автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Жанровая структура романов Германа Канта

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Райзаман, Михаил Исумурович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Автореферат по филологии на тему 'Жанровая структура романов Германа Канта'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Жанровая структура романов Германа Канта"

—1 л п п

. Л * г . "*

РОСЯЙСКЙ теС72А?СГШЗЕНЬЙ ПЕДАТОШЕСЬиЙ УНЖРСИ1ЕТ имени А.. И. Герцена

На драгах рукописи 7ЛК 830 /ОЭ/ Кагк Г.

РА-^З^АН ¡Дахаал Ису^ровз-ЗоНРОВАН СТЗГШРА КШКВ ГЕгШНА. КАЫЙ.

10. 01. 05 - литература страа Западной Европе, Америка и Австралию

АВТОРЕФЕРАТ диссертзпзя на соискание ученой степени кавдздата филологических-. наук

Санкг-ПвтериЗрг 15? г

^ V /л *)

/ V ..''V..

Работа вшолнаиа на кафедре заруба.т.но2 литература Российского государственного педагогачеслого унлЕэрсатзта «уэ-аа А. Я. Герцена.

Научный руко£сдд?ель: доктор 5::додогэтескхс наук,

профессор Г. В. С1АЛ£лСЭ

Сфациа.гьныз оппоненты: доктор $адологэтесках наук,

профессор А. 3. РУСАКОВА.

кандидат филологические наук, доцант Н. А. ШВЕШСКАй

Зедуиая организация: НазсегородскиЗ государственный

педагогический институт ано— странных языков

Зацлга состоится 1992 г. з ]_£, ~асоз

да заседааза сягдаалвззроганаого совета X. 113. 05. Со по арису-сденаэ учёней степени кандидата фадологаческах наук з Российском государственное педагогическом университете аменз А. И. Герцена /195053, Санкт-Петербург, В. 0., 1-я лин^я, 52, ауд.,4^/. • - ■

С диссертацией мо^но ознакомиться г фундаментальной библиотеке айдаг^га-аского университета.

Автореферат разослан ]ЭЭ2 г.

секретарь опэцгаллэаоогааксго аоззта

.входах ^ с Я. Н. Какшто

, n j Г&сцввг творческой деятельности Лрмана йаята пришёлся на 50-70-« годы в связан празде всего с духовными и идейными градацию«! той части Германии, которая входила в состав 1ДР*

Тип "романа воспитания" в SO-70-e годы был широко распространён и хорошо известен в литературе бывшей 1ДР по произведениям о. Брезана, Г. де Бройна, К. Вольф, Д. Нодля, б. Реймая, Э. Штрлттматтера, Î1.-B. Щульца и многих других авторов . Романы Г. Канта принадлежа? s этому типу. Это признаёт и eau автор.

Роман именно та занровая художественная структура, которая наиболее чутко отражает перемены, происходящие в целом в дате рагу ре. М. Бахтшсписал: "... роман - ... ещё неготовый яанр ... Яанровий костяк романа ещё не затвердел, и ш ещё не молей предугадать всех его пластических возможностей". В русле общей эволшии романа развивается в современный "роман воспитания".

"Роман воспитания* сложился на основе хороао известных и достаточно глубоко исследованиях традиций классического воспитательного, плутовского романов, а также "Семшшциссеиу-са" Г. Я. ^эидаельегаузена.

Для классического воспитательного романа характерно взаимодействие проходящего через ряд этапов трудный путь к истине, с наставниками, проградаз которых он отвергает /ила принимает, а затем отвергает/• Формируясь как личность, он преодолевает сойсгвеншэ искушения и соблазны, свою незрелость. Основное внимание авторов сосредоточено на становлении личности главного героя, другие действупцае лица играет в классическом воспитательном родине вспомогательную роль. Эволщия героя даётся последовательно.

В классического воспитательном ромзнэ исторая формирования героя решается в нзекотъко условно?, форме. Акцент едзлак на нравственно-философской проблематике. Автор заявляет о себе в ряде отступлений. Воспитание героя носат законченной характер: в ходе исканий становление героя заверяется, а автор утрачивает интерес к персонажу.

В XX веке у "рошна воспитания* появляется новы» черт, обусловленные эвоящаей литёратуры, определённые усдогвзпэг-"ават ъжлаЛз личноста а обагэстза. Тэдерь в центре воспитатвлг.-

ного романа XX нака находится герой вопрошалцай, готоьк2 а стремящейся открывать в осваивать изменяющиеся мир, искать в нём своё место, вырабатывать своё нравственное, ¿илосо'-слсе. социальное кредо.

Лттня из задал данного исследования - показать, как воспитательный роман XX века переосмыслил новые отношения личности и общества, какова специфика немецкого "ромяна воспитания" S0-70-x годов /на примере творчества Г. Канта/.

Как узе говорилось, в ходе своего формирования классический воспитательный роман испытал влияние плутовского романа, заимствовал и подчинил свош задачам некоторые аго структурные принципа и типы героев /принцип эпизодической структуры, мотив странствий героев, динамику повествования, тип героя-плута/.

Воспитательный роман подвергся аоздеЯстЕав и такого крупного произведения, как "Симплациссимус"' Грашельсгаузена. Из этого романа, -канровая природа которого^ носит синтетическая характер, заимствована фигура "удивлённого простака" с его способностью выступать в различных ролях, примерять и сбрасывать разные каски, менять и совмещать различные функция. Назначение этого героя - осмыслить окрузащай мир а свое место в ней, представление о самой себе.

