автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Женские характеры в ранней прозе С.Н. Сергеева-Ценского

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Кульбашная, Елена Валерьевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Тамбов
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Женские характеры в ранней прозе С.Н. Сергеева-Ценского'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Женские характеры в ранней прозе С.Н. Сергеева-Ценского"

На правах рукописи

005043879

КУЛЬБАШНАЯ Елена Валерьевна

ЖЕНСКИЕ ХАРАКТЕРЫ В РАННЕЙ ПРОЗЕ С.Н. СЕРГЕЕВА-ЦЕНСКОГО

Специальность 10.01.01 - русская литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Тамбов 2012

1 7 МАЙ 2012

Диссертация выполнена в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина

Научный руководитель: доктор филологических наук профессор

Хворова Людмила Евгеньевна

Официальные оппоненты: Иванов Анатолий Иванович

доктор филологических наук профессор, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, профессор кафедры журналистики и издательского дела

Ильина Светлана Анатольевна

кандидат филологических наук, доцент, Тамбовский государственный технический университет

доцент кафедры русской филологии

Ведущая организация: Пензенский государственный педагогический

университет имени В.Г. Белинского

Защита состоится «29» мая 2012 года в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.261.03 в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина по адресу: Россия, 392000, г. Тамбов, ул. Советская, д. 181 «И», зал заседаний диссертационных советов (ауд. 601).

С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в научной библиотеке Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина» (г. Тамбов, ул. Советская, 6)

Автореферат размещен на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (адрес сайта: http://vak2.ed.qov.ru/).

Автореферат разослан апреля 2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор филологических наук, профессор

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

С.Н. Сергеев-Ценский (1875-1958) вошёл в историю отечественной словесности как яркий самобытный писатель с большим и порой очень горьким жизненным опытом, долгим и сложным литературным путем. Его творчество завораживает органичным сплетением мрачного и светлого: художник рассказывает о косных провинциальных устоях, вызывающих тягостные размышления, и в то же время очаровывает опоэтизированными природными зарисовками, настраивающими на лирический лад. В центре внимания писателя — судьбы самых разных сословий.

В своеобразном калейдоскопе лиц, характеров, судеб особое место занимают женские характеры, значимость которых в его творчестве весьма велика. Они в том или ином ключе вызывали интерес некоторых исследователей - Ю. Анипкина, Н. Замошкина, П. Плукша, Г. Степанова, И. Шевцова, Ю. Шпрыгова, Л. Хворо-вой, О. Нарбековой. Однако этот интерес к обозначенному аспекту творчества Ценского носит фрагментарный характер, и до сих пор нет отдельного специального исследования, изучающего данную сторону художественного наследия писателя.

Между тем, специальный анализ характера русской женщины в творчестве Сергеева-Ценского позволит открыть новые грани идейного смысла произведений автора, раскрыть самобытность его художественного творчества. Обращение к женским образам поможет установить более четкую логику эволюции художника, выявить его отношение к гуманистической проблематике, социальным катаклизмам.

Актуальность такого прочтения определяется местом и ролью творчества С.Н. Сергеева-Ценского в общем литературном процессе начала XX века. В современном ценсковедении предпринимаются удачные попытки сравнительно-типологической методики изысканий, вследствие чего вскрываются творческие параллели и поэтико-философские соприкосновения Ценского как с современниками, так и с маститыми классиками. Творчество писателя, таким образом, логично ставится в контекст русской классики.

Цель настоящей работы - анализ женских характеров в раннем творчестве С.Н. Сергеева-Ценского.

Сформулированная цель реализуется в решении следующих задач:

1) выявить основополагающие поэтические средства выражения характера русской женщины в ранних произведениях Сергеева-Ценского;

2) раскрыть особенности нравственно-философского содержания женских образов в «Лесной топи», «Печали полей», «Вале»;

3) охарактеризовать женские персонажи с позиции системы ценностей, которая сформирована отечественной литературой;

4) определить специфику изображения женщины в раннем творчестве, связанную как с субъективными факторами формирующегося мировоззрения писателя, так и рожденную особенностями серебряного века, существенно трансформировавшими облик женщины, сформированный, в свою очередь, эстетикой предшествующего столетия;

5) осмыслить природные реалии как важнейшие составляющие образных характеристик героинь.

Материалы для исследования - ранняя проза С.Н. Сергеева-Ценского, а также в некоторой степени - эпистолярное наследие и публицистика.

В качестве объекта исследования выбраны произведения, в которых наиболее ярко отразились ранние художественные и мировоззренческие представления Сергеева-Ценского о женском характере, о значении женского начала и его роли в современном ему обществе. Это произведения «Лесная топь» (1906) и «Валя» (1913-1914, ранняя редакция, отличная от романа, составной части эпопеи «Преображение России»), в которых характер женщины является центральным, а также поэма «Печаль полей» (1909), где характерам женщин уделяется значительное внимание, важное для анализа обозначенной проблематики в прозаическом наследии писателя. Хронологический объект исследования - ключевые произведения 1905-1914 годов (в этом году писатель был призван в армию), то есть те, которые в традиционном ценсковедении принято называть «ранними». Роман «Бабаев» - центральное, ключевое произведение писателя этих лет, в диссертации не рассматривается, поскольку в нем нет характеров, которые можно было бы назвать определяющими для специфических оценок масштаба

диссертационного сочинения. Этот роман скорее, так сказать, «мужской».

Выполненная работа, безусловно, не претендует на всеохват-ность и полноту анализа женских персонажей в творчестве Цен-ского. Это связано с тем, что во многих произведениях писателя женщина не является сюжетным центром или ключевым связующим звеном фабулы, и в этом случае героини находятся в тесной связи с другими действующими лицами. Следовательно, необходимо в таких случаях изучать образы героинь не изолированно, а в кругу других персонажей произведения в целом. Акцент делается на ярких женских образах, в которых типичность осмыслена автором всесторонне, что помогает полноценнее разобраться в творчестве художника в целом, почувствовать неоднозначность его творческой натуры и выбранной художественной манеры.

Предмет исследования — своеобразие женских образов в раннем творчестве, их содержание, связь с миром природы и с обществом.

В качестве теоретико-методологической базы использовались труды русских и зарубежных философов: H.A. Бердяева, И.А. Ильина, Д.С. Лихачева, Ю.М.Лотмана, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского, Н.О. Лосского, О.В. Рябова, В.Н. Кардапольце-вой, - в которых изучаются особенности русского характера, а также осмысливается образ русской женщины в культурной и исторической традиции.

В процессе работы над диссертацией был учтен опыт исследований советских и современных ценсковедов: Н.М. Любимова, О.В. Нарбековой, Н.М. Немцовой, П.И. Плукша, Е.П. Тырновец-кой, В. П. Цыганника, Л.Е. Хворовой, Ю.М. Шпрыгова, посвященных изучению различных аспектов творческого наследия писателя и, в частности, касающихся в некоторой степени осмысления женских характеров в раннем творчестве.

Учтена многолетняя творческая деятельность кафедры русской и зарубежной литературы ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» в области цен-сковедения.

В процессе исследования применялись текстологический, культурно-исторический, сравнительно-исторический, культурно-аксиологический методы II подходы.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней исследовательское внимание направлено на самобытность женских характеров в творчестве С.Н. Сергеева-Ценского, раскрывается их уникальность и идейно-художественная значимость в рамках специального диссертационного сочинения. Работа дает представление о важнейшей части самобытной прозы писателя, выявляя функциональную значимость русского женского характера в прозе талантливого художника слова. Исследование обозначенной проблемы способствует расширению представлений о художественном методе писателя, его подходе к миру и человеку.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что она способствует более глубокому пониманию художественно-философских аспектов поэтики прозы Сергеева-Ценского, позволяет оценить специфику его прозы как оригинальное эстетическое явление эпохи начала XX века в аспекте общекультурной доминанты и в системе собственных, авторских открытий. Диссертация уточняет в этой связи некоторые мировоззренческие установки писателя, специфику его символики, факторы ее «врастания» в общую «реалистичность» повествования. Материалы и выводы помогают полнее представить такое теоретическое понятие, как «художественный мир» этого автора, глубже проникнуть в индивидуальную специфику его творчества.

