автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Жизнь и творчество Тиграна Чекюряна

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Хачатрян, Тадевос Аршавирович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ереван
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Жизнь и творчество Тиграна Чекюряна'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Жизнь и творчество Тиграна Чекюряна"

АКАДЮШ НАУК ЛРМЬ'ШШ ЫЮ'ШУТ ШВРМУРЫ г.1.юш'. М.АЬВГЯНА

На праьах руксштаи УДК 091.981. 092

ХАЧА'П'ЯН ТадвЕОО Аршавирсшя

кгань И ТЕОРЧВСТЕ^ ТЩРАИА ЩКШША

Сивцнальнооть: IO.OI.U3 - Литература народов СССР

(эрмяиокая лятерат.ура)

Автореферат

длссаотац;:»; на соноквнив ученоп стапенл кандидата Зллологическлх на*«

Кровен - ТУ90

Paöoie шшиюаь с UiciuiyTc janoiravypu i.m. И.АГигяпа Академии наук Арцекнн.

Иадчшс руководитель - дшаог- «-.¿льмл-кчвсшш buys

К.А.Ы.ракиснн

Официалыша ошкшонти:

1. доктор филологических наук, щ.о^асоор I.A.Г-¿гиилнн

2, кандидат филологических паук А.О.Маркйрш

Ведущая оршшзащш - ¿раьенский гисудед.югыниь;. в»дьго-гический институт русского и иностранних язьков ил. li.H.Lpu-ооьа.

. Защита диосертьцли сооюится г. в

7 7- Ps) час. на заседании специализированного сие та Д шо 10.01 по присуждению ученог степени доктора филологических наук г.рн Институте литературы им. М.Абогяна AJI Армении (априс: 3r/uOIb, Вреван-15, ул.Карнир Еанаки,.16).

С диссертацией ыожяо ознакомиться в библиотеке Института литературы им. М.Абегяна АН Армении. /

Автореферат разослан " L-ls'-'O г.

Учений секретарь специализированного совета,

кандидат Отологических наук ^■ JЬ¿l^i'j^ А.М.Еарчапян

ОШШ XAPAKIEFUCIHKA РАБ01Ы

^ВЕ^Мьуость_иооладоЕанлд. Кратковременной била творческая жизнь западноармянского писателя начала XX века Тиграна Чекюря-на: она длилась около десятилетия, если учесть, что его критячео-киа статья публиковались с 1У05 года. Но жизнь эта оказалась плодотворно}!: Чвкюряы создал стихи л очерки, рассказы, повести и роман, рецензии, он бил блестящим переводчиком, актиышм общественным деятелем, ищущим педагогом, редактором, тружеником просвещения. Е условиях относительной свободы,предоставленной Конституцией (1908), сосредоточившиеся в Константинополе сливки западноар-мянокой интеллигенции жили в мечтах о создания нового искусства. Е области лирики уже знаменовали новые горизонты Еаружан, Сиаман-то, Р.Севак, в области драматургии - Шант, в прозе - Р.Зардарян, Арандэар а др. Есе они как бы в предчуЕотвии нависшей опасности делали все, на что были способны. Журналы "Мегян" и "Навасард" в своих, порою противоречивых, программах начертыЕаля грядущий день армянской литературы. Литературный подъем был всеобщи).:• в подобных ке брожениях, о подобными ке творческими задачами воходил во-оточнь'й ранг армянской литературы - с великолепной фалангой Тума-нян-Исаакян-1ерян. На $оне этого великого культурного подъема на остался незамеченным роман Чекюряна "Храм" - шедевр его творчества и одно из блестявдх достижений армянской литературы. Роман был издан в 1914 году и Еооторт.енно был приият армянской читающей публикой.

Разнообразны были интересы Чекюряна-.шеателя. Параллельно о литературными произведениями он выступал с рецензиями и лнтератур-но-критичэск1!ми статьями в различных газетах и журналах Константинополя, демонстрируя глубокую осведомленность и проникновенность критика. Благодаря усердному самообразованию изучив творчество великих представителей армянской и мировой культур«, углубившись в Зилосо$яю, Чекюрян подьорг оригинальному и самобытному анализу произведения Еарукана, Интры, Сиаманто, Ширванзаде, Ав.Исаакяна й др. По свидетельствам современников, Чэкюрян отлично знал армянскую средневековую и новую живопись, во ],емя своих путешествий имел возможность ознакомиться с кивопиоыо итальянского Возрождения и с.ноЕайшим голландским и французским искусством и собиралоя издать труд "Армянские художники". Однако великое нацкон&чыюе бедствие - геноцид - оставило все эти планы несвершенными.

- 4 -

Ilo своему мироощущению Тигран Чекюрян. £ основном, реалист, a основе его произведений - реальные факт, реальные взаимоотношения лвдай, наиболее острые проблемы времени, однако 'нельзя на учитывать, чго он был художником начала во к а и на мог в той jjju: иной царе на приминать к ноЕвйшш течениям, разрабатывающим ноше принципы и стили. И е этом плана е его творчестве явственно ьыступают определенные черты пмпреоспоннзыа, импрессионистические ориентиры а критерии творчества. Тем на менее Чекюрян сохранил £вкоше традиции армянской прозы, став носителем и продолжателем этих градаций.

Немало критиков в той или ¡mot: связи образались к анализу произведений Чекюряна ИЫ)сян, А.Шарурян, А.Маркарян и др.), однако по сей дань его творчество не стало объектом целостного исследования.

Наотоящая работа - первый онит е атом направлении.

Цель и научная новизна г-аботи. При идайно-худоиествеином анализе творчества Т.Чекшряна, обращаясь к статья« и выступлениям отдельных критиков, мы стремились правде Есего определить его место и роль в общей магиотрали развития армянской литературы.

Е исследовании впервые вьодится в научный оборот целый ряд новых материалов, которые позволяют о новым подходом л на новом уровне исследовать стихи, рассказы, очерки, роман' и повесть, критические статьи и Еообще все творческое наследие писателя.

