автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Жанрообразование в сетевых СМИ: технологические и творческие факторы

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Пак, Екатерина Максимовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Жанрообразование в сетевых СМИ: технологические и творческие факторы'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Жанрообразование в сетевых СМИ: технологические и творческие факторы"

Санкт-Петербургский государственный университет

На правах рукописи

ПАК

Екатерина Максимовна

ЖАНРООБРАЗОВАНИЕ В СЕТЕВЫХ СМИ: ТВОРЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Специальность 10.01.10- Журналистика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

2 4 АПР 2014

Санкт-Петербург 2014 005547625

005547625

Работа выполнена на кафедре периодической печати Санкт-Петербургского государственного университета.

Научный руководитель:

доктор политических наук, профессор Мельник Галина Сергеевна

Официальные оппоненты:

Калмыков Александр Альбертович, доктор филологических наук, доцент, проректор по учебной работе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Академии медиаиндустрии» (Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ);

Проскуряков Максим Русланович, доктора филологических наук, профессор кафедры рекламы и связей с общественностью Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов».

Ведущая организация - ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет технологии и дизайна», Северо-Западный институт печати.

Защита состоится.^ о^-^чч^ 2014 года в часов на заседании диссертационного совета Д 212.232.17 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199004, Санкт-Петербург, В.О., 1-я линия, дом 26, Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», ауд._.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке им. М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9).

Автореферат разослан: « .» су^ч 2014 года.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат филологических наук, доцент Л. Г. Фещенко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность диссертационного исследования. Диссертация посвящена изучению творческих и технологических факторов, влияющих на жанрообразование в сетевых изданиях, и разработке критериев создания типологии жанров интернет-журналистики.

Современная интернет-журналистика представляет собой сложный многофункциональный механизм. Появление сетевой коммуникации, основанной на цифровом способе передачи и распространения информационных потоков, способствовало формированию новой системы функционирования СМИ и вместе с этим возникновению иных подходов к структурированию и управлению информационно-смысловыми потоками.

Под влиянием творческих и технологических факторов происходят жанровые трансформации в сетевых версиях / аналогах традиционных газет, возникают новые жанровые формы в интернет-изданиях, идет процесс синтезации традиционных жанров в текстах сетевых изданий. Новая сетевая медиакультура оказывает серьезное масштабное и знаковое влияние как на способы и формы подачи новостей, так и на восприятие информации аудиторией. Отсюда возникает острая необходимость комплексного исследования этой проблемы. Именно поэтому в поле нашего внимания оказались технологические факторы функционирования интернет-журналистики, связанные с конвергенцией различных каналов СМИ, и сформированные на этой базе творческие методы, касающиеся тенденций контаминации и смешения жанров журналистики, которые позволили современному поколению журналистов выйти на принципиально новый уровень своего профессионального развития.

Актуальность проблемы, а также недостаточная степень ее научной разработанности и практическая значимость определили цель и задачи диссертационного исследования, его внутреннюю логику и структуру.

Объектом исследования диссертации являются тексты сетевых изданий.

Предмет исследования — творческие и технологические факторы, оказывающие влияние на трансформацию жанровой структуры традиционных СМИ и формирование новых жанровых модификаций в интернет-пространстве.

Целью настоящего исследования являются выявление тенденций в жанрообразовательном процессе в сетевых изданиях и разработка критериев типологии веб-жанров.

Достижение этой цели предполагало решение следующих задач:

1) проанализировать теоретические подходы к определению понятия жанра интернет-журналистики;

2) выявить жанрообразующие признаки, влияющие на структуру журналистских текстов в сетевых версиях / аналогах традиционных газет и интернет-изданиях;

3) определить типологическую модель веб-жанров в интернет-изданиях;

4) раскрыть специфику работы мультимедийного журналиста с электронными текстами и роль читателя в формировании системы жанрообразования в интернет-журналистике.

Степень научной разработанности проблемы исследования. Процесс осмысления интернет-среды невозможен без получения целостной картины информационной эпохи. Теоретическое обоснование ее феномена, явлений и трансформаций содержится в научных трудах М. Кастельса, М. Маклюэна и Э. Тоффлера1.

Учитывая, что веб-среда способствует не только преобразованию и синтезированию уже имеющихся жанров журналистики, но и формированию

1 См.: Кастелъс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000; Макмоэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. Киев, 2004; Тоффлер Э. Третья волна. М„ 1999.

исконно сетевых жанров, факт существования которых доказывает текущая практика, в диссертационном исследовании был использован системный подход к изучению взаимосвязей разнообразных СМИ. В качестве методологической базы изучения жанрообразующих признаков в традиционных СМИ (печать, радио и телевидение) выступили труды А. К, Бобкова, Л. А. Васильевой, В. В. Виноградова, Д. П. Гавры, Л. П. Громовой, Л. Р. Дускаевой, А. Л. Дмитровского, М. Н. Кима, В. И. Конькова, С. Г. Корконосенко, Л. Е. Кройчика, Т. В. Лебедева, Б. Я. Мисонжникова, Г. С. Мельник, В. Ф. Олешко, А. С. Пую, В. В. Смирнова, А. А. Тертычного, А. Н. Тепляшиной, В. Л. Цвика, Л. П. Шестеркиной, В. Н. Ярошенко и др.2.

Решение теоретических вопросов становления интернет-журналистики и виртуального жанрообразования еще только разрабатывается, поэтому на сегодняшний день мы имеем множество базирующихся на разных основаниях концепций данных понятий и подходов к их трактовке. Например, исследователи Е. А. Жигалина, Л. Ю. Щипицина и др.3

2 См.: Бобков Л. К. Газетные жанры. Иркутск, 2005; Васильева Л. А. Делаем новости! М., 2002; Виноградов В. В. О теории художественной речи. М., 1971; Гавра Д. П., Таранова Ю. В. Имидж территориальных субъектов в современном информационном пространстве. СПб., 2013; Громова Л. П. Своеобразие становления петербургской прессы в контексте европейского развития. СПб., 2008; Дускаева Л. Р. Диалогическая природа газетных речевых жанров. Пермь, 2004; Дмитровский А. Л. Мифологическое сознание как сущность жанра эссе // СМИ в современном мире / отв. ред. В. И. Коньков. СПб., 2001. Ч. 2; Ким М. Н. Жанры современной журналистики. СПб., 2004; Коньков В. II. Речевая структура газетных жанров. СПб., 2004; Корконосенко С. Г. Основы журналистики. М., 2009; КройччкЛ.Е. Система журналистских жанров. СПб., 2000; Лебедев Т. В. Жанры радиожурналистики. М., 2012; Мисонжников Б. Я. Феноменология текста (соотношение содержательных и формальных структур печатного издания). СПб., 2001; Мельник Г. С., Тепляшина А. Н. Актуальные проблемы современности и журналистики. СПб., 2009; Олешко В. Ф. Моделирование в журналистике. Екатеринбург, 2000; Пую А. С. Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности журналиста. СПб., 2005; Смирнов В. В. Жанры радиожурналистики. М., 2002; Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2000; ЦвикВ.Л. Телевизионная журналистика. М., 2010; ШестеркинаЛ. П., Николаева Т.Д. Методика телевизионной журналистики. М., 2012; Ярошенко В. Н. Информационные жанры радиожурналистики. М., 1976.

См.; Горшка Е. И., Жигалина Е. А. Виртуальное жанроведение: устоявшее и спорное // Уч. зап. Таврического нац. ун-та им. В. И. Вернадского. Сер. «Филология.

используют лингвистический подход к анализу интернет-жанров. Другие ученые (Л. А.Капанадзе, М.Л.Макаров, В.С.Смирнов и др.4) изучают вопросы жанрообразования в Интернете в контексте технологических характеристик и анализируют контентное наполнение виртуального дискурса (JI. Ф. Компанцева5), его влияние на состояние веб-жанров и т. п.

