автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Жизнь и творчество Товмаса Терзяна

  • Год: 1985
  • Автор научной работы: Искандарян, Самвел Завенович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ереван
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Жизнь и творчество Товмаса Терзяна'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Искандарян, Самвел Завенович

Введение.

Глава первая. Жизнь и литературная деятельность

Глава вторая. Драматургия

Глава третья. Поэзия.НО

 

Введение диссертации1985 год, автореферат по филологии, Искандарян, Самвел Завенович

В истории развития новой армянской литературы и театрального искусства свое достойное место занимает Товмас Терзян.

Ему было суждено жить и творить в исторически сложное и противоречивое время - во вторую половину прошлого и первую половину нашего столетия. Западная Армения еще стенала под варварским игом находящейся на самом низком уровне феодализма султанской Турции. Будучи не в состоянии служить примером цивилизации для подвластных ей народов, турецкое государство всячески препятствовало развитию не только их, но и собственного народа, жестоко подавляло всякое проявление прогресса. Национальный и социальный гнет, открытое ущемление христиан, взяточничество, произвол и насилие постепенно становились обычными явлениями. Подданные страны были лишены элементарных гражданских прав, гарантий личности и имущества.

Политика национальных преследований, проводимая Высокой Пор-той, приобрела еще более грубые формы особенно после того, как в 1876 г. пришел к власти крайне реакционный султан Абдул Гамид Второй, в течение тридцати двух мрачных лет правления которого находящаяся в политическом и экономическом упадке страна превратилась в тюрьму народов, особенно для армянского народа. По свидетельству английского публициста и правоведа Эмиля Диллона, в провинциях Западной Армении царила такая система кровавого деспотизма, которая была хуже, чем рабовладельческие порядки В турецких правящих кругах уже без утайки нагло говорили о том, что

Армянский вопрос надо решить путем физического истребления всех армян. И действительно, в конце века турецкое правительство при

I См.: История армянского народа. Ереван, 1972, с.355-356 (на . арм.яз.).

Ступило к осуществлению беспрецедентного чудовищного плана уничтожения армян. В 1894-1896 годах были организованы кровавые армянские погромы в Сасуне, Ване, Харберде, Марате, Эрзеруме, Акне, Кюрине, Трапезунде, Себастии, Тигранакерте и в других населенных армянами местностях, в результате которых турецкие янычары с неслыханным зверством вырезали около трехсот тысяч невинных армян.

Погромщики, не различая пола и возраста, убивали мужчин,стариков, детей и женщин, разрушали и разоряли их дома, грабили их имущество. По Западной Армении текли реки крови.

Одна за другой опустели и обезлюдели цветущие армянские села и города, закрылись армянские школы (театры перестали действовать еще раньше), были запрещены армянские книги, издания газет и журналов. Многие из армянских интеллигентов были вынуждены эмигрировать, чтоб спастись от гонений и преследований.

На глазах у равнодушной Европы, более того, под покровительством некоторых великих держав, деспотический гамидовский режим творил чудовищную резню. Беззаконию и жестокости не было конца.

Многолетние наблюдения и размышления привели английского правоведа, историка и социолога Джеймса Брайса к окончательному убеждению, что турецкое государство, которое никогда не существовало за счет собственных сил, не в состоянии преобразоваться. В речи, произнесенной 23 марта 1905 г. в Лондоне, Брайс решительно подчеркнул: "Сегодня оно (турецкое государство - С.И.) в худшем состоянии, чем в ХУI веке, потому что тогда оно имело таких очень одаренных властителей, как султан Селим и Сулейман. Ныне эта несчастная монархия не только не обладает никакой способностью к преобразованию, но даже находится в таком положении, что никто не может ее преобразовать. Это доказанный для всех вопрос"

I Мурч, 1905, № б, с.65 (на арм.яз.).

То, что безвозвратно гниет и разлагается, не может возродиться. В 1908 году свергнув султана Абдул Гамида, партия младо-1 турок провозгласила конституционные порядки в стране, однако в Турции остался неизменным государственный тиранический строй, не произошло существенных изменений во внутренней жизни страны. Более того, в годы правления младотурок экономическое и политическое положение подвластных народов стало еще более тяжелым. Превосходя в своей политике угнетения и гонения наций кровожадного султана, младотурки совершили за несколько лет большего масштаба преступления, чем султан Гамид за тридцать два года.

Уже в апреле 1909 года они организовали новую резню армян в Адане и соседних районах, вырезав 30 тысяч человек.

Эти невыносимые условия общественно-политической и идеологической жизни не могли не отразиться на западноармянской литературе.

В 1870-80-е годы, отказавшись от больших и важных социальных вопросов, некоторые писатели начали смотреть на жизнь с высоты "башни из слоновой кости", а другие в основном ограничивались личными переживаниями и житейскими вопросами. Но в тот же период выступила группа молодых поэтов, которые поставили перед собой более чем практические цели (М.Аджемян, Р.Перперян, М.Чераз, О.Сетян и др.). Отлично осознавая требования времени, они понимали, что для сохранения и спасения западных армян необходимо пробудить жизненные силы народа, закалить его способности сопротивления и выносливости, внушать людям мужество. Нужно было взрастить и воспитать истинных патриотов, которые смогли бы правильно ориентироваться в сложных обстоятельствах жизни.

Литература стала обращаться к новым формам и средствам воспроизведения действительности. Писатели учились откликаться на настроения и устремления народа, проникать в глубины народного мышления. С другой стороны, они обогатили армянскую поэзию новейшими достижениями западноевропейской литературы, в частности французского романтизма, усовершенствовали технику стиха, использовали все поэтические формы, создавая ту прочную основу, на которой выросла богатая и пышная поэзия последующего десятилетия. Конечно, не будь этой основы, вряд ли поэзия конца 19-го и начала 20-го века стала бы столь очаровательной и полноводной.

Силой таланта, ярким поэтическим воображением и тонкой наблюдательностью, мастерским чувством рифмы и слога, искусством создавать меткие и выразительные образы в этой группе поэтов выделяется Товмас Терзян, своеобразный художник, истинные достоинства которого, однако, остались недосягаемы для нашей критической мысли прошлого. Правда, его в свое время высоко ставили такие строгие мастера слова, как Акоп Паронян, Григор Зограб, Егиа Темирчи-пашян, Грант Асатур, но и они шли не дальше общих характеристик и оценок. Не случайно, что литературовед Смбат Давтян писал о Товмасе Терзяне: "Вот одно из тех редких лиц, которых при жизни мы мало знаем и не можем достойно оценить и которым после смерти уготован замечательный уголок в пантеоне очаровательных душ"

Спустя шесть лет то же в своем "Дневнике" подтверждает и поэт Ваграм Татул: "Да, Терзян остался неизвестным современной литературной молодежи. Вина быть может была обоюдная. Прежде всего ему пришлось ждать, чтоб чья-нибудь заботливая рука обобщила в одном томе его лучшие опубликованные и неопубликованные строки. Позднее, когда установится политическое равновесие, когда пробьет светлый и прекрасный час саморазвития и самопознания, безусловно будут в точности оценены роль и место Терзяна в истор рии нашей светской литературы" . Он считает долгом сердца напом

1 Аревелк, 1909, № 7039 (на арм.яз.).

2 Аздак, 1909, 14/27 февраля (на арм.яз.). нить, что своими забытыми пьесами Терзян решительно подстегнул образование западноармянского театра, считает неоспоримым талант Дерзяна-поэта: несмотря на некоторую риторичность, его стихотворения красивы и искренни, не лишены гармонии.

В начале нашего столетия делается ряд знаменательных попыток раскрытия общественной значимости творчества Товмаса Терзяна.

Тот же С.Давтян в посвященной ему монографии подчеркивает, что Терзян поэт душой, чувством и формой выражения. Не пышность слога ищет он в своих стихах, а прекрасный дух, более формы он преклоняется перед этим духом. В его произведениях есть такое очарование, которое свойственно только Терзяну, "таинственная и глубинная гармония, мелодичность, помимо созвучия слов - кажется слышишь, ощущаешь живое дыхание, оно трепещет и заставляет трепетать твою душу" По словам Давтяна, Терзян вкладывает благородный вкус в выбор слов, зачастую вбирает в одно слово целый образ, почему и его слог страстен и строг.

В исследовании С.Давтяна впервые приводятся выдержки из стихов Терзяна. В нем есть правильные замечания и наблюдения, но немало и явных преувеличений. Вот одно из них: Т.Терзян "останется для нас преимущественно эстетом, поэтом-художником, другим в р этом смысле многого недостает" . В другом месте он утверждает, что "самым нежным, самым благородным и одаренным из современных поэтов являлся только Терзян как художественный талант, который парит в высших сферах поэзии" ^.

Эта бессмысленная попытка оторвать писателя от литературного процесса времени и противопоставить его другим побудила молодого поэта и критика Арташеса Арутюняна выступить с ответной

1 Аревелян мамул, 1903, № 22, с.510 (на арм.яз.).

2 Там же.

3 Вкус новой литературы, т.2. Константинополь, 1910, с.329. статьей. Однако в своих "Литературных силуэтах" он впал в другую1 (крайность, безоговорочно отрицая литературные заслуги Т.Терзяна. "Напрасно старались бы мы найти какое-нибудь своеобразие в его поэзии. Это смесь, полностью состоящая из чужих впечатлений, лишенная красок и ароматов самостоятельного описания. Если, особенно в стихотворении, достоинство писателя определяется степенью его индивидуальности, то в качестве такового Терзян поэт неудачник, не имевший выраженной и стойкой поэтической индивидуальности" 1.

