автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Советская приключенческая повесть

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Родионова, Наталья Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Советская приключенческая повесть'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Советская приключенческая повесть"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА П ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСПОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени В. И. ЛЕНИНА

На правах рукописи

РОДИОНОВА Наталья Николаевна

СОВЕТСКАЯ ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ (проблема типологии жанра)

Специальность 10.01.02 — литература народоп СССР (советского периода)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва 1990

Работа выполнена в Барнаульском ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте.

Научный руководитель:

доктор филологических паук, профессор Я. Р. КОШ ЕЛЕН

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор А. И. ХВАТОВ

кандидат филологических наук И. Г. ВОЛОВИЧ

Ведущая организация — Государственный институт театрального искусства.

Защита состоится «../..С..» 1990 г.

сов па заседании специализированно«) совета К 113.08.11 но защите диссертаций па соискание ученой степени кандидата филологических наук при Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина но адресу: 110435, г. Москва, ул. М. Пироговская. 1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГ1Ш имени В. И. Ленина (Москва,^М. Пироговская ул., 1).

Автореферат разослан 1090 г.

J

Ученый секретарь специализированного совета.

доцент ЗУЕВА Т. В.

' Реферируемая работа посвящена исследованию типологии жанра советской приключечческой повести. В последние годы роль приключенческой литературы в современном литературном процессе возросла. В наше время, когда взят курс на обновление общества, когда так необходимо возрождение в произведениях литературы созидательного духа,по-прежнему велика воспитательная роль этой литературы: в ней заключен высокий нравственный потенциал. Юному читателю, перед которым стоит вопрос "как жить, во что верить?", положительный идеальный герой так же необходим, как и обществу ' в целом. Забота об идеале как духовной нравственной силе, формирующей личность, сейчас ьриобретает особую значимость. Приюпо-. чёнческая литература не утрачивает своего значения, так как выражает общечеловеческие ценности.

• Актуальность предпринятого исследования определяется необходимостью изучения приключенческой литературы в теоретическом плане. Тот факт, что, с одной стороны, наблюдается небывалый расцвет этого жанра, а с другой стороны, нет единства критических требований к нему, в результате чего страдает объективная оценка достоинств и недостатков приключенческих произведений, подтверждает правомерность выбора теш. Проблема типологии жанра советскЬй приключенческой повести является почти неразработанной, хотя типологический подход к ней - требование времени.

В литературоведении нет научного определения самого понятия "приключенческая литература". Содержание, которое вкладывают различные- авторы в это понятие, неоднозначно. Исследователи к литературе приключений относят "криминальные", "авантюрные" ■ произведения, детектив, "милицейский роман" и др. Жанр приключенческой повести, как и само понятие "приключенческая литература", не имеет терминированного смысла: с ним связана большая терминологическая путаница, свидетельствующая о малой разработанности вопроса. Отсутствие определенных дефиниций пороздает разноголосицу, пестроту взглядов на жанровую природу приключенческой ПОВсСТИ.

В критической литературе отсутствует научная классификация приключенческой повести, не выявлены видовые различия внутри приключенческого зсанра.

В настоящее время проблемы типологического изучения литературы привлекают к себе внимание многих исследователей. Типологический подход открывает перспективу и для исследования на-

пей проблемы.

Поскольку проблема специфики лганра приключенческой повести почтя не исследована, отсутствуют научные критерии ее классификации, постановка проблемы в плане типологии является закономер-' ной.

Целью данной работы является исследование закономерностей ;н-лра советской приключенческой повести как б историко-литературном аспекте, так к внутриканровом. В работе предпринята попытка наметить основные линии развития приключенческой повести, проследить, как в разные периоды уменьшалась или увеличивалась жанрообразующая нагрузка тех или иных элементов, в каком соотно-пении находятся традиционное и новаторское в жанре, выделяя его основные структурные особенности, определяющие изменчивость и направление развития.

В соответствии с поставленной цель» решаются следующие задачи:

1) выявить качественные критерии жанра'советской пршигячен-.ческок повести;

2) определить видовые различия внутри приключенческого жанра, разграничить понятия "приключенческая повесть" и "детектив" и дать научную классификация приключенческой повести; .

