автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему: Жанр дневника в английской литературе XVIII века
Полный текст автореферата диссертации по теме "Жанр дневника в английской литературе XVIII века"
АКАДЕМИЯ НАУК УКРАИНСКОЙ ССР ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ им Г.ШЕВЧЕНКО
На правах рукописи
СУШШДЗЕ ЗУРАБ НИАЗОВИЧ
удк 820-9',п17п
жанр дневника в английской литературе хуи века
Специальность 10.01.05 - Литература стран Западной
Европы,Америки и Австралии
автореферат
• диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Киев - 1991
Работа выполнена на кафедре зарубежной литературы Одесского государственного университета
Научны? руководитель - доктор филологических наук, \<_ '"^■^профессор М.1'.СОКОЛЯНСКИЙ .
' Официальные оппоненты: доктор филологических наук, Ск^ЬЪ^у ¿профессор Л. В. СИДОР-ЁНКО
кандидат филологических наук, доиент Б.Б.БУНИН-РЕМИЗОВ'
Ведущая организация - Черновиикир государственный университет
Зацита состоится
^¿/иЗ'гэр-/ 1990 г. в час.
на заседании специализированного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук-при Институте .литературы им. Т.Г.Левченко АН УССР К 016.35.01 (252001, Киев-1, Кирова, 4, 1!1 этаж).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института.
Автореферат разослан " ^ " 1993 ГОда.
УчекыЯ секретарь
специализированного совета / Г канд. филол. наук И.А.Киенко С Л
ОБйАл ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Примечательной особенностью культурных запросов общества является возникавшее гремя от времени нарастание интереса к наследию прошлого, охватывающего все сферы интеллектуальной дентельности человека. Нэпу эпоху, стоющую на пороге больеих социально-экономических преобразований, характеризует вей возрастающая потребность в худокественно-документзлыюй литературе, основанной на фактической материале, ка документаль- . них свидетельствах, роль которых трудно переоценить для понимания не только истории прошлого, но и сущности происходящих' процессов настоящего. Время.больших перемен вызывает и изменение отношения к .обыденному и достоверному, а в это!! ситуации исключительное значение начинают приобретать дошедшие до нас произведения литературы, не включбннке в традиционный ряд, но в новых условиях • воспринимаемые как предвестия будущих открытий художников и обладающие к тому яе огромной познавательной силой.
Перед литературоведением стоит задача не только историко-литературного изучения, но и теоретико-литературногй обобщения феноменов художественно- документальной прозы, отношение к которой со стороны гуманитарных наук также перепивает новые времена. Если раньше в основном игнорировались эстетические функции и возможности большинства жанров художественно-документальной прозы, или они рассматривались сквозь призму художественной литературы, то теперь начинают предприниматься серьёзные попытки их классификации и определения яанровой природы каждого из них; зьясняется роль, которую они сыграли в общей развитии литературы.
На сегодняшний день дневник оказывается, пожалуй, наименее изученным яанроы художественно-документальной прозы. Совершенно очевидно, что проблематика изучения дневника как литературного жанра многоаспектна. Но в литературоведении пока еще трудно выделить сколь-либо последовательные и полные работы, посьященнае данной теме. Полопние усугубляется и противоречивостью мнение в • определении жанра дневника и его места в литературе, представленной в специальных изданиях. Несколько лучше обстоят дела в зарубежном литературоведении. Этому жанру уделяется больше внимания, но отсутствие единой методологии и методики, куда бы могли войти компоненты историко-генетического, сравнительно-исторического и типологического методов анализа, стг~о причиной тоге, что сб^ее
-г - -
представление о дневнике как тачре ещё не приобрело неооходимой чёткости и определённости.
Обращение'к дневншсивоиу жанру на конкретном материале культуры английского Просвещения помогает дать наиболее представительную картину возникновений жанра, его взаимодействия с другими чанраыи, как художественными, так и художественно-документальными.
Известно, что уже с ХУП века в литературе наблюдается процесс ло-ки устоявшихся канонов, конвергенция жанров, и появляются внутрижанровые образования, подготавливающие почву для романа. Рождение целого ряда жанров было обусловлено проникновением в Худояественную литератур} научного, документального, публицистического начал; романисты-просветители использовали для раскрытия внутренних закономерностей жизни не тол:ки худокественаый вымысел и поэтическую правду, но а документальный факт. Но практически.за редким исключением' литературоведы не останавливались на детальном- рассмотрении вопросов о значении дневникового жанра в развитии литературы ХУЕ и последующих веков. Это обстоятельсх'во,равно как повышенный интерес к специфике художественно- документальных Фор:., и отсутствие ясного представление о природе к. жанровом свое-' обраьии собственно литературного дневника, определяют актуальность избранной теш.
Научная новизна диссертации заключается в том, что это первое комплексное исследование проблем дневника, одного из старевших жанров художественно-документальной литературы. Основный материалом исследования стали оригинальные английские дневники 'конца ХУП-ХУШ веков. Большинство.дневников, анализируемых в работе, рассматриваются в советской англистике впервые. Критерием отбора данных, образцов служили не только степень их эотетической значимости и содержательности, но и известная верность нормальным признакам, выделение которых-позволяет судить об уникальности, автономности дневникового творчества в общем ряду жанров художественной документалистики. Кроме того, вовлечение в орбиту исследования вымышленных дневников, литературных мистификаций способствовало г'олее полному разговору о проблемах взаимоотношения 1!е-?ду дневником, художественно-документальной и художественней пгозой.
