автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Жанровая структура романов Германа Канта

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Райзман, Михаил Исумурович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Автореферат по филологии на тему 'Жанровая структура романов Германа Канта'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Жанровая структура романов Германа Канта"

РОСС;ЙСС£д ГОСТЦаРСТНЕШЙ !ЕДАГ0ГЖСК:£1 УН:ЗЕРСИТЕТ имени А. И. Герцена

Ш правах рукописи УДК 830 /09/ Каят Г.

РА.*!Зи1АН ¡¿ахаил ИсумуроЕЛч ЗАЛХШАЯ СТШТ/РА ШЛАНСЗ ГЕййЕА КАШ»

ГО. 01. 05 - литература стран Западной Европы, Америки и Австралии

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических*наук

Санкт-Петербург

Работа выполнена на кафедре зарубеггаоЗ литературы Российского государственного педагогического ун/шерсатота ' на А. И. Герцена.

Научный руководитель: доктор филологачеехах наук,

профессор Г. В. СТАЛ£лиЗ

Официальные оппоненты: доктор фалологаческах наук,

профессор А. В. РУСАКОВА

кандидат филологических наук, доцент М. А. ШГЖСХАй

Ведущая организация: Ни.~егородскцЗ государственный

педагогическая институт иностранных языков

Защита состоится " " 1992 г. а часов

заседание специализированного сонета X. ИЗ. 05. 05 по прису..1деш;з учёной степени кандидата спило логических наук а Российской государственное педагогическом университете лгланз А. Л. Герцена /195053, Санкт-Петербург, В. 0., 1-я лшия, 52, ауд. '

С диссертацией мотло ознакомиться 2 нда'лентальной библиотеке педагигаческого университета.

Автореферат разослан Ч^МЧВЭг г.

секретарь 2лзцйалпзирога!1Ксго совета :-алдадат

■ /с ^ с // _

:ро^а:шсго совета

¿а^олскпескж: аауас Н. 3. Кякшто

-I fc

йюцвет творческое деятельности Германа Канта пришёлся на 60-7р-е годы и связан презде всего с духовными и идейными традициями той часта Германия, которая входила в состав 13?,.

Тип "романа воспитания" в 60-70-* годы был широко распространён в хорошо известен в литературе бывшее 1ДР по произведениям D. Врезана, Г. де Бройна, К. Вольф, Д. Нолля, Б. Реймая, Э. Штриттматтера, И.-В. Щульца и многих других авторов. Романы Г. Канта принадлежат к этому типу. Это признаёт в сам автор.

Роман именно та занровая художественная структура, которая наиболее чутко отражает перемены, происходящие в делом в литературе. М. Бахтин:'писал: "... роман - ... ещё неготовый яанр ... Жанровый костяк романа ещё не затвердел, в мы ещё не мотам предугадать всех его пластических возможностей", в русле обще S эволюции романа развивается и современные "роман воспзгаяия".

"Рсиан воспитания" сложился на основе хорошо известных и достаточно глубоко исследованных традиция классического воспитательного, плутовского романов, а также "Симшшциссивд-са" Г. Я. Гриымельсгаузена.

Дня классического воспитательного романа характерно взаимодействие проходящего через ряд этапов трудный путь к истине, с наставниками, программа которых он отвергает /или принимает, а затем отвергает/• формируясь как личность, он преодолевает собственные искушения и соблазны, свою незрелость. Основное внимание авторов сосредоточено на становлении личности главного героя, другие действующие лица играет в классическом воспитательном романе вспомогательную роль. Зволяцня героя даётся последовательно.

В классическом воспитательном ромзне история формирования героя решается в несколько условной форме. Акцент сделан на нравственно-философской проблематике. Автор заявляет о себе в ряде отступлений. Воспитание героя носит закончены^ характер: в ходе искаки2 становление героя завершается, и автор утрачивает интерес к персонажу.

В XZ веке у "романа воспитания" появляется новые чертя, обусловленные эволзоцвей лвтёратурк, определённые услохввтвг--аясУ'йд&яИв личности а общества. Теперь в центре воспитатед»,-

-2 4

ного романа XX века находится герой вопрошапцаС, готовый а стремящийся открывать и осваивать азменялциЗся мир, искать в нём своё место, вырабатывать своё нравственное, ¿алоссГ.сисв, социальное кредо.

Одна из задач данного исследования - показать, как воспитательный роман XX века переосмыслил новые отношения личности и общества, какова специфика немецкого "роняна воспитания" 50-70-х годов /на примере творчества Г. Канта/.

Как узе говорилось, в ходе своего формирования классический воспитательный роман испытал влияние плутовского романа, заимствовал и подчинил своим задачам некоторые его структурные принципы и типы героев /принцип эпизодической структуры, мотив странствий героев, динамику повествования, тип героя-плута/.

Воспитательный роман подвергся воздействию и такого крупного произведения, как "Симплициссимус" Граммельсгаузана. Из этого романа, жанровая природа которого носит синтетическая характер, заимствована фигура "удивлённого простака" с его способностью выступать в различных ролях, примерять а сбрасывать разные маски, менять и совмещать различные функции. Назначение этого героя - осмыслить окружающий ыир и своё место э нём, представление о самой себе.

