автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Юрий Домбровский. Творческая индивидуальность писателя

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Никитина, Елена Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Юрий Домбровский. Творческая индивидуальность писателя'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Юрий Домбровский. Творческая индивидуальность писателя"

РОССИЙСКИЙ П)ОТИРСГГВЕННШ-ПШГ0П1ЧЕСКШ-7НЙВЕ?С1£ГЕГ нкэни А.И.Г2РИЕНА

са правах рукописи

НИКИТИНА Елена Вшсгорозна

ЮРИЙ ДОМЕРОВСЖЙ. ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ПИСАТЕЛЕ.

10.01.02. - литература пародов СССР / советского периода/

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени зшезхдата филологических наук

л

/ *

Санет-Сотербург 1591

Работа выполнена на кафедре советской литературы Российского государственного педагогического университета имени А.й. Терпена.

Научный руководитель - кандидат филологических наук,

доцент В.Н.Альфонсов

Официальные оппонента: доктор филологических наук,

профессор В.М«Акимов кандидат филологических наук А.И. Рубашшн.

Ведущая организация: Институт русской литературы АЛ СССР /Пущкин-СНИЁ дом /

Защита состоится 1991. г. • в часов

Еа заседании специализированного Совета К 113.05.05.. по присуждению ученой степени кандидата филологических наук при Российском государственной педагогическом университете шени А.И.Герцена. по. адресу: 199053, Санкт- Петербург, Васильевский остров", 1 линия,д.52.

О диссертацией можно ознакомиться в фундаментально! библиотека университета.. . . ■ . »

Автореферат разослан Ч$а С^т^^Л 13Э1 г>

Учена! секретарь с-ьолалязированного совета

канд. филол. наук, доцент ¿Н. Кямато

mrrlvA \ озад ШШЕРУСТШ РАБОЩ

Диссертация госвяшена изучении творчества Юрия Домбровско-го, одного из наиболее значительных писателей русской демократической литература советского периода.

Актуальность исследования. Процесс возврашения в литературу писателей, творчество которых долгие года находилось лсд запретом, становится одной из наиболее актуальных проблем современного литературоведения. Данная работа - первое диссертационное исследование творчества ЮДомбровского, в работе впервые предпринята попытка создать творческий портрет писателя, проследить историю его творческой судьбы, определить значительность его художественных достижений, а также попытаться оценить роль и значение произведений писателя в литературном процессе 20-70-х годов. Изучение творчества Ю.Домбровского позволяет во многом пересмотреть прежние литературные оценки, дает возможность нового прочтения советской литературы.

. Научная норизна работы состоит в том, что она является первым опытом монографического исследования творчества Ю.ДоиЗров-сеого, включает в себя системный анализ произведений писателя в лонтексте современной литературы, а также попытку целостного ана-■ лиза дилогии "Факультет ненужных вешй".

Дель работа состоит в том, чтобы раскрыть основные черти творческой индивидуальности писателя. Б ходе работы решались сле-душие задачи:

- представить общую картону творческого пути ЮДомбровекого, наметить основные пути изучения его творчества;

- определить основные периода творчества писателя, провести краткий анализ наиболее значительных, этапных произведений ж дать целостный анализ главного и итогового произведения - "Факультета ненужных вещей";

- на основе изучения мировоззренческих н эстетически:; принципов писателя-, а также используя результаты текстологического анализа, сформулировать и раскрыть цантральвуа идея творчества Ю.Домбровского; :

- провести анализ жанрового н стилевого своеобразия пгов?-ведэний писателя, определить значительность ого аудожествокаюс достижений.

^етодолоущес^по основу работа ооставляпт фундамсяталыязэ , арудв советских лвтературогг.грв Ш.Бахгнна, JUpücc^ura, Е.Кср- .

яотина, В.Проплат и другие). В работе учитываются современные исследования критиков в литературоведов, которые начинают процесс восстановления подлинной истории русской литература двадцатого столетия. "

Методика исследования основывается на сраннительно-истора-чесжы и системном анализе произведений писателя, проблемном подходе к изучению его творчества.

Практическая ценность диссертации определяется возыокно-стью использования ее материалов и выводов в лекционных курсах по истории руссиой литературы советсного периода* яра подготовке спецкурсов и спецсеминаров ю современной литературе.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых посвяшена проблемам изучения творчества й.£омбровского, и заключения. Общий объем работы.184 страницы . ¡.кптаопасного текста. Библиография включает наименование.

Апробация шботц. Основные положения диссертации отражена в публикациях и в докладах, сделанных автором работы на научных конференциях молодых учёных -в г .Ленинграде (Пушкинский дои» ал-' рель 1989 г.), в г.Moches (при кафедре русской литература 1ЮШ им .Н .К .Крупской, март 1989 г.), на Гердановсних чтениях щи кафе дре советской литературы ЛШИ имД.ИкГерцвна (апрелв 1990 г.), га научно-практической конференции вг.Павдодаре (ШШ, шй ЛВЭО . г.), на зональной конференции в г .Челябинске (ЧГШ, октябрь 1990 г.). Материалы исследования исюлвзовалгоь при чтении лев-ций и проведении практических занятий ш истории советской да-тературы в ЖШ имД.ИЛ'ерцена (ныне РГПУ имД»И.Герцена).

