автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Жанровые особенности современного башкирского очерка

  • Год: 2009
  • Автор научной работы: Юнусова, Фирдаус Бариевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Жанровые особенности современного башкирского очерка'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Жанровые особенности современного башкирского очерка"

На правах рукописи

Юнусова Фирдаус Бариевна

ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО БАШКИРСКОГО ОЧЕРКА

(1980-1990-е годы)

Специальность 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (башкирская литература)

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

АВТОРЕФЕРАТ

Уфа-2009

003479470

Работа выполнена на кафедре башкирской литературы до 1917 года ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет»

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

доктор филологических наук, профессор

Кильмухаметов Тимергали Абдулгалимович

доктор филологических наук, профессор Нигматуллин Ахат Зайнетдинович

кандидат филологических наук, доцент

Вильданов Ахат Ханнано-вич

Бирская государственная социально-педагогическая академия

Защита состоится « 29 » октября 2009 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212. 013. 06 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук в ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет» по адресу: 450074, г.Уфа, ул. З.Валиди, 32 (главный корпус)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет».

Автореферат разослан М» ШОМ-Ь^гт г.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор филологических наук, профессор ^ А.А.Федоров

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Изучение очерка как жанра, принадлежащего одновременно художественной литературе и публицистике, его эволюция показывают, что элементы башкирского очерка встречаются уже в таких письменных формах ХУ1-Х\7П вв., как путевые заметки, шежере и таварих *, которые, в свою очередь, характеризуются сюжетно-тематическим синкретизмом. Это предопределяет исследования, посвященные жанру очерка, в частности, выявлению особенностей его формирования, определению отличительных особенностей, специфики функционирования на современном этапе жанра.

Актуальность диссертационного исследования определяется тем, что в последние десятилетия, особенно в 1980-1990-е годы, очерк получил широкое развитие среди художественно-публицистических произведений.

В общетеоретическом плане существуют работы, посвященные анализу своеобразий, путей развития, литературных и исторических корней жанра очерка. В этом плане необходимо отметить работы М. Черепахова, Т. Беневоленской, Е. Журбиной, В. Канторовича, М. Шагинян и многих других.

Так, М. Черепахов в своей книге «Работа над очерком» основное внимание уделяет проблемам поэтики очерка, специально остановившись на таких свойствах очерка, как публицистичность, художественность, документальность1. Подробно им были рассмотрены такие жанровые разновидности очерка, как портрет, путевые заметки, проблемный очерк и некоторые другие. На примере анализа очерков известных писателей, публицистов, он показывает как именно строится очерк, какие художественные, композиционные, стилевые приемы используют авторы в своей работе.

Т. Беневоленская в своей работе «Портрет современника: очерк в газете» исследу ет композиционные особенности очерка, его формальные показатели, специфики языка и стиля2.

* шежере - генеалогическое древо башкирских племен и родов

* »/ася/ч«-историко-фуикциональный жанр средневековой восточной

литературы

1 Черепахов М. Работа над очерком. - М.: Изд-во Мос.гос. ун-та. - 1966,- 96 с.

2 Беневоленская Т.А. Портрет современника: очерк в газете. -М.: - Изд-во Мое. гос. ун-та. -1983. -128 с.

Немало работ, посвященных жанру очерка, появляется и в соседних республиках и областях. Так, проблемам жанрового содержания очерка как явления художественно-публицистической литературы, изучению специфики образной системы, поэтики, стиля очерковой литературы много внимания уделяют Т.И. Федоров, В.Г. Родионов, Ю.М. Артемьев (чувашская литература), Л. А. Пингаева (мордовская литература), JI.B. Латышина (коми), P.M. Нуруллин, Р. Мустафина (татарская литература) и др.

Одним из первых о становлении жанра очерка в башкирской литературе писал в середине 30-х годов XX в. А. Карнай. Он отмечал, что очерк отнюдь не «падчерица художественной литературы»,1 а полноправный и художественно значимый жанр, который имеет право на существование наряду с такими признанными жанрами литературы, как рассказ или повесть.

В 1950-1970-е гг. годы также появлялись публикации, посвященные жанру очерка. Наиболее значимыми среди них следует назвать статьи А. Вали, 3. Ишмаева, Р. Фаткуллина, И. Сотникова, Г. Абсаля-мовой и т. д.

В частности, А. Вали, в своих критических статьях соотносит жанр очерка с традиционным для восточной литературы жанром «ха-барнаме». Рассматривая различные жанровые разновидности очерка, он дает одну из первых классификаций жанра очерка в башкирской литературе: портрет, путевые заметки, пейзаж и др. Особое внимание автором было уделено художественно-выразительным, публицистическим возможностям очерка, путям его дальнейшей эволюции2.

Дальнейшее развитие изучение жанра очерка получило в трудах и А. Вахитова, Р. Амирова. А. Вахитов в своей книге «Когда раздвигаются горизонты» специально останавливается на проблемах становления в башкирской литературе таких жанров, как повесть, рассказ, очерк3. При этом следует отметить, что большая часть книги посвящена именно проблемам развития очерка. Автор дает теоретический анализ проблемы и, в соответствии с его результатами описывает специфику становления и развития очерка в башкирской литературе и публицистике. Пристальное внимание было уделено учеными вопросам

1 Карнай А. Об очерке //-Уфа: - Башкирское кн. изд-во, 1935. -С. 7-11.

2 См.: Вали А. О художественном очерке // Совет Башкортостаны. - 1953,24 ноября., Вали А. Несколько слов о художественном очерке // Эдэби Башкортостан. - 1956. №2. - С. 77-81.

3 См.: Вахитов А. X. Когда раздвигаются горизонты. - Уфа: Банкирское кн. изд-во, 1979.- 176 с.

соотношения традиций и новаторства.

Р. Амиров в своей книге «На стержне жизни» отмстил, что одним го главных условий успешного изучения жанра очерка является учет взаимосвязи особенностей очерка с эпохой, в рамках которой он получает свое развитие1. Так, исследуя становление и развитие жанра очерка в башкирской советской литературе и журналистике, он обратился к истокам становления очерка и попытался проанализировать развитие очерка в тесной связи с особенностями эпохи, историческими реалиями, спецификой литерату рного процесса.

До недавнего времени очерк рассматривался в общем контексте развития башкирской литературы с точки зрения его роли и значения в освоении современной тематики, формировании малых форм и определении публицистического стиля национальной прозы2. В этом плане выделяются труды Р.Баимова3, в которых развитие романа рассматривается в системной связи с другими жанрами башкирской литературы, среди которых активную роль сыграли очерк, нэсер и др. Особое внимание уделяет автор влиянию очерка на формирование исто-рико-биографического романа, художественную разработку башкирской прозой актуальных проблем современности, на стилевое многообразие и жанровое новаторство.

Объектом исследования явились наиболее значимые очерки башкирских писателей и публицистов 1980-1990-х годов.

Теоретические и методологические основы исследования. В качестве исходной теоретико-методологической базы исследования, а также для обоснования результатов проведенного анализа использовались положения и выводы, содержащиеся в работах видных русских и башкирских исследователей: Г.Н.Поспелова, М. Черепахова, М. Шагинян, Т. Беневоленской, В. Алексеева, В. Канторовича, Е. Журбиной, А. Вахигова, Р. Амирова, Г. Хусаинова и ряда др.

Цель исследования является анализ тенденций развили жанра

1 См.: Амиров Р. К. На стержне жизни. - Уфа: Башкирское кн. изд-во, 1977.

- 312 е., Амиров Р.К. На стремнине. - Уфа: Башкирское кн. изд-во, 19В8.

- 342 с.

2 Хусашюв Г. Б. Поэтика башкирской литературы. Часть первая. Теоретическая поэтика. - Уфа: Изд-во Гилем. -2006. - С. 101-102., Хажиев Р. 3. Роль публицистики в становлении и развитии башкирской литературы 20-30-х годов. Автореф. диссер. канд. филол. наук, -Уфа, 1986.

3 Баимов Р. Н. Жанр романа в системе эпических форм башкирской прозы. Автореф. диссер. докт. филол. наук. -М., 1982., Баимов Р. Н. Судьба жанра.

- Уфа: Башкирское кн. изд-во, 1984.

очерка в башкирской литературе и публицистике в 1980-1990-е годы и его художественно-публицистических особенностей.

При этом основное внимание было уделено, с одной стороны, истории становления жанра очерка в башкирской литературе, его развитию, жанровой природе, разновидностям, а с другой - особенностям применения в современной публицистике приемов и методов создания художественной выразительности, свойственных устному народному поэтическому творчеству башкир.

