автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Афгано-иранские отношения на современном этапе

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Гулам Омар Расули
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'Афгано-иранские отношения на современном этапе'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Афгано-иранские отношения на современном этапе"

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ МИД РОССИИ

ГУЛАМ ОМАР РАСУЛИ

АФГАНО-ИРАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Специальность 070003, история дипломатических н политических наук

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук

Москва — 1993

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

История взаимоотношений между Афганистаном и Ираном уходит ¡п глубь времен, история отношений между Исламским Государством Афганистан и Исламской Республикой Иран только начинается. Народы двух стран связаны тесным этническим родством, общностью культурных и религиозных традиций, сходной системой ценностей. Эти страны, где люди говорят на понятном друг для друга языке, где равно чтимы имена нбн-Сины, Фирдоуси, Рудаки, Хайяма, могут и должны найти путь к взаимопониманию и сотрудничеству, несмотря на все пережитые конфликты и трения.

Падение прокоммунистического режима Наджнбуллы и приход к власти весной 1992 г. оппозиции в Афганистане, реалистические тенденции, появившиеся во внешней политике Ирана, общее смягчение климата на Среднем Востоке и в мире создали благоприятные предпосылки для более тесного взаимодействия политической воли правительств двух стран, направленного на обеспечение безопасности, достижение максимальных экономических выгод с учетом аналогичных интересов партнера.

Принципы формирования внешней политики Исламского Государства Афганистан еще находятся в стадии разработки, но уже ;ейчас ясно, что в их основу будет положен исламский фактор, шнцепция зависимости развития, выбор опорных союзников, праг-датизм. Видимо, на этих принципах и будут строится афгано-фанские отношения, подкрепленные религиозно-культурными и юлитико-днпломатичсскими традициями. Сейчас можно также федположнть, что дружественные афгано-иранские отношения >удут укрепляться на двух уровнях — межгосударственном и ре-шгиозно-этническом. На межгосударственном уровне эти отношенья будут оформлены в виде официальных соглашений по разным спектам сотрудничества; на религиозно-этническом уровне будут ктивизированы прямые контакты между различными националь-ю-племенными группами.

Афганистан и Иран, как и любые другие две соседние страны, уществует не в безвоздушном пространстве, а являются членами шрового сообщества, действуют в системе международных отно-

шений с ее характерными чертами. Они связаны разнообразными отношениями (союзническими, дружественными, нейтральными, напряженными, конфронтационными) как со своими непосредственными соседями, так и с целым рядом других стран. Определенный отпечаток на политику Афганистана и Ирана накладывало и накладывает их членство в различных международных организациях. Короче говоря, сколько-нибудь объективный и глубокий анализ их двусторонних отношений невозможен вне контекста региональной политической ситуации, о чем следует сказать особо. Если Иран может быть безоговорочно отнесен к Среднему Востоку, то Афганистан занимает пограничное и, притом, узловое положение на стыке традиционно выделяемых азиатских регионов. Через Гиндукуш проходит не только географический, но и религиозный, культурно-географический водораздел. Все это обусловливает не только причастность Афганистана к межрегиональным политическим связям и отношениям, но в какой-то мере втягивает в их сферу и Иран.

Двусторонние афгано-иранские отношения являются частью региональной системы и потому они несут на себе все признаки изменений, присущих системе. Эти изменения касаются прежде всего геополитической конъюнктуры на Ближнем и Среднем Востоке, а также в зоне молодых независимых государств Центральной Азии. Дело в том, что исторически эта зона создавалась как «буферная», отделяющая интересы России от британских интересов,' как «северный ярус», разрывающий естественные связи между этнически и культурно близкими народами. На Турции, Иране и Афганистане, составляющих этот буфер, как бы завершилось развитие духовных потоков и обменных процессов. Изменение геополитических реальностей как раз и связано с нарушением этой неестественной традиции: из «северного яруса» Турция, Иран и Афганистан превращаются в связующие звенья прежде нарушенного общения между областями региона. Соответственно меняете* и геополитическая роль Афганистана. Прежний треугольнш' Иран — Пакистан — Афганистан заменяется на более широкую конструкцию в виде геополитического многоугольника, сердцеви ной которого должен стать Афганистан, связывающий между со бой Иран, Пакистан, Индию и государства Центральной Азии Первые контакты в рамках такой фигуры показывают, что начал ся процесс наполнения геополитического фактора новым содержа нием. Афганистан наряду с Ираном предоставляет Индии, Паки стану и арабским странам Персидского залива свою территории для непосредственного контакта с бывшими советскими респуб ликами Средней Азии. Как известно, расстояние по прямой от сто лиц этих государств относительно небольшое, но эти государств; разделены высочайшими горными хребтами. Чтобы торговать