I Некоторые теоретические аспекты кан^а рассматривались в работах А.Г.Бочарова, Т А.КараховоЙ, А.Б.Подгорского, М.Г.Соко-лянского.
' В диссертационной работе была предпринята попытка разрешения основных проблей типологии дневника в английской литературе ХУ111 века. Западные литературоведы после первых результатов А.Цон-совби' не продолжили исследований б этом направлении, отда_, предпочтение составлению списков дневников по хронологическому признаку либо по эмпирически оцениваемой степени художественности и документальной насыщенности. Решение проблем типологии дневника в настоящей работе основывается на двух доминантах: г.шемопи по принципам построения и типология по методам повествования.
Основной целью исследования является чёткое определение дневникового жанра, его песта и роли в истории английской литературы конца ХУП-ХУШ веков. Это определяет следующие задачи диссертационно4. работы: - проанализировать основные теоретические вопроси дневника как литера"урного жанра, - на примере рассматривавши дневников показать взаимодействие и сближение жанровых структур, которое свидетельствует о целостности канровой системы, существовавшей в английской литературе в эпоху Просвещения, - выделить . значение дневника в творчестве английских писателей данного периода.
Методологической основой работы является характеристика особенностей развития Англии в ХУП-ХУШ ви., представленная в трудах классиков марксизма и марксистское понимание диалектической связи содержательных и нормальных компонентов художественного произведения. И ходе исследования мы опирались на работы советских, литературоведов, изучающих особенности литературного процесса эпохи Просвещения в Западной Европе /¡О.Б.Биппера, А.А.Елистра-тоьой, Н.П.шихальслОк, А.Б.Подгорского, С.В.Тураева, Ь.Б.Шкловского и др./, а также на информативные работы згрубе;кных критиков литературы /А.Понсонби, Б.ДобОза, П.Сполдинга, С.Кагла и др./.
Научно-практическ-я цвнность диссертации заключается в том, что полученные результаты могут оказаться весьма полезиыии при подготовке лекционных курсов по истории английской литературы, при р^зраоотке пособий и спецкурсов-, для научного комментирования наиболее значительных дневш сов, анализируемых в раооте.
Апробация темы проводилась на республиканской научной конференции молодых ученых в Тбилискои государственном институте истории литературы им.Ш.Руставели /198^/» на ыежьуьоьской научно-
практической конференции иолодых ученых /1937/ и на л "и научно:'; —
- ч -
Конференции профессорско-преподавательского состава и научных ра-оотников /1989/ ь Одесской государственном университете.
По материалам диссертационного исследования опубликованы 5 статей и тезисы докладов.
Структура раооты определяется целями и задачами настоящего исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения ,"и списка изученной и цитированной литературы. Б первой главе рассматриваются теоретические проолеиы дневника, его взаимодействие с жанрами худоуестьекко-дс.сумен^алыюй и художественной литературы. Ьторзя глава посвящена вопросам возникновения и развития жанра дневника и анализу оригинальных дневников эпохи Просвещения и Англии. В заключении приводятся рассуждения о возможном решении проблем типологии дне шика, завершаемые общими выводами по раэоте.
СОДЕРЖАНИЕ РАЬОТЫ
во вве^нии дано оооснование научной целесоооразности и актуальности темы, определены ооьект и основные методы исследования, его научна» новизна, теоретическое и практическое значение. Рассмотрена главные причины вкоора анализируемых в диссертации дневников. Намечены пути решения проолеы типологии произведений этого канра, а такие цель и задачи исследования.
Пер-^а» глава - "Дневник как литературный -жанр /проолеиы теор;;и/" - псс.ъяцена , „еьнк1:а ит лэн4.а слсвесного твор-
чества, прошедшего достаточно слозный путь, прежде чей утвердиться в ряду известных жанров худозественно-документаяьной и художественной литературы, что явилось следствие и пестроты дневниковых форм внутри жанра, вызванной различием поставленных авторами эстетических программ и динамичность» самих литературных ланров.
В первом разделе главы выделяются основные формальные признаки и рассматриваются ъгяшоотноабн»!- дневника с другими жанрами художественно-документальной прозы. Ь развёрнутом определении дневник как жакр предполагает углубленный интерес к духовному икру человека, больиуи или меныиую стедень откровенности, ориентацию на личный жизненный опыт автора, автобиографичность. Хронотоп /те?-д.кк Ы.К.аахтина/, или пространственно-временные отношений в дневниковых записях, строятся по принципу эгоцентризм?, т.е. автор всегда пребывает в центре описываемого события. Автор художественного произведении, например, романа, отдаляет от себя
читателч как минимум ещё на один уровень введением посредника-рассказчика для того, чтобы не быть заподозренным в оиогра4изме своего произведения, приспособить свой личный опыт к временам и нравам изооракаемых событий. А для автора дневника именно собственное "я", свой дуыевное состояние является предметом самонаблюдения и анализа. Тнкии образом,обязательным условием оохраняется повествование от первого лица, дневник характеризуется злободневностью, поскольку интересы автора сосредоточены на описываемых событиях в пределах его времени.
