автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: А. С. Пушкин и русско-кавказские историко-культурные связи
Текст диссертации на тему "А. С. Пушкин и русско-кавказские историко-культурные связи"
СЕВЕРО-ОСЕТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени К. Л .ХЕТАГУРОВА
На правах рукописи
КУСОВ ГЕНРИЙ ИЗМАИЛОВИЧ
А.С.ПУШКИН И РУССКО-КАВКАЗСКИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ
Специальность 07.00.02 Отечественная история
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени доктора исторических наук
Президиум ВАК Россл,:
(реш«*'.-,, Н....... - 9001
| присудил ученую степень /■.', ' гО. ::
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................4
ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ИНТЕРЕСА ПУШКИНА К КАВКАЗУ.................................31
1.1. Знакомство с прошлым и настоящим Кавказа.................31
1.2. Романтическая поэма как историко-этнографический источник...............................................48
1.3. Кавказовед С.М.Броневский и его влияние
на творчество А.С.Пушкина.............................................57
ГЛАВА II. ЗНАЧЕНИЕ ВТОРОЙ КАВКАЗСКОЙ ПОЕЗДКИ
ПУШКИНА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ КАВКАЗА...........................71
2.1. Переосмысление кавказской
политики А.П.Ермолова...................................................71
2.2. Расшифровка анонимов из окружения поэта...................97
2.3. Пушкинское представление о мире на Кавказе..............105
2.4. Взаимоотношения с декабристами-кавказцами.............116
ГЛАВА III. ОСВЕЩЕНИЕ ИСТОРИИ, БЫТА И НРАВОВ
КАВКАЗСКИХ НАРОДОВ...................................................148
3.1. Изучение традиций и быта горцев..................................148
3.2. Размышления о восстании в Осетии...............................159
3.3. Встреча с предводителем немирных горцев....................167
3.4. Интерес к "местной жизни".............................................172
3.5. Представители кавказской военной
интеллигенции в Санкт-Петербурге...............................178
3.6. Тазит — идеал нового поколения горцев.......................185
ГЛАВА IV. ИСТОРИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ КАВКАЗСКОЙ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.......................................................212
4.1. Картины неволи и свободы.............................................212
4.2. Познание местной истории.............................................219
4.3. Пушкин и персидское посольство...................................226
4.4. Своеобразный этнографический
документ Пушкина..........................................................238
4.5. Жизненный и творческий перевал...................................247
ГЛАВА У. ПРОБЛЕМА "РОССИЯ И КАВКАЗ" В ПЛАНАХ
ПУШКИНА............................................................................252
5.1. Замысел третьей кавказской поэмы................................252
5.2. Кавказские страницы биографии Е.И.Пугачева............259
5.3. В работе над кавказоведческими источниками..............269
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................286
БИБЛИОГРАФИЯ...................................................................................291
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Пребывание Александра Сергеевича Пушкина на Кавказе оставило значительный след в его жизни и творчестве. Впервые он побывал здесь, воспользовавшись приглашением семьи Раевских, летом 1820 года. Они остановились на курортах Кавказских минеральных вод, считавшихся в ту пору после Тифлиса центром жизни огромного кавказского края. Вторая кавказская поездка поэта продолжалась с мая по сентябрь 1829 года и явилась чрезвычайно плодотворной. Пушкин посетил Ставрополье, Кабарду, Северную Осетию, пересек Крестовый перевал, побывал в Закавказье и в действующей русской армии под Арзрумом.
Пребывание на Кавказе, созданные им произведения до сих пор волнуют многочисленных поклонников его творчества, всех, кто интересуется биографией поэта, русско-кавказскими историко-культурными связями. Автор монографии о Е.И.Пугачеве и "Истории Петра I" оставил значительный исторический след на Кавказе. И без освещения этого вопроса невозможно ни исследовать вклад Пушкина в русско-кавказские культурные связи, ни приступить к решению важной проблемы "Пушкин-историк".