Творчаотьо Т.Чекшряна рассматривается на оби,ем Joue армянской литературы начала века, и не только начала; в частности, мы останавливаемся на тех взаимосвязях, которые формируют общо культурный контекст.

Методологические основы работы. Теоретические еыводы работы и обобщения базируются lia передовом советски) н аарубешом литературоведческом опыте исследования закономерностей развития литера- . туры и покусотва.

ррактичеокое значоиие работы, Диссертационная работа, как и опубликовашше статьи и тозиси по этой тема, могут быть поливны при изучении общей иотории армянской литературы, а таксе для разработки спецкурсов и спецсеминаров на филологических факультетах; ■ несомненно, результаты последования будут интереони для воех изучающих армянскую литературу начала XI вака.

- 5 -

Апробзщя^аботы. Работа обсуждалась в отдела ноеой армянской литературы Института литературы им. М.Абагяна АН Аркшши, а также на кафедра армянской литературы Государственного педагогического института русского и иностранных языков им. В.Брюсова. Некоторые положения работы в <|ормв докладов были прадстаЕлени на республиканских научных конференциях молодых научных работников, проходивших б Институте литературы им. М.Абегяна АН Арм.ССР в 1981, 1986, 1988 годах.

0^5У_и_структ^рд_работы. Диссертационная работа излояэна на 160 машинописных страницах (включая и список используемой литературы). Она состоит из 4 глав и заключения. Библиография насчитывает 102 названий.

ОСНОЕНОВ С0ДЕШ1ШВ РАБОТЫ

Н§ЕЕая_глава._^изнь_Тиг£ана_ЧакюЁдна. _История_ЕОпроса".

1игпзн Чекюрян родился в небольшом городка Iюмушханэ (Кюмущ-хане) Трапезундской провинции. Гимушхана - известный из истории древний городок, расположенные вокруг него богатые заложи свинца,-меди, золота и в особенности серебра эксплуатировались издавна. Из-за богатых залежей серебра греки называли его "Серебряным городом" ("Аргирокастрон").

Детство Тиграня промо в Трапезунде, где он я получил начальное образование. Рано лишившись родителей, он с детоких лет ощутил трагедию сиротства и нищеты, и нетрудно догадагьоя, что созданные позже на страницах романа "Храм" щемящие образы сирот, по-терявпих родителей в первую армянскую резню (1о94-1896), - зто реалистические литературные воплощения пережитых писателем горь-' ких дней детства.

Тринадцатилетний 1 игран прибывает в Константинополь, откуда в 189? году его отправляют в Галатии (Энякри) - в сиротский дом при Красном Храме. Поело примерно годичного пребывания в храме, а Г898 году он поступает в Берберяновскоэ училище. Параллельно учению, Чакюрян предпринимает своп первые литературные пробы, которые, согласно характеристике, данной М.Мвцараннам, наели на оеба, влияние наводнившей Константинополь начала века "эфирной, нематериальной, чуть потусторонней"* лирики, и в первую очередь стихотворений его учителя - Бврберяив. Интересны воспоминания о годах,

I Мепаренц_М. Поли.собр.соч. Вреван, 1981, 0.247 (на арм.яз.).

_ ¡J —

iij сжитых в училища, вить у Аматяна: "Uíi нас б айбе глубокий впечатления от улыбЧиьих берегов Понта ii родово!; армянской среди 1ра-пезунда. Когда я узнал Чекдряна, он бил уь;е зрелым шодор., среднего роста, в очках, ярким учеником, ь которой ¡г.кзнь словно бурлила. Он всегда (Зил весел, иугил, п вто усиливало впечатления от него. По характеру своему Сил очаиь ддошелибшш, сил лисп:.! сц»ди друзей я оо всеми устанавливал дру&аскиа связи... :;о более кого в памяти Moeii запечатлелась упорная тяга Чекюряна и ччашко..

Училища Чакюрян окончил в 190? год.у. Е годы уча Cu у к о проявились его предпочтения и способности. Наряду с литературог, историей л га оградна i'., он прояелял ocoóuii интерес к г.песпнсп и под РУ.чоеодотеом учителя рисования Симона Акопяна, как свидетельствуют современники, создавал васвиа удачные картины маолом. L- училища оп совершенствует свои знания французского языка и знаки,митоя о додтккаииями но только французской, по в мировое литературы (пе-рвЕОДнт "Пшку" Мопассана i¡ "Красннй смех" Ji.Андреева).

В 2&OÜ-I9IO гг. i газата "Базандиои" Чакюрян публикует насколько раооказов, которые вписладствьи били объединены е сборник "Роднив голоса". .

Завиршв учебу ь училище, Чакюрян переходит на исдигошчоскуи работу и обротает широкую пзвостость на атом поприщаЕ 1SW» го- • ду е "Ккегодшше для ьсих" Чекирян опубликовал одно па своих сти-хотворенпр в прозе. Стихотворения в проза становятся последним звеном, связывающим Чокюряна с иоэзпап и устремившим его висту-пать е CEoaf: истинной тьорчаско); стии - проза.

Е янЕаре 1УЦ года Чакюрян ьчеста с Млх.Ь.штйчшюм осношьа-ет ежеквартальным ллтаратурно-худогсастЕапш!!! ад риал "Ьостан", где публикует пометь 'Tepotí".

В 1910-3912 гг., ео время шшлших каникул, Чеодиш еСьезка-ет почти всю Вьропу.

После публикации "Героя" Чокюрян находится е активна/. творческих поисках, которые уьончалпоь успехом: е 1üI4 году ьыьол ь оьат шедевр его творчества - роман "Храм". Б том а;а году Чакюрян путешаотЕуат по Великой Армении. Во вран л этого путешествия, в Вала, ого и настигла Первая мировая íoima. Кму предлагают остать-оя в Ване - дироктором центрального училища, однако он отказалоя и продолжил свое путешествие, перейдя через Кавказ и Батуми в Кон-

I "Соватакан граканутюн" ("Советская литература"), Иравап, Uúb, Jí 4, -о. 79-80 (на арм.яз.).