В теоретическом плане работа в достаточной степени акцентирует также роль пейзажа в художественном произведении, поскольку Сергеев-Ценский обладал оригинальным, пожалуй, не похожим ни на кого воображением художника. Отсюда и констатация - подтверждение факта, высказанного в работах Л.Е. Хворо-вой, О.В. Нарбековой о том, что рассматриваемые произведения, их как формальные, так и содержательные признаки, «вырастают» из пейзажных полотен. Другими словами, первичен пейзаж, а указанные признаки воспринимаются как «вторичные». В связи с этим в работе уточняются функции взаимодействия пейзажных элементов с другими атрибутами поэтической выраженности (в частности, с портретными характеристиками).

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их использования в процессе дальнейшего научного изучения творчества С.Н. Сергеева-Ценского. Кроме то-

го, материалы исследования полезны при составлении лекций, спецкурсов и спецсеминаров, посвященных роли образа женщины в русской литературной традиции, а также для осмысления других актуальных вопросов постсоветского ценсковедения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Несмотря на то, что все три рассматриваемые произведения имеют отношение к раннему творчеству, все они, тем не менее, представляют разные моменты эпохи «великого слома», как духовного, так и социального. «Лесная топь» характеризует состояние духовного спада и растерянности общества и конкретной личности (в данном случае - женщины) в эпоху поражения революции 1905-1907 годов. В «Печали полей» ощущается смутное предчувствие начала великой трагической катастрофы для России -Первой мировой войны, а роман «Валя» создавался много лет, с перерывом для самого писателя, призванного в армию. Все эти перипетии существенным образом не отразились на пульсации отдельных деталей облика главных героинь - Антонины («Лесная топь»), Анны («Печаль полей»), Вали, Натальи Львовны («Валя»), Схожие поэтико-философские тенденции, рассматриваемые в диссертации, присущи всем упомянутым героиням. Следует признать в этой связи некую эстетическую целостность эпохи начала века, воссозданную молодым Сергеевым-Ценским в трагических красках.

2. В том числе и через психологию женских характеров автор пытается вскрыть глубокие социально-нравственные проблемы современного ему общества предреволюционной эпохи. Его, в частности, серьезно волнует кризис семейных отношений, утрата в женщинах материнского чувства, их свободное и своевольное отношение к супружеским обязанностям, к браку в целом. Изображая отношения в семье, автору важно воссоздать утрату должных естественных связующих звеньев в преемственности поколений -уважения младших к старшим, признания их авторитета, уважения и понимания старшими новых тенденций в «лагере детей».

3. Женские характеры, воссозданные Сергеевым-Ценским, помогают также читателю осознать некий «анахронизм» в отношениях между мужем и женой, особенно в крестьянских семьях («Лесная топь»), сопоставить их специфику с отношениями в сре-

де других сословий («Печаль полей» и «Валя»), Наряду с серьезной деградацией института семьи в целом и негативным отношением к ней автора следует подчеркнуть, однако, и упомянутый анахронизм (на уровне бытовых, а не законодательных реалий): деспотичность мужчины в доме, частое отсутствие равноправия в отношениях, нередко и отсутствие так называемой «физиологической любви». Все это естественным образом провоцировало представительниц слабого пола к крайней решительным, неординарным, а иногда и из ряда вон выходящим поступкам (как, например, убийство матерью своей дочери в «Лесной топи»).

4. Как и у других писателей - современников раннего Сер-геева-Ценского (в первую очередь, И.А. Бунина) в специфике построения женских характеров, как и в повествовании в целом, очевидна постоянная и глубокая грусть по всему уходящему и одновременно напряженное ожидание будущего, полного роковых предчувствий. Ощущение грусти, тоски, фактическое постоянство мортального мотива: смертельный, безвременный финал всех без исключения молодых женщин (кроме Натальи Львовны), а также детей, делают большинство произведений раннего Сергеева-Ценского трагически роковыми с налетом откровенной безысходности.

5. Тема дома, широко представленная в раннем творчестве, явилась символическим индикатором пульсирующего по всему поэтическому пространству мотива разрушения, либо его предчувствия. Дом раннего Сергеева-Ценского не только не спасает, но и губит; его покинула благодать, в нем нет теплоты, напротив, очевидна безжизненная пустота. Мортальный мотив в данном аспекте усиливается реминисценцией тишины, которая у раннего Сергеева-Ценского носит трагическую окраску и символизирует кризис, застой отношений внутрисемейных. Аксиома кредо раннего писателя такова: дом без женщины не только не может существовать, но и сама женщина является разрушительницей домашнего очага и даже становится причиной несчастий мужчин (поведение Антонины в «Лесной топи» и Вали в одноименной поэме, роковая трагедия Анны из «Печали полей»),

6. Способы построения женских характеров раннего Сергеева-Ценского характеризуются следующими особенностями: через де-

тали портретных характеристик, поданных штрихообразно, «пунктирно», «разбросанных» по всем текстам произведений - к осмыслению и типизации основополагающих психологических черт того или иного характера в целом.

7. Оригинальность формирования женского характера раннего Сергеева-Ценского невозможно констатировать без учета той основополагающей роли, которую играют в произведениях развернутые пейзажные характеристики. Природные компоненты, имеющие в произведениях различные способы воплощения: от философии заглавия и малых художественных деталей до развернутых сюжетно-композиционных средств выражения - одно из важнейших средств раскрытия женских образов в рассматриваемых произведениях. Тот или иной конкретный природный компонент с символико-философским наполнением ассоциируется с именем конкретной женщины: ЛЕС («Лесная топь») - с Антониной, ПОЛЕ («Печаль полей») - с Анной, МОРЕ - с Натальей Львовной («Валя»),

Сформулированные положения для защиты «провоцируют» содержание рабочей гипотезы. Констатируемые особенности построения женских характеров в ранней прозе С.Н. Сергеева-Ценского, специфика их подачи (роковой трагизм, холод одиночества, разрушение семейных отношений, давящая на повествование мортальная аура, массовый уход из дома как один из стабильных факторов философии разрушения, во многом обусловлены не только и возможно не столько общей поэтико-философской доминантой Серебряного века, поскольку, несмотря на некоторую схожесть с писателями-современниками, он все-таки был в основном и целом продолжателем традиций, заложенных в веке девятнадцатом, а скорее трагическими и даже фатальными перипетиями ранней собственной личной жизни. Неслучайно, что сам Сергеев-Ценский, оставшись круглым сиротой, потеряв всех близких родственников, вынужденный уйти из дома, всегда категорически не любил вспоминать свое детство, писать биографию, а Тамбовщину покинул навсегда и больше никогда не возвращался. Речь в данном случае идет не о том, что Сергеев-Ценский не любил Тамбов, а о более сложном чувстве, которое по каким-то причинам не «пускало» его на родину. Рассматриваемые произведения «Валя» и

«Лесная топь», написанные на тамбовском материале, несут откровенную печать трагичности, вполне очевидно, прежде всего, по вышеназванным причинам.

Кроме того, одиночество по жизни, непонимание окружающих, боли и обиды, причиненные ими, отсутствие любящей женщины, несчастная любовь закрепили за Сергеевым-Ценским имидж одинокого скитальца (имеется в виду, прежде всего, пафос его раннего творчества, формирующий его как «биографического автора»), схожего с его особенно любимым М.Ю. Лермонтовым (версия Л.Е. Хворовой).

Крымский материал («Валя») создает уже иное настроение, несмотря на отмеченные перипетии мрачности и безысходности.

Апробация работы. Основные ее положения были апробированы в 9 научных публикациях (4 из них - опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК), а также в ходе XIII Научно-практической конференции «Грани творчества» (Тамбов, 2009), Международной научно-практической конференции «Современные направления теоретических и прикладных исследований» (Одесса, 2010). Кроме того, материалы диссертации были опубликованы также в научном журнале аспирантов и преподавателей (Курск. 2011) и апробированы в рамках II Международной заочной научно-практической конференции «Филология и лингвистика: современные тренды и перспективы развития» (Краснодар, 2011), а также в рамках Межрегиональной научно-практической конференции «Русское подстепье и его историко-культурный ареал в литературе Х1Х-ХХ веков» (Елец, 2011).

