автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Жанровые и стилистические особенности прозы Газиза Губайдуллина

  • Год: 2010
  • Автор научной работы: Фазуллина, Ландыш Хамитовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Жанровые и стилистические особенности прозы Газиза Губайдуллина'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Жанровые и стилистические особенности прозы Газиза Губайдуллина"

ии4би?667

На пр> вахфукописи

Фазуллина Ландыш Хамитовна

ЖАНРОВЫЕ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЗЫ ГАЗИЗА ГУБАЙДУЛЛИНА

Специальность 10 01 02 - Литература народов Российской Федерации (татарская литература)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

- 2 СЕН 2010

Казань - 2010

004607667

Диссертация выполнена на кафедре методики преподавания и современной татарской литературы ФГАОУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Научный руководитель. доктор филологических наук, профессор

Галиуллин Талгат Набиевич

Официальные оппоненты. доктор филологических наук

Исламов Рамил Фанавиевич (г Казань)

кандидат филологических наук Давлетшина Лейла Хасановна (г Казань)

Ведущая организация ФГОУ ВПО «Казанский государственный

университет культуры и искусства»

Защита состоится «16» сентября 2010 года в 14 00 часов на заседании диссертационного совета Д 212 081 12 при ФГАОУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» по адресу 420008, г Казань, ул Кремлевская, 35 (2-й учебный корпус), ауд 1113

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им Н И Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета (Казань, ул Кремлевская, д 35)

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Казанского (Приволжского) федерального университета http //www ksu ru

Автореферат разослан 2010 г

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор филологических наук, ' /,'

профессор ^ • А Ш Юсупова

Общая характеристика работы

В начале XX века татарская литература переживает период ускоренного развития появляются новые литературные направления и течения, обновляется жанровая система, в литературу приходит целая плеяда высокообразованных поэтов и писателей Меняется поэтика татарской литературы, в том числе, поэтика прозы Небывалого расцвета достигают малые жанры, в первую очередь, рассказы К ним обращались многие крупные художники слова, такие как Г. Исхаки, Г Ибрагимов, Ф Амирхан, Г Рахим, Ш Камал В разработку малых жанров внес большой вклад и Г. Губайдуллин — автор более 40 новелл и рассказов

В настоящий момент остро ощущается необходимость всестороннего изучения творчества писателя в контексте истории татарской литературы начала XX века, которая позволила бы восполнить недостающее звено в литературном процессе этого периода Актуальность исследования.

В изучении истории татарской литературы актуальным остается вопрос об особенностях процесса развития жанров и стилей Наибольший интерес с этой точки зрения представляет период начала XX века, когда в условиях диалога с русской и европейской литературами традиционная татарская поэтика обогащается новыми художественными приемами Результатом этого взаимодействия становится, в том числе, и появление новых жанровых форм, например, романа европейского типа

Параллельно с зарождением новых жанровых форм в татарской литературе идет процесс их теоретического осмысления В начале XX века появляются теоретические сочинения («Краткие правила литературы» («Мохтэсэр кавагыйде эдэбият», 1911), «Методы литературы» («Эдэбият ысуллары», 1912), «Учитель литературы» («Эдэбият мегаллиме», 191Э) Г Сагди, («Теория литературы» («Нэзарияте эдэбият», 1913) Г Баттала), в которых используются не только традиционные для «восточной» поэтики правила, но и сформировавшиеся в «западной» поэтике понятия

В этой связи значительный интерес представляют произведения авторов, в творчестве которых художественная деятельность совмещается с теоретическими рефлексиями К их числу относится и Газиз Губайдуллин (1887-1937) - ученый-энциклопедист, педагог, историк, журналист, писатель

Степень изученности темы. Жизненный путь, трагическая судьба, литературное и историческое наследие Г Губайдуллина, ученого с глубокой эрудицией, фундаментальными знаниями во многих областях, хорошей теоретической подготовкой, привлекает внимание таких ученых, как Н. Фирсов, Г Ибрагимов, М Магдиев, Г Рахим, Дж Валиди, Т

Давлетшин, С Алишев, Р Даутов, Н Нуруллина, X Хисматуллин, Р Гайнанов, Д Загидуллина и др

В большинстве работ, посвященных творческой деятельности Г Губайдуллина, авторы обращают внимание на его вклад в развитие татарской исторической науки и литературы В отдельных статьях известных современников писателя подчеркивается значение творчества Г Губайдуллина для татарской литературы

О том, что он являлся не только ученым-историком, но и самобытным литературным деятелем, критиком, писателем, обогатившим татарскую литературу высокохудожественными короткими рассказами, впервые в 1927 году было отмечено известным татарским писателем Г Ибрагимовым в статье «Первый татарский профессор Газиз Губайдуллин» («Беренче татар профессоры Газиз Гобэйдуллин»)1

В опубликованной в 1929 году статье «Произведения Газиза» («Газиз эсэрлэре») Г Рахим, высоко оценив творчество писателя, сравнивает его с русским мастером коротких рассказов А.П Чеховым «Появление Г Губайдуллина стало совершенно новым явлением он начал «вспахивать» нетронутое в татарской литературе «поле», приподнял завесу над тем, что было до него неизведанным»2 Эта оценка критика до сих пор не утратила своей актуальности

С конца 1930-х гг имя Г Губайдуллина почти на два десятилетия оказывается забытым, и только в 1958 году выходит сборник его рассказов со вступительной статьей Р Гайнанова3, где довольно тщательно рассматриваются жизненный путь и творческая деятельность писателя

В 1962 году состоялась научная конференция, посвященная 75-летию со дня рождения писателя и ученого Г Губайдуллина, на которой выступили ученые КФ Фасеев, МК Мухаррямов, ГХ Хисмат, НИ Воробьев, Е И Чернышевский, поделились воспоминаниями его родственники4 Это было первое официальное мероприятие после долгих лет забвения

В монографии И Нуруллина «Татарская литература начала XX века» («XX йез башы татар эдэбияты») Г Губайдуллин оценивается как писатель, создавший яркие образцы коротких юмористических рассказов5.

1 ИбраЬимов Г Беренче татар профессоры Газиз Гобэйдуллин // Мэгариф 1927 № 12 Б 99-101

2 Рэхим Г Г Газиз эсэрлэре// Газиз Гобэйдуллин Фэнни-биографик жыентык Казан Рухият, 2002 Б 221

3 Гайнанов Р Хикэяче Г Газиз Ьэм анын ижаты // Газиз Г Хикэялэр Казан Тат кит нэшр , 1958 Б 8-13

4 Галим Ьам язучы Г Гобэйдуллин истэлеге II Социалистик Татарстан 1962 16 октябрь

Нуруллин И XX йез башы татар эдэбияты Казан Тат кит нэшр, 1966 Б 225

4

В 1990-ые гг интерес к творчеству Г Губайдуллина возрастает Наряду со статьями, посвященными биографии писателя1, появляются отдельные исследования, в которых предметом изучения становится научная деятельность ученого2

В научном осмыслении творческого наследия Г Губайдуллина особого внимания заслуживают монографии Д Загидуллиной «Литературные законы и время» («бдэбият кануннары Ьэч заман»)3 и «Модернизм и татарская проза начала XX века» («Модернизм Ьэм XX йез башы татар прозасы»)4, книга «Татарские рассказы начало XX века» («Татар хикэялэре XX йез башы»)5 В первой работе автор выявляет вклад ученого и писателя в становление татарской теоретической мысли, во второй и третьей — рассматривает ряд произведений писателя в контексте модернистской парадигмы

Сатирическим и юмористическим рассказам писателя уделяется внимание в книге Ф Баширова «Татарская проза начала XX века» («XX йез башы татар прозасы»)6

В научно-биографическом сборнике, вышедшем в свет в 2002 году в связи со 115-летием со дня рождения Г Губайдуллина, помещены работы самого ученого на русском и татарском языках, посвященные проблемам истории и литературы, а также статьи Дж Валиди, Н Фирсова, Г Рахима, Р Гайнанова, X Хисматуллина, 3 Башири, 3 Буниятова, С Алишева, Э Кульпин-Губайдуллина, воспоминания Г Ибрагимова, И Тагирова, М Ахметзянова, М Магдиева, А Литвина, освещающие отдельные аспекты жизни и творчества Г Губайдуллина, архивные материалы, письма, фотографии7

1 Гобэйдуллин С Безнен этнебез//Татарстан, 1993 № 10 Б 17-23, Губайдуллин С Незабвенный мой отец / Газиз Губайдуллин Научно-биографический сборник Казан Рухият, 2002 С 17-62, Сафаров M Газиз Гобэйдуллин мирасы // Татар иле, 2001 № 47 ноябрь, Буниятов 3 M 12493 номерлы тикшсру эше // Татарстан яшьлэре, 1990 26 май

2 Пашаев Атахан Г С Губайдуллин как видный историк-архивист // Эхо веков, 1996 №1-2 С 181-185, Насретдинова ДМ Историк ГС Губайдуллин (1887—1937) Жизнь и творчество 07 00 09 Историография, источниковедение и методы исторических исстед. Дис на соис учен степ канд ист наук. КГУ Казань Изд-во Казан ун-та, 1997 185 с

3 ЗаЬидуллина Д Ф Эдэбият кануннары Ьэм заман Казан Тат кит нэшр, 2000 Б 23,25,253

4 ЗаЬидуллина Д Ф Модернизм Ьэм XX йез башы татар прозасы Казан Татар кит нэшр, 2003 Б 80-118

5 Татар хикэялэре XX гасыр башы Казан Мэгариф, 2007 Б 18,24

6 Бэширов Ф К XX йез башы татар прозасы Казан Фикер, 2002 С 260

7 Газиз Гобэйдуллин Фэнни-биографик жыентык Казан Рухият, 2002 336 б

5

Статьи о татарском ученом и писателе были включены в «Большую советскую энциклопедию»1, «Советскую историческую энциклопедию»2, «Краткую литературную энциклопедию»3, библиографический справочник «Татарские советские писатели»4, «Татарскую энциклопедию»5, в библиографический указатель «Наши писатели»6

Несмотря на возрастающий интерес к литературному творчеству Г Губайдуллина, ряд вопросов, связанных с его художественной деятельностью, до настоящего времени не становились предметом системного, комплексного монографического изучения К их числу относится и вопрос о жанрово-стилистических особенностях его прозы.