Если С.Давтян не хотел видеть в творчестве своего любимого писателя ни одного слабого произведения или изъяна, оправдывал даже смешение в его языке грабара и ашхарабара, то А.Арутюнян утверждал, что "не читал ничего хорошего" у Терзяна, а язык его называл "уродливой смесью" грабара и ашхарабара.

Несколькими статьями, опубликованными в 1903 году в журналах "Базмавеп" и "Банбер" ("Вестник"), на спор, развернувшийся вокруг оценки творческой деятельности Терзяна, откликнулся и Ар-пиар Арпиарян. Касаясь литературы "Пробужденного поколения" 18501880-х годов, он отмечает, что в этот период первоочередное место занимала драматургия, которая черпала свой материал из национальной истории. Пьесы Пешикташляна, Терзяна, Галфаяна, Дуряна и других, которые впоследствии читались только потому, что отражали дух времени, были обречены на забвение, так как лишены чувства и идеи высокого искусства. Согласно Арпиаряну, хотя Товмас Терзян был наиболее одаренным из них и его пьесы с точки зрения искусства превзошли даже пешикташляновский авторитет, тем не менее они "были арменизацией европейских произведений с изменением . 2 лиц и мест" .

1 Аревелян мамул, 1903, № 35, с.828.

2 Арпиарян Арпиар. История армянской литературы Турции 19-го ве-~ ка. Каир, 1943, с.33 (на арм.яз.).

Арпиарян с похвалой говорит о поэте, считает его одним из основоположников новой армянской поэзии, плодовитым талантом, который "как поэт-лирик излил душу армянской молодежи четверть века назад" т.е. в 1870-е годы. "Сегодня, - продолжает он, -мы не располагаем ни одним таким стихотворением Терзяна, чтоб, хладнокровно перечитывая его, можно было анализировать и критиковать или оценивать. Но в глубине наших душ еще трепещут мелодии, которые некогда волновали нас. Прошло более двадцатипяти лет, с тех пор много звуков печали смущало наши души, но навсегда остар нется незабвенной элегия на смерть госпожи Бембе Палян" .

По мнению Арпиаряна, Терзян сделал бы больше для нашей литературы, если бы условия общественной жизни и личные невзгоды раньше времени не погасили его талант. Но если в начале века от него осталось лишь любимое воспоминание, Арпиарян не сомневался, что "наступит день его возрождения, и тогда его неизданные стихотворения станут новостью дня"

Смерть Товмаса Терзяна (1909 г.) вновь на время привлекла к нему внимание критики. Б печати появились отдельные выступления, статьи и воспоминания о нем публиковали Аршак Чопанян, Еру-хан, Онник Чифте-Сараф, Аршак Алпояджян и другие. Они выражали свою горячую любовь и уважение к последнему крупному представителю алишановской школы, пытались уточнить его место и роль в истории армянской литературы. Именно школа, возглавляемая Гевондом

Алишаном, приобщившись к древнегреческому и итальянскому искусству и литературе, перенесла в армянскую литературу их высокое и прекрасное вдохновение. В этом аспекте она занимает важное место в нашей книжности как поколение выдающихся лиц. "И для того

X Арпиарян Арпиар. История армянской литературы Турции 19-го века, с.225.

2 Там же. Речь идет о стихотворении Терзяна "Горестный супруг своей безвременно скончавшейся прекрасной".

5 Там же, с.226. чтобы быть таковым, - пишет Родольф Самикян, - у Терзяна были все неоценимые достоинства, дарованные большим талантом, тонким вкусом, высокими и широкими идеями, благородными чувствами , всеми гармоничными способностями. Эти свойства, которые были врожденными, плодотворно раскрылись благодаря общению, влиянию таких мощных и гениальных умов, как Алишан, Багратуни, Гюрмюзи, и сформировали совершенного и уважаемого мастера пера, слова и мудрости, интеллигента с сердцем армянина, с душой армянина" Этот критик считал шедевром творчества Терзяна трагедию "Дева Сандухт1,1 мнение, которое не разделял знаменитый редактор журнала "Ширак", выдающийся поэт Ваан Текеян. "Сандухт" имеет преимущественно временную ценность, - отмечает он, - и Терзян, по нашему мнению, должен занять достойное место благодаря своим стихотворениям, котор рые несут на себе печать искреннего и родственного чувства" . В том же году "Базмавеп" пишет: "Намереваясь рассмотреть лишь творчество Терзяна-поэта, выделяем два существенных момента:идеи, которые имеют философскую основу и господствующий настрой - патриотичность" Справедливо на том же настаивает публицист Мелкой Кюрчян: стихотворения Терзяна заставляют читателя задуматься, волнуют его, поскольку в них бьется "сердце благороднейшего армянина, в его окровавленных строках волнуемая старыми воспоминаниями душа" .

Издание стихотворений Терзяна стало насущной потребностью времени. В этом направлении определенную работу проделал Симон Еремян, но по некоторым причинам его замысел не был осуществлен"^.

1 Ширак, 1909, № б, с.133 (на арм.яз.).

2 Там же, с.138.

3 Базмавеп, 1909, № 5, с.224 (на арм.яз.).

4 Терзян Товмас. Полное собрание стихотворений, т.2. Венеция, 1929, с.443 (на арм.яз.).

5 См.: Базмавеп, 1934, Ш 2-3, с.72.

Собранные стихотворения он напечатал в третьем цикле сборника '"Армянские писатели" (Венеция, 1913), приложив к ним комментарии, которые являются по сути дела скорее размышлениями. Так и написанные позднее, в начале тридцатых годов, его статьи "Лиричный Терзян" и "Искажения" мало нового вносят в терэшюведение.

Многим более обстоятельны и ценны наблюдения Вртанеса Папа-зяна, которые находим в третьей книге "Истории армянской литературы" (Константинополь, I9I4-). Как и Арпиарян, ставя Терзяна по языку и стилю выше Пешикташляна, Папазян утверждает, что "питаемый древнегреческой литературой, он (Терзян - С.И.) сумел вложить особенно в свои поэтические произведения высокое достоинство и притягательное величие стиля" (с.26). Из многочисленных стихотворений Терзяна наиболее характерными критик считает стихотворения "Пробуждение", "Луна", "Христианский мученик в Риме", "Древняя липа" и "Моей матери", в которых поэт впечатляюще выражает личную печаль и горечь, но эстетическое влечение никогда не покидает его, поскольку в душе он предан великой и неизменной природе. Иначе говоря, Папазян привлекает внимание на идейное содержание поэзии Терзяна, отмечает ее основную направленность.

Армянский литературный и общественный деятель, публицист и критик Грант Асатур еще в 1892 г. в опубликованной в журнале "Масис" статье с восхищением писал об этом замечательном писателе прошлого: "Терзян был всегда на баррикадах, всегда молодой, с горящим, подвижным взглядом за стеклами очков, постоянно писал, постоянно выступал с вдохновенными речами о литературе, вкладывая в многозначное движение руки целый стих и часто выражая в устремо ленном ввысь взгляде тончайшие переживания своей души" . В нескольких статьях, относящихся к 1926-1927 гг., Асатур вновь обра

1 См.: Базмавеп, 1931, № 2, 1934, № 2-3.

2 Масис, 1892, № 3965 (на арм.яз.). щается к Товмасу Терзяну, оценивая его и как драматурга, и как <поэта. Среди драматургов периода "Восточного театра" после Сра-пиона Экимяна он называет двух писателей - "людей благородной души" - Терзяна и Срапиона Тгляна (был учителем Петроса Дуряна), которые в искусстве, хотя и были просто любителями, но "остались в истории нашего театра благодаря своей неоспоримой и заслуженной деятельности" По Гр.Асатуру, их самостоятельные и переведенные пьесы не так уж неудачны, как полагают некоторые. Т.Терзян - поэт-романтик, который глубоко проникал в сферы эстетического и художественного. Его стихотворения не стали истинно на2 родными, потому что "ему всегда хотелось парить в вышине" . Тем не менее Терзян был человеком среды, и его стихи вызывали слезы из многих глаз.

В написанном в тот же период литературном портрете "Товмас Терзян" Тиран Чракян (Интра) считает основными свойствами его лирики эстетическую устремленность, всечеловечность, бодряще-трезвое спокойствие. "Он находит космическую красоту и поклоняется ей, - пишет он, - и в то время как Пешикташлян воспевает особенно национальное и родное, а иногда и природное, Терзян славит, возносит художественное. Его прекрасное - это высоконравственное, неземное; истинно возвышенный источник его вдохновения не что иное, как бессмертие, которое Терзян находит в разнообразных выражениях,самых неуловимых, мельчайших вещах, когда они прекрасны. И что не делается красивым, благородным, когда Терзян посмотрит на него!"

1 Пространный ежегодник (национальной больницы св.Спасителя). Константинополь, 1927, с.203 (на арм.яз.).

2 Асатур Гр. Товмас Терзян (Музей литературы и искусства, фонд Тороса Азатяна, № 145, с.15; (на арм.яз.;.

3 Айреник. Бостон, 1927, № 8, с.55 (на арм.яз.). Восточные армяне имели смутное представление о Товмасе Тер-зяне, его знали как автора пьесы "Дева Сандухт" и почти не имели представления о его поэзии. Несмотря на то, что начиная с 1863 года по поводу различных постановок этой пьесы на страницах "Me-гу Айастани" ("Пчела Армении"), "Мшак" ("Труженик"), "Нор дар" ("Новый век"), "Тараз" ("Одеяние") и других журналов и газет печатаются многочисленные рецензии, много свидетельств и сообщений находим также в воспоминаниях Перча Прошяна, Геворка Чмшкяна и других, - от этого картина не меняется.

