автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Жанровые особенности башкирских романов о современности

  • Год: 2007
  • Автор научной работы: Ахметьянова, Найля Ахмадулловна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Жанровые особенности башкирских романов о современности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Жанровые особенности башкирских романов о современности"

На правах рукописи

АХМЕТЬЯНОВА НАЙЛЯ АХМАДУЛЛОВНА

ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ БАШКИРСКИХ РОМАНОВ О СОВРЕМЕННОСТИ

Специальность 10 01 02. - Литература народов РФ (башкирская литература)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

|1 7 МАЙ 2007

Уфа - 2007

003063045

Диссертация выполнена на кафедре башкирской литературы и фольклора Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет»

Научный руководитель член-корреспондент АН РБ, доктор

филологических наук, профессор Роберт Нурмухаметович Баимов

Официальные оппоненты доктор филологических наук,

Ришат Фаукатович Хасанов кандидат филологических наук, доцент Галима Галимьяновна Галина

Ведущая организация ИИЯиЛ УНЦ РАН

Защита состоится « » 2007 г на заседании

диссертационного совета Д 212 013 06 в Башкирском государственном университете по адресу 450074, г Уфа, ул Фрунзе, 32, ауд_, в час мин

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Башкирского государственного университета

Автореферат разослан «/У¿£/у^,/г2007 г

Ученый секретарь диссертационного совета доктор филологических наук, профессор ¿¿^ АА Федоров

Общая характеристика работы Актуальность исследования. Изображая действительность в тематическом и проблематическом многообразии, башкирский роман вторгается в актуальные проблемы нашего времени Принципиально значимым в развитии романа о современности явилось стремление романистов к исследованию проблем социальных и нравственных, культурно - этических в их органическом сопряжении Существенные изменения, претерпеваемые романными формами, поставили перед башкирским литературоведением проблему тщательного изучения жанровой природы, стилевого своеобразия «Изучение романа о современности, особенностей его поэтики разновидностей еще не находит должного внимания и в общих исследованиях жанра, и в очерках истории литератур»1

В диссертации прослеживается жанровое обновление башкирского романа о современности, дается классификация его разновидностей Хронологические рамки исследования охватывают 70-е годы 20 века и начало текущего века, период, когда появились новые перспективные направления и емкие формы отражения сложных социально-экономических, нравственно-этических процессов в жизни башкирского народа

Степень разработанности проблемы. Роман, его жанровые формы, теория и практика в башкирском литературоведении хорошо разработаны Проблемы романа, обновление и обогащение его поэтики, те или иные аспекты жанрово - стилевого движения затрагиваются в работах и в монографиях башкирских литературоведов

Историко-литературные вопросы романа рассматриваются А Вахтовым 2 Исследователь по хронологии анализирует романы разных периодов развития, их идейно - эстетическое, социально-нравственное содержание

' БаимовР Судьба жанра.-Уфа, 1984 -с28

3Вахигов А. На эпических широтах. - Уфа.1968 - 120 с, Вахигов А Когда раздвигаются гориэоты.-Уфа,1979 — 292 с, Вахигов А. Основные направления современного романа // Башкирская советская лтеравди и вопросы народного творчества. - Уфа, БФАН, 1968 - 321 с, Вахигов А Ше№ю-ху№жъсп&тмедоспЕле1питсреме1пюй5;шт1рскЫ117рсоы // Башкирская лтерагура и лигерэтуриый язык на современном этапе - Уфа, БФАН 1979 - 121 с, Вахигов А Современный башкирский роман. - М. Наука.1978 - 160 с, Вахигов А Жац> и спшь в башкирской проэе-Уфа, 1982-352с

В дальнейшем, в трудах Р Баимова1 подробно и последовательно рассматривается жанровое становление и многообразие (впервые анализируются сатирическая и историческая разновидности) башкирского романа, его типология и поэтика, изучается место и роль романа в системе эпических форм национальной прозы, обогащение и обновление его в процессе взаимодействий жанров, а также взаимодействие и синтез различных жанрово-стилевых начал в движении к новаторству Изучению природы романного конфликта, его природы и типологии была посвящена работа 3 Алибаева2 Проблема романа, те или иные аспекты жанрового развития затрагиваются и в работах, посвященных творчеству отдельных писателей или истории литературы в целом3

Научная новизна работы. В диссертации на большом фактическом материале впервые сделана попытка монографического освещения особенностей башкирского романа о современности С позиций сегодняшнего дня оценивается своеобразие и эстетический уровень исследуемого жанра Новым является и то, что в научный оборот впервые вводятся многие современные башкирские романы

Целью диссертационного исследования является анализ развития и становления, изучение общих закономерностей, выявление жанровых тенденций, традиций и новаторства современного башкирского романа Поставленная цель предполагает решение следующих задач

- выявить жанровые формы и разновидности современного романа на тему сегодняшнего дня,

1 Баимов Р Творческие узоры - Уфа, 1977 - 240 с , Наймов Р Судьба жанра -Уфа,1984 - 320 с , Банмов Р Историзм и вопросы периодизации башкирского романа// Литературное наследие народов Урало-Поволжья и современность — Уфа, БФАН 1950 — 163 с Баимов Р Башкирский историко-революционный роман — Уфа,1986 — 92 с , Баимов Р Шаг в зрелость - Уфа,1975 -190 с , Баимов Р Жанр романа в системе эпических форм башкирской прозы — М ,1982 -218 с, Баимов Р Истоки и устья

— Уфа, 1993 - 240 с , Баимов Р Поискам нет конца - М , 1980 - 240 с

2 Алибаев 3 Природа конфликта в современных башкирских романах - Уфа, 2003 -146 с

3 Харисов А Явления большой прозы // Литературные явления - Уфа, 1963 -310 с, Хусаинов Г Эпоха Литература Писатель - Уфа, 1978 - 430 с , Нургалин 3 Герой и время - Уфа, 1975 - 257 с , Нургалин 3 В свете гласности - Уфа, 1992 - 280 с, Нургалин 3 Непрерывная времени связь - Уфа, 1999 - 224 с , Гареева Г Вопросы мастерства в современной башкирской прозе - Уфа, 1996 - 128 с , Гареева Г Зеркало времени духовный мир героя - Уфа, 2003 - 128 с , Коллектив авторов История башкирской литературы В 6-ти тг - Уфа 1990-1996

- определить концепцию героя романов о современности,

- показать роль и значение конфликта, его историчность в жанровой природе романов

Исследованный материал. Материалом для исследования послужили башкирские романы конца XX - начала XXI веков и материалы научно-критического характера, посвященные жанру романа в этот период

Теоретический и методологической основой диссертации являются труды известных ученых по вопросам теории и истории литературы 1 Автор также опирается на достижение башкирских исследователей, имеющих общетеоретическое и общеметодологическое значение (К Ахметьянова, А Вахитова, Р Баимова, Г. Хусаинова, 3 Нургалина2).

Методы исследования. В диссертации используется комплекс методов и приемов анализа фактического материала в соответствии с поставленной целью и задачами работы, а именно, описательный, сравнительный, исторический методы, а также методы анализа и синтеза Основные положения, выносимые на защиту:

1 Формирование башкирского романа о современности связанно с особенностями и уровнем развития жанровых форм прозы и национальной литературы в целом

2 Становление романов на тему сегодняшнего дня имеет ступенчатый характер Особенности этапов развития башкирского романа о современности отражаются и в принципах создания характеров

3 Концепция героя башкирских романов о современности - это

' Белинский В Разделение поэзии на роды и виды // Литературная критика - М , 1998 - с 72, Абрамович Г Введение в литературоведение - М Высшая школа, 1976 - 422 с, Тимофеев Л Основы теории литературы - М Просвещение, 1976 - 548 с , Хализев В Теория литературы -М Высшая школа, 2000 -398 с, Бахтин М Вопросы литературы и эстетики Исследования разных лет - М Художественная литература, 1975 - 500 с , Бахтин М Эпос и роман о методология исследования романа // Вопросы литературы, 1970 с 95-122

2 Ахметьянов К. Теория литературы - Уфа, 1985 - 344 с , Хусаинов Г Теория, литературы и вопросы поэтики Традиции и новаторство // Хусаинов Г Литература Писатель Эпоха - Уфа, 1978 - 430 с, Баимов Р Судьба жанра. - Уфа, 1984 - 320 с , Вахитов А Башкирский советский роман - М Наука, 1979