3) расширить, уточнить представления о природе жанра, его содержательной функции, осмыслить по-новому некоторые понятия;

4) обосновать ряд положений, касающихся жанровой специфики советской приключенской повести.

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе впервые исследуется типология зкалра советской приключенческой повести, рассматриваются общие закономерности ее развития, дается классификация жанровых форм. Данная работа представляет собой первую попытку исследования ханра приключенческой повести в целом. •

Теоретические источники и методологическая основа диссертации - труды классиков марксизма-ленинизма, исследования по вопросам методологии литературоведения, а таете специальные исследования в области проблем жанра Д.С.Лихачева, М.Б. Храпчелко, Г.Н.Поспелова, В.М.Жирмунского, М.М.Бахтина, В.В.Когышова, Г.Д.Гачева.

В основу исследования положены методы сравнительно-типологического и исторического анализа, позволяющие выявить жанровые

закономерности.

Практическая ценность работы состоит з том, что ее материал молет быть включен в курс легаций и практических занятий по истории советской и детской литературы, спецкурсы и спецсеминары по проблемам советской литературы, программу факультативных занятий в школе, монет оказать помощь в руководстве чтением приключенческих произведений школьниками.

Апрббашя работы. Содержание диссертации отражено в опубликованных работах общим объемон 4 п. л.

По теме диссертации сделаны доклады на Всесоюзной научно-практической конференции (Калининград, 1931), на межвузовски* научных конференциях (Томск," 1632, 1935, 1987), на меквузовской научно-практической конференции' (Барнаул, 1982), на Герценов-ских чтениях (Ленинград, 1983, 1984, 1985, 1987, 1988, 1989).

Объем и структура диссертации определена ее целями и задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Библиографический список содержит 334 натекоза-пия. Объем диссертации 192с.

СОДЕЕЕ/ШИЕ РАБОТЫ "

■ Во введении обосновывается актуальность и научная новизна работы, определяется цели и задачи исследования, его теоретичес~ кое значение и практическая ценность, обосновывается выбор объекта исследования. Характеризуется цель работы, определяется ее структура, дается краткий обзор литературы по теме исследования.

ГГеввая глаза "Проблема

типологии и становления канра советской приключенческой повести" состоит из двух параграфов и посвящена исследованга ~аировой специфики советской приключенческой повести 20-30-х годов, при этом выделяется как доминирующий •аспект типологии кайра.

В ч I "Становление.ганра советской приключенческой повести в 20-е годы" анализируются приключенческие повести на тему гражданской воРчи. ~>

Приключенческая повесть у истоков, советской литературы явилась средоточием художественной энергии, направленной на отражение динамики'револяциошшх событий.

В то годи во многих критических статьях отмечалось, Что 1"'енно приключенческая повесть в силу остроты сяпета НЭзбТ выразить дух времени. Писатели обращались к западным образца;.!, пы-

таясь революционное содержанке передать в авантюрной форме. Созданный новый жанр получил название "Красный Пинкертон" и заложил основы авантюрного или фабульного направления в развитии приключенческой повести." В те годы многие критики, вульгаризируя сложные процессы, относили все приключенческие повести к "Красному Пинкертону": в том числе "Красные дьяволята" П.Бляхи-на, "С мешком за смертью" С.Григорьева, "Ванька Огнев и его собака Партизан" Ф.Каманина, "Белые волки" П.,Ророхова, "Мйкар-сле-доггыт " Л.Остроумова, "Много впереди", "Случай на море" С.Ауслен-дера, хотя они различны по своему художественному уровню, целевым установкам, характеру условности. В художественной практике установка на создание авантюрного жанра не обязательно приводила к издержкам художественного порядка. Среди повестей на военную тему были произведения как значительные, ярко запечатлевшие атмосферу эпохи, содержание которых было шире теоретических установок, так и малохудожественные, бессодержательные, служащие только для развлечения читателя.

Для периода становления жанра характерно творчество таких писателей, как П.Еляхин, Л.Остроумов, С.Ауслендер, Н.Тихонов, А.Гайдар, приключенческие повести которых на тему гражданской войны дают большую возможность выявить жанровые черты: в повести для подростков они выступают в более грком виде (динамика 0действия, своеобразие героя, особенности ко№йликта и т.д.).