Наиболее полное представление об информационно-коммуникативной сетевой системе дают труды таких авторов, как А. А. Акопов, Е. А. Амнизин, И. Н. Блохин, Е. JI. Вартанова, В. А. Вуль, В. М. Горохов, Т. Э. Гринберг, А. Н. Гришанина, Я. Н. Засурский, М. В. Загидуллина, А. А. Калмыков, JI. Г. Кайда, С. Г. Корконосенко, Н. С. Лабуш, М. М. Лукина, Г. С. Мельник, Б. Я. Мисонжников, А. С. Пую, И. Д. Фомичева, О. Г. Филатова, М. В. Шилина и др.6.

Социальные коммуникации». 2011. Т. 24 (63). №1.4.1; Щипицина Л. Ю. Дигитальные жанры: проблема дифференциации и критерии описания // Коммуникация и конструирование социальных реальностей : сб. науч. ст. Междунар, науч.-практ. конф. «Коммуникация-2006» / отв. ред. О. Г. Филатова. СПб., 2006. Ч. I.

4 См.: Капанадзе Л. А. Структура и тенденции развития электронных жанров // Жизнь языка : сб. ст. к 80-летию М. В. Панова / сост. Л. А. Капанадзе ; отв. ред. С. М. Кузьмина. М., 2001; Макаров М. Л. Жанры в электронной коммуникации: quo vadis? // Жанры речи. Саратов, 2005. Вып. 4.; Смирнов В. С. Авторские проекты как пример адекватной реализации свойств интернета (на материале истории российской интернет-журналистики 1995-2002 гг.). URL: http://www.spectator.ru/diploma/ (дата обращения: 06.04.2014).

5 См.: Компанцева Л. Ф. Проблема виртуального жанра // Уч. зап. Тавр. нац. ун-та им. В. И. Вернадского. Сер. «Филология». Т. 18 (57). 2005. X» 2.

6 См.: Акопов А. И. Типологические признаки сетевых изданий // Филол. вестн. Ростов, гос. ун-та. 2000. № 1; Амнизин А. Новостная интернет-журналистики. М„ 2012; Блохин И. #., Корженева О. В., Соболева Н. А. Информационно-содержательный компонент // Сетевые СМИ российского мегаполиса / под ред. И. Н. Блохина, С. Г. Корконосенко. СПб., 2011; Вартанова Е. Л. О современном понимании СМИ и журналистики // Медиаскоп : электрон, науч. ж-л фак. журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова : сайт. URL: http://www.mediascope.ru/node/521 (дата обращения: 06.04.2014); Вуль В. А. Электронные издания // Институт открытого образования. Московский государственный университет печати : сайт. URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbookl 19/01/part-002.htm (дата обращения: 06.04.2014); Горохов В. М„ Гринберг Т. Э. Интерактивная журналистика: путь в будущее от книги до Интернета // Журналистика и литература на рубеже тысячелетий / отв. ред. Я. Н. Засурский, Е.Л.Вартанова. М., 2000; Гришанина А. Н. Сетевой писатель // Сетевые СМИ российского мегаполиса; Засурский Я. И. Медиатекст в контексте конвергенции // Вестн. Моск. ун-та. Сер. № 10. Журналистика. 2005. № 2; Загидуллина М. В. Будущее журналистики и журналист будущего : обзор исследовательских мнений // Знак. 2011. № 1

Принимались во внимание работы зарубежных авторов, таких как A. Paul (What is Web 2.0?), R. Burnett (Web theory: an introduction), T. Schultz (Interactive options in online journalism), D. Freedman (Internet transformations: old media resilience in the new media revolution) и др., отражающие особенности интернет-журнализма.

Методологическую основу данного исследования составили также работы по текстообразованию в сетевых СМИ, интернет-лингвистике (М. Н. Володина, О. В. Лутовинова, М. Р. Проскуряков, Г. Н. Трофимова и др.7), типологии и функционированию медиатекста (А. Н. Гришанина, Т. Г. Добросклонская, М. Ю. Казак, А. Д. Кривоносов, Г. С. Мельник, Б. Я. Мисонжников, С. И. Сметанина и др.8), формированию медиадискурса

(7); Калмыков А. А., КохаповаЛ. А. Интернет-журналистика. М, 2005; КайдаЛ. Г. Диалог «читатель-автор»: стилистическая концепция // Мысль. Текст. Стиль : сб. науч. ст. посвящ. д-ру филол. наук, проф. К. А. Роговой / под ред. JT. Р. Дускаевой, В. И. Конькова. СПб., 2011; Корконосенко С. Г. Парадоксы нормативности в мире телекоммуникаций // Периодическая печать па пороге электронной эры / отв. ред. Б. Я. Мисонжников. СПб., 2000; ПуюА. С., Лабуш Н. С. Международное гуманитарное право: журналистика и права человека. СПб., 2012; Лукича М. М, Фомичева И. Д. СМИ в пространстве Интернета. М., 2005; Мельник Г. С. Современный медиатекст: исследовательские подходы // Медиатекст как предмет исследования : мат. науч.-практ. конф. (20 дек. 2011)/ под ред. М. Г. Боровик, Г. С. Мельник. СПб., 2012; Мисонжников Б. Я. Отражение действительности в тексте // Основы творческой деятельности журналиста / ред.-сост. С. Г, Корконосенко. СПб., 2000; Филатова О, Г. Блоги в связях с общественностью // Интернет-технологии в связях с общественностью / отв. ред. И.А.Быков, О.Г.Филатова. СПб., 2010; Шитна М. Г. Интернет-коммуникация в системе общественных связей. М,, 2008.

См.: Володина М. Н. Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М., 2003; Лутовинова О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Волгоград, 2009; Проскуряков М. Р. Концептуальная структура текста. СПб., 2000; Трофимова Г. Я Языковой вкус интернет-эпохи в России: Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты : монография. М., 2009.

8 См.: Гришанина А. Н. Медиаписатель в системе современных СМИ: эмоциональное воздействие на аудиторию // Медиатекст как предмет исследования : мат. науч.-практ. конф. (20 дек. 2011); Добросклонская Т. Г. Медиатекст: теория и методы изучения // Всстн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2005. № 2; Казак М. Ю. Медиатекст: сущностные и типологические свойства // Глобальный медиажуриал : сайт. URL: liUp://www.gmj. sfedu.ru/v2il/v2il_kazak.htm (дата обращения: 19.04.2012); Кривоносов А. Д. Эволюция жанровой модели PR-текстов: от медиатекста к медиатексту // Медиатекст как предмет исследования : мат. науч.-практ. конф. (20 дек. 2011); Мельник Г. С. Медиатекст как объект лингвис тических исследований // Журналистский ежегодник. Томск, 2012. № 1; Мисонжников Б. Я. Нарратив в пространстве медиатекста: к проблеме категориального отождествление // Текст в системе обучения журналиста : мат. круглого

(О.Л.Михалева, И.В.Рогозина, О.Ф.Русакова, А.Д.Трахтенберг и др.9), развитию цифровых технологий мультимедиа (А.В.Асмус, Р. В. Бекуров, Б. Я. Мисонжников, С. Г. Корконосенко, Т. О'Рейли, Н. Чемпен и др.10).

Изучить современные жанровые формы через взаимоотношения между журналистом и читателем помогли материалы таких авторов, как С. А. Болталин, И. Н. Блохин, К. А. Рогова и др.".

Из новейших'работ следует упомянуть диссертации: «Инновационная журналистика и власть в современном медийном пространстве»12, «Прагматическая адекватность медиатекста: взаимодействие контента и

стола (10 декабря 2009 г., г. Санкт-Петербург) / под ред. М. Г. Боровик, Г. С. Мельник. СПб., 2010; Сметанина С. И. Журналистский текст б мультимедийном пространстве // Медиатекст как предмет исследования : мат. науч.-практ. конф. (20 дек. 2011).

