автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.19
диссертация на тему:
Звуковая стилистика

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Бондарь, Сергей Валентинович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.19
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Звуковая стилистика'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Бондарь, Сергей Валентинович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ФОНОСЕМАНТИКИ

1.1 РАЗВИТИЕ ФОНОСЕМАНТИЧЕСКИХ ИДЕЙ В ПЕРИОД С IV В. ДО Н. Э. ДО НАЧАЛА XX ВЕКА.

1.2 СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП В ИССЛЕДОВАНИИ ФОНЕТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ.

1.2.1 Исследования фонетического значения в зарубежной психолингвистике.

1.2.2 Исследования фонетического значения в отечественной науке в период с середины 60-х до начала 90-х гг.

1.2.3 Состояние фоносемантики в настоящее время.

1.2.4 Основная единица фоносемантики. » *»

1.3 ВОПРОСЫ И ПРОБЛЕМЫ / '' ■' " * ИССЛЕДОВАНИЯ ФОНОСЕМАНТИКИ.

1.3.1 Проблемы измерения фонетического значения и вопрос о хронологическом изменении в восприятии русскими гласных и согласных звуков.

1.3.2 Необходимость выделения в фоносематике новых признаковых и цветовых характеристик, вопрос о взаимной корреляции аспектов фонетического значения.

1.3.3 Вопрос о звуковой стилистике.

ГЛАВА П

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОНЕТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА.

2.1 ПОДБОР ЗВУКОВ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

2.1.1 Принципы включения звуков речи в экспериментальную работу.

2.1.2 Гласные звуки.

2.1.3 Согласные звуки.

2.2 ПОВТОРЕНИЕ ИЗМЕРЕНИЯ ФОНЕТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ.

2.2.1 Повторение измерения признакового аспекта фонетического значения.

2.2.2 Повторение измерения цветового аспекта фонетического значения.

2.3 ВЫЯВЛЕНИЕ НОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК, СВОЙСТВЕННЫХ ГЛАСНЫМ И СОГЛАСНЫМ

ЗВУКАМ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ АССОЦИИРОВАННОСТИ ДАННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК В СОЗНАНИИ НОСИТЕЛЕЙ ЯЗЫКА И ИЗМЕРЕНИЕ НЕКОТОРЫХ АСПЕКТОВ СТИЛИСТИКИ ЗВУКОВ.

2.3.1 Проведение экспериментов с фокусными группами.

2.3.2 Анализ и интерпретация полученных данных.

2.3.3 Измерение качественных аспектов звуковой стилистики.

2.4 ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ.

2.4.1 Условия проведения эксперимента.

2.4.2 Анализ и интерпретация полученных данных.

ГЛАВА III

ЗВУКОВАЯ СТИЛИСТИКА: АСПЕКТЫ ФОНЕТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ

3.1 ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ФОНЕТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ

СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА.

3.1.1 Хронологические колебания в структуре признакового аспекта звуковой семантики согласных звуков.

3.1.2 Хронологические колебания в структуре признакового аспекта звуковой семантики гласных звуков.

3.1.3 Хронологические изменения цветового аспекта фонетического значения у гласных звуков.

3.2 ХАРАКТЕР И ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОНЕТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ ЗВУКОВ СОГЛАСНО НОВЫМ ИЗМЕРЕНИЯМ И НОВЫМ ФОНОСЕМАНТИЧЕСКИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ.

3.2.1 Общий характер фонетического значения ранее не измерявшихся гласных и согласных звуков.

3.2.2 Признаковый аспект согласных и гласных звуков.

3.2.3 Цветовой аспект согласных звуков.

3.3 ЗВУКОВАЯ СТИЛИСТИКА ГЛАСНЫХ И

СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА.

3.3.1 Звуковая стилистика: общие положения.

3.3.2 Качественные стили русских звуков и стили устойчивости. Тендерный стиль.

3.3.3 Частные звукостили признакового аспекта фонетического значения.

3.3.4 Звуковые стили цветового аспекта фонетического значения.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по филологии, Бондарь, Сергей Валентинович

В последнее время, в современной психолингвистике уделяется большое внимание исследованиям фонетического значения, подвергаются анализу и классификации его свойства и закономерности. Как известно, способность звука выражать различные незвуковые впечатления объясняется изначальной ролью в жизни человека различных, в том числе "речевых" звучаний и представляет собой содержательность языковых единиц на фонетическом уровне.