Во многих приключенческих произведениях■20-х годов находит свое выражение новое художественное видение, характеризующее поэтику романтического способа изображения действительности, рождению которого способствовала эпоха революции и гражданской войны. Лучшие повести о военных приключениях, такие, как '"Красные дьяволята" П.Еляхина, "Апчхи" М. Михайлова, "Ванька Огнев и его собака Партизан" Ф.Каманина, "Красный бакен", "Тонысин танк", "С мешком за смертью" С.Григорьева, "РВС" А.Гайдара отличает особая героико-романтическая направленность.

В качестве главного критерия жанра приключенческого произведения наиболее часто выдвигается самый очевидный признак -острота сюжета. Однако один признак не дает представления о-специфике жанра, его эстетической сущности, так как его специфику создают только все вместе взятые элементы содержательной формы. Разграничение жанрового содержания и формы позволило определить приключенческий жанр по двум признакам, главный из которых-признак содержательный. Поэтому в качестве типологической доми-

нанты выделяется не сюжетосложение, а устойчивое ядро жанра: определенный способ создания образа человека, эстетический угол зрения на изображаемое, нашедший свое выражение в способе типизации, близком к романтическому.

Дтя приключенческой повести типологически характерным является такое построение образа, в котором героическая доминанта преобладает над индивидуальной выразительностью. Героизм - главный принцип оценки поведения героя в этой повести, героическое -исходный пункт трактовки образа. Раскрытие характера в экстраординарных ситуациях - основной принцип типизации в приключенческой повести. Авторы стремятся отразить героические черты в брлее заостренной форме, "пересоздать" действительность на основе идеала.

Это главное, "каноническое" свойство приключенческого жанра, как и другие характерные его черты: резкое деление героев на "хороших".и "плохих", "своих" и."врагов", острота сюжета, оптимистическая направленность послужили основой для "социального заказа" уже в пору его становления. В этой литературе находила воплощение коммунистическая идея - прекрасная соблазнительная мечта создать общество чистых, равных, счастливых людей. "Максималистический характер революции" выразился в произведениях этого жанра с наибольшей полнотой.

"Детский авангардизм" (преувеличение роли детей в революционных событиях) рассматривается нами как одна из специфических особенностей художественной структуры приключенческой повести 20-х годов. В повести детского авангардизма находит выражение .процесс освоения концепции личности, рожденной временем.

Основное художественное достижение повести 20-х годов заключается в том, что она дает героический тип поведения, тип реализации личности, присущий яанру, тем самым закладывает основы традиции изображения героев в советской приключенческой повести. "Детский авангардизм" был примечательной чертой многих прикгоченче'жих произведений на тему гражданской войны, одной из форм художественной условности приключенческой повести 20-х годов.

Условность - одно из основных средств художественного изо-брааения.писателя-романзика, В анализируемых произведениях есть необходимая' правда условности, которая присуща сказочному по- . вествованизо. В них также нарушается правдоподобие, но смеярвние-

реального плана и кзсбраяеихк зкзни не приводит к уходу от действительности.

Для рассматриваемой нанровой формы характерны Форш гипер-бол!5»аропокиоро скралсеияя? свойственные сказке, в которой художественное преузелячоние не ;:скат>ает жизненной правды, а помогает постичь ее. й «утренний мир приключенческого произведения близок сказке: в то?.: и другом жхнре доминирует сюкст, действие ст] оитсп на цепи случайных "вдруг", благопричФствут'ге герою. Общим является и своеобразие хронотопа: безграничное пространство, в котором герои перемещаются с необычайной легкостью, тесная связь его с действием, особое "событийное" нереальное время, связанноСтолько с последовательностью событии. События происходят па условной приключенческой территории, в условном времени. Км присуща низкая "сопротивляемость среды" (термин Д.С.Лихачева) . В этих произведениях нет сопротивляемости свободе сюжета, которую создают характеры, развиваясь по собственной логике и определяя сгает. Герои только перебрасываются, из одной опасности в другую, они постоянно на краю гибели. Походит на сказочного и герой приключенческой повести: юный чудо-богатырь, чем объясняется и его поведение: приключения как бы привносятся, с героем всегда что-нибудь случается. Все анализируемые повести имеют счастливый кснец, подобный сказке. Культ насилия,, бесчеловечная Жестокость войны в них сглалсены тем, что это своего рода сказки о военных приключениях.