- 160 с

концепция личности, активность которого нацелена на серьезные проблемы сегодняшнего дня 4 Конфликт романа о современности строится часто не столько на столкновениях общественных сил, сколько на столкновениях индивидуальных судеб, на противоречиях характеров Анализ романов позволяет сделать вывод о том, что в основе произведений на тему сегодняшнего дня лежат общественно-социальные, духовно-экологические, морально-этические типы конфликтов Научная и практическая значимость работы состоит в том, что она в определенной степени вносит вклад в развитие башкирского литературоведения

Материалы, выводы, содержащиеся в диссертации могут, быть использованы при разработке лекционных курсов, спец семинаров, при составлении учебно-методических пособий по башкирской литературе, а также в практической работе учителей словесности общеобразовательных школ

Апробация исследования осуществлялась выступлениями на научно-практических конференциях разных уровней, публикациями статей в республиканских журналах Диссертационная работа обсуждалась на заседании кафедры башкирской литературы и фольклора Башкирского государственного университета

Структура диссертации Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы по теме исследования

Основное содержание работы Во введении обосновывается актуальность темы, анализируется степень ее научной разработанности, определяются цели и задачи исследования, его научная новизна и практическая значимость

Формирование и становление романа о современности происходит не в замкнутой, обособленной сфере, в своем развитии он опирается на богатый

романный опыт в целом, обогащается в разножанровых взаимосвязях и взаимодействиях Первые романы с современной тематикой в башкирской литературе появились лишь в послевоенный период Причем, определение «с современной тематикой» здесь тоже относительное все романы, появившиеся в эти годы («Фундамент» С Агиша, «На склонах Нарыш-тау» К Мэргэна, «Дорога Карасяя» А Бикчентаева, «Первые шаги» А. Вали) были посвящены событиям 30-х годов

В этих произведениях можно увидеть одно из проявлений ступенчатости развития в эпическом освоении действительности Формирование романных эпических форм о современности относится к 30-м годам Как близких к жанру романа и наиболее полно и актуально отражающих тенденции времени, следует выделить «Кушкаен» С Кудаша и «Побежденный омут» И Насыри После них цепь развития в освоении тем и проблем современности не прерывается то, что не реализовано в романе, отражено в других жанрах литергпуры

Следующая ступень эволюции башкирского романа о современности — «Путь Карасяя» А Бикчентаева, «Фундамент» С Агиша, «На склонах Нарыштау» К Мэргэна, изображающие формирование нового человека в свете духовного и социального опыта народа Но по характеру художественного обобщения, отражения социальной и духовной эволюции народа они явились одновременно своеобразным опытом в подходе и освещении проблем современности

Непосредственным обращением к актуальным темам дня отличаются в цепи развития жанра романы «Майский дождь», «Цветы шиповника» А Вали, «Щедрая земля» Д Исламова, «Солдаты без погон» X Гиляжева

Современные романы на тему дня «Люди дальних дорог» Н Мусина, «Орлы не покидают гнезд» Яр Валиева, «Как зажигаются звезды» Я Хамматова, «Голубой шатер» Ш Янбаева, «Годы возмужания» А Байрамова продолжают традиции предыдущих романов Дилогия Г Ибрагимова «Умырзая», «Новолуние» может рассматриваться в этом

плане как попытка художественного обобщения всего пройденного пути колхозной деревни Изменения в жанровой системе, в подходе к действительности стали более ощутимыми, особенно в последние десятилетия Во - первых, это тематические сдвиги возрос интерес к современным темам, проблемам, событиям Если со второй половины 60-х годов в башкирской литературе активизировался историко-революционный роман, то в 70-е годы усиленно разрабатывается современная тема, остры актуальные современные проблемы Это романы «Люди дальних дорог», «Белый олень на голубой горе» Н Мусина, «Орлы не покидают гнезд» Яр Валиева, «Как зажигаются звезды» Я Хамматова, «Сабантуй» Т Сагигова, «Седой ковыль» Б Рафикова, «Голубой шатер» Ш Янбаева

На сегодняшний день появилась возможность выделения нового этапа в эволюции крупных эпических форм на тему дня Это произведения 80-90-ых годов XX века и начала XXI века «Судный день» Р Баимова, «Буренка» ТГариповой, «А жизнь одна», «Взорванный ад» Д Булякова, «Последний борт» Н Мусина, «Терпеливая душа», «Братья» Р Камала, «Вихрь» А Хакимова и др Современные романы на тему дня стремятся к многообразию, что ускорило обновление устоявшихся литературных форм Следует отметить и то, что одновременно происходит повышение интеллектуального и художественного уровня башкирского романа

В первой главе «Жанровые виды и особенности романов о современности» рассматриваются основные этапы, особенности и общие закономерности развития жанра в исследуемый период На основе содержательных аспектов, изобразительных приемов диссертант выделяет несколько видов башкирского романа последних десятилетий о современности

Роман - жанр синтетический, аккумулирующий в какой-то степени и обобщающий достижения других жанров Всестороннее и наиболее полное изучение романа предполагает в первую очередь его классификацию и типологию, определение жанровых и различных

видовых признаков

В классификации романа у литературоведов единодушия нет Известный российский ученый Б Томашевский наметил следующие виды романа авантюрный, исторический, психологический, роман-пародия, сатирический, фантастический, бессюжетный1

Однако такая классификация основана на разнородных критериях: в одном - признаки развития фабулы (авантюрный), в другом - признаки тематической обстановки (исторический)

Б Томашевским перечисленные им типы охарактеризованы «как весьма неполный и несовершенный перечень романических форм», которые могут быть развернуты только в плоскости историко-литературной

Башкирский литературовед К Ахметьянов выделяет такие виды романов, как публицистический, психологический, философский и роман-эпопея2 В данном случае роман-эпопея может быть и психологическим, и философским произведением

Достаточно интересной представляется классификация романов в трудах А. Вахитова Это историко-революционный, социально-бытовой, воспитательно-философский и социально-психологические разновидности башкирских романов

Р Баимов, принимая во внимание предмет повествования, типологизирует романы историко-революционный, исторический виды и романы о современности Современный башкирский роман отличает многообразие типов и разновидностей, способных отобразить различные стороны современной действительности В силу этого Р Баимов романы о современности подразделяет на сатирический, социально-психологический, социально-бытовой, социально- публицистический виды

1 Томашевский Б Теория литературы Поэтика —М,2001 с 256—257

2 Ахметьянов К Теория литературы - Уфа, 1985 с 351

Таким образом, можно сказать, что среди существующих классификаций романа наглядно прослеживается отсутствие общих критериев, которые позволили бы намного полнее и глубже отразить как основные тенденции развития современного романа, так и особенности отдельных его видов Предлагая свою классификацию, мы обращаем внимание на то, что жанровые рамки подвижны, отчасти условны Признаки жанра возникают в эволюции формы, скрещиваются, борются между собой и отмирают Только в пределах одной исторической эпохи можно дать точную классификацию произведения по жанрам и направлениям Поэтому классификация должна учесть содержательно-тематическое, структурно-композиционное своеобразие жанра и целевые задания писателя

На основе этого можно было бы более полно охватить современные романы на тему дня следующей классификацией, предлагаемой нами социально-бытовой, семейно-бытовой, социально-публицистический, роман-пародия, социально-психологический, социально-философский, сатирический, детективный и фантастические романы

Несомненно, что данная классификация также условна Она отражает особенности башкирской романистики, которая требует дальнейшего исследования Роман, та или иная его разновидность, в немалой степени определяются национальным своеобразием литературы, уровнем его развития, к тому же любое художественное произведение есть продукт определенной эпохи, что накладывает отпечаток на выбор темы Действительность писателями освещается в разные периоды по-разному Связано это с социальной атмосферой общества в данный период

В рассматриваемый период господствовали определенные социальные требования к изображению активного строителя общественной формации Поэтому в башкирской романистике преобладают социально-бытовые, социально - публицистические разновидности и отсутствуют пока психологические, философские типы

и романы-гибриды Позитивным для башкирской литературы является факт появления на свет семейно-бытовых и социально-философских романов

Социально-публицистические романы на тему дня появились в 60-е гг XX века В них поднимаются социально значимые проблемы, анализируются противоречия времени Автор дает оценку и формирует общественное мнение по отношению к тем или иным явлениям. Целью подобных романов становится нетерпимость к порокам общества и проблемам производственных отношений Романы «Майский дождь», «Цветок шиповника» А Вали, «Как зажигаются огни» Я Хамматова, «Люди дальних дорог» Н Мусина, «Годы возмужания» А Байрамгулова, «Сабантуй» Т Сагитова, «Ивы на берегу реки Буй» Ш Янбаева, «Орлы не покидают гнезд» Я Валеева, «Земля, на которой мы живем» Р Султангареева, «Ясные дни» Ф Исангулова поднимали общественно-социальные, нравственно - этические и экологические проблемы, - в них осуществляется единство экологии чувств и экологии природы В диссертации анализируется наиболее характерные для данной жанровой формы романы

Анализ некоторых романов обнажает диспропорции художественного мира романного повествования «замешанного» на очерке, но большинство произведений социально - публицистического типа отвечает основным эстетическим требованиям романа, в полном объеме исследовать сферу общественных отношений в свете высокой гуманистической проблематики, а не низводить сложную систему человеческих взаимоотношений до уровня беглых наблюдений и публицистических мотивировок

Обзор показывает, что современные романы вполне справляются с задачей анализа острых проблем дня и продолжают традиции сэсэнов, просветителей, призывающих к гражданской активности.