О связях плутовского в классического воспитательного романов, о влиянии плутовского романа на классический воспитательный роман писала ещё в XIX веке. Очевидно оно и в связи с развитием современного "романа воспитания", в частности» романа Г. Канта.

Однако проблема взаимоотношений традиционных структур а воспитательного ро:.1ана XX века, отмеченная в самой обдам виде или рассмотренная в сеязи с изучением частных вопросов в ряде работ, недостаточно глубоко исследовалась при анализе роман-даго творчества Т. Канта. Влияние традиционных структур на со-pe:,;sкнцЗ "ро;.ан госд-ганм", а частности, на роман Канта, от--ючалось лизь попутно. 3 ряде заметок, рецензий, отзывов на отдчльгее роыани Канта не учитывалась - и не могла учитываться в силу локального характера задач - романистика Канта в детом.

Вопрос этот остаётся малораз ра С с данным и в таких интерес-

а 3 Ь

них и глубоких работах как отечественных авторов /д. Затонско-го» Е^Книпович, И. МлечиноЯ, П. Тонера/, так и немецких /а, я Д. а&енштедг, Л. Крешшн/. Поэтому вопрос о елиянив трада-цнонных структур на современный "роман воспитания", в частности, на романы Канта, требует цнядеаднарр* изучения.

ЗМЬ настозщеЯ работы - исследование характера а степени влияния историко-литературной традиции на современный "роман воспитания". В частности, требует выяснения, -как в романах Канта заявила о себе традиция классического воспитательного рсаана, какое влаянае на его художественный мир оказал опыт плутовского рошыа, "Сааолациссимуса" Гриммельсгаузена. Б ходе исследования ставится задача рассмотреть, как переосмыслена Каатои традиционные типы героев, их функции, каковы роль и назначение ногнх типов героев, новых приёмов и средств характеристики персоназеЗ.

Актуальность асследованая состоит в том, что отмеченные, тенденция /с одной стороны, влияние традиционных структур, с другой - обновление и переосмысление традиция, наполнение их ноеыи содерзаялем а асдчанензе агиуальнна задачам/ получают широкое распространение в современном "романе воспитания* а обогасаэт его. Исследование этих тенденций отвечает зздачзи современного датературоведения, изучащего особенносп в перспективы развития современного "романа воспитания".

Патчная норрзна. Романы Канта - произЕеденая с единой танрозсЯ структурой - представляет1 собоЗ яркое примеры современного "романа воспзтаная". 3 данной работа исследуется причины а характер своеобразного решзяая Каатш проблемы станов^ леная личности, структурообразущие факторы а принципы построения современного "роя-.ша воспитания" « те воэмозноста, которые открывается б связи с их реализацией: принцип эпизодической структуры, новое содержание о назначение градационных а гведЗшшх автором тшон героев, приём совмсдвнвя а смены ¡^унций героев в ходе ах эволшвя а БзашдолаСствия с другпма пер-соншимв, образ агтора как один из структурообразущах факторов, назначонае авторской иронии, роль символик!, образа Бремени, приёма "герой в маске".

Методологическая о о а о в а - морая дологического изучения датврачурв.

Методика исследования - сочетание тек-стуашногс анализа с рассмотренаеы теоретических аспектов маннфэ творчества Канта. >

Я оа^к тическая ту а н и о с т ь. Матераалй i выводн''данной работы могут быть аспользоЕанн при чтения специального курса по проблемам нова {tuero романа в литературах европейских стран на старших курсах факультетов русского языка и~ литературы, курса лекций по истории зарубежной литературы 71 зека, а такие на факультативных занятиях по зарубежной литературе 'П. века в внпускных классах школ, гимназий, лицеев.

\ п п о б a и я. Основные выводы диссертации излагалась на "Ггрценовсках чте'длях" а на заседаниях кафедры зарубатноЯ литературы РШУ им. к. II. Герцена в 1332, 1989 а 1990 гг.

О б ъ " м основного текста диссертации Еместе со списком литературы составляет 176 страклц.

С т -р i к т ч п а -о а б о 7 я. диссертация состоит- иа 5В0Д9ШП, трёх глав, заключения и списка литературы.

Зо Бзезелаи дается ататаэ характеристика классического воспитательного ро„ааа, указывается на связь а влияние на наго структуры плуговского романа, а гаюсе "Сишлициссичуса" Гсахюльсгаузена /2 частности, на ползла ян а таких типов геро-8в, как плут, лростак, такой особенности героя Гридшельсгау-ззна, как многофункциональность/, отмечается влияние злвыеа-tos "ро;-лна судьбы", выясняется место "романа Боепитания" в современной литературе, своеобразие его тематики а проблематики, сгязь с воспитательном романом 52 века, обосновывается внбор темы, рассматривается степень изученности, выясняется ез актуальность, .определяется предает а цель исследования.

3 пешо?. riese рассматривается 'даровая структура романа Канта "Актовый зал". Задача главы - лзраделить своеобразие и новаторство Канта в области "романа воспитания" в связи с • изучением "Актового зала*.

Писателя интересует один из начальных этапов формировал пая гзроя и один из лроле уточных - этап "предварительных итогов". Каат исследует факторы, определяющие формирование героя - "ученика" в условиях складывающейся социально! дейст-нлтельаости: роль собственных усилий ¡.-ероя, а такав его наставников, истинных и мнамых.

