автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Языковые средства репрезентации концепта "Дворянская усадьба" в русском языке

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Осадчая, Олеся Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Брянск
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Языковые средства репрезентации концепта "Дворянская усадьба" в русском языке'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Языковые средства репрезентации концепта "Дворянская усадьба" в русском языке"

На Правах рукописи

ОСАДЧАЯ Олеся Александровна

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНЦЕПТА «ДВОРЯНСКАЯ УСАДЬБА» В РУССКОМ ЯЗЫКЕ (на материале произведений И.А. Бунина)

10.02.01 - русский язык

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

21 ИАЙ 2014

Калининград 2014

005548405

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Брянский государственный университет имени академика И.Г.Петровского»

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор

Гехтляр Светлана Яковлевна

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Мещерякова Ольга Александровна (ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», профессор кафедры теории и истории русского языка)

кандидат филологических наук, доцент Писарь Надежда Владимировна (ФГБОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет», доцент кафедры русского языка)

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет».

Защита состоится 26 июня в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 212.084.06 при Балтийском федеральном университете им. И. Канта по адресу: 236022, г. Калининград, ул. Чернышевского, 56-а, Институт гуманитарных наук, ауд. 28.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке и на сайте http://www.kantiana.ru/postgraduate/dis-list/133727/ Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта.

Автореферат разослан ^ мая 2014 г.

Ученый секретарь ( ^

диссертационного совета оЗГ^**-^ М.С. Потемина

Реферируемая диссертационная работа выполнена в русле когнитивной лингвистики и посвящена описанию представленных в произведениях И.А.Бунина разноуровневых средств репрезентации концепта «Дворянская усадьба». Тема исследования связана с проблематикой одного из современных лингвистических направлений, исходная позиция которого определяется тем, что «язык, будучи человеческим установлением, не может быть понят и объяснен вне связи с его создателем и пользователем» (Кравченко 1996: 6). При таком подходе к изучению и описанию языка, получившем название «антропоцентризм» (Воркачев 2001: 64), учитывается прежде всего роль человеческого фактора в языке, когда, наряду с опорой на форму (и в наши дни продолжаются исследования в области структурной лингвистики, функциональной грамматики и др. направлений), появляется стремление к большей опоре на содержание, не на механизм, лежащий в основе языка, а на его применение. При таком подходе «научные объекты изучаются, прежде всего, по их роли для человека, по их назначению в его жизнедеятельности, по их функциям для развития человеческой личности и ее усовершенствования» (Кубрякова 1995: 212).

Для всех научных школ указанного направления характерно стремление объяснить языковые факты и языковые категории и так или иначе соотнести языковые формы с их ментальными репрезентациями и с тем опытом, который они в качестве структур знания отражают. Центральной единицей при этом считают концепт - совокупность знаний, когда отражаются не просто «существенные признаки объекта, а все те, которые в данном языковом коллективе заполняются знанием о сущности» (Телия 1996:96).

Несмотря на то, что концепт признается важнейшим объектом исследования и основным понятием когнитивной лингвистики, существуют различные трактовки этого явления (см. работы O.A. Алимурадова, A.C. Ас-кольдова, А.П. Бабушкина, H.H. Болдырева, А. Вежбицкой, С.Г. Воркаче-

ва, A.A. Залевской, C.B. Ивановой, В.И. Карасика, М.Н. Конновой, В.В. Красных, Е.С. Кубряковой, Д.С. Лихачева, В.А. Масловой, З.Д. Поповой, Г.Г. Слышкина, Ю.С. Степанова, И.А. Стернина и др.). В лексико-семантических, словообразовательных, фразеологических системах языков запечатлеваются некоторые апробированные временем представления об окружающей действительности, тогда как в ассоциативно-дискурсивных реализациях - не только основные, но и сопутствующие, факультативные, или новые знания об этих явлениях.

Концепт «Дворянская усадьба» значим как для русской языковой картины мира, так и для индивидуально-авторской картины мира И.А.Бунина.

Выбор данной темы диссертационной работы обусловлен тем, что, несмотря на важную роль в истории и культуре России, феномен дворянской усадьбы не подвергался до сих пор концептуальному осмыслению, выявлению лингвистической составляющей.

Актуальность темы диссертации определяется тем, что моделирование каждого концепта - шаг, необходимый для воссоздания целостного, панорамного полотна, способного конструировать верное представление о содержании русской концептосферы.

Объектом исследования стали тексты произведений И.А.Бунина, в той или иной степени касающихся проблем, связанных с дворянской усадьбой.

Предмет исследования - выявление комплекса средств языковой экспликации указанного концепта, которые, как представляется, характерны для русской языковой картины мира.

Источником иллюстративного материала и основанием для выводов диссертации послужила картотека, составленная 1) методом сплошной выборки из текстов издания: «И.А.Бунин. Собрание сочинений в 9 тт. М.: Художественная литература, 1965»; 2) в результате анализа данных Национального корпуса русского языка (интернет-ресурс, режим доступа:

чушлу/гшсогрога.ги); 3) на основании анализа данных лексикографических изданий (более 20 словарей различного типа).

Цель диссертационной работы состоит в построении лингвокогнитив-ной модели концепта «Дворянское гнездо» с опорой на теоретические положения современной лингвокогнитологии и на те лингвистические средства, которые выступают репрезентантами концептуального содержания.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

- рассмотрения ряда теоретических вопросов, касающихся подходов к трактовке понятий «языковая и концептуальная картина мира», «концеп-тосфера», «концепт» в современной лингвистике , выбора направления анализа, оптимального для содержания и структуры изучаемого концепта;

- выявления черт процесса формирования концепта «Дворянская усадьба» как специфически русского концепта;

- исследования, с опорой на данные картотеки и лексикографических источников, содержательных характеристик концепта с целью определения его универсальных, этноспецифических и индивидуально-авторских черт;

- выявления языковых средств объективации содержания концепта и моделирование его структуры, основываясь на принципах полевого анализа;

- установления содержательных и структурных признаков, характеризующих отношения данного концепта со смежными компонентами русской концептосферы;

- характеристики репрезентантов индивидуально-авторской составляющей в содержании и структуре концепта.