приходится везти товары друг другу кружными путями. Афганистан предоставляет свою территорию для нужд экономического сотрудничества, принимая на себя роль нового «шелкового пути».

Наряду с изменением национальной роли Афганистана меняется содержание сто внешней политики и перспективы деятельности во многом зависят от того, как будет восприниматься эта политика соседними странами. Например, на уровне афгано-иранских отношений могут сказаться все те же претензии Ирана на региональное лидерство, если они примут слишком неумеренный характер. Негативно могут воздействовать возможные попытки оказать влияние на состояние внутриполитической ситуации в Афганистане. Или другой пример. Как заявил глава парламента Таджикистана И. Рахмонов, на всем протяжении границы с Афганистаном создастся мощный эшелонированный оборонительный рубеж в целях обеспечения безопасности. Эта мера, чем-то напоминающая печально известную «берлинскую стену», несоменно, затруднит региональное сотрудничество и общение. После долгих лет конфликта категория национального восприятия особенно важна для региона.

Совокупность отмеченных конкретно-исторических обстоятельств определяет актуальность и важность тематики диссертационного исследования.

Хронологические рамки диссертации охватывают период развития Афганистана как независимого государства (с подписания афгано-нранского договора 1921 г.) до прихода к власти сил оппозиции (весна 1992 г.), который завершил определенные этапы политического развития страны и открыл качественно новый этап в развитии афганского общества.

Предметом диссертационной работы является исследование двусторонних афгано-иранских отношений, хотя он не сводит взаимоотношения двух стран к цени дипломатических актов, трений и проблем, торговым соглашениям. Предмет исследования выходит за рамки, поскольку каждое событие имеет сложный, комплексный характер.

Основные цели диссертации — выявление и анализ наиболее существенных аспектов афгано-иранских отношений и в увязке с ними новых направлений внешнеполитической деятельности, а также новых факторов влияния па эти направления, на внешнюю политику Исламского государства Афганистан в целом.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие конкретные задачи:

— проанализировать исторические аспекты двусторонних отношений и показать их особенности;

— дать анализ воздействия социально-политической ориентации того или иного режима на его внешнеполитический курс;

— показать особенности развития афгано-иранских отношений на современном этапе и воздействие смены власти па формирование новых отношений в регионе.

Научная новизна исследования определяется прежде всего тем, что в научной литературе отсутствуют обобщающие работы, посвященные комплексному изучению внешней политики Исламского Государства Афганистан и как части этой политики — двусторонних отношений Афганистана с Ираном.

Новизна исследования выдвинула такие научные проблемы, как факторы воздействия на принципы формирования внешней политики, взаимодействие ислама и национализма, роль фактора исламской солидарности. Все эти проблемы ранее рассматривались в советской и западной пауке, по на качественно новом витке развития афганского общества, и в условиях изменившейся международной обстановки эти проблемы приобрели другую нюансировку.

Кроме того, новизна исследования состоит в том, что в нем анализируются события и факторы периода прихода к власти оппозиции, который еще не получил достаточного отражения в научной литературе.

Практическая значимость работы заключается в том, что она содержит новые положения и оценки, так необходимые для Афганистана. Рассмотрение содержания этой повой афганской политики имеет немалую значимость в плане определения ее возможностей воздействовать на расстановку сил в регионе, на проблемы торгово-экономического сотрудничества, культурных обменов, в том числе с Россией и другими странами СНГ.

