автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему:
Зарубежная и отечественная историография античной социальной утопии

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Рубцов, Павел Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Барнаул
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.09
Диссертация по истории на тему 'Зарубежная и отечественная историография античной социальной утопии'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Рубцов, Павел Владимирович

Введение.з

Глава I. Античная утопия: теоретические аспекты.

1. Понятие «утопия» и классификация утопий.п

2. Вопрос об исторических истоках утопизма.

3. Особенности античного утопизма.

Глава II. История античной социальной утопии в зарубежной историографии.

1. Исследования Х1Х-начала XX вв.

2. Историография античной утопии 1918-1940-х гг.

3. Западная историография второй половины XX в.

Глава III. Отечественная историография античной социальной утопии.

1. Дореволюционные исследования.

2. Советская историография 20-х-50-х гг.

3. Отечественная историография второй половины XX в.ш

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по истории, Рубцов, Павел Владимирович

Утопические образы, механизмы создания которых одинаково функционируют на протяжении всей истории человечества, наполняются специфическим содержанием в конкретной исторической среде. Это предопределяет двойственный характер любого исследования истории утопической мысли, присутствие в таком исследовании синхронического и диахронического аспектов. Попытки обозначить роль и место утопии в изучаемом периоде неразрывно связаны со стремлением осознать специфику «утопического» вообще, характерную не только на определенном историческом промежутке, но и в современных исследователю условиях. Соответственно, античная социальная утопия вызывает повышенный исследовательский интерес, с одной стороны, как источник европейской утопической традиции, определивший многие формы выражения утопических представлений, а с другой - как один из важных компонентов духовного мира античности. Не пропадающая актуальность изучения античной утопии, определившая появление, особенно во второй половине XX в., множества работ, с различных, зачастую противоположных позиций оценивающих характерные черты, тенденции развития античного утопизма и его место в общей истории утопических идей, остро ставит проблему методологических подходов к данному явлению. Решение этой проблемы не может быть осуществлено без изучения зарубежной и отечественной историографии античной социальной утопии, обобщения накопленного опыта исследования античного утопизма.

Предметом настоящего исследования, соответственно, является зарубежная (западная) и отечественная историография античной социальной утопии XIX-XX вв., под которой понимается совокупность научных работ общего (в первую очередь) и частного характера, в которых рассматриваются проблемы исторического развития и специфики античных утопических представлений. За рамками исследования остаются специальные работы по утопическим представлениям раннего христианства, так как эта тема требует отдельного рассмотрения. Употребляемый в работе термин «зарубежная историография» применяется нами к наиболее значимым национальным школам антиковедения - немецкой, англо-американской, французской и итальянской. При этом основное внимание уделяется первым двум, так как именно на немецком и английском языках опубликованы наиболее значимые работы концептуального характера по истории античной утопии.

Цель работы заключается в анализе основных концепций истории античной социальной утопии, присутствующих в работах зарубежных и отечественных авторов, в их развитии и взаимодействии.

Достижение поставленной цели определяется решением следующих задач: выяснить связи концепций античной социальной утопии с историческими условиями их возникновения; определить особенности теоретического осмысления утопизма исследователями античной социальной утопии в контексте общего развития утопиеведения в различные периоды; выявить, по возможности, основные направления в изучении античной социальной утопии, их специфику и тенденции развития; обозначить основные тенденции развития зарубежной и отечественной историографии античной социальной утопии в каждый рассмотренный период.

Решение этих задач, на наш взгляд, не предполагает охвата всех работ, в которых так или иначе затрагивались античные утопические представления. Кроме того, что подобный охват в одной работе представляется практически невозможным, он неизбежно привел бы к размыванию основной цели исследования. Соответственно, в работе сосредоточено внимание на основных исследованиях обобщающего характера, интегрирующих исследования частных проблем и тем самым обозначающих общий уровень развития историографии античной социальной утопии в отдельные периоды.

В соответствии с этим принципом определяется источниковая база исследования. При всем многообразии историографических источников1, мы выделим следующие их группы, отвечающие выбранным задачам:

1. Антиковедческие исследования утопии, которые включают: а) работы монографического характера и статьи, посвященные исследованию античной социальной утопии в целом или ее существенных аспектов, эксплицируемых исследователями в качестве сущностных характеристик античного утопизма.

1 См.: Зевелев А. И. Историографическое исследование: методологические аспекты. М., 1987. С. 117-133. б) наиболее существенные работы по частной проблематике античной утопии.

2. Исследования общей истории утопических идей и теоретические работы по утопии.

Первая группа, являющаяся приоритетной при рассмотрении выбранной темы, включает разноплановые исследования антиковедов, которые, будучи специалистами в разных областях античной истории, изложили свой взгляд на проблемы развития и специфики античных утопических представлений. Не касаясь здесь теоретических вопросов утопии (важность этих вопросов заставила выделить их в отдельную главу), отметим, что процесс выделения античных социальных утопий в самостоятельный предмет исследования завершился лишь во второй половине XX в. Первая работа монографического характера, полностью посвященная теме исторического развития античной утопии появилась лишь в 1921 г.1, и с тех пор подобных работ насчитывается лишь несколько2, хотя тема античной социальной утопии рассматривается во внушительном количестве статей. Тем не менее, до указанной даты появлялись исследования, в которых античная утопическая мысль помещалась в более широкий контекст - социалистических идей (Р. Пельман), источников античного романа или представлений о загробной жизни (Э. Роде), идеализации варваров (А.Ризе), философско-политических теорий (Э. Целлер, У. Виламовиц-Меллендорф) и т.д. Это позволяет включать работы такого рода в исследование, тем более, что многие из них послужили основой для развития новейшей исто

1 Salin Е. Piaton und griechische Utopie. München-Leipzig, 1921.

2 Ferguson J. Utopias of the Classical World. L., 1975; Günter R, Müller R. Sozialutopien der Antike. Leipzig, 1987; Гуторов В.А. Античная социальная утопия: вопросы истории и теории. Л., 1989; Чернышов Ю.Г. Социально-утопические идеи и миф и «золотом веке» в Древнем Риме. Ч. 1-2. Новосибирск, 1994; и оставшиеся нам недоступными работы: Dawson D. Cities of the Gods: Communist Utopias in Greek Thought. N-Y.-Oxford, 1992; Bichler R. Von der Insel der Seligen zu Piatons Staat. Geschichte der antiken Utopie. Teil I. Wien, 1995. Выпущенные отдельными изданиями работы Г. Болдри, X. Браунер-та, Г. Флашара и Р. Мюллера носят ограниченный, конспективный характер, что не позволяет их рассматривать как монографии. риографии античной социальной утопии. По мере спецификации античного утопизма как самостоятельного предмета изучения, основными источниками становятся собственно утопиеведческие исследования.

Эта же группа источников представлена работами как по отдельным авторам (Гесиод, Платон, Эвгемер, Ямбул, Вергилий и т.д.), так и по различным аспектам утопической традиции - «примитивизму» и идеализации варваров (А. Лавджой и Г. Боас, Н.С. Широкова, С.А. Тахтаджян), мифам о «золотом веке» или «островах блаженных» (Б. Гатц, П. Капелле), вопросам рабства в утопиях (Й. Фогт) и т.д. Ценность данного вида источников заключается в конкретизации отдельных моментов развития античной социальной утопии.

Так как историография античного утопизма в той или иной мере отражала общее состояние изучения утопии в целом, то привлечение второй группы источников является необходимым. Именно в русле общей истории утопической мысли зарождался интерес к античным образцам, давшим начало европейской утопической традиции. На протяжении всего изучаемого периода важным направлением исследования утопии являлось направление истории социалистических идей, возникшее в 30-е-40-е гг. XIX в., когда понятия «утопия» и «социализм» имели определенное созвучие. В связи с этим, наиболее характерные для каждого периода работы данного направления привлекаются нами в качестве источников. Сюда относятся исследования А. Сюдра, Г. Адлера, В.П. Волгина, Ж. Вальтера, Н.Е. За-стенкера и др. Зародившееся в рамках данного направления утопиеведение дало множество работ по истории собственно утопий, в которых достойное место занял античный утопизм. Такие исследователи, как Дж. Херцлер, Л. Мэмфорд, Ф.Э. Мэнюэль и Ф.П. Мэнюэль, Р. Труссон, уделяли значительное внимание античной утопии. Работы, посвященные общетеоретическому осмыслению утопии, разрабатывающие категориальный и методологический аппарат для исторических исследований утопизма, также относятся к данной группе источников. Созданные Р. Молем, А. Фойгтом, Э. Блохом, К. Маннгеймом, А. Дореном и другими исследователями концепции «утопического» и классификации утопий, с одной стороны, наиболее точно отражают уровень изученности утопии в отдельные периоды, а с другой -дают понять, насколько исследования античной утопии были связаны с тенденциями развития утопиеведения. Особенностью источников второй группы является их опосредованная связь с античностью, выявление наиболее общего в утопических представлениях разных эпох античной истории.

Анализ историографических источников немыслим без понимания той проблематики, которой посвящены рассматриваемые работы. Это обуславливает обращение к собственно историческим источникам, которым также необходимо дать краткую характеристику. Кроме того, обзор исторических источников позволяет очертить сложности, возникающие при исследовании темы античной социальной утопии, и может служить дополнением к содержащемуся в первой главе рассмотрению теоретических вопросов античного утопизма.