Основными методами исследования явились концептуальный анализ текста (приемы функционально-стилистического, семантико-когнитивного, контекстуального и интертекстуального анализа), в ходе ко-

торого рассматриваются способы языковой реализации концепта с последующим моделированием его структуры; лексикографический метод.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые обоснована возможность рассмотрения феномена русской усадьбы в качестве одного из компонентов концептосферы; впервые концепт «Дворянская усадьба» подвергнут лингвистическому описанию с привлечением не рассматриваемого ранее с этих позиций языкового материала. Новым является также то, что концепт «Дворянская усадьба» в нашем рассмотрении пополнил число русских концептов, описанных в качестве полевой структуры.

Специфика индивидуально-авторского в содержании данного концепта как сложного, многозначного явления, особенности его языкового воплощения в художественном тексте до сих пор также не были предметом лингвистического анализа.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что оно расширяет имеющиеся представления о структуре и содержании русской концептосферы, о специфике отражения в языке ценностной картины мира и тем самым вносит определенный вклад в когнитивную лингвистику и культурологию.

Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования материалов и результатов исследования в преподавании вузовских курсов по русскому языку и теории языка, а также в спецкурсах по когнитивной лингвистике, лингвокультурологии и спецсеминарах по изучению идиостиля писателей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Концепт «Дворянская усадьба» может быть признан сложной абстрактной сущностью, входящей в состав русской концептосферы. В вербализованном виде он представляет собой многоуровневую полевую структуру, включающую ядро, приядерную зону и обширную периферию.

Макрополе концепта - совокупность микрополей, связанных между собой семантическими возможностями ключевой лексемы.

2. Концепт «Дворянская усадьба» содержит понятийный, образный и ценностный компоненты. Ядром понятийной составляющей выступает сочетание «Дворянская усадьба», образная составляющая находит свое отражение на различных языковых уровнях (лексическом, фразеологическом, морфологическом, синтаксическом). Ценностная составляющая представляет значимость, актуальность концепта, культурные установки, оценки явления в этнической картине мира.

3. Анализ средств репрезентации концепта и рассмотрение отношений со смежными концептами позволяет выявить параметры его содержательного и структурного позиционирования в русской концептосфере.

4. Вербальное воплощение концепта «Дворянская усадьба» в текстах произведений И.А.Бунина отражает особенности художественного мышления и мировоззрения писателя, дает представление о его системе ценностей, о различных этапах в реализации этой системы.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы и результаты исследования были изложены в докладах на научно-практических конференциях «Русский язык как средство межкультурной коммуникации и консолидации современного общества» (Оренбург, 2007), «58-ая научная конференция профессорско-преподавательского состава Брянского государственного университета им. акад. И.Г.Петровского» (Брянск, 2012), «I Кодуховские чтения» (Ишим, 2009), фрагменты работы обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории русского языка и кафедры журналистики Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского. Содержание работы отражено в 9 публикациях автора, включая три в ведущих рецензируемых научных журналах, включенных в перечень ВАК.

Цель и задачи исследования определили структуру работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Содержание работы

Во введении аргументируется выбор темы, определяются предмет, объект, цели и задачи исследования, указывается материал и методы его анализа, обосновывается актуальность, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Базовые положения современной теории концепта в их отношении к объекту и предмету исследования» содержится анализ важнейших дискуссионных вопросов лингвокогнитологии, имеющих непосредственное отношение к теме исследования, выявляются теоретические и практические предпосылки изучения концепта «Дворянская усадьба» как компонента русской концептосферы, его места в русской картине мира и художественной картине мира И.А.Бунина. В 5 параграфах этой главы излагаются подходы, лежащие в основе концептуализации; представлена характеристика историко-культурного, этнографического и собственно языкового аспектов изучаемого феномена; рассматривается вопрос о его многослойности; формулируются основные содержательные и структурные параметры концепта «Дворянская усадьба», как он представлен с помощью языка; отражаются особенности соответствующего фрагмента индивидуально-авторской языковой картины мира И.А.Бунина.

Представляя особый спектр русской картины мира, концепт «Дворянская усадьба» является компонентом национальной концептосферы, закрепленности в которой способствуют не только средства языковой репрезентации, но и историко-культурная и этнографическая обусловленность. Совокупность объективных сведений о таком явлении, как провинциальная дворянская усадьба в геополитическом и историко-экономическом

дискурсе России, позволяет выдвинуть утверждение: концепт «Дворянская усадьба» - один из ключевых в общерусской культуре.

Данный концепт постоянно развивается и актуализируется в разных своих аспектах. Он имеет древнюю историческую основу, является неотъемлемым элементом религиозного, философского, нравственного, культурного осмысления и обладает ярко выраженной национальной спецификой.

Рассматривая реализацию концепта преимущественно на том участке языковой системы, который представлен в произведениях Ивана Алексеевича Бунина, мы исходили из того, что русская дворянская усадьба является одним из истоков творчества писателя и имеет для него, как показывают тексты, важное значение. Специфика авторского отношения к явлению и, как следствие, - специфика самого явления не могли не отразиться в языковых средствах его репрезентации, позволяющих судить о семантике и структуре изучаемого концепта.

Придерживаясь в подходе к концепту теоретических положений концепции З.Д.Поповой и И.А.Стернина, мы описываем концепт «Дворянская усадьба» как полевое образование, а именно как макрополе, включающее в себя пять микрополей, ядро и периферия каждого из которых представлены разноуровневыми языковыми средствами.