Начало научного исследования творчества Товмаса Терзяна было положено заслуженным деятелем армянской культуры Аршаком Чо-паняном, который всегда с большой признательностью и теплотой относился к наследию любимого им человека и писателя. В написанном еще в 1909 году по поводу смерти Терзяна очерке литературовед замечает, что Терзян в армянском обществе пользовался популярностью больше своими пьесами, чем стихотворениями, между тем его слава - в поэзии.

Ставя его как поэта на уровень Пешикташляна и Дуряна, тем самым в некоторой мере преувеличивая его роль, Чопанян пишет: "Это три наших самых нежных, самых сладостных лирика. И все трое, несмотря на определенные различия в мастерстве и темпераменте, роднятся некоторыми чертами, одна из которых та, что они являются самыми верными переводчиками пьянящей красоты города Константинополя. . ." ^ Важнее сходства и общности может быть выявление различий, существующих между ними. Поэт тем и интересен. "Терзян менее классически совершенен, чем Пешикташлян, и менее энергичен, чем Дурян, - подчеркивает критик и прибавляет, - но более .разнообразен, чем эти двое, более богат, наполнен идеей, более

I Чопанян Аршак. Литературные портреты. Париж, 1924, с.(на арм.яз.). очарователен свойственной ему пленящей нежностью"

Как ни увлекался Чопанян Терзяном, он не сумел составить совершенно правильного представления о месте писателя в истории р армянской литературы и ставил его между Пешикташляном и Дуряном . Это вполне подходит для Терзяна-драматурга, который действительно предшествует Дуряну своими первыми опубликованными стихотворениями на целых 15 лет, но тем не менее Терзян-поэт принадлежит к последующему литературному поколению. Его поэзия ограничивается периодом между 1870-I895/I896 годами, хотя он писал и до, и после этого времени. Во-первых, именно с этими двумя с половиной десятилетиями совпадает наибольшая творческая активность поэта (до 1870 года он опубликовал всего 10 стихотворений, после 1896 года - 9, а в отмеченный период - 46 произведений), и что самое главное, в лучших его стихотворениях отразилась историческая га-мидовская эпоха со всеми ее жизненными вопросами и жгучими задачами, т.е. последуряновское время. Таким образом, Терзян-поэт не предшествует, а следует за Петросом Дуряном и принадлежит к литературному поколению 1870-80-х годов.

Горячее поклонение перед любимым поэтом Чопанян сохранил в течение всей своей жизни. На страницах издаваемого им журнала "Анаит" он периодически выступал со статьями, посвященными Тер-зяну, печатал неизданные произведения поэта, часто вступал в непримиримую и страстную борьбу против тех, кто, руководствуясь личным вкусом, или предвзято, пытались отрицать роль Терзяна в деле развития западноармянской литературы. Вспомним горячую полемику 1912 г. с писателем и публицистом Суреном Партевяном. Последний, восхваляя на страницах журнала "Осанк" ("Течение") Ован

1 Чопанян Аршак. Литературные портреты, с.146-147.

2 См. там же, с.144. В этом вопросе мы пересмотрели наше мнение, высказанное в статье "Поэзия товмаса Терзяна" (Молодой научный работник, 1981, № I, с.93). неса Сетяна, выразил сомнения относительно своеобразия, богатства 'вдохновения и глубины чувств Товмаса Терзяна

Возмущенный принижением Терзяна для возвеличения Сетяна, А.Чопанян выступил в издаваемой в Константинополе газете "Бюзан-дион" с защитой Терзяна. Здесь он в первую очередь отмечает, что от этого сравнения пострадает или прогадает не Терзян. "Лира Терзяна, - объясняет он, - не только не хилая, но подобно лире Али-шана, самая многогранная и богатая у нас, несравненно более многозвучная и богатая, чем лира Сетяна. Эта лира никогда не издавала фальшивых звуков, она была в руках художника несравненного вкуса инструментом, которым он выражал свою очаровательную мягкую и благородную натуру с магической нежностью. Как его старший друг Пешикташлян, Терзян любил иногда творить подражательно»■ Но в большинстве его стихов явственно звучит личная нота, драгоценная и тонкая, и эта оригинальность по меньшей мере сильно подчер-2 кнута." .

Чопанян замечает, что ни у Терзяна, ни у Сетяна нет этой оригинальности в такой степени, как у Дуряна и Абовяна, но это не означает, что их чувство ложно и мертво, или у Терзяна его меньше, чем у Сетяна.

Если Терзян при жизни и пользовался большим признанием, то, по мнению Чопаняна, он был вполне дистоин этого, оно было даже недостаточно по сравнению с его заслугами, восхищение им станет большим и бурным, когда будет издано полное собрание его стихотворений"

1 См.: Осанк, 1912, № 8, с.119 (на арм.яз.).

2 Бюзандион, 1912, № 4703 (на арм.яз.).

3 С.Партевян, отвечая на критику Чопаняна, вновь настаивает на своем, руководствуется ошибочным подходом . ". Для нас, -пишет он, прооным камнем таланта поэта являются не его более илй менее удачные стихотворения, а его проза. Где же проза Товмаса Терзяна? дайте нам ее образец, чтоб мы сопоставили ее с такими великолепными страницами Сетяна и вы сможете невольно

Из этой "Литературной хроники" Чопаняна можно предположить, что он еще с 1912 года занимался работой над изданием "Полного собрания стихотворений" Товмаса Терзяна, которое в двух объемистых томах с предисловием и примечаниями А.Чопаняна вышло в свет в Венеции в 1929 г.

Он проделал поистине титанический труд, собрал воедино разбросанные по страницам армянской периодической печати и написанные на протяжении более шести десятков лет стихотворения Т.Терзяна, сравнил зачастую многочисленные варианты одного произведения, из ненапечатанных отобрал наиболее удачные, подытожил также посвященные писателю отдельные статьи. Этот составленный Чопаня-ном поэтический сборник является совершенным образцом издания произведений писателя.

В пространном предисловии книги (44 объемных страницы) литературовед обобщил свои представления о Товмасе Терзяне: охарактеризовал его как одно из драгоценных явлений западноармянской действительности, многоопытного педагога, плодотворного драматурга, "одаренного, проникновенного и обладающего тонким вкусом" поэта, как отличающуюся благородством чувств личность.

Неверно было бы усматривать в этом исследовании Чопаняна один лишь исторический ракурс. Здесь жизнь и деятельность писателя рассматриваются во времени и среде, удачно представляются характерные для его творчества черты и особенности.

Драмы Т.Терзяна, как и произведения Пешикташляна, Дуряна, Галфаяна и других, не лишены определенных достоинств, но не имеют психологической глубины, содержат надуманные сцены, во время которых ораторствующие герои выражают декларативные мысли и идеи. по|[твердить^превосходство последнего над первым" (0санк,1912,

Однако при всех своих недостатках и изъянах эти пьесы в свое вреI мя имели большую общественную значимость, способствовали созданию армянского театра и самостоятельной драматургии, развитию актерского искусства, пробуждали в народе патриотические чувства и настроения.

Товмас Терзян - романтический поэт, важную часть лирики которого составляют те стихотворения, где автор воспевает человеческую душу и бога, страницы, в которых говорит распростертая по всей вселенной душа поэта. Он скорее имел в виду человека вообще, чем армянского человека, пытаясь выразить вселенскую жизнь и судьбу всего человечества. Этим и отличается Терзян от не только своего времени, но и от предшествующих и последующих армянских поэтов. "В его замысле господствует общечеловеческое видение, - пишет Чо-панян, - и потому весомость его стихотворения больше и дольше, и лучшие его страницы в переводе могут заинтересовать любое высокое общество, но это общечеловеческое мироощущение выражается через характер некоей личности, и в каждой строке произведения чувствуется, что это характер армянина, который родился и жил в атмосфере Константинополя, оформился в среде Венецианцев и в духе Мхитаристов и руководствовался европейским искусством, главным образом влиянием греко-латинского искусства" (с. ХШ).

В "Предисловии" же Чопанян резко отклоняет обвинение Терзяна в подражательстве, подчеркивая: "Терзян - поэт преимущественно самобытный и часто даже когда творит, следуя иностранным поэтам, совершенно оригинален в большинстве своих стихов и тагов, где, конечно, как у многих больших поэтов, чувствуются многообразные влияния, но где господствует личный темперамент автора, особая эмоциональность, собственное мировоззрение и вкус" (c.XL ).

Чопанян касается также языка и стиля стихотворений Терзяна, их метрики, отмечает гармоничность и музыкальность его тагов.

Кстати, он единственный из исследователей, кто обратил внимание на творческую лабораторию Терзяна.

В замечаниях и оценках Чопаняна есть много поучительного, но нельзя не заметить, что у него часто дает себя знать личная симпатия, любовь благодарного ученика к своему учителю. С другой стороны, часть его тонких наблюдений, будучи справедлива для части тагов Терзяна, обесценивается, когда относится к подавляющему большинству его произведений.