Научная новизна работы состоит в системном изучении жанрово-стилистических особенностей прозы Г Губайдуллина в контексте литературного процесса начала XX века.

Цель работы - анализ жанровой системы прозы писателя и выявление ее стилистических особенностей

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи

- изучить и систематизировать научные исследования по творчеству писателя,

- изучить критические работы Г Губайдуллина, посвященные истории татарской литературы, в частности, творчеству Г. Исхаки, Ф Амирхана, С. Рамиева, Г Ибрагимова, Г Рахима, для выявления эстетических ориентации писателя в области художественной формы, позволяющие определить его место в истории татарской литературы начала XX века;

- определить жанровый состав прозы Г Губайдуллина, выявить особенности ряда жанровых структур (новелл, рассказов, литературных сказок),

- выявить основные (доминантные) стилистические приемы, определяющие поэтику прозы Г. Губайдуллина

Объектом исследования являются литературные произведения писателя, а также его критические статьи

1 ГубайдуллинГС//БСЭ М, 1930 Т 19 С 719-720

2 Губайдуллин ГС // Советская историческая энциклопедия Т IV М Сов Энцикл, 1963 Столб 866-867

3 Хисматуллин X Губайдуллин ГС// Краткая литературная энциклопедия Т II М Сов энцикл, 1964 Столб 428

4 Даугов Р Н, Нуруллина Н Б Г Газиз / Совет Татарстан« язучылары Библиографик белешмэ Казан Тат кит нзшр, 1986 Б 88-90

5 Татарская энциклопедия В 5 т / Гл ред М X Хасанов, ответ ред Г С Сабирзянов Казань Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2005 Т 2 Г-Й С 205

6 Эдпплэребез биобиблиографии белешмэлек 2 томда 1 том / тоз Р Н Даугов, Р Ф Рахмани Казан Татар кит нэшр , 2009 Б 292-295

6

Предметом исследования стали жанровые и стилистические особенности прозы Г Губайдуллина

Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды по теории жанра и стиля А Н Веселовского, М М Бахтина, Л Я Гинзбург, В М Жирмунского, Д С Лихачева, Г Н Поспелова, Ю Б Борева, А Я Эсалнек, Л В Чернец и др В работе использовались труды татарских ученых Г Халита, И Нуруллина, Д Загидуллиной, Ф Хатипова, Ф Баширова, Т Гилазова.

Научным методом исследования является сравнительно-типологический анализ художественных произведений Г Губайдуллина

Теоретическая и практическая ценность работы заключается в возможности использования ее результатов при чтении лекций по истории татарской литературы начала XX века, при разработке спецкурсов, методических пособий, учебников, учебных программ для учащихся старших классов и студентов вузов

Положения, выносимые на защиту:

1. В начале XX века в процессе диалога с русской и европейской литературами, взаимодействия «восточной» и «западной» поэтики происходит изменение жанрового состава татарской литературы появляются новые жанровые формы, модернизируются и обогащаются различными художественными приемами традиционные жанры

2. Становление новой жанровой системы в начале XX века представляет собой процесс взаимодействия индивидуальных художественных систем в творчестве татарских писателей (Г Исхаки, Ф Амирхан, Г Рахим, Ш. Камал и др) традиционнее жанры трансформируются за счет использования различных стилистических приемов, которые определяют их поэтику, становятся стилистической доминантой

3. Творчество Г. Губайдуллина представляет собой художественную систему, в которой взаимодействуют различные жанровые модели (новелла, рассказ, литературная сказка)

4 Для жанровой системы Г Губайдуллина характерно взаимодействие традиционных и новых форм, которое обнаруживается на жанровом и стилистическом уровне

5. В индивидуальном стиле Г Губайдуллина существует ряд определяющих поэтику его произведений доминантных приемов, например, прием детали, повторы, риторические вопросы, внутренние монологи, саморазоблачения и др

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность темы, устанавливается степень ее изученности, определяются научная новизна, цели и задачи, теоретические и методологические основы диссертационной работы

В первой главе «Творческая биография Г. Губайдуллина», состоящей из двух параграфов, освещается биография писателя и исследуются его литературно-критические работы

Изучение биографии писателя позволяет выявить ряд биографических факторов, повлиявших на формирование художественно-эстетических ориентаций писателя

Г Губайдуллин родился 27 июня 1887 года в семье известного казанского купца Салиха Сабитовича Губайдуллина Первоначальное образование будущий писатель получил дома, затем был отдан в одно из кадимистских медресе - «Халидия». В диссертации рассматриваются причины, заставившие Г Губайдуллина заняться светским самообразованием, сдать экзамены на аттестат зрелости и поступить на юридический факультет Казанского императорского университета В 1911 году по наставлению известных ученых M M Хвостова, H H Фирсова, H Ф Катанова он переводится на историко-филологический факультет Во время учебы в университете преподает историю в школах, активно занимается общественно-политической деятельностью После окончания университета в 1916 году Г Губайдуллин заведует мусульманским училищем «Вазифа» в г Троицке

В 1917-18 годах активно участвует в национальном движении, являясь членом исполкома Национального совета (Милли Шура), депутатом Национального собрания (Миллэт мэжушсе), членом коллегии по установлению Волго-Уральского Штата, участником Всероссийского съезда мусульманских учителей

Статьи Г Губайдуллина на разные темы печатаются в периодических изданиях газетах «Курултай», «Алтай», в журналах «Учитель» («Укытучы»), «Анг» («Ац»)

Послереволюционный период раскрывает перед молодым ученым новые возможности для научно-исследовательской и педагогической деятельности, и в 1919 году он поступает в аспирантуру Казанского университета.

В 1922-25 годах Г Губайдуллин ведет преподавательскую работу в Восточном педагогическом институте г Казани

В середине двадцатых годов он с семьей переезжает в Баку и начинает работать в Бакинском университете, где вскоре его утверждают

профессором по истории тюркских народов Ведет педагогическую работу в Самарканде, Москве, Ташкенте В 1926 году Г Губайдуллин становится деканом Восточного факультета Азербайджанского государственного университета

Расцвет литературной деятельности писателя приходится на 1907-1922 годы В это время его произведения печатаются в газете «Казанский вестник» («Казан мехбире») и журнале «Анг» («Ан») под псевдонимами Г Г, Г. Газиз, Г Сальман. В 1918, 1919, 1930 годах отдельными изданиями выходят сборники его рассказов и новелл

В 1937 году по ложному обвинению Г Губайдуллин был арестован и расстрелян, и лишь спустя 20 лет он был реабилитирован, а его литературное наследие возвращено читателю

Во втором параграфе первой главы — «Проблемы истории татарской литературы в литературно-критическом наследии Г. Губайдуллина» — анализируются его критические статьи, работы по истории татарской литературы Многочисленные литературно-критические статьи Г. Губайдуллина, посвященные творчеству известных татарских писателей Г Исхаки («Исчезновение через 200 лет» («Ике йез елдан соц инкыйраз», 1911), «Жизнь ли это9» («Тормышмы Gy9», 1911)), Г Ибрагимова («Молодые сердца» в нашей молодой литературе» («Яшь эдэбиятыбызда «Яшь йерэклэр», 1913)), С Рамиева («О стихах Сагита Рамиева» («Сэгыйть Рэмиев шигырьлэре тугрысында», 1913)), Ф Амирхана («Новая татарская литература и Фатах Амирхан» («Яца татар эдэбияты Ьэм Фатих Эмирхан», 1926)), представляют интерес, в том числе, и с точки зрения теоретических взглядов писателя как известно, в начале XX века литературная критика и публицистика становятся основой для формирования теоретической мысли В этой области активно работали такие ученые, как Г Ибрагимов, Дж Валиди, Г Сагди, Г Рахим В их числе был и Г Губайдуллин, один из авторов (совместно с Г Рахимом) трехтомной «Истории татарской литературы» (1922, 1924, 1925)

В критических статьях Г Губайдуллина ставятся теоретические проблемы метода, стиля и жанра1 В частности, в статье, посвященной «Молодым сердцам» («Яшь йерэклэр») Г Ибрагимова, Г Губайдуллин, говоря о романтических тенденциях в современной татарской литературе, пишет о стилистических приемах, при помощи которых в романе Г. Ибрагимова создается романтический пафос

В своих статьях критик высказывается и по поводу жанровой природы отдельных произведений Так, «Исчезновение через 200 лет» («Ике йез елдан соц инкыйраз») Гаяза Исхаки Г Губайдуллин определяет как социально-фантастический роман («ижтимагый-хыялый роман») Он

1 ЗаЬидуллина Д Ф Эдэбият кануннары Ьзм заман Казан Таг кит нэшр, 2000 Б 216-217

пишет, что Г Исхаки не остается безразличным к судьбе своего народа и видит реальную угрозу татарской нации В качестве причин вырождения нации автор выделяет безнравственность, безразличие, искаженное понимание ислама, консервативность Он подчеркнул, что Г Исхаки с трудом верит в пробуждение татарского общества и считает невозможным избежать исчезновения

В произведении «Жизнь ли это9» («Тормышмы бу9») главный герой -жертва консервативного общества Медресе отняло у него все силы, дав богатую мечту, которая не сумела показать возможности свободного бытия Главный герой - считает Г. Губайдуллин — человек, оказавшийся между «двумя течениями» Критик называет произведение романом, ставя его наряду с такими его работами, как «Сын богача» («Бай утлы»), «Нищенка» («Телэнче»), «Тюбетейщица» («Кэлэпушче кыз») и говорит, что Г Исхаки мелкими штрихами продолжает рисовать социальные низы татарского общества

В статье «О стихах Сагита Рамиева» («Сэгыйть Рэмиев шигырьлэре тугрысында») Г. Губайдуллин пишет об особенностях романтического мировосприятия в поэзии Сагита Рамиева, определяя его как поэта-гиссианиста Он ничего не боится и не подчиняется «слепым чувствам» Автор указывает, что для творчества поэта также характерен глубокий пессимизм.

