автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Зороастризм в религиозном синкретизме средневекового Дагестана

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Курбанов, Гарун Магомедович
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Диссертация по философии на тему 'Зороастризм в религиозном синкретизме средневекового Дагестана'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Курбанов, Гарун Магомедович

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. ЗОРОАСТРИЗМ В ПРОЦЕССЕ ЭВОЛЮЦИИ РЕЛИГИИ В

СРЕДНЕВЕКОВОМ ДАГЕСТАНЕ.

ГЛАВА I. источниковедческие и методологические аспекты исследования.

ГЛАВА II. Зороастризм как фактор легитимизации раннесредневековых социополитических отношений. Г.

Глава Ш. Зороастризм и процессы религиозного отчуждения в

РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОМ ДАГЕСТАНЕ.

ГЛАВА IV. Особенности религиозного синкретизма в средневековом Дагестане.

РАЗДЕЛ II. ЗОРОАСТРИЗМ В ТРАДИЦИОННОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ

НАРОДОВ СРЕДНЕВЕКОВОГО ДАГЕСТАНА.

ГЛАВА I. Зороастрийский символизм в раннесредневековой культуре народов

Дагестана .-.

ГЛАВА II. зороастрийские языковые элементы в традиционном мышлении народов Дагестана.

ГЛАВА III. Нравственные нормы зороастризма и обрядность народов Дагестана

 

Введение диссертации1998 год, автореферат по философии, Курбанов, Гарун Магомедович

В историко-философском познании есть «вечные» проблемы, так или иначе обсуждаемые каждым поколением исследователей. При этом они не только не исчерпываются, а напротив, обнаруживают бездонную глубину и многомерность. Изучение таких проблем служит мощным средством самопознания человека и человечества. Они имеют неоспоримую ценность в совершенствовании научного постижения и, что не менее важно, являются своеобразным зеркалом, в котором просматриваются судьбы не только прошлого, но и грядущего. Одним из «вечных» вопросов философии является постижение религиозного феномена средневековья, который, говоря словами С.Д. Сказкина, разрешил «.задачу включения всего средневекового мира, как физического в тогдашнем его понимании, так и социального, в стройную иерархию подчиненных друг другу понятий, обнимавшихся единством понятия бога как высочайшей и совершеннейшей реальности»1.

Религиозные модели этой эпохи вот уже несколько столетий будоражат умы и привлекают исследователей тем, что они предложили множество вариантов нравственно-философского самоутверждения человека. Сформировавшиеся путем долгих поисков и сменившие на авансцене мировой истории религиозные культы древности, религии средневековья представляли собой определенный итог эволюционного прогресса многих народов. Без сомнения, это мировоззрение оказало серьезное влияние на дальнейшее развитие всей культурно-исторической среды, продуктом которой оно являлось. Идеи средневековых религий глубоко проникали в

1 Сказкин С.Д. Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века. М., 1961. С. 176. культуру многих народов, по-своему преобразовывали ее, придавая ей новые специфические черты. Они и до настоящего времени сохранились во многих обычаях, обрядах, праздниках и традициях, хотя в значительной степени и утратили свое первоначальное содержание. Философское составляющее средневековых религий стало важным элементом формирования всей последующей человеческой цивилизации.

В ряду известных социально-культурных явлений средневековья, каковыми выступают множество религиозно-философских систем этой эпохи, необходимо отметить и зороастризм^ ставший объектом нашего диссертационного исследования.

Актуальность выбора проблемы, связанной с зороастризмом, объясняется тем, что^ зороастризм и близкие ему иранские учения занимают важное место в истории религиозно-философских систем древности и средневековья. Зороастризм представляет собой сложную совокупность вероучения, морали, зачатков философского познания, выраженную в образно-мифологической форме, а также сложный культ с традиционными ритуалами и обрядами. Проще говоря, это универсальный язык культуры данного региона, складывавшийся примерно с VI в. до н.э., когда появились наиболее древние части Авесты1. Он оказал определенное влияние на философскую систему древности. В ней отчетливо просматривается логическая связь и синкретизм восточного и западного религиозно-философского

V. опыта.

В свое время И.Г. Гердер справедливо отметил, что возросшие экономические связи, торговля, ремесла привели к тому, что «образ мысли разных народов,

1 Грантовский Э.А. Послесловие к кн. М.Бойс. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М., 1987. С.278-299. населявших греческую и римскую империю, постоянно смешивается» и возник «тот странный синкретизм, который стремился свести воедино принципы всех учений, и который за недолгое время сблизил между собой Индию, Персию, Иудею, Эфиопию,

Египет, Грецию, Рим и варваров - их способы представления, их взгляды на мир. повсюду появлялись философы, вносившие представления своей родной страны в 'л общую массу понятии.»у>

Диоген Лаэртский начинает свой труд указанием на то, что «занятия философией, как некоторые полагают, начались впервые у варваров: а именно у персов были их маги.»2.

Многие авторы (O.A. Донских, Ф.Х. Кессиди, А.Н. Кочергин, М. Уэст) приводят серьезные аргументы в пользу тезиса о непосредственном влиянии зороастризма на первые философские теории.3-Например, в учении Анаксимандра, считают они, есть, по крайней мере, существенный'момент, не имеющий аналогов в греческой культуре, но легко узнаваемый в персидской мифологии: звезды ближе к Земле, чем Солнце и Луна. «Огонь» Гераклита ярко соотносится с огнем в зороастризме, который стоит в центре внимания мироздания, связывая воедино его части. Представления Гераклита о светилах, как чашах, наполняющихся легкими испарениями и потом светящихся, напоминают персидские алтари, где огонь горел в чашеобразных углублениях. Очевидно, не случайно персидский царь Дарий

1 Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. С.495.

Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов./Пер. М.Л. Гаспарова. М., 1986. С.1.

3 Донских O.A., Кочергин А.Н. Античная философия. М., 1993. приглашал Гераклита ко двору.

Положения зороастризма были известны Платону, Аристотелю, Плутарху. На греческом языке о зороастризме писали мидийский историк Ксанф, вавилонский Беросс, Филон из Библа. Если следовать Диогену Лаэртскому, и Демокрит был знаком с учением иранских магов1. Демокрит определял мудрость как умение хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать - почти адекватная трактовка «Доброй Мысли, Доброго Слова и Доброго Дела» в зороастризме.

Древнеиранская религия сыграла большую роль в процессе развития религий древнего мира от племенных, местных культов к «национальным» религиям, общегосударственным культам и религиозно-философским учениям раннесредневековых империй?)

Многие концепции современных религий: греха и наказания, идея рая, райской жизни и ада, эсхатологическое учение и воскресение мертвых, учение о грядущем пришествии мессии, который призван спасти человечество, ощущают влияние зороастризма.

Особое осмысление в зороастрийской религии приобретает и идея дуализма. Конечно, дуальное мировосприятие, как известно, свойственно мифологии вообще как стадиальному явлению истории человечества, но в иранской религии этот дуализм впервые выходит за рамки мифологического мировосприятия и становится принципом философствования, своего рода' осмыслением мира и ценностно-оценочного отношения к нему. «.Это тьма и свет, праведное и ложное знание,

1 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. С.343. благоухание и зловоние, жизнь и смерть, болезнь и здоровье, справедливость и несправедливость, рабство и свобода и все другие противоположные активности, которые безусловно существуют и наблюдаются во всякой стране и земле, и во все времена»1.