В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:

- анализ жанровых особенностей современного очерка в башкирской литературе;

- изучение соотношения в очерке художественных и документальных элементов;

- вьмвление и характеристика жанровых разновидностей очерка в изучаемый период времени;

-определение места и роли фольклорных мотивов в жанровой структуре очерка;

- обзор типологии очерков 80-90-х годов XX века.

Научная новизна работы заключается в том, впервые в башкирском литературоведении системно анализируется жанр очерка 19801990-х годов на основе историко-литературоведческого и литературно-критического подхода к произведениям публицистики. При этом акцентируется внимание на документально-художественных особенностях изучаемых произведений. Параллельно привлекается фольклорный материал, помогающий выявить влияние устного народного творчества на структурно-композиционные особенности очерка, как жанра.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Влияние устного народного творчества на структурно-композиционные особенности очерка как жанра. 1. Роль русской публицистики на становление современного башкирского очерка.

3. Соотношения в очерке художественных и документальных особенностей. Формирование жанрового облика. Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы для преподавания курсов современной башкирской литературы, составления и проведения спецкурсов и спецсеминаров по современной башкирской литературе и журналистике в вузах на отделении журналистики. Материалы ис-

следования могут быть использованы и в практике преподавания в общеобразовательных школах и специальных учебных заведениях по курсу современной башкирской литературы и журналистики.

Апробация работы проводилась в форме обсуждения результатов исследования на заседаниях отдела литературоведения института истории, языка и литературы УНЦ РАН, кафедры журналистики и кафедры башкирской литературы до 1917 года Баш ГУ, на международных, всероссийских, региональных и республиканских научно-практических конференциях. По теме диссертации опубликовано 11 статей, из них две - в издании, рекомендованном ВАК.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка использованной литературы.

Основное содержание работы

Во введении дается краткий обзор истории изучения жанра очерка в современном башкирском литературоведении, обосновывается актуальность темы исследования, формулируются цель и задачи изучения современного башкирского очерка, отмечается теоретическая и практическая значимость исследования для проведения дальнейших изысканий в этой области и для практики преподавания курса башкирской литературы и журналистики в учебных заведениях республики.

Первая глава диссертации «Становление очерка и пути его развития», состоящей из двух разделов, рассматриваются вопросы возникновения жанра очерка в башкирской литерату ре.

Первый раздел первой главы «Формирование очерка в системе художественно-публицистических жанров» посвящена анализу работ русских, башкирских и татарских писателей и публицистов, ученых-литературоведов, связанных с изучением жанра очерка, его развитием в самостоятельный художественно-публицистический жанр.

Специфика жанра очерка, как отмечается многими исследователями, заключается в первую очередь в личностном отношении автора к описываемым событиям, в его открыто выраженной авторской позиции.

Таким наиболее значимым произведением, оказавшим существенное влияние на всю последующую российскую публицистику, стало появление «Путешествия из Петербурга в Москву» (1890) и «Путешествия» (1818) А. Радищева. Не менее значимым стало выступление в

печати таких крупных русских писателей и журналистов, как М. Карамзин, Ф. Булгарин, А. Грибоедов, М. Лермонтов, Н. Некрасов, А, Герцен, П. Анненков, М. Михайлов, П. Якушин, М. Забелин, Н. Помяловский, Г. Успенский и др., статьи и очерки которых сформировали сам жанр очерка в русской литературе.

Говоря о становлении жанра очерка в русской литературе, можно отметить следующее: во-первых, авторы на основе широких исторических обобщений смогли создать произведения, которые по своей художественной значимости во многом не утратили своей актуальности и по сей день; во-вторых, что самое важное, сами принципы построения очерка, строгое следование фактам, документальность, яркая художественная образность стали образцами для всех последующих поколений пу блицистов России.

Становление очерка в башкирской литературе происходило под сильным влиянием русской публицистики. Становление башкирского очерка рассматривается во втором разделе первой главы «Пути развития башкирского очерка».

Необходимо отметить, что, хотя сама форма очерка как жанр сформировалась в башкирской литературе только в конце XIX - начале XX века, отдельные элементы очерковой литературы мы находим в целом ряде исторических документов - шежере, письма, послания, в которых уже можно отметить ярко выраженное авторское начало, авторскую оценку тех или иных событий, придающих повествованию особую убедительность и злободневность.

Особое место в ряду устных и письменных произведений башкирской литературы середины ХУШ занимает адресованное императрице Елизавете Петровне письмо Батырши, идейного вождя восстания 1755 г. Глубокое социально-историческое и философское содержание, яркий публицистический пафос, своеобразие языка и стиля, сочетание приемов документальной и художественной прозы делают это Письмо выдающимся памятником литературы. Вместе с тем оно знаменует собой кульминационный момент в развитии общественной мысли в Башкортостане первой половины XVIII столетия и сязанной с эти процессом эволюции литературных жанров1.

Среди произведений литераторов XIX столетия можно отметить путевые заметки А. Каргалы, М. Уметбаева, Г. Сокороя, построенные в форме, близкой к современному очерку.

1 Письмо Батырши императрице Елизавете Петровне / Составл., траискрип. текста, введ. и коммен. Г.Б.Хусаипова. - Уфа, 1993.- С. 138-139.

В начале XX столетия очерк приобретает ярко выраженные черты эмоциональной приподнятости в отношении описываемых событий. На первое место в очерках этого периода выходит агитационно-пропагандистская форма изложения, что напрям)то связано с общественно-политической ситуацией в стране.

Значительную роль в становлении башкирского очерка сыграли видные деятели башкирского революционного и общественного движения. Одним из первых, сто в 20-е годы XX в. обратился к жанру очерка как наиболее значимой для этого времени форме общения с народом, был Ш. Худайбердин, видный деятель революционного движения в Башкортостане. Важную роль в становлении очерка и дальнейшем его развитии сыграли М. Гафури, А. Тагиров.

В 1930-е годы в жанре очерка активно работают Д. Юлгый, А. Тагиров, И. Насыри, Г. Салям, Али Карнай, Г. Амири, С. Кудаш. Небывалое развитие жанра именно в этот период потребовало и теоретического осмысления природы жанра, его возможностей, специфики, художественно-выразительных возможностей.

В 1940-е годы, в период военного лихолетья малые жанры литературы приобрели особую популярность. На первое место выходят острая публицистичность и строгая документальность произведений. Значительно возросла роль очерка как средства отображения происходящих в стране и мире событий. Здесь можно выделить два основных направления в развитии жанра очерка. Первое - возвеличивание ратного подвига воинов, второе - беззаветный труд тружеников тыла во имя победы. Одним из главных приемов публицистов этих лет становится очерк-портрет, позволяющий на примере одной, пусть даже и уникальной судьбы показать портрет целого поколения, дать обобщенное, но вместе с тем и художественно значимое описание судеб народа. По своим характерным чертам этот тип очерка во многом приближается к жанру документальной повести. В этом плане можно отметить произведения таких башкирских писателей, как К. Мэргэн, Б. Бикбай, С. Агиш, Г. Гумер, М. Карим, И. Абдуллин, Г. Ибрагимов, Н. Наджми, очерки и путевые заметки которых увидели свет именно в эти годы.

В 1960-1970-е годы жанр очерка продолжал развиваться, приобретая новые черты и возможности. Эти годы отмечены напряженными поисками писателей, работающих в жанре очерка, в области использования новых средств художественной выразительности, новых приемов композиционного построения произведения. Среди писателей этого периода следу ет назвать Р. Ханнанова, А. Байрамова,

Т. Сагитова, Р. Хакимова, Р. Фазылова, И. Низамова, С. Поварисова. Не менее значимую роль в дальнейшем развитии очерка продолжают играть и представители старшего поколения башкирских писателей: М. Карим, Н. Наджми, К. Мэргэн, А. Харисов, А. Мирзагитов.

1980-е годы характеризуются новым всплеском интереса к очерку. Если в первой половине этого десятилетия значительное место среди произведений этого жанра занимали путевые очерки и заметки, зарисовки бытовых сцен, то со второй половины, с началом либерализации в средствах массовой информации, очерк снова приобретает черты острой публицистичности. Расширяется и круг тем, затрагиваемых писателями и публицистами в своих произведениях.

В эти годы стали выходить книги таких писателей-публицистов, как А. Бауманов, Р. Султангареев, М. Сиражи, Ю. Ахмадиев, Р. Хажиев и др.

Вторая половина 1980-х и начало 1990-х гг. предоставили писателям, журналистам небывалые ранее возможности. В эти годы стали выходить новые журналы и газеты, предназначенные для детей и юношества, которые не в последнюю очередь посвящали свои материалы осмыслению исторического пути, пройденного народом.

Среди очеркистов этого периода необходимо назвать Р. Султангареева, Б. Павлова, Г. Шафикова, С. Поварисова, Р. Хажиева, В. Гумерова, С. Имангулова, С. Бадретдинова, М. Хужина, М. Чванова, М. Кутлугаллямова, 3. Ханову, Т. Сагитова и др.

