автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Жанр повести в чеченской и ингушской литературах

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Юсупова, Хава Вахидовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Жанр повести в чеченской и ингушской литературах'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Юсупова, Хава Вахидовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I СТАНОВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ

ЧЕЧЕНЦЕВ И ИНГУШЕЙ.

ГЛАВА II ЖАНР ПОВЕСТИ В ЧЕЧЕНСКОЙ

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Юсупова, Хава Вахидовна

Исследование литературы чеченского и ингушского народов исходит из представлений об общности их исторического развития, нравов, обычаев. В состав современных нахских народов входят чеченцы, ингуши, тушины, кисты и бацбийцы1. Подчеркивая единство происхождения чеченцев и ингушей, кавказовед Е. И. Крупнов пишет, что они произошли от одного и того же народа, племени - от одного и того же пранарода - нахского народа2. Литературы этих народов восходят к единому для них вайнахскому фольклору3. Возникновение, формирование и становление письменной литературы у чеченцев и ингушей протекало на общей основе.

Близость социально-исторических корней, схожесть исторических судеб, единство идейно-художественных традиций способствовали тому, что история

1 Дешериев Ю.Д. Проблемы происхождения, исторического развития горских кавказских народов и их языков // Сравнительно-историческая грамматика нахских языков и проблемы происхождения и исторического развития горских кавказских народов. Грозный, 1963. С. 61.

2 Крупнов Е.И. Древнейшее культурное единство Кавказа и кавказская этническая общность. М., 1963. С. 6; чечено-ингушский лингвист З.К. Мальсагов считал чеченцев и ингушей этнически настолько близкими, едиными, что предложил называть их общим названием - нахами // Цит. по кн.: Айдаев Ю.А. Чечено-ингушская советская драматургия (1920-1940). Грозный, 1975. С. 5. К аналогичному выводу приходит советский исследователь вайнахского языка профессор Н. Ф. Яковлев: «Чеченец и ингуш без всякого затруднения понимают друг друга. Такую близость мы видим и в других проявлениях национальной культуры чеченцев и ингушей» (Там же. С. 5). Прослеживая историю чеченского народа в контексте политических событий, Д. Д. Гакаев также указывает на общность происхождения чеченцев и ингушей: «Вай-нахи (чеченцы и ингуши), - замечает историк, - являются аборигенами Кавказа и говорят на нахском языке, входящем в северокавказскую группу иберийско-кавказской семьи языков». Гакаев Д.Д. Штрихи к историко-культурному портрету чеченцев // Очерки политической истории Чечни (XX век). В двух частях. М., 1997. С. 10.

3 Туркаев Х.В. Исторические судьбы литератур чеченцев и ингушей (Роль русской литературы и родного фольклора в становлении национальных литератур. 60-е годы XIX - 40-е годы XX в.). Грозный, 1978. С. 7; Дахкильгов И.А. Ингушская литература (период развития до 40-х годов). Грозный, 1975. С. 3, 7; Далгат У.Б. рассматривает героический эпос чеченцев и ингушей как общее достояние вайнахского (чеченского и ингушского) народа. (Далгат У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. М., 1972). развития «близкородственных» литератур до недавнего времени рассматривалась в вайнахской литературной науке как единая, чечено-ингушская, хотя и отмечалось, при этом, что «каждая из этих литератур сохраняет свои особенности»1. Вместе с тем со временем в науке все более укоренялся взгляд на изучение литератур этих народов как самостоятельных - отдельно чеченской и отдельно ингушской . Очевидно, что в процессе эволюции словесного творчества происходит постепенное обособление единых в своем генезисе чеченской и ингушской литератур, углубление различий, складываются особые взаимосвязанные и вместе с тем самостоятельные художественные системы3.

В предпринятом исследовании сохраняет актуальность установка на осмысление национально-эстетического своеобразия чеченской и ингушской повести 20-30-х годов, что не исключает осознания общности эстетических принципов эволюции жанра.

ТЛ w w

В динамике становления художественного сознания ваинахов чрезвычайно важным этапом явились 20-30-е годы. В истории чеченской и ингушской литератур, характеризующихся ускоренным типом развития, это были годы наиболее интенсивного формирования новых жанровых структур, определивших облик и тенденции развития национальной литературы на многие десятилетия. Исторически целостный взгляд на литературно-художественный процесс 20-30-х годов позволяет проследить, как тенденции стремительно развивающейся жизни находили выражение в развитии искусства, в сжатом виде воспроизводившего общемировые стадии литературного развития; как в процессе становления, утверждения новых жанровых форм происходило вызревание

Чахкиева Р.А. Эволюция повествовательных форм в чечено-ингушской литературе (преемственность и национальные закономерности развития младописьменной литературы) Дис. канд. филол. наук. М., 1975 . С. 7.

2 Дахкильгов И.А. Указ. соч.; Тасуева J1.C. Чеченская советская проза. 20-30-е годы. Дис. канд. филол. наук. Махачкала, 1975.

3 Чеченский и ингушский рассказ. Грозный, 1985; Чеченский и ингушский роман. Грозный, 1986; Абдулаева Х.Р. Чеченская проза: историко-культурный аспект. Автореф. дис. канд филол. наук. М., 1998. первых повестей, заложивших основы жанра как новой формы эпического мышления в чеченской и ингушской литературах.

В механизме формирования новых ценностных ориентаций важную роль сыграли газеты, периодическая печать. Публицистику можно рассматривать в качестве одного из важнейших явлений, оказавших непосредственное воздействие на процесс становления новых жанровых структур. Исследователь ингушской литературы И.А. Дахкильгов отмечал, что очерки «оперативно и художнически «осваивали» действительность, были школой мастерства, началом эпических жанров»1. Этот жанр оказался продуктивным еще и потому, что сохранял преемственные связи с предшествующим опытом просветителей, еще в XIX веке предпринимавших попытки художественного осмысления этнографических реалий вайнахов в жанре очерка2. Отталкиваясь от существующих традиций, сохраняя присущую очерку документальность, опору на факты, писатели модифицируют его, обогащают новыми темами и идеями, используют приемы художественной типизации.

