автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Жанровые тенденции в русской малой импрессионистской прозе первой трети XX века
Полный текст автореферата диссертации по теме "Жанровые тенденции в русской малой импрессионистской прозе первой трети XX века"
На правах рукописи
Кундаева Наталья Николаевна
ЖАНРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РУССКОЙ МАЛОЙ ИМПРЕССИОНИСТСКОЙ ПРОЗЕ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА
10.01.01 — Русская литература
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
2 8 НОЯ №
00554091о
Самара-2013
005540915
Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет)
Научный руководитель: Пономарева Елена Владимировна, доктор
филологических наук, доцент
Официальные оппоненты: Перепелкин Михаил Анатольевич, доктор
филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет»
Тагильцев Александр Васильевич, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры современной русской литературы Института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Ведущая организация: ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский)
федеральный университет»
Защита состоится ¿РЛ- в -^У^ часов на заседании
диссертационного совета Д 212.218.07 при ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет» по адресу: 443011, Самара, ул. Академика Павлова, 1, зал заседаний.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет».
Автореферат разослан. _2013 года.
Ученый секретарь ___ /
диссертационного совета Г. Ю. Карпенко
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Диссертация посвящена исследованию жанровых тенденций в малой импрессионистской прозе, представляющей уникальное явление в русской литературе первой трети XX века. Обращение к изучению данного вопроса объясняется тем, что импрессионизм - одно из продуктивных художественных направлений, участвующих в конструировании специфического образа мира, -был представлен целым корпусом жанровых вариантов, которые до сих пор системно не осмыслены литературоведением.
Размышляя над причинами актуализации импрессионизма в начале XX века, можно объяснить это явление «исчерпанностью канонических моделей мира» (Е. В. Пономарева). Поэтому общим знаменателем эпохи становится стремление к экспериментаторству, субъективизации образа мира, выражению внутреннего мира личности, ее чувств и ощущений. Логика развития исторической действительности во многом определила характер русского литературного импрессионизма: эта ветвь модернизма, заявившая о себе в искусстве рубежа веков, в постреволюционную эпоху была перенесена в культуру русского зарубежья. Она уступила место в России экспериментам другого рода, носившим иной характер, в частности созданным в ориентации на хаотологическую модель мира (экспрессионизм). Тончайшие движения души, меняющиеся настроения, чувственное впечатление, неопределенные эмоции - все то, что условно характеризуется как область невыразимого, становится главным предметом изображения писателей, тяготеющих к импрессионизму. Литературный импрессионизм предлагал выход из кризисного, тупикового состояния, в которое погрузился человек, живущий в эпоху трагических противоречий, социальных катаклизмов. Он воспевал прежние, традиционные ценности, ориентировался на идеалы, провозглашенные русской классикой. В связи с этим в первые десятилетия XX века импрессионистская тенденция становится одной из ключевых (вместе с тем одной из самых парадоксальных) в русской литературе. В 20-30-е годы XX века в связи с зарождением, формированием и утверждением в литературе канонов соцреализма импрессионизм становится наиболее продуктивным в творчестве писателей-эмигрантов, носителей художественного сознания Серебряного века, в прозе которых внешний мир определяется прежде всего лирическим мироощущением.
Решая научную проблему функционирования импрессионистской тенденции, обусловившей жанровые новации в русской малой прозе первой трети XX века, мы связываем ее актуальность, во-первых, с необходимостью изучения принципов конструирования импрессионистского мирообраза, воплощенного в специфических жанровых моделях. Во-вторых, она связана с расширением материала исследования - введения в научный оборот целого корпуса текстов, соотносимых с импрессионистской моделью, - для составления более полной и объективной картины развития литературного процесса обозначенного периода. В-третьих, актуальность обусловлена перспективой создания методики целостного анализа импрессионистской
з
прозы, представленной в таких феноменологических вариантах, как отдельное прозаическое произведение, циклическое единство, книга малой прозы.
Объект исследования - специфика жанровых моделей, конструируемых в рамках импрессионистской тенденции в русской малой прозе первой трети XX века.