Лежащий в основе зороастрийского мировоззрения дуализм оказал большое влияние и на ряд учений Ближнего Востока, которые складывались в последующие века. На идейной почве зороастризма складывались дуалистические учения манихеев (Шв.), маздакизма (Ув.), зарванизма (III в.), учение хуррамитов (IX в.), секты богомилов на Балканах (X в.), катаров в Италии,, езидов и суфиев на Востоке.

Возникнув в 1-м тысячелетии до н.э. на Среднем Востоке, зороастризм стал государственной религией трех великих Иранских империй, государственных образований, доминировавших на протяжении тысячелетия с VI в. до н.э. по VII в. н. э. на просторах Передней Азии и Ближнего Востока. В период могущества Иранских империй зороастризм был признан государственной религией входящих в состав Ираншахра Парфии, Мидии, Вавилона, в государствах Передней Азии, Закавказья и Прикаспия. Эпоха развития зороастризма совпала с периодом перехода стран Среднего Востока от небольших племенных образований к крупным централизованным государствам. В орбиту влияния учения Заратуштры были втянуты не только персы, парфяне, мидяне, ассирийцы, армяне. Находясь в непосредственной близости и на важнейшем прикаспийском пути, связывавшим Юго-Восточную Европу с центрами Ближнего Востока, в зоне влияния иранской империи и ее религии еще в 1-м тысячелетии до н.э. оказались и народы Кавказской Албании (древнее государство на территории современного Азербайджана и

1 Сиканд гуманик вазар гл. УП//Р.Ч. Зенер. Учение магов. М., 1993.

Дагестана). Достаточно вспомнить сведения Геродота о «владычестве персов» в Прикаспии1 и известные данные об участии каспиев и албанов (племена, населявшие в древности Восточный Кавказ) в знаменитой битве при Гавгамеле (331 г. до н.э.) на стороне персов, об их почетном месте рядом с телохранителями последнего правителя Ахеменидской империи Дария III (336-330 гг. до н.э.)2. Именно при нем, зороастризм утвердился как религия ахеменидов и приобрел духовную и светскую власть3.}

Отсюда естественное стремление к осмыслению культурного наследия и идейных традиций древнеиранской религии. Однако, не только данным обстоятельством объясняется столь пристальное внимание археологов, медиевистов, лингвистов и религиоведов к зороастризму. И, конечно же, не особой исторической протяженностью существования зороастризма. А скорее тем, что именно в эпоху расцвета и могущества зороастрийской религии происходит формирование уникальных этнолингвистических и этнокультурных обликов многих народов, судьбы которых были так или иначе связаны с такими крупными этническими образованиями, как индоиранцы, обитавшие на Иранском плоскогорье. Как пишет проф. Д.М. Магомедов, «к этой эпохе восходит формирование того уникального

1 Геродот. История. Кн. 3. Пер. Г.А. Стратановского. Л., 1972. С. 169.

2 Арриан. Поход Александра. М., 1993. С. 117.

3 Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М., 1987. С.96. полиэтнического феномена, каковым выступает дагестанская культура»1.

Весьма важным фактором, определяющим наш интерес к данной теме, стало приобщение в раннее средневековье дагестанских народов к мировоззренческим и идеологическим концепциям такой крупной религиозной системы, каким выступал в ту пору зороастризм. В рамках складывающихся социально-экономических, политических условий он, наряду с ранним христианством, провозгласившим равенство людей перед Богом, позволил перешагнуть через локальную разобщенность и создать предпосылки первоначальной общности, раннесредневековых народов Дагестана. Да и позднее, вплетаясь в живую ткань новой мусульманской культуры, зороастризм оставался для дагестанских народов своеобразным «элементом» местных доисламских культурных традиций, символом этнокультурного своеобычая и свободомыслия.

И вряд ли можно понять культуру дагестанских народов, да и народов, имевших с ними длительные контакты, не обращаясь к вопросам, связанным с зороастризмом.

Всестороннее изучение феномена зороастризма, определение его истинного значения для социо-культурного развития отдельных народов и региона в целом, а также определение его места в процессе становления религии является одной из важных и сложных проблем, стоящих перед комплексом религиоведческих дисциплин. Осознание этих тезисов и обусловило наш выбор в качестве темы

1 Магомедов Д.М. Некоторые вопросы изучения . средневековой художественной культуры Дагестана.//Художественная культура средневекового Дагестана. Махачкала, 1987. С.7. настоящего исследования проблему, связанную с определением места зороастризма в социо-кулыурном процессе народов Дагестана^

Актуальность данной проблемы объясняется также отсутствием до настоящего времени исследования, посвященного осмыслению места и роли зороастризма в религиозном синкретизме средневекового Дагестана. Имеющиеся немногие отрывочные сведения в научной и учебно-методической литературе носят частный и фрагментарный характер и не дают сколько-нибудь цельного, конкретного представления об этой важнейшей проблеме дагестановедения.

Степень разработанности темы.

Изучение зороастризма и Авесты в России начиналось в середине прошлого столетия работами К. Коссовича, Г. Эзова, К.П. Патканова, К. Риттера и В. Миллера.1 Несколько работ о зороастризме появляется в начале нашего столетия. Это работы А.Л. Погодина, З.А. Рагозина, Э.С. Вульфсона, К.А. Иностранцева, К. Смирнова.2 Однако, все они посвящены теме зороастризма в Иране. Из работ, вышедших на

1 Коссович К. Четыре статьи из Зендавесты. Спб., 1861; Эзов Г. Об учении персидских магов. Сочинения Езника, армянского писателя V в. Спб., 1858; Патканов К.П. Опыт истории Сасанидов по сведениям, сообщаемым армянскими писателями. М., 1863; Риттер К. Иран. Спб., 1874; Миллер В. Зороастр и его учение. М., 1892.

2 Погодин А.Л. Религия Заратусты. Спб., 1903; Рагозин З.А. История Мидии второго Вавилонского царства и возникновение Персидской державы. Спб. 1903; Вульфсон Э.С. Персы в их прошлом и настоящем. М., 1909- Иностранцев К.А. Сасанидские этюды (гонения мусульман на зороастризм). Спб., 1909; Иностранцев К.А. О древне-иранских погребальных обычаях и постройках. Спб., 1909. рубеже веков, можно выделить работы двух авторов: Е.И. Козубского и М. Ковалевского, где речь идет о влиянии зороастризма в средневековом Дагестане и на Кавказе в целом.1

В обширном перечне исторической и философской литературы советского периода, созданном отечественными и зарубежными исследователями, зороастризм чаще фигурирует в трудах, посвященных исследованию Авесты, в работах по истории и философии Ирана, Средней и Передней Азии.2

Из работ, вышедших в последние годы, одной из наиболее авторитетных можно считать исследование профессора Лондонского университета М. Бойс.3 В книге развернута вся история зороастризма от ее зарождения до мусульманской

1 Козубский Е.И. История города Дербента. Темир-Хан-Шура, 1906; Ковалевский М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1890.

