автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Житие Василия Блаженного - памятник древнерусской агиографии XVI века
Полный текст автореферата диссертации по теме "Житие Василия Блаженного - памятник древнерусской агиографии XVI века"
<J
Р0СС2ЙСНЙ ГОСЗДвРСТВЕЕШЙ ТШЦГОПТЧВЖЗ! SHSEEPCSTET ЕЙЕШ А.И. ГЕРХШНД-
Ез Пр?5ЭХ ГУШИЙСЯ
та esn -is
САБИРОВА Лэдиялв Михайловна
гттв В/ШЕЯ БШШЕОГО - ПАХЯТЕКК ХРЕВШГССКОЁ Л2ЮГВ/Ша
m ВЕКА
(ВроЛлеяы. яакшагогш: и ляерсаурнсй uarjypjn яригзЗ&Зеиия) 10.01.01 - РУССКАЯ ЛПТЕРДТУРА
АВТОРЕФЕРАТ
дяссертгзст m cckcssbsb ученой стенэнп кггдгдзтв {зюлоютееют езук
СЕНЕГ-
.Работа зйнодаевг аа дзйдре русской ллгерэтург; Россексксгс зрдзаа Трудового Красного ояхлнад государственного педагогаче-гксго знивершгаета гке:-_к ¿.»1Д/ердень.
Научный руководитель - академик A^.iL-Ji'iidKC
йрщхзльше олионектн: доктор 4-ЕЛоаогЕческЕХ аауд,
профессор Е.д.КОСиККЕ
доктор астотеческих науд,
дед.науч. сотр. ЪШ СССР ji.A.^GCOL
Ведо«2Я о5Г2н*.агп2а - Институт бровей литератур» iwesr
?срьксго
¿ад^та состекхоя "eßtf" QfififytfsiA ISit х, 2 16 часоь на заседс-лик саеиь,слЕЗ„ро£аансг<^Гсовег-й K.II3.QÖ.05 по sa-цгть дассеугасай на ссвскагге зчгно2 стелен* яеадаак. ^ьлсясгэте—
сж2х нд;>£ ejb focc2^c."cl: cjxesa Tp-.vjiobor-c KteCHCTC ЬНг-.-ЗНЕ г-с-
сударстзенныи ледггоггчйс^са jazaeLCzrere к^еяк АЛЛЧсцен! CISS353, CaKKT4Ie?ep6vpr. Ъаслльено&а* остров, 1-я лшшз, д. 52, ауд. 21).
С диссертацией iwesio озкисолдться в ¿укдашентал-воВ С?.С>-дветеке Ункверсйгеть.
Автореферат разослан
Учены* секретарь сзепЕалдоЕрсзаннсго совета кандидат цалол.ог£чгскЕл: наук., доаент
ОБЩ/Я ХАРАКТЕРИСТИКА ЬССл.15ДСш.Ш!Н
'Читие Василия Блаженного Христа ради юродивого московского ч дотвсрца" принадлежит к разряду весьма .значительных и популярных памятников народного чтения. Необычная судьба юродивого и его деяния занимали воображение широкого круга читателей не только в ХУ1-ХУИ веках, но и в болев позднее время. Василий Блаженный - реальное историческое лицо. Известно, что жил он в первой половине "ХУ1 века; как указывается в житии, "родлея от отца Иакова и лгатери Анны во царствующем граде Москве, у Пречистые Богородицы на Елохове; в юродстве преложися штинадесяти лет, молчанш предгся, и потом нача наг ходит". Он прожил долгую жизнь - 88 лет, из которых 72 провел в подвиге юродства. Оставался в едином качестве при четырех (!) монархах: При Иване Ш, затем - в царствование Василия Ш, в кратковременное правленге Едены Глинской и при Иване Грозном; знал будущего государя - Феодора Поанновича - младенцем, Пережил 8 митрополитов, причислен к лику святых при патриархе всея Руси Иове (был очевидцем событий, происходивших в первой поповиче ХУ1 века -важнейшем периоде Отечества, вошедшем в историю как впоха укрепления Русского централизованного государство),
Народная память хранит воспоминания о Василии доныне. Лро-ило более 4Ш лет со времени канонизации, но имя юродивого не затерялось, оно как символ Прочно вошло в национальную память. Василий Блаженный - это эпиграф к русскому юродству, его своеобразная энциклопедия. Недаром народ окрестил собор Покрова на Рву храмом Василия Блаженного( в честь которого при царе Феодо-jpe Моанновиче был открыт один из его приделов.
Несмотря на привлекательность образа самого юродивого и легендарных преданий о нем, его житие осталось почти не исследованным. Научнш литература, йосвященная этому оригинальному чшятнику, невелика. 'Лишь во второй половине "XIX века произведение попало в поле зрения исследователей русской агиогря^ии, .а и то долгое время сведения о нем были сосредоточены в работах библиографического характера. Кроме церковных авторов (.\-р-И,епископы Филарет (ГумллевшШ), Димитрий, Ceprnil, i'pm cpr.i, 'Лебедев), архимандрит Леонид Ц.-'велшО), о нем i.ncr.-лп u.O.iym-1евский, П.М.Строев, il.ll.Ь-ipc^К',я, Е.В.Голуог.нский, ii.ii.iiv.n.-г-пов, Д.Н.ОойолеЕскгй. Кроме того, hsfbcthh унсг.-гл-чц-л с о'«:? 11 1:го i-Hvcr. ¡? «коле лр"гих тшьнсинпх п^лшп;1.',. п; ,
\
для характеристики исторического периода (Н.М.Карамзин, И.М. Снегирев), либо для освещения некоторых сторон общественной и литературной &изнк Ьуси середины ХУ1 века (Д.метчер, М.У.Бу-дошшц). Между тем ни в одной из работ предметом специального исследования житие Василия Блаженного не становилось.
. Отсутствие научно издавши текстов жития и, как следствие того, исследований о Василии юродивом, побудило Иоанна Кузнецова, протоиерея Покровского что на Рву собора, первым обратиться к этому вопросу. В работе, вышедшей в 1910 году под заглавием "Святые блаженные Василий и Иоанн Христа ради вродивые '.московские чудотворцы", объединены две историко-агиографаческие монографии о каждом из этих святых. Что касается жития Василия, то проведана большая и весьма полезная работа. Во-первых, гы-яв/оны'а частично описаны списки жития и службы святому в различных рукописных собраниях. Ужа вследствие этого монографическое исследование служит ценнш справочником, указав на mjpa 4'¿=x списков. Во-вторых, .оаубликов&ны несколько текстов жития (Полное - по списку ГШ, собр. Чудовское J£ 317 - соответствует Распространенней редакции; Сокращенное - по тексту печатного Пролога I6t0 года - Прояонная редакция; китие "особого состава" - по копии, 'снятой самим И.И.Кузнецовым - Особая, редакция).