Западноармянский писатель и литературовед Акоп Ошакан не придавал большого значения предисловию Чопаняна, считая его "одним из всеохватных восторгов" автора. Но сам Ошакан мало знаком с Товмасом Терзяном, вернее не хочет знать, поскольку по недоразумению считает, что "Товмас Терзян не был предан своему народу с той безоглядной красотой, примеры которой мы видим в деятельности его товарищей - Мкртича Пешикташляна и Церенца. Никаким нашим глубоким интересам, страстям, страданиям этот человек не привнес настоящего сердечного участия".1

Исходя из позиций "чистой" эстетики, Ошакан отрывает писателя от исторического периода, в который он жил, и не видит никакой связи между его творчеством и действительностью. Но Терзян был не из тех слабых талантов, которые можно убить одной критикой. Ошакан и сам не отрицает его таланта, поэтическую проникновенность, темперамент и вкус. Впадающий в противоречие литературовед, который советовал молодым западноармянским критикам всегда "делать добросовестный анализ", к какому бы писателю или явлению они ни подходили, сам отступает от этого принципа и, подменив объективно-исторический ракурс субъективно-эмоциональным, прихо

I Ошакан Акоп. Панорама западноармянской литературы. Т.З. Иерусалим, 1954, с. 8 (на арм.яз.). дит к следующему окончательному заключению: "Исключите объемистый том Терзяна и бы, быть может, сделаете добро прежде автору, а потом и западноармянской литературе. Восточные армяне тогда будут иметь меньше фактов для осмеяния и осуждения нашего легкомыслия" Новое выражение крайнего субъективизма. Примечательно, что из многочисленных выступлений и отзывов о Терзяне в прошлом он вспоминает только напечатанные в журнале "Осанк" статьи С.Пар-тевяна (1912), где, как мы видели, высказывались некоторые сомнения относительно самостоятельности Терзяна.

Вопреки ожиданиям Ошакана, не пошла по этому пути не только р армянская критика Спюрка , но и армянское советское литературоведение по достоинству оценило литературное наследие Товмаса Терзяна и правильно определило его место в истории армянской литературы.

Здесь первенство принадлежит выдающемуся писателю и драматургу Деренику Демирчяну, который в своем значительном исследовании "Воспоминания и раздумья об армянской драматургии и театре", касаясь широко распространенной во второй половине прошлого века историко-патриотической драмы, резко критикует пьесы Акопа Ка-риняна, выражающие настроения и устремления клерикально-консервативных слоев, и одобрительно вспоминает Мкртича Пешикташляна и Товмаса Терзяна, которые, "привлекая картины прошлого, стремились пробудить в армянском обществе передовые свободолюбивые идеи"

1 Ошакан Акоп. Панорама западноармянской литературы. Т.З, с.116.

2 См.: Галемкярян 3. Путь моей жизни. Бейрут, 1952; Чанашян М. История современной армянской литературы. T.I. Венеция. 1953; Теолеолян М. Век литературы. Каир, т.1, 1955, т.2, 1956; Пе-шикташлян Н. Театральные лица. Бейрут, 1969 и т.д. (на арм.язД Впоследствии и А.Ошакан в учебнике "Армянская литература", опубликовании.? в 1966 г. в Иерусалиме, изменил свое мнение и поставил Терзяна рядом с Алишаном, Пешикташляном и Дуряном.

3 Демирчян Дереник. Собрание сочинений, т.6. Ереван, 1958 (на арм.яз.).

Эту точку зрения разделяют и наши историки западноармянско-го театра - Баграм Терзибашян и Гарник Стеианян. По мнению первого, хотя Товмас Терзян был учеником и последователем Пешикташля-на, мироощущением и идейным содержанием своих пьес он отошел от своего учителя. Те его драматические произведения, в которых, за исключением "Аршака Второго", господствует религиозно-мистический элемент, не могут считаться этапными для армянского театра, но в качестве самостоятельных национальных они являются важными предваряющими шагами на пути к классической драматургии

Гарник Степанян тоже придает драматургии Т.Терзяна лишь познавательное значение, за исключением исторической трагедии "Ар-шак Второй", которая дошла до наших дней как неотъемлемая ткань одноименной оперы Тиграна Чухаджяна. По убеждению театроведа, Терзян более талантлив в своих поэтических произведениях, чем в области драматургии. "Это заметно, - пишет он, - в произведении "Аршак Второй", поскольку оно написано преимущественно в стихах. Поэт-романтик присутствует в каждом отрывке либретто, некоторые из них с удовольствием читаются и сегодня и даже могут быть помер щены в сборники" . А что касается самой поэзии Терзяна, то справедливости ради надо сказать, что если не весь его двухтомный сборник, то несколько десятков стихотворений, на которых заметно влияние французского романтизма, свидетельствуют, что мы имеем дело с талантливым, имеющим большой литературный вкус писателем"

Эти оценки следует принять. Однако мы не можем согласиться с Г.Степаняном, когда он говорит, что душе поэта остались чужды

1'См.: Терзибашян В. История армянской драматургии. Ереван, т.1, 1959, т.2, 1964 (на арм.яз.).

2 Степанян Г. Очерк истории западноармянского театра. T.I. Ереван, 1962, с.390 (на арм.яз.).

3 Там же, с.384.

-гоми патриотические идеи, "словно чужой пишет на армянском языке, а иногда даже обращается к историческому прошлому в некоторых поэмах" Вопрос несколько сложнее, если рассматривать его в связи с мировоззрением и общим характером творчества писателя. Мы коснемся его ниже.

Десятилетиями Товмас Терзян считался классицистом или в его пьесах наблюдали смешение классицизма и романтизма. В своем теоретическом исследовании "Армянский романтизм" (Ереван, 1966) ясность в этот вопрос внес литературовед Сергей Саринян. По мере надобности касаясь также пьес Терзяна, он доказал, что наша историческая трагедия до появления Петроса Дуряна так и оставалась "между классицизмом и романтизмом", как своеобразный жанр, который не был ни классическим, ни романтическим, но обладал важнейшими чертами обоих. Здесь классицизм был не данью прошлому, а сознательным усвоением.

Если автор не уделяет Терзяну отдельного места на страницах истории армянского романтизма, как сам отмечает в заключении своей работы, то причина этому характер и цель его труда.

По разным поводам к Товмасу Терзяну обращались и хвалебно ъ отзывались о нем литературоведы Г.Гаспарян , В.Налбандян , В.Сафарян \ К.Мамиконян ^ и другие, а его историческая трагедия "Аршак Второй" как оперное либретто стала материалом интересных размышлений и наблюдений для наших музыковедов: Г.Тиграня

1 Степанян Г. Очерк истории западноармянского театра. T.I. Ере- ; ван, 1962, с.384 (на арм.яз.).

2 См.: Гаспарян Г. Виктор Гюго в армянской литературе. Ереван, 1962 (на арм.яз.).

3 См.: Налбандян В.Темы четвертого века в армянской литературе (Вестник Ереванского университета, 1968, № 2) (на арм.яз.).

4 См.: Сафарян В. Темы "Истории Армении" Фавстоса Бузанда в новой армянской литературе. Ереван, 1979 (на арм.яз.).

5 См.: Мамиконян К. Западноармянская поэзия в 70-80-е годы 19-го века (Советакан граканутюн, 1974, № 9) (на арм.яз.).

- 21 на Ал.Шахвердяна Н.Тагмизяна М.Мурадяна ^ и др.

Наконец, Товмас Терзян нашел свое достойное место во втором и третьем томах изданного Институтом литературы им. М.Абегяна АН Арм.ССР фундаментального труда "История новой армянской литературы" (Ереван, 1962, 1964). О драматургии и поэзии Терзяна здесь соответственно пишут Б.Терзибашян (в разделе "Драматургия 50-60-х годов) и М.Сагян (в разделе 'Поэзия 70-80-х годов"). В привлекательных чертах представлен Товмас Терзян и в четвертом томе Армянской Советской Энциклопедии (Ереван, 1978). А прекрасно изданный у нас сборник "Жемчужины армянской лирики" - единственный, на страницах которого после составленного Чопаняном собрания рядом с шедеврами армянской поэзии нашли свое место два великолепных стихотворения Терзяна - "Моя жизнь" и "Кипарис на берегу Босфора" (Ереван, 1974, с.98-99). Важный раздел терзянове-дения составляют посвященные писателю статьи и работы на русском и иностранных языках, большая часть которых оставалась незнакомой исследователям.

Еще при жизни автора несколько его произведений было напечатано в переводах. Так, "Аршак Второй" в Константинополе был опубликован совместно на армянском и итальянском языках, "Дева Сандухт" в Иерусалиме в 1881 г. на армянском и французском (переводчик Матильда Берунак Ферухан). Ов.Минасян перевел и опубликовал во французской печати Константинополя большое стихотворение Терзяна "Сон смерти", а американка Алис Стон Блекуэл в сос

1 См.: Тигранян Г. Сто лет армянского музыкального театра. Ереван, 1968 (на арм.яз.).

2 См.: Шахвердян Ал. Очерки истории армянской музыки 19-20-го вв. Ереван, 195У (на арм.яз.).

3 См.: Тагмизян Н. О Тигране Чухаджяне и его опере "Аршак Второй" (Советакан арвест, 1971, № 5; (на арм.яз.).

4 См.: Очерк истории армянской музыки. T.I. Ереван, 1963 (на арм. яз.).

- 22 тавленном ею сборнике стихов "jfcim-est-Let-ii. (Бостон,

1896) поместила английский перевод "Дворец Чрагана". Таги Терзяна переведены также на румынский и публиковались в румынской печати.

