автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Ювелирное искусство Северной Бактрии - Торхистана (технико-технологический аспект исследования)

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Лунева, Валентина Витальевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
Автореферат по искусствоведению на тему 'Ювелирное искусство Северной Бактрии - Торхистана (технико-технологический аспект исследования)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Ювелирное искусство Северной Бактрии - Торхистана (технико-технологический аспект исследования)"

л

V- 41

.МИНИСТЕРСТВО ПО ДЗШ КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ОРДЕНА ДЕУКБЫ НАРОДОВ Р^ЧКО-ЙССЩОВАЕДЬСКШ ШСГДОТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ ииени ШЗЫ ХАШ-ЗАДЗ ШШ

На правах рукописи

ЛУНЕВА Валентина Витальевна

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО СЕВЕРНОЙ ЕАКТРИИ - ТШРИСТАКЛ (технико-технологический аспект исследования)

Спэциалькость 17.00.04 - изобразительное к деюративио-

-прикладаое искусство

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени , кандидата искусствовзденая

Ташсент - 1993

Диссертация подготовлена отдела истории искусств в срдс на Дружбы Народов НИИ искусствознания имени Хамзы Каш*-заде Ниязи Министерства по делам культуры Нз с публика ^.бекадтал

Научный руководитель - доктор исторцдааШс ¡ЩМ

5.В.РТЕБЛДЩ

Научный консультант - «авдишс кёящП&УЗЗХь. к^у«-

Официальные опп-окекж>. академик Ш Респу(¡л&ж ^зб-зкЕстгн,

доктор искуедтБО?едения Г.А.ШГГАЧ5ЩС03Д,

кандидат исторических наук, доцент Г.Я.ДРЕСВЯНСШ

Вздуцая организация - Ташкентский Государственный институт

искусстз- «аени Ыанкона :,гйгура

Защита состоится "¿'У " Udtefo 199 ? г. в /¥ часов на заседании специализированного совета по защитам докторских Диссертаций Д 022.II.21 в НИИ искусствознания имени Хаьгза Хакиа-заде Нкязи.

С диссертацией uosao ознакомиться в библиотеке НИИ-ад,-*. ::усст±озненЕя Х&узе Хениы-<зеде Нкязи.

Адрес: .700023,. Сч Ташкент» %садсиялик мацони, 2.

Автореферат р^ЗОВДШ " ^ ^ ) г.

Ученый: секретарь, специализированного со^тд», л Л кандидат искусствоведа.{Р2**-^- .

• 3

ОЩЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. РАБОТЫ

Актуальность теми. Ювелирные украшения является важной, составной область® художественной культуры. Исследование их позволяет составить представление об эстетических вкусах, культовых воззрений, социальной значимости, а также развитие ремесла и техники народов и племен, населявших ту или иную историко-культурнуй область. .

Изучение ювелирного искусства древности и средневековья имеет давнюю и прочную традицию. Отметим з частности работы А.А.Абдуразакова, Д.А.Фахретдиновой, Е.Негматуллаевой, Г.Я. Дресвянской, С.А.Трудновской.

Однако, во всех предыдущих исследованиях по ювелирному искусству денного периода основной акцент делался на выявление искусствоведческой и историко-фльтурнай значимости ювелирных укралений - особенности же создания их, как правило, остави-лись за раыкеми исследователей.. Исключение в данном ряду составляет лишь комплексное изучение стеклянных украоений Средней Азии, проееденной А.А.Абдуразаковьм.

Автор данной диссертации в основу своего исследования поставила изучение в лервуп рчередь сырьевой базы изготовления ювелирных украшений из различных материалов, а также технико-технологической, что дает возможность более объективно выявить особенности и своеобразие местной бактрийской школы ювелирного искусства и элементы иноземного влияния в ней.

Цели и задачи исследования. Главной целью диссертации является исследование особенностей и закономерностей развития ювелирного искусства Северной Бактрии. В искусствоведческой

связи с этим в най поставлены и в какой-то мере решены следующие методические и исследовательски задачи:

1. Разработка методики я проведения морфологического исследования украаений Северно;! Бактрии.

2. Изучение технико-технологических особенностей создания ювелирных украшений Северной Бактрии.

3. Разработка методики реставрации украпений Северной Бак-

рии.

4. Классификация украшений Северной Бактрии.

5. Выявление места- производства отдельных украшений.

' .6. Выявление связей бактрийских ювелирных мастерских и иноземными художественными культурами«

' 7. Практическая реконструкция ювелирных украшений Северно! Еактрии.

Новизна и практическая ценность работа.

Опираясь на опыт таких ученых как З.А.Львоеа, Ю.Л.Щапова, В.Б.Деопик, А.А.Абдуразаков, Г.Я.Др8свянская, а также собственные исследования мной выработана единая классификация для всех изученных украшений Северной Бактрии.