Методологической основой диссертации послужили классические образцы духовно-нравственного и научного наследия, содержащие непреходящие ценности человечества. Для автора, как мусульманина по вероисповеданию, источником таких ценностей является Коран, положения которого регламентируют все стороны жизни мусульманина и мусульманской общины. Тезис о единстве мусульман, их братской солидарности имеет непосредственный выход па практику международных отношений в исламском регионе.

Можно сформулировать 4 основных принципа, которые получили отражение в диссертации:

1. Мусульмане составляют единую семыо, нацию и любая территория, где живут мусульмане — это исламская родина;

2. Каждая мусульманская страна имеет право получать материальную помощь со стороны исламского мира;

6

3. Мусульманские страны призваны оказывать помощь и поддержку освободительным исламским движениям;

4. Мусульмане должны поддерживать мир между странами, если он основан на справедливости, равенстве, уважении.

Прорыв в теорию и практику международных отношений новых ценностей требует не только научного переосмысления стереотипов прошлого к оценкам событий, но и творчески конкретного применения новой философии к рассмотрению международного положения, включая Ближний и Средний Восток.

Источниками для написания диссертации послужили документы и материалы Министерства иностранных дел Афганистана, речи и высказывания афганских руководителей и государственных деятелен, а также договоры и соглашения, заключенные между Афганистаном и Ираном.

Большую помощь автору при написании диссертации оказало внимательное изучение работ известных российских ученых-востоковедов: 10. В. Гапковского, 10. Н. Розалиева, Л. Б. Теплинского, В. Г. Коргуна, В. Н. Сальникова, В. А. Ромодина и других.

Особый интерес представляют работы по исламу, помещенные » коллективных монографиях: «Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока» (М., 1982); «Исламский фактор в международных отношениях в Азии» (М., 1987); «Ислам и проблемы национализма» (М., 1986); «Ислам: проблемы идеологии, права, политики, экономики» (М., 1985). В этих монографиях выявляются как новые тенденции развития исламского движения, так и предпосылки их возникновения. В центре внимания авторов — проблема сосуществования исламских норм с современными реформаторскими представлениями различных социальных групп, динамика соотношения нового и старого, поиска путей развития и, конечно же, роль, значение и место исламского фактора в международных отношениях.

Значительный интерес представляют академические комплексные исследования по Афганистану — справочник «Демократическая Республика Афганистан» (М., 1981) под общей редакцией М. Р. Аруповой. Особый интерес представляют разделы по международным связям, внешней торговле, технико-экономическому сотрудничеству.

Анализу советско-афганских отношений посвящена книга Л. Б. Теплинского «СССР и Афганистан. 1919—1981» (М„ 1982), содержащая много фактического материала по прошкому периоду внешней политики Афганистана, а также по некоторым историческим аспектам.

В процессе работы над диссертацией, автор, разумеется, не ограничивался лишь изучением внешней политики, а также уделял большое внимание комплексному изучению афганской действи-

тельности, в частности, проблемам социально-экономического развития |(Ю. Н. Розалиев. «Новая и новейшая история стран Азии и Африки» (М., 1987), региональным проблемам («Проблемы развития стран современного Ближнего и Среднего Востока: Иран, Пакистан, Турция» (М., 1981), взаимоотношениям между национализмом и исламом в афганском обществе (В. Г. Коргун «Ислам и национализм в Афганистане»: '(Об. ст., М., 1986).

Большое место в исследованиях западных ученых уделяется проблеме возрождения ислама, которая оказалась для них во многом неожиданной. Пересматриваются позиции в отношении теории «политической модернизации», в которой утверждался тезис о скуляризации политических структур. Одновременно происходит возвращение к посылке о ведущей роли духовных ценностей, когда религия рассматривается как организующий фактор в истории Востока (N. Keddi. Is there a Middle East? — N. Y., 1989). Такая переориентация характерна для многих исследований (A. Dessouki. The Islamic Reswyence Sources. — N. Y., 1982; J. A. Bill, R. Springborg. Politics in the Middle East, 1990). Опасаясь фундаменталистского взрыва, западные востоковеды чаете сбиваются в своих книгах с потребностей научного поиска на соображения политического характера.

