автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Ювелирный бизнес в Индии: зарождение и этапы развития

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Вечерина, Ольга Павловна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'Ювелирный бизнес в Индии: зарождение и этапы развития'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Ювелирный бизнес в Индии: зарождение и этапы развития"

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Институт стран Азии и Африки

На правах рукописи

ВЕЧЕРИНА Ольга Павловна

ЮВЕЛИРНЫЙ БИЗНЕС В ИНДИИ: ЗАРОЖДЕНИЕ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

Специальность 07.00.03 — «Всеобщая история»

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва 1998 г.

Работа выполнена на кафедре истории стран Южной Азии в Институте стран Азии и Африки при МГУ им. М.В.Ломоносова

Научный руководитель:

доктор исторических наук, профессор В.В.Черновская

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук А.Г.Володин (ИВ РАН)

доктор экономических наук, профессор Л.А.Фридман (ИСАА при МГУ)

Ведущая организация:

Институт мировой экономики и международных отношений РАН

Защита диссертации состоится 1998 г. в ^ час. на

заседании Специализированного диссертационного совета по историческим наукам ИСАА при МГУ (Москва, ул. Моховая, д. 11).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института стран Азии и Африки при МГУ им. М.ВЛомоносова.

Автореферат разослан« » От^Л^/Л 1998 г.

Ученый секретарь Специализированного совета, кандидат исторических наук,

доцент // Е.С.Мелкумян

(№>

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Предмет исследования: ювелирный бизнес в Индии в его историческом развитии. Под ювелирным бизнесом автор понимает совокупность видов хозяйственной деятельности и социальных групп, к ним причастных, связанных с добычей и обработкой драгоценного сырья, изготовлением ювелирных украшений и других предметов декоративно-прикладного искусства или культа, а также торговлей драгоценными камнями и ювелирными изделиями.

Традиция включения в ювелирный бтнес добываемого сырья, его последующей обработки и особенно торговли им имеет давние корни и по сей день существует в практически неизменном виде. Так, понятие «мировой алмазно-бриллиантовый рынок» включает в себя все стадии движения алмаза — от месторождения до конечного потребителя. Все индивиды, профессионально занимающиеся алмазами и бриллиантами — как в сфере торговли, так и в сфере производства, определяются как диамантеры. Алмазно-бриллиантовый бизнес структурно входит в более общее понятие «Jewellery and Gem Stone Business». Это понятие является наиболее общим критерием для профессиональной идентификации всех физических и юридических лиц, связанных с производством ювелирных изделий, обработкой драгоценных камней и торговлей ими, включая сюда и сопутствующие службы — рекламу драгоценных камней и ювелирных изделий, материалы и инструменты, сервис и т. д. Аналогом термина «Jewellery and Gem Stone Business» можно считать вводимое автором понятие «ювелирный бизнес».

Объектом исследования являются социальные группы, причастные к этому виду экономической деятельности.

Актуальность темы исследования. Комплексное изучение таких важных социальных институтов как бизнес и его основной движущей силы — предпринимателей, особой социальной группы, генезис и развитие которой в различных странах отличается существенной спецификой, в последние годы находится на острие внимания и отечественных, и зарубежных исследователей. Вопросы истории ремесла и предпринимательства, равно как и истории внешней торговли Индии подробно рассматривались в индологии.

Вместе с тем, производство и торговля ювелирными изделиями и драгоценностями как особый вид хозяйственной деятельности до сих пор ускользали от внимания исследователей. Значение торговли драгоценностями в общих обзорах экономической истории и в монографиях, посвященных внешней торговле Индии, недооценивается. Реальное значение ювелирного бизнеса как единого целого для экономической истории страны остается до сих пор практически невыявленным.

Между тем, данный сектор экономики страны составляет сегодня 5-ю часть общего экспорта и занимает 2-е место по объему валютных поступлений. Добав им к этому, что в последние годы Индия вышла на 1-е место в мире как по объему

обрабатываемого драгоценного сырья, так и по его стоимости. Объем производимой продукции составляет почти 5 млрд. долл. (без учета внутреннего рынка), а численность занятых в ювелирной отрасли превышает миллион человек. С другой стороны, ювелирный бизнес — один из наиболее древних видов хозяйственной деятельности, имеющий в Индии давнюю и непрерывную традицию развития.

Обращение к теме генезиса и развития ювелирного бизнеса Индии позволяет более глубоко изучить одну из наиболее специфических областей мирового хозяйства: экономические законы здесь своеобразно преломляются, в этой отрасли во многом сохраняются и тщательно культивируются старые, исторически сложившиеся традиции. В силу особенностейтовара этот вид бизнеса тесно связан с такими важнейшими социальными институтам», как государство и религия, с властными институтами общества в целом — как светскими, так и клерикальными. Поэтому его изучение позволяет расширить и уточнить наши представления о развитии индийского социума на разных этапах его развития.

Степень изученности темы. История ювелирного бизнеса в Индии является практически неизученной темой в отечественной историографии1. Тем не менее, ряд проблем, имеющих непосредственное отношение к теме настоящей диссертации, получил освещение в отечественной академической литературе. В этих монографиях, прямо или косвенно затрагивающих интересующую автора проблематику, содержатся ценный фактический материал, зачастую непосредственно недоступный исследователю, а также заложена солидная методологическая база, позволяющая выстроить логику исследования на основе уже выявленных объективных закономерностей развития социума в целом и его структурообразующих институтов в частности.

В.И.Павлов в своих фундаментальных монографиях «Формирование индийской буржуазию) и «Социально-экономическая структура промышленности Индии»2 заложил основы изучения социально-экономических иисторико-эконо-мических аспектов формирован™ национальной буржуазии Индии, выявил их национальную и культурно-религиозную специфику. В частности, им впервые проанализировано исходное состояние и рассмотрены характеристики той социокультурной среды, которая сформировала структуру торгового и ростовщического капитала в Индии, частным случаем которой, безусловно, является структура ювелирного сообщества.

Интерес российских индологов кразвитию предпринимательства в суверенной Индии реализовался в ряде монографий3, посвященных различным аспектам

1 Автор обнаружил только одну небольшую публикацию по вопросам алмазно-бриллиантового бизнеса в современно!! Индии. См. Цыбульский C.B. Индия в мировом производстве и торговле бриллиантами // Социально-экономические проблемы стран Южной и Юго-Восточной

Азии. М.: Наука, 1977.

1 Павлов В.И. Формирование индийской буржуазии. М.: ИВЛ, 1958; Павлов В.И. Социально-

экономическая; структура промышленности Индии. Исторические предпосылки генезиса капитализма (конец XVIII — середина XIX в.) М: Наука, ГРВЛ, 1973.

5 Левковскнн А. И. Особенности развития капитализма в Индии. М: ИВЛ, 1963; Реиснер

формирования и становления национального капитализма — как в форме государственного, так и частнокапиталистического предпринимательства. В последние годы внимание исследователей привлекли не только нсторико-экономические, но и социально-психологические особенности индийской промышленной буржуазии, что свидетельствует о расширении как проблематики, так и методологического инструментария отечественной индологии. Так, в докторской диссертации В.В.Черновской реконструкция этоса, т. е. иерархии предпринимательских ценностей в меняющемся обществе, стала основой для исследования закономерностей и национальной специфики формирования индийской буржуазии в целом и ее промышленного ядра в частности'1.