О связях плутовского и классического воспитательного романов, о влиянии плутовского романа на классическая воспитательный роман писала ещё в XIX веке. Очевидно оно а в связи с развитием современного "романа воспитания", в частности, романа Г. Канта.

Однако проблема взаимоотношений традиционных структур а воспитательного роиана XX века, отмеченная в самом общей виде ила рассмотренная в связи с изучением частных вопросов в ряде работ, недостаточно глубоко исследовалась при анализе роман-лого творчества Г. Канта. Влияние традиционных структур на со-ре;.;5шс25 "ро;лан воспитания", в частности, на роман Канта, отлежалось лишь попутно. 3 ряде заметок, рецензий, отзывов на отдельное романы Канта не учитывалась - и не могла учитываться в силу локального характера задач - романистика Канта в целом.

Вопрос этот остаётся ¡лалоразрабс.аннш а а таких интерес-

а 3 &

кых в глубоких работах как отечественных авторов /Д. Затонско-го» Е*.Кшпавич, И. Мтачиной, П. Топора/, так и немецких /с» ■ д. П&енштедт, Л. Кренцлин/. Поэтому вопрос о влиянии традиционных структур на современный "роман воспитания", в частности, на романы Канта, требует аяаджМЕйрге изучения.

Дадь настоящей работы - исследование характера а степени влияния историко-литературной традиции на современный "роман воспитания". В частности, требует выяснения, -как в романах Канта заявила о себе традиция классического воспитательного романа, какое влияние на его художественный мир оказал опыт плутовского романа, "Сигяглициесимуса" Гриммельсгаузена. В ходе исследования ставится задача рассмотреть, как переосмыслены Кантом традиционные типы героев, их функции, каковы роль и назначение новнх типов героев, новых приёмов и средств характеристики персонажей.

Актуальность исследования состоит в том, что отмеченные тенденция /с одной стороны, влияние традиционных структур, с другой - обновление и переосмысление традиций, наполнение их новым содержанием и подчинение актуальным задачам/ получают широкое распространение в современном "романе воспитания" и обогадаэт его. Исследование этих тенденций отвечает задачам современного литературоведения, изучающего особенности в перспективы развития современного "романа воспитания".

Научная новизна. Романы Канта - произведения с единой танровой структурой - представляет собой яркие примеры современного "романа Боепитания". В данной работе исследуется причины и характер своеобразного решения Кантом проблемы станов«^ лекая личности, структурообразующие факторы и принципы построения современного "романа воспитания" л те возможности, которые открываятся в связи с их реализацией: принцип эпизодической структуры, ноиое содер-'аание п назначение традиционных а введенных автором типов героев, призм совмещения и смены Нунций героев в ходе их эволвции и взаимодействия с другими персонажами, образ автора как один из структурообразующая $акт&-ров, назначение авторской иронии, роль символам, образа Времени, приёма "герой в маске".

Методологическая основа - твораа топологического изучения латвразурн.

Цатодика исследования - сочетание твк---------- -----мотренаем теоретических аспектов-^ро-

Спастическая т^яинопть. Материалы й выводы'данной работы могут быть использованы при чтении специального курса по проблемам новеЛаего романа в литературах европейских стран на старших курсах факультетов русского языка и литературы, курса лекций по истории зарубежной литературы XX века, а такге на факультативных занятиях по зарубе.чноЗ литератур« XX зека в выпускных классах школ, гимназий, лицеев.

Апробация. Основные выводы диссертации излагалась на "Герценовсках чтенлях" а на заседаниях кафедры зарубетшоЯ литературы РПБГ ли. А. II. Герца на в 1332, 1989 а 1990 гг.

О б ъ м основного текста диссертации вместе со списком литературы составляет 176 страниц.

Структура ч а б о 1 а, .¿Иииертацвя «остов»' ва зведенлд, трзх глав, заключения а списка литературы.

Во Введена даЗтся ататая характеристика классического воспитательного романа, указывается на связь а влияние ва наго структуры плутовского романа, а такче "Сашляциссамуса" Грахюльсгаузена /в частности, на ползленае таках типов героев, как плут, простак, такой особенности героя Гриммедьсгау-зена, как много-нкциональность/, отмечается влияние элвиан-тое "романа судьбы", выясняется место "романа Боепитание* в современной литературе, своеобразие его тематики в проблема-тихи, сгязь с воспитательнх1 романом XX века, обосновывается выбор темы, рассматривается степень изученности, выясняется еэ актуальность, .определяется предает а цель исследования,

3 пет>зо2 главе рассматривается '•даровая структура романа Канта "Актовый зал". Задача главы - .;дрддеяить своеобразие и новаторство Канта в области "романа воспитания" в связи с изучением "Актового зала".

Писателя интересует один из начальных этапов формировал :гая героя а сдан лз про-ле^точнис - этап "предварительных итогов". Кант исследует фактора, определяющие формирование героя - "ученика" в условиях складьшаощайся социальное действительности: роль собственных усилий героя, а такэм его наставников, астанжзс и мнимых.

Критерием личностной состоятельности становится способность героя к эволщии, обновлению, перестройке сознания.

"Открытая концовка" в "Актовом зале", как й ъ других романах Каята, призвана подчеркнуть незавершённость пути героя к. истине, устремлённость его з будущее, перспективы развитая личности.