2 Брагинский И.С. Из истории таджикской народной поэзии. М., 1956; Струве В.В. История Древнего Востока. 2-е изд. М., 1941; Мамедов Ш.Ф. Развитие философской мысли в Азербайджане. М., 1965; Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1966; Пигулевская Н.В. Города Ирана в раннее средневековье. М., 1956; Петрушевский И.Д. К истории маздакитов в эпоху господства ислама.//Народы Азии и Африки. №5. 1970; Вопросы истории Кавказской Албании. Баку, 1962; Луконин В.Г. Культура Сасанидского Ирана. М., 1963; Дьяконов И.М. История Мидии от древнейших времен до конца IV в. до н.э. М., 1965; Периха-нян А.Г. Сасанидский судебник. Ереван, 1973; Фрай Р. Наследие Ирана. М., 1972; Маковельский А.О. Авеста. Баку, 1960; и т.д.

3 Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М., 1987. эпохи. Серьезный источниковедческий интерес представляет и работы Р.Ч. Зенера.1 Изданная в 1956 году в Лондоне книга Р.Ч. Зенера обращается к пехлевийским текстам и зороастрийским сочинениям VII - IX веков. Несомненный интерес представляет и изданная в Санкт-Петербурге в 1998 году под редакцией И.В. Рака «Авеста в русских переводах (1861-1996 гг.)». В нее вошли практически все переводы авестийских текстов на русский язык. Однако, тема, обозначенная в свое время М. Ковалевским, уже на новом материале, в основном на лингвистическом, получила продолжение в докторской диссертации и в монографии Шафизаде Балоглан А

Джамалладин оглы. К проблеме зороастризма как важного конструирующего компонента целостности и организованности древней культуры Мидии и Кавказской Албании обращена работа К.А. Азимова.3 Некоторые аспекты зороастризма в культуре Армении рассматривает американский исследователь Дж. Рассел.4 Можно было бы сослаться и на ряд статей, посвященных тем или иным аспектам зороастризма на Кавказе.5 Но в целом проблема зороастризма в религиозном

1 Зенер Р.Ч. Учение магов. М., 1993.

2 Шафизаде Б.Д. Зардушта, Авеста, Азербайджан. Баку, 1996. (азерб. яз.)

3 Азимов К.А. Ценностный мир человека в религиозно-философской доктрине зороастризма. Баку, 1991.

4 Rassell J.R. Zoroastrison in Armenia. Harvard Univ. 1985.

5 Сулейманов Я. Следы зороастризма у аварцев./УНароды Дагестана. №1. Махачкала, 1996; Гаджиев М.С. Памятники Сасанидской глиптики из Дагеста-На.//Художественная культура средневекового Дагестана. Махачкала, 1987; Юнусова Л.И., Меликов P.C. Реликты зороастризма в Азербайджане в период позднего средне-вековья./Юбщество, культура, человек. Баку, 1990. синкретизме средневекового Дагестана не стала предметом религиоведческого исследования.

Без преувеличения, тема, вынесенная на рассмотрение, относится к наиболее сложным и наименее разработанным в философско-религиоведческой науке. Сложность ее обусловлена рядом существенных обстоятельств - региональной и хронологической широтой предмета изучения, трудностями источниковедческого плана, недостаточным уровнем теоретических исслёдований историко-философских и религиозных феноменов Северного Кавказа в отечественной науке.

Вероятно, именно это, т.е. малая степень освоения материала, как в эмпирическом, так и в теоретическом плане, более всего определяет тот факт, что материал по зороастризму в крайне незначительном объеме входит в исследования по истории и философии религии народов Дагестана и Кавказа.

Цель и задачи исследования.

Основная цель проводимого нами философско-религиоведческого исследования состоит в том, чтобы показать воздействие зороастрийских представлений на формирование религиозно-философской мысли народов Дагестана.

Реализация этого замысла обусловила постановку и решение следующих задач.

1. Создать целостную картину генезиса и эволюции зороастризма и его идей в средневековом Дагестане. Определить его связь с социо-культурными процессами.

2. Выявить пласт этико-философских, религиозно-теологических, мифологических, этнографических и этнолингвистических элементов в культуре народов Дагестана, сформировавшейся под влиянием зороастризма.

3. Дать анализ соотношения местных архаических верований, зороастризма и христианства в религиозном синкретизме раннесредневекового Дагестана. Исследовать специфику эволюции религии в раннесредневековом Дагестане через раскрытие механизма взаимодействия разнообразных рациональных и иррациональных компонентов.

4. Рассмотреть интегративные и дезинтегративные функции раннесредневековых религий, определить степени их «сращивания» с той или иной политической системой. Рассмотреть зороастризм с точки зрения выраженного в нем эрастионизма.

5. Раскрыть некоторые аспекты религиозных отношений зороастризма с исламом. Показать особенности религиозного отчуждения в раннесредневековом Дагестане.

6. Обозначить особенности образно-понятийного мышления у народов средневекового Дагестана, выраженных в различных символических, эстетических и этических системах.

Диссертация является философско-религиоведческим исследованием. В центре ее внимания находятся вопросы генезиса, эволюции и истории религии народов Дагестана, и ее связи с крупнейшими цивилизациями средневекового Востока. В ней использованы новейшие достижения археологии, этнографии и религиоведения.

Научная новизна исследования.

В работе впервые предпринята попытка систематического философско-религиоведческого анализа зороастризма и рефлексии его антропологических, философских, теологических и мифологических идей в верованиях народов средневекового Дагестана.

Определены время и место локализации, пути распространения и характер эволюции зороастризма в Дагестане (Раздел I, гл. II). Прослежено формирование раннесредневековой имперской религии - универсальной, этически организующей формы Сасанидской империи (Раздел I, гл. II).

Впервые обозначена проблема религиозного синкретизма в средневековом Дагестане. Обосновано определение религиозного синкретизма как «процесса взаимопроникновения различных религиозных" представлений, элементов культа в ходе их взаимодействия, обуславливающего специфичность и общность религиозных систем» (Раздел I, гл. IV). Определено место зороастризма в этом процессе. Научная новизна исследования видится в том, что через рассмотрение символических и эстетических средств средневековой религиозной системы выявлен целый пласт раннесредневековой культурной традиции народов Дагестана, связанный с религией зороастризма (Раздел И).

Благодаря реконструкции догматики, культа и семантики зороастризма, выявлена связь многих раннесредневековых мифологических образов, древних обрядов, обычаев, сюжетов традиционного искусства с зороастризмом. Выявлен раннесредневековый пантеон, выяснены функции соответствующих божеств и прослежены связи между ними и мифологическими персонажами зороастризма и Авесты. (Раздел II).

Впервые на основе анализа средневековых текстов М. Хоренского, Егише, М. Каганкатваци, Езника раскрыта проблема противостояния на Восточном Кавказе раннего христианства и зороастризма (Раздел I, гл. II). Показана раннесредневековая конфессиональная форма отчуждения, отражающая противостояние двух крупных государственных конгломератов, и выраженная в целой системе религиозных запретов, предписаний и особого жанра теоретизирования - апологетике.

Проанализирована проблема религиозных отношений зороастризма и ислама на Кавказе. Дан сопоставительный анализ зороастрийских и исламских концепций дуализма и монотеистического провиденционализма (с. 120-122), идеи Благословенного в зороастризме и Совершенного человека в суфизме (с. 130-132), учения о «добродетельном городе» Фараби и системы сословного общества Мардана Фаррокха (с. 134-136), учения о Спасителе Саошианта в зороастризме и ожидаемом Имаме в шиизме (с. 128) и т.д.