В работах А.И.Чичерова и К.З.Ашрафян5 проанализированы проблемы социальной и кастовой структуры городского населения; социально-экономические формы организации городской промышленности, в частности, такой типологически важный феномен как кархана; специфика взаимодействия ремесла и торгового капитала в Индии. А.ИЛнчеров также рассматривает особенности формирования и структуры индийской буржуазии; формы организации ремесленного производства накануне колониального завоевания; анализирует развитие внешней и внутренней торговли Индии, обращая особое внимание на роль как местного торгового капитала, так и европейских купцов и торговых компаний.

Сходную проблематику на материале Южной Индии исследует Л.Б.Алаев6. В его монографии впервые в отечественной историографии рассматривается социально-экономическая история Южной Индии, в частности, подробно исследуется традиционная структура ремесла, ее типология и особенности, отличающие ее от общеиндийской модели.

Проблемами внешней торговли древней и средневековой Индии занималось несколько поколений историков. Значимые результаты в реконструкции общей картины развития международных связей древней и средневековой Индии с другими странами достигнуты в работах Н.В.Пигулевской, А.М.Петрова, С.Я.Берзиной7.

Л.И., Широков Г.К. Современная индийская буржуазия. М.: ГРВЛ, 1966; Маляров О.В. Роль

государства в социально-экономической структуре Индии. М.: ГРВЛ, 1978; Экономика Индии:

отраслевой анализ. М: ГРВЛ, 1980. Грановский А.Е. Накопление и экономический рост в Индии. М.: ГРВЛ, 1983.

4 Черповская В.В. Промышленное предпринимательство в Индии. (Социально-историческое исследование). Дне.... д-ра ист. наук. Москва, 1995 (на правах рукописи).

5 Чичеров А.И. Экономическое развитие Индии перед английским завоеванием (ремесло и торговля в XVI—XVIII вв.) М.: Наука, ГРВЛ, 1965; Ашрафян К.З. Средневековый город Индии (XIII— середина XVIII в.) М.: Наука, ГРВЛ, 1983.

6 Алаев Л.Б. Южная Индня. Социально-экономическая история XIV—XVIII вв. М.: Наука,

1964.

7 Пигулевская Н.В. Византия на путях в Индию. Из истории торговли Византии с Востоком в IV—VI вв. М.—Л.: Изд-во АН СССР, 1951; Петров A.M. Азиагско-европейский торговый баланс на рубеже нашей эры // НАЛ. 1976, № 4; Петров A.M. Азиатсно-западноевропейский торговый баланс в средине века// Ближний и Средний Восток. Товарно-денежные отношения при феодализме. М.: ГРВЛ, 19S0; Берзина С.Я. Древняя Индия и Африка // Древняя Индия. Историко-культурные связи. М.: ГРВЛ, 1982.

Истоки зарождения ювелирного бизнеса в Индии восходят к рубежу нашей эры, поэтому автору были важны те работы российских индологов, которые раскрывают механизмы генезиса и функционирования традиционных институтов раннесредневекового индийского социума.

Анал изу «Артхашастры» как исторического источника посвящен ряд работ А.А.Вигасина®, в которых пересмотрены многие устоявшиеся представления традиционной историографии, в частности, проблемы социальной структуры и права в Индии на рубеже древности и средневековья.

Пионерские работы в облает» изучения тамильского шайва-бхакти и шиваитского канона в целом были начаты А.М.Пятигорским', заложившим основу отечественной тамилистики. Он первым начал использовать данные тамильских поэм для выявлен»« некоторых аспектов структуры раннесредневекового южноиндийского социума. А.М.Дубянский10 в своих работах реконструировал религиозно-мифологические представления тамилов эпохи сайги и проанализировал их последующее развитие, выявив их в качестве ключевого фактора, повлекшего за собой существенные изменения в социуме, в том числе в концепции царской власти в средневековом Тамилнаду.

Одним из плодотворных направлений в отечественной историографии является сопоставление различных цивилизационных аспектов Востока и Запада, что позволяет глубже осмыслить наиболее общие закономерности эволюции и единства мирового исторического процесса. Так, в монографии В.А.Мельянцева" на основе сравнительного анализа динамики и факторов экономического развития Востока и Запада уточняются и корректируются представления о тенденциях и закономерностях экономической эволюции, что имеет большое значение при анализе как феномена прогрессирующего отставания стран Востока, так и «европейского» чуда— быстрого экономического роста и формирования интенсивного типа производства в большинстве стран Западной Европы.

С конца 60-х гг. проблемы развития мирового алмазно-бриллиантового рынка привлекли внимание российских экономистов. Особенности функционирования алмазного картеля и специфика контроля над алмазно-бриллиантовым рынком выявлены в монографиях В.А.Шильдкрута1:. Современное состояние и

8 Вигасин A.A., Самозванцев А.М. «Артхашастра» (проблемы социальной структуры и права). М.: ГРВЛ, 1984; Вигасин A.A. О государственности в древней Индии // ВДИ. 1990, № 1.

9 Пятигорский A.M.Материалы по истории индийской философии. М.: ИВЛ, 1962. Пятигорский A.M. Сведения о варнах и кастах в древней тамильской эпической поэме «Шилаппадигарам» // Касты в Индии. М.: Наука, ГРВЛ, 1965.

"> Дубянский А.М. Рнтуапьно-мифолошческне истоки древнетамильской лирики. М.: ГРВЛ, 1989; .Дубянский A.M. Древнсгамнльский ритуальный панегирик // Архаический ритуал в фольклорных и литературных памятниках. М.: ГРВЛ, 1988.

11 Мельянцев В.А. Восток и Запад во втором тысячелетии: экономика, история и

современность. М.: Изд-во МГУ, 1996.

13 Шильдкрут В.А. Международные монополии. Возникновение и развитие важнейших

международных картелей. М.: Мысль, 1966; Шильдкрут ВА. Современный капитализм: проблема цен. М.: Мысль, 1972.

структуру МАБР исследует А.А.Фридман13.

В зарубежной историографии практически отсутствуют специальные работы по изучаемойтеме14. Тем не менее, некоторые аспекты ювелирного бизнеса рассматривались исследователями. В капитальной работе Л.Фино15 впервые введены в научный оборот, переведены и прокомментированы индийские ратна-парикши. К сожалению, работа Фино была написана до обнаружения «Артхаша-стры», что, безусловно, позволило бы рассмотреть традицию ратнашастры в более широком контексте.

В фундированной монографии Д.Шульмана16 на основе значительного количества впервые введенных в научный оборот источников реконструирована «иконография царской власти» в средневековом Тамилнаду, значительно углубляющая наши представления о роли и месте царя в государстве Чолов и позволяющая по-новому рассмотреть одну из наиболее дискуссионных проблем современной индологии — природу и структуру государства в средневековой Индии. Полярные концепции государственности у Чолов сформулированы в работах Н.Шастри и Б.Стейна17.

В работах К.Звелебила реконструированы важнейшие религиозно-мифологические понятия древних тамилов18 и проанализирована тамильская подоснова центрального образа шиваизма — Шивы Натараджи19.

Исследованию основного источника по международной торговле X—XII вв. —документов Каирской генизы посвящены многочисленные статьи и фундаментальное 4-томное исследование С.Гойтейна, позволяющие восстановить роль еврейской общины в торговле с Индией2".

" Фридман А.А. Алмазы и бриллнанты как товары. Мировое производство бриллиантов / Препринт. М.: ЦЭМИ АН СССР, 1986; Фридман А.А. Мировой алмазобриллиантовый рынок / Препринт. М.: ЦЭМИ АН СССР, 1988.

