автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Жанровая эволюция советского рассказа 20-х годов

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Андреев, Анатолий Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологич. наук
  • Место защиты диссертации: Минск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Жанровая эволюция советского рассказа 20-х годов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Жанровая эволюция советского рассказа 20-х годов"

МИНСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО Ш«И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЩАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени А.М.ГОРЬКОГО

На правах рукописи АНДРЕЕВ ЙМОШЙ НИКОЛАЕВИЧ

ЖАНРОВАЯ ЭВОЛЮЦИЯ" СОВЕТСКОГО РАССКАЗА. 20-х ГОДОВ / НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОЙ И БЕЛОРУССКОЙ ЛИТЕРАТУР /

Специальность 10.01.02 — Литература народов СССР / советского периода /

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Минск — 1991

Работа выполнена на кафедре русской советской литературы Белорусского государственного университета имени В.И.Ленина.

Научный руководитель — кандидат филологических наук,

доцент В.С.Карабан

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук.профессор ДЮБА^ТО П.К

кандидат филологических наук,доцент ЛЛКИШИК С.П.

Ведущая организация — Могилевский государственный

педагогический институт

Защита состоится Я^К^.^Л..... 1991 г.

в /А. часов на заседании специализированного совета К 113.16.01 в Минском государственном педагогическом институте им.А.М.Горького / г.Минок, 220809, ул.Советская, 18, ауд. 432. /

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГПИ ш. А.М.Гоеького.

Автореферат разослан .1991 г.

Ученый секретарь специализированного совета ¿«-«¿7-. Шавловская М.Ф.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Л к туя льн ос ть у еуь;, Ваян ейшим направлением иогорико-теорети-ческих исследований в современном советском литературоведении является изучение жанров и жанровых систем отечественной и зарубежных литератур различных историко-литературных периодов. Активно изучаются прозаические / рассказ,повесть,роман /.лирические и драматургические жанры,неуклонно возрастает интерес к теории жанра.Однако механизм жанровой эволюции,в частности,произведений прозы,оченл редко ст^овится объектом исследования, хотя он и осознан в качестве особой теоретической проблемы. Мелщу тем данный аспект п развитии жанров весьма актуален.Характеризуя литературный процесс,историки и теоретики литературы часто пользуются такими понятиями,как тавровая эволюция,движение жанра,модификация жанра.жанровая аномалия и т.д.

Рассмотрение литературного процесса сквозь призму одной литературоведческой категории / в данном случае - жанровой эволюции / может принести свои научные результаты,такое рассмотрение вполне правомерно ввиду относительной самостоятельности исследуемой теоретической проблемы.Подобное "аспектное" исследование литературного процесса достаточно распространено в советском литературоведении / отдельно изучаются отдельные жанры,стиль художественных произведений,пафос,метод и "-.д./.Поэтому обращение к проблеме жанровой эволюции представляется своевременным ег обоснованным.Рассмотрение этой проблемы на материале двух национальных литератур должно способствовать большей объективности и убедительности делаемых выводов.

Чтобы всесторонне, проанализировать проблему жанровой эволюции, необходимо определить и охарактеризовать природу того,что подвергается эволюции.Этим обстоятельством и продиктовано обращение к теории прозаических жанров.Преимущественное внимание

- 2 -

сосредоточено на теории малого жанра.

Научная новизна работы заключается в том,что нетрадиционная трактовка жанровой функции / основанная на работах И.А.Виноградова,Н.Д.Лейдермана и др./ заставляет пересмотреть принципы междрканровой и внутрижаяровой типологии произведений прозы. Рассказ,очерк,новелла и всевозможные их разновидности рассматриваются в диссертации не как самостоятельные 'жанры,а как виды малого жанра.Своеобразной "единицей измерения" малого жанра автор предлагает считать тип -рассказа.В связи с этим по-новому освещен вопрос о соотношении жанрового содержания с идейным содержанием произведений.