Очерк в эти годы начинает представлять собой не просто отклик на злободневные события современности, но и выполняет роль научного исследования, что всегда было характерно для очерка именно в те периоды развития общества, когда строго научное, исторически выверенное исследование было либо затруднено, либо полностью отсутствовало.

Вторая глава «Художественная природа очерка» состоит из четырех разделов. В первом разделе первой главы «Жанровые формы современного башкирского очерка» исследуются жанровые разновидности очерка в башкирской литературе 1980-1990-х годов: портрет, путевые заметки, проблемный очерк.

Если рассматривать очерк в целом, можно выделить следующие его тематические разновидности, которые бытовали в башкирской литературе в течение нескольких последних десятилетий: очерк о рабочих, военный очерк, нравственный очерк и т.д. В то время в качестве формы использовались именно портрет, путевая заметка и проблем-

ный очерк, которые в последние два десятилетия приобрели особенно бурное развитие.

При этом следует отметить, что сами литературоведы по-разному подходят к классификации очерка. М. Черепахов, например, выделяет такие разновидности, гак портрет, бытовой и путевой очерк. В. Алексеев же считает, что классификация должна основываться не по теме произведения, не на внешних признаках, а на каких-то внутренних закономерностях: методе отбора фактов, приемах типизации, самом способе создания произведения.

Н. Глушков, развивая мысль В. Алексеева, также отмечает, что подлинно научное решение проблемы может идти только через типологию, какой бы сложной она ни была. Й сам принцип многогранности жанра должен лежать в основе типологической классификации очерка.

Среди башкирских литературоведов также нет единства в понимании природы жанра и его разновидностей.

Например, А. Вахитов, А. Вали подразделяют очерки на очерк-портрет, пейзаж и путевые заметки. К. Ахметьянов отмечает, что здесь необходимо выделять такие разновидности, как портрет, проблемный, путевой и воспоминания. Т. Кильмухаметов и Р. Уразгулов делят их на портрет, путевой очерк и бытовой очерк.

По мнению известной башкирской писательницы 3. Биишевой, делить очерки на различные виды вообще неплодотворно, поскольку это синтетический жанр, и в каждом очерке обязательно будут присутствовать черты всех его разновидностей в той или иной мере.

При этом можно отметить, что все очерки, появившиеся в 19801990-е годы характеризуются довольно четко выраженными структурно-композиционными особенностями, которые позволяют подразделить их на три основные разновидности: портрет, путевой очерк и проблемный очерк.

Большая часть башкирских очерков рассматриваемого периода относится к очерку-портрету.

Основное внимание писателей, стремящихся раскрыть образ своего персонажа, привлекает его социальная принадлежность, понимание им своего места и роли в жизни, его отношение к происходящим в стране событиям. Читателей, в свою очередь, могут привлечь те идеалы, которые исповедует герой произведения, цели, которые он преследует в жизни, трудности и невзгоды, с которыми ему приходится встречаться и которые необходимо преодолевать.

Например, в очерке Т. Сагитова «Его звезда» (в названии обыгры-

вается значение слова «сулпан», которое в башкирском языке используется и как личное имя, и как название планеты Венера), посвященном перипетиям выведения нового сорта ржи, дается портрет видного башкирского агронома Сабира Абдулловича Кунакбаева, который всю свою жизнь, все свои знания отдал выведению новых сортов зерновых. Раскрытию образа героя способствуют точные сравнения, используемые автором, диалоги, лирические отступления.

Для создания портрета писатели и журналисты пользуются самыми разными приемами. Наиболее отличительными чертами очерков анализируемого периода следует назвать композиционное разнообразие, с одной стороны, и широкое использование авторских отступлений, диалогов, описаний картин природы, писем, с другой.

Жанр путевого очерка в большинстве своем используется при описании путешествий, совершенных писателем, журналистом. Ведущими здесь выступают две темы: дать читателю представление об образе жизни, отношении к миру и т. д. людей, живущих в других странах, и дать возможность читателю сопоставить свою жизнь с жизнью своих современников из других стран, регионов, континентов. Однако обе эти темы всегда окрашены размышлениями автора о судьбах своей страны, своего народа.

Путевые заметки, почти всегда в отличие от других разновидностей очерка характеризуются занимательностью, повествованием о происходивших во время путешествия событиях, встречах с разными людьми, что позволяет автору иногда прямо, а порой и в завуалированной форме подводить читателя к обобщенному восприятию тех проблем и вопросов, которые автор хотел представить своему читателю. Очень часто форма путевых заметок выступает как антураж для рассуждений писателя о тех проблемах, которые важны для страны, для народа.

С точки зрения становления очерка путевые заметки представляют собой одну из наиболее древних форм, появившихся, можно сказать, с появлением письменности вообще. Так, в башкирской литературе можно отметить наличие характерных признаков жанра очерка уже в произведениях башкирских писателей конца XVIII - начала XIX веков Т. Ялсыгулова, А. Каргалы, М. Умстбасва. Г. Сокороя. Следует отметить также, что путевые заметки оформлялись не только в виде прозаических произведений, но зачастую и в виде стихотворных текстов. Здесь, в частности, в качестве примера можно привести некоторые части путевых заметок А. Каргалы, записанные в виде стиха.

Не менее интересны с точки зрения выявления истоков жанра

очерка в башкирской литературе произведения Г. Сокороя. Его творческое наследие среди башкирских писателей XIX века является, пожалуй, наиболее значительным по количеству произведений. Он известен тем, что четыре раза совершил хадж и оставил описание своих путешествий в виде путевых заметок «Насим ас-саба» («Утренний ветер»), Однако это не просто описание виденного, но и выражение своего активного отношения к событиям, участником которых он является. Попытки издать эту книгу не увенчались успехом, но она сохранилась в виде рукописи в библиотеке Казанского университета под названием «Хажнаме». Известно также, что это произведение широко распространилось в народе в виде рукописных книг.

Произведения, написанные в виде путевых заметок, характерны также и для Мухаметсалима Уметбаева. Они составляют значительную часть его произведения «Ядкяр», изданного в Казани в 1897 году.

Таким образом, можно говорить о том, что истоки жанра очерка (в частности путевого очерка) восходят не только к европейским истокам в виде русской литературы, но и к собственно башкирскому литературному наследию, представленному как в форме изустной словесности, так и в виде письменной литературы конца XVIII -XIX веков.

И если в течение почти что XX века башкирская литература в массе своей ориентировалась на образцы жанра очерка, представленные в европейской литературе, то конец века, 1980-1990-е годы, характеризуется использованием некоторых принципов и приемов, характерных для башкирской литературы прошлых эпох. При том, что эти годы характеризуются значительным увеличением числа произведений, написанных в форме путевых заметок. Среди писателей, которые наиболее активно работали в этом жанре, можно отметить Р Бикбаева, Р. Султангареева, Р. Баимова, 3. Биишеву, М. Кутлугаллямова, Т. Сагигова, Р. Хажиева, А. Филлипова, Б. Нугуманова и др.

В качестве одного из наиболее показательных примеров можно рассмотреть очерк Р. Бикбаева «Сокровище, которое нельзя потерять». В это довольно значительное по объему произведение вошли философские размышления автора, переживания, рассуждения о событиях прошлого и настоящего. И текст построен как описание недельного пребывания в Турции, где автору довелось встретиться со многими интересными людьми, увидеть ряд исторически значимых достопримечательностей Турции. Одно из первых наиболее запомнившихся автору событий - посещение знаменитой мечети Султана Ахмета в Стамбуле, известной в мусульманском мире, как одно из древнейших зданий исламской архитекту ры с шестью минаретами, самое большое

и своеобразное.

Размышления с внешнего вида здания переходят к сопоставлению двух религий, которые непосредственно связаны с этим культовым сооружением. Все это нужно автору совсем не для того, чтобы противопоставлять религии друг другу, он приходит к выводу, что эта мечеть не столько памятник религиозной культуры, сколько монумент человеческому духу, стремящемуся к совершенству.

Другое событие, оставившее такой же неизгладимый след в душе писателя, посещение Стамбульского кладбища Кораса Ахмет, где покоится один из крупнейших башкирских общественных деятелей, ученых-историков, языковедов Ахмет-Заки Валиди, что также подвергает автора на ряд размышлений как о превратностях судьбы, так и невозможности скрыть правду навсегда.

И все произведение не просто рассказ об увиденном. Каждая встреча, каждое событие - повод для углубленных размышлений об основах бытия.

На примере путевых очерков можно отметить, что каждый из них представляет собой повествование о времени и судьбе.

