автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Формирование и развитие жанров чувашской эпической поэзии

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Игнатьева, Елена Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Чебоксары
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Формирование и развитие жанров чувашской эпической поэзии'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Игнатьева, Елена Анатольевна

Введение.

Глава I. Становление лиро-эпических жанров чувашской литературы XIX - начала XX веков.

Раздел 1. Устные традиции чувашской эпической поэзии.

§ 1. Вопросы категории фольклорного жанра.

§ 2. Мифологическая поэзия.

§ 3. Эпические сказания об Улыпе.

§ 4. Жанр пейёт (пеиты).

Раздел 2. Формирование жанров письменной эпической поэзии.

§ 1. Чувашская письменная эпическая поэзия до 80-х гг. XIX в.

§ 2. Лиро-эпические произведения чувашских поэтов 80-х гг. XIX в.

§ 3. Чувашская лиро-эпика на стыке XIX и XX столетий.

§ 4. Становление олитературенных жанров чувашского фольклора

§ 5. Становление жанра поэмы.

Глава II. Чувашска эпическая поэзия 20-40-х гг. XX в.

Раздел 1. Чувашская лиро-эпика в системе литературных жанров

1917-1920 гг.

§ 1. Вклад И.Тхти в чувашскую лиро-эпику.

§ 2. Лиро-эпика М.Сеспеля.

Раздел 2. Поэмы и другие лиро-эпические жанры чувашской литературы 20-40 гг. XX в.

§ 1. Эпическое поэзия С.Эльгера.

§ 2. Поэмы второй половины 20-х гг.

§ 3. Лиро-эпика П.Хузангая.

Глава III. Основные тенденции развития чувашской эпической поэзии второй половины XX в.

Раздел 1. Жанровое разнообразие эпической поэзии.

Раздел 2. Эволюция жанра лирической поэмы.

Раздел 3. Жанр романа в стихах («Атнер» Ю.Айдаша).

§ 1. Образ Атнера.

§ 2. Язык и стиль романа.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по филологии, Игнатьева, Елена Анатольевна

Актуальность темы данного исследования определяется тем, что в постсоветское время, когда как писатели, так и литературоведы освободились от идеологического давления официальных властей, появилась необходимость создания новых историй национальных литератур. Метод «социалистического реализма» требовал от ученого пристального внимания к таким аспектам содержания, как классовость и партийность, а вопросы поэтики очень часто оставались в стороне, ибо они считались лишь второстепенными. Так было в чувашском литературоведении вплоть до 80-х гг. XX в.

В конце прошлого столетия появились отдельные работы, посвященные художественной специфике чувашской литературы (исследования Ю.М.Артемьева, Г.И.Федорова, В.Г.Родионова, С.А.Александрова), но в них проблемы эпической поэзии специально не ставились.

В связи с перестройкой и демократизацией нашего общества произошла реабилитация многих писателей и мыслителей, которые заняли достойное место в истории тюркоязычной литературы. В частности, в чувашской литературе, Г.Комиссаров-Вантер, Т.Кириллов, М.Юман, В.Рзай и др., в татарской - Дермэнд, в башкирской - Ш.Бабич. Появилась необходимость переосмысления прежних концепций, критического отношения к материалу. Сегодня корректируются и по-новому раскрываются закономерности развития тюркоязычных литератур, выявляются такие грани национального своеобразия, тенденции и взаимосвязи, которые в силу ряда обстоятельств (исторических, теоретических, идеологических и др.) не попадали в поле зрения литературоведов или попросту умалчивались.

Национально и исторически обусловленное переосмысление эволюции чувашской эпической поэзии и соотнесение ее с жанровыми особенностями поэмы в других литературах - одна из актуальных задач литературоведения. Исследуя жанровые особенности чувашской поэмы, ее национально-эстетическое своеобразие, взаимодействие фольклора и литературы в разные периоды истории, в становлении одних форм и исчезновении других, в новом наполнении традиционных жанров и формировании новых систем, можно раскрыть национальное своеобразие большой стихотворной формы чувашской поэзии.

Итак, назрела необходимость изучения чувашской эпической поэзии, как в синхроническом, так и историческом планах.

Целью данного исследования является определения закономерностей и выявление специфики развития чувашской эпической поэзии от фольклорного состояния до конца XX в. Из вышесказанного положения вытекает следующие основные задачи:

- изучить устные традиции чувашской эпической поэзии в их жанровом многообразии;

- проследить формирование основных жанров письменной эпической поэзии;

-восстановить процесс жанрового развития чувашской лиро-эпики в различные периоды ее истории;

- установить жанровое и национальное своеобразие современной чувашской поэзии;

- находить причиненную обусловленность между спецификой жанрового развития эпической поэзии и исторической действительностью того или иного периода.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые в чувашском литературоведении предпринята попытка многостороннего анализа и обобщения эволюции чувашской эпической поэзии от фольклорного состояния до конца XX в.