■ . Автор отказывается от "обязывающей полноты" /А. Зегерс/ поЕвствошния ради концентрации внимания на начальном этапе воспитания героя - своеобразней исходной ситуации, в ксторой заключён •комплекс проблем, позводящих показать формирование героя з саикх разных аспектах.

Если для классического воспитательного рожка характер -на последовательная временная . "стадиальность": детство, годе учения, годы странствий, го романай Злата, присуща иная композиционная структура. Сохраняя интерес ко всему процесс!' воспитания б целом, автор сосредоточивает внимание на отдельных этапах становления личности, которые связаны с осшсленаеы и переосмыслением предав стаушего пути, с самоопределением героев и перспективами их развития. Автор исследует ¿¡отавы л условия создания "кризисного" состояния героя, с которого в начинается выбор жизненного пути.

В классическом воспитательном романе интерес автора связан с личностью молодого человека, убевданая которого только формируется. В' "Актовом зале"., как а в других романах' Канта, "былое" оценивается и героем повзрослевшим, вогмутавакм, чьи взгляды приближаются к авторским, но на отоздествляютея с нз-

Зрелая личность, двойник юного героя, ко находящийся в ¿ной временной плоскости, с иронаеЕ относится к промахам, наивности и прямолинейности молодого -человека, в ирония зго носит то добрыЗ, то снисходительный, то язЕитеяьний, то сочувствующий характер.

Образ автора з структуре "Актового зала" помогает по -нять сложность пути героя к истина, незавершённость его ао-каний и на этапе' "продваритзлышх атогоз". Иронвл» хампоэпцг-енные приёмы внявляот своеобразие. агторокоП позвцзв. ~

Путь героя -"учвника*"гв ^лассачаслак госенгате.таиа романе представлен как отрааотивя'во: брамана в лроотраасгв'а» а; ходе которых героя осмысляет саоЗ моото » чаре. Путь-гзрой

- 6 а

"Актового зала" - Роберта Исваля - представлен в форме воспоминаний и размышлений, цель которых - определить своё место в обществе, пересмотреть привычные представления.

В "Актовом заде" противостоят две группы наставников -истинные а мнише. Критерием различая являются их идеологические а политические установка а нравственные принципы, философские убеждения,.их поступки. Взаимодействуя с наставниками, испытывая влияние с их стороны, "ученик" формирует себя как лачность.

В то вреля условность некоторых аз этах критериев /например, политических, идеологических/, их зависимость от утвердившихся пропагандистских стереотипов чувствуют а автор а его герой. Однако ирония героя над слозивпшыася штампами отличается от авторской, потому что в хаднце романа герой сказывается а плену тех сгшкх стереотипов, над.которыми оа подсаеа-, ваатся в начале.

Ключевая для романа сцена - история "китайского супружества", с ней связан важный для героев эпизод - бегство Рака в ФРГ.

Сцена "китайского супружества" а постоянное 'возвращенье к ней Исваля позволяет сделать еквод,. что стремление к правде поможет герои признаться самому себе в моральной нечистоплот- . ности а, таким образом, совершить первый шаг ка пути к истина.

Поиск истины и составляет содержание "романа воспитания".

Ясеэль осудит Рика за его дезертирство аз ГДР - автор хе увидит в этой истории драму личности, сохранившей верность' своим представлениям о зизни, какой она долзяа быть; увадат ответственность не только личности перед государство», но в государства, общества перед личностью. Критерием различая для писателя послуздли не узко партийные, классовые принципы, а обс^человеческие приоритеты.

В связи с этам изменяется а отношение автора к Исвалю: Кант иронизирует над героем, оказавшимся в" плену тех самых стереотипов, над которыми он подсмеивался в начале романа. Однако авторская арония наполнена такяе а горечью: герой близок и дорог автору. Эта авторская ирония над иронией героя в вад са:ау:л героем свидетельствует о движении Еремени, о необходимости эволюции героя.

¿7à

Способность личности к эволяции, стремление осмыслить жизненные уроки в делают её "учеником", позволяют автору с оптимизмом смотреть в будущее герол а его друзей.

Путь "ученика" сложен, труден, протаворслЕв.Не случайно s романе появляются мотивы двоЛничестш /например, оораз Исва-дя — "хранителя нравственности", "хладнокровного брата", образ Вольдемара/, символика, мучительное для героя мысленное возвращение к однам и тем та сценам, влияние мнашх наставников, плутов.

Ваглуп роль в ро:лаке играют истинные наставники. Они выступает как самостоятельные, полнокровные образы, придают воспитанию героя определённое нравственное направление. У них есть а собственные проблемы, .для решения которых им также необходимо пройти свой путь в качестве "учеников".

Наставники и "ученики" в "Актовом зале", как и в других романах Ханта, ыогут меняться своими фикциями: так, некоторые преподаватели ШЪ /Шик, Фукс/ многому учатся у своих слушателей. Герои ропака ыогут и совмещать эти функции: так, история с "китайским супрупестЕсы" стала своеобразным жизненным уроком для Рака а Трулезанда, цудрое поведение Трулезанда в 1962 г. станет хорошим уроком для Рика. Смена и совмещение фикций "учеников" в "учителей" подчёркивает незавершённость процесса воспитания.

Очевидно, что современный "роман воспвтанпя" наполняет традиционную структуру воспитательного романа нськн содержанием и подчиняет её актуальным задачам.