Социально-культурное сознание (и-дтимагый-мэдэни фикер) XX века делает заметный скачок в области размышлений о судьбе нации Г Губайдуллин в своем литературно-критическом творчестве обращается к этой теме, объективно оценивая произведения татарских писателей, уделяя внимание одним из самых ярких образцов литературы, определяя их стиль, жанры и методы, раскрывая проблемы, волнующие авторов

Во второй главе — «Жанровое многоообразие прозы Г. Губайдуллина» — рассматриваются жанровые формы в прозе Г Губайдуллина, который является автором более 40 произведений различных жанров Традиционно эти произведения относились исследователями к жанру рассказа. Вместе с тем ряд его рассказов содержит жанровые признаки новеллы и литературной сказки В этой связи в нашей работе дифференцируются три жанровые формы новелла, рассказ и литературная сказка

Эти произведения по тематике разнообразны Среди них условно выделяются несколько основных тема маленького человека, философии жизни, любви, нравственности, судьбы нации и др

В первом параграфе — «Своеобразие новелл Г. Губайдуллина» — изучаются жанровые особенности новелл писателя

Поэтика новеллы определяется противопоставлением двух картин мира - трагической, драматической и обыденно-прозаической, причем последняя в новелле всячески разоблачается и обличается самим ходом

ю

событий Вместе с тем, как отмечает А В Михайлов «Но и не в самых глубоких и исчерпывающих возможности новеллы образцах жанра можно найти противопоставление обыденного, даже обывательского взгляда на мир с более глубоким, разносторонним и диалектическим, для которого мир не есть уже познанное, а есть еще не познанное и таинственное, способное разоблачить всякий взгляд, претендующий на законченность»1 Исстедователи отмечают «гибкость» жанра новеллы, его способность к различным трансформациям Формы, близкие новелле, существовали не только в «западной», но и в «восточной» литературах, где обычно создавались циклы новелл Новеллы Г Губайдуллина изучаются с точки зрения художественного потенциала этой жанровой формы в татарской прозе начала XX века

Ряд произведений Г Губайдуллина соответствует классическим определениям жанра новеллы Это произведения на разные темы 1) «маленького человека» («Часы» («Сэгать», 1915), «Бабушка Хакима» («Хэкимэ эби», 1915), «Тревога» («Вэсвэсэ», 1915), «Блоха» («Борча», 1915), «Моление» («Хэтем», 1915), «Прерванная молитва» («взелгэн дога», 1915), «Парикмахер Шарафи» («Чэч алучы Шэрэфи», 1916), «Боязнь крокодила» («Тимсах куркусы», 1916), «Рассказ без названия» («Атсыз хикэя», 1917), «Тюбетейка с форточкой» («Форточкалы кэлэпуш», 1917), «Омовение Ахмед бая» («Эхмэт байныц тэЬарэте», 1922), «Он не хвастался» («Ул мактанмыйдыр иде», 1928), «Мечта Карима абзый» («Кэрим абзыйныц хыялы», 1929)), 2) судьба нации («В гостях у мурз», («Морзалар янында», 1915), «Как эта нация будет развитой9» («Бу миллэт ничек тэрзкъкый итсен9», 1922), «В трагические ночи» («Фажигале теннэрдэ», 1922), «История одного стада» («Бер котунец тарихы», 1927)), 3) жизни и смерти («Страшный сон» («Куркыныч теш», 1916), «В ожидании антихриста» («Дэжжал коткэндэ», 1928)), 4) нравственности («Пятница» («Ж^омга кен», 1913), «Пьяница» («Исерек», 1913), «Гармонь» (1917)).

Часть из этих новелл юмористического и сатирического содержания, как, например, новеллы «Тюбетейка с форточкой» («Форточкалы кэлэпуш»), «Часы» («Сэгать»), «Бабушка Хакима» («Хэкимэ эби»), «Тревога» («Вэсвэсэ»), «Блоха» («Борча»), «Боязнь крокодила» («Тимсах куркусы») В этих новеллах автор создает типические образы, причем как общечеловеческие типы (например, тип мнительного человека в новелле «Блоха» («Борча»), в которой ее герой Ахметзян, считая, что в его ухо залезла блоха, доводит себя до состояния бреда), так и социальные

Если в юмористических новеллах автор относится к своим героям с легкой иронией, жалостью, симпатией, то в сатирических произведениях

1 Михайлов А В Новетла//Теория литературы Т 3 Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении) М ИМЛИ РАН, 2003 С 246

11

он высмеивает людей с консервативными взглядами, негативные социальные явления своего времени Так, в новелле «Марс, пробудись1» («Марс, уян'») писатель критически изображает человека равнодушного и социально пассивного Обличая эти качества, Г Губайдуллин, как и большинство татарских писателей начала XX века, призывает народ «проснуться», проявить гражданскую активность

Доминантными свойствами поэтики новелл Г Губайдуллина являются фрагментарность сюжета, неожиданность развязки, малое число персонажей, большое внимание к бытовым деталям Конфликт возникает в сознании, душе главного героя и разрешается без постороннего вмешательства Герои большинства новелл проводят свою жизнь в бессмысленных занятиях, именно это и становится предметом юмористического и сатирического изображения

Во втором параграфе — «Жанровые особенности рассказов Г. Губайдуллина» — рассмотрены жанрово-стилистические особенности рассказов Г Губайдуллина «Рассказ — малый эпический жанр с интенсивной организацией художественного времени и пространства, ограниченным количеством персонажей, концентрированностью художественных средств изображения, ориентированных на решение одного конфликта, емкой художественной деталью»1 Жанр рассказа — один из самых популярных в татарской прозе начала XX века, к нему обращаются писатели разных художественных ориентации реалистические рассказы создавались Ш Камалом, Г Исхаки, Ф Амирханом, романтические — Ф. Амирханом, Г Ибрагимовым, М Гафури, Н Думави, Г Рахимом, Ш Ахмадиевым, модернистские — М. Ханафи, Г. Рахимом, Ф Амирханом, А Тангатаровым Примечательно, что в творчестве многих писателей (Ф Амирхана, М Гафури, Г Ибрагимова) зачастую взаимодействуют различные художественые тенденции романтическая, реалистическая, модернистская Эта особенность характерна и для рассказов Г Губайдуллина, в чьем творчестве можно выделить рассказы реалистические («Великое проклятие» («Олугь лэгьнэт», 1917), «Юный кряшен» («Нэни керэшен», 1917), «Внутренний эмигрант» («Эчке эмигрант», 1929), («Жена стала джадидисткой» («Хатыным жэдит булды», 1913), «Хазрат делит на два» («Хэзрэт икегэ булэ», 1914), «Брюки» («Чалбар», 1915)), последние из них носят сатирический характер), романтические, проникнутые философским содержанием («Скрипач Хусаин» («Скрипкачы Хесэен», 1915) «Как рождаются красные цветы9» («Кызыл геллэр ничек яратыла9», 1929)),

'Хатипов Ф М Эдэбият теорияее Югары уку йортлары, педагогия училищелары, колледж студентлары ечен кулланма. Казан Мэгариф, 2000 Б 182-185, Шкловский В Б Повести о прозе Размышления и разборы т 1 М, «Худож лит », 1966 С 110

модернистские («Одна мечта» («Бер хыял», 1913), «Из сказок Востока» («Экиятлэрдэн берсе», 1914), «В поисках спутника» («Юлдаш эзлэгэндэ», 1916))

Основу сатирических рассказов в большинстве случаев составляет конфликт консервативных персонажей с героями, придерживающимися новых взглядов на жизнь В реалистических рассказах автор прибегает к приему типизации в героях воплощены узнаваемые социальные типы Так, в рассказе «Хазрат делит Fia два» («Хэзрэт икегэ булэ») сатирически изображается хазрат (духовное лицо), поборник консервативных взглядов, который все в своей жизни привык делить на два Повествование идет от первого ища, и точка зрения повествователя оказывается бтизкой автору «Дела хорошо, правда, меня сейчас бросило в пот, он все делит на два' Я быстрее сбежап, а то возьмет и меня самого разделит на два'» {«Хэл яхшы, лэкин дэ мин тиргэ баттым хэзер, ул нэммэ нэрсэне икегэ булэ' Тотып уземне дэ икегэ булмэсен дип, тизрэк качтым1») Г. Губайдуллин в своем рассказе показывает неприятие наставлений хазрата молодежью, их несоответствие современной жизни

