автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Жанр приключенческого романа и творчество Томаса Майна Рида

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Олейникова, Ольга Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Диссертация по филологии на тему 'Жанр приключенческого романа и творчество Томаса Майна Рида'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Олейникова, Ольга Николаевна

В в е д е н и е . 3

Глава I.

Жизнь и творчество Томаса Майна Рида. 17

Глава П.

Поэтика приключенческого романа Майна Рида . 55

Глава Ш.

§1. Антиколониальный приключенческий роман

Майна Рида.96

2. Исторический приключенческий роман

Майна Рида.134

§3. Детективный приключенческий роман

Майна Рида. 157

3 а к л ю ч е н и е . I70-I7I

Библиогафия.cdb;.'.172

4 * *

Введение, В современном литературоведении одной из основных проблем является проблема романа как литературного жанра. Изучение различных видов романа естественно усиливает интерес исследователей к историко-литературному анализу этого жанра во всем его многообразии. Вопросы типологии романа, по утверждению М.Храпченко, приобретают особую научную актуальность /123,257/. В связи с этим нам представляется важным изучение малоисследованного в современном литературоведении жанра приключенческого романа.

Приключенческая литература играет в мировом литературном процессе роль Золушки. Читаемая взахлеб, издаваемая миллионными тиражами, она считается второсортной, недостойной внимания исследователей. Неоднократно отмечая ее развлекательный характер, в сравнении с "серьезной11, более низкий эстетический уровень, критика чаще всего не пыталась разобраться в специфике этой литературы, объяснить ее популярность среди читателей.

Долгое время необычайную популярность приключенческой литературы объясняли лишь испорченным или неразвитым читательским вкусом. Но многие взыскательные читатели относились с любовью к приключенческим произведениям. Из воспоминаний Лафарга известно, с каким удовольствием читались книги Ф.Марриэта, П.де Кока, Ч.Левера, А.Дюма в семье Карла Маркса, который проявлял особый интерес к рассказам, богатым приключениями /11,552/.

М.Горький, вспоминая свое детское увлечение романами Густава Эмара, писал жене:"Это, знаешь, вакцина была - вакцина против обломовщины". Именно в романах А.Дюма-отца великий писатель встретил - в противовес мещанству - людей "сильной воли, резко очерченного характера. которые живут иными радостями, страдают иначе, враждуют из-за несогласий крупных'760,479/.

Но если читатель достаточно единодушен в своем признании приключенческой литературы, то в литературоведении сложилось пренебрежительное отношение к ней. Критика связывает распространение приключенческих жанров в середине XIX века с появлением массового неприхотливого читателя. Установка многих произведений этого жанра на развлекательность, некоторую облегченность характеров, которая делала их часто похожими на лубочные картинки, привлекала нового читателя. Нельзя не признать, что некоторые представители этой литературы так и остались лишь развлекателями, тем самым выведя свои произведения за рамки искусства. Именно благодаря им приключенческая литература стала в целом тоже восприниматься как второсортная. Критика, отметив раз и навсегда эту второсортность приключенческой литературы, отказалась рассматривать ее специфику, законы, по которым строятся ее произведения. Любое удачное произведение исследователи "дотягивали" до большой литературы и оценивали его по законам этой литературы. Само противопоставление "большая", "серьезная" литература и какая-то другая, на наш взгляд, является искусственным. Есть одно понятие литературы как искусства с различным родовым, жанровым содержанием. Приключенческие жанры входят в общий литературный процесс и не могут рассматриваться вне контекста его развития.

Несмотря на сложившуюся традицию не замечать приключенческой литературы, писатели, критики не раз подходили вплотную к проблемам ее специфики.

Антонио Грамши, сам пройдя через увлечение приключенческой литературой, пытался понять, что привлекает читателя в ней.

Бертольт Брехт, оценивая жанр детектива, призывал "учитывать тягу читателя к необычным приключениям, к напряженности и т.п., которой этот роман удовлетворяет"/48,206/.

А.В.Луначарский объяснял приверженность читателя к подобной литературе романтизмом народных масс, их тягой к сильным чувствам.

Б.Грифцов в работе "Теория романа"/1927/ ратует за необходимость изучения специфических законов приключенческого жанра, так как "без них совсем были бы неверно истолковываемы некоторые явно серьезные произведения и таким образом не делалась бы понятной природа романа вообще". Он пишет о расхождении мнений читателей и критиков:"Так не было согласия между исследователями и читателями. Одни произведения обследовались, чтились, были окружены всяческим почетом, входили в круг обязательных для образованности предметов, и нередко потом оставались на полках в полной неприкосновенности их великолепных изданий, другие просто читались и зачитывались до дыр на их страницах"/63,13/.

Приключенческая литература является бесспорно фактом литературы, но теоретические проблемы, связанные с нею, настолько не разработаны, что ее природа, история, специфика до сих пор еще не выясненыи требуют историко-литературного анализа.

Сложность расрытия термина "приключенческая литература" заключается в том, что не совсем ясно, с жанром или явлением приходится иметь дело. В литературоведении довольно часто можно встретить выражение - "жанр приключенческой литературы", "приключенческие жанры". Долгое время в качестве синонима определению "приключенческая" использовались слова "авантюрная литература", что неизбежно усложняло уяснение содержания терминов.

А.Цейтлин в статье "К социологии литературного жанра", размышляя о природе жанра, отказывается признать единым монолитным жанром авантюрный роман, который "бытовал в Древней Греции, был характерен для средневековья, широко развернулся в ХУШ в. и достиг высокого развития во французской бульварной литературе".

А.Цейтлин перечисляет несколько исторически сложившихся типов романа, которые несмотря на большую функциональную роль приключений в них, остаются отдельными, самостоятельными жанрами и не могут быть объединены одним определением /124,9/.

Но отказавшись от термина "авантюрный" в значении "приключенческий", литературоведение; не уточнило нового определения.