Из плутовского романа в "Актовый зал" явилась фигура плута, шло что меняющего в общественных отношениях, но брооаэде-го на них свет. В "Актовом зале" характеристика плута обновляется: он использует особенности форшрущегося демократического общества е корыстных целях; как а гглкаро, он не эволяциона-рует, но приспосабливается, "притирается" к иным, только ещё Еознвкаицим и утверждающимся нормам и принципал; морали. Претендуя на роль наставников, ддутн в романе не £ыдер>ата.от э;;-замана действительностью л оказывается мнамы:« наставниками; их поучения отвергнута л "учениками" с авторов.

В сгя-чпе от плутов аз традиционного романа, пдут у Канта находится в сторона от центра и погрому из сцрадедя»? отяо-

- 8 -

дания мелиу героями; плут Канта по аравнвнаю о традицпонным пикаре обеднён, уменьшен, зависим от идеологических установок а "на них ориентируется. В то не время ого появление на случайно: тип героя-плута роздан социальной атмосферой а отражает некоторые' её особенности.

Плуты призваны многое прояснить и в лачноста главного героя. Как ни горько признать Иссалю, но ме-зду наа а плутаыа есть определённое сходство: готовность использовать ситуация в корыстных целях. Правда, .в конце концов ЯсЕаяь-"ученак" преодолевает влияние плутовской морали, однако неозаданнов _а неприятное сходство подчёркивает сложность пути к истине. Таким образом, традиционные для разных.тапов романа герои в "Актовом зале" вступают во взаимодействие, но структура плутовского романа не стала основой "Актового зала" Шшта.

Лз плутовского романа, а такзе из "Симшхицассимуса" Град-ыельсгаузсна приходит в "Актовый зал" (¿агура "удивлённого простака". Он зитеЭска неопытен, неискушён, назван и доверчив, поэтому то и дело попадает ЕПросак. Кроме того, он монет оказаться зертзой плутовства, ложной программа мнимого наставника, поскольку он "частая доска", "табула раза".

Тип простака необходам Канту, чтббн увидать, кавш герой бал и какагл стал в результате своего воспитания. УЧе в итоге начального этапа Исваль а его товарищ "отлачаатся от тех про; стаков, какаш они была в начале пути» ., .

Кроме того, тип простака позволяет увидеть, что прсасхо-дат с героем, если он на сможет ила не захочет разобраться в окру'тащем мире, определить своё место в нём. Наиболее удачный пример тоау - образ Инги а её судьба.

»Анализ разных типов героев показывает, что проблема становления личности решается Кантом не только как мировоззренческая, морально-этическая, но а как социальная. Традиционные типу геровЕ наполняется нсвш социальным содержанием.

3ci.Tj.cjr} роль в ?о.*лане играет сам^олака. так, образ чёрта < сащолазлрузт слабоста, асхушения и соблазны в душе Исваля; ьозаозная автокатастрофа - символ смертельной опасности для ^азка, для дальнейпей эволюции личности; переезд через горный ледникового происхождения - салвол преодоленая охлазде-гая, отчузденая г друзесках отношения:: Исваля а его товарищей.

к 9 »

символ прёодолённого кризиса в сознании героя.

Таквм образом, "Актовый зал" представляет собой пример творческого освоения художественных традиций воспитательного рошва,- плутовского родина, "Сщлплициссимуса" .грш®л9льсгаузе-■ на, здесь учтён опят современной литературы. Роман Канта одновременно дродолгкает их традиции и наполняет их новым содержанием, намечает новне тенденции. Анализ "Актового зала" приводят к выводу, что узе здесь сложилась основные черты жанровой структура современного "романа воспитания".

Во второй главе исследуэтся особенности романа Тыходнке даннне" Канта.

Как и в других его романах, мы встречаемся здесь с эпизодической структурой, сиеной и совмещением функциЗ в ходе эволюции и взаимодействия героев, переплетением временных пластов, изображением процесса формирования личности "сквозь призму индивидуального, сознайся" /Д. Затонскай/, "перескакиванием" /3. Кнааович/ через ряд этапов воспитания героя, системой перекличек сцен, историй, эпизодов, внесметных новелл, критерием личности, унаследованным из классического воспитательного ротна, в соответствии с которым героП оценивается по талу, способен ли он эволюционировать.

Однако з структуре "Вкходных данных" заявила о себе новаторские тенденция: сракаип вариативности, с ломоашо которого намвчаэтся различные варианты судьбы того или иного тала героев /например, "ученика"/; главы-"к0нслбктн" "романоЕ в романе", близкие по своему :гаярогому своеобразия к "романам судьбы", /термин А. Бочарова/; специфический ?де?.но-худсззственнка срази "repoü в маске"; переосмыслено плутовство как лакая поведения героя и тип гароя-пцута.

Глазной проблемоЗ ромача остаогс: проблема станоЕ.тзиПл личности.

Исследуя фактсрк, оказавшие противоречивое влзянле за героя ..а его воспитание, Кэнт вводат в роман ряд персонаже", сумевших в ходе э~ол:оцио реализовать сзоа возможности а veti осьшм содеЗоявовать развитию лаакргат и'; -з ских начал 2 обществе. В то зе врв.гл автор утвзр'хдае?, что его:героя не сумела — по собственно;'; нит или аз-за ¡гесаагопрдятащх социальных ибоюя-тальств - попотспать ваЗ, что i их 7. исорязйнш. Згой груп-

- ю а

па "учеников" и наставников противостоит другая группа олутов и псевдонаставнаков, используяцах особенности складывающегося общества в корыстных целях.

