автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Человек и история в творчестве Ю. Домбровского

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Яськовска, Регина
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Н.Новгород
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Человек и история в творчестве Ю. Домбровского'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Человек и история в творчестве Ю. Домбровского"

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н. И. ЛОБАЧЕВСКОГО

На правах рукописи

ЯСЬкОВСКА Регина

ЧЕЛОВЕК И ИСТОРИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ Ю. ДОМБРОВСКОГО

10.01.02 — Литература народов СССР (советского периода)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Нижний Новгород 1992

Работа выполнена на кафедре теории литературы и русской литературы XX века Ивановского государственного университета имени первого в России Иваново-Вознесенского общегородского Совета рабочих депутатов.

Научный руководитель —

профессор, доктор филологических наук Раков В. П.

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор Агеносов В. В., кандидат, филологических наук, доцент Девятое В. Н.

Ведущее учреждение —

Шуйский государственный педагогический институт им. Д. А. Фурманова.

Защита диссертации состоится « »(Р^^. ~ 1992 года

У/ &7 в л/'У Г"часов на заседании регионального специализированного совета K063.77.ll по присуждению ученой степени кандидата филологических наук в Нижегородском ордена Трудового Красного Знамени государственном университете им. Н. И. Лобачевского (603600, Нижний Новгород, ГСП-20, проспект Гагарина, 23).

Автореферат разослан «•О. » 1992 года.

Ученый секретарь специализированного совета

МИХАЙЛОВ М. А.

Реферируемая диссертация посвящена изучению некоторых аспектов творчества Ю.О.Домбровского (1909 - 197У), имя которого связывается с так называемой "возвращенной" литературой.

Актуальность исследования определяется возрастающим интере- • сом читателей и критики к литературному наследию талантливого писателя, известного в стране и за рубедом автора новелл о Шекспире под общим названием "Смуглая леди", антифашистского романа "Обезьяна приходит за своим черепом", дилогии "Хранитель древностей" и "Факультет ненужных вещей". В их теня накопятся менее из вестные, но заслуживающие внимания исследователей другие произведения, в том числе исторический роман "Державин", сборник очер ков "Факел", рассказы и стихи.

Издание к переиздание произведений Ю.Домбровского, публикация новых материалов о его жизни и творчестве, начиная со второй половины 80-х годов, открывает перед исследователями перспективы целостного, многоаспектного изучения творчества, которое не полечило до сях пор достаточного освещения ни в критике, ни на литературоведческом уровне.

Актуальность исследования связана и с новым взглядом на историю русской литературы XX века, в которой творчество Ю.Домбровского должно занять место, соответствующее его значению и художественным достоинствам. Настоящая работа сможет поднять на новый уровень исследование творчества писателя.

Основной целью диссертации является многоаспектное изучение творчества Ю.Домбровского, создание целостного представления о нем, позволяющего определить его значение и место в литературном процессе 30 - 70-х годов. В связи с этим ставились задачи исследования творческого пути автора, выявления идейно-художественного своеобразия творчества в целом и анализа позтики отдельных произведений.

Научная новизна исследования определяется тем, что вводится в научный оборот новый материал: исследуются некоторое впервые опубликованные произведения писателя, фрагменты, не вошедшие в окончательные варианты, отзывы и рецензии советской и зарубежной критики. В связи с этим диссертант приносит глубокую благодарность вдове писателя К.Ф.Турумовой-Домбровской, предоставившей возможность ознакомиться с материалами из ее личного архива.

Материалом исследования послужили также произведения автора не изучавшиеся на литературоведческом уровне. Помимо того, они рассматриваются в очно отпялен пи с лропзреденидог других автора.

Диссертация строится на методологических принципах анализа, выработанных советским и зарубежным литературоведением. Теоретической основой исследования послужили труди русских и зарубежных ученых, посвященные общи проблемам анализа художественного текста, теории романа.

• Практическая ценность диссертации определяется ее новизной и состоит в тог, что представленные материалы я позленные результаты могут быть использованы при дальнейшем изучении творчества писателя, в общих вузовских курсах русской литературы XX века, спецкурсах и спецсеминарах по отдельным вопросам, исседуемым в работе.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на итоговых научных конференциях и аспирантских семинарах в Ивановском государственном университете. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры теории литературы и русской литературы XX века Ивановского- университета.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка использованной литературы, ее структура определяется целью й задачами работы.

*

Основное содержание диссертации

Во введении обосновывается актуальность исследования, кратко характеризуется степень изученности творчества Ю.Домбровского. Намечается круг вопросов, решаемых в работе, определяются основные цели, задачи и структура диссертации, ее научная новизна.

