XIII в. в письменных источниках все чаще начинают фигурировать аланы-асы. Сведений о численности южнорусских ясов в домонгольский период у нас нет. Зато имеется информация о многочисленном населения Кавказской Алании в Х- начале XIII вв. Все это дает основания ввдеть в аланах-асах, упоминаемых в письменных источниках ХШ-ХУ вв. как обитатели степей Восточной Европы, преимущественно выходцев с Северного Кавказа. Как жители северопричерноморских степей алапы-асы упогшнаигся П.Карпини, Г.Рубруком, Г.Па-хжером, И.Барбаро и другими авторани.

В связи с этим большой интерес представляет могильник XIII в., обнаруженный у с.Кайры в Нижнем Поднепровье. Погребения там совершались 1 каменных ящиках в соответствии с канонами восточно-христианской цоркви. Конструкция погребальных сооружений, обряд погребения, инвентарь и антропологический тип погребенных позволяют связать данный некрополь 'с аланами - выходцами с Северо-Западного Кавказа. Аналогичные кладбища были таюке выявлены вблизи с.Ясииоватое и на о.Кизлевом на границе Днепропетровской и Запорожской областей.

Если исходить из того, что кавказские аланы вр второй половине XIII в. обитала в степях Южного Поднепровья, то можно предположить, что они могли поселиться и в степях соседнего Крымского полуострова. Быть может, доказательством этого является информация Г.Рубрука об аланах-асах, которых он повстречал в степях Крыма.

Наиболее же многочисленный аланокое население в ХШ-ХУ вв. было в районе Северо-Западного Причерноморья. Об этом свидетельствуют сообщения Р.БеЙбарса, Эннувейри, ибн-Хальдуна, К.Григоры и византийских документов, 0 пребывании аланов-ясов в данном регионе свидетельствуют названия гЛссы, о.Ясски и. о.Оденешти. Однако приходится констатировать, что в Днестровско-Прутском мэвдуречьо до слх пор но выявлены памятники, которые можно было бы связать с пребыванием здесь в Х111-ХУ вв. кавказских аланов. С начала Х1У в. ясы язЕвстны в Венгрии. Как считает большинство исследователей, они переселились в Венгрию с Северного Кавказа вместе с половцами после событий 1238 г*

На фоне вышеизложенного возникает вопрос относительно оудьбы тех аланов-асов, которые остались на Северо-Западном Кавказе после монгольского нашествия. Доьэльнэ многочисленное аланекса население в степях Восточной Ввролн в период позднего средневековья может . саддотельствзвать о масштабах трагедии, разыгравшейся ;:а ]&вказе. Асы на Соверном Кав1сазо й последней раь уломгнаг-т-я в ко:ще ПУ е. Речь глот о походе Т/.-'.трг в Грааль:] русье. '"»осле пто:о асы боло с

7.0

что они прекратили свое существование ,?1К этнос. На фоне этого становится понятный:, почему осетины-дигорцн называют своих тюркоязыч-ных соседей балкарцев асами, а по отношению к себе не используют этот тернии з качестзе самоназвания. Данные этнонимии позволяют видеть в диго^цах ассимилированный ираноязычными асами костный кавкь.1-ский этнос.

В четвертой главе охарактеризовала роль средневековых аланов в формировании этническогоьи культурного облика населен я Восточной Европы. Очевидно., что решить эту проблему кевозиошо без дан1шх этнографии, фольклористики, лингвистики и топонимики. Данные топонимики свидетельствуют о том, аланы-асы были расселены на правобережье Средней Волги, на Нижней Волге, в Подонье, в степях Северного Причерноморья, в Днестровско-Дунайском междуречье и на сопредельных территориях. Это предположение подтверждается сведениями из этнографии.

Выше уже указывалось на возможность переселения аланов из лесостепного Подонья б район Средней Волги. Существующие параллели в ку-лъууре морчвы, татар-мишарей и осетин как нельзя лучше подтверждала это. К числу этих совпадений следует отнести идеологические представления, связанные в первую очередь с погребальным обрядом. У мордвы, татар-мишарей и осетин было немало общего в хозяйственном укладе, бытовых особенностях, одежде и т.п. Данные археологии свидетельствуют о том, что в УШ-Х1 вв. эти явления в культуре населения сред-неволжского правооережья явились результатом связей с аланами Подонья. Все зто .позволяет в определенной степени говорить об участии аланских переселенцев в этногенезе мордвы-мокши и татар-шшарей. На исключено, что упомянутые пришельцы-аланы могли именоваться в письменных источнизсах буртасами.