Основные положения диссертации также неоднократно обсуждались на заседании кафедры истории русской литературы Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, на занятиях межвузовского научного семинара студентов и аспирантов «Русская литература XX века: взгляд из сегодня» при Международном научном центре изучения творческого наследия Е.И. Замятина в Тамбове.

Структура работы. Диссертация включает Введение, три главы, Заключение. Приложен Список использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении представлена история изучения вопроса, обобщены подходы к анализу ранней прозы С.Н. Сергеева-Ценского, обосновываются актуальность и научная новизна диссертации, определяются цель и задачи исследования, формулируются положения, выносимые на защиту, определяется теоретико-методологическая база, излагаются теоретическая значимость и практическое значение работы, описывается его структура, приводятся данные об апробации диссертационного исследования.

В первом параграфе первой главы «Поэтика характера женщины в ранних произведениях С.Н. Сергеева-Ценского» рассматриваются портретные характеристики героинь писателя.

Один из первых женских образов Сергеева-Ценского, представленных «крупным планом», - Антонина, центральный персонаж поэмы «Лесная топь». Судьба главной героини этого произведения трагична: после пережитого в лесу страха она проживает всю свою жизнь с искалеченной психикой, испытывая одно разочарование за другим, в конце же умирает в расцвете сил трагической и страшной смертью. В повести использованы авторские наблюдения над крестьянской жизнью в Тамбовской и Рязанской губерниях. Несмотря на отмечаемые всеми странности («кликуша», «порченая» - так называют ее в деревне), у Антонины «красивое белое лицо и тонкие руки». Ее внешний облик окутан очарованием. В работе уделяется подробное внимание расширенной семантической выраженности оригинально найденных автором выразительных эпитетов Антонины в разных жизненных ситуациях, делается вывод о ее портретной характеристике, связанной с русским народным идеалом красоты.

Иного типа красота Анны - героини поэмы «Печаль полей», события которой развертываются также в глубинах черноземной России. «Барыня» Анна далека от идеала лубочной красавицы: «Кругла-а на все четыре угла!». Анна необычайно хрупкая, и Цен-ский неоднократно будет подчеркивать эту особенность, органично соединяя хрупкость с нежностью, благодаря чему рождается необычайно обаятельный образ: лицо Анны «прозрачное и чистое»; шея «девически нежная»; тело «нежное», «теплое», «роб-

кое»; руки «тонкие», с «милыми ямочками» на сгибе локтей. Необыкновенно хороши глаза Анны: широкие, карие, золотистые «от проглоченного ими солнца».

Анна бережно взращивает зародившуюся в ней жизнь, однако тени шестерых нерожденных не позволяют ей насладиться чудом ожидания материнства. Особенно ярко в деталях, штрихах портретных характеристик этой женщины отражено оригинальное авторское мастерство замечать тонкие психологические детали облика в целом.

Овеянный особым очарованием женский образ появляется в поэме «Валя», «ретро-персонаж» (Л.Е. Хворова). Валя - художественное открытие раннего Сергеева-Ценского. Ее нет в живых, но в то же время она незримо присутствует на протяжении всего повествования, влияя на мысли и поступки других персонажей. Такой художественный ход был продиктован, очевидно, замыслом произведения: С.Н. Сергеев-Ценский признавался, что «невидимыми» героями поэмы должны были стать время и память. Валя является сюжетообразующим центром - она живет в воспоминаниях мужа, Алексея Иваныча Дивеева. Прошлое настолько довлеет над этим человеком, что он не замечает настоящего, и, по сути, отказывает себе в будущем. В отличие от крестьянки Антонины и «барыни» Анны, Валя - представитель интеллигенции, и, может быть, потому красота ее иного типа. Стиль повествования накладывает отпечаток на характер описания героини: в произведении нет подробных портретных описаний Вали (как, например, в случае с Натальей Львовной - другой героиней романа), и ее внешний образ (как, впрочем, и внутренний облик) читатель вынужден «собирать» из отдельных штрихов, деталей, а порой даже ощущений других персонажей. Причудливо трансформируется образ Вали в глазах других персонажей. Поскольку в Вале запечатлено крайне мало «реальных» примет - бытовых, национальных, временных, социальных, - возникает образ не «заземленный». Отчетливо ощущаются импрессионистические черты описания. Подобной ауры лишена Наталья Львовна, образ которой выписан Сергеевым-Ценским в типичных «красках» серебряного века, когда духовно-нравственное начало уходит на задний план, а порой и вовсе стирается. Определяющие черты ее портрета Сергеев-Ценский дает

практически сразу: строгость, чёрный цвет, одиночество и выразительные глаза - к этим деталям, возникшим в данном описании, писатель многократно возвращается в ходе повествования.

Как и в образе Анны Ознобишиной, в образе Натальи Львовны Ценский выделяет детские черты. Однако, несмотря на них, Наталья Львовна - сильная женщина. И опять для писателя важно, что на это указывают не только её поступки, но и отдельные детали внешности. В работе делается акцент на анализе «циркового начала» в облике этой женщины, на контрастном противопоставлении черного и белого цветов.

В целом портретные характеристики героинь С.Н. Сергеева-Ценского, как правило, не являются целостными и подробными. Для писателя важно подчеркнуть отдельные ключевые детали, причем нередко один и тот же штрих повторяется в различных вариантах несколько раз. Как правило, внешний облик и духовная сущность не контрастируют; напротив, отдельные портретные характеристики приближают к пониманию духовных устремлений героев, способствуют раскрытию их внутреннего мира, приближают к пониманию смысла многих суждений и поступков. Писатель не стремится воссоздать определенный социально-психологический портрет. Складывается впечатление, что для него важно зафиксировать определенное состояние души в её вневременных и внепространственных координатах. Герои Сергеева-Ценского нередко пребывают в одно и то же время в двух мирах - реальном и фантастическом, которые, переплетаясь, составляют неразрывное единство.

Во втором параграфе «Новое» время — «новые характеры». Ценностные ориентации женщин в поэмах Сергеева-Ценского» акцентируется внимание на новом содержании духовного типа культуры, на моментах сложной исторической эпохи, на заметной активизации общественной жизни, на основе которой развились и окрепли черты этой самой новой культуры, строившейся на критическом переосмыслении многовекового опыта человечества, существующих представлений о мире, Боге, народе, национальном характере. Одной из характерных примет культуры рубежа веков стало переосмысление женственности. В литературе данного периода рождаются женские образы, разительно отличающиеся от

того идеала, который прочно сформировала предшествующая литературная традиция. В диссертации анализируются суждения известных философов данной эпохи о характере женщины и русского народа в целом.

Сергеева-Ценского в этом аспекте волнуют нравственные устремления его героинь. Как влияет на их нравственный облик окружающая среда, впитавшая веяния «нового» времени? Тягостная духовная атмосфера, приметами которой стали настроения отчаяния и пессимизма, отразилась в произведениях писателя. В Антонине нет христианского смирения. Все ее попытки «заработать» душу приводят к прямо противоположному эффекту: героиня совершает один грех за другим: убийство своего ребенка, подталкивание к самоубийству - самому страшному прегрешению с точки зрения христианской морали - калеки Зайцева. Героиня обречена на то, чтобы жить с осознанием собственной греховности. Для Антонины неразличимы вера и суеверие. Ее характер строится на оксюморонных (противоречивых, сложно сосуществующих) характеристиках: она прекрасна внешне - но искалечена психически; способна на жалость и доброту - но совершает не одно злодеяние; стремится к гармонии - но всю жизнь живет под тяжестью греха. Совсем в ином ключе создан характер героини поэмы «Печаль полей» Анны Ознобишиной. Внутренний мир Анны, её душевный склад, раскрыты в поэме очень подробно. Сила ее абсолютно в другом, в противоположность Антонине - на фоне физической слабости эта женщина обладает стойкой духовной организацией. Ее «хрупкую» красоту, с нашей точки зрения, можно оценивать как проявление высшей гармонии. В работе обращается внимание на психологию цветовых решений, что является характерной чертой оригинального художественного письма именно Сергеева-Ценского.

