автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Женщина в традиционном дагестанском обществе XIX - начала XX вв.
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора исторических наук Рагимова, Бесханум Рахмановна
ВВЕДЕНЫ Е.
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЯ. ИСТОРИОГРАФИЯ. ИСТОЧНИКИ.
ГЛАВА II. ТРАДИЦИОННОЕ ДАГЕСТАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В Х1Х-НАЧ. XX В.
ГЛАВА III. ЖЕНЩИНА В СЕМЬЕ.
§ 1. Детство и взросление.
§ 2. Замужество.
§ 3. Семейная жизнь.
§ 4. Материнство.
§ 5. Дом и работа.
§ 6. Имущественное положение.
§ 7. Старость.
ГЛАВА IV. ЖЕНЩИНА И ОБЩЕСТВО.
§ 1. Общественное и правовое положение женщины.
§ 2. Женщина и нормы общественного быта.
§ 3. Досуг и развлечения женщин.
Введение диссертации2001 год, автореферат по истории, Рагимова, Бесханум Рахмановна
Актуальность темы. Положение женщины в семье и обществе, ее социальный, экономический и правовой статус тесно связаны с характером самого общества, культурой, общим развитием. В нынешнюю эпоху в жизни нашего общества произошло много решительных перемен. Всплеск социально-политической активности привлек многих женщин в различные общественные движения и структуры. Вместе с тем радикальные политические и экономические реформы в России и на постсоветском пространстве именно для женщин имели наиболее драматические последствия. Изменившиеся во многом ролевые функции женщин заставили по-новому взглянуть на женщину и на ее роль как в семье, так и в обществе. Все возрастающая роль женщины в современном мире делает проблему изучения женщины, ее роли и места в обществе особенно актуальной.
Вопрос о положении женщины, ее месте в обществе всегда занимал выдающиеся умы, начиная с глубокой древности. В разные исторические эпохи, в разных культурах и обществах отношение к женщине не было одинаковым, как и само положение женщины в разных обществах было различным - от свободного и независимого, до приниженного и подчиненного. В Древней Греции, например, положение спартанской женщины было гораздо более свободным и независимым, нежели положение афинской женщины1. А эмансипация женщины в эпоху эллинизма достигла такого уровня, какого не знала древность л и какого еще долго не могло достичь общество христианской эпохи . Однако значительно чаще положение женщины было приниженным, и она никогда не была равной с мужчиной даже в тех обществах, где чувствовала себя относительно свободной.
1 Андреев Ю.В. Спартанская гинекократия // Женщина в античном мире.-М.,1995.- С.44-62.
2 Вардиман Е. Женщина в древнем мире: Пер. с нем.- М., 1990.- С.89.
Несмотря на огромное многообразие в статусе и роли женщины в различных культурах, она всегда занимала и занимает второе место. По свидетельству американского антрополога Эвелин Кесслер, ни один антрополог не обнаружил, вопреки мифам об амазонках, матриархате и т.п., культуры, в которой женщина управляла бы. Если же она призывалась к власти в отсутствии взрослых мужчин-наследников, то вынуждена была играть по правилам мужчин, выполнять мужскую роль. Египетская царица Хатшепсут носила даже приклеенную бороду, так как подданные привыкли видеть на месте правителя мужчину'.
Другая американская исследовательница, Шерри Ортнер, указывает на три фактора, способствующих, как она считает, приниженному положению женщины: 1) идеологические и культурные установки, обесценивающие женщин и их производственные роли; 2) символические средства, такие как концепция о нечистоте, связываемая с женщиной; 3) исключение женщины от участия в пространстве веры. От того, какие из этих факторов и в каком соотношении практиковало то или иное общество, зависело и положение женщины. Однако, отмечает далее Шерри Ортнер, во всех известных культурах женщина рассматривается в известной степени ниже мужчин2.
Идеи о «второстепенности», «второсортности» женщины были свойственны не только культурам и обществам, они проникли в философскую и общественную мысль Запада и Востока. Очень многие философы и мыслители либо просто не задумывались о природе женщины, либо открыто объявляли ее «существом по сравнению с мужчинами качественно дефектным»3. В России на рубеже XIX и XX веков, когда передовые силы требовали эмансипации женщины и равенства полов, русские философы (Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев,
1 Kessler E.S. Women: an anthropological view.- N-Y., 1976.- P. 12.
2 Цит.: no: Kessler E.S. Op.cit.- P. 13.
3 Бранд Г.А. Природа женщины как проблема (концепции феминизма) // Общественные науки и современность.- 1998.- № 2.
Н.Ф.Федоров и др.) не только не поддержали этого призыва, но и обрушились с атакой на женщину и «злую женственность», в которой видели главное препятствие для осуществления своей мечты о совершенном бессмертном 1 человечестве .
Оправдание неравного положения женщины имеет гораздо более глубокие корни. Согласно религиозным воззрениям, которые существуют практически во всех религиях, зависимое положение женщины имеет божественное предопределение. Одной из основополагающих для оправдания неравноправности положения женщины является идея об ее умственной и физической «неполноценности». Идея о «неполноценности» женщины восходит еще к библейскому мифу о сотворении женщины: «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку»2. Эта идея о вторичности женщины вошла и в священную книгу мусульман - Коран, в котором говорится, что Аллах «создал вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними» . В исламе вместе с тем наиболее тщательно разработаны положения, касающиеся женщины. Ряд главнейших сур Корана содержат в себе установления по самым различным вопросам, связанных с семейными делами, положением женщины и отношением к ней.
Коранические предписания по брачно-семейным вопросам легли в основу всего мусульманского законодательства - шариата. Дальнейшее правовое обеспечение женщины в исламе с одной стороны предоставило ей значительные права, прежде всего имущественные, что выгодно отличало мусульманку от остальных женщин, а с другой стороны ставило ее в еще более приниженное и зависимое положение. «Женщина при исламе, - писал известный востоковед
1 Осипович Т.Е. Победа над рождением и смертью или женофобия русской утопической мысли на рубеже XIX-XX веков // Там же.- 1998.- № 4.- С. 180.
2 Библия. Бытие.- Гл.2.- Стих.22.
3 Коран / Пер. И.Ю.Крачковского- М., 1990,- Сура 30. Аят.20. (Далее -30:20).
В.В.Бартольд, - с самого начала оказалась в более приниженном положении по отношению к мужчине, чем была раньше, и в дальнейшем закон и обычай все более ограничивали ее права»1. Впрочем, подобное имело место не только в исламе, и другие религии ставили женщину на второе после мужчины место. Ислам в этом смысле ничем не отличался от христианства, иудаизма, буддизма, индуизма и т.д. Однако не везде в мусульманском мире положение женщины было одинаковым. В Дагестане особенности его социально-экономического, политического и правового развития не могли не отразиться на положении женщины, и оно отнюдь не вписывалось в широко распространенную стереотипную схему «угнетенной женщины Востока». Необходимость переосмысления в этой связи положения дагестанской женщины в традиционном обществе является весьма актуальным. Исследование является актуальным еще и потому, что позволит глубже изучить многие вопросы, связанные с положением женщины, ее ролью и местом в семейном и общественном быте.
Особую актуальность приобретает исследование семейных отношений и положения женщины в семье, так как именно женщина концентрирует в себе то, что порой было скрыто при обычных исследованиях семьи, в которых почти никогда не брались в расчет ментальность женщины, ее чувственный мир. Традиционное общество, и не только дагестанское, демонстрировало четкое, а в чем-то даже жесткое разграничение мужских и женских ролей. При этом реалии были таковы, что мужчина всегда занимал господствующее положение. Однако женщина доминировала в сфере домашнего быта, семьи. Это был ее мир, скрытый зачастую от взоров посторонних. Здесь она чувствовала себя хозяйкой, и этот исключительно женский мир был огромен, многогранен и интересен. Распределение ролей было таковым, что мужчина не вторгался в ту область, где царила женщина. На долю дагестанской женщины выпадала не
1 Бартолъд В.В. Первоначальный ислам и женщина // Соч.- Т.6. -С.648.
М.,1966. сравненно обширная сфера хозяйственной и культурной жизни. Соответственно ее статус в семье был намного выше, чем в странах Востока.
Другая сторона - это взаимоотношение женщины и общества. Какое положение женщина занимала в нем, и как общество воздействовало на женщину? В отличие от семьи, которая являлась миром женщины, общество являлось таковым для мужчины1. Тем актуальнее представляется изучение роли и места дагестанской женщины в традиционном обществе. Известные сюжеты и привычные темы приобретают совершенно иную окраску и содержание, если рассматривать их через призму и в контексте положения женщины в обществе и ее взаимодействия с различными общественными институтами.
Настоящее исследование актуально и в связи с резко усилившимся в последние годы в отечественной науке интересом к частной и повседневной жизни человека, к его ментальности, а в связи с этим и всплеском интереса к женской тематике, к положению женщины в разных социальных группах и в разные исторические периоды2.