Впервые изучен химический и минералогический состав украшений, выявлены особенности технологии их изготовления. Автора данной диссертации разработаны новые Методы реставрации ювели-' рных изделий* Проведена реконструкция ряда украшений. Технико-технологические особенности легли в основу дифференциации их по ювелирным мастерский.

Результаты исследования могут оказать помощь археологам и искусствоведам при обработке археологического материала, леч; в основу обобщаюк1Их очерков пЬ истории ювелирного искусства

Центральной Азии.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования отражены в докладах на региональных и международных конференциях, семинарах проводимых отделом истории искусств Института искусствознания имени ламзы под руководством З.В. Ртвеладзе. Основные положения работы опубликованы в статьях и заметках в археологических и ис^сствоведческих изданиях.

Источники. В работе использованы ювелирные изделия входящих в состав археологических комплексов обнаруженных Узбекистанской Искусствоведческой экспедицией на Дальверзинтепа, Ялангтуштепа, Камльтртепа, Айртам, Гормалитепа, Будрач расположенных в пределах современной Оурхандарьинской области.

Для сравнительного анализа привлекались украшения из погребений Северного Причерноморья, Приуралья, Казахстана, Египта, Индии, стран Средиземного «оря.

Структура работа. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и приложения с илллстрацияад..

Основное содержание работы.

Во введении поставлена цель и задачи исследования, указан объем и структура работы. Изложена основная иетодика изучения материала и принципы классификации.

Первая глава посвящена ювелирным украшениям из природных минералов. Подобные изделия на территории Северной Бактрии в основном представлены бусами и подвесками-амулетами.

Для изучения каменных бус и украшений из органического материала иною применен основной принцип классификации разработанной Е.М.Алексеевой (тип бусины определяется сочетанием шести признаков: материала, фораы, пропорций, направления ка-

б

нала отверстия, орнамента и цвета о прозрачностью).

Каменные буен и подвески Северной Бактрии представлены различными иинераламиг пирит, оникс, гранат или альмандин, алевролитическая порода, горний хрусталь, кальцит, кварц состоящий из отдельных зерен кварца, скрепленный гидроокислами яэлеза, глинистый сланец, арагонит, тонкопластинчатый, порода песчанник, кварцвд, скрепленный глинистыми частицами, кварц тонкозернистый скрытокристаллический, халцедоновый кварц, сердолик окрашенный белой краской, оникс окрашенный белой краской, арагонит, арагонит е клеевой прокладкой, арагонит органического остатка типа коралла с золотыми пленками, гипс, агальматолит, неравномерно-зернистый песчанник, горний хрусталь окрашенный, бирюза, аметист, лазурит. Минерал точно идентифицирован с помощью бинокулярного минералогического исследования.

Для определения цвета у хранений применялась шкала цветов,-разработанная на кафедре исторического факультета в МГУ. .

'Исследование бракованных бус и заготовок позволило мне установить очередность операции изготовления бусины: обколка, распиливание, шлифовка, сверление качала после шлифовки,'полиро вка, сверление канала после полировки.

Сверление било самым ответственным действием и производилось' в разных мастерских во-своему. Среди иммледованных каменных бус Северной Бактрии удалось выделить пять способов сверления.

I способ. Алмазное сверление тонким алмазным сверлом, впервые, било применено в Индии. Этот способ имел самое большое распространение в бусах данного'региона, с его помощью производилось сверление бус из сердолика, сердолика'с наведенным .

орнюгентои, охраненного горгаго хрусталя, лазурита, халцедонового кварца, пирита, кости, граната,, оншсса.

2 способ. Алмазное сверление, при котором поручается-широкий; канал отверстия при недостаточно жестко« закреплении осколка алмаза. Этот способ сверления применялся при изготовлении некоторых образцов бус Северной Бактрии из глинистого сланца, агальматолита, гатьки, мраморовкдаого оникса.

3 способ. Абразивное одностороннее сверление. К нему следует отнести бусы с довольно тонким, слабо коническим отверстием. Данный способ сверления отмечен среда бус Северной Бактрии, 'выполненных из сердолика, окрашенного сникса, арагонита, раковин, бирвзы. Бусы с подобны.) типам сверления широко распространены по всему античному миру, хотя первое их.применение имело место в древнем Египте.

4 способ. Абразивное двухстороннее сверление. Исследователи считают', что по пути абразивного сверления пошли ешипет-схие взелиры. Бусы Северной Бактрии с такой технологией сверления единичка и выполнены из сердолика, кости, гальки, горного хрусталя.

5 способ. Архаическое кремневое сверление, которое на бусах Северной Бактрии встречается редко: только у плоских подвесок из лазурита и гатьки.

По фордам каменные бусы и подвески из вышеназванных минералов делятся на: Геометрические формы;

1) кривограннне

2) плоскогранные Сложные Ззотмы: Ц ребристые

2) бугристез

3) гладкие

Фигушуд фэтгля:

1) ЗООМОРФЕИ

2) растительные

3) апотропеи и символы

4) естественны? формы (раковины, коралл).