ОСНОВНОЕ СЩЕРШШЕ РАБОТЫ ВведениеВо введении определены основные цели и задачи работы, изложена ее структура ж содержание основных разделов, обоснованы научная новизна в актуальноотъ исследования.

Глава I. "Начало творческого пути. Романы "Дерзавин" и "Обезьяна приходит за своим черепом",

Задача данной главы показать,как начинался процасо творческого самоопределения писателя.

В творчестве Ю.Домбровсгого было много "вынужденных" пере-рнвов, я если делить его творческий путь на определенные перио-- м, то внедне, биографически, они совпадают с датами ареотов и освобоксения писателя, хотя кавдый из них характеризуется опре-

доленный творческим настроением, психологическим состоянием, ■ уровней осмысления исторического процесса. Наиболее значительный перелом в творчестве писателя произошел в конце 50-х годов, поэтому период 20-50-х годов в работе рассматривается отдельно . - в первой главе диссертации.

• На основе воспоминаний писателя, изучения его автобиографической прозы в работе осуществляется попытка представать общую атмосферу, в которой проходило детство и юность писатели, и проследить, как зароклались его романтические представления. В ходе исследования использовались первые стихотворные опыты Дсг.ь . бровского 20-х годов, в которых впервые проявилась романтическая направленность его творчества. Доыброзскпй писал стихи на протяжении всей яизнк (наиболее значительным является цикл "лагерных" стихотворений), но в целом его поэтический дар был скорее сопутствующим, одним из проявлений его незаурядной личности.

О середины 30-х годов ведушей в творчестве Домбровскогс • становится проза. Первое крупное произведение, рогон "Дерназги" (1937 г.), получилось во глногсм подражательным, написанным под влиянием исторической прозы Ю.Ткнянова. Кроме манера повествования, молодой автор "взял" л основной конфликт тыняновских романов: поэт и общество. Поскольку всякая свобода понималась Тя-няеозем преядз. всего асак свобода творчества, то в конфликте с государством з ролл "личности" выступал именно поэт. И в роггк? Домбровского ото должен был быть Доркавин. Однако постепенно е роглне наметались из только расхождения, но и своего рода поле-глигз с основной логикэЗ романов Ю.Тшянова: Донброзскпй рспзет противопоставить "гсторпческсй судьбе" подпоручика Державина его аоетнчэскуо судьбу. Основной Едзай романа становится "...ид?-л преображавшей силы творчества, власти творения над тюрцз!.:".Уко з этом романе проявился "аггиксторсзм" позиции пюатс.-н, кетог-'" со стоит в убекдокии, что человеческая зизнь ддляна быть на гз иоторип, а екни, аксгнм законам зпзке а природы. Зпсслел-стбни эта идэ.1 Судет расширена и станет концвпт^гальной в йасг-них произведениях писателя.

•. Начиная с рог'ана "Дэрзавзй* опрэдэяается центральный кьгь фиа® Еоех црогзвэдэвяЗ Домброзкюго, сан пгсатель сцродаЕ.эд о« как "цротнгоотояниэ гзеоЗ шззта и ко слой катерна", к ято:,^ ЕЭЧЕогду прспЕоСорогау с2сс-.тодь* отаоспз а ©евреибннцэ оскпа®г-

нке конфликты "личности и государства", "культуры и власти", "демократии и диктатуры". В разное время Домбровский по-разному "переживал" эти конфликты, менялось "содержание", глубина их восприятия, появлялись новые, акценты и значения. Например, в первых произведениях писателя заметно сказывалось влияние .романтической литературы с ее обязательным противопоставлением "личности и толпы", "поэта и общества", но постепенно отношение к этим проблемам выходит из рамок романтических представлений,приобретает значительность глубокого философского и исторического осмысления.

Процесс осмысления событий, захвативших страну с начала . 30-х годов, проходил для Домбровского очень болезненно, и реальная оценка сталинского правления сложилась не сразу. Первой попыткой рассказать о проблемах современного диктаторского правления стал антифашистский роман "Обезьяна приходит за своим черепом" (1949-1959 гг.). В работе проводится краткий анализ рошна, дйшиё представление о проблематика, стиле и сзжетно-коыпозщи-онном своеобразии произведения. .

Центральный конфликт романа развивается в слоеном противоборстве высокого человеческого интеллекта и низменных аиЕотнкх инстинктов, превращает; человека в некое звериное подобна, которое, по мнению автора, олицетворяют фашистские офицеры. Противопоставления- в романе доведены до откровенно физиологических определений. Что такое мозг, человека? "Сила, переделывающая шр и укрощающая космос", "cató благородный металл вселенной" или • только "трясучая, киселеобразная слякоть, кое-как разлитая по черепам?"- И "не то* прав, у кого мозга больше, а тот, у кого дубина тяжелее?" (цитаты из романа). Обличительная страстность обнажала конфликты и заостряла их до предела. Такие крайние оценки были в духе литература 40-х годов, и в целом, несмотря на то, что перед на:,ti роман-высокоинтеллектуальный, многие проблема решается в кем достаточно традиционно для антифашистской литература, с образами оправдывающихся предателей, стойких героевгодд-яольшков, еэстоких палачей. Но, с другой сгороны, "предельность ситуации диктовала психологическую сложность и напряЕенкость по-вествопания, идеологические споры в романе постепенно переходят в глубокие разььшления о права на преступление, о цене истины, с хрястяакской вере, в которых ощутается влияние большой лите-

ратуры (в первую очередь Достоевского ж Горького), хотя пота это остается скорее заявкой на разговор, который будет продолжен героями "Факультета ненужных вещей".

