автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему: Зарубежная историография истории басмачества в Средней Азии 1917-1932 гг. (на материалах англо-американской литературы)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Зарубежная историография истории басмачества в Средней Азии 1917-1932 гг. (на материалах англо-американской литературы)"
¿¡шеш наук республики Узбекистан
ИНСТИТУТ ИСТОРИИ
На правах руяосися
хшеюв Руслан Азмэдовнч
ЗАРУЕЕШАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ ЕАС/АЧЕСТЗА В СРЩЩЗЙ АЗИИ I9I7-IS32 гг. /на материала! англо-вмериканскоЗ литературы/
Специальность 07.00.09 — Историография ж gtn ом н икпввденяв
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Ташкент —1992
Работа выполнена на кафедре общественных наук вечернего и заочного факультетов Ташкентского Государственного педагогического института иностранных языков им.Ф.Энгельса.
Научный руководитель: доктор исторических наук,
профессор К. Ф.ФАЗЫЛХВДКАЕВ
Официальные оппоненты: доктор исторических наук,
профессор Р.А.НУРУМИН
доктор исторических наук, профессор А.М.КАСЫМОВ
Ведущая организация: Ташкентский Ордена Трудового
Красного Знамени Государственный университет им.В.И.Ленина, кафедра новой и новейшей истории
Защита диссертации состоится " (I " 0 2— 1992г.
в _ час. на заседании специализированного совета-
Д 015.09.01 по защите диссертаций ка соискание ученой степени доктора наук по специальности 07.00.09 - Историография и источниковедение при Институте истории Республики Узбекистан (700083, г.Ташкент, ул. газетаяЛралда", 41.
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке АН Республики Узбекистан Сг.Ташкент, ул.Муми-нова,13).
Отзывы прост* направлять в адрес специализированного советь.
Автореферат разослан " " 1992г.
/
Ученый секретарь специализированного совета, , / доктор исторических адук ДХАРИ5ХАК0ВА
ОБОЛ ХАРАКТЕРИСТИКА. РАБОТЫ
Актуальность теш. Среда вопросов, стоящи на повестке дня исторической наука, важным является изучение басмаческого движения в Средней Азия.
Дня среднеазиатского региона вопрос о басмаческом движении имеет особое значение, ибо без него лозоэжлно полное представ--:э!:~е о гражданской войне я инострашой военной интервенции. Зто и объясняет тот факт, что ко истории басмачества существует сбитая научная"и мемуарная литература и художественные произведена, отражающие различные аспекты этой проблемы.
. Период перестройки, широкой информированности и гласности открыл большие возможности для возвращения к темя басмачества, даба посмотреть на события полувековой давности с позиций нового видения событий прошлого.
Нами избрана как объект исследования не советская, а зарубежная историография, главным образе?», издания, увидевшие свет в СЛА и Англии и отражающие концепции зарубежных авторов относительно истории, басмаческого движения в Средней Азии. Этому есть свое объяснение. Дело в том, что для проникновения на среднеазиатский рынок Англия предпринимала усилия, связанные и с большой политикой на Востоке. После- завоевания царской Россией Туркестанского края Англия не оставляла своим вниманием среднеазиатский регион. К моменту гражданской войны, когда советская Туркестанская республика лишь начинала свои историю, Англия, как показывавт документы и источники, не жалела усилий для вмешательства во внутренние дела советского Туркестана. Поэтому закономерно многократное обращение английских и американских авторов к проблемам', казалось бы чисто среднеазиатским, в том числе к проблеме басмачества. -
Выбор темы диссертации вызван также и тем, что эта отрасль литературы ещё не охвачена в должной мере историографическим исследованием.
Если раньте, до перестройки, все что было написано историками западных стран воспринималось как заведомая клевета /особенно это характерно для периода "холодной войны"/ , то з нале время такой подход к исследовательской практике зарубежных авторов исют-
чен. Средг. зарубежных исследований имеются не подверженные поли-таческог конъюнктуре научные труды, которые более ила менее объективно освешают историю басмачества. Вместе с геи не следует, конечно, безоговорочно воспринимать все то,- чем представляет собой массив англо-американской литературы. Походя из этих методологических посылок, мы и стремились решать узловые вопросы избранно;: темы.
По истории басмаческого движения в Средней Азии накоплена определенная литература как в дентре страны,.так и в среднеазиатских республиках, бднако, к настоящему времени все ene не показаны позитивные и негативные стороны отражения истории басмаческого движения в англо-американской историографии.
В последние годы, особенно в ■ течение I985-J99C гг., в развитии советской исторической науки .наметились существенные сдвиги, связанные с радикально;": перестройкой политической и экономической систем, демократизацией и гласностью, что обусловило необходимость переоценки многих взглядов и йозпшС на события прошлого и возможно лезь с введением в научный оборот новых материалов и документов, а такхе ос.шсапгввяие;/ по новому ряда научных трудов и персоналий и аспектов, находившихся вне доля зрения исследователей.
Целью исследования является историографическое изучение узловых вопросов проблемы басмаческого движения, в Средней Азии, калгедших свое отражение в .англо-американской литературе, выявление особенностей этой литературы. В соответствии с поставленной пелью в работе решается следующие задачи:
- изучается и аналитически сценивается англо-американская историография о причинах возникновения басмачества в Средней Азии и его социально-политических корнях; „
- рассматривается история развертывания басмаческого движения г его сущность в концепциях зарубежны* авторов;
- выявляются причины поражения басмачества е Средней Азии в ссвешении англо-американской историографии.