Интерес к женской тематике привел к появлению целого направления в исследовании женщины - так называемых гендерных исследований . Предметом тендерных исследований являются различные аспекты женского бытия, а также проблемы, связанные с различиями в отношении к мужчине и к женщине, правового и социального положения мужчины и женщины, стереотипов
1 Карпов Ю.Ю. Джигит и волк,- СПб., 1996,- С. 10.
Частная жизнь. Человек в кругу семьи,- М.,1996; Поляков Ю.А. Человек в повседневности (исторические аспекты) // Отечественная история.- 2000.- № 3; Женщина, брак и семья до начала нового времени.- М.,1993.
Тендерные проблемы в этнографии.- М.,1998; Семья, тендер, культура,-М.,1997; Пушкарева Н.Л. Тендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы // Вопросы истории,- 1998,- № 6; ее же. Как заставить говорить пол? (Тендерная концепция как метод анализа в истории и этнологии) // ЭО,- 2000,- № 2. мужественности и женственности. Женщина и женская тема стали даже предметом изучения целой научной дисциплины - социальной феминологш, изучающей всю совокупность проблем, связанных с социально-экономическим и политическим положением женщины в обществе, эволюции ее социального статуса1. Все это вместе не может не делать настоящее исследование особенно актуальным.
Научная новизна работы. Впервые в этнографической науке предпринята попытка всестороннего исследования жизни и быта дагестанской женщины, ее места и роли в таких определяющих структурах традиционного общества, как семья и сельская община. О дагестанской женщине писали многие авторы, но большинство этих исследований неизбежно несли на себе печать идеологических штампов той или иной эпохи. В исследовании дагестанской женщины как в дореволюционной литературе, так и в советской присутствовали в основном темные тона и негативные оценки. Никто не ставил своей целью отображение положения женщины, скорее они апеллировали к ее положению. Цели у тех и других авторов были разные, а подходы одинаковые. Дагестанская женщина в их описаниях, особенно горянка, представала существом забитым, лишенным элементарных человеческих прав, находящаяся в полном пренебрежении, не пользующаяся уважением ни в семье, ни в обществе. Единственное право, которое ей предоставлялось, - это право рожать детей и работать. Фальсификация и заблуждение имели один результат - искаженная картина, не имеющая ничего общего с реальным положением вещей, с действительностью.
Попытки «принизить» дагестанскую женщину и в том и другом случае имели свои цели и задачи. В случае с большинством дореволюционных авторов следует исходить из того, что завоевывался край в ходе длительной и кровопролитной войны. Принижение положения горянки служило как бы до
Феминология: методология исследования и методика преподавания. - Иваново, 1996; Социальная феминология.- Самара, 1997; Социальная феминология: Учебное пособие. - Иваново, 1998. полнительным аргументом в пользу оправдания войны, как и искажение картины быта горцев, их нравов, обычаев. Осознанное или невольное негативное восприятие этнокультуры горцев, в том числе «положения» женщины в семье и обществе, служило тем же целям идеологического обоснования войны.
Историографический обзор» женщины в трудах дореволюционных авторов, включая и часть дагестанских, выглядит особенно фальшиво на фоне высочайших образцов дагестанской народной лирики и творчества дореволюционных поэтов-классиков - Етима Эмина, Омарла Батырая, Махмуда из Ка-хаб-Росо и многих других, воспевавших красоту горянки и любовь к ней. Неопровержимым доказательством истинного положения дагестанской женщины является фольклор. Эпические поэмы народов Дагестана дают прекрасные образцы женщин воительниц (Парту Патима, Максуман и др.). Герои баллад в трудные минуты обращались к своим матерям в поисках совета и решения. Любовью и нежность пронизаны колыбельные песни, обращенные к девочкам.
Впрочем, за дагестанцами не признавалась даже самостоятельная творческая энергия. Как отмечает академик Г.Г.Гамзатов, касаясь общих тенденций отношения к духовному наследию народов Дагестана, «в общественной практике господствовал курс на отрицание за историей горцев положительного художественного опыта, на принижение и примитивизацию их эстетического мышления, на разрыв преемственности связей с прошлым, на забвение национальных истоков культуры»1. Подобное выразилось не только в художественном творчестве, но и в архаизации общественных отношений в горном Дагестане, примитивизации быта и создании искаженной картины положения дагестанской горянки.
В советское время крен, сделанный в освещении положения дагестанской женщины, обозначил совсем другой угол. Вся советская литература о женщинах национальных окраин, в том числе и о дагестанских женщинах, шла под
1 Гамзатов Г.Г. Дагестанский феномен возрождения XVIII-XIX вв.- Махачкала, 2000.-С.4-5. лозунгом их «раскрепощения». Требовалось показать, исходя из идеологических предпосылок, какой нечеловечески трудной была жизнь горянки в прошлом и как много ей дала новая власть, «раскрепостив» ее, предоставив ей широкие права и открыв перед ней всевозможные перспективы. Изменение положения женщины было одним из звеньев в цепи идеологической борьбы за построение нового общества. Для того, чтобы показать впечатляющую картину перемен, происшедших с горянкой, следовало вскрыть неприглядные стороны ее жизни, полную лишений, без элементарных человеческих прав.
Чтобы показать, каким действительно было положение дагестанской женщины, и предпринято настоящее исследование. Оно содержит совершенно новые подходы к изучению женщины, ее роли и места в семье и обществе. Впервые детально исследуется жизнь женщины в традиционной семье, начиная с детства и кончая старостью, и такие прежде малоизученные вопросы, как особенности социализации девочек в традиционной дагестанской семье, супружеские взаимоотношения, хозяйственная деятельность женщины и, что весьма важно, имущественные права женщин и особенности их наследственных прав, общественное и правовое положение женщины, взаимодействие ее с различными общественными институтами и степень ее участия в общественной жизни села, а также досуг и развлечения женщины. Все эти вопросы освещаются с привлечением широкого круга источников: полевого, архивного и фольклорного материалов, а также правовых документов и многочисленных литературных источников, часть из которых впервые вводится в научный оборот. В совокупности это позволило детальнее и глубже рассмотреть многие изученные, малоизученные и совершенно неизученные вопросы, а также сделать выводы, отличающиеся от тех оценок и суждений, которые делались большинством предыдущих исследователей.
Принципиально новые подходы применены также к самой структуре работы. Помимо выделения отдельных проблем, раскрывающих роль и место женщины в традиционном обществе, в ней показан весь жизненный цикл дагестанской женщины от рождения и до старости, этапы ее жизненного пути. В таком виде исследование женщины проводится впервые.
Цель и задачи исследования. Цель диссертации - изучение роли и места женщины в традиционном семейном и общественном быте народов Дагестана с учетом новых концептуальных положений. Показать влияние региональной специфики и особенностей культурно-исторического, социально-экономического, политического и этнографического развития Дагестана на положение женщины в различных регионах Дагестана, и прежде всего в трех условно обозначенных зонах: Горном Дагестане, Южном и Равнинном. Попытаться показать наиболее характерные отличительные особенности роли и места женщины в них. В соответствии с указанной целью ставятся следующие задачи: показать этапы жизненного пути женщины, начиная с детства и отрочества и кончая старостью; рассмотреть, как протекала жизнь женщины в семье на протяжении всей ее жизни; отметить наиболее важные события в жизни женщины: замужество, рождение детей и их воспитание; показать какой была ее супружеская жизнь, взаимоотношения с мужем и с другими членами семьи, ее права и обязанности, имущественные и наследственные права; показать особую роль женщины в хозяйственно-экономической жизни семьи; отметить участие, которое принимала женщина во всех значимых событиях семейного цикла и в семейных обрядах. Другой комплекс задач должен рассмотреть место и роль женщины в системе общественного быта. Прежде всего ставятся задачи исследовать общественное и правовое положение женщины, ее взаимодействие с традиционными общественными институтами, такими, как взаимопомощь, гостеприимство, кровная месть, а также рассматриваются нормы общественного поведения женщины, ее досуг и развлечения, участие женщины в общественных празднествах, обрядах и других развлекательных действиях.
Для полного и всестороннего решения указанных задач очерченный круг вопросов рассматривается в контексте различных социально-политических структур (вольные общества, феодальные владения, имамат Шамиля) и применительно к разным социальным слоям дагестанского общества. Кроме того, важной задачей исследования был показ эволюции в положении дагестанской женщины в семье и обществе. По этой причине был избран достаточно длительный отрезок времени - XIX - начало XX в., составивший хронологические рамки работы. За этот период в Дагестане произошло много кардинальных перемен, изменивших социальную структуру общества, оказавших влияние на дальнейшее его экономическое и культурное развитие. Все это не могло не сказаться на положении дагестанской женщины в семье и обществе и на выполняемые ею роли.