Одшы из основ!.ых лкшрообраэующнх элементов в те-годы является сюлет, отражающий динамику массовой борьбы. Своеобразие структуры романтического сюжета заключается в том, что в нем превалирующем принципом является исключительность и условность. Ярко выраженный событийный сюкет, призванный раскрыть характеры героев в действии, - один из тех устойчивых признаков, которые определяют целостность рассматриваемой структуры, одна из отличительных особенностей данной жанровой разновидности.

Критики тех лет видели в сюкете только шаблонные приемы авантюрного повествования и не учитывали их содержательную сторону, их функциональную значимость в структуре текста. Конечно, в одних произведениях (Фабульных) приемы авантюрного повествования действительно являются только средством создания сметного интереса,•имеют самодовлеющее значение. В других же они "служат идее", слунат средством создания концепции действительности. Героический сияет в "Красных дьяволятах" - не только момент со-

держания для дачкой -анровой фор.'.а:, но он о.гседеляет г; худо-г.естзеннуз структуру. Его острота и капрякенкость - сг.ачкп, погони, необыкновенная удачливость герое.", :-:итроу;п:ь'<-4 военные операции, специфические для приключенческого произведения приемы-пеяем "'тормозения", создания таинственности, эффекта "обманутого с-з-тдания" - все это призвано раскрыть динамику происходили;; событий.

Другая ванная особенность развития прккягэчепчсской повести з отот период - ярко вкрогенная социальная направленность. Социальной направленностью определялось и взаимоотношение характеров и обстоятельств. н наличие обветкпологического кг:фг.исга. Само изменение действительности привело к тому, что аня'лакке писателей оказалось привлеченным прегде всего к лрко выраменным социальным конфликтам. Перед писателя:.::!, робот;;;-.:;':,;:;vi а ;:о::нл;>-иснческо" литературе в 20-е гедм, не стоял вопрос о оправ-

дана ли реализация идей социализма л?де::.

Становление манра гго;г"л::чсниеско:; попестл в F.Q-э годи позволяет увидеть, как ''паходят" друг друга ;глнр и определенная художественная тенденция. 11а, данном стане авангардистская повесть о вссгпгкс птепойэтютях наиболее ярко вмргтала дух ополи, поплотила г! соее пепатту создать ксицспци?) героического характера.

В цело:.! ото бил период капряяешшх поисков паи в области формъ;, та::' н содержания, во итогом определив;":;;"! характер пря-::лзченческой повести будущего.

Во 2-ом § "Развитие гапра со'зетской прзкяэчеетес.со!! повес* ти з 30-е году" исследуется дальнейшее движение етнра, которое y::is со второй половины 20-:: годов идо путем преодоления авантюрно;! экзотики, осуществлялось как накопление новых качеств 'приключенческого позествошшя. Повесть обращается к внутреннего киру человека, возрастает интерес к личности, и событийная сторона его,двигается на второй план. Писателей все кеньге привлекает catульная'сторона произведения,- формальные приемы его-яетослогпснпя, п на структуру повести все большее воздействие оказывает не авантюрный сз~ет, а принципы развертывания характера з связи с обстоятельствами. В лучепх своих образцах традп-щклтая структура приключенческой повести подвергалась как сб~ новлешго изнутри, так и трансформации внеяннх элементов.

В 30-е годы 'основной глнровой тенденцией становится перенесение центра тяжести.с событий па характеры. Приключенческая