IJ Исключение составляет коллективная монография: Diamonds. Myth, Magic and Reality. Netherlands: Smeets Offset, \Veert, 1980 и книга Г.Вермуша, в которой автор приводит редкие данные из немецких архивов: Wermusch G. Adamas: Diamanten in Geschichte und Geschichten. В.: Die Wirtschaft, 1984, в которых кратко затронута и вопросы истории ювелирного бизнеса в Индии. Современному состоянию ювелирною бизнеса в Индии посвящена единственная статья, где авторы выражают удивление по поводу того, что Индия как крупнейший участник АБ-рынка практически даже не упоминается в специальной литерагуре. См. Sevdermish М., Miciak A.R., Levinson A.A. The Rise to Prominence of the Modem Diamond Cutting Industry in India / G & G. Spring 1998.

" Finot L. Les lapidaires Indiens (Bibliotheque de l'ecole des hautes etudes: sciences pliilologiques et historiques). P.: Libr. E. Bouillon, edit., 1896.

16 Shulman D.D. The King and the Clown in the South Indian Myth and Poetry. Princeton Univ. Press, 1985.

" Sastri Nilakanta K.A. The Colas. Madras: Univ. of Madras, 1975; Stein B. Peasant State and Society in Mediaeval South India. Delhi: Oxford Univ. Press, 1980.

»Zvelebil K.V. The Nature of Sacred Poiver in Old Tamil Texts//Acta Orientalia. 1970, No. 40; Zvelebil K.V. The Beginnings of Bhakti in South India // Temenos. Turku Univ., 1977, Vol. 13.

" Zvelebil K.V. Ananda-Tandava of Siva-Sadanrttamurti // JAS. Sept. 1985, Vol. 3, No. 1. 10 Goitein S.D. A Mediterranean Society. The Jewish Communities of the Arab World as Portrayed in the Documents of the Cairo Geniza. Vol. Is4. BerkeleysLos Angeles: Univ. of California Press, 1967; Goitein S.D. Letters and Documents of the Indian Trade Medieval Times // Goitein S.D. Studies in Islamic History and Institutions. Leiden: E. J. Brill, 1966.

Существенный вклад в историографию внесла монография Ф.Броделя21, в которой дается детальное описание Индии как особого «мира—экономики» в сравнении с другими экономическими системами.

С описательной точки зрения для исследователя истории Южной Индии далеко не утратили своей ценности работы Р.Сьюэла22 и А.Аппадораи23. В монографии последнего, кроме того, цитируется значительное количество эпиграфических источников, часто недоступных непосредственно.

Вопросам развития ремесла в контексте внешней л внутренней торговли Индии на разных этапах ее развития посвящены монографии С.Арасаратнама, С.Куиьшрештхи, Р.Мукерджи24 и др. Эти работы в основном ценны для нас с точки зрения добросовестного изучения и описания источников, зачастую недоступных диссертанту.

Более значимыми в концептуальном смысле представляются работы Н.Гупты, Х.Накви, Ш.Мусви25, в которых поставлен ряд кардинальных проблем могольского города и типологии могольского государства в целом, по новому проанализированы интереснейшие материалы по различным аспектам социально-экономического положения Могольской империи. В монографии Мусви сведены воедино и интерпретированы с точки зрения современной экономической науки статистические данные распределения доходов и расходов не только шахского двора, но и различных сословных групп населения. Большой интерес с точки зрения анализа истории различных профессиональных групп в Индии представляет коллективная монография «Предпринимательские общины Индии: историческая перспектива»26. Здесь для автора было особенно ценным фундированное исследование С.Гопапом27 джайнской общины как особой профессионально-религиозной общности, чьи конфессиональные и этические воззрения предопределили ее место в структуре Могольской империи.

Итог социально-экономических исследований средневековой Индии подведен в фундаментальной «Кембриджской экономической истории Индии» под

21 Бродсль Ф. Материальная цивилизация, экономика н капитализм. XV—XVIII вв. В 3 т. М.: Прогресс, 1986s1992.

11 Sewell Я. F Forgotten Empire (Vijayanagar). A Contribution to the History of India. Repr. of 1"

Ed. N. Y.: Harper & Row Publ., 1972.

" Appadorai A. Economic Conditions in Southern India (1000—1500 A. D.). Vol. I—II. Madras: Univ. Press, 1936.

:t Mookerji R.K. Indian Shipping. A History of the Sea-borne Trade and Maritime Activity of the Indians from the Earliest Times. Bombay: Longman, 1912. Kulshreshtha S.S. The Development of Trade and Industry Under The Mughals (1526 to 1707 A.D.) (Based Upon Original Sources). Allahabad: Kitab Mahal, 1964; Arasaratnam S. Maritime India in the 17л Century. Delhi: Oxford Univ. Press, 1994.

15 Nagvi H. Kh. Urban Centres and Industries in Upper India. 1556—1803. N. Y.: Asia Publ. House, 1968; Gupta N. S. Industrial Structure of India during Medieval Period. Delhi: Chand, 1970; Moosvi Sh. The Economy of the Mughal Empire c. 1595. A Statistical Study. Delhi cts: Oxford Univ. Press, 1987.

16 Business Communities of India: A Historical Perspective. New Delhi: Manohar, 1984.

27 Gopal S. Jain Merchants in Eastern India under the Great Mughals // Business Communities of India, 1984.

редакцией Т. Райчаудхури и И. Хабиба2S.

Историография новейшего времени отличается значительной спецификой и зачастую — открытой тенденциозностью. Ряд монографий посвящен истории развития современного алмазного бизнеса с точки зрения алмазодобычи и феномену «Де Бирс»29. Существенный вклад в изучение проблем монопольных рынков на примере золотого и алмазного картелей внесла Д. Спар30.

Несмотря на разноплановость перечисленных выше трудов, обращение к ним позволило автору, опираясь на уже достигнутые отечественными н зарубежными индологами результаты, выявить специфику формирования структуры ювелирного бизнеса в его историческом развитии и его роль в контексте формирования национальной индийской буржуазии; проанализировать особенности индийской «модели» потребления драгоценностей в связи с развитием и изменением религиозно-мифологических представлений в средневековом индийском социуме; определить место и роль Индии в мировом ювелирном рынке на разных этапах его развития.

Цель и задачи диссертации. Автор ставит своей целью выявлением анализ структуры ювелирного бизнеса в Индии, а также особенностей ее формирования и исторического развития в связи с особенностями и изменениями социально-экономической и политической структуры индийского социума и в контексте развития мирового рынка драгоценностей, поскольку изначально торговля драгоценностями носила международный характер.

Драгоценности, занимая значимое место во всех культурах, в каждой из них имели особую специфику потребления вследствие исторически сформи: ровавшихся в социуме отношений к богатству, атрибутам власти и могущества, а также представлений о магической силе сокровищ, тесно связанной с их местом в культовой и религиозной традиции общества. О значимости драгоценностей для индийской средневековой культуры свидетельствует наличие «ратнашастры», значение которой в общем мировоззренческом комплексе средневекового индуса практически ускользнуло от внимания исследователей.

С сокровищами связывался сложный комплекс религиозно-мифологических представлений, обосновывавший их сакральную значимость для социума в целом и непосредственных обладателей в частности. Поэтому автор счел необходимым исследование значения драгоценностей в индийской культуре — как в

-* The Cambridge Economic History of India / Ed. by T.Raychaudhuri and I.Habib. Vol. 1—2.

Camb. Univ. Press, 1982-83. V. 1. 200—1750.

