автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Язык как социокультурный феномен

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Малько, Елена Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Краснодар
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Язык как социокультурный феномен'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Язык как социокультурный феномен"

На правах рукописи

Малько Елена Сергеевна

ЯЗЫК КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

09.00.11 - социальная философия

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Краснодар - 2013

1 г ДЕК 2013

005543861

Работа выполнена в ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации»

Научный руководитель - доктор философских наук, доцент

Самойлов Сергей Федорович

Официальные оппоненты: Волкова Полина Станиславовна,

доктор философских наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет», профессор кафедры социологии и культурологии

Рудь Марина Юрьевна,

доктор философских наук, профессор, Краснодарский краевой суд, судья

Ведущая организация -

ФГБОУ ВПО «Краснодарский государственный университет культуры и искусств»

Защита состоится 26 декабря 2013 г. в 14 час. 00 мин. на заседании диссертационного совета ДМ 203.017.01 по философским и социологическим наукам при Краснодарском университете МВД России (350005, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Ярославская, д. 128, зал заседаний диссертационного совета).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Краснодарского университета МВД России (350005, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Ярославская, д. 128).

Автореферат разослан « ноября 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Ю.В. Стригуненко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. Язык тесно связан с жизнедеятельностью его носителей, с тем речевым коллективом, который им пользуется как средством общения. Во внутренней форме языка отражается процесс становления сознания, индивидуальности, личности, что обусловливает возможность выделения отдельных языков познания, в которых выражаются особенности мышления, присущие определенному способу постижения мира.

Язык - важнейшее средство общения, которое всегда очень гибко реагирует на любые социальные изменения. Взаимоотношения человека и языка - это двуединый разнонаправленный процесс. С одной стороны, язык ограничивает человека своими средствами, вынуждая пользоваться лишь определенным набором элементов, с другой - человек, постоянно постигая окружающий мир, развивается сам и развивает язык (прежде всего, это отражается на уровне лексики посредством введения новых номинаций), иногда нарушая существующие правила. Изучение взаимоотношений языка и его носителей, таким образом, всегда будет актуальной проблемой науки.

Подобные языковые процессы, обусловленные особенностями трансформирующегося и глобализирующегося общества, особенно интенсивно протекают в настоящее время, и далеко не все можно охарактеризовать положительно.

Рассмотрение языка как социокультурного феномена в современном пространстве постсоветской России необходимо, в том числе, для выявления негативных языковых процессов и рычагов воздействия на них. В связи с этим возрастает внимание к прагматической стороне языка, т. е. к значению, которое имеет язык в современности.

Важную роль в процессах коммуникации в последнее десятилетие играет Интернет. Сегодня все большее количество людей общается в социальных сетях, что можно рассматривать и в качестве положительного момента, и в качестве отрицательного. В первом случае имеется в виду тот факт, что благодаря Интернету процесс общения людей больше не зависит от расстояния. Негативная же составляющая данного процесса заключается во все чаще упоминаемой в последнее время «компьютерной зависимости», вследствие которой мы постепенно утрачиваем навыки непосредственного общения, замыкаясь в своем маленьком мире, что в итоге перерастает в серьезную проблему.

Значительные изменения претерпевает язык молодежи. Он становится более демократичным, менее нормированным, менее кодифицированным. Показательны в этом отношении различные интернет-форумы. Используемое при общении на форумах написание, скорее, напоминает фонетическое письмо, при этом коммуникантами часто используется обеденная лексика, правда, завуалированная все тем же написанием, приближенным к произношению. Это связано как с демократизацией общества, средств массовой информации, так и с тем, что сегодня мир неумолимо движется вперед. Поскольку одной из основных функций языка является коммуникативная, каждый день мы получаем и перерабатываем потоки информации, между людьми происходит взаимообмен новостями, в рамках которого неизбежно сокращение речевых ресурсов, подчас за счет пренебрежения законами орфографии и пунктуации, что в итоге экономит время. Подобная ситуация — следствие духовного обнищания населения, когда чтение книг перестает быть модным занятием и влечет за собой потерю чувства языка и снижение уровня общей грамотности.

Конец XX в. вывел коммуникацию на новый уровень. Информация в современном обществе приобретает новый статус, связанный с тем, что для достижения определенных целей в последнее время все чаще используются разные виды информационного воздействия (в том числе психологическое воздействие на население с помощью информационных ресурсов, СМИ).

Следует обратить внимание и на так называемый «визуальный поворот», отражающий приоритеты современной научной парадигмы XX в. В художественном творчестве его присутствие опознается в тенденции к сближению таких отдельных видов искусства, как кино, литература, живопись. С точки зрения рекламы, преследующей, в первую очередь, коммерческие интересы, визуальные образы - средство наиболее быстрого достижения сознания потребителя, поскольку воспринимаются и усваиваются они лучше, нежели вербальные элементы.

В связи с возросшей ролью информации в современном обществе особое внимание необходимо уделить изучению роли СМИ в социокультурной динамике, а также влиянию средств массовой информации и коммуникации на трансформационные процессы в языке. Резкое повышение роли СМИ в жизни общества связывается с распространением принципиально новых систем связи, кабельного радио и телевидения, компьютерных текстовых коммуникационных систем, а также индивидуальных средств хранения информации (видеокассет,

дисков и т. д.). Кроме того, в настоящее время подавляющее большинство граждан получает политическую и социальную информацию почти исключительно через электронные СМИ, которые выступают не только необходимым звеном в ее передаче, но и творцом.

При этом СМИ могут не только оказывать влияние на сознание субъекта через создание общественного мнения, но и непосредственно воздействовать на поведение социальных институтов. Поскольку в настоящее время на СМИ ложится ответственность за воспитание молодого поколения, чистоте языка здесь следует уделять наибольшее внимание.

Вместе с тем, на сегодняшний день ученые-гуманитарии выказывают озабоченность тотальной деидеологизацией общества, отсутствием преемственности между поколениями, отторжением молодежью предшествующего опыта, что выражается, в том числе, и в особенностях использования языка как средства коммуникации и информации.

Очерченный круг проблем современного российского общества делает очевидной необходимость анализа языка как социкультурного феномена, что и определяет актуальность темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы исследования. Проблема языкового детерминизма и связанное с ней понятие лингвистической относительности впервые рассматривается в работах американских этнолингвистов (Э. Сепир, Б. Уорф и др.)

Для исследования онтологической составляющей человеческого языка наибольшее значение имеет семиотико-семиологическое направление (Ч.С. Пирс, Ф. де Соссюр, Р. Барт, Ю. Кристева, Ж. Дерри-да и др.).

Результаты исследований отражения процесса становления сознания, развития индивидуальности, личности во внутренней форме языка на разных уровнях ее бытования нашли отражение в работах Т.Б. Кудряшовой.

Идиоэтническое и антропологическое направления в языкознании и лингвофилософии, с которыми тесно связано понятие «языковая картина мира», берет свое начало в трудах В. фон Гумбольдта. В XIX - начале XXI в. вопросы языковых картин мира рассматривались такими учеными, как A.A. Потебня, JI. Блумфилд, Э. Сепир, Б. Уорф, JI. Витгенштейн, Н. Хомский, А. Вежбицкая, Е.С. Кубрякова, А.Н. Леонтьев и др.