Диссертант отмечает тот факт, что большинство произведений Ю.Домбровского публиковалось при жизни автора и существовало как литературный факт в сознании относительно небольшого круга современников.

Незначительный тогда интерес отечественной критики объясняется характером творчества, не .укладывавшегося в рамки тенденций, господствовавших в литературном процессе, особенно 30-50-х годов. "Произведения писателя не соответствовали методу социалистического реализма, теория и практика которого подвергается сегодня критической оценке.

Диссертант-подчеркивает, что в центре внимания писателя находились вахиеНзие вопросы человеческого бытия, которые встают геред человеком в кризисные моменты исторического развития. Ху-

дожественное постижение действительности и индивидуальной судьбы в такой период осуществляется наиболее полно в жанре романа, который по своей природе обращен к проблематике самоопределения личности в мире. Нравственно-философская проблематика, связанная с осмыслением кризисных явлений современной автору эпохи, нашла в романах Домбровского убедительное воплощение. Исследование художественной системы произведений позволяет выявить своеобразие художественного мышления автора, использование родовых возможностей жанра.

Диссертант придерживается мнения тех критиков, кто ставит романы "Хранитель древностей" и "Факультет ненужных вещей" на вершине процесса, начатого критической литературой "оттепели"-*. Среди других произведений "антикультовой" литературы они выделяются как в художественном, так и в интеллектуальном плане. В них осуществляется анализ эпохи сталинизма в историческом, философском и психологическом аспектах.

По мнению диссертанта, художественное мышление Ю.Домбровс-кого в целом обладает, что показывает проведенный в работе анализ, свойственной литературной классике всеохватностью, универсальностью» зрелостью и цельностью.

В первой главе диссертации ("Идейно-художественные координаты творчества Ю.Домбровского") дается общая характеристика творческой -биографии писателя. В этой части работы приводятся и уточняются некоторые.малоизвестные факты, интерпретируются спорные вопросы. Подвергаются исследованию наиболее значительные произведения различных жанров, приводятся критические отклики на них. ,

Целью анализа является определение проблемного и тематического диапазона.творчества писателя, идейно-художественных особенностей основных произведений. Отдельно рассматривается вопрос автобиографизма прозы В.Домбровского.

Диссертант обращает внимание на тот факт, что клич к пониманию творчества писателя находится не только в историко-литерп-турном контексте эпохи, еще недостаточно изученном, но и в биография автора.

т .

Pa3t Р. "Odvrilz" a "pieriestrojka". Przemiany и nojno- • wazejj literaturze rosyjskiej. II Ruaycyat. Studia Literaturozn. Katowice. 1990. Т. ¡4_._J3. 65. - 76. .. Золотусский И. Крушение абстракции // Новый мир. I9d9. № I. С. 241.

По свидетельству самого автора, его интересы и увлечения времен начала литературной учебы определила поэзия 20-х годов^-, но ранние стихотворения не сохранились, а факт их публикации не подтвержден. £ дошедших до нас стихах конца 20-х годов отразились катастрофические настроения лирического героя, связанные с трагическими событиями в жизни страны и самого автора. Они явились свидетельством изменения поэтических вкусов автора, влияния поэзии 0.Мандельштама. С административной высылки в Казахстан начался драматический, но и плодотворный период в жизни писателя, условно определяемый как алма-атинский.

Начало активной творческой деятельности Ю.Домбровского относится к 1937 году, к периоду сотрудничества с газетой "Казахстанская правда" и журналом "Литературный Казахстан", в которых публиковались первые заметки, рецензии, литературно-критические статьи (часто без подписи или под псевдонимами) и первый исторический роман "Державин". В публикациях того времени отразился широкий круг интересов Ю.Домбро веко го: история, литература, археология. Кроме романа "Державин" (1939), литературного дебюта писателя, появились: рассказ "Смерть лорда Байрона" (193^)^ и поэма "Камеинии топор в музее Казахстана" (1939)^. "Завершенный в 1939 году роман "Хранитель древностей", по всей вероятности, первый вариант произведения, опубликованного под таким же заглавием в 1964 году, не сохранился. Но, судя по оставшимся свидетельствам, первый вариант во многом отличался от второго^, общей осталась лишь автобиографическая основа произведений.

В период с 1943 по 1946 годы Ю.Домбровский работал над романом "Обезьяна приходит за своим черепом", изъятым при очередном аресте в 1949 году, возвращенным автору и опубликованным

Доыбровский Ю. Деревянный дом на улице Гоголя // Домбров-ский К). Факультет ненужных вещей. Алма-Ата, 1989. С.521.