Русскому читателю первым сообщил сведения о Товмасе Терзя-не Юрий Веселовский. Говоря об армянских исторических драмах прошлого, в 1910 г. он писал: "Второе место в репертуаре занимают различные трагедии из национальной истории, написанные Хореном Галфаяном, Турианом, Гекимяном, Терзяном и другими драматургами. Проникнутые ложно-классическим духом, отличающиеся почти всегда напыщенностью, даже ходульностью, подчас лишенные каких-либо художественных достоинств и нескладно построенные, эти пьесы имели, однако, в свое время большой успех и даются иногда и теперь; они дороги той публике, которая и в наши дни им аплодирует, потому что воскрешают отдаленное, полное потрясающих картин прошлое родины, показывают взятые из этого прошлого примеры героизма и самоотвержения" А в статье "Литературная деятельность турецких армян", напечатанной в журнале "Вестник Европы", Веселовский замечает, что рядом с Петросом Дуряном менее ярко виднеются несколько других константинопольских лириков, которые подобно ему выражают личные переживания и в своем роде тоже талантливы. Среди последних литературовед выделяет Товмаса р

Терзяна, характеризует его как самобытного поэта .

В изданной в том же году в Москве антологии "Поэзия Армении", не называя имен, о поэтах, выступивших в 1870-1880-е годы, высокое мнение выразил и Валерий Брюсов, говоря, что эта группа поэтов "передала в руки следующего поколения превосходно

1 Ю.Веселовский. Литературные очерки. T.I. М., 1910, с.400.

2 См.: Вестник Европы, 1916, март, с.98. настроенный инструмент, способный выразить всю гамму раздумий и чувствований современного человека" Разумеется, эта высокая оценка относится и к Товмасу Терзяну.

В 1951 г. в Париже на французском языке вышло в свет ценное исследование Г.Торосяна "История армянской литературы", на страницах которого Терзян представляется французскому читателю следующей меткой характеристикой: "Товмас Терзян может быть самый артистичный поэт своего времени. Его лира имеет чувствительные струны, стихотворения отделаны, насыщены силой и истинной лиричностью, приятной смесью армянских и европейских раздумий." (с.280).

О Товмасе Терзяне много писалось как при его жизни, так и в последующие десятилетия. Нет нужды, да и невозможно рассмотреть все материалы, поскольку при всем многообразии интересных замечаний, справедливых оценок они имеют в основном библиографическое значение.

Здесь мы попытались набросить общую картину истории стодвад-цатилетнего развития терзяноведения, коротко охарактеризовать его важные этапы и значительные работы. Не можем не заметить и не подчеркнуть - усердные неустанные стремления исследователей понять писателя, выяснить сущность его искусства, оценить его заслуги.

Самым большим критиком было и остается время, которое оставило драматургии Товмаса Терзяна, исключая трагедию "Аршак Второй", только историко-познавательное значение. Его пьесы, отнюдь не лишенные художественных достоинств, в свое время сражались как воины и их борьба была не напрасна: на них воспитывалось несколько поколений армян.

Терзян-поэт, конечно, не был гениальной фигурой, но он принял значительное участие в развитии армянской поэзии. По нашим

I "Поэзия Армении" (под редакцией, со вступительным очерком и - примечаниями Валерия Брюсова). Ереван, 1973, с.74. данным, при жизни из написанных им 250 стихотворений в печати и различных сборниках было напечатано всего 68 произведений. По художественным достоинствам они не равноценны. Часть из них вообще упражнения пера, и если бы сам автор готовил издание своих стихов, вопреки утверждениям А.Чопаняна, многие из слабых не нашли бы в нем места. Есть и такие стихотворения, замысел которых удачен, но исполнение позволяет желать лучшего. Нельзя обходить недостатки, но художника раскрывают и оценивают по удавшимся произведениям. А таковых у Терзяна немало, их надо искать среди тех тагов и стихов, которые являются плодом истинного вдохновения.

В.Г.Белинский во вступительном очерке к своему исследованию "Стихотворения Лермонтова", размышляя о поэзии, называет вдохновение источником каждого произведения, одновременно замечает,что и вдохновение имеет свои степени и у каждого поэта проявляется по-своему. "В одном оно искрится и шипит пеною, как шампанское, и, подобно шампанскому, тотчас же оживляет легким, но и скоропреходящим похмельем; в другом оно льется светлою, прозрачною речкою, с смеющимися зелеными берегами; в третьем оно бьет и стремится бурными волнами с громом, пеною и брызгами, подобно Ниагарскому водопаду; в четвертом оно подобно океану, без берегов и дна, отражающему в себе и небесный купол, с его солнцем, луною и мириадами звезд, и страшные тучи, с их мраком и молниями, - океану, который равно величествен и торжествен и в тишину и в бурю, который носит на своих могучих волнах и утлый челнок рыбаря, и огромные флоты, и который в необъятных таинственных недрах своих заключает целые миры живых существ, и великих и малых, и горы раковин, и леса кораллов. Жизнь одна и та же во всех своих явлениях, но одно из них объемлет собою только известную часть ее, другое же заключает в себе бесконечно великое содержание жизни.

Таково же и отношение между поэтами." I

Искания Товмаса Терзяна не всегда увенчивались успехом, даже лучшие его произведения, за двумя-тремя исключениями, сегодня не имеют уже былого общественного звучания, но в них есть истинное, искреннее вдохновение, подлинное чувствование искусства.

Из сформулированных Белинским четырех степеней вдохновения Терзян несомненно может быть отнесен ко второй; его поэзия течет как спокойная река, но таит в своей глубине бьющие ключи. Подобно трубадуру старых времен, он прошел долгий и пустынный путь своей жизни, сплетая грустную и меланхолическую песнь своих дней, художественную историю смятения своего поколения.

Как хорошо понимал поэта Григор Зограб, который еще в 1892 г. писал: "Любопытные хотят понять, каково восприятие жизни у этого поэта, его особую философию осуждения или оправдания существования: пессимист он или оптимист? к какому из этих полушарий он принадлежит?. Такова их (поэтов - С.И.) судьба: они способны только плакать или смеяться, и когда видим кого-либо из них, кто как Товмас Терзян умеет еще и улыбаться, улыбкой, которая означает примирение, - ясно, что они даруют нам лучшую философию жизни в р данных условиях" . И совсем не случайно, что скупой и требовательный в своих оценках Акоп Паронян особо подчеркивал, что таги Товмаса Терзяна "по праву прославились своей прозрачностью, гармоничностью, мягкостью и искусностью"

Его поэзия, хотя и небольшое, но важное звено, была призвана связать западноармянскую литературу 1850-60-х годов с литературой конца 19-го и начала 20-го века.

1 В.Г.Белинский. Собр.соч., т.З. М., 1978, с.236-237.

2 Зограб Григор. Собр .соч., т.2. Ереван, 1962, с.428 (на арм.яз.).

3 Паронян Акоп. Собр.соч., т.10. Ереван, 1979, с.561 (на арм.яз.).

Данная работа - первая попытка полного исследования жизни и творчества Товмаса Терзяна, потому не. исключается возможность .ошибок и промахов. Однако мы добросовестно старались раскрыть истинный облик писателя, проникнуть в глубь его внутреннего мира и выявить то, что принадлежит не только ему. Мы были бы довольны и счастливы, если бы этой работой сумели пробудить в читателе любовь и интерес к этому замечательному деятелю культуры и литературы прошлого, большому патриоту, опытному педагогу и совершенно своеобразному поэту.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Жизнь и творчество Товмаса Терзяна"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для истории новой армянской литературы не менее значит и вопрос влияния творчества Товмаса Терзяна на современников и последователей.

Во-первых, вопрос воздействия его драматургии.

Установленный факт, что в 1860-70-е годы в самостоятельном репертуаре армянских театров Константинополя и Измира центральное место занимали пьесы Т.Терзяна. Одной из причин большого успеха "Восточного театра" была постановка трагедии "Сандухт". Естественно, что наши драматурги того времени не могли обойти драматургию Терзяна. Продолжая дело, начатое Пешикташляном, Терзян прокладывал в армянской драматургии и театре пути развития романтизма, полная победа которого ознаменовалась в драматургии Дуряна. Дурян, который часто бывал в "Восточном театре", мог многому научиться у пьес Терзяна

Сложнее и труднее проследить воздействие лирики Товмаса Терзяна. Дело в том, что рассеянные при жизни автора его таги и стихи так и остались на страницах периодической печати и различных сборников, а когда в 1929 г. вышло "Полное собрание стихотворений", армянская поэзия уже достигла великолепных вершин 900-х годов, в нашей лирике свое почетное место заняли Даниел Варужан, Атом Ярджанян (Сиаманто), Мисак Мецаренц, Рубен Севак, Ваган Те-кеян и другие, уже не говорим о Туманяне, Исаакяне и Теряне, многие из которых сами стали примером и образцом. Не случайно, что в 1913 г., касаясь состояния западноармянской поэзии начала века, Даниел Варужан говорил: "В те же грозные дни армянская поэтическая литература не имела ничего завидного. Старые ушли или отстра

I См.: Чопанян А. Жизнь и творчество Петроса Дуряна. Ереван,

1967, с.177; Шарурян А. Петрос Дурян. Ереван, 1972, с.54 (на ~ арм.яз.). нились. Последние звуки лиры П.Дуряна, Пешикташляна и Терзяна едва наполняли наши души." Но если его душу едва наполняли вместе с другими и "последние звуки" лиры Терзяна (заметим, тем не менее, наполняли), то прелесть терзяновской поэзии была иной во второй половине прошлого века. Это подтверждается восторженными оценками и искренними признаниями современников, которые сами по себе многое говорят об их связях с творчеством Терзяна. Хотя и трудно показать, кто, как и насколько испытал его влияние, но тер-зяновские думы и размышления, мечтания и настроения можно встретить в произведениях и Егиа Темирчипашяна, и Мкртича Аджемяна, и Ованнеса Сетяна, и Евфили Аветисян (Анаис), и Заруи Галемкярян и многих второстепенных и третьестепенных писателей.Конечно, важнее вопрос влияния Терзяна на первостепенных писателей и деятелей литературы и культуры. Как одаренная натура, он воздействовал на одних своими произведениями, других - своей ролью учителя и ментора, способствовал формированию и воспитанию влюбленных в литературу молодых интеллигентов, многие из которых, опередив его, стали видными фигурами нашей литературы. "Эта влюбленная в классическую красоту душа, - писал о нем в 1909 г. А.Алпояджян, - был единственным преподавателем классической литературы нашего подрастающего поколения, и многие после того, как учились у Товмаса Терзяна, не прочли ни строчки классических произведений и не интересовались классической литературой. И нельзя забывать, что немало тех, кто под влиянием Терзяна, из обажания к нему, вдохновленные им подчи2 нились чувствам" .