Следует назвать и некоторые работы афганских историков, пргжде всего фундаментальную работу Мир Гулям Мухаммад Губари «Афганистан дар месире тарих» (Афганистан па пути истории). В ней последовательно изложена вся история Афганистана с древнейших времен по 1929 год. Поскольку Губар уделяет очень большое значение внешней политике страны, его книга послужила богатым и незаменимым источником для автора настоящего исследования. Последняя глава книги переведена па русский язык и выпущена отдельным изданием.

Структура и содержание работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.

Во введении обосновывается выбор темы, се актуальность, хронологические рамки, научная новизна, формируются цели исследования, дается обзор российских, западных и афгаских источников и литературы.

В первой главе «Исторические аспекты афгано-иранских отношений» рассказывается о первых дипломатических документах, подписанных Афганистаном и Ираном в 1921 и в 1927 гг. Документы провозглашали дружественный характер взаимных связей, соблюдение нейтралитета и регламентировали правовое положение граждан. На базе этих документов сформировались основные принципы внешней политики Афганистана — позитивный нейтралитет, уважение суверенитета, развитие сотрудничества.

Исторически двусторонние афгано-иранские отношения служат важным элементом региональной системы и вместе с Пакистаном составляют геополитический треугольник. Наличие здесь таких проблем, как пуштунская, создают локальные издержки и противовесы. Эта особенность играет огромное значение в истории и политике Афганистана, поскольку пуштуны населяют значительную территорию Афганистана и Пакистана. Каждый из этих народов имеет свой этноэтикет, как систему морально-нравственных предписаний каждодневного общения — этноэтикет пуштунов, персов, туркмен и т. д. Совокупность норм, обычаев и обрядов представляет собой основное отличие одного народа от другого. Но особенность региона как раз и состоит в том, что традиционно-бытовая культура общения во многом приближенна. Кроме этих институтов, основным преобладающим принципом является приверженность мусульманской религии. Все это порождает особый психологический климат взаимодействия народов.

Религия всегда играла важную роль в Иране, Пакистане и Афганистане, но влияние ее на политику отличалось противоречивостью. Суть в том, что ислам очень четко регламентирует все стороны жизни мусульманина, а это, в свою очередь, создает почву для манипуляции сознанием как отдельной личности, так и социальных групп н общества в целом.

Фактор конфликтности в треугольнике Иран — Афганистан — Пакистан создает внешне противоречивый эффект. В действительности не через проблемность взаимоотношений исторически возникла система сдержек и противовесов, отработаны механизмы саморегуляции и притирания. Поэтому региональные проблемы отличаются способностью достигать остроты в короткое время и столь же быстро забываться. Три соседние страны связаны такими факторами нестабильности, как индийско-пакистанские противоречия, пуштунской и белудской проблемами, афгано-пакистанским и индийско-пакистанским спорами о судьбе Пуштунистана и соответственно о Кашмире. Каждая страна имеет в конфликтной связке свои интересы, долговременные и тактические дели, свои активы и пассивы, что в принципе и формирует разные углы в этой региональной комбинации.

На разных этапах истории локальная непримиримость сменялась поисками сотрудничества.

Апрельская революция и ввод советских войск осложнили ситуацию в регионе. Пакистан и Иран стали опорными пунктами для деятельности оппозиционных афганских сил. Позиции Пакистана и Ирана в афганском конфликте имели принципиальные различия. Если позиция Пакистана обозначилась сразу как враждебная правительству ДРА, то в Кабуле надеялись на более сдержанную реакцию Ирана. Однако руководствуясь тезисом «об экс-

порте исламской революции», религиозные лидеры Ирана встали на путь агрессивных действий против ДРА. Мятеж в Герате (весна 1979 г.) был первой крупномасштабной акцией, поддержанной с территории Ирана. Изначальную базу оппозиции с центрами в Иране составляли рабочие-иммигранты, а также беженцы нз Афганистана.