Научная и практическая значимость исследования. Изучение женщины в важнейших традиционных структурах - семье и сельской общине, определение ее места и роли в семейном и общественном быте представляет научную и и ценность, так как позволит устранить пробел, существующий в дагестанской этнографии, в которой исследования подобного типа осуществляются впервые. Результаты исследования позволят расширить и углубить круг историко-этнографических знаний о роли и месте женщины в традиционном дагестанском обществе и о тех институтах, с которыми взаимодействовала женщина. Кроме того, научная и практическая значимость работы состоит в том, что она концептуально пересматривает положение дагестанской женщины в традиционном обществе, в освещении которого присутствовали преимущественно тенденции принижения положения женщины, сведения к минимуму ее исключительной роли в семье, очернения ее жизни и быта.
Выводы диссертации могут быть использованы при разработке проблем, связанных с эволюцией положения дагестанской женщины, и позволят по-новому взглянуть на дагестанскую женщину в различных исторических условиях и лучше понять ее современное положение с точки зрения ее ментально-сти и ее особой роли в семье и обществе. Результаты диссертации могут быть использованы при составлении методических пособий и рекомендаций, а также при чтении лекций и при составлении спецкурсов по проблемам, касающимся положения женщины в истории Дагестана и в различных структурах общества. Работа может быть полезной и интересной для широкого круга любителей истории и этнографии Дагестана.
Структура работы. Она состоит из введения, четырех глав и заключения, списка источников и литературы.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании отдела этнографии и ученого совета Института ИАЭ ДНЦ РАН. Основные положения и выводы диссертации излагались автором на конференциях и сессиях. По данной проблеме осуществлен также ряд публикаций в виде отдельных статей и монографий.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Женщина в традиционном дагестанском обществе XIX - начала XX вв."
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Материалы, представленные в данной работе, позволяют сделать некоторые обобщения и выводы относительно места и роли дагестанской женщины в традиционном обществе. Прежде всего необходимо заметить, что положение дагестанской женщины было отнюдь не таким, каким оно предстает в описаниях многочисленных дореволюционных авторов, главным образом русских, имевших возможность в той или иной мере наблюдать их жизнь и быт, а также в трудах исследователей советского времени. В их представлении дагестанская женщина, и особенно горянка, существо забитое, обремененное многочисленными трудовыми обязанностями, не имеющее никаких прав в семье и в обществе, униженное всевозможными ограничениями. Таковой была до недавнего времени историографическая традиция. Подобные оценки являлись либо свидетельством поверхностного взгляда этих авторов на те явления, глубинную суть которых они постигнуть не могли, либо социальным заказом. Кроме того, большинство авторов вводили в заблуждение некоторые этикетные установки, принятые в традиционном дагестанском обществе, и из области этической культуры они переносили их в область дискриминационную.
Безусловно, сфера деятельности дагестанской женщины была огромной. По характеру ролей, которые она выполняла и по тому месту, которое она занимала в семье и в обществе, весь Дагестан можно условно разделить на три части: Горный Дагестан (аваро-андо-цезские народы, лакцы и даргинцы), Южный Дагестан (лезгины и народности лезгинской группы) и Равнинный Дагестан (кумыки, терекеменцы, дагестанские азербайджанцы, ногайцы). Все три зоны составляли общую модель и в то же время обладали характерными для каждой культурно-историческими и этнографическими особенностями.
Горный Дагестан представляется своеобразным регионом, совершенно уникальным с точки зрения социально-политического развития. Замкнутый мир и самоуправляемая гражданская община породили и совершенно особенные производственные отношения, в которых женщина играла весьма заметную роль. Во всем Горном Дагестане женщина была активно задействована в производственном и общественном процессе. Ее положение по свидетельству почти всех этнографов, занимавшихся исследованием положения женщин в горах, отличалось большой самостоятельностью и свободой. Мужчины-горцы значительную часть времени находились в отлучке. Поначалу это были военные походы, а затем и отходничество. Женщины привыкли в отсутствие мужчин брать большинство работ на себя и принимать самостоятельно ответственные решения.
Независимой горянку делало и обладание собственным имуществом, которым она обзаводилась, выйдя замуж. В качестве кебинного обеспечения, приданого, а также в качестве наследственной доли, которая причиталась ей по шариату, горянка получала, как правило, землю. Обладание земельной собственностью и свободное распоряжение ею делало горянку независимой во многих вопросах, касавшихся ее имущественного положения.
Основной формой семьи в Горном Дагестане являлась малая семья. Болыпесемейных коллективов с нераздельным проживанием нескольких женатых братьев здесь почти не было. Это не могло не сказаться на положении женщины, которая, нередко сразу после замужества, брала на себя все обязанности хозяйки дома. Однако в семье вне зависимости от ее формы и типа доминирующую роль играл мужчина. Ему принадлежала ведущая роль в принятии ответственных для жизни семьи решений. Но и женщина в семье обладала весом и влиянием. В семейном быту женщина доминировала во многих сферах. Без участия женщины не проходило ни одно сколь-нибудь важное событие семейной жизни. Горянке принадлежало значительное место в семье и исключительная роль в хозяйстве. Помимо многочисленных домашних работ ей приходилось выполнять большинство работ в поле, а также она была задействована во многих промыслах. От труда горянки нередко зависело благосостояние семьи.
Внутрисемейные отношения в большинстве своем строились на началах партнерства, хотя равенства, во всяком случае видимого, не было. У мужа и жены имелись предписанные шариатом права и обязанности. Микроклимат в семье зависел от обоих супругов, однако положение женщины в семье во многом зависело от отношения к ней мужа.
На положение женщины оказывало влияние ее право на развод. Если мужчина мог совершить развод, не объясняя причин, то женщина должна была иметь на то веские причины, обозначенные шариатом. По адатам же ряда обществ Дагестана женщина не имела права требовать развода вообще.
Существенным фактором, влиявшим на положение женщины в семье, могло быть наличие другой жены или жен. Многоженство могло быть причиной конфликтов и неспокойной обстановки в семье вследствие соперничества жен.
Одним из важнейших условий счастливой семейной жизни для женщины были дети, и огромным несчастьем было их отсутствие, невозможность родить ребенка. Муж по закону имел право развестись с бесплодной женой. Рождение ребенка, особенно мальчика, значительно повышало статус женщины в семье. Статус женщины в семье повышался и с возрастом. Пожилые женщины пользовались уважением в семье и в обществе.
В общественной жизни горянка не была пассивной, хотя она и не принимала никакого участия в сельском управлении. Она не имела права участвовать в работе сельского схода и не обладала правом голоса. Однако политическое бесправие горянки не было абсолютным, так как ни одно важнейшее решение, касавшееся жизни села, не обходилось без ее незримого участия. В некоторых исключительных случаях умудренные опытом пожилые женщины приглашались на сельский сход при решении спорных вопросов.
Правовая активность горянки, несмотря на определенные ограничения, была достаточно высока. В целом ряде обществ Горного Дагестана женщина могла лично подать жалобу и выступить в качестве свидетельницы в суде. Лишь только присягу за женщину принимал, как правило, ее муж или другой близкий родственник-мужчина. Общество и принятые в нем законы стояли на защите чести и достоинства женщины. В ряде случаев санкции общества за преступления или антиобщественные действия, совершенные против женщин, были гораздо более строгими, чем за аналогичные действия против мужчин (нанесение побоев, бранные слова).
В общественной жизни села горянка принимала самое непосредственное участие. Общественные институты, регулировавшие жизнедеятельность сельской общины (взаимопомощь, гостеприимство, кровная месть), были немыслимы без участия в них женщин.
Горянка свободно распоряжалась своим временем. При той исключительной занятости хозяйственными работами, она находила время для посещения родных и близких, для участия в посиделках и других развлекательных действиях. Она практически не знала затворничества, даже в период господства мюридов на территории имамата.
В Горном Дагестане общение мужчин и женщин было гораздо более свободным, особенно среди молодежи. Совместные посиделки, коллективные помочи были весьма распространенным явлением. Женщина принимала также активное участие в празднествах и в различных обрядовых действиях. Девушек и женщин на праздниках отличало непринужденное поведение и относительная раскованность в общении с противоположным полом. На совместных посиделках и праздниках молодежь получала санкционированную обществом возможность для более тесного знакомства.
Элементы женской свободы наглядно демонстрировали некоторые обычаи с явным оттенком оргиастического характера, как, например, нападение девушек и молодых женщин на одиноких путников и вольное с ними обращение, или участие в закрытых женских сборищах, на которых нередко разыгрывались представления и пантомимы с ярко выраженными действиями эротического характера. Элементы свободного и независимого поведения женщины демонстрировала и свадебная обрядность. Это и относительная свобода брачного выбора, хотя и не поощряемая, и встречавшаяся повсеместно в горах брачная инициатива девушек, некоторая свобода в общении жениха и невесты. В самой свадебной обрядности порой прослеживалась ярко выраженная конфронтационность (единоборство жениха и невесты в первую брачную ночь, единоборство наставницы невесты и шафера жениха).