С точки зрения перспектив развития литературы актуальна и продуктивна роль поэзии, занимавшей доминирующее положение в чеченской и ингушской литературах 20-30-х годов. Опираясь на традиции фольклора, поэзия создавала новые формы национальной литературы3. Романтически-экспрессивный способ восприятия действительности, утверждавшийся в ранней чеченской и ингушской лирике в зародыше содержал жанровые начала и смыслы, оказавшиеся продуктивными для образования новых, собственно художественных жанров, в том числе повести. В своем развитии она опиралась не только на богатое устно-песенное народное творчество, но и широко использовала традиции арабоязыч

1 Дахкильгов И.А. Указ. соч. С. 113.

2 Туркаев Х.В. Зарождение горской русскоязычной литературы. Идейно-эстетическое своеобразие творчества А. Г. Кешева, И. Канукова, Ч. Ахриева, У. Jlay-даева, А. Базоркина // Исторические судьбы литератур чеченцев и ингушей. Грозный, 1978. С. 72-91.

Дыхаев В. Поэтический образ Родины. Грозный, 1968. С. 72. ной и русской советской поэзии1. В произведениях исследуемого периода превалирует политическая и сатирическая лирика, в меньшей степени представлена в ней любовная и пейзажная.

Процесс становления жанрового мышления был связан с развитием лиро-эпического жанра - поэмы, истоки которого «уходят своими корнями в дошедшие до нас героико-исторические песни и сказания, созданные чечено-ингушским народом на ранних ступенях своего общественного развития» . Восходящая к устной повествовательной традиции вайнахская поэма включала в сферу своих интересов самые разнообразные пласты местного, национального и исторического колорита. При сохранении интереса к прошлому народа, к героическим страницам его истории, чеченская и ингушская поэма активно разрабатывала тематику, рожденную реалиями современной советской жизни.

Специфика культурной эволюции определялась, как очевидно, взаимодействием множества субъективных и объективных факторов. Внутренние тенденции развития, вступая во взаимодействие с инонациональными факторами, ускоряли процессы динамического становления литературы. Показательна в этом отношении смысловая и функциональная значимость драматургии, нового для национальной культуры театрального искусства. Возникновение драматургических жанров было обусловлено активизацией межлитературных контактов, связано прежде всего с «огромным влиянием» русской культуры3. Значительны также заслуги Грузии в становлении чечено-ингушского театрального искусства4. Отчетливым симптомом близости драматургии к эпическим жанрам вы

1 Туркаев Х.В. Чеченская советская поэзия. Грозный, 1971. С. 22.

2 Мальсагов А.У. Ингушская советская поэма (История развития жанра. Проблема героя, традиций и новаторства) // Известия. Т.VI, Вып. 3. Литературоведение. Грозный, 1972. С. 22.

3 Айдаев Ю.А. Чечено-ингушская советская драматургия (1920-1940 годы). Грозный, 1975. С. 92.

4 В 1934 г. Грузинский ЦИК и Чеченский облисполком заключили договор, по которому грузинский академический театр им. Ш. Руставели взял шефство над начинающим театром. Была открыта специальная студия для подготовки творческих сил Чечено-Ингушского театра. К маю 1936 года ее окончили 19 человек. Знаменательступала попытка представить героев со своей историей и жизненной судьбой. Складывающиеся в социально-бытовой, исторической драме, комедии1 свойства драматического рода литературы - изображение героев с резко выраженными чертами, тяготение к патетике, гротеску - впоследствии оказались продуктивными и для эпических жанров, в частности повести.

Видные деятели русской советской литературы оказали серьезное влияние на формирование мастерства чеченских и ингушских писателей, поддерживали их своим моральным и художественным авторитетом. Чрезвычайно велика в этой связи роль М. Горького, А. Фадеева, А. Серафимовича, Э. Багрицкого, В. Маяковского, Н. Тихонова2.

Свидетельством роста литературного самосознания явились попытки теоретического анализа ряда литературоведческих проблем. Закладываются основы литературной, в том числе писательской критики, делаются попытки решить злободневные для формирующейся литературы задачи. Появляются статьи, посвященные вопросам развития чечено-ингушского языка, письменности, литературы3.

Особой сферой творчества становится перевод. Воссоздавая уже созданное, переводчики открывают в своей литературе и в родном языке новые ресурсы, осваивают инонациональные культуры, идеи. Как наглядное проявление межъязыковой литературной коммуникации, художественные переводы способствовали развитию, обогащению литературы. В конце 20-х начале 30-х годов были переведены некоторые произведения И.А. Крылова, А.С. Пушкина, ным событием в жизни национального театра явилось открытие в 1938 году Чечено-Ингушской театральной студии при ГИТИСе.

1 Айдаев Ю.А. Указ. соч. С. 43.

2 Зубайраев A.JL Взаимосвязи и взаимодействие русской советской и чечено-ингушской литератур 20-40-х годов. Автор, дис. канд. филол. наук М., 1976. С. 16.

3 Мальсагов З.К. Культурная работа в Чечне и Ингушетии в связи с унификацией алфавитов // Избранное основоположника ингушской грамматики, классика ингушской литературы. Нальчик, 1998. С. 12-17; Его же: Чеченский народный стих // Там же. С. 21-33; Его же: Рецензия на сборник стихов Муталибова // Там же. С. 34-35; Его же: Очерк аккинского (ауховского) языка // Там же. С. 35-57; Мальсагов О. А. Мальсагов 3. К. // Очерк истории чечено-ингушской литературы. Грозный, 1963. С. 90.

М.Ю. Лермонтова, Т.Г. Шевченко, JT. Толстого, А. Чехова, A.M. Горького, В. Маяковского, Д. Дефо, сказки Андерсена, рассказы Ги де Мопассана. Для становления эпических жанров особенно важными оказались переводы прозы А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, М. Горького.

Будущие перспективы развития вайнахской литературы, в частности жанра повести, предугадывал рассказ, обозначивший новую стадию эволюционного развития. Истоки и традиции этого жанра своими корнями уходят в устное народное творчество1.

Повесть как явление духовной культуры чеченцев и ингушей возникает, складывается и утверждается на основе всего предшествующего этапа развития. В отличие от рассказа повесть явилась для чеченской и ингушской литератур жанром принципиально новым, вызванным к жизни естественными и закономерными процессами взаимодействия, взаимовлияния национальных литератур, где особая роль принадлежала не только советской, но и шире - русской классической литературе . На основе синтеза художественных традиций национальной, русской, советской и мировой прозы рождается новая жанровая форма. Отчасти это зафиксировано в языке. Если для обозначения жанра рассказа в чеченской и ингушской литературах существуют эквивалентные слова дийцар и дувцар3, то этого нельзя сказать о повести.