Чтобы дневник соответствовал основным литературным крите- . риям, его создателю необязательно быть великим человеком, совершающим великие дела. Но очевидно одно; автор должен вести активную жизнь, и тогда авторская сублимация в дневнике будет творчески более плодотворной.
Есть доля правды в том, что творческому-выбору автора дневника препятствует сознательная или подсознательная установка . на Фактографическое изображение действительности, ограниченная обыденными, ыалозначнмыгаи событиями. Но даже в художественной литературе писатели редко выбирают уникальные явления. Талантливый автор дневника, как и любой хороший писатель, умеет Еидеть в обыденной жизни характерные, зачастую парадоксальные моменты, изображении- которых магически притягивает читателей.
,В работа особо подчёркивается, что между авторами дневников невозможно обнарунить с5.эдство, даже если ими изображаются одинаковый события, ведущие дневник могут обладать высоким интеллектом и оказаться равно свободными в пвоих возможностях творческой селекции, но установка на изображение подлинных событий побуждает одного следовать хугшеыу с литерпупой точки зрения стандарту изображения., и тогда воспроизведение событий бывает лишено авторского воображения, ^ркты - голы и выхолощены; другой же подаёт те же факты, но уже организованные и окрашенные сооствгнным мировосприятием, чувством. Оба говорят правду, но правда первого -правде протокольной записи, в то время как правда другого - прав-' . да литературного творчества ч ¿акт искусства.
Чем оолыде одарён автор силой воображения, восприятия и выражения своих чувств, тем вше эстетическая преднамеренность дневника. Искусство начинается с щакта: сначала был 4акт, а потом на его основе стали возникать литературные каноны, сложились традиции, эстетические -систзмы, которые выработали пеон законы, к
.если (уакт, вольно или невольно, учитывал эти изменении, подчинялся ш, то становился уже достоянием литературы. Авторы лучших дневников оодадали втим чувством ч.акта. Только при эмоциональном отношении пишущего факт приобретает какое-то значение.
Исследование взаимоотношений „ечду дневн;.ком и жанрами худс-цеотвенко- документальной прозы ведётся от принятия столь .• значительней роли факта в литературе. Ведь художественно-документальная проаа - не искусственное литературоведческое понятие. ЕС составляющими являются произведения, написанные на фактическом материале, несущие, следовательно, достоверную информацию. &анры этой области литературы могут конвергировать друг с другой, но 'остаются всё не 'солее незавиашыми, чем ганры художественные.
Наиболее близкой формой к дневник;' по своим жанрообразую-щим характеристикам яьляется письмо. Письмо может содержать све-ную информацию, впечатления, только что полученные автором, даже исповедь в почти дневниковой форме. Ь то же время письмо всегда предполагает адресата, реципиента, а значив, автор вынужден у&е заниматься более или ::енее искусным отбором, лишая излагаемое не. посредственности, свойственной большинству дневниковых записей; кр^ме того, именно из-за наличия читателя автор письма не будет до конца искренен, его интроспекция, учитывая факторы человеческой природы, может быть двусмыслеаной. Письмо, как правило,имеет сюжет. Подлинному дневнику чуждо понятие еюнета.'Он не приемлет тенденциозности, нейтрале» по самой своей сути. Автор дневника более раскоган, и степень эстетической ценности дневника заьисит от характера ведущего, уровня его знакомства с литературой /маловероятно, что человек, не знакомый с литературой, будет вести дневник/, мотивов, побудивших его взяться за перо.
Фактом близости жанров можно считать сходное'оперирование в дневнике и письме художественным временем и художественным пространством. В работе оговаривается,что эти понятия используются здесь в известной мере условно при анализе.дневники и пис:ча: справедливее рассуждать о хроникально-бытовом времени и обжитом пространстве, отмеченных безусловным эгоцентризмом, т.е. пребыванием авторе в .»рнтре описания. Подчеркнуто, что дневник является ..; л.-ле:'г.1у:ч1:ц - номере* £-..с.~.сг».ц$. <:с uio.su-
„лп ,.¿- 7. .С .Ьигстского/ созпадаат, ■ часто оказываются ьедуаи- . мя локсктаии при мзникневеиш -проблемы дщ&еренцвадяк «аиров..
Ещё меньше точек соприкосновения наблюдается центу 'дневником и автооиогра&ией. Автоо'иогра^ия так:ге автономна как жанр художественной прозы; она представляет собой попледовательное -».йзне-описание автором собственно;, судьбы. Пространственно-временные' отношения в автобиографии хотя и Еытекают из того же принципа эгоцентризма, и автор больил интересуется анализом своего душевного состояния, чем подробным описанием событий, но пишет он о давно кинувшем, тогда кал для дневника не характерна разрыв меяду ьре- • иенем написания и временем, о котором идёт речь. Автобиография твляется своеобразным ротноепективньш жанром, где не исключён,- а подчас бывает необходим вымысел, чтобы представить более логичную, последовательную, образно оформленную жизнь, ъ дневнике же из-за отсутствия" временного интервала никогда не будет дано цельное • представление о жизни автора.