9 См.: Михалева О. Л. Дискурс как объект исследования : лекция // Кафедра русского языка и общего языкознания фак. филологии и журналистики Иркут. гос. ун-та :

сайт. URL: http'.//w\\'w.rus-lang.com/educatiori/discipIine/phi[ology/disrurs/material/matcriall3/

(дата обращения: 31.03.2009); Рогозина И. В. Медиа-картина мира: когнитивно-семиотический аспект : монография. М. ; Барнаул, 2003; Русакова О. Ф. Основные разновидности современных теорий политического дискурса: опыт классификаций. М., 2005; Трахтенберг А. Д. Дискурсивный анализ массовой коммуникации как идеологический инструмент // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер. «Политология».

2006. № 8. !

10 См.: Асмус А. В. Новые медиаплатформы II Медиаскоп : электрон, науч. ж-л фак. журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова : сайт. URL: http://www.mediascope.ru/node/495 (дата обращения: 06.04.2014); Бекуров Р. В. СМИ: средства массовой информации или средства мульти-информации? // Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов (мультимедиа и газета завтрашнего дня) : мат. науч-практ. конф. (17-18 марта 1999) / отв. ред. Б. Я. Мисонжников. СПб., 2000; Мисонжников Б. Я. Тексты кибержурналистики: в поиске совершенных технологий // Там же; Корконосенко Г. С. Парадоксы нормативности в мире телекоммуникаций // Там же; О'Рейли, Т. Что такое ВЕБ 2.0. // KoMnuoTeppaONLINE : сайт. URL: http://www.computerra.ru/tlimk/234714/ (дата обращения: 06.04.2014); Чемпен Я, Чепмен Д. Цифровые технологии мультимедиа. 2-е изд. М., 2006.

''См.: Болталин С. А. Креативная активность журналиста как фактор его профессональной деятельности // Медиаскоп : электрон, науч. ж-л фак. журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова : сайт. URL: http://www.mediascope.ru/node/333 (дата обращения: 06.04.2014); Блохин П. И, Корженева О. В., Соболева Н. А. Информационно-содержательный компонент // Сетевые СМИ российского мегаполиса; Рогова К. А. и др. Текст: теоретические основания и принципы анализа : учеб. науч. пособ. / под ред. К. А. Роговой. СПб., 2011.

12 См.: Кравгрв В. В. Инновационная журналистика и власть в современном медийном пространстве : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2012.

аксиологии»13, «Современная медиакартина мира: неориторическая модель»14, «Становление профессии интернет-журналиста на рубеже XX-XXI вв.»13, «Аксиология медиатекста в российской культуре (репрезентации ценностей в журналистике начала XXI в.)»16.

Методологическое значение для данной работы имели материалы научно-исследовательских работ, выполненных на факультете журналистики Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ17.

Научная новизна работы. В диссертации автор разработал критерии для жанровой типологии публикаций в Интернете, ввел в научный оборот понятие «веб-жанр». Сложность различения жанров в Интернете вызвана тем, что журналистские материалы под действием технологических и творческих факторов становятся как по форме создания, так и по воспроизведению мультимодальными (Н.В.Чичерина18). Новость, начиненная медийными «добавками» (Т. Г. Добросклонская"), гипертекстовыми ссылками, автоматически порождает другой смысловой контекст, что свидетельствует о естественной гибкости и подвижности границ сетевых текстов. В связи с этим определение жанра интернет-

13 .

См.: ЛисицкаяЛ.Г. Прагматическая адекватность медиатекста: взаимодействие контента и аксиологии : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Краснодар, 2012.

См.: Анненкова И. В. Современная медиакартина мира: неориторическая модель : авторе(|). дис.... д-ра филолол. наук. М., 2012.

См.: Ерофеев С. В. Становление профессии интернет-журналиста на рубеже XX-XXI вв. :автореф. дис. ... канд. филол. наук, М., 2011.

См.: Ерофеева И. В. Аксиология медиатекста в российской культуре (репрезентации ценностей в журналистике начала XXI в.) : автореф. дис. ... д-na (Ьилол наук. М„ 2010.

См.: Массмсдиа российского мегаполиса: типология печатных СМИ / под общ. ред. М. А. Шишкиной ; науч. ред. Б. Я. Мисонжннков. СПб., 2009; Сетевые СМИ российского мегаполиса.

См.: Чичерина И. В. Мсдиатекст как основа формирования медиаграмотности // Российское образование : Федеральный портал. URL-

http://www.edu.or.ru/atlach/17/48047.pdf (дата обращения: 06.04.2014).

См.: Добросклонская Т. Г. Медиатекст: теория и методы изучения // Вестн Моек ун-та. Сер. !0. Журналистика. 2005. № 2. ■

публикации в качестве отдельного типа при возможной дифференциации вышеуказанных качеств является актуальной научной проблемой.

Методологической основой диссертации выступают принципы структурного, системного и комплексного анализа. В процессе работы автор использовал формально-логические и содержательно-логические методы, а также общенаучные (анализ, синтез, индукцию, дедукцию) и специальные (структурно-функциональный, типологический, сравнительно-исторический, в том числе контент-анализ).'

Эмпирическую базу исследования составил массив журналистских материалов, размещенных в Интернете как на ресурсах, позиционирующих себя в качестве сетевых версий / аналогов традиционных газет, так и на сайтах интернет-изданий, размещающих свой контент только в электронной среде. Отметим, что выборка, не включает всех представителей периодических сетевых изданий российского сегмента сети Интернет. Издания подбирались исходя из их целевого назначения (информационные, деловые, политические, экономические и т. п.). Всего было проанализировано 20 интернет-изданий: 10 из них - сетевые версии / аналоги традиционных газет («Ведомости», «Коммерсантъ», «Деловой Петербург», «Российская газета», «Новая газета», «Московский комсомолец», «Известия», «Независимая газета», «Аргументы и факты», «Новые известия»); 10 - интернет-изданий («Lenta.ru», «Газета.ру», «Частный корреспондент.ру», «Дни.ру», «Фонтанка.ру», «Иностранная пресса в России и в мире.ру», «Слон.ру», «Утро.ру», «Правда.ру», «Инфокс.ру»). Контент-аналитическое исследование проводилось методом случайной выборки один раз в месяц в период с 2009 г. по 2013 г.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней системно проанализированы и изучены особенности трансформации, возникновения и функционирования веб-жанров в Интернете.

Положения, выцосимые па защиту:

1. Журналистские жанры в сетевых версиях / аналогах традиционных газет под . действием технологических факторов приобретают новые жанрообраз^тощие признаки, которые в определенном плане меняют структуру ^журналистского текста. Журналистский текст приобретает свойства гирертекстуальности, интерактивности, мультимедийности.

2. В иЦтернет-изданиях процесс жанрообразования полностью зависит от технических возможностей веб-среды и творческих факторов.

3.В электронных изданиях возникают жанровые формы, которые приобретают новые очертания и функции благодаря гибридизации и синтезации канров.

4. В жанрообразовании в интернет-журналистике определяющую роль играет не ¡только автор, но и читатель, от которого зависят: форма репрезентации фактологического материала; соавторство в создании контента; выбор оптимальной жанровой формы.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что разработанные в ней подходы к изучению жанрообразования интернет-журналистики могут быть использованы при составлении учебных и методических программ, пособий по теории журналистики для студентов вузов, обучающихся по специальности «журналистика», что позволит повысить качество подготовки специалистов, а также разработать учебный курс «Жанры интернет-журналистики».