А.Наркевич в статье, помещенной в КЛЭ, дает такое объяснение: "Приключенческая литература - понятие, не имеющее строго очерченных границ, применяемо для обозначения многих литературных жанров, объединяемых лишь приключенческой тематикой, фабулой /сюжетом/ или мотивами"/176,973; подчеркнуто мною - 0.0./.

Интерес к необычным ситуациям, приключениям героя характерен для всей мировой литературы. Уже при рождении литературы приключения становятся постоянным ее компонентом. Датировку приключенческой литературы можно условно начинать с "Одиссеи" и сказок "Тысячи и одной ночи".

Обязательны приключения в греческом романе. Приключения в нем играют столь важную роль, что Г.Поспелов называет их любовно-приключенческими /96,255/, а Н.Гуляев - авантюрно-приключенческими /64,140/.

Рыцарский, авантюрный, плутовской романы строились во многом как романы приключений героев. Приключения являлись в них своеобразной проверкой качеств рыцаря, позволяли пикаро получить богатство и положение в обществе.

Приключения стали основой и фантастико-сатирического романа "Гаргантюа и Пантагрюэль" Рабле.

Роман-путешествие, преследуя различные цели, в то же время знакомил читателя с экзотическими странами, позволял подняться над обыденностью. В этих произведениях сложно переплетались вымысел и реалистические детали, создавая прихотливую литературную мозаику. Романы-путешествия, расширяя географию повествования, рассказывали о путешествиях и приключениях героев. В "Путешествиях Гулливера" Свифта даже больше приключений, чем в "Приключениях Робинзона Крузо" Дефо.

Роман ХУШ века в значительной мере был приключенческим. Герои Смоллета, Филдинга волею судьбы, "логикой случайности" /М.Бахтин/ оказывались в самых удивительных ситуациях, с ними все время что-то "приключалось".

В XIX веке тема приключений естественно проникает в романтический роман /начиная с "Вильгельма Мейстера" Гете, который романтики считали образцом/, а затем - в исторический роман Вальтера Скотта. Эстетика романтизма с ее тягой к исключительным ситуациям, приподнятостью над серой обыденностью включала в себя неординарные приключения необыкновенных героев.

Исторический роман с самого начала своего существования широко привлекал приключения героев, так как чаще всего движение истории и проявляется в неординарности событий, которые ломают и причудливо изменяют человеческие судьбы.

Реалистический роман Ч.Диккенса 40-х годов также в кадюй-то мере повествует о приключениях, а слово "приключение" даже выносится в заголовок романов.

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Олейникова, Ольга Николаевна

Перечисленные работы, посвященные приключенческой литературе, безусловно, не исчерпывают всех проблем, связанных с нею, в то же время подтверждают все возрастающий интерес как советских, так и зарубежных исследователей к этой литературе, свидетельствующий о необходимости пристального изучения ее специфики и определяющий актуальность данной диссертации.

Научная новизна работы заключается в целостном подходе к проблемам приключенческой литературы, взятой в контексте общего литературного процесса, исследованию ее поэтики, проблемы характера. Значительное место в работе уделяется вопросам творческого метода, освоения приключенческим романом различной тематики.

- 15

Исследование специфики приключенческого романа основано на материале творчества одного из классиков приключенческой литературы английского писателя Томаса Майна Рида, Данная работа является первой диссертацией, посвященной творчеству этого писателя. Яркий демократизм, высокий гуманизм лучших произведений писателя позволяет выявить большое воспитательное значение приключенческой литературы, ее участие в борьбе искусства за демократические идеалы.

Цель работы - выявление особенностей жанра приключенческого романа на материале малоизученного творчества Майна Рида - определяет задачи исследования:

- дать монографический анализ творчества Майна Рида;

- определить взаимозависимость сюжетостроения, характера обстоятельств и системы образов;

- показать определяющую роль романтического эмоционального пафоса в приключенческом романе;

- проследить развитие различных типов приключенческого романа в творчестве Майна Рида,

Цели и задачи диссертации определили основной метод исследования как сочетание историко-генетического и сравнительно-типологического подхода к явлениям литературы в их историко-функциональ-ном осмыслении.

Методологической и теоретической основой исследования являются марксистско-ленинские принципы советского литературоведения, а также достижения современной теории и истории литературы.

Апробация диссертации имела место на конференции молодых ученых в Воронежском государственном университете в 1982 г.,где был прочитан доклад "Своеобразие жанра приключенческого романа". Работа была обсуждена на заседании кафедры литературы Липецкого государственного педагогического института. Результаты исследования регулярно обсуждались на заседаниях кафедры зарубежной литературы МОПИ им.Н.К.Крупской. Основные положения работы нашли отражение в трех статьях.

Научно-практическое значение исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы как в конкретных целях дальнейшего изучения литературного процесса, так и при чтении лекций, разработке и проведении спецкурсов по эволюции романа.

Цели и задачи работы определяют ее структуру. Диссертация состоит из трех глав. Первая глава представляет собой монографический анализ жизни и творчества Томаса Майна Рида, вторая -посвящена проблемам поэтики приключенческого романа. Третья глава, состоящая из трех параграфов, рассматривает различные типы приключенческого романа в творчестве Рида: антиколониальный /§1/, исторический /§2/ и детективный /§3/.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Жанр приключенческого романа и творчество Томаса Майна Рида"

- 170 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Творчество Майна Рида позволило нам выявить основные признали приключенческой литературы. Острый сюжет в сочетании с необыкновенными обстоятельствами, в которых действует романтический герой, четко выраженный конфликт между добром и злом - все это привлекает массового читателя к этой литературе.

Определенность авторских симпатий, отсутствие полутонов: в характере способствуют усилению звучания эмоционального пафоса в приключенческом произведении, тем самым воздействуя на чувства читателя. Этим можно объяснить особое пристрастие к приключенческой литературе неподготовленного, неразвитого читателя, в особенности детского.

Творчество Томаса Майна Рида доказывает, что приключенческая литература не остается в стороне от общественной жищни. Конфликт между добром и злом обусловливается социальными проблемами. Общедемократическая направленность, гуманистические идеалы произведений Рида позволяют включить их в общий контекст литературы XIX века.