В романе "Обезьяна приходит-за своем черепом" существенно изменяется отношение автора к проблеме "личность и государство", в которую включается еже одно, крайне ванное понятна, -человечество. Присутствие в романе истории человечества не толъ-но расширяет границы повествования, но принципиально изменяет отношения человека и государства. Человек-должен чувствовать свою ответственность не только перед государством, но и перед человечеством вообще, перед "лицои Вечности". Цитируя на страницах своего романа изречения римского'философа Сенеки, Док-бровский утверждал крамольную для своего времени идея: "...коль скоро та или иная форма государства оказывается преходящей, обреченной на.крушение, то, значит, не с ней должна быть связана вечная система моральных ценностей., которые человечество уже выстрадало всей историей своего развития". Это знание добра г зла'уже заложено-в человеке, ибо он есть часть этой истории. 1 - Есть много причин, по которым в гонце концов тонут диктатуры ! - и прочие режимы зла, но дан Домбровского было достаточно одной, .-и-.на ней он . настаивал: этой причиной было как раз это "чазгове-V чесное"", генетически связанное с высшими нравственными и духовными законами -человечества.

I глава работы завершается следующими выводами: ж началу 60-х годов сложился оскоеной круг проблематика и идайно-тет-тическая направленность произведений Ю.Домбровского, определились основы его эстетической позиции, проявилось яркое своеобразие стиля и' творческой кслзры писателя, К этому вреггаю: Дсу-бровскиЗ утвердился как автор интеллектуальной пнозы, склоппс£ к сложным пелхологнчвенкм иссяедовапшш, я одновремспЕг тестер авантарного жанра, тяготевший к создана» скаэтоз сс елейной критической ситуацией и остро закрученной интригой.

Глава П. "Двзюгва • "Факультет вэнуяшх гвией* - как»? г итоговое Хфоизвэдекке Ю.ДомброЕсксго".

..§.*!; Изгорая создания даиэгяа." • '

■ В'работа над .этан .раздат .работ». -¿ила исаааьзовыш аракз-нкз гаторкалы, свядагольатва очоввдйв, зоежкянааая ¿рузгЗ ле-сателя, Задача соотоз* «о'еаяает о -гай, чхо<5н аовсезд»® с^-

цесс работы Доыбровского над дилогией (он охватывает почти 20-летний период о 1350 по 1Э78 год, кроме тогосохранились сви-• дйтельства, что .первый замысел романа с названием "Хранитель . древности" появился ещё в ЭО-е годы.тогда ке были сделаны первые варианты романа), но и.наметить проблемы изучения романов ' 'далогиЕ какавтобиографического жанра, основанного на достовер-_ ннх, 'документальных источниках. -Исследование этой проблемы позволяет сделать вывод о том,что писатель,опираясь в романе на '" факты собственной биографии и судьбы многих реальных людей.ко-: торые действительно кили-в Алма-Ате и - 'которых он хорошо знал, , .тем не менее использовал.этот биографический, материал творчес-; кг. По законам художественного творчества реальность в романе ;дополняется авторским воображением и переосмысливается соглао-,. но художественной концепции.писателя. С другой стороны, досто-' верность, документальность, автобиографизм становятся для писа-. теля необходимостью, в 60-е годы это становится своего рода тре-.'бованиема. литературе. Изменяется читатель, он становится раэ-. борчивей и доверяет документальной литературе больше,чем худо' хественной. Кроме- того," вышедшая из подполья тема* сталинских }..репрессий ставила перед литературой задачу осмысления сталинского режима, и на первом этапе очень важно было восстановление ■ всех реалий и подробностей жизни общества в 20-50-е года. В к. атом сшсле "Факультет ненужных вещей" полностью отвечал требованиям вреиени, ибо достоверность и подлинность собственного. ' опыта в нем неоспорима.

. § .2. Центральная идея дилогии

После очень резкого романа "Обезьяна приходит за своим ч&- . репой" -1-я книга дилогии - "Хранитель древности", особенно её умиротворяющая тональность, била неожиданностью. "Хранитель древности" привлекал новизной и смелостью теш, гражданским мужеством автора, но еще больше художественной манерой и тоном повествования, вГ которой мягкий лиризм сочетался с ярким и откровенным утверждением жизни, восхищением ее красотой, богатством, творческой и созидательной силой. ■

60-е года принесли короткое, но счастливое состояние осво-£ождркия, окрылявшие надежды и радость свободного творчества. 'Л хотя в "Хранителе древности" воссоздавалась тяжелая атшофе-ра 30-х годов я автор писал в ней честно и достоверно, главным