и Gregory T. Ernest Oppenheimer and the Economic Development of South Africa. Cape Town:

Oxford Univ. Press, 1962; Epstein E.J. The Rise & Fall of Diamonds: The Shattering of a Brilliant Illusion. N. Y.: Simon and Schuster, 1982; Innés D. Anglo-American and the Rise of Modern South Africa. L.: Weinemann, 1984; Tutrell R.V. Capital and Labour on the Kimberley Diamond Fields 1871—1890. Cambridge Univ. Press, 1987.

10 Spar D.L. The Cooperative Edge: The Internal Politics of International Cartels. Ithaca: Cornell

Univ. Press, 1994.

обыденной жизни, так ив контексте придворного ритуала и культовой практики.

Категория «богатства» и тесно связанные с ней представлен™ о казне как источнике могущества государя во многом определяли не только поведение и устремления того или иного властителя, но и развитие государств. Сакральное значение «богатства» было одним из оснований постоянных попыток перераспределения сокровищ в пользу духовной власти, и эта борьба становилась основой тех или иных социальных движений в обществе в целом. Взаимоотношения царской власти и храмовых жрецов во многом определяли направление развития государственности на юге Индии, и одним из наиболее значимых факторов в этой борьбе был контроль над собственностью и богатством, среди которых важное место занимали сокровища.

Одной из наиболее дискуссионных проблем индологии является проблема происхождения и роли ремесленного цеха, с которой тесно связана проблема генезиса средневекового города. Автор полагает, что сравнительное рассмотрение структуры ювелирного бизнеса в Европе и в Индии поможет углублению понимания специфики этих важнейших элементов социальной структуры средневекового общества.

Основным конкурентом Индии в АБ-бизнесе сегодня является Израиль. Оба этноса—индийцы (главным образом, джайны) и евреи—в силу ряда причин и обстоятельств издавна были наиболее значимыми участниками ювелирного бизнеса. Эту особенность, зафиксированную с XVI в. до нашего времени, автор прослеживает для более раннего периода, хотя комплексный анализ причин сложившейся этнической структуры ювелирного бизнеса и тенденций ее развития требует отдельного углубленного исследования.

Очевидно, что если в этой, продолжающейся века конкурентной борьбе еврейские общины сначала вышли безусловными победителями, будучи при этом не меньшими париями в европейском социуме, чем индийские баниа в своем, то анализ только ментальности, внутреннего устройства или религиозных устремлений этих сообществ не приблизит нас к ответу на поставленные вопросы. Наиболее значимым здесь является выявление и анализ взаимоотношений этих общин с властью. Как представляется автору, именно специфика взаимодействия индийских ювелиров и государственных институтов предопределила особенности развития ювелирного бизнеса в Индии.

Сравнительный анализ типологии ювелирного бизнеса в Европе и в Индии обозначает еще одну проблему: каковы действительные причины расцвета капитализма в Европе и почему при многочисленных видимых сходствах иерархических структур Востока и Запада развитие пошло столь разными путями? Автору представляется, что не разница в религиозном сознании, но различия в построении и, главное, взаимодействии, всех значимых социальных иерархий того или иного социума, определяют вектор его развития. С этой точки зрения анализ по-

строения и развития одной из иерархических структур индийского общества и ее сравнение с аналогичными по назначению европейскими структурами позволяет продвинуться в понимании проблемы в целом. Такая постановка вопроса уместна еще и потому, что эти структуры — индийская и европейская — постоянно взаимодействовали между собой, и именно их взаимодействие — постоянные, все увеличивающиеся объемы экспортно/импортных операций с драгоценностями не только способствовали развитию этого бизнеса в целом, но и определяли само существо этого процесса.

Таким образом, поставленные автором диссертации задачи позволили рассмотреть основные социальные группы индийского общества, вовлеченные в производство и потребление ювелирной продукции и их структуру на разных этапах развития, определить»« социальный статус, выявить их мотивации, причины и способы употребления драгоценных камней и ювелирных изделий — как утилитарно-бытового, так и культового назначения.

Автор рассматривает ювелирный бизнес в Индии в контексте развития мирового рынка драгоценностей, полагая, что именно особенности драгоценностей как товара явились генератором создания одного из древнейших мировых рынков, а торговля ими — как драгоценными камнями, так и драгоценными металлами — во многом определяла направлениеторговых путей, географию морских путешествий, равно как и формирование крупных состояний.

Хронологические рамки исследования. Специфика формирования и развития ювелирного бизнеса и связанного с ним рынка обусловила хронологические рамки диссертации — от торговых операций Индии с Римской империей до наших дней. Подобный временной охват неизбежно сказывается на фунди-рованности исследования, придавая ему известную фрагментарность, однако отсутствие традиции историографии по непосредственному предмету исследования не позволило автору в полной мере опереться на труды предшественников. При выборе хронологических рамок исследования автор опирался и на индийскую традицию (и шире — профессиональную традицию диамантеров), для самосознания которой все начиналось с «Артхашастры». Поэтому отчасти автор опирался на ту последовательность развития бизнеса, которую определяет для себя профессиональное ювелирное сообщество наших дней.

Источники. Задачами работы обусловлен и круг источников, рассматриваемый автором. Имеющиеся в распоряжении исследователя источники можно разделить на несколько групп.

1. Источники по международной торговле древней Индии. Эта тема достаточно подробно исследовалась историками—в основном историками античности, поскольку практически все имеющиеся в нашем распоряжении источники (Арриан, Страбон, Перипл31 и т. д.) являются внешними по отношению к Индии.

" Арриан. Индия // ВДИ. 1940, № 2; Псеодоарриан. Плавание вокруг Эритрейского моря // ВДИ. 1940, № 2; Страбон. География в 17 книгах. М: Ладомир, 1994.

На сегодняшний день углубление изученности торговых связей Индии с другими странами на рубеже нашей эры и в начале I тыс. н. э. требует усилий творческих коллективов ученых различных специальностей. Источники, имеющиеся в распоряжении исследователей, не позволяют нарисовать цельную и хронологически последовательную картину развития торговли драгоценностями — это дело будущего. Автор здесь ставил своей задачей лишь выбрать конкретные упоминания именно торговли драгоценностями, и попытаться выявить место и значение драгоценностей в общем обьеме торговли, а также обозначить тот круг проблем, который требует дальнейших исследований.

2. Индийские источники. Наибольшее значение для нашего рассмотрения имеет «Артхашастра»32 — первый по времени индийский текст, где непосредственно рассматривается структура ювелирного дела в древней Индии. По данным КА мы можем составить себе достаточно детальное представление о социальном статусе мастера-ювелира, а также многочисленных категорий надзирателей (адхьякша), вовлеченных или же прямо управляющих этим видом деятельности. Судя по данным КА, структура ювелирной деятельности начинает складываться уже на рубеже нашей эры. Однако специфика источника и отсутствие соответствующих ему по времени каких-либо исторических хроник не позволяют прямо подтвердить описанную в КА ситуацию на конкретном историческом материале.

Другую группу источников составляют трактаты по ратна-шастре33, свидетельствующие о значимости, а также о месте и роли драгоценностей в средневековом обществе. Автор рассматривает их в контексте сопоставления с первой дошедшей до нас ратнапарикшей, инкорпорированной в КА. Ратнапарикши важны для исследователя как с точки зрения реконструкции ритуально-мифологического значения драгоценностей, так и с точки зрения практической торговли: в них приводятся первые известные науке прейскуранты на драгоценные камни.

Особое значение имеет «Минералогия» Аль-Бируни34. Труд Бируни отличается необычной для того времени широтой собранных сведений. Анализ среднеазиатской традиции, имеющей глубокие и прочные связи с Индией, позволяет расширить рамки нашего исследования и в какой-то мере подкрепить умозрительные построения индийских трактатов свидетельством со стороны.