стантшшшль. К тому бремени Турция уже принимала участие п военных действиях.

1игран Чекюрян шесте со своим братом Оваинесоы находился в Еера, когда его арестовали и бросили в тюрьму Аяши - вместе со многими армянским» деятелями культуры, собратьями по гшр.у и едино-мишатшкачи, .трагическая судьба которых нзввотна.

Второй раздал главы озаглавлен "ХЕам"_Е_оценка_£!рптики". Это заглавие продиктовано тем, что "Храм" оказался первым произведением Чекюряна, привлекшим пристальное внимание современной критики, а также первым произведением, котороэ в той или иной мера

0 чало объектом изучения в армянском советском литературоведении.

За коротки!! промежуток времени посла выхода в овет романа "Храм" был оиубликоЕан целый ряд рецензий, в армянских клубах Кон-, стантинополя организовывались обсуждения романа.

Один из критиков писал следующее: "Храм" разрушил крепость .укоренившихся мнений о своем авторе, и Чокюрян сегодня выходит из-под этих руин как автор, проникающий е психологические нюансы и великолепно описывающий их"'1.

С совершенно другой стороны оценивает роман "Хрем" рецензент газеты "Ка{*:ц". Объясняя теплый прием романа его народностью,В.Чю-герян пишет: "Армянский буржуазный "свободолюбивый" дух восстает против религиозных понятий я догм, как это было в преддверия Великой французской революции""5. I; далее: "Храм".привносят новое направленна в нашу литературу, создавая исполненное внутренней силы литературное течение, зачинателями которого в Ввропе отали Ана-толь «ране, Максим Горький, Золя и другие" . . •

Самым обширным выступлением по поводу романа "Храм" в те дни оказалась статья Р.Дарбиняна, опубликованная в газета "Азатамерт", Оно примечательна прежде всего своими исходными положениями и новыми эстетически».!!! критериями анализа. Е целом правильно оценивал особенности поэтики романа, в частности, связи с импрессионизмом, а также общественную ценность книги, критик приходит к оптимистическому выгоду: "Роман "Храм" г. Т.Чюкеряна,бесспорно,воелязт боль-.,4

шив надежды .

1 "Шант" ("Молния") ,1914, .|[ ЬЬ. За подписью Па^лак онрывавтоя известный- противник Мецаронца - Как Саяпалян.

2 "Кайл" ("Искра"), 1914, Ю-Ч (на арм.яэ.).

3 1ам же.'

4 "Азатамарт" ("За свободу"),1914, Л 1506-1509 (на арм.яэ.).

-fifi последующие годы обращения к творчеству '¡.Чеквряна мало-числанны (М.Юсян, А.Маркарян, А.Шарурян), «а и писались эти статьи - ño частным поводам. Согласно М.Юсяну, "Храм" представляет собой социально-психологический роман, в котором явления социальной, политической и национальной жизни отображены в психологических трансформациях, в основном в образа главного героя романа - Артака*. Рассматривая роман как произведение критического реализма и во многом наверно представляя сущность отого метода, литературовед сводят есю идею романа к вопросу: "За что страдание армянина так увековечилось?". Еследствиа этого литературовед приходит к откровенно неверному выводу, приписывая главному герою программу преобразований, и для подтверждения демократизма писателя на находит никакого другого критерия, кроме подчеркивания его классового сознания - обстоятельство, не имеющее связи ни с самим Чакюряном, ни с aro героем.

Более глубоким и более обстоятельным исследованием творчества '1.Чекюряна являются дез статьи А.Маркаряна^. Литературовед обращается К творчеству Чешоряна в общем контекста развития aro литературных предпочтений и тяготений. А.Маркарян анализирует "Храм" в контекста широких лятерат.урно-кулы.урных сЕязей ("Мцыри" Лермонтова, "Старый боги" Шанта). Е противовес ьсам предшествуюздм критикам, утверждавшим, что осноеным содержанкам "Храма" яьляет-ся "борьба между церковной и мирской жизнью", пасла многочисленных верных наблюдений литературовед несколько торопится с выводами, перечисляя ряд содержательных сторон, которые, как нам кажется, такке лишь "наличествуют", И впрямь: в романа нет какой-либо идеи, которая целиком и последовательно развивалась бы и получила бы окончательную форму, которая решительно утверждалась бы автором, и автор сам, строя свой роман в форме дневника-исповеди, отражая действительность е рамках лишь одного сознания, на приходит ни к каким догматичным (в философском смысле) выводам, а лишь пы-' тавтся поставить та проблема, которые выдвигались армянской действительностью того времени, на предлагая каких-либо формул для их решения.

1 Воли М. Страницы западноармянокой ллтиратуры. ii. ,bV7, с.IjV-Ióü.

2 См.: История новой армянской литературы. Ереван, 1979; Библиотека- армянских классиков.Т .Камсаракан, Ч.Чекюрян. Ереван,1984 Ссы. введение - со. 15-26; оба книги - на арм.яз.).

- 9 -

По поводу ТЕорчоокого метода романа "Храм" А.Маркарян считает доминирующим реализм, одновременно не исключая "влияния современного аЕропеГского искусства и в частности шпрассиониэма"*, -положение, с которш согласны и мы.

йорая.глава^ТЕО^чоо;^ .

включает ден раздала.

Е первом раздела рассмотрены стихотворения Т.Чакюряна.

Поэзия Т.Чекюряна е своем исполнительском мастаротве, в своей типологии повторяет мотивы я темы, разработанные и распространенные в западноармянской лирике на стыке двух веков, с некоторыми качествами, характерными для поэзии данной эпохи.