В тегеранской столице был создан так называемый Афганский совет, состоящий из представителей Корпуса стражей исламской революции, МВД, канцелярии президента, премьер-министра и личного представителя аятоллы Монтазерп. В совете было несколько комитетов, каждый из которых занимался определенной группой вопросов, имеющих отношение к афганцам, находящимся в Иране.

С афганской стороны для сотрудничества с советом учрежден «совместный штаб моджахедов и эмигрантов» Афганистана в ИРИ. Принятые меры позволили иранскому руководству взять под контроль деятельность афганских оппозиционных групп и афганской эмиграции в целом. Некоторые группы, отказавшиеся следовать в фарватере политики экспорта исламской революции и не признавшие Хомейни лидером всех мусульман, были распущены или изгнаны из страны.

В Иране (в отличие от Пакистана) политические организации и вооруженные формирования оппозиционеров оказались в прямом и непосредственном подчинении у иранского руководства. Но та неукоснительная железная дисциплина над оппозицией, которую в начальный период установил аятолла Монтазери, постепенно сходила на нет.

Помимо шиитской оппозиции, в Иране базировались и базируются бадахшанскне пемаилпты.

Какие же оппозиционные организации и группы были созданы в Иране? К 1985 году на всей территории ИРИ числились следующие: НАСР, иногда именуемая Организацией борющегося духовенства Афганистана (ОБДА); Объединенный фронт исламской революции Афганистана (ОФИРА), созданный в 1983 году: в который вошли три мелкие организации и так называемая Школа единства; Организация Исламская сила (иногда — Исламские силы); Организация Исламское движение Афганистана (ИДА), соперничающая с Организацией НАСР за влияние на территории Афганистана, возглавляется аятоллой Мухаммадом Ассфом Мох-сени, который одновременно руководит деятельностью Объединенного фронта исламской революции Афганистана и входящей в этот фронт организацией РААД; Партия Аллаха, создана в 1980 году по образу и подобию иранской Партии Аллаха; Организация стражей исламского джихада Афганистана, создана КСИРом в 1983 году.

Между поименованными организациями всегда существовали сильные противоречия. Особенно они появлялись па территории Афганистана и прежде всего в его западных районах и в Хазарад-жате, где действуют вооруженные группы этих организаций.

Только в марте 1985 года было подписано соглашение о «прекращении огня» и создан альянс Объединенные исламские организации Афганистана, в который вошли 8 организаций.

Практическая деятельность проиранской афганской оппозиции па территории Афганистана, которая но своему характеру во многом схожа с деятельностью суннитских оппозиционных организаций с центрами в Пакистане, имела некоторые особенности. К их числу относятся:

1. Афганские исламские оппозиционные группы и организации с центрами в Иране по своему национальному составу — непуштунские, их члены—и основном хазарейцы п туркмены, т.е. представители национальных меньшинств Афганистана.

2. С точки зрения принадлежности к тому или иному течению п исламе организации шиитские. Известна лишь одна небольшая группа афганцев-суннитов, отколовшаяся от псшаварского «альянса семи» п укрывшаяся п Иране (Общество улемов Афганистана под руководством моулавн Мохиэдднна Хаддама).

3. Шиитская оппозиция не имеет собственных политических и идеологических взглядов, придерживается навязанных ей иранским руководством политических установок. По существу этот отряд оппозиции служит военно-политическим орудием для воплощения в жизнь идеи о «всемирной исламской революции».

Отмеченные особенности афганской проиранской оппозиции ограничивали ее потенциальные возможности в борьбе за власть в Афганистане рамками национального и регионального меньшинства, которое не могла претендовать на власть в масштабах всей страны.

Во второй главе — «Современное содержание афгано-иранских отношений» повествуется о том, как афганская оппозиция пришла к власти, какие проблемы разделили оппозиционеров и как началось формирование новой внешней политики Исламского Государства Афганистан.