Существенную информацию о бытовании драгоценностей в среде богатых горожан и царского двора можно почерпнуть в нарративных произведениях

53 The Kautiliya Arthasastram. A Critical Edition with a Glossary / Ed. by R. P. Kangle. Bombay,

1969.

" Varahamihira's Brhad Samhita In 2 Vol. Delhi: Motilal Banarsidas, 1993; Finot L. Les lapidaires Indiens. P., 1896.

м Абу-р-Райхан Мухаммед ибн Ахмед Ал-Бируни. Собрание сведений для познания драгоценностей (минералогия). Л.: Изд-во АН СССР, 1963.

средневековых индийских авторов — в «Камасутре», «Силаппадиккараме»35 и др. В тамильских источниках также содержатся важные сведения о роли драгоценностей н сокровищ в концепции царской власти, как она сформировалась в средневековом Тамилнаду.

Развитие «иконографии царской власти» в средневековом Тамилнаду ранее рассматривалось автором на материале иконографии храмовой культовой пластики с привлечением текстуальных свидетельств шиваитского канона, зафиксированного в «Деварам». В настоящей работе кратко повторены результаты, нашедшие свое отражение в апробации исследования в виде докладов на ежегодных индологических чтениях в Санкт-Петербурге в 1992,1995 и 1996 гг.

Для целей диссертации большое значение имеют записки европейских путешественников, посещавших Индию до ее «открытия» Васко да Гамой36, а также различные по характеру труды арабоязычных историков, географов, путешественников37.

Аспекты темы диссертации, связанные с Могольской Индией, рассматриваются нами с привлечением путевых записок иностранных путешественников (Ф.Бернье и др.38)- К этой группе источников примыкает обширная персоязычная литература. Наиболее важным для нас являлся знаменитый трактат «Аин-и акбари» Абул Фазла Аллами", в котором содержится значительный статистический материал. Существенные данные содержат также документы европейских торговых компаний.

Особый тип источников, относящихся к новейшему времени, представляют материалы официальной торговой и иной статистики, законодательные акты Индии, годовые отчеты алмазо- и золотодобывающих компаний40, интервью крупных диамантеров, официальные отчеты о профессиональных конференциях и т. п. Изучение современных проблем как ювелирного бизнеса в целом, так и его алмазно-бриллиантового сектора чрезвычайно затруднено вследствие почти полного отсутствия достоверной статистики, а также сугубой конфиденциальности этого

35 Ватеьяяна Малланага. Камасутра. М.: Наука, «Вост. литсраггура», 1993; cilappadikaram. tirupo. ve.comacuntaranarurai.cennai, 1977;jayakkondar. kalingattupparani. pari nilaiam. cennai, 1971.

36 Хоженне затри моря Афанасия Никитина (1466—1472). Л.: Наука, 1986; Книга Марко Поло. М.: Мысль, 1997; После Марко Поло. Путешествия западных чужеземцев в страны трех Индий. М.: Наука, 1968.

" Абу Рейхан Бирунн. Индия. М.: Лаломир, 1995; Бузургибн Шахрняр. Чудеса Индии. М.: ИВЛ, 1959.

-'* Бериье Ф. История последних политических переворотов в государстве Великого Могола. M.sJL: Соцэгиз, 1936; India in the Seventeenth Century: Being an Account of the Two Voyages to India by Ovington and Thevenot. To Which is Added the Indian Travels of Careri. New Delhi: Assoc. Publ. House, 1984; The History of India as Told by its Own Historians: The Muhammadan Period. In 8 Vol. L., 1867—1877.

" Abul Fasl ibn Mubarak. The Ain-i-Akbari by Abu'l Fazl Allami. Vol. Is3. Calcutta, Asiatic Society, 1873—1894.

w Anglo American Corporation ofSouth Africa Limited. Annual Reports; De Beers. Annual Reports.

бизнеса. Например, при рассмотрении вопросов ценообразования на алмазы исследователи вынуждены опираться на «индексы ЦСО», показывающие процентный рост средневзвешенной цены на алмазы по отношению к некоему базовому году. Многие статистические материалы носят приблизительный или оценочный характер. Большая часть цифрового материала, равно как и аналитических сведений, сосредоточена в публикациях весьма ограниченного доступа41 или целиком закрытых (аналитические подразделения «Де Бирс» ведут большую исследовательскую работу, однако их труды не предназначены для печати). Значительный объем сведений сосредоточен в закрытых для посторонних корпо-рационных архивах.

Основные данные о современном состоянии мирового ювелирного рынка содержатся в профессиональных периодических изданиях: «Мазал У'Браха», «Даймонд интернэшнл», «Даймонд уорлд», «Джуэлри ньюз Эйша», «Голд»4: и др. Необходимо отметить, что многие статьи в этих изданиях имеют сиюминутный и тенденциозный характер, поскольку в этом сегменте рынка наличествует острая конкурентная борьба.

Методологической основой исследования является принцип историзма, предполагающий рассмотрение этапов развития ювелирного бизнеса в Индии в соответствии с теми конкретно-историческими условиями, в которых они формировались под влиянием изменений в экономической, политической и культурной жизни социума.

Поставленные автором задачи определили во многом компаративный характер исследования. Сравнительно-исторический метод исследования позволяет, по мнению автора, полнее провести в исследовании принцип научной объективности, что потребовало рассмотрения и анализа таких внешних по отношению к Индии факторов, как значение драгоценностей в европейском социуме, проблемы формирования ювелирного бизнеса в Европе и т. д., поскольку ювелирный бизнес в Индии никогда не был изолирован от общего контекста развития мирового рынка драгоценностей.

При исследовании иерархии ювелирного сообщества автор использовал структурную схему членения «материальной деятельности» социума, предложенную Ф. Броделем в его трехтомном исследовании43. Мы полагаем, что высказанная им гипотеза способна объяснить роль «Де Бирс» в современной структуре мирового ювелирного рынка.

С другой точки зрения для автора было важно понятие «ментальное™»: тех манер мыслить, тех картин мира и способов его структуризации, которые

41 The Diamond Industry and De Beers. Dawn of a New Era: Múltiple Channel Marketing / By. H. Ashton. SMK Securities (Pty) Ltd., September 18, 1996; Diamonds. A Cartel and its Future / Special Report No. M702. L.: Economíst Inteliigence Unit, 1992.

42 Mazal U'Braha; Diamond International; Diamond World; Jewcllcry News Asia; Gold etc.

43 Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, т. 1—3.

присущи изучаемой эпохе или социальной группе и того, как они менялись во времени. Поскольку между социально-экономическими структурами и другими институтами общества (политическими, религиозными ит. д.) существуют тесные взаимосвязи, автору было важно вскрыть характер таких взаимосвязей и проследить, как менялось взаимодействие между таким социально-экономическим институтом как ювелирный бизнес и иными структурами индийского социума во времени.

Научная новизна. В настоящей диссертации впервые как в отечественной, так и в зарубежной историографии комплексно рассмотрена более чем двухты-сячелетняя история ювелирного бизнеса в Индии, а также основные проблемы, тенденции и перспективы его современного развития. Такой подход позволил дать характеристики—количественные и качественные — состояния, развития и эволюции ювелирного бизнеса в различные исторические эпохи.