Первые работы о чувашской поэме относятся к 20-м гг. XX в. Так, в 1920 г. В газете «Канаш» (Совет) 19-21, 23 мая, а затем во 2-м номере журнала «Атал юрри» (Песня Волги) Н.Ют опубликовал статью К.Иванов и его поэма «Нарспи»». Чуть позже творчеству К.Иванова посвятил свою газетную статью £.Чёке9 (Канаш. 1922. 1 февраля). Однако, как справедливо пишет

В.Эзенкин, «художественная практика чувашской литературы 20-30-х гг. ставила вопросы, решение которых требовало большой теоретической оснащенности критики, понимания вопроса историзма, фольклоризма и др.» (Эзенкин, 1992. С. 30).

В те годы чувашская критика опиралась на следующее официальное положение: литература, национальная по форме, является пролетарской (позже - социалистической) по содержанию. «Поиск социологического эквивалента является главным в анализе классового (курсив автора) содержания художественного произведения», - писал критик Д.Исаев в конце 20-х гг. (цит. по Эзенкин, 1992. С. 53).

Необходимо обратить внимание на то, что со второй половины 50-х гг. в чувашской литературе наметилась тенденция жанрового обогащения, в том числе и эпической поэзии. Практика показывает, что исследование поэмы, особенно ее жанрового и национального своеобразия оставляет желать лучшего. Так, по мнению Н.С.Павлова и В.С.Эзенкина, В.Н.Абашев («Чувашская поэма». 1964) в своем исследовании обошел едва не самое главное в истории жанра - изучение «с точки зрения преемственности и новаторства» (Эзенкин, 1992. С. 119). Со своей стороны отметим, что исследование В.Н.Абашева написано в духе вульгарных социологов 20-30-х гг. XX в.

В те годы социальный и эстетический подходы к анализу литературного произведения умело сочетали М.Я.Сироткин и Г.Я.Хлебников. Но очень часто высокохудожественные произведения и не сразу находили понимания среди критиков. В критике и литературоведении тех лет была общая тенденция неумения и нежелания замечать эстетическую сторону творчества. Несомненная удача Я.Ухсая (поэма «Дед Кельбук») подверглась критике И.Тукташа и Н.Любимова за «недостоверность», на что В.Долгов, защищая условность в стиле Ухсая, ответил: «В поэме Ухсая «народный царь» - лишь отражение крестьянской мечты. Кельбук только во сне мог быть царем (Долгов, 1963. С. 118).

В 1957 г. увидела свет монография М.И.Фетисова «Народный поэт Чувашии П.П.Хузангай». Чувашская критика сразу заметила, что в работе нет эстетического анализа, слабо исследована поэма «Род Аптраманов». Б.Бассаргин, исследуя творчество Я.Ухсая в своем критико-биографическом очерке («Я.Ухсай», Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1965), также не смог широко и глубоко раскрыть поэтику чувашского классика. Вероятно, немаловажную роль сыграло и то, что оба исследователя, являясь иноязычными, не могли в полной мере проникнуть в тайны чувашского национального мышления, в особенности чувашской литературы, глубинно осваивающей традиции устной национальной словесности. Ведь «каждая литература имеет свой эстетический потенциал, определяемый особенностями «месторазвития» и «местопространства», характером национальной жизни, народной философии и т.д .» (Федоров Г., 1996. С. 5).

В 60-е гг. заметно усиливается интерес к генетическому изучению форм (жанров) и к национальному своеобразию в чувашской литературе. Заслуга литературоведа Г.Я.Хлебникова прежде всего в том, что он обозначил пути типологического изучения чувашской литературы, выявил романические начала как в чувашских рассказах и повестях, так и в поэмах, увязав эту проблему с развитием национального самосознания, с осмыслением истории и отражением средствами реалистической типизации.

Г.Я.Хлебников, исследуя творчество П.Хузангая, Я.Ухсая, А.Алга, С.Шавлы и др., ставит диагнозы болезней чувашской поэмы: несостоятельная идейно-художественная концепция, схематизм, бесконфликтность и т. п.

В средине 80-х гг. в связи с известными переменами в жизни страны происходит пробуждение национального самосознания, начинается новый этап национального возрождения. Появляется ряд проблемных исследований, заново публикуются бывшие в забвении авторы. Так, в 1994 г. Выходит в свет сборник научных статей «Самах» (Слово), где сделана попытка определить соотношение художественного слова и языка. Коллектив авторов (А.В.Васильев, В.Г.Родионов, Г.Ф.Юмарт) провел трудоемкую научную работу, результатом которой стало появление очерков истории чувашской литературы XVIII-XIX вв., где раскрыты генетические и типологические связи чувашской поэзии и, в частности, поэмы с памятниками древнетюркской письменности и другими произведениями. Произведен также детальный анализ поэм «Арзюри» М.Федорова и «Варуси» Я.Турхана, что, конечно, имело немаловажное значение в деле изучения исторического и эстетического развития чувашской эпической поэзии. Г.Ф.Юмарт впервые изучил фольклорный эпический жанр пейёт (пеит), опубликовал ряд стихотворных сказок и преданий поэтов начала XX в. Есть отдельные высказывания о специфике и истории чувашских эпических жанров и в работах других литературоведов. Но цельной работы, посвященной проблеме становления и развития эпических жанров чувашской литературы, до настоящего времени не было.

Предметом анализа послужили как тексты чувашской фольклорной эпики, так и эпические произведения чувашских писателей последних двух веков. Многие из них впервые введены в научный оборот, анализированы с учетом их художественной специфики, творческой истории (от замысла до воплощения идеи, последующая переработка текста).