Апробация работы. Некоторые идеи и результаты проделанного исследования были в разное время представлены научной и журналистской аудитории на ежегодных международных, всероссийских и межвузовских практических конференциях. Некоторые из них: Всероссийская конференция «Философия в диалоге культур: взгляд из Петербурга» (Санкт-Петербург, факультет журналистики Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ, ноябрь 2009), IV Международная научно-практическая конференция «Мультимедийная журналистика Евразии-2010:

национально-информационные рынки и региональный Интернет в эпоху глобальных изменений» (Казань, факультет журналистики и социологии КГУ, декабрь 2010), межвузовская научно-практическая конференция «Средства массовой информа11ии в современном мире. Молодые исследователи» (Санкт-Петербург, факультет журналистики Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», март 2010) и др. Кроме того, основные аспекты виртуального жанрообразования, анализируемые в диссертационном исследовании, изложены в 17 статьях, в том числе 4 в журналах, которые включены в перечень рецензируемых научных журналов и изданий ВАК («Вестник Санкт-Петербургского университета», «Современные проблемы науки и образования», «Управленческое консультирование»).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения, библиографического списка, содержащего описания свыше двухсот источников, и приложения, представляющего результаты контент-анализа.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Во введении представлена общая характеристика исследования, обосновывается актуальность выбранной темы, анализируется степень ее разработанности, определены методологическая и теоретическая база диссертации предмет и задачи анализа, обосновывается новизна исследования и его практическая значимость.

Первая глава «Процессы жанрообразования в периодических интернет-изданиях» посвящена выявлению основных характеристик сетевых изданий, анализу различных подходов к изучению современной теории виртуального жанроведения, рассмотрению процессов текстопостроения и новых жанрообразующих признаков жанров сетевых изданий. !

В первом параграфе «Сетевые издания: истоки формирования и особенности функционирования» описывается развитие и становление интернет-журналистики на фоне бурно развивающегося русского сектора Интернета начиная с 1990-х гг., когда стали появляться первые русские интернет-ресурсы, и заканчивая 2000-ми гг. - периодом возникновения интернет-газет, размещающих свой контент только в электронной среде; анализируется типологическое состояние современной периодики после ее стремительного перехода в сетевую среду. В результате систематизации основных характеристик сетевых изданий автор пришел к выводу, что электронная периодика эффективнее традиционных печатных СМИ. Системный анализ показал, что отличительные особенности у подобного рода СМИ кроются не столько во внешней структуре издания, сколько во внутреннем наполнении (речь идет о журналистских публикациях). Важной тенденцией функционирования сетевых изданий является быстрое развитие технологической составляющей, а именно широкое применение гипертекстовых, интерактивных и мультимедийных технологий, которые кардинальным образом меняют содержательную структуру информационных сообщений. В связи с этим основной акцент в данном разделе сделан автором на осмыслении технологических факторов, влияющих на процессы формирования журналистских текстов.

Второй параграф первой главы «Теоретические подходы к определению понятия жанра интернет-журналистики» посвящен обсуждению современных научных концепций, предлагающих непротиворечивую трактовку журналистских жанров, реализуемых в интернет-публикациях. Проведенный диссертантом анализ показал, что поиски общих оснований для классификации жанров продолжаются. В силу молодости интернет-журналистики многие исследователи пытаются вывести универсальное определение жанра, погруженного в среду Интернета. Это ведет к тому, что сегодня мы имеем множество подходов в трактовке данного понятия. Исследователи Е. И. Горошко, Е. А. Жигалина, Е. А. Землякова,

например, предпочитают использовать в своих научных трудах термин «виртуальный жанр»; исходя из лингвистического подхода. Другие ученые изучают вопросы жанрообразования в Интернете, опираясь на технические категории, и употребляют следующие понятия: «дигитальный жанр», «цифровой жанр» (JI. Ю. Щипицина) и «электронный жанр» (М. J1. Макаров, J1. А. Капанадзе, А. Н. Саенко). Термин «жанровый формат виртуального дискурса» предлагает использовать JI. Ф. Компанцев и т. п.

На основе анализа различных теоретических концепций автором диссертационного исследования была выдвинута научная гипотеза, согласно которой жанры можно рассматривать через виртуальную среду их обитания — веб-среду, которая оказывает первостепенное влияние на их характеристики и функционирование. Для более точного и полного отражения специфики жанровой системы Интернета автор вводит в научный оборот категорию «веб-жанр», которая, по его мнению, будет представлять собой универсальное значение для всех журналистских текстов, опубликованных в Интернете на платформе Web.

В третьем параграфе первой главы «Влияние новых технологий на жапрообразование сетевых текстов» большое значение автор придает процессам текстопостроения, поскольку в условиях перехода традиционных медийных форматов к моделям трансмедиа в системе производства контента изучается не абстрактный язык СМИ, а медиатекст. Термин восходит к латинским словам "media" или "medium", что в переводе означает «средство, способ, посредник». В этой части диссертационной работы критически осмыслены предложенные в исследованиях Т. Г. Добросклонской, В. И. Конькова, В. Г. Костомарова, А. Д. Кривоносова,

Ю. В. Рождественского, С. И. Сметаниной, Г. Я. Солганика и др. концепции медиатекста. Так, в современном медийном контексте под этим термином понимают «конкретный результат медиапроизводства, медиапродукт -сообщение, содержащее информацию и изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, рекламное сообщение,

фильм и пр.) и предназначенное для одновременного зрительного и слухового восприятия аудиторией»20. Это объясняется природой самого медиатекста, его многоаспектностью, гибкостью. В процессе изучения данного вопроса было обнаружено, что медиатексты работают по принципу интеграции, трансформации и синтезирования традиционных и новых типов текстов массовой коммуникации. Они могут рассматриваться как в классическом значении понятия «текст», так и как новый, уникальный тип текста (гипертекст, мультимедиатекст, креолизованный текст и т. п.) и, наконец, как совокупный продукт смежных подсистем журналистики, РИ. и рекламы, распространяемый по каналам массовой коммуникации21. Медиатекст представлен в работе не только как сложное устройство, хранящее многообразные коды и способное трансформировать полимедиатексты, создаваемые различными средствами массовой коммуникации (телевидением, радио, прессой, Интернетом и др.), но и как результат творческого осмысления медиаинформации,

В этой связи в работе определяются жанрообразующие признаки веб-жанров, среди которых - гипертекстуальность, мультимедийность, интерактивность, диалогичность, виртуальность, мозаичность / клиповость и синтетичность.

Вторая глава «Жанровая палитра в сетевых версиях / аналогах традиционных газет и в интернет-изданиях» носит эмпирический характер и строится на результатах проведенного контент-анализа, В рамках исследования были проанализированы по категориям гипертекстуальности, интерактивности, мультимедийное™ наиболее часто используемые жанры в сетевых версиях / аналогах традиционных газет (заметка, записка и репортаж), а новые веб-жанры в интернет-изданиях (видеорепортаж и

20 Федоров А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог, 2010. С. 33.

См.: Казак М. Ю, Указ. соч.

интервью-Иуе) были рассмотрены по категориям диалогичности, мозаичности, синтетичности.

Результаты контент-анализа показали, что за период с 2009 г. по 2013 г. сетевыми версиями / аналогами традиционных газет в жанре заметки применяются следующие жанрообразующие признаки:

— гипертекстуальность: гиперссылки на ресурсы газеты - 59 %, гиперссылки на информационные сайты - 42 %, гиперссылки на авторский блог - 7%, гиперссылки на другие источники - 31%, гиперссылки на сетевые агентства - 30 %, гиперссылки на традиционные информационные агентства - 32 %;

— интерактивность: комментарий — 95 %, отзыв - 95 %, электронное письмо - 85 %, опрос - 42 %, возможность разместить свою новость - 0 %, интерактивная оценка материала - 84 %;

— мультимедийность: вкрапление видеосюжета - 7 %, ссылка на фоторепортаж - 9 %, вкрапление любительской съемки - 2 %, использование аудиосообщения - 8 %, использование фотоизображений - 38 %.

В жанре записки применяются:

— гипертекстуальность: гиперссылки на ресурсы газеты - 42 %, гиперссылки на информационные сайты - 7 %, гиперссылки на авторский блог - 3 %, гиперссылки на другие источники - 2 %, гиперссылки на сетевые агентства — 0 %, гиперссылки на традиционные информационные агентства — 0 %;

-интерактивность: комментарий - 99%, отзыв - 97%, электронное письмо - 87 %, опрос - 14 %, возможность разместить свою новость - 0 %, интерактивная оценка материала — 100 %;

— мультимедийность: вкрапление видеосюжета - 6 %, ссылка на фоторепортаж -4 %, вкрапление любительской съемки - 0 %, использование аудиосообщения - 0 %, использование фотоизображений - 45 %.