В противоположность Анне, героиня романа «Валя» не добра. В жене Дивеева нет и трепетного отношения к православным канонам. Любопытно, что характерной особенностью творчества Сергеева-Ценского является такая деталь: ключевые моменты в жизни отдельных персонажей происходят в канун церковных праздников, тем самым писатель как бы обозначает путь героя либо к Богу, либо от Бога. Этот прием использован и в «Вале».

Именно на четвертой неделе поста, перед Пасхой, когда муж и сын находятся в церкви, героиня совершает один из самых страшных грехов. Валя не только приводит в дом любовника, но и лжет мужу. Не с лучшей стороны характеризует её разрыв с семьёй: она бросает не только мужа, но и сына, который, лишенный материнской заботы, умирает спустя несколько месяцев. Вместе с тем довольно сложно увидеть Валю такой, поскольку читатель воспринимает ее глазами Дивеева, который в силу своей необычайно тонкой душевной организации, внутренней порядочности и владеющего им чувства к жене оправдывает любой ее поступок, любое деяние. Введение же упомянутого принципа «ретро-персонажа» выполняет многоплановую и прежде всего сложную психологическую функцию в обрисовке характера героини, делает ее облик не прямолинейным, а сложным, поэтичным, многосмысловым. Ярко обрисовывает автор нравственный облик другой героини поэмы - Натальи Львовны, устремленной прежде всего к внешней красивости. Думается, что именно в этом персонаже отмечены следы парафразирования известного тезиса Достоевского о смысле красоты, в частности, женской. Наталья Львовна - дитя XX века -независимая, гордая и решительная современная женщина, «актриса по жизни». Для нее важно устроить собственную жизнь удобно и выгодно. Все же ей при этом хочется, чтобы рядом был мужчина, близкий человек. В работе сравниваются все четыре героини, их поэтико-психологические характеристики, рожденные новой эпохой и по-своему интерпретированные С.Н. Сергеевым-Ценским. Героини писателя, будучи разными внешне, по характеру, по социальному происхождению, тем не менее, объединены общей целью: каждая из них ищет себя, пытаясь обрести внутреннюю гармонию.

Во второй главе «Мысль семейная» в ранних произведениях С.Н. Сергеева-Ценского, в параграфе 1 рассматривается тема женской судьбы в произведениях С.Н. Сергеева-Ценского в аспекте преемственности поколений. Рядом с молодыми женщинами писатель рассматривает судьбы представительниц разных поколений -от «древних» старух до переполненных жизненной энергией девочек-подростков. Самое старшее поколение женщин персонифицировано в образах бабки Марьи и слепой Агафьи («Лесная топь»).

Мудрости, присущей бабке Марье, у последующего поколения уже нет. Если бабка Марья — воплощение некой первозданной мудрости, то старуха Агафья, мать Бердоносова, - иллюстрация безрадостной старости. Писателя тревожит состояние современной семьи, где потерян авторитет старшего поколения: хранительница рода слепа и беспомощна. Угнетает, но несколько в ином смысле безрадостная доля Александры - жены хозяина лесопильни Бердоносова. Её муж - олицетворение домашнего деспота, тирана. Он не жалеет ни собственных детей, ни жену, которую бьет нещадно. Не удивительно, что Антонина не хочет мириться с подобной участью. По закону жанра, как человек, лишенный будущего, Антонина погибает. Топь жестоко расправляется с той, которая попыталась взбунтоваться против ее законов.

Не удовлетворены своей жизнью и другие молодые героини С.Н. Сергеева-Ценского. На страницах его произведений изображено целое поколение молодых, красивых, полных жизненных сил женщин, которые, однако, не в силах найти свое место в жизни. Обреченные на вечный поиск, они не находят счастья и, не смирившись с этим, гибнут.

Смерть - постоянный и типичный исход для молодых героинь писателя. Он же ожидает и Валю. Читатель вынужден восстанавливать события по крупинкам, а её образ — по отдельным деталям. Попытка изменить свою жизнь, вырваться из привычной атмосферы приводит героиню к гибели: разочарованная, униженная, она умирает во время родов. Иной доли ищет и другая героиня этого произведения - Наталья Львовна. Наталья Львовна - натура сильная, сложная, бунтующая, сломить такой характер не просто. Не потому ли Ценский словно дает ей еще один шанс, сделав ее одним из центральных персонажей во второй части дилогии — «Обреченные на гибель» (1923)? Каждая из молодых героинь С.Н. Сергеева-Ценского по-своему несчастна, и у каждой из них -своя печаль. Независимо от социального положения, особенностей характера, семейного положения, героини стремятся изменить привычную жизнь, находятся в поиске, но так и не обретают ту «радость большую», к которой стремится их душа. Умением радоваться жизни писатель наделяет юных героинь своих произведений - девочек-подростков. Их образы пленительны: С.Н. Сергеев-

Ценский словно подчеркивает, что молодость - это прекрасное время, открытие себя миру, становление, «расцвет» человека (Маша - «Печаль полей», Саша - «Валя»), Сергеев-Ценский проверяет их хрупкие характеры «на прочность», ставя, как это и бывает в жизни, неожиданно перед лицом опасностей. Такие характеры эпизодичны, однако служат ярким дополнением к тем характеристикам, которые являются для автора наиважнейшими. Судьба девочек-подростков предсказуема: очарование юности исчезает под натиском беспощадной жизни. Повзрослев, они теряют обаяние юности; автор предрекает им безрадостное будущее.

В параграфе втором «Особенности художественной реализации материнской темы в произведениях С.Н. Сергеева-Цен-ского» осмысливается деформация в них облика женщины - матери. Мать — это прежде всего любовь - милосердная, прощающая. Эта мысль четко оформлена уже в произведениях древнерусских авторов. Мать является заступницей, спасающей ребенка от всевозможных бед. В русском космосе женщина обретает ценность, прежде всего в ипостаси матери.

В русской классической литературе этот образ священен, хотя это, конечно не значит, что он представлен только идеальной матерью. В поэме «Лесная топь» появляется образ, столь нетипичный для русской литературы - образ матери-детоубийцы, хотя он и знаком, как русской, так и мировой культуре в целом. Лишенная материнских чувств, Антонина безжалостно отказывает девочке в праве на жизнь.

Совсем иной пафос страдания присущ другой героине - Анне, которая, в противоположность Антонине шесть раз пытается безуспешно родить. Великое чувство материнства заложено в этой хрупкой женщине.

Говоря об Анне как о будущей матери, автор обращается к образу земли, традиционному символу плодовитости, радости. «Мать сыра земля» - традиционный для русской культуры образ -и образ героини «Печали полей» словно сливаются в единое целое. От традиционного типа женщины-матери отклоняется образ Вали («Валя»). В воспоминаниях Алексея Иваныча она присутствует как любящая мать. Тем не менее, это не мешает ей оставить сына ради призрачного счастья с другим мужчиной. Валентина само-

стоятельно принимает решение оставить мальчика с мужем и уходит из дома, даже не попрощавшись с Митей. Очевидно, подросток был очень привязан к матери - неслучайно разлука с ней становится для него смертельной. Этот эпизод красноречиво демонстрирует авторскую позицию: семья эпохи начала XX века неумолимо разрушается, члены семьи отчуждены и разрозненны, между ними возводятся стены непонимания. Как замечал С.Н. Сергеев-Ценский, «институт семьи» оказался обреченным на гибель — и во втором романе дилогии (1923), где показано три таких семьи, эта тема прозвучит с особой силой.

Вместе с тем, к образу матери Сергеев-Ценский относится с особым трепетом. По наблюдениям О.В. Нарбековой, в поэме «Валя» присутствует образ, в котором воплощена идея материнского начала, - это образ опальной царицы. Образ матери в поэме «Валя» оказывается, таким образом, призрачным, поданным в виде красивой легенды. Традиционный же тип матери не был бы органичен в произведении, где «мысль семейная» терпит крах. Очевидно, именно беспокоящий писателя кризис современного института семьи стал причиной того, что он отказывает своим молодым героиням в праве на материнство: ему кажется, что у этих женщин нет будущего, так же, как его не будет у их детей: в результате духовного разлада, царящего в обществе, вырождение неизбежно.