Между тем следует заметить: I) Указанные И.И.Кузнецовим списки (42 единицы), по существу, только перечислены Сэз тек-отологичеокою анализа} нет разделения не только на варианты, зачастую не выделены даже те, Которые явно представляют равные редакции; 2) Тексты издали произвольно, нет и основательной мотивировки выбора того ми иного. Так» при публикации Чуд-317 исследователь очел возмогшим "выпустить из Сказаний все, не имеющее прямого отношения к предмету нашего исследования", оставив лишь те части произведения, в которых сообщается непосредственно о Василии юродивом. Таким образом, старший датированный- (как позже выяснилось, он же и лучший) список ГР остался неизданным.
Таким образом, максимально сжато изложенные текстологические наблюдения и некоторые неясности в принципах издания привели ч тому, что работа И.И.Кузнецова осталась незавершенной. Впрочем, по его словам, он "не.задавался невыполнимой целью -ознакомиться со всеми существующими списками, и его раоота служит преаде всего для облегчения труда позднейших исследовате-
лей, когда таковые явятся".
А.И.Соболевский в рецензии предложил называть жития "каноническим" и "апокрифическим" (по Кузнецову - Полное и. "особого состава"). Ученый указал на необходимость сравнительного изучения житий московских юродивых с житиями греческих: "оно должно дать ценные результата, положительные или отрицательные, вез равно"; такие заметил, что изобилующее ошибками издание Кузнецова на дает полного представления о литературной история, что необходимо новое научное издание текста жития Василия.
Определенным этапом, подводящим итоги в изучении памятника, стала статья А.М.Ианченко в "Словаре книжников и книжности Древней Руои". В ней отмечено, что "житие имеет несомненную 1 ценность: в нем дан набор отерэотшов поведения юродивого: презрение к телу; ...влемента общественного протеста; ...жестн юродивого, и т.д.". Ученый напомнил о необходимости исследования и издания жития.
Итак, несмотря на определенный интерес к произведению, оно так и не стало предметом целостного текстологического анализа. Нромэ того, важно заметить, что питие Ваоилия Блаженного принадлежит к традиции агиографических сочинений о юродивых, располагая весьма ценным материалом дйя выяснения самого Феномена юродства. Сложное социально-культурное явление в жизни Древней Руси - без знания которого наши представления об отечественной литературе и культура бшш бы не полны - отдельными гранями отразилось в литературном материале житий юродивых, сто в разных работах отмечали Алексий (Кузнецов), Й.Ковалевский, Г.П.Федотов, И.У.Будовяиц, Д.С.Лихачев, А.М.Ианчеяко, Н.В.Нонырко, Т.М. Горячева и др. Учитывая сказанное, отметим, что именно этот аспект изучения делает возможным комплексное рассмотрение тптия Василия Блаженного, попытку которого представляет данное диссертационное исследование.
Актуальность темы определяется отсугствием в лгацнелнеткяе работ, специально посвященных изучению итш Василия Блаженного, в то всем как: I) наличие издания, соответствую, 1его современным научным требованиям, позволяло би полиопрял^о 1>п«пи это произведение в репертуар дрогне^усскоЛ .штсрату^:, г*"_-С!1 тем сшда ещодел с чшЛ шлад п характеристику гсгоуИ'о-Д"»")' • турного имзнеоса ХУ1—ХУЛ неки»; 2) пропел«ннне гекотч »риг««.,»<•>• и и с т о ] и к п --д к г о [ пт ро в п гик» п к с о псолрлорчьч'л по^веч"'!;1 'п чи.-чч
*
тельно расширить сведения о любимом народном герое.
Цеди и задачи исследования. Конечной и основной целью изучений шм Василия Блаженного, лек а лдбого другого произведения^-древнерусской литературы, должно стать "выявление истории текста в тесной связи а мировоззрением, идеологией, его автора, а также составителей тех или иных редакций.,, и их переписчиков" (Д.С.Лихачев),
Поставленная цель и очерченная ваша проблематика определяют задачи исследования, заключающиеся, во-первых, в необходимости,..опираясь на опыт предшественников, подробно рассмотреть историю лопроса. Во-вторых, поскольку диссертация построена на материале подпой литературной истории конкретного памятника, то следовало максимально выявить сохранившиеся списки памятнике, установить редакции текста, их соотношение и время появления; изучить литературное окруаание аития в рукописна."': оборни-ках. 3-тразыис, проанализировать возникновение новых редакций жития, рассматривая его.как целостный процесс, обусловленный
особенностями культурной ситуации на Руси, начиная со 2-й половины ХУ1 века. Следует заметить, что литературная история, воссозданная путем текстологического анализа, представляет интерес не оамё по себе, а в тесной связи о явлениями исторического процесса. ¡Именно потому в диссертации уделяется особое внимание проблеме - какими событиями в истории Москвы и Русскс го государства вообще, а также какими конкретно идеологическими предпосылками обусловлено возникновение новых редакции и в! риангов исследуемого памятника.
Научная новизна исследования ¡заключается в том, что это первэя научная работа, специально посвященная изучению кития Василия Бчаженного. Впервые предпринята попытка текстологического сравнения списков, анализируются социальная среда и тер риториальаые граница рукописного бытования кития.
К'исследованию привлечены 107 списков жития, в го время к ранее били известны 42, Введение в научный оборот 65 описков стало возможным в результата предпринятых поисков в отечестве них архивохранилищах! ИРМ АН СССР (Пушкинский Дом), ЦША, И БАН СССР, ЛОШ, ГЕЯ, 0Р ИГУ, (Ж ГШ* 0Р Щ1Б АН УССР; Пскове? Ярославском, йоагородаком объединенных историко-архитактурны? и художественных музеях.
Кроме того, в Течение трех последних лет с целью отыскан:
ногах списков нжгея Василия Disr.eEH.oro организовалась переписка с - архива-ли и отдела:^ рукописей различных книгохранилищ страны. Вдервке проведена работа с никогда правде не подвер-гаЕШЕМЕСЯ шглЕзу жонсгра|ет5скЕ:;<к-.кЕтерпалени о Василии сро-днвои в Русской музее, ЗрзЕгеже, Ыоводевкчьек монастыре, Третьяковской галерее, а такае настенной росписи в приделе Василия юродивого Покровского соСора.