Фоносемантика интересует лингвистов, психологов, философов, поэтов уже давно. В той или иной степени фонетическое значение изучают со времен античности и до наших дней.

В. Гумбольдт, отмечая значимость звука как языковой единицы, называл его отражением жизни и писал, что ". сам по себе он способен выражать боль и радость, отвращение и желание; . он отражает вместе с обозначаемым объектом вызванные им ощущения и во всех повторяющихся актах соединяет в себе мир человека, или, говоря иначе, свою самостоятельную деятельность" [1984, 76].

В России, впервые описание и классификацию явлений звуковой семантики предлагает в конце ХП в. монах Ефимий. В XVIII в. на способность звука вызывать незвуковые впечатления указывает М. В. Ломоносов и в "Кратком руководстве к красноречию" пишет о возможности использования данного явления в художественной речи.

В нашей стране, в последние десятилетия, этой проблемой занимались такие исследователи как Г. Н. Иванова-Лукьянова, Е. В. Орлова, А. С. Штерн, Е. А. Гурджиева, С. В. Воронин, Л. Н. Санжаров и другие. Наибольшую известность в этой области приобрели работы А. П. Журавлёва. В своих исследованиях он доказал факт существования фонетического значения, описал его структуру и функционирование. Работы А. П. Журавлева, а также исследования ряда зарубежных психолингвистов и лингвистов позволили установить, что каждый звук обладает фонетическим значением и определенной, зависящей от этого значения коннотативной окраской. В последнее время к проблемам фоносемантики обращается всё большее количество исследователей, что объясняется актуализацией данной темы. Появились работы, посвященные изучению как общих вопросов фонетического значения, так и отдельных его аспектов: цветовой и признаковой символики, теории фоносемантического поля, звуковой фразеологии, художественно-изобразительных свойств звуков в поэтической речи, эмоционально-семантических параметров, проявлений различных фоносемантических особенностей звуков в стилях речи, фоносемантической реэтимологизации (см., например, работы С. В. Михалева, И. В. Кузьмич, Н. А. Красовской, Д. А. Романова, Н. Н. Старцевой, JI. П. Прокофьевой, С. В. Степановой, Т. В. Бузановой и др.). Вместе с тем, не существует исследований, посвященных таким явлениям фоносемантики как звуковая стилистика, корреляция цветового и признакового аспектов. В настоящее время также остается неясным, насколько точны проведённые измерения фонетического значения, ассоциированы ли звукам русского языка, кроме уже известных, другие характеристики.

Актуальность исследования определяется тем, что в нем последовательно и системно рассматривается явление звуковой стилистики и отдельных аспектов фонетического значения с точки зрения их взаимосвязи и хронологического развития. В работах по фоносемантике встречаются отдельные замечания по поводу возможной неточности в измерении А. П. Журавлёвым значений звуков и существовании признаковых и цветовых коннотаций, кроме известных в настоящее время. И в тоже время нет специальных исследований, рассматривающих данные вопросы. Изучение звуковой стилистики, детальный анализ аспектов фонетического значения позволяет внести определённый вклад в исследование различных явлений фонетического значения и фоносемантики в целом.

Цель работы заключается в исследовании явления звуковой стилистики, аспектов фонетического значения, выявлении структурных особенностей и ранее не известных закономерностей их функционирования.

Данная цель определяет ряд конкретных задач, решаемых в диссертационном исследовании:

- повторение измерения цветового и признакового аспекта фонетического значения и уточнение имеющихся представлений о хронологическом изменении в восприятии русскими звуковой символики гласных и согласных звуков;

- выявление и анализ цветовых и признаковых характеристик, ассоциированных звукам русского языка, помимо уже известных в фоносемантике;

- определение понятий "стиль звука" и "звуковая стилистика"; анализ зафиксированных в ходе исследования звукостилистических явлений;

- предложение классификации звукостилистических явлений в их отношении к звукам русского языка;