Развитие рынка драгоценностей—это не только экономический, но и культурно-исторический и социальны й феноме и: многие его характерные черты уходят своими корнями в далекое прошлое. Такая консервативность рыночных связей и структур выделяет драгоценности среди всех других товаров, известных человечеству. По отношению к иным видам деятельности ювелирный бизнес предстает как очень замкнутое, занимающее высокий статус в системе социума и высоко структурированное сообщество. Уже в начале нашей эры начинает оформляться структура и иерархия ювелирного сообщества в системе социума. В средневековом южноиндийском обществе складывается специфическая модель потребления драгоценностей, обусловленная в первую очередь по преимуществу сакральным и ритуальным значением богатства в структуре социума. Основными потребителями драгоценностей выступают царь и храм — два полюса ритуальной верховной власти в государстве, а основным ритуалом, связанным с драгоценностями, является дарение (дана), имеющее важное значение в структуре реализации власти. Своего расцвета эта модель достигла в государстве Чолов и просуществовала с незначительными изменениями вплоть до падения Виджаянагара.

Могольская империя, в значительной степени «унаследовавшая» богатства предшествующих властителей, сохранила сложившуюся структуру ювелирного сообщества почти без изменений, однако ее положение по отношению к верховной власти существенно изменилось. Моголы также сформировали иную, символическую и тезаврационную модель потребления драгоценностей. Богатство в могольском социуме имело знаковый характер, служа символом могущества и власти суверена, знатного происхождения и высокого места в общественной иерархии того или иного лица. Кроме того, шах, государственный аппарат и придворная знать выступали не только как основные потребители произведенной ювелирной продукции, но и как получатели дохода от всех производственных процессов, связанных с движением драгоценностей от рудника до потребителя.

Со времен КА (и даже раньше) Индня становится одним из ключевых участников международного рынка драгоценностей. Поэтому развитие ювелирного предпринимательства в Индии тесно связано с развитием международного рынка драгоценностей. Специфика социальной структуры индийского социума не только не позволила индийским купцам реализовать свои преимущества перед другими участниками рынка, но и обусловила позднейшее и прогрессирующее отставание Индии в системе мирохозяйственных связей, выразившееся в том числе и в ее полном вытеснении из круга участников мирового ювелирного рынка.

На новом витке исторического развития многие особенности социально-экономической структуры индийского социума, казавшиеся тормозом общественного развития, были успешно адаптированы к новым реалиям, что в сочетании с установлением демократического правления, основанного на уважении к частной собственности, привело к конечной победе индийских ювелиров—быстрому и успешному развитию ювелирного бизнеса как значимой составляющей промышленного развития страны. Индия на наших глазах становится одним из наиболее крупных и влиятельных участников мирового ювелирного рынка в целом. Успех Индии на мировом ювелирном рынке определила политика, проводимая индийскими ювелирами, которая имеет ряд существенных особенностей, отличающих их поведение от поведения всех остальных, как правило, узко специализированных, участников мирового ювелирного рынка. Во-первых, это тотальная экспансия и агрессивность продвижения на различных сегментах ювелирного рынка. Во-вторых, это искусное использование новых форм функционирования бизнеса и быстрое, решительное внедрение этих новшеств в ювелирный бизнес. В-третьих, это постоянное проникновение в новые страны, освоение новых рынков сбыта, сопровождающееся как расширением ассортимента, так и новых видов дизайна, приближенных к вкусам конкретных покупателей. В-четвертых, это постоянная поддержка и развитие наряду с внешнеторговыми связями внутреннего ювелирного рынка.Все эти процессы проходят при бережном сохранении традиционных структур индийского социума, что предопределяет их быстрое и успешное развитие, и одновременном успешном усвоении как реалий функционирования современных отраслевых рынков, так и новых мировых реалий в целом.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее содержание и полученные результаты могут быть использованы при изучении экономической истории Индии, в курсах лекций по истории международной торговли и смежной проблематике. Дальнейшее углубленное изучение сложившейся в Индии модели развития ювелирного бизнеса имеет существенное практическое значение, особенно для стран с развивающейся рыночной экономикой и значительными традициями ювелирного мастерства — таких как Россия, государства Средней

Азии, Закавказья и ряд других.

Апробация результатов исследовании. Отдельные положения диссертации были апробированы в форме научных докладов на ежегодных нндологнчес-ких чтениях в Санкт-Петербурге в 1992, 1995 и 1996 гг. Основное содержание работы и выводы отражены также в публикациях автора.

II. СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Во Введении обосновывается актуальность, научная и практическая значимость темы; определяется предмет исследования и хронологические рамки работы. Автор характеризует круг источников, используемых в диссертации и рассматривает историографию проблематики, прямо или косвенно связанной с темой исследования. Формулируются основные вопросы, подлежащие рассмотрению, определяются цели и задачи работы.

Содержание 1-й главы «Особенности развития ювелирного дела в Индии на рубеже древности и средневековья и в средние века» составляет анализ «ратна-шастры» — науки о драгоценностях, как она понималась индийскими источниками, преимущественно традицией шастр, г. е. анализируются теоретические построения древних и средневековых индийцев и делается попытка выявить на их основе как реальные социальные структуры, так и то значение, которое имели драгоценности в индийской культуре.

Сакральное значение «богатства» рассматривается в контексте «иконографии царской власти» в средневековом Тамилнаду и ее изменения под влиянием шиваитского бхакти, что привело к изменению иконографии Шивы, переосмыслению роли Богини, новой типологии храма и к радикальным переменам в концепции царской власти. Этот процесс завершился в эпоху ранних Чолов, когда новый канон был окончательно зафиксирован шиваитскими жрецами. Новые концептуальные построения привели к усилению роли и могущества храмов, где начинают концентрироваться во все возрастающих количествах материальные ценности, а храм становится не только главным потребителем богатства, но и начинает определять направления развития всей материальной жизни общества, в том числе и экономики.

К концу польского правления храмы сосредоточили в своих руках не только колоссальные богатства, но и множество светских по сути функций. Храмы выступали как крупнейший работодатель в государстве, давая средства к существованию множеству людей; являлись крупнейшими собственниками земли, а также осуществляли функции депозитария для частных лиц. Кроме того, храмы были крупнейшими потребителями ювелирной и иной продукции.

Таким образом, на юге Индии сложилась устойчивая модель потребления драгоценностей, в основе своей имеющая по преимуществу магико-ритуальную семантику, тесно связанную с мифологическими представлениями и ролью царя в тамильском социуме. Внутренний рынок драгоценностей существовал как преимущественно внеэкономический феномен, а уровень его развития в первую очередь определялся спецификой и величиной дарений (дана).

Если рассматривать мир ювелирного бизнеса в целом, он предстает по отношению к иным видам деятельности как очень замкнутое, занимающее высокий статус в системе социума и жестко структурированное сообщество.

Это связано со следующими причинами:

— с наличием крупных и богатых месторождений драгоценных камней, дающих большой доход казне и всем, занимающихся их разработкой;

— с первостепенной важностью казны для правителей Индии;

— с величиной доходов, получаемых правителями и государственным аппаратом как от добычи драгоценностей, так и от торговли ими;

— с ролью богатства как одного из главных показателей иерархической значимости и мощи индивидуума, как ритуально-магической, так и реальной, в структуре древнего и средневекового общества;

— с реальной экономической значимостью и мощью всех, связанных с ювелирным рынком;

— с высоким уровнем мастерства ювелира, длительной выучкой и невозможностью его замены, в отличие от ремесел, не требующих такой профессиональной подготовки;

— со спецификой торговли ювелирными изделиями, золотом и драгоценными камнями, требующей большого опыта и знаний от всех, занимающихся этим бизнесом, поскольку их стоимость была необычайно высока по сравнению с любым другим товаром, а вероятность подделки велика.