Другой разновидностью очерка, получившего распространение в 1980-1990-х годах, является проблемный очерк, посвященный как постановке проблемы, так и ходу ее решения. В отличие от путевых заметок в основе проблемного очерка лежит строгая логика. И в этом плане он похож скорее на математическую задачу, где все данные известны, однако результат требует определенных усилий со стороны участников действий и не так уж очевиден, как может показаться на первый взгляд. Одна из задач, стоящих перед автором проблемного очерка, не просто выявить причину, но и указать пути решения возникшей проблемы. В большинстве случаев суть проблемного очерка заключается в нахождении способов решения некоего конфликта, который и приводит к появлению проблемы. В качестве композиционного приема авторы часто используют принцип параллелизма, пучка ассоциаций, что дает читателю возможность не просто рационально-логически, но и чувственно-эмоционально воспринимать описываемое автором. Чаще всего форма проблемного очерка избирается для описания общественно и личностно значимых вопросов.

Автор книги «Покушение не заветное» Б. Павлов в своих очерках объединяет одну главную идею - защита окружающей нас природы. Проблемы экологии, охраны природы Башкирии - вот главное, что волнует автора, известного в республике своей активной позицией в экологическом движении.

В 80-90-е годы XX века наиболее активно в жанре проблемного очерка работали Т. Сагитов, Б. Павлов, Р.Хажиев, М. Хужин, 3. Ханова, Р.Уразгулов.

Будучи разновидностью художественно-публицистических жанровых форм, в очерке во главу угла ставится сам человек, его внутренний мир, его восприятие окружающей действительности, поданной как активное, личностно окрашенное восприятие и переживание всего происходящего. Каждая из указанных жанровых разновидностей очерка (портрет, путевая заметка, проблемный очерк) подает эти вопросы под разными углами зрения, однако у них общий корень - публицистически окрашенный поиск ответа на вопросы о сути происходящего в мире и в душе человека.

Вместе с тем злободневность и явно выраженная актуальность проблем, поднятых в очерке, еще не гарантия успеха у читателей. Как показывает анализ произведений очерковой литературы, появившихся в последние два десятилетия прошедшего столетия, значительный читательский интерес вызывают только те произведения, которые созданы с учетом требований художественности.

Как отмечает 3. Ишмаева в статье «Беседы об очерке», «недостаточно подобрать хорошую и нужную тему. Для создания очерка необходим ясно очерченный сюжет и четкая композиция произведения»1.

Во втором раделе «Художественность и публицистичность -главные черты очерка» рассматривается роль очерка в системе жанров литературы.

Эта часть работы посвящена литературоведческому анализу особенностей жанра очерка, его месту и роли в литературной критике и литературоведении.

Как отмечается многими литературоведами, жанр очерка следует отнести в первую очередь к жанрам литературы и соответственно анализировать его именно как литературное произведение. Вместе с тем, наиболее характерной чертой очерка выступает фактографичность, документальность. В частности, В. Канторович отмечает, что «все решает документальная (в широком смысле слова) основа произведения, обязательная в очерке. Материал здесь в изобилии черпается из жизни, он не потерял локальных черт, присущих дайной местности, предприятию, среде. Он должен быть непременно подан под углом зрения пытливого публициста, социолога. Вымысел в самых разных его проявлениях не должен - если произведение продолжает сохранять жан-

1 Ишмаева 3. Беседы об очерке // Совет Башкортостаиы. - 1958. 4 июнь.

15

ровые отличия очерка - настолько деформировать непосредственное наблюдение, чтобы нарисованная автором картина переставала быть и восприниматься читателем как документальная и локальная»1.

Точку зрения, высказанную В. Канторовичем, разделяют и многие башкирские писатели и публицисты (А. Вахитов, Р. Амиров, А. Вали, Р. Ханнанов).

На основе существующих точек зрения на природу и жанровые характеристики очерка можно выделить следующие отличительные признаки очерка как жанра:

- документальность, которая, однако, не исключает использования художественного вымысла и творческого воображения в соответствии с теми целями и задачами, которые ставит перед собой автор;

-существенная роль в структуре произведения авторской идеи, авторского видения объекта художественного исследования;

- соединение научно-познавательного, рационально-логического и художественного, эмоционально-образного начала в отображении явлений действительности.

Эти черты очерка дают основание считать его синтетическим жанром, соединяющим в себе художественность и документальность, острую злободневность и строгость научного исследования.

В третьем разделе второй главы «Композиционное разнообразие очерков-портретов» рассматриваются приемы, с помощью которых авторы выстраивают композицию очерка-портрета для достижения поставленной цели. Общеизвестно, что цель очерка-портрета не описание деятельности какого-либо персонажа, главное, что служит причиной обращения к тому или иному герою, - сам человек, его характер, его личностная и социальная значимость для окружающих и, соответственно, выявление причин этой значимости. Героями, к которым обратилась башкирская публицистика 1980-1990-х годов, были люди, постаравшиеся в новых условиях открытости, гласности, свободы для проявления личной инициативы проявить себя в сельском хозяйстве. Само обращение к этому социальному слою позволило, с одной стороны, раскрыть проблемы села, с другой - предоставило авторам-публицистам возможность подняться до широких социальных обобщений, заговорить об обществе в целом, уровне его социальной зрелости, его готовности к тем преобразованиям, которые диктуются самой жизнью.

1 Канторович В. Заметки писателя о современном очерке. Изд. 2-е, доп. -М.: Советский писатель, 1973. - С. 34.

Композиционные особенности очерка-портрета способствуют этому в достаточной мере, поскольку позволяют в полной мере использовать возможности диалога, описания, лирических отступлений, а также привлекать для достижения поставленных целей приемов публицистического развития напряженности и т.д. Одним из примеров подобного широкого применения различных композиционных приемов может служить очерк Р. Султангареева «Характер», посвященный главному агроному совхоза им. Пугачева Федоровского района Башкортостана Муниру Ибрагимовичу Салишеву. Цель очерка - показать становление человека нового типа, не исполнителя чужой воли, а хозяина своей земли, своей судьбы, и достигается эта цель с помощью различных ситуаций, в которых и раскрывается характер главного героя. Здесь и диалоги, и описание событий в ах драматической напряженности, и точные портретные зарисовки.

В качестве еще одного примера можно отметить очерк Г. Давлетова «Его звезда», посвященный Герою Социалистического Труда, известной в республике доярке Эльвире Гулинон. Композиционно очерк построен в форме писем-воспоминаний к сестре Флориде, что дало автору возможность не только воссоздать портрет своей героики, но и дать читателю почувствовать, понять, что двигало ею, что заставляло ее работать именно так, а не иначе.

М. Кутлугаллямов в качестве композиционной основы своего очерка «Семена доброты» избрал форму углубленных, философски насыщенных воспоминаний-размышлений, сквозь призму которых постепенно вырисовывается полноценный образ героя - директора Янгельской средней школы Абзелиловского района Башкортостана, учителя математики Юлая Идрисовича Хасанова. Суть жизненной позиции героя выражена его же словами: «Не поработав в школе сам, как ты можешь учить жизни других!» Особую роль для понимания жизненной позиции героя очерка играют и лирические отступления автора, оттеняющие и подчеркивающие те или иные стороны характера героя очерка.

В то же время Р. Султангареев для повествования о выдающемся певце Абдулле Султанове, выходце из Учалинского района Башкортостана, избрал форму сказки. И сам очерк «Туман» построен как фольклорное произведение, широко использованы эпитеты, сравнения, характерные для устного народного творчества.

В отличие от указанных выше очерков, 3. Биишева в своем очерке «Дорожные размышления» использовала прием композиционного параллелизма, где чередование размышлений автора и картин природы

дополняют и обогащают друг друга, причем сиюминутность и даже в какой-то мере суетность жизни человеческой противопоставлена монументальной эпичности природы. Вывод автора достаточно прозрачен: жить жизнью окружающего тебя мира и значит жить в ладу с самим собой.

Естественно, что не все очерки указанного периода развития башкирской литературы равноценны и могут представлять безусловный интерес для читателя. В первую очередь это касается произведений середины 1980-х годов, когда желание успеть высказаться, опередить других в освещении какой-либо злободневной темы приводило к серьезным художественным просчетам и неудачам.

И вместе с тем можно сказать, что 1980-1990-е годы были весьма успешными дм развития жанра очерка. Несмотря на явно выраженную публицистичность,что иногда идет в ущерб художественной значимости, значительное число очерков этого периода стали весьма заметным явлением башкирской литературы конца XX века.

Каждая эпоха имеет своеобразные, только ей присущие социально-экономические и политические черты, но есть множество примет, которые объединяют эпохи друг с другом. Весьма характерной особенностью исследуемого периода являются, с одной стороны, острая публицистичность, которая была характерна для 1920-х годов, с другой стороны - столь же явно выраженная фольклорная основа, неожиданно, на первый взгляд, проявившаяся в произведениях очерковой литературы.