-

Критерием личностной состоятельности становится способность героя к эволщин, обновлению, перестройке сознания.

"Открытая концовка" в "Актовом зале", как в ъ других романах Каята, призвана подчеркнуть незавершенность луга героя к астане, устремлённость его в.будущее, парслекгивк развитая .личности.

. Автор отказывается от "сбязнваодей полноты" /А. Загерс/ повествования рада концентрации внимания на начальном этапе воспитания героя - своеобразной исходной ситуации, в которой заклшён ко;.шлзкс проблем, возводящих доказать формирование героя 2 самих разгшх аспектах.

Если для классического воспитательного романа характер -на последовательная временная."стадиальность": детство, года ученая, годн странствий, то романай Канта присуща иная кодао-зацаонязя структура. Сохраняя интерес ко всему процессу воспитания в целом, азтср сосредоточивает внимание на отдельны: этапах становления личности, которые связанк с осшсленаеы и пераосмкслэнаем яредшествуадего пути, с самоопределением героев а лерслеигйвйш их развитая. Автор исследует ¿¡отавы а условия создаклд "кризисного" состояния героя, с которого и начинается выбор «шзаенного пути.

В классической воспитательном романе интерес автора связан с личностью молодого человека, убеждения которого только формируются. В'"Актовом зале"., как и в других романах Каята, "бклое" оценивается а героем повзрослевшим, возмужавшим» чьп взгляды праблизазэтся к авторским, но не оголдесгвляотся с нагла. Зрелая личность, двойник юного героя, ко кахонлотйся в иной временной плоскости, с иронвей относится к проь-лхам, нв-пвноств и пряыолинеЯностя молодого -¡(зловека, в ирония ого носит то добрый, то снисходительный, то язввтэлънкЗ, -го сочувс-твущий характер.

Образ автора в структуре "Актового зала" помогает по -нять сложность путл гэроя к истине, незавершённое?!- его ао-тсанай й на згапо" "предазритзлэшх итогов". йронвл, композвц»-сннпб пряёш вшвллят свсзобрйзае аггорокий созшшк.

•Дута -героя -"учаюша?-?а ^штскак восватаг€Л$1Ш.|»~ маке представлен как отраастим' вб - ¡.-ешка в лгроотраяствз, а ' ходе которых героя оачыслявт саоЗ м>зото:а чара.'Йуть-!гзроя

"Актового зала" - Роберта Исваля - представлен в форме воспоминания а разыышлензЗ, цель которых - определить саоё место в обществе, пересмотреть привычные представлена.?.

В "Актовом зале" противостоят дне группы наставников -истинные а ынакье. Критерием различия являются ах идеологические а политические установка а нравственные принципы, ¿идо-софские убвздвная, их поступка. Взаимодействуя с наставапкагла, испытывая влияете с ах стороны, "ученик" форыарует себя как личность.

В то на грели условность некоторых аз этах критериев /например, политических, идеологических/» их зависимость ст утвердившихся пропагандистских стереотипов чувстЕузи а автор а его тарой. Однако ирония героя над слояшашися штампами отличается от авторской, потопу что в конце романа герой сказывается а плену тех самых стереотипов, над.которыми оа додсаеа-. зается в начале.

К-ютеная для роглана сцэна - асторая "китайского супружества", с нем связан важный для гароев эпизод - бегство Рака з ФРГ.

Сцена "китайского супружества" а постоянное 'возвращение к не5 Исваля позволяет сделать еюзод,. что стремление к правде помочат героэ признаться самому себе в моральной нечистоплотности а, такал образом, совершить первый шаг на пути к истина.

Поиск истаны и составляет содержание "романа воспитаная".

йсеэль осудит Рака за его дезертирство аз ГДР - автор зв увидит з этоЗ истории драму личности, сохранившей верность сзош представлениям о зазни, какой она долзща быть; увидит ответственность не только личности перед государством, но в гсс)дарс?га, общества перед личность:;). Кратерлем различия для писателя дослушали не узко партийные, классовые принципы, а обцрчелоааческае приоритеты.

2 связи с этим изменяется и отношение автора к Исгалв: Какт иронизирует над героем, сказавшимся в' плену тех самых стереотляов, над которыми он подсмеивался в начале романа. Однако авторская арония наполнена также а горечьв: герой близок и дорог автору. Эта авторская ирония над иронией героя в над са;,1>гл героем звадетельсмуев о двилсепиа времени, о необходимости эволюции героя.

л 7 л

Способность личности к эволщии, отрешение осшслить жизненные уроки в делапт её "учашкой", позволят: автору с оптимизмом смотреть в будущее героя а его друзей.

Путь "ученика" сяо;ген, труден, противоречив.Не случайно в романе появляются мотивы даолздчестеа /например, оораз йева-ля - "хранителя нравственности", "хладнокровного брата", образ Вольдемара/, символика, мучительное для героя мысленное возвращение к санам а тем те сценам, влияние мнимых наставников, плугов.

Ва-гнуэ роль в роглаке играют истинные наставника. Они вн-ступаэт как самостоятельнее, полнокровные образы, придают еос-патанаи героя определённое нравственное направленае. 7 них есть а собственные проблемы, дои раненая которых им также необходимо пройти его?, путь в качестве "учеников". '

Наставники и "ученика" в ".Актовом зале", как а в других романах Канта, ыогу? меняться свошаш санкциями: так, некоторые преподаватели ГК5 /Шик, 5укс/ многому учатся у своих слушателей. Крон романа могут а ссшештъ эти функдии; гак, история с "квтаИскы супружеством" стала своеобразнш эсизненнш уроком для Рлса и Грулезакда, цудрое поведение Трулезавда в 1962 г. станет хорошим уроком для Рика. Оле на и совмещение функций "учеников" в "учителей" подчёркивает незавершённость процесса воспитания.