Работа опирается на исследования как отечественных, так и зарубежных исследователей: В.И. Абаева, К.А. Азимова, Б. Анклесария, В.В. Бартольда, Е. Бертельса, Ю.Ф. Борункова, И.С. Брагинского, Э. Герцфельда, Э.А Грантовского, М.А. Дандамаева, А.Р. Дорошенко, М. Дрездена, М.И. Дьяконова, Р.Ч. Зенера и М. Бойс, Л. Кемпбела, М. Ковалевского, Н. Корбина, В.Г. Луконина, Р.П. Мазани, Г.Г. Майорова, А.Г. Периханян, Л. Рассела, В.В. Струве, Д.М. Угриновича, Маджида Фахри, Р. Фрая, A.A. Фреймана, У. Хеннинга, И.Н. Яблокова и т.д.

Ценными источниками для исследования послужили рукописные и архивные материалы ДНЦ РАН, АН Азербайджана, АН РФ. Широко использованы материалы научных командировок автора в Исламскую республику Иран, и Азербайджан и непосредственное участие автора в полевых исследованиях* Существенным дополнением к указанным источникам явились' публикации центральной и местной периодической печати. <' "

Апробация результатов исследования.

Основные идеи диссертации докладывались на региональных, республиканских и международных конференциях, круглых столах и научных семинарах, в том числе, на международной конференции «Ислам и этноконфессиональные проблемы современности» (Москва, 1995), на республиканской научной конференции «Этноконфессиональные проблемы современного Дагестана» (Махачкала, 1996), на «Ежегодной научной конференции преподавательско-профессорского состава Дагестанского государственного университета» (Махачкала, 1997), на заседании кафедры «Основы религиоведения» Дагестанского государственного университета (1997).

Теоретические выводы диссертации используются в чтении базовых курсов «Культура народов Дагестана», а также спецкурсов «Религия в культуре народов Востока», читаемых на историческом, филологическом факультетах Дагестанского государственного университета и ФПК при Дагестанском университете. Материалы исследования вошли в спецкурс «Художественная культура мусульманского средневековья».

Основные результаты диссертационного исследования изложены в научных публикациях автора, в том.числе, в индивидуальной монографии.

Материалы работы и содержащиеся в ней выводы могут послужить отправной точкой для начала научных исследований малоизученной темы эволюции религиозно-философской мысли в раннесредневековом Дагестане. Предложенная автором трактовка генезиса и функционирования зороастрийской религиозной системы в регионе, открывает возможности несколько иной интерпретации мировосприятия народов, заселявших в раннем средневековье Дагестан, и позволяет вписать культуру этих народов в широкий культурно-исторический контекст восточной мысли III - VIII веков. Результаты исследования могут быть использованы в религиоведческих курсах, а также при чтении спецкурсов по истории философии, религии и культуры. Они могут быть оформлены и в самостоятельный курс.

18

Результаты работы могут быть полезны в процессе преподавания общего курса «История и теория религии» и курса «История мировой культуры», а также при чтении курса «Религии народов Кавказа».

Диссертация состоит из введения, двух разделов, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Зороастризм в религиозном синкретизме средневекового Дагестана"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главный замысел проведенного нами философско-религиоведческого анализа состоял в том, чтобы обозначить место и роль, зороастрийской религии в культуре народов Дагестана, показать воздействие древних авестийских традиций на систему местных вероучений как в прошлом, начиная с эпохи Сасанидов, так и в наши дни. Реализация этого замысла не предполагала всестороннее и глубокое исследование зороастризма и его основных течений. Речь шла о попытке тушевания пробела, существующего, на наш взгляд, в отечественной исторической и религиоведческой литературе. Иными словами, мы попытались выяснить место зороастризма в духовной культуре народов Дагестана и взглянуть на некоторые аспекты этой культуры через призму зороастрийских антрополого-философских идей и различных теологических течений.

Излагая материал в регионально-хронологическом плане, и обращая внимание на своеобразные варианты модификации зороастрийских представлений, мы в то же время стремились вскрыть их объективную сущность. То есть не только показать сложившиеся на основе зороастризма традиционные понятия, но и выявить их психологические и социальные корни, рефлексией которых в конкретных условиях они выступали.

Определенное внимание в исследовании было уделено характеристике трудов, так или иначе имеющих отношение к изучаемой нами проблеме. Это разнохарактерные работы - исторические сочинения, географические справочники, путеводители, записки путешественников, миссионерские трактаты, отчеты военных деятелей и государственных служителей, памятники художественной литературы и фольклора, мифологии и теологические штудии. Различные источники позволили нам не только представить общие черты исторического процесса исследуемой эпохи, но и понять особенности эволюции религии в раннесредневековом и средневековом Дагестане. Данный аспект темы помог нам проследить изменение содержания и формы религии, трансформации ее основных элементов, модернизацию вероучения и культа, в контексте средневековых региональных социокультурных процессов.

Одновременно мы смогли отметить и ту сложность, неоднозначность взаимоотношений, которые в разных исторических условиях складывались между зороастризмом и ранним христианством, зороастризмом и исламом в Дагестане в эпоху раннесредневековья и Сасанидских династий.

Историческая судьба зороастризма, время и пути его проникновения на территорию раннесредневекового Дагестана, полемика руководителей зороастрийской общины' с адептами соперничающих религий, иудаизма, христианства и ислама, достаточно сложные для изучения вопросы. Это обстоятельство осложняется и тем, что на обширных территориях, где он был ч распространен в древности, уже в раннем средневековье его в основном сменил ислам, приведший к утрате большей части зороастрийской и иной литературы, существовавшей при Сасанидах. Возможно, утраченная литература содержала конкретные данные о пребывании Сасанидского марзепана и зороастрийского духовенства в Сасанидских поселениях и городах Дагестана. Этот контроверз не всегда учитывается исследователями домусульманских религий в Дагестане. Возможно, поэтому данная тема требует изучения ряда историко-культурных проблем, что мы и попытались сделать.

Если иметь в виду, прежде всего, особенности эволюции религии в Дагестане на протяжении последних двух тысячелетий, то независимо от различных выводов о времени проникновения сюда зороастризма, представляется очевидным, что зороастризм и близкие к нему иранские учения занимают важное место в истории религиозно-этических, теологических и мифологических воззрений народов Дагестана. В этой древнеиранской религии впервые отчетливо обозначились идеи о происхождении добра и зла, их месте в мировом пространстве, о роли и деятельности человека в этом противостоянии и т.п. Эти идеи оказали бесспорное - хотя по разным мнениям, большее или меньшее - влияние на ценностную систему и ориентацию прикаспийских, закавказских и дагестанских народов. Оно прослежено на примерах фольклора, лингвистики и обрядности. Достаточно глубокое влияние зороастризма ощущается и в ряде положений ислама. ь целом зороастризм сыграл большую роль в процессе эволюции верований от племенных и местных языческих культов к общегосударственным, имперским культам и религиозно-философским учениям, вовлекших в свою орбиту в уже раннее средневековье и народы Дагестана.