^ К.И.Батюшков. К 150-летию со дня рождения // Казахст. правда. 1937. 30 мая (подпись - ¡О.Д.); Пушкин. Роман Ю.Тынянова // ¿шт. Казахстан. 1937. № 7; Н> 8 (подпись Д.Юрьев).

а До.\,бровок«и Ю. Смерть лорда Байрона // Лиг. Казахстан. 193й. ;> I. С.6Б-77.

"* До?.йровски]Ч Качении!: топор в музее Казахстана // Ка-.-.а;:ст. соьреыькник. Алма-Ата: КИХЛ, 1939. Лип Л. С. 165-169.

° u-.af.ii л. 1Ык;лдисти //Литература и искусство Казахс-.-.н:.. г,.С.79

лишь б 1959 году с изменениями, соответствовавшими тогдашней политической обстановке. Сюжетом рассказа "Арест" (1945)* послужил эпизод из жизни А.Грибоедова, а интерес к жизни и творчеству В.Шекспира, вынесенный, вероятно, из времен учебы в теавузе (нше ГИТИС), отразился в цикле новелл о нем. Первая из них -"Смуглая леди" - готовилась к публикация во второй половине 40-х годов. Восстанавливался или создавался заново роман "Хранитель древностей".

Московский период жизни V! творчества Ю.Домбровского (1956 -19?8)ознаменовзн, правде всего, дилогией "Хранитель древностей" (1964) и "Факультет ненужных вещей" (1978), которые наряду с романом "Обезьяна приходит за сшим черепом" и тремя новеллами о Шекспире под общим названием "Смуглая леди", принесли автору мировую известность. К этому периоду следует отнести также незавершенный роман о Н.Добролюбове, рассказы "Только одна смерть", "Царевна - лебедь", "Ручка, ножка, огуречик.и опубликованные посмертно "Записки мелкого хулигана", послесловие к роману "Факультет ненужных вещей", "К историку", большая часть поэтического наследия и другие произведения. В то же время не прекращались литературные связи писателя с Казахстаном. Их результатом были сборник очерков "Факел" (1974), переводы произведений казахских авторов и литературно-критические статьи.

Диссертант подчеркивает, что при всем тематическом и жанровом разнообразии творчество Ю.Домбровского - явление монолитное, концентрирующееся вокруг нескольких тем и проблем в разной художественной скорме. Сходство некоторых сюжетных ситуаций, приемов указывает на устойчивость формировавшегося индивидуального стиля автора.

Значительное место в литературном наследии писателя занимает историческая тематика. В первом романе Ю.Домбровского заметно влияние исторической прозы Ю,Тынянова, которое проявляется как в стиле произведения, так и в отношении к историческому факту и документу. Для обоих художников исторический жанр был "псевцонй-мом" произведения на соврет,1еннуго тему, но, в отличие от Ю.Тчня-нова, Ю.Домбровский оставался оптгмистом л решении историософских вопросов.

Тесную связь романа "Деркпглн" с проблемами совреме'шой

* Домбровски« К.. Арест II Казак ст. иранца. 1946. П лив.

эпохи подтвервдает тот факт, что от первоначального замысла создания большого историко-биографического произведения остался лишь небольшой по объему приключенческий роман, в основе которого лежит избранный автором эпизод из биографии великого поэта. Интерпретация этого эпизода в судьбе героя соответствует концепции Б.Ходасевича в одноименном романе. Ю.Домбровский использовал этот факт биографии поэта для решения вопроса о соотношении личности и власти, человека и истории, актуальность которого была продиктована драматическими событиями эпохи тоталитаризма. В концепции личности героя нашло воплощение положение автора р неизбежной верности человека своему призванию, победе гения над злодейством. Тема столкновения свободной человеческой мысли с государственным террором появилась впервые в образе "двойного изменника", руссоиста, бургомистра Халевина.

Несмотря на неоспоримое влияние стиля прозы Ю.Тинянова, в первом романе заметны и черты формировавшегося индивидуального стиля автора: лаконичность, динамичный, интригующий сшет, остро та конфликта, напряженность диалога. Они характерны и для последующих произведений, а мотив допроса стал своеобразным лейтмотивом творчества писателя. Домбровскому удалось в романе передать несколькими штрихами климат периода пугачевщины, провести четкие сюжетные линии, создать ряд образов исторических персонажей, не отклоняясь от главной биографической основы произведение.