Из контекста настоящего исследования следует, что в эпоху средневековья в степно/ и лесостепной зонах Восточной Европы продолжали сосуществовать еллзляне и ираноязычные общности. А это означает, что

этнические и культурные связи между юлной частью восточных славян и иранцами-ясами должны били носить не случайный характер. Подтвер-вдени этого следует искать з особенностях языка и культуры той части славянства, которая на протяжении довольно длительного времени соприкасалась с иранским миром. В данном случав речь может идти о населении степной и лесостешю!: частей России и Украины.

Длительные ко^-акгы иракцев и славян, продолжавшие иметь место и б эпоху средневековья, нашли отражение в языке украинцев и южных русских,, Это особенно заметно в фонетике и материалах лексики. Древнерусские летописи донесли до нас имена славянских божелв, часть из которых легко объясняется данными иранского языкознания. Характерно, что вплоть до недавнего времени в идеологических воз»- -ш зрениях восточных славян и осетин существовало немало общего. Это особенно заметно в погребальных обрядах. Возможно, что с влиянием аланов следует связать отдельные сюжеты украинского фольклора,находящие аналогии в нартовскои эпосе осетин и других кавказских народов. Примечателен в этом отношении зафиксированный Н.В.Гоголем образ Вия, который,по мнению З.И.Абаева,.своим происхождением был связан с осетинским Ваюгом и ивдоевропойским богом Ваю.

Общие черты с народами ирано-кавказского круга были также от* мечены исследователями в материальной культуре украинцев и южных русских,- Это касается в первую очередь традиционного равнинного жи-. лзда украинцев - хаты. По мнению лингвистов, термин "хата" является поздним иранским заимствованием. Именно это дает основания связывать появление указанной инновации с влиянием аланов. Данные письменных документов свидетельствует, что слово "хата" начало употребляться лишь о конца ХУ1 в. Археологические раскопки также свидетельствует, что аналогачнке украинской хате каркасно-турлучные жилища в десантольст-ое время лв пзлуздли распространение :;а Русл, а бичи

тлг.ечни для степной зэгы. 3 л70гэ м0.7.н0 прадтюлзтлть, что ото?

ьдзеи:к£ ТУ™ -4>1тг ст»л :'Лракгот.икм Х,ул пкдов .УК:"1;-..^т,ОЕ ли^я»

6о Бремен позднего срэдповековъя, как следствие расселе1шя последних в степях Северного Причерноморья.

Во внутреннем убранстве у1фаинской хат к и жилища северокавказских и среднеазиатских народов также заметны общие черты и тенденции. Это касается в первую очередь устройства дымохода, орнаментации ковров, особенностей мебели и т.п. Особо примечателен в этом сношении украинский низкий круглый столик, который находит прямые аналогии в мебели аланов и осетин. Для хозяйственных нуад украинцы, как и многие народы Кавказа, широко использовала сплетенные из прутьев конструкции. Показательны в этом отношении ограды, приспособления для хранения зерна и т.п.

В контексте алано-славянских хозяйственно-культурных связей следует обратить особое внимание на почти полную идентичность украинского и северокавказского тяжелого плугов. Общие черты с народами ирано-кавказского круга отмечены также в одевде украинцев. Это особенно заметно в форме верхней одеццы, обуви, головных уборов и т.п. Автор полагает, что прообразом остроконечной шапки восточных славян является шлемообразный головной убор аланов и других ираноязычных народоз.

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что этнокультурные связи населения Украины и .лшой России с аланами, впрочем как и с другими народами Северного Кавказа и южнорусских степей, не прерывались и в эпоху средневековья.