Однако, несмотря на все указанные выше проявления свободного поведения горянки, оно очень редко выходило за рамки допустимых норм. Внутри сельской общины поведение ее членов, и прежде всего женщин, находились под контролем сельского общества и регулировалось нормами обычного права и шариатом.
В Южном Дагестане выполнявшиеся женщиной ролевые функции не многим отличались от тех, что выполняла женщина в Горном Дагестане. При-родно-географические условия здесь были примерно такими же, как в горных районах Внутреннего Дагестана. Женщине приходилось выполнять те же хозяйственные обязанности, что и в Горном Дагестане. На нее были возложены все домашние работы и значительное число полевых работ. Лишь в высокогорье, где земледелие было развито слабо, а основной отраслью хозяйства являлось овцеводство, женщины были избавлены от работ в поле, и основные хозяйственные занятия их сводились к домашнему труду, переработке продуктов животноводства и различным промыслам.
На организацию семейного быта в Южном Дагестане оказывали влияние близость и тесные контакты с Азербайджаном, а также наличие повсеместно в Южном Дагестане больших неразделенных семей. Существование больших неразделенных семей было вызвано прежде всего причинами экономического характера, в основе которых лежало многоотраслевое хозяйство горцев Южного Дагестана. Внутренний уклад таких семей имел ярко выраженную иерархическую структуру с патриархальными порядками. Статус женщины в больших неразделенных семьях зависел от возраста и занимаемого положения. Самым низким он был у младших невесток и самым высоким у старшей женщины, возглавлявшей женскую половину семьи. В целом семейный быт и в малой, и в большой семье имел ярко выраженные черты патриархальных отношений с безусловным главенством мужчины. Но и женщина в семье пользовалась определенными правами и оказывала влияние на жизнь семьи.
Женщина в Южном Дагестане также пользовалась относительной свободой и независимостью. Она обладала такими же имущественными правами, но в отличие от Горного Дагестана в Южном Дагестане землю девушке в качестве приданого или в качестве кебинного обеспечения почти не давали.
Тюркское влияние в Южном Дагестане выразилось в широком распространении здесь калыма - брачного выкупа за невесту. Однако, несмотря на достаточно сильное влияние Азербайджана, затворничества женщины в Южном Дагестане за редким исключением почти не знали.
В общественной жизни женщина в Южном Дагестане не была в той же мере активна и свободна, как во внутренних районах Горного Дагестана. Здесь почти не встречались такие институциализированные сообщества женщин, которые имели распространение в некоторых аварских и даргинских обществах. Однако женщины в Южном Дагестане также имели возможность участвовать в женских посиделках и празднествах. В общении с противоположным полом свободы было гораздо меньше, как были редкими и совместные посиделки и помочи. В обрядовой культуре в большей мере прослеживались элементы раздельности на мужскую и женскую части, хотя и празднества, и свадьбы сопровождались совместными танцами. Посещения женихом невесты до свадьбы не практиковались - ни открытые, ни тайные.
В общественном управлении женщины в Южном Дагестане участия не принимали, однако имеются свидетельства, что в некоторых овцеводческих селениях в период отсутствия мужчин отдельные женщины могли участвовать в работе сельского схода. В прочих ситуациях, касавшихся норм общественного быта, роль женщины была примерно такой же, как и в Горном Дагестане. Более стесненным было положение женщин в раятских селениях Южного Дагестана. Им приходилось выполнять множество феодальных повинностей.
Положение женщины в равнинной части Дагестана, на плоскости, отличалось целым рядом особенностей. Равнинный Дагестан, а также предгорье, населенное кумыками, - своеобразный синтез тюркского мира и кавказского субстрата, со значительным влиянием северокавказского элемента. Женщине там почти не приходилось выполнять полевые работы: все работы в поле, включая прополку и жатву, выполняли мужчины. Обязанности женщин ограничивались в основном домашними работами, воспитанием детей, уходом за домочадцами, заготовкой продуктов и пр. В материальном производстве женщина на плоскости принимала гораздо меньше участия, нежели горянка. Участие женщины в трудовом процессе и ее роль в обеспечении семьи самым непосредственным образом влияли на ее положение и статус. В соответствие с этим в горах женщины, по общепринятой оценке, были гораздо более независимыми и самостоятельными, чем на равнине, и обладали большей свободой.
Хотя основной формой семьи на плоскости была малая простая семья, здесь были довольно распространены, особенно у кумыков, большие неразделенные семьи с характерной для таких семей структурой, организацией управления и порядками. В таких семьях чрезвычайно высоким был статус старшей женщины. Она осуществляла руководство над всеми остальными женщинами, и распределяла обязанности среди них. В ее ведении находились все семейные запасы продуктов. Ее власть над домочадцами, особенно женщинами, нередко граничила с деспотической, в большей даже степени, чем власть главы большой семьи. Последний зачастую не вмешивался в дела женской половины семьи.
На характер внутрисемейных отношений и, соответственно, на положение женщины оказывали влияние сложные сословные отношения, имевшие место на плоскости. Самым тяжелым было положение рабынь (караваши) и женщин из зависимых сословий (чагары, раяты). Женщины из феодальных и привилегированных сословий находились в более благоприятном положении. Они не были обременены никакими тяжелыми работами. Но в отличие от простых женщин, женщины и девушки из знатных семей не пользовались той свободой, которую имели женщины из простых сословий. Они были лишены возможности участвовать в тех формах досуга, и в тех развлечениях, которыми так широко пользовались женщины из простых сословий во всем Дагестане.
В феодальной среде женщины были лишены права наследовать недвижимое имущество, и прежде всего землю, по шариату. На них распространялось действие адатов, согласно которым недвижимое имущество наследовалось лишь мужским поколением семьи.
Положение женщины на плоскости хотя и не отличалось той свободой и самостоятельностью, какой обладала горская женщина, однако его отнюдь нельзя было считать приниженным. В своей собственной семье она выполняла те же функции, что и все остальные дагестанские женщины. Она имела свой вес и свое слово во многих вопросах, касавшихся жизни и быта семьи.
В общественной жизни участие женщин на плоскости было минимальным. Она не принимала никакого участия в сельском управлении. Однако девушки и молодые женщины участвовали в различных посиделках и празднествах, в том числе и совместных с мужчинами. Хотя, надо заметить, не в такой мере, как это имело место в горах. Многочисленные авторы отмечали, например, раскованность кумычки, ее непринужденную манеру в общении, в том числе и с русскими. Относя это, правда, на счет давних частых контактов с ними.
Женщина на плоскости не знала затворничества за исключением некоторых мест, населенных азербайджанцами, как, например, в Дербенте, который представлял собой типичный восточный город. Женщины в Дербенте за пределами дома обязательно носили чадру. Дома состоятельных горожан делились на мужскую и женскую половины, и в соответствие с этим строился быт семьи и внутрисемейные отношения.
Несколько отличалось от положения остальных женщин, в том числе и плоскостных, положение ногайской женщины (караноргайки). Оно было обусловлено главным образом особенностями кочевого образа жизни и хозяйствования. В семейном быту ногайцев, равно как и у кумыков, имели место обычаи избегания, особенно для молодых женщин, которые могли не разговаривать с отцами своих мужей в течение нескольких лет.
Тем не менее, несмотря на целый ряд особенностей, которые накладывали свой отпечаток на положение женщины и на выполняемые ею роли, многообразие проявления поведенческой культуры, ее вклада в материальное производство и в обеспечение семьи, женщина в Дагестане по занимаемому ею положению совершенно отличалась от женщины-мусульманки Закавказья и Передней Азии. Женщина нигде в Дагестане, за небольшим исключением, не знала затворничества, она играла весьма значительную роль в семье и занимала свое определенное место в общественном быте. В положении женщины в Дагестане совершенно определенно прослеживается общий кавказский субстрат, как основа, на которую нанизывались все внешние влияния, составившие в итоге картину со столь своеобразными отличительными особенностями.
Весь период истории Дагестана в XIX-начале XX в., отмеченный сложными социально-экономическими процессами, и насыщенный важнейшими политическими событиями, не мог не оказать влияния на положение дагестанской женщины как в семье, так и в обществе. Однако, несмотря на значительные перемены, особенно после включения Дагестана в состав Российской империи, реформ и развития капиталистических отношений, семейно-бытовой уклад народов Дагестана продолжал сохранять ярко выраженный патриархальный характер. В семье, вне зависимости от ее типа и формы, доминирующую роль играл мужчина. Мужчины занимали господствующее положение и в сельской общине, сосредоточив в своих руках все властные функции.