Процесс смены в средневековом Дагестане древних форм религий тесно связан с общим направлением социально-политического развития местных народов от племенных и родовых образований к союзам и раннесредневековым государствам. Достаточно серьезное значение для эволюции религии в Дагестане в описываемый период имело влияние крупных средневековых империй, объединивших под своей властью многие страны Среднего и Ближнего Востока. Это было время активных связей мржду различными народами, оживленных культурных и политических контактов и обмена религиозными идеями.

С начала образования Кавказской Албании народы Дагестана имели возможность познакомиться с верованиями иранских народов и учением огнепоклонников. Об этом свидетельствуют хроники армянских, грузинских и албанских летописцев, да и иранские победные надписи.

В Сасанидское время на северо-западных окраинах империи получили особое распространение религиозно-этические учения с характерными для той эпохи идеями социальной справедливости, в которых нашли отражение и некоторые маздеитские положения. Интересный пример подобного заимствования - это упоминаемое Моисеем Каганкатваци почитание и поклонение предками дагестанских народов Амэшша Спэнта (Бессмертных святых).

После завоевания Сасанидской империи арабами в Иране и примыкающем к нему Дагестане зороастризм уступил место одной из мировых религий - исламу. На смену политеистическим религиям пришла монотеистическая религия. И широкое распространение здесь ислама в средневековье могло иметь место лишь в результате завершения процесса изживания многочисленных местных земледельческих и иных культов. И в этом процессе немаловажное место принадлежит зороастризму и связанным с ним учениям.

Более того, зороастризм, наряду с иудаизмом и христианством, оказал бесспорное влияние на традиционный ислам и его обрядность в Дагестане.

Научный результат исследования видится в том, что выявлен целый пласт домусульманских верований народов Дагестана, связанный с религией зороастризма. Определены время и место ее локализации, пути распространения и характер эволюций. Приведенные исследования позволяют предположить, что в раннесредневековую эпоху и в начале 1-го тысячелетия н. эры культовые воззрения народов, заселявших нынешнюю территорию Дагестан, характеризовались не примитивными верованиями, а определенными развитыми, хотя и своеобразными, на нынешний взгляд, религиями, где особое место занимал и зороастризм. Выяснено содержание этой религиозной системы. Выдвинута с соответствующими обоснованиями гипотеза о том, что ее первое проникновение относится к 1-му тысячелетию до н. эры.

Благодаря реконструкции догматики и культа маздеизма найдена система, дающая возможность понять многое в мифологии, древних обрядах и обычаях, традиционном искусстве и словесности народов Дагестана.

Выявлен древнейший пантеон, выяснены функции соответствующих божеств и прослежены связи между ними и мифологическими персонажами Авесты, зороастризма. Установлено происхождение ряда традиционных празднеств, обычаев и ритуалов, происхождение некоторых способов захоронения и заупокойного культа, происхождение некоторых культовых архитектурных форм.

Как известно, пределы распространения и влияния зороастризма были весьма велики, они охватывали территорию от Индии и Афганистана до Греции и Кавказа. Наряду с другими народами Ближнего Востока и народы Дагестана ощутили влияние традиций зороастризма, этой сложной совокупности вероучения, обычаев, морали, а также зачатков религиозно-философских, метафизических размышлений.

Зороастризм рассматривается нами не только как имперская религия, но и как определенная историческая форма предметно-ценностного знания о человеке, его бытии, как нравственное учение, имеющее под собой философское основание. В ней мудрость, являющаяся высшим благом, связана со счастьем, и «признаком мудрости являются мир, сдержанность в речи, радостное сердце, дружба с добром и великодушие». Согласно зороастрийской этйке подлинно добрый человек, т.е. человек, живущий и действующий согласно своей доброй природе, должен не поддаваться порокам, он обязан хранить свою душу в чистоте.

В ней раскрыто столь глубокое значение активной трудовой деятельности человека, зороастризму так же, как и древнегреческой мысли, свойственна не только идея неразделенности человека и природы, но и - осознания некой особой роли человеческого существа в мире природы.

Благодаря этим учениям зороастризм легко вписался в древние местные верования, в основу которых также было положено поклонение природе, без которой не мыслил себя человек - земледелец и скотовод.

Многочисленные примеры свидетельствуют не просто о влиянии, а - об ассимиляции, о глубоком проникновении в структуру архаичного религиозного сознания дагестанцев в эпоху сасанидов зороастрийских воззрений. Возникла по существу новая синкретическая система верований и обрядов. Речь идет о религиозном синкретизме средневекового Дагестана. Это сложный по своей структуре продукт исторического становления, возникающий при встрече разных по уровню развития религий. Данная точка зрения, фиксирует важнейший этап синкретического процесса, а именно - распространение той или иной развитой религии. В этот период можно наблюдать, как за сравнительно небольшое историческое время существенным образом меняется содержание религиозных систем и рождается новый комплекс верований и культа.

Серьезное внимание в работе было уделено и вопросу религиозных отношений в средневековом Дагестане. Речь шла о противостоянии зороастризма и христианства, а позже - ислама и зороастризма. Выдвинувшиеся" на первое место верования и культы определяли «лицо» религиозной системы средневекового Дагестана, другие же играли как бы второстепенную роль. Доминирующие религии, каковым стал и ислам, находились с последними в противоречивых отношениях, но < «очиститься» от предшествующего «религиозного опыта» не смогли. Элементы этих религий в настоящее время сохранились во многих традициях, обрядах, праздниках, в мифологии народов Дагестана, хотя в известной степени и утрачено в сознании

255 народа их первоначальное содержание.

Конечно же, в работе мы не сумели охватить все множество вопросов, связанных с предложенной темой. Многие из них остались за рамками нашего исследования. Можно сказать, предпринятое исследование, является началом и, следовательно, нуждается в продолжении. Речь идет о философско-религиоведческом анализе различных сторон религиозного синкретизма средневекового Дагестана. Это проблемы диахронного и синхронного соотношения: зороастризм-иудаизм; христианство-ислам; христианство-иудаизм и т.д. По сути проведенное нами исследование является началом религиоведческого изучения раннесредневекового Дагестана. Отдельного более глубокого философского анализа требует раннесредневековая албанская, грузинская и армянская теологическая литература. Плодотворным для религиоведения представляется философско-религиоведческое исследование экстра- и интралингвистических явлений народов Кавказа. Перспективными могут быть и религиоведческие исследования «культурных концептов» - семьи, рода, традиций, искусства, этноса и т.д. Уверены, что будущие исследования, но уже в других условиях и на другом уровне смогут дополнить, возможно, и скорректировать, предложенную нами концепцию зороастризма в религиозном синкретизме средневекового Дагестана и Кавказа в целом.

 

Список научной литературыКурбанов, Гарун Магомедович, диссертация по теме "Философия религии"

1. Абаев В.И. Два зороастризма в Иране//Вестник древней истории. - 1990. - №4.

2. Абаев В.И. Миф и история в Гатах зороастризмаУ/Историко-философские исследования. М., 1974.

3. Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана в XIX в. М., 1968.

4. Абу-ру-шин. Зороастр. Жизненный путь провозвестника в Иране. Москва, 1994.

5. Абу Хамид ал Газали. Воскрешение наук о вере. М., 1980.