Научная новизна работы заключается в том, что впервые происходит измерение аспектов фонетического значения с целью уточнения данных о точности и хронологических изменениях в восприятии звуковой символики гласных и согласных звуков, фиксируются и исследуются выявленные хронологические изменения в структуре фонетического значения; впервые выявляются и исследуются ранее не известные в фоносемантике цветовые и признаковые характеристики, свойственные как гласным, так и согласным звукам, осуществляется измерение фонетического значения звуков на основе выявленных коннотативных признаков; впервые в фоносемантических исследованиях дается четкое определение стиля звука и явления звуковой стилистики как раздела фоносемантики, подробно исследуются выявленные в звукостилях свойства и закономерности, даётся систематизация звукостилистических средств в их отношении к звукам. Материалом исследования послужили гласные и согласные звуки русского языка.

В ходе работы для решения поставленных задач в качестве методов исследования использовался метод тестирования фокусных групп, метод измерения фонетического значения, метод сопоставительного анализа и непосредственного наблюдения, логический анализ. Теоретическая значимость результатов исследования заключается в выявлении определённых хронологических изменений в фонетическом значении отдельных звуков русского языка, выявлении ранее не известных цветовых и признаковых характеристик, фиксации взаимной корреляции цветового и признакового аспекта фонетического значения, а также в том, что в процессе исследования удалось дать определение таким понятиям, как стиль звука и звуковая стилистика. Предпринятый в работе анализ различных явлений звуковой стилистики с их последующей классификацией, углубляет и дополняет имеющиеся представления о характере фонетического значения и его проявлении у отдельных звуков русского языка и их групп. Практическая значимость работы заключается в возможности применения материалов исследования и полученных результатов в спецкурсах по фоносемантике, практике преподавания русского языка как иностранного, изучении художественно-изобразительных свойств поэтических и прозаических произведений, создании специальных методик определения авторства поэтических и прозаических текстов; в психолингвистических исследованиях; в практической подготовке преподавателей русского языка и литературы. Апробация работы: основные положения диссертации были изложены в докладах, сделанных на IV Международной конференции по проблемам семантики языковых единиц, на Первой Международной конференции 'Тендер: язык, культура, коммуникация" Московского государственного лингвистического университета, на И межвузовской научной конференции "Проблемы развития юридических и социально-экономических наук в России на рубеже нового тысячелетия" Российского нового университета, на ХШ Международном симпозиуме по психолингвистике и теории коммуникации "Языковое сознание: содержание и функционирование" Института языкознания РАН и Московского государственного лингвистического университета, на Всероссийской научной конференции "Актуальные проблемы психологии и лингвистики" Института языкознания РАН, Института психологии РАН, Пензенского государственного университета и Пензенского педагогического университета. По теме диссертации имеется 9 публикаций. Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трёх глав и заключения; список литературы включает 148 наименований, из них 43 - на иностранных языках.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Звуковая стилистика"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проведённое теоретическое и экспериментальное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Применённая в исследовании методика измерения фонетического значения, в отличие от проводившихся ранее экспериментов, позволяет получать более точные и объективные данные о звуковой семантике. Выявлено два основных типа хронологических изменений, происходящих в структуре фонетического значения согласных звуков русского языка: контекстуальный и позиционный. Фонетическое значение гласных и согласных звуков русского языка функционирует в диахронии. Установлено, что в пределах признакового аспекта фонетическое значение отдельных согласных может изменяться на протяжении длительного хронологического периода и оставаться статичным в течение короткого временного интервала. Также семантика некоторых других согласных может оставаться неизменной в течение большого хронологического периода и изменяться на протяжении короткого временного отрезка. Доминирующей для согласных звуков русского языка является постоянная устойчивость и неизменность фонетического значения на протяжении как длительного, так и короткого хронологического периода. Для гласных звуков в пределах признакового аспекта характерен позиционный вид хронологических изменений. Фонетическое значение гласных звуков, по сравнению с согласными, является более устойчивым и ярко выраженным в синхроническом и диахроническом планах. Цветовой аспект фонетического значения гласных звуков русского языка характеризуется, по сравнению с признаковым, большей устойчивостью и стабильностью в синхронном и диахронном аспектах. В течение определённых хронологических периодов цветовое фонетическое значение может оставаться неизменным или изменяться с одного на другое. Цветовая символика гласных имеет три вида контекстуальных и три вида позиционных хронологических колебаний.