Безусловно, положение женщины в семье и обществе в известной мере отражало существовавшие общественные отношения. Несмотря на наметившиеся еще до Октябрьской революции 1917 г. перемены, такие как проникновение товарно-денежных отношений в сельскую общину, рост отходничества, частичное разрушение родственных связей, повышение правовой активности женщин, жизнь для них во многом продолжала оставаться прежней.
Коренное переустройство жизни дагестанцев, и прежде всего женщин, началось с Октябрьской революции. Уже в первые годы Советской власти были приняты ряд постановлений и декретов, которые в конечном счете трансформировали бытовой уклад в Дагестане. Вместе с тем началась и работа по юридическому уравниванию прав женщин с мужчинами как политических, так и в семейной сфере. Борьба за изменение положения женщины была составной частью общей борьбы за построение нового общества. Женщина стала активно вовлекаться в общественное производство. Последующее развитие советского и российского обществ демонстрировало в отношении женщин совершенно не однозначную политику, но это уже предмет для другого исследования.
Список научной литературыРагимова, Бесханум Рахмановна, диссертация по теме "Этнография, этнология и антропология"
1. Источники а) Архивные материалы Центральный государственный архив Республики Дагестан
2. Ф.126.- Канцелярия начальника Дагестанской области. Оп.1.- Д.65; Оп.2.-Д.15; Оп.З.- Д.78.
3. Ф.133.- Коллекция архивных материалов по истории движения горцев под руководством Шамиля. Оп.2.- Д.2; Оп.З.- Д.2, 3.
4. Ф.148.- Самурский окружной суд Дагестанской области. Оп.З.- Д.2; Оп.4.-Д.28; Оп.5.- Д.20 а; Оп.7.- Д.8; Оп.8.- Д.12, 24, 27, 33; Оп.9.- Д.19, 22, 29, 34; Оп.Ю.- Д.6, 7; Оп.13.- Д.2.
5. Ф.173.- Управление Самурского округа Дагестанской области. Оп.1.- Д.2. б) Материалы Рукописного фонда ИИАЭ и ИЯЛИДНЦ РАН
6. Буткевич Б. Запись об участии в Дагестанской этнографической экспедиции. 1925 г. // РФ ИИАЭ.- Ф.5.- Оп.1.- Д.49.- 29 л.
7. Гаджиев Г.А. Багулалы в Х1Х-нач.ХХ вв. Историко-этнографическое исследование //РФИИАЭ.-Ф.З.-Оп.З.- Д.787.- 230 л.
8. Далгат Б. Обычное право и родовой строй народов Дагестана // РФ ИИАЭ.-Ф.5.- Оп.1.- Д.22. 76 л.
9. Данилина Н.П. Этнографическое обследование дидоев // РФ ИИАЭ.- Ф.5.-Оп.1.- Д.66.-41 л.
10. Исламмагомедов А.И. Общественный быт народов Дагестана в XIX-XX вв. 1990 г. // РФ ИИАЭ.- Ф.З.- Оп.З.- Д.717.- 360 л.
11. Капелъгородский Ф.О. Караногай страна кочевников и патриархального быта. 1928 г. // РФ ИИАЭ.- Ф.5.- Оп.1.- Д.59.-217л.
12. Каранаилов О. Бытовые адаты и песня аварцев // РФ ИЯЛИ.- Ф.5.- Оп.1.-Д.65.- 17 л.
13. Лугуев С.А. Дидойцы. Историко-этнографическое исследование // РФ ИИАЭ.-Ф.З.- Оп.З.- Д.637. 245 л.
14. Попов Н.П. Рукопись путевых очерков участника этнографической экспедиции в Дагестане // РФ ИИАЭ.- Ф.5.- Оп.1.- Д.42.- 132 л.в) Опубликованные документы и материалы
15. Адаты Андийского округа Западного Дагестана // ПОПД.- С. 120-176.
16. Адаты Гунибского округа // АДОЗО.- С.267-430.
17. Адаты Даргинского округа // АДОЗО.- С.67-265.
18. Адаты Кайтаго-Табасаранского округа // АДОЗО.- С.543-603.
19. Адаты келебских селений // ПОПД.- С.71-92.
20. Адаты Кюринского округа // АДОЗО.- С.527-541.
21. Адаты Самурского округа // АДОЗО.- С.527-541.
22. Обзор Дагестанской области за 1899 г.- Темир-Хан-Шура: «Русская типография», 1900.-165 с.
23. Обзор Дагестанской области за 1906 г.- Темир-Хан-Шура: Тип. «Дагестан», 1908.- 67 с.
24. Обзор Дагестанской области за 1913г.- Темир-Хан-Шура: Тип.М.М.Мавраева, 1915.- 62 с.
25. Постановления Кайтагского уцмия Рустем-хана // Из истории права народов Дагестана.- Махачкала, 1968.- С. 176-184.
26. Сборник адатов Кайтага и Табасарана // Из истории права народов Дагестана,-Махачкала, 1968.-С.145-163.
27. Сборник адатов шамхальства Тарковского и ханства Мехтулинского // ПОПД.-С.183-260.
28. Свод решений и обычаев Цекубского сельского общества // ПОПД.- С.93-119. Свод решений обязательных для жителей Андалальского округа // ПОПД.-С.62-70.
29. Свод статистических данных о населении Закавказского края, извлеченных из посемейных списков 1886 г.- Тифлис, 1893.
30. Хидая. Комментарии мусульманского права / Пер. с англ. под ред. Н.И.Гродекова. Ташкент: Типо-литография С.И.Лахтина, 1893. -Т.1.- 240 с. Феодальные отношения в Дагестане Х1Х-нач.ХХ в.: Архивные материалы / СостХ-М.Хашаев.- М.:Наука, 1969.-396 с.2. Книги
31. Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли Дагестана.- Махачкала: Юпитер, 1993.- 253 с.кгаширинова С. С. Материальная культура лезгин XIX-начало XX в. М.: Наука, 1978.- 304 с.
32. Агларов М. А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVIII-начале XIX в.-М.: Наука, 1988.- 240 с.
33. Адаты Дагестанской области и Закатальского округа: Судопроизводство в частях Кавказского края военно-народного управления / Под ред. И.Я.Сандрыгайло- Тифлис: Тип.главнонач. гражд.частью на Кавказе, 1899.622 с.
34. Алибек М. Адаты кумыков.- Махачкала: Изд. Даг. научно-исследоват. ин-та, 1927.-31 с.
35. Алиев Б.Г.,Умаханов М-С.К. Историческая география Дагестана XVII- нач. XIX в.- Махачкала: Изд. ДНЦ РАН, 1999. 367 с.
36. Алимова Б.М. Брак и свадебные обычаи в прошлом и настоящем: Равнинный Дагестан.- Махачкала: Дагкнигоиздат, 1989.- 112 с.
37. Алимова Б.М. Табасаранцы (Х1Х-началоХХ в.): Историко-этнографическое исследование.- Махачкала: Дагкнигоиздат, 1992.- 264 с.
38. Бергер А.К. Азербайджанка.- М.: Охрана материнства и младенчества, 1928.44 с.
39. Библия: Книга священного писания Ветхого и Нового Завета. М.: Библейское общество, 1994.
40. Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в Х1Х-нач.ХХ в.: Сб.статей /
41. Отв. ред. М.А.Агларов.- Махачкала: Изд.Дагфилиала АН СССР.- 143 с.
42. Бланч Л. Сабли рая: Пер. с нем. Махачкала: Юпитер, 1991.-140 с.
43. Бромлей Ю.В., Кашуба М.С. Брак и семья у народов Югославии: Опыт историко-этнографического исследования.- М.: Наука, 1982.- 240 с.
44. Булатова А. Лакцы (Х1Х-нач.ХХ вв.): Историко-этнографические очерки.
45. Махачкала: Изд.Дагфилиала АН СССР, 1971.- 196 с.
46. Булатова А.Г. Традиционные праздниик и обряды народов горного Дагестана в XIX-начале XX в.- Л.: Наука, 1988.- 200 с.
47. Булатова А.Г. Лакцы. Историко-этнографическое исследование (ХГХ-начало XX вв.).- Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 2000.- 387 с.
48. Вопросы общественного быта народов Дагестана в Х1Х-нач.ХХ в.: Сб.статей / Отв. ред. А.И.Исламмагомедов.- Махачкала: Изд. Дагфилиала АН СССР, 1987.- 163 с.
49. Гаджи-Али. Сказание очевидца о Шамиле: Пер. с араб. Махачкала: Изд. ДНЦ РАН, 1995.- 195 с.
50. Гаджиев Г.А. Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана. -М.: Наука, 1991.- 182 с.
51. Гаджиева С.Ш. Кумыки: Историко-этнографическое исследование. М.: Изд-во АН СССР, 1961.-387 с.