- Такая система героев в их пункций определила эпизодическую структуру, потребовала ввести в рог*- ша с летных персонажей, вести повествование в конкретно-' .горическсм и нравственно-философском плане, раздвинуть рамки романного простран-. ства и времени, обратиться ко многим темам и проблемам, отобрать наиболее существенные моменты в ?.изни страны а героя.

Как а в других романах Канта, структурообразующую роль з "Выходных данных" выполняет автор. Зго познциз иожо вылезть, анализируя авторскую арония, сопоставляя судьбы героев ила поступка героя на разных этапах его жюнз, выясняя «¿кед а назначение вставных аозелл, сцен а эпизодсе, Еаначенга фигуры автора - дополнить а прокомментировать размышления главного героя, определить место а поведение героя в обществе.

Сопостаалля истораа братьев Гротов а Ксаввра Франка с судьбой Давида Грога, накачаем перекличку сцен, историй, су--аб героев /таи, судьба Вильгельма Грота становится своеобразно?. дредыстсрлей сына - Давида Грота, а судьбы Германа I^oxa и Ксавера франка - как бы еошлозн^ди ,еэ вариантам/ Так а прошлом зрелого Давида Грота- намечается проблема выбора, уаа в начале ро^ш'л ставится проблема слозсных взаимоотношений личности и общества, очевидно использование принципа вариативности путём отражения истории страны в судьбах е§ граддан.

Подобный призм использован и ара сопоставлении, например, историй и судеб Давида Грота и франка, представляющих раздич-нкэ вариант« решения проблемы становления личности.

Особенность!) структуры "Выходных данных" оказывается введение глав, которые могла быть представлены в качестве основы замысла ряда самостоятельных романов /например, история братьев Гротоз, Ксавера Франка, Иогаяни ¡Люндар, Андериана, 1&бель-баха, Туро/. Написаыые с^сато, Змко, лаконично, они, по сути, представляет собой "конспекты" романов в романе /например, о трегачзс:-:о2 участи честного человека в нацистской Германии, о судьбе обывателя, сторонящегося политики и помимо своей вола совлечённого в круговорот социальных событий/.

Сопоставление «сторлй и судеб, героев позволяет сформула-

-n ai

роЕать позицию главного героя, близкуя а авторской: фввд Грот не хочет "плыть по воле волн", подчиняясь спе обстоя- • тальств, но а на хочет выполнять роль "соцлЗ.тьцого гаатака", 'слепо руководствуясь требованиями, которые предъявляет еиу общественная састеаа, наставника, тоЗарази по партии. Он стремится следовать своим представлениям о долге- а назначении '. --личности з обпастзе.

В "Зкхолннх дзнаис" использован празм "герой в лиске": - . :зас:су плута протешет, напрх:эр, дазад Грот, затевая "полоза- , '.."тельную интригу". Сл-зтует различать плутов и героев в 'jacas плуга: для последних плутоБстно - тактическое средство воз -Дс2сгеля, один из возможных вариантов поведения, они действует z лнгересах ог.ру-атгдах ладей, в интересах дела, стремятся способствовать ргалпзахаи возгло^ностей, заложенных в человеке л обществе. близость ах а готовности считать плутов-

ство гезда-но!! погеденля. 2эрзктерно, что, как и в "Ак-

товой зале", б "Зкходянх данных" плутовское начало вновь а вновь ?сггДга»сл 3 общественной атмосфере и, по цнения героя, ез вполне еггаавдайо. Опасность использования маски плута состоит в том, что ;.:гсха гложет прирасти s лицу, навязать чугхдуэ логику поведения.

Ирония является неотъемлемым атрибутом' стиля Канта, важным средством выражения авторской позиции, она- помогает уясг-нать, уточнгть сущность социально-философской концепции писателя.

Кант о0-70-х гг. глубоко опабался, когда считал, что до тех'пор, пока янтаресн личности и общества в ходе их эволюции - ве расходятся, личность развивается "с курьерской скоростью", ибо'еЗ направляет поддайте наставши!, социальная действительность. В таких условиях, по мнения Канта 60-70-х гг., ш§л процесс воспитания Дагада Грота, Фраз а их поколения в бывшей 13?.