Творчество Майна Рида не оставалось замкнутым в себе, его традиции можно проследить и в более поздней литературе. Романы Зйоля Верна во многом были развитием установки Майна Рида рассказывать о науке интересно.

Влияние Майна Рида сказалось и в творчестве Роберта Луиса Стивенсона. В романе "Дом на дюнах" герой Стивенсона так же, как и герой "Перста судьбы" Майна Рида, решает вступить в ряды итальянских повстанцев и бороться под знаменем Гарибальди. Стивенсон высоко оценивал жанр приключенческого романа, в котором видел "поэзию обстоятельств, очарование обстоятельств".

Мы уже говорили о влиянии Рида на Конан Дойля. Американские исследователи прослеживают его традиции в творчестве Марка Твена.

- 171 - •

Можно говорить о влиянии произведений Рида и на других американских писателей. Повесть Брета Гарта "Степной найденыш /1891/ рассказывает о приключениях подростка среди пионеров Америки. Мальчик мечтает вырасти и стать "Белым вождем". Весь колорит этого произведения Брета Гарта близок к творческой манере Майна Рида.

Произведения Рида оказали определенное влияние и на рассказы Джека Лондона, недаром в "Лунной долине" он вспоминает один из романов английского писателя - "Водою по лесу".

Как писатель-натуралист, Майн Рид оказал значительное влияние на творчество таких писателей, как Дж.Даррелл, Э.Сетон-Томпсон.

Различные типы романов Майна Рида позволяют наглядно проследить пути, по которым развивается приключенческая литература XIX века, определяя ее дальнейший путь в XX веке.

Творчество Рида знаменует собой начало приключенческой литературы как особого типа. В его произведениях приключенческий роман завершает свое жанровое оформление.

Значение произведений Майна Рида в наши дни заключается не столько в познавательной их роли, а в той высокой идейной и гуманистической направленности, которая характерна для его творчества.

 

Список научной литературыОлейникова, Ольга Николаевна, диссертация по теме "Литература народов Европы, Америки и Австралии"

1. РАБОТЫ КЛАССИКОВ МАШСИЗМ-ЛЕШШЗМА.

2. Маркс К. Гражданская война в Северной Америке. Сочинения, т.15,с.337-356.

3. Маркс К. Договор против работорговли. -Сочинения,т.15,с.514-516.

4. Маркс К. Общественное мнение Англии. -Сочинения,т.15,с.451-455.

5. Письмо К.Маркса Л.Кугельману от 6 апреля 1868 г.- Сочинения, т.32,с.451-453.

6. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. -Сочинения,т.20,с.1-338.

7. Энгельс Ф. Введение к английскому изданию брошюры "Развитие социализма от утопии к науке".- Сочинения,т.22,с.294-320.

8. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии.- Сочинения,т.2, с.231-517.

9. Письмо Ф.Энгельса М.Гаркнесс. Сочинения,т.7,с.35-37.

10. Письмо Ф.Энгельса К.Марксу от 23 мая 1856 г. Сочинения, т.29, с.43-45.

11. Маркс-Энгельс. Буржуазия и контреволюция.- Сочинения,т.6, с.109-134.

12. Маркс К. и Энгельс Ф. Об искусстве: В 2х томах. М.: Искусство,1983.

13. Ленин В.И. Английские либералы и Ирландия.- Полн.собр.соч., т.24,с.365-368.

14. Ленин В.И. Буржуазия и контреволюция. Полн.собр.соч.,т.Б, 109-134.

15. Ленин В.И. Война и революция.- Полн.собр.соч.,т.32,с.77-102.

16. Ленин В.И. Горючий материал в мировой политике. Полн.собр. соч.,т.17,с.174-183.

17. Ленин В.И. К характеристике экономического романтизма. -Полы, собр.соч.,т.2,с.119-262.- 173

18. Ленин В.И. Новые данные о законах развития капитализма в земледелии. Капитализм и земледелие в Соединенных Штатах Америки.- Полн.собр.соч.,т.27,с.129-227.

19. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература.-Полн.собр.соч.,т.12,с.99-105.

20. Ленин В.И. О литературе и искусстве.- М.:Худож.литература, 1979,-827с.

21. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июля 1983 года. М.:Политиздат,1983,-80 с.

22. П. РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ И СОЦИОЛОГИИ.

23. Английская буржуазная революция ХУП века: В 2Х томах. T.I. М.:Изд-во Акад.наук СССР,1954,-494с.

24. Барг М. Кромвель и его время. М.:Учпедгиз, I960,-242с.

25. Бокль Г. История цивилизации в Англии. Спб,1896,-628с.

26. Бутми Э. Политическая психология английского народа в XIX веке. Спб,1907,-322с.

27. Вильяме Э. Капитализм и рабство. М.:ИЛ,1950,-214с.

28. Всемирная история: В Юти томах. Т.6. М.:Мысль,1959,-830с.

29. Датт Р.П. Кризис Британии и британской империи. М.:ИЛ,1959, -736с*

30. Ерофеев Н. Английский колониализм в середине XIX века. М.: Наука,1977,-256с.

31. Ерофеев Н. Туманный Альбион. Англия и англичане глазами русских 1825-1853. М.Шаука, 1982,-320с.

32. История Ирландии. М.:Мысль,1980,-390с.

33. Нитобург Э. Негры США. М.:Наука,1979,-294с.

34. Очерки истории Англии. М.:Учпедгиз,1959,-356с.

35. Татаринова К. Очерк по истории Англии I640-I8I5 гг. М.:Изд-во1. ИМО,1958,-455с.

36. Тревельян Д. Социальная история Англии. М.:ИЛ,1959,-607с.35. ©остер У. Очерк политической истории Америки. М.:ИЛ,1955, -919с.

37. Чаннинг 3. История Соединенных штатов Северной Америки /17651863/. Спб,1897,-400с.

38. Bodelsen С. Studies in Mid-Victorian Imperialism. L. ,1960, -226 p.

39. Emerson R. From Empire to nation. Harvard,1960,-466 p.

40. Ш.РАБОТЫ ПО ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ, ШЮСОФЙЕ, ЭСТЕТИКЕ.

41. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М.:Худож.литер., 1975,-502с.

42. Белинский В.Г. Браво, или Венецианский бандит, исторический роман.Сочинение Ф.Купера.- Собр.соч.:В 9ти томах.-М.:Худож. литер.,1976-1982.- т.2,1977,с.422-424.

43. Белинский В.Г. Похождения Чичикова, или Мертвые души.- Собр. соч.:В 9ти томах.- М.:Худож.литер.,1976-1982.-т.5,с.43-55.

44. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды.- Собр.соч.: В 9ти томах.- М.:Худож.литер.,1976-1982.-т.3,1978,с.294-352.

45. Белинский В.Г. Статьи о Пушкине.- Собр.соч.:В 9ти томах.-М.:Худож.литер.,1976-1982.-т.6,1981,с.74-547.

46. Еельский А. Английский роман I800-I8I0 годов. Пермь,1968,-332с,

47. Боборыкин П. Европейский роман в XIX столетии. Спб,1900,-644с.

48. Боброва М. Романтизм в американской литературе XIX века. М.: Высшая школа,1972,-265с.

49. Брандис Е. От Эзопа до Джанни Родари. Зарубежная литература в детском и юношеском чтении. М.Просвещение,1965,-312с.

50. Брехт Б. Заметки о литературе и искусстве.- Иностранная ли- 175 тература,1972,№ 5,c.I8I-2I3.

51. Бурцев А. Тема колониализма и развитие английского рассказав конце XIX века. Диссертация.канд.филол.наук.МГУ,1975,-188с.

52. Бушмин А. Методологические вопросы литературоведческих исследований. Л.:Наука,1969,-227с.

53. Ванслов В. Эстетика романтизма. М.:Искусство,-402с.

54. Веселовский А. Историческая поэтика. Л.:Гослитиздат,1940,-648с

55. Волков И. Творческие методы и художественные системы. М.:Ис-кусство,1978,-264с.

56. Воробьева Н. Принцип историзма в изображении характера. М.: Наука,1975,-471с.

57. Гаджиев А. Романтизм и реализм. Теория литературно-художественных типов творчества. Баку:Элм,1972,-348с.

58. Гачев Г. Содержательность художественных форм. Эпос.Лирика. Театр. М.:Просвещение,1968,-304с.

59. Гегель Г. Эстетика :В 4х томах. М. Искусство,I968-K73.-т.2, 1969,-326с.

60. Гей Н. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. М.:Наука, 1975,-471с.

61. Горький М. О детской литературе. М.:Дет.Литер.,1968,-432с.

62. Горький М. О литературе. М.:Советская Россия,1980,-479с.

63. Гражданская 3. Исторический роман Вальтера Скотта. Диссертация . канд.шилол.наук. М.,1945,-332с.

64. Грамши А. О литературе и искусстве. М.:Прогресс,1967,-264с.

65. Грифцов Б. Теория романа. М.:Гос.акад.худож.наук,1927,-151с.

66. Гуляев Н. Теория литературы. М.:Высшая школа,1977,-278с.

67. Демурова Н. Из истории английской детской литературы ХУШ-ХХ веков. М.:МГПИ,1975,-176с.

68. Дискуссия о современной литературе.-Ь^сский современник,1924,1. W 2,c.121-126.

69. Добролюбов H. О русском историческом романе. Собр.соч.: Б 9ти томах.-М.Гослитиздат,I96I-I964.-т.I,с.89-98.

70. Дорогова Н. Исторический роман в европейской литературе XIX. века. Ученые записки Пермского гос.университета,11-270.Проблемы прогрессивной литературы Запада ХУШ-ХХ веков. Пермь,1972,с.85-89.

71. Дубровина И. Романтика в художественном произведении. М.:Выс-шая школа,1976,-255с.

72. Дьяконова Н. Английский романтизм. М.:Наука,1978,-208с.

73. Жюссеран Ж. История английского народа в его литературе. Спб,1898,-404с.

74. Зарубежная детская литература. М.:Просвещение,1982,-559с.

75. Ивашева В. Крах колониализма и английская литература.-Иностранная литература,1958,№ 9,с.211-220.

76. Историко-литературный процесс. Проблемы и методы изучения. Л.:Наука,1974,-274с.

77. История американской литературы: В Sx томах. М.:Просвещение, 1971.

78. История английской литературы: В Зх томах. М.:Наука,1943-1958.

79. История зарубежной литературы ХУШ века. МГУ,1974,-414с.

80. Кеттл А. Введение в историю английского романа. М.:Прогресс, 1966,-446с.

81. Клименко Е. Традиции и новаторство в английской литературе. Л.:ЛГУ,1961,-192с.

82. Кожинов В. Происхождение романа. М.Советский писатель,1963, -439с.

83. Ладыгин М. Романтический роман. М.:МГПИ,1981,-140с.

84. Ленобль Г. История и литература. М.:Худож.литер.,1907,-300с.- 177

85. Литературные направления и стили. МГУ,1976,-390с.

86. Луначарский А.В. История западно-европейской литературы в ее важнейших моментах.- Собр.соч.:В 8ми томах.- М.:Худож. литер.,1963-IS67.-т.4,1964,-546с.

87. Луначарский А.В. Какая нагл нужна мелодрама.-Собр.соч.:В 8ми томах.-М.:Худож.литер,1963-1967.-т.2,1964,с.212-215.

88. Массовая литература и кризис буржуазной культуры Запада. М.:Наука,1974,-224с.

89. Мелетинский Е. Герой волшебной сказки. М.:Изд-во вост.литер., 1958,-264с.

90. Методология современного литературоведения. Проблемы историзма. М.:Наука,1978,-367с.

91. Михайлов А. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. М.:Наука,1976,-351с.

92. Николюкин А. Американский романтизм и современность. М.:Наука, 1968, -410 с.

93. Николюкин А. Антикультура: массовая литература США. М.Знание, 1973, -63с.