Во второй главе «Ядро и приядерная зона концепта «Дворянская усадьба» в русском языке» представлен анализ семантики и языковых средств выражения центральной и ближайшей к ней частей концептуальной структуры. В первом параграфе «Дворянская усадьба»: явление, понятие, концепт» рассматриваются исторически обусловленные основы явления, нашедшие отражение в содержании и структуре концепта, вопросы организации усадебного пространства, а также показатели идейно-художественной нагруженности самого образа усадьбы в русском сознании и в литературе.

Как известно из работ историков культуры, теоретиков-культурологов, судьба русской усадьбы, будучи частью отечественной истории, является отражением и закономерным результатом социально-экономических и историко-культурных процессов в России.

Вторая половина 19 века - именно этот период описан в основном Буниным — стала временем начала упадка, немало изменившим явление, а следовательно, и содержание рассматриваемого концепта. Для конца 19 и начала 20 века характерно наиболее тесное взаимодействие темы усадьбы с тематикой, затрагивающей судьбы дворян и обеспеченной интеллигенции, все важнейшие перипетии истории феномена «дворянская усадьба» нашли отражение в содержании и структуре концепта.

Так как основы усадебной культуры были сформированы под воздействием эстетических идей Просвещения, в соответствии с их представлениями о мироздании владелец на принадлежащей ему земле пытался создать своеобразную модель мира, как он его себе представлял.

Наряду с другими феноменами жизни начала прошлого века феномен дворянской усадьбы, занимая особую нишу в индивидуально-авторской картине мира И.А. Бунина, не мог не наполниться элементами знаковости, не мог не выполнить роль того элемента пространства, который был запечатлен в культурной памяти и творческом контексте. В эмигрантский период творчества писателя образ усадьбы актуализируется и приобретает ряд специфических черт, что связано, прежде всего, с фактами биографии писателя, для которого усадьба становится символом России, неразрывно связывается с темой памяти, поэтому эстетизация усадебного мира и даже некоторая его идеализация во многом обусловлены избирательностью памяти.

На основании выявленных закономерностей в диссертации формулируются важнейшие признаки, которыми характеризуется «Дворянская усадьба» как компонент русской концептосферы в целом и в представле-

нии И.А.Бунина (отсутствие в семантике имени семы, указывающей на происхождение собственности; классовая отмеченность; соотнесенность с характером изменений в жизни собственного класса и крестьян; противопоставленность городу, структурная и функциональная сложность; знаковость явления в связи с наполненностью историко-культурной и социальной информацией), что позволило во втором параграфе «Общие параметры концептуального поля и микрополей» представить структуру концепта и его составляющих.

Описание устройства макрополя концепта «Дворянская усадьба» начинается с характеристики понятий « ядро», «периферия» применительно к полевой структуре концепта, а затем дается представление о содержании каждого из входящих в него микрополей (см. Схему). Производится как лексикографический, так и собственно текстологический анализ важнейших средств репрезентации, прежде всего ядра, выявляемых на основании концептуализации исторически обусловленных основ явления.

Для русского этноса и для носителей русского языка ядерным компонентом изучаемого концепта выступает словосочетание дворянская усадьба, т.е. данное сочетание в совокупности всех фонетических, грамматических и семантических вариантов. В этом сочетании этимологически заложены скрепляющие его семы заселенность, очаг, засаженность, владение (землей и людьми). Опираясь на билатеральную теорию Ф. де Соссюра, можно увидеть, что заключенному в именовании концепта означаемому (понятие об особом виде землевладения) соответствует несколько означающих: выражение одного понятия сочетанием лексем, возможность контекстуальной синонимической замены сочетания одним словом (дворянская усадьба = усадьба), наличие семантических, грамматических и стилистических вариантов (усадьбой, усадебка, владение, поместье).

Важную роль в формировании представления о концепте играет лексическая сущность ключевого словосочетания, прежде всего, символический

смысл, заключенный в лексеме усадьба: смысл, в корне которого активность, созидателъность (от садить). Для выявления общей для ядерного словосочетания семной составляющей важно, что этимологически дворянин, дворяне, как и лексема усадьба, — общеславянского происхождения, дворянин — вначале придворный, затем представитель знати, гражданин на службе двора.

Так как план содержания концепта «...включает в себя, помимо предметной отнесенности всю коммуникативно значимую информацию» (Вор-качев 2001:66), семантические и грамматические варианты ядра обусловливают состав макрополя.

Каждое из значений ядра становится центром одного из микрополей в составе макрополя концепта. Выделение на основе лексикографического и текстового толкования и в результате объединения близких по смыслу значений пяти таких микрополей позволило представить всю совокупность семантико-структурного потенциала концепта. Отдельным микрополем выступает все, относящееся к Господскому дому (через этимологию двор, дворянин связывается с домом); второе - Сад (опять же связь усадьба - садить)-, третье - Надворные постройки (дворянский - двор). Семантическая составляющая четвертого - Бытовые реалии и пятого - Барская деревня микрополей выводится из совокупности концептуальных характеристик.

Каждое из микрополей несет особый компонент семантики концепта: Дом - стабильность, защищенность, кров, символ центра жизни; Сад -единение с природой, дворянский «рай на земле», идеальная деятельность, рожденная воображением; Надворные постройки - предметное воплощение хозяйственной деятельности; Бытовые реалии - воплощение деятельности реальной, рожденной условиями практической жизни, культуры и воспитания; Барская деревня — воплощение особого вида хозяйственных и сог(иальных взаимоотношений.

Наполнение каждого микрополя составляют ядерный, приядерные компоненты и разноуровневая периферия.