52. Гаджиева С.Ш. Семья и семейный быт народов Дагестана. Махачкала: Даг-книгоидат, 1967.- 104 с.
53. Гаджиева С.Ш. Материальная культура ногайцев в XIX-начале XX в.- М.: Наука, 1976.- 228 с.
54. Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака ногайцев. XIX-начало XX в. -М.: Наука, 1979.- 173 с.
55. Гаджиева С.Ш. Одежда народов Дагестана XIX-начало XX в.- М.: Наука, 1981.- 150 е., илл.
56. Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX-начале XX в. М.: Наука, 1985.-360 с.
57. Гаджиева С.Ш. Дагестанские терекеменцы XIX-начало XX в.: Историкоэтнографическое исследование. М.: Наука, 1990.- 216 с.
58. Гаджиева С.Ш. Традиционный земледельческий календарь и календарныеобряды кумыков. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1989.- 96 с.
59. Гаджиева С.Ш. Аталычество и побратимство в Дагестане (ХУШ-нач.ХХ вв.).- Махачкала: Дагкнигоиздат, 1995.- 152 с.
60. Гаджиева С.Ш. Дагестанские азербайджанцы XIX-начало XX в. Историко-этнографическое исследование. М.: Восточная лит-ра, 1999.- 359 с. Гаджиева С.Ш.,Мелешко А.Г. Женщины Советского Дагестана. - Махачкала: Дагкнигоиздат, I960.- 144 с.
61. Гаджиева С.Ш.,Османов М.О.,Пашаева А.Г. Материальная культура даргинцев. Махачкала: Изд. Дагфилиала АН СССР, 1967.- 298 с. Гамзатов Г.Г. Дагестанский феномен возрождения XVIII-XIX вв.- Махачкала: ДНЦ РАН, 2000.- 324 с.
62. Гарданов В.К. Аталычество. М.: Наука, 1973.- 21 с.
63. Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов ХУШ-перв.пол.Х1Х в. -М.: Наука, 1967.-331 с.
64. Гасанова А.И. Раскрепощение женщины-горянки в Дагестане (1920-1940 гг.).- Махачкала: Изд.Дагфилиала АН СССР, 1963.- 158 с.
65. Тендерные проблемы в этнографии. М.: Изд. Ин-та этнологии и антропологии РАН, 1998.- 174 с.
66. Гершелъман Ф. Причины неурядиц на Кавказе. СПб.: Б.и., 1908,- 72 с. Данилевский Н. Кавказ и его горские жители. - М.: Университет. Тип., 1848.193 с.
67. Дубровин Н.Н. История войны и владычества русских на Кавказе. Т.1: Очерк Кавказа и народов его населяющих. - Кн.: Кавказ. - СПб.: Тип. Деп-та уделов, 1871.- 640 с.
68. Женщина, брак и семья до начала нового времени: демографические и социокультурные аспекты: Сб. статей / Отв ред. Ю.Л.Бессмертный.- М.: Наука, 1993.-160 с.
69. Женщина в античном мире: Сб. статей / Отв. ред. С.Ю.Сапрыкин.- М.: Наука, 1995.-275 с.
70. Ивановский С.В. Кабардинка. М.: Охрана материнства и младенчества, 1928.97 с.
71. Историческое развитие быта женщины, брака и семьи: Хрестоматия / Сост. К.Н.Ковалев.-М.: Прометей, 1931.-184с.
72. Калоев Б. А. Осетины. (Историко-этнографическое исследование). М.: Наука, 1971.-357 с.
73. Калоев Б.А. М.М.Ковалевский и его исследования горских народов Кавказа.-М.: Наука, 1979.- 203 с.
74. Карпов Ю.Ю. Джигит и волк: Мужские союзы в социокультурной традиции горцев Кавказа. СПб., 1996.- 312 с.
75. Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа. СПб.: «Петербургское востоковедение», 2001 г. - 416 с.
76. Керимов Г.-М. Шариат и его социальная сущность.- М.: Наука, 1978.- 223 с. Кисляков Н.А. Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана. Д.: Наука, 1969.- 240 с.
77. Коран / Пер. и комент. И.Ю.Крачковского, 2-е изд. М.: Наука, 1990. Косвен М.О. Преступление и наказание в догосударственном обществе. -М.;Л.: Госиздат, 1925.- 140 с.
78. Косвен М.О. Матриархат: история проблемы. M.;JI.: Изд-во АН СССР, 1948.329 с.
79. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа: Исследование и материалы. М.: Изд-во восточ.лит., 1961.- 260 с.
80. Косвен М.О. Семейная община и патронимия. М.: Изд-во АН СССР, 1963.219 с.
81. Лугуев С.А., Магомедов Д.М. Бежтинцы (капучинцы, хьванал) в ХГХ-нач.ХХ вв.): Историко-этнографическое исследование. Махачкала: Изд. ДНЦ РАН, 1994.- 250 с.
82. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев: Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа.- Одесса: Тип. П.А.Зеленого, 1882. Вып.1.-437 с; 1883. - Вып.2.- 396 с.
83. Материальная культура аварцев / Отв.ред. М.М.Ихилов. Махачкала: Изд. Дагфилиала АН СССР, 1967.- 304 с.
84. Мафедзев С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов в XIX-начале XX века (этнографические исследования).- Нальчик: Эльбрус, 1991.- 255 с.
85. Меретуков М.А. Семья и брак у адыгских народов. Майкоп: Адыгское отд. Краснодар, книж. изд-ва, 1987.- 367 с.
86. Наливкин В., Наливкина М. Очерк быта женщины оседлого туземного населения Ферганы.- Казань: Тип Императ. ун-та, 1886.- 245 с. Намитоков А.Е. Черкешенка. М.: Охрана материнства и младенчества, 1928.39 с.
87. Османов М.-З.О. Формы традиционного скотоводства народов Дагестана в XIX-начале XX в. М.: Наука, 1990.- 297 с.
88. Османов МО.Хозяйственно-культурные типы (ареалы) Дагестана: (с древнейших времен до начала XX века). Махачкала: Изд. ДНЦ РАН, 1996. - 315 с.
89. Панек Л.Б., Шиллинг Е.М. Сборник очерков по этнографии Дагестана.- Махачкала: Изд. ДНЦ РАН, 1996.- 112 с.
90. Рагимова Б.Р. Семейная обрядность лезгин (2-я пол.Х1Х-начало XX в.). -М., 1991. Рук.деп. в ИНИОН АН СССР № 44770 от 17.06.91.- 195 с. Рейнке Н. Горские и народные суды Кавказского края.- СПб.: Сенатская тип., 1912.-71 с.
91. Руновский А. Записки о Шамиле. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1986,- 176 с. Самурский (Эфендинв). Дагестан. - М.;Л.: Госиздат, 1925.- 150 с. Сатира и юмор народов Дагестана. / Сост. Ахлаков А. и др. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1976. - 400 с.
92. Семейный быт народов Дагестана: Сб.статей / Отв. ред. М.-З.О.Османов Махачкала: Изд. Дагфилиала АН СССР, 1980.- 120 с.
93. Семенов Н.П. Туземцы северо-восточного Кавказа: (Рассказы, очерки, исследования, заметки о чеченцах, кумыках и ногайцах и образцы поэзии этих на-родцев). СПб.: Тип.А.Хомского и К., 1895,- 487 с.
94. Семья, тендер, культура: Материалы междунар. конференций 1994 1995 гг. / Отв. ред. В.А.Тишков. М.: Изд. Ин-та этнологии и антропологии РАН, 1997.416 с.
95. Сергеева Г. А. Арчинцы.- М.: Наука, 1967.- 192 с.
96. Серебрякова М.Н. Семья и семейная обрядность в турецкой деревне: (новейшее время). М.: Наука, 1979.- 168.
97. Система питания народов Дагестана (XIX-XX вв.): Сб.статей / Отв. ред. М-3.0.Османов. Махачкала: Изд. Дагфилиала АН СССР, 1990.- 140 с. Смирнов Н.А. Курдская женщина. - М.: Охрана материнства и младенчества, 1927.- 48 с.
98. Смирнова Я. С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа (вторая половина XIX-XX в.). М.: Наука, 1983.- 264 с.
99. Снесарев Г. П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М.: Наука, 1969.- 336 с.
100. Современная культура и быт народов Дагестана / Отв. ред. С.Ш.Гаджиева. -М.: Наука, 1971,- 240 с.
101. Социальная феминология: Сб.статей. Самара: Изд-во Самарский унив-т, 1997.- 124 с.
102. Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения. СПб.: Тип.2-го Отделения, 1850.- 475 с.
103. Традиционный фольклор народов Дагестана / Отв. ред. Г.Г.Гамзатов и У.Б.Далгат. М.: Наука, 1991.- 496 с.