Четвертый раздел второй главы «Отражение в очерках фольклорных мотивов» посвящена анализу фольклорных элементов, проявившихся в публицистике и очерковой литературе 1980-1990-х годов прошедшего века.

Башкирское народное творчество, исключительно богатое различными жанрами (сказка, эпос, кубаир, песня, байт, пословица, сказание, загадка, причитание и т. п.), оказывает положительное влияние на формирование и дальнейшее развитие национальной литературы. Уместно вспомнить и пророческие слова М. Горького, произнесенные на I Всесоюзном съезде писателей: «Источник искусства слова - в фольклоре. Собирайте фольклор у себя, изучайте его, работайте. Он и вам и нам, и поэтам и прозаикам союза, дает много материала»1. Вообще, в любую эпоху идейно-эстетическое влияние фольклора в возникновение своеобразного произведения было велико, оно способст-

' Горький М. О литературе. - М.: СП. - 1953. - С. 129.

18

вовало разнообразию стилей и совершенствованию приемов изображения духовного мира человека. Опора на традиции фольклора в литературном творчестве напрямую связана с народностью, национальным колоритом, разносторонностью и полнотой описания характеров.

В древней литературе и литературе средних веков фольклорные мотивы и образы были взаимосвязаны с произведениями письменности. Эта традиция продолжается до сих пор. Фольклор и сегодня занимает важное место в жанрах пу блицистики, особенно в очерках.

Жанровое своеобразие и разнообразие башкирского фольклора, неоднократно отмечавшееся многими исследователями, не могло пройти мимо внимания писателей-очеркистов. Использование фольклора идет, как можно видеть на примере произведений очерковой литературы, дву мя путями. Во-первых, авторы используют фольклорный текст как отправную точку для размышлений, создания портретных характеристик своих персонажей. При этом само произведение, конечно же, не воспроизводится в его аутентичном виде, а перерабатывается в соответствии с целями и задачами автора. Этот прием мы можем видеть, например, в произведениях С. Бадретдинова («Башкирский курай»), С. Имангулова («Край родной - волшебный свиток»), С. Поварисова («Краса земли в хлебе, краса мужчины в знании»). Еще один прием использования фольклора заключается в применении множества пословиц и поговорок, которые как нельзя лучше помогают выразить основную идею произведения, сопоставить этические позиции. Здесь затруднительно назвать кого-либо конкретно, поскольку это характерно почти для всех писателей вообще.

Во-вторых, влияние фольклора проявляется в самом сюжетно-композиционном строении очерка, использовании средств выразительности, выработанных в фольклорных произведениях.

Видимо, можно говорить о том, что если первый подход характеризуется скорее рационально-логическим выбором автора, является его сознательным решением, то в отношении второго подхода, следует говорить, что здесь зачастую выбор диктуется самой об этнокультурной принадлежностью автора, особенностями его национального менталитета, которые и предопределяют специфику построения произведения. Вместе с тем надо отметить, что изучение этого аспекта произведений литературы пока еще только намечается.

Говоря в целом, можно отметить, что в очерках 1980-1990-х годов намного шире, чем раньше, стали использоваться фольклорные мотивы.

Третья глава «Очерки-портреты исторических деятелей» со-

стоит из четырех разделов.

В первом разделе «Исторические личности в творчестве литературоведа» рассмотрены произведения известного башкирского литературоведа Г. Б. Хусаинова, внесшего весомый вклад в изучение башкирской литературы, фольклора и сам являющийся писателем, много сделавшим для возрождения и популяризации жанра парсы в современной башкирской литературе. Героями его очерков являются выдающиеся деятели нашего прошлого: вождь одного из башкирских восстаний Исянгильды-батьф; сподвижник Пугачева Бадергул Юнаев; первый башкирский рудопромышленник Исмагил Тасимов, Караса-кал, Батырша Алиев, Кинзя Арсланов и многие другие. Главную цель, которую автор ставит перед собой, можно определить как стремление вернуть память о всех известных деятелях прошлого. Характерной особенностью историко-художественных очерков Г. Хусаинова является точность исторических деталей, умелое воссоздание самой атмосферы, в которой жили и действовали его герои.

Во втором разделе рассматриваются очерки, посвященные жертвам политических репрессий. Наиболее значимым автором, посвятившим свое творчество этому периоду нашей истории является Г. Шафиков. В отличие от произведений многих других писателей, творчество Г. Шафикова отличается яркой публицистичностью, что, несомненно, обогатило жанр очерка новыми выразительными возможностями. Со страниц его очерков, посвященных судьбе Ш. Бабича, 3. Валиди, X. Давлетшиной, Р. Гарипова, Дж. Киекбаева, на нас глядят живые люди, со своей болью, своими думами, своей надеждой, что имя и дело их не будет забыто. В своем творчестве Г. Шафиков широко использует документальные материалы: архивные документы, письма, воспоминания современников, материалы газет того времени, о котором он пишет. Нельзя не отметить, что творчество Г. Шафикова, направленное на всемерное развенчание культа личности, оказало очень сильное влияние на само становление жанра очерка в последние годы.

Часто в качестве героев очерков разных авторов выступают одни и те же исторические деятели. Так, творческому и жизненному пути выдающейся писательницы X. Давлетшиной посвятили свои очерки Г. Шафиков, Р. Шакур, 3. Исламгазина. И каждый из писателей по-своему раскрыл наиболее существенные черты ее биографии. Так, если для Г. Шафикова характерны яркая, острая, бескомпромиссная публицистичность, повествование Р. Шакура отличается энциклопедической всеохватностью и эпичностью описания, а очерк

3. Исламгазиной характеризуется утонченным лиризмом рассказа о своей героине.

Это же самое можно сказать об очерках, посвященных жизни и творчеству Зайнуллы Расулева, Мифтахетдина Акмуллы, Мухаметса-лима Уметбаева, Ризаитдина Фахретдинова в третьем параграфе. Каждый из авторов подходит к описанию героев с различных позиций, но все это вместе дает возможность читателю возможность выбора и пищу для размышлений.

Жанр очерка в 1980-1990-е годы переживал период активного роста, расширения своих возможностей, развития выразительных средств. Наиболее яркими свойствами очерка в этот период развития башкирского очерка стали публицистичность, широкое использование архивных материалов, обращение к фольклорным мотивам. Основой динамичного развития жанра очерка и его форм стали не в последнюю очередь общественно-политические изменения, происходившие в стране.

В заключении подводятся итоги и намечаются перспективы дальнейшего исследования.

Основные положении диссертации изложены в следующих публикациях:

А. Публикации в научном издании, аккредитованном ВАК

1. Юнусова, Ф. Б. Образ Кинзи Арсланова в очерке литератора ЛОнусова Ф. Б. // Вестник Челябинского Университета. Филология. Искусствоведение. Выпуск 27. №36 (137). - 2008. ~ С. 163-166.

2. Юнусова, Ф.Б. Фольклорные мотивы в современных башкирских очерках / Юнусова Ф.Б. // Вестник Челябинского Университета. Филология. Искусствоведение. Выпуск 32. №17 (155). - 2009. -С. 124-127.

Б. Статьи

3. Юнусова, Ф.Б. Пламенный публицист / Юнусова Ф.Б. // Аги-дель. 2001. №5. - С. 163-164.

4. Юнусова, Ф. Б. Дочь Иргиза (Образ известной писательницы X. Давлетшиной в башкирских очерках) /Юнусова Ф. Б // Ядкяр. Вестник гуманитарных наук Академии наук РБ. 2005. №5. - С. 107111.

5. Юнусова, Ф. Б. Личность эпохи в очерках / Юнусова Ф. Б. // Урал-Алтай: через века в будущее. Всероссийская научно-практическая конференция. (Уфа, 2-4 июня 2005 г.). -Уфа: - С. 305307.

6. Юнусова, Ф. Б. Очерк в творчестве писателя /Юнусова Ф. Б. // Ватандаш. 2006. №7,- С. 96-105.

7. Юнусова, Ф. Б. Писатель и ученый (Анур Вахитов) / Юнусова Ф. Б. // Башкортостан в XX столетии. Исторические портреты. Выпуск 2. - Уфа: Гилем, 2007. - С. 117-118.

8. Юнусова, Ф. Б. Образ Акмуллы в современной публицистике /Юнусова Ф. Б. // Акмулла и современность. Казань, 2007. - С. 125129.

9. Юнусова, Ф. Б. Художественные особенности путевых заметок XIX века / Юнусова Ф. Б. // Гуманитарные науки в Башкортостане: история и современность. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию ИИЯЛ УНЦ РАН. - Уфа: Гилем, 2007. - С. 274-275.