2. Выявлено 27, ранее не известных в фоносемантике биполярных психофизических шкап: «внутренний-внешний», «узкий-широкий», «входящий-выходящий», «равнодушный-отзывчивый», «детский-взрослый», «острый-тупой», «чужой-родной», «открытый-замкнутый», «взлетающий-падающий», «единственный-многочисленный», «летний-зимний», «древний-современный», «оптимистичный-пессимистичный», «весенний-осенний», «сказочный-обычный», «эротичный-неэротичный», «солнечный-лунный», «положительный-отрицательный», «дневной-ночной», «редкий-частый», «тайный-явный», «конкретный-абстрактный», «серьёзный-несерьёзный», «утренний-вечерний», «правдивый-лживый», «летящий-ползающий», «обыкновенный-особенный», «резкий-плавный». Установлено, что согласным звукам в сознании говорящих ассоциированы цветовые представления. Определено 17 цветов, соотноящихся в сознании носителей языка с русскими согласными: жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый, светло-жёлтый, жёлто-зелёный, сине-зелёный, голубой, коричневый, красный, оранжевый, фиолетовый, светло-зелёный, серый, малиновый, лиловый.

3. Фонетическое значение гласных и согласных в своём выражении по новым характеристикам имеет качества и закономерности, свойственные для гласных и согласных по уже известным в фоносемантике психофизическим шкалам. Оба блока шкал являются одним составляющим признакового аспекта фонетического значения гласных и согласных звуков. Цветовой аспект фонетического значения характерен для всех русских согласных (кроме [ м'], [ ц ], [ j ]), является устойчивым по своей структуре и по степени каждому звуку какого-либо цвета не уступает аналогичным показателям у гласных звуков.

4. Все гласные и согласные русского языка имеют ряд определённых качеств и закономерностей, характерных как для признакового, так и для цветового аспекта фонетического значения. Данные особенности проявления фонетического значения у гласных и согласных, свойственные отдельным звукам или их группам, называются стилями звука или звукостилями. Совокупность и корреляция стилей звука составляют особый раздел фоносеманитки - звуковую стилистику. Стилистика звука ориентирована: одни стили характерны только для гласных или согласных, а другие одновременно для обеих групп звуков.

5. В структуре звуковой стилистики гласных и согласных выявлено два основных типа звукоетилей: универсальный и частный. Универсальные стили звука свойственны всем гласным и согласным звукам в пределах признакового аспекта фонетического значения или одновременно в рамках признакового и цветового аспектов. Частные стили характерны для отдельных групп звуков. К универсальным относятся качественные стили, стили устойчивости и гендерный стиль. Качественные стили звука делятся на положительный, отрицательный и нейтральный. В зависимости от рассмотрения фонетического значения в синхронии или диахронии, различаются два стиля устойчивости: стиль устойчивости и стиль хронологической устойчивости. Стиль устойчивости имеет два типа: умеренный и сильный. Стиль хронологической устойчивости также делится на два вида: полный и смешанный. Гендерный стиль может быть женским, мужским или нейтральным. К частным относятся три группы стилей: звуковые, фоносемантической последовательности и индивидуальные. Звуковые стили делятся на мягкие и сонорные. Стиль фоносемантической последовательности имеет пять разновидностей. Индивидуальный стиль имеет выражение у каждого звука и свойственен всем гласным и согласным. Выявлены три звукостиля, характерные для цветового аспекта фонетического значения: стиль спектра, ахроматический и хроматический стили.

Проделанная исследовательская работа по-новому освещает как общую фоносемантическую проблематику, так и частные вопросы звукового значения. Данный факт ставит для дальнейших исследований ряд задач, ждущих своего решения:

1. Необходимо продолжать исследования фонетического значения гласных и согласных звуков русского языка в диахронии. В данном разделе фоносемантики следует расширять изучение хронологических изменений в структуре признакового аспекта гласных и согласных. В ближайшем будущем следует приступить к выявлению возможных временных колебаний цветового аспекта согласных звуков. Также в ближайшее время необходимо начать фиксацию потенциальных хронологических колебаний признакового аспекта фоносемантики гласных и согласных по новым психофизическим шкалам.