Тенденция к универсализации категории «утопия» закономерно расширяет источниковую базу исследований античного утопизма. Если первоначальное понимание утопии как разработанной рационалистической конструкции, выраженной в особой литературной форме, ограничивало исследовательское поле несколькими философскими и литературными произведениями, то в настоящее время утопиеведческий анализ охватывает разнообразные виды источников.

Специфика проблематики утопии в целом сохраняет приоритет за нарративными источниками, которые включают все многообразие жанров от поэзии до философского трактата. Определившийся еще в XIX в. «канон» античных авторов-утопистов включает, непременно, Платона и, в большинстве случаев, представителей романического жанра - Гекатея, Эвгемера, Феопомпа, Ямбула. Выделенные на основе определенного типологического единства с утопическими произведениями Возрождения и нового времени, эти важнейшие для понимания античной утопии произведения являются лишь частью того разряда источников, на основе которых реконструируется история античной утопической традиции в ее рационалистическом варианте. Названные произведения дополняются целым рядом исторических, географических, политических, философских трактатов и, в определенной мере, - памятниками ораторского искусства и эпистолярного жанра.

Давно замеченная связь рационалистических утопических конструкций с мифологическими образами, формирующими своеобразный тип утопии, определяет ценность источников, содержащих информацию об этом типе утопических представлений. Особую роль в данном случае играет поэзия, в которой на протяжении всей античной эпохи, от Гомера до поздне-античных авторов, таких как Клавдиан, тема мифического блаженного состояния занимала внушительное место.

Как и для антиковедения в целом, особенностью источниковой ситуации является фрагментарность многих письменных источников, их не всегда адекватная передача более поздними авторами. Так, об эллинистической утопии мы знаем практически исключительно по фрагментам, что значительно затрудняет ее интерпретацию. Соответственно, в исследовательское поле попадают источники, которые обладают, в определенной степени, «внешним» по отношению к утопическим представлениям характером - произведения Аристотеля, Диодора, Лукиана и т.д.

Помимо нарративных источников значительную роль в изучении античной социальной утопии (в особенности образно-мифологического типа) могут играть эпиграфические и нумизматические источники, дающие представление о пропаганде властных структур, в которой использовались утопические символы. Кроме того, еще Р. Пельман1 заметил тесную связь греческих утопичесих представлений с фольклором, что оправдывает привлечение данного типа источников к утопиеведческому анализу.

Многочисленность и многообразие работ по античной социальной утопии не привели, однако, до сих пор к существенному историографическому исследованию данной темы ни в отечественной, ни в западной науке. Зарубежные авторы акцентируют внимание прежде всего на изучении утопии в целом2, выделяя различные подходы к пониманию феномена утопии. При обращении к историографии античной социальной утопии превалирует библиографический подход, просто суммирующий литературу по данной тематике . В отечественной историографии советского периода центральной проблемой изучения утопии оставалась история социалистических идей, причем внимание привлекали утопии, появлявшиеся с эпохи Возрождения. Соответственно, в наиболее крупные историографические обзоры исследования по античной социальной утопии не попадали4.

Конечно, любое серьезное исследование античной социальной утопии или ее отдельных аспектов опирается на историографическую традицию, что предполагает ее осмысление и систематизацию5. Но такая систе

1 Пельман Р. История античного коммунизма и социализма. СПб., 1910. С. 294.

2 См., напр.: Manuel F.E., Manuel F.Р. Utopian Thought in the Western World. Cambridge (Mass.), 1979. P. 10 ff.; ср.: Flashar H. Formen utopischen Denkens bei den Griechen. Innsbruck, 1974. S. 5-7; Idem. Die griechische Literatur im utopischen Denken Ernst Bloshs // Utopia. Referate und Texte des 6. Internationalen Humanistischen Symposiums 1984. Athen, 1986. S. 87 ff.

3 См.: Bichler R. Utopie und gesellschaftlicher Wandel. Eine Studie am Beispiel der griechisch-hellenistischen Welt // Gesellschaftliche Prozesse. Beitrage zur historischen Sociologie und Gesellschaftsanalyze / Hrsg. von K. Acham. Graz, 1983. S. 25-27; Günter R., Müller R. SozialUtopien. .S. 200-203; Ma.ce S. Utopian and Erotic Fusion in a New Elegy by Simonides // ZPE. 113.1996. P. 236. N. 23.

4 См .'.Дунаевский В. А., Кучеренко Г.С. Западноевропейский утопический социализм.; ср.: Шестаков В.П. Понятие утопии и современные концепции утопического // ВФ. 1972. №8. С. 151-158.

5 См., напр.: Gatz В. Weltalter, goldene Zet und sinnverwandte Vorstellungen (Spudasmata. 16). Hildesheim, 1967. S. 7 ff.; Rosenmeyer Th.G. Hesiod and Historiography // Hermes. 85. 1957. H. 3. P. 260 ff.; Fymopoe B.A. Античная социальная утопия.С. 3 слл.; Чериышов ЮТ. Социально-утопические идеи.Ч. 1. С. 5 слл.;Хазина A.B. Эллинистичекие социматизация подчиняется задачам конкретного исследования и не имеет самостоятельной историографической значимости, хотя обладает значительной эвристической ценностью.

Непосредственно по предмету своего исследования примыкающими к нашей тематике работами являются статьи М.К. Трофимовой1, В.А. Гу

2 3 торова и Ю.Г. Чернышева по некоторым проблемам историографии античной социальной утопии.

В работе, посвященной изучению утопии Ямбула в зарубежной историографии, М.К. Трофимова ограничилась несколькими именами исследователей второй половины ХГХ-60-х гг. XX в., пытаясь через персоналии обозначить основные тенденции в трактовке романа Ямбула. Исследовательница отметила тесную связь таких трактовок с интересами той эпохи, в которую появились рассматриваемые работы: «Так, Роде, сына своего времени, занимали в сочинении Ямбула приметы становления греческого романа, Пельман смотрел на Ямбула глазами человека, столкнувшегося с небывалым успехом коммунистических идей. Ученые 20-х-30-х годов XX столетия обдумывали роман Ямбула в связи с восстанием Аристоника, с движением рабов, которое они изучали, руководимые далеко не одним только академическим интересом. Наконец, и Симон., и М. Финли, и X. Браунерт.занимались сочинением Ямбула тоже не безотносительно, а применяясь к очень остро вставшей именно в последние десятилетия проблеме утопии». Верно, в целом, подмеченная связь исследовательских интересов с «веяниями времени» и наметки на периодизацию развития истоальные утопии (Гекатей, Эвгемер, Ямбул) Ш-1 вв. до н.э. Автореф. дисс. .к.и.н. Саратов, 1997. С. 5-8.

1 Трофимова М.К. Утопия Ямбула в зарубежной историографии //ИСУ. 1977. С. 124141.

2 Гуторов В.А. Некоторые проблемы изучения античных социальных утопий в буржуазной науке // История домарксистских социалистических учений и антикоммунизм. Л., 1982. С. 29-60.

3 Чернышев Ю.Г. Утопизм античный и современный: историография проблемы // Историография актуальных проблем античности и раннего средневековья. Барнаул, 1990. С. 3-26. риографии античной утопии (в лице Ямбула) остались в работе М.К. Трофимовой только в качестве ремарок. Остаются непонятными причины различия интересов Э. Роде и Р. Пельмана, работавших примерно в одно время, «неакадемического» интереса к восстанию Аристоника в 20-е-30-е гг. и остроты утопической тематики во второй половине XX в.

В основе статьи В.А. Гуторова лежит характерный для советской науки принцип участия историографии в «идейной борьбе своего времени, в противоборстве мировоззрений разных общественных классов»1. В соответствии с закрепленным на уровне методических указаний разделении «буржуазной» историографии на прогрессивную и реакционно-фальсификаторскую1, исследователь сосредоточил внимание на втором направлении. Методология всей работы основывалась на предпосылке, что «в современных условиях.в острую идейную борьбу включаются те области истории социально-политической мысли, которые долгое время были объектом исключительно академического исследования (выделено нами. — П.Р.). Примером в этом отношении являются попытки целого ряда ученых в Западной Европе и США подвергнуть пересмотру многие аспекты истории античных социальных утопий». В этом положении обращает на себя внимание попытка выделить период, когда преобладал академический интерес в изучении античной утопии. Понимая под «современными условиями» период 60-х -80-х гг., В.А. Гуторов имплицитно наделяет предшествующее время указанной характеристикой «академичности». Но такая трактовка, по меньшей мере, безосновательна. Совершенно пристрастно отмечая, что не все исследования античной утопии «имеют характер беспристрастных трудов», В.А. Гуторов в наибольшей степени сосредоточился на работе Дж. Фергюсона (отдельные исторические параллели которого действительно необоснованны), ставя его в один ряд с Р. Пельманом. Так как статья носит полемический, прежде всего, характер, то значительное Историография античной истории / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1980. С. 4. место в ней занимает обоснование собственных взглядов исследователя на проблемы развития античной социальной утопии, что, естественно, сокращает историографический анализ.