Цель д&лой работы состоит в том,чтобы под не совсем привычным уыом зрения рассмотреть некоторые важнейшие вопросы, относящиеся к проблемам малого жанра: что образует специфику рассказа? В чем заключается эволюция жанра? Каковы ее факторы и механизм?

Материалом исследования носл]->ш1и,в основном,рассказы 20-х годов Во.В.Иванова,Л.М.Леонова,К.А.Федина,М.М.Зощенко. П.С.Романова / в русской литературе /,а также Я.Коласа,К.Чорного М.Зарецкого,З.Бядули,М.Лшьков? / в белорусской литературе /.

Методологическую и теоретическую основу диссертации сос--тавляга принципы дкапэктико-матеркалистической ф/тософии и эстетики, а также литературоведческие труды,посвященные проблемам содержания и формы худоаественных произведений / среди них работы И.И.Виноградова,Г.Н,Поспелова,Г.Д.Гачева и др. /.теории прозаических жанров вообще и малого жанра в частности / среди них работы М.М.Бахтина,И.А.Вшоградова.Э.А.Шубина,Н.Л.Лейдермана В.П.Скобелева и др, /.историко-литературные исследования эаконо-' мерносте4 развития рассказа 20-х годов в русской и белорусской литературах.Автор основывался на концепта я "социологической"

детерминации" "Ьнанровой эволюции.В необходимых случаях был учтен также опыт структурного анализа идейного содержания произведений.

Практическое значение диссертации состоит в том,что на основе представленной работы можно существенно скорректировать соответствующие разделы при чтэнии общих вузовских курсов по теории литературы.Материалы диссертации можно использовать при чтении курсов русской и белорусской литератур советского периода, при чтении спецкурсов по проблемам жанра,а -также в качестве материала дая дальне.лпей разрабслси истории и теории малого ганра.

Апробация работы.Диссертация была обсудцена,одобрена и рекомендована к защите на заседании кафедры русской советской литературы филологического факультета Еелгосуниверситета шл.В.И.Ленина в сентябре 1990 года,а также на заседании кафедры русской и зарубежной литературы МГПИ шл.А.М.Горького /г.Минск/ в октябре 1920 года.

Основные положения диссертации содержатся в опубликованных статьях /си.перечень работ в конце реферата/.

Структура работы.Диссертация состоит из введения,трех глав, заключения и библиографии.

2.Содержание работы. Во иВведении" обосновывается актуальность избранной темы.обоз-начаатся круг исследуемых проблем,дается краткий обзор существующей литературы но вопросу,мотивируются принципы отбора матери-ала,намечается цели,научное и практическое значение' работы.

3 I главе „Занровое содержание и жанровая форма" /по характеру собственно теоретической/ анализируются существующие жанро-

%убин Э.А.Современный русский рассказ.Л.,1974,с.4.

вые концепции,обосновывается необходимость нового подхода к этой проблеме,а также проясняется сущность нового подхода. Глава состоит из четырех разделов.

§1,Проблема жанра в современном советском литературоведении. Категория жанра неоднозначно трактуется теоретиками литературы. Существующие жанровые концепции не дополняют,а исключают друг друга.Одни исследователи относят жанр .преимущественно к стороне формы художественного произведения /Л.И.Тимофеев/,другие считают канр содержательной категорией /Т.Н.Поспелов/,третьи видят в жанре и содержательность литературной формы" /В.В.Кожинов и Г.Д.Гачев/.

Однако большинство современных советских исследователей сходятся во мнении,что жанр,с одной стороны,выступает как иинструмент литературной классификации"* ,а с другой стороны -как „регулятор литературной преемственности"^.Таким образом, исследователи признает,что жанр несет в себе некое содержательно! качество,хотя и по-разному его трактуют.

3

Наиболее распространенная кадровая концепция,по мнен.ш диссертанта,не дает ответа на два важнейших вопроса:что в художественном содержании произведений создает границы жанра,и работает регулятор литературной преемственности.Еанр по преиму-■ ществу определяется совокупностью описательных характеристик / объемом текста,принципами сшштосяожения,пафосом, типом содержания и т.д./.