Материалом исследования становятся произведения, которые до сих пор не являлись объектом рецепции в существующих работах, посвященных проблеме литературного импрессионизма. Главным критерием отбора текстов стали жанровые показатели: отнесение к малым вариативным формам лирической прозы, расцвет которой в начале XX века связывается в значительной степени с оформлением импрессионистской эстетики. Выбор текстов обусловлен также формальной маркированностью жанров, зафиксированной в заголовочно-финальном комплексе малой прозы первой трети XX века (этюд, эскиз, набросок, «музыкальные» жанры, ориентированные на импрессионистский мирообраз). В работе был исследован корпус текстов, представляющий более 100 произведений ярких представителей литературного процесса первой трети XX века (И. Бунина, И. Шмелева, М. Осоргина, Б. Зайцева, И. Куприна, С. Сергеева-Ценского), а также забытых или неизвестных писателей (Е. Гуро, А. Неверова, А. Веселого, М. Барсукова, А. Галунова, А. Трубникова, Е. Милич, С. Вышнеградской и др.).
Предметом исследования являются механизмы и принципы моделирования художественной реальности, конструируемой в рамках импрессионистской тенденции; факторы, определяющие жанрово-стилевую парадигму импрессионистского произведения.
Цель научной работы - изучение жанровых тенденций в русской малой импрессионистской прозе первой трети XX века.
Настоящее исследование не предполагает составление абсолютной, канонической типологии импрессионистской прозы, поскольку, по нашему мнению, это противоречит концепции данного литературного феномена: представленный предельно субъективированными жанровыми образцами, авторскими уникальными художественными моделями, литературный импрессионизм скорее подчиняется процессу феноменологизации, нежели типологизации импрессионистских жанровых образцов. При этом нам важно выявить общие, универсальные принципы моделирования художественной реальности, воплощенной в специфических жанровых моделях.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) обобщить и систематизировать имеющийся в литературоведческой, культурологической, искусствоведческой областях научного знания опыт осмысления проблемы художественного феномена импрессионизма; охарактеризовать природу импрессионистского мирообраза;
2) изучить специфику функционирования импрессионистской тенденции в русской прозе первой трети XX века, введя в литературоведческий оборот
Теоретическая значимость работы определяется вкладом в развитие истории и теории малых жанров лирической прозы, воплощающих импрессионистский мирообраз. Она состоит в реализации системного комплексного подхода к анализу произведений, вбирающих в себя потенциал разных видов искусства, имеющих различные типологические характеристики, но ориентированных при этом на импрессионистское мировидение.
Практическая ценность диссертационного исследования заключается в возможности применения полученных данных в вузовских и школьных курсах по истории русской литературы первой трети XX века, теории литературы, в спецкурсах и спецсеминарах, посвященных проблемам анализа литературного произведения. Материал исследования может быть полезен при составлении учебных пособий по изучению жанрово-стилевых тенденций малой прозы, литературного процесса XX века. Предложенные аналитические подходы могут быть продуктивными при анализе подобных литературных явлений.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Импрессионизм является феноменом, рожденным на стыке искусств (литературы, изобразительного искусства, музыки) и разных типов культур (классического, с его вниманием к точности изображения внешнего мира и внутреннего состояния личности, и модернистского, со свойственной ему предельной субъективной окрашенностью образа мира, опорой на деформацию как структурообразующий жанровый принцип). Этим органичным симбиозом, способностью сплавляться в художественное целое обусловлен промежуточный, синтетический, пограничный характер данного явления, объясняющий парадоксальность, внутреннюю противоречивость, амбивалентность импрессионистской тенденции.
2. В импрессионистской прозе воплощается специфическая система мировидения, конструируется особая этико-эстетическая модель, выраженная в формуле «мир как впечатление», «мир как красота, претворенная во впечатлении», связанная с культом идеи красоты обыденного, эстетизации жизни. В то же время в произведениях, обладающих синтетической природой, обусловленной взаимодействием импрессионистской и других художественных систем, жизнеутверждающее, оптимистическое представление о мире, лежащее в основе собственно импрессионистской концепции, может подвергаться деформации. В таком случае определяющим в импрессионистской модели является настроение светлой грусти, печали, которое транслируется художником читателю.