Состояние изученности проблемы. Объектом исследования в данной работе являются труда американских в английских авторов.
Следует отметить, что ыимо вопроса о басмачестве не прошёл ни омн автор, освещавший вопросы гражданской войны. Сушествую-
¡пая по данной теме литература уже подвергнута специальному историографическому анализу.1
Исследуемая нами конкретная проблема нашла свое 'частичное отражение в работах Р.Х. Аминовой, А.И. Зевелева, Х.Е.Иноятова, К.Н. Новоселова, Г.А.Хядоятова и рядедиссертационных исследований.^ Однако, поскольку авторы не ставили своей специальной задачей освещение в зарубежной литературе проблемы басмачества, естественно в этих трудах и рукописях диссертаций проблема басмаческого движения не исследуется как объект основного изучения.
История басмаческого движения стала той областью знаний, где широко развернулась идеологическая борьба. В условиях значительного интереса английских и американских авторов к истории басмаческого движения возникает необходимость уточнить наши представления об этой области зарубежной историографии. Диссертант стремился, опираясь на достижения советских ученых, а также на
йноятов Х.Е. Краткая историография гражданской войны з Сгедней Азии.-Ташкент,1974; "асов P.M. историография Советского Таджикистана.-Душанбе, 1974; Зевелез А.И.,Поляков Ю.А.,Чугуков А.И. Басмачество ¡возникновение .сущность,крах. Иггло~еш:е .-!Л., 1981.--С.192-21?.
о
Андронова P.O. Решение национальной проблемы в СССР а критика западногерманской историографии /по материалам истосйи Сгедней Азич и Казахстана/.Авторей.дисс.... канд.ист.наук.-Ташкент, 1970; Камалетдинсва Н.М. Критика буржуазной фальсификации политики КПСС в области развития культуры и языков народов СССР /на материалах республик Средней Азии и Казахстана/.Азтореф. дисс____ канд.иот.наук.-M.,1970. Ахгямсва B.C. Национальная политика советской власти в Средней Азии в американской буржуазной историографии./I9I7-I97D гг./. Автореф.дисс....канд.ист. наук.-Ташкент, 1974; Портянский М.Л. Критика буржуазно!: фальсификации опыта культурного строительства в Узбекистане /по материалам, опубликованным в ФРГ в 50-70 гг./.Автореф.дис. ...канд. ист.наук.-Ташкент,1974; Чеченкина 0.1". Критика современной англо-американской буржуазной историографии политики советской власти в области развития культуры народов Средней Азии и Казахстана. Автореф.дисс----канд.ист.наук.-М.,1975; Рузимурадов А.
Критика современных американских антикоммунистических извращений ленинской национальной политики /На примере республик Средней Азии/. Автореф.дисс.. ..канд.филос.наук.-1Л. ,1977; Рахимов С. Осуществление ленинской национальной политики в Узбекистане и ее фальсификат; в современном антикоммунизме. Автореф.дисс. ...канд.филос.наук.-Ташкент,1979; Киютин В.Г. Критика современных буржуазных фальсификаций истории Советской Киргизии. Автореф.дисс----канд.ист.наук.-Фрунзе,TP8I; Абуталипов А.Ч. Французская буржуазная историография Октябрьской революции а гражданской во;1ны в Средней Азии.Автореф.дис....кш:д.ист.наук.-""аш-кент, 1983 и др..
работе объективно мыслягих зарубежных исследователе!;, углубить и шстарить наши представления о теоретическом базисе и концептуальном аппарате современной зарубежной историографии истории басмачества в Средней Азии, предпринял дать комплексную аналитическую оценку работ английских -и американских авторов по данной конкретной проблеме. На основе изучения большого фактического материала автор исследования приходит к внводу, что в последние десягллетия англо-американская историография занимает лидирующее положение в.системе советологической науки.
Говоря о степени-разработанности проблемы истории басмаческого движения в англо-американской историографии, отметим, что еще не создано специальное исследование, в котором с историографических позиций рассматривались бы узловые вопросы этой актуальной проблемы. Все это и явилось побудительь а причиной создания данной диссертации. ,
Научная новизна1 исследования состоит в ток, что предпринята попытка проанализировать англо-американскую историческую литературу по исследуемой теме, изучить с историографических позиций, как освещается проблема басмаческого движения в Средней Азии в зарубежной историографии.
Методологической основой исследования послужил принцип объективного историзма. Анализ литературы осуществляется в плане изучения процесса последовательного приращения исторических знаний, диалектики научной гасли по исследуемой проблемеI
йсточникокая Лаза исследования. Изучена зарубежная периодика 10й0-1Г-;;С-х годов, коллектив:!не труда к монографии зарубежных у.сто-.жов по дгссср?«цп1шого исследование, отра'-'а-опие
овол?<цг> концепций а!-:гл;:Г.с:сих и гаг'-ригшских авторов по исследу- -
бТ.'О/ Пр О ^.
1/есто в ксследог-анки заника-от работы американских и английских авторов. Народу с ними рассмотрены некоторые отдельные работы французских и западногерманских авторов, Еышед-иие впервые на английском языке и не являющиеся переводами опубликованных ранее иноязычных оригиналов. Их кожно такие рассматривать в качестве одного из слагаемых англо-американской историографии.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее содержание может быть полезно для последующих исследователей данной проблемы, а таете использоваться при чтении лекций по отечественной истории и истории Узбекистана и на спецсеминарах педвузов и университетов.