Цель и задачи, а также материал исследования обусловливают методологические принципы данной работы. В диссертации использовались элементы сравнительного, историко-функционального методов. Целостное восприятие развития чувашской поэмы в общем литературной процессе народов Поволжья, конкретно-исторический подход к явлениям художественной культуры - главные методологические принципы диссертации.

Теоретической основой исследуемой в диссертации проблемы являются работы таких крупных, как М.М.Бахтин, Л.И.Тимофеев, Г.Д.Поспелов, И.Ф.Волков, В.В.Кожинов, Г.Д.Гачев другие. Большим подспорьем в исследовании проблем оказалось труды специалистов по истории литературы народов России, Урала и Поволжья В.А.Шошина, М.Я.Сироткина, Г.Я.Хлебникова, В.Г.Родионов, Г.И.Федорова, Ю.М.Артемьева,

Т.Н.Галиуллина, Г.Хантемировой, Х.Ю.Миннегулова, исследователей жанра поэмы М.Числова, В.Зайцева, А.Карпова и другие.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его чувашскими и другими писателями, исследователями нового поколения в деле освоения и развития преемственности традиций; в курсе «Истории чувашской литературы», на семинарских и практических занятиях, как в чувашских вузах, так и в вузах республик Поволжья и Приуралья по курсу «Литература народов Российской Федерации»; в преподавании чувашской литературы в школах, а также при подготовке новых учебников чувашской литературы.

Апробация работы осуществлялась на заседаниях кафедры чувашской литературы Чувашского государственного университета имени И.Н.Ульянова. По теме диссертации исследователем опубликован ряд статей в республиканских журналах, сборниках ЧГУ общим объемом более 3 п.л.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

1. Игнатьева Е.А. Развитие чувашской поэмы // Родная Волга. - 2003. № 6. С. 66-67 - на чуваш, яз.

2. Игнатьева Е.А. Развитие жанра чувашской поэмы в 1950-1985 гг. // Родная Волга. - 2003. № 8. С. 67- 69 - на чуваш, яз.

3. Игнатьева Е.А. О чувашской эпической поэзии 20-40-х годов XX века // Научные труды аспирантов, соискателей и докторантов. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2003. С. 35-48.

4. Игнатьева Е.А. Становление жанра поэмы // Научные труды аспирантов, соискателей и докторантов. М.: Вуз и школа, 2003. С. 68-81.

Структура диссертации продиктована логикой раскрытия темы и решения поставленных проблем. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Основной текст диссертации изложен на 188 страницах. Список использованной литературы включает 241 наименований.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Формирование и развитие жанров чувашской эпической поэзии"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С целью определения закономерностей и выявления специфики развития чувашской эпической поэзии от фольклорного состояния до конца XX в. мы выполнили ряд задач и пришли к определенным выводам. Перечислим некоторые из них.

1. Основные жанры чувашской мифологической поэзии представляют из себя осколками некогда цельного героико-архаического эпоса. О существовании у чувашей такого эпоса в прошлом утверждают наличие у них эпических сказаний об Улыпе. Наиболее продуктивным и широко распространенным эпическим жанром в чувашском фольклоре является жанр пеитов (пейёт), который имеет генетические параллели в фольклоре тюркских народов. В нем сохранилась информация, уходящая в глубь веков до переселения предков чувашей на Волгу (VIII-IX вв.). В текстах пеитов отражены многие исторические события XIII-XVI вв., данный жанр относительно активен и в системе современного чувашского устно-поэтического творчества. Многие чувашские поэты обращались и обращаются к поэтике устного жанра пеит, воспевают героев из многих текстов этого эпического жанра.

2. Отдельные попытки создания некоторых жанров лиро-эпики предпринимались чувашскими поэтами еще в середине XIX в. Из них ярко выделяется эпическое стихотворение В.Лебедева «Наше счастье» (Пирён телей), в котором были восстановлены былые эпические традиции предков чувашей. К концу XIX в. в чувашской литературе формировались и утвердились следующие жанры лиро-эпики: эпическое стихотворение, басня, пеит, стихотворная былинка (бывальщина) и жанр «Арзюри» (сплав европейской поэмы, фольклорной бывальщины и восточного дастана). Все они органично влились в систему жанров чувашской словесности второй половины XIX в. Чувашская лиро-эпика на стыке XIX и XX столетий обогатилась такими эпическими жанрами, как литературный пеит и публицистическая поэма с традиционной композицией восточных байтов и дастанов. В начале XX в. появляются такие олитературенные жанры фольклора, как стихотворная сказка, баллада со сказочным сюжетом, а также стихотворное предание. Система жанров чувашской словесности начала XX в. была фольклорно-литературной. Именно этим можно объяснить олитературование ряда жанров фольклора.