В жанре репортажа применяются:

-гипертекстуальность,' гиперссылки на ресурс газеты - 44%, гиперссылки на информационные сайты - 10 %, гиперссылки на авторский блог - 0 %, гиперссылки на другие источники -9%, гиперссылки на сетевые агентства — 5 %, гиперссылки на традиционные информационные агентства -5 %;

- интерактивность: комментарий - 80 %, отзыв - 90 %, электронное письмо - 60 %, опрос -2%, возможность разместить свою новость - 1 %, интерактивная оценка материала - 90 %;

- мультимедийность: вкрапления видеосюжетов - 15%, ссылки на фоторепортаж - 17%, вкрапления любительской съемки - 9,6 %, использование аудиосообщения - 0 %, использование фотоизображений -64 %.

По результатам проведенного контент-анализа было также установлено, что существование огромного разнообразия жанрообразующих признаков в веб-среде способствует не только преобразованию, но и смешению уже имеющихся жанров журналистики и вычленению их новых форм. Эти изменения отчетливо прорисовываются в веб-жанрах видеорепортажа и интервьга-П\'е. Данный подход помог автору обнаружить новые жанрообразующие признаки у текстов традиционной журналистики и возможности практического использования новых жанровых форм. Всего было проанализировано более одной тысячи текстов.

В первом параграфе второй главы «Трансформация информационных жанров в сетевых версиях /аналогах традиционных газет» было выявлено, что в сетевых газетах - аналогах традиционных изданий всем требованиям медийной среды соответствуют по большей части информационные жанры. Данное обстоятельство объясняется тем, что коммуникация в веб-среде представляет собой оперативное движение смыслов в социальном времени и пространстве. Именно поэтому основное внимание многих редакционных коллективов сфокусировано на оперативном представлении фактологического материала. Особой популярностью в сетевых версиях /

аналогах традиционных газет пользуются жанры с пирамидальной структурой, соответствующие всем правилам новостной журналистики: оперативности, краткости, релевантности и лаконичности. Главное внимание в этих текстах обращено на сам факт, развернутый во времени и пространстве благодаря ответам на главные вопросы: что произошло? где? когда? почему? Исследование показало: такие веб-жанры, как заметка, записка и репортаж, являются самыми востребованными и отвечают всем условиям медийной среды.

Результаты проведенного контент-анализа показали: уникальность информационных текстов в том, что они одни из первых расширили жанровые границы благодаря внедрению в их текстовую структуру элементов гипертекста, интерактивных форм и мультимедиа. Это позволило исследователям виртуальных жанров говорить об их гибридизации в интернет-журналистике.

Во втором параграфе второй главы «Возникновение синтетических жанровых форм в интернет-изданиях» говорится о том, что существование огромного разнообразия жанрообразующих признаков в веб-среде способствует не только преобразованию и гибридизации уже имеющихся жанров журналистики, но и вычленению из них новых форм. Исходя из результатов контент-анализа была выявлена следующая тенденция: в интернет-изданиях наряду с традиционными разновидностями текстов возникают сугубо сетевые веб-жанры, факт существования которых доказывает текущая практика. В настоящем диссертационном исследовании подобные изменения связываются с «адаптацией» жанров к новым коммуникативным ситуациям, порождаемым, в частности, изменением роли журналиста в обществе в конкретный период времени.

В параграфе подробно проанализированы особенности жанровых форм представления информации в таких веб-жанрах, как видеорепортаж и интервью-Нуе. Главная особенность исконно сетевых текстов заключается в том, что они синтетичны. Синтетичность проявляется в варьировании

жанровых фрагментов, в результате которых возникают усложненные современные жанровые образования. Например, веб-жанр видеорепортажа образовался в результате синтеза двух традиционных жанровых форм: печатной хроникальной заметки и событийного телерепортажа, а веб-жанр интервью-Нуе родился в процессе синтезации печатной хроникальной заметки, интервью-мнения и пресс-конференции.

В третьем параграфе второй главы «Роль автора и читателя в процессах жанрообразования в сетевых версиях /аналогах традиционных газет и интернет-изданиях» предметом изучения стало определение роли автора и читателя в процессах жанрообразования в сетевых версиях/ аналогах традиционных газет и интернет-изданиях. В работе проанализированы новые способы подачи материала и интерактивного общения, выявлены характер читательских интересов и запросы потенциальной аудитории, специфика человеческих склонностей и их мотивы, образовательный уровень людей и многое другое, а также определена роль журналиста в коммуникативном пространстве.

Как показал наш анализ, в интернет-среде журналист выполняет роль активного творца виртуальной действительности. При этом он выступает не только в качестве создателя текста, но и организатора творческого процесса. Творческое самораскрытие автора в Интернете зависит как от внутренних, так и от внешних факторов, прежде всего от учета объективных и субъективных предпочтений читательской аудитории. Если раньше звенья коммуникационной цепочки выстраивались по схеме «автор - текст -читатель», то сегодня она выглядит иначе «читатель - автор — текст». Это значит, что цифровая форма подачи материала сделала действия потребителей многофункциональными, а их виртуальное восприятие стало более чутким и осознанным. Так, современный интернет-читатель получил не только новый вид информационной деятельности, но и специфичную форму миропостижения.

Активная роль посетителей интернет-изданий отчетливо ощущается в сетевой печатной журналистике в виде синтеза информационного стимула и информационной реакции, когда в ходе коммуникации осуществляется не просто творчество как деятельность одного субъекта, адресующего свой продукт другому, а сотворчество - создание общего продукта в контакте двух субъектов. В зависимости от того, какими обстоятельствами продиктован данный контакт, в каких условиях он протекает, наконец, на решение каких задач направлен, все эти процессы непосредственно запечатлеваются в тексте, определяя его жанровую форму.

Третья глава «Особенности журналистского творчества в сетевых изданиях» посвящена осмыслению творческой лаборатории журналиста.

В первом параграфе третьей главы «Специфика работы мультимедийного журналиста с электронными источниками информации» автор определил, что расширение инструментария журналистского творчества решающим образом повлияло на производство мультимедийного контента, а также на появление новых журналистских профессий, таких как универсальный журналист, 1\ук1ег-репортер (опйпе-комментатор), редактор пользовательского контента, промоутеры (интернет-продюссеры, трафик-менеджеры), фотовидеокорреспонденты. Так, в ходе анализа специфики их деятельности были изучены различные методики работы журналистов с электронными источниками информации.

Второй параграф третьей главы «Жанровые формы журналистской самопрезентации» был посвящен изучению феномена самопрезентации в стиле ведения журналистского блога. Вопрос об отнесении сетевых дневников к СМИ автор относит к дискуссионным, несмотря на множество мнений как о пользе, так и о вреде и опасностях блогосферы для профессиональной журналистики. Особое внимание в работе обращено на особые сетевые формы организации публичного пространства и производственного творчества, которые стали активно использоваться в журналистской практике. Понимание процессов распространения и

восприятия информации посредством этого явления, по мнению диссертанта, необходимо, поскольку медиадеятельность сетевых СМИ показала, что блоговые системы постепенно стали проникать на электронные страницы сетевых версий / аналогов традиционных газет и интернет-изданий. Популярность блогов в конвергентных СМИ обусловлена тем, что они, с одной стороны, способны синтезировать разные формы творческого самовыражения: от активного навязывания до отстраненного информирования, а с другой — располагают большими композиционными возможностями вкупе с фотографиями, рисунками, видео.