Исповедь является пограничным дневнику и автобиографии и, поаалуй, наименее определённым нанром худсъестленно-докуыенталь- . ной прозы. Иногда она имеет, правда, кшишцитн» заявленную, дидактическую направленность, поэтому здесь больше, чем в других жанрах, заметны сугубо публицистические тенденции, ¿акт - негодный материал для "споведи, но в средствах его обработки-исповедь ограничена собственной статичностью: образ автобиографического героя больше раскрывается не в действиях, а в раздумьях. В этом нет ао-сурда, ибо сама яанровая природа исповеди предполагает установку автора на спекулятивные упражнения. Обыкновенно исповедь посвящена каким-то переломным, кризисным иоыеитаы в жизни пишущего, а стремлении добиться желаемого результата е воздействии на читатб-ля, автор эстетически организовывает материал, но даже облада;-:
ь„ос.с^......о ¿с.„.-япа~и досиоинстьзии, «юпоьедь уступает яьедлдоу
б све сесть и гелссрегственяости ирчояения пактов, ь целое; от.^е-кости степени эстетического баланса.
В дневнике автор пишет о времени, в котором яивйт. Автор более усложнённого нанра художественно-документальной лрозы -воспоминаний имеет возможность ретроспективного взгляда ча давно цинуаее. В воспоминаниях не только изображается картина жизни,но проводится анализ изображённого. Поэтому в воспоминаниях чаце происходит отсев мелких бытовых подробностей или малозначащи событие. Автор повествует не столько о себе, сколько о своих встречах с людь и, оо их судьоах. В с^язи с этии возрастает рол:.» автора, ноторь'4 оказывается и рассказчиком-повесхвоьогелен, и оачш
из героев. Яакая специфика жанра допускает в определённых пределах вымысел. Отсюда проистекает значительно бодьшая идекная целеустремлённость и бол°е организованный отоор материала, чем в дневнике.
Ь заключительной части первого раздела прганализированы ещё Солее сложные отношения между дневником и другими жанрами ./биографией, очерком, эссе, мемуарами/, которые подтвердили не только автономность каждого из них, но и сходство жанровых признаков, сеорклровавших целую область литературы - художеатвенно-доку-ментальную,прозу.
Бо втор.ом разделе изложены основные моменты ьзаимоде» ст-еия днеий-ки и с.-^ст^ет.с;; прозы. Этот процесс в истории литературы происходил на высокой эстетической основе как в структурности, так и в идейной направленности. Указывается, чю обращение к дневнгсовой>орме как литературному приёму в художественной прозе было нередким и неоднозначным явлением, потребовавшим специального анализа.
Целью нашего исследования стали именно те разновидности дневника, которые известны как записи подневных впечатлений человека, оказавшегося свидетелем иди участником каки::-то событий, описавшего свою духовную ж'шь, свои чувства и переживания /"Дневник" Дадли Райдера/. В этом же ряду рассматривались писательские дневники, опубликованные посмертно /"Дневник путешествия в Лисса-оон" Генри Филдинга/, и дньвники, которые велисв автором с лвной ориентацие" на последующую пуоликацию, а значит, прошедшие определенную писательскую обработку /"líaлeнд&pиyu,, Джона Ивлина/. Ь жанровом плане между ними нет принципиальной разницы, она, скорее, находите» ь с.ере. кео "^.сгна'Шого подхода к мат ер неодинакового уровня поглощения ^акта художественностью.
о дневнике иной, отличныи от художественной литературы, характер типизации жизненней-правды: художественная литература стремится к ооооцению многих явлений и лиц в одном оораэе, дневник, основываясь на конкретных нашгоденипх, добивается значительности и справедливости вывода. Для дневникового времени характерг. на последовательная {рагментарность смены сооыти.» в пределах приживаемых автором су?ок, он не владеет всем материалом,. а улав-иваст лишь ряд моментов настоящего, не зная, каким будет сле-ДУМИЙ .
Развитие литературы представляет процесс очень динамичный, писатели пегььли стараются реагировать на изменений в сс -циально-кульгунноы облике общества. В свои очередь сОцестьо обрь «аетсй к литературе в поиска* ответов на псстоявлую изменчивости окружающего мира. Стоит литературе резко отояти ог зоциальноИ проблематики, сосредоточиться на изсоракении исключительно и;ут-ренкего мира в ущерб ьневшеи де. >.ТЕИтельности, как она теряет читателя. Для восстановления твоего амплуа в среде искусства она всегда оорацаетсн к литературе факта, т.е. к художественно-документальной прозе, так как читатель ищет в ней конкретности. В этот период происходит своеобразная ва-цинация художественной прозы через жанры художественной документалистики.