повость постепенно утрачивает остроконфликтную основу, опреде-лленую классовой борьбо;'. Расширяется диапазон ее тем, повышается художественный уровень, так как в конце 30-х годов лучшие писательские силы дьйнулись в детскую литературу, в кото- % рой мтко было сказать больке , чем дозволено.Приключенческая литература выдвинула ряд лучших произведений: "Зеленый -фургон" А. Козачипского, '"Еурл" В. Воеводина и Е. Рысса, "Шпион" Р. С'раер:.;ана, "Згакин", "Лапшин" КЗ. Германа, "Судьба барабан-тика" А. Гайдара. Тематика книг, посвященных "охране границ", "шпонат-.-'", "зоркой бдительности", позволяла передать атмосферу тревоги, страха, разлившуюся в обществе. Пропагандистская направленность - призыв к бдительности, воспевание"нового" советского человека - ТатГеодолепается здесь как вторым слоем произведения - подтекстом, так и открытым предостережением об опасности дегуманизации человеческой 'тезки, если забота о человеке не будет главной в обществе. Па$оо формирования, воспйта-'' нил личности становится основным танрообразувди» элементом..

Аная'.п приключенческой повести 20 - 30 -х годов позволил выделить устойчивые доминантные черты ее содержания и художественно"; структуры."Эстетический подход к гизненным явпениям еы-раяаотсл в приключенческом ганре в направленности на необычное, особой романтической атмосфере. Ккенно эти черты яркдаот ей спец"'Т;;:ку, создают колорит и определяют ее главное качество. 0с-■ копной признак приключенческой повести - ее героико- романтическое содержание. Гериико- романтически« пафос - та до.\';:какта, ко- горач определяет ее ганровую специфику, иролвл-игаумя в особом способе типизации; своеобразии г.ок;лпкта; способе завершения. Схематизм героев приключенческих прогзведрниг - особого- рода: он далек от грубо социологизированноЛ схемы человека, присущей -многим произведениям "социалистического роялизма". ?то идеальный герой, преодолевающий все препятствия, герой -¡/.чека, носитель идеи.

"Социальны,'*; заказ" не де^-опмигювал природу прик-мчекчсско" литературы, его установки не противоречили законам гатоа: изображению героя, посвятившего жизнь служению сверхшчноЛ цели, борьбе за переустройство не-овери'еи.чого г.;;;>а , оптимистической тональности произведений;

Анализ приключенческих повестеГ: 20 -ЗП -х годов дает основание утверждать, что приключенческая лчтпратура ском/и спеки 1-й-

ческими приемами выявляла "структуру русской души", устойчивые ее свойства, выделенные Н.Бердяевым: догматизм, аскетизм, способность нести страдания и жертвы во имя своей веры, какова бы она ни была, склонность к прожектерству и Фантазерству, г. с тип яерственности - один из ведущих в приключенческой литературе: даже маленькие ее герои гибнут во имя высокой идеи.

Сравнительно-типологический анализ произведений, различных по художественному уровню, дал возможность установить, что в приключенческом жанре уже в период становления выделяется повесть фабульная и социально-психологическая.

Вторая глава "Типология жанра послевоенной приключенческой повести" посвящена исследованию жанровой специфики советской приключенческой повести послевоенного периода - 50-80-х годов, выявлению структурных закономерностей жанря; изучен:™ особенностей его функционирования на современном этапе.

Наблюдения над приключенческой повестью как 20-30-х годов, так и современной, позволяет утверждать, что жанр не представляет собой единой жанровой целостности. В границах его отчетливо выделяются такие жанровые Чормн, как приключенческая повесть и детектив.

Это различные жанреЕке образования и отождествлять их (как это делается в критической литературе) неправомерно. Различия связаны с содержательной сущностью каждой жанровой разновидности. Содержательная сущность приключенческой повести заключается в действии, детектива - в размышлении. Движущий механизм детектива - рассуждение, приключенческой повести - действие сюжетное и психологическое. Приключенческая повесть преимущественно апеллирует к чувствам, детектив - к разуму, чем и объясняются возрастные интересы и привязанности: приключенческой повестью увлекаются подростки, детективом - юношество и взрослый читатель.

Важная особенность сюжета детектива - его нормативность, жестокость конструкции. Приключенческая повесть менее нормативна. Различен и способ организации пространственно-временных отношений: в детективе время течет как бы вспять, ему присуща обратная хронология событий. В приключенческой же повести события следуют в хронологическом порядке. Поэтому в сюжете приключенческой повести заложена возможность продолжения приключений героя: в ней возможно сколько угодно большое количество изображае-

э

о

:.гых событий; так как он« излагаются последовательно, «окно про-к-голько улюкагь количество препятствий, которые герою приходится преодолевать. Главная ке структурная особенность детектива - ограниченность количества событий к ситуаций, мера насыщенности событиями. Указанное свойство связано с особенностей читательского восприятия, ero «ор!:<;ескшс мнязлснкем: он может оперировать только сравнительно иеболь^кк количеством фактов и собачий, чтобы не потерять осиопку» нить логического повествования, та:: как перегпу.т.енность информацией таит в себе возможность утрата интереса к повествованию.