Жанр повести возник в рамках новой, созданной после революции советской литературы. Как один из самых значительных художественных феноменов послереволюционного периода именно жанр повести определил многие тенденции развития вайнахской прозы, осуществляя важнейшую для национальной культуры функцию - включение в литературное сознание глубокого пласта рефлексии над актуальными социальными, нравственными проблемами. В истории чеченской и ингушской литературной науки ни один ученый не обра

1 Туркаев Х.В. Исторические судьбы литератур чеченцев и ингушей. С. 263-270.

2 Там же. С. 179-332.

3 Тимаев А.Д. К этимологии слова «туьра» (сказка) в чеченском языке // Интернационализм и атеизм в литературе и фольклоре чеченцев и ингушей. Грозный, 1979. С. 42. щался к теоретическому и историко-литературному исследованию этого жанра применительно к фактам национальной литературы. Большинство ученых при изучении основных тенденций в развитии вайнахской литературы, ее проблематики высказывали отдельные наблюдения над спецификой этого жанра в творчестве того или иного писателя1. При этом в работах литературоведов, затрагивающих обозначенную проблему, преобладает интерес к идейным, идеологическим аспектам литературы. А между тем изучение процесса становления и развития повести, исследование поэтики развертывания конфликтных коллизий и характеров позволяет выявить и тематическую, и структурную составляющие жанра, открывает новые возможности для интерпретации литературно-художественных произведений, в значительной степени способствуя более глубокому осмыслению литературного процесса в целом.

Наша цель - исследовать закономерности становления и жанровую поэтику чеченской и ингушской повести 20-30-х годов.

Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач:

- выявить национальные особенности формирования жанров в чеченской и ингушской литературах в 20-30-е годы;

- осмыслить роль русской советской литературы и национального фольклора в процессе становления жанровой системы чеченской и ингушской литератур;

- исследовать особенности художественной трактовки конфликтов и характеров в чеченской и ингушской повести;

- выявить структуру и типологию конфликтов и характеров в повестях;

- осмыслить роль внетекстовых факторов культуры в поэтике повестей, в их художественной структуре.

Научная новизна диссертации состоит в исследовании закономерностей становления жанра повести в вайнахской литературе, анализе жанровой по

1 См.: Очерк истории чечено-ингушской литературы. Туркаев Х.В. О путях развития чеченской литературы. Грозный, 1973; Дахкильгов И.А. Указ. соч.; Айдаев Ю.А. Зеркало жизни. Грозный, 1987. С. 33-34. этики повестей на основе изучения принципов художественного структурирования конфликта и характера как их жанрообразующей доминанты, изучении природы трагического в чеченской и ингушской повести, своеобразия используемых писателями приемов психологического анализа.

Материалом для исследования послужили повести основоположников чеченской и ингушской советской литератур С. Бадуева «Голод» (1925-1927), «Огненная гора» (1928), «Бешто» (1930) и А.-Г.С. Гойгова. «Джан-Гирей» (1925-1928), «Пробуждение» (1936), «Серго» (1936-1937), позволившие осмыслить основные тенденции развития вайнахской литературы1.

Творчество С. Бадуева и А.-Г. Гойгова явилось предметом литературоведческих и литературно-критических статей, среди которых наиболее обстоятельные принадлежат Х.В. Туркаеву2 и И.А. Дахкильгову3. В работах этих ученых многогранная деятельность писателей в основном рассматривается в общем плане. Актуальной, неизученной остается проблема жанрового поэтологиче-ского своеобразия повестей.

Много интересного материала, весомого с точки зрения уяснения творческого метода художников, содержится в разнообразных статьях, авторских предисловиях4, где осмысливаются особенности тематики, проблематики, творче

1 При изучении повестей А.-Г. Гойгова необходимо иметь в виду, что, оставаясь художником глубоко национальным, писатель создает свои произведения на русском языке. Важное значение для уяснения природы двуязычия имеют наблюдения С.У. Алиевой (Алиева С.У. Национальная идея и эстетика социалистического реализма // Нация. Личность. Литература. Вып. 1. М., 1996. С. 77); Гусейнова Ч.Г. (Гусейнов Ч.Г. Этот живой феномен. М., 1988. С. 349-416); Ю.Д. Дешериева (Дешериев Ю.Д. Роль русского языка и русской культуры в развитии языков и культур народов СССР // Взаимоотношение развития национальных языков и национальных культур. М., 1980. С. 95.); Османовой З.Г. (Современные аспекты литературно-художественного двуязычия // Способность к диалогу. Часть 1. М., 1993. С. 76).

2 Туркаев Х.В. Исторические судьбы литератур чеченцев и ингушей. С. 272-275; С. 301-314.

3 Дахкильгов И.А. Указ. соч. С. 130-143.

4 Арсанукаев A.M. Вступление // Арсанукаев A.M. Изучение творчества С. Бадуева в школе (методическое пособие). Грозный, 1989. С. 3-5; Сулаев М. Творческий путь Сайда Бадуева // Сайд Бадуев. Огненная гора. Избранное. Грозный, 1972. С. 415; Туркаев Х.В. Вступ. статья // С. Бадуев Рассказы и повести, Грозный, 1989. ской манеры писателей. Богатые фактами и наблюдениями исследования дают представление об отдельных аспектах творчества С. Бадуева и А. Гойгова, однако система рассуждений и доказательств не всегда оправдана и убедительна вследствие жесткости идеологических схем, которым подчинен литературоведческий анализ.

Прозаические произведения основоположников чеченской и ингушской советской литератур становились предметом изучения в кандидатских диссертациях Р.А. Чахкиевой «Эволюция повествовательных форм в чечено-ингушской литературе (преемственность и национальные закономерности развития младописьменной литературы)»1, Тасуевой J1. С. «Чеченская советская проза.

20-30-е годы» . Однако ученые в этих диссертациях решали другие задачи и под иным углом зрения.

Несомненно, в методологии «советского» литературоведения есть много плодотворных идей, послуживших основой для предпринятого исследования, но, очевидно и то, что отвечающее запросам нашего времени постижение творческой индивидуальности писателей, специфики созданных ими художественных миров становится возможным при условии учета новых научных подходов.

Теоретической основой для решения обозначенных проблем служат работы М.М. Бахтина, С.Г. Бочарова, Л.Я. Гинзбург, Г. Поспелова, Е.В. Хализева, Л.В. Чернец, Н.П. Утехина. Новизна задач, неразработанность в чеченском и ингушском литературоведении поднимаемых вопросов обусловили необходимость широкого обращения к опыту многонационального отечественного советского и постсоветского литературоведения.