Для доказательства существования подобной тенденции в работе осуществляется анализ вьмншленных дневн-ков /особое внимание обращено на "Дневник чумного года' Д.Дефо/. Вымышленный дне¿ник может оказаться очень увлекательный, но он качественно обличается от подлинного, который основан на тактических событиях с оезряз-дельным господством автора-повествозатьля. Подоплёкой замышленного дневника является очевидная ценностно-идеологическая направленность, принуздающан автора композициоьзо перестраиваться в произведении, чтооы не ослаоиаь эстетическое организации материала, всегда тематически определенного. В каноническом дневнике никогда не оывает тематической задан чости. Здесь темы возникают как бы из ниоткуда, сама по себе. В вымышленном дневнике яьтор вынужден оыть предусмотрительным, чтобы не упустить нь.-ь своего повествования, в то вреыз»как главная осооенно^ть подлинного дневника состоит в том, что ви автор, ни читатель не знают, что произойдет " дальше, описываемые сооытия не дагзт ни иалейиего намёка на ьозмог-ное развитие "сюжета", основу которого. гредстаБлнет сама жизнь автора /как в "Дневнике™ С.Пипса ила "Лондонском дневнике" Дж.Ьо-суэллг/. .. .
Но в целей, несмотря на значительные внутриазнровйв расхождения, определение истинности ил., выкисла является на деле сложной задаче;.. Поэтому ловкий лит^ратурльъ мист^икатсоаа, херово о;:51г.:.а пр:-./Оду пс;,л:.ннсги „нёъп/йи, уг,а^лг.-.сь -.'. ■■.та ис-во;. к,ект^чЕОСа-а с л.-.нсыг:ес.-:о.. ¿не ¿ничего?. ¿орко<. а ь^де-гать свои сочинения за подлинные дневниковые гаписи.Пр;:?!» литературной мистификации не является новым или уникальным легьм иох.у> считать то, что ъ литература английского Просвещения зисьтел
рзализащ.и стоящих перед ними эстетических задач, стали ьсйчаще оорашатьси к ^ду.оиу из наийолее интимных дыров художественно-докукектильнок прозы - днеьшшу.
Весьма плодотворно происходило взаимопроникновение элементов дневника и рсла.;а. Романлсты использовали дневниковую цюрму, исторически пре«ше^тБ^-юцую роману, как средство, приемлемое для выражения художественного содержании, отвечающего мировосприятию нового читатели, т.е. содержание произведения, созданного в форме дневника, обладало чрезвычайной уоедительностлю. Дневниковая фор-ьа оказалась золотоносной жи-ой для романа в пору его становления, Роман почерпнул у дневника непосредственность повествования, непреходящий интерес к прагматической стороне жизни, ооилие конкретных бытоЕьх деталей.
На эти моменты приходится икцент "Дневника чумного года" Д.Дефо, который в своём творчестве неоднократно обраяался. к дневниковой форме и в других своих произведениях /"Робинзоне Крузо11, "Запусках каврлера", "Капитане Оингльтоне"/. Во многом у)пех Дефо, его умение убедить читателя в прахдиЕОсти и? об ранения бьли предопределены его филигранной техникой, отточенной'репортёрским искусством.
"Дневни1' чумного года" оказался вымышленным дневником от начала до конца, црагда, этог вымысел основывался на солидной документальной «азе. Придерживаясь в общем основных требований дневникового жанра, дефо не ограничивался лишь фактографическим изложением материала, допускал публицистические ¿ставки, лирические рассуэдеагл и ¡ьременал их с приведением различных документов, цифровых данных, ссылок на ¡.сточники. Здесь уже наметилась,таким образш,' тенденция к конвергенции худе явственной и дневниковой форм, усилившаяся затем в творчестве выдающихся романистов ХУШв. /Г.^илдинга, С.Ричардсона, Л.Стерна/.
Анализ "Робинзона Крузо" также позволил обратить внимание на интересные случаи переплетения художественной и дневниковой дорцы в "Длевнике" Робинзона, который Дефо выделил как большую часть романа, что было доказательство)! того, как дневник и мемуары, офчрлившксь к тону времени в автономные ианровые ооразования, оказали большое влияние на стянталекле западноевропейского романа.
Но интеграция злеыеь^оэ дневниковой %орыы и романа не отменяла существования сооственно дневника. Его развитие становится весьма интенсивным в литературе ЛУН в. Расш ;ряется круг авторов
дневников, ооретая большую демократ »гность по мерс роста уровня жизни и распространения грамотьости среди населения.
Во второй главе - "История дневника в английской литературе конца лУП-ХУП! веков" - ре .аются ьипросы возникновения яанра'и анализируются оригинальные дневники выдег. энного периода.
В леов^ц разделе яросленивается лутв от первых поп:док дневникового творчества в Европе до появления дневника как слоившегося жанра.
В Англии зачатки дневникового жаноа оы.ти обнаружены в некоторые сохранившихся средневековых рукописях. До изооретения книг'печатания церковь или вельмон» нанимали писцоз для переписывания оригиналов. По каким-то соображениям писцы считали, что если текст принадлежит закат,чи:су, то "поля" рукописи могут быть использованы для записей сооственньк мыслей. Возможно, таким образом они подсознательно стремились остановить шиовение. затормозить непрерывный ход жизни или увековечить память по сеое, пусть-даже анони-а, в поколениях.