Кроме того, осуществлено Евязление литературных и фсльклор-ннх источников жития. Вкеод, к которому пришел автор диссертации -при изучении редакпиь таков: существовали две параллельные тенденции в движении текста еркятнеке - официальная каноническая и народная декокрьтическая. Последняя характеризуется явный, уклоном в сторону занимательности а активно использует фольклорной материал.
¡/ютодотюпгческая и теоретическая безк диссертации. иснов»-ваясь иа достижения:! современной теории и истории литературы, автор диссертации применяет Есторико-дитературннй и сравните-льЕо-типодогЕческЕй. кетой исследования. Основной методикой работы является разрайотанный б современной медиевистике прншш комплексного исследования па^ктаккоЕ древнерусской литературы, сохетаюавй пушш как тгкстслогЕческогс., так в источниковедческого е исторксо-литерагурногс анализов.
Научко-драктичеслач значимость диссертации состоит в кж, что ее материалы и выводы ¿юг,\'т быть полезны для литературоведческих раоотпо проблемам древнерусской книжности, а такге при подготовке учебянх пособий и чтении лекционных курсов до литературе Древней Руси; использоваться в' спепсеминарах, посвяаен-ных отечественно?. словесности ТЛ вена вообэе, и изучению московской рукописной традиции е частности. Хотелось бы также надеяться, что диссертация, подоено друга.; исследованиям в зто£ области, будет способствовать дальнейшему певкшенгх интереса к прошю^у русской культуры, oos.ee, глубокому и детальному поки-ыа&ш такого важного периода в историй русской литературы, как ХУ1 век.
АдроЗадая работы. Но :латериалак диссертации опубликовано 3 рабств, 4 - сданы з печать; подготовлено издание тенета нития 'БаспдЕя Блаженного сс вступительной. статьей и колаентариаш для серии ПК?. Некоторые из вопросов исследования стали предметом сообщений на Герпеновсках чтениях 1530, 1331 гг., органи-
- с -
зуемыг кафедрой русской ддтературы ЦПУ зш. А.И.Гераека. Основные долоаекня и выводы диссертант оылк представлена в веде докладов, обсугд^ззлхся на пяти канагеренцинд: I) ¿сесоюзна= научна,! конференция ""Устные и письменные традиди! 2 духовней культуре народа" (Сыктавкар, ¡лай 1990); 2) научная хонжеренпЕе '.молодых. спзхшзлестов "Вопросы славяно-русского рукопгеного на-сдедкя" (КР.К, октябрь 1550); 3) неучно-ЕрЕхтгчеекая ксь-ерен-аия "Средневековая лдтера^урь Пскова" (Псков, октябрь 1330); 4) Первые йакарЕегокае чтендя, посведейнве духсььсй кудд1усе средневековой ?усд (зЮсксвскги Петри?рхэт, ГосударстЕеглэе й;.-зеа Крелля, ¡¿узе£ ш.. ¿..гуодева, январь 11.51); 5) гегаонадьнад научная ксна-ереныл "Сродная кулагу га Сгзгра: "дердхчнее" ь -"вторичное", традглил г незчшп?" С Архангельск, йе-
блдденЕЯ, сделанные з зссервпьг, -сдэдьгсзалЕсь гггорск подготовке г чтении научных и научно-популярные аекикй о русской литературе 1УЗ столетии.
Стгуктура диссергата. Рабата состоит дь введение, четырех глав, заключения г пргясгеиая, зкксчв&аего обзер еплскиь ядтее схе&ы заадюотьоаенгй зсех ¿едаясгз и кекстсрь:;-: в схдедьксстг, а такав подготовленный к зздряиы гекст иссоси реддкпЕа. Тексто ясгвчзсхде дьысхсддя ареззаргее кратка очг.сх с сдйс&ЕК&г ркда признаков, спредедкБзда кадразлензе всего цгодасса разыт-я гедста. ^ нед егкечзе^ея, что ирсвзцех..:г^т. анализ ссасдсз зсдтее Засддся Ьл&здекогс дозволяет годогйхь о сузествсьандд ¡з«сгг ре дагшй: первоначальная, У^аааия, Раепросгранеангя, ¡¿ролсаная. Особая, Сводная (11?, >.1Р, ?Р, Пр?г 01',* СР).
Лигур^туряая асторгя здгдя разделяется на два этапа: I) сер. .СУХ - аерЕЗя пел. .СЛ1 зг..; 2} П пол. ХУЛ - Х1л еь. Первый этап - раннгЗ - отлазаете» дадбелее акгйгдпя учаггазд: ззгта® в литературной процессе: в 350 врегл фсргоуыгся вадь в вара&жк трех сзланцзй (ПР, РР). Еаорси - оолее поздние - замечателен тем, что всзаоляе* наблюдать сднсь^зкегаое есеу^ес^сзакие вызванных канск2заи::г»2 о1иаг»альнд2 текстов ви-их е народных предгзгй о Василии. Поскольку каждый дз дергодсв иаеес свои оссбендоств - пргдехвьдяггея агдесс-обрезайк рассмотреть ех г разных главах. Обе в аехок состоят из ше«д параграфов, катды! из которых посаяден однс£ '¿э выкзявкекх редадцЕй а«к2тш®а,
0СНС5НС5 СС;ЗЕШЯЕ ДИССЕРТАЦИИ
2о введении сооснсвывается актуальность избранной теш, з:
лизируется исгорш вопроса, определяется научная новизна и практическая ценность реферируемой работы, а также формулируются задачи и принцила построения исследования.
Первая глава "Текстологический анализ ранних, редакций жития" открывается рассмотрением Первоначальной редакции, до сих пор не выделявшейся в научной литературе. Зга редакция представлена тремя списками из собраний ТБП, причем их анализ позволяет утверждать, чго перед нами 2 варианта - Рогожский (Овч-281, Рог-590) и Овчйнниковский (0вч-27и).
О составлении П|Г вскоре после смерти Василия юродивого, когда память о нем была свежа, прямо и косвенно свидетельствуют; а) наличие в тексте многочисленных й порой весьма подробных сведений из его отроческой жизни, чего не наблюдается ни в одной из последующих-редакций! б) прямое указание автора ("Аз же видев сие чудо и прославив чудотворца великйго уродиваго Ваоилш") позволяет атрибутировать созданш в папись текста - современнику юродивого; в) автор жития неоднократно именует себя "многогрешным", следуя принятому в агиографии этикету авторского самоуничижения; г) описание происходящих событий непосредственно "в последняя лета" по преоФамении Василия, На что указывает одно из чтений.
Цельп создания ИР явилось, по-видимому, стремление последовательно изложить оввдваия о недавно почившем Василии. В параграфа подчеркивается, чго достаточно ценный материал для решения вопроса о времени написания первоначального текста пития Василия дает анализ сюжетной линии, связанной о упоминанием имени князя Владимира Андреевича Старицкого.