Таким образом, в работе было раскрыто значение мотивационных факторов в творческой деятельности журналистов-блоггеров, среди которых особо были выделены: желание творческого самовыражения, стремление привлечь внимание посетителей блога к обсуждению самых разных жизненных вопросов, а также к оживленной полемике, образование и поддержание сообществ и др.; определено проблемно-тематическое содержание блогов журналистов, выявлены формы подачи информации в сетевых дневниках и раскрыта роль эссеистики в контексте творчества блоггеров.

Третий параграф третьей главы «Краудсорсинг как современная модель обмена и управления информацией в сетевых СМИ» посвящен изучению «новой» модели обмена информацией - краудсорсинг. Термин «краудсорсинг» происходит от английского словосочетания "сголуйзоигагщ" — «социальный ресурс». Также под ним понимают новую модель партнерства между производителями информации и сетевой публикой или той или иной группой людей, основанной на использовании ресурса сетевого общества с целью проработки и решения поставленных вопросов и задач.

В ходе работы было выяснено, что данная технология применялась задолго до появления Интернета. В России примером краудсорсинга на телевидении служила программа «Сам себе режиссер», которая стала выходить в 1992 г. Однако, как показало исследование, успешное развитие

данная технология получила в 2006 г. благодаря развитию Интернета. Особенно ярко она проявились в социальных, политических, культурных и гражданских аспектах. Автор объясняет это тем, что сетевые издания обладают большим потенциалом вовлечения целевой аудитории в проект. Они обеспечивают постоянный поток актуальной информации и предоставляют оперативную возможность диалога.

В контексте интернет-журналистики, цель которой состоит в сборе эксклюзивной и сенсационной информации, краудсорсинг может принимать разные формы: crowd searching, crowd creation, crowd funding и crowd voting22. Таким образом, одна из новых тенденций сетевой журналистики заключается в том, что при помощи краудсорсинговых проектов создаются платформы, которые позволяют реализовывать поставленные задачи путем установления партнерских отношений между потребителями и производителями информации. Населению предоставляются удобные площадки для проявления собственной инициативы, которая, в свою очередь, помогает в разрешении общественно-значимых проблем и способствует развитию коллективного разума. Краудсорсинговые проекты создаются по заказу конкретных СМИ с целью повышения собственной капитализации, увеличения читаемости, повышения качества материалов, поиска новых форм взаимодействия с аудиторией.

В Заключении формулируются основные выводы, полученные в процессе проведенного исследования.

22 Crowd searching - коллективный поиск информации; crowd creation - народное творческое сознание; crowd funding - социальный ресурс; crowd voting - народное голосование.

По теме диссертации были опубликованы следующие работы: Научные статьи в журналах, включенных в перечень изданий, входящих в реестр ВАК Российской Федерации:

1. Пак Е. М. Блоги в системе творческой деятельности журналиста // Вестник СПбГУ. Сер. 9. Филология, востоковедение, журналистика. - 2011. - Вып. 2. -С. 283-292.-0,5 п. л.

2. Пак Е. М. Конвергенция жанров сетевой журналистики // Вестник СПбГУ. Сер. 9. Филология, востоковедение, журналистика. - 2012. - Вып. 2. - С. 268-276.-0,4 п. л.

3. Пак Е. М. Теоретический подход к определению жанра интернет-Журналистики Н Современные проблемы науки и образования : эл. науч. журнал. - № 6. - Режим доступа : www.science-education.ru/113-11623, - 0,4 п. л.

4. Пак Е. М. Краудсорсинг как современная модель обмена и управления информацией в сетевых СМИ // Управленческое консультирование. - 2013. -Вып. 11.-С. 153- 159.-0,5 п. л.

Основные публикации по теме диссертационного исследования:

5. ПакЕ. М. Блог как персональный дневник журналиста // Средства массовой информации в современном мире. Молодые исследователи : сб. Всерос. науч.-практ. конф. - СПб., 2009. - С. 65-67. - 0,25 п. л.

6. Пак Е. М. Жанровая специфика интернет-дневников // СМИ в современном мире : сб. апрельской науч.-практ. конф. 2010 г. - СПб., 2010. - С. 393-394 // Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций : сайт. - Режим доступа : http://rus.jf.spbu.ni/about/410/671 .html. - 0,25 п. л.

7. Пак Е. М. Феномен дневниковой сетевой журналистики // Мультимедийная журналистика, Евразии - 2010: 1 национально-информационные рынки и региональный Интернет в эпоху глобальных изменений : сб. Междунар. науч.-практ. конф. - Казань, 2010. - С. 329-331. - 0,25 п. л.

8. Пак Е. М. Блог как мультимедийный тип текста // Проблемы массовой коммуникации : сб. науч.-практ. конф. - Воронеж, 2011. - С. 114-116. - 0,25 п. л.

9. Пак Е. М. Место и роль жанра эссе в сетевых изданиях // Медийные Стратегии современного мира : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. -Краснодар, 2011. - С. 409-411. - 0,25 п. л.

10. Пак Е. М. Мифотворчество в журналистских блогах // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения : сб. 51-й Междунар. науч.-практ. конф. - СПб., 2012. - С. 129-131 // Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций : сайт. - Режим доступа : http://rus.jf.spbu.ru/about/410/671.html. -0,25 п. л.

11. Пак Е. М. Блоггер как универсальный журналист И Журналистика в мире профессий: диалоги о свободе : сб. науч.-практ. конф. - СПб., 2010. - 0,3 п. л.

12. Пак Е. М. Блог как свобода творческого самовыражения // Дистанционное обучение в высшем профессиональном образовании: опыт, проблемы и перспективы развития : сб. V межвуз. науч.-практич. конф. - СПб., 2012. - С. 128-130.-0,25 п. л.

13. Пак Е. М.' Сетевые издания: истоки формирования и особенности функционирования // Актуальные проблемы современности и журналистика : сб. науч. ст. - Томск, 2012. - С. 79-82. - 0,5 п. л.

14. Пак Е. М. Развитие виртуального жанроведения в условиях экономической глобализации // Медийные стратегии современного мира : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. - Кубань, 2012. - С. 420-423. - 0,25 п. л.

15. Пак Е. М. К теории виртуального жанроведения // Захист прав 1 свобод людини та грамадянина в умовах формування правовоУ держави: збфник тез учасниюв I ВсеукраУнськоУ науково-практичноУ конференщУ 25 квлгня 2012 року. - Льв1в, 2012. - Ч. 2. - С. 79-84. - 0,3 п. л.

16. Пак Е. М. Краудсорсинг и краудфандинг в сетевых СМИ // Государство и бизнес. Вопросы теории и практики : материалы Междунар. науч.-практ. конф. - СПб., 2013. - 0,2 п. л.

17. Пак Е. М. Влияние новых технологий на особенности понятия жанра интернет-журналистики с новыми текстовыми жанрообразующими признаками // Настоящее и будущее социальных технологий. - СПб., 2013. -0,4 п. л.