Структура и объем. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
ОСНОВНОЕ С0ДЕР2АНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность и практическая значимость исследуемой проблемы, определяется ее новизна, освешается состояние изученности проблемы, излагаются цели и задачи исследования и определяется методологическая основа диссертации.
Первая глава - "Англо-американская историография о причинах возникновения басмачества з Средней Аз::и и его социально-политических корнях" - посЕЙяена аналитическому рассмотрению концепций американских и английских исследователей относительно причин возникновения басмачества в Средней Азии и его социально-политических корней.
Для подавллпщего большинства зарубежных авторов характерно наделение басмаческих выступлений в Средней Азии чертами "общенационального восстания", вознишего вследствие "колониалистской политики" Советской власти. А.Арнольд, А.Беннигсен, С.Зеньков-сккй, Е.Кастанье, Ч.Хостлер, М.Слкот, Г.Массел, А.Парк, ?.Па£по и другие трактует басмачество как "партизанок. .г", "народное", "национально-освободительное дБкг.ение".
Так, Ч.Хостлер, не различая грани между эксплуататорами и эксплуатируемыми, утверждает, что "басмаческое движение охвчило все народности: казахов, туркмен, киргизов, таджиков и главным образом узбеков".^
т
Ноя-Цвг СН.К. Тигк1ви вп<1 1Ьа 3<г*1»1в.- 1ла<1оп, 1957__65.
А. Парк тоже полагает, что "крестьяне оказывали всеобщую поддержку" басмачам и "составляли основные кадры басмаческого движения? ^
А.Беннигсен и С.Укмбуш да^т своего рода обобщенное выражение мнений большинства западных авторов, утверждая, что басмачество - это "массовое, антисоветское, народное, контрреволюционное восстание мусульманского населения Средней Азии, как
р
оседлого так и кочевого".
Б этих утверждениях несомненно есть доля правды, так как в басмачество действительно была вовлечена и определенная часть трудового дехканства, что объяснялось рядом объективных и субъективных факторов»
Однако изучение большого фактического материала убеждает в ток, что участие некоторой части дехкан в басмаческом движении ese не придало басмачеству характера подлинно массового народного движения.®
Примечательно, что утверждения' о народной основе басмачества опровергаются самими ке зарубежными авторами. Так, М.Олкот отмечает, что основным) социальными силами басмачей были "феодальная аристократия, племенные вожди, священники, крупные и средние землевладельцы, купеческий класс".4
Нельзя сбрасывать со счетов и того, что имело место и насильственное вовлечение в басмаческое движение части трудового дехканства.
Б 20-е годы З.Валиди, Ж.Кастанье, М.Чокаев, а в последующие десятилетия С. Зеньковский, Каррер д'Анкосс, В.Но.нтей, Р.Пайпс, Лаулейдс, Рислер и другие зарубежные авторы утверждали даже,будто
Ъагк Ж. Boleherlea is Turkestan,1917-1927.-S«w York, 1957.-P.41,50, 2Beimigeen А«,*Г1яЪивЬ S. Kaelin Rational Conmuniea in the Soviet Oni<m:A Herolntionary Strategy Тот the Colonial Worlfl.-Cnicago-,boxnion ,1979 .1.213.
комикнисгкческих организаций Средней Азии.-ТЬшкенг,
Лйз/.-О.сРй-а:0. '
fflcott Б. The BseaacM Korr«m«nt от Freeтли'в Hevolt in TurkoBtan, 191&-Т924.- Soriet Studies.- University erf Glaego.1981.- Vol. IXI4X.- 13.- P.352-369.
_ с -,
бы установление Советской власти в Туркестане явилось лрсстсй "заменой" старого колониального périma новым, сменой "вывесок". Отсюда логически вытекаэт мысль : "оккупация Средней Азии регулярными Советскими войсками "привела к возникновению басмачества. 1
Соответственно этому упрочнение Советской власти з среднеазиатских республиках л поражение басмачества зарубежная историография склонна трактовать как "второе завоевание Средней Азии русскими'войсками"
Однако хорошо известно, что никакой "оккупации" ;:е било. 3 ISI7 г. н в Средней Азии победила Октябрьская резолюция, и лишь в 1919г. произволе соединение войск Туркреслублики с войсками центра страны.
Обосновывая "всенародный" характер басмачества, некоторые зарубежные авторы, з частности Ч.Рывки::, придерживались той точки зрения, что "многие официальные представители Советской власти поддерживали басмачей, переходили - на их сторону".w Но такие факты были единичными и отнюдь не имели массового характера.
Следует отметить еще одну черту концепции "национального характера басмачества: отрицание многими зарубежными авторами связи' этого высту~-"«ия с обкероссийской уонтрреволэцлей.В то же врзкяг одной ■ из особенностей зарубежной литературы 20-х гг. было отсутствие единого мнения по рассматриваемому вопросу. В то время как одни авторы /З.Валидов, М.Чокаев/ не вскрывали, а по сути дела г^атукернвали связи басмачей с русской контрреволюцией, однако суждения некоторых зарубежных же авторов /э частности Е.Кастанье/ были иными. Правда,- упоминая о совместных де"-ствиях басмаческих формирований с контрреволюционными организациями белогвардейцев, г.Кастанье делал при этом упор на то, что
Г" 1 ■ • ......