Если к ядру относятся наиболее обобщенные, яркие образы (например, обобщенный образ землевладения, заключенный в лексеме усадьба, или образ благополучия и больших размеров жилища, как в лексеме дворец), то в окружении ядра как кодового компонента - слои частных концептуальных признаков, приближенных к ядру в разной степени (приядерная зона, периферия) и получающих закрепление в различных языковых средствах: это лексика, называющая составляющие концепта (дом, сад, кухня, людская), фразеология (дворянское гнездо), средства морфологии (уменьшительно-ласкательные суффиксы -ушк, -ишк), синтаксиса (например, специфическая роль примыкания как средства связи). Например, в микрополе «Надворные постройки» можно выделить два яруса приядерных компонентов, в первую очередь это отыменные образования, лексика, например, ближайший к ядру двор. На второй линии приядерных компонентов тоже обычна лексика, именования наиболее распространенных из хозяйственных построек: конюшня, людская, скотный двор.

Периферийный статус определенного средства - не свидетельство его маловажности, он лишь указывает на наличие степени отдаленности от ядра, обычно периферийный компонент представляет именование более конкретного, более далекого от обобщенности и образности явления. Перифе-

рия - это интерпретационная часть концепта, совокупность слабо структурируемых предикаций, способных включать в поле концепта культурно- и ментально содержательные признаки. Например, все элементы контекста, отражающие степень востребованности дворянской усадьбы, элементы садово-паркового ансамбля, названия хозяйственных или рекреационно-гостевых мероприятий выступают такими интерпретационными компонентами. Так, начало одного из рассказов Бунина: «Лето, именье в лесном западном краю. Весь день проливной свежий дождь, его сплошной шум по тесовой крыше...» («Первая любовь») представляет изучаемый концепт не только одним из ближайших к ядру номинантов {имение), но характеристика складывается и из сведений от периферийных компонентов, распознавание связи с концептом которых требует внимания и фоновых знаний: имение не из богатых (тесовая крыша), описание наполнено нежностью к этому уголку: отрицательная оценочность долгого (весь день) проливного дождя нейтрализуется эпитетом свежий.

Третья глава «Языковые средства репрезентации периферии концепта «Дворянская усадьба»» начинается с рассмотрения наиболее сложного по своей структуре микрополя «Господский дом»: в составе приядерной и периферийной зон его выделяются три микрополя второго ранга: «Собственно жилище», «Именования элементов строения», «Инфраструктура дома». Первое из них отличается большим числом входящих в него дериватов и синонимов (дворец, жилище, домина), контекстуальные синонимы, перифразы, социально маркированные именования (строение, палаты, деревенский дом, дача) относятся к более отдаленному от ядра слою. Активную группу микрополя составляют названия жилищ, со специальным стилистическим заданием применяемые для именования дворянского жилья: изба, хата, хижина, например: «...само жилье — всего-навсего бревенчатый флигель да изба-сторожка, тоже на отлете...» («Ужас»), Показательно, что социально маркированные сниженностыо именования типа изба,

хижина получают специфическую семантическую нагруженность при описании обедневших, погибающих дворянских гнезд. Как показал анализ, Буниным использовано большинство зафиксированных синонимическими словарями русского языка именований жилищ.

Репрезентанты фразеологического уровня позволяют обнаружить скрытые от прямого наблюдения коннотации, вытекающие из особенностей менталитета: «Дом дому не указ», «Горе тому, кто плачет в дому, а вдвое тому, кто плачет без дому», на уровне морфологии встречаемся с деривационными, слово- и формообразовательными производными ключевой лексемы (например, выделившийся из полисеманта омоним домашние - в значении домочадцы), а также для морфологического уровня характерно использование прилагательных, называющих оценочные по отношению к жилищу признаки: эпитеты, характеризующие какие-то свойства дома или его части: тихая усадьба, холодный дом, прохладные сени, сигнализирующие об отношении персонажа (милые просторы). Кроме того, на уровне морфологии широко употребительны субстантивированные прилагательные, особенно в сфере микрополей «Элементы строения» и «Инфраструктура», например: угольная, гостиная, диванная, лакейская.

Немногочисленные средства репрезентации синтаксического уровня находятся на дальней периферии поля концепта и способствуют его смысловому обогащению за счет разного рода описательных средств, например, именные и глагольные сочетания, предложно-падежные словоформы, а также пространственные локативы, входящие в структурные схемы синтаксических концептов «бытие объекта», «положение объекта относительно окружения» и/или «самостоятельное перемещение агенса»: «Амбары стояли против дома, через дорогу» («Деревня»); «С трех сторон вплотную примыкали к нему навесы скотного варка, крытые соломой...» (Там же).

Периферия микрополя «Сад», ее семантико-лингвистическая репрезентативность обусловлена, во-первых, обязательностью «зеленого интерьера» для загородных хозяйств, во-вторых, той важной ролью, которую играл сад в формировании характера, деятельности и быта русского дворянина, в том, как организовывал он свою жизнь.

Каждый владелец усадьбы в меру своего достатка, вкуса, фантазии преображал не только непосредственно старинные родительские дома в модные классические особняки, не только привозил новую, часто выписанную из-за границы, мебель, посуду, книги, скульптуры, но обязательно разбивал вокруг сады и парки, выкапывал пруды и каналы, возводил садовые павильоны и беседки (Яровой 2001:25), что предопределило состав периферийной лексики микрополя (сад, парк, пруд, бассейн, речка, ручей, канал, водопад, фонтан): «В саду опять играла музыка, сыпал прохладной пылью высокий, раскидистый фонтан и с какой-то женственной роскошью пахло цветами в бодром и студеном воздухе багряного осеннего заката...» («Жизнь Арсеньева»), Характер морфологических и синтаксических средств микрополя свидетельствует о наполненности дворянского восприятия впечатлениями и эмоциями, возникающими под влиянием классического образования, представления о мире как прекрасном гармоническом целом, как живом организме, отсюда широкое использование для описания сада глаголов, характеризующих влияние окультуренной части природы на органы чувств (заглядывать, пахнуть, ослеплять, разглядывать, умиляться), каждый из эпитетов направлен на выражение удовольствия, восхищенного восприятия окружающего. Большинство существительных, и это характерно для уровня синтаксиса, получает характеристику за счет точного и выразительного согласованного или несогласованного определения: по-утреннему свежие липовые аллеи, запах меда, цоканье соловья.