Коммуникацию как базовый элемент в структуре человеческой цивилизации рассматривает Г.Г. Почепцов. В работах К. Ясперса, Ю. Хабермаса, У. Эко, Ю. Лотмана, Р. Якобсона и других акцентируется значение коммуникации. Вопросы культуры как знаково-семиотической системы отражены в исследованиях В.П. Гриценко.

Различные аспекты информационного общества, информационной культуры рассматривались в трудах Дж. Масуде, Д. Белла, Э. Тоф-флера, М. Маклюэна, М. Кастельса, Ф. Фукуямы и др.

Проблемы изучения СМИ как фактора трансформации российской культуры отражены в работах A.A. Запесоцкого. Вопросы влияния СМИ на общественное сознание исследовали Р.Х. Сабиров, М.В. Инша-ков, Я.Н. Засурский, В.В. Вальвачев, В.В. Грудинская и др.

Подчеркнем, что приведенные исследования не содержат комплексной картины, отражающей рассмотрение языка как сложной, открытой, нелинейной самоорганизующейся системы, закономерности развития которой выходят за рамки исключительно лингвистики, особенно прагматической стороны языка, что вызывает насущную потребность рассмотрения различных языковых процессов, обусловленных особенностями трансформирующегося и глобализирующегося общества, в том числе изучения роли СМИ в трансформации российской культуры и языка в частности.

Объект исследования - язык как социокультурный феномен. Предмет исследования - трансформационные процессы в языке, обусловленные изменениями общества XX в.

Цель исследования - социально-философский анализ социальной деятельности, частной формой которой выступает язык.

Достижение указанной цели возможно посредством решения следующих исследовательских задач:

рассмотреть функционально-деятельностный аспект прагматической составляющей языка (речевой деятельности);

исследовать понятие «языковая картина мира», особенности отражения в ней познавательной и речемыслительной деятельности человека;

обозначить этапы развития человека и общества сквозь призму языка; особенности отражения во внутренней форме языка процесса становления сознания, развития индивидуальности, личности и связанную с ними возможность выделения отдельных языков познания, в которых выражаются особенности мышления, присущие конкретному способу постижения мира;

выявить связь между трансформационными процессами в обществе и в языке;

проанализировать влияние средств массовой информации и коммуникации на трансформационные процессы в языке;

определить роль, которую играет ненормативная лексика в процессе трансформации общественного сознания.

Гипотеза исследования. Язык есть гибкая динамичная система, реагирующая на любые социальные изменения. Поскольку язык является частной формой социальной деятельности, изучение происходящих в языке процессов помогает понять и охарактеризовать трансформационные процессы, происходящие в обществе.

Теоретико-методологическая база исследования. Работа выполнена в русле социальной философии с использованием обобщения и интерпретации теорий из различных областей знания (языкознания, лингвистической антропологии, теории и практики речевых коммуникаций и др.).

Основой работы послужили труды в области изучения внутренней формы языка, отражающей процесс становления сознания и развития личности; языковой картины мира как способа восприятия и организации мира, взаимоотношений языка и реальности; теории коммуникации М.Ю. Лотмана, Р. Якобсона, У. Эко; исследования СМИ как «четвертой власти», влияющей на сознание людей и на трансформационные процессы в языке.

При проведении исследования были проанализированы тексты художественной литературы, рекламные тексты (как вербальные, так и визуальные), а также различные интернет-форумы.

В диссертации использованы такие общенаучные методы социально-философского исследования, как анализ, обобщение, сравнение.

В основных выводах исследования содержатся следующие элементы научной новизны:

обосновано, что исследование языковых процессов перерастает рамки исключительно лингвистики и выходит на новый уровень, т. е. изучение языка приобрело междисциплинарный характер и требует обращения к другим областям знания помимо лингвистики: философии, социологии, психологии, культурологии и т. п.;

язык определен не только как знаковая система, но и метазнако-вая открытая система;

определены особенности формирования языковой картины мира как определенного этапа взаимодействия человека и общества;

выявлены особенности интерпретации текста как открытого универсума;

установлено, что при возрастающей роли коммуникаций в современном обществе коммуникативные процессы происходят на двух уровнях: коммуникативном и метакоммуникативном;

определено, что современное общество вышло на такой этап организации, который для успешного функционирования требует умелого оперирования информационными ресурсами.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Язык - это не просто знаковая, но сложная открытая нелинейная самоорганизующаяся система, при исследовании которой необходимо уделять внимание не только линейным связям ее элементов, но и тем закономерностям развития, которые выходят за рамки исключительно лингвистики. Важное значение при этом имеют этапы развития языка, находящиеся в прямой зависимости от этапов развития общества, а также вопросы, касающиеся внутренней формы языка, отражающей становление и развитие сознания его носителей.

2. Базовым элементом в структуре человеческой цивилизации является коммуникация, особенно сегодня, когда роль коммуникаций все возрастает, а информация превратилась в продукт, имеющий большую ценность. Поскольку от качества знания процессов общения сегодня напрямую зависит конкретный результат всякого диалога, особую важность приобретает не только исследование общей модели коммуникации, но и изучение основных ее характеристик, в первую очередь: вербальной — визуальной; коммуникативной — метакоммуни-кативной; иерархической - демократической; агрессивной - благоприятной; устной - письменной; позиции сильный - слабый говорящий; активный - пассивный слушающий.

3. Активное употребление обсценной лексики на телевидении, в СМИ, в обыденной жизни приводит к тому, что при сохранении эмоциональной формы выражения определенных состояний ее первоначальное значение выхолащивается. С точки зрения психологии это расценивается как следствие изменения массового сознания, возникающего в обществе в «переходные» периоды (т. е. как временный процесс), когда наблюдается вынужденное использование эротизации своей вербальной активности наименее защищенными слоями общества. Массовая деформация языка и деградация речевой культуры в целом, а также неготовность россиян всерьез воспринимать данную проблему позволяют квалифицировать современный социум с позиции пуерилизма. Речь идет о таком состоянии общества, которое отличается ребячеством, пренебрежением к духовному, обращением к

игре, к беззаботному и «спортивному» разрешению задач, поставленных жизнью.

4. На протяжении XX в. отмечается тенденция визуализации языка, развития наглядно-образного мышления, сближения вербальных и визуальных практик, что обусловлено такими достижениями XX в., как кинематограф и радиовещание, возникновение телевидения и бурное развитие рекламы. Однако визуальный крен, приведший к повсеместному распространению и внедрению в повседневную жизнь зрительных образов и символов, значительно раньше заявил о себе в художественной действительности, предвосхищая реальное положение дел как в области науки, так и культуры, что позволяет утверждать неизбежное взаимовлияние языка и социума.

5. СМИ как «четвертая власть» сегодня оказывают влияние на мировоззрение и взгляды населения, формирование отношения человека к реальности и т. д. Предоставляя обществу разностороннюю информацию, СМИ способствуют созданию определенной картины действительности, включающей, в том числе, и стандарты поведения, моральные нормы и ценности, отношение к жизни, мотиваций к той или иной деятельности и т. д. На сегодня можно констатировать резко негативное влияние СМИ на общественное сознание, которое постепенно приводит к изменениям морально-нравственных ценностей общества. Поэтому влияние СМИ на массовую аудиторию должно строго регулироваться государством.