Chocnev м. The ВявгоасМ lloveir.ent in Turfceatan.-Th» ialatio Ha Tiew.—Londar», 1920,—Vol»XXXV.—P.275,280;ГЛадзвХ C.J. The Surra-gato ProletarlattMoslem '.Tomen end Revolutuinery Strategi«e in Soviet CentmX Asia»1919-1929.-Princeton Univ^raity îrens,1974 Fowary <f.G» SuoUbs under tbe Czaxa and the iiovIeto.-Lucímoy, ?19Я4 and otfc.
Chocaev И. Th« В _Tnachí Eovement in Turkestan.-Londem, 1928.-£.274t Parte A, Bolahevlsm in Turkeatan, 19X7-1927.-Se* York, .1957.-P.Î1; Maaael G.J. The Surrogafce Prolétariat..-P.24, Hywkla 5f» Moecow'a üoelen ChallengaiSoYiet Central ieia.-Sew York,1902.-P.35.
у тех и других якобы были раз л*, ¿ные цели, игнорируя тек самым классовый характер контрреволюционных сил, совместно боровшихся с Советской властью за реставрацию феодальных и буржуазных порядков."
■. .В первой половине 60-х годов в советологии усиливается тенденция подчеркивать антирусский характер басмаческого движения. Так, М.Рыбкин писрл: "Борьба между басмачами и советскими войска"., л была борьбой не меяду коммунистами и антикоммунистами, а между русскими и мусульманами. Басмачи, несмотря на то что сначала на короткий период были связаны с антикоммунистическими русскими группами, составляли национальное,мусульманское, туркестанское двигке кие ".л
Другой американский автор - О.Бэкон пиист, что басмачество появилось в результате "глубокого чувства ненависти против всего русского", которое де мол глубоко укоренилось в наро -дах Средней Азии и которое .усилилось после победы Октябрьсг.ой резо.т-:ц/1и.3
Но поучительно, что ¡.'¡.Олкот напротив, расценивала союз басмаческих и русских контрреволюционных сил /объединение басмаческих банд Мадамин-бека и "крестьянской армии" Монстрова/ как "наиболее успешное и наиболее длительное басмаческо-русское сотрудничество".4
Р.Пайпс, А^Парк, М.Олкот и ряд других авторов считают, что создание народных советских республик в Бухаре и Хорезме дало новый импульс басмачеству. На самом деле не образование этих республик, а борьба антинародных сил против установленного в Бухаре и Хорезме нового строя способствовало оживлению басмачества.
gCastagne J. Les Baeraachie.- Parie.1925.-P.12.
HTHTÄin К. Centroi Asta and irte» of Covietization.-Probleaia of 3Сатшп1и=з,1964.-01 .-P.8.
^Bacon E. ;«atrai паз under Rutmiaii Poile.-Se* York,1^66. OXcofct К.'Гйв ВаашасЫ or Proег.ап'в Revolt in Turkertun,1918-T924.~T98l.-P .356.
Г.Пайпс утверждал, будто басмачество в Бухаре и Хиве возникло вследствие "оккупации" этих ханств советскими войсками,^ также игнорируя классовый смысл этой формы сопротивления сил контрреволюции новому общественному строю.
С.Зеньковск ий, М.Олкот к некоторые другие зарубежные авторы представляют басмачество еще и как мусульманское движение, возникшее в ответ на "антирелигиозную политику Советской власти".^ Следует констатировать, что анализ англо-американской литературы свидетельствует о том, что зарубежные исследователи сами же отрицали факт участия определенной части мусульманского духовенства б басмаческом движении.. Так, А.Парк пишет, что "духовенство способствовало расширению и углублению партизанской войны местного населения против Советского режима"?
Такая трактовка зародилась еше в 20-е годы, и ЖЧскаев был её главным апологетом.
Однако известно /и многие зарубежные авторы такж; не отрицают этого факта/, что именно в 20-е годы партийны™ и советскими ^ органами края был предпринят ряд действенных мер по устранению тлевших место ошибочных действий в отношении ислама и религиозных организаций '/возвращение некоторых вакуфных земгль религиозным организациям, восстановление судов казиев и оиев, легализация конфессиональных школ/Л
Зарубежные авторы последних лет, и в их числе ".Олкот, больиое значение придают идеологическому обосноь„нию закономерности басмачества. Ислам, подчеркивает М.Олкот, объединил в басмачестве все контрреволюционные силы*, консервативных мусульман, умеренных реформистов и туркестанских социалистов.5
Р1рвв Е. ТЬе Ротаа^оп о* ЛЬ» ШЛов: Сова1п1вт ши! На-
«опаДЛвт 1917-1923 ..-СатЪг1йвв,йаввас1и1ви*1в,1£И>4.-Р»17б, 178, 184,256.
^«пкотвку Б. Рап .Гигк1вт ааД 1в1ав 1п Еивв1а.-СапЬг1бе«,Мавв., 1960.-Р.269-272; 01соЫ Ы. 1Ъе ВаетасЫ Когетвп* ог ?г»«двп'в Ивто!»...-Р.364.
%агк А. Во1еИет1тт 1л Тигкевгап:1917-1927.~г.21, 4 Шлам в СССР.-"!., 1982.С. 8-16.
5о1со-и М.ТЪ» ВввтасЫ Ыо»«оеп1 ог Ргв«ввп'8 г»таИ. ,.Р.354-ЗЬ4.