Однако социальная действительность, социальная атмосфера рождает такие там героев /е том числе и псевдонаставнихов/, определяет такие Езашлоотнозения между героями, что формирование личности Ш'хет пойти по лозному пути /примером может слу-• лить судьба Ге¿клана Грота в кайзеровской и нацистской Германии/ . 3 этих условиях герой мозет подчиниться влияния ложных

-.. -12 - -

либовиупить в контакт с враждебными согяаяьно-аоллгвзеска-ш лорядками»противопоставляя одаоП лбдествешоЗ састеае дру-гув, ооотввтствуицуа ее, личности,- об^естЕенно-лолатачесхаи убеэденаям /Ксавер франк, ! фриц Андергсан, Логанна 11знц&р/. До ... тех пор, -пока развитие с&зества отвечает изтереса^ а тргЗова-наяи форааруэщейса личности,, личность "впЕснвается" в згу сз-СТ9ыу, а когда их антереск расходятся, она, следуя обцечеяове-■чвсйш приоритетам, внаадаот из тоЗ ала иной оЗзесгзенно-дсла-таческоЗ састеин в лабо табнзт /судьба Вильгельма Грета/, :лв-йй нзсгаиваег на своих правах перед о&цгствса:, ег обязанное-, тля.перед личностью и входит-с .обзкетвоы ойци£ лзнк /об тгиа 'свидетельствует "дело* Йбедьбаха, асторая 1^ро/. ; -.Вот почему Лдвад Грот решает самостоятельно определить, как ецу бкть. И хота повод для размгилгная бкл у него и в садом деле незначительная /правда, не казднй день предлагал! .. человеку пост мазастра/,: причины для ,раз;.тадлекай очень серьёзны. Ч . - " - .. . " .

' ' , "Довесок аронии" аБтора свидетельствует о том, что сомнения в. безошибочности,.¿еЬудречноста действий .общества в отношений личности сохраняются.

.:г 'Хзкам образом, "Вшсодшш дгшше" представляют собой мода-5акаш&» современного.."романа воспитания", аащювая структура которого в творчестве'Канта узе заявила о себе в "Актовом зале". . ;

*. В. третьей главе рассматривается занровая структура романа' "Остановка В дута". В связи с те:я, что'.все три романа Кав-та'являзотся праазведенаяш с единой жанровой структурой, мы встречаемся здесь с теш ■ зе.-талана а функциями героев. По-прежнему ведущей .остаётся' тема становленая личности, герой отвергает даэдые. программы мнимых наставников, временами с горе чы> -убездаясь,§что не избежал их влияния, и принимает астин-цце. уазздения наставников, не механически усваивая их, а формируя свои взглзды^вй: мир. '.. ■ ; - . . {¿¿I... Зо|вфвова1лё?разЕорачи2аетря 1в"'конкретно-историческом а ералстввнно-ф^есофском плане. Обращение к принципу эпизодической огдук&ра'^хо есть к фори&лъроъу распределена») материала до саыостоатеяьнш и внешне- хаоз^чно расположенным эпизо- : щм; ¿историям,лвсъ'авнш новеллам, £•-"Остановке в пути" визва-

* ИР У

но определённый характером а типом глазного героя, совмещазвде-го душсцаа цростзна а "учеЕша", а псптоглу до ло^.: до зреывна не :зддазго внутренних взалиосздэей иь::^ «"■аатаал, зобхгтаяма, . лринцлйаальаой бллзостл, сссодосез-ала расхождения в програ^ -.ах- л •двЗсяваях звх адл' лз~х героев»--■ .. ;Г• Лвгпразиеиз., а£мр сосредоточие»-внлаанав ''ач одноа аз " *' Тгачадьза: а про^з^гочнс» эталах 5ор::лролацля героя как личности. Таксе сут.слле ракурса повествования хомланслруется углублением ссцзальао-попгологического анализа, "нравственного рас-сладовалляп /Л. Платана/. . -

- -'; "ДгоЛюЛ взгляд" на "былоа а дуиы", то есть оценка прошлого. с яоздцзз экого а зрелого героя,- приём, известный узе в классическом ро..'лне,- позволяет автору подчеркнуть единство Временя /проллего - ;-2его.т^его - будущего/, прачзм образ Времени заполняете? конкретно-зстсрлческш а нравстввнно-филоссф-скиа еозер-гаялеи.

Лслоль'зуя эллзолическу*) структуру, автор обращается ко -мнегли те^аы. Так, в "Остановке в пути" разрабатываются, пома-ыо те;лк становления личности как основной, тема выявления 'суха фазлз^а, те;ла истерзанной и героической Польза, тема обманутого немецкого народа, теиа едляенля лэдей, теш самоопределения л самопознания героя, тема ванн, беда и ответственности. Темы в романе тесно связаны, развагаэтеа то параллельно, то переплетаясь друг с другой. - . - . :

Через воспоминания главного героя романа Марка Нибура < Кант дззт представление о множестве факторов, формировавших : совершенно определённого "ученика" фашистской Германии, а это дрзлодзт к выводу о том, каким будет путь героя, какие противоречия будут терзать его больнуэ дуву. Путь к обновлении?, к;; зстине лезат через страдания - не случайно Я. Кренщшн и друй гае зсследогатела говоря! о евангельской символике, прасутст-ЕукееЯ в романе. 1&рк ¿1абур, чуть нз замёрзший в конюшне, в яслях, а чудом варнувдайся к -етзка, напоминает Иисуса Христа» , хетороау предстоит крестный путь. Его физические цукв /обморо-"^нзнэ нога, слегланаая рука/, его душезяые страдания,, вызван- , нке страхом с;.:ергз, дтателънестьэ расследования его дела и -это едва ли не самое главное - его постепенное осознание и своей алнл, своей црлчастности к во;<нс., наконец, саыа иденти-

фипзцая, то есть попытка поаять, кто та онда самой деле такой, - всё это необходимые условия возЕрацегля Набурз к се<№, возрождения, вксода на путь к истине.