В рассказе «Наемщик» автор рисует процесс физической и нравственной деградации героя Миндуша, который нанимается на военную службу и со временем утрачивает все человеческое «Вот однажды длинноволосый, одетый в рваный русский зипун Миндуш распотел, так раскраснелся, что щелкнешь - брызнет кровь Вот его шея побелела, как мясо забитой осенью утки» («Менэ бервакыт озын чэчле, ертык урыс чикмэне кигэн Миндуш симереп китте, менэ шундый кызарып китте чиертсэц, каны чыгарлык Менэ ул муеннары квзге урдэк ите кук агарып тора» )

В романтическом рассказе «Как рождаются красные цветы?» («Кызыл голлзр ничек яратыла9», 1929) автор устами героя произведения доводит до читателя мысль о благотворном влиянии революции октября 1917 года на страны Востока «История, ровесница нашего мира, учит нас, что угнетенные могут обрести счастье лишь после победы над угнетателями» («Деньяныц узе белэн бер яшьтэ булган ак сакаллы тарих безгэ, изелгэн кешелэрнен бэхете бары дошманнары белэн сугыштан сон гына алыныр, дигэн» )

В рассказе «Одна мечта» («Бер хыял») автор выдвигает следующую философскую концепцию жизнь состоит из циклически меняющихся этапов ад, рай, ад Автор задумывается «Почему земная жизнь напоминает ад9» Ответ прост человечество согрешило и продолжает грешить, не принимая во внимание предыдущие ошибки «Ад вновь заполыхал он не мог вынести стольких грехов Он вознес свои огни Весь мир заполнился дымом и паром преисподней » («Щэнэннэм янэ дврлэде ул бу гвнанка чыдый алмады Ул узенец утларын кутэрде Тотене, пары белэн э/çup асты галэмен тутырды ») Выход писатель

видит лишь в проявлении любви и заботы людей друг другу, к окружающему миру Рай на земле будет царить лишь тогда, когда будет единство, гармония человека и природы

В модернистском рассказе «Из сказок востока» («Экиятлэрдэн берсе») автор описывает маленький эпизод из жизни художника Габдуллы Главными качествами выступают великие ценности, как душевная красота, которая может переполнить и побудить человека на новые творения, открытия У каждого человека она заложена глубоко внутри Для Габдуллы источником вдохновения явился образ девушки

Третий параграф — «Жанр литературной сказки в творчестве Г. Губайдуллина» — посвящен литературным сказкам в прозе Г Губайдуллина, к числу которых относятся «Ахмет батыр» («Эхмэт батыр», 1919), «В лесу» («Урманда», 1919)

Литературная сказка — один из самых популярных в восточной литературе жанр В сказках Г Губайдуллина присутствуют традиционные для восточных сказок мифологические персонажи, например, джинн в сказке «В лесу» («Урманда»), где автор изображает ловкость, ум мальчика Гайнетдина, который, придя в лес со своим отцом за дровами, встречает на пути препятствия и сам же их преодолевает ловко обхитрив джинна, он забирает у него золото и помогает отцу разбогатеть, стать муллой

В сказке «Ахмет-батыр» («Эхмэт-батыр») находят отражение ценностные ориентиры и нравственные идеалы писателя Как и для большинства татарских писателей начала XX века, для Г Губайдуллина несомненным приоритетом является просвещение народа. «Знание сильнее оружия», — вот мысль, которая вкладывается в уста одного из героев сказки, мудрого старика, который дает наставление главному герою Ахмет-батыру «Сын мой, даже тебе не следует только лишь сражаться Помоги сохранить свой аул, умри за него Однако не живи одной войной Времена эти прошли Вернись в медресе, направь свой путь в сторону заката, познай там все необходимое для жизни в этом мире, обучи этому огузских детей» («Углым, эмма сица да бвтенлэй сугышып кына йерергэ ярамый Лвыпыциы сакпаш, аныц вчен ул Эмма бары сугышыр вчен йормэ Ул заман уткэн инде Син кире мэдрэсэгэ кер, энэ шул кояш батышы ягына кит, шунда двньяныц кирэклэрен вйрэн, шуны угыз угылларына ейрэт» )

Литературные сказки несут обращение к юным читателям- быть умным, находчивым, ловким, любящим, заботливым, стремящимся к получению новых знаний

Третья глава — «Стилеобразующая функция художественных деталей в произведениях Г. Губайдуллина» — состоит из двух параграфов

В первом параграфе - «Детали в изображении картины мира в новеллах Г. Губайдуллина» - выделяются разновидности

художественных деталей как одного из доминантных стилистических приемов в прозе Г Губайдуллина

Взяв за основу существующие в научной литературе исследования по поэтике детали, мы выделяем следующие их виды в прозе Г Губайдуллина

- внешние детали (описывают внешние признаки, предметное бытие людей, их внешность и среду обитания, подразделяются на портретные, пейзажные и вещные),

- психологические (изображают внутренний мир человека)

В то же время внешняя деталь становится психологической, если передает, выражает те или иные душевные движения (психологический портрет) или включается в ход переживаний героя

Важной составляющей художественного мира рассказов Г. Губайдуллина является портретная детализация. Практически во всех произведениях автор выделяет детали внешности персонажей, которые становятся одним из приемов их характеристики «Бабушка Хакима выглядит так, будто проглотила кислый лимон Да и нрав ее был не слаще лимона Она была истинным артистом в деле болезни» («Хэкимэ эби ачы лимон капкан тесле Апыц табигате дэ лимоннан тече тугел иде Ул авыруныц артисты иде» («Бабушка Хакима» («Хэкимэ эби»), « тучный, благочестивый, мастер намаза, в желтых усах которого, переходивших в желтую же бороду, как в щетке выделялся каждый волосок, на русских женщин он смотрел часто-часто моргая, как обычно обезьяна смотрит из клетки на людей» (« симез, диндар, намаз остасы, сары мыеклы, сары сакалы белэн кушылып щетка тесле нэр йоны аерылып тора иде, марщаларга читлектэн кеше встенэ караган маймыл кук кузлэрен эщелт-ж;елт итеп карады» («Тревога» («Вэсвэсэ»)), «если смотреть со стороны, то подобные пышкам уши Шарафи были абсолютно асимметричны правое из них было ниже, левое же - выше» («Шэрэфинец читтэн Караганда кабартма кебек колагыныц уц ягы астарак, эмма сул ягы естэрэк булып, симметрия дигэн нэрсэ юк иде» («История одного стада» («Бер кетунец тарихы»))

Детали вещного мира также используются для характеристики персонажей Зачастую они маркируют принадлежность героев к определенной социальной группе Так, в рассказе «Тюбетейка с форточкой» («Форточкалы кэлэпуш») Самигулла абзый мечтает преобразить традиционный головной убор татар - тюбетейку, дополнив ее пустым, бессмысленным и ненужным элементом, что, по его мнению, способно избавить четовека от головной боли « форточка, которая будет журчать, петь, словно соловей, до тех пор, пока от головы исходит неприятный запах, она будет петь, как только голова проветрится, пение прекратится» (« челтер-челтер итеп, сандугач кук сайрап утыра торган форточка, элек ул башныц яман исе чыкканчы сайрый да соцыннан, баш

истэн тазаргач, сайрамый ул») Но даже в этой бессмыленной идее таится глубокий смысл - есть еще что выветрить из головы татарской нации Так, в новелле «Тоска» («Моц») детали вещного мира (стол, самовар, намазлык, тасбих, книга), участвуют в создании эмоционального тона произведения и одновременно являются приемом характеристики героя С их помощью автор подчеркивает ограниченность мира, в котором живет герой, бессмысленность его жизни

Пейзажные детали становятся одним из приемов, с помощью которых раскрывается психологическое состояние героев «Пришедшая со стороны Каабы черная туча напала на деревню, сотрясая землю, меча молнии Начал безостановочно лить дождь Молнии все сверкают, гром гремит, дождь все усиливается'» («Кыйбла ягыннан чыккан кара болыт бвтен кук йозен тутырып, щирне дерелдэтеп, яшен яшьнэтеп, авыл встенэ нощум итте Менэ яцгыр теттереп ява башлады Яшен наман да ялтырый, кук наман да кукри, яцгыр наман да куэтлэнэ генэ'» («Тревога» («Вэсвзсэ»)), «Наверное, с тех пор минуло лет семьдесят на месте, где во время молитвы ахшам солнце, краснея, сливается с морем, где есть высокие горы, текучие воды, где поют птицы, на берегу круглого озера сидели два седобородых старца невысокого роста Теплый ветерок, ароматы цветов, задорное пение соловьев бодрило, веселило их - На одной из грязных улиц города N. среди моря нечистот, где по ночам безостановочно бурлят зловонные бочки, наполняя мир своими мерзкими запахами, в старом двухэтажном доме проводит свои дни один мурза, играя в карты, получая от всего этого какое-то свое удовольствие» («Моннан щитмеш еллар уткэндер инде, кояшныц ахшам вакытында кызарып дицгез белэн бергэ кушыла торган ощирендэ, биек таулар, агар сулар, сайрар кошлар бар эщирдэ, тугэрэк кулнец буенда ике ап-ак сакаллы тэбэнзк кенэ карт утыралар Щылы щил, гол чэчэге ислэре, былбыпларныц дэртлэнеп сайраулары боларныц куцеллэрен хушландыра, кзефлэндерэ - N шэнэренец пычрак урамнарыныц берсендз, пычрак дицгезе эчендз шау-шулы мичкэлэр тонлэ бертуктамый чабып, узлзренец тэмсез ислзрен двньяга чэчкэн урында, ике катлы иске бер йортта морзалардан бер морза узенчэ рэхзт итеп карта уйнап квнуздыра» («В гостях у мурз» («Морзалар янында»)) Если в первом случае пейзаж раскрывает духовное состояние трусливого Сабира, то во втором, используя прием антитезы, автор противопоставляет высокодуховный мир пошлому реальному миру.