6. Особый интерес представляет влияние на человека содержания рекламы. Сегодня это не только способ информирования населения о продуктах и услугах, предлагаемых продавцом, это средство коренной переориентации общества от нематериальных ценностей к материальным. Реклама сегодня все сильнее воздействует на социокультурную сферу и играет исключительную роль в создании «общества потребления», при этом активность масс искусственно направляется в потребительскую сферу, что способствует деградации культуры.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования обусловлена острой актуальностью проблемы бытования и использования языка как основного средства общения в настоящее время.

Выводы и теоретические положения исследования могут быть использованы при составлении программ по воспитанию лингвистической культуры носителей языка, по усилению общественного контроля над СМИ как средством влияния на мировоззрение и взгляды населения, формирования отношения человека к реальности.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при чтении курсов по социальной философии, культурологии, философии языка, этнолингвистике.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на кафедре философии и социологии Краснодарского университете МВД России.

Основные результаты исследования нашли отражение в 10 публикациях общим объемом 5,8 п. л., в том числе в 3 изданиях, рекомендованных ВАК при Минобрнауки России.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографического списка.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, раскрывается степень ее разработанности, определяются объект и предмет исследования, его цель и задачи, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

В главе 1 «Язык как сложная открытая нелинейная самоорганизующаяся система» уделяется внимание трем основным вопросам: особенности отражения во внутренней форме языка процесса становления сознания, развития индивидуальности, личности и связанной с ними возможности выделения отдельных языков познания, выражающих особенности мышления, присущие определенному способу постижения мира; коммуникации как базовому элементу в структуре человеческой цивилизации; «языковой картине мира» и отражению в ней познавательной и речемыслительной деятельности человека.

В параграфе 1.1 «Человек и общество сквозь призму языка. Язык в контексте идеи "региональных онтологии"» язык рассматривается как важнейшее средство человеческого общения.

Ключевым в параграфе является рассуждение, согласно которому главной функцией языка выступает коммуникативная, а с ней, в свою очередь, тесно связана функция формирования мысли, т.е. языковое общение рассматривается не просто как обмен информацией, но и как обмен мыслями.

Поскольку понимание в наши дни не только лингвистическая, но и социально-психологическая проблема, наиболее актуальным

диссертант считает обращение к идеям лингвистической антропологии, с позиции которой язык есть первичная знаковая модель целого, отражающая и опосредующая познавательный процесс, что напрямую связано с проблемой развития личности и общества. Такое развитие проходит три основных этапа: становление языковых моделей мира (данный этап растягивается на весь период жизни развивающегося языка, движение же языка заключается, прежде всего, в формировании новых образований внутренней формы, вызванных потребностью человека и общества запечатлеть все более меняющуюся картину мира); освоение языковых моделей мира (этот процесс осуществляется через отражение конкретной знаковой модели действительности в создаваемых человеком предметах и ситуациях); осознание языковых моделей действительности (своеобразный диалог между знаковой моделью и отражаемой ею частью реальности, осуществляемый человеком и опредмеченный им в культуре).

На уровне реконструкции отдельных языковых категорий моделируются различные аспекты отношений человека с миром, характерные составляющие процесса познания и обусловленного им становления личности.

Процесс становления сознания отражается во внутренней форме языка на разных уровнях ее бытования и тем самым, по мнению соискателя, актуализирует возможность выделения отдельных языков познания, в которых выражаются особенности мышления, присущие определенному способу постижения мира.

В единицах каждого языка познания отражаются структура и динамика мышления, они наилучшим образом обозначают или символизируют познавательные действия, обеспечивают потребности формирования потока сознания. Отсюда существует возможность исследования таких отдельных языков познания, как языки обыденности, науки и искусства, каждый из которых имеет свои особенности бытования, развития, употребления и выражения мысли1.

В конце параграфа делаются следующие основные выводы.

Язык есть важнейшее средство человеческого общения, которое выступает как особый обмен информацией. Соответственно, главной функцией языка является коммуникативная, а к ней примыкает мыс-леформирующая. Тесная связь этих двух функций позволяет сохранять с помощью языковых средств общественно-исторический опыт поколений. В единицах каждого языка познания отражаются структура и динамика мышления, характерные для конкретного способа постижения мира.

1 Кудряшова Т.Б. Онтология языков познания: в 2 ч. Иваново, 2005. Ч. II.

В параграфе 1.2 «Коммуникация как базовый элемент в структуре человеческой цивилизации» в фокусе научных интересов соискателя оказывается коммуникативный процесс. В самом общем виде модель коммуникации можно представить следующим образом: «Адресант - Контекст - Сообщение - Контакт - Код - Адресат» (Р. Якобсон). Однако коммуникация - многофакторный феномен, что позволяет опираться на те или иные характеристики при ее сознательном конструировании. Коммуникатор одновременно ведет и коммуникацию и метакоммуникацию, а объект воздействия принимает участие только в коммуникации.

Обладая нужным метакоммуникативным знанием и находясь одновременно в ситуации и коммуникации и метакоммуникации, коммуникатор может достаточно точно управлять процессом передачи информации и, тем самым, резко повышать уровень достижения нужного результата.

С точки зрения диссертанта, наиболее значимыми являются следующие факторы, формирующие процесс коммуникации, задавая его форму и содержание: коммуникатора (определение задач и целей, которые он преследует, что влияет на процесс коммуникации); целевой аудитории (определение интересов адресата); канала коммуникации (выбор параметров канала общения). Главным фактором поиска аргументов является модель мира аудитории (картина мира), поскольку знание последней позволяет коммуникатору прийти к нужным ему целям.

Соискатель подробно рассматривает такие общие характеристики коммуникации, как вербальная - визуальная; коммуникативная -метакоммуникативная; иерархическая - демократическая; агрессивная - благоприятная; устная - письменная; позиции сильного - слабого говорящего и активного - пассивного слушающего, поскольку от выбора той или иной характеристики зависит результат общения.

На основе методологических походов к изучению коммуникаций, которые базируются на различных представлениях о человеческом поведении и природе человеческих знаний (функциональный, объяснительный и критический), в работе рассматриваются различные модели коммуникации. В частности, в модели Р. Якобсона соискатель обращает внимание на такие функции коммуникации, как: эмотивная, актуализируемая адресантом с целью выражения его отношения к тому, что он говорит; конативная, отражающая ориентацию на адресата; фатическая, служащая для поддержания контакта; метаязыковая, обусловленная кодом; поэтическая, направленная на

сообщение; референтивная (денотативная, когнитивная), ориентированная на контекст. Принимая во внимание мысль Ю. Лотмана, согласно которой коммуникация есть процесс столкновения кодов, имеющий место даже при коммуникации двух людей, что дает возможность развития альтернативной коммуникации (любое сообщение может быть заменено другим), которая и является, по мнению ученого, характерной для современного общества, соискатель считает необходимым подчеркнуть следующее.