Наиболее приближенной к тематике нашего исследования является работа Ю.Г. Чернышева, посвященная вопросу соотношения античного и современного утопизма в историографии, как зарубежной, так и отечественной. Рассмотренная с такой точки зрения, историография античной социальной утопии разделяется на два периода, рубежом между которыми служит середина XX в. Для первого периода характерен в большей степени поиск общего в античных и современных утопиях. Второй связан с выявлением отличительных черт античного утопизма. Появление новых тенденций в историографии античной социальной утопии связывается исследователем с изменившимися историческими условиями, когда утопизм «резко поднимается до никогда ранее не достигавшихся пределов,.,, становится вдохновляющей силой грандиозных социальных экспериментов.». Обращая внимание на основные тенденции развития историографии античной социальной утопии, на влияние, оказываемое на нее историческими условиями, Ю.Г. Чернышов представил концепции отдельных исследователей античного утопизма лишь в обобщенном виде, попытавшись сформулировать «консенсус мнений» большинства исследователей. Цель работы не включала специально освещение проблемы развития античных утопий в историографии, хотя автор и отметил неравномерность изучения отельных этапов истории античного утопизма.

Таким образом, становится очевидной новизна настоящего исследования - оно является первой попыткой систематического изучения зарубежной и отечественной историографии античной социальной утопии.

Методологической основой исследования служат принцип историзма, позволяющий рассмотреть развитие явления в контексте исторической

1 Зевелев А.И. Историографическое исследование. .С. 137. действительности, и принцип научной объективности, тем более важный, что изучение античной социальной утопии долгое время было идеологически обусловлено. Наряду с общенаучными и специальными историческими методами логического, хронологического, историко-типологического и сравнительно-исторического анализа, в работе применены собственно историографические методы периодизации, ретроспекции (анализ историографического факта с помощью инструментария современной науки), перспективности (определения значимых для последующего развития тенденций).

В основу периодизации в работе положены уже применявшиеся к историографии античной истории принципы1, скорректированные с учетом специфики изучаемой темы. Так, нижней хронологической границей исследования является период 30-х-40-х гг. XIX в., что связано с появлением первых попыток систематического изложения истории утопической мысли в рамках истории социализма и зарождением теоретического осмысления утопии как специфического феномена. Верхней хронологической границей является 2000 г.

Несмотря на разницу исторических условий развития зарубежной и отечественной историографии, по отношению к выбранной тематике можно применить единую периодизацию с некоторыми корректировками для каждого случая. Так, в историографии античной социальной утопии в целом выделяется три основных периода.

Первый охватывает XIX- начало XX в. В этот период зарождается научный интерес к утопии, складывается направление истории социалистических идей, а к концу периода начинает появляться собственно уто-пиеведение. Для зарубежной историографии определенным рубежом, ознаменовавшим конец этого периода, можно считать Первую мировую войну и последующие революционные события в Европе, которые повлияли

1 Историография. .С. 10-1 1. на развитие исследований скорее в мировоззренческом плане, не обозначая резкого разрыва с традициями предшествующего периода. В отечественной историографии граница очерчена более четко революцией октября 1917 г. и установлением режима, идеологически направленного на слом предшествующих традиций, в том числе и историографических.

Второй период можно обозначить как межвоенный, так как в основном его границы заключались в промежуток между мировыми войнами. Особенности развития историографии античной социальной утопии, как и утопии в целом, в этотпериод определялись во многом складыванием в СССР и ряде европейских государств тоталитарных режимов.

Начало третьего периода связано с крушением или ослаблением этих режимов после Второй мировой войны (в СССР - с середины 50-х гг.), что позволило постепенно деидеологизировать утопиеведческую проблематику на Западе и более свободно дискутировать по этой проблематике в СССР. Несмотря на то, что третий период для отечественной науки разделяется на два подпериода падением коммунистического режима, общее развитие историографии античной социальной утопии характеризуется скорее постепенной трансформацией, начавшейся в рамках советского утопиеведения и завершившейся в постсоветское время.

Работа структурирована в соответствии с задачами и методами исследования. Учитывая необходимость терминологической и методологической определенности при изучении истории феномена, который определяется понятием «античная утопия» при сохраняющейся многовариантности толкования утопии в целом, целесообразным кажется выделение отдельной главы, посвященной теоретическим аспектам темы — проблеме определений, классификации утопических представлений, вопросу об исторических и психологических корнях утопии, специфике античного утопизма.

16

Вторая и третья главы посвящены зарубежной и отечественной историографии античной социальной утопии соответственно. Структурирование этих глав основано на хронологическом принципе. В соответствии с приведенной выше периодизацией, каждая глава делится на три раздела, в которых рассмотрены основные тенденции отдельных периодов развития историографии античного утопизма.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Зарубежная и отечественная историография античной социальной утопии"

Заключение

Как показывает рассмотренный в настоящей работе материал, формирование и развитие историографии античной социальной утопии, как на Западе, так и в России, происходило под влиянием многих факторов. Если не касаться личностного фактора, всегда присутствующего в любой научной работе, то можно отметить две детерминанты, определявшие ход этого развития в Х1Х-ХХ вв. Первая относится к общим историческим условиям, в которых появлялись работы по античной утопии. Вторая связана с тенденциями развития в этот период гуманитарного знания вообще и исторической науки в лице антиковедения, в частности. Особенности историографии античной социальной утопии отдельных периодов складывались из определенного сочетания этих двух (также взаимосвязанных) факторов, которые дифференцируются нами не в абсолютном, а, скорее, формальном плане, как «внешний» и «внутренний» по отношению к рассматриваемой проблематике факторы.

Утопические представления во все времена выполняли функцию социальной критики и, соответственно, были так или иначе идеологически направлены. В связи с этим и первые исследования утопий, возникшие в напряженной обстановке 30-х-40-х гг. XIX в. в Европе, носили конъюнктурный, по преимуществу, характер. Они пытались осмыслить генезис и стремительное распространение социалистических идей, в значительной степени впитавших элементы богатой утопической традиции, восходящей, в конечном счете, к античности. Закономерно поэтому, что первыми работами, затрагивавшими тему истории утопий, стали исследования истории социалистических идей, сформировавшие целое направление, которое сохраняло свое значение до второй половины XX в. Эти работы, являясь реакцией на общественно-политическую ситуацию в Европе, имели разное содержание, варьируясь от, по сути, политического памфлета (А. Сюдр) до систематических трудов. Но в любом случае античные утопические представления (точнее, их минимальная часть) рассматривались в исследованиях такого рода лишь как начало длинного ряда типологически однородных идей, просуществовавших до современности.

Выделение античных утопических представлений в относительно самостоятельный предмет исследования намечается в последние десятилетия XIX в. в рамках двух основных направлений - истории «античного социализма» и историко-филологического. Соответственно, исследования, в которых рассматривались античные социальные утопии, основывались на инструментарии, разработанном в соответствующих дисциплинах. Первое направление наиболее ярко представлено Р. Пельманом, второе - А. Ризе и Э. Роде.

Накопленный фактический материал привел к формированию в конце XIX - начале XX в. собственно утопиеведения. Термин «утопия», содержавший до этого изрядную долю негативных контаминаций, начинает наполняться позитивным или нейтральным содержанием, обретая форму научной категории, и широко применяться, в том числе, и в работах по античной истории. В последнем случае термин «утопия» сохраняет по большей мере значение литературного произведения, описывающего идеальное государственное или общественное устройство, то есть «государственного романа».

Даже в период между мировыми войнами, когда историография испытала значительное влияние иррационализма, подобная трактовка утопии оставалась превалирующей, хотя в развивающемся утопиеведении это понятие все больше универсализируется. В межвоенный период, насыщенный попытками «воплотить» утопию, сохранялась определенная конъюнк-турность исследований истории утопизма, интересовавшихся проблемой влияния утопических идей на события политической и социальной истории. Постепенный отход от исторического циклизма тогда же высветил вопрос о сущностных особенностях античной утопии. И хотя тесную связь между утопическими представлениями и исторической эпохой их возникновения уже ясно понимал Р. Пельман. Но его трактовка исторического процесса возвращала его к поиску в утопических представлениях античности и нового времени скорее общего, чем особенного.

Обозначенные в межвоенный период лишь как тенденции подходы к античной утопии в полной мере реализовались только во второй половине XX в., когда западные исследователи, после падения или ослабления тоталитарных режимов, стали подходить к истории утопизма в большинстве случаев с идеологически нейтральных позиций. Собственно, только в 50-х-80-х гг. на Западе сложилось «утопиеведение античности». Именно в этот период окончательно сформировался взгляд на античную утопию как на специфический предмет исследования. При всем многообразии подходов к феномену античного утопизма, основывающихся как на сохраняющейся многовариантности понимания утопии, так и на разнице научных интересов отдельных исследователей, их можно разделить на две основные группы. Первая, опираясь на идущем еще с XIX в. понимании утопии, рассматривает разработанные рационалистические конструкции, выраженные в особой литературной форме. Вторая, придающая утопии характер универсальной категории, рассматривает проявления утопизма во всех сферах духовной жизни человека.

Отечественная историография античной утопии до последнего времени сохраняла определенный «догоняющий» характер в отношении западных исследований этой тематики. Несомненно, определяющую роль в этом сыграли особенности исторического развития России, в котором государственная идеология, даже при кардинальной смене ее содержания, играла значительно большую роль, чем в западных странах (исключая тоталитарные режимы).

В связи с этим направление истории социалистических идей, давшее на Западе начало изучению утопизма как такового, развивалось в очень узких рамках сначала царской, а затем и советской цензуры. Но если первая в принципе ограничивала появление исследований данной тематики, то вторая приводила многочисленные работы, не последнюю роль в которых играли цели пропаганды, к единому знаменателю - учению марксизма-ленинизма. Тенденция усиления внимания к проблемам изучения утопии, проявившаяся после революции 1905-1907 гг., была в определенной мере прервана октябрьской революцией 1917 г., после которой предмет исследования утопизма был опять сужен до истории социалистических идей. Данное направление оставалось приоритетным до конца советского периода. Но именно на его основе, как это происходило и в конце XIX в. на Западе, появляется собственно утопиеведение.