Диссертант рассматривает развитие "шекспировской" теми в творчестве писателя, отмечая, что от преодоления барьера формы произведений в студенческие годы*, Домбровский пришел к углублен ному изучению и постижению художественного мира гениального: поэ-та^. Ксли в разгадке личности исторических героев самым ценным источником "биограрии духа" было для писателя их литературное наследие, то б случае Шекспира оно имело особенное значение вследствие скудости биографических материалов и исторических документов^. Заслуга Домбровского-исследователя заключалась в преодоле-

* Домбровский ¡С. Леди Ьакбет // Сельская молодежь. 1974. Л I. С. 43. 2

Домбровский ¡0. Итальянцам о Шекспире - главные проблемы его жизни // ;Сность. 1У68. К 2. С. 61-62.

^ Доабровский I. Ретлепдбэконсоутгсмптоншекспир. О мифе,

£Н'т;;:;е и Ьиогргфиеской гипотезе //'Ъопр. литературы. 1977.

!.: I. С. 16-1-196.

нии противоречия между Шекспиром-человеком и художником, ставшего в прошлом источником многих недоразумений, гипотез и мифов. Предложенная писателем концепция личности английского поэта, его биографии как "жизни с радостным началом и тяжелим, вялым исходом" ("Ретлендбэконсоутгемптоншекспир", "Итальянцам о Шекспире"), изложенная в художественной форме в трех новеллах ("Смуглая ле-дй", "Вторая по качеству кровать", "Королевский рескрипт"), полу чила внсокув оценку английских и советских гаекспироведов.

Домбровский мастерски использовал возможности небольшого жанра для создания наиболее полной, характеристики героя и эпохи, ввел в динамичное повествование шогие факян прецнеториа героев. Ему удалось с помощью Характерной, детали передать климат эпохи и создать до сто верные образы современников поэта.

Своеобразным завершением "шекспировской" темы бил рассказ "Леди Макбет", подтверждавший гениальность наблюдений великого поэта над природой человека, выраженных в его исторических драмах-*. '

Прославление искусства как "чувственного и непосредственного познания истины" и художника, причастного вечности, прозвучав шее в новелле "Королевский рескриптпродолжали очерки сборника "Факел". Изображение различных творческих личностей подводила пи сателя к мысли об индивидуальном начале и творческой свободе художника как необходимых условиях подлинного искусства, идее преемственности в культуре, подчеркнутой в заглавии сборника.

• Диссертант обращает внимание на особенности литературных портретов творцов культурн, "старших современников" автора, на использование им возможностей выявления ивдиввдуального в каждом художнике и человеке. Герои очерков представлены в фокусе разных, часто противоречивых мнений, изображены в быту и в творческой мастерской, в документе и анекдоте. При всем различии судеб, творческой индивидуальности, герои являются воплощением подлинно богатой личности.

. * Сравнительный анализ трех романов: "Обезьяна приходит за своим черепом", "Хранитель древностей", "Факультет ненужных вещей", позволяет выявить причины нёсоответствия общепринятой в советской литературе 50-х годов трактовке темы войны и фашизма в

т

Чудакова М, Рторичность или традиция? // Литература и современность. Сб. 14. Статьи о литературе 1974 - 197Ь гг. 1<и: Ху-ДОЖ. лит., 1976. С. 270-276.

первом романе. Особенности художественного исследования фашизма, затронутые в нем проблемы, а также некоторые особенности поэтики позволяют соотнести произведения Домбровского с драмой польского писателя Д.Кручковского "Немцы". Сопоставление же системы персонажей, отдельных мотивов, сюжетных линий, особенностей повествования лнтифадастского романа и дилогии свидетельствует о том, *;то обозначенные в первом произведении проблемы, связанные с критимй тоталитаризма, развивались в последующих романах дилогии. Эти проблемы получили в дилогии углубленную этико-философскую ч психологическую разработку, а проведение прямой параллели между двумя историческими формами деспотизма -фашизмом и сталинизмом - стало возможным лишь в романе "Факультет ненужных вещей". В нем также значительно расширилась сфера художественного исследования тоталитаризма и его исторический контекст, благодаря введен™ в повествование евангельского мотива, исторической рефлексии героев.

В целом комплексе проблем, связанных с явлением тоталитаризма, в "Факультете ненужных вещей" на первое место выдвигается тема права, которая занимала немаловажное место и в антифашистском романе (его герой, молодой юрист Ганс ¡иезонье, выступал против оправдания военных преступников). Она актуализировалась во время работы над романом и появилась также в очерке-рассказе "Записки мелкого хулигана". От проблемы свободы.творческой писатель перешел к праву, понимаемому как необходимая гарантия внешней, обеспеченной законом свободы человека, призванному охранять формы общественной жизни от всякого рода деформаций» 0 нравственных л психологических последствиях незащищенности человека повествует рассказ "Ручка, ножка, огуречик..."