Для исследованных бус Северной Бактрии мною установлено, что основная часть бус из природных минералов имеет местный , характер производства. Об этом свидетельствуют в частности осо бенности техники их обработки, богатые.-разработки минералов в Средней Азии, больше количество бус с одинаковой технологией изготовления.

Часть каменных бус Северной Бактрии иноземного характера происхождения и относятся к индийской, иранской ц египетской шголаи. '

Етопая глава посвящена ювелирным украшениям из "египетского фаянса.".

Одновременное распространение на разных территориях ластовых бус (типа египетсхого фаянса) и стеклянных изделий -явление вполне закономерное, ибо возникновение этих производи - основывалось на сходных технологических и технических традицш

Полученные аналитические денные свидетельствуют в пользу гого факта, что развитие стеклоделия на многих территориях шк преимуцествегею через три этапа эволюции составов. На первом этапе осваивался процесс изготовления собственно фаянса, на • второй - получали продукт промежуточной стадии - стекловидный фаянс или неполноценное стекло и на третьем - настояз^е стеюк

В одну из задач автора дазшой диссертации входило выяснение особенностей изготовления изделий из "египетского фаянса" (сырье, красители, глушители, технику изготовления), найденных в Северной Бактрии.

Изделия из "египетского фзянса" были подвергнуты подуко-личественному спектрально-зкмиссионному анализу для определения содержания основных и примесных химических элементов. С псуощьэ этого анализа были тахз» выявлены х»мические элементы, которые прздпзлскятельно могли составлять основу красителей, ' глушителей.

Химический состаз предметов га "египетского фаянса" бкл определен с пемоцыо химического анализа в результате которого выявлены дза типа фаянсов - содовые и золистые.

Содовые, получкзпиеся в результате вг:рки стекломассы на натуральной содз, традиционно относятся к египетской шкале,

Натриезо-зсалиевыз изготовлены ка золе цустынных растений и относятся к традиция« месопстамского стекловарения.

Схогесть химической структура фаянсов Египта и Северной Бактрии, но разная температура обжига и присутствие з последних характерных микропримесей стронция и бария, позволило мне предположить, что изученный тип фаянсов имеет местное "бактрийское" происхоздение.

Наиболее сложньм и вгетьм моментом с технологическом процессе изготовления фаянсовых украшений является глушение стеклянной иассы для достижения эфг^кта., сдаствугерго в квкннх-саыоцветах.

Согласно получении* результатам спектрально-эмиссионного анализа фаянсовых бус и подвесок Северной Бактрии автор

данной диссертации предполагает, что для глугения могли применяться олово, сурьма, медь, поскольку содержание этих элементов в составе египетского фаянса заметно повышено.

ВазнеЕпэй художественной и ¡технологической особенностью ювелирных изделий является цвет. Красители в изделиях из "египетского <$адаса" ,таете использовались традиционные: медь, реже кобальт. Предположение о прдаонэнш: красителя в сбверобакг-рийскои'Египетском фаянсе" соединений меди и кобальта основано на результатах спектрально-эмиссионного анализа, показавпих повышенное содержание химических элементов - меди и кобальта.

При описании структуры изделий автор Даккой диссертации воспользовалась принципами классификации З.Ы.Алексеевэй. В результате исследований мы прими к выводу, что технология фаян-сов Северной Бактрии в основном аналогична технологии' ф&янсов Египта, Северного Причерноморья, ко исследованные изделия из фаянса были изготовлены на местной бактрийской почве.

Ттатья глава посвящена технико-технологическим особенное тям создания юзелиргаах украшеклй из стекла.

Одинаковый химический состав фаянса и стекла дает возможность применять ту не методику для изучения стеклянных украшений. С целью выявления основных химических типов стекол применили химический анализ, который был осувгествлен в Центральной лаборатории Министерства Геологии Бзсцублики Узбекистан.

Для определения характера красителей, глушителей, обесцве чивателей применялся полуколичественный локально-лазерный эмис сионный анализ, проведенный в той же лаборатории.

Для вдентификации щелочных и щелочно-земельных компоненте сырья применялся химический анализ, а затем обработка полу чет

результатов по иетадиив, разработанной в МПГ Ю.Я.Щаповой совместно с польски«: учеными. Опрздэлекиэ цвета проводилось пз скаде цветов, разработанной в МГУ. Способы выработки стеклянных изделий изучались автором на микроскопе МБС-Э. Установление химического типа - основной момент в изучении состава стоила.

для иллюстрации результатов химического анализа стекол, автор данной диссертации составила график, который представляет расположение на плоскости координат опрзделенннх химических типов стекол, в зависимости от принадлежности той или иной школе стеклоделия.