§ 2 /Линейная редакция. Основной массив списков ыпгл Василия Блаженного (69) относится к ¡Линейной редакции, подробно рассмотренной в этом.параграфе диссертации. ЧекстологическиД анализ не дает достаточных оснований утверждать о происхождении Линейкой непосредственно 113 Первоначальной. Напротив, создается впечатление, что автор 1ЛР и вовсе не знаком с ЦР.
Йитие «¡инейнон редакции приурочено ко вымени "просладяе-нил" Василия, установления ему шшв. Текст нлшсан ;з ближайшее после к.нионг.задш. вреда; сообщается, что это ссб'.чка произошло "ны;х> убо в исследняд лета", а также авн р i-i.3i.L4 л йа-силля "ноеад чудотворцем". Допустимо, что чепо&е«, составлявший житие, был очевидцем канонизации.
1,со списки ИГ распределились между трем видами: А (вид без цропусков), Ь (ВИД с ПрОЩСКЕМИ), В (ВИД с ЧАСТИЧНЫМИ ПрОДуС-к&чк). Л]осло'хр показал, чис списки, предстазляндцве вид А -д,;иь.»ей|»ьв. Поскольку сни. (Шь: собр. ИСРК, 1971.30.0; собр. Сочинское К 462, 11. 1475; собр. ОШС, ОЛ.ХаОЬ) отражай один из иачальных этапов £ор,;ироваяш ¿а», то'в параграфе особи рассматривается вопрос о времени их созданья.
Различия между видами А и В, с одной стороны, и видом Б -с другой - невьдики; однако дают достаточно фактического материала для решения вопроса сб их взаимоотношении. Анализ показал, что вид А послужил основой ды составления вида Б. Смысловые калечения, отличающие вщ к от вида Ь, также свидетельствует о первичности А. ¡¡ежду тем судить о протографе вида Б на оснований сохранившихся списков достаточно трудно. Ибо самый ранний из дошедших до нас явно переписывался с разоитого экземпляра с неправильно, разлояешшш листами. Именно потому отдельные кесга тексга зада Ъ МР з результате его переписывания сохранили бессмысленность оригинала. £то служит одним кз признаков, что писец не переосмыслял текст, и писал механически.
Списки йР представлены четырьмя вариантами, распределившимися, в свою очередь, на множество групп и подгрупп. Это подтверждается разныл количеством чудес в них. I вариант вообде не содержит чудес и делится на 2 группы, отличающиеся друг от друга наличием Похвального слова святому; 2 вариант - 6 чудес; 3 вариа-г - '¿I чудо (делится на группы); 4 вариант - 24 чуда включившие, ыежду прочими, и Лихвинские. Установлено, что 2 вариант воспроизводит первичную запись чудес, свершившкся в августе (первые 6 освидетеиьсчвовазшык); 3-й - сбщу« запись 2] чуда, составленную после октября 1588 года; и наконец послед-кий приводит окончательно слозшкшуюся п^сде января 1591 года I более не подвергавшуюся добавлениям запись 24=х чудес. Наиболее известными а истории текста являются 4 вариант (с ¿4 чуде; сами) - он послужил основой для создания Распространенной редакции, а такке 3 вариант (с '¿I чудом), к нему восходят все варкедтн Сводной.'
В диссертации высказывается предположение, что з,тлись посмертных чудес некогда лркссгаиавлившшсь но чуде, Сдвак этот тип текста не закрепился в Истории памятника; ыллпчя? же друх списков (Нр-588 (5и) ь Увар-728) свидетельствует и о те*
роде работы древнерусских книжников над текстом жития Василия.
§ 3 Расщост раненная. редакция. Сна известна в двух вариантах: 1-й восходит к 4-му варианту 1ЛР, а основой для ¿-го послужил текст 3-го варианта 1/1Р. При этом .1-Й вариант РР включэ-ет в состав дополнительные повести, входящие в цикл повестей о Владимирской иконе Божьей матери: а) "ипадение ужасно с пресла-вна, и капо спасен бысть град Москва от нашествия безбожии* тотар..."; 6) "Сказание о великом и сугубом пожаре и о милостивом защшнш...". 2-й вариант, в отличие от 1-го, включает только втору» повесть.
Основную цель создания РР можно определить как стремление расширить фактическую сторону произведения- и собрать воедино всё азвестнга материалы о московском чудотворце. Именно потому автор РР выбрал наиболее исправный текст жития (это могло быть сделано лишь при известием йопоставлеяип списков), дополнил его 24-мя чудесами, а также двумя повеет®-!и, содержащими сведения о Василии юродивом.
2-й вариант РР удобно разделить.на подгруллн: 1 - ЦГАЛИ-18, Маз-Ю'5С?, Арх-235, Ак-64; 2 - Спт-169* Сш-3952, ¡дГУ-270. Первая восходит к виду В, вторая - виду Б Минейюй редакции. Последняя отличается значительным отсечением текста Как непосредственно в житии, так и н дополнительной, повести; Лучший список РР читается в'составе Чудовских (ГодуяовОких) 1Лгне!1 Четий (Чуд-317), являясь источником для житий Василия в позднейших комплектах Миней - Тулуповских (ТСЛ-681) и ¿ймютинских (С'1и-808). Б йилютинской Минее текст РР несколько переработан; ш1огда он дан в виде свободного переложения. Кроме того в Син-808 опущен достаточно большой кусок текста,, в результате чего список начинается не совсем обычно: "Похвали.) убо братия и црослэзим" (срв. "Благословенъ Бог отець Господь Вседержитель...").
В результате проведенных наблюдении над текстами Распространенной редакции сделаны следующее выводы:
I) Лонслнлтельнче для РР повести ¡¿сгии (уяишюшдолягь по отдел.-,ности. Так, обе вешлп и 1-й вари-шт, только слип - ко 2-й.
с) ^ткельпо взятия новость "си.и.енг.е ужасно п Щ'гсл.'.рио" способна г-ь'"ллшть из состава сомсстоиедмю ^ср.-ло.-н^.о •>.-елни: -7 ("Ск^ьпя.го о шиит::) ^¡едже"), когс|.м и яч- -пргя^с су \xcwjvr я ! 1]«,т ¡аахохясь с ¡«л/ г.-.<—
¡'"сч^л'-п н „С(:'г;>: г■ ;к-' м кочр.'к.ч-'Ь! ,/-17С, ' '...).
Глава Я "Текстологический анализ списков поздних редакций".