Элемент тайны играет значительную роль в обеих г.анровых формах, однако *:анросо'разувхгя роль ее различна, различно содержание отогс приема. Тайна в детективе связана со скрытым от читателя ходом мысли следователя - ото тайна пропемодт.его, случившегося -преступление всегда таинственно. Тайна леккт с само;; основе повествовательной структуры дотектпва, таг: как он пссь'яцен расследованию преступлен::;-:, согерэешого неизвестно кет, по каким причинам и т.д. Раскрытие ^айны происходит постепенно, поэтапно, и только в финале повествования. "

Тайне. :-::о кряклзченческой повести является одним из элементов сюжетного звена, элементом действия, и возникает она вокруг события или героя,-в 'развертывающемся сюжете. Она может быть раскрыта и п ходе повествования, а интерес у читателя ке утра-• чиьаетсл, так как очагом сюжетного движения является прнклточе- . нпо, а но тайна.

Различен к характер интереса читателя к герою - в приключенческой повести положительный герой интересует читателя как личность активная, действующая, в детективе - как личность аналитически мыслящая, способная раскрыть загадки и основную тайну. Проведенный анализ позволил прийти к следующим заключениям: рассматриваете жанровые разновидности при всех их различиях объединяет определенный принцип подхода к жизненным явлениям, единый механизм создания у читателя соответствующего комплекса эмоций, рассчитанный на- значительную эмоциональную вовлеченность в текст, острота фабулы и большая функциональная роль приключения. '

Внутри каждой из 'выделенные жанровых разновидностей имеются свои жанровые кодификации: в приключенческой повести - социально-психологическая и собстЕеш-ю приключенческая, в детективе -

детектив проблемный и ?абульккй. Исследования зтнх жантюзгсх сгюсм посвящены все три параграфа 2-ой главы.

3§1 "Социально-психологическая приключенческая повесть" анализируется произведения, принадлежащие к социально-психологической приключенческой повести.

Главной типологической особенность» "тон жанровой формы является художественная направленность на лирекий охват действительности, глубокое ее исследование з отличие от собственно приключенческой с ее прекиуйестяеккыя интересом к одной сфере кипни, в которой развертываются приключения героев, и детектива с его односторонним срезом лизни. Ее герой - самоценная психологическая единица, ему присуще самодвижение, саморазвитие. "Сопротивляемость среды" здесь высокая, так как сопротивление ей оказывает характер. Характер реализуется в ней как в действии, та:: и размышлениях, он находится в многосторонней связи с обстоятельствами и "обнаруживает себя зо всем многообразии индивидуальных особенностей. К ?той жанровой разновидности мо:гло отнести то произведения, которые часто причисляются критиками к прих-тсчен-. ческой литературе л;гаь "условно": "Пакет" Л.Пантелеева, ."К.'ртих" и "Бронзовая птица" А.Рыбакова, ."Жестокость" П.Нилина, "Тревожный месяц Верссень" В. Смирнова. Эти повести свидетельствовал;: о возникновении новей тенденции в развитии приключенческой прозы, выразившейся в ее слиянии с психологической. •

В нарушении .тлнровых канонов сказалась тенденция к рас/пине- . ни» и обогаиенгео традиционных форм приключенческого' заяра, которая обозначилась в конце 20-х годов. Нарушения хе, как всякие отклонения от нормы, подчеркивая устойчивые характеристики г.анра, являются и причиной его развития.