Исследование ювелирных изделий Северной Бактрии из стекла позволили нам выделить трл химических1типа стекол:

1. Натриево-кальциевой. Он характерен для индийских и среднеазиатских стекол. Бусы данного типа сгруппированы в области, характерной для финикийской школы стеклоделия. Вндаяо, сделать однозначный вывод об их принадлежности местным мастерским, все же нельзя.

2. Калиевые стекла. В исследованных бусах Северной Еактрни обнаружено повышенное- содержание калия, что свидетельствует о том, что уже в античное время на данной территории суцествова-ли калиезъ® стекла. На графике эти стекла включены а группу, названную нами "бактрийской" школой. Дополнительным подтверждением местного характера их изготовления является микропримеси стронция и бария.

3. Нагриево-кальциево-магнезиальио-алюминиезый тип с повышенным содержанием алюминия. Тааиэ стекла считаотся сеяъик распро стране иным и в Средней Азии. Основное количество сияяяз-

ньк бус Северной Бактрии по результате»! химических анализов относятся именно к этому типу стекол.

Вспомогательна материалы в ятевних стеклах.

Красязуа вещества представляют собой оксиды тяжелых металлов меди, кобальта, марганца и т.д.

По разработанному альбому колера установлено, что бусы и подвески Северной Бактрии имеют богатую цветную гамму. Из отмеченных по шкале 21 цвета выделены 14 тонов и 8 полутонов.

По данным анализов мы предполагаем, что для окрашивания исследуемых образцов могли применяться соединения нвлеза, фосфора'* марганца, меди, титана, кобальта, свинца, золота, цинка.

По результатам спектрально-эмиссионного анализа бус Северной Бактрии мояно предположить, что в качестве обесцвечива-телей применялись соединения марганца, цинка, свинца, сурьмы. Обесцвечиватели могли так яв использоваться как самостоятельно, так и в комбинациях с другими соединениями. ' *-

' Спектрально-омиссионный анализ позволил автору денной диссертации предположить, что в качестве глушите лей в изделиях Северной Бактрии применялись соединения сурьмы и мышьяка.

В иди щелочного и велочно-зеиельного сырья.

' Расчеты химического состава стекла показывают какими видами сырья были представлены основные компоненты стекла. Для этого нами использована методика разработанная польскими ученный (опубликована в программе-Щаповой Ю.Л. "Древнее стекло" Москва, 1989). Исследование по данной методике позволило сделать вывод, Что в качестве натриевого щелочного сырья применялась зола растений солярис, корни однолетника,.наземные части однолетника и многолетника, зола, поташника, наземные части

многолетника и корни однолетника.

В состав щелочноземельного сырья могли входить доломиты,-известняки, доломитовые известняки.

Составы исследованных стекол Северной Бактрии после математической обработки по формуле, были нанесены на график. Из . него видно, что химические составы исследованных стекол сгруппировались в четырех областях, характеризугщих четыре самостоятельные школы стеклоделия-месопотамскую, римскую, финикийскую, и как считает автор, "бактрийсдуи".

Таким образом, могло предполозить, что часть изученных :велирных изделий Северной Бактрии, выполненных из стекла, име-¡т местное происхоадение, другая часть привозная (Египет, Ия-1ия, Иран, стран Средней Азии, Средиземноморья).

При исследовании стеклянных украшений учитывался не толь-га химический состав стекла, но и способы изготовления, знание вторых помогает определить место происхождения стеклянных иэ-,елий и уровень развития стекольного ремесла.

Дня изучения стеклянных бус по технологическим признакам рименялась классификация разработанная З.А.Львоьой.

В работе приведен список характеристик изделий, который с пользован мною ддя систематизации украшений по морфологически признакам.

Наш исследования стеклянных бус Северной Бактрии под мих-зскопом МБС-9 позволило выделить пять типов изготовления иэ-;лий:

1. Изготовление бусин путем накручивания.

2. Изготовление сгибанием стеклянной пластины.

3. Изготовление бус из тянутых трубочек.

4. Изготовлен® бус из тянутых палочек.

5. Изготовление бус из заставшего стекла, покрытого голубой глгзуръа.

Визуальное исследование шелирякх изделий из стекла позволяет произвести дифференциацию и по другим признакам, а имен-чо - форме8 л-кору, ^гтэриаду. Б связи с вся ^азса нссж-дуеакх стеклянных изделий была разделена на две больсие группы - одноцве^нь-а и разноцветные„ Одаоцветкьв стеклянное буся представлены в сечи указанными типами технологией. Полнхрс-шге бусы шев? 23 тепа орнамента, объединенных ь группы по внзшна-цу вэду узора (считая ор!аыент основным типообразущкм признаке.!):

1. Глазчатый орнамент.

2. Поперечно-полосатый орнамент.

'3. Продольно-волнистый орнамент.

4. ^стопообразный или перистый орнамент.