Социально-бытовые романы о современности занимают ведущее

место в системе жанра Они разнообразны по тематике Социально-бытовые романы, освещающие разные аспекты нашей действительности в башкирском литературоведении принято подразделять по содержательно-тематическому принципу на два направления «производственное» и «деревенское» В рассматриваемый период в общественной и производственной сфере республики происходят крупные перемены Быстрыми темпами растут города и нефтяная промышленность В результате в литературе появились новые герои — представители новых для сельскохозяйственной республики профессий химики, нефтяники, геологи, мелиораторы. В центре романов «Я не сулю тебе рая» А Бикчантаева, «Горы возмужания» А Байрамова, «Земля на которой мы живем» Р Солтангареева производственные взаимоотношения «На склонах Нарыштау» К Мэргэна, «Лебеди остаются на Урале» А Бикчентаева, «Голубой шатер» Ш Янбаева основаны на конфликтах производственного характера Действия большинства романов о рабочем классе развертываются на фоне деревни, так как главные герои ведут строительство заводов, электростанций, городов, добывают нефть или руду Конфликт в данном случае происходит между новым и старым, преодолевается барьер в психологии сельского жителя на пути к урбанизации И наоборот, если сюжет развивается на заводе, в городе, то производство выполняет фон, на котором разрешаются морально-этические, бытовые конфликты Романы на «деревенскую» тему возникли с опорой на поэтику историко-революционной разновидности жанра Основной конфликт большинства этих произведений определяла борьба двух тенденций, двух типов руководителей Анализ романов позволяет сделать выводы о том, что однотипность конфликта порождает повторяемость образной системы, структуры в целом

Общественно-политические, социально-экономические противоречия рассматриваются в них сквозь призму бытовых отношений и явлений

В социально-публицистических и социально-бытовых романах герои

изображались в производственной сфере, в трудовом процессе, а их духовный мир оставался вне внимания авторов Смена основ общественного строя, политические события, происходящие в стране, стали стимулом изображения изменений в психологии человека

Главным объектом изображения в социально-психологических романах является человек и его духовный мир В романах «Судный день» Р Баимова, «Вихрь», «От бури нет спасенья» А Хакимова, «Солдаты без погон» X Гиляжева авторы показывают преломление глобальных политических, социально-экономических изменений, происходящих в стране, в психологии «маленького человека», и то, как меняется душевный строй и духовный мир героя дня под натиском идеологии своего времени Социально-психологические романы сквозь призму прошлого и настоящего изображают духовный кризис, душевные переживания главных героев

Диссертант подвергает анализу наиболее удачные примеры данной жанровой формы и на их примере показывает особенности социально-психологических романов Это сложная форма, требующая от писателя мастерства и глубокого анализа

Стремление к эпической свободе, большим обобщениям характерно для социально-философских романов «Буренка» Т Гариповой, «Последний борт» Н Мусина, «Терпеливая душа» Р Камала, «Я не сулю тебе рая» А Бикчантаева, «Млечный путь» А Хакимова. В них поднимаются социальные вопросы, разрешаются они в философском аспекте Повествование в них «обрамляется» воспоминаниями о прошлом, размышлениями о будущем, философско-обобщающими ретроспекциями В ткань романа вводятся легенды философско-символического характера, автор дает таким образом ключ к пониманию изображаемого явления

Обзор показывает, что интеллектуальный уровень социально-философских романов очень высок Через показ социальной действительности авторы приходят к философским умозаключениям о

предназначении человека во Вселенной, о бытие на Земле, о том, что делает человека человеком Из обзора можно сделать вывод, что такая жанровая форма имеет бесспорное право на жизнь и будет дальше развиваться

Продуктом новой эпохи можно назвать семейно-бытовые романы Практика мировой литературы показывает, что эта разновидность больших эпических полотен появляются в период нестабильности основ общественного строя, в период переоценки нравственных ценностей и башкирская литература не стала исключением В 90-х годах начались сложные процессы внедрения изменений в экономику и в общественный строй страны, что повлияло на микромир семьи, семейные отношения, воспитание подрастающего поколения В творчестве башкирских романистов Р Камала, Т Сагитова, Р Байбулатова Т Гариповой нашли отражение сдвиги, происходящие в каждой семье, негативное влияние урбанизации, рыночной экономики, гласности и демократии на идиллию семьи и личностных отношений между родными и близкими

Анализ романов «Братья» (Р Камал), «Вера» (Т Сагитов), «Звук гармони на переправе» (Р Байбулатов) показал, что в семейно-бытовых романах социальные проблемы разрешаются в психологическом и философском плане Независимо от социально-экономических, финансово-политических, куль-турно-исторических условий, единственным важным для человека остается духовность, семья, любовь, вера, надежда и взаимоподдержка

Эта жанровая форма, как представляется диссертанту, имеет перспективу

Наименее разработанными в башкирской литературе являются сатирические и фантастические разновидности романов Мы имеем сатирический роман «Пузыри славы» А Гирфанова, «Куштиряк» А Хакимова, детектив «19» Г Хисамова и фантастический роман «Человек-отражение» Ф Исхаковой Их объединяет тематика это

произведения на злобу дня, в них на первое место выходит внешняя, занимательная сторона действия, а обычное, обыденное подается в необычном ракурсе

Отрадно то, что в башкирской литературе появилась новая разновидность жанра - роман-пародия «Куштиряк» А Хакимова Пародия - это комический тип художественного произведения, стиля, жанра Героями пародии выступают не люди, а литературные произведения Как известно, пародии свойственно иметь три плана Первый план романа «Куштиряк» составляет его тематический пласт — это произведение о деревне и ее жителях, их взаимоотношениях, производственных и личных За этим явным и буквальным планом кроется второй — план объекта пародии Это не всегда одно определенное произведение Потому что пародия тяготеет к обобщению В «Куштиряке» объектами пародии послужили десятки башкирских романов, посвященных теме дня и исторической тематике В определенный момент в литературе появились объемные романы, поэтому А Хакимов называет свое произведение «коротким романом» «Куштиряк» опирается на множество романов со схожими героями, одинаковыми сюжетами, однотипным конфликтом, но перечислить их с точностью невозможно Пародийность романа «Куштиряк» воспринимается читателем острее, поскольку есть объекты, дающие возможность тщательного сопоставления Как и любая пародия, роман А Хакимова обладает сложным и многозначным, но конкретным третьим планом, представляющим собой соотношение первого и второго планов как целого с целым В романе «Куштиряк» - это осуждение увлечения писателей созданием «романов», в которых одинаковый сюжет, один и те же герои, ситуации и т д

Анализ романа показывает, что автору удалось, сохраняя форму, вложить в нее новое содержание Главное в этом произведение -стремление разобраться в потоке прозы Демонстрируя сюжетно -тематическое устройство романа А Хакимов помогает понять некоторые

тенденции его развития в башкирской литературе.