В § 2 "Собственно приключенческая повесть" исследуется собственно приключенческая повесть. Сна в отличие от социально-психологической характеризуется преимущественным интересом к одной стере жизни, п которой развертываются приключения героев. Главным канрообразующим началом в ней является героическая направленность. К исследуемому типу относятся повести о людях необыкновенных профессий: чекиста?;, пограничниках, разведчиках, исследователях, путеиестве.'тиках. Хронологическая последовательность событий отличает ее от детектива на эту не тему, который регистрирует события, излагая их в обратном порядке. К данной глнро-вой форме принадлежат "Сильные духом" Д. Уздведева, /Секретный

о

о

фарватер" Л.Платова, "Змееловы", "Допрос в Иркутске" Ю.Кларова, "Поединок в горах", "Дорога к черным идолам", "Трое суток рядом со смертью" В.Смирнова, "Разведчики призрачных островов", "В путь за.косым дождем" В.Меркулова, "Смерть меня подождет", "Злой дух Ячбуйя" Г.Федосеева и др. Специфика приключенческой литературы как литературы действия с наибольшей определенностью проявляется именно в собственно приключенческой повести: ее герой почти всегда находится в таких обстоятельствах, когда все решает быстрота действия, мгновенность реакций, когда ореол риска придает значительную ценность всем его качествам и действием. Здесь приключение является доминантой в построении образа и'сюжета.

Категория героического в этой повести претерпевает своеобразную трансформацию: героизм здесь - профессиональный признак, своего рода норма поведения. Повести данной жанровой разновидности пользуются особым успехом у подростков, так как они повествуют о героях мужественных, благородных, обладающих исключительной си-.лой воспитательного воздействия.

Синтез документальности и художественности одна из типологических черг собственно приключенческой повести. Зачастую в этой повести речь идет о событиях реальных, о реальной героике подвига, большинство из них основано на документальном материале.

В § 3 "Детектив'как жанровая форма приключенческой повести" рассматривается жанровая специфика советского детектива, в кото-• -ром выделяются две жанровые модификации: детектив проблемный и фабульный. Детектив интересует своеобразный аспект действительности -4 ее криминальный срез. Герой в нем обычно выступает в качестве функции. В фабульном детективе - это характер-конспект, характер-маска, у героя нет твердых социально-типических и инди-видуаль-ю-хараюерологических качеств. Ведущую роль в таком детективе играет фабула.

В детективе проблемном ослаблена традиционная роль героя,• он близок герою социально-психологической литература. В "формуле" его сюжета раскрываются социальные, нравственные проблемы. Он углубленно проникает в диалектику типических характеров-и ' обстоятельств. Узкая функциональность'.героя, присущая фабульному детективу, в нем отступает. Диапазон казненного материала, охватываемый трансформированным, или проблемным детективом, значительно шире, чем в фабульном. •

■Исследование детективных повестей "Страх высота", "Давняя

история", "Игра против всех" П.Е'естакова, трилогии А.Безуглова и Ю.Кларова "Конец Хитрова рынка", "В полосе отсуждения", "Покушение" А.и Г.Вайнеров '"Я - следователь", "Ощупью в поддень", "Лекарство против страха", повестей А.Адамова показало, «то структура современного детектива подверглась как обновлению изнутри, так и трансформации внешних элементов.

В настцящее время в развитии детектива момент динамики ощущается значительно сильнее, чем статики: он теряет свою былую жанровую определенность, происходит размывание его жанровых границ, однако этот процесс осуществляется не за счет нивелирования его специфических черт. Теряя устойчивость, претерпевая многие изменения, он в то же время сохраняет признаки определенной жанровой разновидности. Он трансформируется, но не сливается с большой литературой, не теряет свое лицо и специфику. Изменение его жанрового облика связано не с утратой им специфических особенностей, а" с преодолением фабульной традиции. Детектив освобождается от традиционных норм, сдерживающих его развитие, при этом сохраняя общность своих типологических черт.

В последние годы особенно ощутим процесс де^юрмализации жанра - расшатывания его жанровых канонов. На данном этапе литературного развития жанровая форма как бы "отрывается" от литературного содержания и в силу своей относительной самостоятельности выражает новое содержание. При этом она претерпевает значительную трансформацию. Детектив ломает свои предние каноны уже тем, что ставит общественные проблемы, наполняется социальной и нравственной проблематикой. Характерно, что сближение приключенческой литературы с "большой" - процесс объективный и закономерный, на приключенческий жанр не могли не оказать влияние богатые традиции психологической прозы.