.5, Поперечно-волнистой орнамент.

.6. Комбинированной орнамент.

7. Гесничковьтй орнамент.

• Рассмотренные бусы Северной Бактрии находят многочисленные аналогии в украшениях Египта, Индии, Сирии, Месопотамии и Севёрного Причерноморья.

Четвертая глава посвящена приемам художественной обработки ювелирных изделий их металла.

Изучение украшений Северной Бактрии показало, что ювелит~ применяли почти все виды возможной обработки металла, известно для исследуемого периода. Для более детального рассмотрения их я обратилась к принципам классификации, применяемым в исследо-

пениях Н.М.Посяшковой-Лоеевой, Н.Г.Платоновой, Б.Л.Ульяиоеой, Б.А.Рмб.исовг.-! л З'.В.Рг-нштоЯ.

1. Козна. Эта самая древняя и несложная техника. В данной технике выполнены несомкнутые бгчапети; витые, крупные, круг-лопроволочниэ, найденные ¡и «огадшек Дальверзинтепа, Номпнртепа,

¿1й&НГ IVuVvi i.u .

2. Резьба. Она производилась разными инструментами и имела плоскостей хслактер. В этой технике в средневековье выполнялись и- декор£."г??гав надписи, которые содержали благопогвления владельцу, ш«чтни о весе предмета. Широкое распространэнкэ резьба получи;: д на бронзовых браслетах, колокольчиках, миниатюрных лоhsvksx из Дальверзинтепа,' Кампмртепа, Ялангтуштепа.

3. Чвкгнка. Она считается сложным технологическим приемом и наносится на иеталл специальными гшетруаентами-чеканами. 3 этой технике наготовлены бронзовая пряжка из Кампыртепа, золотая застежка пояса или набалдашника или другого оруяия из Дальверзинского клада. В слопной технике чеканки изготовлена фигурка, возможно, кушанского вельможи га Кампыртепа. В данном случае серебрянный лист чеканился на деревянную основу. В этой технике исполнена золотая серьга из Дальверзинского клада со змеиной головой на конце.

4. Скань. Металлические проволочки, скрученные в косичку в виде веробочки. Из ювелирных украшений найденных.в Северной Бактрии в данной технике выполнено золотое ожерелье из Дальверзинтепа. Такой тип ожерелий был характерен для гандхарской ■ пластики.

5. Зернь и припой. Они украшали скяннне изделия большим числом металлических шариков. Зернью оформлена золотая серьга

из Дальверзинтепа и бронзовые серьги с кольцом из Ялангтуште-па. ^астера-бактрийцы достигли высокого совершенства в пайке бубенчиков, заколок для волос.

6. Перегородчатая и гьгмиатая эмаль-инкрустация стеклянной массой, драгоценными каменьями. Например, как на застежке у ожерелья ш Дальверзинтепа, изготовленной в технике выемчатой эмали.

7. Литье- Оно представлено не только самими ювелирндаи изделиями, ко и предметами, в которых отливались эти изделия. Б период античности литье являлось сахш распространенным технологически приемом в изготовлении металлических украшений.. Первые ювелирные украшения получалгсь с временных восковых моделей (литье с потерянной формой). Данным методом отливались ялангтуште пинские и дальверзинские колокольчики; аз^урная пряжка из Кампыртепа.

Веяным этапом в отливке ювелирных украшений явился переход к постоянный литейным формам - каменным и металлическим. Технологически можно вьщелить следующие типы форм: односторонние, двухсторонние и трехсторонние. В зависимости от функционального назначения, которое должно выполнять ювелирное украшение (налепное украшение или законченные формы бус, браслетов) применялся тот или иной тип.

: На Дальверзинтепа найдены две литейные формы, в которых отливались бусы« бляшки, колечко, щитки для перстней. Рассмотренные литейные формы вэ Дальверзинтепа имели ряд существенных недостатков, в частное»! после отливки предмета требовалась значительная доработка его вручную,.что предполагало большой расход металла. Так, колечко, ьтлнтое в форме № 2 необходимо было

после литья согнуть и спаять. Поэтому вагаъм этапом развитая ювелирного дела Северной Бантрии явилось применение техники со вставнъг.1 стерянэм и вспомогательннчи пластинами. Этищро-цессы стали показателями более высокого уровня развития производства, свидетелями массовости его характера. При литье со вставным стершем отпадала необходимость в последующей доработке, а литье со вспомогательными пластинами создавало экономию металла при. возможности получения полых украпений.

8. Басма и тиснение. С течением времени трудоемкая техника литья заменяется техникой, 'пригодной для получения тонких и легких металлических украшений. Для ковки применялись бронзовые матрицы, одна из которых найдена на Будраче. •.

К достоинствам новой техники следует отнести относительную простоту и дешевизну оборудования, тогда как литье требовало не только большого профессионального навыка, но и плавильных печей, тиглей и т.д.