3. В любом произведении, содержащем импрессионистскую составляющую, доминирует энергия примирения и гармонии (в этом принципиальное отличие импрессионизма от других модернистских тенденций, в частности от экспрессионизма, связанного с выражением энергии неприятия действительности).
4. Особенность функционирования импрессионизма в русской литературе заключается в том, что этой ветви модернизма в ее рафинированном варианте практически не существовало. Более корректно говорить о вариантах
б
цикле, романтизирован, поскольку дан сквозь призму сознания ребенка, который нелогично и нерационально воспринимает окружающее, дорисовывая его непосредственными эмоциями и воображением.
Во втором подпараграфе «Импрессионизм и экспрессионизм как две составляющие синтетической художественной модели» на материале цикла А. Веселого «Домыслы» рассматриваются особенности взаимодействия двух оппозиционных по эстетической концепции тенденций - импрессионизма и экспрессионизма. В трехчастном цикле первые две миниатюры («Тюрьма», «Сова») передают ощущение трагизма бытия, в них дается эмоциональная оценка действительности как жестокой и бесчеловечной, выражается трагедийный пафос, свойственный эстетике экспрессионизма. В структуре цикла концептуально выделяется третья миниатюра «Сад», которая по настроению, по характеру образов, интонационно-речевой фактуре контрастна двум предшествующим фрагментам. В ней утверждаются красота и ценность жизни, значимость обретения человеком внутреннего равновесия и гармонии с внешним миром. Данные идеи и составляют сущность импрессионистской оптимистической концепции, предлагающей выход из пошлой, пустой, кромешной действительности, в которой оказался человек в начале XX века. Для создания лирической экспрессии, ощущения единства бытия автор активно использует олицетворения, метафоры, сравнения, выражающие импрессионистское двуединство внешнего и внутреннего, природного и человеческого миров. Миниатюра «Сад», как и предшествующие, имеет строфическую композицию. Но если в первых двух миниатюрах с помощью версейной организации А. Веселый воплощает однообразное, замкнутое бытие человека, то в третьей миниатюре строфическая структура позволяет передать изменчивость мира, тончайшие движения души человека, так называемое импрессионистское мерцание, которое находит отражение в волнообразном ритмическом рисунке, лишенном надрыва и резкости.
Проведенный анализ позволяет утверждать наличие процесса соединения элементов импрессионистской художественной системы с элементами других систем и создании на базе этого оригинальной модели, предполагающей специфический, новаторский характер жанровой конструкции.
В Главе второй «Воплощение импрессионистского мирообраза в жанровой модели русской малой прозы первой трети XX века (лирический рассказ, миниатюра)» мы исследуем жанровую природу импрессионистской прозы, сосредоточиваем внимание на выявлении особенностей жанровой модели, общих принципов и механизмов конструирования импрессионистской художественной реальности. В первом параграфе второй главы «Жанр как литературоведческая категория» рассматриваются существующие в литературоведении концепции жанра и основные подходы к определению этого понятия: 1) содержательный (Г. Н. Поспелов, Л. В. Чернец, Н. В. Кашина, Н. Д. Тамарченко); 2) формалистский (В. В. Кожинов, Б. М. Эйхенбаум, Ю. Н. Тынянов), 3) формально-содержательный (И. К. Кузьмичев, С. Л. Страшное, Д. Д. Благой); 4) генетический (О. А. Фрейденберг, Г. Д. Гачев,
Текст диссертации на тему "Жанровые тенденции в русской малой импрессионистской прозе первой трети XX века"
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет)
На правах рукописи
04201453545 ^
Кундаева Наталья Николаевна
ЖАНРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РУССКОЙ МАЛОЙ ИМПРЕССИОНИСТСКОЙ ПРОЗЕ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА
10.01.01 - Русская литература
Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических паук
Научный руководитель: доктор филологических наук, доцент Е. В. Пономарева
Челябинск - 2013
Оглавление
Введение........................................................................................3
1 Специфика импрессионизма в искусстве и литературе: особенности теоретической модели.....................................................................19