Эпизодическая структура во многом определяет лоллозициз роаана. Тёк, некоторые главк пргдстагляэт собо? во~ти самсстс-ятельнке ноейллк со сгоей завязкой, развитием действия, куль-иннацаеЗ и развязкой, то есть со свое" законченно", схроПно^ композицией. Здесь присутствует сзсв герои, проблема, конллак-ти в темы, шлещае, разумеется, отношение к рслй^у в делом, • йшогазиие раскрыть аде£нн£ зависел произведения более широко, ^ раздвнвуть ра-аш роыааното времени и пространства.

Узе в первые главах Нибур выступает е роли "удивлённого простака", то и дело попадаэдего вйросак. Однако он способен делать выводы из своих наблюдения, размышлять над знзненнгаш "уроками", оценивать своё поведение и его мотивы, мотивы поведения онру.тлвдих его адцеЯ. Пересматривая свои отношения с ок; рулением, он делает.первые аагв на цути к истине, выступая, ;.такам сбразом, и в роди "ученика". Следовательно, и в "Остановке-впутв", как а в предшествуяоих романах, герой в ходе своего формирования л вза$шоде2ствия с другими персоналами мо. зет менять з соЕмеадть те иди «ные функции.

• Зе'дуцу главного героя, за своё влияние на него, его убеждения сразаатся в романе подлинные наставники, истинную 'роль которых-Марк'Нибур осознаёт лишь иного позднее, а претенденты на Наставничество. Последние в конце концов терпят псра^анае и остается простаками, нз желающими и не способными эволюционировать з изменяющемся на их глазах мире.

Идеологизация и политизация новейзего романа быЕшей 1ДР, характерная а для все?? литературы стран Восточной Европы, отразилась и на современном "романе воспитания". Так, в "Остановке; ;в аута".,, .как з ь других романах Гранта, истинные и мни-ша наставники .противостоят друг другу презде всего по своим идейнш йозЗЦИЯ11. --Становление сознания, судьба героя складывается под. щ сил^ейшш воздействие«, хотя Марк Ннбур и декда-. ра$уеу:;"Я-астаазгсь сам собой". В то хенрегля не следует недо-дарйзза©1 -самоотоятвльаой роли "ученика" в формировании свое-део^мировоззрсаяяг'Ьн не механически от?зргает программы мнимьсс ¿гчатедеЯ. Зго: постоянное возвращение к дроалоь®,, размншленля

- 15 -

a вггеодк, s котором он з конечная счэте приходит, переосиысле-нае своего поведения з окружашах его ладей, пер оценка цен-' костей - это а есть его борьба га самого себя, за лгход нз "путь к астзне. '

Однако в нгхотсрйх сценах Нейур руковсдатсл ле утгердль-лгллся в его сознании адзо.тогаческаин а политическая установками; ñoptnpya свои представления о ¡ларе, об отнолен^ях ae-ssy лэдкла, он опирается на общечеловеческие ценности. TäK, яапра-глзр, герой прихода? к вг-гводу о сознательной непогрешыостз общественной слетела, о необходимости искать инке основы,"кото- , рке состаалялт сузнссть наиего бктая", так приходит пвреосми-слецае, поашлакае а признание русской врачиха, польского поручика, ил:а Тадэуиа а .труг:к героев как подлинных наставников.

Зглзодзческая структура романа позволяет по ходу повествования - благе к финалу, теа чале - сопоставлять или противопоставлять, группировать по принципу сходства или контраста, со Тднкдаям а роли ъ произведении героев аз различных временных пластов, не аыезсах по eme ту отношения друг к друг?. Так, 6.123ок BoeaHiu преступникам по -функции претендента на роль настаднака Эрак аз Парны, контрастными оказываются роли ;.1щг.;ого настазнаяа /гауптштурмЗюрер/ и подлинного наставника /пан Тадеуш/. Переклачка сцен, история, эпизодов, вставных нсЕелл, героев по ах роли а щгаазЕедениа - важный композиционной при5и, позволязгяй последовательно развивать ту ала иную -тему, переплетать ах, обращаться к героям аз разных социальных сло'зв, аз разных вреиевнкх пластов. ь

: Как а г предыдущих ро:ланах Канта, в "Остановке в пути" -под Елалняем плутовского рклаза появляется тип героя-плута; точнее, нег.оторт-'е napcoajta в ряде сцен выполняет функции плута. Так, ст??:одсь гзбезать ответственности за 'злодеяния фашаз-ка, военные преступника заявляэт, что выполняли приказ, находясь на слу-бз у дтечзстЕа. Плутует л Кэлип, выдавая себя я» за того, ке.\; он líirr на cacica деле, обшныЕая а самого себя. 3 конечное cv'ítz он остается простаком, так а нз сумевшим сделать правзлыпэс в^зодсе аз .шзненннх уроков. Умалчивая о сво-ад действиях, плутоу оказывается а Дувденбройг. Невольно функции плута ггамлаяег г годы оккупации Франции и отец ;,1арка На-бура. Неспособность эволюционировать; нежелание и неумение

,у'-: 16'- .

продвигаться по лута к.правде а.з "ЬстаноЕке^в. пути" становат-ся врдтвраем, ..опрвдвлахцш разннлу, ыезду '"учвнакааи*. с одко2 ^сторош-, :я ддутаыи-и "простаками, & друго*.': ^ .7.