Именно ислам, по мнению М.Олкот, сыграл занчителькую роль "в г-екезисе и сохранении сопротивления басмачей". М.Олкот мотивирует значение ислама в тем, что курбапи начиная с Иргапа -"эмира мусульман", "вождя истинно верующих" - под религиозными лозунгами призывалв бороться за "заииту шариата", "торжество Еслача" и т.д.1
В басмачестве, считает М.Олкот, у туркестанцев впервые осоз-нанко "возникло чувство национальной, идентичности", которое якобы и сегодня сохраняется в настроении интеллигенции Средней Азии, помнящей о достоинствах "традиционалистского . общества и его исламского наследия", в котором басмачам предоставлен статус "национальных героев".2
. Р-Пайпс и другие авторы акцентируют свое внимание на ошибках руководства ТАССР в области национальной и экономической политики, считая их определяющими причинами возникновения басмачества.0
Подобные утверждения зарубежных исследователей являют собой, по сути дела, попытку огульного обвинения Советской власти и в ток, что якобы именно она всей своей деятельностью породила басмачество.
Подводя итог первой главе диссертации следует отметить, что для большинства английских и американских авторов характерно стремление наделить басмаческие выступления в Средней азии чертами "общенационального восстания" возникшего якобы вследствие "коло-ниалисткой политики" Советской власти, рассмотрение его и как чисто мусульманского движения в ответ на "антирелигиозную политику Советской власти", придавание большого значения исламу как идеологическому обоснованна басмачества, акцентирование внимания па ошибках руководства ТАССР в области национально?, и экономической политики, считая их определяющими причинами возникновения
"'Olcott P.The beemachi Hov»m»nt or Ргеешвв• о Revolt...г.364. 201coti £. Op,cit. P.365.
H. Thr ïomatioa of the Soviet Union... 19M.-Î.1B3.
басмачества.
Действительная история басмаческого движения в Средней Азии не отрицает, что основным ядром басмачества оыли, говоря словами £."астанье, "главари прежних разбойников", которое "теперь влтупаит от имени "населения"____ выставляется героями
великого дела... ведущими" свяпенную войну".1 Их конечной целью, как пишет Р.Пайло было "свержение русского правления",¿ иными словами, Советской власти^
В диссертации показано, что в басмаческих формированиях была и определенная часть трудового дехканства.
На основе изучения большого фактического материала диссертант приходит в еыводу, что участие дехкан в басмаческом движении однако не придало басмачеству народности.
Вторая глава диссертации - -"История развертывания басмаческого движения в Средней Азии и его сущность в концепциях зарубежных авторов" - дает аналитическую оценку версиям американских и английских исследователей в отношении истории развития басмаческого движения в годы гражданской войны и мирного социалистического строительства в Средней Азии и его суш- . ности. Показывается, что большинство американских и английских авторов придерживались утверждений о том, что басмачество было связано с народом и пользоралось поддержкой большинства насе-. ления Туркестана на всем протяжении гражданской войны.
Messy тем реальная история басмачества свидетельствует о том, что трудящиеся узбеки, таджики, туркмены, киргизы, казахи каракалпаки чем дальше тем больше выступала против басмачей,4 ибо методы борьбы басмачей с Советской властью носили жестокий, ' варварский характер и их разрушительная деятельность губительно сказывалась на упадке экономик!! и сник^нии жизненного уровня
TC«BtaKne J. Lee Basmachie.- Paria,1925.- РЛ5. Hipea
R. The Formation of the Soviet Union: Comnrnriem and H»— tionaliem, 19^7-1923.- Cembridge,Maee.,l954.-P.'»7B-179.
3 Сч.: Наша газета, I9I7-J: 151-15 декабря; Наша газета, T9I8--л 24-30 января; 1' 70-10 апреля.
4 И».; История Коммунистических организаций Средней Азии.-^ая-кект-, Т°67.
- Г4 -
народных масс.
"Н данном конкретном случае автор исследования всецело на стороне советской историографии, которая убедительно доказала, что большинство трудящихся коренных национальностей Средней Азии не пошло за басмачами и это било одним из важнейших условий победы Советской власти над объединенными силауд интервентов и внутренней контрреволюции в Средней Азии.
В диссертации показано, что одн::м из методологических заблуждении зарубежных обдес^воведов является то, что они отрывают басмаческое движение от хода всей граяшанскок войны в Средней Азии почему с изображают его как самостоятельное национально-освободительное движение, якобы тесно и неразрывно связанное с. народом.
Ери этом подавляющее большинство авторов:\':.Чокаев, О.Кэроу, А.Парк, ДЕ.Уилер. С.Зеньковский, Р.Пайпс, ".Олкот, Г. 1аиг,обосновывали "национальный характер" басмачества тем, что оно возникло под "знаменем зашиты "Кокандской автономии", которая представляла интересы мусульман" и сплотила массы местных национальностей Туркестана.
Не отрицая целиком это мнение, отметим, что "Кокандская автономия" как таковая была, конечно, не единственной побудительной причиной возникновения.басмачества.
В советской исторической литературе уделялось большое внимание истории Кокандской автономии, однако липь в наше перестроечное время постепенно преодолевается ряиосторошшй подход к этому событию в отечественной истории.