Говорить о несовпадении кодов можно условно, четко представляя, какой тип коммуникации используется в определенной ситуации и для какой цели. Например, при иерархическом типе коммуникации, содержащем приказ, требующий неукоснительного исполнения, идеально одинаковые передающий и принимающий будут прекрасно понимать друг друга, однако в данной ситуации нет условий для диалога. При этом для коммуникатора создается наилучшая возможность достижения определенных целей при передаче информации абоненту, в первую очередь, достижения прогнозируемого результата. Примером такой информации является передача команд.

Напротив, в условиях художественной коммуникации (демократический тип) понимание актуализируется исключительно в ситуации непонимания, поскольку «мыслить человек начинает только тогда, когда у него появляется потребность что-нибудь понять» (С.Л. Рубинштейн). Специфика такого типа коммуникации связана с функционированием произведений искусства в рамках структуры «автор -текст - реципиент», где автор опредмечивает смысл текста в определенных значениях, а реципиент эти значения распредмечивает, раскрывая для себя смысл, заложенный в авторском тексте. Неслучайно поэтому интерпретаций текстов (а соответственно и сообщений в процессе художественной коммуникации) может быть много и даже очень много, но не бесконечно много.

По итогам параграфа делаются следующие основные выводы.

Коммуникация является базовым элементом в структуре цивилизации и представляет собой процесс столкновения кодов, имеющий место даже при коммуникации двух людей, что влечет возможность развития альтернативной коммуникации (любое сообщение может быть заменено другим), которая и является, по мнению исследователей, характерной для современного общества.

В параграфе 1.3 «Языковая картина мира как способ восприятия и организации мира, взаимоотношений языка и реальности» рассматриваются понятия «картина мира», «культурная картина мира» и «языковая картина мира» в их взаимосвязи.

Так, отмечается, что в центре внимания исследований человеческого фактора в языке оказывается осмысление влияния человека на язык и, наоборот, влияния языка на человека, его мышление, культуру. К числу фундаментальных понятий, выражающих специфику взаимоотношений человека с миром, относится понятие картины мира, которое можно охарактеризовать как определенную систему представлений индивида или отдельной группы об окружающей действительности, обусловленную особенностями мировоззрения, мироощущения и мировосприятия, порождающими, соответственно, определенные убеждения, идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации и т. д.

В рамках проводимого исследования наиболее важными выступают те формы, через которые можно представить мир, окружающий человека. Таковыми являются реальная картина мира; культурная (или понятийная) картина мира; языковая картина мира. Центральной фигурой при рассмотрении языковых картин мира любых уровней остается человек.

Язык есть часть культуры народа, он, как средство общения, тесно связан с жизнедеятельностью речевого коллектива, который его использует. Соответственно, картина мира обусловливается языком носителей, а ключевые элементы картины мира всегда закрепляются в языке.

Познание и язык взаимоопределяют друг друга, языки являются не просто средством изображения уже познанной истины, но и орудием открытия еще непознанного, язык — это не просто средство общения, а еще и выражение духа и мировидения говорящего. С этой точки зрения наиболее актуальными для исследования становятся следующие понятия:

«языковая картина мира» - передаваемый от поколения к поколению образ мира, закрепленный в словах;

«языковая личность», т. е. личность, вобравшая в себя общечеловеческую культуру, весь накопленный опыт своего народа, его культуру, обычаи, уклад, а также индивидуальные свойства.

С одной стороны, «языковая картина мира является результатом деятельности этноса, коллективного творчества отдельных представителей языкового сообщества и различных социальных групп, с другой — она воздействует на носителей языка, определяя их мировиде-ние и обеспечивая с их помощью свое развитие»2.

2 Обрезков A.A. Онтология языка: эволюция проблемы и ее современное состояние: дис.... канд. филос. наук. Иваново, 2008.

По итогам параграфа делаются следующие основные выводы.

К числу фундаментальных понятий, выражающих специфику взаимоотношений человека с миром, относится понятие картины мира, которое можно охарактеризовать как определенную систему представлений индивида или отдельной группы об окружающей действительности, обусловленную особенностями мировоззрения, мироощущения и мировосприятия. Поскольку познание и язык взаимоопределяют друг друга, картина мира обусловливается языком носителей, а ключевые элементы картины мира всегда закрепляются в языке. Языковая картина мира, таким образом, выступает как как способ восприятия и организации мира, взаимоотношений языка и реальности.

В целом по результатам главы можно сделать следующие основные выводы.

Язык - это не просто сложная разноуровневая система элементов, это и особый способ познания мира и осознания себя в этом мире. Будучи системой достаточно статичной, язык, тем не менее, испытывает на себе влияние социума, что влечет определенные изменения в данной системе. Но и язык, в свою очередь, оказывает влияние на мышление. С этой точки зрения особый интерес представляет прагматическая сторона языка (речь в данном случае идет о том значении, которое имеет язык в современности). Поэтому исследование языковых процессов перерастает рамки исключительно лингвистики и выходит на новый уровень. Изучение языка приобретает междисциплинарный характер, требуя обращения, наряду с лингвистикой, к таким областям гуманитарного знания, как философия, социология, психология, культурология и т. п.

Для понимания глубинных языковых процессов применительно к отдельной личности или определенной социальной группе, нации актуальным становится и рассмотрение ряда ключевых понятий, в числе которых внутренняя форма языка, языковая картина мира, национальная языковая картина мира, что приводит к необходимости изучения проблемы национального характера, так как, будучи выражением духа и мировидения говорящего, язык, в частности, способствует осознанию и сохранению его национальной идентичности.

В главе 2 «Язык как социокультурный феномен» рассматриваются вопросы целостности языка, его связи с культурой, с личностью и с характером народа; исследуются связи между состоянием речи, состоянием мысли и состоянием сознания, в конечном счете предопределяющие поступки.

В параграфе 2.1 «Трансформации языка в России в XX- начале XXI века» рассматриваются основные тенденции языкового развития в настоящее время.

XX в. - переломное время в политической и социально-экономической жизни России, в духовном состоянии российского общества. Соответственно, язык, будучи неразрывно связанным с жизнью речевого коллектива, несет на себе отражение тех изменений, которые переживались обществом.

В результате рассмотрения отдельных нормативных правовых актов, интернет-ресурсов, литературных произведений диссертант выделяет следующие наиболее заметные языковые процессы в исследуемый период:

активное словобразование, связанное с изменением общественного строя, социально-политических условий жизни, когда появлялись новые понятия, требующие новой вербальной формы; некоторая вольность, демократичность языка; активное использование заимствованных слов, не всегда оправданное (так как в русском языке существуют аналоги), не всегда верное (слова используются в несвойственном им значении, в сочетании слов наблюдается стилистический разнобой);

обеднение лексических ресурсов, непонимание значения ключевых слов эпохи, их произвольное осмысление;

активное употребление в конце XX в. обсценной лексики на телевидении, в СМИ, в обыденной жизни.

Также значимой, по мнению соискателя, является тенденция визуализации языка, которая за счет многозначности понимания расширяет семантические рамки произведения. Более того, суть отдельных произведений постигается только в совокупности вербального и визуального образов. Таким образом, визуальность сегодня признается базовым принципом существования современной культуры (Ф. Джей-мисон), в соответствии с которым смысл обретается в единстве взгляда и неограниченных возможностей визуального объекта.