С. 5-14; Мальсагов А. О книге и ее авторе. Попов А. // А.-Г. Гойгов. Утро свободы. Избранное. Грозный, 1973. С. 5-12; С. 13-14; Корзун В.Б. Жизнь и творчество А.-Г.С. Гойгова (1896-1948) //А.-Г. Гойгов. Избранное. Грозный, 1961. С. 3-20.

1 Чахкиева Р.А. Эволюция повествовательных форм в чечено-ингушской литературе (преемственность и национальные закономерности развития младописьменной литературы). Дис. канд филол. наук. М., 1975.

2 Тасуева Л.С. Чеченская советская проза. 20-30-годы. Дис. канд. филол. наук. Махачкала, 1975.

Начало теоретическому осмыслению повести как «среднего эпического жанра» положил В.Г. Белинский. Высоко оценивая роль повести в развитии русской литературы, сравнивая ее с романом по художественным возможностям в познании и изображении действительности, критик отмечал: «Повесть есть тот же роман, только в меньшем объеме», «глава из романа»1. В качестве сущностных жанрообразующих факторов Белинский выделяет объем и охват материала.

Это положение развивается и углубляется в трудах ученых XX столетия, исследующих жанровую специфику повести. Прослеживая особенности формирования и функционирования повести в русской классической и советской литературе, ее связь со смежными жанрами романом и рассказом, исследователи особое внимание уделяют поэтике, типологии, преемственности в развитии жанра . При этом большинство ученых сходится во мнении о том, что объем и охват художественного материала еще не может служить критерием жанрового определения повести: «необходимо учитывать проблематику, своеобразие сюжетно-композиционной структуры и типа повествования, жанровой Л концепции «события» и «художественного времени» .

Признавая правомерность приведенных суждений, необходимо все же отметить, что жанровая концепция повести осмысливается учеными преимущественно на материале русской литературы, не учитываются различные модификации повести, сложившиеся в национальных, в том числе, исследуемой литературах.

Белинский В.Г ,0 русской повести и повестях г.Гоголя («Арабески» и «Миргород») // Полн. собр. соч. в 13 т. Т.1. М., 1953. С. 271.

2 Ванюков И.А. Русская советская повесть 20-х годов: Поэтика жанра. Саратов, 1987; Ванюков И.А. Жанр и творческая индивидуальность: Пять глав из истории русской советской повести 1917-1929 гг. Саратов, 1989; Головко В.М. Повесть как жанр эпической прозы. М.: Ставрополь, 1997; Головко В.М. Русская реалистическая повесть: герменевтика и типология жанра. М.: Ставрополь 1995; Русская повесть XIX в. История и проблематика жанра. Л., 1973; Русская советская повесть 20-30-х годов. Л., 1976; Кузьмин А.И. Повесть как жанр литературы. М., 1984; Утехин Н.П. Жанры эпической прозы. Л., 1982.

3 Головко В.М. Поэтика русской повести. Саратов, 1992. С. 7.

Жанровая концепция чеченской и ингушской повести имеет свою специфику, связанную с особенностями ее формирования и функционирования. Вбирая и трансформируя жанровые традиции, сложившиеся на почве русской литературы, - ориентацию на «описание», исследование страниц «книги жизни», отдельных эпизодов из «беспредельной поэмы судеб человеческих», вайнахская повесть вырабатывает собственные модификации, включая в сферу жанра новый жизненный материал, новую тематику. При этом трансформируются и структурные жанрообразующие факторы - способ сюжетно-композиционной организации, принципы художественного изображения.

В нашей работе жанровая поэтика чеченской и ингушской повести исследуется на основе изучения специфики художественной трактовки конфликта и характера как основных структурно-семантических составляющих жанра, определяющих соотношение типологического и неповторимого в творчестве изучаемых писателей и эволюции жанра.

Научная и практическая значимость исследования Научная значимость диссертации состоит в том, что представленная в ней концепция становления и жанровой поэтики чеченской и ингушской повести 20-30-х годов, как нам кажется, закладывает плодотворную теоретическую и методологическую основу для дальнейших научных исследований в области чеченской и ингушской прозы.

Практическая значимость работы определяется тем, что материалы диссертации могут быть использованы при разработке спецкурсов, проведении спецсеминаров, при чтении вузовских лекционных курсов по истории чеченской и ингушской литератур, а также при разработке новых концепций развития литератур северокавказского региона.

Диссертация состоит из 3-х глав, введения, заключения и списка литературы. Структура работы обусловлена стремлением проследить эволюцию жанра повести в чеченской и ингушской литературах.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Жанр повести в чеченской и ингушской литературах"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование жанров чеченской и ингушской литератур, в том числе повести, происходило как в процессе творческого переосмысления традиций народно-поэтического творчества, на основе внутрилитературных факторов, так и на почве межнационального литературного взаимодействия, прежде всего освоения опыта русской классической и советской литературы. Выработанные в этих литературах эстетические принципы органично входили в русло стилевых исканий ранней вайнахской прозы.

В исследуемый период создаются повести, обнаруживающие тяготение к различным модификациям жанра, - с нравственно-психологической, лирической доминантой («Голод», «Бешто»), нравственно-этической («Джан-Гирей», «Огненная гора»), автобиографической («Пробуждение»), политической («Серго»). Поликонфликтная структура определяет своеобразие функционирования чеченской и ингушской повести, включающей в единое целое разнообразные проблемы и конфликты, - социальные, национальные, психологические, сложившиеся на почве истории, традиций и современной жизни.

Взаимоотношения персонажей между собой, со средой, обстоятельствами писатели исследуют преимущественно в нравственном аспекте, в сфере этических конфликтов и коллизий, преломляющих специфику национальных, этнических, религиозных представлений в новых условиях, в тех или иных новых обстоятельствах жизни.

Специфика развертывания трагического, концепция характеров и их этнопсихологическая доминанта, прием ретроспективного повествования, точка зрения рассказчика, трансформация фольклорных приемов, этнографическая конкретизация, соотношение истории и предыстории, приемы сатирической типизации - все это составляющие жанровой поэтики повести, позволяющие осмыслить типологическое и своеобразное в структуре исследуемого жанра.