Но мнению диссертанта, обзор творчества Ю.ДомбровсКого позволяет сделать выеод о том, что его проблематику определил, в большой степени, конфликт свободолюбивой личности автора с тоталитарной системой общества. Поэтому центральное место заняла в нем'тема переплетения и драматической коллизии личной жизни и истории, личности и власти, свободы и необходимости. Характерной чертой творчества писателя является автобиографизм, который приникаег в произведениях разные <1орыи - явного и скрытого, Рпстравергного и интроъертного. кроме приведения достоверных .¡актов Оиогр<ц.иа ангора, он проявляется в интеллектуальной' актйь:0ета и э'ггчрс^о;; позиции иол'шгтелыиос героев.'

В выборе и характеристиках исторических персонажей просматривается взгляд писателя на них через призму сваей биографии, вплоть до проекции его психологического состояния в определенной ситуации. В то же время выбор героя вытекает у Домбровского такие из потребности осмысления собственной судьбы через призму чужой. Его произведения, по мнению диссертанта, служат лучшим примером того, как исторические факты, пережитые личностью, становятся фактами ее духовной биографии*.

Во второй главе диссертации ("Зтико-философские аспекты творчества. Домбровский и кризис гуманизма") проблематика творчества писателя, его концепция личности рассматривается в связи с духовными исканиями автора, отразившими драмэтическое положение человека современной эпохи.

Постановка важнейших историософских, этических вопросов связана, по мнению диссертанта, с восприятием современной эпохи как кризиса гуманизма, гуманизма, понимаемого как "вера в человеческое начало в природе человека"^. В художественном сознании .отразился драматизм мироощущения человека XX века, эпохи социальных потрясений, войн, господства '¡"отаяитарных режимов, событий, ставивших под сомнение идею прогресса, выдвигавших вопрос о смысле истории и сущности человека. В произведениях Ю.Домбровского , запечатлевших признаки кризиса, осмысление современной эпохи и решение поставленных вопросов осуществляется в контексте широко понимаемой историй и культуры.

Характерное для писателя стремление-углубить анализ изображаемого до философского уровня достигается путем проведения исторических параллелей и отнесения к отико-философской мысли разных времен'. В романах "Обезьяна приходит за своим черепом" и "Факультет ненужных вещей" значительное место отведено интеллектуальной рефлексии героев, идеологическим мпорам, противоборству аргументов. "Философичность" придает прозе введение определённых образов-символов и мотивов.

Внутренний драматизм творчества домбровского связан с тем,

* Винокур Г.О. Биография и культура, ы., 1927. С. 37.

^ Конрад Н.И Шекспир и его эпоха // попрал Н.И. Запад и Восток, ц'и, 1972. 0. 255; Франк СЛ. Достоевский и кризис гуманизма // 0 Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 18В1 - 1931 гонов, к., 1990. 0. 392.

что взгляды писателя, как и многих его современников, сформировавшиеся пол влиянием европейской гуманистической культуры, в которой сохранились возрожденческие и просветительные традиции, подвергались жестокому испытанию в первой половине XX века. Несмотря на то, что декларированная и отраженная в художественных произведениях позиция исторического оптимизма и рационализма сохраняется на протяжении всего творческого пути, в них запечатлены и моменты сомнений, поисков, признаки бессилия рационалистического сознания перед лицом масштабов социального зла, несовершенством человеческой природы (особенно в поэтичерком наследии, в рассказе "Ручка, ножка, огуречик...").

Первая художественная попытка осмысления истории человечества дана в пояме "Каменный топор в музее Казахстана". В ней акцентируются драматические моменты истории, представленной как продолжительный и противоречивый процесс "очеловечивания". Еслй в поэме обозначено лишь его начало, то в антифашистском романе "Обезьяна приходит за своим черепом" история человечества представляется героям сменой периодов созидания культурных ценностей периодами разрушения, варварства и объясняется борьбой противоречивых начал природы человека. Фашизм изображен в романе как "обезьянье шествие" человека, освободившегося от своей культурной оболочки. .

Вопросы перспектив истории И культуры, сущности человека решаются героями произведения крайне противоположно, но автор стоит на позиции исторического оптимизма. Источником лодкественного противостояния профессора Мезонье и Войцика фашизму становится вера в разумное, и нравственное начало человека, а'вера в возможность совершенствования человечества выражена в прйзыве к извлечению уроков из прошлого опыта (в эпилоге романа).