В том, наверное, и заключается предназначение гения: быть современником каждого поколения. Мысли, волновавшие поэта на Кавказе, и по сей день актуальны. Следует прежде всего обратить внимание на отношение Пушкина к политике Российской империи на Кавказе, методы, предлагавшиеся поэтом для развития и укрепления политических и культурных связей, интерес к истории и этнографии местных народов. Еще дореволюционные просветители и культурные деятели почувствовали эту сторону творчества поэта и поняли, что просвещение, дружеские отношения народов Кавказа с русским народом и Россией, их движение к циви-
лизации затруднены без А.С.Пушкина. Разработка проблемы тем более актуальна, что близится 200-летний юбилей поэта.
Методологической базой диссертации явились идеи мировой и русской философской и исторической мысли. Исследование строилось на принципах объективности, научности, историзма. Известную трудность представляло отсутствие четкой концепции взаимодействия литературоведческих и исторических критериев в движении творческого процесса. Является ли общепризнанной модель культурных взаимосвязей народов Кавказа и России и предначертано ли это объективными условиями и обстоятельствами? История учит, что и ложное лицедейство властолюбцев и фарисейство философов-националистов как правило терпели крах в борьбе с бессмертными общечеловеческими идеями.
Новизна исследования. В российской науке давно ощущается отсутствие монографического исследования, связанного с пребыванием поэта на Кавказе. Тема это сложная и обширная. Поэтому, думается, давно назрела необходимость ее поэтапного и комплексного решения. Нами впервые предлагается специальное исследование, в котором отражаются все стороны жизни и творчества поэта, имеющие отношение к Северному Кавказу. Ведь основные его произведения посвящены природе Северного Кавказа и кавказским горцам. Внимание надо обратить и на закавказский период поэта, пребывание в Грузии и Армении, ибо оно создает целостную картину его жизни и творчества.
Особое значение имеет отношение Пушкина к проблеме "Россия и Кавказ". Взгляды поэта и мыслителя созвучны современному состоянию русско-кавказских взаимосвязей. Поэт, не приукрашивая кавказской действительности, призывал к цивилизованным способам освоения края, миру и дружбе. В его словах не было ничего уничижительного, оскорбляющего честь и достоинство представителей разных национальностей. Пушкин восхищался высокой духовной культурой горцев, гармоничным слиянием кавказской природы и людей, с уважением относился к суровым
обычаям гор; он верил в то, что не военные действия, а глубокие экономические и культурные преобразования — должны стать подлинным путем кавказских народов в составе России. Пушкин в своих произведениях навечно ввел Кавказ и кавказских горцев в мировой культурный процесс.
Несмотря на то, что кавказский период жизни и творчества поэта был объектом внимания как дореволюционных, так и советских ученых, в освещении его имеется немало "белых пятен".
В книге "Талисман" известного пушкиниста Б.С.Мейлаха, утверждается, что "Путешествие в Арзрум..." плодотворно изучено с исторической и автобиографической сторон, но "еще недооценено с точки зрения его художественного своеобразия и достоинств" [151, с.20]. Однако имеются веские основания для того, чтобы утверждать: если кавказская проза и поэтический цикл поэта получили определенное литературоведческое осмысление, то историко-этнографическая сторона их все же пока не изучена, как и история создания произведений, связанная с определенными общественно-культурными процессами. Кроме того, никто пока не попытался рассмотреть научный интерес поэта к зарождавшемуся в то время кавказоведению, проанализировать его размышления о судьбе Кавказа в составе России, его контакты с декабристами-кавказцами.
Недостаточно изучено и кавказское окружение поэта. Первым внес лепту в это сам поэт, не назвав имен людей, с которыми встречался на Кавказе. Сделал он это якобы умышленно, чтобы не повредить участникам антиправительственного заговора 1832 года в Грузии и служившим в армии декабристам. Но ведь под анонимами встречаются и люди абсолютно не имевшие отношения к дворянским революционерам.
И это не единственная загадка, связанная с пребыванием поэта на Кавказе. К примеру, Пушкин, возвратившись из интересной и полной опасности поездки, опубликовал очерк о Военно-Грузинской дороге, и лишь только спустя несколько лет в журнале "Современник" появилось такое ценное исследование о Кавказе как "Путешествие в Арзрум..."