2. Необходимо выяснить, существует ли взаимная или односторонняя корреляция между цветовым и признаковым аспектом фонетического значения и, в случае положительного результата, определить, как именно осуществляется данный процесс.

3. Возникает настоятельная необходимость дальнейшего углублённого изучения звуковой стилистики с целью более детального изучения зафиксированных звуковых стилей и возможной фиксации новых комплексов звукостилистических особенностей.

4. Необходимо детальное изучение качественных стилей звука (положительного, отрицательного и нейтрального) и стилей устойчивости с целью определения их возможной корреляции с другими звукостилями, а также определения их роли в направленном влиянии на восприятие реципиентом речи и текста с позиций фоносемантики.

5. Следует приступить к исследованию потенциального взаимодействия звуковой стилистики с другими явлениями фоносемантики: фоносемантической мотивацией, звуковой фразеологией, языковой звукописью («заумью»), фоносемантикой имён собственных, ненормативной лексики и народно-этимологических топонимов.

Очевидно, что заявленная в работе проблематика имеет в дальнейшем значительные перспективы в изучении проблем методик анализа цветовой символики поэтических и прозаических текстов, звукового почерка, связи звука и образа, в изучении проблем взаимодействия универсального, национального и индивидуального характера фонетического значения, связи художественно-изобразительных свойств звука и впечатления от художественного текста. Выявленные в ходе исследования данные о развитии и функционировании фонетического значения имеют также возможность достаточно широкого практического применения в методиках обучения русскому языку, русскому языку как иностранному, литературе, иностранным языкам, методиках определения авторского почерка, программах и экспертных комплексах в сфере современных рекламных технологий.

 

Список научной литературыБондарь, Сергей Валентинович, диссертация по теме "Теория языка"

1. Александрова 3. Е. Словарь синонимов русского языка. М, 1975.

2. Анохин П. К. Эмоции. // Психология эмоций. Тексты. / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенейтер. М., 1984, стр. 172-177.

3. Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982.

4. Апухтин В. Б. Психолингвистический метод анализа смысловой структуры текста. Дисс. . кандидата филол. наук. М., 1977.

5. Аристотель. Сочинения в 4 т. М., 1978.

6. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М., 1976.

7. БаллиШ. Французская стилистика. М., 1961.

8. Балли Ш. Языковой знак в его соотношении с синтагматикой. // Воронин С. В. Фоносемантические идеи в зарубежном языкознании. Л., 1990.

9. Ю.Бальмонт К. Поэзия как волшебство. М., 1915. 11 .Белый А. Глоссалогия. Поэма о звуке. Берлин, MCMXXII.

10. Бонфанте Дж. Позиция неолингвистики. // Звегинцев В. А. История языкознания XIX XX веков в очерках и извлечениях. Ч. 1.1. М., 1960. с. 336-357.

11. Бузанова Т. В. Фоносимволизм в реэтимологизации. // Материалы международной конференции «Языковая семантика и образ мира». Казань, 1999.

12. С. В. Воронин. Основы фоносемантики. JL, 1982.

13. С. В. Воронин. Фоносемантические идеи в зарубежном языкознании. Л, 1990.

14. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. М., 1997.

15. В. фон Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.

16. Гурджиева Е. А. Элементарный звуковой символизм (статистическое исследование). М., 1973.

17. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 1998.

18. Диброва Е.И., Касаткин Л. JL, ЩеболеваИ. И., Современный русский язык. Часть I. М., 1995.

19. Дмитрюк С. В. Этнокультурная специфика образа времени в языковом сознании русских, казахов и англичан. Дисс. . кандидата филол. наук. М., 2001.

20. Есперсен О. Философия грамматики. М., 1958.

21. Журавлёв А. П. Вопросы семантики. Калининград, 1978.

22. Журавлёв А. П. Диалог с компьютером. М., 1991.

23. Журавлёв А. П. Звук и смысл. М., 1991.

24. Журавлёв А. П. Содержательность фонетической формы знаков в современном русском языке. Дисс. . доктора филологических наук. Саратов, 1974.

25. Журавлёв А. П. Фонетическое значение. JL 1974.