Соответственно, и отечественное антиковедение достаточно поздно отреагировало на повышающийся на Западе интерес к проблематике античной социальной утопии. Появление первых обобщающих работ по античному утопизму совпало с началом слома монополии марксистской методологии истории в ее советском варианте. Тем не менее, на протяжении всего рассматриваемого периода историки-антиковеды обращались к различным узким темам, имеющим отношение к истории античной социальной утопии. Еще в дореволюционный период были заложены основы историко-филологического исследования отдельных проявлений античного утопизма - мифа о «золотом веке», прежде всего. В советской историографии этот миф так же привлекал внимание, но уже не просто как сказание о блаженной жизни, но как имеющая ярко выраженный «классовый» характер легенда, в которой угнетенные классы идеализировали общинно-родовые отношения. Для советских исследований в целом характерно, что, при всех передержках классового подхода, повышенное внимание к социальным корням утопий, стремление выявить идеалы, прежде всего, эксплуатируемых классов обуславливали постоянное внимание к мифологическим утопиям. И хотя во многих случаях трактовки мифа перегружали его несоответствующим содержанием, такое внимание привело и к теоретической разработке проблемы «народной» утопии.

С окончанием советского периода отечественная историография античной социальной утопии начала развиваться в едином русле с западной историографией. Об этом говорит общая тенденция изучения утопии с позиций разных дисциплин, развитие системного подхода к утопическим представлениям.

Несмотря на значительное количество работ по античной утопии, созданных к настоящему времени, проблематика античного утопизма продолжает оставаться актуальной и сохраняет множество «белых пятен». Так, не достигнуто сколько-нибудь определенное единство в вопросе об определении понятия «утопия» применительно к античности. При этом наблюдается достаточно ощутимый разрыв между теоретическим утопиеве-дением и исследованиями античной социальной утопии.

Слишком узкое понимание утопии, ограничивающее ее лишь разработанными рационалистическими конструкциями, неизбежно ограничивает и исследование несколькими литературными источниками, интерпретация которых так или иначе ходит по замкнутому кругу и зависит во многом только от субъективных пристрастий исследователя. Кроме того, подобное понимание, как это видно, например, по работе Г. Флашара, неизбежно сужает хронологические рамки развития античной утопической мысли до нескольких веков, когда древнегреческая политическая теория достигла наивысшего расцвета. Такая трактовка утопии не только автоматически снимает вопрос о «римском» этапе развития античного утопизма, на котором преобладала образно-мифологическая утопия, но и обедняет изучение древнегреческой утопии, в которой указанный тип утопических представлений также занимает значительное (если не определяющее) место.

Как кажется, все современные авторы признают тесную взаимосвязь утопических представлений и исторической среды их возникновения. Но при этом проблема соотношения утопии и действительности в античности остается наименее изученной. Исследователи, как правило, останавливаются наиболее ярких социально-политических экспериментах, в основе которых в той или иной степени угадываются идеи утопического характера. В этом случае, как зачастую и при рассмотрении литературно зафиксированной утопической традиции, наиболее яркие примеры затмевают те, на первый взгляд малозначимые или далекие от темы аспекты, которые, в конечном счете, могут служить основой для выявления специфики именно античных утопических представлений. Эти аспекты, относящиеся к социально-психологическим стереотипам, особенностям античной политической пропаганды, специфике социально-политических отношений в античных обществах, религиозной практике и т.д. затрагиваются лишь в некоторых работах по античной социальной утопии, хотя каждый из них имеет обширную историографическую традицию. Если взаимосвязь утопии и политической мысли в античности представлена в исследованиях достаточно полно, то связь утопии и политического действия еще требует значительной разработки.

Тенденция рассматривать утопию неразрывно с исторической действительностью позволила создать эффективный метод для периодизации

139 истории античной социальной утопии. В основу этого метода положено развитие самой античной цивилизации, а не вехи развития, например, литературной традиции. И хотя неравномерность распределения источников по отдельным периодам античной истории и их неравнозначность привели к известным пробелам в изучении античного утопизма (примером является Римская империя, в особенности - эпоха после раннего принципата), в историографии создан необходимый инструментарий для исследования истории античного утопизма и его специфики, которое остается одной из актуальных задач антиковедения.

 

Список научной литературыРубцов, Павел Владимирович, диссертация по теме "Историография, источниковедение и методы исторического исследования"

1. Исторические источники

2. Авсоний Магн. Стихотворения. М.: Наука, 1993. 338 с.

3. Античные гимны / Под ред. A.A. Тахо-Годи. М.: Изд-во МГУ, 1988. 362 с.

4. Антология кинизма. Фрагменты сочинений кинических мыслителей. М.: Наука, 1996. 335 с.

5. Аполлодор. Мифологическая библиотека. JL: Наука, 1972. 213 с.

6. Аполлоний Родосский. Аргонавтика // Александрийская поэзия. М.: Худ. лит, 1972. С. 143-302.

7. Арат. Явления // Небо, наука, поэзия. Античные авторы о небесных светилах, об их именах, восходах, заходах и приметах погоды. М.: Изд-во МГУ, 1992. С. 24-61.

8. Аристотель. Политика. Афинская полития. М.: Мысль, 1997. 458 с.

9. Аристофан. Комедии; Фрагменты. Пер. А. Пиотровского / Изд. подготовил В.Н. Ярхо; отв. редактор M.JI. Гаспаров. М.: Ладомир, Наука, 2000. 1033 с.

10. Бабрий // Античная басня / пер. с греч. и лат. М. Гаспарова. М.: Худ.лит., 1991. С. 349-407.

11. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1992. 1372 с.11 .Варрон. Сельское хозяйство / пер. с лат. М.Е. Сергеенко. M.-J1.: Изд-во АН СССР, 1963,220 с.

12. Беллей Патеркул. Римская история // Малые римские историки. М.: Ладомир, 1996. С. 11-98.

13. Вергилий Публий Марон. Собрание сочинений. СПб.: Биографический ин-т «Студиа биографика», 1994. 478 с.

14. Властелины Рима. Биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана. М.: Наука, 1992. 384 с.

15. Германии Цезарь. Небесные явления, по Арату // Историко-астрономические исследования. Вып. XX. М.: Наука, 1988. С. 346372.

16. Геродот. История в девяти книгах /пер. и прим. Г.А. Стратоновско-го. Л.: Наука, 1972. 600 с.17Тесиод. Труды и дни. Теогония // Происхождение богов. М.: Советская Россия, 1990. С. 167-218.

17. Гигин. Астрономия. СПб.: Алетейя, 1997. 222 с.

18. Гомер. Илиада / пер. Н.Гнедича. М.: Дюна, 1993. 432 с.

19. Ю.Гомер. Одиссея / пер. В Жуковского. М.: Дюна, 1993. 320 с.

20. Гомеровы гимны /пер. Е. Рабинович. М.: Carte Blanche, 1995. 232 с.

21. Гораций. Собрание сочинений. СПб.: Биографический ин-т «Студиа биографика», 1993. 448 с.23 .Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов/АН СССР, И-нг философии; Общ.ред. и вступит.статья А.Ф. Лосева. М.: Мысль, 1979. 620 с.

22. Катулл Гай Валерий. Книга стихотворений. М.: Наука, 1986. 303 с.

23. Книги Сивилл / пер. М. и Н. Витковских. М.: Энигма, 1996. 288 с.2в.Колумелла. Сельское хозяйство // Ученые земледельцы древней Италии. Л.: Наука, 1990. С. 114-198.

24. Лукан Марк Анней. Фарсалия или поэма о гражданской войне. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951. 352 с.

25. Лукиан. Избранная проза. М.: Правда, 1991. 720 с.

26. Лукреций Тит Кар. О природе вещей / пер. с лат. Ф. Петровского. М.: Худ.лит., 1983. 383 с.

27. Алетейя, 1996. 352 е.; 552 с. ЗА.Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты. М.: Наука, 1980. 505 с. ЪЪ.Писъма Плиния Младшего. М.: Наука, 1984. 408 с.

28. Платон. Собрание сочинений. В 4-х т. М.: Мысль, 1990. 860 с; 1993. 528 с; 1994.654 с; 1994. 832 с.

29. Плотин. Космогония. М.: REFL-book; К.: Ваклер, 1995. 304 с.

30. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 3-х т. М.: Изд-во АН СССР, 1961. 504 е., 1963. 548 е., 1964. 546 с.

31. Поздняя латинская поэзия. М.: Худ. лит., 1982. 719 с.

32. Проперций. Элегии // Катулл. Тибулл. Проперций. М.: Худ.лит., 1963. С. 247-457.41 .Светоний Гай Транквил. Жизнь двенадцати цезарей / Пер. М.Л. Гас-парова. М.: Правда, 1991. 512 с.

33. Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. М.: Наука, 1977. 384 с.

34. Сенека. Трагедии. М.: Искусство, 1991. 496 с.

35. А%.Феокрит, Мосх, Бион. Идиллии и эпиграммы. М.: Изд-во АН СССР, 1958. 328с.

36. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1: От эпических тео-космогоний до возникновения атомистики. М.: Наука, 1989. 576 с.