Известно также,что в тот период ираноязычные обитатели Восточной Европы имели контакты не только со славянами, но и с народами неславянского происховдения, которые являлись их соседями. Эти связи не прошли бесследно. Они вносли определенный вклад в развитие культуры населения Северного Причерноморья и Подунавья. Это особенно заметно в занятиях, орудиях труда, планировке поселений, устройстве яг-^ищ, прецметр-х быта,, одсзде венгров,, мсдцаван и крымских татар. Следует отмстись, что связ;: аланов-асов и неславянских народов

Северного Причерноморья фактически никогда не освещались в етно-графической литературе. У данного направления исследований много-обиц^.^дее будущее. Убедив-льнам свидетельством этого является информация, представленная ¿ заключительной главе диссертации.

Заключение подводит итоги исследования и ставит новые задачи изучения теш. В диссертации был затронут рад спорных аспектов алано-ясской проблемы.

1.Так удалось установить, что в XI- начале лШ вв. ясы были расселены в бассейне Северского Донца, в нижнем течении Дона, Днепра, в степях Приазовья, на Средней и Нижней Волге, а возможно, и в дне от р овс ко-Прут ском мевдуречье. С их пребыванием следует связывать могильники и поселения вблизи х.Зливка и сел Маяки, Сидорове, Гайдэпы на Северском Донца, а также у о.Камэнки в Нижнем Поднепровье и у о.£имбарь на территории Молдовы. Во второй половине XIII- ХУ вв, аланы-асы обитали в степях Поволжья, Подо-нья, Поднепровья, Поднестровья и Крыма, на землях Молдови и Вон-грии. Вполне возможно, что ими были оставлены в Нижнем Поднепровье могильники у сел Кайры, Ясиновагое а на о.Кизлевом, а в Венгрии - некрополь вблизи с.Недьсаллаш. . ¿.Основной вывод, к которому пришел автор, состоит в том, что в эпоху оредневековья восточноевропейские аланы по своему составу были этнически неоднородны. В ходе исследования удалось установить, что в лесостепной гоне обитали аланы-буртаси,генетичеоки связанные с кавказскими аланами, а в степной полосе - ясы, ведущие свое происхождение от восточноевропейских сарматов догуннской эпохи. В первой половине XIII в, в степи Северного Причерноморья о Северного Кавказа мигрировала аланы, которые называли себя асами. В предмет рассмотрения диссертации не входят аланы Южного Крима. Однако в шишах-асах, обиташих с середины XIII в. в сте-сях Крымского полуострова, автор склонен видеть переселенцев о Севауо-ОЗападнсгэ

3*Лвгор пришел к выводу, что этноним "ао"/яс/ примет!лея для обозначения того массива ираноязычного населения, которое сохранилось в степях Евразии в пголегуннскую эпоху. Автор придерживается мнения, что этнический термин "ас" чераз промежуточную форму "аре" был связан с сарматским этнонимом "аорсы". Этническое же наименование "яс" являлось лишь вариацией этнонима "ас". Имеются основания сказывать распространение данного термина с расселением тюрок, у которых для обозначения ираноязычного населения отелей отсутствовало эт;шчесг.ое наименование "алан". Мы не знаем. как себя называли ираноязычные!,.обитатели степей Подонья в хазарскую и половецкую эпохи. Зато известно, что асами называли себя алалы Соверо-Западного Кавказа, широко расселившиеся в эпоху татаро-монг ольеккх завоеваний на просторах Евразии. Именно эта миграция способствовала тому, что традиционный термин "ал-лан" начал вытесняться самоназванием народа "ас".

4.Средневековые аланы-асы не исчезли бесследно с территории Восточной Европы, а сыграли определенную роль в формировании этнического и культурного облика населения стели и пограничных со степью регионов. В данном случае речь может идти об отдельных районах Украины, Крыма, Модцовы, Венгрия и Волго-Донья. В ходе исследования удалось установить, алзкы-асы приняли непосредственное участив в этногенезе праболгар, крымеютх и причерноморских татар, татар-мишарей, мордвы-мокши, венгров, шных русских, украинцев, молдаван и других народов. Как следствие этого, следы воздействия аланов были, отмечены не толысо в особенностях языка^ но и в идеологии, хозяйственных и культурных традициях данного населенияо Вполне очевидно, что в :>поху средневековья, а возможно, л . раньше, у обитателей степей Северного Причерноморья и Северного Кавказа в силу, обмоет и исторических сулеб выработались обцио куль'.урно-бытэвке особенности. В данном случае речь может идти о ихогдечв... эткх I огиэпоз в.еяваую исто^кко-крлугурнзпо о^/асть«