В образе антифашиста Войцика воплощена преемственность ре-нессансной веры, в потенциальное всесилие человека", в его способность преобразовать мир и в его окончательную победу над злом Позицию защитника "исторического разума" подтверждает и публицистика писателя. Но несиотря на то, что автор остается таким же историческим оптимистом, завершая послесловием "К историку" свой последний ромач "Факультет ненужных-вещей", как показывает исследование, в "Художественном мире писателя появляется противоречие между "убеждением" и "душою" - рационалистическим типом мышления историка и натурой художника. Рассматривая поэтику романа "факультет ненужных вещеН", диссертант обращает снимание на нов-

торяющийся мотив сна-бреда главного героя - свидетельство раздвоенности его сознания, хотя внешне его позиция непоколебима и близка героям антифашистского романа. Влияние философской мысли Н.Федорова, заметное в некоторых образах и мотивах дилогии, объясняется тем, что писателю были близки его гносеологический оптимизм и вера в безграничную возможность развития человечества.

Противоречие между свободой личности и исторической необходимостью Домбровский решает путем разделения человека как субъекта и объекта истории. Внимание писателя концентрируется на человеке - субъекте истории, независимом от конкретных условий и несущем полную ответственность за свои деяния. Поэтому извечное противоборство добра и зла не снимает с его героев ответственности за их поступки. С этой точки зрения история представляется постоянным испытанием личности, степени ее нравственной зрелости. Сюжеты произведений Домбровского построены по принципу такого испытания героя, в котором частный конфликт переходит в эпохальный, а тупики исторического процесса становятся лучшим моментом самоопределения человека в акте нравственного выбора.

Опущение кризиса гуманизма- современной-эпохи визывачо крайне противоречивые идейно-эстетические искания художников XI века Диссертант считает, что именно в различии философской и эстетической базы кроется основное' различие между Домбровскмм и Кафкой вопрос, неоднозначно решаемый зарубежной критикой. В отличие от, Домбровского,. потрясенный кризисом гуманизма Кадка пришел к край не пессимистичным онтологическим выводам^. По мнению автора "Хранителя древностей", ирреально не мироустройство в целом, а лишь временные.формы общественной жизни, поэтому в произведении осуществляется их критика с помощью юмора, иронии, сатирического осмеяния. Домбровский демифологизирует зло, обнажает все противоестественное, уродливо-неразумное и бесчеловечно-жесткое, а в силу этого призрачное и обреченное на гибель как несовместимое с разумным мироустройством.

Писатель отвергает "стоицизм отчаяния" Кафки, эпическая же причастность человека к миру оказывается у автора дилогии не трагической обреченностью, а источником гармонии.

Диссертант полемизирует с некоторыми положениями Р.ляшево!:, которая интерпретирует размежевание героев дилогии дайна и 1лр-

* Днепров Ь. ,.,ир и человек у иа^-ки // дньнрон Ь. черт.] романа XX. века. ..,., С. 199.

нилова в проекции философского учения С.Кьеркегора . Закономерным можно считать и тот факт, что Домбровский обращается к двум великим предшественникам - Шекспиру и Достоевскому, в творчестве которых отразились предыдущие исторические кризисы гуманистической веры в человека и их преодоление. Он полемизирует с Достоевским, раскрывшим несоизмери'ость свободной, противоречивой и иррациональной человеческой природы с рационалистическим гуманизмом^, обращаясь к авторитету Шекспира, "canoro мудрого писателя христианской api;". В концепции личности в произведении Дом-бровского обнаруживается влияние шекспировского пред ст.-явления об абсолютной свободе человека, его гуманистической верк, опиравшейся на совесть как высшее этическое начало человека наряду с разумом и волей. Эти представления лежат в основе гуманистического идеала Домбровского.

Реалистическое творчество писателя черпало из "классических ценностей" европейской культуры, актуализирующихся в периоды кризисов, хаоса и отчаяния. В образах положительных героев воплотились представления писателя о полноценной личности, подвергшейся ' испытанию в условиях тоталитаризма. Герои Домбровского - это личности ищущие, активные, глубоко переживающие внешним несвободу. В условиях тоталитаризма они сохраняют внутреннее единство, гармонию с миром, целостность своей личности благодаря связи с ку- ■ льгурой и подчинению нравственной норме.