По мнению диссертанта, в современности сближение вербального и визуального наиболее ярко представлено в рекламе, где сначала изображение привлекает внимание потребителя, а затем текст довершает нужное восприятие. Также тенденция к визуализации отмечается на различных интернет-форумах, где для общения используются так называемые «смайлики», отражающие состояние коммуникантов и их отношение к обсуждаемому.

По результатам параграфа делаются следующие основные выводы.

Весь XX в.- время поиска новых возможностей, время экспериментов с формой и - шире - время интенсивных экспериментов с языком. Первая половина XX в. была ознаменована новыми достижениями кинематографа и радиовещания, возникновением телевидения и бурным развитием рекламы, что способствовало повсеместному распространению и внедрению в повседневную жизнь зрительных образов и символов, значительно потеснивших вербальные знаки. На протяжении всего этого времени отмечается тенденция визуализации языка, развития наглядно-образного мышления, сближения вербальных и визуальных образов.

Отмеченная в литературе визуализация - свидетельство того, что, по сути, художественная действительность предвосхищает реальное положение дел как в области науки, так и культуры.

В современности сближение вербального и визуального наиболее ярко представлено в рекламе, где сначала изображение привлекает внимание потребителя, а затем текст довершает нужное восприятие.

В параграфе 2.2 «Обсценная лексика как отражение культуры общества» исследуются, в частности, использование мата и речевая вульгарность в современной России как наиболее сильное выражение эмоционального состояния.

Несмотря на то, что использование мата традиционно считается неприемлемым в обществе, его употребление достаточно широко распространено в устной речи у самых разных социальных групп, при этом матом считаются те ругательства, которые задевают священные ценности народа, поскольку только в этом случае мат выполняет свою оскорбительную миссию.

Выделяется ряд языковых особенностей мата: откровенно диффузная семантика матерной речи, ситуативность значения матерного слова, его коннотативность; инструментальная и коммуникативная функции слова в матерной речи; сведение к минимуму его номинативной функции; максимальная эмоциональная насыщенность3.

Актуальным в свете исследования мата как инструмента экспрессивного выражения эмоций соискатель считает рассмотрение фольклорного наследия народа, поскольку именно в фольклоре отражены все стороны народной жизни. В частности, интерес для иссле-

3 Михайлин В. Русский мат как мужской обсценный код: Проблема происхождения и эволюция статуса // Михайлин В. Тропа звериных слов: Пространственно ориентированные культурные коды в индоевропейской традиции. М., 2005.

дования представляют эротические песни, частушки и др., отражающие и метафорически, и прямо, грубо ту часть жизни, о которой говорить в общем-то не принято. Вероятно, интерес к этой теме связан с двумя моментами: с одной стороны, используя определенную лексику, человек переживает особую сторону существования, связанную с продолжением рода; с другой - именно в этой области существует наибольшее количество негативных номинаций, способных выразить всю глубину и все возможные оттенки чувств. Здесь следует отметить, что в современном мире первоначальное значение обсценной лексики выхолащивается, остается лишь эмоциональная форма выражения определенных состояний, и если изначально мат являлся частью обрядовой культуры и его употребление в этом контексте было вполне легитимным, более того, применительно к определенным обрядам можно даже говорить об определенной «культуре мата», то на сегодняшний день ценность этих обрядов утрачена.

В данном контексте представляет интерес исследование М.М. Бахтина4, который писал об утрате магического характера ругательств и рассматривал площадную речь как часть карнавального мироощущения. Согласно философу, именно фамильярно-площадная речь стала тем «резервуаром», где скоплялись различные речевые явления, запрещенные и вытесненные из официального речевого общения. На первый взгляд, ситуация, описанная Бахтиным, и ситуация, происходящая в современности, схожи. Однако, признавая правомерность применения ругательств в условиях карнавала, ученый утверждает, что карнавал — это временное освобождение от господствующей правды и существующего строя, временная отмена всех иерархических отношений, привилегий, норм и запретов.

Напротив, современная ситуация отмечена постоянным обращением к лексике, официально признанной табуированной. Убогий словарный запас не позволяет большей части населения адекватно, грамотно выражать свои мысли и чувства. Языковая распущенность не кажется массам серьезной проблемой. Но мы забываем о том, что состояние речи и состояние сознания являются определяющими в выборе модели поведения, в совершении определенных поступков. Речь в данном случае идет не только о поступке-мысли (М. Бахтин), но и о таком поступке, который составляет сущность поведения человека, в том числе поведения тех людей, которые определяют судьбу народа. Позволяя себе вольно использовать языковые средства, в том числе и

4 Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990.

табуированные, мы тем самым разлагаем сознание, изменяя язык, на котором мы говорим. Другими словами, позволяя языку изменять наше мышление, мы способствуем дебилизации целой страны.

Сегодня общество еще не готово полностью к осознанию этой проблемы. Можно утверждать, что большая часть населения характеризуется некой незрелостью, которую Й. Хейзинга в работе «В тени завтрашнего дня. Диагноз духовного недуга нашей эпохи» определил как пуерилизм - позицию общества, чье поведение не отвечает уровню разумности и зрелости. Такое состояние общества отличается ребячеством, пренебрежением к духовному, обращением к игре, что ведет к примитивизации всех духовных проблем. Неслучайно поэтому приметами нашего настоящего стали снижение роли интеллектуального воспитания, развитие ориентированных на зрелища форм управления коллективным телом толпы.

Соответственно, на сегодняшний день наиболее актуальным становится экологический подход к языку, позволяющий по-новому взглянуть на современное лингвофилософское образование, которое должно способствовать выработке бережного отношения к родному языку, формированию чувства ответственности за его использование.

По итогам параграфа делаются следующие основные выводы.

Использование мата и речевая вульгарность в современной России - наиболее сильное выражение эмоционального состояния как человеческого фактора в языке. Современное употребление мата можно считать следствием массовой дебилизации, возникающей в обществе в «переходные» периоды, когда наблюдается вынужденное использование эротизации своей вербальной активности наименее защищенными слоями общества, что влечет деформацию языка, деградацию речевой культуры в целом. Состояние современного общества можно охарактеризовать понятием «пуерилизм», которое характеризуется инфантильностью, пренебрежением к духовному, безответственным отношением к разрешению задач, поставленных жизнью.

В параграфе 2.3 «Языковые и неязыковые средства СМИ как фактор трансформации культуры» рассматриваются функции, которые СМИ как особый социальный институт, аналогичный школе, церкви, семье, должны выполнять по отношению к обществу.

СМИ сегодня называют «четвертой властью». Данная формулировка подразумевает влияние на мировоззрение и взгляды населения, возможность формирования отношения человека к реальности, создания определенных ценностных установок. Сегодня многие исследования констатируют резко негативное влияние СМИ на сознание людей, на их мораль и нравственность. Вместо того чтобы поддерживать

общественные идеалы, проводить в жизнь социально значимые примеры для подражания, СМИ во многом разрушают ядро культуры.