10. Юнусова, Ф. Б. Образ современника в очерках последних лет /Юнусова Ф. Б. // Россия и Башкортостан: история отношений, состояния и перспективы: Материалы международной научно-исследовательской конференции. Уфа: Гилем, 2007. - С. 322-323.

11. Юнусова, Ф. Б. Пути развития башкирского очерка /Юнусова Ф. Б. // Урал-Алтай: через века в будущее. Материалы III Всероссийской тюркологической конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Н. К. Дмитриева. I том. Языкознание. Литературоведение. -Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2008. - С. 340-346.

Юнусова Фирдаус Бариевна

ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО БАШКИРСКОГО ОЧЕРКА

(1980-1990-е годы)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Подписано в печать 28.09.2009. Бумага офсетная. Формат 60x84/16. Гарнитура Times. Отпечатано на ризографе. Усл. печ. л. 1,39. Уч.-изд. л. 1, 47. Тираж 100 экз. Заказ 135.

Отпечатано на ризографе с готового оригинал макета.

ООО «Деловая династия» г.Уфа, пр. Октября, 71, тел (347) 235-60-50

 

Текст диссертации на тему "Жанровые особенности современного башкирского очерка"

Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования "Башкирский государственный университет"

04200911931

На правах рукописи

Юнусова Фирдаус Бариевна

ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО БАШКИРСКОГО ОЧЕРКА

(1980-1990 - ые годы )

(Специальность - 10.01.02 - литература народов РФ (башкирская литература)

доктор филологических наук, профессор Т.А.Кильмухаметов Уфа - 2009

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель-доктор филологических н

Ютары профессиональ белем биреу буйынса дэулэт

учреждениеИы "Башкорт дэулэт университеты"

"Кулъя?ма хокугында Юнысова Фирзэуес Барый кы?ы

Х03ЕРГЕ БАШ"НОРТ ОЧЕРКЫНЬЩ ЖАНР УЗЕНС0ЛЕКТЭРЕ

(1980-1990-сы йй)

(Специальность -10.01.02. - РФ халыктары э?эбиэте

(башкорт э?эбиэте)

Филология фэндере кандидаты гилми дэржэИенэ диссертация

f ил ми етэксе:

филология фэндэре докторы, профессор Т.А.Килмехэмэтов

©фе - 2009 к

Й6КМЭТКЕЬ|Е

ИНЕШ ................................................................. 5

БЕРЕНСЕ БУЛЕК Очерктын формалашыуы

1.1. Художество-публицистик жанр?ар системаИында очерктын барлыкка килеуе (рус h9M донъя э?эбиэтендэ) .........................13

1.2. Башкорт очеркыныц YCeY юлдары ................................. 18

ИКЕНСЕ БУЛЕК

Очерктын художестволы тэбигэте

2.1. Хэ?ерге башкорт очеркыныц жанр формалары ..................30

2.2. Художестволы лык Ьэм публицислык - очерктын теп

жанр Иы^аты ..................................................................... 48

2.3. Портрет очеркта композицион терлелек .......................... 58

2.4. Очерктар?а фольклор мотивыныц сагылышы ..................... 73

есенсе булек

Очерк жанрында тарихи шэхестэр

3.1. Очерктарза С.Юлаев образы ......................................... 85

3.2. Ядыусылар я?маЬында Зэйнулла ишан ........................... 90

3.3. Э?ип ижадында тарихи шэхестэр образы ........................ 95

3.4. Публицистикала репрессия корбандары ........................ 111

hblfblMTA ...................................................................... 127

БИБЛИОГРАФИЯ ............................................................. 135

ИНЕШ

Тикшеренеу темаИыныи актуаллеге

Художестволы-публицистик очерк жанры э?эби9тебез?ец байтак жанр?ары кеуек ук, куптэн йэшэп килэ. Был жанрзыц тамыр^ары быуаттар тепкелендэ ята. Уныц терки елгелэрен боронго тарихи я?малар?а, суфый а?эбиэте эдэр?эрендэ осратырга мемкин.

Хэ?ерге Бетэ Донъя Иэм Расэй халыктары э?эбиэттэре менэн бер рэттэн башкорт э?эбиэтендэ кик танылыу алган художестволы-публицистик очерк жанры артабан да урешэ hoM терлелэнэ. Лэкин hyHFbi вакытта башкорт эзэбиэте hoM э?эбиэт гилемендэ очерк жанры игтибар?ан ситкэ калды. Шунын есен хэ?ерге осор башкорт очеркынын жанр у?енсэлектэрен айырым монографик хе?мэт буларак элегэ тикшерелмэуе менэн тэкдим ителгэн тема меИим Иэм актуаль.

Тикшеренеу?ец максаттары h3M бурыстары

Был жанр тураЬында башкорт э^эбиэт ?илемендэ Ьуцгы йылдар?а махсус я?ылган хе?мэттэр юк дэражэЬендэ. Без?ец максат-уткэн быуаттын ИикИаненсе-тукИанынсы йылдарындагы башкорт очеркынын у<?еш тенденцияларын билдэлэу, документаль -художестволы у?енсэлектэрен тикшереу.

"Куйылган максаттан сьнып, хэл ителэ торган мэсьэлэлэр?е тубэндэгесэ билдэлэнек:

- очерктыц барлыкка килеу шарттарын Иэм уреу юлдарын

асыклау;

- жанр?ын документаль-художество узенсэлектэрен асыу;

- очерк жанрыныц тер?эрен ку?аллау;

- фольклор мотивыныц очерк жанрындагы урынын билдэлэу;

- ошо осор?а эу?ем ижад иткэн эдиптарзец haM журналистарзыц

очерктарына ку?этеу flhay;

Теманыи ейрэнеу кимэле

ЬикЬэненсе-тукЬанынсы йылдарза а?эбиэт гилемендэ Иэм тэнкит елкэИендэ яцы уреш ку?ателэ. -Галимдарыбы? М.Ф.-Гэйнуллин, Э.Х.Вахитов, Г.Б.Хесайенов, З.Э.Нургалин, В.И.Эхма?иев, Р.Н.Байымов, Г.С.ТСунафин, Т.Э. Килмехэмэтов, Р.Б.Эхмэ?иев, З.Я. Шарипова, Г.Н.Гэрэева, М.Х. Нэ?ерголов кеуек галимдарзын проза, поэзия, драматургияга арналган монографияларында hap а?аби тер haM жанрзар тарихы хакында дейемлэштерелгэн тепле фекерзэр айтелде1. Э?ланеузэр he?6MTahe булып, э?эбиат тарихы haM теорияЬы елкэЬендаге о?айлы тикшеренеу?эр?ец быуаттарга тик, MehMM алты томлык фундаменталь хе?мат "Башкорт э?эбиате тарихы", haM "Башкорт эзэбиэте антология1пы" нын ике китабы донъя кур?е.

Очерк-реаль тормошта булган хал-вакигалар?ы, унда катнашкан кешелэр?е документаль дерерлекта (у?гэртмэйенсэ) Ьурэтлэгэн балакай куламле эпик жанр?ар?ыц 6epehe. Ким Эхмэтйанов, мадэлэн, уценен "9?эбиэт теорияЬы" тиган хе?матендэ

^эйнуллин М.Ф. Ысынбарлык. Конфликт. Характер. - бфе: Башкортостан китап нэшриэте, 1974; Рэйнуллин М.Ф. Башкорт совет драматургияЬынын усеш тенденциялары. - ©фэ: Башкортостан китап нэшриэте, 1985; Вахитов Э.Х. Офоктар кинэйгэндэ. - бфе: Башкортостан китап нэшриэте, 1979; Хесэйенов F.5. Заман. Э?эбиэт. Эдип. - бфе: Башкортостан китап нэшриэте, 1978., Хесэйенов F.5. Быуаттар тауышы. - бфе: Башкортостан китап нэшриэте, 1984., Хесэйенов Г.Б. Ижад серзэре. - ©фэ: Башкортостан китап нэшриэте, 1995., Нургэлин 3.A. Заман Ьэм герой. -бфе: Башкортостан китап нэшриэте, 1975., Эхмэ?иев В.И. Быуындар бэйлэнеше. - 0фе: -Башкортостан китап нэшриэте, 1985., Баимов Р.Н. Шаг в зрелость. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1975., Баимов Р.Н. Судьба жанра. - Уфа: БКИ, 1984., Килмехэмэтов Т.А. Башкорт трагедия1пынын поэтикаИы. - Эфе: Башкорт дэулэт университеты, 1983; Килмехэмэтов Т.А. Башкорт трагедияЬынын поэтика мэсьэлэлэре. - ©фе: БДУ, 1984., Килмехэмэтов Т.А. Драматургия Иэм драматургтар. - Эфе: Башкортостан китап нэшриэте, 1985., Кунафин F.C. XIX быуаттын икенсе яртыИындагы башкорт эдэбиэте. - ©фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1991., Эхмэ?иев Р.Б. Хэ?ерге башкорт драматургияЬыныи жанр-стиль э?лэнеу?эре. Монография. - ©фе: Китап, 2003.; Эхмэдиев Р.Б. Хэ?ерге башкорт драматургияИы (конфликт тэбигэте Иэм жанр формаларыньщ терлелеге): Филология фэндэре докторы гилми дэрэжэИенэ я?ылган хе?мэт). -©фе: БДУ, 2003., Нэ?ерголов М.Х. XV-XIX быуат башы башкорт тарихи ядмаларынын стиль у?енсэлектэре. - Эфе: 2004., Гэрэева Г.Н. Заман Ke?rehe: геройдын рухи донъяЬы. - ©фе: Башкорт дэулэт университеты, - 128 б. h.6.