А какие цели ставились им во время поездки на Кавказ? Сам Пушкин не ответил прямо на этот вопрос. Матери своей будущей жены он писал, что на Кавказ он уехал из-за тоски. Бенкендорфа он "успокоил" тем, что поехал повидать брата в армии. Брата же Лёвушку уверял, что направился на Кавказ ради Н.Н.Раевского. Конечно же, в основе поездки было несколько причин: и проведать друзей-декабристов, и утолить жажду к путешествиям. Но наиболее важной надо считать желание увидеть настоящий Кавказ, который остался недоступен ему в 1820 году. Ф.П.Фонтон, видавшийся с поэтом у А.А.Дельвига в 1828 году, сообщал что "Пушкину нужна дикость Кавказа, и он, кажется, отправится к Па-скевичу" [41, с.74]. Как видно, Пушкин заранее и давно готовился ко второму кавказскому путешествию, и уехал не внезапно, хотя и не спросив официального разрешения.
Творческая мастерская Пушкина — это целый мир со своими законами, нерешенными проблемами, задачами, планами на будущее.
Не одно поколение исследователей пытается разгадать тайну поэмы "Тазит": какие причины или обстоятельства помешали поэту завершить одну из прекрасных своих поэм, с готовым динамическим сюжетом, и главное, с богатыми историко-этнографическими сведениями, с глубокими мыслями, волновавшими его. В "Кавказском пленнике" приходилось многое угадывать, писать по наитию. А здесь, когда поэту удалось проникнуть в глубины Кавказа, увидеть быт горцев, их аулы, познакомиться с их обычаями и обрядами, разработать сюжет, познать характеры горцев, — он все оставил в черновиках ...
В диссертации впервые делаются попытки рассмотреть роль семьи Раевских в познании Пушкиным прошлого и настоящего Кавказа, влияние кавказоведа С.М.Броневского на его исторические и этнографические интересы. Гений русской поэзии показал себя недюжинным историком, сумевшим разобраться в кавказской политике А.П.Ермолова, изучить традиции и быт горцев, четко сформулировать свое понимание проблемы
"Россия и Кавказ", этично провести грань между естественной тягой горских племен и народов к свободе и стремлением к европейской цивилизации и государственности. Некоторые вопросы, как например, отношение Пушкина к персидскому посольству, прибывшему в Россию, кавказские страницы биографии Е.И.Пугачева, контакты с военной кавказской интеллигенцией в С.-Петербурге как бы не имеют прямого отношения к его кавказским путешествиям, но вместе с тем ярко дополняют проблему культурно-исторических взаимосвязей и позволяют воссоздать цельную историческую картину.
Цели и задачи. Основной задачей исследования является изучение северокавказского периода жизни и творчества А.С.Пушкина в историческом аспекте, возможность вынесения проблемы влияния на русско-кавказские культурные связи его творчества и общественной деятельности. Вклад Пушкина в это формируется в свою очередь из тем, вырастающих в проблемы. Среди них и проблемы "Пушкин-историк", "Пушкин и Кавказ","Россия и Кавказ"... Рассмотреть эти вопросы чрезвычайно сложно. Важно понять, что пребывание поэта на Кавказе и его кавказское творчество немыслимо представить без исторического фона. Хорошо известно, какое значение придавал Пушкин показу в своих кавказских произведениях традиций и обычаев горских народов. Знакомство это проходило двумя путями: в результате личных наблюдений и на основе подкрепляющих их кавказоведческой литературы. В "Кавказском пленнике" и "Тазите" историко-этнографические детали присутствуют для того, чтобы дополнить образы героев и героинь, ярче обрисовать уклад жизни горцев, дать реалистические картины. И читатели многое бы потеряли, отнесись автор к этому поверхностно, без должной научной заинтересованности. Пушкин стал первым русским писателем, заботившимся о тесном единении художественного замысла с правдивым изложением историко-этнографического факта.
Пушкинисты изучили значительное количество материалов, на
основе которых разрабатывалась в основном биография поэта, но они не могли не обратить внимание на проблемы историзма в его творчестве. Однако в этих исследованиях нельзя не заметить определенных недомолвок, когда дело касается кавказского периода жизни Пушкина. Вместе с тем работа над литературной биографией поэта, анализ его кавказских произведений позволят разобраться не только в местных особенностях, но и представить общественно-политическую обстановку 20-30-х годов XIX века на Кавказе.