ХУП в. сыграл оольаув роль в становлении дневника как литературного жанра. Этому во иногса способствовало появление -'.а исторической сцене Англии двух кочны^ релягиозно-поли.кческях движений • пуритан и квакеров. Ведение религиозных дневников в ил среде рассматривалось как неотъемлемая "асть духовных упра-шекий. Наиболее частыми темами являются отчёты о проповедях, теологические дискуссии, записанные их участником, самоатлиз. В работе анализируются "Дневники" одного из видных л.:деров двияен*.я кгаке-ров Джорджа Фокса.""Они велись авто;оы в произвольной манере, всё ещё отдалённой от формальных жанровых канонов, но привлекай? ьи--востью и искренностью и демонстрируют тематическую верность религиозным дневникам.
Первый образец цельного светского дневника оставил известный политический-деятель, и антиквар второй половины ХУП ъ. Д:он Ивлин. События тех бурных десятилетий, "асса практических советов, вопросы искусства, культуры, истории, науки _ религии стали основными объектам его дневника или "Кале..дари.ма", как оогзначк сбои записи сам автор. Ко типичны* дт.\ "Календарну^а" было то, что автор был здесь скорее летспиццем соси?;..:, чем создато.че« дневника в смысле жанра.
Родоначальником дневш; :а как литературного --¿ара спр^.-гл-диво считается Семюзл Пипе ^'известный свопа серремекнихаи нал
од:л1 иэ лу .вше чиновников Адмиралтейства. Он ввл своё "Дневник" в интереснейшую зюху л английской истории - период Реставрации. Записи были начаты в 1660 г. и прекращены в 1669 г.
Пипе обладал йшчинктом оолыдого писател,.. Его "Дневник" отличается неожиданной для этого жанра художественно-документальной прозы степени художественности, которая моментами достигает лучших ооразгов художе ^венной литературы, чрезвычайно впечатляет то, что художественные горазь. возникают в "Дневнике" без всякого насилия интеллекта, они ягльютса естественным продуктом авторского мровосприятия, переданного письменно, лишены натянутости,свойственной многим произведениям художественной прозы, всегда реалистичны.
Пипсу не требовалол следование литературным законам, чтобы изобразить сооытие, ситуацию или характер в готовых фразах, и лю-сая пошгка отредактировав их была ооречена на неудачу: совершенно менялся стиль и смысл. Квазиразговорная манера, множество деталей, речевые характеристики персонажей придали "Дневник;'" его экстраординарность, внимание к подробностям жизни, стремление к максимальной правдоподобности и скрупулезной точности описания в "Дгевнике" Г.лпса готовили становление социально-бытового романа эпохи Просвещения. Уникальное литературнее дарование Пипе а и талант неэгидате.-я в^вчнули его "Дневник" в первый ряд самых выдающее» документов эпохи.
Анализ вожжновеиия религиозных дневников ХУП в., исследование "Календьриума" Д.Ивлина и "Дневника" С.Пипса,проделанные в первом разделе, позволяют подучить представление о том, как закладывались традиции одного из жанров художественно-документальной прозы, стабильный расцвет которого имел^место на протяжении ХУШ в. Даже факт публикации оольшинства из них лишь через столетие не умаляет их ценности в качестве реального материала для разговора об оощих истоках развития литературы эпохи Просвещения. '
Во втором разделе рассматриваются оригинальные дневники ХУ12 века, „авшие дальнившез ра^йтке это*.у жанру »получившему все права гражданства в литературе благодарянеобычейно благоприятным ддл яагров художественно-документальной прозы социально-историческим предпосылки, сложившимся в Западной Европе воооще и в Англии в осооенности. . .
Уже"» начале века /в 1711 г./ один из популярнейших авторов нравоучительных оч-рков Джозеф Лддисон ч 317-ом номере "Зри-
теля" главной темой делает дневник неизвестного, изооражая его л ухе сторнировавшихся жанрсвых райках. На этот момент обращается специальное ьнимание прежде всего петому, что журналистика не только отражала нравы, но и ^ориировала вкусы, наклонности общейт-венности.
Аддисон относится к ведении дневника как к важной части в воспитании человека вполне в духе просветительской идеологии, «opua традиционна, унаследована от религиозные дневников прошлого века, но направление содержания значительно модернизируется, отвечает быстро меняющейся современности: героя отрывка не заботит анализ своих религиозных чувств, оп сын своего века, и все его интересы сосредоточены на собственной персоне, причём не столько на духовные переживаниях, сколько на взаимодействии с окружающей его действительностью.
В дальнейшей обращение к дневнику во многой определялось влиянием просветительской идеологии, стремлением индивида познатб canoro себя, всё возрастающим интересом к сооотвенноиу внутреннему :;1-ру. Дневниковая форма редко подвергается трансформации, но Век Просвещения значительно расширил тематические горизонты дневников. Характерным примером стало уникальное произведение Дхона-тана Свифта, вошедшее в историю мировой литературы под"условный названием "Дневник .для Стеллы" /1711-I7I3 гг./.
Трудно согласиться с исследователями,считающими,что"Днев-ник" Свифта может быть воспринят только как дневник /в гакровои отношении/. Это,скорее, книга, созданная на стыке традиций трёх • гшнров: дневника, писец, мемуаров. Сам Свифт пе псаышлял с напи- ;; сании книги таким образом.Заслуга принадлежит его адресатам,сохранившим все 65 писем "Дневника", i: лишь после их публикации отдельной книгой в 1784 г. началась история "Дневника для Стеллы" как вщающегезя исторического и личного, аиооиогра^ического документа i естественно вошедшего в круг побрив:.их распространение в ХУШ в, жанров художественно-документальной литературы: дневников, исповедей, писем, записок, мемуаров, ойограгия.