26. Журавлёв А. П., Орлов Ю. М. Признаковое пространство русских гласных. //Развитие фонетики русского языка. М., 1971, с. 209-228.

27. Зернов В. А. Цветоведение. М., 1972.

28. Иванова-Лукьянова Г. Н. О восприятии звуков. // Развитие фонетики современного русского языка. М., 1966.

29. Исследования по русскому языку. Том 1, СПб, 1885.

30. Исследования речевого мышления в психолингвистике. // Отв. ред. Е. Ф. Тарасов. ML, 1985.

31. Касаткин Л. Л. Современная русская диалектная и литературная фонетика как источник для истории русского языка. М., 1999.

32. Кирилина А. В. Тендер: лингвистические аспекты. М, 1999.

33. Клименко А. П. К оценке результатов качественных синтагматических экспериментов. // Семантическая структура слова. М., 1971, с. 76-77.

34. Красовская Н. А. Художественно-изобразительные свойства звуков в поэтической речи. Дисс. . кандидата филол. наук. Тула, 1998.

35. Краткий словарь лингвистических терминов. М., 1978.

36. Краткий справочник по современному русскому языку. / Под ред. П. А. Леканта. М., 1999.

37. Кузьмич И. В. Звукоизобразительная лексика американского сленга: фоносемантический анализ. Авторев. дисс. . кандидата филол. наук. Спб, 1993.

38. Левицкий В. В. Звуковой символизм в четырёх неродственных языках. // Проблемы психолингвистики. Тверь, 1993, с. 91-96.

39. Левицкий В. В. К проблеме звукосимволизма. // Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. М., 1989, с. 78-91.

40. Левицкий В. В. Проблемы экспериментальной семасиологии. Дисс. . доктора филол. наук. Черновцы, 1974.

41. Левицкий В. В. Семантика и фонетика. Черновцы, 1973.

42. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М., 1997.

43. Леонтьев А. А. Психолингвистика. Л., 1967.

44. Леонтьев А. Н. Материалы о сознании. // Вестник МГУ Психология, 1988, №36 с. 14.

45. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

46. Ломоносов М. В. Краткое руководство к красноречию. // Сочинения. М.-Л, 1961, с. 471-473.

47. Лосев А. Ф. Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию. М., 1982.

48. Лосев А. Ф. Философия имени. М., 1990.

49. Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка. М., 1985.

50. Льюис Р., Галантер Е. Психофизические шкалы. // Психологические измерения. М., 1967.

51. Медведев П. Н. Формализм и формалисты. Л., 1934.

52. Мельников Г. П. Орфонимия и мотивированность знака // Проблемы мотивированности языкового знака. / Отв. ред. А. П. Журавлёв. Калининград, 1976.

53. МигалинаИ. В. Основы цветоведения. М., 1998.

54. Михалёв А. Б. Теория фоносемантического поля. Пятигорск, 1995.

55. Небылицын В. Д. Современное состояние факториального анализа. // Вопросы психологии, №4. М., 1960.

56. Нироп К. Звук и его значение. // Сборники по теории поэтического языка. Поэтика. Вып. 1, Пг., с. 61-71.

57. Общая психодиагностика. / Под ред. А. А. Богдалёва и В. В. Столина. М, 1987.

58. Общение. Текст. Высказывание. / Отв. ред. Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов. М„ 1989.

59. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М, 1992.

60. Основы теории речевой деятельности. / Отв. ред. А. А. Леонтьев. М., 1974.

61. Памятники древней письменности. СПб, 1889.

62. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. Смоленск, 1997.

63. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.

64. Платон. Сочинения в 3 т. М., 1990.

65. Прокофьева JI. Б. Проблемы цветового звукосимволизма. //Актуальные проблемы лексикологии и стилистики. Саратов, 1995, с. 153-157.

66. Пузырёв А. В. Анаграммы как фоносемантическое средство: перспективы изучения. //Проблемы фоносемантики. М. 1989.

67. Пузырёв А. В. Фонопрагматические средства языка. //Языковое сознание: содержание и функционирование. ХШ международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. / Под ред. Е. Ф. Тарасова.1. М., 2000, с. 200-201.

68. Рембо А. Стихотворения. М., 1997.

69. Реформатский А. А. Неканоническая фонетика. // Развитие фонетики современного русского языка. М.,1966, с. 98-109.