Очезздно, чго современный "роман воспвтаншг" наполняет традиционную структуру воспитательного рсиака нськм содержа-наем и подчиняет её актуальным задачам.

Из плутовского романа в "Актовый зал" явилась фигура плуга, шло что менявшего в общественных отношениях, но оросаззце-го на них езет. В "Актовом зале" характеристика плута обновляется: он использует особенности оориарукцвгося демократического общества в корыстных целях; как а п.исаро, он не сноляционп-рует, но приспосабливается, "притирается" к инкм, только ещё возникавшим и утверздакдашея норшм и принципам морали. Претендуя на роль наставников, лдутн в романе не экзамена действительностью л оказывается ашмьш наставниками; их поучения отвергнуты и "ученидагаа" е автором,

В отличие от плутов аз традичзсаиого усмина, плут у Канта находятся в сторош ог центра а докладу да определяет отно-

пения мезду- герояшг плут Канта по сравнении с традиционным дикаре обеднён, уменьшен, зависим от идеологических установок а"на них ориентируется. В то ге врамя его появление на случайно: тал героя-плута роздан социальной атмосферой 2 отражает некоторке'её особенности*

Плута призванн многое прояснить и в личности, главного героя. Как на горько праэкать Иссалю, но заезду нии а плутаыа есть опредалаяноа сходство: готовность использовать ситуацию з корыстных целях. Правда,.в конца-концов Дсваль-"ученак" преодолевает влилнае плутовской морали, однако неожиданное ^ неприятное сходство подчёркивает сложность пути к истине. Т&ким образом, градационные для разных , типов романа герои в "Актовом зале" аступавт во взаимодействие, но структура плутовского романа не стала основой "Актового зала" Канта.

Лз плутовского романа, а тахаа из "Ошшшцассамуса" Гриц-ые.тьсгаузона приходит в "Актовый зад" 5агура "удивлённого простака". Он здтеЗска наопытен, неискушён, наивен и доверчив, поэтому то а дело попадает Епросак. Кроме того, он может оказаться зертвой плутовства, детской программы мнимого наставника, поскольку он "чистая доска", "табуда раза".

Тип простака необходим Канту, чтббн увидеть, каким герой был а каким стал в результате своего воспитания. 7ie в итоге начального этапа Исваль :а его товарища отлачаатсн от тех простаков, каквдн онв .бшш а начале, пути. ...

Кроме-того, тип простака позволяет увидеть, что происходит с героем, если оа не сиозет шш по захочет разобраться в окру'заацеы мире, определить своё место в нём. Наиболее удачный пршлер тону - образ Инга и а§ судьба. "

> Аналгз разные тшов героев доказывает, что проблема становления личности решается Яантом на только как мировоззрев-7sc:<jaa, морально-этическая, ею а как социальная. Традицаоякке г'лпн герочЕ наполняется ковш социальным содержанием.

Загнуэ роль в романе играет сашолика. Так, образ чёрта < символизирует слабости, искушения а соблазны в душе Рйваля; ьозмогная автокатастрофа - ствол смертельной опасности ддз тлзни, для дйльнеЗиеЙ эволюции личности; переезд через гордый хребет двдаахогого происхозденая - с:ивол преодоления охлаждения, отчуздзаИЯ г дружеских отношения:: Исвадя а его товарищей^

» $ а

символ прёодолённого кризиса в сознании героя.

Таким образом, "Актовый зал" представляет собой пример тьорческого освоения художественных традиций госпататэ-ьного романа,- плутовского ротка, "Сиьтащссшуса" .Гршмельсгаузе-ш, здесь учтен опыт современной литературы. Роман Канта одновременно продолжает их градации а наполняет их новкм содержанием, намечает новые тенденция. Анализ "Актового зала" приводит к выводу, что уже здесь сложилась основные черты жанровой структуры современного "романа воспитания".

Во второй глазя иссдедуэтся особеяносга рсулка "Гаходаые даннне" Канта.

Как и е других его романах, мн встречаемся здесь с эпизодической структурой, сменой а совмещением функций в ходе зво-лэдаа и взаимодействия героев, переплетением временных пластов, изображением процесса формирования личности "сквозь призму индивидуального.сознания" /Д. Затокский/, "перескакиванием" /3. Книпоееч/ через ряд этапов воспитания героя, системой перекличек сцен, историй, эпизодов, внесметных новелл, критерием личности, унаследованным из классического воспитательного романа, е соответствии с которш герой оценивается по тему, способен ли он эволяциокароната.

Однако э структуре "Выходных данных" заявили о себе новаторские тенденции: принцип вариативности, с помощи которого нашчаэгея различные варианты судьбы того или иного тала героев /например, "ученика"/; -гдавя-"кошлекга" "ромаког в .ревака", близкие по своему -ганрово?.)у своеобразие к "романам судьбы", /термин А.. Бочарова/; специфическая пдс^но-^да'мственкнй призм "герой з маске"; переосмыслено плутовство как линия поведения героя а гшт героя-плута.

Главной проблемой ромача остаЗгсг проблема становления личности.