1 Choc ее* К .Tb» Basnachi l.:o*«nent in Turkestan.274,237; Саге» 0. Soviet Empire.ВЬ» Türke of Central Aeia and Stalinima.-London, 1SS4.-P.104; Park A.Bolahtvlea In Turk»Etani1Sl7-l327—P.1b-19, 21-22,40; The EasnachiB.The Central Asien R»Bietbac« ¡¿ovrment, 1916-1924.-Central Asian Review.-Londou,1959.-i:3.-P.23o-237i Zenkoveky S.0p.cit.-P-236;Pip»a R.0p.cit.-P.170; VTtneler G. Tb» Kodem Hietoiy of Soviet Central Asia.-T,oadon,1964.-Р.Ю7; Oloott l£.Op.cit.-P.355i Hayit B.Soae Probleno of «Odern Turkistai HletoryjAn Analysis of Soviet Attacke on the Alleged Paleiflero of the History of Turkietan.-DUaeeldorft1963.-?«28.
^ Хасанов Альтернатива.Из истории Кокавдской автономии.-Звезда Востока.-Ташкент ,IS90-Ji 7-C.I05-I20.
Новач трактовка этой проблемы предпринята в статье М.Хаса-нова "Альтернатива. Из истории Кокандской автономии".'1" Автор пишет: "Изучая архивные документы, я неотвратимо приходил к выводу о том, что ведь, по сути, это была первая, хрупкая попытка демократического движения, вобравшая в себя естественную тя-гт к самоопределении, базировавпаяся на пришедшей в регион парламентской демократической традиции".2
лотория возникновения и краха "Кокандской автономии", подавленной военной силой Советской власти, т.е. силовыми приемами, эше ждет своего исследования.
Определенным упущением буржуазных историков является то, что они не изучат специально внутреннюю политику "Кокандской автономии", и поэтов не создали общей картины "Кокандской автономии".
О нерешенности вопроса о причинах падения автономии говорит и А.Парк, отмечая, что на задшту автономистов "народ нэ выступал решительно", и видя в этом ответ на причину краха автоно-
Тем не менее большинство зарубежных историков, представляя "Хскандскую автономию" как наивысший политически! институт туркестанского общества, заявляют о ее "всенародной поддержке", зеализованной в форме басмачества.
Однако факты говорят о том, что далеко не все население поддерживало басмачей и оставалось безучастным к ним, но и с
нарастающей силой оказывало посильную помощь Советской власти 3-борьбе с ними.'*
■ Хасанов М. Указ.статья. - С.105-120. • " Хасанов М. Указ.статья. - С.120. 3 lark A. Bolshevism In Turkestan: 19П-t927.-i♦1 5,21 -ZZ.
* История Узбекской ССР.-ТЬшкенг.Х^.-С.^ЗЗ.«
Подобные мысли созвучны некоторым положениям в анализируемой1 нами англо-американской литературе. Так 3.Бэкон констатирует, что Советская власть в Туркестане привлекла ка своьа сторону сельскохозяйственных рабочих и беднейших крестьян."'" А ведь именно дти группы населения, как известно, составляли в Средней Азии подавляющее большинство.
Факты свидетельствуют о том, что постепенно многие дехкане, o6i.:¿.hom или силой завербованные в басмаческие банды, распознали истинные намерения курбашей и стали переходить .на сторону Красной Армии.. Из них была организованы Старомаргеланский конный полк, Узбекский четвертый кавалерийский полк и другие военные части.
На фоне этого несерьезно звучат утверждения западных историков о том, что басмачи были "окружены симпатией" ' и что на них все крестьянство смотрело, как ка "героев джихада".~
Кстати заметить, некоторые заруоежные исследователи сами опровергают утверждения о; чисто "народной" основе басмачества, о связи басмачества с народом в годы гражданской войны и мирного социалистического строительства.13
Б целом анализ англо-американской литературы показывает эклект::ч::ость, непоследовательность историографов исследуемой теш и позволяет придти к следующем выводам.
Для большинства англо-американских авторов характерно утверждение о том, что басмачество было связано с народом к пользовалось поддержкой большинства "населения Туркестана на протяжении всей гражданской войны, отрывание басмаческого движения от хода всей гражданской войны в Средней Азии и изображение его как самостоятельное национально-освободительное движение. 3 зарубежной литературе также прослеживается мысль о том, что дехкане не только не тгавались безучастными к бас-•/ачам, но и с нарастающей силой оказывали посильную помощь
Совете власти в борьбе с ними. *—■ 1 ------ *
Засол £»Е. Central Asiano under Rusetan Rulo. A S'.ady In Culture СЪятгв.- Ithaca,1966,-P.152,153-
2Васon B.E. Op.clt.P.152.
^Parfc. A. Bolaheviira In Turkeatan:1917-1927.-P.41; Central Acia.» lew-Tork-IrOBdon, 1969»-P.232; Myrdal J. Tb« Ga.tae of ieia.-t972.-F.2T3;01cott S. Tbe ВавшасМ torenint or ?г««тап*в Hovolt... 1981,- P.352.
3 тяжких условиях гражданской войны и иностранной военной интервенции и отрезанности-Туркестана от Советское России, когда Советская власть часто ничего не могла дать голодающему крестьянству, реакционным элементам удавалось вести за собой часть крестьянства и направлять его недовольство в русло борьбы против Советской власти. Положение коренным образом изменилось после упрочнения в крае власти трудящихся и в результате ряда мероприятий Советской власти, подорвавших влияние басмачества на массы трудящихся.
Третья глава - "Причины поражения басмачества в. Средней Азии в освещении англо-американской историографии" -- посвяиена критической оценке концепций зарубежных ученых о причинах гибели басмачества в регионе.