Поэтому все, что касалось добычи и переработки драгоценностей, а также внутренней и внешней торговли ими, регламентировалось верховной властью, говоря в современных терминах, имело стратегическое значение. Иерархическая структура ювелирного бизнеса достигла своего наивысшего расцвета в Моголь-ский период, однако складывалась постепенно, на протяжении веков. Многие ее черты появляются уже в раннесредневековых государствах Южной Индии. Появление (и, по-видимому, достаточно широкое бытование) такого вида текстов как ратнапарикша свидетельствует о высокой ликвидности драгоценных камней и развитой торговле ими. Во времена КА (скорее всего, раньше) появляется узкий слой людей, профессионально занимающихся драгоценностями — так называемых знатоков, занимающих высокое, ритуально обусловленное положение в структуре социума. Из источников не вполне ясно, занимались ли «знатоки» также и торговлей, или выступали в качестве только экспертов. Кроме того, царь,

придворная знать и храмы выступали не только как основные потребители произведенной ювелирной продукции, но и как основные получатели дохода от всех производственных процессов, связанных с движением драгоценностей от рудника до потребителя.

Автор делает предварительную попытку реконструировать контуры первого этапа мирового ювелирного рынка, выявить основных его участников и направления их Экспортно-импортных связей. В основе развития рынка лежало экономическое превосходство Востока над Западом, что обусловило специфику движения товаров. На этом этапе потребление и накопление драгоценностей имеет во многом сакральный характер, а сами они ценятся в первую очередь за магические свойства.

Развитие первого этапа характеризовалось подавляющим преимуществом товарного хозяйства Индни, что определило постоянный положительный торговый баланс страны. Индийский торговый капитал также развивался со значительным опережением своих европейских собратьев — как в сфере собственно товарно-денежного обращения, так и в сфере накопления. Специфика формирования международного рынка драгоценностей в средние века и особая роль Индии в нем — как недосягаемой мечты, как места, где сосредоточены все сокровища мира, во многом были обусловлены особенностями экономического и социокультурного развития Западной Европы после крушения Римской империи.

В это же время складывается специфическая торговая специализация евреев, народа, сыгравшего определяющую роль в формировании этого и последующих этапов международного ювелирного рынка. Автор показывает, как и почему еврейские торговцы становятся основным связующим звеном в торговых контактах Востока и Запада, а также анализирует причины, предопределившие их специализацию на драгоценностях.

Во 2-й главе «Структура и иерархия ювелирного сообщества в Индии в новое время» рассматриваются основные социальные группы Индии, вовлеченные в ювелирное дело, и механизмы функционирования ювелирного бизнеса в рамках триады производитель—торговец—потребитель, в период Могольской империи. Также проанализированы причины его стагнации в колониальный период.

С XVI в. начинается новый этап в развитии ювелирного сообщества в Индии, обусловленный в первую очередь внешними обстоятельствами—как резко возросшими потребностями Европы в драгоценных камнях, особенно в алмазах, так и окончательной утратой значимости Великого шелкового пути как средства сообщения.

Внутреннюю специфику развития ювелирного сообщества определяла устойчивость социально-экономической системы социума в целом при значительной нестабильности осуществления моделей общеиндийской государ-

ственности, что предоставляет исследователю возможность рассмотрения социально-экономических структур вне рамок конкретных государственных образований, квалифицируя те или иные различия скорее как региональные и локальные, чем как страновые.

Внутри ювелирного сообщества все виды занятий, связанные с этой деятельностью, были жестко поделены между различными семьями, кланами и кастами на основе наследственности, и существовала внутренняя жесткая иерархия значимости. К самой нижней ступени относились работники, занимающиеся добычей драгоценностей, и различные подсобные рабочие. Следующее место в сословно-кастовой иерархии ювелирного сообщества занимали мастера-ювелиры. Категорию более высокого ранга представляли торговцы ювелирными изделиями, обслуживающие состоятельные слои горожан и сельских жителей.

Элиту ювелирного сообщества формировали династии крупных негоциантов, главным образом, джайнов. Торговля крупнейших джайнских купцов того времени включала широкий набор товаров, но главной тенденцией было сосредоточение на товарах высокой стоимости и легких в доставке. Все крупные торговцы занимались торговлей драгоценными камнями, считая, что она «является наилучшей по результатам», а также различными финансовыми операциями. В эту же группу входили арендаторы рудников по добыче драгоценных камней. Стабильные и высокие доходы этой категории купцов обеспечивала не только тяга людей к роскоши, но и широко распространенная в древности и в средние века вера в магические и целебные свойства кристаллов и изделий из них, а также сакральное и реальное значение богатства, на протяжении многих столетий воплощавшееся в сокровищницах. Наиболее существенной особенностью такой иерархии является быстро развивающееся разделение труда на нижних уровнях пирамиды и отсутствие жесткой специализации на самом верху.

Однако, несмотря на колоссальные богатства крупных купцов, их положение в структуре социума резко отличалось от аналогичных по размаху деятельности торговых и банкирских домов Европы. Это обстоятельство напрямую связано с особенностями формирования крупного торгового капитала в Индии, во многом определившими впоследствии дальнейшее отставание и упадок страны.

Первой особенностью являлась специфика иерархического построения господствующего класса, выражавшаяся в отсутствии возможности передавать накопленное имущество по наследству. Особенности государственного устройства Могольской Индии, следствием которых было юридическое бесправие купцов по отношению к верховной власти, не позволяли вкладывать капитал в производство и его развитие.

Кроме отсутствия возможностей производственных инвестиций, важное значение имела и особая этика купеческих каст Индии, смысл, вкладываемый ими в накопление богатства, и представления о том, куда надлежит это богатство употребить.

Выявление роли Индии на втором этапе развития рынка драгоценностей составляет содержание заключительной части второй главы. Второй этап начинается с эпохой Великих географических открытий и заканчивается с началом промышленной добычи золота и алмазов крупными горнодобывающими компаниями (примерно 1875 г.). Этот период характеризуется нарастанием хозяйственной деградации на Востоке и промышленной революцией на Западе, что привело к принципиально иной структуре ювелирного рынка и кардинальным изменениям в составе его участников. Значение драгоценностей постепенно деса-крализуется, однако обладание ими как показатель высокого положения индивида в иерархии социума еще более усиливается, а круг потребителей остается чрезвычайно узким.

Противоборство двух различных иерархических систем существования социума— индийской и европейской — составляет сущность развит™ второго этапа развития мирового ювелирного рынка. Поражение Индии было предопределено всем ходом развитая исторического процесса, но применительно к ювелирному рынку ситуацию усугубило истощение запасов алмазов в Индии и открытие новых месторождений в Бразилии, что привело к быстрой смене экспортно-импортных потоков драгоценностей и практически полному исключению Индии из международных рыночных связей. Внутренний рынок продолжал оставаться значительным, что было обусловлено как традиционной структурой потребления ювелирных изделий, так и их тезаврационной значимостью.

Важное значение в развитии этого процесса имели особенности социального и имущественного положения индийских ремесленников, в том числе и ювелиров. Низкая заработная плата при высоком уровне мастерства и невозможность сколько-нибудь значительного обогащения, обусловленные как избыточностью рабочей силы, так и кастовой структурой социума, предопределили вытеснение индийского ремесла с мировых рынков. В то же самое время вышеназванные особенности индийского социума обусловили продолжение существования значительного внутреннего рынка вплоть до нашего времени.