1.1 Импрессионизм как явление культуры: истоки, эстетическая концепция. Специфика импрессионистского мирообраза....................................19
1.2 Импрессионизм в контексте взаимодействия классических традиций и модернистских тенденций в малой прозе первой трети XX века............39
1.2.1 Синтетическая художественная модель на стыке импрессионизма и классической традиции......................................................41
1.2.2 Импрессионизм и экспрессионизм как две составляющие синтетической художественной модели..........................................57
2 Воплощение импрессионистского мирообраза в жанровой модели русской малой прозы первой трети XX века (лирический рассказ, миниатюра)...........................................................................................71
2.1 Жанр как литературоведческая категория.......................................71
2.2 Заголовочио-фипальный комплекс как жанромаркирующий элемент в импрессионистском произведении.................................................80
2.3 Жанровый потенциал малой лирической прозы в раскрытии импрессионистского мирообраза (лирический рассказ, миниатюра)..................108
3 Интермедиальная природа импрессионистских жанров...................132
4 Лирический цикл и книга как формы выражения импрессионистского типа мировидении........................................................................166
4.1 Циклическое единство в художественном пространстве литературного импрессионизма........................................................................166
4.2 Лирическая книга как феномен литературного импрессионизма..........210
Заключение.................................................................................254
Список использованной литературы и источников............................260
Введение
На рубеже Х1Х-ХХ веков происходят кардинальные изменения в художественном сознании целой эпохи, намечается крушение прежних и поиск новых идеалов, меняется мировоззрение поколения, а вместе с тем концепция человека и мира, определившая новые тенденции в искусстве и литературе.
Осмысление явлений, отличавшихся от классической модели, приводит исследователей к поискам терминологии, наиболее адекватно отражающей суть происходящих в литературе начала XX века процессов. В связи с этим вводятся и активно употребляются понятия «неореализм», «неоромантизм», «неоклассицизм», «неоклассический модернизм»1, свидетельствующие по сути о зарождении нового, модернистского, типа культуры, оппозиционного по своей природе классическому. При этом традиционная культурная парадигма не разрушается, а сосуществует, взаимодействует с модернистской, что выражается в первую очередь в построении синтетической модели мира.
Одной из модернистских тенденций, участвующих в конструировании нового образа мира, является импрессионизм, который стал неоспоримой реальностью эпохи. Явление импрессионизма зарождается на рубеже веков и находит яркое отражение в художественной практике русской литературы первой трети XX века. Именно в этот период импрессионистская тенденция в русской литературе является особенно продуктивной.
1 Об этом: Келдыш В. Л. Реализм и «неореализм» // Русская литература рубежа веков : в 2 кн. Кн. 1. М. : ИМЛИ РАН : Наследие, 2000. С.' 259-335; Минц 3. Г. Футуризм и «неоромантизм» : к проблеме генезиса и структуры «Истории бедного рыцаря» Е. Гуро // Блок и русский символизм : избр. труды : в 3 кн. СПб, 2004. Т. 3. С. 317-326; Абишева У. К. Неореализм в русской литературе 1900-1910-х гг. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2005. 286 е.; Кармалова Е. Ю. Неоромантизм в культуре Серебряного века : учебное пособие. Омск : Изд-во ОмГПУ, 2005. 63 е.; Давыдова Т. Т. Русский неореализм. Идеология, поэтика, творческая эволюция. М. : Флинта, 2006. 336 е.; Тузков С. А., Тузкова И. В. Неореализм : Жанрово-стилевые поиски в русской литературе конца XIX-начале XX века : учебное пособие. М. : Флинта : Наука, 2009. 336 е.; Васильева И. В. Феномен неоромантизма в художественной культуре России XX века : дис. ... канд. культурологии. М, 2011. 190 е.; Eshelman R. Nikolaj Gumilev and Neoclassical Modernism. The metaphysical of Style. Frankfurt, Peter Lang, 1993. 160 pp.