Эта мысль находит свое развитие в третьем параграфе «Дом для женщины и дом без женщины: мотив разрушения семейного очага», где анализируемая трагедия неизбежно ведет и к распаду дома как некоего космического символа, представляющего собой уменьшенную модель вселенной. Дом — это не только постройка, но и семья, люди, живущие под одной крышей. Как закрытое место дом традиционно символизировал женщину и был местом женщины. В русской традиции этому образу также отведено особое место.

Дом у раннего Сергеева-Ценского - это такое место, которое не спасает, не греет, из которого либо уходят, либо его пространство не в состоянии стать символом счастья и продолжения рода. В домах раннего Сергеева-Ценского «спрятана жуть». Это ощущают все его героини. Обитатели дома словно замурованы в «жуткой тишине комнат». Для творческой манеры Сергеева-Ценского

характерно многократное подчеркивание деталей, которые кажутся ему важными. Такой характеристикой домов становится «жуткая тишина комнат». Тишина несёт явную негативную нагрузку. Мотив тишины сопрягается с нависшим над повествованием раннего писателя мотивом смерти.

В поэме «Валя» звучит тема ненужности дома без женщины — его хранительницы. Сергеев-Ценский показывает, что женщина, не выполняя своего высокого предназначения, становится причиной не только разрушения семьи, но и гибели мужчины - не важно, духовной или физической (сюжетная линия Дивеева). Роль дома в жизни героинь С.Н. Сергеева-Ценского приобретает все меньшее и меньшее значение. Ни одна из них не признается в любви к дому, описание которого в основном имеет негативную направленность. В художественном пространстве произведений этого писателя дом теряет очарование домашнего очага и становится местом, где человек не может реализовать себя, обрести счастье. Однако попытки покинуть его не приводят героев к искомому результату, напротив, ведут к гибели, к духовному и физическому краху.

Сергеев-Ценский показывает, что дом перестает выполнять свои важнейшие функции - сохранение и передачу семейных и культурных традиций, защиту от «пустоты». Это состояние тревожит писателя: традиции разрушены, альтернативы же им нет. Героини Сергеева-Ценского не могут найти выхода из жизненного тупика. Покидая пространство дома, Антонина и Валя гибнут. Будучи героиней замкнутого пространства, Анна до конца своих дней остается в доме, где она не смогла обрести счастья и который мечтала покинуть.

Очевидно, только женщина способна возродить дом к жизни -и об этом особенно ярко свидетельствует поэма «Валя». Однако для этого необходимо, чтобы женщина чувствовала себя счастливой. А что же такое счастье для героинь Сергеева-Ценского? Каждая из них понимает его по-своему, однако всё, к чему стремятся женские персонажи этого автора, может дать только семья: любимый мужчина, дети, душевное равновесие. Круг замыкается: дом умирает без женщины, женщина же страдает, ощущая нехватку тепла домашнего очага.

Третья глава «Стихия женщины и стихия природы: гармония или противостояние?» делится на три части. Параграф первый посвящен функционированию темы природы в поэме «Лесная топь» как средству создания образа главной героини»; во второй части речь идет о природном компоненте «Поле» в художественной концепции поэмы «Печаль полей»; в третьей - о природных реалиях в поэме «Валя» как составляющей образной характеристики героинь.

Пейзажная живопись Сергеева-Ценского необыкновенно самобытна и колоритна, что неоднократно отмечалось исследователями. В художественной литературе, как известно, обычно выделяется четыре основных функции пейзажа: сюжетно-компози-ционная, которая создает фон для героев и персонажей и описывает хронотоп; символическая, или психологического параллелизма, когда с помощью описания природы передается внутренний мир героя; функция создания эмоциональной тональности, направленная не на героя, а на читателя; эстетическая, когда пейзаж становится самоцелью. Все эти функции в той или иной степени реализуют сочные пейзажные картины Сергеева-Ценского, доставляющие читателю огромное наслаждение.

Роль пейзажных зарисовок в поэме «Лесная топь» многопла-нова. Как видим, уже в заглавие этого произведения включена вполне конкретная природная реалия. Она сразу же очерчивает место действия - топкое, болотистое, вязкое место. В работе проводятся сопоставления в этой связи с писателями-символистами, современниками Сергеева-Ценского, рассматривавшими этот топос - А. Блоком, К. Бальмонтом, А. Белым.

Пейзаж в поэме «Лесная топь» представляет собой синкретичное сплетение образов, звуков, запахов, создающее эффект присутствия на месте действия, управляющее эмоциями читателя, что в немалой степени способствует раскрытию писательского замысла. Пейзажные картины помогают глубже понять образ главной героини поэмы — Антонины.

Лес, болото стали героине враждебными. Атмосфера «лесной топи» окружает ее негативом, предрекая бесплодность всех ее поступков, намекая, что не будет она счастлива в результате всех тех событий и перемен, которые происходят в ее жизни. Лес - сила,

враждебная героине, место, где скрывается топь - олицетворение ее страхов и сомнений. Пессимистический пейзажный фон, создающий атмосферу безысходности, на протяжении всего повествования окружает Антонину.

Говоря о роли пейзажных зарисовок в поэме «Лесная топь», следует отметить все четыре основные функции, которые используются в художественной литературе. Представляется необходимым особо подчеркнуть ту роль, которую играет пейзаж в создании образа главной героини произведения. Мрачные пейзажные штрихи сопровождают начало каждого серьезного этапа в жизни Антонины. Читатель будто бы заранее узнает, что она не выберется из «топи», и это знание дает ему возможность размышлять над вопросом «почему?» не только после прочтения всего произведения, но и в процессе знакомства с ним.

Название поэмы в прозе «Печаль полей» также включает в себя конкретную природную реалию. С понятием «поле» четко ассоциируется понятие «простор». Тема пространственной беспредельности - один из структурообразующих элементов русской литературы и культуры в целом. Своеобразным убежищем от гибельного простора для Анны, главного женского персонажа данного произведения, становится сад - искусственно разбитый и ухоженный участок природы, который положительно представлен в традиционной символике. Сад для Анны - не просто укромное место, защищающее ее и от посторонних взглядов, и от бескрайних просторов; это особый мир, населенный вполне реальными, живыми существами; мир, помогающий ей хотя бы на время скрыться от всепроникающего взора полей. Однако сад не в силах помочь героине, избавить ее от «сосущей тоски», когда она мечется, «чего-то ища по комнатам, по аллеям и узеньким дорожкам в саду, на дворе, между цветочными клумбами». Восприятие Анной полей зависит от ее эмоционального и даже физического состояния. Поля кажутся Анне простыми, понятными, и в то же время настраивают ее на философский лад. Добрая Анна жалеет всех и всё, и ее доброты сострадания хватает и на поля. Она понимает, что является частью этого мира, и поле встречает ее как свою. Автор олицетворяет поле; очень часто оно похоже на Анну. Оно, как и героиня, может болеть, тосковать, страдать.

Поля, скрывающие тайну, не дают ответа лирическому герою, так же, как и Анне, которая связана с ними общей болью, общей тоской. Поля объединяют все живое в неразрывное целое. Другими словами, поле в художественной концепции С.Н. Сергеева-Ценского становится аллегорическим изображением жизни - с одной стороны, это «краски цветущего», ароматы цветов, с другой -«чернота и боль». Поля в поэме - тоскующие и печальные, и в то же время - «простые и гладкие, загадочные, бездонно глубокие, близкие и родные». Это стихия близкая, родная, и в то же время безжалостная, губительная. Это совмещение несовместимого и превращает жизнь в «подделку под жизнь», заставляет героев почувствовать, что «вся жизнь не то», «жизни нет на самом деле», и в конце концов, убивает Анну.