все-таки было другое - роман пронизан верой и доверием к гизни, в конце книги побекдало не безумие, не лояъ, не страх а не . смерть, побеждало ясное и спасительное утро. Этот роман был своего рода отказом от обличительного пафоса, которым бил пронизан роман "Обезьяна приходит за своим черепом" и на котором основаны едва ли не все произведения лагерной литературы. 3 диссертации рассматривается вопрос о различиях мегду романами Домбровского и произведениями лзгерной литературы. Эти расхождения южно считать принципиальными. 3 основе лагерной литература лежит, как правило, рассказ о судьоах людей, которые ста-' ли жертвами сталинской системы, многочисленные мемуары построены на ток, -чтобы вспомнить и во всех деталях передать нескончаемый поток унижений г уничтожения человека в этой системе. Отсюда и магический накал повествования, безысходность, отчаяние. Совершенно очевидно, что "Факультет ненужных вешей" в эти рамки исторических мемуаров не укладывается п отличается от них не. только худоке ственным мастерством, уровнем осмысления материала, но и авторской позицией. На протяжении всего романа идет полемика с лагерной логииэй, которая успела стать массовым сознанием и войти в лагернув литературу:" "сопротивляться оеспо-лезно, у них в руках все, у нас - ничего". Домбровского такая логика не устраивает, он пишет рог.вн о том, так "у них" ничего нэ получилось. Он принципиально переставляет акценты: его роизн не о том, что может система, а о том, что макет и что значит человек в этой системе..

■ Пагубяуа суть лагерной логики Домбровский видит з том, что ока-то и нуана этой системе, ибо подчиняется ее законам, подыгрывает, ей: "сопротивляться бесполезно, отсюда ухе не выходах". Всей логикой своего рошна и особенно его финалом автор гпровгр-гает этот закон. Счастливый гонец не только не портит роман, с:: -несет в себе очень ваануш юя Домбровского идею. ыояго рассуздать об относительности "счастья" и благополучия 5 рожнах писатели, но в. одном критики единодушш и с трагическим концом у него нет. Б последнем нтогоюл; ролая«> дн слогнейпшх исканий писателя слились .в едануя злзкеуп^ркл^х-шую систему, оонозанную на вере в адлавааа как £динствте:гсго, к» вгособен.:заштсхь.'х р9апЕ8ова^>;17ЮйИ1Ю я духевягаэ гзотея-хши шра »»"[«а»-ввйк

а -

том на духовные искания века, блуздашего шяду чрезмерным,почте культовым восхвалением человек а откровенном' нроклятнои я. его, и пара зообте. -

В работе подробно исследуются причины и истоки такой позиции писателя. И хотя в целой изучение творчества Домбровсвого . в историко-литературном контексте остается как перспвктпва бу- . душих исследований, в работа проводятся необходимою сопоставления-с творчеством современников» цренде всего виПаламва и . . Б.Пастернака^ При веек различии атпх худоишкав Доздбровский на-

■ •ходится где-то "г-знду" msai, в чег^га -соглашаясь с ними, в чен-

то отстаивай собственные позиции. ■ •

Не прошел бесследно дан Докбровского ошт русской и sapy-бенной антиутопии. На уровне проблематики рокаш писателя сбдг-• ааатся с произведениям;: Бахтина, Оруэлла, Хаксли,. более глубэ-'ЕЕэ саязи иокно обнаружить с творчеством Еефкп и Брэдбери. Связи здесь больше со,второй книгой-гетогш - "Факультете:.: позуг;- . кых зэтей", писавшийся с конца 60--: годов до IS7S года. То,что 'роман не был.дописан в 60-е • года, значительно изъяном его и з художественном., 'и в концаптуа льнои'откеонид, К концу второго ;••'. тог/а вместе с нарочитой авантюрностью "Хшнитслгх'дзэваостЕ" ухода с порой чрезмерно восторгкннш романтический стиль, Усатые ген психологическая шпрязенность, • Ездусза с опрэЕеднхЕшГА ■ сгаиовитея мотив оугзсаостааа систем, ее политических законов и Егугренней нызли., Соцгашю-полптическая ситуация, хотя и".'

■ вюшчается в контекст широкого исторического ц философского ос-мыелвния, остается предметом мучительного анализа и поиска раз-резения глифликтоа»- ' •

Определенную роль' в работе над "Факультетом ненугных во- , сейя саграла набиравшая силу антитоталитарная литература. К : ■ копну 60-х годов,на;Западе-.появились серьезные научные'соцпо- v.-логические-и шлиипеекпе исследования. (работы 1«Арент, К .Фрид-рила, З.Егозшского, Т. Арон до и др.),'. которые дали еозшеность -оценить сталинизм jsas единуа кестко организованную систему * власти, создакпуо действительно новый тип тоталитарного-государства»

Ваяно?. тепой дли будущих исследований может поодуаить гэу-ч-зяаэ связей творчества писателя с русской классической лнтора-з его pcisasax хорош сдутиш влияние художественных тра—

диций Я .Гоголя, Ф.Достоевского, Е1.Горького. Все эти сопоставления в диссертации проводятся, но более подробно в работе представлены связи творчества Ю.Домбровского и Б.Пастернака, поскольку именно они в большей степени помогают раскрыть центральную идеи творчества Домбровского и помогают понять отношение писателя к наиболее ванным концептуальным проблешл эпохи.

