автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.06
диссертация на тему:
Языковая система карачаевской поэзии 30-40-х годов ХХ века

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Хапаева, Светлана Магометовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Карачаевск
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.06
Диссертация по филологии на тему 'Языковая система карачаевской поэзии 30-40-х годов ХХ века'

Текст диссертации на тему "Языковая система карачаевской поэзии 30-40-х годов ХХ века"

МИНИ С Т ЕГС Т ВО ОБ F АЗОВАПИЯ РФ

ГСАРАЧЛКНС)-ЧНИШXКИЙ I ЧКТУДДКУШКННМЙ I !!£ЦЛ! 4)1 'ИЧИХХИЙ

.У Hi-'iBËPCli i Ж1 '

К4ФВДРА КДРАЧДЕВО - БАШМ»ОЮЙИШГАЙСКОЙ ФИЩЮП®

СВЕТЛАНА M

13 i'i.

им система карачаевской

%/______

Научный |»у»сияй 1/|и1'сль: кмн^иднт филологических наук, доцент

ЪАГЧАЕВ А,-!11-'1гА1УРА1 ХАСАНОВМЧ

Карачаевок - 1999

Содержание

Содержание 2

Введение 4

I. Лексические образные средства в контексте ка- 7 рачаевской поэзии 30 - 40-х годов

1.1. Лексико-семантические средства выражения экспрес- 11 сивности

1.1.1. Закономерности стилистического использования срав- 11 нений языка и сравнений стиля

1.1.2 Традиционное и индивидуально-авторское в использо- 16 вании метафор

1.1.3. Олицетворение как элемент языковых выразительных 21 средств

1.1.4. Специфика использования эпитетов 23

1.2. Стиль поэтов 30-40-х годов как речевая система 28 II. Стилистические особенности языка карачаев- 31

ской поэзии 30-40-х годов

II.1. Основные свойства и приемы стилистического исполь- 32 зования общеупотребительной лексики

11.2 Своеобразие функционирования многозначных слов 40

11.3. Особенности использования синонимов и антонимов 48

11.4. Структура и функции парных слов и лексического по- 59 втора

11.5. Лексика пассивного фонда 68

11.5.1. Принципы использования устаревших слов 68

11.5.2. Неологизмы как средство художественной вырази- 76

тельности

Н.5.3. Роль заимствованной лексики 82

11.6. Специфика применения функционально-ограниченных 94 лексических средств

11.6.1. Обусловленность отбора и особенности использования 94 просторечной лексики

11.6.2. Семантика и мотивированность использования тер- 100 минов

11.7. Состав и особенности функционирования устойчивых 104 единиц языка

Заключение НО

Источники фактического материала ИЗ

Список условных сокращений 114

Библиография 115

ВВЕДЕНИЕ

В современную эпоху, когда идет активный процесс возрождения национальных культур и национальных языков, особенно остро встает проблема становления и развития конкретных литературных языков.

Одной из основных сфер функционирования литературного языка является художественное произведение, б котором отражаются все колебания живого разговорного языка, которое аккумулирует наиболее характерные явления, свойственные языку нации, его диалектам, говорам и т.п., и которое, в то же время, устанавливает его нормативные границы.

Язык художественного произведения, в частности, поэтический язык, представляет собой наиболее яркую возможность для исследования процессов становления и развития национального литературного языка.

Литературный карачаево-балкарский язык находится в стадии активного развития. Однако этапы его формирования, явления, сопровождавшие процессы его роста, изменения, происходившие на разных его уровнях в тот или иной период, не становились до сих пор объектом исследования.

Эта проблема, актуализация которой в некоторой степени обусловлена приданием в КЧР и КБР карачаево-балкарскому языку статуса государственного и, соответственно, принятием широкой программы по развитию национальных языков, предусматривающей их системное исследование, является одной из насущных и для карачаево-балкарского языкознания.

Для создания картины исторического развития карачаево-балкарского литературного языка необходимо комплексное исследование словарного состава, семантико-стилистических пластов и эмоционально-экспрессивных элементов языка художественных произведений писателей и поэтов, стоявших у истоков формирования письменной литературы. Этим определяется актуальность темы диссертации.