Конфликты в чеченской и ингушской повести обладают, условно говоря, двумя формами - внешней и внутренней (основанной на динамике мыслей, чувств персонажей). Взаимодействие внешне-событийных и внутренне-психологических коллизий, а также их философское осмысление, обусловливает «поликонфликтность» произведений как важный элемент поэтики жанра. В качестве основного принципа организации конфликта в исследуемых повестях выступает контраст. Как смысловая доминанта он организует художественную структуру текста, что находит выражение и в образной системе. Одним из важных элементов структуры конфликта является финальное разрешение. Вайнахская повесть отдает предпочтение «открытым» финалам, отмеченным неразрешимостью конфликта, сохранением тех или иных противоречий, возникновением новых.

В основе избранного писателями способа типизации лежит принцип социальной конкретизации. Речевая характеристика (монолог, внутренний монолог), портрет, «формы поведения», категория воображения становятся новыми в национальной литературе, эстетически перспективными способами и приемами создания и обрисовки характеров персонажей, свидетельствуя о зарождении в поэтике повестей элементов психологического анализа.

Особое внимание уделяется портрету как важной категории поэтики и важному приему психологического анализа. Портреты идеальных героев ориентированы на создание общего впечатления, содержащего эмоциональную оценку. Одним из способов характеристики становится восприятие героев глазами окружающих. В портретах сатирических персонажей акцентируются шаржированные или гротескно заостренные черты внешнего облика, поведения. Приемом и средством сатирической выразительности служат гротеск, ирония, «говорящие фамилии». Лишенные подробностей и развернутых характеристик, портретные описания сосредоточены на основных, доминантных признаках При этом отбор и группировка характерологических деталей обнаруживает заметное воздействие фольклорных традиций. Каждая деталь портрета направлена на выявление внутренней сути человека, на создание психологически достоверной связи «микромира» героя с его внешней формой, восходящая к эстетике фольклора. В попытке соотнести литературный характер с народным нравственно-этическим идеалом прослеживается следование традициям и специфика нового типа мышления.

В чеченской и ингушской повести исследуемого периода намечается отход от традиций фольклорно-эпического мышления, что проявляется в предпринятой писателями попытке исследования внутренних, психологических конфликтов.

Отличительной тенденцией, наметившейся в чеченской и ингушской повести, становится испытание героев обстоятельствами. Если писатели в 20-е годы акцентировали трагическую зависимость характеров от обстоятельств, то в 30-х годах наблюдается новый акцент в соотношении характеров и обстоятельств - допускается возможность нравственного противостояния героя среде. Одним из аспектов художественного образа в ингушской повести 20-30-х годов, в чеченской 30-х становится его развитие во времени. Хронотоп художественного произведения дает возможность проследить изменения в характере литературного героя.

В сферу ценностных ориентаций вовлекается этнонациональная специфика, философия национального быта. Актуализация этнического фактора становится средством обнаружения непреходящего смысла и ценности

U и тл универсалии вайнахской этики. В одном контексте наряду с литературным в чеченской и ингушской повести функционирует внелитературный текст культуры - бытовой, поведенческий, обладающий своей эстетикой, в значительной степени формирующий особенности повествования.

В описании первостепенную роль приобретает авторская позиция. Субъективный подход к художественным конфликтам соответствует творческой задаче писателей — создания субъективного образа объективного мира.

В пределах каждого из выделенных нами десятилетий - этапов -актуализировались связи с различными видами и жанрами, находящейся в становлении литературной системы, формировались основные жанровые модификации повести. В 20-е годы на первый план выдвигаются вечные темы, развивающиеся в конкретных обстоятельствах реальной жизни. Эта жанровая форма обладает гораздо более широким и богатым художественным потенциалом, чем политическая, появившаяся в 30-е годы, построенная по нормативным канонам (повесть «Серго»), тяготеющая к очерково-документальному, публицистическому началу, хотя признаки «идеологического канона» затрагивают в разной мере все стороны художественного и эстетического мышления чеченских и ингушских писателей в эту пору.

 

Список научной литературыЮсупова, Хава Вахидовна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Антология чечено-ингушской поэзии. Грозный: Чечено-Ингуш. кн. изд-во. 1981.

2. Бадуев С. Собрание соч. в 2 т. Грозный: Чечено-Инг. кн. изд-во. 1976.

3. Бадуев С. Огненная гора. Грозный: Чечено-Инг. кн. изд-во, 1967. - 124 с.

4. Бадуев С. Огненная гора. Избранное. Грозный: Чечено- Инг. кн. изд-во,1972.- 147с.

5. Бадуев С. Колхозан иллеш. Соьлжа-Пала: Нохчоблзорб, 1933.

6. Бадуев С. Рассказы и повести. Грозный: Чечено-Инг. кн. изд-во, 1989.

7. Гойгов А.-Г. Избранное. Грозный: Чечено-Инг. кн. изд-во, 1961. - 219 с.

8. Гойгов А.-Г. Утро свободы. Избранное. Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во,1973.- 135 с.

9. Гойгов А.-Г. Пробуждение. Повесть и рассказы. Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1981.-216 с.

10. Поэты Чечено-Ингушетии. -М.: Худ. лит., 1935.11. «Серло», 1926, 17 июля.12. «Серло», 1926, 9 октября.13. «Серло», 1929, 28 июля.14. «Серло», 1931, 14 февраля.

11. Абдулаева Х.Р. Чеченская проза: историко-культурный аспект. Автореф. дис. канд филол. наук. М., 1998. - Институт мировой литературы. - 26 с.

12. Абдулаева Х.Р. Творчество первых чеченских литераторов. Начало XX века //Нация. Личность. Литература. Вып. 1. -М.: Наследие, 1996 -С. 226-239.

13. Аверинцев С.С., Андреев М.Л., Гаспаров МЛ., Гринцер П.А., Михайлов А.В. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М.: Наследие, 1994. - С. 3-38.

14. Айдаев Ю.А. Зеркало жизни. (Сб. лит.-критич. ст.). Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1987.- 147 с.

15. Айдаев Ю.А. От эпической песни до эпопеи: Сборник лит.-критич. ст. -Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1975. 93с.

16. Айдаев Ю.А. Чечено-ингушская советская драматургия (1920-1940). -Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1975. 138 с.

17. Алиева С.У. Национальная идея и эстетика социалистического реализма // Нация. Личность. Литература. Вып.1. М.: Наследие, 1996. - С. 67-81.

18. Алироев И.Ю. Язык, история и культура вайнахов. Грозный: Чеч.-Инг. издательско-полиграфич. объединение Книга, 1990. - 368 с.