В третьей главе ("Художественное своеобразие прозы В.Домдг ровского. Ноэтика дилогии "Хранитель древностей" и "Факультет ненужных вещей") ррссматриваотся некоторые особенности поэтики' двух самих значительных произведений писателя. Анализу подвергается повествование романов, выявляется основной конструктивный принцип их поэтики. Характеризуя эстетические взгляды писателя, диссертант отмечает такие качества его. прозы. как объективная изобразительность, 4акт°грэфичность, аналитическое начало. 'Романы Домбровского, в том числе дилогия "Хранитель древностей", "Факультет нег:гап.х вшей", - это произведения пряло го изображения, в которых сдаетообрапуадкм ч автором является гашмвшх "человек - ситуация", v типологии „(.Бахтина - вариант романа испытания*^. _

* .адшм'И IVi. О.Кьер«егор, ]'.Co.no; ьея и оолсеиениая соге^с-кач проза // *плол. ньукк. I. 0. 9-14.

^ ьст'п.яег К. А. ()т:фо«енке о е в Tioi'jcrry.e j.,ocroevo-

1.0-Т» // О ДОСТО<'>"ПЧ>П. . . ¿'-iv.

¿ч'.-тьп Го—j: «.!.•; /•••пгчгсггьогтя сптт[[--i -л, ;fív. í. o. ve-vr. ' .

Оригинальность жанровых форм романов дилогии определяет в большой степени взимодействие в повествовании двух начал - субъективного' и объективного. В романе "Хранитель древностей" делается акцент на восприятие событий сквозь призму единичного сознания (повествователь в первом лице). Помимо других композиционных функций насыщенность фактографическим материалом, необычным для жанра романа количеством разнообразной информации объясняется стремлением к объективизации, к преодолению ограничений повествовательной перспективы.

В первых главах романа (1-1У) "Хранитель древностей", имеющих характер развернутой экспозиции героя и места действия, демонстративно произвольное построение рассказа (ассоциативность, эпизодичность) подчеркивает роль повествователя как единственного организатора сюжетного действия. Она обусловливает роль памяти в конструкции художественного времени, ограниченное знание о событиях, проявляющееся в эмпирически-интуитивном характере психологического анализа, в характеристиках героев.

В диалоге, основном средстве драматизации действия произведений, концентрируется их этико-философское идеолзгическое содержание. В романе "Факультет ненужных вещей" диалог расширяет рамки эпического повествования в ситуации ограничения места действия. С помощью сценического развертывания действия автор достигает большей динамики сюжета, рассказ о событиях уступаег место их показу.

Во втором романе дилогии введение повествователя в третьем лице создает возможность более полной характеристики событий и героев, вносит элементы их предыстории, интроспекции. Объемность картины эпохи достигается путем введения эпизодов и деталей, характеризующих. ее в политическом, социальном, культурном и психологическом аспектах.

Диссертант считает, что относительная самостоятельность слова персонажей, экспонирование "чужого сознания" не обозначает полифонизма романов в его понимании гЛ.Бахтиным. Двуголосое слово связано с пародийным, ироническим и полемическим тоном повествования. Наряду с открытой, явной, просматривается и пкрктгш полемика с чужой точкой зрения. Доминирующей остается л романе автор ская точка зрения, а композиционные приемы ее устр1-леннй или. ослабления нркносят лишь частичные результаты.

Основной конструктивный принцип ПОЭТИК» ДИЛОГ...1 У) Г-ет идейному замыслу противопоставления .тух л с лг

ценностных систем - широко понимаемой гуманистической культуры тоталитарному обществу, из которых первая утверждается, а вторая отрицается в этико-эстетической оценке автора1. Диссертант считает, что модель художественного мира произведений построена по принципу контраста "мира" и "антимира", бытия и небытия, жизни и антижизни. По,дробный анализ произведений позволяет выявить однонаправленность элементов художественной структуры произведений на создание такой оппозиции (от прямой ангорской оценки до сложной пространственно-временной конструкции).

В ходе лексико-семантического анализа текста диссертант выделяет семантические группы "мира" и "антимира", структурные инварианты этой оппозиции. Она строится как традиционная антитеза: "добро - зло", с помощью оппозиций: "свет - мрак", "верх - низ",

о

"простор - теснота", "жизнь - смерть. Сопровождающие развитие конфликта слова-сигналы и мотивы образуют тему угрозы - уничтожения3.

Диссертант рассматривает основные хронотопы4: музея и рассказчика в романе "Хранитель древностей" и хронотоп сна в "Факультете ненужных вещей", а также роль отдельных мотивов и других художественных средств в создании главной оппозиции дилогии.

Идейно-эстетическая функция хронотопов музея и рассказчика в произведениях заключается в том, что в них все подлинные ценности выносятся за конкретно-временные рамки и их духовная реальность рассматривается внутри одного пространства истории и культуры. В расширении пространственно-временной перспективы мира особую роль играет мотив художника Калмыкова, "математико-физико-метафизическая" живопись которого, проникнутая идеями Н.Федорова, открывает выход в общечеловеческое пространство культуры.