В чувашской поэзии начала XX в. зарождалась и динамично развивалась поэма с его разновидностями: поэма-предание, лирическая поэма, публицистическая поэма и т.д. Данное достижение явилось результатом социально-экономических и политических изменений, происшедших в Чувашском крае и в целом в России. В этот период поэты осваивают реалистический метод, сочетая его с романтическим; просветительские идеи постепенно уступают место философско-нравственному осмыслению мира; углубляется психологический анализ, расширяется тематика и проблематика; все разнообразнее становится палитра; творчески воплощается поэтический опыт мировой (прежде всего русской) литературы в сочетании с народной поэзией. Активная позиция автора становится следующей особенностью эпической поэзии начала XX в. Так постепенно формируются лучшие качества и традиции чувашской поэмы: гуманизм и оптимизм, борьба за счастье как отдельной личности, так и целого народа. К 1917 г. формируются различные жанры эпической поэзии. Их поэтика детерминирована системой жанров чувашского фольклора. Сильное влияние на композицию и сюжетную канву поэм оказывали фольклорные пеиты, которые сохранили дастанную поэтику древних тюрков.

3. Первой чувашской исторической поэмой следует считать произведение И.Тхти «Элихун» (1917-1918). В 1919 г. поэт сочинил поэму-памфлет «Колчак», тем самым заложил основу сатирического жанра чувашской лиро-эпики.

В творчестве М.Сеспеля впервые в чувашской советской поэзии нашли отражение проблемы сюжетостроения произведений малых форм, так называемых сюжетных стихотворений, восходящих к традициям В.Лебедева, Я.Турхана, ряда поэтов начала XX в. Эти сюжеты поэт брал из самой кипучей жизни, они строятся на принципиально новой основе контрастного сопоставления всего старого, отмирающего, с одной стороны, и типических обстоятельств и событий революционной действительности, - с другой. В 1919-1920 гт. М.Сеспель написал и лирическую поэму.

4. Эпическое произведение С.Эльгера «Под гнетом» следует считать особым видом исторической поэмы, которое за автором и рядом исследователей можно назвать стихотворной повестью. Так же С.Эльгера необходимо считать зачинателем новой разновидности поэмы - стихотворного рассказа-очерка. Он же впервые в чувашской литературе создал стихотворный эпос «Улып» (1927). Во второй половине 20-х гг. чувашская лиро-эпика развивается в нескольких направлениях. Поэт старшего поколения Н.Шелеби создает романтическую поэму «Шупашкар» (Чебоксары»), переводит поэму Х.Такташа с традиционной любовно-романтической фабулой и с измененной концовкой. В это фольклорно-романтическое направление следует включить и переводы С.Хуммы, в частности, свободное переложение поэмы финского поэта И.Рунеберга «Могила Канюка». Молодые в те годы поэты стремились к созданию и социально-историческому объяснению эпического характера, вобравшего в себя все коренные изменения культуры и быта народа в новой действительности.

5. Особая роль в становлении и развитии крупной стихотворной формы в чувашской поэзии принадлежит народному поэту Чувашии П.Хузангаю. Первые его попытки эпического отражения действительности относятся к 1927 г. (поэма «Двадцать шесть»). В 1928-1929 гг. из-под пера П.Хузангая выходят поэмы «Хури» и «Поэт и миссионер», подвергшиеся несправедливой критике. Идеология соцреализма упрекает П.Хузангая, В.Митта, Я.Ухсая и др. в упадочничестве, мелкобуржуазности и богемности, национализме. Так было истолковано лирико-публистическое произведение В.Митта «Серёмре» (В угаре), (1927), где поэт вслед за Сеспелем «Иывар шухашсем» (Тяжелые думы), поднимает национальный вопрос, как истинный патриот чувашского народа бичует национальный нигилизм.

В 1930 г. увидело свет лирико-публистическое произведение П.Хузангая «Паянхи поэма» (Сегодняшняя поэма). Своеобразие этого произведения определяется характерным для П.Хузангая многоголосием и стремлением, отталкиваясь от фактов, обобщать явления социальной действительности, сочетать лиризм и эпику, использовать интонационно-ритмическое многообразие, афористичность. В произведении чувствуется влияние А.Блока и особенно В .Маяковского.

Разработка героической жанровой разновидности в крупной стихотворной форме вслед за А.Петокки и С.Эльгером, развитие и обогащение ритми-ко-синтаксическими и другими изобразительными средствами - явная заслуга П.Хузангая. В лиро-эпической поэме «Таня» (1942) П.Хузангай достиг органического изображения духовного мира личности, создав типичный характер в типичных обстоятельствах. Более вековой опыт чувашской письменной эпической поэзии показал, что национальной крупной стихотворной форме оказалось по силам решать задачи, которые ставило перед ней время. В ней отразилась социальная действительность порубежья веков и начала XX в., нравственные искания и пафос пореволюционных лет и эпохи созидания нового общества, историзм и самоотверженный героизм народа в годы Великой Отечественной войны. "Род Аптраманов" П.Хузангая - эпическая поэма, относится к героической жанровой разновидности, в то время как "Перевал" Я.Ухсая тяготеет к это логическому жанру.