XX век, с его трагическими потрясениями, обнажил кризис социального устройства цивилизации, составил под сомнение не только веру в величие человека как "венца творения", но и об^ее представление о высшей целесообразности мироустройства. С од:о;: стороны, это углубило настроения пессимизма, с другой сторона, вело к поиску тех осноз, которые могли бы в будушег.: сдертжэать агрессивные силы человечества. 5 этой ситуации колебаний от отчаяния к прозрении, от скепсиса к убежденной вере ДокброБСкий выбрал полное п безусловное доверие к жизни, утверждение непреложности внешнего мира, творческой созидательной силы ггхзни. К ишкно по этой "линии"-он оказался близок к эстетической позиция Б.Пастернака. Связи здесь очень широкие: врачуотая непреложность мира, повседневное творческое постижение жизни, отношение к ней как к "сокровищнице тай-:" - все это сближает позициг. Ер: художников. Особенно заметны и значительны эти сеязп в художественной концепции романов, прежде всего в способности авторов оценивать историю "сквозь" культуру, так же, как г: в романе "Доктор Живаго", в романах Домбровского история предстает как ипостась бытия, а конкретные исторические события как стихиогаг, глобальные и даже космические по масштаба« действия. Бы.1!?, г этом у Домбровского какая-то дань непредсказуем,гаму: просто приходят такие "темные" вредна, которые можно объяснить рг.:~?з что "чудовищными космическими прозуберанцамц". Как Е дят эти времена, Домбровского не интс ре совало, так жз, г Пастернак, он "не приходит к трагическим проблем:, а пехегг: из них". Для него воцрос состоит в той, как человеку вгетг-ть в такое время.

Близость эстетических позиций Домбровского и Оастгргог. объясняется еше и тем, что по складу характера и ^троес^ие^гл ДомбровскиВ был все-таки из "свободных художников", своего рч-да идеалом художника для нега оыл Калмыков, рассказ о мотором он включил з "Факультет ненужных зашей". Образ аизня а "вселея-

стаз" заботы Калмыкова были близки и в то га время как бн недосягаемы дня Домбровского. Он Есегда чувствовал себя "поэтом и бродягой", но то обстоятельства оказывались сильнее и забраса-вали его за тюремные нары, то сам он все больше ошушал тягу к /"грубой прозе", желание высказать своп боль и горький лагерный

• опыт. Й тогда в нем побеждал "реалист", чувствовавший свою от-''зетствеынооть перед обществом, необходимости разоблачения щ>е-'сщшаний.сзидетелеы которых он был. Однако .тот первичный дух ':. свободы и высокой отрешенности» осознание широкой исторической

| 'перспективы помогали ему выстоять в острых критических ситуаци-

•••'ях.__//.-. *•• ;; • • Л-;'1-''-' --V '\ ' ' '-'V •'."..'

'' В работе .'проводится попытка показать не; только близость, ;;но г различия двух художников. В целом Домбровсний гораздо тра- • ; ;. диционпее и ближе к романтическому видению мира, кроме того -■. главная идея творчества Пастернака, утверждавшая цельность,внут-- реннш глубинную взаимосвязь и единство зизни (расширенная до ,", идеи всечеловечности и бессмертия), -. все-таки не была абсолют^ .'ной для Домбровского, И'дело не в том, что ок до нее не "дорос",, в какой-то изначальном представлении она жида в нем, и как но- ■ .. кая основа хорошо прочитывается,в его романах. Но побеждает все-таки дзучастность: рядом с жизнью во всех его рошнах присутст-" вует антижизнь. Трагические коллизии времени Пастернак лережи-' вал в пространстве вековых, всемирных масштабов. Трагедия Хрио-та, Гамлета, как и трагедия современного, художника, для Пастернака - мистерии вселенского содержания. Домбровскому тоже хоро-..шо известен трагизм соотношения "мира мыслимого и реального",

• но при атом он выводил (или сводил) эти теш на позиции юнкрет-. ной реальной ситуации, которую; видел ужа глазами не поэта, а

. очевидца, историка, документалиста.

Различия прослеживаются и в отношении писателей к христианской идае.. Доибровсккй, как и Пастернак, воспринимал христа. анство как высшее проявление духовности, утраченной в современно» гаре. Однако, в то время как Пастернак христианские идеи "духовного оборудования" жизни, любви к ближнему, идею жизни как жертвы аодоодлл к идее всеобщего воскресения и бессмертия (";:атс[г/л - это установление вегавах работ по последоьательдой рык.д?.е стерта к ее будущему преодолению"), то для Домбровского главной в христианстве оставалась идея свободной личности.