Сравнительно мало изучены в башкирской прозе вопросы, связанные с историей возникновения фантастики «Человек - отражение» Ф. Исхаковой можно отнести к социальной фантастике, так как роман не зависит от требований научности, и использовал для своих обобщений все разнообразие социального опыта современной действительности Философская тема в произведении Ф. Исхаковой переплетается с социально - критической, с фантастикой социального предостережения Современная эпоха — время обострившихся политических, социально-экономических противоречий, время разрушительной ломки социальных и идеологических устоев С каждым днем возрастает влияние технического развития на судьбы человека и общества Человеческое общество не должно оказаться под ударом из-за преступной злонамеренности действий одного лица или группы лиц А для этого необходимо, чтобы все люди взяли контроль за всеми силами, которые могут угрожать будущему Автор ставит своего героя Айвара в обстоятельства типические, в какой-то мере обычные для времени, для определенной социальной среды Он - наш современник, человек исторически, национально и социально конкретный В этом случае творческая задача автора выполнена Ф Исхакова подвергает своего героя всевозможным испытаниям - на психическую выдержку и нравственную стойкость, на приспособляемость, умение ориентироваться в исключительном положении И таким образом выявляет его нравственный и психический уровень, его жизнеспособность, возможности дальнейшего развития Необычные обстоятельства вынуждают Айвара к анализу новых впечатлений, к критической оценке окружающего, к составлению новой программы действий Необычное, оказываясь в толще ничем не примечательной жизни, поднимает наружу глубинные слои, приоткрывая ее внутреннюю сущность Актуальная идея романа в том, что современный человек, со всеми его слабостями и недостатками, сможет все же подняться до высот подлинно человеческого, до постижения высокого идеала

единственно достойной человека жизни

Анализ фантастического романа «Человек - отражение» показывает, что эта разновидность жанра в башкирской прозе представляет собой вполне закономерное и, вместе с тем, качественно новое звено в цепи развития форм башкирской литературы Таким образом, фантастика может не только рассматривать проблемы современности, но и, моделируя возможные, вероятные ситуации, может выявлять важные социальные, философские, нравственные, психологические проблемы сегодняшнего и вырастающего из него завтрашнего дня

Анализ этих жанровых форм показывает, что они обогащают жанрово-стилевой, поэтический арсенал башкирской литературы и вносят новые краски в систему эпических форм национальной прозы

Во второй главе «Проблема героя в романах о современности» -рассматривается концепция героя башкирского романа о современности

В данной главе выдвигается тезис о том, что становление эпических форм, особенно романа, связано с концепцией героя времени В главе исследуются истоки и особенности эволюции различных типов героев (образов руководителей, коммунистов, молодежи, аксакалов и т д ) в разные периоды развития башкирской литературы, способы типизации, обобщения, выделяются перспективы в художественном воссоздании собирательного образа героя нашего времени

Новая литература начинается с нового человека, который является продуктом новых общественных отношений Исходя из этого, рассматриваемый период следует подразделить на два периода первый — 60-70-ые годы, второй - 80-90-годы XX века Первый период в нашей стране - это эпоха расцвета социалистического общества и стабильности, время воспитания активных строителей основ коммунизма, второй характеризуется усилением демократии, гласности, переходом от социалистической формации к рыночной системе В это время происходит болезненный перелом в сознании и психологии людей, что повлекло за

собой духовный кризис общества

Содержание современности определяют события Но они предстают как общественное явление лишь через деятельность людей, так как направление и содержание событий определяют они В литературе тенденции времени наиболее заметны в борьбе, многогранной деятельности, в стремлениях героев, изображенных в гуще этих событий Закир, Мидхат Яхин («Люди дальних дорог»), Кабир, Габдельхакимов («Орлы не покидают гнезд»), Халим Даимов («Весна приходит дважды») -герои, характерные для времени строительства социализма, Сарышев («Голубой шатер»), Басариев («Земля, на которой мы живем»), Нуриханов («Пришлый») - типы, в которых отразились тенденции 70-х годов, а вот Дамир Талипов, Евгений Цикорский («Последний борт»), Нигмат Хакимов («День ответа»), Вафин («Озонтал») Мурзабай и его сыновья предстают людьми 90-х, умеющими приспособиться к любому общественному строю, любой идеологии Этих героев невозможно перенести в другую эпоху, они характеризуют лишь свое историческое время Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что возникновение схожих типов определяются взаимосвязями характера и среды, характера и обстоятельств

Башкирские романы о современности создали образы героев, ярких носителей тенденций своего времени Анализ романов 60-70-ых годов «Щедрая земля» Д Исламова, «Как зажигаются звезды» Я Хамматова, «Люди дальних дорог» Н Мусина, «Орлы не покидают гнезд» Я Валиева, «Я не сулю тебе рая» А Бикчантаева, «Сабантуй» Т Сагитова показывает, что в этот период главные герои изображались в идеальных красках, зачастую они, руководители крупных хозяйств, преданы коммунистическим идеям, всегда готовы к действиям на благо партии и Родины Они вобрали в себя лучшие качества и высокие идеалы людей советского периода Такая концепция героя в какой-то степени заключала в себе закономерное отражение самой действительности

В художественном освоении образа коммуниста башкирская литература

прошла большую и непростую эволюцию В 20-е годы, например, коммунисты, изображались в романтических красках, они бескорыстны, пореволюционному тверды и категоричны, готовы к самопожертвованию во имя общего дела В личной жизни они изображались неопытными, несведущими в житейских делах Такая концепция героя времени, конечно, в известной степени отражала и особенности самой действительности

В дальнейшем исторические, социальные перемены влекли за собой и изменения в изображении коммуниста в башкирской литературе Он становился более жизненным, многогранным Черты верного ленинца, большевика, революционера наследовали образы передовых тружеников, вершителей грандиозных преобразований 30-х годов, герои Отечественной войны и тяжелых послевоенных лет, представители самых разных социальных слоев — наши современники Коммунист в современной башкирской литературе — это общественно активный, интеллигентный, творчески мыслящий человек, умеющий не только бороться, но и любить, унаследовавший лучшее из социального и нравственного опыта народа

В романе «Озонтал» Р Камал показал возможность деградации личности, нравственного падения человека, утраты им права называться коммунистом в образе «императора» Вафина Подобного рода характеры были созданы в произведении «Последний борт» Н Мусина — это образы Цикорского, Талипова

Постановку проблемы героя-руководителя мы видим и в романах «Майский дождь», «Цветы шиповника» А Вали, «Щедрая земля» Д Исламова, «Орлы не покидают гнезд» Я Валиева, «Сабантуй» Т Сагитова, «А жизнь одна» Д Булякова

Различные типы образов руководителя рождаются в башкирской литературе с учетом конкретных социально-исторических условий. Внимание башкирского романа к образу коммуниста, руководителя не ослабевает. Характерные черты этого образа в нашей литературе отражаются в основном правдиво, он показывается в многообразных связях

с действительностью

Недостатком башкирского романа о современности является то, что вместо художественного исследования глубинных изменений общественной и личной психологии, особенностей характера нашего современника, выявления своеобразных, соответствующих времени его связей с обществом, нередко можно видеть кочующих из одного произведения в другое схожих образов стандартных руководителей

Коренная ломка сознания, изменения в психологии наиболее заметны, пожалуй, на стариках Именно они чаще всего были носителями и хранителями самых консервативных взглядов У 60-70-летних стариков наших дней молодость прошла при Советской власти Естественно, что влияние новых условий и новых отношений между людьми наложило отпечаток на их сознание, психологию Весь процесс формирования нового человека особенно наглядно можно проследить именно на людях старших поколений Старики с известной точки зрения представляют самый благодарный материал для создания подчеркнуто национальных образов В романах «Последний борт» Н Мусина, «Орлы не покидают гнезд» Я Валиева, «Дорога Карасяя» А Бикчантаева, «Сабантуй» Т. Сагитова, «Терпеливая душа» Р Камала, «Судный день» Р Баимова старики являются носителями вековых привычек, традиций, обычаев, они же передают последующим поколениям сокровища народной мудрости А в традициях, в установившихся в течение долгого времени привычках, обычаях, нравах выражается дух народа, его индивидуальные черты

Своей ведущей темой башкирская литература связана с сельской жизнью Естественно, что и институт почитания старших находит отражение, прежде всего в произведениях писателей, повествующих о современной жизни деревни Подлинные национальные характеры не следует искать во вчерашнем дне, ибо достижения современной жизни сильно видоизменяют, обогащают национальный характер, порождают в нем новые качества

На основе анализа башкирских романов о современности диссертант показывает, что в творчестве писателей на первых порах преобладает тенденция изображать стариков как хранителей старых традиций, которая постепенно сменяется стремлением обогатить образы аксакалов складывающимися чертами нового быта.