Обращение писателей к импрессионистской парадигме, связанной в русской культуре, в первую очередь, с выражением лирического мироощущения, объясняется и с явно обнаружившим себя в этот период общим стремлением к экспериментаторству, ставшему следствием «исчерпанности канонических моделей мира»2, усталости от классических повествовательных форм, поиска новых способов воплощения сознания эпохи. Литературный импрессионизм предлагал выход из кризисного, тупикового состояния, в которое погрузился человек, живущий в эпоху трагических противоречий, социальных катаклизмов. Он воспевал прежние, традиционные ценности, провозглашал «философию радости жизни» . Поэтому общим знаменателем эпохи становятся стремление к экспериментаторству, субъективизации образа мира, выражению внутреннего мира личности, ее чувств и ощущений. Логика развития исторической действительности во многом определила характер русского литературного импрессионизма: эта ветвь модернизма, заявив о себе в искусстве рубежа веков, в постреволюционную эпоху была перенесена в культуру русского зарубежья. Она уступила место в России экспериментам другого рода, носившим иной характер, в частности созданным в ориентации на хаотологическую модель мира (экспрессионизм). Тончайшие движения души, меняющиеся настроения, чувственное впечатление, неопределенные эмоции - все то, что условно характеризуется как область невыразимого, становится главным предметом изображения писателей, тяготеющих к импрессионизму. В связи с этим в первые десятилетия XX века импрессионистская тенденция является одной из приоритетных (вместе с тем одной из самых парадоксальных) в русской литературе. В 20-30-е годы XX века в связи с бурными историческими событиями, зарождением, формированием и утверждением в литературе канонов соцреализма
2 |
Пономарева Е. В. Стратегия художественного синтеза в русской новеллистике 1920-х годов : монография. Челябинск : Библиотека А. Миллера, 2006. С. 7.
Мартышкина Т. Н. Импрессионистическое мировоззрение в западноевропейской культуре века : истоки, сущность и значение : автореф. дис. ... канд. культурологии. Нижневартовск, 2008.С. 21.
импрессионизм становится наиболее продуктивным в творчестве писателей-эмигрантов, носителей художественного сознания Серебряного века, в прозе которых внешний мир определяется лирическим мироощущением4.
Научный интерес к феномену литературного импрессионизма возникает уже в исследованиях начала XX века5 и получает широкое распространение в отечественном и западном литературоведении начиная с 1970-х годов. Импрессионистская поэтика в русской и зарубежной поэзии становится объектом внимания литературоведов, занимающихся изучением творчества И. Северянина, А. Блока, К. Бальмонта, И. Анненского, П. Верлена6. В целом развитие импрессионистской тенденции в русской лирике начала XX века раскрывается в работе И. Корецкой (1975)7, которая указывает на проявление элементов импрессионизма в символистской сфере. Особое внимание русских и зарубежных ученых-филологов привлекает проблема отражения частных проявлений импрессионистской тенденции в прозе8. Изучаются разные грани воплощения импрессионизма в творчестве известных писателей Х1Х-ХХ веков.
4 Угасание импрессионистской тенденции, по мнению М. М. Голубкова, стало «результатом огосударствления литературы и утверждения литературного и культурного монизма» (Голубков М. М. Русская литература XX века : После раскола : учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. С. 176).
5 Первые попытки охарактеризовать явление литературного импрессионизма представлены в научных работах Н. Апостолова (Апостолов Н. Импрессионизм и модернизм. Обзор новой поэзии: ее развитие, ее мотивы, ее адепты. Киев : Тип. Окр. штаба, 1908. 77 е.), М. Ямагучи (Ямагучи М. Импрессионизм как господствующее направление японской поэзии. СПб. : Тип. «Братья Ревины», 1913. 110 е.), О. Вальцеля (Вальцель О. Импрессионизм и экспрессионизм в современной Германии (1890-1920). Пб. : «Academia», 1922. 94 е.).
6 Об этом: Логиш С. В. Импрессионизм в поэзии П. Верлена : дис. ... канд. филол. наук. Минск, 1987. 212 е.; Авдеева JI. В. Импрессионистское начало в лирике И. Северянина : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Киев, 2002. 19 е.; Федяев Д. М. Бытийный импрессионизм лирики А. Блока : монография. Омск : Изд-во Омск. гос. пед. ун-та, 2002. 97 е.; Агапов О. А. Лирика К. Бальмонта в свете его религиозных исканий : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Самара, 2004. 16 е.; Федотова В. Е. Становление импрессионизма в поэзии Поля Верлена : дис. ... канд. филол. наук. М., 2004. 195 с.