Кроме того, обоснованием актуальности данной работы является и то обстоятельство, что в карачаево-балкарской лингвистике практически отсутствуют исследования, посвященные проблемам языка и стиля отдельных мастеров слова, в то время как в литературоведении наработан значительный объем исследования художественных произведений в плане их идейно-образного содержания и жанрового своеобразия.

Целью диссертационного исследования является лингвистическая характеристика поэтических произведений, созданных в 30-40-е годы XX века, выявление отношения языка мастеров слова к языковой системе начала XX века, определение устойчивости фольклорных традиций и влияния народно-разговорного языка на художественно-эстетический стиль литературного языка.

Для достижения этой цели необходимо было реализовать следующие задачи:

1. Дать лексико-семантический и стилистический анализ словарного состава художественных произведений 30-40-х годов;

2. Сопоставить данные исследования а) с языковыми явлениями, характерными для фольклорных произведений; б) с нормами современного литературного языка;

3. Выявить особенности языковых выразительных средств карачаевских поэтов 30-40-х годов XX века.

Материалом исследования послужили поэтические тексты Иссы Ка-ракетова, Даута Байкулова, Хасана Бостанова, Тохтара Борлакова и Махаме-та Урусова, изданные за период с 1931 по 1941 гг.

В.В. Виноградов писал, что "история литературного языка, особенно нового периода, обычно строится на материалах произведений крупнейших писателей" [44.С.6]. Вышеназванные авторы, возможно, не являются крупнейшими в истории карачаевской литературы. Тем не менее, выбор в качестве источников исследования творчества именно этих поэтов обусловлен тем,

что они стоят в начале формирования карачаево-балкарского литературного языка, в их произведениях нашли художественное отражение не только отдельные образы, но и историческая эпоха, психология социума этой эпохи, социальные противоречия, тенденции развития. Общая атмосфера, социальный фон произведений реалистичен. Психологический мир лирических героев раскрывается в соответствии с исторической действительностью.

30-40-е годы XX века в культурной жизни карачаевского народа были отмечены как период выпуска массовой литературной продукции. Кроме названных авторов, в этот период в литературу пришла целая плеяда молодых поэтов, таких, как Азрет Уртенов, Осман Хубиев, Халимат Байрамукова, Аб-дул-Керим Байкулов и другие.

Мы не включили в круг рассматриваемых произведений тексты О.Хубиева, Х.Байрамуковой и А.-К.Байкулова в связи с тем, что расцвет их творчества пришелся на более позднее время - 60-80-е годы. Что же касается поэтического наследия Азрета Уртенова, то мы считаем, что оно настолько обширно, язык его произведений настолько самобытен и богат, что заслуживает самостоятельного исследования.

Теоретической основой работы послужили труды по теории лингвистического анализа поэтического текста В.В. Виноградова, А.А.Потебни, В.М. Жирмунского, Б.В. Томашевского, Р. Якобсона, В.П.Григорьева, Е.А. Некрасовой, Р. Ингардена, Ю.М. Лотмана и других.

В качестве методологической базы взяты описательный и сравнительный методы, метод лингвистических наблюдений и статистического подсчета.

Научная новизна. Задаче теоретического осмысления идейно-художественной специфики произведений карачаевских поэтов 30- 40-х годов, их жанровым и стилевым особенностям посвящен ряд работ [4; 20; 112; 157.].

Научная новизна данной работы заключается в том, что она представ-

ляет собой первый опыт рассмотрения лексики поэтических произведений во всем разнообразии и взаимообусловленности ее элементов. В диссертации предпринимается попытка анализа принципов отбора и функционирования поэтической лексики: общеупотребительных и функционально-ограниченных лексических единиц; выявления особенностей применения се-мантико-стилистических средств; использования эмоционально-экспрессивных возможностей языка. В работе исследуются источники обновления поэтического языка, а также характерное употребление лексики, обусловленное влиянием традиций поэтики русской литературы и национального фольклора, с целью выявления типического и потенциального в функционировании данных групп слов на начальном этапе становления карачаево-балкарского литературного языка.

Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в том, что основные результаты ее используются при чтении курса истории карачаево-балкарской литературы, при углубленном изучении языка и стиля художественных произведений. Данная работа послужит основой для спецкурса по проблемам лексической стилистики. Материал, собранный в процессе работы над диссертацией, может быть использован при составлении словаря языка карачаево-балкарской поэзии 1-й половины XX века.