Малоизвестный и недостаточно изученным "Дкеьнкк" Дадли Рагдера, интеллектуально и литературно одарйнного юком,состоит аз интересных записей, сделанных им в яериод учёбы ь I7I5-17Iбгг,, и в отличие от "Дневника для Стеллы" скрупулёзно 2¡aep3&s jsio-pou в традициях светских дневников, аьтсры которых лнт,, наивно ооладали умением нзобрагать процесс слачкссэра^ього Д52тен;и
- и -
иь.;ли/''по1 ок ассоциацйй"/« позднее усвоенный и художественлой прозой. Повествовательную манеру "дневника" Райдера как раз и отличает оо;._ше эмоциональная, чем логическая последовательность, что соответствует реайьлиыу положению дел в окружающем гире.
Более полуле::а, с 172; по 1791 гг., вёл свой "Дневник" Джон Узсли, выдающийся пропогздник'ыетод1:зма - одного из вправлении в протес-ант.¡о, з.возникшего в Англии в начале ХУШв. Ь дидактическом пафосе "Дневника" Узсли оонаруживается определённое сходство с рг.дом позднее созданных романов: предпочтение отдаётся орди нарьому перед возвышенным» неооходиыости хорошо трудиться,чтооы приблизиться к богу, вере индивида в собственные силы, могущие спасти его в праведной жизни и погубить в греховной или пассивной, полной различных соблазноъ и т.п.
В истории, литературы "Дневник" Узсли может считаться одним из самых пространных и скрупулёзных. Узсли писал не только подневно, но часто почасово. Его "Днеьник" оказывается наиболее заметным документом развития мощного религиозного качения, но к тому же и исповедью неординарного человека и хроникой путешествий по Великобритании ХУк в. Невольный синкретизм жанров,скреплённых духовными медиациями, становится главной особенностью религиозных дневников. Содержание его представляет повышенный интерес для психологи., :• истории Олагодаря активной деятельности автора и педан-1ичности, с кечой ои об этом'пишет,не пренебрегая даже мелкими подробностями. Ь "Дневнике'1 переплетены традиции светских дневников, подооных дневникам д.Ивлина или С.Пипса, с наследием религиозных упрзчнеш! в дневниковой &орме ХУП в.
Рассмотрение немногочисленных сохранившихся фрагментов дневникоЬ аьглийского писателя и лексикографа Семюэля Джонсона позволило оонарухить, что творческие устремления профессионального литератора удачно реализовывались в дневнике как неааыеншом жанре для медитационных, интроспективных размышлений, дли. упорядочения образа жизни. Подооно многим профессиональным писателям Джонсон был.редко иоследователин ь ведении записей, а тем оолее в выдерживании их относительного композиционного единства,но важнее другое: его высказывания и известное мнение по поводу дневникового творчества, как и советы друзьям вести днсзник имели оолыой резонанс в развитии этого чзчра.
"Дневник путешествия в Лиссабон" /26 июня - августа 1754 г./ стал своеоор.а-наи реквиемол великого романиста Генри -¿ил-динга, скончав!хгося через несколько дне:-, по окончании своего
путешествия и дневника. Филдинг был верен своей творческой иане-ре и в этом проигведении. Здесь он разворачивает свои взгляды, размышления на всегда волновавшие его общечеловеческие темы,оригинально решал коыпозидионныз задачи: главы откр_.ьоо.с,, описание!! негначйтельных событий, позволяющих перейти к тгьаъ: болев серьёзным, чтооы к концу записи вернуться к первоначальному предмету описания. Подобная организация г.итериала отвечала задаче 4-илдинга изображать мир с известной долей иронии.
Если 4илдинг обращался к жанру дневника как к удобной Фо^ме для реализации св.ей творческой программы,то для Дж.ймза Ъосуэлла, автора "Дневника путешествия на Георидокие острова" /1785 г./ и знаменитой биографии "йизнь Джонсона" /1791 г./,ведением дневника стало необходима условием его существования. Опубликованный лишь в 1950 г., "лондонский дневник" /1762-176? гг./ Бооуэлла поразил исследователей и читателей своим художественным своеобразием и многократно увеличил литературную славу автора в . ущеро его репутации.
Природный литературный талант ьосуэлла не мог удовлетвориться узкими жанровыми рамкаки дневгика.достаточно легко определяются в "Лондонской дневнике" моменты сыоиоза жанров художест-венно-докумеатальной прозы и художественного, прежде всего, романного, повествования. Мемуарное начало многих записей, воспроизведение текста писем, передача диаюгоэ и бесед, живописная картина совриенного автору периода жизни Лонюна, лозвотаат говорить о присущей этому дневнику художественности.