19. Арсанукаев A.M. Изучение творчества С. Бадуева в школе (методическое пособие). Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1989.

20. Андреев А.Н. Целостный анализ литературного произведения. Минск: НМЦентр, 1995.-142 с.

21. Андреев Ю. Резонанс земли и неба (тезисы о соцреализме и о вечной эволюции искусства) // С разных точек зрения. Избавление от миражей. Соцреализм сегодня. М.: Советский писатель, 1990. - С. 381-401.

22. Ахмадов А.Я. Исторические реалии в героических песнях илли // Поэтика чеченских героических песен илли. Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1983. -С. 45.

23. Барахов B.C. Литературный портрет (истоки, поэтика, жанр). Л.: Изд-во Наука, 1985.-312 с.

24. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 4-ое М.: Сов. Россия, 1979.-320 с.

25. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. - 424 с.

26. Бекизова Л. От богатырского эпоса к роману (Национальные художественные традиции и становление повествовательных жанров адыгскихлитератур). Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного изд-ва, 1974. - 287 с.

27. Белецкий А.В. В мастерской художника слова. М.: Высш. шк. 1989. -158 с.

28. Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя («Арабески» и «Миргород») // Полн. собр. соч. В 13 т. Т.1. М.: Изд-во АН СССР, 1953. -С. 259-307.

29. Борев Ю.Б. Художественный процесс (проблемы теории и методологии) // Методология анализа литературного процесса. М.: Наука, 1989. - С. 4-30.

30. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии: (очерки теории и истории). -М.: Наука, 1981. 390 с.

31. Бочаров С.Г. Характеры и обстоятельства // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер. Т. 1. М.: Изд-во АН СССР. 1962.-С. 312-451.

32. Бушмин А.С. Традиции и новаторство // Преемственность в развитии литературы. Д.: Худож. лит., 1978. - С. 160-187.

33. Ванюков И.А. Жанр и творческая индивидуальность: Пять глав из истории русской советской повести 1917-1929 гг. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1989.- 101 с.

34. Ванюков И.А. Русская советская повесть 20-х годов: Поэтика жанра. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. 1987. 199 с.

35. Виноградов В.В. Язык художественного произведения // О языке художественной литературы. М.: Гослитиздат, 1959. - С. 167-258.

36. Виппер Ю.Б. «Типологические схождения» в изучении мирового литературного процесса // Классическое наследие и современность. Л.: Наука. Лен. отд-ние, 1981. - С. 45-50.

37. Гайтукаев К.Б. В пламени слова. Грозный: Чеч.-Инг. изд.-полигр. об-ние «Книга», 1989.-223 с.

38. Гайтукаев К.Б. Традиции А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова в лирике А.Сулейманова // Вопросы литературных связей. Т.VIII. Грозный, 1979. -С. 121-137.

39. Гакаев Д. Штрихи к историко-культурному портрету чеченцев // Очерки политической истории Чечни (XX век). В двух частях. М.: Изд. ЧКЦ, 1997. -С. 9-50.

40. Гаспаров М.Л. Поэзия и проза-поэтика и риторика // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М.: Наследие, 1994.-С. 126-159.

41. Гегель Эстетика . в 4 т. Т.1. М.: Искусство, 1968. - С. 205-244.

42. Гинзбург Л. О литературном герое. Л.: Сов. Писатель, 1979. - 222 с.

43. Гинзбург Л. О психологической прозе. Л.: Худож. лит. 1977. - 443 с.

44. Головко В.М. Повесть как жанр эпической прозы. М., Ставрополь: МГОПУ: СГУ, 1997. - 116 с.

45. Головко В.М. Поэтика русской повести. Саратов: Изд.-во Сарат. ун.-та, 1992.- 191 с.

46. Головко В.М. Русская реалистическая повесть: герменевтика и типология жанра. -М.: МГОПУ; Ставрополь: СГПУ, 1995. 438 с.

47. Голубков М. Утраченные альтернативы: Формирование монистической концепции советской литературы 20-30-е гг. М.: Наследие, 1992. - 199 с.

48. Горбунова Е.Н. Идеи, конфликты, характеры. М.: Советский писатель, 1960.-417 с.

49. Гордович К.Д. Глава 2. 1930-1955 // История отечественной литературы XX в. Пособие для гуманитарных вузов. Спб.: Специальная литература, 1997.-С. 60-85.

50. Грехнев В.А. Словесный образ и литературное произведение. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1997. - 200 с.

51. Гринцер П.А. Неоконченное произведение // Мировое древо, вып.5. М.: РГГУ, 1997.-С. 105-124.

52. Гусейнов Ч. Этот живой феномен: Советская многонациональная литература вчера и сегодня. М.: Сов. писатель, 1988. - 429 с.

53. Далгат У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. М.: Наука, 1972. -467 с.

54. Далгат У.Б. Литература и фольклор. -М.: Наука, 1981. 304 с.

55. Дахкильгов И.А. Ингушская литература (период развития до 40-х годов). -Грозный: Чеч.-Ингуш, кн. изд-во, 1975. 187 с.

56. Дергачева Э.С. Проблема характера в советской прозе 20-х годов. -Челябинск: ЧГПИД983. 94 с.

57. Дешериев Ю.Д. Роль русского языка и русской культуры в развитии языков и культур народов СССР // Взаимоотношение развития национальных языков и национальных культур. -М.: Наука, 1980. С. 90-100.

58. Драгомирецкая Н. Слово героя как принцип организации стилевого целого // Многообразие стилей советской литературы: Вопросы типологии. М.: Наука, 1978.-211с.

59. Дыхаев В. Поэтический образ Родины. Грозный: Чечено-ингушское кн. изд-во, 1968.-С. 72

60. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. — М.: Просвещение, 1988. 174 с.

61. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. Спб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996.-438 с.

62. Жуковская А.В., Мазур Н.Н., Юсков A.M. "Немецкие типажи" русской беллетристики (конец 1820-х нач. 1840-х гг.) // Новое литературное обозрение № 34 (6/1998). С. 37-54.

63. Завриев М.А. В поисках художественного метода (критические статьи) -Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1988. 67 с.

64. Интернационализм и атеизм в литературе и фольклоре чеченцев и ингушей. Грозный: Чеч.-Инг. институт истории, социологии и филологии при Совете Министров ЧИАССР, 1979. - 122 с.

65. История русской литературы XX века (20-90-е годы). Основные имена. -М.: МГУ, 1998.-480 с.