Таким образом, не только сами ювелирные украшения из металла, но и отдельные элемента технического оснащения и оборудования (литейные формы из Дальверэинтепа, каменные и бронзовые матрицы из Бу драча, бронзовые и каменное тигли из Дальверэинтепа и Каыпмртепа) стали бесспорным свидетельством'существования на территории Северной Бактрки в античности и раннем средневековье высокоразвитых мастерских по изготовления художественного металла.

О высоком уровне развития технологии говорят не только художественные особенности изделий, но и разнообразие технических приемов, предполагавшее отрогу» дифференциации технических операций с узкой сетцнагяэацзей мастеров для кахщрй

КЗ них.

В заключении сформулированы основное выводе? диссертации. Намечены вопросы, разрешение которых становится актуальным и возможным з связи с проделанной работой.

Заключение посвящено бактрийским ювелирным мастерски.» и их взаимодействию с определениям художественными школами. Самобытность бактрийсхой худонественной школы, составной частью которой является ювелирное искусство, подтверждается и данным исследованием.

Своеобразие произведений, созданных бактрий-зкими ювелирами свидетельствует о высоком уровне мастерства и технологии, которыми владели стеклодувы, резчики по камню и кости, работавшие с металлом.

Богатые сырьевые залежи, материально-техническая база, а также Великий шелковый путь - торговке пути, которые скрещивались в этом региона, влияя на культуру и технику, позволили создать выгодные условия для благоприятного развития ювелирного йасусства.

' Основную массу изделий, проанализированных в данной диссертации, составляют произведения бактрийских мастеров по изготовлению изделий из стекла, камня, фаянса, металла, кости. Это'подтверждается во-первых химическим анализом исходных материалов, выполненных на местной сырьевой базе; во-вторых серийностью изделий, отработанность!) приемов обработки стекла, фаянса, металла, камня;, в третьих, стилистическим анализом приемов художественной выразительности и форм ювелирных изделий.

Характерной особенностью ювелирных украшений Северной Бак-трия является их многофункциональность. В них сочеталось прак-

тическое, культовое, магическое и эстетическое назначение.

Своеобразие бактркйской художественной школн определилось презде всего ее способностью ограничено перерабатывать влияние и взаимодействие других художественных культур Греции, Инда и, Египта, Скифо-сакских племен. Синтез местных традиций и привнесенных новых приемов, образов, форм и явился залогом высокой художественной культуры Бактрии.

Для полнота исследования пом да о достоверных археологических находок ювелирных изделий, автор обратился и к. анализу произведений античной скульптуры, стенописи, з которых изобразим ювелирные украшения.

Важное значение э археологической и музейной практике ¡Уест сохранение предметов материальной культурч. Археологические предметы, десятки веков пролежавпие в толце земли, подвергались сильной деструкции. Изменилась их химическая структура. Почвенная коррозия деформировала первоначальную форму изделия.

Автор данной работы в процессе изучения стеклянных и перламутровых украшений Северной Бактрии установил, что на химическую устойчивость стекол влияет как химический состав, так и климатические условия.

Хорошая сохранность фаянсовых бус и подвесок обусловлена наличием в них большого количества кремнезема (68 % - 96 %).

Плохая сохранность стеклянных изделий отмечена в бусах с большим процентом щелочей (18 $ - 23 %).

Звательное изучение характера деструкции украшений помогло разработать методику реставрации ювелирных украшений.

Очистка щелочно-известковнх стекол производится промывкой 1-4 Й раствором уксусной кислоты и 1-4 % раствором едкого на-

тра с подогревом до 35-50°С. Затем 1-3 суток археологический предмет вымачивается в дистиллированной воде.

Для консервации изделий применялся фторсодержащий сополимер, за разработку и внедрение которого сотрудниками лаборатории Института искусствознания получено авторское свидетельство.

Значительно количество литейных форм в музее Института искусстзознания имени Хамзьт, позволили автору смоделировать эти типы .украленкй, материало для реконструкции послукила тонкая ыетачлическая фольга и гипс.

. В результате был получен целый ансамбль украшений: серьги и бусы разных диаметров округлой дормьт, медальоны и амулеты с блйгополоЕктельньми надписями и растительными мотивами, кольцо'и заготовки для двух перстней в вк^е цитков, накладные бляшки для поясов одежда, головных уборов и шпильки для волос.

' Помимо этого в диссертации отработана «етодика такого масс вого зада археологических предметов, .как украшения, которая вишчает в себя изучение технологии, хиздчгского и минералогического составов, реставрацию и определен!® функционального назначения предметов.