очерк тураЬында былай ти: "Документаллеккэ ниге?лэнеуе менэн очерк художестволы эзэбиэттец ижтимаги фэндэргэ иц якын торган жанры идэплэнэ. Тормоштоц конкрет бер куренешен ейрэнеу у?енсэлеге уны фэнгэ якынайтЬа, был куренеште художестволы формала биреу менэн ул - э^эбиэт"1.

Шулай ?а Э.Вахитовтыц башкорт э?эбиэтендэ очерк жанры хакында махсус тикшеренеу?е башлап ебэреуе менэн эИэмиэтле.

9нур Вахитов "Офоктар кинэйгэндэ" тигэн хе?мэтендэ очеркты заман урешендэге ижтимаги-социаль, мораль-этик проблемаларга бэйлэп, уныц эудемлегенэ ишара яИай: "Очерк - ысын мэгэнэЬендэ заман fl?Mahbi, заман кендэлеге ул. Шул ук вакытта был жанр, бер яктан, тормошток героик югарылыгынан алып кенкуреш ерлегенэ тиклем утеп инэ торган активльны менэн айырылып торИа, икенсе яктан, ул йэмгиэт урешенец бетэ тер елкэлэрендэге каршылыктар?ы сисеу?э катнашыусы уткер ижтимаги йекмэтке менэн дэ иггибарга лайык"2.

Очерк жанры тураЬында башкорт э?эбиэтендэ заманында тос hy??e Али Карнай эйткэйне. Ул 1935 йылда "Октябрь" журналынын 9-10-сы Иандарында барылган "Очерк" тура1пындагы мэкэлэИендэ был жанр?ыц у?енсэлектэрен тикшерэ, "матур э?эбиэттец угэй балаЬы" тигэн кире караштарга каршы, очерктыц матур э?эбиэттец башка тер?эре - хикэйэ, повесть кеуек жанрзары менэн бер хокукта йэшэргэ хаклыгын белдерэ3.

hy? барган жанр, эйтеуебе?сэ, э?эбиэт гилемендэ шактай кии ейрэнелгэн. Фундаменталь хе?мэттэр?э, э?эби-тэнкит мэкэлэлэрендэ очерктыц жанр буларак формалашыуы, удеше Иэм жанр-стиль

1 Эхмэтйэнов К. Эзэбиэт теорияЫ. - У?гэрешле 3-се бадма. - ©фе: Китап, 2003. - 318-се

бит.

2 Вахитов Э. Офоктар кинэйгэндэ. - ©фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1979.

3 Карнай А Очерк тураИында. // Октябрь. - 1935 - №10. - 146-148 б.

мэсьэлэлэре тикшерелэ. Бында Али Карнайзыц, Экрэм Вэли?ец сыгыштары, 0нур Вахитовтыц, Рэиф Эмировтыц хе?мэттэре ку? уиында тотола.

Илленсе - алтмышынсы haivi унан hynrbi йылдарза матбугатта донъя кургэн эзэби-тэнкит мэкэлэлэрендэ был жанрзык уреш юлдары, у?енсэлектэре хакында куп я?ылды. Э.Вэли, З.Ишмаев, Р.Фэткуллин, И.Сотников, Г.Эбсэлэмова, О.Вахитовтарзын мэкэлэлэре айырыуса иггибарга лайык. Бында очерк жанрына терле яклап характеристика бирелэ, улар?ык терзэре билдэлэнэ, уденсэлектэре асыклана1.

Э.Вали, мэрэлэн, тэнкит мэкэлэлэрендэ очеркты хэбэрнамэ менэн сагыштырып, теге йэки был жанр?ыц терзэренэ, у?енсэлектэренэ тукталып, миралдар елгеИендэ бик кы?ыклы тикшеренеу?эр алып бара, тепле анализ бирэ Иэм матбугатта барылган очерктар?ы тематик яктан тубэндэгесэ классификациялай: портрет, юл-сэйэхэт, проблема Иэм пейзаж очерктары. Артабан авторзын уйланыу?ары, борсолоузары ла фэкэт жанр?ыц килэсэге хакында бара Иэм килэсэктэ ныклап ейрэнеу талабын куйыуы ла тэбиги2.

Р.Эмиров, "Тормош алкынында" тигэн китабында тикшеренеудец теп йунэлешен ("очерк h9M заман") билдэлэп, очерк жанрын заман менэн тыгы? берлектэ ейрэнеу?е теп бурые итеп куя. Автор был жанрзьщ торошон, тэбигэтен асыклауды башкорт совет эдэбиэте Иэм журналистикаЬыныц барлыкка килеу h9M урешенец тэуге сыганактарынан ук башлай. Очерктыц формалашыуы, тормош менэн

1 Вэли Э. Художестволы очерк тураИында бер-нисэ hy?. // Э?эби Башкортостан. - 1956. -№2. -77-81 б., Вэли Э. Художестволы очерк тураЬында. // Совет Башкортостану. - 1953, 24 ноябрь., Вэли Э. Эдэбиэтебедзец сугышсан жанры (редакцияга килгэн очерктарга кудэтеу урынына. //Кы?ыл Татарстан. - 1959, 3 июнь., Ишмаев 3. Очерк тураЬында Ьейлэшеу. //Совет Башкортостаны, 1958, 4 июль., Фэткуллин Р. Очерктар тураЬында бер-нисэ hyg. //Ленинсы. - 1957, 11 июнь., Сотников И. Самый боевой жанр. //Советская Башкирия. - 1961, 28 марта., Эбсэлэмова F. Боевой жанрга - уткерлек. //Аги?ел. - 1974. - №5. - 101-105 б. Вахитов Э. Заман Ьэм очерк. //Аги?ел. - 1973. - №8. - 91-97 б.

2 Вэли Э. Шул ук.

байлэнеше, жанр терзаренец тарихи уэгареуе, а?эби процеста тоткан урыны дейем э^аби мэсьэлалэр менэн берлекта яктыртыла1.

Э.Вахитов "Офоктар кинэйгэндэ" тигэн хе^мэтендэ башкорт совет э?эбиэтендэ хикэйэ, очерк, нэдер, повесть кеуек бэлэкэй проза жанрдарынын удеш проблемаларына туктала (ете булектен ecayhe очеркка арналган). Автор был жанрзарга теоретик байкау яИай Иэм артабан ошо ниге??э улар^ын удеш тарихын терле яклап анализлай. Очерк жанрына арналган булектэрзэ, был жанр?ын, заман талабына ярашлы эволюцияЬы тасуирлана, улар?ын "ябай вакига тасуирынан ысын художестволы асыш" дэрэжэЬенэ кутэрелеу процесы курЬэтелэ. Шулай ук традиция haM новаторлык мэсьэлэлэре, я?ыусынын э?эби одталыгы ла карала2.

Очеркка арналган хе?мэттэр ?э терле-терле. Рус э?эбиэт гилемендэ М.Черепахов, Е.Журбина, Б.Агапов, Т.Беневоленская, Н.Глушков, В.Канторович, М.Шагинян, В.Алексеевтарзын хе?мэттэрендэ очеркка тепле Иэм тэрэн анализ бирелэ.

М.Черепаховтьщ "Работа над очерком" хезмэтендэ очерк жанры теоретик аспектта карала. Автор куберэк был жанр?ын поэтикаЬ|ы тураЬында hy? алып бара. Жанр у?енсэлектэренен публицистиклык, документаллек, художестволылык, кеуек сифаттарына туктала, портрет, проблема h9M юлъя?ма терзэрен барлай, ку?этеу?эре h9M анализдары яр?амында билдэле я?ыусылар?ын матбугатта донъя кургэн эдэрзэре мидалында очерк жанрынын я?ылыу процесын

KyphaTa3.