94. Орлов С. Исторический роман Вальтера Скотта. Диссертация. доктора шилол,наук. Горький,I960,-964с.

95. Поспелов Г. 0 литературных направлениях. -Филологические науки,1958,№1,с.100-113.

96. Поспелов Г. Может ли быть романтизм без романтики? -Вопросы лит ературы,1964,W9,с.100-113.

97. Поспелов Г. Проблемы исторического развития литературы. М.Просвещение,1972,-270с.

98. Поспелов Г. Теория литературы. М.:Высшая школа,1978,-351с.

99. Проблемы романтизма. Вып.I.М.Искусство,1971,-304с.

100. Прозоров В. Традиции фронтира в литературе США XIX века и- 178 творчество Брет Гарта. Автореферат диссертации.канд.филол. наук. IvI. ,1977,-26с.

101. Пропп В. Трансформация волшебных сказок. Поэтика. J1.:1. Academia , 1928,с.70-89.

102. Ранний буржуазный реализм. JI. :Худож.литер. ,1936,-654с.

103. Реализм и его соотношения с другими творческими методами. М.:Изд-во акад.наук,1962,-366с.

104. Реизов Б. Творчество Вальтера Скотта. М-Л. :Худож.литер,, К65,-498с.

105. Реизов Б. Французский исторический роман в эпоху романтизма. Л.:Гослитиздат,1956,-656с.

106. Рыкова Н. Колониальная тематика в литературе Запада. Литературная учеба,1933,Ш,с.43-59.

107. Саможвалов Н. Американская литература XIX века. М.:Высшая школа,1964,-Ь63с.

108. Саттарова 3. Антиколониальная тема в английской литературе /ХУШ-ХХ вв./- Научные труды Ташкентского гос.университета. Вып.389. Ташкент,1970,с.214-242.

109. Седьмой съезд писателей СССР /Стенографический отчет/. М.: Советский писатель,1983,-608с.

110. Соколянский М. Западно-европейский роман эпохи Просвещения /проблемы типологии/. Киев-0десса:Вища школа,1983,-140с.

111. Сучков Б. Исторические судьбы реализма. М.:Советский писатель, 1978, -526с.

112. Теория литературы. Основные проблемы в историческом развитии. Роды и жанры. М.:Наука,1964,-486с.

113. Теория литературы. Основные проблемы в историческом развитии. Стиль. Произведение. Литературное развитие. М.:Наука, 1965,-485с.

114. Томашевский Б. Теория литературы. Л.:Гоиздат,1931,-243с.

115. Томашевский Н. Плутовской роман. Плутовской роман. И.:Ху-дож.литер.,1975,с.5-20.

116. Тураев С. Концепция личности в литературе романтизма.- Контекст. М. :Наука,1978,с.227-247.

117. Урнов Д. Робинзон и Гулливер. М.:Наука,1973,-89с.

118. Урнов М. На рубеже веков. Очерки английской литературы. М.:Наука,1970,-430с.

119. Уэллек Р. и Уоррен 0. Теория литературы. М.:Прогресс,1978, -325с.

120. Фокс Р. Роман и народ. М.Гослитиздат,I960,-247с.

121. Чернец Л. Литературные жанры /проблемы типологии и поэтики/. МГУ,1982,-192с.

122. Чистов К. ^сские народные социально-утопические легенды ХУП-Х1Х вв. М.:Наука,1967,-341с.

123. Храпченко М. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. Собр.соч.:В 4х томах. М.:Худож.литер.,1980-1982.-т.3,1981,-431с.

124. Цейтлин А. К социологии литературного жанра. Русский язык в советской школе, 1929,1^4,с.3-10.

125. Шейнкер В. Исторический роман Ф.Купера и проблемы развития американской литературы первой половины XIX века. Автореферат диссертации.доктора филол.наук. Л.:1971,-39с.

126. Шкловский В. О теории прозы. М. .'Федерация, 1929,-266с.

127. Шкловский В. Художественная проза. М.Советский писатель,1.6I,-666c.

128. Эйзенштейн С. Неравнодушная природа. Избранные произведения :В бти томах. М.:Искусство,IS64-1971.- т.3,1964,с.37-432.

129. Эйхенбаум В. В поисках жанра.- Русский современник,1924,3,с.228-231.

130. Эстетика американского романтизма. М.:Искусство,1977,-464с.

131. Яковлев С. Об английском колониальном романе.- Современная зарубежная новелла и роман. Саратов:Изд-во Саратовского университета, 1965 , с . 120-150 .

132. The American Tradition in Literature .Vol.1 .IT.Y,1974,184p.

133. Beers H. A History of Romanticism in Nineteenth Century. L. ,1902,-4-55 p.

134. Bell M. The Development of American Romance. The Sacrifical of Relation. Chicago,198o,-291 p.

135. Bridgers S. English History through Historical Novels. L.,1957,-254 p.

136. Chase R. American Novel and Its Tradition.N.Y,1957,-266p.

137. Coan O.and Lillard R. America in Fiction.Stanford,1956,-2oop.

138. Cooper J.F.:A Collection of Critical Essays.N.Y,1979,-205p.

139. Current-Garcia E. and Patrick W. Realism and Romanticismin Fiction. Chicago,1962,-504 p. 140 ®vans Literature:Values and Traditions. L. ,1966,-96 p.

140. Fleishman A. The English Historical Novel. Baltimore and L.,1971,-162 p.

141. Graham K. English Criticism of Novel.1865-1900. Oxford,1965,-148 p.

142. Groffier J. Robert Louis Stevenson. Gard,1977,-65 p.

143. Howe S. Novel of Empire. N.Y.,1971,-186 p.

144. Reiser A. The Indian in American Literature. IT.Y, 194-1 ,-^08p.- 181

145. Кег W. Epic and Romance. N.Y.,1957,-398 p.