66. Караева З.Б. Концепция личности в карачаевской литературе 20-30-х годов // Литературы народов Карачаево-Черкессии. Концепция художественного развития. Черкесск, 1990. - С. 35-52.

67. Карамашева В.А. Становление хакасской прозы: жанр, проблематика, характер. Абакан, 1996. - 133 с.

68. Коваленко А.Г. Художественный конфликт в русской литературе. М.: Изд-во Российский университет дружбы народов, 1996.

69. Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX XX вв. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 333 с.

70. Короглы Х.Г. Туркменская литература. -М.: Высш. шк., 1972. -286 с.

71. Короглы Х.Г. Узбекская литература. М.: Высш. шк., 1976. - 302 с.

72. Короглы Х.Г. Шасенем и Гарып, Касым-Оглан и другие туркменские народные повести. -М.: Наука (Сост., введ. и примеч. Х.Г. Короглы), 1991.

73. Короглы Х.Г. Турецкая народная повесть // Эмрах и Сельви и др. турецкие народные повести. М.: Наука, 1982. - С.5-20.

74. Кормилов С.И. Образность // Литературная учеба. № 5, 1985. С. 205-207.

75. Кормилов С.И. Тип // Литературная учеба. № 1, 1982. С. 235-239.

76. Кормилов С.И. Характер // Литературная учеба. № 3, 1982. С. 199-201.

77. Крупнов Е.И. Древнейшее культурное единство Кавказа и кавказская этническая общность. -М., 1963.

78. Крупчанов А.Л. Русская поэма 1980-1989 гг. Специфика жанра. Генезис. Типология. М.: Прометей, 1996 - 154 с.

79. Кузьмин А.И. Повесть как жанр литературы. М.: Знание, 1984. - 111 с.

80. Лазарева М.А. Трагическое в литературе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. -119с.

81. Лейдерман Н.Л. Космос и хаос как метамодели мира ( к отношению классического и модернистического типов культуры) // Русская литература XX в.: направления и течения. Вып.З. Екатеринбург, 1996. - С.4-12.

82. Лин. О повести Гойгова «Джан-Гирей» // «Власть труда»,. 25 октября, №245, 1925.

83. Лихачев Д.С. Искусство и наука // Очерки по философии художественного творчества. Изд. второе, доп. Спб.: Изд-во Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ 1999. - С. 9-38.

84. Лоскутникова М.Б. Проблема трагического в современном отечественном литературоведении и критике // Литературоведение на пороге XXI века. -М.: Рандеву -AM, 1998. С. 217-222.

85. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л.: Просвещение. Лен. отд-ние, 1972. -271 с.

86. Лужановский А.В. Выделение жанра рассказа в русской эстетике русского символизма. М.: Наука, 1992. - С. 5-42.

87. Мальсагов А.У. Путь к мастерству // В боевом строю. -Грозный: Чечено-Ингуш. кн. изд-во, 1971. 162 с.

88. Мальсагов А.У. Его делам не позабыться (о жизни и творчестве З.К. Мальса-гова) // З.К.Мальсагов. Избранное. Нальчик, 1998. - С. 5-9.

89. Мальсагов А.У. Ингушская советская поэма (История развития жанра. Проблема героя, традиций и новаторства) // Известия. Вопросы чечено-ингушской литературы. Т.VI. Вып. 3. Литературоведение. -Грозный, 1972.

90. Мальсагов А.У. Пути развития ингушской сатиры // Вопросы чечено-ингушской литературы, том.VII. Грозный, 1978. - С. 104-124.

91. Манн Ю.В. О движущейся типологии конфликтов // Диалектика художественного образа. М.: Сов. писат., 1987. - 317 с.

92. Мартьянова С.А. Образ человека в литературе: от типа к индивидуальности и личности: Владим. гос. пед. ун-т. Владимир, 1997. - 120 с.

93. Мартьянова С.А. Формы поведения как литературоведческая категория // Литературоведение на пороге XXI века. -М.: Рандеву-АМ, 1998.1. С. 194-199.

94. Межидов Д.Д., Алироев И.Ю. Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. -Грозный, 1992.

95. Михайлов А.В. Проблема характера в искусстве: живопись, скульптура, музыка // Языки культуры: Учеб. пособие по культурологии. М.: Языки русской культуры, 1997. - С.211-268 с.

96. Михайловский Б.В. О понятии конфликта в произведениях искусства // Избранные статьи. М.: Изд-во МГУ, 1969. - С. 601-617.

97. Музаев И. Д. Взаимосвязи литератур Северного Кавказа в процессе становления жанров. Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1974. - 234 с.

98. Музаев И.Д. Чеченская литература на путях социалистического реализма. -Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1963. 79 с.

99. Мунаев И.Б. Поэтика чечено-ингушских героико-исторических песен илли (проблема формирования жанра и его системные связи). Автореф. дис. канд филол. наук. -М., 1981.

100. Мунаев И.Б. Поэтическая система эпитетов в героико-исторических илли // Вопросы поэтики и жанровой классификации чеченских героико-исторических песен илли. Грозный, 1984.

101. Мушинский М. Проблемы создания новой истории белорусской советской литературы // История советской литературы: Новый взгляд. ч.1 М.: Наука, 1990.-С. 145-158.

102. Национальное и интернациональное в чеченском и ингушском фольклоре и литературах. Грозный, 1990.

103. Немирович-Данченко В.И. Вдоль Чечни // Вайнах. № 1. 1998. С. 77.

104. Николаев Д.П. Два пути сатирического переосмысления истории («История одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина и «История государства Российского» А.К.Толстого // М.Е. Салтыков-Щедрин и русская сатира XVIII-XX в. М., 1998. - С. 120.

105. Нямцу А.Е. Традиционные сюжеты и образы в литературе XX в. Киев: УМКВО, 1988.-81 с.

106. Ш.Османова З.Г. Современные аспекты литературно-художественного двуязычия // Способность к диалогу. Часть 1.-М.: Наследие, 1993 -С. 76-104.

107. Осипова Н.О. Поэты и писатели Северного Кавказа в литературных портретах С. Дангулова // Советская литература и Кавказ. Грозный: Чеч.-Инг. издат-полиграфич. объед. Книга, 1991. - С. 77-81.

108. Очерк истории чечено-ингушской литературы. Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1963.-240 с.

109. Петрова Н.А. Лиро-эпическая нефабульная поэма: генезис, эволюция, типология. Пермь, 1991.