Несомненно, что не последнюю роль в этом процессе сыграли аланы, широко расселившиеся в южнорусских и приглвказских степях. Известно, чт" население „дснорусс&а: степей во времена средневековья являлось полиэтничным : помимо аланов-асов здесь обитали тюрки, славяне и представители других этнических общностей. Однако автор считает, что верхушку общества составляли различные, объединения и кланы тар-коязычных кочевников. С определенной долей уверенности можно отметить, что в глщорусских степях мирно уивались два хозяйственно-культурных типа ': осед^лй земледельческий и подвижный кочевой скотоводческий. Из результатов данного исследования вытекает, что о кочевым скотоводством в южнорусских степях преимущественно были связаны тюркоязычные пришельцы, в земледелии же заметную роль играли представители ясского и других этносов.

В дальнейшем предстоит установить, какие археологические объекты следует соотнести »я алано-половецкими центрами Шаруканыо,Сугро-вом и Еалином. Не выявлены памятника аланов-асов в Северо-Западной. Причерноморье, в степной части Крыш и Волго-Донья. Необходимо уточнить, под каким наименованием фигурировали в раннесредневековых письменных документах аланы Подонья и степей Приазовья. Предметом отдельного исследования может стать процесс ассимиляции тюркоязыч-нымп пришельцами ираноязычного населения восточноевропейских' степей; В контексте этнокультурных связей народов Восточной Европы и Север-.ного Кавказа довольно перспективным могло бы стать изучение не только алано-славянских контактов, не и зрблеш миграций другого северокавказского населения.

Основш-э ;иложо.чил'диссертационной работы отраленк в слздуидих публикациях :

I.Этническая принадлежность ямпых погребений Зерхносилтовского могильника. // Болгаристика в система обще-.отгонных нау;;. Тезисы

докладов а сообщений Второй воеиоюэной конференция по болгариотмкв 5-7 феираля 19У1 г. /Дополнигельннй выпуск/, Харьков, 1991, С.7-9. 0,1 а .я.

2. Ирснские традиции;'у народов Средней Волгл. // Материалы научной конференции "Водрооы этнической яоторад Волго-донгя" , Пенза, 1992, С.58-63. 0,5 а.л.

3. К вопросу о происхождения шнсруоских яоов. // Теория и методика исследований археологических памятников лесос: иной зоны. Тезисы докладов научной конферанцаи » Липецк, 1992» С,168-190. 0,1 а.л. ^

4. Ехшчна налета!сгь ямних доховань Верхньооалт1воького могильника. // Археолог1я, 1993, Я, С.49-58. I а.л.

5. До сигашш яро егномоаиу яалвяя1оть сх^дноввропейоькях ясхв у домонгсльоький перход. // Ох^днийсвхт, 1993, G.78-84. 0,5 а.л.

6. Относительно участия иранского элемента в этногенезе пра-Оолгар. // На чесг!> заслужекого дхяча Hayica Украхнл A. ¡L,Kor ал i валкого. Тези м1жнародно! конференщI, присвячено! 100-р1ччк> п1д дня народаення, Харкхв, 1995, С.57-59. 0,2 а.лв

7. Чому осетини не називаюгь себе асами, // ¿хвдний obíi, 1995, .'SI. I а.л.

3. Проблема локализации ясов в шнорусокях степях» Харьков /в печати /. 0,5 а.л.

9. Из иотори* алано-мордовскюс этнокультурных связей. Оимфе-родсль /в печати /. 1,5 а.л»

10. О происхождении Каирского могильника. Симферополь /в печати /. I а.д.

Подщ ^пно в печать " апреля 1995 г. Формат 60 х 84 l/ló О^ъем у п. л. Тиряя ICO экз. Заказ № 1Р- .

УСП 1171

Институт* ЭТНОЛОГИИ И ГШТрОИОЛОГИИ РАН 34, Косг*г, Лвн:;чски1 проспект, 32-А.