Весной 1992 года заметно активизировались военные действия в Афганистане, которые сложились для непримиримой оппозиции как никогда успешно. В этих тревожных условиях многие высокопоставленные афганские руководители предпочли искать контакты с представителями оппозиционных сил. Поиск таких контактов осуществлялся весьма своеобразно. Практически по родоплемен-ному принципу. Именно этот принцип был положен в свое время в основу раскола НДПА на две враждующие фракции. Как бы

то ци было, паника и полнейший разброд в верхах в тот момент, когда с севера подступали к Кабулу части крупнейшего полевого командира Ахмад-шах Масуда, а с юга — формирования, подчиняющиеся ИПЛ и соответственно Г. Хнкматьяру, ускорили падение правительства Наджибуллы.

Само по себе взятие власти моджахедами обошлись сравнительно малой кровыо. Гораздо серьезнее и продолжительнее оказалось вооруженное противостояние между ними самими.

Тогда в эйфории победы казалось, что обстановка в стране скоро нормализуется, а жизнь в Кабуле войдет в более или менее нормальное русло. Но такое впечатление оказалось обманчивым. Шесть месяцев спустя после падения прокоммунистического правительства страна скатилась до жестокой клановой войны, которая терроризирует сотни тысяч людей, дестабилизирует ситуацию, ставит Афганистан на грань национальной катастрофы.

Следует признать, что согласие и компромиссы время от времени достигавшиеся между различными отрядами моджахедов были весьма хрупкими и относительными. База для согласия тоже была неустойчива. С одной стороны, их объединял общий противник в лице Советской Армии и промосковского режима в Кабуле, с другой — необходимость сдерживать давление, которые оказывали внешние силы, прежде всего правительство Пакистана п разведывательные службы Соединенных Штатов. Острый политический кризис и последовавшее за этим падение кабульского режима Наджибуллы привели к пробе сил в условиях изменившихся соотношений и возможностей между различными этническими группировками. На первый план выдвинулись этнонациональные противоречия. Они существовали 'исторически, начиная со времен правления эмира Абдурахман-хана в прошлом веке и кончая сегодняшним днем. По сутп дела эти противоречия укладываются в широкую научно-теоретическую проблему о взаимодействии ислама и национализма, а в политологических терминах—в проблему борьбы за власть между различными этническими группами населения.

Общие принципы внешней политики были объявлены президентом Б. Раббани. Новое правительство было незамедлительно признано Пакистаном, Саудовской Аравией, Кувейтом и целым .рядом других стран. Признала его и Россия, подтвердив также правомерность иска о репарациях. Примечательно, что глава иранского государства направил поздравление президенту ИГА. В столицах двух стран действуют посольства, открыта государственная граница, Ираном подготовлен пакет мер гуманитарной помощи, открылся филиал Иранского Национального банка в Кабуле.

В политике нового Афганистана активизировался исламский фактор, что предполагает установление более тесных отношений

с Ираном, Пакистаном, арабскими государствами. С этими странами связываются надежды на получение инвестиций, на выход Афганистана из кризиса.

В своей практике исламская дипломатия опирается на три основных принципа. Первый принцип предусматривает геополитическое деление мира на область войны «дар-эль-хорб» и область ислама — «дар-эль-сульх». Второй принцип — это принцип исламской солидарности, третий принцип — принцип дифференцированного дипломатического поведения.

Геополитический принцип деления мира на область войны и область .ислама регламентирует взаимоотношения как не с мусульманскими странами, так и между отдельными мусульманскими государствами. Этот принцип даст умозрительное представление о том,' будто бы он подтверждает равенство всех мусульман перед Аллахом и единство мусульманской общины (умма). Но вместе о тем он отражает противоположность интересов мусульман, с одной стороны, и интересов, всех без исключения не мусульман, с другой. Геополитический принцип отнюдь не означает, что исламская дипломатия направлена на обособление исламского мира и даже обусловливает его конфронтационное отношение к остальному мировому сообществу. Допустимость развития тесных, дружественных связей с немусульманскими государствами подтверждается фактом существования мусульманской и немусульманской общин в Медине при пророке. Более того, в современных условиях этот принцип рассматривается как важный фактор международной борьбы за мирное сотрудничество, способствующее соединению усилий мусульманских государств в мировом разделении труда.