Изучение англо-американской литературы по история борьбы с басмачеством в Средней Азии показывает непоследовательность позиций авторов о причинах краха басмачества в среднеазиатском регионе.
На основе огромного фактического и документального материала советские историки убедительно доказали, что большинство трудящихся коренных национальностей не попло за басмачах®. В этом крылось главная причина поражения басмачества.
Как же трактуются причины поражения басмачества в Средней Азии западными авторами?
Уже в 20-х гг. ".Чокаев один из первых выдвинул версию с том, что басмачи потерпели крах только в результате подавляющего превосходства Нраслой Армии.^
Тезис о превосходстве Красной Армии как о решающей причине поражения басмачества был взят на вооружение и рядом других авторов. Вместе с тем'А. Арнольд, 5.Ееыш, Г. Масс ел, Олкот, Е.Ле-.-.ерсье-Келькежеи и другие авторы добавляют к этому еще и отсутствие единства, постоянную вражду руководителей участников басмаческого движения, этническую и оелигтознуз разобщенность
2
'! т.д.
1Chocaev- К. The ВавтаеМ UaVeMnt in TUrk«eian.— Thm Asiatic Berte».- London,192B. ■
2Eailey Г.И, Hieeian to Tashkent.-London,1946.-P.48; Kaaee1 G. The Surrogate Proletariat: Moslem »oeen and Revolutionary Strategies la Soriet Central Aria,1919-1929.- Princeton Oniyereity preee,19T4.-P.9; Arnold A. Afgiaaietans The Soviet Invasion In perepeeti-re.,- Stauford, 19ЭТP. 12-21; oloofet K. The Baaeachi...
А.Парк, Г..\'ассел уделяют особое внимание идеологическим ' причинам поранения басмачества. Они Еыдвинули тезис о том, что "усиление консервативного течения в басмачестве", преобладание исламских лозунгов вместо национального- "Туркестан для туземцев", отказ от призыва джадидов видоизмените их "разбойничью тактику" и перейти к более "демократическим методам ведения борьбы с Советской властью и привело басмачество к краху".^
Р.Пайпс считает, что крах басмачества, порожденного только "злоупотребления!®" Советской власти* бил обусловлен тем, что оно и рухнуло, как только последние были ликвидированы".
Гот факт, что в результате принятых политических и экономических мер в начале 20-х гг. начался массовый отход от басмачества его рядовой части, Р.Пайпс объясняет чисто военными мерами и тем, что М.В.Фрунзе якобы организовал "советские, басмаческие отряды и попытался ликвидировать восстание, вызвав массовое дезертирство".0
- Однако под давлением фактов некоторые зарубежные авторы вынуждены признать не только военные успехи Красной Армии в борьбе с басмачеством, но и действенность политических и экономических мер, предпринятых Советской властью в 1920-24 гг.4 Это Г.Массел считает "важным фактором" в поражении басмачества^
...Нот«а>*пг от Тгмтев'в Вато11 ... 1981.- Р.362; БоЛв! Лагхо-па11М«в 1х Р«гер*с11т*.- 1лтайоп.Буйлву,1985.- Р.52
сш! ст^Ь.
1Рм* А. Во1иЬ«т1вт 1и Тигк«в*ацг 1917-192Т.- £•> Тогк, 1957.-Р-50; Кмвва! С.'Ом Зигго£а1а РгоХегвгга!.., 1974.- Р.25.
2Р1рм Е. В» УсгтаНоп. ОТ «хе ип1оа... 1964.- Р.26.
Ъ±ршв К. Ор.е1*.- 1964.- Р.1ВЗ.
ТЪ- 1й«шасп£8. 531» Стхгс! Дв1ап К«в1вЪапс* Кот«ш«п1,1918-1924.-С«пгга1 Ае1ал Бвт1«ш.-Ъоп<Зоп,1959.-Ю.-?.?39-242; ta.ee«1 с. Ор.с1Ъ,~1974.- Р.25-26,197; 2от1»1 1а«опа1Швв 1в £1гаи£1с Р«гврвс11тв,- Ьош1оп-3уапву.1985.~ Г.25.
5*аяв«1 С. Им гштовв^ Рго1вгвх1в.*... -1974,- р.25.
Отметим также, что, утверждая будто басмачество было подавлено "исключительно русскими войсками", зарубежная историография игнорирует многонациональны!! состав частей Красной Армии, в рядах которой служили узбеки, туркмены, казахи, киргизы, представители других народов Средней Азии.^а также зарубежные интернационалисты.^
Создание национальных частей Красной Армии в Средней Азии, как и в других местах, имело не только военное, но и политическое значение. Например, в 1920 году в ряды Красной Армии вступило 27780 новобранцев местных национальностей."
3 литературе отмечается, что части Бухарской и Хорезмской Красной Армии провели ряд успешных боевых операций против басмачей.^
Огромлуз роль играла финансовая помощь Туркестану со стороны Российской Федерации. Достаточно сказать, что выделенные РСЗСР в 1919-21 гг. ..средства покрывали 80-96* расходной части бюджета Туркестана.®
Братская пометь трудящихся Центральной России и Украины, Поволш>я и Казахстана, оказанная Туркестану в условиях гражданской войны и иностранной военной интервенции, сыграла Бахнув роль в неизбежности краха басмачества.