Современные средства массовой информации уже не информируют зрителя о реальности, не отражают объективно и достоверно наиболее важные для аудитории стороны жизни, а создают свою собственную реальность. Мы находимся в плену симуляций, которые «образуют спиралевидную систему, не имеющую начала и конца» .

Применительно к современной ситуации диссертант считает возможным говорить о «планете спектакля», о «глобальном дискурсе спектакля», пронизывающем все, что присутствует в социальном мире. Спектакль заслонил от понимания буквально все реальное без остатка, «поддельное всюду стремится заменить истинное», любые сферы жизнедеятельности театрализованы6.

Сегодня СМИ активно участвуют в создании «общества потребления», при этом исключительную роль в данном процессе играет реклама. СМИ предоставляют «потребителю» некую информацию, являющуюся «товаром». В настоящее время в создании рекламы можно считать преобладающим визуальный знак. И зачастую то, что мы видим на экране или что изображено на рекламном плакате, не имеет ничего общего с рекламным продуктом.

Для продвижения отдельных продуктов визуальный текст имеет гораздо большее значение, поскольку воздействует непосредственно, и для его восприятия и понимания требуется гораздо меньше усилий. Однако в связи с этим возникают опасения, что скоро вербальные знаки станут совсем не воспринимаемыми. Мы утрачиваем способность общаться с помощью слов, переходя на общение с помощью картинок, и современные телевидение, сфера рекламы всячески этому способствуют.

При рассмотрении вербальной составляющей в современных СМИ диссертант отмечает следующие проблемы.

Современные средства массовой информации оказывают значительное влияние на динамику языковой нормы, в частности способствуют либерализации языковых норм.

Различные словообразования, привнесенные в язык средствами масс-медиа, прочно входят в речь, укореняются в ней, поэтому языковая культура СМИ является предметом постоянного внимания лингвистов, российской общественности, журналистских организаций и т. п. За последние два десятилетия в языке и стиле журналистики про-

5 Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. URL: http://webreading.ru/

6 Прокопьева П.В. Философия экзистенции в контексте постмодернизма (методологический анализ): дис. канд. филос. наук. Краснодар, 2012.

изошли кардинальные изменения, во многом обусловленные активной ролью рекламы на телевидении, в радиовещании и печати, возросшим влиянием РЯ-компаний, увеличением информационных агентств.

Лексический фонд современных масс-медиа отображает богатство и сложность коммуникационной культуры начала XXI в. и отличается от других языковых уровней (фонетического, морфологического, синтаксического) своей непосредственной обращенностью к действительности. В частности, об открытости лексической системы языка современной прессы говорит интенсивный процесс иноязычных заимствований. Также следует отметить, что современные кино, музыка, литература, средства массовой информации, стремясь к выразительности, частое употребление ругательств превращают из экспрессивного средства языка в стандарт.

Поэтому на современном этапе очень важным становится восстановление и развитие понимания СМИ как средства воспитания, формирования личности. Влияние СМИ на массовую аудиторию должно строго регулироваться государством.

В целом по результатам параграфа можно сделать следующие основные выводы.

СМИ сегодня выступают как инструмент формирования сознания людей, создания определенных ценностных установок и выполняют по отношению к обществу определенные функции. Многие современные исследования констатируют резко негативное влияние отечественных СМИ на духовно-нравственное пространство страны. Средства массовой информации перестают быть «зеркалом» действительности и сами становятся этой действительностью, создают эту действительность. Применительно к современной ситуации можно говорить о «планете спектакля», о «глобальном дискурсе спектакля», пронизывающем все, что присутствует в социальном мире. Современные СМИ обращаются не к сознанию, а к подсознанию населения, к эмоциям, а не к разуму. Именно эмоциональные состояния, душевные переживания становятся необходимым психологическим фоном при формировании убеждений и ценностных ориентации.

Исключительную роль в создании «общества потребления», где активность масс искусственно направляется в потребительскую сферу, играет реклама.

В целом по результатам главы можно сделать следующие основные выводы.

Между языком и его носителями существует теснейшая связь, не вызывающая сомнений. Язык неразрывно связан с деятельностью

пользующегося им как средством общения речевого коллектива. С позиций лингвоэкологии акцентируются, всячески подчеркиваются связи между состоянием речи, состоянием мысли, состоянием сознания, которые предопределяют поступки.

Состояние языковой культуры в целом на сегодня свидетельствует о потребительском отношении к жизни. Нежелание нести ответственность за свои слова, а далее и за поступки свидетельствует о затянувшемся инфантилизме современного российского общества, что не только отражается в сознании и поведении граждан, но дает возможность грамотно ими манипулировать, навязывая определенные жизненные стереотипы, превращая в общество потребления, не способное критически относиться к реальности.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы и обобщения, обозначаются возможные перспективы дальнейшего исследования проблемы.

Основные результаты исследования отражены в следующих работах автора:

Научные статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России:

1. Малько Е.С. Языковая картина мира: опыт осмысления // Общество и право. 2012. № 2(39). С. 247-252. - 0,5 п. л.

2. Малько Е.С. Язык как социокультурный феномен: постановка проблемы // Теория и практика общественного развития. 2012. № 6. С. 16-22.-0,5 п. л.

3. Малько Е.С. СМИ как фактор трансформации сознания // Теория и практика общественного развития. 2012. № 11. С. 46-50. -0,4 п. л.

Научные статьи и тезисы, опубликованные в иных изданиях:

4. Малько Е.С. Язык как социокультурный феномен // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность: межвуз. сб. науч. тр. Краснодар, 2010. Вып. 6. С. 264-269. - 0,3 п. л.

5. Малько Е.С. Формирование мышления средствами предметов гуманитарного цикла: языковой аспект // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность: межвуз. сб. науч. тр. Краснодар, 2010. Вып. 6. С. 343-348. - 0,3 п. л.

6. Малько Е.С. Трансформации языка в авангардистской литературе начала XX века (на примере творчества кубофутуристов) // Ви-

зуальные аспекты социогуманитарного знания: проблемы и перспективы: сб. науч. тр. Краснодар, 2011. С. 111-117. - 0,3 п. л.

7. Малько Е.С. Визуальная поэтика В. Набокова (на примере романов «Машенька», «Соглядатай») // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность: межвуз. сб. науч. тр. Краснодар, 2012. Вып. 7. С. 212-218.-0,3 п. л.

8. Малько Е.С. Умберто Эко: теория бытования и восприятия художественного произведения // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность: межвуз. сб. науч. тр. Краснодар, 2012. Вып. 8. С. 119-123. - 0,2 п. л.

9. Малько Е.С., Лабутина И.Г. Ментальность как феномен культуры: учеб. пособие. Краснодар, 2012. С. 7-50. - 2,5 п. л./ 7,8 п. л.

10. Малько Е.С. Мат как инструмент экспрессивного выражения эмоций: к вопросу о массовой дебилизации социума // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность: межвуз. сб. науч. тр. Краснодар, 2013. Вып. 9. С. 13-21. - 0,5 п. л.

Подписано в печать 25.11.2013. Печ. л. 1,3 Тираж 100 экз. Заказ 964.

Краснодарский университет МВД России. 350005, Краснодар, ул. Ярославская, 128.