1 Эмиров Р. Тормош алкынында. - ©фе:Башкортостан китап нэшриэте, 1977.

2 Вахитов Э. Аталган хе?мэт.

3 Черепахов М. Работа над очерком. - Москва: Издательство Московского университета,

1966.

Т.Беневоленская "Композиция газетного очерка", "О языке и стиле газетного очерка" тигэн хе?маттарендэ игтибарын очер1к жанрыньщ композиция, форма,тел haM стиль масьалэлэренэ йуналта1.

Шулай итеп, курИэтелгэн хе?мэттэр?э очерк жанрыньщ тэбигэте, унык нисек формалашыуы, жанр-стиль узенсалектаре haM терзаре карала;

Диссертацияныц методологик ниге??арен Ианап кителгэн автор?ар?ыц Иэм тикшеренеуселарзец.хезмэттэре, меИим фекер?эре

Т9ШКИЛ ИТЭ.

Тикшеренеу материалы итеп ЬикИэненсе-тукЬанынсы йылдар?а матбугатта донъя курган хазерге башкорт а?абиэтендэге очерктар?ыц у?енсалекле елгелэре; Ьайлап алынды. Очерк жанрыньщ* нисек барлыкка килеуе, формалашыуы, жанр табигате, терзаре haM узенсалектаре тикшерелде; Был жанрза башкорт халык ижады елгеларен унышлы кулланган авторзарзын язмалары мирал« итеп бирелде.

Тикшеренеузен теп методтарын 1980-1990-сы йылдарзагы аузем ижад иткэн башкорт языусылар haM публицистарзыц очерктары Ьайлап алынды.

Теоретик Иэм методологик ниге??эрен

М.Черепахов, М.Шагинян, Т.Беневоленская, В.Алексеев, В.Канторович, Е.Журбина, Э.Вахитов, Р.Эмиров, Г.Хесайенов кеуек куренекле рус haM башкорт галимдарыныц хезматтаре haM мэкалалэре ташкил итте.

Хезмэттен галми яныльнъг

Егерменсе быуаттыц ЬикЬаненсе-тукЬанынсы йылдарзагы башкорт очеркын хазерге заман кузлегенан ба1палау, ошо осорза

1 Беневоленская Т. О языке и стиле газетного очерка. - Москва: Издательство Московского университета, 1973., Беневоленская Т. Композиция газетного, очерка. - Москва: Издательство Московского университета, 1975.

эу?ем ижад иткэн я?ыусылар?ыц ижадын бер бетен итеп ейрэнеу, э?иптэр?ец терле осорза был жанрга индергэн асыштарын барлау, башкорт э?эбиэте гилеме есен яцылык булып тора. Очерктыц документаль-художестволы узенсэлектэре, тер?эре, герой проблемаИы hoM унын йэмгиэттэге роле мэсьэлэЬе терле яклап карала.

Диссертацияла шулай ук башкорт халык ижады елгелэренец очерктык художество урешенэ йогонто яИауы мэсьэлэИенэ лэ игтибар буленде. Элегэ тэнкит ку?легенэн утмэгэн бегенге эрэр?эр?е анализлау ?а хэ?ерге очерктар проблемами тикшереугэ яцы бит ертэй.

Диссертацияныц* практик аРюмиэте

Егерменсе быуаттыц 11ик[1эненсе-тук11анынсы йылдарзагы башкорт очеркын хэ?ерге караштан сыгып тулырак кулэмдэ яктыртыу, тупланган фактик мэглумэт, фэнни ку?этеу?эр башкорт э?эбиэте тарихына Иэм теорияЬына яцы караштар Ьюм дейемлэштереу?эр ертэйэсэк. Шулай ук дейем урта белем биреу мэктэптэрендэ башкорт эдэбиэтен укытыу?а, югары укыу йортгарында лекциялар, махсус курстар те?егэндэ кулланылыш табасак.

Тикшереу?ец структураИы

Билдэлэнгэн бурыстар Иэм максаттарга ярашлы диссертация инеш елештэн, ее булектэн, йомгаклаузан Ьэм э?эбиэт исемлегенэн тора.

Эштен апробацияЬы

Диссертацияныц теп фекерзэре мэкэлэлэр формаИында йыйынтыктар?а, республиканын у?эк матбугат бармаларында ("Аги?ел","Ядкяр","Ватандаш") Башкортостан "Краткая энциклопедия, "Силэбе дэулэт университетыныц "Вестник"гы бармаларында донья курде.

Диссертацияныц тсайИы бер мэсьэлэлэре терле кимэлдэге гилми-гэмэли конференцияларзагы сыгыштарза яктыртылды.

"Куйылган максатка Иэм материалды ейрэнеу буйынса асыкланган бурыстарга нигезлэнеп билдэлэнде.

БЕРЕНСЕ БУЛЕК

ОЧЕРКТЫН БАРЛЫТСКА КИЛЕУЕ ЬЭМ YQEY ЮЛ ДАРЫ

1.1. Художество-публицистик жанр системаИында очерк жанрыньщ формалашыуы

Куренекле галим h9M э?ип Faйca Хесейенов "Очерк турында" тигэн мэтсэлэ11ендэ былай тигэн ине: "Очерк - ул тормош материалын бик ти? арала 1пэм документаль дерерлек менэн сагылдырыусы оператив э?эби-публицистик жанр. Ул кендэлек тормошто, хе?мэт алдынгыларынын эшсэнлеген яктыртыуы менэн журналистикага ятсын торган, алган материалын дейемлэштереп сэнгэтсэ Иурэтлэуе менэн матур э?эбиэткэ якын. Шуга ла ул публицистик алымдарзы ла, э?эби тасуирлау сараларын да бер?эй у? итэ"1. Гемумэн, очерк нимэ ул? Рус термины буларак, "очерк" Иузенек ниге?ендэ (кылымдан сыккан) очертить: 1. Иы?ыу, hbi?bin алыу (сыгыу); очертить указанное место курИэтелгэн урынды Иы?ып сыгыу; 2. кого-что; перен. (описать) [лурэтлэу, тасуирлап(1пейлэп) биреу, я?ып биреу тешенсэ1пе ята. Кенбайыш-европа илдэрендэ был hy?r9 "карата икенсе ацлатма тсулланылган (репортаж, "скетч"- инглизсэ - кескэй я?ма h.6.).2 Шулай ?а кик фай?аланылган термин - "эссе" - тэжрибэ. Куренеуенсэ, очерк терле тарафтар?а терлесэ аталып йеретелэ. 9ммэ Рэсэй?э "тэжрибэ, эссе" терминдары танылыу тапмаган, "очерк" тигэн атамага ертенлек бирелгэн.

1 Хесэйенов F. Очерк турында. /Жы?ыл так. - 1978, 8 гинуар.

2 Словарь современного русского литературного языка. - М.: АН СССР, 1959 г., т. 8.

"Кыркаса э?эбиэт энциклопедияИында: "Очерк - эпик, эммэ сэсмэ эрэр ертенлек иткэн жанр"1, э "Зур совет энциклопедия11ы"нда:"Очерк -эпик э?эбиэттен бэлэкэй бер тере. Хикэйэнэн формаИы менэн айырыла, бэлэкэй хикэйэнэн (новелла) бер?эмлектен булмауы (йэ иЬэ бетенлэй юклыгы), бэхэстен ти? Иэм тапкыр хэл ителеше Иэм тасуирлы Иурэтлэу?ек ?ур уреше", тигэн билдэмэлэр урын алган. Был ике айырмалык очерк жанрынын узенсэлектэренэ бэйлэнгэн2.

Очерктын э!1эмиэте унын тэьрир итеу кесе, автор позиция1пы, йэгни авторзын ысынбарлыкка, донъяга карашы менэн билдэлэнэ. Быны XVIII быуаттагы тэуге рус очеркисы А.Н. Радищевтын "Путешествие из Петербурга в Москву"(1790) китабы тулы1пынса дэлиллэй. Юлъя^ма формаЬында я?ылган был эрэрендэ автор ябай халыктын бэхете есен батша самодержавие^ 1пэм крепостнойлыкка каршы кыйыу керэшсе булып сыгыш яИай алыуын ирбатлай.

Екатерина II, был эрэрэен бунтарлык йекмэткеЬенэ нэфрэтлэнеп, авторга улем хекеме сыгарырга бойора. Лэкин (пунынан бойорокто Себергэ Иергенгэ ебэреу менэн алмаштыра.

0?ак йылдар буйы А.Радищевтын китабын нэшер итеу тыйыла, бары 1905 йылдагы революция был тыйыузы юкка сыгара, Иэм Бейек Октябрь революция!^ эрэргэ ?ур танылыу алып килэ.

"КайЬы бер рус галимда