Одной из этих очарованных душ был знаменитый в начале века сатирик А.Алпиар. "Единственным моим учителем был Терзян, - призна

1 Цит. по кн. Джрбашяна Эд. Мисак Мецаренц. Ереван, 1977,с.20-21 (на арм.яз.).

2 Бюзандион, 1909, № 3764. валея он, - о котором я сохранил незабываемую и благодарную память. Он научил меня не только армянскому, но то, чем я сумел воспользоваться, ныне вы видите каждый день. Этот многоуважаемый человек внушил мне вкус к писательству, благодаря чему я вошел в такие близкие отношения с моими читателями" Во время своего визита к учителю в 1907 г., о котором уже шла речь, он выражает Терзяну свою большую признательность и говорит: "Я многим обязан Вам, дорогой Варпет (мастер), позвольте поцеловать Вашу руку. Если сегодня на поприще пера я занимаю свое скромное место, этим я р обязан лишь Вам" .

Это следует считать признательностью не только отдельной личности, но целого литературного поколения. Товмас Терзян умел возбуждать в сердцах своих учеников любовь к языку и литературе. Он зажигал всех тех, в чьих душах находил скрытые сокровища, создавал благоприятную литературную атмосферу вокруг одаренных юношей, относился к ним с особой заботой и вниманием. И сколько закрытых дверей души он открыл своим волшебным словом - "Сезам,откройся." Публицист Тигран Арпиарян свидетельствует: "У Терзяна на языке всегда было остроумное словцо, ирония или оценка, и больше чем исправлением написанного нами он преподавал беседой, одобрял имевших склонность к писательству. И не ошибусь, утверждая, что если Г.Зограб был писателем, а я публицистом, то наставником наших первых шагов, вдохновителем наших юных умов был сам Терзян" Они были учениками Терзяна в начале 1870-х годов сначала в константинопольских лицеях Таргманчац, затем Лусаворчян. Сам Григор Зограб тоже признавался, что большое влияние на него произвела

1 Терзян Товмас. Там же, с.441.

2 Там же.

3 Луйс, 1908, № 22, с.731 (на арм.яз.). школьная среда, особенно великолепные уроки Терзяна. В своем цикле "Знакомые лица" он с чувством большой благодарности представляет своего дорогого учителя, которому был обязан за воспитание своего литературного таланта, учителю, который "не только не погасил силу и энергию собравшихся вокруг него юношей, но сумел ярко зажечь их любовь к нашему языку, познакомил их с Багратуни, Алишаном и Гюрмюзяном и вложил в их нежные пальцы свою лиру,свое сердце" В другом месте, в новелле "Передай привет своей маме", Зограб рассказывает о своих первых любовных мечтаниях в период учебы в лицее Таргманчац, первых литературных опытах, которые были тесно связаны с уроками Терзяна. Описывая героиню Серваназ, он говорит: ". Помню, что в наших первых поэтических опытах она была волнующим мысленным образом. Мы любили и воспевали ее начиная от длинных и тяжелых строк отца . Арсена до пятистопных коротких стишков, - любовная грамота, в которую уроки Терзяна вместе р с его милым взглядом вторгались каждый раз" .

Эти первые юношеские стихи Зограба не опубликованы, однако написанные позднее, в 1883-1884 гг. и вышедшие в свет в "Еркра-гунте" стихотворения "Зависть", "К жестокой смерти друга - Миса-ка Манукяна" и "Прощание", которые являются его первыми напечатанными произведениями, свидетельствуют о следовании автором традиционной форме изложения и известным примерам, особенно о дани творчеству Терзяна. ". То, что я преподнес ему, - пишет Зограб,-было написано по поводу недавней смерти одной девушки: это была единственная господствующая тогда стихотворная форма, Мхитаристы привили нам ее, Пешикташлян, Терзян, Аджемян привезли ее в своих путевых сундучках из Венеции. Никто не умирал в Константинополе, предварительно не обеспечив себе вслед стихотворение, которое

1 Зограб Григор. Указ.соч., с.430.

2 Там же, с.209. обычно имело такое название: К скорбной смерти барышни Нектар т

Срмакешян" .

Между прочим из прибывших в Константинополь из Венеции писателей стихов Зограб считал настоящими поэтами только упомянутых 2 троих .

Более важно и значительно, чем их влияние на его поэтические произведения, - та неоценимая заслуга, которую имел Товмас Терзян в формировании литературного вкуса и принципов Зограба. Ему мы обязаны одной из высших ценностей нашей литературы - тонкими и прекрасными, изумляющими глубиной психологического анализа зограбов-скими новеллами.

Благотворный дух Товмаса Терзяна воздействовал на становление и других прозаиков - Левона Башаляна, Ерухана и Онника Чифте-Сарафа. В деле своего начального воспитания и образования ему был обязан в значительной степени и второй наш выдающийся сатирик -Ерванд Отян. Известно, что он ранние годы своего детства провел в доме своего дяди Григора Отяна, где часто собирались передовые западноармянские писатели и интеллигенты того времени - Никогаес Русинян, Карапет Гарагашян, Ованнес Сагызян, Товмас Терзян и др. Позднее, уже в зрелые годы Е.Отян признается: "В такой атмосфере, естественно, я постепенно должен был увлечься литературой, если бы даже не имел способностей к ней"

Да, Товмас Терзян умел олитературить атмосферу, заставлял людей писать и читать стихи, заучивать их наизусть. Нашему крупнейшему языковеду и филологу Грачья Ачаряну тоже очень.нравились песни и стихи Терзяна. "Я находил их очень красивыми, - пишет он, - и особенно одно из них ("Моя жизнь") я выучил наизусть , и

1 Там же, с.454.

2 См. там же, с.421.

3 Отян Ерванд. Собр.соч., т.4. Ереван, 1962, с.12 (на арм.яз.). оно незабываемо остается в памяти до сих пор"

Наконец, пример Аршака Чопаняна. Возвращаясь к Товмасу Тер-зяну по разным поводам, он всегда с глубоким чувством признательности и уважения вспоминал, высоко ценил в Терзяне человека и художника. Любовь ученика к учителю поистине доходила до почитания. Некоторые даже обвиняли Чопаняна в том, что он "признавал Терзяна большим мастером и в поэзии главным своим предводителем считал

Терзяна, обходя своего настоящего учителя Темирчипашяна" . Последний и сам принадлежал к числу первых учеников и горячих поклонников творчества Терзяна, болезненно переживал это "предательство". Характеризующий их взаимоотношения интересный случай рассказывает Заруи Галемкярян. Темирчипашян мучился, предполагая, что самый любимый его ученик Аршак Чопанян отдает предпочтение Терзяну. "Однажды пошла к нему, - вспоминает 3.Галемкярян, -нашла его разгневанным своим любимым многообещающим учеником, в его адрес он бросал резкие слова, даже думать о которых он устыдился бы будь в естественном состоянии рассудка" Глубокое горе доставило Темирчипашяну подтверждение его предположения. "В тот день я узнала о горестях Егиа, - продолжает Галемкярян, -когда он провел меня в гостиную дома в Гаткее. Недавно умерла его мать, и он открыл мне свое сердце и со слезами на глазах сказал: "Знаешь, Заруи, глубокая боль грызет мою душу. Чопанян публично объявил, что всем обязан Терзяну".

В то время наш бессмертный Чопанян кончал училище Кедрона-кан, и Егиа был его учителем литературы, эстетики и философии. Чопанян был одним из самых любимых его учеников, и Егиа был горд

1 Ачарян Грачья. Из моих воспоминаний. Ереван, 1967, с.73 (на арм.яз.).

2 Там же.

3 Галемкярян Заруи. Избранное.Ереван, 1965, с.80-81 (на арм.яз.). ожидаемым его будущим"

Тем не менее проявленная по отношению к Товмасу Терзяну любовь Чопаняна имела вполне осознанный характер. Кроме посвященных своему учителю многочисленных статей и исследований в 1909 г, он написал панегирик, озаглавленный "Товмас Терзян", стремясь осветить художественную ценность творчества своего "мудрого и милого Мастера". Отводя поэту место в пантеоне бессмертных, Чопанян пишет:

И величественные души великих сынов земли тоже идут

Встречать тебя и в ласковом приветствии говорят:

Добро пожаловать, о брат; внизу в Мире печали И страданий, в унизительной жизни тяжкой земли Ты чувствовал прекрасное, любил и пел. Ты был там, как луч солнца над мутным болотом.

Взглядом следя за светлым идеалом небесным, Ты на своем вязком пути сеял розы и лилии души. И ими украсил это ущелье грусти. Песни, в которые ты вылил душу свою капище любви, В пустыне зажигали свое пламя от божественного светила незапятнанного И от песен ангелов, которые в одиночестве Слушала твоя душа внутренне, Сладость их. Добро пожаловать. Бог должен тебя

I Галемкярян Заруи. Дни и лица. Иерусалим, 1965, с.176-177 (на арм.яз.).