Во втором параграфе — «Поэтика рассказов Г. Губайдуллина» — выявляются основные приемы поэтики в прозе писателя

В сатирических и юмористических рассказах писателя излюбленным приемом становится гротеск Так, например, в рассказе «Жена стала джадидисткой» («Хатыным жэдит булды») автор высмеивает Батыршу, который, не имея глубоких знаний о джадидизме, начинает выискивать его

проявления в поведении своей жены «Вот, дядюшка Ахметзян, как же тебе сказать Начала меня изводить, говорит, что любит, отвечаю «Раз любишь, ты же моя жена, чего тебе еще9» Вешается мне на шею, не дает ни есть, ни пить, говорит бог весть что мол, жить без тебя не могу » («Менэ, Эхмэтэцан абзый, ничек дип эйтим инде Мине бик йодэтэ башлады, соям, ди, гыйшык бучсац, син минем хатыным ич, тагы ни кирэк, дим Муеныма сарыла, ашарга-эчэргэ ирек бирми, эллэ нинди робагыйлар укый синнэн башка, ди, тора стмыйм, ди ») Для Батырши таким проявлением становится чрезмерная, с его точки зрения, любовь жены, проявление ею своих чувств, что кажется ему недопустимым

В рассказе «Брюки» («Чалбар») автор использует прием абсурда, сатирически изображая поборника старины Валиуллу, который, ратуя за чистоту нравов, а также осуждает Саетгарая, стремящегося казаться человеком передовых взглядов и с этой целью надевающего вместо брюк джилян (жилэн^) «Саидгерей, чтобы казаться значительнее, рукава второго своего джиляна надел вместо брюк, кушаком привязал к поясу, и в таких самодельных штанах вышел на прогулку с важным видом» («Сэетгэрэй, «эре» булсын очен, икенче щилэннец щицнэрен чалбар итеп киеп, пута белзн биленэ бэйлэгэн дэ шул щэгъли (ясалма) чалбар белэн эре генэ йврергэ чыккан иде») Абсурдной оказывается сама ситуация, которая была типична для того времени, когда зачастую дискуссии между кадимистами и «джадидистами» сводились к подобному рода бытовым вопросам

Приемы абсурда и гротеска используются автором и в рассказе «Хазрат делит на два» («Хэзрэт икегэ булэ») Поведение хазрата изображается как абсурдное он все делит пополам, включая даже воду для ритуального омовения.

В рассказе «Мясо животного» («Хайван ите») также используется прием гротеска Автор рисует безобидного нищего, который провел всю свою жизнь, питаясь отходами Через образ старика Тукманая писатель поднимает проблему социального неравенства, сострадания к обиженным и несчастным людям Автор обращает внимание читателя на то, как одно необдуманно сказанное слово может убить невинного человека- «На следующий день полиция обнаружила старика мертвым лежащим на куче навоза с опущенными в воду ногами, во рту его была зажата сухая корт хлеба» («Иртэгесен бабайны полиция, тирес встендэ аяклары суга твшкэн, авызына каткан икмэк капкан хэлдэ, улепяткан килеш тапты» ) В философских рассказах автор задумывается о философии жизни и смерти, о скоротечности человеческого бытия С помощью мифологических сюжетов и мотивов он проводит мысль о том, что жизнь скоротечна, и лишь после смерти человек переходит в вечность и держит ответ за все свои деяния перед Аллахом Эти мысли определяют идейно-эстетическую сущность таких рассказов Г Губайдуллина, как «Одна

мечта» («Бер хыял»), «В поисках спутника» («Юлдаш эзлэгэндэ») Эти произведения следует рассматривать в рамках модернистской художественной парадигмы.

Особенностью модернистских рассказов Г Губайдуллина является переплетение реального и ирреального (сказочного, фантастического) В некоторых произведениях обнаруживаются экзистенциальные мотивы, как, например, в рассказе «В поисках спутника» («Юлдаш эзлэгэндэ»), герой которого - Ильяс - остро переживает одиночество и отчуждение между людьми, он ищет своего потутчика Автор использует целый ряд символических образов (волны, падающая звезда, шелест берез и пр), которые в сознании героя становятся символами вечности, противопоставленной скоротечной человеческой жизни «К чему этот путь белых гусей, Венера, высокая гора7 Зачем кричат коростели, зачем поет соловей, зачем падает звезда7 Почему его душу терзает какое-то непонятное чувство 7 Что будет после смерти 7 Я вот так вот исчезну7 Или погружусь в некую тьму7 Не знаю пути Он, как осиротевший ребенок, остался один под черным небом Небо словно собиралось поглотить его Где ты, где ты7» («Нигэ бу ак каз юлы», Звьрэ йолдызы, биек may7 Тартарлар нигэ кычкыра, нигэ сандугач сайрый, нигэ йолдыз атыла7 Нигэ аньщ куцелен эллэ нинди бер билгесез хис вата7 Улгэч нэрсэ булачак7 Мин шулай югалырмын да бетэрменмени7 Эллэ нинди бер карацгылыкка батармынмыни7 Юлны белмим Ул, уксез бала кебек, кара кук астында калды Кук аны йотар кебек булды «Кая син, каясин7»)

В рассказе «Из сказок Востока» («Экиятлэрдэн берсе») автор, стилизуя свое произведение под восточную сказку, в центр повествования ставит судьбу одинокого дервиша, художника Габдуллы, для которого источником творческого вдохновения становится красота земной девушки-«Первая заря уже позолотила ночь Он открыл глаза, затем снова их сомкнул Потому что прямо на него из окна смотрела девушка, наполовину приоткрывшая свое тонкое белое покрывало » {«Беренче тац белэн твн сарыланган иде Ул кузен ачты, яцадан йомды Чвнки аныц куз алдына ак юка бвркэнчеген яртылаш кутэргэн бер кыз тэрэзэдэн карап тора иде ») Автор мастерски использует и прием метафоры «Я влюблен лишь в твою красоту, люблю тебя так же, как сладкозвучный свист ветра, как звук верблюжьих бубенчиков, разносящийся ночами по широкой пустыне1» («Мин синец матурлыгыца гына гашыйкмын, нэкъ энэ, бэгъзан щилпец матур сызгыруы, двялэрнец муеннарына таккан швлдерлэренец ачык навалы чулдэ твннэрдэ чылтыраган тавышы кеби генэяратам1»)

Тема любви раскрывается в коротком рассказе «Скрипач Хусаин» («Скрипкачы Хесэен») В этом романтическом рассказе автор создает образ героя, который через всю свою жизнь пронес высокое чувство любви Автор использует прием контраста, противопоставляя внешность героя его внутреннему состоянию «Его тело осталось молодым не было

выпавших зубов, почти почностью поседевшие волосы сохранили былую густоту Их покрывала тюбетейка с кисточкой, которую он по-щегольски носил набекрень И обувь он ноет скрипучую Настоящая любовь - оказывается, веселая вещь' Она быстро находится, подобно восходящему солнцу, никогда не гаснет, греет сердце » («Аныц тэне дэ яшь килеш сакланган аныц твшкэн тешлэре дэ юк, агарып щитэ язган чэчлэре дэ эувэлге шикелле куе иде Аныц шул башын чуклы кэлэпуш каплап тора, аны да ул кырынрак салып, купшырак итеп кия иде Кэвешнец дэ шыгырдавыклысын кия иде» По-мнению героя, «чьгн сею — кэмит нэреэ икэн ул' Ул тиз табыла икэн дэ, шушы чыгып килэ торган кояш шикелле, нич сунми, йврэкне ялтырата, яндыра икэн »)

В романтических и реалистических рассказах, в которых нашли отражение актуальные вопросы жизни татарского народа начала XX века («Как рождаются красные цветы"'» («Кызыл голлэр ничек яратыла7"), «Юный кряшен» («Нэни керэшен»), «Внутренний эмигрант» («Эчке эмигрант»), выражается обеспокоенность Г Губайдуллина судьбой татарской нации, утратой национальной идентичности Показателен с этой точки зрения рассказ «Юный кряшен» («Нэни керэшен»), в котором писатель поднимает проблему манкуртов и задумывается о причинах утраты идентичности татарами Так, в рассказе «Юный кряшен» автор использует приемы психологического анализа. Для раскрытия внутреннего состояния героев, те противоречия, которые он переживает Г Губайдуллин вводит сновидение, состояние бреда «Он бредил вон идет Мария, вон ее кряшенский мальчик ревет в голос, хлюпая носом Он беспрестанно, ужасаясь мощи и видневшегося неподалеку моря, думал о том, что Мария, оставшись одна, может начать его искать Может догадаться, что он до сих пор не смог найти паспорт, и либо сама за ним приедет, либо вернет его через полицию Юсуф порывается пересечь море, переплыть на другой его берег, некая неведомая сила влекло его туда » («9нэ Мария килэ, энэ теге узеннэн булган керэшен малае борыныннан суларын агызып кычкырып щылый»,- дип шундый хыяллар белэн саташа иде Ул бертуктаусыз, ялгыз калган Мариянец узен эзлэтэ башлау ихтималын, узенец наман да паспорт таба алмыйча калуын, шуны сизеп Мариянец уз артыннан килуен, яисэ полиция белэн кайтарту, тотылу ихтималлары булганын - нэммэсен дэ шул куренеп торган дицгез дэншэте белэн уйлап шашып кала иде Йосыф шул дицгезнец артына, теге ягына барып чыгарга ашкына, эллэ нинди бер нэмэгълум кеч аны шунда тарта, встери иде »)