Молодой герой - герой будущего Так как для него характерно стремление найти пути улучшения жизни общества и ликвидации явлений, мешающих прогрессу Кабир Юламанов («Орлы не покидают гнезд»), Забир («Озонгал»), Ильяс («Терпеливая душа»), Расуль («Последний борт») и другие представители молодого поколения унаследовали лучшие из нравственного и социального опыта своего народа. Исследованный материал показал, что башкирские романы смогли создать содержательный образ энергичного, ищущего, развивающегося чистого сердцем молодого человека.

В романах, возникших в последующие годы (80-90 гг), герой становится более жизненным и многогранным. По инерции герои еще занимают руководящие должности, бывшие коммунисты, ныне - демократы, Р. Камал, Н Мусин, Р Баимов, А Хакимов показывают героя в развитии (либо в становлении, либо в деградации) Эги писатели не скрывают наличия в характерах слабых и отрицательных сторон, от которых героям приходится избавляться ценой больших усилий или же пороки губят их Среди героев есть и те, кто объявляет войну негативным явлениям нашего времени Турумтаев («Взорванный ад»), Аргинбаев («А жизнь одна»), Султангужа, юный Расуль («Последний борт»), и те, кто приспособились к новым условиям и рыночной системе, Талиповы, Цикорский («Последний борт»), директор школы Коршунов («На переправе звук гармони»), Вафин («Овонтал»), Мурзабай и его сыновья («День ответа») и те, кого сломила жестокая действительность В лице многих героев обобщены такие черты как духовное обеднение, алчность, культ денег

Современный роман обратил внимание на истоки характера современника, показал что истинный герой тот, кто, не жалея сил, утверждает правду жизни и свой характер в борьбе за лучшее будущее народа. Сама активность героя,

обладающего чутким общественным слухом и зрением, должна быть нацелена на серьезные проблемы Дело, борьба, преодоление рождает героя Показать социально активного героя можно не только возвышая его характер, но и вскрывая реальную сложность препятствий на его пути, не преуменьшая масштаб явлений с которыми ему приходится бороться

Современный герой сегодняшнего башкирского романа тот, кто способен дать читателю высокие нравственные ориентиры в жизни Гражданственность в его глазах определяется тем, насколько развито в человеке главное чувство современника - чувство хозяина. Такому герою чтобы проявить в полной мере свои человеческие возможности и богатый внутренний мир нужен, прежде всего, поступок, активное действие, дело, нужно реальное сопротивление жизненных обстоятельств, борение мыслей и страстей, горение сердца. Герой, раскрывая положительные стороны своего характера, обязательно должен действовать, а, следовательно, преодолевать на своем пути трудности

В третьей главе диссертации — «Природа конфликта в романах о современности» - рассматривается проблема конфликта в романах как жанрообразующий компонент

В башкирском литературоведении проблемы художественного конфликта мало изучены Лишь А Вахитов, в последнее время Р Баимов, 3 Алибаев в своих трудах уделили внимание вопросам конфликта в жанровых формах башкирского романа.

Конфликт (от латинского — столкновение) в литературе — столкновение между персонажами и средой, героем и судьбой, а также противоречие внутри сознания персонажа или субъекта лирического высказывания В сюжете завязка-начало, а развязка - разрешение или констатация неразрешимости конфликта Конфликт - категория историческая и меняет свою природу вместе с действительностью Жизнь есть борьба противоречий, постоянных конфликтов В духовной жизни, в экономических, социальных, политических, психологических областях общества происходит нескончаемое движение - борьба В результате возникают конфликты между личностью и обществом, личными и

общественными интересами, мещанством и гражданственностью, старым и новым поколениями, родителями и детьми, совестью и долгом.

В литературе конфликт определяет идейно-тематическое содержание произведения Основную идейную нагрузку в них несут герои Именно через героя автор определяет и показывает основной конфликт времени А на характер героя, на его мировоззрение влияет окружающая его среда и историческое время

В центре башкирских романов, поднимающих проблемы современности — борьба против морально-этических пороков общественного и личного характера, беззакония, отношение личности к духовному богатству прошлого, верность родной земле, гражданская ответственность руководителей за нарушения

В романах о современности основу конфликта составляет не только борьба двух методов (старых, волюнтаристских и новых, демократических), двух типов руководителей, проблемы подъема экономики села, как было в литературе 60-70-ых годов, а усиливающиеся противоречие между народной мудростью, народными чаяниями, национальными традициями и существующими в стране порядками, которые начали развиваться в 80-90-х годах прошлого века и стали разрушать гуманистическое начало в человеке

Как показывает анализ романов, часто в социально-политический конфликт сплетаются резкие морально - этические противоречия между людьми «День ответа» Р Баимова, «Взорванный ад», «А жизнь одна» Д Булякова, «Вихрь», «От бури нет спасения» А Хакимова, «Солдаты без погон» X Гиляжева — тому свидетельство Несмотря на разнообразие тем и сюжетных линий, общим для них является острота выдвигаемых проблем

В некоторых романах конфликт остается неразрешенным Этим писатели как бы предупреждают, что борьба за духовное богатство людей продолжится и в будущем В романах Н Мусина, Р Сулгангареева, Ш Янбаева, Ф Исхаковой, Д Булякова, Р Камапа, Т Гариповой конфликт показывается в столкновениях человека и природы, человека и существующей системы Заставляют задумываться читателя драматические разрешения конфликтов убийство, суицид, мена многовековой национальной реликвии на бутылку спиртного

напитка, игнорирование такого религиозного обряда, как погребение, трагическое одиночество мудрых аксакалов

В данной работе автор ограничивается анализом романов о современности, в основе которых лежат общественно-социальные, духовно-экологические, морально-этические типы конфликтов Конфликт романа о современности строится часто не столько на столкновениях общественных сил, сколько на столкновении индивидуальных судеб, на противоречиях характеров В отличие от исторических романов, здесь почти нет событий и коллизий всеохватных, эпохальных, схваток социальных классов, вплетенных в эпический сюжет Результаты исследования современных башкирских романов показывают, что конфликт является составной частью, одним из компонентов любого произведения о современности

В заключении подводятся итоги исследовательской работы, делаются выводы о наиболее характерных тенденциях развития башкирского романа о современности, намечаются перспективы дальнейшего исследования проблемы традиции и новаторства в башкирской литературе Романные формы о современности свидетельствуют об усилении внимания нашей литературы к большим и важным проблемам, порожденным новым этапом развития Башкирский роман постепенно избавляется от односторонних оценок, поверхностного подхода к явлениям жизни, еще характерных для предшествующих периодов ее развития, стремится рассматривать действительность во всей ее сложности и многогранности

Возрос интеллектуальный и художественный уровень литературы, ее аналитичность Отмечается многообразие форм и стилей, желание рассматривать изображаемое явление в связи времен, в свете многовекового социально-нравственного и эстетического опыта народа

По теме опубликованы следующие работы:

1 Особенности башкирских романов о современности // «Вестник БГУ», 2007, № 2 - с 71-74 (на рус яз )

2 Интеллектуальный уровень и психологизм в романе «Буренка» Т Гартовой // Неделя науки «Сибай-99» тезисы докладов научно-практической конференции 20-24 апреля 1999г / Издание Сибайского института Башкирского госуниверситета -Сибай, 1999 -167с (набаш яз)

3 Проблемы современности в творчестве писателя Зауралья // Социально-экономические проблемы Уральского региона Республики Башкортостан Тезисы докладов Республиканской Научно-практической конференции (1-2 июня) в 2-х т Т 2 / Издание Сибайского института Башкирского госуниверситета. - Сибай, 2000 - с 46-47(набаш яз)

4 Судьба человека - судьба народа // Агидель, 2002, № 6 - с 153-155 (на баш яз)

5 Синтез жанров в современных башкирских романных формах // Актуальные проблемы филологии и филологического образования Труды Всероссийской научной конференции (27марта 2006 г, Стерлитамак) - Уфа. Гилем, 2006 - 278 с (на баш яз )

6 Роман-пародия и роман-сатира в башкирской литературе // Материалы научной конференции 20-24 апреля 2006 г / Издание Сибайского института БашГУ - Сибай,2006 - с 126-131 (набаш яз)

7 Тема современности в социально-публицистических романах башкирской литературы // Закон о языках и его реализация в вузовском образовании Сборник научных статей - Сибай, 2006 - с 43-45 (на баш яз )

8 К вопросу о классификации башкирского романа на тему дня // Ядкар, Орган АН РБ, 2007, № 2 - с 35-37 (на рус яз )

9 Способы типизации в современных романах // Литературоведение, языкознание и фольклористика XXI века Межвузовский сборник научных статей -Сибай,2006 -с 131-136(набаш яз)