Одарить венцом великого покоя и славы" ^опаняну милы и душевно созвучны красота и гармоничность "прелестн ных песен Терзяна, его безграничная любовь к природе, непреклонная борьба против Зла и боль человеческая, боль, которая "нужна р человеческой душе для очищения" . Он особо подчеркивает, что сама боль у Терзяна мужественна, воинственна, и в песнях его душа. Однако как бы А.Чопанян ни оставался в рамках лирики учителя по темам и мотивам своих стихотворений или не очень отдалялся от него, тем не менее вовсе не в этом следует искать источник влияния. В статье "Товмас Терзян", помещенной в издаваемом им журнале "Анаит", словно отзываясь и на обвинение, предъявленное ему Темир-чипашяном, он вновь настаивает, что благодаря Терзяну достиг того, что у него есть: "Да, я очень многим обязан ему. Кроме уроков в Кедронакане он с отеческой любовью, которую считаю высшей честью своей жизни, ободрял первые мои шаги, исправлял недостатки, был моим руководителем и опорой. Как поэта я всегда почитал его, но вел меня вовсе не поэт: его поэтическое искусство, его направление и мировоззрение были отличны от того, что мне было дано иметь, но его советы мастера-художника, его замечания писателя с безукоризненным вкусом, его любовь, его поощрение и особенно его мягкий и так приятный мне юмор по отношению к преувеличениям и промашкам молодой энергии были благодатными для меня, и я всегда считал и сегодня на его могиле считаю себя тем же покорным и благодарным учеником"

Так еще Корюн славил своего учителя Месропа Маштоца. Так и мы имеем множество учителей на своем жизненном пути, но всегда остаемся благодарными тому, кто заботливо направлял и

1~Чопанян Аршак. Соч. Ереван, 1966, с.98 (на арм.яз.).

2 Там же, с.100.

3 Там же, с.350.

- 175 оберегал наши первые шаги.

Изучение жизни и творчества Товмаса Терзяна приводит нас к следующим выводам:

1. Товмас Терзян последний и достойный представитель алиша-новской школы, который будучи знатоком древнегреческой, римской и новой европейской литературы, перенес в армянскую литературу развиваемые в них мотивы возвышенного и прекрасного.

2. Литературно-культурная деятельность Т.Терзяна включает три периода: 1850-60-е, 70-80-е и 1890-1900-е годы, которые характеризуются как отдельные и новые этапы.

3. В 1850-60-е годы а) Терзян главным образом занимается педагогикой и участвует в армянском театральном движении, выступает как драматург. б) Его драматургия была рождена настоятельным требованием времени и призвана ответить на насущные и животрепещущие вопросы западноармянской действительности. в) Продолжая традиции пешикташляновской драматургии, Терзян прокладывает в истории армянского театра и сценического искусства пути для развития романтизма, окончательная победа которого ознаменовалась творчеством П.Дуряна. Терзян обогатил тогдашний бедный репертуар армянского театра не только собственными пьесами, но и высококачественными переводами из европейских драматургов. г) Не лишенные художественных достоинств его пьесы, распространяя передовые идеи в западноармянском обществе, значительно способствовали усилению национально-освободительной борьбы. д) Неоценима роль драматургии Терзяна в развитии западноар-мянского литературного языка. е) Ныне драматургия Терзяна имеет лишь историко-познаватель-ное значение, за исключением исторической трагедии "Аршак Второй", которая как неотъемлемая часть бессмертной оперы Т.Чухаджяна дошла до наших дней. Эта пьеса несомненно представляет определенную художественную ценность.

4. В 1870-80-е годи Терзян полностью отдается педагогике и поэзии, занимается также переводами, литературной критикой. а) Велики его заслуги в деле распространения в западноармян-ской действительности передовых педагогических идей. С его именем связывается начало преподавания в западноармянских учебных заведениях литературы как отдельной дисциплины. Его школьное пособие "Грамматика языка ашхарабар" изложено на основе новых принципов. б) Из терзяновских переводов книжка "Стихи Анакреона" до сих пор остается незаменимым первоисточником для изучения древнегреческого лирика на армянском языке. в) Немаловажным было участие Терзяна в борьбе, ведущейся за свободу и равноправие женщин в западноармянской действительности. г) Оставленное Терзяном небольшое, но значительное критическое наследие и сегодня сохраняет свою научную ценность и значимость. д) Если Терзян-драматург предшествует Дуряну, то Терзян-поэт следует за ним, принадлежит литературному поколению 70-80-х годов; его поэзия - связующее звено между периодами 1850-60-х и 1890-1900-х годов в западноармянской литературе. е) В удачных стихотворениях Терзяна отражается картина га-мидовской эпохи. ж) Т.Терзян - романтический поэт своим мировосприятием и художественным мышлением. з) Это самобытный поэт не только в стихах и песнях, продиктованных собственным вдохновением, но и в тех случаях, когда заимствует темы или идеи своих произведений у других. и) Стихотворение Терзяна - эстетическое, артистическое творение.

- 177 к) Терзян - певец мировой печали в нашей поэзии, чем и отличается от других предшествоваших и современных ему поэтов; лучшие черты его поэзии выразились особенно в произведениях на тему природы, которые выражают целую философию жизни. Среди них выделяется поэтический шедевр автора - прелестное стихотворение "Песнь жизни", которое по праву считается одной из жемчужин армянской лирики.

5. В ответ на армяноненавистническую политику турецкой тирании в 1890-1900-е годы поэзия Терзяна приобретает боевой настрой, что стало новым качеством в его творчестве.

6. Товмас Терзян несомненно сделал бы больше, если б имел благоприятные для жизни и творчества условия, но и то, что ему удалось сделать, дает нам основание выделить достойное ему место в истории армянской литературы и театрального искусства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

И РУКОПИСЕЙ

I. Классики марксизма-ленинизма

1.1. К.Маркс и Ф.Энгельс об искусстве. В 2-х т. T.I. - Ереван: Айпетрат, 1963. - 781 с.

1.2. Ленин В.И. Сочинения. Т.17. - 4-е изд. - Ереван: Айпетрат, 1950. - 773 с.

1.3. Ленин В.И. Сочинения. Т.29. - 4-е изд. - Ереван: Айпетрат, 1951. - 753 с.

1.4. Ленин В.И. Сочинения. Т.38. - 4-е изд. - Ереван: Айпетрат, 1962. - 837 с.

 

Список научной литературыИскандарян, Самвел Завенович, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1. Артамонов С.Д., Самарин P.M. История зарубежной литературы ХУЛ века. 2-е изд. - М.: Учпедгиз, 1963. - 368 с.

2. Байрон Джордж Гордон. Собрание сочинений. В 4-х т. T.I. М.: Правда, 1981. - 608 с.

3. Бальзак 0. де. Собрание сочинений. В 24-х т.Т.18. М.: Правда, I960. - 607 с.

4. Белинский В.Г. Собрание сочинений. В 9-ти т. М.: Худож.лит., 1976-1982.

5. Веселовский Ю.А. Литературные очерки. В 2-х т. T.I. 2-е изд. - М., 1910. - 586 с.

6. Дживелегов А., Бояджиев Г. История западноевропейского театра. М.-Л.: Искусство, 1941. - 616 с.

7. История Армении Моисея Хоренского /перевел с армянского и объяснил Н.Эмин. М.: Изд-во Каткова и К., 1858. - 392 с.

8. Краткая литературная энциклопедия. T.I. -М.: Советская эн-цикплопедия, 1962. 1088 стб. с илл., 8 л. илл.

9. Лихачев Дм.С. Развитие русской литературы Х-ХУП веков. Л.: Наука, 1973. - 254 с.

10. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976.- 614 с.

11. Поэзия Армении /под редакцией , со вступительным очерком и примечаниями Валерия Брюсова. Ереван: Айастан, 1973.- 543 с.

12. Пушкин А.С. Стихотворения. М.: Худож. лит., 1983. - 255 с.

13. Самарин P.M. Зарубежная литература. М.: Высшая школа, 1978.- 463 с.

14. Соколова Т.В. Философская поэзия А. де Виньи. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1981. - 174 с.

15. Театральная энциклопедия. T.I. М.: Советская энциклопедия, 1961. - 1214 стб с илл., 12 л. илл.

16. Тимофеев Л,И. Основы теории литературы. М.: Просвещение, 1976. - 448 с.

17. Тимофеев Л.И. Теория стиха. -М.: Гослитиздат, 1939. -232 с.

18. Холодов Е.Г. Язык драмы. М.: Искусство, 1978. - 240 с.3. Периодическая печать

19. Вестник Европы: Курн. Петроград, 19163.2. Новое Обозрение: Газ. - Тифлис, 1901

20. ЛИТЕРАТУРА НА АРМЯНСКОМ ЯЗЫКЕ4. Книги

21. Абегян М. Труды. Т.З. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1968.- 694 с.

22. Агаян Г. Собрание сочинений. В 4-х т. Т.4. Ереван: Айпет-рат, 1963. - 684 с.

23. Анаис. Мои воспоминания. Париж, 1949. - 349 с.

24. Армянская советская энциклопедия. Т.4. Ереван: Главная редакция Армянской советской энциклопедии, 1978. - 720 с. с ил л.

25. Арпиарян А. История армянской литературы Турции XIX века. Каир, 1943. - 231 с.

26. Арутюнян Б. Летопись армянского театра XIX-XX веков (18011922). В 2-х т. Ереван: 'Изд-во АН Арм.ССР, 1980.