146. Marriott J. English History in English Fiction.

147. Monteser F. Picaresque Element in Western Literature. Alabama,1975,-152 p.

148. Meyers J. Fiction and the Colonial Experience. Ipswish, 1973,-W p.

149. Peckham M. The Triumph of Romanticism. Columbia,1970,-462p.

150. Quiller-Couch Ar. Adventures in Criticism. Cambridge ,1924-, -222 p.

151. Ridgely J. Nineteenth-Century Southern Literature.1. Kentucky,1980,-128 p.

152. Saintsbury G. The English Novel. L.,1913,-320 p.

153. Saintsbury G. A History of Nineteenth Century Literature /1780-1900/. L.,1929,-^'8 p.

154. Simmons I. The Novelist as Historian. P.,1973,-213 p.

155. Stone D. The Romantic Impulse in Victorian Fiction. L.,1980,-396 p.

156. Tradition and tolerance in nineteenth-century fiction. L.,1966,-281 p.1У. РАБОТЫ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ПРИШЧЕНЧЕСКИМ EAHPAM.

157. Агафонова М. Социально-психологические романы Горжа Симе-нона. Автореферат диссертации.канд.филол.наук. М.,1976,-24с.

158. Адамов А. О приключенческой и детективной литературе.

159. Поединок.Вып.1. Ivl.:Моск.рабочий, 1975,с.3-14.

160. Адамов А. Мой любимый жанр детектив. М.:Советский писатель, 1980,-312с.

161. Андреев К. На пороге новой эры. М.:Советский писатель,1971, -408с.

162. Андреев К. Искатели приключений. М.:Дет.литер.,1969,-205с.

163. Андреев 10. Почему не умирают сказки?-Лит.газета, 12 мая 1982,с.3.

164. Бегак Б. В мире приключений. М.:Знание,1979,-62с.

165. Вельский А. А.Дюма и его трилогия о мушкетерах /к проблеме жанра/.- Проблемы метода, жанра и стиля в прогрессивной литературе Запада XIX-XX веков.Вып.2.Пермь,1976,с.71-83.

166. Вельский А. Типология исторического романа и романы А.Дюма конца 40х-начала 50х годов. Проблемы метода, жанра и стиля в прогрессивной литературе Запада XIX-XX веков.Вып.2.Пермь, 1976,с.84-99.

167. Бритиков А. Детективная повесть в контексте приключенческих жанров.- русская советская повесть 20-30х годов. Л,:Нау-ка,1976,с.408-453.

168. Вановская Г. Исторические романы Александра Дюма.-Ученые записки ЛГУ.Серия филол.наук.Л.,1940,вып.8,№64,с.125-162.

169. Вулис А. Поэтика детектива.-Новый мир, 1978,И,с.244-258.

170. Вулис А. Приключенческая литература: о теории и практике.-Звезда Востока,1982,Щ0,с.170-176.

171. Для человека растущего. М.Советская Россия,1959,-248с.

172. Колодяжная В. Советский приключенческий фильм. М.:Искусство, 1965,-210с.

173. Кузьменко Л. Повести и новеллы А.Конан Дойля о Шерлоке Холмса /к проблеме детективного жанра/. Диссертация.канд. филол.наук. М.:1978,-126с.

174. Мошенская Л. Мир приключений и литература.-Вопросы литературы ,1982,№9,с.170-202с.

175. Мотяшов И. Героика мечты.-Учительская газета,16 янв.1968.

176. Наркевич А. Приключенческая литература.-Краткая литературная энциклопедия. Т.5.М.:Советская энциклопедия,1978, стлб.973-974.

177. О фантастике и приклгох1ениях,Вып.5. Л.:Госиздат дет.литер., I960,-338с.

178. Приключенческий фильм. Пути и поиски. Сб.научных трудов. М.:Б.из.,1980,-160с.

179. Родионова Н. К вопросу о становлении жанра советской приключенческой повести. Смоленск,1981,-15с. F^Kon. депонирована в ИНИОН СССР,№9990 от 29.04.82.

180. Рысс Е. Правда невероятного.-Платов Л. Секретный фарватер. М.:Дет.литер.,1967,с.535-540.

181. Рысс Е. Страна приключений. Андреев К. Искатели приключений . М.:Дет.литер.,1964,с.196-204.

182. Светов Природа жанра, функция сюжета.- Вопросы литературы, 1966,№,с.135-150.

183. Соболевская 10. Л.Н.Толстой и проблемы приключенческой литературы для детей,- Л.Н.Толстой и современные проблемы культуры.1. М.:Б.из.,1980,с.166-182.

184. Тамарченко Е. Социально-философский жанр современной научной фантастики /типологическая характеристика/. Автореферат диссертации.канд.филол.наук. Донецк,1969,-24с.

185. Урнов М. Предисловие.- Конан Дойль.Собр.соч.:В 8ми томах. М.:Правда,1967,-тЛ,с.3-48.

186. Урнов М. Предисловие.- Стивенсон. Собр.соч.:В 5ти томах. М.:Правда,1967,-т.I,с.3-48.187. ©илюшкина С. "В нем властвует закон."/Размышления о детективном жанре/.- Голоса времени. Воронеж:Центрально-Черно-з ем.кн.изд-во,1974,с.70-83.

187. Чернавина Л. Детективные новеллы Э.По /К вопросу об истоках- 184 детективного жанра/.- Очерки по зарубежной литературе.Вып.I. Иркутск,IS70,с.56-54.

188. Чернавина JI. Английский сенсационный роман XIX века.- Очерки по зарубежной литературе. Вып.2. Иркутск,1972,с.49-65.

189. Чернышова Т. О старой сказке и новейшей фантастике.- Вопросы литературы, 1977,1131, с. 229-248.

190. Шалашова 3. Приключения и путешествия. Рек.указ.литературы. М.:Книга,1979,-128с.

191. Шкловский В. О романах Берроуза.- Русский современник,1924, РЗ,с.252-254.

192. СaweIti G. Adventure, Mystery and Romance. Chicago,1976, -336 p.

193. Edwards P. Some Mid-Victorian 'Thrillers. Queensland,197C,-34p195. perrini F. II Ghetto Letterario. Roma,1976,-254 p.