104. Феминология: методология исследования и методика преподавания: Тезисы докладов всероссийской науч.-методич. конференц. Иваново, 1996.- 112 с. Фрезер Дж. Золотая ветвь: Пер. с англ. М.: Изд-во политич. лит-ры, 1980.832 с.
105. Хайбуллаев С.М. Аварская народная лирика.- Махачкала: Дагкнигоиздат, 1973.- 112 с.
106. Харузин Н.Н. Этнография: Лекции.- Вып.2: Семья и род.- СПб.: Гос.типография, 1903.- 340 с.
107. Хашаев Х.-М. Общественный строй Дагестана в XIX в. М.: Изд-во АН СССР, 1961.- 262 с.
108. Частная жизнь. Человек в кругу семьи: Сб. статей / Под ред. Ю.Л.Бессмертного. М.: Наука, 1996.- 197 с.
109. Чичагова М.Н. Шамиль на Кавказе и в России. СПб.: Тип. С.Мулер и И.Богельман, 1889.- 207 с.
110. Чурсин Г.Ф. Очерки по этнологии Кавказа. Тифлис: Тип. К.П.Козловского, 1913.- 191 с.
111. Чурсин Г.Ф. Авары: этнографический очерк. 1928 г. Махачкала: Изд. ДНЦ РАН, 1995.- 92 с.
112. Шамхалов А.В. Дагестанка. М.: Охрана материнства и младенчества, 1928.40 с.
113. Шарль Р. Мусульманское право / Пер. с франц. под ред. и с предисл. Е.А.Беляева. М.: Изд-во иностр.лит-ры, 1959.- 142 с.
114. Шиллинг Е.М. Балхарские женские художественные промыслы дагестанского аула Балхар. Пятигорск, 1936.- 86 с.
115. Шиллинг Е.М. Кубачинцы и их культура: Историко-этнографические этюды. -М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1949.- 223 с.
116. Шиллинг Е.М. Малые народы Дагестана. М.: Изд. Ин-та этнологии и антропологии РАН, 1993.- 227 с.
117. Шихалиев Д.-М. Рассказ кумыка о кумыках / Ред. С.Ш.Гаджиева. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1993.- 144 с.
118. Kessler, Evelyn S. Women: an anthropological view. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1976. - 267 p.3. Статьи
119. Абелъдяев H. Заметки о домашнем быте дагестанских горцев // К.- 1857. № 50,51.
120. Агаширинова С.С. Свадебные обряды лезгин XIX-начала XX века // УЗ ИИЯЛ.- 1964.- Т.12.- С.133-154.
121. Азизов С.А. К вопросу о дагестанской тухумной эндогамии // СЭ.- 1988.- № 6.-С. 121-126.
122. Алибеков Б. Праздник Новруз // Каспий.- 1913.- № 55.
123. Алиханов-Аварский A.M. В горах Дагестана: путевые впечатления и рассказы горцев // К. 1895. - № 1-339; 1896. - № 55-337.
124. Амиров Г.-М. Среди горцев Северного Дагестана: (из дневника гимназиста) // ССКГ.- 1873.- Вып.7.- С.1-80.
125. Андреев А.П. По дебрям Дагестана // ИВ.- 1899.- Октябрь-декабрь.- С.207-230, 653-688, 1081-1116.
126. Андреев Ю.В. Спартанская гинекократия // Женщина в античном мире. М., 1995. - С.44-62.
127. Анчабадзе Ю.Д «Остракизм» на Кавказе // СЭ.- 1979.- № 5.- С. 137-144. Анчабадзе Ю.Д. Традиционные развлечения абхазского крестьянства в конце ХГХ-нач.ХХ в. // СЭ.- 1981.- № 4.- С. 108-118.
128. Бартольд В.В. Первоначальный ислам и женщина // Соч.- Т.6.- М.,1966.-С.648-650.
129. Басилов В.Н. Албасты // Мифы народов мира.- М.,1980.- Т.1.- С.58.
130. Бгажноков Б.Х. Коммуникативное поведение и культура: (к определениюпредмета этнографии общения) // СЭ.- 1978.- № 5.- С.3-17.
131. Беляев С. Дневник русского солдата, бывшего десять лет в плену у чеченцев //
132. Библиотека для чтения. СПб., 1848.- Т.88.- С.71-102; Т.89.- С.21-48.
133. Берже А.П. Алексей Петрович Ермолов и его кебинные жены на Кавказе //
134. PC.- 1884.- Кн.9-10.- С.523-528.
135. Булатова А.Г. Зимние игры и развлечения в традиционном общественном быту народов горного Дагестана // Вопросы общественного быта народов Дагестана в Х1Х-нач.ХХ в. Махачкала, 1987. - С.63-78.
136. Булатова А.Г. Женская татуировка в горном Дагестане // Краткое содержание докладов Лавровских (среднеазиатско-кавказских) чтений за 1996-1997 гг. -СПб.,1998. С.102-103.
137. Бутаев Д.Б. Ловля жениха: (из быта казикумухцев) // Каспий.- 1906.- № 38.
138. Бутаев Д.Б.Свадьба лаков // ЭО. 1915. - №1-2.
139. Васильев А.Т. Тавлинцы // НО. 1889. - № 1919.
140. Васильев А.Т. Кази-Кумухцы // ЭО. 1899. - № 3. - С.61-98.
141. Воронов Н.И. Из путешествия по Дагестану // ССКГ.- 1868.- Вып.1.- С. 1-36;1870.- Вып.З.- С. 1-40.
142. Воронов Н. Критика и библиография газеты "Кавказ". Оттиск.
143. Вучетич Н. Четыре месяца в Дагестане // К. № 72, 75, 76, 77.
144. Вучетич Н. Поездка в Самурский округ // Записки для чтения за апрель-июль.1. СПб.,1869. С.175-212.
145. Дирр А. Заметки о татуировке в Дагестане // СМОМПК. 1915 .- Вып.44.-С.23-24.
146. Егорова В.П. Из народных традиций Дагестана // ВИЭД. 1970. - Вып.2. -С.83-94.
147. Егорова В.П. О состоянии кровомщения в Дагестане во II половине XIX-начале XX вв. // ВИЭД.- 1976.- Вып.7.- С.98-116.
148. Загурский Л. Поездки г.Беккера по Южному Дагестану // ССКГ.- 1876.-Вып.9.- С.30-51.
149. Захаров А. Домашний и социальный быт женщины у закавказских татар // СМОМПК.- Тифлис, 1894. Вып.20. - С.91-157.
150. Золотухин А. Гуниб Дагестанской области (Из жизни горцев-дагестанцев). Переселение кочевников // СК. 1901. - № 72. Золотухин А. Черешневый праздник // СВ. - 1901. - № 86.
151. Золотухин А. Из жизни горцев Дагестанской области // СК. -1901. № 127. Зоны С. В. Опыт естественно-исторического районирования Дагестана // Сельское хозяйство Дагестана.- М.,1946. - С.49-71.
152. Исламмагомедов А.И. Формы общественного досуга у горцев Дагестана // Вопросы общественного быта народов Дагестана в XIX-нач. XX в. Махачкала, 1987. - С.45-62.
153. Ганцкая О.А. Семья: структура, функции и типы // СЭ. 1984. - № 6. - С. 1-28. Ихшов М.М. Большая семья и патронимия у горских евреев // СЭ.- 1950.- № 1.- С.188-192.
154. И-ч. Состояние медицины в Даргинском округе Дагестанской области: Наблюдения и заметки // К.- 1889. № 101.
155. Кагаров Е.Г. Состав и происхождение свадебной обрядности // СМАЭ. 1929.- Т.8. С.152-193.
156. Калоев Б.А. Агулы: (историко-этнографический очерк) // КЭС.- Вып.З.- 1962. -С.69-109.
157. Каранаилов О. Аул Чох // СМОМПК.- 1884.- Вып.4.- С. 1-24.
158. Караулов Н.А. Основы мусульманского права // СМОМПК.- 1909.- Вып.40.1. С.1-118.
159. Каргинов С. Кровавая месть у осетин // СМОМПК.- Вып.44.- 1915.- С.170-210. Ковалевский М.М. Родовое устройство Дагестана // ЮВ.-1888.- № 12,- С.513-551.
160. Комаров А.В. Адаты и судопроизводство по ним: (материалы для статистики Дагестанской области) // ССКГ.- 1868.- Вып.1.- С. 1-64. Косвен М.О. Аталычество // СЭ.- 1935.- № 2.- С.41-62.
161. Косвен М.О. Пережитки матриархата у народов Кавказа // СЭ.-1936.- № 4-5. -С.216-218.
162. Косвен М.О. Очерки по этнографии Кавказа // СЭ.- 1946.- № 2.- С. 109-144. Косвен М.О. М.М.Ковалевский как этнограф-кавказовед // СЭ.-1951.- № 4.-С.116-135.