§2.К вопросу о разграничении малой и больших прозаических форм.

В поисках собственно жанровой концепции диссертант обращается

' 1

•Чернец Л.В.К методологии изучения литературах жанров.В сб.: Литературный процесс.М.,1981,с.203.

2Там же.

. о

''Поспелов Г.Н.Проблемы исторического развития литератур.М. ,1972

к работе известного советского ученого И.А.Виноградова,который, опираясь на общетеоретическое положение о том,что искусство раскрывает противоречия действительности,делает следующий вывод: «...новелла дает эти противоречия в сконцентрированном,как би сведенном к розкоглу и отчетливому противостоянию виде./,../ Новелла,если иокно так выразиться.демонстрирует противоречие /вцделено ¡люй - А.А./,в то врер/л как роман раскрывает его с сиротой п обстоятельностью."^ / В теоретическом отношении л.А. Виноградов отоздествляег новел.";, с малым прозаическим жанром./

Развивая идеи И.А.Виноградова,современный советский исследователь Н.Л.Ле&церуая считает регулятором жанровой преемствен- . ности повести анализ „процесса*1 развития и разрешения противоречия, особенность романного моления он видит в поисках „всеобщей связи явлений /а диссертации это качество названо » полифонизкогл"/.

На взгляд диссертанта,^.анровиз функции произведений прозы определяются спецификой воспроизведения художественных противоречий и выявляют,так сказать,формально-логические возможности .танра.

Подобное отношение к ганровой функция меняет представление не только о кеддуяанровой.ио и о внутргяадроЕОЙ классификации. Очерки,новеллы,рассказы я их многочисленна^ разновидности но выделяются в самостоятельные ашрн,а рассматриваются как 4орг<ш одного малого жанра /рассказа/.Основной «единицей" внутриганровсй классификации становится тип рассказа - относительно устойчивое сгрустурно-соде^хтлтельное яаировое образование.

1В2Ноградоз И.А.Вопросы марксистской поэтики.М.,1972,с.255.

^ЛеЯдермал Н.Л.Движение времени и законы канра.Свердл.. 1982,с.73.

3Тв!Л же,с.133-142.

В связи с рассматриваемыми проблемами неизбежна постановка вопроса об отношении жанрового содержания к идейному содержании произведений-.указанная жанровая функцая не вписывается в обще-, принятую структуру содержания^-,конкретно - в проблематику" / в „тематике" и „идейно-эмоциональной оценке" нет ничего специфически жанрового/.

и диссертации делается попытка по-новому взглянуть на характер взаимосвязи содержательной и формальной сторон произведений.В этом смысле наиболее перспективной представляется «теория трехступенчатого / подчеркнуто мной - A.A./ членения

художественного произведения с точки зрения его содержания и р

формы". Эта теория позв^лкат трактовать жанровое содержание как одну из сторон внутренней фот>мн идейного содержания произведений.По отношению к внешней жанровой Фоте / жанровой структуре и объему/ она будет выступать как содержание.

В ¿сачестве одной из сторон внутренней фо^мы идейного содержания жанр вступает во взаимодействие с другой ее стороной -творческим методом,понимаемым как „принципы,на основе которых создается структура художественного содержания".^ Поэюму подход к противоречию не может был> исчерпан демонстрацией как таковой,сама демонстрация должна быт* организована ш_ основе • определенных принципов.

§3.Основные аспекты проблемы жанровой эволюции рассказа. Рассказ осуществляет сгэе движение через бесконечное видовое многообразие.„Регулятор литературной преемственности" сохраняется,однако меняется конкретное противоречие,принципы его воспроизведения, тематика,принципы сюжетосложения.типы психологизма,стиль.Как обозначить относительное единство творческих

^■Введдше в литературоведение.Под ред.Г.Н.Поспелова.М.,1988,с.88-

2

Виноградов И.И.Проблемы содержания и формы литературного

Зт, , , „ произведения,M..1S58,с. 160. Ъольов л.Ф.Творческие методы и худот.сствеыше системы„Ц. ,1969, с.5о.