I идее бессмертия Домброзский подходил не без сомнения, отчасти тотему, что она снимала вопрос о готовности человека к смерти, которая в ситуация "выбора" долина существовать как поступок. 1а, есть Христос, есть Гамлет, высокая трагедийность необхода-, поста "заполнять духовные пустота времена", но все это, по Дога-Зровскому, может состояться только тогда, когда- человек готов а смерти. История Христа представляется писателю значительной зше и потому, что Христос, у которого, по мнении Доыбровского, 5ыл выбор, дрлаен был выбрать смерть и умереть "осмысленно н :вободно". Кроме того, в отличие от Пастернака Домбровский подгадал к вопросу об упадка Римской империи и зарождению христи-шетва ene н как профессиональный. историк, (а к истории Христа цаже как юрист), поэтому общая ситуация представлена з его романе шире, с подробными историческими комментариями. Для него* зстория Христа, Иуда и Пилата - совершенно реальная, исторически конкретная история с соответствующими времени отношениями • легду людьми, занимающими определенное социальное полоаениа и ■ .щеляшими з определенных исторических рамках. Например, Пилат или Доибровского - • типичный средний чиновник времен империи,хо-га з целом соединение в истории Христа трех героев: мученика, 1редателя и судьи - приобретает в романе символическое значение.

. Пряша параллели евангельской истории с современной ситуаг-дай герои рошна преходят иногда совершенно откровенно. Есть -з этой истории определенная за данно с ть обшей ситуации. Преда- . гельство, суд и казнь Христа становятся частью истории и в том :кнсле, что они постоянно реализуются в каких-то новых конкрет-. шх проявлениях. История Знбина, Неймана, Корнилова - одно из , гысяч таких проявлений, хотя теперь в этой истории нет мессиан- , :тва и богоизбранности, она как бы подчинена обаей исторической закономерности христианской эры. Это история, в которой кандая 13. ролей уже задана, опредатена, хотя выбор роли eme существует.

; Домбровский видел в христианстве утверждение духа человека» эта идея в свое время привлекла его в философских размышлениях Зенеки, провозглашавшего необходимость в трагических ситуациях )пираться на человека и его человеческое достоинство." И Христос, з романе Домбровского, понимает, что ",..мир смертельно устад i изверился. 7 него нет сил жить. Выход только один - восстано-зить человека а его правах. Но он знал и eme одно - самое глав-

нов! За это придется умереть". У Христа изначально есть знание необходимости этого шага. Й это знание вместе с его именем станет уже частью человеческой памяти. Такой подход не снимает мессианской божественной предопределенности Христа, но при этом подчеркивается историческая обусловленность и даже необходимость появления такого человека, как Христос.

Христианская тема "Факультета ненужных вешай" продолжает одну из значительных тем русской литературы: Бог и социальная справедливость. Как они должны сочетаться? Как согласовать идею божественного мироустройства, мировой гармонии с социальными катастрофами и кровопролитиями? Эта тема возникает тогда, когда вопрос о существовании Бога связывается с решением социальных проблем. Герои Достоевского, Л .Андреева, Горького приходят к Богу со своим юношеским максимализмом, с требованиями, жалобами с обвинениями. Идеи богоискательства и богоборчества, как цравило, приводят к преступлению, оно оказывается разрешенным ради блага "униженных и оскорбленных". Коммунистическая идея атеизма, тоже оправдывавшая преступления ради новой жизни, сделала XX век веком массовых преступлений, и естественно, что на страницах романа герои Домбровского продолжают споры, начатые великой русской литературой, о праве на преступление, о засалии "бесовских" идей и страшной реальности их осуществления.

■ $ 3. Художественное своеобразие романов дилогии. Проблемы поэтики.

а) Мотив сушсшествия и его значение з художественной структуре романов' дилогии.

Цель данного раздела работы состоит в том, чтобы использовать анализ центрального мотива - мотива Сумасшествия - для раскрытия особенностей художественного мира рошна.

Б развитии романного жанра "Факультет ненужных вешей" дв-шнстрирует уникальные возможности синтетического романа: в нем уживаются и взаимодействуют совершенно противоположные л у?>тгь исключающие адуг друга жанровые и сюжетные линии. Это роман интеллектуальный и психологический, рошн с глубокой фило-софсяо-этической проблематикой и авантюрным сюжетом, историческая тема рошна равно соединяет события 1937 года и древнейшую историю. Это роман, написанный на строго документальной основе, то есть о тоы, что было, и в то же время в го "то, что бы-

- хз. —..

о"- х^этся фантастгоескш-етЕзрои, которого Ее цоэзт быть в е2ствительЕоста.' 7 -

Главной отличительной. чертой художественного мира ро!.вна. вляется то, что он воссоздает атмосферу времени, з .которой дет аесткое противоборство агзна а антпжлзнн.. У предельной .•• оякретностц а достоверности ро:;ана есть нений антипод - фан- . зс.'лагорпя времени, внходяеого, га-рамки нор.м2лькнх человеческих представлений о гязнн.

Рассгатривая ситуации з границах реального и' ирреального, э?;брсвскп2 активно использует 1гфологдчаскге образы, традяца-сказочние сг«:етнке схеш, иногда сознательно игнорируя

0 причинпо-слодственлиа связи, юторшлз оперирует реадисткче-кпЗ рокш. Б этом писатель продолжает развивать принципы изо-' оагеция призрачности,, Фантастичности низни, отражения вну^трек-;го глубинного кризиса пироустрскства, котоома определены ху- ■ знестзеиной традащей Н.Гоголя, 3»Достоевского,. М.Салтнкова-э;щ?:на и уге современного "йаятастичаспого реаллзгл" .У.Будаа-эва а 2-.32кгЕЕа. Хотя в долог:, зая хуяошше,: Домбровскай пел- •. хш.1 путем, йззтаЬглагория, которой было проникнуто вре?/я, вхо-и з его рог-пн гзг.страгшая неизбежность. Законы жизни оказа-ась-.гавеягвнвиа 23-еод.'гоазроля обпэчелове^еских'ценностей и■ зр.пнльннх человеческих оценок,. доведены до абсурда.