Динамика жанровых изменений связана с изменением.содержательной стороны: изменяется проблематика, конфликт, герой, Функции сюжета. В проблемной детективе можно отметить общую тенденцию - стремление более углубленно проникнуть в диалектику типических характеров и обстоятельств: в нем возникает новая структура персонажа. Изменение его яанрового облика прежде всего связано с ослаблением значения традиционной роли главного героя-следователя, который обогатился как в интеллектуальном отношении, так и в духовном.

Жанровой тенденцией, определяющей развитие советского де-

тектива, является расширение историко-революционной тематики.

Типологической чертой современной приключенческой повести является синтез документальности и художественности, отчетливо обозначается тенденция смыкания произведений приключенческого жанра с документальной прозой. Такое соединение документа и художественности расширяет границы жанра.

Как налрообразующее начало в современной приключенческой повести можно выделить единый принцип решения их основных сюжетных ситуаций: утверждение героического характера через внешний конфликт героя и конкретной социальной среды, через победу характера над жизненными обстоятельствами.

Значительная трансформация внутри традиционного жанра связана и с объективно изменившимися потребностями литературы, которая все пристальнее вглядывается в человека, все чаще проверяет его на "излом". Эволюция приключенческой повести от авантюрной к современной социально-психологической не только связана с превращением событийного сюжета в психологический, она заключается в обогащении понятий "человек" и "мир" в процессе углубляющегося художественного постижения их взаимосвязи, изменением концепции личности.

Решающее сдвиги, происшедшие в приключенческой повести, связаны прежде всего е процессом дифференциации канра и его деформацией.

йшр, один из валснейпих показателей художественной концеп-: ции личности в данный период, является в то ке время как бы одним из мостов, соединяющих читателя и писателя.

Процесс соучастия читателя при чтении приключенческой книги является особо .важным: для юного читателя характерно переживание за геро!., отождествление себя с ннм.

В непременной победе добра над злом воплощается нравственный идеал человека, в завышенных этических нормах - притягательная сила произведений рассматриваемого зпанра.

В наши дни, когда великая и всеобщая цзль"ючеловечивашш" становится главной, приключенческая литература помогает не допустить изживания понятий "совесть", "честь", "благородство",'' "добро", сохраняя ,-х чистый смысл

В заключения подёодятся обдие итоги исследования, делаются выводы. . ; . .

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

1. Скшетосложение детской приключенческой повести как средство эстетического воздействия на школьника // Художественная литература в идейно-нравственном и эстетическом воспитании школьников. - Í,!.: Академия пед.наук СССР, 1982. - С. 53-55.

2. Роль приключенческой позести в армировании представлений подростка б другбе и товариществе // Социально-педагогические проблемы самоуправления. Тезисы к меквузовской научно-прак-тической'конференции. - Барнаул, 1932.

3. К вопросу о становлении жанра советской приключенческой повести (Смоленский гос.пед.ин-т -им.К. Маркса. - Смоленск, 1981.— 15 с. Рукописи деп. в ИНИОН АН СССР 9990 от 29.04.82 // Новая советская литература по общественным наукам. Литературоведение.-1982. - m II. _ С.88.

4. К" вопросу о типологии жанра советской приключенческой повести-// Проблемы литературных жанров: Материалы '1-й научной межвузовской конференции, 28 сентября - I октября 1982 г. -Томск,'1983. - С. 134-135.

5. Не только развлекать, но и воспитывать // Алтай. -1984. - 4. - С. 116-12Г.

о. Детектив: природа жанра // Алтай. - 1983. - ч 2. -С.82-85.

7. 0 жанровых формах советской приключенческой повести

// Проблемы литературных жанров: материалы 5-ой научной межвузовской конференции, 15-18 октября 1985 г. - Томск, 1987. - С.132-133.

8. О жанровой специфике современного советского детектива // Проблемы литературных жанров: Материалы 6-й научной межвузовской конференции, 7-9 декабря 1988 г. - Томск, 1990. С. 165167.

9. Становление жанра советской приключенческой повести' // Поэтика советской литературы 20-х годов. - Куйбышев,' 1989. С.84-100.