Наиболее ваяным представляется заключение о существовании не Только художественных, но и технологических особенностей "бактрийской" школы ювелирного искусства. Основанием для этого научного вывода послузглли результаты исследований химических составов и особенностей их создания. Следующий немаловажной вывод - достаточно высокий уровень развития бактрийских .ювелирных мастерских, о чем свидетельствует разнообразие материалов и технических приемов мастеров ювелкроь„

По теие диссертации опубликованы следующие работы:

1. Реставрация древней ере даю азиатской скульптуры» Тезисы доклада. )) Творческое, наследие народов Средней АзюГв" памятниках искусства архитектуры и археологии. - Ташкент: 1985, С. 69-70.

2. Две литейные формы из- Дальверзинтепа. Тезисы доклада. ]] У1 искусствоведческой научно-теоретической конференции молодых ученых. - Ташкент: 1987. С. 93-94.

3. Статьи Ю 85, 86, 199, 233, 274, 303, 304, 331, 342. И Древности йхного Узбекистана. - Токио: 1991. С. 268-327.

4. Способ защиты пористых поверхностей в реставрируемых изделиях /У Авторское свидетельство № 1634334 выдано Государственны« 'комитетом по изобретениям и открытиям. Зарегистрировано в Государственном реестре изобретений СССР г. Москва.

5. Технологическая, классификация фаянсовых и стеклянных бус Северной Бактрии. Тезисы доклада.' /I Средняя Азия и Миро-. вая цивилизация. - Тапкент: 1992. С. 76-77.

6. Бусы Северной Бактрии. ЫАСКАН. - Ташкент: 1992, № 5-6. С. 16-17.

Подписано в печать - 21.1.93 г. Заяаа К* 115. Фарцаг бумага 60x84 Бумага типографская № I.

Печать "РОШШТ". ОБкЁИ 1,0. Ткраж - 100 экз. Ротапринт "Балиц". Ташкент, уд. А.Кадь1ра, 13.

ТАДКИКОТШКГ КИСКАЧА ВАШИ.

*

Ьаэкур нинтаканинг антик даврвдаги заргарлик безаклзрини урганивда тодци^отчилар одатда заргарлик буюыдарининг саньвтщу-нослик хавда тарихий-каданий талцинига купроц ургу берар эдилар.

Мззкур тадожот муаллифи тош, фаянс, сива *амда металл буш-ларинл тайэрлап техникасидаги хонасё ыатериалларини урганишни уз олдига вазкфа г;илиб куйди, бу эса ву минтацадаги бактрий мак-табйнинг хусусяятларини, унга тащаридан булган таъсирни ашг;лаб олиа имконини беради.

Ыуаллиф табиий ыинераллардан ясалган заргарлик безакларининг таскйфида Е.И.Алексееванинг таснифини куллади/ мунчоцнинг тури 6 хусусиятга кура аницланади: материали, Еакли, ыутаносиблиги, тешикчз каналининг йуналиси, на$пи ва рангининг тиницлиги/; Ми-нералнинг табиати бинокуляр ыикроскопдаги минорологик тадютот ёрдаыида аник; идзнтификацияланган /бирдай килинган/. Утказилган тадаикстлар натижасида муаллиф цувдай карорга келган: мунчоклар-нкнг /ыаржонларнинг,/ бир цисыини кахаллий буюмлар цаторига кирит-са булади, бойка е;исми эса - Ыиср, Зрон ва Урта ер денгизи мамла-катларидан кегтирилган безаклардан ибораг.

• Маржон ва "ыиср" фаянсидан ишланган тавднчокларни тадкик ки-липда всосий ва арадашма кимёвий элеиентлар таркибини ани^лаи учун ярим ыивдорий сискрал эмиссион анализ утказилди. Буёклар хавда шовцин пасайгиргичлар /глушител/ларнгнг асосини ташкил этув чи микроцоришалар ва элеыентлар вникла иди.

"Ыиср" фаянси бувмларининг киыёвий таркиби тулик; кимевий анализ ёрдамида аницланиб, .натижада фаянснинг икки тури наыоён бул-ди: ссдали ва кулли.

Ашёвий база ва пишириш рездмининг узига хослигини хисобга о^г: холда, муаллиф таддик; килинган фаянсдан ишланган бушлорш! ыа*ал-лийлнгини тахмин цялади.

Шишадан ясалагн заргарлик безакларининг техник-технологик хусусиятлари. тадкнки фвянснинг тадкици услубида олиб бориоди," чунки уларнинг киыёвий жуда ухшап.

Шиша- маржонларнинг тайёрлаш техникасини иувллиф микроскоп ёрдамида ургавди«

Тадкицотда ту нарса маълум булсинки, мазку р минтаиадаги шиша марнонларн'и шиша ясашнинг турт мактабига тааллукли деб хисоблоса булади: месонотам, рим, финикий ва "бацтрий".

Ыеталл бушларни урганиш щу нарсани курсатдики, заргаршарни тадкик, цилинган даврда маълум булган ыеталлни кайта ишлавдаги деярли бор имкониятлордан фойдаланганлар: болгалап, хесиш, чеканка, скань, зернь, кавоарлаш, паюкарасиыон ва уйи* эмаль, куйип, босма, босма нацш.