Глава третья «Афганистан в изменившихся геополитических условиях» посвящена анализу перспектив развития ситуации в Афганистане и региональных отношений, которые имеют тенденции к обеспечению проблем безопасности и решению внутриполитических проблем путем интеграции. В главе рассматриваются различные варианты регионального сотрудничества как в рамках уже действующих организаций (Организация экономического сотрудничества, Организация Исламская конференция), так и в рамках новых образований, как военно-политического, так и экономического характера.

Перспективное состояние системы региональных отношений зависит от эффективности многосторонней дипломатии и соответственно место Афганистана в системе определяется его ролью в этой дипломатии. Понимание этой истины исходит из того, что модель двусторонних отношений на Среднем Востоке, несмотря даже на особую доверительность и интимность этих отношений, обладает ограниченными возможностями. Она уступает место

коллективным усилиям. По сути дела речь идет о замене традиционных форм сотрудничества 'более сложными политико-хозяй-ственнымн отношениями. Следует отметить, что в регионе традиционно существовала тяга к объединению усилий в области политики и экономики. Но достижения на этом пути всегда были ограниченными, а чаще не шли дальше общих деклараций. Иногда объединительные проекты возникали спонтанно, как эмоциональная реакция на повороты в политике, иногда как следствие комбинаций конъюнктурных интересов каких-то политических сил. Чаще роль интегратора выпадала на долю Ирана и увязывалась с состоянием ирано-афганских отношений.

Особая смысловая нагрузка в этой главе приходится па анализ отношений Афганистана с Россией и с другими странами СНГ. В афгано-российских отношениях нет пауз — с визитами в Кабуле побывали вице-президент А. Руцкой, министр иностранных дел РФ А. Козырев.

В комплексе российской политики в этом регионе появился новый фактор — фактор непосредственного соседства Ирана и Афганистана с новыми независимыми государствами Центральной Азии. Эти страны развили высокую активность и их взоры обратились в сторону мусульманских стран, родственных по вере и этническим корням. Президент Б. Раббани из группы этих стран выделил три приоритетных для Афганистана — Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан. Деловые отношения с ними имеют для афганской экономики исключительное значение.

Туркменистан становится наиболее активным экономическим партнером Афганистана. Следует выделить два аспекта афгано-туркменского сотрудничества: транспортный и энергетический. Между двумя странами подписан Меморандум о развитии торгово-экономических отношений, согласно которому стороны договорились о дальнейшем сотрудничестве в области геологической, технической и информации, касающейся разведки, добычи и транспортировки нефти и газа. Туркменская сторона взяла обязательство обеспечить беспрепятственный транзит афганского газа по своей территории через существующий газопровод «Келиф-Мубарак». Стороны согласились рассмотреть основные аспекты участия Афганистана в проекте газопровода Туркменистан — Афганистан — Пакистан. Туркменская сторона готова оказать содействие Афганистану в газификации городов северных районов страны па взаимовыгодной основе, а также перетоки электроэнергии через Афганистан в Пакистан. Существует договоренность о соединении автомобильных дорог между двумя сторонами, об организации грузовых перевозок автомобильным и речным транспортом. Об открытии авиарейсов между Мазар Шариф и Ашгабадом.

Стороны также согласились подготовить Соглашение в области железнодорожного транспорта между станциями Ашгабад (Туркменистан) и Герат-Кабул (Афганистан).

Соглашение Афганистана с Узбекистаном и Туркменистаном о транзите имеют для Афганистана исключительное значение, поскольку открывают большие возможности для осуществления афганских внешнеэкономических связей.

Особое место в комплексе этих отношений занимают связи с Таджикистаном, наиболее близком государстве в этническом и историческом отношении. Их связывает общая граница, достаточно большой протяженности, общий язык — фарси, который является языком интернационального общения в Афганистане. Между ними устанавливаются торгово-экономические связи. Драматические события в Таджикистане, приведшие к массовому переходу таджиков государственной границы, наметило новую проблему в афгапо-россипских отношениях.

Диссертационная работа завершается некоторыми выводами. По теме диссертации опубликованы статьи в афганской печати.