Анализ стихогвореши" не проследует цель выяснить соотношения текста и действительности; данным анализом ми пытаемся лишь вскрыть те характешше для. писателя особенности устойчивых признаков и структуры образа, которые ложат в основе всех анализируемых сочинений е качестве мироощущения. Здеоь ма исходим из положения, согласно которому при анализе стихотворного текста внетекстовые связи играют меньшую роль, чем при анализа прозы2.

Автономность признаков чекюряновских текстов, которая о некоей внутренней последовательностью распространяется на все ого творчество, проявляется уже в его стихотворениях. Е этом случав для ноо даже не важно, что внутренние и внешние признаки стихотворения но независимы, часто даже не самостоятельны, а общи для многих лидирующих и Егоростепенннх поэтов начала Еека.

Для стихотворений Т.Чекюряна характерны двучленные смноловые оппозиция - свойство, которое е тех или иных формулировках можно. ■ Еотротить в художественной г.чстеме романтизма (П.Дурьян и др.).

Зтот тип мировосприятия распространяется в особенности на философию любел в романтическом искусстве.

Чекюряновская "модель действительности" отличается подчеркнуто пространственной структурой с вертикальным проткЕопостэЕлоннем "небо-земля". "Еерх" (это совпадает и с началом стихотворения: подобное начало подсказывает нам предположение, что согласно философии Чекюряна, у мира духовное начало) постоянно представляется в образах, символизирующих вечно изменяющиеся душевные ситуа-

1 Там не, с.24.

2 Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972, с.26.

вди. Иначе говоря - духовная жизнь характеризуется постоянной неопределенностью направления, макду там как "низ" (совпадает с £иналсм стихотворения) устойчив и является более определенным, указывая на неизменность материальной жизни.

Подобная структура поэтического образа явилась наиоолее общим 'признаком типа армянской культуры начала века, мировоззренческой основой, формирующей мышление. Это особенно проявляется ь медитативной лирике крупнейшего поэта эпохи - '¡умаляла, где двучленное смысловое противопоставление пространства вырисовывается в самых разных формах и самыми различными средствами. Ь этом смысле классическим является стихотворение "Спуск'Ч '¡уманянОЕСкий "верх" бездонен и бесконечен, мекду тем как "низ" преходящ и ограничен. Зачастую "верх" воплощается в образах небесных .светил, а "добро" вечно ожидается "сверху". "Низ" ка предстает всегда в негативных чертах.

Любовь у Туманяна также предстает в дуалистическом плана: это либо грех, чисто земная, человеческая страсть ("Прости, о д0-ва..."), либо - духовный феномен. £ первом случае она всегда индивидуальна и социально детерминирована, во втором случае - метафизична и связана с философией надличностной, христианской всаоб- ' щей любви ("Преклонившись, спусгаюсь до стоп, Целуя надругааную святость")'. Подобную жа философию любви еидим в лирическом гароа Чекюряна ("Iockü по поцелую") - конечно, речь об общей тенденции, в па художественной ценности, и именно тенденция Dia определяет общий, единый культурный тип.

Ео втором разделе главы анализируется проза '¡.Чекюряна: сборник рассказов "Родныа юлоса" и поеость 'Тарой".

Основываясь на познаниях провинциальной иападьоармянской жизни и быта, обретенных собственным dhutom и в литература, он пробует свои силы в рамках наиболее разработанного в заиадкоармянской литература жанра новеллы. Окончательно остзноьие сбой выбор на проза, именно в этой области он продемонстрировал наилучшие грани своего творчестве, создав непреходящие по мастерству ценности -насколько рассказов, неповторимую в оЕоем рода повесть "Герой" и роман "Храм".

Исследование рассказов Чекюряна, по вполне понятым причинам, обретает важность, с одной стороны для выявления истории его литературного дебюта, о другой - для целостности представления его творчества, ибо для втого необходимо учитывать вса его произвела-

- II -

нил, независимо от.их ценности.

В современных исследованиях литературного произведения .уже но вызывает сомнений необходимость его рассмотрения как целостной системы. В то же время становится ясно, что подобное рассмотрение означает, г горв.уы очеродь, вскрытие взаимоотношений и взаимосвязей е."о■ ■!.'¡х л от.у систему элементов во всей их закономерно-си!. Однако мноьеотвенность элементов литературного произведения по-разпом.у воспринимоотся разными литературоведами. Одни из них представляют эстетический объект как многоуровневую структуру, в которой на первый план выдвигается структура языковых реалий, последним же из уровней является идейное содержание. Между ними есть промежуточные уровни, которые вбирают е себя поступки, деяния и характер персонажей (Н.Гартман). Существуют расчленения на языковой, композиционный, тематический и идеологический уровни, которые, будучи Езаимосвязвны, составляют маоатабноа структурное единство (Л.Долежал, К.Хаузенблао). Известно разделение произведения на различима составляете, предложенное Р.Ингардеиом*.

Анализируя рассказы Т.Чекюряня, мы стремились выяснить, во-первых, основную закономерность, организующую художественный текот, и, во-вторых, взаимоотношение художественных эйвмантов, сообщающих этой структуре художественность. Ясно, что при исследовании различных .уровней художественного произведения, как было сказано выше, возможно вычленение различных структур, но нам пришлось ограничить нашу цель: путем анализа рассказов Чекюряна выявить композиционные особенности литературного произведения, да и то в определенном направлении - найти ту художественную модель отраже-. ния действительности, которая прежде^всего выражена с точки зрения автора или условного рассказчика'5.

Действительно, в литературе мы всегда имеем дело не с простым изложением (¡актов и событий, а с приведенным в систему я целенаправленным их упорядочением, которое суть следствие авторокой . точки зрения в своей социальной, психологической, философской или

1 См.: Ингавд8н_Е. Исследования по эстетике. М., 1962, о.24.

2 Сочетанию "точка зрения" мы придаем терминологическое значение.