Подписано в печать 04.04.2014. Формат 60х84'/|6 Объем 1,5 п. л. Тираж 100 экз. Заказ 50. Отпечатано в Редакционно-издательском отделе института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета 199004, Санкт-Петербург, В. О., 1-я линия, д. 26

 

Текст диссертации на тему "Жанрообразование в сетевых СМИ: технологические и творческие факторы"

Санкт-Петербургский государственный университет

04201459571 На правах рукописи

Пак Екатерина Максимовна

ЖАНРООБРАЗОВАНИЕ В СЕТЕВЫХ СМИ: ТВОРЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Специальность 10.01.10- журналистика

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель -доктор политических наук, профессор Г. С. Мельник

Санкт-Петербург 2014

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................3

ГЛАВА I. ПРОЦЕССЫ ЖАНРООБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЯХ

1.1. Сетевые издания: истоки формирования и особенности функционирования............................................................................12

1.2. Подходы к определению понятия жанра интернет-журналистики.............33

1.3. Влияние новых технологий на жанрообразование сетевых текстов...........51

Выводы к первой главе...........................................................................68

ГЛАВА II. ЖАНРОВАЯ ПАЛИТРА В СЕТЕВЫХ ВЕРСИЯХ/АНАЛОГАХ ТРАДИЦИОННЫХ ГАЗЕТ И В ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЯХ

2.1. Трансформация информационных жанров в сетевых версиях/аналогах традиционных газет................................................................................71

2.2. Возникновение синтетических жанровых форм в интернет-изданиях............93

2.3. Роль автора и читателя в процессах жанрообразования в сетевых

версиях/аналогах традиционных газет и в интернет-изданиях.........................105

Выводы ко второй главе........................................................................120

ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА В СЕТЕВЫХ ИЗДАНИЯХ

3.1. Специфика работы мультимедийного журналиста с электронными источниками информации.......................................................................122

3.2. Жанровые формы журналистской самопрезентации................................133

3.3. Краудсорсинг как новая модель обмена и управления информацией.............149

Выводы к третьей главе........................................................................156

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................158

ЛИТЕРАТУРА........................................................................................163

ПРИЛОЖЕНИЕ А................................................................................185

ПРИЛОЖЕНИ Б„,„

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность диссертационного исследования. Диссертация посвящена изучению творческих и технологических факторов, влияющих на жанрообразование в сетевых изданиях, и разработке критериев создания типологии жанров интернет-журналистики.

Современная интернет-журналистика представляет собой сложный многофункциональный механизм. Появление сетевой коммуникации, основанной на цифровом способе передачи и распространения информационных потоков, способствовало формированию новой системы функционирования СМИ и вместе с ней возникновению иных подходов к структурированию и управлению информационно-смысловыми потоками.

Под влиянием творческих и технологических факторов происходят жанровые трансформации в сетевых версиях/аналогах традиционных газет, возникают новые жанровые формы в интернет-изданиях, идет процесс синтетизации традиционных жанров сетевых изданий. Новая сетевая медиакультура оказывает серьезное масштабное и знаковое влияние как на способы и формы подачи новостей, так и на восприятие информации аудиторией. Отсюда возникает острая необходимость постановки этой проблемы на комплексном исследовательском уровне.

Именно поэтому в поле нашего исследовательского внимания оказались как технологические факторы функционирования интернет-журналистики, связанные с конвергенцией различных каналов СМИ, так и сформированные на этой базе творческие методы, касающиеся тенденций контаминации и смешения жанров журналистики, которые позволили современному поколению журналистов выйти на принципиально новый уровень своего профессионального развития.

Актуальность проблемы, а также недостаточная степень ее научной разработанности и практическая значимость определили цель и задачи диссертационного исследования, его внутреннюю логику и структуру.

Объектом исследования диссертации являются тексты в сетевых изданиях.

Предметом исследования - творческие и технологические факторы, влияющие на жанрообразование в сетевых СМИ.

Целью настоящего исследования является выявление тенденций в жанрообразовательном процессе сетевых изданий и разработка критериев типологии веб-жанров.

Осуществление этой цели предполагало решение следующих задач:

1. Проанализировать теоретические подходы к определению понятия жанра интернет-журналистики.

2. Выявить жанрообразующие признаки, влияющие на структуру журналистских текстов в сетевых версиях/аналогах традиционных газет и интернет-изданиях.

3. Определить типологическую модель веб-жанров в интернет-изданиях.

4. Раскрыть специфику работы мультимедийного журналиста с электронными текстами и роль читателя в системе жанрообразования в интернет-журналистике.

Степень научной разработанности проблемы исследования.

Процесс осмысления интернет-среды невозможен без получения целостной картины информационной эпохи в целом. Теоретическое обоснование ее феномена, явлений и трансформаций содержится в научных трудах М. Кастельса, М. Маклюэна и Э. Тоффлера1.

Учитывая то обстоятельство, что веб-среда способствует не только преобразованию и синтезированию уже имеющихся жанров журналистики, но и формированию исконно сетевых жанров, факт существования которых доказывает текущая практика, в диссертационном исследовании был использован системный подход в изучении тесных взаимосвязей

1 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. 608 е.; Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. Киев, 2004. 432 е.; Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999. 784 с.

разнообразных СМИ. В качестве методологической базы изучения жанрообразующих признаков в традиционных СМИ (печать, радио и телевидение) выступили труды А. К. Бобкова, Л. А. Васильевой, В. В. Виноградова, Д. П. Гавры, Л. П. Громовой, Л. Р. Дускаевой, А. Л. Дмитровского, М. Н. Кима, С. Г. Корконосенко, В. И. Конькова, Л. Е. Кройчика, Т. В. Лебедева, Б. Я. Мисонжникова, Г. С. Мельник, В. Ф. Олешко, Е. Н. Пронина, А. С. Пую, В. В. Смирнова, А. А. Тертычного, А. Н. Тепляшиной, В. Л. Цвика, Л. П. Шестеркиной, В. Н. Ярошенко и др.

Решение теоретических вопросов становления интернет-журналистики и виртуального жанроведения еще только разрабатывается, поэтому на сегодняшний день мы имеем множество концепций и подходов в трактовке данных понятий, исходя из разных оснований. Например, исследователи Е. И. Горошко, Е. А. Жигалина, Е. А. Землякова и Л. Ю. Щипицина используют лингвистический подход в анализе современной теории о жанрах Интернета. Другие ученые (Л. А. Капанадзе, М. Л. Макаров, А. Н. Саенко, В. С. Смирнов) изучают вопросы жанрообразования в Интернете через технический критерий. Третьи - постигают проблемы жанрообразования через виртуальный дискурс (Л. Ф. Компанцева) и т. п.

Наиболее полное представление об информационно-коммуникативной сетевой системе дают труды таких авторов как А. А. Акопов, Е. А. Амнизин, И. Н. Блохин, Е. Л. Вартанова, В. А. Вуль, В. М. Горохов, Т. Э. Гринберг, А. Н. Гришанина, Я. Н. Засурский, М. В. Загидуллина, А. А. Калмыков, Л. Г. Кайда, С. Г. Корконосенко, Л. Е. Кройчик, Н. С. Лабуш, М. М. Лукина, Г. С. Мельник, Б. Я. Мисонжников, А. С. Пую, И. Д. Фомичева, О. Г. Филатова, М. В. Шилина и др. Принимались во внимание работы зарубежных авторов.

Теоретическую базу по вопросам текстообразования в сетевой публикации составили исследования, посвященные вопросам интернет-лингвистики (М. Н. Володина, Е. И. Горошко, О. В. Лутовинова, Г. Н. Трофимова и др.), медиатекста (А. Н. Гришанина, Т. Г. Добросклонская,

М. Ю. Казак, А. Д. Кривоносов, Г. С. Мельник, Б. Я. Мисонжников, С. И. Сметанина и др.), медиадискурса (О. Л. Михалева, И. В. Рогозина, О. Ф. Русакова, А. Д. Трахтенберг и др.), цифровых технологий мультимедиа (А. В. Асмус, Р. В. Бекуров, Б. Я. Мисонжников, С. А. Михайлов, Г. С. Мельник, С. Г. Корконосенко, Р. П. Лисеев, Т. О'Рейли, Н. Чемпен и др.).

Изучить современные жанровые формы через взаимоотношения между журналистом и читателем помогли материалы таких авторов как С. А. Болталин, И. Н. Блохин, А. Н. Гришанина, Л. Г. Кайда, С. В. Курушкин, К. А. Рогова и др.

Данной проблематике были посвящены в последние годы диссертационные исследования: «Инновационная журналистика и власть в современном медийном пространстве»1, «Прагматическая адекватность медиатекста: взаимодействие контента и аксиологии»2 «Современная медиакартина мира: неориторическая модель»3, «Становление профессии интернет-журналиста на рубеже ХХ-ХХ1 вв.»4, «Аксиология медиатекста в российской культуре (репрезентаци ценностей в журналистике начала XXI в.)»5.

Методологическое значение для данной работы имели материалы научно-исследовательских работ, выполненных на факультете журналистики Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ6.