Ахметьянова Найля Ахмадулловна

Жанровые особенности башкирских романов о современности

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Подписано в печать с оригинал-макета 26 04.2007 г Формат бумаги 60x90 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Times. Уел печ л 1,5 Уч-изд л. 1,39 Отпечатано на ризографе Тираж 100 экз Заказ № 162

Отпечатано. ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГТУ имени М.А. Шолохова» 450039, г Уфа, ул. Сельская Богородская, 37 тел/ (347) 274-32-75,238-05-68, факс. (347) 238-45-97

 

Текст диссертации на тему "Жанровые особенности башкирских романов о современности"

Башкирский государственный университет

61:07-10/1288

На правах рукописи

Ахметьянова Наиля Ахмадулловна

Жанровые особенности башкирских романов о современности

Специальность 10.01.02. -литература народов РФ (башкирская литература)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель-доктор филологических наук,профессор, член-корреспондент АН РБ Р.Н.Баимов

Уфа-2007

Башкорт даулэт университеты

кулъя?ма хокугында

Эхмэтйэнова Наилэ Эхмэ?улла кы^ы

Кен темаЬына арналган хэ?ерге башкорт романдарыньщ жанр у?енсэлектэре

Специальность: 10.01.02. - РФ халыктары э?эбиэте (башкорт э?эбиэте)

Филология фэндэре кандидаты дэрэжэЬенэ диссертация

{^лми етэксе -филология фэндэре докторы,профессор, БР ФА агза-корреспонденты Р.Н.Байымов

вфе-2007

ЙекмэткеИе:

Инеш.....................................................................................................4

Беренсе булек.

Кен темаИына арналган роман тер?эре

Иэм жанр у?енсэлектэре.........................................................16

Икенсе булек.

Хэ?ерге кен темаИына арналган романдар?а герой проблема^!.............................................................................58

всенсе булек.

Заман проблема^ Иэм конфликт тэбигэте..........................88

Йомгаклау..............................................................................117

"Иулланылган э^эбиэт............................................................127

Инеш

Иэр тарихи осор?оц у? У?енсэлеге булган кеуек, уныц э?эбиэт алдына куйган у? талабы бар. Замандыц йе?ен Ьынландырыусы социаль-ижтимаги процестар?ы, эхлаки-этик куренештэр?е югары эстетик кимэлдэ художестволы у?лэштергэн эрэр?эр э?эбиэттен урешен билдэлэй. Ижади э?лэнеу?эр, уцыштар, тэжрибэлэр Рюм илдэ ижтимаги формация ниге??эре алмашыныу осорон характерлаусы жанр формалары тыуыуы котолгоИо? тер алды.

Етмешенсе йылдарза башкорт романы заман темаЬына боролош яЬаны.Был хэл унда «тарихи, тарихи-революцион темалар?ын, художестволы публицистика, очерк, хикэйэ, повесть жанр?арыныц ?ур тэжрибэ туплауы аркаЬында мемкин булды».1

Хэ?ерге кен проблемаларын сагылдырган башкорт романыныц меИим у?енсэлеге тормошто тэрэнерэк, конкретырак ейрэнеузэ, ысынбарлыктык тэбигэтенэн, уреш тенденцияларынан сыгып сагылдырыуза. Бегенге тормош агышы, заманыбыдан рухи йе?е, кешелэрзец ижтимаги Гюм эхлаки яуаплылыгы, уныц тормошка, хе?мэткэ, йэмгиэткэ, тэбигэткэ менэсэбэте мэсьэлэлэре ку?гатыла.

Заман менэн бергэ э?эбиэттец геройы ла у?гэр?е. Ие?емтэлэ, замандаш образыныц хэрэкэт итеу сфераЬы ла кицэй?е, мэнфэгэттэре лэ терлелэнде, интеллектуаль кимэле лэ байтак кутэрелде. Яны эдэби герой заманынын ниндэй тенденцияларын у?ендэ сагылдырзы? Алтмышынсы йылдарза башкорт халкынын йэшэу рэуеше у?гэрэ. Нефть сэнэгэтенен уреше |1е?емтэЬендэ бэлэкэй гена ауылдар янында эшселэр поселоктары те$елэ, яцы калалар калкып сыга, белем кимэле кутэрелэ, халыктыц кенкуреше якшыра, ауылдар кала тормошона якынлаша, демографик структура у?гэрэ. Был

1 Вэхитов Э. Офоктар кицэйгандэ II «Аги?ел» журналы, 2006 йыл, №12,170-се бит.

интенсив урештен кире яктары ла у?ен 11из?ер?е: янылыкты кабул итеу процесында эхлэки каршылыктар тыу?ы. Шулай ук мелиорация, те?елештэр, буровой?ар эшмэкэрлеге тэбигэткэ зур зыян килтер?е Иэм экологик кесергэнешлек тыу?ыр?ы. Ошо осор якы тип кешелэр, яны формация барлыкка килтер?е. Йэмгиэттэ шэхес культынын фашланыу, волюнтаризм Ьэм догматизм куренештэренен бетерелеуе языусылар?ы тэрэн уйланыу?арга юлыктыр?ы: куп нэмэлэр?е яцынан карап, яцыса баИаларга тура килде.

Демократияны кесэйтеу осоро, йэмгиэттэге уцыш 11эм етешЬе?лек, каршылыктар 1юм бо?оу?ар, улар?ы тыу?ырыусыларга каршы киркен керэш алып барыу романдар?а замандыц ижтимаги караштарын у?ендэ туплаусы терле типтагы герой?ары барлыкка килтер?е. Ул герой?ар осор идеологияИын, унын идеалдарын сагылдыр?ы.

0?эбиэттен влгвргэнлеген билдэлеусе сифаттар?ын береИе - заман Иызаттарын, уреш-у?гэреш йунэлештэрен, кенудэк каршылыктарын курэ Иэм сэнгэтсэ Иурэтлэй белеу кеуэИе. «Быга тиклем уреш этаптарында роман жанры, башлыса, тарихи темага арналИа, Иунгы ун йыллыктар?а романдьщ кен темаЬына боролоуы мэглум булды. Шунын менэн бергэ, Иуцгы осор?а йыл Иайын тиртэгэ якын роман донья куреуе лэ гэ?эти куренешкэ эуерелеп китте»1. Тематика, жанр-стиль терлелегенен ни тиклем эИэмиэтле булыуына карамартан, эзэбиэттец теп вазифаЬы - заман есен ин меИим, ин актуаль булган булган Ьу??е айтеудэ. «Бе? бегенге тормош агышы, заманыбы??ын рухи йе?е... тураЬында таран уйланып ядылган Иэм шуга курэ лэ укыусыларзы ла уйланырга мэжбур иткэн байтак эрэрзен барлыкка килеуен курэбе?»,2 - тип билдэлэй С. Сафуанов.

1 Башкорт э?эбиэте тарихи. 6-сы том. - вфе, Китап, 1996.- 642-се бит.

2 Сафуанов С. У?гэрештэр заманына лайыкмы? Аги?ел, 1988 йыл, №8.109-сы бит.

У?гэртеп короу?ар, яцырыштын кешелэр, гэилэ менэсэбэттэренэ йогонтоИон социаль-психологик, гаилэ-кенкуреш романдары кэу?элэндер?е. Илдэге иктисади, ижтимаги-сэйэси тормоштоц катмарланыу аркаЬында шэхес *1эм халык психологияЬындагы у?гэрештэр жанр?ык ижтимаги-публицистик формаларында художестволы сагылыш тапты. Замандын социаль проблемалары мэкгелек темалар менэн урелеп бирелгэн романдар оло философик дейемлэштереузэргэ дэгуэ итте. Шул рэуешле, заман темаИына арналган романдарга югары талаптар?ан Караганда, уткэн быуаттын илленсе-алтымышынсы, тукЬанынсы йылдары осоронда башкорт романдары араИында байтак кы?ыклы тер?эр, яны тематик йунэлештэргэ ниге? Иалынды. «Хэдерге романдьщ теп йунэлеше -бегенге кен тематика^, - тип билдэлэй Э. Хэкимов. - Тимэк ул заман Иулышы менэн 11улай, бегенге тормош куренештэренэ баЬа [гам хекем сыгарырга Иэлэтле булып елгереп килэ».1

Диссертацияла у? заманына арналган романдар?ын усеш тенденцияларын билдэлэу максаты куйыла. Ошонан сыгып, тубэндэге бурыстар?ы хэл итеу ку? унында тотола:

- кен темаЬына арналган романдарзы барлап сыгып, жанр тэбигэте йэИэтенэн теркемлэу;

- хэ?ерге роман формаларында герой концепциями билдэлэу;

- заман проблемаларын сагылдырган роман формаларынын конфликт тэбигэтен, уныц тарихилыгын курИэтеу.