 

Текст диссертации на тему "Язык как социокультурный феномен"

ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации»

На правах рукописи 04201455507

Малько Елена Сергеевна

ЯЗЫК КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

09.00.11 - социальная философия

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель -доктор философских наук, доцент Самойлов Сергей Федорович

J

Краснодар - 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..................................................................................................................................................3

Глава 1. Язык как сложная открытая нелинейная

самоорганизующаяся система......................................................................................................13

1.1. Человек и общество сквозь призму языка. Язык в контексте идеи «региональных онтологии»......................................................................................................15

1.2. Коммуникация как базовый элемент в структуре человеческой цивилизации..........................................................................................................................................................30

1.3. Языковая картина мира как способ восприятия и организации мира, взаимоотношений языка и реальности..........................................................................48

Глава 2. Язык как социокультурный феномен..............................................70

2.1. Трансформации языка в России в XX — начале XXI века..................71

2.2. Обсценная лексика как отражение культуры общества................................93

2.3. Языковые и неязыковые средства СМИ как фактор трансформации культуры........................................................................................................................108

Заключение..........................................................................................................................................131

Библиографический список................................................................................................136

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы диссертационного исследования. Язык тесно связан с жизнедеятельностью его носителей, с тем речевым коллективом, который им пользуется как средством общения. Во внутренней форме языка отражается процесс становления сознания, индивидуальности, личности, что обусловливает возможность выделения отдельных языков познания, в которых выражаются особенности мышления, присущие определенному способу постижения мира.

Язык - важнейшее средство общения, которое всегда очень гибко реагирует на любые социальные изменения. Взаимоотношения человека и языка - это двуединый разнонаправленный процесс. С одной стороны, язык ограничивает человека своими средствами, вынуждая пользоваться лишь определенным набором элементов, с другой — человек, постоянно постигая окружающий мир, развивается сам и развивает язык (прежде всего, это отражается на уровне лексики посредством введения новых номинаций), иногда нарушая существующие правила. Изучение взаимоотношений языка и его носителей, таким образом, всегда будет актуальной проблемой науки.

Подобные языковые процессы, обусловленные особенностями трансформирующегося и глобализирующегося общества, особенно интенсивно протекают в настоящее время, и далеко не все можно охарактеризовать положительно.

Рассмотрение языка как социокультурного феномена в современном пространстве постсоветской России необходимо, в том числе, для выявления негативных языковых процессов и рычагов воздействия на них. В связи с этим возрастает внимание к прагматической стороне языка, т. е. к значению, которое имеет язык в современности.

Важную роль в процессах коммуникации в последнее десятилетие играет Интернет. Сегодня все большее количество людей общается в социальных сетях, что можно рассматривать и в качестве положительного

момента, и в качестве отрицательного. В первом случае имеется в виду тот факт, что благодаря Интернету процесс общения людей больше не зависит от расстояния. Негативная же составляющая данного процесса заключается во все чаще упоминаемой в последнее время «компьютерной зависимости», вследствие которой мы постепенно утрачиваем навыки непосредственного общения, замыкаясь в своем маленьком мире, что в итоге перерастает в серьезную проблему.

Значительные изменения претерпевает язык молодежи. Он становится более демократичным, менее нормированным, менее кодифицированным. Показательны в этом отношении различные интернет-форумы. Используемое при общении на форумах написание, скорее, напоминает фонетическое письмо, при этом коммуникантами часто используется обсценная лексика, правда, завуалированная все тем же написанием, приближенным к произношению. Это связано как с демократизацией общества, средств массовой информации, так и с тем, что сегодня мир неумолимо движется вперед. Поскольку одной из основных функций языка является коммуникативная, каждый день мы получаем и перерабатываем потоки информации, между людьми происходит взаимообмен новостями, в рамках которого неизбежно сокращение речевых ресурсов, подчас за счет пренебрежения законами орфографии и пунктуации, что в итоге экономит время. Подобная ситуация - следствие духовного обнищания населения, когда чтение книг перестает быть модным занятием и влечет за собой потерю чувства языка и снижение уровня общей грамотности.

Конец XX в. вывел коммуникацию на новый уровень. Информация в современном обществе приобретает новый статус, связанный с тем, что для достижения определенных целей в последнее время все чаще используются разные виды информационного воздействия (в том числе психологическое воздействие на население с помощью информационных ресурсов, СМИ).

Следует обратить внимание и на так называемый «визуальный поворот», отражающий приоритеты современной научной парадигмы XX в.

В художественном творчестве его присутствие опознается в тенденции к сближению таких отдельных видов искусства, как кино, литература, живопись. С точки зрения рекламы, преследующей, в первую очередь, коммерческие интересы, визуальные образы - средство наиболее быстрого достижения сознания потребителя, поскольку воспринимаются и усваиваются они лучше, нежели вербальные элементы.

В связи с возросшей ролью информации в современном обществе особое внимание необходимо уделить изучению роли СМИ в социокультурной динамике, а также влиянию средств массовой информации и коммуникации на трансформационные процессы в языке. Резкое повышение роли СМИ в жизни общества связывается с распространением принципиально новых систем связи, кабельного радио и телевидения, компьютерных текстовых коммуникационных систем, а также индивидуальных средств хранения информации (видеокассет, дисков и т. д.). Кроме того, в настоящее время подавляющее большинство граждан получает политическую и социальную информацию почти исключительно через электронные СМИ, которые выступают не только необходимым звеном в ее передаче, но и творцом.

При этом СМИ могут не только оказывать влияние на сознание субъекта через создание общественного мнения, но и непосредственно воздействовать на поведение социальных институтов. Поскольку в настоящее время на СМИ ложится ответственность за воспитание молодого поколения, чистоте языка здесь следует уделять наибольшее внимание.

Вместе с тем, на сегодняшний день ученые-гуманитарии выказывают озабоченность тотальной деидеологизацией общества, отсутствием преемственности между поколениями, отторжением молодежью предшествующего опыта, что выражается, в том числе, и в особенностях использования языка как средства коммуникации и информации.

Очерченный круг проблем современного российского общества делает очевидной необходимость анализа языка как социкультурного феномена, что и определяет актуальность темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы исследования. Проблема языкового детерминизма и связанное с ней понятие лингвистической относительности впервые рассматривается в работах американских этнолингвистов (Э. Сепир, Б. Уорф и др.)

Для исследования онтологической составляющей человеческого языка наибольшее значение имеет семиотико-семиологическое направление (Ч.С. Пирс, Ф. де Соссюр, Р. Барт, Ю. Кристева, Ж. Деррида и др.).

Результаты исследований отражения процесса становления сознания, развития индивидуальности, личности во внутренней форме языка на разных уровнях ее бытования нашли отражение в работах Т.Б. Кудряшовой.

Идиоэтническое и антропологическое направления в языкознании и лингвофилософии, с которыми тесно связано понятие «языковая картина мира», берет свое начало в трудах В. фон Гумбольдта. В XIX - начале XXI в. вопросы языковых картин мира рассматривались такими учеными, как A.A. Потебня, Л. Блумфилд, Э. Сепир, Б. Уорф, JI. Витгенштейн, Н. Хомский, А. Вежбицкая, Е.С. Кубрякова, А.Н. Леонтьев и др.