§ I Пролоасная редакция. Определение этой редакции жития > как Сокращенно!!, следующей за йояксй, было сделано Л.К.Кузне-. цоадм, Однако житие до содержанш, по слогу и, наконец, по объему представляет редакцию Лрслоиюго характера} именно по' тому удобнее назвать ее Проложной. ИрР вторична по отношению к Минейной, Последовательно сохранив сюжетную основу МР, ПрР зна-' чиГельйо сокращает ее. Автор ПрР исключил из нового текста риторические вступления, пышные фраза, многочисленные заммство-' , вания из других Kimiil, оставив лишь конкретные биографические $акти из жизни Василия юродивого. Текст ЛрР был включен в состав Миней Димитрия Ростовского, завершившего замысел митрополита Макаркя о заполнении произведениями всех дней годового "круга чтеняд*1.
Относительно времени написания ПрР следует заметить;
I) в {¡(осмотренных рукописных Прологах конца Ш,- I половины 'Xi'il гв. под вторым августа «нтие Василия Блаженного не встречается, что, несомненно, вряд як произошло бы при наличии данного текста} 2) текстодогжчеекий анализ всех известных на настоящий момент списков ПрР позволяет угверкдать, что рукописны!) текст вторичен во огнцаайшэ к печатному, а нй наоборот.
УстойчивocTi I-ro варианта ПрРобьясняется социальным кругом, в котором составлялся и распространялся его текст. Однако на дальнейшем атапе литературной истории жития именно он стад "обрастать* посмертными чудесами, ыолитвой святому. Похвальны« словом. Вероятно, поэтому 2-4 вариант ПрР читается уже не я Прологах, а в различных сборниках "душеполезных словес" (Опт-170, Йгор-1736). Ьго ысжно назвать компилятивным, Поскольку здесь объединяются не только текста йроложнсй повести и чуде-г са, подвергшиеся некоторой стилистической обработке, но также привнесены сведения, j:e твида вряиюго стноаенйя. к событиям, оппсываеашм в житии (Рум-364). Любопытно, что 3-й варкпт» несколько сокративший начальный тексГ ПрР, неотъемлемой честью вошел в состав Сводной,
§ 2 Особая редакция. Как заметил А.Й.Панченко, "это жНаие представляет corton собрание народных рассказов о jkcwiim и принадлежит столь к к.литературе, сколь и к городскому фолы лс;ру". Трудно указать на-другое произведение древнерусской кпшпосгв, а йся'ороа ба так ярко окла вврожена.особенность. ш
родного взгляда на юродивых. Или ¡же на о об этом житии, или, спорее, о более полном его варианте, упоминал в середина ХК Века И.Ii.Снегирев, сообщивший od его изъятии за якобы описанные злоупотребления духовенства►
Особая редакция известна й двух списках, один из которых найден, списан и опубликован в начале XX века VI.И.Кузнецовым, снявшим копию с рукописи, в настоящее вредя утерянной. Второй список обнаружен нами (ШК, собр. Амссова-Богдановой i¿ 46). Он .прйвезея кз деревни Горок Вшюгрьдовского района Аре ангельской области в IS'íI году. Сояоставктельнай анализ этих сиисков убеждает в тем, чго перед нагл два текста того самого "исчезнувшего" жития. ' *
После тщательного сдхчеакя текста жкткл Василия Блакенного а рукописном сборнике Ам-Бсгд № 46 с други.;и, оказалось возможным назвать переписчика *ктм Василия. Это Оставив Максим íúar-веевич, обычно упоминавшийся в рукописях как "инок Козьма". В списке "творений инока Иозьый* рукопись Аы-БоГд & 46 не выла известна ранее.
Сказать, из каких именно рассказов а композиционних узлов состоял древнейший текст Особой редакции - весьма затруднительно. Небезосновательно полагать, что некоторые из имеющихся в «ем данных возбудили сскнеапа .в пригодности их для церковного жития, Специальным указом Синода житие было изъято из обращения и запрещено для распространения. лГежду тем в памяти народа остались занимательные рассказы о деяниях Василия, И погону писцы не упускали случая для напоминания о некогда существо« вавшем и любимом в народе житии святого i "Древняя я рукописная записки свидетельствуют".
Другой причиной немногочисленности списков ОР, кроме известного запрета на распространение, йвйяется та, что текст редакций стад быстро выт«сшш>ск его народным вариантом - более ■ компактным И усеченным, состоАщта из Семи повестушек (КВ ОР). Снй( упрощенные й освобожденные от многих подробностей своего оригинала; получили йесьма своеобразную обработку Общий характер текста КВ CiP заставляет предполагать его сложение не ранее чем в первой яояовинё Ш1 ввк&ь
Роль производная от'ОР текстов (КВ Oí?, Баланинский вариант, вариант "с калачами") в литературной историй жития как бы второстепенна И избыточна - это своего рода "сигналы" о том, как
росприншалось житие в той иди иной среде. Поэтому не случайно, что вторичнне прочтения житийного текста ОР известны в единственных списках.
. § 3 Сводная редакция. Она знаменует последний этап в образовании редакций чигия Василия Блаженного.. Представлена 16=ю сш1ска/л, распределившимися между тремя вариантами. Пестрота текстологической картины С? в значительной ..¡ера связана с построением текста. Он четко делится на отдельные эпизоды, большинство из которых в процессе переписки подвергается самостоятельной обработке, иногда просто пересказу.
1-й вариант СР создш на основа группы Г 3-го варианта МР, благодаря его контаминации с КБ ОР, а также дополняющей повествование ИрР (Кар-127, Барс-787, Увар-Д.8, Егор-1763, Тиг-4й65).
2-й вариант Сводной редакции представлен двумя описками (Тит-3301, МГУ-270); образован путем объединений текстов группы Т
3-го варианта МР й КВ ОГ. Из всей СР только во 2-м варианте читаются переделки повестей, входящих в цикл о Владимирской иконе Бои>ей матери. Это обстоятельство позволяет предполагать взаимодействие СР с Распространенной редакцией кит in на одном из этапов развития текста: не исключается, впрочем, и влияние Степенной книги»'
3-й вариант СР разделяется на 2 вида: Краткий (Барс-1064, Барс-787, Ьарс-788) и Пространный (АН-4Э, Муз-85, МГУ-71, 1IC). Списки Пространного вида, в отличие от Краткого, близки мевду собойt В параграфе особо рассматривается список Муз-3417.16, представляющий Музейный вид 3-го варианта СР.