Новаторским для российской историографии оказалось отношение Пушкина к изучению исторической местности — важный принцип, к сожалению, не всегда учитывающийся современными исследователями. К примеру, говоря с почтением о Дж.Байроне, много читавшем о России, Пушкин отмечал, что при ее описании английский поэт допустил "погрешности противу местности ... " [184, т.6, с. 19].
Справедливое замечание, ибо и в нашем случае без знания местной природы, географии, истории, этнографии, топонимии мы не разберемся ни в прозе, ни в стихотворениях поэта, не поймем истории их создания, глубины заложенных в "Путешествии в Арзрум...", "Кавказе", "Обвале", "Калмычке" мыслей.
Первое знакомство Пушкина с Кавказом в 1820 году, связи поэта с прогрессивно настроенной семьей Раевских, их совместное пребывание на КавМинводах, история создания первой романтической поэмы, знакомство с известным кавказоведом С.М.Броневским и его творчеством — вот начальная тема, которой открывается исследование. Своей поэмой "Кавказский пленник" Пушкин открыл русским и европейским читателям близкий к реальной действительности Кавказ.
И второе, более значительное пребывание на Кавказе, не явилось для Пушкина случайным событием в его бурной, полной невзгод жизни. Несмотря на опасные последствия, поэт самовольно уехал на Кавказ. Более того, он решает начать свою поездку с посещения опального генерала
А.П.Ермолова. В Орле, а возможно и раньше, у Пушкина созрело решение приступить к созданию записок о бывшем "проконсуле Кавказа". Он набрасывает краткий, но емкий план записок, который потом вошел в "Путешествие в Арзрум..." в виде пересказа их беседы, удивляющей широтой поднятых тем.
В центре нашего внимания стали взаимоотношения поэта с декабристами на Кавказе В.Д.Сухоруковым, А.А.Бестужем-Марлинским, М.И.Пущиным и другими. Немало интересного было выяснено при анализе вариантов планов задуманного Пушкиным кавказского романа, героем которого должен был стать декабрист А.И.Якубович.
Третья глава носит название "Освещение истории, быта и нравов кавказских народов". Вот тема, объясняющая патриотизм поэта, существовавший у него в тесной связи с уважением к национальным особенностям других народов многонационального государства. Самое значительное — это твердая вера Пушкина в сближение народов не с помощью военно-политических методов, а на основе экономических и культурных связей. Эти выводы Пушкин делает и после посещения горских аулов, и при встречах с людьми разных национальностей и социальных слоев от представителей горской верхушки до простых крестьян.
В своем кавказском "историческом" творчестве Пушкин выступает не только как автор записок путешественника. Во второй кавказской поездке родились поэма "Тазит", своеобразное продолжение "Кавказского пленника", лирический цикл стихотворений с глубоким смыслом и оригинальные рисунки. В этих произведениях нашло отражение не только назначение России на Кавказе, но и не менее важный, мощный процесс: значение обратного кавказского влияния на многие стороны русской жизни.
"Историческое понимание кавказской действительности" — четвертая глава исследования. В ней основное внимание уделяется Пушкину как историку Кавказа.
Заключительным разделом диссертации является глава "Проблема "Россия и Кавказ" в планах Пушкина". Он, как оказалось, проделал титанический труд, изучив практически все, что имелось в его время в художественной и научной литературе о Кавказе. Теперь мы знаем, почему с такой легкостью Пушкин писал о Кавказе и кавказских горцах, практически не допуская фактических ошибок. Правда, он почему-то не поверил источнику, в котором сообщалось о пребывании вождя крестьянской войны Е.И.Пугачева на Северном Кавказе. А ведь эта тема могла найти воплощение и в кавказском поэтическом творчестве и в произведении исторического характера, так как поэт интересовался донским и терским казачеством и даже замыслил поэму о казачке и черкесе, оставшуюся в планах. Это впоследствии чутко восполнили М.Ю.Лермонтов и Л.Н.Толстой, так же отказавшиеся обслуживать интересы власти.
Автор придерживается концепции П.В.Анненкова, кото