6. В 50-е гг. (в творчестве Г.Айги) и особенно в середине 60-х гг. в чувашской поэзии завоевывают право на существование романтическое мировиде-ние и его различные модификации: сложно-ассоциативная, условно-фантастическая, романтико-реалистическая тенденции. Все это тяготеет к уплотненному синтезу. Исповедальность, которая была близка душе Ухсая, не остается его частным делом. Своим творчеством (в поэмах «На вершине Гусли-горы», «Радуга над сильбийским лугом», «Разговор с белой березой» и др.) народный поэт зримо укрепляет традиции лирической поэмы, которая разнообразными своими качествами проявляет себя потом в поэмах Г.Орлова

Экзамен», «Сильнее смерти»), Ст.Шавлы («Поэма о лаптях») и т.д. Все это говорит о разнообразии крупной формы Я.Ухсая, создавшего повесть в стихах, стихотворные рассказ и сказку, лирическую поэму и т.д.

Г.Айги одним из первых в чувашской поэзии остро и смело затронул духовные проблемы времени. В поэме «Завязь» он решает проблему одиночества человека сталинской поры, когда обесценились такие понятия, как ответственность, свобода, нравственность; одинокий человек замыкается на себе, стремиться подавить в себе желание, привязывающие его к огромному миру. Это сближает творчество Айги с поэзией Байрона и Лермонтова, Пете-фи и Бодлера. Все они дали чувашскому поэту острое ощущение дисгармонии и общественного разлада, неустроенности и негодности мира.

В поэзии Сениэля кроется большая заявка на оригинальное видение мира, на самобытное мироощущение. В отличие от Теветкеля его стиль более исповедален и эмоционален. Публицистичен и менее метафоричен, проще и ближе к фольклору. Идея у него требует глубокого проникновения в художественный мир, она часто - аллегорична. В его поэмах звучит мотив памяти, сквозит страх забвения. Образ истории, связь времен, реальная действительность предстают здесь в исповедальном, интимном слове, вместе с тем, создавая в образе лирического субъекта типичный характер современника, повествует не только о личности, но и об эпохе.

Символами вечного движения вперед следует назвать поэмы П.Сялгузя «Девять месяцев» (1982) и «Голос нерожденного ребенка» (1995) Н.Ижендея. Лирико-философская поэма-монолог «Митта» являет собой яркий пример современной чувашской лирической поэмы. Национальное своеобразие поэмы «Митта» раскрывается на разных уровнях, как-то: через определенные жанровые поиски, своеобразную эволюцию героя, образно-поэтические особенности конфликта, особенности художественного времени и т.д. Переосмыслив традиции мировой, и прежде всего восточной поэзии, Н.Исмуков привнес в чувашскую поэзию новую концепцию художественного образа, неразрывно связанного с народной поэтикой и отображенного и в языке, и в психологическом рисунке, и в характере мышления героя, и в осмыслении общезначимых социально-нравственных и философских проблем.

7. Особым достижением в чувашской эпической поэзии является стихотворный роман Ю.Айдаша «Атнер». Центральное место в романе принадлежит Атнеру, образу, который сосредоточил в себе трагическое ощущение эпохи застоя. Сила главного героя в том, что он не стал воплощением холодного рассудка (Онегин) или же нерешительной мнительности (Гамлет). Два образа - Автора и Атнера (Вадима Атнерова) - составляют композиционную основу романа. Как и в "Евгении Онегине", повествование, что тоже является признаком романа в стихах, ведется от первого лица. Рассказчик знакомит читателя с современной чувашской действительностью, показывает внутренний мир и поступки героев, размышляет о поэзии, о чувашской интеллигенции, о судьбе чувашского села и т.д. Все это составляет основу языковой композиции, и всюду ощущается доверительный тон собеседника. В то же время стиль Айдаша отличается от пушкинского сочетанием простоты и ассоциативной метафоричности. В отличие от Пушкина строфе Айдаша не характерна такая легкость и изящность. Исходя из жанрового своеобразия социально-философского романа, глубокое осмысление жизни, философское отражение действительности требует соответствующих синтаксических конструкций.

Высокий художественный уровень романа во многом определило также и использование поэтом народной поэзии, выполняющей самые различные функции. Слово в фольклоре достигает небывалого эффекта своей проникновенностью, пронзительностью, простотой и достоверностью, магией. Сила фольклорного слова не в сообщении, а именно в воздействии. Творчески используя весь потенциал народно-поэтического искусства в контексте произведения, поэт находит новые краски, что, несомненно, обогащает образную ткань произведения.

Концепция мира у чувашей представляет круг. Эту концепцию подтверждают и образы Айдаша. Идею романа можно выразить фразой: "Все возвращается на круги своя'1. Несмотря на все перипетии, жизнь продолжается. Как и "Евгений Онегин", "Атнер" не дает окончательных решений, а пытается понять и осмыслить современную действительность, объективно оценить личность в органичной связи с историей, в непрерывном развитии. Отсюда -и незаконченность романа, и неопределенность будущего героя.

Итак, чувашская эпическая поэзия прошла большой путь эволюции от фольклорного состояния жанров до крупного жанра письменной поэзии -стихотворного романа. Развитие жанров и их разновидностей происходило на фоне различных культурных ориентаций и общественно-социальных условий действительности. Основной энергией, приводящей всю художественно-поэтическую систему в движение, являлось рост национального самосознания чувашей во второй половине XIX-XX вв. Современная чувашская поэзия представляет из себя зрелую литературу с большими традициями, в том числе и эпическими.

189

 

Список научной литературыИгнатьева, Елена Анатольевна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Абашев, 1964 Абашев В.Н. Чувашская поэма. - Чебоксары: Чуваш, кн.изд-во, 1964. 148 с.