37. Фрагменты ранних стоиков. Т. 1: Зенон и его ученики /пер. и комм. А.А. Столярова. М.: Греко-латинский кабинет, 1998. 234 с.51 .Цензорин. Книга о дне рождения // ВДИ. 1986. №2. С. 230-237; №3. С. 224-237.

38. Ямелих. Жизнь Пифагора /Изд.подготовил В.Б. Черниговский. М.: Алетейя, Новый Акрополь, 1998. 248 с.

39. Anthologia lyrica continens Theognidem, Babrium, Anacreontea cum cet-erorum poetarum reliquiis selectis / Ed. Th. Bergk. Lipsiae, 1854. 437 p.

40. Athenaei Naucratitae Dipnosophistarum libri XV. Recensuit G. Kaibel. Lipsiae, 1887. XLI, 491 p; IV,498 p.; XII,810 p.

41. Catulli Veronensis liber. Recensuit M. Schuster. Leipzig, Teubner, 1963. XVIII, 163 p.

42. West. Oxford: Clarindon Press, 1982. 459 p. 63.Hesiod. Works and Days /Ed. with Prolegomena and Commentary by M.L. West. Oxford: Clarindon Press,1980. 339 p.

43. T. Lucreti Cari De rerum natura libri VI. Quartum recensuit J. Martin. Leipzig, Teubner, 1959. 285 p.

44. Ambrosii Theodosii Macrobii Saturnalia. Apparatu critico instruxit in Somnium Scipionis Commentaries selecta varietate lectionis ornavit Ja-cobos Willis 2 Aufl. Vol. 1-2 Leipzig, Teubner, 1970, Vol. I. Saturnalia, 466 p.

45. Macrobius Ambrosius Aurelius Theodosius. The Saturnalia. Trans 1. with an Introd. and Notes by Percival Vaughan Davis. New-York London, 1969.

46. M. Valerii Martialis Epigrammaton libri. Recognovit W. Heraeus. Leipzig, Teubner, 1976. 418 p.6%.Die Oracula Sibyllina. Bearb. von J. Geffcken. Leipzig, 1902. 240 s.

47. P. Ovidi Nasonis Fastorum libri VI recensuerunt E.H. Alton, D.E. Wor-mell, E. Courtney. Leipzig, Teubner, 1978. XIV, 186 p.

48. P. Ovidi Nasonis Metamorphoses /Ed. W.S. Anderson. Leipzig, Teubner, 1977. XXVIII,420 p.

49. Ovid. Die Liebeskunst. Lateinisch und Deutsch von F. Walter Lenz. Berlin, Akademie verlag, 1969, 246 s.

50. Pars I. Leipzig, Teubner, 1979. 242 p. 77.Scriptores Historiae Augustae /Ed. E. Hohl. Vol. I—II. Leipzig, Teubner, 1971. 310 p; 308 p.

51. И. Историографические источники и литература

52. Адлер Г. Из истории общественных учений / Пер. с нем. под ред., с пред. и прим. проф. В.Н. Сперанского. СПб.: Издание Юридического Книжного Магазина Н.К. Мартынова, 1913. XI, 227 с.

53. Андреев Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. JL: Лениздат, 1990. 223 с.

54. Античная Греция: проблемы развития полиса. В 2х т. М.: Наука, 1983.424 е.; 384 с.

55. Аристофан (сборник статей). М.: Изд-во МГУ, 1956. 199 с.

56. Асмус В.Ф. Платон. М.: Мысль, 1969. 247 с.

57. Базинер О. Ludi saeculares. Древнеримские секулярные игры. Варшава, 1901.326, CXV с.

58. Базинер О. Идея о прошедшем и будущем золотом веке человечества //РМ. 1902. №11. С. 1-34.91 .Барг М.А. О предмете и методе истории социалистической мысли // История общественной мысли: Современные проблемы. М.: Наука,1972. С. 431-452.

59. Бестужев И.В. Развитие представлений о будущем человечества в домарксовой общественной мысли (основные проблемы) // ВИ. 1966. №11. С. 47-64.

60. Бибби Дж. В поисках Дильмуна. М.: Главная ред. восточной литры, 1984. 367 с.

61. Библер В. С. Размышления о принципах периодизации утопического социализма // Из истории утопического социализма. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1981. С. 3-18.

62. Боннар А. Греческая цивилизация. В 2х тт. Ростов н/Д: Феникс, 1994. 446 е.; 448 с.

63. Брагинский КС., Лелекое Л.А. Иранская мифология // МНМ. T.I. С. 562-563

64. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М.: Прогресс, 1988. 224 с.

65. Волгин В.Л Социализм и эгалитаризм // BKA. 1928. №29. С. 13-17.

66. Он же. Рец.: Святловский В.В. История социализма. Изд. 2-е. JL,1924 // ПЗМ. 1924. №3. С. 283-288.

67. Он же. История социалистических идей. 4.1. M.-JI., 1928.

68. Он же. Очерки истории социалистических идей с древности до конца XVIII в. М.: Наука, 1975. 296 с.

69. И .Он же. Социализм в древней Греции // BKA. 1925. кн. 10. С. 97-116; кн. 12. С. 140-173.1\2.Воронцов Е. Языческий миф о золотом веке и мессианские чаяния иудеев // Вера и разум. 1905. Т. 1. 4.1. С. 663-685.

70. ХЪ.Вулих Н.В. Неверов О.Я. Роль искусства в пропаганде официальнойидеологии принципата Августа// ВДИ. 1988. №1. С. 162-173.

71. Вулих Н.В. Овидий (Итоги и перспективы исследования) // ВДИ. 1978. №2. С. 176-188.

72. Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы. Новосибирск: Наука, 1990. 330 с.

73. Он же. Античная социальная утопия: вопросы истории и теории. Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1989. 288 с.

74. Дератани Н.Ф. Lucretiana И. К вопросу об исторической концепции в поэме Лукреция //ВДИ. 1951. №3. С. 191-197.12бДоватур А.И. «Политика» и «Политии» Аристотеля. М.-Л.: Наука, 1965. 392 с.

75. Доддс Э.Р. Греки и иррациональное. СПб.: Алетейя, 2000.128Донских O.A., Кочергин А.Н. Античная философия. Мифология в зеркале рефлексии. М.: Изд-во МГУ, 1993. 240 с.

76. Он же. К происхождению этрусской космогонии дивинации // ВДИ. 1977. №2. С. 121-129.

77. Он же. О социальных идеях Сатурналий // ВДИ. 1946. № 4. С. 55.

78. Ермолаев И.А., Захаров A.A. Миф и мифологическое сознание // ВФ. 1986. №7. С. 149-153

79. Жизнь мифа в античности. Материалы научной конференции «Вип-перовские чтения 1985». 4.1. М.: Советский художник, 1988. 305 с.136Жирмунский В.М. Народный героический эпос. Сравнительно-исторические очерки. М.-Л.: Гослитиздат, 1962. 436 с.

80. Забулис Г.К. Saturnia tellus Вергилия. (К вопросу о формировании идеологии эпохи Августа)//ВДИ. 1960. №2. С. 111-123.

81. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VHI-V вв. до н.э. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. 208 с.

82. Застенкер Н.Е. Очерки истории социалистической мысли. М. Наука, 1985. 286 с.

83. Застенкер Н.Е. Утопический социализм // БСЭ. Т. 27. С. 141.

84. Застенкер Н.Е. Утопический социализм // Философская энциклопедия. М., 1970. Т.5. С. 292;

85. Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство. СПб.: Алетейя, 1994, 344 с.

86. Искандеров A.A. В.П. Волгин и задачи изучения истории социалистических идей // ИСУ. 1981. С. 3-16.

87. Историография античной истории / Под ред. В.И. Кузищина. М.: Высшая школа, 1980.

88. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного человека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем) /пер. с нем. М. Ботвинника. М.: Греко-латинский кабинет, 1997. 336 с.

89. Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России. Период феодализма. М.: Наука, 1977.

90. Клочков КС. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. Очерки. М.: Главная ред. восточной лит-ры, 1983. 208 с.

91. Колосова О.Г. Судьба человека и империи в диалоге Тацита «Об ораторах» (К интерпретации текста)//ВДИ. 1998. №3. С. 168-187.

92. Корелин С. Падение античного миросозерцания (Культурный кризис в Римской империи). СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1901. 169 с.

93. Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств (до середины VI в.). М.: Изд-во МГУ, 1984. 256 с.

94. Кошеленко Г.С. Градостроительная структура «идеального полиса». (По Платону и Аристотелю) // ВДИ. 1975. № 1. С. 3-26.1Ш.Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М.: Наука, 1991. 235 с.

95. Куклина ИВ ' Aßioi в античной литературной традиции // ВДИ. 1969. № 3. С. 120-130

96. Культура древнего Рима. В 2-х тт. М.: Наука, 1985. 432 е.; 400 с.

97. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М.: Высшая школа, 1990. 351 с.

98. Кучеренко Г.С. Исследования по истории общественной мысли Франции и Англии, XVI-первая половина XIX в. М.: Наука, 1981. 319 с.

99. Ленцман Я. А. Послегомеровский эпос как источник по социально-экономической истории Греции //ВДИ. 1 954. №4. С. 52-71.16Лобанов В.М. Как возник и развился социализм. М., 1917. 32 с.

100. Лосев А. Ф. Гесиод и мифология //УЗМГПИ, LXXXIII. 1954. С. 264301.