Теория точки зрения как одного из основных факторов, организую-

щих композицию сочинений, впервые разработана Генри Джеймсом.В

русском литературоведении он' овязана с именем М.Бахтина,

- 12. -

атичеокой детализации. Изучение точки зрения соприкасается о постановкой целого ряда вопросов, которые, cooieotcteohho их зада-зш, классифицированы нами следующим образом:

3. план оценки точки зрения,

2. словесной характеристики,

'3. времени и пространства,

4. психологии, а также

5. взаимоотношений точек зрения на разных уровнях произведения1.

Рассказ "Преступление монаха" последовательно подчинен авторской точке зрения. С его точки зрения оцениваются все поступки и свершения героя. Еояму субъективному пласту рассказа в плане оценок противопоставляется объективный пласт, и эти пласты, дифференцируясь, создают Езашопереходы "внутренней" и "внешней" точек зрения. Подобная несовместимость и противопоставленность оценочных точек зрения как художественный прием иопользув1ся в болей простых структурах, как например, в анекдотах"1. Hau представляется, что, рек показывает анализ рассказа "Преступление монаха", вто свойственно и новелле.

Другими словами, согласно "внутренней" точке зрения, герой являатся монахом со своими поступками и психологией, маму тем с "внешней точки зрения" он становится своим антиподом. Любопытно, что б заглавии оказалась оценка героя, данная с точки зрения "енсщ-ней"^: "преступление" монаха является преступлением лишь с "внешней" точки зрения, когда его облик отражается в сознании окружающих, между тем как ото не преступление, если рассматривать его е точки зрения "внутренней", авторской оценки, сто противопоставление переходит в болеа общий и сложный феномен - индивидуальное начало в отражении действительности (как "истинная" оценка) и общее начало (как "ошибочная" оценка). Противопоставление этих двух способов отражения действительности по приншпу "правильного" и

1 0 проблеме точки зрения в отечественном литературоведении см.: . Х2П§Цокий_Б^. Поэтика композиции. .1,1., I9V0. Отдельные его положения, к которым относится и данная классификация, мы использовали е нашем исследовании.

2 Там же, с. 19.

3, Еиготский Д. Психология искусства. H.t IUuu, с.¿О..

-- 13 -

"ошбочнсго" лежит в контексте всего творчастЕа Чакюряна как эстетическое мировоззрение. Об этом свидетельствует упомянутый выше анализ всех .уровней его текстов, а также исследование прочих шести рассказов из сборника "Родные голоса".

Е повести "Герой", сохраняя основной структурный принцип художественного образа, характерный и для рассказов, - подчеркнутую доминанту и противопоставленность субъективного плана объективному, Чеккрян приходят к совершенно новой для себя точке зрения: все герои представлены лишь с внешней точки наблюдения, а главный герой предстает в обобщенной оценке прочих героев. При этом общая точка зрения, как мы видели в рассказах, изменчива. Б начале рассказа главный герой воспринимается как истинный герой, по постепенно становится объектом насмешек, потом - снова героем и вновь объектом надсмехательства и так далее. Макду тем авторская точка зрения постоянна в сгоем ироническом отношении по отношению как к герою, так и к общественному мнению. Присутствующая в рассказах "ошибочность" общей точки зрения в оценке героя здесь а:, а раз поцворгается испытанию и обрезает совершенно новое качество. Она на только "ошибочна", но и изменчива. Авторская же Опенка на только "верна", но неизменно иронична.

С литературной точки зрения, "Герой" Чекюряна - своеобразная пародия на образ героя произведений на национально-освободительную тематику, разработанный в рамках эстетики армянского романтизма. Достаточно сравнить его, скаком, с положительными героями Абовяна или Раффи, хотя Си лишь в плане внешне-предметных очертаний, чтобы сразу стал очевиден тот огромный водораздел, который возник между аЕторыш разных периодов и разных убеждений. Правда, метод романтического отражения сам по себе предоставляет широкие возможности для пародийности и, в первую очередь, в системе реализма, однако дело на только в различиях е миропонимании, которые определяют особенности лепки образа. Это означало бы лишь трансформацию художественного обриза,мекду тем как в случае Чакюряна мы сталкиваемся с идейной трансформацией, и пародийность "Героя" направлена по против какого-либо произведения или произведений, а является выражением новых идейных восприятий.

Е описаниях чекюряновского героя представлен антропологический тип ломброзоЕского преступник^, от которого можно ожидать все, кроме героизма. Подобное внешнее описание связано с парод"й-ностью стиля, и, по Есей вероятности, герой этот является не ге-

роем, я его маской*.

Ряд иных признаков, как например, сочетание приемов восславления и развенчания героя в соответствии с обстоятельствами и необходимостью, генеалогически связывают роман с сорьезно-шуточньши минепеями, с карнавалом, носящим признаки <|олвклсрноГ лепки образа (раскрыта героя по принципу бродячего театра; любопытным признаком карнавалвности является безымянноств героя и т;п.)*\

Таким образом, сохраняя осковнгй д.ух и особенности поэтики рассказов, повесть "Герой" становится ноео!' вехой в творчестве Чокюряна.

1£Ё^ья_глаЕал_"Поэтика_"Х£ана''.

В современных исследованиях по поэтике литературного произ-, Еедения прежде Есего приискав! внимание оемантичйокнн анализ текста. В этих исследованиях г рамках соошо^чия "тема - выразительные средства - текст" обычно тема считается "наиболее первичным" элементом художественного произведения, откуда и выводится семантика все!; художественно}1 системы.

Е статьях и исследованиях по поводу "Храма" в вопросе определения темы, за небольшими исключениями, превалирует формула, которую е общих чертах можно представить следующим образом: лп-6обь священника к женщине, откуда следует:

I. священник Лртак любит женщину, однако .2. ыонашестЕО препятствует их соединению г одной семье, и следовательно -

3. монашес!во, как и церковь (храм), являются анахронизмом и силой, подавляющей: всгестЕенные человеческие чувства, посему они должны быть упразднены.