Коммуникацию как базовый элемент в структуре человеческой цивилизации рассматривает Г.Г. Почепцов. В работах К. Ясперса, Ю. Хабермаса, У. Эко, Ю. Лотмана, Р. Якобсона и других акцентируется значение коммуникации. Вопросы культуры как знаково-семиотической системы отражены в исследованиях В.П. Гриценко.

Различные аспекты информационного общества, информационной культуры рассматривались в трудах Дж. Масуде, Д. Белла, Э. Тоффлера, М. Маклюэна, М. Кастельса, Ф. Фукуямы и др.

Проблемы изучения СМИ как фактора трансформации российской культуры отражены в работах A.A. Запесоцкого. Вопросы влияния СМИ на

общественное сознание исследовали Р.Х. Сабиров, М.В. Иншаков, Я.Н. Засурский, В.В. Вальвачев, В.В. Грудинская и др.

Подчеркнем, что приведенные исследования не содержат комплексной картины, отражающей рассмотрение языка как сложной, открытой, нелинейной самоорганизующейся системы, закономерности развития которой выходят за рамки исключительно лингвистики, особенно прагматической стороны языка, что вызывает насущную потребность рассмотрения различных языковых процессов, обусловленных особенностями трансформирующегося и глобализирующегося общества, в том числе изучения роли СМИ в трансформации российской культуры и языка в частности.

Объект исследования - язык как социокультурный феномен. Предмет исследования - трансформационные процессы в языке, обусловленные изменениями общества XX в.

Цель исследования - социально-философский анализ социальной деятельности, частной формой которой выступает язык.

Достижение указанной цели возможно посредством решения следующих исследовательских задач:

рассмотреть функционально-деятельностный аспект прагматической составляющей языка (речевой деятельности);

исследовать понятие «языковая картина мира», особенности отражения в ней познавательной и речемыслительной деятельности человека;

обозначить этапы развития человека и общества сквозь призму языка; особенности отражения во внутренней форме языка процесса становления сознания, развития индивидуальности, личности и связанную с ними возможность выделения отдельных языков познания, в которых выражаются особенности мышления, присущие конкретному способу постижения мира;

выявить связь между трансформационными процессами в обществе и в языке;

проанализировать влияние средств массовой информации и коммуникации на трансформационные процессы в языке;

определить роль, которую играет ненормативная лексика в процессе трансформации общественного сознания.

Гипотеза исследования. Язык есть гибкая динамичная система, реагирующая на любые социальные изменения. Поскольку язык является частной формой социальной деятельности, изучение происходящих в языке процессов помогает понять и охарактеризовать трансформационные процессы, происходящие в обществе.

Теоретико-методологическая база исследования. Работа выполнена в русле социальной философии с использованием обобщения и интерпретации теорий из различных областей знания (языкознания, лингвистической антропологии, теории и практики речевых коммуникаций и ДР-)-

Основой работы послужили труды в области изучения внутренней формы языка, отражающей процесс становления сознания и развития личности; языковой картины мира как способа восприятия и организации мира, взаимоотношений языка и реальности; теории коммуникации М.Ю. Лотмана, Р. Якобсона, У. Эко; исследования СМИ как «четвертой власти», влияющей на сознание людей и на трансформационные процессы в языке.

При проведении исследования были проанализированы тексты художественной литературы, рекламные тексты (как вербальные, так и визуальные), а также различные интернет-форумы.

В диссертации использованы такие общенаучные методы социально-философского исследования, как анализ, обобщение, сравнение.

В основных выводах исследования содержатся следующие элементы научной новизны:

обосновано, что исследование языковых процессов перерастает рамки исключительно лингвистики и выходит на новый уровень, т. е. изучение

языка приобрело междисциплинарный характер и требует обращения к другим областям знания помимо лингвистики: философии, социологии, психологии, культурологии и т. п.;

язык определен не только как знаковая система, но и метазнаковая открытая система;

определены особенности формирования языковой картины мира как определенного этапа взаимодействия человека и общества;

выявлены особенности интерпретации текста как открытого универсума; установлено, что при возрастающей роли коммуникаций в современном обществе коммуникативные процессы происходят на двух уровнях: коммуникативном и метакоммуникативном;

определено, что современное общество вышло на такой этап организации, который для успешного функционирования требует умелого оперирования информационными ресурсами.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Язык - это не просто знаковая, но сложная открытая нелинейная самоорганизующаяся система, при исследовании которой необходимо уделять внимание не только линейным связям ее элементов, но и тем закономерностям развития, которые выходят за рамки исключительно лингвистики. Важное значение при этом имеют этапы развития языка, находящиеся в прямой зависимости от этапов развития общества, а также вопросы, касающиеся внутренней формы языка, отражающей становление и развитие сознания его носителей.

2. Базовым элементом в структуре человеческой цивилизации является коммуникация, особенно сегодня, когда роль коммуникаций все возрастает, а информация превратилась в продукт, имеющий большую ценность. Поскольку от качества знания процессов общения сегодня напрямую зависит конкретный результат всякого диалога, особую важность приобретает не только исследование общей модели коммуникации, но и изучение основных ее характеристик, в первую очередь: вербальной - визуальной;

коммуникативной - метакоммуникативной; иерархической -демократической; агрессивной - благоприятной; устной - письменной; позиции сильный - слабый говорящий; активный - пассивный слушающий.

3. Активное употребление обсценной лексики на телевидении, в СМИ, в обыденной жизни приводит к тому, что при сохранении эмоциональной формы выражения определенных состояний ее первоначальное значение выхолащивается. С точки зрения психологии это расценивается как следствие изменения массового сознания, возникающего в обществе в «переходные» периоды (т. е. как временный процесс), когда наблюдается вынужденное использование эротизации своей вербальной активности наименее защищенными слоями общества. Массовая деформация языка и деградация речевой культуры в целом, а также неготовность россиян всерьез воспринимать данную проблему позволяют квалифицировать современный социум с позиции пуерилизма. Речь идет о таком состоянии общества, которое отличается ребячеством, пренебрежением к духовному, обращением к игре, к беззаботному и «спортивному» разрешению задач, поставленных жизнью.

4. На протяжении XX в. отмечается тенденция визуализации языка, развития наглядно-образного мышления, сближения вербальных и визуальных практик, что обусловлено такими достижениями XX в., как кинематограф и радиовещание, возникновение телевидения и бурное развитие рекламы. Однако визуальный крен, приведший к повсеместному распространению и внедрению в повседневную жизнь зрительных образов и символов, значительно раньше заявил о себе в художественной действительности, предвосхищая реальное положение дел как в области науки, так и культуры, что позволяет утверждать неизбежное взаимовлияние языка и социума.

5. СМИ как «четвертая власть» сегодня оказывают влияние на мировоззрение и взгляды населения, формирование отношения человека к реальности и т. д. Предоставляя обществу разностороннюю информацию,

СМИ способствуют созданию определенной картины действительности, включающей, в том числе, и стандарты поведения, моральные нормы и ценности, отношение к жизни, мотиваций к той или иной деятельности и т. д. На сегодня можно констатировать резко негативное влияние СМИ на общественное сознание, которое постепенно приводит к изменениям морально-