Проблеманьщ ейрэнеу кимэле.

Роман, унын жанр тер?эре, эволюцияИы э?эбиэт гилемендэ ярайИы ук ейрэнелгэн.

Жанр?ар теорияИы башкорт э?эбиэт гилемендэ тепле ейрэнелгэн тип эйтеп булмай. Шул аркала теоретик, э?эби-тарихи хе?мэттэр?э, тэнкит практикаЬында ла жанр?ар?ын тэбигэтен терлесэрэк билдэлэу,

1 Хэкимов Э. Эзэбиэт Иэм заман. - вфе: Башкортостан китап нэшриэте, 1967. -184 бит.

6

хатта бер ук эрэр?е терле жанр?арга индереп йеретеу хэлдэре осрай. Элбиттэ был хэл Иэр кемдец у? эрэренэ у?енсэ жанр ацлатмаИы биреуенэн гена килеп сыкмай, бэлки жанр?ыц катмарлыгы, езлекИе? уреш юлында булыу менэн бэйле. Э?эби жанр тарихи формалашыу процесында типиклаштырыу алымдары, образлылыгы, композиция^ Ьэм кулэме менэн у?енсэлекле берлекте тэшкил итэ торган тоторокло бер категория. Роман, повесть, хикэйэ, поэма, трагедия, комедия Ь.б. кеуек жанр?ар Иэр береИе бвтен поэтик системаны барлыкка килтерэ Иэм у??эренецтеп жанр у?енсэлектэрен Ьаклаган кейе уреш, узгэреш ертендэ. "КайЬы бер жанр, у?енен те?елеше Иэм поэтик формалары менэн катмарлы Иэм терле-терле булып, уз эсендэ бер нисэ жанр терзэрен хасил итеуе ихтимал. Хэ?ерге э?эбиэт донъяИында терле жанр формаларыныц ишэйеуе менэн, улар?ык бер-береИенэ йогонтоИон, у?-ара тыгы? аралышып китеу?эрен, синтетик формалар барлыкка килеуен дэ ку?этергэ мемкин. Жанр?ар Иэр э?эбиэттэ милли у?енсэлекле сифаттарга ла эйэ. Был - 11эр бер э?эбиэгген милли поэтик традициялары, э?эби-тарихи уреш узенселектэре менэн бэйле куренеш.

Иунгы йылдар?а э?эбиэт йылдар?а э?эбиэт гилеме жанр, стиль, художество метод мэсьэлэлэренэ ?ур иггибар бир?е. «Яны офоктарга: э?эби-тэнкит мэсьэлэлэре» (1974), «Хэ?ерге заман Иэм башкорт э?эбиэте» (1977), «Башкорт эдэбиэтендэ жанр?ар система^» (1980), «Заман |1эм э?эбиэт» (1982) кеуек йыйынтыктар башкорт эдэбиэте теорияИынын меЫм йунэлештэрен билдэлэуе, жанр Иэм стиль мэсьэлэлэрен дерер куйыуы, улар$ы тикшереузец айырым урнэктэрен курИэтеузэре менэн эЬэмиэтле. Ошо йунэлештэ проза жанрзары буйынса ?ур монографик китаптар барлыкка килде.

Был елкэлэге теоретик фекер уреше Э. Вэхитов, Р. Байымов, V. Рамазанов1 эшмэкэрлеге менэн бэйле. Шул рэуешле, башкорт э?эбиэт гилемендэ проза жанр?ары ентекле ейрэнелде.

Фэндэр АкадемияИынык Тарих, тел Иэм э?эбиэт институты галимдары тарафынан сыгарылган «Башкорт э?эбиэтендэ жанрзар проблема^» (1973) йыйынтыгында урын алган Э. Вэхитовтын «20-30 йылдар?а роман жанры», «Хэ?ерге башкорт романын уреш тенденциям» мэкэлэлэре башкорт э?эбиэтендэ роман жанры хакында махсус тикшереу?е башлап ебэреуе менэн аИамиэтле. Ул хе?мэттэ башкорт романыньщ дейем художестволы тажрибэИен ейрэнеп, жанр удеш перспективами билдэлэу максаты куйыла. Милли роман жанрынын барлыкка килеу, формалашыу, удеш этаптары тикшерелэ Иэм шул ниге??э кайИы бер теоретик Иыгымталар яЬала2.

«Эпик кинлектэр?э» (1968) исемле э?эби-тэнкит мэкэлэлэр йыйынтыгына романдын «поэтик йе?енен нэфислэнэ», «йекмэткенен яцыра», «фекер?ен тос Иэм ете? удешле» була барыуы «форма йыйнаклыгына Иэм Ьыгылмалытына»3 килтергэнлеген, э жанр удешендэге «тендециялар ик меИиме - проблематик масштаблылык»4 икэнлеген билдэлэй.

Баимов Р. Судьба жанра. -Уфа: 1984. - 320 с.;Вахитов А. Башкирский советский роман. -М.: Наука, 1978. -160 е.; Гэйнуллин М. Вакыт. Конфликт. Характер. 0фе, -1974. - 4376.; Зиннатулина X. Вакыт. Образ. Характер.- 0фе, 1977. - 182 б.; Хусаинов Г. Эпоха. Литература. Писатель. - Уфа: Башкнигоиздат, 1978.- 432 е.; Рамазанов -Г. Башкорт повесы. Жанр удешенен кайЬы бер мэсьэлэлэре // Башкорт з?эбиэтендэ жанрдар проблемам. - 0фе, 1973. - 8-131-се б.; Сафуанов С. Межнациональные связи башкирской литературы. -М., Наука, 1979. - 279 е.; Хэкимов Э. Заман Иэм э?эбиэт. -0фе, 1967.-184 б.

2 Вахитов Э. Эпик кинлектэр?э. - бфе, 1968. - 120 б.; Вахитов Э. Хэзерге романдын теп йунэлештэре // Башкорт совет э?збизте Иэм халык ижады мэсьэлэлэре. - 0фв, БФА, 1968. - 321 б.; Вахитов Э. Егерменсе - уты?ынсы йылдар?а роман жанры: Хэ?ерге башкорт романынын уреш тенденцияЬы // Башкорт эдэбиэтендэ жанрдар проблемаЬы. - 0фе, 1973. - 132-205-се б.; Вахитов А. Башкирский советский роман. - М.: Наука, 1978.-160 е.; Вахитов А. Идейно-художественные достижения современной башкирской прозы II Башкирская литература и литературный язык на современном этапе. - Уфа, БФАН СССР, 1979.- 121 е.; Вахитов А. Жанр и стиль в башкирской прозе. - Уфа, 1982. - 352 е.;

3 Вэхитов Э. Эпик кинлектэр?э. - 0фе, 1968. - 46-сы бит

4 Шунда ук. 35-се бит.

Э.Вахитов башкорт романынын уреш юлынык у?енсэлекле булыуын Иы?ык ертенэ ала Иэм был у?енсэлектен характерлы Ьы?аттарын билдэлэй:

1) прозанын бэлэкэй жанрдары уреше, тэжрибэ туплауы, стилде формалаштырыуы;

2) башкорт я?ыусыларынын социалистик реализм методын у?лэштереуе;

3) фольклор?ы, унын халык прозаЬы тигэн елешен (хикэйэт, энгэмэ, келэмэс, реалистик экиэт) у?лэштереуе;

4) революцияга тиклемге (XVIII-XIX быуаттар башкорт я?ма npo3ahbi) э?эби мирарты барлау.