Исследуя §акторн, оказашае противоречивое влияние на героя . а его -вислатали, Хаат вводит в ро.>.йШ рет персонаже?., сумевши:; в :;одо э~олзцаа реализовать езоа еозмо-5Носгз а тем самым содействовать развитию'зедакратичзскш: |&чад а «<йЦ5стЕеч В то ад врага автор- утовузд«-?. ЧТ.о его-героя не сумею - но собственной ййдз -ли аз-за-.мблароирЁтшас социальных иСсюя-* твдьств - использовать воа, что в ех р. спорл^еньи., згой rpsya-

i. 10 а

па "учеников" и наставников противостоит другая группа плутов и псевдовасгавнаков, используяцах особенности складывающегося общества в корыстных целях.

■ Такая система героев в их ¿¡унхцай определила эпизодическую структуру,, потребовала Бвести в pot* ■ Еноаамтных персонажей, вести повествование в конкретно-!.-гораческсы а нравственно-философском плане, раздвинуть рамка рсшнного пространства в времени, обратиться ко-многим темам а проблемам, отобрать наиболее -'существенные момента а -казни страны а героя.

Как и в других романах Канта, структурообразуицуз роль з "Выходах данных" выполняет автор. Зго позиция ыозно ввавать, анализируя агторсауэ аронаэ, сопоставляя - судьбы героев ала поступка героя на разнах этапах его жасна, выясняя смысл и назначение вставных нозелл, сцен и эпизодсе. Назначенца фигуры автора - дополнять а прокошектаровать разикаяения главао-го героя, определись ж сто а поведение гераз в обществе.

Сопоставляя истории братьев Гратов a Kcasapa Франка с судьбой фЕэда Грога, замечаем переклачку сцен, историй, су--еб герозз /так, судьба Вильгельма Грота становится своеобразной преднсторлеЯ снна - Давида Грота,-а судьбы Германа 1£ота а Ксавера Зрашса - как бы еозыопннуи ,аа вариантами/ Так в црозлоы зрелого Давзда Грота намечается проблема выбора, уае в начале роуапа ставятся проблема сложных взаимоотношении личности и общества, очевидно использование принципа вариативности путём отражения истории страны в судьбах о§ граддан.

Подобный празм использован в при сопоставлении, например, астораЗ а судеб Давида Грота и франка, представляющих различные вариант:-! решения проблемы становления личности.

Особенность!) структуры "Еыходгнх данных" оказывается взв-денае глав, которые могли быть представлены в качестве основы замисла ряда самостоятельных романов /например, история братьев Гротов, Ксахера франка, Яогачны *2янцер, Андермана, Йбвль-баха, Туро/. Еалисаыш сгзаго, Змко, лаконично, она, по сути, ародстаЕдялт собой "конспекты" роианов в романе /например, о ' трегачесхоЗ участи честного человека в нацистской Германия, о судьбе обигателя, сторонящегося политики и помимо своей вола Еоалечзнкого в кругозоров социальных событий/.

Сслостахглэнае исторлЗ и судеб героев позволяет сформула-

^п *

рогать позиция главного героя, близкую а авторской: Давид Грот на хочет "плыть до воде вата", подчиняясь спе обстоя- -гальств, но з на хочет вшолнять роль "социального ваатика", слепо руководствуясь г?8бсная;шмз, которые предъявляет ену общественная састеаа». настзгянкл, гегараза do партии. Он стремятся следовать своим дредсмвленздм о долге' а назначении . : -личности в обществе.

В "Зкходннх даннис* использован прззм "герой в даске": • ¿ласку плута пр:^:еряет, заарзкар, Дагад Грот, затевая "полоса-., 'тельнуя актргд7". Сдетует различать плутов а героев в :ласке плуга: для последних плутоестео - тактическое средство воз -действия, один из возможных вариантов поведения, они действует z интересах oy.pj-ar^ax .идей, в интересах дела, стремятся способствовать ргалпзациа гозао-язостей, заложенных в человеке л обществе, Схз^стзо, близость ах з готовности считать плутовство гсз;.;о-ко2 .т;;:ае;1 яогеденл.?. Ззрэктерно, что, как и в "Актоном зала", г "Б:-:годнюс данных" плутовское начало вновь и вновь РСГ"-Зга'ГСЯ - зДцестнегноЯ атмосфере а, по мненнп героя, сэ вполне опраздако. Опасность использования маска плута состоит в том, что ¿;гска ло^ат прирасти s лицу, навязать чуздуэ логику поведения.

Ирок-ля является неотьоыяеыым атрибутом" стиля Канта, ваг-Œ3i средством зыра.~анля авторской позиции, она- помогает уяст-нать, уточнить сущность создально-филосо^ской концепции писателя.

Кант 50-70-х гг. глубоко оаибался, когда считал, что до тех'пор, пока интересы личности а общества в ходе их эволюции Ее расходятся, личность развивается "с курьерской скоростью", ибо>еЗ направляет подли..нт;е наставника, социальная действительность. В тзках условиях, по мнения Канта 60-70-х гг., шёл процесс воспитанна Даглда Грога, фрая а. их поколения в бывшей ' 131?.