В процессе исследования был проведен сравнительный анализ рассказов и новелл Г Губайдуллина с произведениями его современников (Ф Амирхана, Г Рахима, Г Ибрагимова, Н Думави), отмечены сходства и различия Идейно-эстетическое сходство объясняется единством культурно-исторического контекста, определившего тенденции развития

отдельных литературных жанров, в том числе, и жанра рассказа Различия обусловлены творческой неповторимостью стиля писателей начало XX века - период становления индивидуально-творческого типа художественного сознания, когда происходит разрушение жанровых канонов и основной фигурой литературного процесса становится автор

В Заключении обобщены результаты проведенного исследования и сформулированы основные выводы

В татарской литературе начала XX века происходит изменение жанрового состава, что было обусловлено процессами проникновения традиции русской и европейской литератур в татарское художественное пространство Значительную роль в этих процессах сыграл Г Губайдуллин - историк, педагог, литературовед, писатель, проживший насыщенную, сложную жизнь и трагически погибший в результате репрессии в 1937 году Он был одним из тех, кто начал научно-методическую работу по систематизации истории татарской литературы Литературно-критическое наследие писателя, посвященное осмыслению творчества современников, не утратило своей актуальности и по сей день Г Губайдуллин создал более 120 научных трудов по истории и литературоведению и более четырех десятков литературных произведений

Особых успехов он добился в жанре короткого рассказа, подняв его на новый качественный уровень Художественное творчество Газиза Губайдуллина представляет собой целостную систему, в которой сосуществуют, дополняя друг друга различные литературные парадигмы реалистическая, романтическая, модернистская

В системе прозаических жанров, к которым обращался Г Губайдуллин, можно выделить следующие новеллы, рассказы, литературные сказки, — с широким тематическим диапазоном, психологической глубиной разработки образов, оригинальностью композиции и разнообразием художественных средств

Анализ произведений различных жанров позволил выявить в их поэтике ряд общих стилистических свойств В частности, прием художественной детали как одну из доминант поэтики (пейзаж, портрет, психологизм, предметы быта) Для его стиля характерны короткие фразы, неожиданные повороты сюжета, яркие метафоры, повторы, риторические вопросы, внутренние монологи, саморазоблачения, историческое мышление и др

Изучение жанрово-стилистических особенностей прозы Г Губайдуллина в соотнесении с творчеством других татарских писателей начала XX века позволяет сделать вывод об особенностях жанрового процесса в литературе этого периода Традиционные для романтизма и реализма жанровые формы начинают сочетаться с

новыми жанрами, появившимися в результате в рамках модернистской парадигмы

Апробация работы. Основные выводы и результаты, полученные в процессе исследования, нашли отражение в статьях, опубликованных в «Ученых записках» Казанского государственного университета, в сборнике «Национальная культура» (издательство Gumanitarya), в журнале «Магариф»

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора:

В ведущем рецензируемом журнале ВАК:

1 Фазуллина JIX Художественный мир прозы Газиза Губайдуллина / JIX Фазуллина // Ученые записки Казанская государственная академия ветеринарной медицины им H Э Баумана — т 188 — 2006 — С 447-453

В различных научных журналах и сборниках

2 Фазуллина JI X Газиз Гобэйдуллинньщ фэнни Ьэм эдэби эшчэнлеге / Л X Фазуллина // Фэнни язмалар — 2004 — Казан РИЦ «Школа», 2005 —Б 257-263

3 Фазуллина Л X Газиз Гобэйдуллин эсэрлэрендэ тематик терлелек/ Л X Фазуллина // Яшь галимнэр карашы — Казан РИЦ «Школа», 2006 — Б 93-97

4 Фазуллина Л X Газиз Гобэйдуллин ижатында жасуслык мотивы/ Л X Фазуллина // Милли мэдэният — Казан Гуманитария нэшрияты — 2006—№12 —Б 17-18

5 Фазуллина Л X Галим, эдип, педагог/ Л.Х Фазуллина // Мэгариф — 2007 — № 1,— Б 13

6 Фазуллина Л X Идейно-эстетическое содержание рассказов Газиза Губайдуллина / Л X Фазуллина // Фэнни язмалар — 2006 - Казан КДУ нэшрияты, 2007 —Б 405-412

7 Фазуллина Л X Яшэеш фэлсэфэсен тэкъдим иту / Л X Фазуллина // Фэнни язмалар - 2006 - Казан КДУ нэшрияты, 2007 — Б. 396-405

8 Фазуллина ЛХ. Язучы-прозаик буларак Газиз Гобэйдуллин / Л X Фазуллина // Ученые записки - 2007 — Казань Изд-во Казане гос унта, 2008—Б 261-265

Отпечатано в ООО «Багира» 420021, г Казань, ул Ахтямова, д 4-3 тел 260-44-40,278-98-96

Заказ № 511 от 28 07 2010 г Формат 60x84 1/16 Уел печ л 1,5 Бумага 80 г Печать ризографическая Тираж 100 экз

 

Текст диссертации на тему "Жанровые и стилистические особенности прозы Газиза Губайдуллина"

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

На правах рукописи

ФАЗУЛЛИНА ЛАНДЫШ ХАМИТОВНА

ЖАНРОВЫЕ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЗЫ ГАЗИЗА

ГУБАЙДУЛЛИНА

10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (татарская литература)

СО

о

со

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата филологических наук

О Научный руководитель —

^ доктор филологических наук,

о профессор Т.Н.Галиуллин

СМ °

l2 cn

Казань-2010

Эчтэлек

I. Кереш............................................................................................................................................................4

II. Беренче булек. Г. Гобэйдуллинныц иж;ади биографиясе

1.1. Язучыньщ тормыш юлы Ьэм иж;аты ......................................................................................18

1.2. Г. Гобэйдуллинныц эдэби-тэнкыйди мирасында татар эдэбияты 33 мэсьэлэлэре........................................................................................

Икенче булек Г. Гобэйдуллин прозасында жанрлар терлелеге..........................50

2.1. Г. Гобэйдуллин новеллаларына хас сыйфатлар....................................................................51

2.2. Г. Гобэйдуллин хикэялэренен, жанр узенчэлеклэре......................................................59

2.3. Г. Гобэйдуллин иждтында эдэби экият жанры......................................................................70

Оченче булек. Г. Гобэйдуллин эсэрлэрендэ сэнгати детальлэрнец

стилистик вазифасы..........................................................................................................................................................................................76

3.1. Г. Гобэйдуллин новеллаларында тормыш картинасын сурэтлэудэ эдэби детальлэренен, роле............................................................................................................................................................81

3.2. Г. Гобэйдуллин хикэялэренец поэтикасы................................................................................112

III. Йомгак............................................................................................................................................................................................................164

IV. Файдаланылган эдэбият исемлеге................................................................................................................171

Кереш

Теманыц актуальлеге. XX йез башы татар эдэбияты тизлэтелгэн усеш дэвере кичерэ. Мэдэни-тарихи процесслар нэтиж;эсендэ сэнгатьчэ фикерлэунец яца тибы барлыкка килэ, жанр формалары камиллэшэ. Кенчыгыш эдэбияты традициялэренэ нигезлэнеп ускэн Ьэм XX йез башында рус, аньщ аша кенбатыш эдэбиятлары йогынтысын тойган милли суз сэнгате традицион алымнарга яцача караш булдыра. Татар эдэбияты реализм Ьэм романтизм кысаларында иж;ат ителеп, модернистик агымнарны чагылдырган бер теркем эсэрлэр белэн баетыла. Яца жанр формаларынын, барлыкка килуе белэн бергэ, аларны теоретик яктан кабул иту, ацлау процессы башлана. Агымдагы елда Г. Согъдинец «Мохтэсэр кавагыйде эдэбият» (1911), «Эдэбият ысуллары» (1912), «Эдэбият мегаллиме» (1913), Г. Батталныц «Нэзарияте эдэбият» (1913) исемле хезмэтлэре басыла. Аларда «кенчыгыш» поэтикасына хас булган традицион кагыйдэлэр белэн беррэттэн «кенбатыш» поэтикасында формалашкан кагыйдэлэр дэ урын ала.

Эдэбиятныц тулы бер усеш картинасын булдыру — милли эдэбият алдында торган актуаль мэсьэлэлэрнец берсе. Мецъеллык тарихы булган татар эдэбиятында куп еллар дэвамында киц катлау укучыга билгеле булмаган, лэкин милли эдэби барышыбызга теге яки бу кулэмдэ узеннэн елеш кертеп, аныц усеп, бугенге хэлгэ килуенэ сизелерлек булышлык иткэн бер теркем язучылар бар. «Бетен яктан камил, матур чэчэк бэйлэмен бары тик бер тестэн генэ торган чэчэклэрдэн, ягъни арадаш теслэр Ьэм тесмерлэрдэн башка гына куз алдына китереп булмаган кебек, эдэбиятыбыз

байлыгын' Г. Тукай, Г. Исхакый, М. Гафури, С. Рэмиев, Дэрдемэнд, Н. Думави, Ф. Эмирхан, Г. ИбраЬимов h-б. кебек берничэ мэЬабэт фигура белэн генэ чиклэу беръяклы булыр иде. Бераз кулэгэдэ калган калэм иялэре дэ бугенге кендэ безнец кулда кыйммэтле хэзинэ булган тирэн эчтэлекле, киц колачлы Ьэм тирэн рухлы эдэбиятыбызныц кирпечлэрен салышканнар. Г. Гобэйдуллин — менэ шундый язучыларыбызныц берсе»1. Эдобият фэнен ейрэнуче галим булуы белэн беррэттэн ул татар прозасында кече жанрда ижат иткэн эсэрлэр авторы буларак та билгеле.