101. Он же. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. В 2-х кн. Кн. 1. М.: Искусство, 1992. 656 с.

102. Он же. Очерки античного символизма и мифологии /Сост. A.A. Тахо-Го ди. М. Мысль, 1993. 959 с.

103. Он же. Гомер. М: Учпедгиз, 1960. 350 с.

104. Он же. Мифология греков и римлян /Сост. A.A. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1996. 975 с.

105. Лукач Й. Пути богов. К типологии религий предшествовавших христианству. М.: Политиздат, 1984. 248 с.

106. MS.Лурье Д.Г. История развития социалистических теорий. М.Новгород: Госиздат, 1921. 16 с.

107. Лурье С.Я. История античной общественной мысли. Общественные группировки и умственные движения в эллинском мире. M.-JL: Госиздат, 1929. 415 с.

108. Лурье С.Я. Предтечи анархизма в древнем мире. М.: Голос Труда, 1926. 247 с.1%.Манхейм К. Идеология и утопия // Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

109. Маркс К, Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9-и т. Т. 3. М.: Политиздат, 1985. С. 139-171.

110. Машкин H.A. Принципат Августа. Происхождение и социальная сущность. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1949. 686 с.

111. Он же. Эсхатология и мессианизм в последний период римской республики //Известия АН СССР. СИФ. Т. III. 1946. № 5. С. 441-460.

112. Ш.Межерщкий Я.Ю. «Республиканская монархия»: метаморфозы идеологии и политики императора Августа. М.-Калуга: Изд-во КГПУ, 1994. 442 с.

113. Мелихов В.А. Вергилий и его эклоги. Харьков, 1912. 24 с.

114. Методологические проблемы истории философии и общественной мысли. М.: Наука, 1977.

115. Мишулин A.B. Спартаковское восстание. Революция рабов в Риме в I в. до н.э. М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1936. 292 с.

116. Мухачев В. В. Утопический социализм и предыстория социализма // Из истории социалистических идей: методология анализа и проблема личности. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1984. С. 27-52.

117. Ш.Мялль Л.Э. Буддийская мифология // МНМ. Т. I. С. 193-196.

118. Он же. Абхирати // МНМ. Т. I. С. 23189Махов КМ. Киническая литература. М: Главная ред. вост. лит-ры изд-ва Наука, 1981. 303 с.

119. Он же. Геммы античного мира. М.: Наука, 1982. 144 с.

120. Немалое ИМ. Социальный утопизм и его отношение к истории до-марксовой философии // Проблемы методологии историко-философского исследования. Вып. 2. М.: Наука, 1974. с. 37-126

121. Немировский А.И. Рождение Клио: у истоков исторической мысли. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1986. 352 с.

122. Нерсесянц ВС. Политические учения Древней Греции. М.: Наука, 1979.

123. Панченко Д. В. Геродот и становление европейской литературной утопии // Проблемы античного источниковедения. Сборник научных трудов. М.—Л., 1986. С. 107—116.

124. Он же. Кампанелла и Ямбул (Опыт текстологического анализа) // Вспомогательные исторические дисциплины. Т. 13. Л., 1983. С. 314324.

125. Он же. Ямбул и Кампанелла (О некоторых механизмах утопического творчества) // Античное наследие в культуре Возрождения. М.: Наука, 1984. С. 98-110.199.0« же. Платон и Атлантида. Л.: Наука, 1990. 192 с.

126. Пельман Р. История античного коммунизма и социализма // Общая история европейской культуры. Т. II. С-Пб.: Брокгауз-Ефрон, 1910. 712 с.

127. Юн же. Ранний христианский коммунизм / Пер. с нем. М.О. Ковалевского. Казань: Книгоиздательство М.А. Голубева, 1920. 39 с.

128. Платон и его эпоха. М.: Наука, 1979. 318 с.

129. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.1: Чары Платона /пер. под общ.ред. В.Н. Садовского. М.: Междунар.фонд «Культ.инициатива», Феникс, 1992. 446 с.

130. Пригоровский Г.М. К истории возникновения утопии Эвгемера // Памяти А.Н. Савина. М.: Изд-во Московского государственного университета, 1926. С. 165-181.

131. Рабинович Е.Г. Афродита Урания и Афродита Пандемос // Античность и Византия. М.: Наука, 1975. С. 306-318.

132. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. М.: Высшая школа, 1982. 487 с.

133. Рожков Н.А. Лекции по истории социализма. Пг.: Отд. подготовки учителей нар. просвещения Союза Коммунаров Сев. обл., 1919. 80 с.

134. Савельева Л.И. Идеал и действительность в творчестве Тибулла и Проперция // Античность и современность. М.: Наука, 1972. С. 334340.

135. Свентоховский А. История утопий. М.: Тип. В.М. Саблина, 1910. XXI, 427 с.

136. Святловский В.В. История социализма. Петроград: Начатки знаний, 1924. 318 с.

137. Святловский В.В. Каталог утопий. М.-Пг.: Госиздат, 1923. 100 с.

138. Сизов С.С. Утопия и общественное сознание: Философско-социологический анализ. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.

139. Сказкин С.Д. Научная и общественная деятельность академика В.П. Волгина // Из истории социально-политических идей. Сборник статей к 75-летию академика В.П. Волгина. М.: Изд-ао АН СССР, 1955. С. 14-21.

140. Скржинская М. В. Скифия глазами эллинов. Научно-популярное издание. СПб.: Издательство «Алетейя», 1998. 297 с,

141. Соболевский С.И. Аристофан и его время. М.: Изд-во АН, 1957. 420 с.

142. Соколова М.Н. Рейбо историк утопического социализма // ИСУ. 1984. С. 97-118.2\1 .Она же. Сюдр историк утопического социализма // ИСУ. 1985. С. 67-80.

143. Соловьев B.C. Жизненная драма Платона // Соловьев B.C. Сочинения. Т. 2. М., 1990. С. 620 -643.

144. Сорель Ж. Введение в изучение современного хозяйства. М., 1908.

145. Социализм Н Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 427.221 .Сперанский В.Н. Общественная роль философии. Введение в историю политических учений. Выпуск 1. СПб.: Шиповник, 19L3. XX, 146 с.

146. Строгецкий В.М. Введение к «Исторической библиотеке» Диодора Сицилийского и его историко-философское содержание // ВДИ. 1986. №2. С. 65-87.

147. Он же. Диодор Сицилийский и его «Историческая библиотека» в оценке историографии//ВДИ. 1983. №4. С. 176-186.

148. Тарн В. Эллинистическая цивилизация. М., 1949.

149. Тахо-Годи A.A. Греческая мифология. М.: Искусство, 1989. 304 с.

150. Тахтаджян С. А. Идеализация скифов: Эфор и предшествующая ему традиция // Проблемы античного источниковедения. М.—JI., 1986. С. 53—68.221 .Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. М.: Наука. 1971.312 с.

151. Токарев С.А. Золотой век // МНМ. T.I. С. 471-472

152. Томсон Дж. Исследования по истории древнегреческого общества: доисторический мир. М.: Изд-во ин. лит., 1958. 659 с.

153. Тренчени-Валъдапфель И. Гомер и Гесиод. М.: Изд-во ин. лит-ры, 1956. 123 с.231 .Он же. Мифология. М.: Изд-во ин.лит., 1959. 470 с.

154. Тронский КМ. История античной литературы. М.: Высшая школа, 1983.464 с.

155. Трофимова М.К. Утопия Эвгемера // ИСУ. 1986. С. 266-281.

156. Она же. К пониманию «Утопии Ямбула» у Диодора Сицилийского //ИСУ. 1982. С. 236-551.

157. Она же. Утопия Ямбула в зарубежной историографии // ИСУ. 1977. С. 124-141.23б.Она же. Эллинистические утопии (Ямбул и Эвгемер) // Эллинизм: Восток и запад. ML, 1992. С. 248-262.

158. Трубецкой Е. Социальная утопия Платона. М., 1908. 112 с.

159. Утопия и утопическое сознание: Антология зарубежной литературы /Сост., предисл.и общ. ред. В.А. Чаликовой. М.: Прогресс, 1991. 404 с.

160. Утченко С.Л. Кризис и падение Римской республики. М.: Наука, 1965. 288 с.

161. Он же. Политические учения Древнего Рима. III-I вв.до н.э. М.: Наука, 1977. 256 с.

162. Ушков A.M., Дайенко ММ. Методологические аспекты типологии социальных утопий//ВМУ. Серия 7. Философия. 1984. №1. С. 49-58.2А2.Фингерт Б.А. Краткое руководство по истории социализма. Л.-М.: Госиздат, 1925. 224 с.

163. ФойгтА. Социальные утопии. СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1906. 108 с.

164. Фролов Э.Д. Огни Диоскуров. Античные теории переустройства общества и государства. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.

165. Он же. Тернистый путь ученого: С.Я. Лурье и его «История Греции» // Лурье С.Я. История Греции. СПб., 1993. С. 16-17.

166. Он же. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. 2-е изд. Л: Изд-во ЛГУ. 1991. 434 с.

167. Он же. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. 160 с.

168. Он же. Русская наука об античности (историографические очерки). СПб.: Изд-во С.Петерб. ун-та. 1999. 544 с.

169. Разина A.B. Эллинистичекие социальные утопии (Гекагей, Эвгемер, Ямбул) III-I вв. до н.э. Автореф. дисс.к.и.н. Саратов, 1997. 18 с.