2. Авидзба, 1991 Авидзба В. Проблемы генезиса романа в молодых литературах. Вопросы поэтики К.Иванова: Материалы конф. посвящ. 100-летию со дня рождения поэта, 21-22 мая 1990 г. - Чебоксары: НИИЯЛИЭ при СМ ЧССР, 1991. С. 120-127.

3. Азбелев, 1982 Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора.

4. Л.: Наука, Ленингр. отд., 1982. 327 с.

5. Александров, 1989 Александров С.А. Константин Иванов //Константин Иванов. Собр. соч. /Второе, допол. издание. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1989. С. 8-26.

6. Александров, 1990 Александров С. Поэтика Константина Иванова. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1990. - 191с.

7. Алиева и др., 1977 Алиева А.И., Астафьева JI.A, Гацак В. М., Кирдан Б.П., Пухов И.В. Опыт системно-аналитического исследования исторической поэтики народных песен // Фольклор. Поэтическая система. - М.: Наука, 1977. С. 42-105.

8. Анненков, 1961 Анненков Ю. Роман в стихах (О поэме «Под гнетом») //Литература и жизнь. М., 1961. 12 июля.

9. Анохин, 1971 Анохин ПК. Философские аспекты теории функциональнойсистемы // Вопросы философии. М. - 1971. - № 3. - С. 55-60.

10. Артемьев, 1996 Артемьев Ю.М. Начало века. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1996. - 293 с. (на чуваш, яз.)

11. Артемьев, 2003 Артемьев Ю.М. Страсть к полемике. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2003. - 191 с.

12. Ахлаков, 1981 Ахлаков А.А. Исторические песни народов Дагестана и Северного Кавказа. - М.: Наука, 1981. - 230 с.

13. Ахметов, 1970 Ахметов З.А. О языке казахской поэзии. - Алма-Ата: Мек-теп, 1970. - 180 с.1. Ахметьянов,1. Ашмарин,1. Ашмарин,

14. Ахметов, 1972 Ахметов З.А. К вопросу изучения теории тюркского стиха //Сов. тюркология. - Баку. - 1971. - № 2. - С.80-87.

15. Бакиров, 1999 Бакиров М.Х. Генезис и древнейшие формы общетюркской поэзии. Автореф. дис. .доктора филол. наук. Казань, 1999.-96 с.

16. Банин, 1982 Банин А.А. К изучению русского народно-песенного стиха.

17. Методологические заметки // Фольклор: Поэтика и традиция, 1981 / Отв. ред. В. М. Гацак. М.: Наука, 1982. - С. 94-139.

18. Басаргин, 1965 Басаргин Б. Я.Ухсай. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1965.- 115 с.

19. Бахтин, 1975 Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Худож. лит., 1975. 504 с.

20. Бахтин, 1975 Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975. - 504 с.

21. Бахтин, 1979 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. 424 с.

22. Васильев, 1980 Васильев А. Современная чувашская эпическая поэзия.

23. Чувашская поэма 1960-1970 гг. //Труды ЧНИИ, в 103. Чебоксары, 1980. - С.115-149.

24. Васильев, 1989 Васильев А. Чувашская литература второй половины XIX в. //Дореволюционная чувашская литература. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1989. - С.111-226. (на чуваш, яз.)

25. Волков, 1995 Волков И.Ф. Теория литературы. - М.: Просвещение,1995.-256 с.

26. Долгов, 1953 Долгов В. Две поэмы (поэмы С.Шавлы «Киевский пионер» и «Отважный Ягур») //Знамя. 1953. - № 10. - С.30-32 (на чуваш, яз.)

27. Долгов, 1963 Долгов В.А. Образы и идеи чувашской литературы. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1963. 408 с. (на чуваш, яз.)

28. Долгов, 1978 Долгов В.А. Красота положительного героя. - Чебоксары:

29. Чуваш, кн. изд-во, 1978. 176 с. (на чуваш, яз.)

30. Долгополов, 1985 Долгополое Л. К. На рубеже веков: Русская литература конца XIX- начала XX вв. - Л.: Сов. писатель, 1985. -352 с.

31. ДТС Древнетюркский словарь. - Л.: Наука, Ленингр. отд., 1969. - 676 с.

32. Жирмунский, 1974 Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. - Л.: Наука, Ленингр. отд., 1974. - 680 с.

33. Жирмунский, 1974 Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. - Л.: Наука, Ленингр. отд., 1974. - 726 с.

34. Жирмунский, 1975 Жирмунский В. М. Теория стиха. - Л.: Сов. писатель, Ленингр. отд., 1975. - 664 с.

35. Жирмунский, 1979 Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. - Л.: Наука. Ленингр. отд., 1979. - 493 с.

36. Завырилина, 1985 Завырилина Т.А. Становление индивидуалистического сознания и «Новая драма» в Японии // Человек и мир в японской культуре. - М : Наука, Гл. ред. вост. л-ры, 1985. - С. 227-246.

37. Зайцев, 1969 Зайцев В. Современная советская поэзия. - М.: Просвещение, 1969.-222 с.