При рассмотрении репрезентантов периферии микрополя «Надворные постройки» выявляются группы именований, закономерности включения этих именований в сюжетную линию произведения, их характеризующая функция в семантике концепта. На уровне морфологии существенны прилагательные и существительные в роли уточнения, подчеркивающие связь хозяйственной постройки с работающим человеком: старая кузня, пустые сушилки, развалины псарни.

Полнее представить содержание изучаемого концепта позволяет и выявление закономерностей бытового уклада жизни, представленного периферией микрополя «Бытовые реалии», в составе которого выделяется 4 микрополя второго ранга: «Собственно быт» (именования еды, одежды, украшений, мебели: ситник, брага, ротонда, мундир)-, «Работа, занятия» (творческая составляющая жизни дворянина: садоводство, столярная работа, благотворительность), «Развлечения, досуг» (культура праздника, отдыха: музицирование, застолье, охота, фейерверк бал), «Социологиза-ция» (бытовые реалии - свидетельства сословной принадлежности, признаки разграничения с крестьянином: работа в земстве, жертвенность, честь, благородство, достоинство).

Периферия микрополя «Барская деревня» занимает особое место, так как здесь представлены разноуровневые языковые средства, свидетельствующие о важной стороне изучаемого концепта: о включенности в его содержание свидетельств взаимообусловленности жизни дворян и жизни крестьян приусадебных деревень.

Языковые средства, способствующие реализации семантики данного микрополя, - это прежде всего лексика и фразеология, именующие специфику взаимоотношений помещик - барский крестьянин (сельцо, деревенька, заглазная деревня, задворные люди), именно в этой сфере наиболее употребительны лексемы, через которые дворянин и крестьянин обозначает свое место в отношениях: человек, люди в значении «слуга», «обслуга» -

17

именования с позиции помещика, но: барский двор - с позиции крестьянина. Частотна также лексика, характеризующая важнейшие события деревенской жизни и участие в ней хозяев усадьбы (крестины, похороны). Такое же распределение намечается устойчивыми выражениями:

«Лют, зато и хозяин», «Живем - не мотаем, попадешься - обротаем». На уровне морфологии характерны суффиксы -вич, -ин, -чук, частотные в используемых именованиях и обращениях: барчук, господин. Среди средств синтаксиса привлекают внимание придаточные предложения и обособленные обороты, имплицитная семантика которых позволяет им выступать в числе средств, семантически уточняющих содержание концепта, например: «золотые ложечки, истончившиеся до кленового листа»-, балкон, «с которого надо спрыгивать из-за отсутствия ступенек».

Благодаря своей многослойности и сложной семантической структуре концепт «Дворянская усадьба» взаимодействует со смежными концептами, приобретая при этом различные смысловые приращения и одновременно обогащая своими оттенками выразительные возможности своих «конфидентов».

Особую роль при этом играют языковые средства, свидетельствующие о наличии в анализированных текстах немаловажной для функционирования концепта индивидуально-авторской составляющей.

Специфика собственно бунинского взгляда на феномен дворянской усадьбы состоит прежде всего в том, что: 1) в содержание концепта включены характеристики устоев не только дворянской, но и крестьянской жизни; 2) показана важность и традиционность взаимодействия социальных групп, воспитательное, этическое и эстетическое его значение; 3) прозвучало предупреждение об обоюдной опасности предчувствуемого разрушения. Благодаря такому пониманию в произведениях могли воплотиться нравственно-философские и художественные идеи, подготовленные

всем творческим и жизненным опытом писателя, среди которых немалая роль принадлежит содержанию изучаемого концепта.

В Заключении диссертационной работы подводятся итоги исследования, которое, на наш взгляд, позволило прийти к выводу, что концепт «Дворянская усадьба» представляет собой одну из важнейших культурных, ментальных, языковых пространственных единиц, составляющих русскую национальную картину мира. Он вбирает в себя, наряду с универсальными общечеловеческими признаками, комплекс этнических, мифологических, религиозных, социокультурных, философских, образных элементов в их исторической динамике и дополняется в рамках художественного произведения особенностями индивидуально-авторской концептосферы.

Исходя из опыта изучения данного концепта, перспективным для линг-вокогнитологии как научного направления представляется не только дальнейшее исследование применительно к концепту «Дворянская усадьба» содержания и аспектов межконцептуальных отношений, но и изучение подходов, расширяющих возможности применения фоновых знаний в процессе описания и моделирования.

Основные положения диссертации отражены в девяти публикациях автора общим объемом 2,95 п.л.:

1. Осадчая O.A. Лексика юго-западного пограничья в поле концепта «Дворянская усадьба» (на материале произведений И.А.Бунина) // Традиционная культура на территории Российско-Белорусского пограничья: ис-торико-этнографический и лингвокультурологический аспекты: Материалы XIV международной научно-практической конференции (г. Новозыб-ков, Брянская область, 14-15 ноября 2012 г.) / Под ред. С.Н. Стародубец. Брянск: РИО БГУ, 2012. С. 397^02 (0,35 п.л.).

2. Осадчая O.A. Историко-культурологический аспект содержания концепта (на примере концепта «Дворянская усадьба» в текстах произведений И.А.Бунина) // Жизнь языка. Жизнь в языке: материалы Всероссийской

научной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения доктора филологических наук Василия Васильевича Щеулина: Сб. науч. тр. В 2 ч. Ч. 2. Липецк: Изд-во ЛГПУ, 2013. С. 209-214 (0,35 пл.).