йэзкв еукассестввя 'нкзнп ^ во шогйм ЪсЕованнаЗ на восяргл- . т современной итэнн (особенно лагерной): :ак реализовавшегося, сд, прочно входит в литературу,о сташшизиэ. Сопоставление об-хзоз пазза- и анти^дзнл, рая а ада--становится своеобразной об-' 13еой доминантой; нзторая оказывается .в-основании худо^зствэз-зй структуры произведения ^ л определяет .весь образно-стзоличё-Л

ряд (особенно отчётливо это прослеживается з лагерных т.'-э-?арах н з. произведениях В.Шалапова,-: НДарокоза» Г,ВладипэБа».. ЗоЁновгга). • ■

■' Рассмотрение истории Забила на йоез этой развизатэЁся штастлзгорид жизни позволяет вскрыть глубокие психологические . эсты.повествования. История главного тероя прочитывается в зботе кая путь человека (го словам Зыбина: "голого человека

1 голой зегдда") через "испытание времени", это путь от состоя-я страха, сзреживавзя иллюзий, заблуждений а состоянию "внутреннего освобождения" а в то яв время нетоварной усталости от

всеяо пережитого. Бее • вти состояний героя анализируется в работе с привлечением но дробного текстологического исследования.

Не дж вовх Згсровв "внутреннее освобождение" оказывается возшгшы, сазжнве, психологически очень точно разработанные образу "двойника" Зыйина - Корнилова и, следователя Неймана значительно расширяют границы повествования. Новые акценты появляются в тема .предательства, которое становится едва ли не нормой жизни и в то кз время остается "самым страшным, мутным и стыдным" ддя человека. .Тема.предательства, ставшего государственным долгое, ^окончательно путшошэго и изменяшаго все моральные и нравственные лщешги, останется одной из ведуиих тем литературы 70-80-х годов (в произведениях В.Трифонова, В.Ыаканина, В.Рао-дуиша, Е.Тендрякова .и др.). .

б) Свжехно-кошгозиционное своеобразие-, роль авантюрного шкета.

Неожиданные экстремальные ситуации, сложные психологичео-кие едены оказываются возможными в естественными в романе благодаря особенностям авантюрного сюжета, обеспечивающего л он-равднваюпего самые ¿различные перемещения героев. £ данном разделе работы подробно исследуются дрищщпн и приемы -авангорноо-хи рошна, в -гачестве основного адаманта. аарнавальной поэтики в работе рассматривается "ситуация застолья", которая приобретает.»'"Факультете ненужных вещей"вааяое .художественное и •емнелогое значещ©. '.*••

.Деление "яизни" и **аттпгазни" дано а романе и на уровне сопоставления ""дневного" и "ночного" вира. "Застолье", как ситуация • дредельного откровения, является, часть ночного мира, в котором с человеческих отношений снимается всякая "социальная печаль", отаеняется всякая дистанция между.людьми. Ночные застолье замедляют стремительность сюжетного действия.' Это вреда," тогда идет откровенный. исповедальный разговор о сашм главном, .наболевшем,и выстраданном. Понятие "дои" в романе условное, это место зстречи, где 'мэгут оказаться совершенно различ-.нна/люда, 'каж дашидо,..^ роль "иретьего" «оже®

битаоадиь условной, .Ео .ш^ат -бить и оченьзвачитедъной: "третий" -Уж ео^.то; хлавва&, без которого. "вя; двое* .(судья в. нредатель)' обойтись не' иэюш". ; г:-

Рроурлн'' можетбыть , вадудеввам, у^хк^унушпи, ■ ¿«нршвве-.

шм новые горизонта отнопений и знаний, может быть забытьём^ ю пыткой уйти от неразрешимой ситуации (причина безудержного шшства Корнилова), шкет быть про во цирулшим, испытывавшим, гребуошии самого страшного признания я откровения (такой слог-гай исповедальный характер носит беседа Штерна и Неймана).. При 5сех этих значениях ночные застолья заполняют и еша одну роль: >ни явно противостоят ночным кошмарам а безумию ночннх арестов I стремных застенков.

В целом, анализируя с пне тно-композиционное своеобразие эоыана» можно сказать о том, что сюжет романа отличается острогой, динамичностью, изобилует загадками, тайнами, неожиданнос-сями, исключительными ситуациями. Есть э сюжете характерные для шантюрного жшра таинственные похищения и преследования, нег-)жиданны9 катастрофы, переходы от опасности к избавлению. В основной сюжет романа вплетены элементы сказочного и новэллолис-гического сюжета, токе построенных на резких антитезах и метаморфозах, на внезапном превращении одной ситуации в другую. Зле дует отметать и еше одну особенность авантюрного снкета' ро-лана; в отличие от традиционной схемы такого сюжета, в центре которого находился "путешествующий* герой а границы повествована: в которой расширялись благодаря перемепззниям и путешестви-. ш глашого героя, роман Домбровсного (так и "Похождения Чош®-1а" В.Войновича; демонстрирует сюжет. с "неподвижным" героем, зокруг которого, как снежный ком, "накручиваются" я шрятся са-яне неожиданные и глобальные события, о. которых главный герой голько догадывается. -

в) Переходы и перемены. От "вдруг" к взрыву.