принципов воспроизведения однородных противоречий и принципов изобразительности и выразительности - единство,проявляющееся в системных отношениях между названными факторами?

Такое единство обозначено в диссертации как тип рассказа.

Таким образом,эволюция рассказа осуществляется или з рамках типа / этот вид эволюции назван модификацией-.плавной эволюцией /,или посредством смены типов рассказа / скачкообразная эволюция /.IUwhctbo типа рассказа как целостной художестве; ной системы устанавливается только г помощью целенаправленного анализа художественных произведений.

Чем конкретно бшзает вызвана эволюция жанра,каковы ее факторы?

.Источник обновления жанров - познание все более сложных я разнообразных связей человека с окружающим миром / ..искусство раскрывает противоречия действительности"/-

Оперативность малого жанра. 3 связи с темой и характером исследования з.аково«ерно возникает и «сдщдузсищЗ вопрос:яочему проблема эволюции жанра в диссертации рассматриваемся да .материале малого прозаического жанра?

Рассказ является одним аз основных жанров прозы,а в определенные периоды - домщшруюзимДудожественная природа малого жанра за последние двадцать пять лет стала изучаться активно и последовательно / в работах А.А.Нинова,Э.А.П!убцна,Н.А.Гроз-* новой,И.Н.Крамова,В-Я*Гречнева,В.П.СясбелеБа и др./.Но одновременно с повышением .интереса к рассказу исследователя отмечают .....и бесспорную деязученность как истории,Taie я теории этого жанра.По существу после дискуссий 30-х годов проблема рассказа не получила в филологической печати сколько-нибудь сосредоточенного литературоведческого освещения.

^Гризнова 1!. Л.Ранняя советская проза.Л.,1976,с.3.

Недостаточная степень осмысленности художественной природы жанра и закономерностей его развития - одна из причин обращения к рассказу.Другая - и более важная - состоит в там,что рассказ в дилу своей художественной специфики оперативен и мобилен. Эти качества обеспечивают ему уникальную лидирующую роль в процессе складывания жанровых систем определенных литературных периодов.Поэтому,учитывая логику образования жанровых систем произведений прозы,изучение ее целесообразно начинать сменно с рассказа.

Выбор литературного периода также не случаен.20—е годы были временем становление как для советского общества,так и для совйтс'ксЗ литературы.В этот период наблюдается расцвет жанра рассказа и в русской,и в белорусской литературах.Относительная изученность этой фазы развития советской литературы позволяет ставить вопрос о внутрпжаяровой классификации рассказа и о тен, .шциех развития жанра в этот период.

В диссертации также делается попытка объяснить актуализацию малого жанра в определенные исторические периоды / в частности,в 20-е годы /.исходя из особенностей жанровой природы.

- Во 2 главе «йшровая эволюция русского советского рассказа 20-х годов" сформулированные теоретические положения проверяются на конкретном историко-литературном материале.

Глава состоит из трех разделов.

§1.Эволюция рассказа в твор.естве Вс.В.Иванова. Произведения Вс.В.Иванова пгедстав-чат благодарный материал для показа ,с одной стороны,процесоа модификации рассказа / в рамкаг одного типа/,а с другой стороны можно продемонстрировать отчетливую смену типов.Таким образом,оба момента эволюции предстает в высолохудоке^твеклых произведениях с цого писателя.

Рассказы Вс.В.Иванова 20-х годов отчетливо разделяются на три группы.К первой относятся рассказы 1921-1922 г.г.: «Подкопа"...Глиняная шуба",»Полая Арапия",..Лога",»Синий зверюшка", ..Авдокея" и др.Вторая группа - ..экзотические" рассказы 1923-1925 г.г.:..Долг",..Заповедник",„Пустыня Тууб-Коя" и др. Третья группа - рассказы 1925-1927 г.г..значительная часть которых вошла в цикл « Тайное тайных":»Жизнь Смокотинина", ..Полынья", 1,Поле",..Ночь",„На покой" и др.