1 Кравцов В. В. Инновационная журналистика и власть в современном медийном пространстве: автореф, дисс. ... док. филол. н. М., 2012.

2 Лисицкая Я. Г. Прагматическая адекватность медиатекста: взаимодействие контента и аксиологии: автореф. дисс. ... док. филол. н. Краснодар. 2012.

3 Анненкова И. В. Современная медиакартина мира: неориторическая модель: автореф. дисс. ... док. филол. н.: 10.01.10 журналистика, 09.00.13 философская антропология, философия культуры. М., 2012.

4 Ерофеев С. В. Становление профессии интернет-журналиста на рубеже XX-XXI вв.: автореф. дисс.... кандид. филол. н.: 10.01.10 журналистика. М., 2011.

5 Ерофеева И. В. Аксиология медиатекста в российской культуре (репрезентация ценностей в журналистике начала XXI в.): автореф. дисс. ... док. филол. н.: 10.01.10 журналистика. М., 2010.

6 Массмедиа российского мегаполиса: типология печатных СМИ / ф-т журн. С.-Петерб. гос. ун-та / под общ. ред. М. А. Шишкиной; науч. ред. Б. Я. Мисонжников. СПб., 2009. 324

6

Кроме этого, учитывая фактор новизны рассматриваемой темы, в процессе исследования были использованы информационные интернет-ресурсы и материалы из сетевых версий/аналогов традиционных газет («Ведомости», «Коммерсантъ», «Деловой Петербург», «Российская газета», «Новая газета», «Московский комсомолец», «Известия», «Независимая газета», «Аргументы и факты», «Новые известия») и веб-изданий («Lenta.ru», «Газета.ру», «Частный корреспондент.ру», «Дни.ру», «Фонтанка.ру», «Иностранная пресса в России и в мире.ру», «Слон.ру», «Утро.ру», «Правда.ру», «Инфокс.ру»).

Научная новизна работы. В диссертационной работе автор разработал критерии для жанровой типологии публикаций в Интернете, ввел в научный оборот понятие «веб-жанр» интернет-журналистики. Сложность различения жанров в Интернете вызвана тем, что журналистские материалы под действием технологических и творческих факторов становятся как по форме создания, так и по своему воспроизведению мультимодальными (Н. В. Чичерина)1. Новость, начиненная медийными «добавками» (Т. Г.

л

Добросклонская), гипертекстовыми ссылками автоматически порождает другой смысловой контекст, что свидетельствует о естественной гибкости и подвижности жанровых границ сетевых текстов. Поэтому определение жанра интернет-публикации в качестве отдельного типа при возможной дифференциации по значимости или незначимости вышеуказанных качеств является актуальной научной проблемой.

Методологической основой диссертации выступают принципы структурного, системного и комплексного анализа. В процессе работы автор использовал методы двух уровней: общенаучные (анализ, синтез, индукция,

е.; Сетевые СМИ российского мегаполиса / под ред. И. Н. Блохина, С. Г. Корконосенко. СПб.: Филол. ф-т СПбГУ, 2011.

1 Чичерина Н. В. Медиатекст как основа формирования медиаграмотности // [Электронный ресурс] URL: http://edu.of.ru/attach/17/48047.pdf

Добросклонская Т. Г. Медиатекст: теория и методы изучения // Вестн. Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2005. № 2.

дедукция) и специальные (структурно-функциональный, типологический, сравнительно-исторический).

При изучении взаимодействия традиционных и виртуальных жанров использован сравнительный анализ. Также в работе был применен метод контент-анализа. Для анализа были отобраны часто используемые жанры в сетевых версиях/аналогах традиционных газет (заметка, записка и репортаж) и новые веб-жанры в интернет-изданиях (видеорепортаж и интервью-Нуе).

Эмпирическую базу исследования составил массив журналистских материалов, размещенных в Интернете, как на ресурсах, позиционирующих себя в качестве сетевых версий/аналогов традиционных газет1, так и на сайтах интернет-изданий2, размещающих свой контент только в электронной среде. Отметим, что объем выборки не включает всех представителей периодических сетевых изданий российского сегмента сети Интернет. Издания подбирались, исходя из целевого назначения (информационные, деловые, политические, экономические и т. п.). Всего было проанализировано 20 интернет-изданий: 10 - сетевые версии/аналоги традиционных газет («Ведомости», «Коммерсантъ», «Деловой Петербург», «Российская газета», «Новая газета», «Московский комсомолец», «Известия», «Независимая газета», «Аргументы и факты», «Новые известия»); 10 - интернет-изданий («Lenta.ru», «Газета.ру», «Частный корреспондент.ру», «Дни.ру», «Фонтанка.ру», «Иностранная пресса в России и в мире.ру», «Слон.ру», «Утро.ру», «Правда.ру», «Инфокс.ру»). Выборка изучаемых текстов была случайной и проводилась один раз в месяц в период с 2009 по 2013 гг. Данный подход помог автору выявить новые жанрообразующие признаки у текстов традиционной журналистики и

1 «Ведомости», «Коммерсантъ», «Деловой Петербург», «Российская газета», «Новая газета», «Московский комсомолец», «Известия», «Независимая газета», «Аргументы и факты», «Новые известия»

2 «Lenta.ru», «Газета.ру», «Частный корреспондент.ру», «Дни.ру», «Фонтанка.ру», «Иностранная пресса в России и в мире.ру», «Слон.ру», «Утро.ру», «Правда.ру», «Инфокс.ру»

возможности практического использования новых жанровых форм. Всего было проанализировано более одной тысячи текстов.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней системно проанализированы и изучены особенности трансформации, возникновения и функционирования веб-жанров в Интернете.

Положения, выносимые на защиту.

1. Журналистские жанры в сетевых версиях/аналогах традиционных газет приобретают новые жанрообразующие признаки, которые в определенном плане меняют структуру журналистского текста — гипертекстуальность, интерактивность, мультимедийность.

2. В интернет-изданиях процесс жанрообразования полностью зависит от технических возможностей веб-среды и творческих факторов.

3. В сетевых изданиях возникают жанровые формы, которые приобретают новые очертания и функции благодаря гибридизации жанров, их коннотации и синтетизации.

4. В жанрообразовании в интернет-журналистике определяющую роль играет не только автор, но и читатель, от которого зависит:

- форма репрезентации фактологического материала;

- соавторство в создании контента;

- выбор оптимальной жанровой формы.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные в диссертации подходы к изучению жанрообразования интернет-журналистики могут быть использованы при составлении учебных и методических программ, пособий по теории журналистики для студентов вуза, обучающихся по специальности «журналистика», что позволит повысить качество подготовки специалистов, а также разработать учебный курс «Жанры интернет-журналистики».

Апробация работы. Некоторые идеи и результаты проведенного

исследования были в разное время представлены научной и журналистской

аудитории на ежегодных международных, всероссийских и межвузовских

9

практических конференциях. Некоторые из них: Всероссийская конференция «Философия в диалоге культур: взгляд из Петербурга» (С.-Петербург, ф-т журналистики Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ, ноябрь 2009), IV международная научно-практическая конференция «Мультимедийная журналистика Евразии-2010: национально-информационные рынки и региональный Интернет в эпоху глобальных изменений» (Казань, ф-т журналистики и социологии КГУ, декабрь 2010), межвузовская научно-практическая конференция «Средства массовой информации в современном мире. Молодые исследователи» (С.Петербург, ф-т журналистики Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», март 2010) и другие. Кроме того, основные аспекты виртуального жанроведения, анализируемые в диссертационном сочинении, изложены в статьях, в том числе в журналах, рекомендуемых в списке ВАК - «Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия. Филология. Востоковедение, Журналистика» и «Современные проблемы науки и образования: эл. науч. жур-л ISSN 1817-63212013».

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, шести разделов, Заключения, списка литературы, содержащего свыше двухсот источников и приложения, представляющего собой программу и результаты контент-анализ