Еще в 1911 году, оценивал труд архиепископа М.Орманяна "Армянская церковь" (упоминания о М.Орманяно вс!Ь и в "Храме"), Че-кюрян писал: "Е прошлом Дрыяночзя Церковь, бесспорно связывала

1 В сеяэи о Гоголем, имея в виду маскарадно-пэродийшо качео1Ео внешности и наряда героя, Ю.Н .Тынянов писал: "Основной прием Гоголя в МЕОПисании люде}! - прием маски. Маской может служить, прежде всего, одежда, костюм.., нескор может служить и подчеркнутая наружность". См.: 1ынянов_Ю.Н± Поэтика, история литературы, кино, Ы., 1977, с.202.

2 См.: Бахтин_М. Проблемы поэтики Достоевского, М., 1979, с.116-209.

рассеянных по миру армян, однако сегодня, поскольку расширяется нааа интеллектуальная кизнь, поскольку мы заботимся о национальной самостоятельности, поскольку стремимся постепенно возвышать над язык и литературу, поскольку, возвышая наш! национальные качества ео Есах направлениях.страмимоя создать самобытную армянскую культуру, подобно европейским народам, мы б ожидании того недалекого дня, когда церковь не будет ни силой, сЕязующай армян, ни их защитой... Защитником грядущей армянской нации должна быть не церковь, а самобытная Армянская культура, и гордость этой культуры должна суметь объединить, связать каждого икдиЕида-армя-ш:на со своим Племенам. Придерживаясь нашей наивной веры в спасительную роль нашей шркЕИ, ми в грядущем углубим тот водораздел, который сегодня, благодаря церквям, остается между соплеменниками и братьями.по крови, называемыми армяне-просветители, армяне-протестанты, армяне-католики и противостоящими друг другу..."*.

По сути ото суждение утверждает .упомянутый еывод критиков, касающийся восприятия темы "Арама", однако ъ суждении Чекюряна мы считаем важным Еытеснеыпа понятия церкви понятиями культура, цивилизация, которое 1шхаш!чески распространять на художественное сочиненна нам продел ¿ишат ал еоесо ненар'шдм, тем болев что подобных поползновений нет и у священника Артака.

Отказавшись от произвольного прочтения "Хрша", тому романа мон'.ьо сформулировать следующим образом:

I. описание храма и церковной жизни,

к. любовь свяшошшка Артака к женщина, еа художественное отраженна в поэтической ситуации и мира переживаний любящего чалова-ка,

Ь. подача Есего этого но в противопоставлении, а в параллелях.

Другими словами, Чакюрян в первую очередь преследует эстетическую цель": отображение художественными средствами идеи испыта-

1 "Еостан", 1911, 3,

2 Кант слч.дуыщим образом определяет пракрасное как объект произведения искусства: "форму целесообразности предмета, но без представления цели" (.КанхЛ. Сочинения, т.5, М., 1966, с.£40). По этому поводу П.И.Балашов замечает, что кантовская формули-

1 оЕка"целесообразности баз цели" лежит в основе критического раализма, поскольку праЕДИЕОа отражение действительности соиб-щает объективную логику,. делая ее внутренне логичной (См.: Эо-

-гения - испытания любоь.-ю (личнооть) и испытания Еерой (бытие).

• Генеел'огически восходя к жанрам романа-испытания", романа-испоЕади, имеюишм древние исторические тралишш, сюжет и горой "Храма", естественно, должны рассмаариЕаться как вариант разработки подобного сшета и образа, исследование поэтики которого в деталях приводит к типологическому анализу произведения. Имея дело обычно с неким сюжетным произведением, мы часто замечаем, что сюжеты повторяются е самых различных культурах и в разные эпохи, и потому их количество доеольно ограничено и их легко считать Еторичными вариантами общего первичного сюжета. Эти сюжеты не только повторяются и разрабатываются разными авторами, но и е своих обцдх жанроЕых признаках сохраняют исключительную устой-чиеость - от древнейших мифических построений до литературы XX века. Е данном случае нас интересует лишь пцна сюрона Еопроса: в типологическом сопоставлении самых разных разработок общего сюжета, а точнее - е типологическом анализе сюжетных разработок Туманяна ("Отвергнутый закон"), Л.Шанта ("Старые боги") и Чокюряна ("Храм") еыяснить отличительные признаки последней из названных разработок.

Исследование механизма индивидуально-авторской интерпретации сюжета сложно и многогранно. Ряд литературоведов выделяют "наиболее влементарную" единицу организации сюжета, одни - мотив (А.Ее-селОЕСКий), другие - слова-знаки (Ю.Лотман), которые е соответствии со своей важностью и частотностью в данной культуре обрели константное значение и проили путь "мифизации". Подобные слова-символы могут сфокусировать в себе целую содержательную систему. ЕоЕлекаясь в повествование е соответствии с необходимостью назвать тот или иной предает, они эволющюнязируюг.перерастая в статное построение. При этом сюжетныо реалии преобразуются в тему. А в этом случав прежде всего следует учость важность средства, организующего "мотие" данного предмет в определенной структуре культуры. Такие реалии, как, например, "дом", "дорога", "пламя" и т.п., исторически чрезвычайно важны для объяснения культуры. Е романе "Храм" подобной реалией яелявтся храу и его знаковая ценность. ПрояснИЕ это, мокно обосновать наше положение о взаимоотношении "тема-сюжет". "Отвергнутый закон" Ое.Туманяна, "Старые боги" Л. Шанта и "Храм" Т.Чекюряна яеляюю.,, литературными воплощениями ин-

татичаское. Сб.статей. М., I' 14, с.¿4).

- г? -

терпраташш такой реалии, как "храм".

Следует также отметить, чю частота обработки одного и того ез скката объясняется, помимо общественно-социальной необходимости, еще и литературной детерминироЕанностьв: обычно большими возможностями развития располагают сюжеты, которые на достигли полной семантической определенности, при этом эта неполнота должна быть особой, должна иметь в осноев фабулы либо вопрос, либо загадку1.