3. Осадчая O.A. Взаимоотношения концепта «Дворянская усадьба» с другими объектами русской концептосферы // Национальный "Космо-Психо-Логос" в художественном мире писателей XX века: Материалы Международной заочной научной конференции. Елец: Изд-во ЕГУ им. И.А. Бунина, 2013. С. 77 - 82 (0,35 пл.).

4. Осадчая O.A. От культурных смыслов - к языковому выражению (репрезентанты микрополя «Барская деревня» в поле концепта «Дворянская усадьба») // Социальные варианты языка - VII: Материалы международной научной конференции. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского государственного лингвистического ун-та им. H.A. Добролюбова, 2011. С.76—79 (0,25 пл.).

5. Осадчая O.A. Подходы к организации преподавания социально-гуманитарных дисциплин в не гуманитарных ВУЗах (И.А.Бунин и воспитательное значение литературных текстов) // Повышение качества подготовки специалистов в ВУЗе: проблемы, опыт и инновационные подходы: Материалы метод, конференции. Брянск: Изд-во БГСХА, 2008. С. 131-137 (0,45 пл.).

6. Осадчая O.A. Патриотическое воспитание молодежи как неотъемлемая часть педагогического процесса в ВУЗе (усадебная структура как воспитательная среда) // Молодежь и инновационное развитие: Материалы областной научно-практической конференции. Брянск: Изд-во БГСХА, 2010. С. 103-108 (0,35 пл.).

Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, включенных в перечень ВАК

7. Гехтляр С.Я., Осадчая O.A. Концепт «Дворянская усадьба» в русской культуре: место в концептосфере, содержание, структура // Мир науки, культуры, образования. № 6(37) 2012. С.18-21(0,25 п.л).

8. Осадчая O.A. Важнейшие содержательные компоненты концепта «Дворянская усадьба» и средства их репрезентации в русском языке // Вестник Брянского государственного университета. № 2 (2) 2012: История. Литературоведение. Право. Языкознание. Брянск: РИО БГУ, 2012. С. 298302 (0,3 п.л.).

9. Осадчая O.A. Основания концептуализации русского феномена Дворянская усадьба // Образование. Наука. Научные кадры. М.: Изд-во Юни-ти-Дана. № 6(13) 2013. С.191-195 (0,3 п.л.).

Осадчая Олеся Александровна

Языковые средства репрезентации концепта «Дворянская усадьба» в русском языке (на материале произведений И.А. Бунина)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Подписано в печать 15 апреля 2014 г. Бумага для множительных аппаратов. Формат 60x90 1/!б. Ризограф. Гарнитура «Тайме». Усл. печ. л. 1,5 Уч.-изд. л. 1,2. Тираж 90 экз. Заказ 65

Отпечатано полиграфическим отделом Издательства Балтийского федерального университета им. И. Канта 236041, г. Калининград, ул. А. Невского, 14.

 

Текст диссертации на тему "Языковые средства репрезентации концепта "Дворянская усадьба" в русском языке"

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА

И.Г. ПЕТРОВСКОГО»

На правах рукописи

<7 С у

б У2 О/¿/¿г?

ОСАДЧАЯ Олеся Александровна

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНЦЕПТА «ДВОРЯНСКАЯ УСАДЬБА» В РУССКОМ ЯЗЫКЕ (на материале произведений И.А.Бунина)

10.02.01 - русский язык

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель -доктор филологических наук, профессор

С.Я. Гехтляр

Брянск 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................4

ГЛАВА 1. БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ КОНЦЕПТА

В ИХ ОТНОШЕНИИ К ОБЪЕКТУ И ПРЕДМЕТУ ИССЛЕДОВАНИЯ.............11

1.1 Проблемы когнитивной лингвистики и концепт как компонент русской

концептосферы....................................................................................................11

1.2.Историко-культурологический, этнографический и собственно языковой аспекты изучения концепта..............................................................21

1.3. Вопрос о многослойности концепта «Дворянское гнездо»...........................32

1.4. Основные содержательные и структурные параметры концепта «Дворянская усадьба» в русском языке...............................................36

1.5.Место концепта «Дворянская усадьба» в индивидуально-авторской картине мира И.А.Бунина....................................................................................40

Выводы..............................................................................................48

ГЛАВА 2. ЯДРО И ПРИЯДЕРНАЯ ЗОНА КОНЦЕПТА «ДВОРЯНСКАЯ УСАДЬБА» В РУССКОМ ЯЗЫКЕ.........................................................50

2.1. «Дворянская усадьба»: явление, понятие, концепт................................51

2.1.1. Из истории возникновения усадебных владений.................................51

2.1.2. Организация усадебного пространства.............................................55

2.1.3. Инфраструктура и функциональное наполнение дворянской усадьбы... 567

2.1.4. Идейно-художественная нагруженность образа усадьбы в русской литературе. Бунин - наследник и завершитель темы...................................59

2.1.5. «Культурная память слова» и его связь с творчеством Бунина.................64

2.2. Общие параметры концептуального поля и микрополей...............................77

2.2.1. Характеристика понятий «ядро» и «периферия» применительно к полевой структуре концепта..........................................................................77

2.2.2. Ядро концепта «Дворянская усадьба»..........................................................81

2.2.3.Микрополя и уровни языковой репрезентации в составе концепта

«Дворянская усадьба»........................................................................................87

2

2.3. Микрополе «Господский дом».......................................................................101

2.4. Микрополе «Сад».............................................................................................103

2.5. Микрополе "Надворные постройки".................................................104

2.6. Микрополе «Бытовые реалии».......................................................................108

2.7 Микрополе «Барская деревня»........................................................111

Выводы.....................................................................................................................112

ГЛАВА 3. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ПЕРИФЕРИИ КОНЦЕПТА «ДВОРЯНСКАЯ УСАДЬБА»........................................................115

3.1. Периферия микрополя «Господский дом»....................................................115

3.2.Периферия микрополя «Сад»...........................................................................130