7 Корецкая И. В. Над страницами русской поэзии и прозы начала века. М. : Радикс, 1995. 377 с.
о
Особенности развития импрессионизма в творчестве русских писателей начала XX века становятся предметом научной рефлексии Л. В. Усенко (Усенко Л. В. Импрессионизм в русской прозе начала XX века. Ростов-на/Д. : Изд-во Рост, ун-та, 1988. 240 е.), В. Т. Захаровой (Захарова В. Т. Импрессионистические тенденции в русской прозе начала XX века: дис. ... д-ра филол. наук. М., 1995. 363 е.), Л. Е. Корсаковой (Корсакова Л. Е.
Несмотря на столь обширный круг исследований, в современной науке существует ряд нерешенных проблем. Одна из них связана с раскрытием сущности литературного импрессионизма. Если в живописи и музыке концепция импрессионизма имеет терминологическую устойчивость, а его художественная модель относительно разработана, то в литературоведении термин не находит единого толкования, рождая множество интерпретаций. Многие исследователи (И. Корецкая, Н. Н. Арсентьева, П. В. Палиевский, Л. Е. Корсакова) рассматривают импрессионизм как стилевое явление9. Для литературоведения характерно и такое обозначение импрессионизма, как
Импрессионистическая поэтика в русской прозе первой трети XX века : дис. ... канд. филол. наук. Чебоксары, 2000. 175 е.). В ряде исследований рассматривается вопрос о присутствии элементов импрессионистской поэтики в прозе А. П. Чехова, что вполне закономерно и объясняется тем, что писатель стоит у истоков формирования модернизма. Об этом: Кулиева Р. Г. Реализм А. П. Чехова и проблема импрессионизма. Баку : Элм, 1988. 188 с. и ряд научных статей А. Ф. Крошкина, Е. Зубаревой, И. Г. Сильвестровой. Проблема импрессионизма в зарубежной прозе является центральной в работах Е. Евниной (Евнина Е. Проблема литературного импрессионизма и различные тенденции его развития во французской прозе конца XIX-начала XX вв. // Импрессионисты, их современники, их соратники : живопись, графика, литература, музыка. М., 1976. С. 254-286.); Л.Г.Андреева (Андреев Л. Г. Импрессионизм. М, 1980.245 е.), диссертационных исследованиях Е. В. Маркиной (Маркина Е. В. Венский модерн : Творчество Петера Альтенберга и проблема литературного импрессионизма рубежа веков : дис. ... канд. филол. наук. М., 2000. 197 е.), В. А. Чебиневой (Чебинева В. А. Развитие традиций Стерна в творчестве В. Вульф и А. Мердок : дис. ... канд. филол. наук. Казань, 2003. 193 е.). Отдельные аспекты поэтики импрессионизма (языковые особенности, импрессионистская деталь) на материале прозы изучаются в работах 3. М. Рымжановой (Рымжанова 3. М. Лингвостилистические особенности повествования в художественном тексте (на материале немецкоязычной импрессионистской прозы) : автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1986. 25 е.), М. Г. Балоновой (Балонова М. Г. Проблема героя в позднем творчестве Э. Хемингуэя : дис. ... канд. филол. наук. Нижний Новгород, 2002. 205 е.), И. А. Кривенковой (Кривенкова И. А. Синестезия в языке художественной прозы М. А. Шолохова : дис. ... канд. филол. наук. М., 2006. 176 е.). В англоязычном литературоведении вопросами импрессионизма занимались Джон Петере (John G. Peters. Conrad and Impressionism. Cambridge University Press : Cambridge, England. 1981. 215 p.); Джеймс Киршке (James J. Kirschke Henry James and Impressionism. The Whitston Publishing Company : Troy, New York. 1991. 328 p.); Джемс Матц (Jesse Matz Literary Impressionism and Modernist Aesthetics. Cambridge University Press : Cambridge, England. 2001. 280 p.). Исследовательский интерес сконцентрирован на выявлении импрессионистских приемов в творчестве Г. Джеймса, Дж. Конрада, В. Вульф, М. Пруста, У. Патера и др.