Типологически!* анализ трех произведений показывает, что перед нами различные художественные интерпретации одной и той не темы и сюжета, сочетающиеся с различными концепциями человека, природы и истории. Поступки туманяновского героя приводятся е двике-нпа жизненной деятельностью - сильным противопоставлением характера и обстоятельств, преследующим цель преодолеть и устранить х^рань между природой и историей ео имя сохранения характера. Познание исторических ценностей предполагает на то чтобы механические сдвиги ценностей, а борьбу между старим и ноеым, составляющую непрерывный процесс истории, а езять это на себя может лишь деятельная и решительная личность, которой сознание необходимости борьбы придает глубокую трагичность.

Согласно драме Л.Нанта "Старые боги", человек извечно противопоставлен бытию. Ьто - закон истории, и поскольку это так, человек в подобных условиях поставлен перед Еечной возможностью выбора. Окончательный Еыбор происходит за счет не познания, а характера, биологической основой которого является природа. Преодолеть природу невозможно, посему человеческое познание по сути трагично, и это распространяется также на бытие, а самоубийство героя с бодлеровской каждой "сладкой смерти" становится единственивш средством не подчиниться бессмысленности и суетности кнзни. '

Герою романа Т.Чшшрянй "Храм" свойственно главным образом дотрагическое познание мира, чье постепенное проникновв1ше в раз-, нохарактеоные сферы бытия в конце концов приводит к спокойному примирению с судьбой. Еместе с постоянной грустью познания сущего в сЕященника Артаке присутствует и чувство надежды и защищенности, которое остается устойчивой перспективой даже тогда, когда речь идет о смерти, горечях жизни, о трагических событиях в армянокой действительности. Единственным выбором человека является жизнь,

I Стапанов_Ю.С.Е мире оемиотики. Е сб.: Семиотика. М.,1983, о.20.

- 18 -

единственным аргументе.., существования мира - ее ощущение. У героя нет страха по отношению к миру, он не отрицает мир и не г'праццы-вает. Е "Храме" нет обвинений в щрес Бога и бытия, нет отчаяния и разочарования, а присутствует лишь неопределенный протест, спокойная терпимость и даже безропотное примирение со снортью.

При анализе творчества 1.Чекюряна на).: несколько раз предоставился поеод говорить о его связях с импрессионизмом.

Е отличие от импрессионизма е живописи, литературный импрессионизм "никогда не был четко оформившимся художественным направлением со своими группировками и манифестами" (как, скаком, романтизм, символизм, футуризм и т.п.), другими словами, вряд ли стоит в рамках художественной литературы искать "чистых" шпроссиошютов. Скорее можно .утверждать, чю импрессионистические тенденции сочетаются с иными художественными методами, пер-.плоталсь с ними е творчестве того же писателя^.

Именно с подобной оговоркой мы и квалифицируем роман 1.Чекю-ряна 'Храм" импрессионистическим произведением. Это - су.бъектиг-

которое, в частности, означает: в основе произведения локит реалистическое отражение существующего мира Б_ойразах^_сконстр.у^ов§кных_по_ш

Импрессионисты открывали и утверждали сог-ь{ц.бнно иную корреляцию человеческих отношений и сеязвй, природы и социума. Предубеждения не отождествляют человеческое начало героя с его естест-Еоньо-биологическим началом, и классовая его принадлежность определяется не безусловной типизацией, а взаимоотношением личности и среды, поэтических возможностей человека и его будничного призвания или судьбы . У этого героя пет характерных для классицистического или реалистического героя "постоянных свойств", его интересует глввным образом движение и изменения.

Этот и ряд иных признаков (не интерпретация сжата ради сюжета, то есть развития событий, а концентрация на вочной динамике душевных состояний героя, потребность превратить читателя в соучастника душевных проникновений и рассуждений, резкий перелом в эстетическом функционировании слова - слово оказывается не только означающим, но г самим ощущением, откуда и следует обилие опреде-

I Венин8_В. Проблема литературного импрессионизма. Е сб.: Импрессионисты, их современники, их соратники. К., 1976, с.¿57-258.

- 19 -

ланий, эпитетов, ассоциативных сравнений) ' естественным образом связывают роман "Храм" с импрессионизмом.

Часть литературного насладил Т.Чакюряна составляют теоретико-литературоведческие, эстетические статьи и выступления, а также рецензии, разбросанные rio страницам западноармянской литературно-общесТЕенной периодики. В них паред нами предстает деятель культуры с глубокими и богатыми познаниями, четко ориентирующийся в сложных и разнохарактерных историко-литературных яьлениях, компетентно обобщающий эти явления как армянской, так и мировой культуры.

Е формировании эстетических взглядов Чекюряна отчетливо ощущается влияние И Лина, t частности, в чвкаряноЕскнх обращениях к пропзвадениям таких художников, как Умат, Чиванян, в его очерках об армянской церковной жиеописи, е анализе "Кипарисов" Интры. Е своей счатьа "Ипполит систематизируя эстетические взгляды

¡¡Лэиа, Чокюрян противопоставляет их эстетика Канта. Чекврян ука-зипаат и на недостаток йтого учения: "Он настолько связан со сео-eii триадой, "что еоесо забивает об индивида, существующем в каждом художнике"^. Однако это на мешает ему использовать положения астатической системы Тэна, относящиеся к национально-родовым, временным и прос. ранет ванным факторам в искусстве и в процесса формирования художника. Эти положения лежат в.основа анализе "Кипарисов" Интры, 1'да '] .Чокюрян на современном аму этапа развития искусства обнаруживает противоречивость, с одной стороны, армянского национьльно-родового признака и среды, с другой - армянской культурной жизни и гпл'стЕНТелпюоти, поскольку как "Енутренний мир", так и "Кипарисы" Ннтры, вместе с символистскими страницами Вгиа Темирчипашяна контрастируют с армянской действительностью, причина же итого в следующем: "Нет Ш1 единой разделяющей грани между интеллигентом Парижа, Константинополя, Тифлиса и армянином Пуша или Багоша"^. Коли искусство - это национальное самосознание, что было бы понятно в отношении единого народа с устоявшейся политической жизнью, то отсутствие подобных факторов в армян-

1 "Масис", 1906, J.' 12-13.