* Ьчагодаря эпизодической структуре агтор мозет наметать"- ; возиошекв варианты поведений и. оудьбн главного героя а ряда эпизодических пврсоназей'. Так7 не слазась судьба ¡¿аака-Нзбура ' 'как героя-^учекака", характерно*. для наго оказалась бы судьба • ..простака иди плута /отца ила одного аз военных преступкшсоь/. Истории НетцдорЗа, Лундвнбройса," Катиаа» гауптзтурь^ярера з: 7. ,других обитателей камер; зоанннх преступников представляют оо~ -^бой вараантн позадий и. поведения.; мнвимс, наставников. . . -. У1' •. Личность автора кажется дублирующей функции Набура-рас-, сказяяка,;но на самом деле ока не обходима для того, чтобы .. кошентарозанае поступков а »нолей оного ¡Зарка ве оказалось бк'слйаком субъектаЕНки, а погашу односторонним. > ';; • Тал героя-простака, представленного предав всего в ладе .^арка, слугшт для того, чтсбк "провоцировать" на объяснения саинх разных геровЕ;. нназать сутаость: окру заднего мира; опра-; делать положение и назначений главного героя. Наивность, про-' ¿тодэлайШабура проясшет.ае .только его цредстоящиЗ путь, но -■г Зро- ¿пшость, ¿юру а характер его ззбдуздана2, а подчас а ¿Ьячина .саьдгз истину, к;которой^он стремится, тот этап, аа которой находится герой в процессе своего становления. Твп . яррста^^пви£кшет:'лвревеста.поЕесгвованае.Е ^илософско-^нравс-. твенгйй/дшй,*лздать необясадаоеть для героя обрести; идеалы, ;,-Х'гчов'ну» зизнь!, г:1..' : 4 -у '

, 'одузса,-.'йознательно, а

иногда'-цеЕО.тьцо уподобляясь длутаы. Косое герой, §апршер, во вреш пребывания.в;лагере военнопленных, в камера польских уголовников. Очевидно, что логика поведения, навязанная ему шской^гЬыс^'.-стаёгаатся герою, чуждой а тягостной. Маска пду-та. цещогае г:раакру&^ора.ТЕ.но»-этачаскиЯ облик героя и его ок: овоё лювеягвае как бы со стороны, г'бкрнвает, а вшвдяет. подлинный облик щв^мш^в^Ш ^ *~^о^роказа®ьса и другие

результате дао]юескаго"освоения, худ<ж-тавеЗДй многом обшЁляег-оазд'Кзуру современ-

i. 17 &

ного "романа гослатанлл": вбирает в себя, трансформирует а переосмысливает талы а 4ункцаа героев, элемента традиционных > структур» ОиОгслзет рг/.ан азсбразагельпо-зыразательны-

лл средствааа, насылал произведена^ новкн соолалъно-астораче-скаа а н?азственно-<злосс рикла содер^анлеы а подчиняя его рв-ленлэ актуальных задач.

3 азклзчекзз лэдзодятся итога асследэваиая и делается аа-зод о том, что ронана Хаата лрелсталляэт собой одну аз аолафа-современного "романа вослатллля". Автор создаёт произведения о e.-JHCil -^яровой структурой, с одной стороны, восходя-лей к ycTjJ-.asiry, традиционно структурам классического воспа-гате.тзксго а плутовского ро-аяоз, а такте "Сзюлацассаыуса" Грл^ельсгаузека, а с другой стороны, достаточно ёмкой, плас-гачлсЛ, зйзра-щз" а себя rvic-енты новых структур. Кант развивает ттл традиции з соотзетствлл с особенностями а требовани-ллл олсегс зрелакл.

Ссноннсе с;д=р-2нле ллссгрталла азлгаано в работах:

Î. Ролан Г. ¿лита "Актслый зал" на рахультатавных занятиях по зарубггнзл ллтзратурз э 10 классе Дмтодзческав рекомендации/. Шагала.-:, Е87.-Г7 с.

2. Рльан Г. Канта "Остановка в пути" на *ахультатавннг занятиях по зарубе:жо:"! литературе з 10 классе /методические рекомендации/. Магадан, ЕЗЗ.- 24 с.

а.2Ьнрозая структура а особенности композиции романа Г. Канта "Актовый зал" /Лзнлнгр. гос. лед. ан-т. Д.: 1Э88.-53 е., библлегр. 12 назв. /Заколись деп. а ГШС2 AS СССР 9. 12. 1388, .1 353X4.

4. З&нрозал структура ро::ана Г. Г^нта "Остановка а пута" /Ленлнгр. гос. пед. лн-т. .T.: IS33, 41 е., баблиогр. 38 вазв./ ?уколлсь дел. в ХПСл AH ССС? 13. 10. 1988, 5 35801.

5. "Актовый зал" Г. Канта как "poiaa воспитания" в литературе С? начала 50-х гг. /Методачес-лзе рекомендации к лекции по спецкурсу "Проблемы новейаего ролааа стран социаласти--ческого содружества" для студентов факультетов русского языка а литературы яедлнстлтутов///Актуальныз вопросы педагогика в .методика обучения в зыслей а средней лсоле а условиях перестройка: Методические рекомендации.-Нагадан: МШИ, 1988.-С. 125-