70. Романов Д. А. Эмоционально-семантические параметры фонетической системы современного русского языка. Дисс. . кандидата филол. наук. Новгород, 1998.

71. Санжаров JI. Н. Новая фонетика современного русского языка. Часть 1. Тула, 1997.

72. Санжаров JI. Н. Новая фонетика современного русского языка. Часть 2. Тула, 1998.

73. Санжаров Л. Н. Современная фоносемантика: истоки, проблемы, возможные решения. Тула, 1996.

74. Санжаров Л. Н., Финьков А. В. Язык, цвет и компьютер. // Информатика и образование. № 4. М., 1990, с. 83-86.82. Сепир Э. Язык. М, 1934.

75. Сироткина Т. А. Звукоподражательные слова в лексике одного говора. II Актуальные проблемы психологии и лингвистики. / Отв. ред.

76. А. В. Пузырёв. Москва-Пенза, 2000. с. 98-99.

77. Словарь иностранных слов. / Под ред. Ф. Н. Петрова. М., 1964.

78. Словарь синонимов русского языка.

79. Смысловое восприятие речевого сообщения. / Отв. ред. Дридзе Т. М, Леонтьев А. А. М., 1976.

80. Современный русский язык. / Под ред. П. А. Леканта. М., 1999.

81. Соколов П. П. Факты и теория «цветного слуха». // Вопросы философии и психологии. № 37. СПб., 1897, с. 252-275.

82. Сорокин Ю. А. Почему живут и умирают книги? Самара, 1999.

83. Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф., Шахнарович Л. М. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М., 1979.

84. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. М., 1933.

85. Старцева Н. М. Экспрессивно-стилистические возможности фонетической системы современного русского языка. Дисс. . кандидата филол. наук.

86. Степанова С. В. Характер проявления фоносеманитческих особенностей звуков в различных стилях речи. Дисс. . кандидата филол. наук. Калуга, 1998.

87. Степанова С. В. Характер проявления фоносеманитческих особенностей звуков в различных стилях речи. Автореф. дисс. . кандидата филол. наук. Калуга, 1998.

88. Фортунатов Ф. Ф. Сравнительное языковедение. // Звегинцев В. А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. Часть L М., 1960, с. 201-225.

89. Хлебников В. Творения. М., 1986.

90. Шайхиев Г. Ф., Сулайманова А. С. Физические свойства звука. // Журнал физической химии АН СССР. №10, №12. М., 1981. с. 2584-2587,с. 3024-3026.

91. Шайхиев. Г. Ф. Тайна звуков речи, слов и мышление. Казань, 1997.

92. Шкловский В. «Заумный» звук в поэзии. // Сборники по теории поэтического звука. Вып 1. Пг., 1916, с. 1-15.

93. Этнопсихолингвистика. // Отв. ред. Ю. А. Сорокин. М., 1988.

94. Языковое сознание: содержание и функционирование. / Отв. ред. Н. В. Уфимцева. М., 2000.

95. Якобсон Р. О. Звук и значение. // Избранные работы. М., 1985.

96. Якобсон Р. Семиотика. М., 1983.

97. Якобсон Р. О., Фанн Г. М. Введение в анализ речи. // Новое в лингвистике. Вып. II. М., 1962.

98. Якубинский JI. О. О звуках стихотворного языка. // Сборники по теории поэтической речи. Вып. I. Пг. 1916.