Шимолий Бацтрия худудида заргарлик санъатининг ривожланганли-гига фацатгина безаклар эмас, балки ишлаб чицарии куроллари, уста-заргарларнинг жихозлари кем далолат беради..

Кейинчалик муаллиф бактрий кстахоналарини узига ухшат бадиий макгаблар билан алоцаларики куриб чикади.

Бацтрий бадиий мактабининг узига хослиги - бошца иамлакатлар-Греция, Хиндистон, Скиф-сак кабилэларининг бадиий маданияти таъ-сирини узида сингдира олиб га таъсир курсатиш кобилиятидир. Ыа-каллий анъаналарнинг синтези, ташцаридан келтирилган усуллар ва образлар Бактриянинг- вдори бадиий маданияги гарови булди.

Заргарлик безакларини урганивда археологии бувмларнинг сак-¡анганлик холати мухим ахамият касб этади. Ноёб заргарлик бусмла-зини узоц ыуддат саклаш иыконини яратиш ва экскозицион куринивини ¡хшилаш учун муаллиф шиша ва перламутрдан ишланган буюмларни таъ-шрлаш ва консервациялаш усулини ишлаб чикди.

Металл куйяш формаларининг топилганлиги муаллифга бир като| безакларки реконструкция цилиш мазкур буюмларни бор буйига техник жихатдан бакариш иыконини берди.

Шимолий Бацтрия безакларининг комплекс тадкикоти натижасидэ цу нарса маълум булдики, бактрия мактабининг заргарлик саньати-нинг хусусияти факатгина бадиий томонларидан эмас, балки технол гак токондан хам кучли булган. Еу миллий хулосага буюыларнинг кимёвий таркиби хамда уларнинг тузилиш хусусиятлари натижалари асос булди. Яна бир мухим хулоса- баптрия заргарлик устахонала-рикинг юцори даражада ривожланганлигидир, бу хаада уста-заргарл кинг турли хил матеркаллардан хаыда техник усуллардан фойдалан-ганликлари далолат беради.

HSSHEE

While 3tuding the jeweller's, decorations of the ancient pariod of the present region investigators laid stress on tha__interpre-tation of the history of art and historico-cultural interpretation of jewelry as a rule.

The author of this investigation sets himself the task of ' studiag raw materials of the techique of asking stone, faience, glass and metal cjecorations which will give an opportunity to elicitthe features of Bactrian school and foreign influence in, the present region.

For classification of jeweller's decorations made of natural mineral' the author used classification of E.U.Alefcseyeva (type of head is determined with combination of six indications! material, shape, proportion, direction of bore's canal, ornament and colour with limpidity). Nature of the mineral is exactly identified with the help of mineralogical analysis in binocular microscope. As a result of the investigation the author has ascertained that one part is believed to be the ware of local production then another one is represented with the imported decorations iron Egypt, Iran, the countries of the Mediterranean.

During the investigatipn of "beads and pendants nade of "egypt" faience physical and chemical analysis was carried out.

Chemical conpound of the articles aide of "egypt" faience was determined with the help of complete chemical analysis as « result of which two types of faience - soda and ashen rfere elecitsd. Taking into consideration the peculiarity of the source of raw materials and conditions of baking the author surnises the local nature of production of the investigated articles nade of faience.

The investigation oV technical and technological f<Jatur<!3 of

making jeweller's decorations of glass was carrying on with the use of the method that is for faience in view of reaenbl&nce of the chemical compounds.

The author «as studing the technique of carrying out of glass beads under the microscope.

As a result of the investigations it was ascertained-that the • glass beads of the present region are believed to be four schools of glass making« Kesopotanian, Roman, Phoenician and "Bafttrian".

The investigation of metal decorations showed that jewellers used almost all kinds of possible working of metals known to the investigated period« smithery, carving, chasing, graining, solder different kinds of enamel, casting, basma, stamping

Evidences, of development of jeweller's, art on the territory of Eothera Bactria are represented with not ohly decorations but wit instruments of production, tools of goldsmiths.

Then.the author examines Bactrian workshops aiia their inter- • actions with the contiguous art schools.

Originality of the Bactrian art school first of all was accounted by ita aptitude for organic remaking of the influence and interaction of art cultures of the contiguous countries: Greece, India, Scythian and Saxon tribes.

The synthesis of the local traditions and new introduced methods, modes and forms was the pledge of high art culture of Bactria. " '

Qiite an important role for stading of Jeweller's decorations has safe keeping of archaeological ware. The author worked out a method of restoration and fixing of articles made of glass and nacre for raising of durability of unique jewelry and improvement of their oppositional condition.

Finds of casting moulds give the investigator a rare opportunity to reconstruct a number of decorations - to implement "tl