194. Francois F. Les romans policiers. Paris,1964,-124 p.

195. Holtsmark E. Tarzan and Tradition. L.,1981,-196 p.

196. Howarth P. Play Up and Play the Game. L.,1973,-178 p.

197. Kiely R. Robert Louis Stevenson and the Fiction of Adventure. Cambridge,1956,-285 p.

198. The Mystery and Detection Annual. California,1972,-264 p.

199. Spensemann W. The Adventurous Muse. Hew Haven,1977,-290 p.

200. У. РАБОТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ТВОРЧЕСТВОМ ШЫНА РИДА.

201. Вельский А. Майн Рид.- КЛЭ. Т.6. М.:Советская энциклопедия, 1971,стлб.283-284.

202. Бутовский А. Рецензия на новые сочинения М.Рида и Г.Змара.-Педагогический музей,1877,PI2,с.846-853.

203. Вступительная статья.- Майн Рид. Собрание сочинений. T.I. М.:191б,с.З-5.

204. Желобовский И. Майн Рид и его романы.- Майн Рид. Всадник без головы. М.-Л.:Детгиз,1948,с.З-7.

205. Зонин А. Предисловие к роману "Жилище в пустыне".- Майн Рид. Собр.соч. Т.З. М.:Земля и фабрика,1930,с.3-8,

206. А.К-а. По поводу сочинений М.Рида и К°. Воспитание и обучение ,1980,№9,с.338-341.

207. Левит Т. Жизнь и творчество Томаса Майна Рида. Майн Рид, Собр.соч. T.I. М.:Земля и фабрика,1929,с.3-24.

208. Машбиц-Веров И. Предисловие к роману "На невольничьем судне".- Майн Рид. Собр.соч. Т.Н. М.:3емля и фабрика, 1930,с.5-7.

209. Машбиц-Веров И. Предисловие к роману "Ползуны по скалам".-Майн Рид.Собр.соч. Т.9. М.:3емля и фабрика,1930,с.3-6.

210. Машбиц-Веров И. Предисловие к роману "Тропа войны". Майн Рид.Собр.соч. Т.10. М.:3емля и фабрика,1930,с.5-7.

211. М.П. Несколько слов о чтении нашими детьми М.Рида, Г.Эмара и тому подобных книг. -На помощь матерям,1898,№4,с.273-276.

212. Наркевич А. Майн Рид.-Детская литература,1938,№14,с.39-44.

213. Наркевич А. Майн Рид и его роман "Оцеола, вождь семинолов".-Майн Рид. Оцеола, вождь семинолов. М.:Детгиз,1959,с.408-417.

214. Наркевич А. Послесловие к роману "Белый вождь".- Майн Рид. Сочинения. T.I. М.:Детгиз,1956,с.384-387.

215. Наркевич А. Послесловие к роману "Квартеронка".- Майн Рид. Сочинения. T.I. М.:Детгиз,1956,с.758-762.

216. Наркевич А. Послесловие к роману "Отважная охотница".- Майн Рид. Отважная охотница. М.:Детгиз,1960,с.311-316.

217. Олюнин Р. Волшебник из страны прерий.- В мире книг,1968, №3,с.36-37.

218. Олюнин Р. Колониальная тема в английской литературе конца XIX века. Диссертация.канд.филол.наук. М.,1967,-215с.- 186

219. Самарин Р. Капитан Майн Рид. Майн Рид.Сочинения. T.I. М. :Детгиз,1956,с.3-31.

220. Самарин Р. "Всадник без головы" и его автор.- Майн Рид. Всадник без головы. М.:Моск.рабочий,1955,с.425-432.

221. Самарин Р. О романе Майна Рида "Белая перчатка".- Майн Рид. Сочинения. Т.5. М.:Детгиз,1958,с.427-434.

222. Самарин Р. Послесловие к роману "Всадник без головы".-Майн Рид. Сочинения. Т.6. М.:Детгиз,1958,с.988-991.

223. Самарин Р. Послесловие к роману "Оцеола, возздь семинолов".-Майн Рид.Сочинения. Т.2. М.:Детгиз,1956,с.422-428.

224. Самарин Р. Южноафриканская трилогия Майна Рида. Маш Рид. Сочинения. Т.4. М.-.Детгиз, 1956,с.754-760.

225. Сатунин К. }йоль Берн и Майн Рид и образовательное значение их сочинений.- Естествознание и география,1912,№5,с.37-41.

226. Старчаков А. Предисловие к роману "Вольные стрелки".-Майн Рид. Собр.соч. T.I. М.:Земля и фабрика,1930,с.25-27.

227. Старчаков А. Предисловие к роману "Ка дне трюма".-Майн Рид. Собр.соч. Т.21. М.:Земля и фабрика,19Э0,с.З-4.

228. Урнов Д. Достойный своих героев. Майн Рид. Всадник без голо вы. М.:Правда,1982,с.3-12.

229. Урновы М. и Д. История смелых сердец.- Майн Рид. Всадник без головы. Стивенсон. Остров сокровищ. М.:Дет.литер.,1978, с. 3-Ю.

230. Языков Н./Шелгунов Н./ Детский романист.- Дело,1874,№9,1. С • I •232eThe American Legion Reader. N.Y.,1953»-127 p

231. Christie J. Thoreau as World Traveles. N.Y.,1965,-358 p.

232. Gaston E. The Early ITovel of the Southwest. The University of New Mexico Pre3 3,1961,-318 p.

233. Green M. Drems of adventure, deeds of empire. L. ,19Bo,~4-29p«

234. Holyoake LI. Captain Mayne Re id: Soldies and Novelist.-The Strand Magazine. Vol.2. L. ,1891, p. 935-102.

235. Hunter St. Captain of Romance.- Book Handbook, L.,1950, N8, p.455-^64.

236. Каранфилов E. Юноши. Литературни критики. София.:Народна младеж, 1977, -330с.