38. Захаров, 1933 Захаров Е. Поэма «Фаворит» (Н.В.Шубоссинни) //Трактор. - 1933.Кн.8-С. 118-139 (на чуваш, яз.)

39. Знаменосцы, 1985 Знаменосцы мира: Стихи поэтов Чувашии. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1985. - 96 с.

40. Земцовский, 1985 Земцовский И.И. К теории жанра в фольклоре // Artes populares. - Budapest. - 1985. - № 14. - С. 21-42.

41. Елеонская, Елисеев, Емельянов, Ибраев,

42. Егоров В., 1964 Егоров В.Г. Этимологический словарь чувашского языка.

43. Иванов А., 1920 Иванов А. Стихи // Песня Волги. - Симбирск. - 1920. -№ 1.- С. 28-30. (на чуваш яз.) Иванов И., 1973 Иванов И.И Яркий и самобытный талант: Поэзия Якова

44. Иванов Н., 1981 Иванов Н.И. Время и стих. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во,1981.- 191с.

45. Иванов Н„ 1989 Иванов Н.И. Сердца живые звуки. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1989. - 174 с.

46. Родионов, 19886 Родионов В.Г. Проблемы стихотворно-поэтического анализа // П.П.Хузангай: Сб. статей ЧНИИ. - Чебоксары, 1988. - С. 37-47 (на чуваш, яз.)

47. Родионов, 1989а Родионов В.Г., Васильев А.В. Чувашская дореволюционная литература. - Чебоксары: Чуваш кн. изд-во, 1989. - 302 с. (на чуваш, яз.)

48. Родионов, 19896 Родионов В. Г. Заговоры, молитвословия и благословения // Чувашский фольклор. Исследования и тексты. - Чебоксары,1989. С. 60-68 (на чуваш, яз.)

49. Родионов, 1989в Родионов В.Г. История формирования чувашского литературоведения // Чувашская литература: вопросы поэтики и стиля: Сб. статей ЧНИИ. - Чебоксары, 1989. - С. 5-21 (на чуваш, яз.)

50. Родионов, 1989г Родионов ВТ. Мэтри Юман как поэт // Чувашская литература: вопросы поэтики и стиля. - С. 12-127 (на чуваш, яз.)

51. Родионов, 1989д Родионов В.Г. Энергия, воплощенная в слове //Сеспель М. Собр. соч. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. 1989. С. 8-45.

52. Родионов, 1989ж Родионов В.Г. О Чувашском литературном обществе // Чувашская литература: вопросы поэтики и стиля. - С. 41-60 (на чуваш, яз.)

53. Родионов, 1990а Родионов В.Г. О системе чувашских обрядов // Чувашская народная поэзия. - С. 3-64.

54. Родионов, 19906 Родионов В.Г. Генезис и эволюция речевого стиха // Чувашская народная поэзия. - С. 65-109.

55. Родионов, 1990в Родионов В. Г. Истоки и эволюция поэтики М.Сеспеля // Филол. науки. - М. - 1990. - № 1. - С. 103-108.

56. Родионов, 1991 Родионов В.Г. По пути к храму //Бичурин Н.Я. Ради вечной памяти. Статьи, очерки, заметки. Письма. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1991. С.3-22.

57. Родионов, 1991а Родионов В.Г. Этапы формирования чувашской литературы // Литературное наследие: 1991. - Чебоксары: НИИ ЯЛИЭ при СМ ЧАССР, 1991. - С. 24-3069 (на чуваш, яз.)

58. Родионов, 19916 Родионов В.Г. По дороге Сеспеля (о поэтическом творчестве С.Эльгера) //Литературное наследие. С.62-67 (на чуваш, яз.)

59. Родионов, 1991 в Родионов В.Г. О феномене Сеспеля //Поэтика Сеспеля: Материалы региональной конф. - Чебоксары: НИИ ЯЛИЭ при СМЧР, 1991. С. 7-15.

60. Родионов, 1992а Родионов В.Г. К тайнам народной стихии //Павлов Ф. Собр. соч. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1992. С.8-22.

61. Родионов, 19926 Родионов В.Г. Чувашский стих: Проблемы становления и развития. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1992. - 224 с.

62. Родионов, 1994а Родионов В.Г. К вопросам о ранних тюркско-финно-угорских фольклорных связях //Слово: 1993. - Чебоксары: ЧГИГН, 1994. С.70-75.

63. Родионов, 19946 Родионов В.Г. Осенняя звезда //Эльгер С. Белое и черное.- Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 19946. С.6-20 (на чуваш.яз.).

64. Родионов, 1997а Родионов В.Г. К проблеме типологии художественно-поэтического сознания народов Урало-Поволжья //Тукай и духовная культура XX века: Материалы научн. конф. - Казань, 1997. С.208-211.

65. Родионов, 19976 Родионов В.Г. Г.Айги и поиски форм в поэзии 50-70-х гг. // Хыпар. - 1997. 15 мая (на чуваш, яз.)

66. Родионов, 1999а Родионов В.Г. Михаил Федоров: комментирование поэмы «Леший». - Чебоксары: изд-во Чуваш, ун-та, 1999. - 75 с. (на чуваш. яз.)