6. Авеста. Видевдат. Фрагард восьмой./Пер. с авестийского, вст. ст. и комментарии В.Ю. Крюковой//Вестник древней истории. 1994. - №1.

7. Авеста. Избранные гимны из Видев дата/Пер. с авестийского И. Стеблин-Каменского. М., 1993.

8. Авеста в русских переводах (1861-1996). СПб., 1998.

9. Агахи A.M. Из истории общественной и философской мысли в Иране. Баку, 1971.

10. Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII нач. XIX вв. -М., 1988.

11. Азимов К. А., Сатыбекова С.К. У истоков гуманистической традиции общественной мысли народов Советского Востока (Анализ зороастрийской концепции человека)//Философские науки. 1987. - №3.

12. Азимов К.Н. Ценностный мир человека в религиозно-философской доктрине зороастризма. Баку, 1991.

13. Айтберов Т.М. Древний Хунзах и хунзахцы. Махачкала, 1990.

14. Арриан. Поход Александра. M., 1993.

15. Артамонов М.И. История хазар. M., 1962.

16. Алиев И. Очерк истории Атропатены. Баку, 1989.

17. Ал-Истахри. Книга путей и царств/Пер. H.A. Караулова. СМОМПК. -Тифлис, 1901, XXIX.

18. Ал-Мукаддаси. Лучшее из делений для познания климатов/Пер. H.A. Караулова. СМОМПК. - Тифлис, 1908, XXXVIII вып.19., Ад-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, 1970.

19. Апель К.О. Трансцедентально-герменевтическое понятие языкаУ/Вопросы философии. М., 1997. - №1.

20. Ариэль Голан. Миф и символ. М., 1994.

21. Армянская география VII в., приписываемая Моисею Хоренскому/Пер. К.П. Патканова. Спб, 1887.

22. Атеизм и религия в современной идеологической борьбе. Махачкала, 1988.

23. Ат Табари. История пророков и царей/Пер. А.Р. Шихсаидова. Махачкала, 1971. - РФ ИИЯЛ. -№4803.

24. Афанасьев А.Ю. Эволюция образа: от язычества к христианству//Вопросы философии. М., 1996. - №10.

25. Афанасьев А.Н. Древо жизни. М., 1983."

26. Бакиханов А. Гюлистан-Ирам. Баку, 1928.

27. Баладзори. Книга завоевания стран/Пер. П.К. Жузе. Баку, 1927.

28. Бартольд В.В. Дербент/Соч. T.III. M., 1965.

29. Бауер В., Дюмоц И., Головин С. Энциклопедия символов. М., 1995.

30. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннем средневековье. М. 1969.

31. Белла Р. Социология религии//Американская социология. М., 1972.

32. Бертельс Е.Э. История персидско-таджикской литературы. М., 1960.

33. Бертельс Е.Э. Избранные труды. М., 1960.

34. Бертельс Е.Э. Новые работы по изучению Авесты//УЗИВ. 1951. - №3.

35. Бируни А. Избранные произведения. Ташкент, 1957.

36. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. Спб., 1995.

37. БолаховаН.Д. К вопросу об изучении зороастризма/Ютечественная философия. М., 1991.

38. Бромлей Ю.В. Очерк теории этноса. М., 1983.

39. Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в Х1Х-ХХ веке. Л., 1988.

40. Борисов А.Я., Луконин В.Г. Сасанидские геммы. Л., 1963.

41. Брагинский И.С. Иранское литературное наследие. М., 1984.

42. Брагинский И.С. Исследования по таджикской культуре. М., 1977.

43. Булатов А.О. Пережитки домонотеистических верований народов Дагестана в XIX начале XX вв. - Махачкала, 1990.

44. Бычков В.В. Эстетика поздней античности. М., 1981.

45. Вагабов М.В. Ислам. Махачкала, 1988.

46. Вагабов Н.М. Социально-экономические предпосылки возникновения концепции религиозной исключительности// Атеизм и религия в современной идеологической борьбе. Махачкала, 1988.

47. Введенский А. Религиозное сознание язычества. Опыт философской истории естественных религий. М., 1902.

48. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

49. Взаимодействия лингвистических ареалов. М., 1980.

50. Взаимоотношения Дагестана с народами Кавказа. Махачкала, 1977.

51. Восточные источники по истории Дагестана. Махачкала, 1980.

52. Вульфсон Э.С. Персы в их прошлом и настоящем. М., 1909.

53. Вундт В. Миф и религия. Спб, 1913.

54. Гаджиев Г.А. Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана.- М., 1993.

55. Гаджиев М.С. К вопросу о местонахождении Сасанидского города Шахристан и Иездигерд//Древние и средневековые археологические памятники Дагестана.- Махачкала, 1980.

56. Гаджиева С.Ш. Кумыки. М., 1961.

57. Гараджа В.И. Социология религии. М., 1996.

58. Гасангусейнов М. Дагестанская литература о религии. Махачкала, 1974.

59. Гасанов М.Р. Дагестан в составе Кавказской Албании. Махачкала, 1995.

60. ГатамиМ.Ф. Отражение огнепоклонства в народном творчестве (на основе материалов азербайджанского, турецкого, туркменского фольклора). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Баку, 1971.

61. Гегель. Философия религии: в 2 т. М., 1975-1977.

62. Гевонд. История халифов. Спб., 1860.

63. Гердер И.Г. Идеи и философии истории человечества. М., 1977.

64. Геродот. История. Пер. Г.А. Стратоновского. Л. 1972.

65. Гиршман Р.Г. Царь Норсе в Бишапуре//Древний Восток и мировая культура. Л., 1981.

66. Глоба П. Тотемы зороастрийского календаря. М., 1995.

67. Гмыря Л.Б. Страна гуннов у Каспийских ворот. Махачкала, 1995.

68. Горы и равнины Северо-восточного Кавказа в древности и в средние века. -Махачкала, 1991.

69. Грантовский Э.А. История Ирана. М., 1977.

70. Грене Ф. Знание яштов Авесты в Согде и Бактрии по данным иконографии//ВДИ. 1993. - №4. - С.159,

71. Григорян С.Н. Избранные произведения Мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX XIV вв. - М., 1961.

72. Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1966.

73. Гувьон К., Жувьон Ф. Садовники Господа. Спб, 1993.

74. Гумилев Л.Н. Открытие хазар. М., 1966.

75. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

76. Дагестан в известиях русских и западноевропейских авторов XIII-XVIII вв. -Махачкала, 1992.

77. Дандамаев М.А. Иран при первых Ахеменидах. М., 1963.

78. Дандамаев М.А., Луконин В.Г. Культура и экономика Древнего Ирана. М., 1980.

79. Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. -М., 1986.

80. ДженкинсонА. Путешественники об Азербайджане/Сост. З.И. Ямпольский. -Баку, 1961.

81. Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. М., 1975.

82. Донских O.A., Кочергин А.Н. Античная философия. Мифология в зеркале рефлексии. М., 1993.

83. Дорошенко Е.А. Зороастрийцы в Иране (историко-этнографический очерк).1. М, 1982.

84. Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии. М., 1985.

85. Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии. М., 1986.

86. Дрезден М. Мифология древнего Ирана//Мифология древнего мира. М., 1977.

87. Дуализм в Авесте. Разбор дисциплинарных предписаний. М., 1909.

88. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1991.

89. Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период зороастризма. М., 1925.

90. Дьяконов И.М. История Мидии. М.-Л., Д956.

91. Дьяконов М.И. Очерк истории Древнего Ирайа. М., 1961.

92. Дюмизель Ж. Скифы и Нарты. М., 1990.

93. Егише. О Вардане и войне армянской/Перевод И.А. Орбели. Ереван, 1971.

94. Зенер Р.Ч. Учение магов. Компедиум зороастрийских верований. М., 1993.

95. Зороастрийские тексты. Пер. и ком. О.М. Чунаковой. М., 1997.

96. Зульфугаров Н.М. Наше зороастрийское прошлое/Юбщество, культура, человек. Баку, 1990.

97. Иванов А. Персидские надписи из Кубачи. М., 1985.

98. Ивин А.Н. Введение в философию истории. М., 1997.

99. Иностранцев К.А. Сасанидские этюды (гонения мусульман на зороастризм). -Спб, 1909.

100. Иностранцев К.А. О древнеиранских погребальных обычаях и постройках. Спб., 1909

101. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.

102. История агван Мовсея Каганкатваци/Пер. К. Патканова. Спб, 1861.

103. Историки античности: В двух томах. M?, 1989.

104. История Армении Моисея Хоренского/Новый перевод Н.О. Эмина. М., 1893.

105. История епископа Себеоса. Ереван, 1939.

106. История императора Иракла, сочинение епископа Себеоса писателя VII в./Пер. с армян. К. Патканьяна. - Спб., 1862.

107. История Иранского государства и культуры. М., 1971.

108. История народов Северного Кавказа. М., 1988.

109. История философии. T.I.- М., 1957.

110. Источниковедение истории досоветского Дагестана. Махачкала, 1987.

111. Ипатьев А.Н. Этноконфессиональная сущность как социальное явление. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. М., 1980.

112. Капустин Н.С. Особенности эволюции религии. М., 1984.

113. Кимелев Ю.А. Современная западная религия. М., 1989.

114. Кисляков H.A. Некоторые иранские поверья и праздники в описании западноевропейских путешественников XVII в.//Мифология и верования Восточной и Южной Азии. М., 1973.

115. Классики мирового религиоведения. Антология/Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. М., 1996.

116. Ксенофонт. Киропедия. М., 1976.

117. Ковалевский М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1890.

118. Козубский Е.И. История города Дербента. Темир-хан-Шура, 1906.

119. Колесников А.И. Иран в начале VII века. Л., 1970.

120. Коран/Перевод и комментарии И.Ю. Крачковского. 2-е изд. М., 1990.

121. Короглы Х.Г. Взаимосвязь эпоса народов Средней Азии, Ирана и1. Азербайджана. -М., 1983.

122. Косвен М.О. Этнография и история Дагестана. М., 1961.

123. Коссович К. Четыре статьи из Зендавесты. Спб., 1861.

124. Кудрявцев A.A. Древний Дербент. М., 1982.

125. Кудряшов Г.Е. Динамика полисинкретической религиозности. Чебоксары, 1974.

126. Кузнецов B.C. Последний правитель Ираншахра. Новосибирск, 1991.

127. Культура Византии IV первой половины VI вв. - М., 1984.

128. Курбанов Г.М. Зороастризм в средневековом Дагестане. Махачкала, 1998.

129. Курбанов Г.М. Зороастризм в средневековом Дагестане//Материалы ежегодной конференции преподавательско-профессорского состава ДГУ. -Махачкала, 1997.

130. Курбанов М.Р., Курбанов Г.М. Религия в культуре народов Дагестана. -Махачкала, 1996.

131. Курций Руф. История Александра Македонского//Историки античности. -ТТ. 1-2. М., 1989.

132. Латышев В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Спб, 1904.

133. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994.

134. Леви-Стросс К. Структура мифа//Вопросы философии. 1970. - №7.

135. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1986.

136. Лекции по религиоведению/Под ред. И.Н. Яблокова. М., 1998.

137. Лелеков Л.Н. Зороастризм. Явления и проблемы//Локальные и синкретические культы. М., 1991.

138. Лемашко Л.Г. Религиозный синкретизм как одна из закономерностейисторического развития религии//Научный атеизм, этика, эстетика. JI., 1971.

139. Литература Древнего Востока. Тексты. «Вендидад», «Ясна»/Пер. И.С. Брагинского и В.И. Абаева. М., 1984.

140. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и Мифологии. М., 1993.

141. Луконин В.Г. Культура Сасанидского Ирана. М., 1969.

142. Магомедов Д.М. Некоторые вопросы изучения средневековой художественной культуры Дагестана//Художественная культура средневекового Дагестана. -Махачкала, 1987.

143. Магомедов Д.М., Курбанов Г.М. Очерки истории культуры Дагестана. -Махачкала, 1997.

144. Магомедов З.Н. Дагестанско-Азербайджанские фольклорные связи. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Баку, 1984.ч

145. Магомедов М.Г. Хазары на Кавказе. Махачкала, 1994.

146. Магомедов P.M. Обычаи и традиции народов Дагестана. Махачкала, 1992.

147. Магомедов P.M., Магомедов А Р. История Дагестана. Махачкала, 1994.

148. Маковельский А.О. Авеста. Баку, 1960.

149. Мамедов A.A. Религиозно-философские идеи Авесты. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1996.1511 Мамедов Ш.Ф. Развитие философской мысли в Азербайджане. М., 1965.

150. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979.

151. Мартынов В.В. Славяно-германское лексическое взаимодействие древнейшей поры (к проблеме прародины славян). Минск, 1963.

152. Масуди. Золотые луга/Пер. Н.А. Караулова. СМОМПК. - Тифлис, 1908, XXXVIII.

153. Мейтарчияи М.Б. Зороастрийский погребальный обряд (хронологические и локальные варианты). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1992.

154. Милетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.

155. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербента X XI вв. - М., 1963.

156. Мифология древнего мира. М., 1977.

157. Мровелли Л. Жизнь картлийских царей/Перевод и коммент. Г.В. Цулая. М., 1979.

158. Наршахи М. История Бухары/Пер. Н. Лукошина. Ташкент, 1897.

159. Ницше Ф. Так говорил Зороастр. М., 1989.

160. Ньоли Г. Парс и Соистан в Сасанидской религиозной политике//ВДИ. 1993. -С.9. - №4.

161. Орбели И.А., Тревер К.В. Сасанидский металл. Художественные предметы из золота, серебра и бронзы. М.-Л., 1935.

162. Опара С. Язык и проблемы религиозности индивида//Вопросы научного атеизма. М., 1972. - Вып. 13.

163. Очерки по истории азербайджанской философии. Баку, 1996.

164. Патканов К.П. Опыт истории Сасанидов по сведениям, сообщаемым армянскими писателями. М., 1863.

165. Переднеазиатский этнографический сборник. М., 1956.

166. Периханян А.Г. Общество и право Ирана в парфянский и сасанидский периоды. М., 1983.

167. Периханян А.Г. Сасанидский судебник. Ереван, 1973.

168. Петрушевский И.Д. К истории маздакитов в эпоху господства ислама//Народы Азии и Африки. М., 1970. - №5.

169. Пигулевская Н.В. Маздакитское движение//Изв. АН СССР, серия «История и философия». М., 1994. - №4.