163. Косвен М.О. Материалы по истории этнографического изучения Кавказа в русской науке // КЭС.- 1955.- Ч.1.- С.265-374; 1958.- Ч.2.- С.139-274; 1962.-Ч.З.- С.158-288.
164. Костемировский И.С. Три дня в горах Калалальского общества // К.- 1861.- № 83-85.
165. Кривенко B.C. По Дагестану: (путевые заметки) // РВ.- 1896.- Т.242.- С.61-68. Т.243.- С.1-16; Т.244.- С.177-201.
166. Курбанов КЗ. Быт неразделенной семьи цахуров во второй половине XIX-XX в. // Быт сельского населения Дагестана (Х1Х-нач.ХХ в.). Махачкала, 1981. -С.121-133.
167. Лавров ЛИ. Лезгины // Народы Дагестана.- М.,1955.- С.102-124. Лавров Л.И. Рутульцы в прошлом и настоящем // КЭС.- 1962.- Вып.З.- С. 110157.
168. Ливенцов М. Из воспоминаний о походе в Дагестан в 1843 году // К.- 1850. № 70,71,73,74, 75, 80, 89, 94.
169. Лилов А.И. Очерки из быта горских мусульман // СМОМПК. 1886. - Вып.5. -С.1-36.
170. Лугуев С.А. Женщина в семье и обществе: традиционное и новое // Современная семья: проблемы, трудности, надежды: Сборник тезисов докладов.- Махачкала, 1990.- С.52-53.
171. Магомедова М.А. Обряды вызывания дождя у даргинцев (Х1Х-нач.ХХ в.) // Календарь и календарные обряды народов Дагестана. Махачкала, 1987. -С.89-98.
172. Магомед-Ханов М. Истинные и ложные последователи тариката // ССКГ. -1870. -Вып.4. -С. 1-28.
173. Малявкин Г. Караногайцы: (этнографический очерк) // ТС. 1893. - №. 3. -С.153-173.
174. Мачавариани К. Некоторые черты из жизни абхазцев. Положение женщины в Абхазии // СМОМПК. 1884. - Вып.4. - С.40-76.
175. Миненко Н.А. Досуг и развлечения у русских крестьян Западной Сибири в XVIII-первой половине XIX в. // СЭ. 1979. - № 6. - С. 18-31. Мкртумян Ю.К. Скотоводство и быт населения в армянской деревне // СЭ. -1968.-№ 4.-С. 14-29.
176. Никольская З.А. Религиозные представления и земледельческие обряды аварцев: (к вопросу о синкретизме верований аварцев) // Вопросы истории религии и атеизма. М.1959. - Т.7. - С.314-327.
177. Омаров А. Воспоминания муталима // ССКГ. 1868. - Вып.1. - С. 13-64; 1869. -Вып.2. - С. 1-70.
178. Омаров А. Как живут лаки (из воспоминаний детства) // ССКГ. 1870. - Вып.З. -С. 1-46; Вып.4. - С. 1-24.
179. Описание Самурского округа // ПОПД. С.25-32.
180. Освобождение бесправных рабов в Дагестане // ССКГ. 1868. - Вып.1. - С.47-53.
181. Осипович Т.Е. Победа над рождением и смертью или женофобия русской утопической мысли на рубеже XIX-XX веков // Общественные науки и современность.- 1998.-№4.- С.174-181.
182. Пантюхов И.И. О кумыках. Антропологический очерк. Тифлис, 1895. - Отд. оттиск.- 24 с.
183. Пастухов А.В. Поездка по высочайшим селениям Кавказа и восхождение на вершину горы Шах-Даг // К. 1893. - № 73, 74.
184. Першиц А.И.,Смирнова Я.С. Положение кавказской женщины по адатам, христианским канонам и шариату // Государство и право. 1997. - № 9. - С. 102107.
185. Петухов П.С. Очерк Кайтаго-Табасаранского округа // К. 1867. - № 7, 8, 12, 13, 15, 16.
186. Поляков Ю.А. Человек в повседневности: (исторические аспекты) // Отечест-веная история.- 2000.- № 3.- С. 125-132.
187. Пржецлавский П.Г. Нравы и обычаи в Дагестане // ВС. 1860. - № 12. - С.269-318.
188. Пржецлавский П.Г. Дагестан, его нравы и обычаи // BE. 1867. - Т.З. - С. 141192.
189. Программа собирания сведений о разных местностях Кавказа и племенах, населяющих оные // СМОМПК. 1881. - Вып. 1. - С.VIII-XXIV.
190. Пушкарева H.JI. Русская женщина в семье и обществе Х-ХХ вв.: этапы истории // ЭО. 1994. - № 5. - С.3-15.
191. Рамазанова З.Б. Обряды вызывания дождя и солнца у лакцев в конце XIX-начале XX в. // Календарь и календарные обряды народов Дагестана. Махачкала, 1987. -С.82-88. Расказ кумыка о кумыках // К. № 37-44.
192. Редько А. Нечистая сила в судьбах женщины-матери // ЭО. 1899. - № 1-2. -С.54-131.
193. Ризаханова M.U1. Формы заключения брака и свадебная обрядность мискинд-жинцев // Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в Х1Х-нач.ХХ в. -Махачкала, 1986. С.127-138.
194. Робакидзе А.И. Особенности патронимической организации у народов Горного Кавказа // СЭ. 1968. - № 5. - С.93-104. Руновский А. Кодекс Шамиля // ВС. - Т.23. - С.327-386.
195. Сергеева Г.А. Брак и свадьба у народов Дагестана // КСИЭ. 1959. - Вып.32. -С.30-36.
196. Сергеева Г.А. Положение женщины в дореволюционном и советском Дагестане // КЭС.- 1969.- Вып.4.- С. 120-146.
197. Сергеева Г.А. Свадьба у народов Дагестана в XX в.: общее и особенное // Свадебные обряды народов России и ближнего Зарубежья. М.,1993. - С.73-97.
198. Сергеева Г.А. Роль женщины в сохранении, передаче и обновлении семейно-бытовых традиций: (на примере Дагестана) // Женщина и свобода. М.,1994. -С. 199-206.
199. Смирнова Я. С. Семейный быт и общественное положение абхазской женщины (XIX-XX вв.) // КЭС.- Вып. 1.- С. 113-181.
200. Смирнова Я. С. Формы семьи у народов Северного Кавказа в XIX-начале XX в. //СЭ.- 1981.-№ 1.- С.78-83.
201. Смирнова Я. С. Роли и статусы женщины в традиционных обществах Кавказа // ЭО.- 1997.- № 4.- С.48-60.
202. Сотников. О Кайтаге (Уркарахское наибство) // ПОПД. С.33-39. Сотников. Сведения о Табасарани // ПОПД. - С.46-51.
203. Сухарева О.А. Мать и ребенок у таджиков // Иран. Вып.2. - JI.,1929. - С.107-154.
204. Трофимова А.Г. Из истории религиозных обрядов вызывания дождя и солнца у народов Южного Дагестана // Азербайджанский этнографический сборник. -Баку, 1966. С.97-111.
205. Услар П. О распространении грамотности между горцами // ССКГ.- 1870.-Вып.З.- С.1-30.
206. Х-ъ. Кое-что о кумыках // К. 1865. - № 68-70.
207. Харузина В.Н. Программа для собирания сведений о родильных и крестильных обрядах у русских крестьян и инородцев // ЭО.- 1904.- № 4.- С. 120-156. Цадаса Г. Адаты о браке и семье у аварцев в XIX-начале XX в. // ПОПД. -С.55-61.
208. Цветков А. Кюринский округ (бывш.Кюринское ханство) // ПОПД. С.40-45. Черный И.Я. Горские евреи // ССКГ. - 1870. - Вып.З. - С. 1-44.
209. Чеснов Я.В. Женщина и этика в менталитете чеченцев // ЭО.- 1994.- № 5.-С.34-44.
210. Чурсин Г. Ф. Амулеты и талисманы кавказских народов // СМОМПК.- Махачкала, 1929. Вып.46.- С. 197-240.
211. Шиллинг Е.М. Ковроткачество Дагестана // СЭ.- 1936.- №4-5,- С.163-177. Штейнберг Е. Правовое положение женщины в Дагестане // Новый Восток. -1929. -С.182-199.
212. Диссертации и авторефераты
213. Азизов С. А. Болыпесемейные и семейно-родственные организации лезгинской группы народов Южного Дагестана и Северного Азербайджана во второй половине XIX-начале XX в. Автореф. Дис. д-ра ист. наук. - Махачкала, 2000-66 с.
214. Лугуев С.А. Общественный быт лакцев во второй половине ХХ-начале XX века.- Автореф. Дис. канд. ист. наук. Д.,1982.- 24 с.
215. Сергеева Г.А. Женщина Дагестана до Великой Октябрьской революции и в советский период. Дисс. канд. ист. наук. - М.,1953.- 265 с.