Ьосуэлл тояько наметил потенциал*ные возможности жанра, а Лоренс Стерн со своей стороны нашёл оригинальное применение дневнику в собственных тборческих задачах,- Он создал произведение,вошедшее.в историю литературы под вазванип "дневник для Элизы" /1767 г./, применяя те же методы, что и своих'романах: совмецечие двух пластов времени - времени сьзршения события и времени описания свершённого сооытия, характерная двуплановост* оораза героя-рассказчика. Таким оораэои, и в романах, и в "Дневнике", во многом схожих по стило, но-различных по жанру произведениях, Стерн ставит ооцую художественную за^а^у - отразить те с^еры психической и .физической деятельности человека, которые до него были недоступны ..аображениа в художественной проое.
Иными, отличными от стерновских мотивами рук-гсдстьсг;;;.'! 'I известная з Англии писательница ¿акни Ь^-рии. Её ¡ксагел^-лсе теэство в эна,ительной. степени определялась умением скру.^лЯгкс
Ъдш.рокг.водпь сооытш. 3 oiou сказался ей опыт ведения дневников, которые были заполнены рассказали, литературными портретами«жанровыми зарисовками.
многочисленного наследия Фанни ьйрни для анализа в работе было отдано предпочтение дневнику молодости писательницы /1768-1778 гг./, представляющему сооой интересную комбинацию дневника, писем и художественной прозы, когда она повествует о светской жизни при дворе королевы. Записи ведутся в характерной для днемикового жанра манере. Сна редко iiMeaî начало, логичное продол, ¿¡...е ...л; коьец. Но отсутствие сюжета ещВ не означало снижение интереса к дневнику. Подобно Пипсу или ьосуэцлу, НВрни оыла чрезвычайно любопытной и демократичной в своих взглядах, а отличная память и тонкое художественное чутьё позволяли ей почти дословно записывать беседы, давать яркие контрастные характеристики,Заметим, что явная установка на художественность описания не ущемляет естественности изложении, материала, свойственной жанру. Вместе с тем, в отдельных моментамх, особенно в диалогах, становится очевидным, что Бёрни апробировала в дневнике те методы, которые затем найдут воплощение в художественной прозе, станут осооенностями ее творческой школы.
Более последовательным в жаьровои отношении оказывается "Дневник" д-ра Томаса Камбелла, видного церковного проповедника из Ирландии, который он вйл с 23 февраля по 9 мая 1775 г. во время посещения Англии. Его "Дневник" может показаться несколько скучным после знакомства с ¿выдающимися дневниками его предшественников, но он по-своему интересен, прежде всего,как образец дневника, верного исходным традициям этого жанра. Насыщенность же. дневника самыми разноплановыми событиями, населённость записей портретными и психологическими характеристиками делает его весьма содержательным, несмотря на то, что эстетическая структурность здесь слаоая. В ряд литературных произведений "Дневник" попадает благодарн"охот-ничьему" инстинкту автора увидеть, запомнить и передать то внутреннее течение жизни, тот взгляд в себя, литературная интерпретация которого становится прерогативой психологической прозы. '
Дальнейшее развитие жанра в'ХУИ в. идёт в направлении расширения границ дневника, усиления его взаимодействия с другими жанрами худо:*ественно-документел!ной литературы и значительной степени оелдетризации повествования.
В заключении приводятся расселения о возмогших путях решения -проблем типологической классификации дневников. Наши предло-' жения базируются на изучении иотории'английского дневника конца ХУП-ХУШ веков. Очевидно, что этот материал недостаточен для глобальных построений, для конструирования общей типологической классификации. Но он, помимо приближения к пониманию существующей оощ-ности, позволяет сделать вывод о предпочтительности того или иного принципа /основания/ дифференциации и типологической систематизации. Нам кажется,вполне продуктивными могут оказаться попытки типологической систематизации по двум основным параметрам: по принципам построения и по методам повествования.
Подведение итогов диссертационной раооты завершается главный выводом, что знакомство с одним из важнейших источников просветительского романа - дневником, открывает новые горизонты в плане дальнейшего изучения многообразия и взаимодействия разных художественных форм в ангарской литературе ХУЫ з.
Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:
1. Жанр'дневника в английской литературе 1-ой половины ХУИ века // Тез.докл.конф.молодых учёных-филологов. - Тбилиси, 1984. - и.61-62.
'¿. У истоков европейского романа: Своеобразие развитая художественно-публицистических жанров в эпоху Просвещения в Англии // чорохи. - 1985. - Е5. - 0.87-9*:. - /На груз.яз./.
3. -»ункцин адресата в "Дневнике'для Элизы" 'Л.Стерна // Тез.докл.ыежяуз.конф.молодых учёных. - Одесса,1987. - С.Ь5-^6.
4. "Дневник для Элизы" Лоренса отерна // Чорохи. - 1987'. - ..'3. - С.82-64.
5. "Дневник" доктора Томаса Камбелла и жанровые традиции анг ийской художественной документалистики ХУШ века /Одесский гос. ун-т им.И.И.Мечникова. - Одесса, 1988.-- 18 с. - Рукопись деп.в ИНКОН ан СССР, Ю6281 от 7.12.88. '
6. "Дневник"' Пипе а // Чорохи. - 1989. - й I. - С.90-92. '
7. "Дневник путешествия в Лиссабон" Генри Филдинга // Чорохи. - 1989. - - С.82-86.