Яркая поваствоватёльность, кивость и динамизм повестушек КВ ОР, входящих составной частью в Сводную редакцию, нашли отражение в миниатюрах рукописей. Из всех лицевых рукописей наиболее красочно иллюстрирован Ьарс-787 - к каждому из семи рассказов КВ СР жития, а также к посмертный чудесам подобрано особое художественное прочтение текста. Редчайдае миниатюры позволяет во многих случаях критически отнестись к текстовому материалу. Следует отмстить работу художника, оригинально и необычно увидавшего жизнь и деяния Баоышя юродивого. В диссертации отмечается, что асиш.о ешшмй свлзя (прямой ЗгЛ>ис:'мости г-3001 акенкя от лиге репу! них текстов) в k.-pc-7Sri ишиио внутреннее c*n.;ci£0 - ¡.'лс;,к<ж исд^Ж'в!' слову в своим стрем липки к ириоЯ н'^у.-'гю иочяч»:!!, в эдц-.-чз "кпэквгпь" ¡.wer о Aeücrmi jihit
- хо -
персонаж, а не описывать его. В этоы смысле родственны между соОой лицевая рукопись и житийная икона, клейма-которой являются иллюстрацией литературных текстов на теку лизни святого.
В аилу того, что дщевие рукописи с житиен усилия Блаженного стали предметом специального рассмотрения в докладе на Макарьевских чтениях (Москва, январь 1991), в диссертации уделено внимание вновь найденной в Новодевичьем монастыре житийной иконе (ПШ, 73502/ч 3627). Рама из десяти клеим обрамляет центральное изображение; каждое трактовано как самостоятельная сцена о отчетливо обозначенным сюжетом и композицией. Сами сцены немногосложны, в них всегда выделено главное. Сюжет читается легко, поскольку используются привычные приемы его передачи. ь работе особо отаечается, что клейма ггатийной иконы, представляющие наиболее значительные эпизоды жизни святого, опираются на тексты Сводной и Пролсжной редакций &атт.
Глава Ш "¿итие Василия £ла>:еаного в нсгоркко-литерат.уряом процессе "ХУ1-Х1л веков".
§ I литературная история текста. ¿'^сведенное текстологическое исследование показывает, что на протяжении четырех веков бытования з русской рукописной традиции китие Василия Блаженного неоднократно подвергалось редактированию. В п^рагра^е на основании текстологических выбодов прослеживается история текста памятника в его изменениях по редакция!.!, обосновываются их взаимоотношения и характеризуются особенности каждой.
Отмечается, что сведения, сообщаемые Первоначальной редакцией, не ншлп дальнейшего распространения в литературной истории жития Василия Блаженного, так и оставшись достоянием ПР. Особенность этой редакция еще и в том, что к рассказу о жизни Василия дополнительно присоединены рассказы о трех чудесах, свершившихся будто бы еще при жизни Василия.
«"инейная редакция вполне соответствовала потребностям церковной службы, ибо е большей степени предназначена для чтения за богослужением. Между тем она не могла удовлетворить четыис интересов; тем бс.ле-3, что о Василии в Москве ходили легенды, и он пользовался знач;мельнсй популярностью. Следующей за Мияей-иой редокшы жктич - Рвслроараненнея - представляла собой уже более цсдро':;;ое рльест::' и с-:. е о Василия, вкл:.ча.о;чее накосяьшее ксшпоство рассл; у. н с. чу №сс-д, в том числу пойсС7Г. с "1г;»епш ро21гесму в 15;Л л/ ы игл;еггглсы н;; .' <"Ы;;;йя"
и "О предреченш блаженным страшного московского пожара 1547 года".
Утверждение 'И.К.Кузнецова, что список Чуд-317 вообще из всех, известных самый ранний и к году канонизации Василия ближайший, следует опровергнуть. Это неубедительно по следующим причинам: ^
а) наполненность состава списка говорит не в пользу первичности его написания;
б) от момента канонизации святого (1о8с г.) до правления Бориса (1536 г.) прошло достаточно много времени для того, чтобы текст житвд мог уже только переписываться, а не создаваться
. впервые. Это и бняо выполнено в Чудовом монастыре при Борисе. Годунове, Несомненно, следует отдать должное писцам, создавшим принципиально новое житие "повелением архимандрита Пафнотия с братией", однако инициатива написания первоначального текста принадлежит не им.
Итогом развития становится Сводная редакция, автор которой посчитал возможным объединить тексты Минерной редакции (группа Г 3-го варианта) и занимательного КВ ОР; пограничное положение между ними занимает Проложиая редакция. Насыщенный биографическим материалом, конкретными данными о юродивом, он явился конкретизирующим дополнением к ?$>, а также своеобразным вступлением к виду КВ ОР. '¿та редакция является именно сводом, объединившим МР произведения с многочисленными рассказами о Василии, ■ бытовавшими в народном репертуара.
Следует заметить, что текст Сводной редакции послужил основой для массового издания брошюр о московском чудотворце в XIX веке; можно сказать, что житие Василия Блаженного "обрело вторую жизнь" в лубочных книжках. Все они различны по форе воплощения и качеству, глубине исполнения и степени отдаленность от оригинала. Само обилие переизданий свидетельствует о неослабевающем интересе читателей к житию юродивого. Проблема соотношения текстов требует специального изучения.
Таким образом, развитие текста жития Василия Блаженного шло по двум самостоятельным линиям: С одной стороны - исходящие к общему протографу и генетически связанные друг с другом МР, РР, ДрР; с другой - 1ГР и ОР. Етк две ветви раздечияись на очень рением этспс существовглгл теиста и, ос л г. к иересикгшись в то только з в« л? коитсциямуШ в стдслышх сикс-
- iö -
ках 1Г51, ccap. йамфорова. к 30 - вариант "с калачам:" ). Sic в iXHe4Kci.: счете прдвсддт к телу, что распространение сдаьодса, дне азида все новых е ноьк;: подробностей способствует сзоаодвс-озседениэ с йсхсдйый текста;.:; псвесгвовакве прд этс;.: в пело:.: раскрепсдэется. Б результате эпизода Ссезсй редакшш пре-зрадсхтся едьа дп не в салостсательюге згт&вяне аевегшг. Именно та:', образовался алданпнек-а: вариант, ;сараг:тердзрюдт±ся те:.-., что одно лз чудес О? предсгаЕлело как отдельное, вделке законченное произведение.