Однако социальная дейстзлтельность, социальная атмосфера ро-здает такие там героев /в том часле а псевдонаставников/, определяет такие Езааг^оогкоаания шясду героями, что формирование личности иочет по2та до лозному пути /пришром моткет служить судьба Германа Грота в кайзеровской и нацистской Германии/ . 3 этих условиях герой глозет подчиниться влиянию лозных

дибо вступить в конфлает с врагдебяк-ш соцааяьно-полатическа-.'лл дорвдками, .противопоставляя одной -ойцествеяноЗ системе другую, соотвагстЕущуа её, личности,- оЗгестБенно-полЯтачекаш убеждениям /Хсавер Франк,|фрац Аадер:«:ан, Поганка ¡Ьнц&р/. До... тех пор,- пока развитие сбдества отвечает интересам а требованиям формирующейся лености,- личность "впЕсыЕается" в эту сз-, стецу» а когда их знхересн расходятся, она, следуя обцечелове-чес1'.шя лрворитетаа, выаадаат из той ала иной общее твенно-дс.-ш-таческоЗ састеш а либо гибнет /судьба Вильгельма Г^ста/, :дв-60 настаивает на своихдргнаг-перед обществом, вв. обязанная-. ;тзх.пербд личностью и нахедзг е обздетвоы лзах /об зтю 'свидетельствует "дело" Т&бедьбаха, история 1^ро/.

ч -Вот почеиу Даьиц.Грот редеет самостоятельно определить, как ецу бкть. II хотя повод для размышления бнл у него а в самом деле назначительныа /правда, не канякЕ день предлагает, человеку пост шшстра/,: лрзчакы для .разашлекий очень серьезны. . . ' ' • . -

; ' "Довесок аронаи" автора свидетельствует о том, что сомнения в безошибочности,;беёупречности действий общества в отношении личности сохраняются.

'Таким образом, "Выходные даннке" представляют собой ыода-5икашя .современного.. "романа Еосциганпя", яанровая структура которого в творчестве' Ханта узе заявила о себе в "Актовом зале". . '

-, В- третьей главе рассматривается занроЕая структура романа'""Остановка £ пути". В связи с те.ч, что;все три романа Канта'являются произведениям; с единой ланровой структурой, мы встречаемся здесь с теки .'зе. типами и щункциями героев. По-арагхнему ведущей .остается'теада становления, личности, герой отвергает до^е. программы шимкх наставников, временам с горечь^-. убелдаяаь,£:Чго не избежал их влияния, и принимает истин-щхз. убаздения наставников, на механически .усваивая их, а фор-щруя свои взглзды^на.; мир. . .

£¿1.. Зо#астаовйЕпёизворачивается ^конкретно-историческом ¿ ''аравствавно-^иессх^ском плане ¿ Обращение к принципу эпизоди-чоЬкоЗ структурп^'-то-асгь' в форшльврг.ту распределению материала по саиостоятвяьнш и внешне- хаотично расположении»! эпизо- 1 щл, ^историяш,Зс'х'а£ннл новеллам, в'-"Остановка в пути" визва-

' * ПР-?.,

:о определённым характером и типом глазного героя, созмедаэсе-'0 функцаа цроетзна а "ученика", а поэтому до ло^л до времени ».заядавго внутраанах гзалиосзяэеЗ «23 <~>аатаал, аобитияма, . ¡раназйаадьдаС блззосм, сходства ала расхэхдавзд в прохраа-;-зг- л •деЗстваях лез? • ¡ш ааяс героеа.- ••;'" Л

. _И0гПэзяае1.д..аЗтар сссредоточагаетгуадзаанзв -'ач одном аз ' «чалъза: а дроме-гугочдо« этапах }ор:1~ро2£1ия гелоя как личности. Таксе су~онне ракурса лосествованая компенсируется углуби гением сс^иадьао-псагсмгаческсга анализа, "нравственного рас-гладовапия" /Я. илвчааа/» - ■ .

*Д£э2аоЗ взгляд" на "йагоз а драа", то есть оценка проа-мго. с позиции шого а зрелого героя,- приём, известней узе £ классическом оо.'.'лке,- позволяет автору подчеркнуть единство Зре-ена /про-псго - ;-:зоголд;згэ - будущего/, причём образ Времени наполклетс" конкратко-зстсрлческш и нравственно-философ-скиы содержание;-.

Лслользуя эзазодическуэ структуру, автор обращается ко -многигл те:<:ац. Так, з "Зстзновке в пути* разрабатнваэзтся, помимо теш* становления личности как основной, тема выявления сухи ^азазма, те^а истерзанной а героичзской Польза, теш обманутого немецкого народа, те-а единения ладей, тема самоопределения а самопознания героя, тепа еинн, беда а ответственности. Темы г романе тесно связаны, развивается то параллельно, то переплетаясь друг с другом. - . - ...

Через воспоминания глаЕного героя романа Йарка Набура т Кант даёт представление о множестве йакторов, формировавших совершенно определённого "ученика" уааысгской Германии, а это призодзт к еыво:® о том, каким будет путь героя, какие противоречия будут терзать его больную лупу. Путь к обновлена», к.' истине ле^зт через страдания - не случайно I. Кренщшн и друу гиб асследогатели говорят о евангельской символике, прасутст-ьуюгей з роыазе. Шрк Ннбур, чуть нз замёрзший в конюшне, в яслях, и чудом вернузлиЗся к -газна, напоминает Иисуса Христа» . ¡сеторэду предстоит крастнаЗ путь. Его физические г<уки /обмороченные нога, сло;лзнная рука/, его дупевные страдания, вызванное страхом с:.:зрта, дтательностьэ расследования его дела а -это едва ли не самое главное - его постепенное осознание в своей айна, сзоеЗ причастности к ео-'*яс , наконец, сама иденти-

йашцая, то есть попытка понять, кто ^се он' ла саыоц деле т кой, - все это необходимые условия возЕрацегшя Набурз к себ*. Еозроздешш, выхода на путь к истина.