237. Meyer R. The Western Fiction of Mayne Reid. Western American Literature. Logan,1968, N3, p.115-132.

238. Reid E. Mayne Reid: A memoir of his life. L.,1890,-277 p.

239. Reid E. and Сое Ch. Captain Mayne Reid. His life and adventures. L.,1900,-262 p.

240. Steele J. Captain Mayne Reid. Boston,1978,-147 p.

241. Stoddard R. Memoir of Mayne Reid.- Mayne Reid. Stories about animals. N.Y.,n.d., p. 1-4.

242. У1. ИЗДАНИЯ ПР0ИЗЫЩЖ1 МАЛНА РИДА, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В РАБОТЕ НАД ДИССЕРТАЦИЕЙ. 244-. The boy tar, or A voyage in the dark. Boston,1869,-356 p.

243. The boy hunters of the Mississipi. N.Y.,1929,-261 r.

244. The castaways. A story of adventure in the wild of Borneo. L.,1892,-316 p.

245. The child wife, a tale of the two worlds. L.,1898,-392 p.

246. The cliff-climber. N.Y.,n.d.,-217 p.

247. The forest exiles. L.,n.d.,~332 p.

248. Th.3 huntersQ feast, or Conversations around the camp-fire. L.,n.d.,-314 p.

249. The Guerilla chief. L.,n.d.,-334 p.1. WUl 9

250. Tiie giraffe-hunters. N.Y. ,n.d. ,-298 p.

251. No Quarter8 L.,1888.Vol.1-3I6p., vol.2 3SIp.-54. The ocean-waifs. L. ,n.d. ,-306 p.

252. The Quadroon, or Adventures in Ear V/est. L. ,1856,-447 p.

253. The rifle rangers. L.,n.d.,-317 Р»

254. The tiger hunters. L.,n.d.,-568 p.

255. The white gautlet. L.-N.Y.,n.d.,-451 p.

256. Les chasseurs de chevelures. Paris,1854,-391 P«

257. The young yagers. В.,1857>-328 p.

258. Сочинения:В 20ти томах. Спб,1864-1876.

259. Сочинения:В 13ти томах. Спб-М.,1868-1881.

260. Полное собрание романов:В 40 томах. Спб,1908.

261. Полное собрание романов:В ЗОти томах. Спб,1916.

262. Собрание сочинений:В Юти томах. М.,1916.

263. Собрание сочинений:В 23х томах. М.:Земля и фабрика,1929-1930.

264. Сочинения:В бти томах. М.:Детгиз,1956-1958.

265. УЛ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПРШЛЕШШИЕСЯ ДЛЯ СОПОСТАВЛЕНИЯ.

266. Баллантайн Р. Черная кость, или Торговля неграми. Спб,1875, -265с.

267. Баллантайн Р. Коралловый остров. М.:Земля и фабрика,1928, -157с.

268. Бекер С. Выброшенные морем. Спб,1886,-447с.

269. Бекер С. Измаилия. Спб,1876,-576с.

270. Бекер С. Путешествие к верховьям Нила и исследование его источников. М.,1868,-448с.

271. Буссенар Л. Капитан Сорви-голова. М.:Детгиз,1956,-296с.

272. Гюго В. Вгог Л'аргаль. М. :Детгиз, 1958,-166с.

273. Гюго В. Человек, который смеется. М.Гослитиздат,1956,-679с.

274. Гарт, Брет. Степной найденыш.- Собр.соч.:В бти томах. М.: Правда,1966.-т.4,с.161-260.

275. Дойль,Конан. Собрание сочинений: В 8ми томах, ш.:Правда,1966.

276. Дюма А. Двадцать лет спустя. М.:Худож.литер,1976,-814с.

277. Ирвинг В. История жизни, путешествий, открытий и приключений в Новом Свете. Спб,1839,-366с.

278. Кингсли Ч. Храбрый искатель приключений Элиас Лэй из Беруф-фа, его друзья и их приключения в Старом и Новом Свете. М.: Молодая гвардия,1931,-334с.

279. Кингстон Г. Молодой раджа. Спб,1886,-364с.

280. Кингстон Г. Приключения в Африке торговца слоновой костью. Спб,1884,-99с.

281. Купер Избранные сочинения: В бти томах. М.:Детгиз.1961-1963.

282. Марриэт Ф. Гремучая змея, индейский вождь. Спб,1887,-149с.

283. Мелвилл Г. Ому. М.-.География,I960,-278с.

284. Мелвилл Г. Тайпи. М.:Мысль,1967,-295с.

285. Мериме П. Таманго.- Избранные сочинения: В 2х томах. М.: Госиздат худож.литер,1957.- т.2,с.24-43.

286. По Э. Избранные произведения:В 2х томах. М.:Худож.литер., 1972.

287. Рид Ч. Вельможный бродяга. Спб,1875,-156с.

288. Сабатини Р. Одиссея капитана Блада.- Хроника капитана Бла-да. М.:Дет.литер.,1969,-592с.

289. Сальгари Э. Охотница за скальпами. Собр.соч., т.2. М.,1910, -255с.

290. Скотт В. Собр.соч.:В 20ти томах. М-Л.Гослитиздат,1960-1965,

291. Стоу,Бичер. Хижина дяди Тома. М.:Правда,1980,-479с.

292. Уитмен У. Избранные произведения. М.:Худож.литер.,1970,-415с.

293. Ферри Г. Косталь-индеец. Спб-М.,1911,-312с.

294. Хаггард Р. Дочь Монтесумы. М.:Мысль,1964,-344с.- 190

295. Хаггард Р. Копи царя Соломона. Иркутск'.Восточно-Сибирское кн.изд-во,1982,-238с.

296. Хилдрет ЕБелый раб. М-Л.:Гослитиздат,1951,-330с.

297. Эмар Г. Твердая рука. М.:Детгиз,1958,-573с.

298. УШ. СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

299. Словарь литературоведческих терминов. М. '.Просвещение, 1974, -510с.

300. Allibone Д. A Critical Dictionary of English Literature and

301. British and .American Authours. Vol.11. Philadelphia,1870. egg Dictionary of National Biography. Vol.XLYII. L.,1896. 303. Hagen 0. Who done it? If.Y. ,1969,-834 p.