Апробация исследования. Предварительные результаты диссертации докладывались на итоговых научных конференциях (1994; 1995; 1996; 1997; 1998 годах) Карачаево-Черкесского госпедуниверситета, на научно-практических конференциях учителей родных языков и литератур КЧР (1993-1998 гг.).

Основное содержание работы отражено в ряде научных публикаций автора.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и списка источников фактического материала.

I. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОБРАЗНЫЕ СРЕДСТВА В КОНТЕКСТЕ КАРАЧАЕВСКОЙ ПОЭЗИИ 30-40-Х ГОДОВ

Первая треть XX в. явилась периодом небывалого расцвета поэтического творчества во всей мировой литературе, не говоря уже о "серебряном веке" русской поэзии, когда меняются представления человека о масштабах мира, о времени, расширяются границы познания, на первый план выдвигаются размышления о роли человека в мире, о единстве природы и человека, о сущности жизни и смерти.

Меняются и способы художественного отображения мира, активизируются такие тропы, как метафора, метонимия, оксюморон, гипербола.

По выражению Ю.М.Лотмана, к тропам тяготеют системы, "ориентированные на сложность, неоднозначность или невыразимость истины" [132]. Не учитывая взаимодействия тропов, невозможно перейти от простого инвентаря приемов в произведении к его динамической структуре и далее к экспликации понятия "идиостиль", к сходству и различиям между идиости-лями в синхронии и диахронии [174.С.68]. Разрабатывая эту мысль, Е.А.Некрасова пишет, что анализ развития и функционирования тропов подразумевает и анализ использования тропов в конкретных текстах и идиости-лях, что находит выражение в противопоставлении: идиостиль / / стиль поэтического языка [147.С.7].

Относительно творчества карачаевских поэтов 30-40-х годов трудно говорить о сложности и неоднозначности их поэтического мира. Скорее можно сказать о конкретно-вещественном восприятии мира, о предельной простоте их поэтической системы в целом,возможно и некоторой упрощенности.

Несопоставим уровень поэтического мышления карачаевских поэтов 30-40-х годов и, в частности, поэтов русских. В то время, когда в мировой и

русской поэзии наблюдается господство ассоциативного мышления, все большее место занимает художественная образность, основанная на максимальном использовании тропов, вместо присущей поэзии некоторой "неопределенности" [107], в карачаевской поэзии мы наблюдаем фактографич-ность, повсеместное использование традиционных поэтических формул, тенденцию к обозначению, регистрации явлений, предметов, социальных сдвигов, т.е. стремление к передаче конечного итога, факта реальности, а процесс образного преломления действительности, момент осмысления, воспринимаемый как "поток сознания", остается не замеченным.

Однако можно с уверенностью говорить об эволюции поэтического языка первой половины XX века, имея в виду и карачаевскую поэзию. Проблема в том, в каких аспектах следует рассматривать эту эволюцию. Очевидно, что возникновение и развитие литературных направлений, языковых явлений и т.п. невозможно рассматривать без учета особенностей исторической эпохи, в отрыве от социальных и культурных трансформаций, так как все они находятся в неразрывной связи друг с другом. Эволюция поэтического языка во многом обусловлена эволюцией общественной жизни. Атмосфера и дух времени ("музыка эпохи") отражаются в самом языке искусства, в образной структуре художественных произведений [163.С.7].

В связи с этим, приведем краткую информацию о характере изменений в сфере поэтики, происходивших в указанный период и обусловленных изменениями в общественной жизни.

30-е и начало 40-х годов XX века в жизни карачаевского народа были временем небывало быстрого исторического развития, периодом, когда для одних действительность предвосхищала самые смелые фантазии и мечты, а перед другими ставила неразрешимые проблемы.

Изменения темпа жизни, социальные катаклизмы отразились и на духовной жизни народа, вызвав мощный всплеск поэтического творчества.

В карачаевскую литературу в это время пришли такие талантливые поэты, как Исса Каракетов, Азрет Уртенов, Абдул-Керим Батчаев, Абидат Бо-ташева, Тохтар Борлаков, Хасан Бостанов, Даут Байкулов, Махамет Урусов, Абдул-Керим Байкулов и другие.