3.3. Периферия микрополя «Надворные постройки»..........................................142

3.4. Периферия микрополя «Бытовые реалии»....................................................146

3.5. Периферия микрополя «Барская деревня»....................................................164

3.6. Взаимоотношения концепта «Дворянская усадьба»» с другими объектами русской концептосферы...............................................................166

3.7.Репрезентанты индивидуально-авторской составляющей в секторе «Дворянская усадьба» русской языковой картины мира..............................170

Выводы.....................................................................................................................172

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................173

БИБЛИОГРАФИЯ.............................................................................180

ВВЕДЕНИЕ

Для России является характерным, как не раз отмечали исследователи [См., например, Апресян 1995], стремление искать такие объяснения различных явлений, достоверность которых подтверждается достижениями самых разнородных областей науки и культуры. В последние двадцать лет это ярко проявляется и тогда, когда речь идет о языке - важнейшем культурном и гуманитарном явлении.

Несмотря на серьезные достижения сравнительно-исторического языкознания и после периода всеобщей эйфории, связанной с достижениями структурной лингвистики [См. Соссюр 1997], центром внимания становится тот непреложный факт, что национальный язык — это не только средство общения, не просто знаковая система. Человечество приходит к осознанию, что «язык, будучи человеческим установлением, не может быть понят и объяснен вне связи с его создателем и пользователем» [Кравченко 1996: 6]. Новый подход к описанию языка, получивший название «антропоцентризм», прежде всего учитывает роль человеческого фактора в языке и, наряду с опорой на форму (продолжаются исследования в области структурной лингвистики, функциональной грамматики и других традиционных направлений), появляется стремление к большей опоре на содержание, не на механизм, лежащий в основе языка, а на его применение [См. Апресян 1999]. При таком подходе «научные объекты изучаются прежде всего по их роли для человека, по их назначению в его жизнедеятельности, по их функциям для развития человеческой личности и ее усовершенствования» [Кубрякова 1995: 212].

Исследователи всех научных школ указанного направления не только выявляют языковые факты и языковые категории, но прежде всего стремятся соотнести их с ментальными репрезентациями и с тем опытом, который они в качестве структур знания отражают [См. Аскольдов 1997]. Центральной единицей

при этом считают концепт — совокупность знаний, в которых отражаются не

4

просто «существенные признаки объекта, а все те, которые в данном языковом коллективе заполняются знанием о сущности» [Телия 1996: 96].

Концепт - один из популярных в последние десятилетия термин современной лингвистики - не имеет пока однозначного понимания. Этот термин связан с антропоцентрической парадигмой языкознания и когнитивно - прагматической методологией, он используется наряду с такими ключевыми понятиями, как "дискурс", "картина мира", с его помощью характеризуются мировоззренческие, интеллектуальные и эмоциональные стороны личности [СЭС 2003:199].

Из многочисленных подходов к пониманию концепта наиболее отвечающим целям и задачам данной работы считаем понимание, сформулированное Ю.С. Степановым: «Концепт - это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт - это то, посредством чего человек — ... сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее...Концепт - основная ячейка культуры в ментальном мире человека» [Степанов 2002: 40-41].

Концепт "не непосредственно возникает из значения слова, а является результатом столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом. Потенции концепта тем шире и богаче, чем шире и богаче культурный опыт человека" [Лихачев 1997: 281].

Важное место в системе понимания концепта принадлежит концептосфере. Д.С. Лихачев писал: «Признавая, что концептосфера русского языка, созданная писателями и фольклором, исключительно богата, рассматриваем национальный язык не в качестве «как бы "заместителя" русской культуры» [Там же], а как исключительный культурно-ментальный феномен, представляющий собой духовную, одушевленную ипостась.

Концептосфера в качестве совокупности концептов может храктеризоваться как сфера мысли, информационная база когнитивного сознания народа и отдельной личности.

Несмотря на то, что важнейшим объектом исследования и основным понятием когнитивной лингвистики единогласно признается концепт, существуют

5

различные трактовки этого явления (См. работы O.A. Алимурадова, A.C. Ас-кольдова, А.П. Бабушкина, H.H. Болдырева, А. Вежбицкой, С.Г. Воркачева, A.A. Залевской, C.B. Ивановой, В.И. Карасика, М.Н. Конновой, В.В. Красных, Е.С. Кубряковой, Д.С. Лихачева, В.А. Масловой, З.Д. Поповой, Г.Г. Слышкина, Ю.С. Степанова, И.А. Стернина и др.). Выяснено, что в лексико-семантических, словообразовательных, фразеологических системах языков запечатлеваются некоторые апробированные временем представления об окружающей действительности, тогда как в ассоциативно-дискурсивных реализациях - не только основные, но и сопутствующие, факультативные или новые знания об этих явлениях.

В своём понимании одного из значимых концептов русской концептосферы - концепта «Дворянская усадьба» мы исходим прежде всего из положения о том, что концепт - комплексная мыслительная единица, отражающая индивидуальные и общественные представления и оценки различных явлений, единица, которая репрезентирует результат освоения русским человеком важной для него составляющей реального мира, отраженного в сознании (концептуальная картина мира) и зафиксированного в языке (языковая картина мира).

Формой существования концептов мы, вслед за Л.Г.Бабенко [Бабенко 2006: 51], считаем текст. Именно текст способен показать, что концепты не существуют изолированно, они взаимодействуют друг с другом. В результате взаимодействия создаются объединения, представляющие соответствующий фрагмент картины мира, с чертами универсальными и собственно авторскими.

Особый интерес для нашего исследования представляет художественное произведение: в нем, кроме универсальных, воплощаются индивидуальные черты, поэтому выбранный нами для описания концепт «Дворянская усадьба» рассматривается на материале произведений И.А.Бунина, уделившего феномену русской дворянской усадьбы огромное внимание.