170. Проблемы мифологии и верований народов Дагестана. Махачкала, 1988.

171. Проблемы человека в западной философии. М., 1988.

172. Погребова М.Н. Иран и Закавказье в раннем железном веке. М., 1977.

173. Погодин A.JT. Религия Заратустра. Спб., 1903.

174. Пьянков И.В. Зороастр в истории Средней Азии: проблемы места и времени. Опыт исторической реконструкции//Вестник древней истории. 1996. - №3.

175. Пьянков И.В. Ктесий о Зороастре//Материальная культура Таджикистана. -Душанбе, 1968. -Вып.1.

176. Рагозин З.А. История Мидии второго Вавилонского царства и возникновение Персидской державы. Спб., 1903.

177. Ранович А. Восточные провинции Римской империи в I III вв. - М.-Л, 1949.

178. Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979.

179. Раппорт Ю.А. Из истории религии древнего Хорезма. М., 1971.

180. Религия и богослужение у древних персов//ЖМНП 1892. - №104-105.

181. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М., 1996.

182. Рзаев Н.И. Искусство Кавказской Албании IV в до н.э. VI в н.э. - Баку, 1976.

183. Риттер К. Иран. Спб., 1874.

184. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа//СМОМПК. -Тифлис, 1881-1929.

185. Сборник сведений о Кавказе. Т.1-9. Тифлис, 1871-1885.188! Сборник сведений о кавказских горцах//ССКТ. М., 1992. - вып. 1-10.

186. Сборник сведений о Северном Кавказе. Т. 1-12. Ставрополь, 1906-1920.

187. Северный Кавказ в древности и в средние века. М., 1980.

188. Семенов И. История стран и народов Западного Прикаспия (1-е тысячелетие новой эры). Казань, 1994.

189. Сефербеков Р.И. Аграрные культы табасаранцев. Махачкала, 1995.

190. Симокатта. История/Пер. С.П. Кондратьева. М., 1957.

191. Сказки народов Дагестана. Махачкала, 1989'.

192. Сказкин С.Д. Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века. М., 1981.

193. Смирнов К. Персы. Очерк религий Персии. Тифлис, 1916

194. Сорокин П. А. Система социологии. Петроград, 1920.

195. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

196. Средневековый Восток: история, культура, источниковедение. М., 1983.

197. Страбон. География. Пер. с греч. Р.Г. Мищенко. М., 1879.

198. Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л., 1976.

199. Струве В.В. Родина зороастризма//Советское востоковедение. М., 1948. - №5.

200. Сысоев В.М. Храм огнепоклонников. Баку, 1925.

201. Тайлер Э. Первобытная культура. М., 1989.

202. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1976.

203. Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. М., 1959.

204. Угринович Д.М. Психология религии. М., 1986.

205. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М., 1985.

206. Фатуев Р. Дыхание гор. Легенды. М., 1969.

207. Философия и религия на зарубежном Востоке XX века. М., 1985.

208. Философия русского религиозного искусства. М., 1993.

209. Фирдоуси, Низами, Руставели Ш., Навои А. Поэмы. М., 1982.

210. Франк С. Духовные основы общества. М., 1992.

211. Фрай Р. Наследие Ирана. М., 1972.

212. Фрезер Р.Д. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1989.

213. Халидова М.Р. Мифологический и исторический эпос народов Дагестана. -Махачкала, 1992.

214. Халипаева И. Мифологическая проза кумыков. Махачкала, 1994.

215. Художественная культура средневекового Дагестана. Махачкала, 1987.

216. Четенземенли Ю.В. Азери нагылларыным еЫэал руЬицси. Баку, 1962. (Азерб. яз.).

217. Шафизаде Б.Д. «Авеста» как литературный памятник гаты Зороастра. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. - Баку, 1996.

218. Шафизаде Б.Д. Зардушта, Авеста, Азербайджан (Цивилизация магов). Баку, 1996. (Азер. яз.).222,. Ш^хнович М.И. Первобытная мифология и философия. Л., 1971.

219. Шеллинг Ф.И. Сочинения в 2 т. М., 1989.

220. Шиллинг Е.М. Кубачинцы и их культура. Историко-этнографические этюды. -М., 1949.

221. Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане. Махачкала, 1969.

222. Шихсаидов А.Р. О проникновении христианства и ислама в Дагестан//Ученые записки Института ИЯЛ Даг. филиала АН СССР. ТЛИ. - Махачкала, 1957.

223. Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Ш.-Р. Дагестанские исторические сочинения. М., 1993.

224. Эзов Г. Об учении персидских магов. Сочинение Езника, армянского писателя1. V в. -Спб., 1858.

225. Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий. М., 1994.

226. ЮнусоваЛ.И., МеликовР.С. Реликты зороастризма в Азербайджане в период позднего средневековья/Юбщество, культура, человек. Баку, 1990.

227. Яблоков И.Н. Социология религии. М. 1979.

228. Яблоков И.Н. Религия: сущность и явление. М., 1982.

229. Яблоков И.Н. Религиоведение. М., 1998.

230. Воусе М.А. History of Zoroastrianism. Vol. I. Leiden, 1975.

231. Воусе M.A. History of Zoroastrianism. Vol. II. Leiden-Koln, 1982.

232. Breuil P. Le zoroastrisme//Pressec. Univ. de France cop. Paris, 1982.

233. Campbell L.H. Mithraie iconography and ideology. Leiden, Brill, 1968.

234. Cassirer E. Philosophia des symbolischen Formen. Band 2. Berlin, 1923-1929.

235. Corbin H. Les soroastriens la philosophie de Sohrawardi Chayhh-al Uchrag. -Teheran, 1946.

236. Clavel-Leveque M. Le syncretisme gollo-romain: stracturs et finalites. Rome, 1972.

237. Dhalla M.N. Zoroastrian theology from the earliest times to the present day. N.Y., 1914.

238. Dichesne-Guillemin J. La religion des Achemenides Historia Einzelschritten Beitrage rur Achamenigen geschichten. - Wisbaden, 1972.

239. Donovan P. Religions Language. N.Y., 1976.

240. Hartman S.S. Etude sus le syncretisme dans/'aneient 1 ran. Uppala, 1953.

241. Hennigteld I. Sprachphilosophie des 20 Jahrhunderts. Berlin - N. Y., 1982.

242. Hertel J. Pie Zeit Zoroasters. Lpr., 1924.

243. Igbal M. The development of metaphysics in Persie. London, 1908.270

244. Majid F. History of Branic philosophiy. -N.Y., 1970.

245. Rassell J.R. Zoroastrison in Armenia//Harvard Univ. Department of Near Eastern lang, and civilization. 1987. - Vol.5. Schmidt E.F. Perdopolis. Contents of the treasury and other discoveries. - Chicago, 1957.

246. TansarName. Transl. by. M. Boyce. Rome, 1968.

247. Zachoner R.C. Dann and twilight of zoroastrionisn. London, 1961.

248. Zachoner R.S. Zurvan, a Zoroastrian Dilemma. Oxf., 1955.

249. Zand-Akasih. Transl. by. B.T. Anklesaria. Bombey, 1956.

250. Zeiten bis rum Ausgang oler Sasaniden//Colph. II. Leiden-Koln, 1983.