Роман «Валя», так же как и повесть «Лесная топь» и «Печаль полей», создан в традициях оригинального «ценского» поэмного жанра (Л.Е. Хворова). Место действия в этом произведении разительно отличается от рассмотренных ранее произведений: автор переносит его в живописный край, столь не похожий на родную писателю Тамбовщину: морские виды, горы, солнце, «такое явное», что «очевидно было, что от него - жизнь». Примечательно, что в сценах, где появляется Валя, пейзажные зарисовки, на первый взгляд, относятся к ней в меньшей степени, чем к другим героям произведения. Очевидно, это можно объяснить тем, что этот «ретро-персонаж» живет только в субъективных ощущениях героев; не являясь, если можно так выразиться, «полноправным» действующим лицом, Валя не может раскрыть свое видение мира. Сергеев-Ценский словно предоставляет читателю право разгадать тайну очарования этой героини, и постичь этот таинственной образ в немалой степени помогают пейзажные вкрапления. Символический образ Земли воплощает в данном произведении авторскую идею о противопоставленности «земного» и «небесного», обыденности и мечты. Земля, «у которой своя бухгалтерия», разрушает счастье Алексея Ивановича, превращая его жизнь в серое существование.

К образу Натальи Львовны с помощью природных реалий автор также добавляет несколько важных штрихов. Существенной деталью, на наш взгляд, является привычка героини «часами» смотреть на море. Чем же так привлекает эта стихия, не подвласт-

ная человеку, молодую женщину? Очевидно, тяга Натальи Львовны к бескрайним морским просторам обнаруживает её склонность к размышлениям о собственной судьбе, о настоящем, прошлом и будущем. Состояние Натальи Львовны в такие моменты, очевидно, близко тому, которое владеет лирическим героем стихотворения Сергеева-Ценского «Здравствуй, море!»: «Сердце слышит и берег и море. / Сердце бьется тревожно во мне...». У Ценского море - это воплощение того «голубого», по которому внезапно начинает тосковать душа («И вдруг опять подымается в неясном сознании огромное голубое и зовет...»). То, что Наталья Львовна очарована морем, характеризует ее как натуру эмоциональную, способную воспринимать и «сказку», и «тайны».

Пейзаж из обычного фона в произведениях раннего Сергеева-Ценского превращается в полноправное средство раскрытия авторской позиции. Для писателя характерно представление о мире как о живом, целом единстве, и, видимо, потому «личность для Сергеева-Ценского - синтез природного и человеческого. Красочные пейзажные зарисовки, умело введенные в ткань художественного произведения природные реалии, в немалой степени помогают оценить специфику женских персонажей. Глубинная связь женских персонажей Сергеева-Ценского с природой прослеживается на протяжении всего повествования. Порой границы между ними и их природным окружением размываются, что становится одним из способов описания героинь, художественного воссоздания их внутреннего мира и душевных устремлений.

В Заключении подводятся итоги исследования, намечаются некоторые перспективы в дальнейшем изучении проблемы.

Не часто становясь центральными в произведениях Сергеева-Ценского, женские образы, созданные творческим гением этого писателя, занимают, несомненно, достойное место в галерее женских персонажей, которыми по праву гордится русская литература, поскольку каждая из героинь Сергеева-Ценского самобытна и обладает самостоятельным эстетическим содержанием. Характер каждой из героинь Сергеева-Ценского сложен, многогранен. Все его женские персонажи в той или иной степени - «русские душой». Однако их внутренний облик во многом изменяется под влиянием специфической духовно-исторической ситуации, как и

сами они меняют эту духовно-историческую ситуацию, которая нередко провоцирует поступки, идущие в разрез с традиционной моделью поведения женщины, знакомой по произведениям русской классики предшествующего периода. Происходит актуализация ценностей, продиктованных «новой» эпохой. Внутренние потребности эпохи корректируют духовные запросы времени. Новые идеи, нередко входившие в противоречие с привычными представлениями и стереотипами, причудливо соединялись с особенностями менталитета русской культуры, опираясь на национальные традиции. Антонина, Валя и Наталья Львовна - героини разомкнутого пространства, поскольку они покидают свой родной дом, безуспешно пытаясь обрести счастье в иных просторах. Анна, напротив, — героиня замкнутого пространства. Она мечтает покинуть его, однако ничего не предпринимает для этого. Однообразие, «однозвучность» ее существования обрекает молодую женщину на гибель. «Дом» не способен защитить ее от «пустоты полей», от несправедливости жизни. Природные реалии удивительно органичны даже в сценах, происходящих на бытовом фоне. Они раскрывают глубину переживаний героинь, позволяют постичь силу их нравственных переживаний, передают авторское отношение к происходящему. Нередко пейзажные штрихи выполняют некую прогностическую функцию, позволяя читателю предугадать ход происходящих событий. На наш взгляд, подобный прием делает повествование повышенно психологичным.

Удивительно тонко выписанные картины природы поражают многозвучием, многопредметностью и детальностью, стереоскопичностью авторского взгляда, подчёркивают природность героинь С.Н. Сергеева-Ценского, а мотивы печали, томительного ожидания, быстротечности жизни и неудовлетворённости желаний расширяют горизонты смысла того или конкретного эпизода.

Женские образы С.Н. Сергеева-Ценского помогают более глубоко оценить своеобразие его писательской манеры, позволяют раскрыть специфику мировидения этого автора, открывают новые грани идейного смысла произведений. Обращение к женским образам в значительной степени приближает к пониманию логики развития миропонимания художника, выявляют его отношение к переменам, происходящим в обществе.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1. Кульбашная Е.В. Поэтика женского характера в ранней прозе С.Н. Сергеева-Ценского // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - №4 (72). - Тамбов, 2009. -С. 155-158.-0,1 п.л.

2. Кульбашная Е.В. Дом для женщины и дом без женщины: мотив разрушения семейного очага (по поэме С.Н. Сергеева-Ценского «Валя») // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. №10 (102). - Тамбов, 2011. - С. 221224. - 0,2 п.л.

3. Кульбашная Е.В. «Печаль полей» как «помазание» на длинную печать жизни» (на материале поэмы С.Н. Сергеева-Ценского «Печаль полей») // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - №12 (104). - Тамбов, 2011. -С. 231-235.-0,3 п.л.

4. Кульбашная Е.В. Диалогические отношения человека и природы в ранней прозе С.Н.Сергеева-Ценского (поэмы «Печаль полей» и «Валя»)// Вестник Череповецкого государственного университета. Серия: Филологические науки. -№ 1 (36). - Т. 1. - 2012. - С.75-79. - 0,2 п.л.

в других изданиях:

5. Кульбашная Е.В. «Новое» время - «новые» характеры. Образ Натальи Львовны в романе С.Н. Сергеева-Ценского «Валя» // Грани творчества: материалы XIII открытой областной научно-практической конференции. — ТГТУ: Тамбов, 2009. - С. 36-38. -ОД п.л.

6. Кульбашная Е.В. Специфика женского характера в повести С.Н. Сергеева-Ценского «Лесная топь» // Державинские чтения: Материалы общероссийской научной конференции. - № 14. - ТГУ имени Г.Р. Державина. - Тамбов, 2009. - С. 35-38. - 0,2 п.л.

7. Кульбашная Е.В. «Поле» в художественной концепции С.Н. Сергеева-Ценского (на материале поэмы «Печаль полей) //

Международная научно-практическая конференция «Современные направления теоретических и прикладных исследований»: Сборник материалов конференции. - Одесса, 2010. - С. 41-45. - 0,2 п.л.

8. Кульбашная Е.В. Природа в поэме С.Н. Сергеева-Ценского «Лесная топь» как средство создания образа главной героини // Вестник гуманитарного научного образования. - № 9. - Изд.: ООО ИНГН, 2011.-С. 19-21.-0,1 п.л.

9. Кульбашная Е.В. Значение природного компонента в ранней прозе С.Н. Сергеева-Ценского // Русское подстепье и его ието-рико-культурный ареал в литературе XIX-XX веков: Сборник материалов по итогам научно-практической конференции (30 сентября - 1 октября 2011 г.), посвященный памяти доц. C.B. Красновой. - Елец: ЕГУ имени И.А. Бунина, 2012. - С. 100-108. - 0,4 п.л.

Подписано в печать 23.04.2012 г. Формат 60x84/16. Усл. печ. л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ № 129/12.