* Баше X. К проблеме эстетически-художественной ориентации системы ценностей в произведениях Ч.Айтматова, Ю.Трифонова и к.Слуцкиса восьмидесятых годов // Rusycystyczne Studio. Litera-turoznai»cz6. Katowice. 19B8. С. 30 - 36.

о ' .

Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского, hi., 1979. С,228-230; Лотман Ю.М. Проблема художественного пространства // Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970. С. 265-279.

^ Рог<»Ъа S. "Kuetoaz" Jurlja Dobrowsklego. РгоЪа szkicu monograficznego II Ruaycystyczne Studla Literaturoznawcze. Katowice. 1979. T. 3. S. 116 - 117.

4 Бахтин M. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин й. ./лтехйтурно-критические статьи. f,i., 1986. С. 234-407.

В хронотопе сна во втором романе дилогии осуществляется связь с миром в ситуации заключения главного героя. Сны-воспоминания являются единственной флрмой выхода Зыбина за пределы враждебного ему пространства "антимира".

Диссертант обращает внимание да роль комического в романах Домбровского, на использование разных его форм с целью сатирического осмеянюп обличения античеловечностк и абсурдности явлений изображаемой действительности. Оно выступает на разных уровнях художественной структуры произведений: во внешней характеристике, речи персонажей, ситуации, каламбуре, символике про-странственно-временнкх форм.

Специфика комического в романах дилогии заключается в подчеркнутой амбивалентности, относительности смеха в художественном мире произведений.

Пластически-живописная манера изображения, свойственная прозе Домбровского, является, по мнению диссертанта, следствием пластического видения мира и стремления к максимальной наглядности. Эпическое видение мира характеризует обостренное внимание ко всему многообразию объектов.

С точки зрения стилистических традиций европейской культуры своеобразие эпического повествования в романах писателя определяет соотношение в нем двух начал - аретного и аурного*. Так например, отмечаемую критикой необычную яркость и красочность картины изображенного мира, следует отнести к аретнопу восприятию мира как чуда, уходящему своими корнями в античную эстетику"? Художественный мир произведений насыщен предметами и поведенческими деталями, материально осязаем, так как автор экспонирует форму, цвет, свет. Аретной природе рассказа в романе "Хранитель древностей" противопоставляется аурная природа действий. Синтез обоих начал выступает в отдельных мотивах и образах, проявляется также в контрасте высокой атмосферы мысли героев с "низкими" сферами жизни, -изображенной в романах дилогии.

^ Аверинцев С. "Греческая литература" и ближневосточная

"словесность". Два творческих принципа // Вопр. лит. 1991. Н ö.

С. 40-58. о

Ауорбах Э. Рубец на ноге Одиссея // луэрбах о. И!ш/,есис. Ли, I97Ö. С. 23-44;' Баркин A.b. О бгаарности эииче злого повеетш вания (арета и аура) // лльклор народов СССР, эпические жьнрп, их межэтнические сняли и национальное сглсобразие. Уфа, itou. С. 113—120.

В заключении подюдятся итоги исследования.

По мнению диссертанта, тема "Человек и история в творчестве Ю.Домбровского" наиболее полно определяет проблемный ряд данного иссл дования. Тесное переплетение и драматическая коллизия истории и личной жизни писателя повлияли на выбор тематики и на проблематику его произведений. Понятия "человек" и "история" выступают в них во многих ипостасях, ибо внимание художника привлекали в равной мере вопросы сущности человека, личности гениального творца и кровавого тирана, далекого исторического прошлого и его аналогий на современном этапе развития человечества.

Домбровский изображал человека как объект и субъект истории, она Ж8. понималась писателем, с одной стороны, как длинный и противоречивый процесс "гуманизации", с другой стороны, - как богатый и разнообразный опыт человечества. В своих размышлениях о природе человека, судьбах культуры автор обращался к этому опыту, вступая в своих произведениях в диалог с великими предшес твенниками, мыслителями и художниками разных времен, и в этом смысле история представляется в них, по выражению М.Блока,"встречей людей в веках"^.

Основные положения диссертации изложены в следующих статьяхг

1. к1авук // J(•zyk Ловушек!. 1990. В 4. Э. 163-168.'

2. "и^р" и "антимир" в дилогии- С.Домбровского "Хранитель древностей" и "Факультет нен.ужнкх вещей" (в печати).

* Клок. М. апологил и-¡торги, пли Ремесло историка. Ы., 1986.