9 «Импрессионизм - преобладающая стилевая сфера модернистского искусства» (Корецкая И. В. Над страницами русской поэзии и прозы начала века. С. 206); «Стилевое явление, ставшее характерным для писателей различных убеждений и творческих методов» (Арсентьева H. Н. Русская и зарубежная литература конца XIX-начала XX века : основные течения. Часть 1. Орел, ОГУ, 1998. С. 155).
художественное течение (Р. Г. Кулиева)10 и художественный метод (Л. Г. Андреев)11. Импрессионизм номинируется как явление мировоззренческого порядка, как мировосприятие, тип сознания, определивший стилевые особенности, в работах В. Т. Захаровой, Е. В. Маркиной, М. М. Голубкова12. Л. Г. Усенко относит импрессионизм к разряду «пограничных явлений», которые определяются «не только стилем и языком, но прежде всего художественным образом, выражающим сложное
13
противоборство разных миросозерцательных начал» . Образное метафорическое, но практически лишенное научного содержания определение, в котором внимание акцентировано на несамостоятельности существования импрессионизма в литературе, дается в работе И. Г. Минераловой: «Импрессионистическое начало проявлялось как диффузный, "распыленный" в стиле эпохи "оттенок"», «импрессионизм дает себя знать невнятно, в каких-то интонациях, в каких-то "технических" частностях, а главное не складывается в систему (как это было в живописи и музыке)»14. Е. Евнина рассматривает импрессионизм прежде всего как «углубление или особую форму психологизма, учитывающего вновь открытые подсознательные, текучие и трудно уловимые настроения и чувствования»15.
10 Кулиева Р. Г. Реализм А. П. Чехова и проблема импрессионизма. Баку : Элм, 1988. 188 с.
11 Андреев JI. Г. Импрессионизм. М, 1980. 245 с.
12 «Литературный импрессионизм не был только творческим стилем или сугубо техническим способом изображения действительности, но являлся художественным выражением целого мировоззрения, определенной философской системы» (Маркина Е. В. Венский модерн : Творчество Петра Альтенберга и проблема литературного импрессионизма рубежа веков. С. 83); «Импрессионизм - тип художественного мышления», который «проявлял себя в стиле» (Захарова В. Т. Импрессионистические тенденции в русской прозе начала XX века. С. 13); «импрессионистическая и экспрессионистическая эстетика стала выражением мироощущения XX века; само ее возникновение явилось результатом крупных поворотов в развивающемся миросозерцании человечества» (Голубков M. М. Русская литература XX века : После раскола. С. 175).
13 Усенко Л. В. Импрессионизм в русской прозе начала XX века. С. 13.
14 Минералова И. Г. Художественный синтез в русской литературе XX века : дис. ... д-ра филол. наук. М, 1994. С. 341-342.
15 Евнина Е. Проблема литературного импрессионизма и различные тенденции его развития во французской прозе конца XIX - начала XX вв. С. 262.
Изучив столь разноречивые представления об импрессионизме, мы пришли к выводу о том, что, несмотря на многообразие трактовок, ни одна из них не является достаточной. Импрессионизм - сложное явление, оно связано с изменившимся сознанием эпохи, а потому представляет собой новое миропонимание, новый способ освоения действительности, положенный в основу конструирования особой модели мира. Мы склонны утверждать, что литературный импрессионизм - феномен, рожденный на стыке разных искусств (музыка, живопись, литература) и разных типов культур (классического и неклассического), тесно связан с актуализацией в начале XX века идеи синтеза16, которая в целом определила специфику литературного процесса эпохи. Импрессионизм не существовал в русской литературе как отдельное течение, он взаимодействовал с классической традицией и другими модернистскими тенденциями, являясь при этом одной из составляющих
17
синтетическои модели мира . Кроме того, важно помнить, что импрессионизм возник прежде всего в живописи и музыке, многие приемы и принципы литературного импрессионизма являются заимствованными, поэтому, выявляя особенности импрессионизма, следует учитывать вопрос о литературно-музыкальных и литературно-живописных корреляциях. В связи с этим изучение
16 Проблема художественного синтеза широко освещена в современном литературоведении, она раскрывается в работах И. Г. М