Анализ поэтики рассказов / прежде всего творческого метода, типов конфликта и психологизма,принципов свжотосложения.функций диалогов,анализ речевого отроя / позволяет сделать вывод, что рассказы каждой из гцтт объединены стилевой общностью и составляют тип рассказа.Если говорить об общей направленности эволюции рассказа з творчество Во.В.Иванова 20-х годов,то ее можно обозначить как тенденцию к романизации идейного содержания рассказов.В первой группа рассказов - преимущественно этоло-гическое содержание,для выражения которого использованы соответствующие художоотвешше средства:слабая степень конфликтности цротшгорв'.лй, ведущая к »б0ссвяотноотйи,огщсагзльиостн;..тайный" / термин И.С.Тургенева / психологизм о присущей ему внешней изобразительностью,диалогами и т.д.«Экзотические рассказы" насыщены уже иного рода конфликтами.ведущими к развитию и даже изменению-личности.Однако романическое содержание существует на отчетливо ощутимом этологичеоком фона.„Тайное тайных" - это уже абсолютное доминирование открытого"психологизма,что воз-кояно только при полной концентрации на противоречиях внутренней жизни человека.Устойчивый интерес к внутренней ялзня вызван непрерывным ее обновлением,ведущим к изменению личности.

§2.Типы рассказов в творчестве Л.М.Леонова и К.А.Федина. Обращение к некоторым рассказам Л.М.Леонова и К.А.Федина вызвано следующим обегоятельствои .Дело в том,что на первый взгляд цикл „Тайное тайных"/ 1927-1928 / имеет много общего с циклом Л.М.Леонова „Необыкновенные рассказы о мужиках" / 1927-1928 / и рассказами К.А.Федина из сборника „Трансвааль" / 1927 /-В этом разделе решается вопрос,какого рода общностью объединены рассказы трех ..деревенских" циклов.

Анализ цикла Л.М.Леонова / „Темная БОДД , п Возвращение Ко-пылева",„Приключение с Иваном",„Бродяга" / приводит к выводу, что „Тайное тайных" и „Необыкновенные рассказы о мужиках" невозможно отнес.и к одному тчщ рассказа.Черты леоновского стиля определяются оригинальным идейны:.! содержанием: писатель . осмысливает противоречивую сложность взашоотношений личности с деревенским „миром"/ а значит,и с миром вообще /.Разрыв с миром всегда губителен для личности,однако и :лир не всегда бывает справедлив и милосерден.Для раскрытия такого идейного содержания Л.М.Леонов использует „необыкновенное" событие,в основе которого лежит конфликт личности с миром.В центре внимания писателя не развитие личности как таковой,а отношения личности с нравственно-бытовым укладом деревни. Отсюда - своеобразный • синтез романического и этологического аспектов с держания. Определяющем в этом синтезе является этология.

Анализ пдеревеьских" рассказов К.А.Фемна / „Утро в Вяж-ном",„Пастух" / также не позволяет отнести их ни к одному из рассмотренных ранее типов рассказа.Идейное содержание «Пастуха" многопланово.в нем отчетливо ощутимы и «биологические",„тайные" мотивы,и осмысление противоречия между личностью и миром. Причем трудно сказать,какой тип противоречия / и связанный с

н'ил идейный пласт / преобладает:противоречия в натуре мужика или противоречия личности крестьянина с миром? Подобная сосредоточенность на демонстрации двух противоречий не нарушает границы жанра.„Пастух",обогатив свое идейное содержание за счет приращения еще одного идейного пласта,не стал повестью,ои по-прежнему удовлетворяет всем выдвинутым ранее критериям жанра рассказа.

Итак,рассмотренные произведения трех авторов связала тематической общностью,сходством приемов и дата сюжэтоз.Однако в данном случае перед нами,несомненно,разные принципы организации структуры содержания и разные стили - а значит и разные типы рассказов.