Романдын идея-тематик, проблематик, социаль-эхлэки йекмэткеИен тикшереп, автор унын хрониканан, информатив хэбэр Иейлэузэн куп планлы реалистик Иурэтлэугэ табан катмарлы уреш юлы утеуе тураИында эйтэ. Прозанын терле жанр?арында стилден формалашыу процесы 8. Вахитовтын махсус тикшеренеу обьекты булды (Жанр и стиль в башкирской прозе, 1982). Был мэсьэлэне тикшереу роман жанрынын тарихи поэтикаЬына барып тоташа. Тарихи-теоретик планда, галим жанр-стиль урешендэ ее этапты билдэлэй. Тэуге этап - прозанын хикэйэлэу формаларынын асыкланыу осоро (1917-1940). Tan ошо йылдар?а жанр?ын милли йе?ен билдэлэрзэй стиль агымдары формалаша. Икенсе этап -публицистик аЬэнлелек h9M типиклаштырыу?ын яны алымдарын у?лэштереу осоро (1941-1955). бсенсе этап - хэ?ерге дэуер э?эбиэте -башкорт npo3ahbiHbiH дейем стиленен аныкланган осоро. Жанр?ын стиль Иэм Иурэтлэу алымдарынын яны мемкинселектэре асылыу хэ?ерге дэуер э?эбиэте менэн бэйле. «Романда сюжетгын, мэрэлэн, хроникаль характерна FbiHa те?елеуенэ заман темаИы сик куйзы»,1 -тип билдэлэй 9. Вахитов. Ул хэ?ерге башкорт романында заман

1 Вахитов Э. Офоктар кинэйгэндэ. - бфе, 1979. - 170-се бит

9

темаИыныц ертенлек алыуы унда конфликттык, сюжеттын, жанр?ык структур янырыуына килтереуен курЬэтэ алды. «Романдын тарихи-революцион темалар?ан, заман темаЬына киркен боролош яИауы, тарихи, художестволы публицистика, очерк, хикэйэ, повесть жанрзарынын ?ур тэжрибэ туплауы аркаЬында мемкин булды, - тип я?а тикшеренеусе. - Ьуцгы йылдар?а ижад ителгэн романдарзын идея-тематик йекмэткеЬенэ, жанр типтарына, Иурэтлэу алымдарына иггибар иткэндэ шул кузгэ ташлана: беренсенэн, жанр?ыц тормошка утеп инеу мемкинлеге кубэйэ бара. Ул халык эшмакэрлегенен янынан-яцы елкэлэрен яктырта. Икенсенэн, ошо активлык уныц жанр асылына ла э? Иала. Романдын заман проблемаларын кутэреугэ ныклап тотоноу дейем башкорт башкорт прозаЬынын ?ур бер енеуе ул. Сенки заман темаИы у?енен кицлеге, терлелеге менэн жанр?ын идея-эстетик йекмэткеИен дэ, форма типтарын да байыктыр?ы, Иурэтлэу мемкинлектэренэ ?ур юл асты. Tan шул аркала башкорт романынын офоктары кинэйгэндэн кинэйэ бара».1

Башкорт э?эбиэтендэ проза жанрынын, тарихи-революцион романдардыц эволюция мэсьэлэлэрен артабан галим Роберт Байымов ентеклэп ейрэнэ.2 Тикшеренеузэ уга башкорт э?эбиэте факттарын дейем совет 8?эбиэттен бер?эм уреш процесында карарга ынтылыу хас.

Тикшеренеусенен «Жанр я?мышы» китабы - э?эби куренештэргэ комплекслы системалы караш ташлау enrehe. Унда автор тарихи-теоретик аспектта роман жанрынын уреш юлы, милли Иэм сит идея-эстетик традициялары, куп миллэтле э?эбиэттэр араИында тоткан урыны, художестволы кимэле тураЬ|ында тепле фекер йеретэ.

1 Вахитов 9. Офоктар кицэйгэндэ // Аги?ел, 2002 йыл, 12-се Ьан. 170-се бит

2 Баимов Р. Судьба жанра. -Уфа: 1984. - 320 е.; Байымов Р. Ижади би?эктэр. - бфе, 1977. - 240 б.; Баимов Р. Историзм и вопросы периодизации башкирского романа II Литературное наследие народов Урало-Повлжья и современность. - Уфа: БФАН СССР, 1980. - 163 е.; Баимов Р. Истоки и устья. - Уфа: Башкнигоиздат, 1993. - 240 е.; Баимов Р. Поискам нет конца. - М.: Современник, 1980. - 240с.; Баимов Р. Башкирский историко-революционный роман. - Уфа: Башкнигоиздат, 1986. - 92с.; Баимов Р. Башкнигоиздат, 1986. - 92с. Баимов Р. Шаг в зрелость. - Уфа, 1975. -190 е.; Баимов Р. Жанр романа в системе башкирской прозы. - М., 1982.

10

Хэ^ерге осор?а Иу? сэнгэтендэ традицион жанр сиктэренен юйыла, э?эби тер?эр араЬындагы бэйлэнештэр?ен, уз-ара «алыш-бирештэр?ен» кесэйэ барыу ерлегендэ яны сифатлы синкретик формаларзын барлыкка килеуе ихтималлыгы тураИындагы фекер перспектив тенденциялы.

Р. Н. Байымов хе?мэтендэ, бер яктан, башкорт романынын жанр удеше Иэм терлелеге (бында унын сатирик Иэм тарихи тер?эре анализлана), типология^ Ьэм поэтикаМ эзмэ-э?лекле тикшерелэ. Ошога ярашлы, жанр удешенэ ?ур елеш индергэн дилогия, трилогия (3. Биишева, Ф. Ирэнголов, Я. Хамматов), айырым романдарга монографик анализ яИала. Икенсе яктан, романдыц милли прозанык эпик формалары системаЬындагы тоткан урыны Гюм роле ейрэнелэ. Роман, унын У<?еш проблемаЬы есен герой концепцияЬы меИим мэсьэлэ. Жанр барлыкка килтереусе тенденциялар тап ошо позициянан сыгып карала. Романдыц башка жанрзарынын мемкинлектэрен фай?аланыусы йэки у?енсэлектэрен у?ендэ йеретеусе аккумулятив форма икэнлеген иртэ тотоп, жанр-ара бэйлэнештэр, хэ^ерге эпик формалар контексында ейрэнеу роман тэбигэтен тулырак асыкларга мемкинлек бирэ.

Faлим э?эбиэт гилемендэ тэугелэр?эн «блгергэнлеккэ а?ым» (1971) «Жанр я?мышы» (1984) китаптарында1 башкорт э?эбиэтенец шэрек мэ?эниэте контексында етешэ барыу мэсьэлэЬен ку?гатты. Инкилаптан Ьуч да эле милли э?эбиэт, унын жанр формалары (роман, повесть, хикэйэ, поэма, драма И.б.) кенбайыш эзэбиэте елкэИендэ янынан формалашыуына карамартан, улар?ьщ структур поэтикаМ, стилдэр тэбигэте, сюжет, композиция короу уденсэлэктэре урта Иэм боронго дэуер э?иптэре (Фирзэуси, Руми, Низами И.б.) эдэр?эренэ

1 Баимов Р. Шаг в зрелость. - Уфа, 1975. - 190 с. ;Баимов Р. Судьба жанра. - Уфа: Башкнигоиздат, 1984. -320 с.

барып тоташа. Тикшеренеусе 20-се йылдар а?агында Иэм 30-сы йылдардык тэуге яртыИында ижад ителгэн «Боролош» (Г. Хэйри), «Ку?эй» (И. Насыри) кеуек романдарзыц, шулай ук ошо йылдар?ыц куп Ьанлы повестарынын, тарихи-этнографик драмаларзыц «бидэкле» (орнаменталь) стиль тэбигэте, куп «тартмалы», оя-оя композиция королошо улар?ын кенсыгыш эпик эдэрзэре поэтикаМна ауаздаш хэмсэ, кисса, дастан формалар менэн кэр?эш булыуын курИэтэ. Шэрек э?эбиэтенец традициялары, «би?экле» стилен йереткэн эдэр?эр И. Насыри, Д. Юлтый, Т. Йэнэби ижады менэн сиклэнмэй, артабангы удеш этаптарында ла 3. Биишева, Ф. Идэнголов дауам итеуенэ бадым я11ай.

Хэ?ерге кен темаИына арналган романдар?ын идея-художестволы ниге?ен тикшереугэ лэ ярайИы урын бирелэ «Жанр я?мышы» китабында. Башкорт романы удешендэ элекке этаптар менэн сагыштырганда хэдерге заман темаЬыныц ныклы урын алыуы -характерны Ьъ^ат икэнлеге 11ы?ык едтенэ алына. Икенсе характерлы Ьы?ат - ул бегенге кенде хедожестволы у?лэштереу?э лэ эдэрзэр серияИы тыузырырга ынтылыш^-ИбраИимовтыч колхоз ысынбарлыгын тэуге а?ы