Таким образом, постепенно и незаметно Индия превращалась в сырьевой придаток крупных торговых монополий. Реальная политика на мировом рынке драгоценностей определялась совсем из других центров, и индийские купцы, несмотря на все свои богатства, были лишены возможности в ней участвовать. На втором этапе развития международного рынка драгоценностей Индия присутствовала отнюдь не как полноправный член, а скорее как некоторый географический район, куда устремляли свои капиталы и аппетиты европейские торговцы. Развитие же этого рынка определялось изменением структуры потребления драгоценностей в Европе, тесно связанным с изменениями, происходившими в социально-экономических, политических и религиозных струюурах европейских государств.

В это же время ювелирный бизнес в Европе становится по преимуществу бизнесом еврейской общины, и его дальнейшее развитие во многом обусловливается политикой европейских государств по отношению к этому этносу. Автор показывает, что именно политика во многом способствовала перемещению торговых путей драгоценностей из страны в страну, определяя расцвет или упадок отрасли.

Содержание 3-й главы «Особенности социально-экономической структуры и тенденции развития ювелирного бизнеса в Индии в новейшее время» составляет анализ феномена колоссального взлета ювелирного бизнеса в Индии в новейшее время, когда рынок ювелирных изделий и в первую очередь—алмазно-бриллиантовый рынок, выделившийся в самостоятельную часть,—стал важнейшей частью экономики Индии в целом.

Автор выявляет те факторы, которые способствовали, или даже предопределили такой рост: сохранение традиционной структуры производства при современной структуре маркетинга; семейно-кастовый характер бизнеса; роль джайнской общины в развитии бизнеса; корпоративную солидарность; агрессивную внешнюю политику. Существенное значение для анализа развития ювелирного бизнеса Индии имеют проблемы взаимодействия отрасли с государством. За 30 с небольшим лет индийские днамантеры добились со стороны государства практически полной либерализации условий своего бизнеса.

В главе анализируется состояние мирового ювелирного рынка на сегодняшнем этапе его развития. Автор рассматривает структуру и основных участников этого рынка, роль «Де Бирс»—«Англо-Америкэн», а также механизм одно-канальной системы сбыта сырых алмазов как наиболее значимый инструмент регулирования не только МАБР, но и ювелирного рынка в целом. Окончательно новая структура ювелирного рынка оформилась в середине 30-х гг., с утверждением монополии «Де Бирс» на сбыт алмазов. С тех пор функционирование рынка в целом определяет политика «Англо-Америкэн»—«Де Бирс». Драгоценности становятся товаром, а их значимость сознательно культивируется посредством агрессивной рекламы. Начало третьего этапа развития международного ювелирного рынка, связанное с началом промышленной добычи золота и алмазов в Южной Африке, произошло без участия Индии. Сущность этого этапа определяется доминирующей ролью крупных транснациональных корпораций, однако в силу особенностей драгоценностей как товара на различных этапах движения этого товара к конечному потребителю ювелирный бизнес продолжает оставаться по преимуществу семейным бизнесом.

Появление на алмазном рынке значительных и все увеличивающихся объемов мелких алмазов дало в руки индийских торговцев неповторимый шанс повторного вхождения в мировой ювелирный рынок. При этом индийским диа-мантерам в полной мере удалось использовать особенности социальной струк-

туры Индии, когда-то определившие ее поражение: избыточную рабочую силу, неразрывно связанную с сельским укладом жизни, что позволяет без труда решить проблему кризиса перепроизводства; высокий уровень и традиции ремесленного мастерства; прочные семейно-родственные и кастовые связи.

Начиная с 80-х гг. Индия начинает теснить Израиль, постепенно выходя на первое место — сначала по объему, а потом и по стоимости обрабатываемого сырья. Сегодня Индия и Израиль — это два основных конкурента на рынке бриллиантов.

В настоящее время мировой алмазно-бриллиантовый бизнес находится на пороге больших перемен. Ситуация достаточно быстро изменяется во всех отраслях АБ-бизнеса, что, в свою очередь, ведет к изменению политики основных участников. Изменение сформировавшейся в течение последних десятилетий структуры МАБР, несомненно, приведет к изменению политики не только ЦСО, но и основных участников. Можно предполагать, что вышеописанные факторы приведут к резкому сокращению числа участников алмазно-бриллиантового бизнеса в целом таким образом, что свои позиции смогут сохранить только наиболее крупные и наиболее мобильные из них, наиболее восприимчивые к любым изменениям—как текущей конъюнктуры, так и глобальных тенденций развития. Одним го таких участников является Индия, доля которой на МАБР и ювел!грном рынке в целом быстро увеличивается, а проводимая политика отличается экспансией и агрессивностью.

В Заключении диссертации автором сделаны следующие основные выводы:

Ювелирный бизнес в Индии — один из наиболее древних и наиболее значимых видов бизнеса в этой стране на протяжении всей ее истории. Уже в начале нашей эры начинает формироваться структура ювелирного бизнеса и складываться ее тесное взаимодействие с верховной властью. Стратегическое значение ювелирного бизнеса для государства было обусловлено не только реальной значимостью казны и рынка драгоценностей, но и сакральным значением богатства в структуре социума.

Специфика общей социальной структуры индийского общества не только не позволила индийским купцам реализовать свои преимущества, но и предопределила позднейшее и прогрессирующее отставание Индии в системе мирохозяйственных связей. В то же времяс пецифика индийского социума обусловила продолжение существования значительного внутреннего рынка вплоть до нашего времени.

На современном этапе развития международного ювелирного рынка особенности социальной структуры Индии, когда-то предопределившее ее поражение, искусность и постоянная готовность к риску индийских торговцев, а также их веками складывавшаяся корпоративно-кастовая солидарность обеспечили индийским диамантерам победу в их борьбе с правительством в отстаивании для

себя режима наибольшего благоприятствования. Эта же солидарность определяет поведение индийских диамантеров как единой силы во взаимоотношениях с основными участниками мирового ювелирного рынка, в первую очередь, с корпорацией «Де Бирс».

Единственным действительно негативным фактором, мешающим развитию ювелирного бизнеса в суверенной Индии, была система всеобщего государственного контроля и многочисленных запретительных барьеров, что привело к жесткому противостоянию государства и отрасли, а значительная часть этого бизнеса стала нелегальной. Реформы по либерализации экономики привели к быстрому и успешному развитию ювелирного бизнеса Индии как все более значимой составляющей промышленного развития страны. Сегодня Индия уникальна среди участников мирового алмазного сообщества тем, что создала самую крупную, эффективную, постоянно развивающуюся и совершенствующуюся алмазо-обрабатывающую промышленность в мире.

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

1. «Рудники суть опора казны»,—так говорит «Артхашастра» // Ювелирный мир. № 5, 1997.-0,5 п. л.

2. Истоки формирования мирового алмазно-бриллиантового рынка // Ювелирный мир. № 7 (1), 1998. — 0,5 п. л.

3. Ювелирный бизнес в Индии: тенденции и перспективы // Ювелирный мир. № 8 (2), 1998. — 0,5 п. л.

4. Рынок ювелирного золота в Индии: тенденции и перспективы // Металлы Евразии (в печати). — 0,7 п. л.

5. Ювелирный бизнес в России и Индии // Россия и Восток: основные тенденции социально-экономического и политического развития. Материалы и тезисы докладов к научно-методической конференции. Ярославль, 1998. — 0,2 п. л.

6. Роль еврейской общины в формировании мирового алмазно-бриллиантового рынка // Ювелирный мир. № 9 (3) (в печати). — 0,5 п. л.