§3.Индивидуальная творческая манера в рассказах М.М.Зощенно и П.С.Романова.

В развгтиа жанра рассказа 20-х годов мы ножей найти и иного рода примеры, коцка творчество разных писателей реализует одинаковые стилевые закономерности,и разные писатели,тем самым,создает один тип рассказа.Примером подобного литературного феномена могут служить некоторые расскааы М.М.Зощенко и П.С.Романова.

При анализе художественной системы,ставшей оригинальным пзоденковским" типом рассказа,отмечаются следящие ее особенности. Пдя воплощения острохарактерного этологического содержания >1.М. Зощенко прибегает к коротким бытовым сюжета!,I,в центра которых, шк правило,одно происшествие /один конфликт/.Валкая особенность зассказов - повествование, от первого лхща / иные варианты субъокт-юй организэции гак или иначе сближены о основной /.Рассказы гибо лишены экспозиции,либо роль ее выполняют короткие обобад-зщие зачины,содержащие тезис,лт которого отталкивается повеет- • гование.Обоснованием / иногда опровержением / тезиса служит

демонстрация противоречия.Закономерности формирования именно закой художественной структуры,свойственной лучшим рассказам У.М.Зощенко 20-х годов,рассмотрена на примере рассказа ..Аристократка".

Сходные стилевые принципы мы обнаруживаем в некоторых рассказах П.С.Романова,например,в анализируемом рассказе ..Пробки", а такке в рассказах „Тринадцать бревен",..Стихийное бедствие", ..Шведская машина" и др.Однако очевидно и идейно-художественное различие меаду названными произведениями двух писателей.Различие это - в рамках одного стиля,в рамках одного типа рассказа. Иныма словами - это различие индивидуальных творческих манер / термин Г.Н.Поспелова / писателей.Оно реализуется прежде всего в разиих способах типизации социальных характеров и обстоятельств Так,рассказам П.С.Романова свойственны массовые сцены,в которых преобладает ..хоровое" начало.В центре произведений М.М.Зощенко, как правило,резко индивидуализированные персонажи.

В диссертации отмечено,что отнюдь не все сатирические рас-скг&ы П.С.Романова близки рассказам М.М.Зошенко в такой степени, что образует единый тип рассказа.Многие произведения П.С.Романова можнэ объединить в особый,..романовский" тиц рассказа. К таким расс.саза!.; отнесены ..Кулаки" / рассказ подробно проанализирован /,..Инструкция",»Неподходящий человек",..Легкая служба", „Экономил" и др.

В заключение обращено внимание на то,что тематика многих раосказов Ы.М.Зощепко и П.С,Романова / в центре которых - креотья ие^иушш /оовпадает о »ематшой рассмотренных рассказов Во.В. Иванова,К.А.Фодша и Л.М.Леонова.Однако идеологическое осмысление одного и гого жз социального характера в рамках одного

жанра совершенно иное.Это олуяиг подтверждением того положения,

• *

что основным источником еволэции является осмысление и оценка

социальных характеров,а не непрерывная смена тег,:атшш.Подчеркнуто, что предает изображения,элементы сюжета,идейная перекличка и друтаэ особенности содержания и формы,взятке вне системных отношений,не могу? служить основанием для классификации в процессе жанровой эволюции.

3 3 гтапе пЕанровая эеолеция белорусского советского рассказа 20-х годов" исследуется .иные закономерности,связанные с типом рассказа.

Глава состоит из четырех разделов.

§1.Своеобразие жанровой эволюции рассказов Я.Коласа. 3 творчестве Я.Колас 20-х годов типы рассказов часто представлены единичными произведениям.С известной долей преувеличения можно сказать¡сколько рассказов,столько и типов.