170. JЪу Вай-лу. Социальные утопии древнего и средневекового Китая // ВФ. 1959. №9. С. 75-86.251 .Целлер Э. Очерк истории греческой философии. М.: Канон, 1996. 336 с.

171. Чаликова В.А. Настоящее и будущее сквозь призму утопии // Современные буржуазные теории общественного развития. М., 1984. С. 89-103.

172. Чернышов Ю.Г. Гесиод и Овидий: опыт источниковедческого анализа античных описаний «золотого века» // Источниковедческие проблемы всеобщей истории. Караганда, 1991. с. 15-36;

173. Он же. Рец. Günter R., Müller R. Sozialutopien der Antike. Leipzig, 1987//ИСУ. 1990. C. 221.

174. Он же. Была ли у римлян утопия? У/ ВДИ. 1992. №1. С. 53-72.

175. Он же. Мореплавание в античных утопиях // Быт и история в античности. М.: Наука, 1988. С. 88-113.

176. Он же. Социально-утопические идеи и миф о "золотом веке" в Древнем Риме: в 2х ч. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1994. 176 е.; 167 с.

177. Он же. Три концепции «Сатурнова царства» у Вергилия // Античная гражданская община (Проблемы социально-политического развития и идеологии). JL, 1986. С. 100-114.

178. Он же. Утопизм античный и современный: историография проблемы //Историография актуальных проблем античности и раннего средневековья. Барнаул: Изд. АГУ, 1990. С. 3-26.

179. Хоу Вай-лу. Социальные утопии древнего и средневекового Китая // ВФ. 1959. №9. С. 75-86.251 .Целлер Э. Очерк истории греческой философии. М.: Канон, 1996. 336 с.

180. Чаликова В.А. Настоящее и будущее сквозь призму утопии // Современные буржуазные теории общественного развития. М., 1984. С. 89-103.

181. Чернышов Ю.Г. Гесиод и Овидий: опыт источниковедческого анализа античных описаний «золотого века» // Источниковедческие проблемы всеобщей истории. Караганда, 1991. с. 15-36;

182. Он же. Рец. Günter R., Müller R. Sozialutopien der Antike. Leipzig, 1987//ИСУ. 1990. C. 221.

183. Он же. Была ли у римлян утопия? // ВДИ. 1992. №1. С. 53-72.

184. Он же. Мореплавание в античных утопиях // Быт и история в античности. М.: Наука, 1988. С. 88-113.

185. Он же. Социально-утопические идеи и миф о "золотом веке" в Древнем Риме: в 2х ч. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1994. 176 е.; 167 с.

186. Он же. Три концепции «Сатурнова царства» у Вергилия // Античная гражданская община (Проблемы социально-политического развития и идеологии). JL, 1986. С. 100-114.

187. Он же. Утопизм античный и современный: историография проблемы //Историография актуальных проблем античности и раннего средневековья. Барнаул: Изд. АГУ, 1990. С. 3-26.

188. Чудиное A.B. История утопического социализма и социальной утопии Западной Европы и Америки в советских изданиях 1981-1987 гг. //ИСУ. 1990.С. 222-239.263Шабага И.Ю. Галльские панегирики: искусство лести // ВДИ. 1995. №4. С. 51-57.

189. Шацкий Е. Утопия и традиция. М.: Прогресс, 1990. 454 с.

190. Шестаков В.П. Понятие утопии и современные концепции утопического // ВФ. 1972. № 8. С. 151-158.

191. Широкова Н.С. Идеализация варваров в античной литературной традиции //Античный полис. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1979. С. 124-138.

192. Она же. Ultima Thüle в античной традиции и в европейской культуре // Античный мир. Проблемы истории и культуры: Сборник научных статей / Под ред. И. Я. Фроянова. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1998. С. 414—432

193. Штаерман Е.М. Кризис рабовладельческого строя в западных провинциях Римской империи. М.: Изд-во АН СССР, 1957. 512 с.

194. Онд^же. Социальные основы религии древнего Рима. М.: Наука, 1987.320 с.27О.Она же. Эллинизм в Риме // ВДИ. 1994. №3. С. 3-13.

195. Она же. Эллинизм в Риме // Эллинизм: восток и запад. М.: Наука, 1992. С. 140-176.

196. Шталъ И.В. «Одиссея» героическая поэма странствий. М.: Наука, 1978.168 с.

197. Штекли А.Э. «Крестьянская война в Германии» Энгельса и изучение утопического коммунизма // ИСУ. 1984. С. 3-18;214.0poice. «Родоначальник утопического коммунизма» и «проблески коммунистических идей» // ИСУ. 1982. С. 42-63;

198. Он же. Энгельс и издание «Истории социализма в отдельных очерках» (1895)//ИСУ. 1981. С. 61-86

199. Щеглов Д. История социальных систем. T.I. СПб.: Типография И. Н. Скороходова, 1891. XLV, 614 с.

200. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Инвест-ППП, 1996. 240 с.

201. Он же. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость. СПб: Алетейя, 1998. 250 с.

202. Он же. Космос и история. М.: Прогресс, 1987. 312 с.

203. Энгельс Ф. Предисловие к немецкому изданию 1890 года // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9-и т. Т. 3. М.: Политиздат, 1985. С.182-185.

204. Он же. Ф.Ф. Зелинский переводчик Софокла // Софокл. Драмы. В переводе Ф.Ф. Зелинского. М., 1990.

205. Adler G. Geschichte des Sozializmus und Kommunismus von Plato bis zur Gegenwart. Teil I. Leipzig: Verlag von C.L. Hirschfeld, 1899. X, 281 S.

206. Ages of the World // Encyclopaedia of Religion and Ethics/ Ed. by J. Hastings. Vol.1. Edinburg: T. and T. Clarck, 1908, P. 183-210.

207. Atti del Convegno Nazionale di Studi su "La cittä ideale nella tradizione classica e biblio-cristiana", Torino 2-3-4 Maggio 1985, a cura di R. Ug-lione. Torino: Assesorrata alia Cultura, 1987. 308 p.

208. Baldry H.C. Ancient Utopias. An Inaugural Lecture Delivered at the University on 28 November 1955. University of Southampton, 1956. 24 P294Jdem. Who Invented the Golden Age? //CQ.Vol. 46. № 1. 1952. P. 8392.

209. Bloch E. Das Prinzip Hoffung. 3 Bde. В.: Aufbau-Verlag, 1955-1959.

210. Idem. Freiheit und Ordung, Abriss der Sozialutopien. Leipzig: Reclam, 1985. 198 S.

211. Idem. Geist der Utopie. Munich: Duncker und Humblot, 1918.301 .Boas G. Cycles//DHI. I. P. 621—627.

212. Idem. Primitivism // DHI. III. P. 577-593.

213. Braedley A.C. Staatslehre des Aristoteles. В.: R. Gaertners Verlagsbuchhandlung, 1886. 83 S.

214. Braunert H. Die Heilige Insel des Euhemeros in der Diodor-Überlieferung // RhM. 108. 1965. S. 255-268.

215. Braunert H. Theorie, Ideologie und Utopie im griechisch-hellenistischen Staatsdenken // Geschichte in Wissenschaft und Unterricht. 14. 1963. S. 145—168.

216. Braunert //.Utopia. Antworten griechischen Denkes auf Herausforderung durch soziale Verhältnisse // Veröffentlichungen der SchleswigHolsteinischen Universitätgesellschaft. 51. Kiel, 1969.

217. Burckhard J. Griechische Kulturgeschichte. 3 Bde. Leipzig: Alfred Kröner Verlag, 1929.

218. ЪЮ.СареИе P. Elysium und Inseln der Seligen // Archiv für Religionswissenschaft. XXV. H. 3-4. S. 245-264; XXVI. H. 1-2. S. 17-40.311 .Carthedge P. Aristophanes and His Theatre of the Absurd. Bristol: Bristol Classical Press, 1990. 92 p.

219. DaebritzR. Hyperboreer//RE. 1914. Bd. 9 Hbd. 17. Sp. 258—279.

220. Davis P.J. Vergil's Georgics and the Pastoral Ideal // Ramus. 8. 1979. P. 22-33.

221. De l'utopie à l'uchronie: formes, significations, fonctions: actes du colloque d'Erlanden, 16-18 octobre 1986 / Ed. H. Hudde and P. Kuon Tübingen: G. Narr, 1988.

222. Eichtal E. Socialisme, communisme et collectivisme. Aperçu de l'histoire et des doctrines. P.: Guilloumin et C-ie, 1901. VIII, 325 p.

223. Elliott R.C. The Shape of Utopia: Studies in a Literary Genre. Chicago: University of Chicago Press, 1970.

224. Flashar H. Formen utopischen Denkens bei den Griechen. Innsbruck, 1974. S. 5-7.

225. Galinsky K. Some Aspects of Ovid's Golden Age // Grazer Beitrage. 10. 1981. P. 193-205.32ß.Gatz B. Weltalter, goldene Zet und sinnverwandte Vorstellungen. (Spu-dasmata, 16). Hildesheim: Olms, 1967. VIII + 238 S.

226. Gernet Louis. The Anthropology of Ancient Greece /Trans), by J. Hamilton and B. Nagy. Baltimore, L.: John Hopkins University Press, 1981. 3781. P

227. Giannini A. Mito e Utopia nella letteratura Greca prima di Piatone // Rendiconti dell' Instituto Lambardo. Classe di Lettere. 101. 1967. P. 101132.