ШэЬэр тормышыныц иц иечкэ якларын белеп ускэн, мещанлык тарлыгына тирэн нэфрэт хисе саклаган бу талант кыска хикэя Иэм новеллаларында кечкенэ бер вакыйга* аша мещанлыкныц иц* вак куренешлэрен сатирик Ьэм юмористик алымнарда тэнкыйтьлэп чыга. Шул ук вакытта алар арасында яшэеш фэлсэфэсен, гоцтимагый-психологик мэсьэлэлэрне яктыртуга багышланган эсэрлэрнен, дэ булуы игътибарны-ж;элеп итэ. Хикэялэудэ кыска ж;емлэлэр, кетелмэгэн, борылыш куллануы, метафорик Ьэм тарихи ф'икерлэве, сурэтлэу чараларын тыгызлап тутыру белэн кешенен, рухи деньясын ачуы, геройларына ироник карашта булуы язучыныц индивидуаль стилен билгели;

Г. Гобэйдуллинныц эдэби ищатына багышланган купсанлы мэкалэлэр бастырылса да, бугенге кенгэ кадэр' бу юнэлештэ монографик планда тикшерену эшенец башкарылганы юк. Язучыньщ XX йез башы татар эдэбиятында тоткан урынын, художестволы фикер йерту осталыгын, автор' еслубен, эдэби иж;ат процессына керткэн елешен ачыклау аныц бай ижатына тулы бер кузаллау ясарга, объектив бэя бирергэ ярдэм итэ.

Эшебезнец актуальлеген Г. Гобэйдуллинныц эдэбият тарихын ейрэнугэ багышланган хезмэтлэре белэн эдэби иждтын бердэмлектэ комплекслы тикшеру; язучы хикэялэрен текстологик тикшеру, матбугатта

1 Гайнанов Р. Хикэяче Г.Газиз Ьэм аньщ ижаты / Г.Газиз. Хикэялэр. Казан: Тат. кит.нэшр., 1958. Б. 5.

басылмаган эсэрлэрен фэнншэйлэнешкэ керту; Г. Гобэйдуллин эсэрлэренец жанрлык составын билгелэу (новелла, хикэя, эдэби экият), еслуб

узенчэлеклэрен ачыклау; иж;атында реализм Ьэм романтизм аша

>

модернистик агымнарныц да иркен куллануын курсэту; вак кешелэрне сурэтлэу аша гомумкешелеккэ хас тормыш фэлсэфэсен ачу ихтыяж;ы булу билгели.

Теманыц ейрэнелу дэрэя^эсе.

Аныц иж;аты белэн бик куп галимнэр кызыксына, галимнец тарихи ядкэрлэрен, эдэби мирасын ейрэнеп мэкалэлэр, китаплар бастырыла. 3. Закир, Н. Фирсов, Г. ИбраЬимов, М., МэЬдиев, Г. Рэхим, Вэлиди, Т. Дэулэтшин, С. Алишев, Р. Даутов; Ы. Нуруллина, X. Хисмэтуллин, Р^ Гайнанов, Д{ ЗаЬидуллина h.6. галимнэрнец хезмэтлэрендэ Г. Гобэйдуллинныц тормыш юлына, фэнни эшчэнлегенэкузэту ясала.

1927 елда «Беренче татар профессоры Газиз Гобэйдуллин» мэкалэсендэ аныц тарих елкэсендэ генэ тугел, э татар матур эдэбиятында танылган язучы, галим: 1юм тэнкыйтьче булуын, татар эдэбиятын куп санлы хикэялэре белэн баетуын беренчелэрдэн булып Г. ИбраИимов. ассызыклап китэ

1929 елда Г. Рэхимнец «Г. Газиз эсэрлэре» дип аталган мэкалэсе денья; курэ. Автор Г. Гобэйдуллинныц эдэби иж;атына шактый тулы боя бирэ, аны рус эдибе А. Чеховка тицли. «Г. Газизнец чыгышы татар эдэбиятында ер-яца бер хадисэ булды: ул узенэ мэйдан итеп, узенэ кадэр татар эдэбиятында серелмэгэнбер яца ящрне серэ банглаган, кеше кагылмаган бер онытылган почмакныцч пэрдэсен кутэргэн иде»2. Г. Рэхим истэлеклэреннэн Г. Гобэйдуллинныц хикэялэрен мэщгеслэрдэ уку белэн генэ канэгатьлэнуе,

1 ИбраЪимов Г. Беренче татар профессоры Газиз Гобэйдуллин // Мэгариф: 1927. № 12. Б. 99-101.

2 Рэхим Г. Г.Газиз эсэрлэре// Газиз Гобэйдуллин: Фэнни-биографик ж;ыентык. Казан: Рухият, 2002: Б. 221.

матбугатта бастырырга' ашыкмавы ацлашыла. Монын, сэбэбен Р. Гайнанов тубэндэгечэ ацлата: «Бердэн, Разиз узенец иж;ат ж;имешенэ «ж;ицелчэ» караган булса, икенчедэн, ул вакытта эле эдэби журналларнын, туып елгермэгэнлеге, э газеталарныц хикэялэргэ юк дэрэж;эсендэ аз урын бируе, кубесенчэ эсэрлэрнец уткен сатирик Ьэм юмористик планда булуы нэтижэсендэ язучынын, ул чор хикэялэре донья курми»1.

Г. Рэхим язучы тудырган образлар системасына ж;ентекле анализ ясый. Революциягэ кадэрге эшчэнлек дэверендэ мэкалэ авторы язучыныц, юмористик тонда иж;ат итуен, хэтта кайбер ' эсэрлэрендэ тирэн лиризм булуын искэртэ. Э революдиядэн соцгы хикэялэрендэ исэ, тыныч юморныи, ачы сатира белэн алмашуын курэбез, ди. Бу чор- иж;атына бэя биреп, эдип язучы эсэрлэренец сюжетлары, тагын да кызыклырак булуын, аларныц-иж;тимагый сатира» дэрэж;эсенэ кутэрелуен билгели2. F.. Рэхим беренчелэрдэн булып язучыныц t бары келкеле, вак хикэялэр* белэн генэ чиклэнмэвен; дитди тонд'агы ижтимагый-психологик, шигъри яктан- ифрат матур эшлэнгэн, тирэн мэгънэле, шэрекъ тормышыннан алынган легенда тибындагы эсэрлэрнец дэ булуын эйтэ. Бу «легенда»ларга.азыкны туп-туры

о

узенец(хыялыннан таба , — ди ул. F. Рэхим язучыныц иж;ат манерасына да туктала: «Г. Газиз, хикэялэрен язганда ифрат тиз, ашыгыч язып ташлый; Ьичбер вакыт соцыннан кайтып, бер язганын икенче тапкыр тезэтми Ьэм тезэтэ алмый. Бу аныц индивидуаль психологиясеннэн килэ торган бер момент»4. Г. Рэхим язучыныц. ижатына этрафлы бэянец. бирелмэве, бу игътибарсызлыкныц бетэргэ Ьэм элеге оригиналь талант иясенец мирасы татар эдэбиятында лаеклы урын алырга тиешлеген ассызыклый5.

1 Гайнанов Р. Хикэяче Г.Газиз Ьэм аныц и>к;аты// Газиз Гобэйдуллин: Фэнни-биографик жыентык. Казан: Рухият, 2002. Б. 227.

2 Рэхим Г. Г.Газиз эсэрлэре// Газиз Гобэйдуллин: Фэнни-биографик жыентык. Казан: Рухият, 2002. Б. 223-224.

3 Рэхим Г. Г.Газиз эсэрлэре// Газиз Гобэйдуллин: Фэнни-биографик жыентык. Казан: Рухият, 2002. Б. 224.

4 Шунда ук. Б. 225.

5 Шунда ук. Б. 225.

Озак еллар дэвамында тыелып торганнан соц, 1958 елда «Г. Газиз хикэялэре» дип аталган ж;ыентык денья курэ. Р. Гайнанов язган кереш суздэ язучынын, тормыш юлына Ьэм эдэби эшчэнлегенэ тэфсилле кузэту ясый. Ул аны хикэя остасы дип атый Ьэм иж;атыныц кайбер узенчэлеклэрен билгели: «Газиз Гобэйдуллинныц тэуге эсэрлэреннэн ук чынбарлыкны, кешелэрне Иэм табигатьне дерес чагылдыруга, кыскалыкка, гадилеккэ Иэм тогэл сурэтлэугэ омтылганын курэбез»1, — ди ул. Р. Гайнанов эдипнец берничэ эсэренэ анализ да бирэ, аныц иж;ат ысулы турында кайбер фикерлэрен эйтэ. Галим билгелэп уткэнчэ, Г. Гобэйдуллин эдэби иждтыныц башлангыч дэверендэ- символик алымнарга мерэж;эгать итэ, э беркадэр соцрак тэнкыйди реализм агымына караган эсэрлэр яза. Р. Гайнанов язучы тудырган геройларны «урта халык» дип тегэллэштерэ. Эсэрдэ аларныц психологиясенец ж;итэрлек дэрэж;эдэ ачык тасвирлануын искэртэ. Г. Гобэйдуллинныц егерменче йез башы татар тормышындагы тискэре якларны тэнкыйтьлэвен ассызыклый. Шул ук вакытта эсэрлэр артык «бытовой тугелме?» дигэн тэнкыйть фикере дэ эйтэ. Лэкин алга таба, «Исерек» эсэренэ китерелгэн анализында, ул авторныц махсус шулай эшлэвен курсэтэ: гади тормыш-конкуреш картинасын тудыру нигезендэ, язучы кешелэр арасындагы социаль тигезсезлек проблемасын кутэрэ. Р: Гайнанов: «Г. Камал узенец драма эсэрлэрендэ иске татар тормышындагы тискэре типларныц бетен бер галереясен биргэн булса, Г. Газиз шундый ук тискэре типларны кыска хикэя жанрында курсэтте»2, — дип язучы и>к;атына югары бэя бирэ.