£ 2 Hr.ti-.e в составе сооскдкоь. Читатели ег^гл. Е г тех пара-граде гнелдэЕруеггд состав сбсрдилоэ, сидергаддх кгтке Ьаокггл Ьлагеннсго. 2 лрспессе ргйогь быгс налелепс 5 типов, кагдь:- es которых ргеигтрагае-гся отдельно. ПрсаедекньГ: аналдг состава сооракксв позволяет Ерозе.члоас7рдрозать весьма усхо;:чпви£ интерес к гатвв. дсжегв 2 дргпкскЕ на рукописях шьхгггг с доста-гQ4P.cZ пслистов скрткгь среду, s которое еетпс читалась. Автор диссертаддг. подсобно осгдЕзгддз&ется на харьктеркстдке экдаднйх запасен г, кгдддеей ансгрлллческсгс характера, а также владедьчеекг.:-: ленлпеках - зтдх сг-оесбрдандх читательски çor-.цулярах.
В ааасте аглечается, час- только £ течекае сласго столетия дочте. асе рукодзскье сбсркдкд:. нлллчаалпе гкткг Ькгхлхя Ьдажен-ного, з средне;/, не :,:ен££ тред раз кенздд свскг лллдедшеь. анализ с^ередею;;:; песете:::: ¿гсгъедзёт уггсрадесд, чте большинство четких z осгсслуаесиа:: кндг после пи приобретения иаг. свкскванвя ззщжд иг разных елеен) постепенно переходили а клерккалыдле сислпсгекЕ.
Частые пе^еаьаенля рукописных соерддкоя лсагсдялт Е£йетгтъ контуры "геограг;'-а распространения" нйтдя е сделать некоторые гыьодв. Taie, дра более внимательно:.: просмотре вирасовквается определенная задовскернссть: I) гппиентрс;.:, es которого расходились основные хндЕяде потоки, в тел: числе и рукописи о еете-е:л Васдлдя Бвгвеавсго, бааь .."оеква. С;:а стала не только общерусски;.: средоточие*: рукописной кнгзнсЛ торговли к основным ас-тсчкеха Т2яогре|-ского производства кнлг, но е значительным центром книгопечатания.
2) Судя по приписка'.:, большую роль в рукописном производстве книг продолжали играть другие города е области - Ярославль, Новгород, Нижней Новгород, Вологда, Казань.
— j.0 —
3) Рассмотренные описки жития Василия Блаженного свидетельствуют, "Что для ХУ1-ХУД деков основными путяга распространения рукописных книг были.: ¿¡осква и ее епархия — Новгород и его епархия - монастыри Русского Севера; или Москва - Русский Север и.'наоборот.
.Записи на страницах рукописных сборников с конца ХУ1 по XIX be. позволили выделить следующие социальные 'грушш читателей еитйя Василия Бяакенкого: духовенство, мещанство, купца, крестьянство, сдужадые люди, ремесленники. Еводк словами, почте все классы общества, с различной интенсивностью по периодам причастные к чтеккэ рукописно! литературы.
§ 3. О точной дате наставления Ьасалия юродивого (as г»;агё"~ риале новых документов из руаопксдкх собраний ГЕЛ). Следуший Hi-parpaJ посвящен важному и до си пор недостаточно исследованному вопросу о точной дате преставления Василия. В ссвет-сяой-медкеЕДСтике нет работ, посвященных указанно! теме, в то вреди как ее раареседде пс-вэдило бы не только внести уточнения е справочную литературу, до к более точно датировать Первоначальную редакция Басила, созданную сразу после кон-чинк ьродигого. Нескотра на активное обсуждение датировка стерта Басглия, вроаедаее в научной литературе и периодической печати XDI века (й.З.Крнлоз, П. Б .Хавский, З.М.УдцольскеЕ), сна не подучила однозначного решения. Ь параграфе ке только подробно англизируются работы исследователей XIX 'зека, ко и привлекаются вновь найденные документальные.и рукописные материалы из собрании. ГЕН., что позволяет существенно угяуоить представления по затронутой теме. Автор доканывает, что годом преставления Василия юродивого следует считать не 1552, а 1557 год.
Глава U. Литесатушая ютоц;? ектия и прейдена жанра.
§ I. Сожетно-кошозкцконные и гакзовые осаоешсстг ектия Василия Особой редакции. К вод сосу. об источниках, ¿штпе Особой редакции имеет сложную сюхетно-ксглпсзиционную структуру. Основное повествование распадается ка три части, каждая из которат выполняет особую художественную функция, ¿ели первая и третья более илд ...екее соответствуют-традиционней житийной схе:.;е, то худсаествешшй материал, составляющий вторую (наиболее значительную по объему) часть.произведения, не предопределен канонами аитийкого канра.
Ксшюзияия Особой редакции, в. целом такова,. что могет полол-
- к -
няться новыми сюжетами о Василии; завись того или иного рассказа отнюдь на означает канонизации текста. Ьадротив, его усгний вариант продолжал существовать по законам фольклорного произведения, непрерывно кочуя, меняя язык, транс^-ормпруясь в зависимости от вкусов рассказчика и запросов аудитории.
3 работе отмечается, чго связь народных обработок жития с пиоьменьши источниками сомнению не подлежит: вопрос только в степени зависимости и в том, как икенво народные певцы претворили письменный материал, ото побуждает к рассмотрена еафик-сированшс уотих рассказов и переделок яктая, активно живи« не только в аУй-ХК Беках, но и в начале нашего столетш. Устные легенды и предания бережно хранились в народной памяти ка протяжении нескольких веков и постоянно питали китие. ьсс.сни замечательны не только своей социальной остротой, но и сюжетной динамичностью, непосредственностью изложения, будучи ярким, "живым" сборником о дыбимом народно« герое, а высшей степени показательно, чго они бытуют еще и нкне: насколько позволяй? судить материалы фольклорной экспедиции РГцУ им. А.И.Герцена (август ХЬьй) - предание о Василии иродиЕом записано в дасков-ском районе Псковской области (ой это;,; мне сообщили Ь.К.Тихомиров и О.Р.йиколаев).
изучая композицию жития Василия 0? в целсм и происхождение отдельных его фрагментов в частности, следует обратиться к ха-радтэристике связей жития с ¡¿аирами не только церковной письменности, но и с фольклорными, пак первое, так и второе до сих пор не подвергалось специальному литературоведческому анализу; не ясными остаются также принципы художественного синтеза в текстах фольклорных и житийных традиций. Ь реферируемой глазе предпринята попытка определить место фольклорной основы жития ОР среди жанров религиозней легенды, загадки, екззки.
Одна из задач диссертации состояла в установлении на конкретных примерах, в чем и как проявилось нарушение канона и . этикета, приводившее к преобразования жития в повествовательный текст, Установлено, что присутствие в житии ОР некоторых сюжетов (например, "о царевом уг.ощеяки") объясняется конкрот-ньми черт аул культурного стереотипа поведения юродивых. Так, ' Еесьма распространенное представление о возможности и даже, обязательности прямого контакта юродивого и царя сродни извечной крестьянской мечте о встречах простолюдина и справедливого
царя, особенно ярко отображенной в народных сказках.