2 Там жа. Недостатки учения Тэна,почти в тех же выражениях отмеча-гт~Л"5оля: 'Т.ун Тэн избегает говорить о личности художника: он be в состоянии путем лоеких манипуляций не привлекать к ней внимание, не еыеодит ее на первый план, где ей подобает Сыть".им.: Золя_£миль. Соб.соч., т.24, М., 196ь, с.125.

3 "Сасун", 1909, Я 2.

ской действительности .устремляет в процессе создания цухоЕНЫх ценностей выделять индивидуальный принцип познания и опенки кпзни, чем и объясняется явление, подобное liiirpe.

Е 1907 г. 1 .Чекюрян рецензирует сборник стихотворений I.i.l.le-царенца "Радуга"*. Зта рецензия, которая известна скорее не сама по себе, а благодаря ответой статье Ыецаренца, оставляет доеолв-г но гротиЕорочивов гпечатлание. Причина этого частично указана Не-царенцем: "Редактор "Гласиса" по овоьм.у усмотрению сокращал cîaibra, в раЕной мере демонстрируя свое .уважение кг"праву писателя" и к сЕоему же обещанию не сократить ни строки"^.

В 19II г. по поводу 30-летия литературной деятельности Ширван-заде X.Чекюрян опубликовал обширное исследование "Литературная деятельность Ширганзаде"^, отдельные положения которого достойны внимания и сегодня.

Образцами своеобразного анализа литературного произведения являются выступления '1 .Чекюряна по поводу "Старых богов" Л.Шанта, "Языческих песен" Еарукана4, рецензии на сборшкл Ер.ухана "Е снегах" и Зохраба "Жизнь как она есть", а также его оценки поэмы Ае. Исаакяна "Аб.ул-Ала Маари"0, всего творчества Сиаманто®, "Красной книги" Р.Севака'.

Заключение. Итоги исслеи,о!аш1я сформулированы в следующих выводах:

1. Творчество 1играна Чекюряна - одно из значительных явлений армянской литературы начала века.

2. Его произведение получило высокую оценку как современной ему читательской аудитории, так и современных исследователей.

3. Стихотворения Т.Чекюряна, хотя и не отличаются высоким поэтическим искусством и самобытностью, все же в своих основных признаках отражают общую направленность армянской поэзии начала века. 4

4. Окончательным Еыбором 1.Чекюряна явилась проза, и именно на этом поприще он выступил в истинно своей стихии. Всестороннее

1 "Маоио", 1907, If 291.

2 MauageHuJU^ Полн.собр.соч., ВреЕан, 1981, с.238 (на арм.яз.).

3 "Еостан", 19IT, с.477.

4 "Литературные беседы", 1913 (на срм.яз.).

5 "Еостан", I9II, Jf 2.

6 "Еостан", 19II, № 5.

7 "Еостан", 19II,

- '«¡I - •••■■■

знание западноармянокой жизни и личный жизненный опыт стали для Чекюряна реальной базой, на которой в рамках "прихотливого" жанра ноЕвллы был создан сборник "Родные голоса", гда особо ввделя- .. ется рассказ "Преступление монаха".

5. Повесть Чекюряна "Герой" по сугубо жанровым признакам, по сатиричасии-пародийным средствам оозданяя образа можно считать прадшеотвашшцей знаменитой повести В.Отяна "Панджуни".

С. Богата и разнообразна армянская проза начала века, и чтобы быть замеченные на этом фона, роману Чекюряна "Храм" нужно било обладать высочайшими художественными качествами. И роман отал наивысшим проявлением творческих устремлений пиоаталя, лучшим синтезом его творчеоких поисков.

7. Творческий путь Т'.Чекюряна отличался естественным ходом и ¡¡Еолюцией. Продолжая традиции армянокой раалиотической литературы, по ряду своих стилистических принципов, особанноотей построения образа "Храм" одновременно предначертал новые сдвиги в армянской литературе, обнаружив определенные связи со "всеобщим стилем" эпохи - импрессионизмом. Подобные Еехи творчества - переходный пе- • риод от реализма к импрессионизму - пережили писатели, во многом родственные Т.Чакюряиу: Мопассан, братья Гонкуры, Л.Андреев, Чехов.

ь. Чекюрян бил компетентным и проникновенным критиком-лита-ратуроьадом и эстетиком. Интересы его широки и разнообразны. Ена-чала примыкая к культурно-исторической эстетической школе, позже ин перешел к психологическому методу анализа произведения и,благодаря своеобразному философскому синтезу этих эстетических систем, подвергал самобытному анализу современную .художественную мысль, по достоинству оценивая каждое более или менее значительное произведение. Как критик он был беспристрастен, обладал отто-чинным вкусом, глубоким эстетическим чутьем.

9. Творчество Тиграна Чекюряна Еыдаржало испытание временем, и его роман "Храм" можно считать одной из ярких и немеркнущих страниц армянокой литературы.

Содержание диссертации отражено г следующих опубликованных трудах:

I. Тигран Чекюрян - критик. - "Ееогник Нреванского универси-

2. Тигран Чекюрян л импрессионизм (тезисы)Материалы peony блик ан о noli научной конференции молодых'научных сотрудников и аспирантов. Враван, 1984, с.¿6-2? (на арм.яз.).

3. Роман Т.Чекюряиа "Храм"'(теэцоы). Материал! реопубликан-окой научной конференции молодах научных сотрудников И аспирантов. Ереван, 1985, о.32-34 (на арм.яз.).

4. Тигран Чекюряй, - позт. (тезиоЫ). Материалы республиканской научной конференции молодых научных сотрудников и аспирантов. Врв-; , • Е8Н, 1988, 0.25-28 (на арм.яз.).

тета", 1985, Q5 п.л. (на арм.яз.).