1962 елда «Социалистик Татарстан» газетасында Г. Гобэйдуллинныц тууына 75 ел тулу уцае белэн Г. ИбраЬимов исемендэге Тел, эдэбият Ьэм тарих институтында махсус утырыш уздырылуы, К.Ф. Фасеев, М.К. Мехэррэмов, Г.Х. Хисмэт, Н.И. Воробьев, Е.И. Чернышевныц, шулай ук

1 Гайнанов Р. Хикэяче Г.Газиз Ьом аныц и>к;аты / Газиз Г. Хикэялэр. Казан: Тат. кит. нэшр., 1958. Б. 8.

2Шундаук. Б. 13.

туганнарыныц галим Ьэм язучы турындагы истэлеклэре белэн уртаклашулары турында языла1. Илле ел га якын Г. ГобэйдуллиН : исеменэ тыю меЬере сугылып торганнан сон,, бу эдипнец исемен кайтару юлында уткэрелгэн ин, беренче рэсми чара була, биредэ галимнец фэн елкэсендэге казанышлары турында фикерлэр яцгырый.

Эдэбият галиме И. Нуруллин да Г. Гобэйдуллин иж;аты. турында уз сузен эйткэн. 1966 елда басылып чыккан «XX йез башы татар эдэбияты» исемле хезмэтендэ ул Г. Гобэйдуллинны кыска юмористик хикэялэрнен, матур урнэклэрен бируче, татар прозасынын, усуенэ шактый зур елеш

г

керткэн язучы буларак бэяли. Шул .ук вакытта И. Нуруллин эдип ижатыныц идея-тематик яктан яцалык булмавын да ассызыклап утэ, анын, ищтимагый темаларга язмавын, «вак-теяк мэзэклэр» белэн мавыгуын кимчелек дип саный. И. Нуруллин Г.' Гобэйдуллин эсэрлэрендэге типларга' да,и!тьтибар итэ Ьэм «мондый1 типларга, мондый, тематикага ябышу империализм! сугышы дэЬшэтлэрен курмэу, яисэ куреп тэ, аца билгеле бер мэгъыэ бирергэ гаждзлек' аркасында вак-теяк, мэзэк эченэ кереп посудан башка нэрсэ тугел» дип, язучы иж;атына' чор белэн бэйле рэвештэ тэнкыйть

О ___ __—

сузлэре эйтэ . Безнец. фикеребезчэ, Г. Гобэйдуллин «вак-теяк» мэзэк геройлар, вакыйга-куренешлэрне сурэтлэу белэн генэ1 чиклэнеп калмыйча, шул чорда хекем сергэн тэртиплэрне тэнкыйтьлэп чыга. Мисал ечен, тарихи фактларга бай булган, лэкин шул ук вакытта юмористик, хэтта сатирик рухта язылган «Бер кетунен тарихы» новелласында, язучынын,

ч

ил<;аты бары келкеле эсэрлэрдэн генэ> тормавын аныц реалистик рухта язылган «Олугъ лэгънэт», XX йез башы татар тормышыныц актуаль мэсьэлэлэрен яктырткан «Кызыл геллэр ничек яратыла?», «Эчке эмигрант», «Нэни керэшен» хикэялэрендэ курэ алабыз. Милли-иж;тимагый тесмерле

1 Галим Иэм язучы Г.Гобэйдуллин истэлеге // Социалистик Татарстан. 1962. 16 октябрь.

2 Нуруллин И. XX йез башы татар эдэбияты. Казан: Татар.кит.нэшр., 1966. Б. 225.

эсэрлэр, у3 чорыныц житди кимчелеклэренэ укучынын, игътибарын юнэлту максаты белэн язылганнар да инде.

Г. Гобэйдуллинныц хикэя жанрында ижат итуе, анын, куренекле хикэяче булуы турында 1967 елда «Совет мэктэбе»ндэ1, 1986 елда «Г. Газиз»2 мэкалэсендэ Р.Н. Даутов, Н.Б. Нуруллина да язып чыгалар.

1970 елда М. Бедэйли «Татар матбугатында кулланылган псевдонимнар» кулъязмасын яза. Ул хезмэт бутенге кенгэ кадэр басылып чыкмаган Ьэм КФУныц Фэнни китапханэсенец сирэк китаплар булегендэ саклана. Мэж;мугада татар мэдэниятендэ зур урын тоткан куренекле шэхеслэрнец псевдонимнары турында мэгълумат бирелэ. Г. Гобэйдуллин турындагы мэгълуматларда тегэлсезлеклэрне Д. Насретдинова аерып билгели («1) эдипнец улгэн елы 1937 урынына 1938 диелгэн. Элеге фактологик хатаны Г. Гобэйдуллинга багышлап 1990 елга кадэр басылып чыккан барлык язмаларда да очратып була. 2) Казан университетын

о

тэмамлау датасы 1916 урынына 1912 диелгэн» ).

70 нче еллар ахыры — 80 нче еллар башында тарих фэннэре докторы С. Алишевныц Г. Гобэйдуллинга багышланган купсанлы мэкалэлэре матбугат битлэрендэ донья курэ. Ул аларда, беренче чиратта, эдипне тарихчы буларак ©йрэнсэ дэ, кайбер мэкалэлэрендэ галимнен, эдэби ижатына да кагылып утэ. Мэсэлэн, 1987 елда «Казан утлары» журналында басылган мэкалэсендэ мондыйрак фикер эйтэ: «Иц беренче чиратта, ул юмор Иэм сатира остасы иде. Газиз Гобэйдуллин хикэялэренен, купчелеген искелектэн, обыватель-мещан гореф-гадэтлэреннэн келу тэшкил итэ»4.

1 Тарихчы, куренекле хикэяче Ьэм тэнкыйтьче профессор Г.Гобэйдуллинга 80 яшь тулу уцае белэн//Совет мэктэбе. 1967. №4. Б. 63.

2 Даутов Р.Н., Нуруллина Н.Б. Г.Газиз / Совет Татарстаны язучылары: Библрюграфик белешмэ. Казан: Тат.кит.нэшр., 1986. Б. 88-90

3 Насретдинова Д.М. Историк Г.С. Губайдуллин (1887—1937): Жизнь и творчество. 07.00.09. Историография, источниковедение и методы исторических исслед.:Дис.на соис.учен.степ.канд.ист.наук. КГУ. Казань: Изд-во Казан.ун-та, 1997. C.57-5S.

4 Алишев С. Галим Ьэм язучы // Социалистик Татарстан. 1987. 23 июнь; Тарихчы, эдип // Социалистик Татарстан. 1977. 13 декабрь; Куренекле тарихчы Ьэм эдип // Казан утлары. 1987. № 6. Б.161-163.

Мэкалэ авторы революциядэн сон; язучы иждтыныц эчтэлек ягыннан баюын искэртэ. Совет власте алтыннарын качыручы сэудэгэр, большевикларныц бетуен кетеп ятучы карагруЬчылар, чит илгэ китэргэ хыялланучы «эчке эмигрантлар»ныц чын йезе эсэрлэрдэ фаш ителэ1. С. Алишев эдэбият елкэсендэ кочле калэм иясе Г. Гобэйдуллинныц узенец махсус юлы, юнэлеше булуын искэртэ2.

1986 елда кыскача гына Г. Гобэйдуллинныц тормыш юлына Ьэм ижатына кагылышлы материаллар «Татар совет язучылары» исемле хезмэттэ дэ бирелэ Ьэм тагы да тулырак «вдиплэребез» (2009); белешмэлегендэ тэкъдим ителэ.

XX гасырныц 90 елларыннан башлапГ. Гобэйдуллин мирасын ойрэну яца югарылыкка кутэрелэ. Моны татар матбугатында донья* кургэн купсанлы мэкалэлэр белэн дэ дэлиллэргэ була. Мэсэлэн, 1990 елларда Г. Газизнец гаилэсе турында Э. Гобэйдуллинаныц «Безнец Гайшэбез», «Наша дорогая Мариам апа!», Г. Газизнец улы Сэлмэннец «Безнец этиебез», «Онытылмас этием», М. Сэфэровныц «Газиз Гобэйдуллин мирасы» мэкалэлэре донья курэ.

1990 елда 3. Буниятовныц «123493 номерлы тикшеру эше»4 дигэн* мэкалэсен М. Госманов «Татарстан яшьлэре» газетасында бастырып, чыгара. Публикациядэ Г. Гобэйдуллинныц репрессия корбаны, булуын, естенэ мецлэгэн гаеп тагылуын, вэхшилэрчэ утерелуен, тогэл тарихи фактларныц ачык дэлилен курэбез. Кулга алыну, репрессия корбаны булуы турындагы материаллар 1996* елда басылып чыккан А. Пашаевныц «Г.С. Губайдуллин как видный историк-архивист»5 язмасында да урын. ала.

1 Алишев С. Тарихчы, эдии // Социалистам Татарстан. 1977. 13 декабрь.

2 Алишев С. Гобэйдуллин Газиз / Тарихи сэхифэлэр ачылганда. Сайланма хезмэтлэр. Казан: Тат.кит.нэшр., 1989. Б.4-14.

3 Даутов Р.Н., Нуруллина Н.Б. Г.Газиз / Совет Татарстаны язучылары: Библиографик белешмэ. Казан: Тат.кит.нэшр., 1986. Б. 88-90.

4 Буниятов З.М. 12493 номерлы тикшеру эше // Татарста