Б диссертации высказывается предположение, что некоторые из рассказов о юродивом Василии оказываются зависимыми от значения зго имени (Василии в переводе с греческого - "царь"). Возможно, это в какой-то мерз влияет и на окшетоорганизующие факторы жития. Сказанное тем более вероятно, что в литературной истории нигил его встречалось неоднократно и проявлялось на разных уровнях!
1) в нескольких рассказах ОР явно просматривается сюжетная линия "Басил лй - царь";
2) в тексте линейной редакции пития писец восхваляет "двоицу Богоизбранную - царя Федора и царицу Ирину (что в перовсде "дар ¿о&ий" и "мкр Христов") и значение их имен ставит в связь с проявлением мсщеи св. насилия - именно в их царствование "Бог даровал прославлением своего угодника и чудесами земле . Русскок яко море милости и вся держава Русская как мир Христов иополнвшаоя радости и веселия духовнаго";
до того как возложить на себя вериги труд>:'4ниего подвига, "люди учатся юродству. Они читают или слушают (в краткой пролоясной форме - в храме, или в форме пространной.- за монастырской трапезой) киткя предшественников, в частности, житие того же Андрея" (А.МЛТанченко). Несомненно, момент, подражания и наследования ваяно учитывать, ибо агиография указывает на это недвусмысленно.
Решение основных задач, стоящих перед исследованием, было бы немыслимо без текстологического .сравнения и проведения параллелей с шашш греческих юродивых - Василия Нового, Нифонта Констанцсксго и Андрея Юродивого. Василий Новый - патрональ-ный святой для русского Василия московского, и всего вероятнее бмо бы искать аналогии здесь. Между тем проведенное текстологическое сравнение житий греческих юродивых с житием Василия, московского позволяет утверждать об отсутствии ко^их бы то ни было заимствований для последнего. Однако следует отметить, что текст жития .Василия Блаженного ОР испытывает слабое влияние со стороны жктия Андрея юродивою, сто касается эпизода "о превращении дьявола в убогую старицу" (срв. в житии Басилия - "дк-явол пресорззи себя в подобие человека стара, и седа, и нища"). Устиюзлоно, что повторяется лишь оксиогмцкя одиого на рассказов, ¡.у ьссг^гкяог.лгл глуовнасх'о скисли нрл»кг.волен«'Л и носящая
не более чем традиционно-агиографический характер, иы сказ и ванне Г.II.Федотова "о прямых заимствованиях для текста особого жития Василия Блаженного »з кит'кя сирийского ыродшзого ише-она" 'толка следует он, о а ¿¡гнуть.
В параграфе рассматривается накоторыа ткпы антыаоаеденая Василия (т.е. перевернутого, опрокинутого доведения, ины.,ш словами, поведения наоборот) по предложенной о.А.Успенским схеме: а) сакралиэованпоз; б) символическое; в) дидактическое. Яоследшш тип выделяется особо потому, что поведение юродивого насквозь проникнуто дидактическим со,держанием и связано с отрицанием грешного мира - „шра, где наружен порядок.
Основной вывод параграфа следующий; по своему художественному строю Оообая редакция жития Василия Блаженного значительно противостоит предшествующей традиции. Находясь на с^ыке старых литературных правил, ¿орлально связываоцих ее с ¿аирсм посмертных и прижизненных чудес и того нового, что утве^вдается в сюжетном повествовании, Особая редакция означает, по существу, становление русской бытовой и психологической повести.
§ 2 £аяровна особенности жития в цело:.], ¿аялачитьлыши параграф диссертации посвящен жанровым особенностям жития Василия Блаженного в целом. Отмечается, что главная особенность этого произведения в том, что сведения о юродивом в доведшей до нас рукописной традиции представлены в двух видах: "официальном" к "народном". Ьсли первое - сжато изложенные факты о дате роздеяия, благочестивой жизни, подвигах", преставлении, посмертном почитании, чудесах - читается в «¡P, РР, IIpP; то второе занимательные расскьэы о насилии - в Верволачальнои и Особой. Общеизвестно, что в АУ1 веке именно московские книжники резко противопоставили два способа повествования в агиографии - канонический и неканонический i История рассматриваемого жития - яркое подтверждение тлевшего место метода работы.
В параграфе особо подчеркивается, что рассуждая о жанре жития Василия Блаженного в целом, следует учитывать данные анализа сюжетно-кошшзищ-.онной структуры каждой из редакции паштни-ка; ибо их соответствие (либо несоответствие) требованиям общеагиографического канона дает представление об.общьм направле- ' нии развития произведения: Очевидно также, что достаточно сложный вопрос о жанре необходимо рассматривать в определенной связи с историей текста.
Наблюдения над житием Василия Блаженного привели нас к выводу о том, что текст, с одной стороны, как будто.следует старым канонада средневекового'жанра жития, а с другой - невольно разрушает его. Последнее 'знаменует не только отмирание традиционной формы старого кития, но и складывание, нового типа житийного яроизведейм, наполненного бытовыми деталями, ькяо-ченньии з ткань повествования. и вто закономерю, ибо развитие , житийного жааъа. как жанра литературного заключается именно в разрушения житииних канонов, определяема церкобно-слукебным назначением житий.
.Б аа.шачсщш: подчеркивается, что проведенный текстологический анализ дает основание утверждать, что история текста жития ¿асилия глаженного не совсем обычна, а потому особенно интересна. два «шачалыю определившихся направления - "официальное" и "народное" - так и продолжают свое существование отдельно вплоть до XLt столетия, пока, наконец, на был найден компромисс путем объединения их в Сводной редакции. Кроме того подробно излагаются вывода, а также намечаются перспективы дальнейшего изучения жития Василия Блаке иного.
Основные положения диссертации опубликованы в следующих, работах:
1. К вопросу о времени написания жития Василия Блаженного. Рукопись депонирована в ШМ)Н АН СССР, 15.06.1989 г., № 3Ö393, 13 с. Библиографический указатель. Новая советская литература по' общественным наукам: Литературоведение, 1989, Jh II.
2. К вопросу о литературной истории житий Василия Блаженного (Особая редакция) // Устные и письменные традиции в духовной культуре народа. Тезисы докладов. Сыктывкар, 1990. С. 5759.
3. Старец соловецкий Мисаил - автор канона Василию Блаженному '(К литературной истории жития и службы святому) // Народная культура Севера: ''первичное" и "вторичное", традиции и новации. Тезисы докладов и сообщений региональной научной конференции 28-30 мая 1991 г. Архангельск, 1ьШ. С. 133-136.