27. Ачарян Г. Из моих воспоминаний. Ереван: Митк, 1967. - 458 с.

28. Баатрян А. Метрическое искусство древних армян. Шуши, 1891. - 138 с.

29. Виньи А.де. Стихотворения. Вагаршапат, 1897. - 36 с.

30. Вкус новой литературы. В 2-х т./Сост. С.Давтян. Константинополь, I904-I0I0.

31. Н.Габамачян М. Собрание избранных прозаических и поэтических произведений. В 2-х т. T.I. Константинополь, 1888. - 190 с.

32. Галемкярян 3. Дни и лица. Иерусалим, 1965. - 417 с.

33. Галемкярян 3. Избранное. Ереван: Айастан, 1965. - 181 с.

34. Галемкярян 3. Путь моей жизни. Бейрут, 1952. - 379с.

35. Гаспарян Г. Виктор Гюго в армянской литературе. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1963. - 295 с.

36. Демирчян Д. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т.6. Ереван: Ай-петрат, 1958. - 675 с.

37. Джрбашян Эд. Мисак Мецаренц. 2-е изд. - Ереван: Изд-во Ереванского ун-та, 1977. - 191 с.

38. Джугарян Т. Методика армянского языка. В 2-х т. T.I. Ереван: Луйс, 1978. - 259 с.

39. Дурян Е. История армянской книжности с древнейших времен до наших дней. Константинополь, 1885. - 118 с.

40. Дурян П. Собрание сочинений. В 2-х т. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, I97I-I972.

41. Егишэ. История Вардана и армянской войны. Ереван: Айас-тан, 1971. - 238 с.

42. Еремян С. Армянские писатели. Венеция, Т.З, 1913. - 622с., Т.9, 1931. - 510 с.

43. Жемчужины армянской поэзии. В 3-х т. Т.2. Ереван: Айастан, 1974. - 398 с.

44. Зарбаналян Г. Армянская книжность. Венеция, 1883. - 734 с.

45. Зограб Г. Собрание сочинений. В 2-х т. Т.2. Ереван: Ай-петрат, 1962. - 515 с.

46. История армянского народа /под редакцией проф. М.Г.Нерсися-на. Ереван: Изд-во Ереванского ун-та, 1972. - 595 с.

47. История новой армянской литературы. В 5-ти т. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1962-1979.

48. Каганкатваци М. История Агвана. Ереван: Айастан, 1969.- 321 с.

49. Лео. Собрание сочинений. В 10-ти т. Т.2. Ереван: Айастан, 1967. - 787 с.

50. Мамурян М. Сочинения. Ереван: Айастан, 1966. - 648 с.

51. Манандян Я. Труды. Т.2. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1978.- 647 с.

52. Манукян С. Левой Башалян. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1969.- 263 с.

53. Мецаренц М. Полное собрание сочинений. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1981. - 456 с.

54. Мкрян М. История древнеармянской литературы. Ереван:

55. Изд-во Ереванского ун-та, 1976. 566 с.

56. Мураднн Е. Цветы современной армянской литературы. В 2-х т.- Константинополь, 1885.

57. Овакимян Г. Писатель и театр. Т.2. Ереван: Айастан,1974.- 158 с.

58. Отян Е. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т.4. Ереван: Айпет-рат, 1962. - 702 с.

59. Очерк истории армянской музыки. T.I. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1963. - 327 с.

60. Ошакан А. Армянская литература. Иерусалим, 1966. - 684 с.

61. Ошакан А. Панорама западноармянской литературы. Иерусалим. - Т.2, 1953. - 440 е., т.З, 1954. - 183 с.

62. Папазян Ваг. Сочинения. В 5-ти т. T.I. Ереван: Советакан грох, 1979. - 459 с.

63. Папазян Врт. История армянской литературы. Т.2. Константинополь, 1914. - 175 с.

64. Паронян А. Собрание сочинений. В 10-ти т. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1962- 1979.

65. Пешикташлян М. Произведения. Константинополь, 1870. -584с.

66. Пешикташлян М. Стихи. Ереван: Айпетрат, 1961. - 199 с.

67. Пешикташлян Н. Театральные лица. Бейрут: Изд-во лит. премии Георга Мелитинеци, 1969. - 1140 с.

68. Прошян П. Собрание сочинений. В 7-ми т. Т.7. Ереван: Айастан, 1964. - 587 с.

69. Раффи. Самвел. Ереван: Айпетрат, 1957. - 618 с.

70. Самвелян Л. Шекспир и армянская литературная и театральная культура (дореволюционный период). Ереван: Айастан, 1974.- 660 с.

71. Саринян С. Армянский романтизм. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1966. - 558 с.

72. Сафарян В. Темы "Истории Армении" Фавстоса Бузанда в новой армянской литературе. Ереван: Изд-во Ереванского ун-та, 1979. - 144 с.

73. Срвандзтянц Г. Сочинения. В 2-х т. T.I. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1978. - 668 с.

74. Степанян Г. Вместе с Ваграмом Папазяном. Ереван: Совета-кан грох, 1979. - 102 с. •

75. Степанян Г. Очерк истории западноармянского театра. В 3-х т.- Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1962-1975.

76. Стихотворения Анакреона / перевел с эллинского подлинника Т.Терзян. Константинополь: Изд-во П.Кюркчяна, 1871. -94с.

77. Тамразян Г. Поэт и судьба. Ереван: Советакан грох, 1978.- 389 с.

78. Темирчипашян Е. Народный философский словарь. Константинополь, 1879. - 53 с.

79. Теодик. Всеобщий ежегодник. Константинополь, 1907^-300 е., 1908. - 372 е., 1909. - 367 е., 1910. - 384 е., I9II.- 414 е., 1912. 420 е., 1913. - 395 е., Венеция, 1926.- 736 е., Париж, 1928. 656 е., 1929. - 527 с.

80. Теолеолян М. Век литературы. В 2-х т. Каир, 1955-1956.

81. Терзибашян В. История армянской драматургии. В 2-х т.- Ереван: Айпетрат, 1959-1964.

82. Терзян Т. Аршак Второй. Константинополь: Изд-во Кюркчя-на и тов., 1871. - III с.

83. Терзян Т. Грамматика языка ашхарабар. 2-е изд. - Константинополь: Изд-во соединенного товарищества армян, 1884.- 168 с.

84. Терзян Т. Иосиф Прекрасный. 2-е изд. - Венеция, I9II. -46 с.

85. Терзян Т. Полное собрание стихотворений. В 2-х т./Сост. А.Чопанян. Венеция, 1929.

86. Терзян Т. Практическая грамматика французского языка. Венеция, 1910, 196 с.

87. Терзян Т. Сандухт. 2-е изд. - Константинополь, I87I.-5I с.

88. Терзян Т. Фауст. Константинополь: Изд-во А.Амчяна, 1881.- 88 с.

89. Тертерян А. Сочинения. Ереван: Айпетрат, I960. - 761 с.

90. Тигранян Г. Сто лет армянского музыкального театра (1868-1968).-Ереван: Айастан, 1968. 217 с.

91. Туманян Ов. Собрание сочинений. В 4-х т. Т.4. Ереван: Айастан, 1969. - 487 с.

92. Фавстос Бузанд. История Армении. Ереван: Айастан, 1968.- 352 с.

93. Цатурян Ал. Сочинения. Ереван: Айпетрат, 1948. - 617 с.

94. Чанашян М. Антология современной армянской литературы. В 2-х т. Венеция, 1957-1963.

95. Чанашян М. История современной армянской литературы. T.I.- Венеция, 1953. 637 с.

96. Чераз М. Литературные опыты. Константинополь, 1874.- 238с.

97. Чимишкян Г. Мои воспоминания. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1953. - 227 с.

98. Чопанян А. Жизнь и творчество Мкртича Пешикташляна. Парик, 1907. - 255 с.

99. Чопанян А. Жизнь и творчество Петроса Дуряна. 2-е изд.- Ереван: Митк, 1967. 243 с.

100. Чопанян А. Литературные портреты. Париж: Изд-во армянских образовательных учреждений, 1924. - 166 с.

101. Чопанян А. Сочинения. Ереван: Айастан, 1966. - 578 с.

102. Шарасан. Западноармянская сцена и ее деятели. КонстантиIнополь, 1914. 182 с.

103. Шарурян А. Петрос Дурян. Ереван: Изд-во Ереванского ун-та, 1972. - 361 с.

104. Шахазиз С. Произведения. Ереван: Айпетрат, 1961. - 320 с.

105. Шахвердян Ал. Очерки истории армянской музыки 19-20-го вв. (досоветский период). Ереван: Айпетрат, 1959. - 629 с.

106. Эккерман. Разговоры с Гете. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1975. 755 с.

107. Юсян М. Григор Зограб. Ереван, Айпетрат, 1957. - 376 с.5. Периодическая печать

108. Аздак (Стимул): Газ. Константинополь, 1908-1909-Айкакан ашхари крунк (Журавль армянского края): Журн. - Тифлис, 1865

109. Айреник (Родина): Журн. Бостон, 1927-Анаит: Журн. - Париж, I898-I9II, 1930, 1933-1934-Аревелк (Восток): Газ. - Константинополь, 1888-1889, 19071910

110. Аревелян мамул (Восточная печать): Журн. Измир, 1873, 1898, I90I-I909.

111. Аршалуйс араратян (Араратская заря): Газ. Измир, 1864-Базмавеп: Журн. - Венеция, 1856-1858, 1863, 1897-1901,1904, 1909, 1931, 1934