^ Зевелэв А.И. .Поляков Ю.А.,Чугунов А. II. Еасчачество: возникновение, сущность, крах.-М.,1981; Басмачество: социально-политическая сущность.--Ташкент, 1984; Гражданская война и иностранная военная интервенция в Средней Азии.-Апзабад,1986.-
^ Кптешациокалистн з борьбе за власть Советов. -М. ,1965; Уча с- ' тие трудящихся зарубежных стран в Октябрьской революции.-М., 1907; Интернационалисты. Трудящиеся заиубеташх стран - участники бопьбы за власть Советов на vre и*востоке Республики.-М., I37I.-KH.2; Интернационалисты: Участие трудящихся стран Центр, и Юго-Восточной1Европы в борьбе за власть Советов в России, 1917-20 гг. - И., 1987. .....
" История гражданской войны в Узбекистане.- Т.2.-','.,Г975.-С. 108
^ Граэданская война и иностранная военная интервенция в-Средней . Азии. - Ашхабад, I986.-C.202; ЦГАСА-5.110.-0п.Г-Д.Г78тЛ.26-27; История гравдагкой войны в Узбекистане.-Т.2.-М.,1975.-С.331-334.
® Горциеяко A.A. Создание Соезтской национальной государственности в Средней Азии.-М.,1959.-С.99.
Подводя итог третьей главе диссертационного исследования можно сказать, что в целом англо-америкачская историография относительно причин пора-кения басмачества в Средней Азии характеризуется стремлением доказать, что басмаческое движение потерпело 'Крах в результате подавляющего превосходства Красной Армии, отсутствия единства и постоянной вражды предводителей басмаческих формирований, этнической и религиозной разобщености, игнорируя действенность политических и экономических мер, предпринятых Советской властью.
В заключении изложены основные выводы по диссертационному исследованию:
. История, басмачества в Средней Азии стала той областью знаний, где широко развернулась идеологическая борьба.
Анализ англо-американской историографии истории басмаческого движения, как в 20-х, так я 80-х гг., показывает, что современные зарубежные, историки оценивают басмаческое движение как освободительное, что расходится с действительным положением дат.
Основные трактовки происхождения и социального состава басмачества не всегда последовательны и объективны, поскольку зарубежная историография уделяет недостаточное внимание изучению социальной структуры басмаческого движения.
. Большинство англо-американских историков трактуют басмаческое движение в Средней Азии как "общенациональное восстание", возникшее якобы вследствие "колониалистом}:! политики" Советской власти.
Еасмачесгво рассматривается и как исключительно мусульманское д.пкнэнео в ответ на "антирелигиозную политику Советской власти? Придается большое значение исламу как идеологическому обоснования басмачества.
Зарубежные авторы акцентирует внимание на ошибках руководства ТАССР в области национальной и окономической политики, считая их определяющими причинами возникновения басмачества.
Для зарубежных авторов характерно утверждение о том, что басмачество Сило тесно связано с народом и пользовалось поддержкой большинства населения Туркестана на протяжении всей гражданской войны.
Однако английские и американские авторы отмечают, что дехкане не только оставались безучастными к басмачам, но и оказывали посильную помощь Советской власти в борьбе с ними.
Западные историки отрывают басмаческое движение от схода всей гражданской воНш в Срэдкел Азии и изображают его как самостоятельное национально-освободительное двдженяе.
Многие зарубежные исследователи истории басмаческого движения в Туркестане продолжают утверждать, что басмаческое движение потерпело поражение в результате превосходства Красной Армии, отсутствия единства'и вражды предводителей басмаческих группировок.
Зарубежные авторы игнорируют действенность политических и экономических мер, предпринятых Советской властью, ставши причиной отхода дехканских масс от басмачества.
70-60-е гг. существенно не внесли новшеств в англо-американскую историографии относительно причин поражения басмачества в Средней Азии.
Несмотря на активизацию развития _ исторической _ мксле в современный период по теме басмачества как в советской, так и зарубежной историографии, нам кажется, что историческая мысль еще находится в начале пути.
. Вместе с тек ряд факторов дает основание предположить, что 90-е года станут временем заметных сдвигов в этой области исторической науки. Б частности, отмеченный в диссертации рост интереса зарубежных дсгоряков к истории басг/лческигг движения в Средней Азия может вызвать потребность с позиций сегодняшнего дня рассмотреть проблемы "того сложного, неоднозначного явления, з? историк среднеазиатского региона.
Автор исследования считает, что 80-е года завершали определенный этап развития аягло-америка£с::ой историографии истории басмаческого движения в Средней Азии,- подвели ее к новому рубежу.
Апообадкя работы. 'Диссертация обсуждена на заседании кафедры оодествешшх наук вечернего и заочного факультетов Ташкентского государственного педагогического института иностранных языков им. '!>.Энгельса. Узловые вопросы теки диссертационного исследования были доложены на нг.учно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава и аспирантов
ТГПИПЯ им. Ф.Энгельса. Основные положения диссертации отражены в публикациях автора."
Публикации по теме диссертации:
Г. Народ и басмаческое движение в Средней Азии в освещении англо-амэриканской. историографии. - М., ИНИОН АН СССР.- 1990.- Рукопись деп. Л 43372 от 04.12.90, /1.1. печ.л./.
2. Англо-американская историография о социально-политических корнях басмачества в Средней Азии.-М., .ИНИОН АН СССР.- 1990.- Рукопись деп. И 44413 от 24.04.91. /1.1. печ.л./.
Заказ & 120» Тира» 100. ОйъёмШеч. гнет. Подогсгко а певать 25.12.91год.