• Уже в предыдущем разделе работа было сделано наблюдение о гом, что реальный мир в романе легко расслаивается, достаточно зуновения ветра и простого "вдруг", чтобы невозможное и даже бая хаотическое появилось как самое обычное и естественное .X юнцу романа герои все чаше испытывают состояние "на грана бе-5умия", которое, как пеленой, начинает застилать реальный мир. Тончайшая радужная пелена - своеобразная гранила, отделявшая в романе реальный мир от нереального. Герои романа в разные моменты перевивают такие особые мгновения, когда внезапно срывается какио-то невидимые завесы, "прорывается какая-то пелена", I герой становится свидетелем чего-то необычайного, чего в мн-

ре "норзгальннх представлений" нет, не шзсет быть.

_ ' ,- В ътой 'части: роботы проводится анализ эпизодов рошна, ри ;сувсшх быструю; почти мгновенную смену психологических состояний, раскрывавших внутренние глубинные лтггяшт чвдовеческой души; Мгновенные переходы-от одного состояния героев к другому, часто противоположному, .которые совершится в тексте при помо-ша введения шогочисленных "вдруг", были широко использованы Ф.М.Достоевскш» и. эта особенность его'художественной системы исследована р литературоведении достаточно полно и широко. Это, в свохначередь, позволяет .использовать уже имеющийся научный литературоведческий материал дан исследования этой проблемы в • творчестве Домбровского'. •■',--/ ..-.-"' "

'-Перехода .от "вдруг" к взрыву приобретают в "Факультете ненужных вашей" огромное художественное значение-: с помощью "вдр; подчеркивается атмосфера катастрофичности происходящих в обше-- стве перемен, мгновенные изменения связаны с признанием важноо ти в жизни л в натуре человека стихийного и эшционального ва-, чадз$ неожиданные перехода - связаны с авантюрный сюжетом л необ-ходида для создания остро!физисвых ситуаций; при сомопш "вдруг* ' происходит ' нврвхо^ от реальности я нереальности. Рдваио, основ. те шсго'Л -работе занидае ч лзучение этих мгновенных переходов ^ в * ситуации^разкой". смены' душевных и -Психологических. состояний

героев. С; -этой целыа;.в.данноы ¡разделе .работы проводится псдраб-;*ный анализ. ;несдаииькше наиболее значительных "психологических0 '-■еден..'рошяа^^ятве^гдзвд^ ;'. . 4

■-' - л г) Дростр^саБенно-вреаенная оргяттпапутя романного таваст-'вования. I : •■..•¿У- .'' ^ '-■'"■*-' . •'.•••

. . 4 Изучение- .проблема позволяет сделать вывод о том, что в цвлоа сюжет .романа .сосредоточен в хранищх. перелошого, етк--зкейога времени,', хроникальная постепенность .повествования поч-.:Й'"обесце1аи^9ТМ^^Роботв.внное ".время.'-действия. ожато до -.недаоги: -уивей,' ^-з^^ву/уювяавается -чремн и цространст-

жизни;.Ход- сюнзтного Еремена .замедляется

Я^ГОЧИЭДеНШМ^

: вбяайяв^- расширяется

:ва оч;95С яоордавж

шгзва мао-

йтзоама. дают возьюкно'сть. взглязуть на; проиохо-

дяшее глазами не только исторгла, но и "мудрых марсиан", увидеть землю из глубины Зселенной.

В измерении автором пространственных координат хорош ощутимо его романтическое мировосприятие. Пространство романа постоянно вырывается из узких рамок. Чем ухе оказывается реальное пространство повествования (сужавшееся до тюремной камеры),тем пире оно раздвигается в координатах мысленных, духовных. И хотя для героев эти "переходы" происходят очень болезненно и мучительно, стихия масли, духовности, творческой фантазии все-таки побеждает стихию ограниченности, "скученности" и безумия времени.

В заключении работы подводятся итоги и результата исследования. Основным в работе можно считать знвод о том, проза Ю.Домбровского представляет собой интересное и значительное явление русской литературы. Писателю принадлежит значительная роль не только в истории литературного движения 60-х годов, но и в обшем процессе русского литературного развития. Изучение слоеной судьбы Домбровекого, его гражданской позиции, эстетических принципов позволяет во глногом пересмотреть прежние лете-, ратурные оценки, дает возмэжеость еоеого прочтения русской литература советского периода. . -

Основные положения диссертации, изложены з" следующих работах: .

1. Концепция человека в художественном мире Ю.Домбровекого // Проблема характера в литература. Тезисы докладов научной

конференции. - Челябинск, 1990. - С.81-33.

2. Ю.Домбровский и проблемы лагерной литературы // Современный литературный процесс. Тезисы докладов научной конЗерен- ' ции. - Павлодар, 1990. - С.84-86»