99. Anglin J. М. The growth of word meaning. XIII. Cambridge, London, 1970.

100. Bolinger D. Rime, Assonance, and Morpheme Analysis; Orr J. Words and Sounds in English and French. Oxford, 1953.

101. Breshan J., Miller G. A., Wanner E. Linguistic Theory and Psychological Reality. Cambridge, London, 1978.

102. Brown R. Words and Thinga. Glencoe, 1959.

103. Carroll J. D. Vector of prose style. // On semantic differential technique. Chicago, 1969.

104. Ertel S. Psychophoneties. Gottingen: Verfur Psychol., 1969.

105. Fillmore Ch. J. The Cage for Case. Universals in Linguistic Theory. N.Y., Chicago, San Francisco, 1968.

106. Firth J. R. Speech. London, 1930.

107. Fox C. W. An Experimental Study of Naming. // Amer. J. of Psychol., 1935, vol. 47. p. 545-579.

108. Gibson J. The Perception of the Visual World. Boston, 1950.

109. Greimas A. Semantique Structurale. Paris, 1966.

110. Guilford J. P. Psychometric methods. N.Y., 1954.

111. Hilmer H. Schallnachahmung, Wortschopfung und Bedeutungswandel: Diss. Halle. 1914.

112. Householder F. On the Problem of Sound and Meaning. An English Phonestheme. //Word. Vol. II. 1946. p. 83-84.

113. Jespersen O. Language. London, 1949.

114. Linell P. Problem of Psychological Reality in Generative Phonology. Uppsala, 1974.

115. Marchand H. Phonetic Symbolism in English Word-Formation. // Indogerm. Forschungen. 1959. Bd LXIV, Hf 2. s. 3.

116. Markel N., Натр E. Connotative Meanining of Certain Phoneme Sequences. // Studies in Linguistics. № 15. 1960. p. 47-61.

117. Miller G. A. Empirical methods of the study of semantics. I I Semantics. Cambridge, 1971.

118. Newman S. S. Further Experiments in Phonetic Symbolism. // Amer. J. of Psychol., 1933. p. 53-75.

119. Nowak, Vilem. The Alternative Mathematical Model of Linguistic Semantics and Pragmatics. New York, London: Plenum press. Cop. 1992.

120. Osgood Ch. Studies on generality of affective meaning system. // Amer. Psychol. V. 17. 1962.

121. Osgood Ch. Semantic Differential Technique in the comparative Study of cultures. // American Antropology. V. 66. 1964.

122. Osgood Ch. Dimensionality of the semantic space for communication Via facial expressions. //Scand. J. of psychology. V. 7. № 1. Stockholm, 1966.

123. Osgood Ch., Suci G., Tannenbaum P. The measurement of meaning. Urbana, 1957.

124. Palmer F. R. Semantics. A New Outline. Cambridge, 1971.

125. Partridge E. The World of Words. London, 1949.

126. Peterfalvi J.-M. Recherches experimentales sur le symbolisme phonetique. Paris, 1970.

127. Rauliut F. Probleme der Onomatopoie. // Volkstum u. Kultur der Romanen. 1928, Bd 1.

128. Sapir E. A Stady in Phonetic Symbolism. // J. of Experimental Psychology. Vol. ХП. 1929. p. 205-239.

129. Schupbach R. P. Lexical Specialization in Russian. Ohio, 1988.

130. Siegel A. On the effects of mode of presentation on phonetic symbolism. // J. Verbal Learning and Verbal Bahaviour. Vol. 6, 1967. p. 171-173.

131. Snider J. I., Osgood Ch. Deriving an Attitude Scale from Semantic-Differential Data. // Semantic Differential Technique. A sourcebook. Chicago, 1969.

132. Stevens S., Galanter E. Ratio scales and category scales for a dozen perceptual continua. //J. Exper. Psychol. № 54. 1957. p. 377-411.

133. Taylor J. K., Taylor M. M. Another Look at Phonetic Symbolism. // Psychological Bulletin. Vol. 64. 1965. p. 413-427.

134. Ullmann S. Semantics. N.Y., 1962.

135. Weinreich U. On the semantic structure of language. // Universals of language. Cambridge, 1966.

136. Werner H., Kaplan B. Symbol Formation. N. Y., 1963.

137. Wertheimer M. The Relation between the sound of a word and its Meaning. //Amer. J. of Psychol.№71. 1958. p. 412-415.

138. Wescott R. W. Sound and Sense: Linguistic Essays on Phonosemic Subjects. Lake Bluff, 1980.

139. Whorf B. L. Language: Plan and Conception of Arrangement. // Language, Thought, and Reality: Selected Writings ofB. L. Whorf. / Ed. J. Carroll. London, 1956. p. 125-133.

140. Wierzbicka A. Pociekania semantyczne. Wroclaw, Warszava, Krakow, 1969.

141. Wierzbicka A. Semantic Primitives. // Linguistische Forchungen. Bd 22. Frankfurt/M, 1972. s. 150-164.