392008, Тамбов, ул. Советская, 190г. Издательский дом ТГУ имени Г.Р. Державина. Отпечатано в типографии Издательского дома ТГУ имени Г.Р. Державина

 

Текст диссертации на тему "Женские характеры в ранней прозе С.Н. Сергеева-Ценского"

ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»

61 12-10/910

На правах рукописи

КУЛЬБАШНАЯ Елена Валерьевна

ЖЕНСКИЕ ХАРАКТЕРЫ В РАННЕЙ ПРОЗЕ С.Н. СЕРГЕЕВА-ЦЕНСКОГО

Специальность 10.01.01 - русская литература

диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель -Доктор филологических наук. Профессор

Л.Е. Хворова

Тамбов 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение............................................................................. 3

Глава I. Поэтика характера женщины в ранних произведениях С.Н. Сергеева-Ценского

§1. Портретная характеристика героинь С.Н. Сергеева-

Ценского.............................................................................................. 18

§2. «Новое время» - «новые» характеры. Ценностные ориентации

женщин в поэмах С.Н. Сергеева-Ценского............................. 40

Глава II. «Мысль семейная» в ранних произведениях С.Н. Сергеева-Ценского

§ 1. «Поколение за поколением»: Тема женской судьбы в произведениях С.Н. Сергеева-Ценского............................................ 62

§2. Особенности художественной реализации материнской темы

в произведениях С.Н. Сергеева-Ценского............................... 73

§3. Дом для женщины и дом без женщины: мотив разрушения

семейного очага................................................................ 88

Глава III. Стихия женщины и стихия природы: гармония или противостояние?

§ 1. Природа в поэме «Лесная топь» как средство создания образа

главной героини............................................................... 101

§2. «Поле» в художественной концепции С.Н. Сергеева-Ценского: «помазанье на длинную печаль жизни» (на материале

поэмы «Печаль полей»)...................................................... 118

§3. Природные реалии в поэме «Валя» как составляющая образной характеристики героинь................................................ 127

Заключение.......................................................................... 145

Примечания......................................................................... 150

Список использованной литературы.......................................... 159

Введение

С.Н. Сергеев-Ценский (1875-1958) вошёл в историю отечественной словесности как яркий самобытный писатель, писатель с большим и порой очень горьким жизненным опытом, долгим и сложным литературным путем. Его творчество завораживает органичным сплетением мрачного и светлого: художник рассказывает о косных провинциальных устоях, вызывающих тягостные размышления, и в то же время очаровывает опоэтизированными природными зарисовками, настраивающими на лиричный лад. «С одной стороны, в его произведениях выражается вера в грядущее преображение жизни, с другой — проявляются настроения упадка, безверия, безысходности. Чувством тоски проникнуты ранние рассказы», - отмечает A.A. Волков [1]. «Думы и грёзы» - название, которое начинающий литератор С.Н. Сергеев-Ценский дал своему сборнику стихов, может стать эпиграфом ко всему его творчеству.

В центре внимания писателя - судьбы самых разных людей. «Кажется, нет такого слоя населения, такого сословия, нет такого рода занятий, представителей которых не вывел бы Сергеев-Ценский в том или ином своем произведении. Кого-кого только не увидит читатель на страницах его книг! <.. .> Тут и древние старики, и люди так называемого среднего возраста, и молодёжь, и дети - школьники и дошкольники. Без преувеличения можно сказать, что такую "смесь одежд и лиц, племен, наречий, состояний" мы обнаружим в русской литературе только ещё у Чехова и у Лескова», - отмечает Н.М. Любимов [2].

В этом своеобразном калейдоскопе лиц, характеров, судеб особое место занимают женские образы, значимость которых в его творчестве, как нам кажется, весьма велика. Как отмечает Ю.М. Лотман, «характер женщины весьма своеобразно соотносится с культурой эпохи. С одной стороны, женщина с её напряжённой эмоциональностью живо и непосред-

ственно впитывает особенности своего времени, в значительной мере обгоняя его. В этом смысле характер женщины можно назвать одним из самых чутких барометров общественной жизни. С другой стороны, женский характер парадоксально реализует и прямо противоположные свойства. Женщина —жена и мать — в наибольшей степени связана с надысториче-скими свойствами человека, с тем, что глубже и шире отпечатков эпохи»

[3].

Исследователи творчества писателя отмечали, что женские образы в его произведениях не часто являются центральными. Тем не менее, в произведениях С.Н. Сергеева-Ценского представлены яркие самобытные героини, каждая из которых обладает самостоятельным жизненным, эстетическим, эмоциональным содержанием.

Женские образы С.Н. Сергеева-Ценского в том или ином ключе вызывали интерес некоторых исследователей - П. Плукша, И. Шевцова, Ю. Шпрыгова, Л. Хворовой, О. Нарбековой. Однако этот интерес к обозначенному аспекту творчества С.Н. Сергеева-Ценского носит фрагментарный характер, и до сих пор нет отдельного специального исследования, изучающего данную сторону художественного наследия писателя.

Между тем, анализ образа русской женщины в творчестве С.Н. Сер-геева-Ценского позволит открыть новые грани идейного смысла произведений автора, раскрыть самобытность его художественного творчества. Обращение к женским образам поможет установить более четкую логику эволюции художника, выявить его отношение к гуманистической проблематике, социальным катаклизмам и пр.

Творчество С.Н. Сергеева-Ценского в последнее десятилетие изучается достаточно активно.

Актуальность такого прочтения определяется местом и ролью творчества С.Н. Сергеева-Ценского в общем литературном процессе начала XX века. В современном ценсковедении предпринимаются удачные по-

пытки сравнительно-типологической методики изысканий, вследствие чего вскрываются творческие параллели и поэтико-философские соприкосновения С.Н. Сергеева-Ценского, как с современниками, так и с маститыми классиками. Творчество писателя, таким образом, логично ставится в контекст русской классики.

В современных исследованиях осуществляется также последовательное выявление тех трагических фальсификаций, которые были допущены советским ценсковедением. В частности, в изысканиях JI.E. Хворо-вой, Н.М. Немцовой, Е.П. Тырновецкой, О.В. Нарбековой имеют место архивные документы, ранее абсолютно неизвестные читателю.

В русской литературе образ женщины традиционно занимает принципиально важное место. Галерея прекрасных самобытных героинь, созданных творческим гением A.C. Пушкина, И.А. Гончарова, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, H.A. Некрасова, А.Н. Островского, А.П. Чехова, Н.Г. Чернышевского, А.Н. Толстого и других замечательных писателей стала достоянием не только отечественной, но и мировой литературы. Интерес со стороны исследователей к женским образам никогда не ослабевал. Так происходит и в последнее десятилетие. Обращение к женщине, «женскому» (и эта проблема актуальна не только для художественной литературы, но и медицины и психологии, а также для философии, социологии, публицистики; о многом говорит даже рождение терминов «женская проза», «женская журналистика»), написано значительное количество диссертационных исследований, обращенных именно к «женскому» в русской литературе в самых разных аспектах.

Такая тенденция имеет глубокие как отечественные, так и зарубежные корни. Еще в 1938 году немецкий мыслитель В. Шубарт, рассуждая об образцах человеческих идеалов у разных народов, писал: «У китайцев это мудрец, у индусов - аскет, у римлян - властитель, у англичан и испанцев -

аристократ, у немцев - солдат, Россия же предстает идеалом своей женщины» [4].

Каждая культура содержит и «тёмный», и «светлый» лики женственности. Женский образ в каждой культуре предельно антиномичен: одну половину женского лика, по мысли Б. Фридан, составляет «образ добропорядочной, чистой женщины, достойной преклонения, и вторую - женщины падшей, с плотскими желаниями» [5].

Женские интенции занимают заметное место в русской культуре. Писатели, поэты, скульпторы, художники, режиссеры воссоздавали образ женщины в различных ипостасях. «Голос женщины звучал в разные времена с разной силой, с разной тональностью, каждая эпоха прислушивалась к её голосу по-своему», - отмечает В.Н Кардапольцев [6].

Идеал русской женщины долгое время соответствовал канонам «Домостроя» - известного памятника средневековой дидактической мысли: «Жена добрая, трудолюбивая, молчаливая - венец своему мужу» [7]. В женщине ценилась преданность мужу, забота о детях, домовитость.