110. Писатель и правда жизни (сборник литературно-критических статей). -Грозный: Чечено-Ингуш. кн. изд-во, 1974. 109 с.

111. Погрибный А.Г. Художественный конфликт и развитие современной советской прозы. Киев: Вища школа, 1981. - 199 с.

112. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М.: Высш. шк., 1978. - 351 с.

113. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. М.: Просвещение, 1972.-271 с.

114. Плеханова И.И. Категория трагического в скрещении философского, психологического и литературоведческого видения // Литературоведение на пороге XXI века. М.: Рандеву-АМ, 1998. - С. 91-96.

115. Руднева Е.Г. Пафос художественного произведения. М.: Изд-во Моск. унта, 1977.- 164 с.

116. Русская советская повесть 20-30- х годов. Л.: Наука. Лен. отд-ние, 1976. -254 с.

117. Русская повесть XIX в. История и проблематика жанра. Л.: Наука, 1973. -565 с.

118. Синенко B.C. Внутренняя организация художественного произведения. -Уфа: Башк. гос. ун-т, 1984. 77 с.

119. Скороспелова Е.Б. Русская советская проза 20-30-х годов: судьбы романа. -М.: Изд-во МГУ, 1988.-264 с.

120. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.-386 с.

121. Сулаев М. Творчество С.Бадуева // Дон, июнь, № 6, 1963. С. 171-174.

122. Султанов К.К. Динамика жанра. Особенное и общее в опыте современного романа.-М.: Наука, 1989.- 151 с.

123. Султанов К.К. Лабиринт сцеплений. Этническое-национальное-художественное // История национальных литератур, перечитывая и переосмысливая. Вып.П Наследие, М., 1996.-С. 150-161.

124. Султанов К.К. Национальное самосознание и литература // Способность к диалогу. -М.: Наследие, 1993. С. 51-75.

125. Танкиев А.Х. К проблеме эстетического сознания в фольклоре и современной ингушской литературе // Советская литература и Кавказ. -Грозный: Чеч.-Инг. издат-полиграфич. объед. Книга, 1991. С. 88-94.

126. Тасуева Л.С. Атеистические и социальные мотивы в повестях С. Бадуева // Интернационализм и атеизм в литературе и фольклоре чеченцев и ингушей. Грозный: Чеч.-Инг. институт истории, социологии и филологии при Совете Министров ЧИАССР. 1979.-С. 18-33.

127. Тасуева Л.С.Чеченская советская проза 20-30-годы. Дис. канд. филол. наук. -Махачкала, 1975.

128. Тамарченко Н.Д. Русский классический роман XIX века. Проблемы поэтики и типологии жанра. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1997. - 203 с.

129. Тимаев А.Д. К этимологии слова "туьра'7/ Интернационализм и атеизм в литературе и фольклоре чеченцев и ингушей. Грозный: Чеч.-Инг. институт истории, социологии и филологии при Совете Министров ЧИАССР, 1979. -С. 105-108.

130. Толгуров З.Х. Движение балкарской поэзии. Нальчик.: Эльбрус, 1984. -252 с.

131. Топер П.М. Перевод в системе сравнительного литературоведения. -М.: Наследие, 2000. 254 с.

132. Туркаев Х.В. Исторические судьбы литератур чеченцев и ингушей. -Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1978. 348 с.

133. Туркаев Х.В. О путях развития чеченской литературы. Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1973. - 163 с.

134. Туркаев. Х.В. Путь к художественной правде: Становление реализма в чеченской и ингушской литературе. Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во. 1987. -239 с.

135. Туркаев Х.В., Мальсагов. А.У. Путь к зрелости: заметки о современной чечено-ингушской литературе. Грозный, 1968.

136. Туркаев Х.В. Чеченская советская поэзия. (20-40-е гг.). Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1971. - 180 с.

137. Тюпа В.И. Альтернативный реализм // С разных точек зрения. Избавление от миражей. Соцреализм сегодня. -М.: Сов. Писатель, 1990. С. 345-372.

138. Тюпа В.И., Фуксон Л.Ю., Дарвин М.Н. Литературное произведение: проблемы теории и анализа. Вып. 1. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. -168 с.

139. Тюпа В.И. Художественность литературного произведения Вопросы типологии. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1987.-217 с.

140. Ужахова Р.К. Чеченский и ингушский роман (20-70-гг) История и современность. Автор, дис. канд. филол. наук. М: Институт мировой литературы, 1984. - 17 с.

141. Утехин Н.П. Жанры эпической прозы. Д.: Наука, 1982. - 185 с.

142. Чахкиева Р.А. Эволюция повествовательных форм в чечено-ингушской литературе (преемственность и национальные закономерности развития младописьменной литературы). Дис. канд. филол. наук.-М., 1975

143. Чекалов П. О роли переводов с русского в развитии младописьменных литератур (на материале абазинской литературы) // Литературы народов Карачаево-Черкесии. Концепция художественного развития. Черкесск, 1990.-С. 103-119.

144. Чентиева М.Д. Черты современника и проблемы чечено-ингушской художественной литературы. Грозный: Чечено-Ингуш. кн. изд-во, 1967. -86 с.

145. Чернец JI.B. Как слово наше отзовется. Судьбы литературных произведений: Учебное пособие. (100 спецкурсов по филологии). М.: Высш. шк., 1995.-239 с.

146. Чернец JI.B. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). М.: Изд-во МГУ, 1982.- 192 с.

147. Чеченский и ингушский рассказ Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1985.

148. Чеченский и ингушский роман. Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1986.

149. Хализев В.Е. Драма как род литературы. (Поэтика, генезис, функция.) М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. - 259 с.

150. Хализев В.Е. Речь как предмет художественного изображения // Литературные направления и стили. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. -С. 101-115.

151. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высш. шк., 1999. - 398 с.

152. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа // Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. 2-е изд. доп. М.: Худож. лит., 1986. -С. 10-105.

153. Храпченко М.Б. Эстетические и художественные ценности // Контекст 1981. -М.: Наука, 1982.-С. 5-47.

154. Шаззо К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси: Мецниереба, 1978. - 237 с.

155. Шайтанов И.О. Мыслящая муза. «Открытие природы» в поэзии XVIII в. -М.: Прометей, 1989. 257 с.

156. Элебаева А.Б. К вопросу о причинах межнациональных конфликтов // Противоречия в национальных отношениях и поиски межнационального консенсуса. М.: ИФАН, 1990. - С. 89-95.