67. Родионов, 19996 Родионов В.Г. Чувашская литература (XVIII - первая половина XIX вв.). - Чебоксары: изд-во Чуваш, ун-та, 1999. - 169 с. (на чуваш, яз.)

68. Родионов, 2000 Родионов В.Г. Творческая история произведений К.В.Иванова // К.В.Иванов: Сб. статей. - Чебоксары: изд-во Чуваш. ун-та, 2000. С.25-57 (на чуваш, яз.)

69. Родионов, 2002 Родионов В.Г. Чувашская литература) вторая половина XIX в.). - Чебоксары: изд-во Чуваш, ун-та, 2002. - 247 с. (на чуваш, яз.)

70. Романов, 1998 Романов В.Н. Идейно-художественное своеобразие чувашской литературы конца XIX - начала XX вв. Автореф. дис. . канд. филол. наук. - Чебоксары, 1998. - 22 с.

71. Рона-Таш, 1991 Рона-Таш А. Поэма «Нарспи» К.Иванова-Прта // Вопросы поэтики К.Иванова. - Чебоксары: НИИ ЯЛИЭ при СМ ЧССР, 1991. С. 138-146.1. Сироткин, Сироткин и др.

72. Северова, 1953 Северова К. «Перевал» // Знамя. - М., 1953. № 4. С. 188-192. Селиванов, 1973 - Селиванов Ф.М. О специфике исторической песни

73. JI. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М.: Просвещение, 1974. - 509 с. Соловьев, 1989 - Соловьев B.C. Чтения о богочеловечестве // Соч. в 2-х т.

74. М.: Правда, 1989. Т. 2. - С. 3-172. Соловьев, 1990 Соловьев B.C. Литературная критика / Сост. и коммент.

75. Н.И. Цимбаева. М.: Современник, 1990. - 422 с. Стеблева, 1965 - Стеблева И.В. Поэзия тюрков VI-VIII веков. - М.: Наука.

76. Фетисов, Федоров В., Федоров Г., Федоров Г.,1. Федоров Г.,

77. Хализев, 2002 Хализев В.Е. Теория литературы: Учебник. - 3-е изд., испр. и допол. - М.: Высшая школа, 2002. - 437 с.

78. Халит, 1965 Халит Г.В. В поисках главного направления (1921-1927)

79. История татарской советской литературы. М.: Наука, 1965. С. 10-85.

80. Хлебников, 1966 Хлебников Г.Я. Чувашский роман. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1966. -211 с.

81. Хлебников, 1971 Хлебников Г.Я. Современная чувашская литература. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1971. - 182 с.

82. Хлебников, 1984 Хлебников Г.Я. Метод и мастерство. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1984. - 253 с.

83. Хлебников, 2001 Хлебников Г.Я. чувашская литературная классика и ее наследники. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. - 302 с.

84. Храпченко, 1986 Храпченко М. Б. Историческая поэтика: основные направления исследований // Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучения. - С. 10-24.

85. Хузангай А., 1982 Хузангай А.П. Ядро поэмы // Молодость и мастерство: Сб. статей. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1982. С. 40-53 (на чуваш, яз.)

86. Хузангай А., 1987 Хузангай А.П. Поиск слова. Статьи о совр. чуваш, поэзии. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1987. - 191 с. (на чуваш, яз.)

87. Хузангай П., 1966 Хузангай П.П. Книга дружбы. - Чебоксары Чуваш, кн. изд-во, 1966.- 199 с.

88. Хузангай П., 2002 Хузангай П.П. Собр. соч. в 6-и тт. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 2002. Т.З. Поэмы. - 542 с. (на чуваш, яз.)

89. Хумма, 1923 Хумма С. О технике чувашского стиха // Канаш. - 1923.110 (на чуваш, яз.)

90. Чагдуров, 1984 Чагдуров С.Ш. Стихосложение Гэсэриады. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1984. - 127 с.

91. Чекушкин, 1997 Чекушкин B.C. Петр Хузангай. Собр. соч. Т.1. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1997. С. 5-38.

92. Чермаков, Чермаков, Чувашское, Чувашское,

93. Чекушкин, 2001 Чекушкин, Виталий. Поэт земли //Ухсай Я.Г. Собр. соч.

94. Т.1. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 2001. С. 5-18 (на чуваш, яз.)

95. Числов, 1986 Числов М. Время зрелости - пора поэмы. - М.:1. Сов.писатель, 1986. 396с.

96. Шавлы, 1935 Шавлы С. Рукописи М.Сеспеля //Колхозник, 1935. Август,11 (на чуваш, яз.)

97. Шарипов, 2001 Шарипов A.M. Система стихотворных жанров в древне-тюркской и тюрко-татарской литературе VIII-XIV вв. (Зарождение, становление и функционирование). Афтореф. дис. .д-ра филол. наук. - Казань, 2001. - 81 с.

98. Шошин, 1977 Шошин В.А. Проблемы взаимодействия советских национальных литератур. - Д.: Наука, Ленингр. отд., 1989. - 248 с.

99. Эзенкин, 1976 Эзенкин B.C. Путь к роману: Особенности в чувашской советской литературе. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1976. - 96 с.

100. Эзенкин, 1992 Эзенкин B.C. Теоретические основы чувашской литературной критики. 1917-1970-е годы. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, унта, 1992. - 200 с.