Совокупность объективных сведений о таком явлении, как провинциальная дворянская усадьба в геополитическом и историко-экономическом простран-

стве России, позволяет концептуализировать [См. Булыгина 1987] ее феномен как один из ключевых в общерусской культуре.

Понятие «усадьба» (как в обиходном значении, так и в связи с этимологией слова) в сознании русского человека связано с важными социально-историческими и социально-бытовыми ассоциациями.

Лексико-семантическая группа поместье — имение — усадьба — деревня — вотчина - село как синонимы названия собственности, которая принадлежала одной из социальных групп России, фигурирует в русских мемуарных и литературных источниках с конца XVIII, переживает разные трансформации на протяжении всего XIX века и в переходе от XIX к XX вв., с конца XX и в начале XXI веков наблюдается взрыв интереса к усадебной культуре, возрождается стремление на конкретном материале восполнить пробелы в истории исследования национальной культуры, усиливается потребность внимательнее вглядеться в один из ориентиров культурного наследия страны, описать и представить «...различные грани социально-хозяйственного и семейного уклада русской действительности...» [Стернин 1998: 247].

Выбор данной темы диссертационной работы обусловлен тем, что, несмотря на такую важную роль в истории и культуре России, феномен дворянской усадьбы не подвергался до сих пор концептуальному осмыслению, выявлению его лингвистической составляющей.

Актуальность данной темы определяется тем, что моделирование каждого концепта - шаг, необходимый для воссоздания целостного, панорамного полотна, способного конструировать верное представление о содержании русской концептосферы.

Объектом исследования стали тексты произведений И.А.Бунина, в той или иной степени касающихся проблем, связанных с дворянской усадьбой.

Предмет исследования - выявление комплекса средств языковой экспликации указанного концепта, которые, как представляется, характерны для русской языковой картины мира.

Источником иллюстративного материала и основанием для важнейших выводов диссертации послужила подготовленная нами картотека, составленная методом сплошной выборки из текстов издания «И.А.Бунин. Собрание сочинений в 9 т. М.: Художественная литература, 19651», а также данные Национального корпуса русского языка (интернет-ресурс), лексикографических изданий (более 20 словарей различного типа).

Цель диссертационной работы состоит в построении лингвокогнитивной модели концепта «Дворянское гнездо» с опорой на теоретические положения современной лингвокогнитологии и на те лингвистические средства, которые выступают репрезентантами концептуального содержания.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

- рассмотрения ряда теоретических вопросов, касающихся подходов к трактовке понятий «языковая и концептуальная картина мира», «концепто-сфера», «концепт» в современной лингвистике , выбора направления анализа, оптимального для содержания и структуры изучаемого концепта;

- выявления черт процесса формирования концепта «Дворянская усадьба» как специфически русского концепта;

- исследования, с опорой на данные картотеки и лексикографических источников, содержательных характеристик концепта с целью определения его универсальных, этноспецифических и индивидуально-авторских черт;

- выявления языковых средств объективации содержания концепта и моделирование его структуры, основываясь на принципах полевого анализа;

- установления содержательных и структурных признаков, характеризующих отношения данного концепта со смежными компонентами русской кон-цептосферы;

- характеристики репрезентантов индивидуально-авторской составляющей в содержании и структуре концепта.

'Везде, где это специально не оговаривается, цитаты из И.А.Бунина по этому изданию. Первая цифра в скобках - том, вторая - страница.

8

Основными методами исследования явились: концептуальный анализ текста (приемы функционально-стилистического, семантико-когнитивного, контекстуального и интертекстуального анализа), в ходе которого рассматриваются способы языковой реализации концепта с последующим моделированием его структуры; лексикографический метод.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые обоснована возможность рассмотрения феномена русской усадьбы в качестве одного из компонентов концептосферы; впервые концепт «Дворянская усадьба» подвергнут лингвистическому описанию с привлечением не рассматриваемого ранее с этих позиций языкового материала. Новым является также то, что концепт «Дворянская усадьба» в нашем рассмотрении пополнил число русских концептов, описанных в качестве полевой структуры.

Специфика индивидуально-авторского в содержании данного концепта как сложного, многозначного явления, особенности его языкового воплощения в художественном тексте до сих пор также не были предметом лингвистического анализа.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что оно расширяет имеющиеся представления о структуре и содержании русской концептосферы, о специфике отражения в языке ценностной картины мира и тем самым вносит определенный вклад в когнитивную лингвистику и культурологию.

Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования материалов и результатов исследования в преподавании вузовских курсов по русскому языку и теории языка, а также в спецкурсах по когнитивной лингвистике, лингвокультурологии и спецсеминарах по изучению идио-стиля писателей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Концепт «Дворянская усадьба» может быть признан сложной абстрактной

сущностью, входящей в состав русской концептосферы. В вербализованном

виде он представляет собой многоуровневую полевую структуру, включающую

ядро, приядерную зону и обширную периферию. Макрополе концепта пред-

9

ставлено совокупностью микрополей, связанных между собой семантическими возможностями ключевой лексемы.

2. Концепт «Дворянская усадьба» содержит понятийный, образный и ценностный компоненты. Ядром понятийной составляющей выступает сочетание «Дворянская усадьба», образная составляющая находит свое отражение на различных языковых уровнях (лексическом, фразеологическом, морфологическом, синтаксическом). Ценностная составляющая представляет значимость, актуальность концепта, культурные установки, оценки явления в этнической картине мира.

3. Анализ средств репрезентации концепта и рассмотрение отношений со смежными концептами позволяет выявить параметры его содержательного и структурного позиционирования в русской концептосфере.

4. Вербальное воплощение концепта «Дворянская усадьба» в текстах произведений И.А.Бунина отражает особенности художественного мышления и мировоззрения писателя, дает представление о его системе ценностей, о различных этапах в реализации этой системы.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы и результаты исследования были