Эпизодическая структура ео ^зогоц определяет кс;.шозацлз рсиана. Так, некоторые глаЕн предстаглязт соЗо? по~га сг«сгтс-ятельнке новеллн со сюейзавязкоЗ, разЕзгаем даЗстЕая,'кульминацией а развязкой, то есть со свое? законченно?, строДноЗ кшпозицией. Здесь прасутстауэт свои герои, проблаш, ко&Злак-тц п темк, ииевцие, разумеется, отношение к регладу в целом, • аомогаадне раскрыть адеИньй замысел произведения более широко, раздвинуть ра-жи романного грехеив а пространства.

Узе в первых главах Набур выступает в роли "удивлённого простака", то в дело попадающего вйросак. Однако он способен делать выводы из своих ваблзденаЯ, разлыдяять над лшзненньаи "уроками", оценивать своё поведение а его мотивы, мотивы поведения онругкатцих его лзщей. Пересматривая сбои отноления с ок-¿- рулением, он делает .первые шаги на пути к истине, выступая, ;.таким образоы, и в роди "ученика". Следовательно, и в "Оста, нанке в цуги", как в е предшествующих романах, герой в ходе

своего формирования а взаимодействия с другими дерсоназаыи ио-. зег меняхь и соЕмецать те ила иные функции.

• За'дуцу главного героя, за своё влияние на. него, его убедденш сразаются в романе подлинные наставника, истинную 'роль которых-¿¡арк'Набур осознаёт лишь ¿того позднее, а претенденты на йаставничество. Последние в конце концов терпят •. перачйнае • и остаются дростакаыа, не желахидама и не способными эЕОлацзонзровать в изменяющемся на вх глазах ыире. : ■ ЯдеологЕзация и -политизация .новейдего роаана быЕдгей 1ДР, характерная' и для;всей. литературы стран Восточной Европы, отразилась ..ц на современной "романе воспитания". Так, в "Остановке *.;в пути", .как а ь других романах Канта, истинные и мне' аыв наставники противостоят друг другу ¡¡резде всего по своим гцгейнш йозадаяа^^ацовлензе сознания, судьба героя складывается под % сал^йеМшл воздействием; зеотя Марк Набур и декла- , ¿аруа": "Я-остаюсь сам собой". В то хе вре;ля не следует недо-' оценивать самостоятельной роли "ученика" в формировании свое-¡¿¿-шрогоззрйшг'Ьн не механически от?:?гает програшы мнимых Учителей. Его:лостоянное возвращение к ироалоцу,. размышления

а вцводы, х котором оя з конечное счёта ораходит, аереосиысяе-нае своего аозеденая з окрутаяцах его людей, пер оценка цен-костей - это а есть его борьба за самого себя, за кгход на "путь к аетане.

Однако в некоторых сценах Нвбур руководатся яг утгердлв-■ламася в его ссзнанаа идеологическая а пояатлческала установка:.^; горилруя свои представления о ¡ларе, об отнолвзляж лсг^ду лздь:.:а, он опирается на обвечеловеческзе ценности. так, налрл-::зр, герои пзхсоил? к выводу о со:.!Кзгельной непогрела-моста общественной слстз^н, о необходимости искать инке осноеы,"которое состазлгтг сущность нашего бытия", так приходит переосда-слелае, понтгггше и прззнанае русской врачиха, польского пору-чака, Гадэуиа а других героев как подлинных наставников.

Зпазодачоскал структура ро:.'лш позволяет по ходу повествования - чей благе к '¡аналу, те:.; чаще - сопоставлять или противопоставлять, гоуппаровать по прннцапу сходства или контраста, со .¿уакцаал а рола в произведении героев аз различных временных аластоз, не амаэщах ло сплету отношения друг к другу. Гак, блазок гоенши преступникам по функции претендента на роль наставника Эрак аз Парны, контрастным оказываются роли ;.ша:лого настазнака /гауптагурыйярер/ а подлинного наставника /пан Тадеуш/. Перекличка сцен, историй, эпизодов, вставных новелл, героев по ах роли а произведении - ваяний композиционный щшы, позволяющий последовательно развивать ту ала иную. тему, переплетать ах, обращаться к героям из разных социальных слоэе, зз разных временных пластов. -

. Зад а в преднаусах рожнах Канта, в "Остановке в пути" • под ел алкаем плутовского реи аза появляется тал героя-плута; точнее, кепоторке асрсо;и*а в ряде сцен выполняют функции плута. Так, стрзплсь избегать ответственности за 'злодеяная фашаз-ьа, военные преступника заявляет, что выполняли приказ, находясь на службе у огечгстга. Плутует л Кэлш, ввдавая себя яа> за того, ке:.; ок бит на еа^с;л деле, обманывая а самого себя. 3 конечное счЗте оя остаётся простаком, так а на суменазм сделать правильна вызодсе аз хазненнкх уроков. Умалчивая о сво-а:: действиях, плутад оказывается я Лувденбройх-. Невольно б§ун-кцаа л.ту та пдюлаэет z годы оккупации Франции а огец ;.йрка На-бура. Неспосоо'ность эволодионарошть, нежелание и неумение