Доказательство подобного тезиса требует анализа значительного кстичества произведений.В разделе анализируется рассказы первой половины 20-х,связанные с темой войны / „Сергей Карата", пДогдадоя",Кровавый омут"/,а также рассказы второй половины 20-х годов:„Во дворе-пана Торбецкого",..Образование" п др.

Тип рассказа в творчестве Я.Коласа меняется не от цикла к циклу / как было,например,у Во.В.Иванова /,а от рассказа к рассказу.Это связано с тем,что писатель в силу своей творческой индивидуальности не разрабатывал сколько-нибудь иродоллшталъноо время какое-то определенное идейное содержание.Он использовал оперативность жанра для пшрокого охвата Дьйствительности средствами жанра.Таким образом,делаете т вывод, что количественный признак / только одно произведение / не может влиять на принципы типологической классификации.

Жанровая модификация рассказа в творчестве КЛорного 20-х годов.'

В эволюции рассказа К.Чорного есть своя внутренняя логика.мало чем напоминающая логику развития этого жанра в творчестве Я.Коласа.Леред нами - продолжительный процесс модификации / плавной эволюции / одного типа рассказа.Поэтому в данном разделе ш.ализ касается большинства наиболее значительных рассказов писателя исследуемого периода.- от рассказов „На границе"/1923/ и „На береге"/1524/ ДО и Сентябрьских ночей"/!928/.

При всем разнообразии рассказов создается впечатление цельности, которое достигается ¿лагодаря сосредоточенности автора на Енутриличностных противоречиях морально-психологического и одновременно филс.;офского характера.-

Впервые основные особенности стилемй манеры шсатедя всд-лоцены в расскгзе „Новые люда".Речь идет,в частности,об особом типе психологизма,суть которого в том,что мысли персонажа и подпитываются" смутным эмоциональным состоян:-ем, вызревают из1 него.Иногда бывает сложно провести границу между неясными мыслями к чувственными томлениями.В роли коплентатора запутанных адейно-эмоцишальных состояний персонажа выступает автор.Поэто-. ну повествование ведется от первого лица,но при этом писатель чаете пользуется прямыми внутренними монологаш.Сосредоточенность на ьнутрешаей жизни личности требует соответствующих обновлений ьо всех сторонах форш:в сюжетослояении,композиции и т.д.

Обозначенный тип произведений модифицирует в рассказах „По'дороге"/1925/, „Вечер"/1925/, <,Булш!ый"/1925/, „Порфир Кияцкий" ЛОГ/, „ Чуъсгйа"/1926/,

Однако в творчестве писателя есть серия рассказов,написан-них 11 /.но й малереМельники"/1925Д„Захар Лшга"/1326/,„Сосны

гжонят"/*926/,„Сентябрьские ночи"/1928/ и др.Противоречия в эти рассказах более „заземленные".социально окрашенные,что сказывается и на типе психологизма,и на остальных сторонах формы. Анализируя системные отношения между принципами организации структуры содержания и стилевыми элементам!,автор диссертации приходит к выводу,что происходит значительное видоизменение, но не смена стилей / а знашт - не смена типа рассказа,а его модификация /.В рассказах „Сосны ГОМОНЯТ11 И Ii Сентябрьские ночи" образуется синтез двух стилевых ианер.Это уже третья модификация одного и того же тьпа рассказа,обогащенная чертами стиля обеих предыдущих модификаций.

§3.2анровое своеобразие рассказов М.Зар'-цкого. С^зди довольно обширного наследия М.Зарецкого в малом лсанрд некоторые произведения предоставляют нам редкую возможность для изучения специфики необычных жанровых образований,где демонстрация противоречия переходит в процесс.Речь идет о таких произведениях,как и Враги"/1923/,м Сн ешая целина"/1924/,„Цветок увядаш"/1926/,„Ой,летели гуси..."/1929/.

Что перед наш:маленькие повести или большие рассказы ? Реальная литературная практика со всей остротой ставит вопрос: где граница между демонстрацией противоречия / обнажением и ¡толкновением противоположных ьачал / и подходом к противоречию гак к процессу его созревания,обострена и разрешения ?