Политическая направленность общественной жизни определяла и характер поэтического творчества. Молодые карачаевские поэты восторженно отзывались на социалистическое переустройство страны, воспевая революцию, партию и новую жизнь. Показательны в этом отношении названия поэтических сборников: "Революционные песни" И.Каракетова, "Новые песни" А.Уртенова, "Песни к новой жизни" Д.Байкулова, "Песни к счастливой жизни" А.-К. Байкулова и другие.

Поэтическое осмысление происходящего, поиски художественно-эстетических эквивалентов чувствам, переживаниям, охватившим всех без исключения, у каждого поэта проявляются по-своему. Однако объединяет почти все произведения этого периода революционно-пропагандистский пафос, патетичность и ярко выраженная публицистичность, обусловленная обращением к широким массам. Эта направленность стихов и песен к толпе, к народу, их "митинговость" определялась временем, политическим моментом.

Многие стихотворения играют в эти дни роль газетной передовицы, призывной статьи. Особенно наглядно это проявляется в произведениях А.Уртенова, И. Каракетова и других. Например, И. Каракетов в стихотворении "Эркинликни саугъасы" "Свободы дар" пишет:

Биз, ишчиле-эллиле,

Эки туугъан къарнашбыз.

Бирлешиб, джерни юсюнде

Халкъ къаласын салгъанбыз.

Мы, рабочие-крестьяне,

Два родных брата.

Объединившись, на земле

Народный дворец построили1.

Подобное же звучание имеет и стихотворение Х.Бостанова "К радости". Провозглашение самых радикальных политических взглядов, яростное неприятие конформизма в любом его проявлении, сознательный, принципиальный отказ от лиризма - вот характерные черты поэзии того времени. В стихотворении "Колхозникам, трудящимся-животноводам" А.Уртенов писал, что его поэзии не до развлечений, не до красавиц. Его жизнь и его поэзия отданы классовой борьбе, классовым битвам.

Однако несмотря на категорическое нежелание "петь любовь и соловьиные кущи", поэты эмоционально реагировали на крушение традиционного, веками державшегося уклада, на зарождение новых реалий. Эта эмоциональность, проявляющаяся в высокой экспрессивности произведений, выдвигает на первый план лирическое начало в поэзии этого периода. "Политика становится предметом вдохновенной поэзии" [130,С.42]. Эти поэты острого политического пафоса сумели найти для своей поэзии принципиально новый лирический тон, воздействовать на читателей своеобразием интонаций и ритмов.

Поиски новых художественных форм, способных выразить все многообразие чувств, приводят к изменению традиционного силлабического стиха с его тяжелыми глагольными рифмами.

Тем не менее, полного отказа от устоявшихся форм не происходит. На-

1 Здесь и далее в работе переводы подстрочные.

пример, у М.Урусова мы читаем:

Кёл джанында къара ташха олтуруб, Эки кёзю кёлге къаты бит-генди, Узун къара сыбызгъысын да согъуб, Мыдах кюуню джырлаб, эжиу этгенди. "Возле озера, на черном камне сидя, На озеро пристально смотрит, На длинной черной свирели играя, Печальную мелодию поет и [себе] подпевает".

Здесь и укоренившаяся в карачаевской поэзии глагольная рифма, и свойственная тюркскому стихосложению в целом синтаксическая конструкция с предикатом в постпозиции и т.д.

Следует оговорить, что мы не ставили целью подробный анализ творчества поэтов 30-40-х годов, ограничиваясь выявлением типических и индивидуальных особенностей в использовании тех или иных лексико-семантических и образных средств в определенный период становления национального литературного языка.

1.1. Лексико-семантические средства выражения образности

1.1.1. Закономерности стилистического использования сравнений

языка и сравнений стиля

Среди тропов, рассматриваемых как способ "представления действительности и мышления о ней в определенном вербально-ассоциативном диапазоне" [208.С.176], в исследуемых идиостилях преобладают сравнения, основанные на грамматически выраженном сопоставлении.

Об экспрессивности, выразительности языка художественной литературы писали многие (В.В.Виноградов, .О. Винокур, .В. Томашевский и дру-

гие). На наш вз