продвигаться по ay га к правде а.з "Остановке ; в. цу ти" становат-ся':хритарнщд,-.определявшим разниц,ыезасу "учениками", с одной .стороны, а ш^твда-а "простакаш, <у друго*. ' ' •' Благодаря эпизодической сзфуктуре автор мозет.asaeraie' ~ возысанке варианты поведения и. судьбн глахного героя и рдда'.ЧД. ■эпизодических перооиазей. ТакГ не едсаась>судьба liaasa-Hziypa 1" 'как гароя-^учекика", характерной для наго оказалась бы судьба ¿. простака иди плута /отца шш одного аз -военных преступников/.-йоторип Яетцдорза, Дуедеабройса,1 Кшиза» гаупгзтурмфэрера я; 7 других обитателей каыерк зоенншс преступников представляет со-:гбоа варианты позиций и. поведения;мнаинх наставников. ... -)•' •' . Личность автора качатся дубдируэдай функции Набура-рас-сказчака,.во на самом деле она необходима для того, чтобы. .. -комментирование поступков.и ¡¿нсдей иного Марка не оказалось бы-слиакоы субъективна, а потому односторонние. ( ; Тал героя-простака, представленного-дредде всего в лице ^¡арка, слулпг для того, чтобы "ировозирогать" на обтьяснения -саащ разных героев; внязить сусностъ ^ о:;рузазацзго шра; определить. поло.5еш:е а назначение главного героя. Наивность, про-' стодушайьНибура проясняет,ке. только его иредстоящиЗ дуть, но ЗГО' алчность, ыару'и;характер'его-заблуздениЗ, а подчас и юучшы ис, .саздэ истицу» £: которой,-он стремится, тот этап, за котором нагсдатся твро2 в иропессе своего стакоЕления. Теп , пройтака^ЕШОггет-'пзреБеста. повествование.в философско-^нравс-. ¿окать необходимость "для героя- обрести идеалк,

/духоь'яус ^ИЗНЬ. ;. . . " ; . '" ■ .'••-,." . ■. • | В ¿«б С5Ц5Н Г&рк дрицеряет каску плута,'.'Сознательно, а шагда-йавольно уподобляясь длутаы. .йков героЗ, §аяриыер, во время -пребывания.В;лагере воа'нкопленнк:-:,-В камере польских уголоеников. • Очевидно, что логика поведения, навязанная ему 'шскоЗ^.гЬнстр^.-.с'КШовится герою, чуздой и. тягостной. Шока пду-

облик героя а его ок-• <жо§ лоавдзяав- как бы со стороны. гМ^.и^^^'^ад^Щ^'&ФНвавг,.. а виаЗяет.' подлинный, облик

в а другие

•••* :Л • Гг '* ■ .

результате даосского"'освоения, худмсе-многом обшЁяае«-отиткауд? современ-

i. 17 i

га "pouaaa воспитанил": вбирает в себя, трансформирует а пз-осмаславаат талы а £/нкцаа га роев, элемента традиционных > рукт7р, обогащает рг.ан лзг-г-а ззсбразагз.тьно-а-.'разатвльны-: средствами, каскзы произведение нонкм содлально-асторача-аа а нравственно-'гзлосс^охаа сэдер^ашем а подчиняя его рання актуальных задач.

В ф:--гао:--:ад подводятся атогл асследэваняя а делается säet о тем, что poiiiKu Saara г.редстацлятгг собой одну аз ¡года£а-севрс.чежого "рэ^ана воспитала", Автор создаёт произведя с еданей :танрогой структурой, с однйй стороны, восходя!,"! к градаиао.чк::л структурам хлассачвского воспа-¡тетьксго а от; .-ивского реданов, а гагте "Сиыпдацассаиуса" заилельеггузена, а с другой стороны, достаточно 5жо2, плае«-пней, збзратегй а сабд -м^еата нових структур. Кант развяжет -5ТЛ традаиаи в соотзе гствла с особенностям» а требована-in i^cerc

Серозное ¿;д=рга:-:и« глеезртздал ззла?.ено а работах:

1. Роулн Г. "лнта "Актс^ыЛ зал" на факультативных заняти-t zj зарубим* литературе в 10 классе /методические рекомен-rj2j/. ^агада.-:, E37.-I7 с.

2. Г. I-Саята "Остановка в пути" на £ахульгатгвныг снятиях до зарубе..ткоГ. латерагуре з 10 классе /иетодачаскао зкеиендздаи/. :1агадан, DS3-- 24 о.

З.-Еанрезая структура а особенности, коипозидаи романа Г. анга "Актовый зад" /Лзнднгр. гос. дед. ан-т. Д.: ТЭ88.-53 е., аблзегр. 12 назв. /рукопись дгп. з !Ш(Ж АН СССР 9. 12. 1988, 35314.

4. Закронал структура ро:йЕа Г. Г'лнта "Сстзновка в пути" .Те ел кг?. гос. пед. из-г. Л.: Е933, 41 е., библаогр. ЗВ назв./ уколись деп. в ИЕГСй АН СССР 13. 10. 1988, 35801.

5. "Актовой зал" Г. 1-йнта как "ро^-ан воспитания" а яате-атуре начала 60-х гг. /.Методические рекомевдацаи к двх-иа по спецкурсу "Проблемы нсвейзего романа стран социаласта-еского содружества" д.тд студентов факультетов русского языка > литературы яединстпгутов///Айтуальныа вопросы педагогика в 19тодака обучения в зыслей а средней _ясола в условиях перест-юйка: Методические рекомендации.-"Магадан: ШЗШ, 1Э88.-С. 125-Г8.

д