В данном ел/чае ä произведениях очев.дны свойства и повести, ; рассказа.Рассматриваемые произведения относятся к одному типу. ! центре рассказов / или коротких повестей / - морыльно-психоло-ическио противоречия,для раскрытия которых требуется протяжность во времени / конфликты носят характер „болезни",а болезнь -б одномоментное явление/.Отсгда - принципы сюжетосложения:

четкая завязка.развитие противоречия,кульминация и всегда недвусмысленная развязка.Возмогно,|.Ой,летели гуси..." является в большей степени повестью,чем ..Враги"/ „Враги"соответственно, больше тяготеют к рассказу /.В целом это,скорее,промежуточное жанровое образование,чем новин гибридный зганр .Такая характеристика ни в коем случае не свидетельствует о художественной неполноценности рассматриваемых произведений.

§4.Романтические рассказы З.Бядули и М.Лкнькова. В сзязя с проблемой эволюта малого -^анра в разделе ставится вопрос о романтическом пафосе как о факторе,влияющем на формирование определенного типа рассказа.Можно ли романтические расскаг в белорусской литературе 20-х идов причислить к одному ищу ?

Эта тема уже была затронута при разборе романтических рассказов К.Чорного и при анализе особого характера романтизма коротких повестей Ы.Зарецкого.В этих случаях рог.антический харш тер произвсдени:! не стал основой д„;я их стилевого сближения: происхождение и г травленноеть романтического пафоса в них во многом различны.В предложенном аспекте проанализирован оригинал] ныл сентиментально-романтический стиль рассказов З.Бядули /..Бондарь",1920,..Двенэдцатыгодники",1921/.

Далее рассмотрены содержательность и способы выражения романтизма И.Лцнькова.Ках показывает автор диссертации,романтическими является далеко не все рассказы ¡.¡.Лшькова 20-х годов.

Бри этом разграничиваются романтизм и лирическая взволнованно Тац(сентиментальными по пафосу являются рашше рассказы писателя „Гой"/1926/ и ..Гома"/1926/.Нет ничего романтического в рассказах н Кларнет"/1928/. и ..Беня-балагол"/1928/.Однако целую .группу рассказов справедливо причлоляэт к романтически.! .Среда них — ГРрОШСО—рОМЯНТКЧОСКИ8 I. Чугунные песш1"/1227/, „Крог"/1927/

„Над Бугомм/1927/,составляющие тип рассказа.

Разнохарактерный романтизм рассказов М.Лшькова мало общего имеет с'романтическими произведениями З.Бядули.а равно и о рассказами М.Зарецкого и КЛорного.Такш образом,отмечая присущий белорусской литературе романтизм как общее свойство идейной направленности многих произведений,диссертант полагает,что было бы большой натяжкой говорить о едином типе романтического рассказа в белорусской литература 20-х годов.Во всяком случае рассмотренные рассказы крупнейших белорусских писателей невозможно объединить в одни тип.

Заключение содержит обобщение результатов проведенного исследовал-'ш.Подчеркивается,что в основе жанровой классификации ' так или иначе находится относительно устойчивое системно организованное художественное образование.Поэтому установление закономерностей эволюции малого жанра невозможно без опоры на понятие тип рассказа / или аналогичные ему /.

Основные положения диссертации отважены в оледуюгоих статьях;

1. Жанрообразугаций аспект формы художественных произведений / к проблеме жанра/ //Некоторые вопросы изучения славянских языков и литератур:Материалы 5 конференции молодых ученых ЕГУ, — Минск,1990. — 0,3 п.Л.

2. Андреев А.Н. Жанровое содержание и жанровая форма произведений прозы.Минск, 1991. - 14о. - Два. в ШИШ АН СССР 2.08.51, И 45163.

3. Андреев А.Н. Жанровое своеобразие повестей М.Зарсцкого. Минск,1991. - 12 с. - Деп. в ШИСН АН СССР 2.08.91,й 45154.