В воззрениях на женщину русская философская мысль Средневековья следовала во многом тенденциям, заложенным в Священном Писании и сочинениям отцов церкви. Логичным был взгляд, что женщина создана в помощь мужчине, она во многом несовершеннее его, и потому во всём должна ему следовать.

Эта тенденция меняется лишь в XVIII веке. Интеллектуальный фон этих перемен составили переориентация философской мысли от богопо-знания к познанию природы и человека, утверждение теории естественного права, способствовавшей пробуждению интереса к философии семьи, трансформация представлений о взаимоотношениях души и тела [8]. Конечно, свою роль сыграла и заданная Петром Великим ориентация на Европу, и влияние западной мысли, и фактор женщины на российском престоле.

В XIX веке роль женщины в обществе кардинально меняется, и это в немалой степени связано и с событиями войны 1812 года, когда она проявила себя как защитник Отечества, и, несомненно, с подвигом декабристок, поднявших планку нравственных требований к русской женщине.

В этот период в русской мысли обозначается дискуссионность взглядов на сущность женского начала. Показательным является суждение Ф.М. Достоевского о борьбе «идеала Мадонны» с «идеалом содомским» -так великий писатель характеризует впечатления, которые рождает женщина в душе мужчины. Комментируя понимание сущности женского начала великим писателем, H.A. Бердяев пишет: «В трагедии мужского духа женщина означает раздвоение» [9]. И эта идея будет характерна для многих русских мыслителей.

В XIX веке женщина объявляется чуть ли ни спасительницей мира: «И если мы, русские, чем и можем хвалиться в нашей убогой жизненной среде, то только образом русской женщины. <.. .> Нигде никогда не бывало, да нигде и не может быть женского образа чище, проще, задушевнее, величавее и прекраснее», - писал П.А. Бакунин [10].

Именно XIX век подарил миру образ Татьяны Лариной - идеал жертвенности, верности мужу и долгу, «апофеоза русской женщины» (Достоевский). В это же время заговорили и о тендерных характеристиках «русской души» [11].

На рубеже XIX - XX веков в русской литературе формируется иной образ женщины. В целом литература рубежа веков дарит миру амбива-лентныи образ женщины, заставляющий рассуждать о его неоднозначности: это и воплощение «вечной женственности» эпохи декаданса; и женщина-ребёнок - дань романтической традиции; женщина сочетает в себе ангела и демона, мужское и женское начало. В ней обнаруживаются черты пассивности, подчинения, природы, рода, чувства, инстинктивности, бессознательного, конкретного мышления, милосердия. Женщину характери-

зуют с помощью не вполне человеческих качеств, и в этом отношении вполне показательно суждение Н. Бердяева: «Женщина существо совсем иного порядка, чем мужчина. Она гораздо менее человек, гораздо более природа» [12].

Сочинения видных мыслителей этой эпохи часто изобилуют предостережениями по поводу смешения двух ликов женственности. B.C. Соловьёв разграничивает «поклонение женской природе самой по себе» и «истинное почитание вечной женственности» [13]; С.Н. Булгаков говорит о необходимости отличать «женщину» от «самки», «чистую женственность» от «дурной женственности» [14]; H.A. Бердяев указывает на противоположность «соблазняющей и расслабляющей женственности Евы» и «женственности Девы Марии» [15]. Эта же оппозиция («Прекрасная Дама» - «Астарта») так характерна для творчества A.A. Блока.

Обращенность культуры Серебряного века к осмыслению женственности не случайна. Все философские понятия этой эпохи - Богочеловече-ство, Всеединство, Соборность, Творчество - предполагали высокую оценку женственности как метафизического принципа.

Несомненно, веяния эпохи не могли не оказать влияния на образ женщины, рождённый писательским гением С.Н. Сергеева-Ценского.

В первой четверти XX века на страницах своих поэм в прозе «Лесная топь» (1906), «Печаль полей» (1909), «Валя» (1909 - 1913) художник обращается к образу женщины. В большинстве литературоведческих работ советского периода (Ю.Д. Анипкин, В. Борисова, A.A. Волков, П.Дегтярев, H.H. Замошкин, Н.М. Любимов, П.И. Плукш, Г.Г. Степанов и др.) авторы рассматривают творчество С.Н. Сергеева-Ценского, акцентируя внимание на реалистичности изображаемых лиц и ситуаций, социальной проблематике произведений. В характеристиках персонажей на первый план выходит их отношение к существующему миропорядку, а поступки и характеры героев объясняются условиями среды, их сформиро-

вавшей. Авторы значительной части исследований этого времени старались не замечать тех аспектов творчества писателя, которые не вписывались в рамки общепринятой литературоведческой концепции. И только в постсоветский период появился ряд заметных работ, авторы которых предприняли попытку освобождения читательского представления о С.Н. Сергееве-Ценском от привычных догм, демонстрируя объективный подход к анализу произведений и взглядов писателя (исследования Л.Е. Хво-ровой, О.В Набрековой, Н.М. Немцовой и др.).

Цель настоящей работы - анализ женских характеров в раннем творчестве С.Н. Сергеева-Ценского.

Сформулированная цель реализуется в решении следующих задач:

1) выявить основополагающие поэтические средства выражения характера русской женщины в ранних произведениях С.Н. Сергеева-Ценского;

2) раскрыть особенности нравственно-философского содержания женских образов в «Лесной топи», «Печали полей», «Вале»;

3) охарактеризовать женские персонажи с позиции системы ценностей, которая сформирована отечественной литературой;

4) определить специфику изображения женщины в раннем творчестве, связанную как с субъективными факторами формирующегося мировоззрения писателя, так и рожденную особенностями серебряного века, существенно трансформировавшими облик женщины, сформированный в свою очередь эстетикой предшествующего столетия;

5) осмыслить природные реалии как важнейшие составляющие образных характеристик героинь.

Материалы для исследования - ранняя проза С.Н. Сергеева -Ценского, а также в некоторой степени - эпистолярное наследие и публицистика.

В качестве объекта исследования выбраны произведения, в которых наиболее ярко отразились ранние художественные и мировоззренческие представления С.Н. Сергеева-Ценского о женском характере, о значении женского начала и его роли в современном ему обществе. Это произведения «Лесная топь» и «Валя», в которых образ женщины является центральным, а также поэма «Печаль полей», где образу женщины уделяется значительное внимание, важное для анализа обозначенной проблематики в прозаическом наследии писателя. Хронологический объект исследования - ключевые произведения 1905 - 1914 годов (в этом году писатель был призван в армию), то есть те, которые в традиционном ценсковедении принято называть «ранними». Роман «Бабаев» - центральное, ключевое произведение писателя этих лет, в диссертации не рассматривается, поскольку в нём нет характеров, которые можно было бы назвать определяющими для специфических оценок масштаба диссертационного сочинения. Этот роман скорее, так сказать, «мужской».

Выполненная работа, безусловно, не претендует на всеохватность и полноту анализа женских персонажей в творчестве С.Н. Сергеева-Ценского. Это связано с тем, что во многих произведениях писателя женщина не является сюжетным центром или ключевым связующим звеном фабулы, и в этом случае героини находятся в тесной связи с другими действующими лицами. Следовательно, необходимо в таких случаях изучать образы героинь не изолированно, а в кругу других персонажей произведения в целом. Акцент делается на ярких женских образах, в которых типичность осмыслена автором всесторонне, что помогает полноценнее разобраться в творчестве художника в целом, почувствовать неоднозначность его творческой натуры и выбранной художественной манеры.

Предмет исследования - своеобразие женских образов в раннем творчестве, их содержание, связь с миром природы и с обществом.

В качестве теоретико-методологической базы использовались работы русских и зарубежных философов H.A. Бердяева, И.А. Ильина, Д.С. Лихачёва, B.C. Соловьёва, П.А. Флоренского, Н.О. Лосского, О.В. Рябова, В.Н. Кардапольцевой, в которых изучаются особенности русского характера, а также осмысливается образ русской женщины в культурной и исторической традиции.

В процессе работы над диссертацией был учтён опыт исследований советских и современных ценскове