228. Graf E. Ad aureae aetatis fabulam symbola // Leipziger Studien zur klaccischen Philologie. Bd. 8. H. 1-2. 1885. S. 3-84.

229. Günter R., Müller R. Sozialutopien der Antike. Leipzig, 1987

230. Hahn I. Das "goldene Jahrhudert" des Aurelius Probus // Klio. Bd. 59. 1977. H. 2. S. 328-345),

231. Hahn I. Die Sozialutopie der Spätantike // Wissenschaftliche Zeitschrift der Martin-Luther-Universität Halle-Wittenberg. Gesellschafts- und sprachwissenschaftlishe Reihe. 11. S. 1357-1361

232. Henkel H. Studien zur Geschichte der griechischen Lehre vom Staat. Leipzig: Druck und Verlag von B.G. Teubner, 1872. 168 S.

233. Herter H. Urathen als Idealstaat//Palingenesia. IV. 1969. S. 108-134 331 .Hertzler J.O. The History of Utopian Thought. N.-Y.: Macmillan Company, 1926. 326 p.

234. JacobyF. Euemeros II RE. VI. Sp. 952-972.

235. Kaerst J. Studien zur Entwickelung und theoretischen Begründung der Monarchie im Altertum. München-Leipzig: Druck und Verlag von R. Oldenburg, 1898. 109 S.

236. Kaibel G. Aristophanes (12) // RE. I. Sp. 971-994.

237. Kleines Wöreterbuch des Hellenismus. Wiesbaden: Herrasowitz, 1988. 754 S.

238. Kleinwächter F. Die Staatsromane. Eine Beitrag zur Lehre von Commu-nismus und Socialismus. Wien: M. Breitenstein's Verlagsbuchhandlung, 1891. 152 S.

239. Lovejoy A.O., Boas G. Primitivism and Related Ideas in Antiquity. Baltimore: The Johns Hopkins Press, 1935. XVI, 482 p.

240. Luria S. Die Ersten werden die Letzen sein (Zur "sozialen Revolution" im Altertum) // Klio. Bd. 22. 1929. H. 4. S. 405-431.

241. Mace S. Utopian and Erotic Fusion in a New Elegy by Simonides // ZPE. 113. 1996. P. 233-247.

242. Mannheim K. Ideologie und Utopie. Bonn: F. Cohen, 1929.

243. Manuel F.E. Toward a Psychological History of Utopia // Daedalus. 94. (1965). P. 294

244. Manuel F.E., Manuel F.P. Utopian Thought in the Western World. Cambridge, Massachusetts: Belknar Press, 1979. 896 p.

245. Meyer E. Das politische Denken in Rom // MH. 45. 1988. S. 219-247.

246. Mohl R. v. Die Staatsromane // Mohl R. v. Die Geschichte und Literatur der Staatswissenschaften. Bd. I. Erlanger: Verlag von F. Enke, 1855. S. 165-214.

247. Mohl R.v. Die Staatsromane. Ein Beitrag zur Literaturgeschichte der Staatswissenschaften // Zeitschrift für gessamte Staatswissenschaft. Bd. 2. 1845. S. 24 ff.

248. Momigliano A. From the Pagan to the Christian Sibyl: Prophesy as History of Religion // The Uses of Greek and Latin. Historical Essays /Ed. by A.C. Donisotti, A. Grafton, J. Kraye. L.: Warburg institute, 1988, P. 3-18.

249. Mossé Cl. Les utopies égalitaires à l'époque hellénistique // Revue Historique. T. 241. F. 2. 1969. P. 297-308;

250. Müller R. Zur sozialen Utopie in Hellenismus // Die Rolle der Volkmassen in der Geschichte der vorkapitalistischen Gesellschaftsformationen / Hrsg. von J. Herrmann und I. Sellnow. B.: Akademie-Verlag, 1975. S. 277-286.

251. Idem. Sozialutopisches Denken in der griechischen Antike. Vortrag gehalten am 19. März 1981 vor der Klasse Gesellschaftswissenshaften II // Sitzungsberichte der Akademie der Wissenschaften der DDR. Gesellschaftswissenshaften. B., 1983. S. 3—51

252. MumfordL. The Story of Utopias. N.Y.: Boni and Liveright, 1922.

253. Natrop P. Plato's Staat und die Idee der Sozialpädagogik. B.: Carl Heymann Verlag, 1895. 34 S.361 .Nilsson M.P. The Minoan-Mycenaean Religion and Its Survival in Greek Religion. L.: C.W.K. Gleegrup, 1927. XXIII, 582 p.

254. Nohle C. Die Staatslehre Piatos in ihrer geschichtlichen Entwicklung. Ein Beitrag zur Erklärung des Idealstaats der Politeia. Jena: Verlag von Ed. Frommann, 1880. XX, 169 S.

255. Oertel F. Klassenkampf, Sozialismus und organischer Staat im alten Griechenland. Bonn., 1942.

256. Per una definizione dell' Utopia: metodologie e discipline e confronto, actes du Colloque international: Bagni di Lucca, 12-14 Septembre 1990 / Ed. N. Minerva. Ravenna: Longo, 1992.

257. Reiner J. Berühmte Utopisten und ihr Steetsideal. Jena: H. Costenobl, 1906. 87 S.

258. Riese A. Die Idealisirung der Naturvölker des Nordens in der griechischen und römischen Literatur. Heidelberg: Verlag von G. Weiss, 1875. 46 S.

259. Romm J.S. The Edges of the Earth in Ancient Thought: Geography, Explorations and Fiction. Princeton: Princenton University Press, 1992.373 .Rosenmeyer Th. G. Hesiod and Historiography// Hermes. Bd.85.1957.H.3. P.257-285.

260. Röstovtzeff M. The Social and Economic History of the Hellenistic World. 3 vols. Oxford: Clarendon Press, 1941.

261. Rueyer R. L'Utopie et les utopies. P., 1950.376.,Salin E. "Sozialismus" in Hellas // Bilder und Studien aus drei Jahrtausenden. Festgabe E. Gothein. München, Leipzig, 1925. S. 17-59

262. Idem. Piaton und griechische Utopie. München-Leipzig: Dunker und Humbold, 1921. VIII, 288 S.

263. Schmithals W. Eschatology // DHI. II. P. 154—161.

264. SchwablH. Weltalter//RE. Suppl. XV. 1978. Sp. 783-850.

265. Stahlmann I. Imperator Ceasar Augustus: Studien zur Geschichte des Principatsverstädnisses in der deutsche Altertumwissenscaft bis 1945. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1988. 277 S.

266. Stammhammer J. Bibliographie des Socialismus und Communismus. 2 Bde. Jena: Verlag von G. Fischer, 1893. 303 S.; 1900. 404 S.

267. Stein L. Die soziale Frage im Lichte der Philosophie. Vorlesungen über Sözialphilosophie und ihre Geschichte. 2 Aufl. Stuttgart: Verlag von F. Enke, 1903. 598 S.

268. Straub J. Vom Herrscherideal in der Spätantike. Stuttgart: W. Kohlhammer Verlag, 1964. XII, 264 S.

269. Susemihl F. Die genetiche Entwicklung der platonische Philosophie. Theil 1-2. Leipzig: Verlag von B.G. Teubner, 1855. XVI, 486; 1860. XII, 696, XXVIII S.

270. Tarn W. W Alexander Helios and the Golden Age // JRS. 22. 1932. P. 135-160.391 .Tarn W. W. Alexander the Great and the Unity of Mankind // Proceedings ofthe British Academy. Vol. 19. 1933. P. 123-166.

271. Tarn W. W. The Date of Jambulos: A Note // CQ. 33. 1939. P. 193;

272. Tuverson E. Millenarionism // DHI. III. P. 223—225.

273. Utopia. Referate und Texte des 6. Internationalen Humanistischen Symposiums 1984. Athen, 1986;

274. Veit W. Studien zur Geschichte des Topos der goldenen Zeit von der antike bis zum 18. Jahrhundert. Diss. Köln, 1960. IX, 198 S.

275. Versnel H.S. Greek Myth and Ritual: The Case of Kronos // Interpretations of Greek Mythology / Ed. by J. Bremmer. L., Sydney: Croom Helm, 1987. P. 127 ff.

276. Vidal-Naquet P. Athenes and Atlantis // Myth, Religion and Society /Ed. by R.L.Gordon. Cambridge: Camb. Univer. Press, 1981. P. 201-214.

277. Vidal-Naquet P. Land and Sacrifice in the Odyssey: Study of Religious and Mythical Meanings // Myth, Religion and Society / Ed. by R.L. Gordon. Cambridge, 1981. P. 80:

278. Walbank F. W. Monarchies and Monarchic Ideas // CAH2.VII. P. 62-100.

279. Walter G. Histoire du communisme. T. I. Les origenes (Judaiques, chrétienes, grecques, latines). P., 1931.

280. Waser O. Elysion//RE. V. Sp. 2470-2476.

281. Wilamowitz-Möllendorff U.v. Aristoteles und Athen. 2 Bde. B.: Wied-mannsche Buchhandlung, 1983. 382; 428 S.170

282. Zeller E. Philosophie der Griechen in ihrer gechichtlichen Entwicklung 3 Aufl. 3 Bde. Leipzig: Fue's Verlag. 1879-1892.

283. Ziel ins ki Th. Die Märchenkörnodie in Athen. St. Petersburg, 1885.